Личное дело

Евгений Львович Шварц (1896 - 1958) родился в Казани в семье студента-медика, но практически все его детство прошло на юге России, в городе Майкопе, где отец Евгения Львовича работал земским врачом. Изначально Лев Шварц получил назначение на работу в подмосковный Дмитров, но вскоре был там арестован за участие в социал-демократическом кружке. После недолгого тюремного заключения он был выслан из города с запретом жить и практиковать в окрестностях столиц, а также в губернских городах. Так семья оказалась в Майкопе.

Приехав в Москву в 1913 году, Шварц поступил на юридический факультет народного университета Шанявского, позднее перешел на юридический факультет Московского университета. Но театр интересовал его куда больше, чем учеба. Осенью 1916 года студента Шварца призвали в армию. В начале гражданской войны Шварц оказался в Екатеринодаре. В 1918 году вступил в Добровольческую армию и участвовал в знаменитом Ледяном походе генерала Корнилова. В боях под Екатеринодаром был сильно контужен, после чего был уволен с военной службы. Евгений Шварц оказался в Ростове-на-Дону, где поступил в Театральную мастерскую режиссера Павла Вейсбрема. Он участвовал в различных постановках, как пьес Пушкина, так и авторов того времени: Хлебникова, Гумилева, Ремизова. Позднее Шварц не рассказывал о службе в белой армии даже близким друзьям, и в его биографиях, изданных в советское время, об этом не упоминается.

В 1921 году вместе с ростовской труппой Евгений Львович приехал в Петроград. Театральная мастерская была преобразована в Литературный театр при Петроградском Союзе поэтов. Просуществовал этот театр недолго, но после его закрытия Шварц так и остался в Петрограде. Некоторое время играл в небольших театрах, работал продавцом в книжном магазине, был секретарем Корнея Чуковского. Быстро стал известен как блестящий рассказчик, импровизатор. Писать он начал лишь в 1923 году. Тогда он решил уехать на лето в Донбасс. Там в газете «Всероссийкая кочегарка», выходившей в городе Бахмут (ныне Артемовск), работал поэт-обэриут Николай Олейников. Там же начал сотрудничать и Шварц, выпускавший литературное приложение к газете - «Забой». После возвращения из Донбасса появилось первое детское произведение Шварца. «Рассказ старой балалайки» вышел в июльском номере детского альманаха «Воробей» за 1924 год. Рассказ одобрил редактор альманаха Самуил Маршак. Уже на следующий год Шварц был постоянным сотрудником детских журналов «Еж» и «Чиж», а первый его рассказ вышел отдельной книжкой. За ним последовали новые книги для детей: «Война Петрушки и Степки-растрепки», «Лагерь», «Шарики» и другие. В 1929 году Ленинградский ТЮЗ ставит первую пьесу Шварца - «Ундервуд». С тех пор Шварц работает много и плодотворно. Он сочиняет повести, рассказы, стихи, пьесы для детей и для взрослых, смешные подписи к рисункам в журналах «Чиж» и «Еж», сатирические обозрения, либретто для балетов, репризы для цирка, кукольные пьесы для театра Сергея Образцова, киносценарии. Среди фильмов, снятых по сценариям Шварца, знаменитая «Золушка», где главные роли исполнили Янина Жеймо, Фаина Раневская и Эраст Гарин, а также фильм режиссера Григория Козинцева «Дон Кихот».

Шварц продолжал работать в блокадном Ленинграде. Николай Акимов писал о тех днях: «Изредка встречаясь с Евгением Львовичем, я замечал в нем эпическое спокойствие духа, сочетавшееся с сильнейшим отощанием, принимавшим угрожающие формы. Однажды я узнал, что, получив предложение эвакуироваться, Шварц отказался. Меня очень встревожило это сообщение, и я предпринял поход на канал Грибоедова (эта формулировка вполне точная!) для личного воздействия на него. Застал я его в том самом, опасном в данном случае спокойствии, в которое в те времена впадали многие. На счастье, наши личные отношения сложились так, что подвергаться нажимам с моей стороны у него вошло уже в привычку. Привычка эта сложилась на почве создания пьес, но в данном случае она очень пригодилась. Сопротивляясь и ворча, обвиняя меня в том, что я хочу нарушить уже выработанный им ритм существования, искренне недовольный моими приставаниями, Шварц все-таки согласился на отъезд. Я был по-настоящему счастлив. Я чувствовал, что одна из самых драгоценных частиц нашего театра сохранится для тех времен, когда снова можно будет работать в полную силу».

