Он дал на своих полотнах пристанище демонам, а быть может, это демоны захватили его. Но, так или иначе, именно Михаил Врубель создал реальные демонические образы обитателей потустороннего мира. Мы, зрители, вглядываясь в его картины, как будто смотрим сквозь слюдяные витражи, отделяющие нашу обыденную реальность от бушующего иного мира. И сквозь красочные стёклышки видим сумрачных ангелов преисподней, чувствуем их негасимую ярость, ощущаем их извечную ненависть, касаемся взглядом сгустков их пульсирующей непрерывной боли.

Откуда к Михаилу Врубелю приходили образы демонов ? Может, и в самом деле его мистические полотна есть метафизическое прозрение в потусторонний мир? И, может быть, именно поэтому ни один из демонов, созданных Врубелем, так и не был завершён?

Всё странно в творчестве Врубеля. Свой крестный путь профессионального художника он начинал с иконописных росписей Кирилловского храма в Киеве. Он, животворивший демонов, писал с такой же одержимостью иконы, творил в красках Христа и Богоматерь, и многочисленных святых.

Эти судорожные метания от Христа к демонам мрака будут сопровождать Михаила Врубеля всю жизнь.



Примечательно, что в качестве натуры для апостолов с фрески «Сошествие Святого Духа» Врубель срисовал лица больных из психиатрической больницы. В истощённых силуэтах, в смятенных взглядах умалишённых он улавливал некое запретное знание , недоступное «нормальному» и, следовательно, ограниченному разуму. Врубель считал, что сумасшедшие знают нечто такое, чего не ведают здоровые, что они, отрезанные безумием от всего обыденного, способны пережить истинное духовное просветление. Но мог ли ведать Врубель, что и он в конце жизни окажется среди этих «просветлённых» и что смерть свою встретит на койке в психиатрической клинике?

Строительный комитет, который заказал Врубелю роспись на тему «Воскресения Христова» стены северного придела алтаря Владимирского собора в Киеве, работу художника не принял. Не была принята и роспись плафона на тему «Пятого дня сотворения мира — отделения воды от тверди». Не хорош, по мнению заказчиков, оказался и набросок «Воскресение. Эскиз росписи Владимирского собора».

И когда творческие неудачи наложились на личные проблемы, когда алкоголь сделался спасением и бедствием, демоническое стало тонкой змеистой струйкой втекать в душу художника, искушать, беспокоить, требовать своего воплощения.

Первым образом, в котором проглядывается демоническое, стал эскиз... «Ангел с кадилом и свечой». Какое странное и пугающее сочетание — светлые, тающие во мраке призрачные одежды ангела и его тёмное лицо с мрачными, отнюдь не ангельскими глазами. Кто это? Демон, облачившийся в чужие одежды, или ангел с чужими глазами на лице?

Врубель уже осязал эфирную плоть той могучей потусторонней силы, что рвалась в его мир. Но чьи голоса нашептали ему такую мысль: «Демона не понимают, путают с дьяволом, а демон по-гречески... значит «Душа»?

Как изобразить ДЕМОНА? Вот отзыв об одном из первых демонов Врубеля: «Демон мне показался злою, чувственною отталкивающей пожилой женщиной. Миша говорит, что Демон — это дух, соединяющий в себе мужской и женский облик. Дух, не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всём том дух властный, величавый» (A.M. Врубель, отец художника).

Эскиз же самого первого Демона Врубель уничтожил, недовольный сделанным. Отчаявшись написать Демона маслом, он попытался изобразить его в скульптуре, вылепить демоническую плоть руками. Но одна скульптура развалилась, вторая показалась художнику утрированной.

И лишь в мае 1890 года Врубель вдруг ощутил в себе силу творить ДЕМОНА. Он жаждал воплотить светлую божественность Демона, ангела богорожденного, но замаранного выхолощенным христианским мифом, жаждал показать миру Демона как добро, освободившееся от безгрешности.

Врубель работал точно одержимый. И написанная плоть оживала, наполнялась реальной силой. Демон на глазах всё рос и рос, придвигался к краю картины, заполнял собой весь холст, не умещался на холсте, и Врубель собственноручно подшивал новые куски. Но Демон перерос и увеличенный холст — верхняя часть его головы кажется срезанной.

Позже Даниил Андреев напишет в своей метафизической «Розе мира», что Врубель ничего не выдумывал и интуитивно написал метапортрет одного из ангелов мрака. Он сумел передать главное в облике жителей преисподней: «серый, как пепел, цвет лиц ангелов мрака отталкивающ и ужасен, а в чертах совершенно обнажена их хищная и безжалостная порода». Угадал, по мнению Д. Андреева, Врубель и ущербность их прекрасных крыльев. Он нарисовал их поломанными, но на самом деле, писал Д. Андреев, «их крылья не повреждены, но самая возможность пользования ими мучительно сужена».

Разум художника неумолимо погружался во мрак. Однажды он сообщил, что Демон явился ему во сне и потребовал, чтобы полотно было названо «ikone» (икона). «Прекрасному поверженному злу» должно преклоняться, как поклоняются другим образам мучеников. «Демона поверженного» отправили на выставку. Врубель поехал следом. И даже когда картина уже висела на стене, художник прямо на глазах у публики вносил всё новые и новые исправления. Демон высосал у своей жертвы все силы, опустошил душу и погрузил разум во тьму безумия. Михаила Врубеля поместили в психиатрическую клинику.

БЕЗУМИЕ И ТЬМА

Это были страшные месяцы огненного хаоса. Врубель воображал себя то Христом, то Пушкиным, он собирался стать московским генерал-губернатором, превращался в государя российского, становился Скобелевым или Фрином. Он слышал хоры голосов, утверждал, что жил в эпоху Ренессанса и расписывал стены в Ватикане в компании с Рафаэлем и Микеланджело...

Из клиники Врубель вышел ненадолго. Через несколько месяцев умирает от крупозной пневмонии его двухлетний сын Саввушка. Огромное горе затопило отца целиком. Опалённый разум не выдерживал отвратительной беспощадной реальности, и Врубель сам попросил жену поместить его снова в психиатрическую клинику.

Там одна мучительная галлюцинация сменялась другой: художнику виделись враги, жаждущие его смерти, его оглушал хор призрачных голосов, обвиняющих в преступлениях. Врубель впадал в отчаяние и кричал, что его уже НИЧЕГО не ожидает, или корчился в приступах буйства.

Когда наступало затишье и просветление, Врубель рисовал с натуры. То были поразительные рисунки, излучающие тепло и добро, полную противоположность образам Демонов!

В августе 1904 года Врубель вышел из клиники. Демоны ушли в тень. Но кто другой выступил из тени? 1904-м годом датирована ещё одна знаменитая работа Михаила Врубеля «Шестикрылый серафим» (Азраил) . Зеленоватое лицо, на котором вместо глаз сверкают голубые ледяные кристаллы, мертвенно-чеканные оледенелые черты, лишённые страстей. И занесённый блистающий меч... Если это и ангел, то ангел смерти.

Художник, писавший демонов, должен был испить свою горькую чашу до дна. Он начал постепенно слепнуть. Полуслепым пытался рисовать, потом лепить. А затем наступил непроницаемый мрак. Последние годы жизни Михаил Врубель провёл в абсолютной тьме. В клинике он бредил о «сапфировых» глазах, которые ему должен кто-то даровать.

Последними словами Михаила стали: «Хватит лежать, собирайся, Николай, поедем в Академию». Врубеля не стало 1 апреля 1910 года. Он перешагнул тонкую линию, отделявшую бытие от небытия, и кто его встретил за той последней чертой — ангелы или демоны — мы не узнаем...

Иллюстрации художника к поэме Лермонтова "Демон"

Тамара и Демон

Голова Демона

Голова Демона на фоне гор

Демон летящий

Демон, смотрящий на танец Тамары

Свидание Тамары и Демона

Демон и Ангел с душой Тамары

Картины М.Врубеля на сайте:

Врубель довел до совершенства свою систему рисунка. Он в равной мере блестяще владел всеми графическими материалами. Подтверждением того служат иллюстрации к «Демону» М.Ю.Лермонтова. С поэтом художника сближало то, что оба лелеяли в своей душе идеал гордого, непокорного творческого характера. Сущность этого образа двойственна. С одной стороны, величие человеческого духа, с другой - безмерная гордыня, переоценка сил личности, которая оборачивается одиночеством. Врубель, взявший на свои хрупкие плечи бремя «демонической» темы, был сыном негероического времени. У «Демона» Врубеля больше тоски и тревоги, чем гордости и величия... »

Живописец божьей милости

В истории мировой живописи немного художников, наделенных божественным колористическим даром. Врубель занимает достойное место в этом уникальном списке. Его живописный дар выделяли со времен учебы в Академии художеств. Врубель всю жизнь углублял и усложнял свою цветовую палитру и нашел на ней новые, прежде неведомые сочетания. Сильное влияние оказали на него итальянцы: Беллини и Карпаччо, ранние византийские мозаики и древние русские фрески... »

Педагогическая деятельность Врубеля

О педагогической деятельности Врубеля почти ничего не известно, но, к счастью, до нас чудом дошел рассказ художника М.С.Мухина, который учился у М.А.Врубеля в Строгановском училище. Он раскрывает новую, неизвестную грань дарования мастера. В Строгановское училище художника пригласил его директор Н.В.Глоба, много сделавший для подъема художественно-промышленного образования в России. Итак, на переломе веков М.А.Врубель оказывается в стенах «Строгановки». Приводим рассказ М.С.Мухина...

художник: Михаил Александрович Врубель
годы жизни: 1856-1910
виды изобразительного искусства: живопись, графика, декоративная скульптура
стиль: символизм

на фото: Михаил Врубель, фрагмент "Автопортрета с жемчужной раковиной", 1905

Верить или не верить в силу искусства - дело каждого. Я впервые почувствовала влияние живописи в пятнадцатилетнем возрасте. С тех пор прошло почти пятьдесят лет, но впечатления от первого посещения Третьяковки я помню в мельчайший деталях и до сих пор. Третьяковская галерея словно разбудила мою душу, я получила первый эмоциональный урок нравственности.

Я и сейчас помню и чувствую благоговейный трепет, который испытала, увидев иллюстрации Михаила Врубеля к поэме “Демон” Михаила Лермонтова . Поразило, как посредством только двух цветов художник смог передать такую гамму чувств: бездонную тоску Демона по живому, полному тепла и цветению миру, от которого он отторгнут.

Я понимаю и принимаю “Демона” Михаила Врубеля : для меня Демон - не дьявол (ведь в переводе с греческого “демон” - это душа). Для меня Демон - это существо, проникнутое смятением, обуреваемое противоречивыми страстями. Демон в “Демоне Сидящем” вызывает у меня глубокое сочувствие - так правдиво передано сочетание мощи и бессилия молодого Демона, как точно сцеплённые пальцы рук выдают его пронзительную тоску! Эта работа почти не имеет аналогов в истории мирового искусства по своей эмоциональности.

Не уступает ей и “Демон Поверженный” . На картине Демон - сломленный, полубезумный, его погубили сильные, возвышенные, но противоречивые чувства.

Цикл Врубеля “Демон” уникален тем, что он даже более, чем гармонично соотносится с поэзией Михаила Лермонтова , проникнутой смятением, борьбой с обуревающими душу страстями, жаждой познания истины и веры. Судьбы Поэта и Художника трагичны.

Меня всегда интересовали подробности биографии художника, то, откуда он, где вырос, какую женщину любил, каким был его быт. И был ли быт вообще? Возможно, Михаил Врубель - это небожитель, который спустился на грешную Землю лишь на миг для того, чтобы одарить людей своими шедеврами?...

Из биографии художника

Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, в семье строевого офицера. По роду службы отца семья Врубелей часто переезжала (Омск, Астрахань, Петербург, Одесса). Будучи учеником, Михаил Врубель был без ума от искусства и, при этом, проявлял завидные склонности к истории и естествоведению. Отец желал для Михаила надёжного и обеспеченного будущего, успешной карьеры - и поэтому после гимназии 18-летний Михаил Врубель поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета.

Он был совершенно равнодушен к юридическим наукам. Все его интересы были за пределами университетских стен. Он всерьёз увлекался философией Канта, влюблялся в оперных актрис, спорил об искусстве, всегда оставаясь при этом сторонником так называемого “чистого искусства”, и много рисовал. Он посещал в Академии художеств вечерний класс П.П.Чистякова, который учил Василия Поленова и Валентина Серова, Репина, Сурикова и Виктора Васнецова. Говорят, что если человек талантлив, то он талантлив во всём: даже занимаясь не своим любимым делом, Михаил Врубель окончил университет с золотой медалью. После этого отбыл воинскую повинность, получив чин бомбардира запаса. Недолго работал в главном военно-судном управлении.

Отдав долг Родине, в возрасте 24 лет Михаил Врубель возвращается к делу его жизни - Искусству. Михаила зачисляют вольнослушателем в Императорскую Академию Художеств. С первых дней учёбы новоиспеченный студент удивляет преподавателей своими оригинальными взглядами на классические сюжеты, выделяется среди остальных студентов необычностью и новизной своего стиля.

Талант молодого Врубеля был настолько очевиден, что уже через четыре года после поступления в Академию Михаилу доверяют реставрацию Кирилловской церкви XII века в Киеве. Для мраморного иконостаса храма Михаил Врубель написал иконы “Богоматерь c Младенцем”, “Христос”, “Кирилл” и “Афанасий”. Кроме того, он создал и настенные росписи. Это было началом новой вехи в творчестве Михаила Врубеля - вехи самостоятельного свободного плавания в Искусстве.

Михаил Врубель прославляет своё имя практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. Художник был известен как автор живописных полотен, декоративных панно, фресок и книжных иллюстраций. Творчество Врубеля восхищает и поражает: его талант уникален и неповторим. Его портреты имеют безупречное сходство с моделью. Доказательством этого может послужить даже его последняя работа - незаконченный портрет поэта В.Я.Брюсова.

Пейзажи Врубеля достоверны и очень декоративны. А ведь создавал он их не с натуры, а по памяти или по фотографии. Самоотдача художника своей работе настолько высока, что высокое Творчество доминирует над разумом Михаила Врубеля . Плачевные результаты этого становятся заметны в 1902 году (в 46 лет), когда у художника явно проявляются признаки психического и душевного расстройства. Слишком много физических и душевных сил отдал Михаил Врубель творчеству. Порой он простаивал у мольберта по двадцать часов в сутки, переделывая сюжет по несколько раз в день.

Михаил Врубель начал слепнуть, путал цвета и плохо видел, что именно рисует. Его душевное состояние, подверженное негативному влиянию образов его собственного творчества (цикл “Демон”) - тоже внушало тревогу. Художник стал совершенно равнодушен к окружающему миру. Это был конец художественной жизнедеятельности гения. Несмотря на длительное лечение болезни и заботу жены и близких, через восемь лет Михаил Врубель ушёл из жизни.

Гениальность Врубеля не требует подтверждения, его искусство вне времени. Здесь хочется вспомнить Александра Блока, который называл Михаила Врубеля “вестником иных миров”. Я искренне верю в то, что Михаил Врубель был действительно небожителем, который подарил нам своих Демонов.

Демонов, которые теперь защищают нас от зла и невежества!

13.01.2015

Описание картины Михаила Врубеля «Тамар и Демон»

Произведение искусства «Тамара и Демон» - это демонстрация бессмертного творения известного поэта Михаила Лермонтова. Картину художник сотворил в 1890 году. Данный шедевр сотворен с использованием только черной краски и пигмента на бумажном полотне светлого и коричневого оттенка. На картине можно увидеть паласы и постель, а также красивую, лежащую на кровати женщину с красивой косой, которую звать Тамара. Она старается спрятать свое обличие. Она изображена в платье, а ее голову прикрывает платок белого цвета. А изображенный Демон хочет посмотреть девушке в ее очи. Волосы этого персонажа темные, очень длинные и вьющиеся. Лицо выглядит строгим, а взгляд - пронзительный.

Применяя лишь акварель черного цвета и особый пигмент, живописец сотворил яркий и неповторимый шедевр. Полотно достойно восхищения со стороны любого человека. Оценщик такого шедеврального произведения рассматривает каждый фрагмент тщательно и досконально. Законченность полотна просто удивляет стороннего наблюдателя. Со слов творца, иногда человек не осознает саму суть Демона. Люди часто считают такого персонажа дьяволом во плоти. Но если правильно трактовать понятие «демон», можно узнать, что на самом деле это просто душа. Таким образом, Демон воплощает битву души человека, у которого есть проблем и препятствий в жизни. Закончив свое произведение искусства, связанное с поэмой знаменитого поэта Лермонтова, Врубель старался больше не изображать персонажа Демона, но спустя некоторое время, для художника такая тематика стала главной в его творческой деятельности. После картины «Тамара и Демон», живописец изображал Демона во многих своих творениях. Полотна Врубеля отражают взгляды художника, они просты, но, в то же время, глубокие, осмысленные и проницательные.

Печальный Демон, дух изгнанья,
Летал над грешною землей,
И лучших дней воспоминанья
Пред ним теснилися толпой;


М.А.Врубель. Танец Тамары. 1890-1891

В последний раз она плясала.
Увы! заутра ожидала
Ее, наследницу Гудала.
Свободы резвую дитя,
Судьба печальная рабыни,
Отчизна, чуждая поныне,
И незнакомая семья.


М.А.Врубель. Скачущий всадник (Несется конь быстрее лани…). 1890-1891

Несется конь быстрее лани.
Храпит и рвется, будто к брани;
То вдруг осадит на скаку,
Прислушается к ветерку,
Широко ноздри раздувая;
То, разом в землю ударяя
Шипами звонкими копыт,
Взмахнув растрепанною гривой,
Вперед без памяти летит.
На нем есть всадник молчаливый!
Он бьется на седле порой,
Припав на гриву головой.
Уж он не правит поводами,
Задвинув ноги в стремена,
И кровь широкими струями
На чепраке его видна.
Скакун лихой, ты господина
Из боя вынес, как стрела,
Но злая пуля осетина
Его во мраке догнала!

На беззаботную семью
Как гром слетела божья кара!
Упала на постель свою,
Рыдает бедная Тамара;
Слеза катится за слезой,
Грудь высоко и трудно дышит;
И вот она как будто слышит
Волшебный голос над собой:
“Не плачь, дитя! не плачь напрасно!
Твоя слеза на труп безгласный
Живой росой не упадет:
Она лишь взор туманит ясный.
Ланиты девственные жжет!
Он далеко, он не узнает,
Не оценит тоски твоей;
Небесный свет теперь ласкает
Бесплотный взор его очей;
Он слышит райские напевы…
Что жизни мелочные сны,
И стон и слезы бедной девы
Для гостя райской стороны?
Нет, жребий смертного творенья
Поверь мне, ангел мой земной,
Не стоит одного мгновенья
Твоей печали дорогой!

И он слегка
Коснулся жаркими устами
Ее трепещущим губам;
Соблазна полными речами
Он отвечал ее мольбам.
Могучий взор смотрел ей в очи!
Он жег ее. Во мраке ночи
Над нею прямо он сверкал,
Неотразимый, как кинжал.

Как пери спящая мила,
Она в гробу своем лежала,
Белей и чище покрывала
Был томный цвет ее чела.
Навек опущены ресницы…
Но кто б, о небо! не сказал,
Что взор под ними лишь дремал
И, чудный, только ожидал
Иль поцелуя, иль денницы?
Но бесполезно луч дневной
Скользил по ним струей златой,
Напрасно их в немой печали
Уста родные целовали….
Нет! смерти вечную печать
Ничто не в силах уж сорвать!

В пространстве синего эфира
Один из ангелов святых
Летел на крыльях золотых,
И душу грешную от мира
Он нес в объятиях своих.
И сладкой речью упованья
Ее сомненья разгонял,
И след проступка и страданья
С нее слезами он смывал.
Издалека уж звуки рая
К ним доносилися – как вдруг,
Свободный путь пересекая,
Взвился из бездны адский дух.
Он был могущ, как вихорь шумный,
Блистал, как молнии струя,
И гордо в дерзости безумной
Он говорит: “Она моя!”
< …>
“Исчезни, мрачный дух сомненья! –
Посланник неба отвечал: –
Довольно ты торжествовал;
Но час суда теперь настал –
И благо божие решенье!
Дни испытания прошли;
С одеждой бренною земли
Оковы зла с нее ниспали.
Узнай! давно ее мы ждали!
Ее душа была из тех,
Которых жизнь – одно мгновенье
Невыносимого мученья,
Недосягаемых утех:
Творец из лучшего эфира
Соткал живые струны их,
Они не созданы для мира,
И мир был создан не для них!
Ценой жестокой искупила
Она сомнения свои…
Она страдала и любила –
И рай открылся для любви!”

И Ангел строгими очами
На искусителя взглянул
И, радостно взмахнув крылами,
В сиянье неба потонул.
И проклял Демон побежденный
Мечты безумные свои,
И вновь остался он, надменный,
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви!..

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png