Так Евгений Львович попал в город Киров. Там он создал пьесы: «Одна ночь» - о защитниках Ленинграда - и «Далекий край» - об эвакуированных детях. Когда немного позднее в Душанбе был эвакуирован Ленинградский театр Комедии, Шварц приехал туда. После войны им было написано еще несколько пьес, среди которых «Обыкновенное чудо». Умер Евгений Львович Шварц в Ленинграде 15 января 1958 года.

Чем знаменит

Евгений Шварц

Наиболее известны пьесы Шварца, созданные, когда для Ленинградского театра комедии, который возглавлял Николай Акимов. Именно Акимов во многом убедил Шварца попробовать свои силы в комедийно-сказочной «взрослой» драматургии. Но путь этих пьес к зрителям оказывался трудным, а порой и очень долгим. В 1934 году был написан «Голый король», но при жизни Евгения Львовича так и не был разрешен к постановке. Пьеса «Тень» была поставлена в Ленинградском театре комедии в 1940 году. Она шла с аншлагами несколько месяцев, но потом цензура все-таки сочла пьесу недопустимой. Первая постановка пьесы «Дракон» в 1944 была закрыта после нескольких спектаклей. Борясь за спектакль в официальных инстанциях, Николай Акимов утверждал, что Дракон в пьесе - это фашизм, Ланцелот - Советский Союз, а бургомистр - Америка, мечтающая Гитлера победить руками СССР и присвоить все лавры себе. Начальство соглашалось, но требовало переделки текста пьесы, чтобы эти аллегории были очевиднее для зрителей. Шварц переделывать пьесу не стал.

В 1949 году Акимов был снят с должности главного режиссера. Вернулся он в свой театр лишь в 1956 году, и вновь на сцене была поставлена пьеса Евгения Шварца - «Обыкновенное чудо». В 1960 появилась вторая постановка пьесы «Тень», а в 1962 - «Дракона». В 1960 году в московском «Современнике» Олег Ефремов и Маргарита Микаэлян впервые поставили пьесы «Голый король». Короля играл Евгений Евстигнеев, первого министра - Игорь Кваша. «Голый король» стал одним из лучших спектаклей театра и много лет пользовался успехом у зрителей.

Пьесы Шварца неоднократно экранизировались. Первый фильм «Обыкновенное чудо» был снят Эрастом Гариным в 1960 году. Но больше всего зрителям запомнился двухсерийный фильм, снятый по этой пьеса Марком Захаровым в 1978. В 1988 году по сценарию Григория Горина и Марка Захарова был снять фильм «Убить дракона» - экранизация пьесы «Дракон». Пьеса «Тень» дважды была экранизирована: в 1971 и 1991 годах. Всего по пьесам Шварца были сняты 11 фильмов и пять мультфильмов.

О чем надо знать

Есть еще одно произведение Евгения Шварца, о котором читатели узнали с большим опозданием. Хотя многим именно оно может показаться самым интересным в его наследии. Это записи, которые много лет Шварц делал для себя. Они включают бытовые зарисовки, дневниковые записи, воспоминания о детстве, портреты современников. «Только не мемуары! Терпеть не могу это слово: мэ-му-ары!» - говорил Шварц Леониду Пантелееву, в результате он стал называть свои записки ироничным словечком «Ме». Часть записей, посвященных друзьям и знакомым Шварца, известна под названием «Телефонная книжка».

Евгений Шварц вел дневники с 1926 года, но, покидая блокадный Ленинград, он не захотел оставлять свои записи на произвол судьбы и уничтожил их. Впрочем, они погибли бы в любом случае, так как в дом Шварца вскоре попала авиабомба. Добравшись до Кирова, он возобновил ведение дневника и занимался этим все последующие годы. С 24 июня 1950 года Шварц каждый вечер заполнял две страницы конторской амбарной книги. «Надо отработать этот урок, который задаю я себе ежедневно на старости лет, чтобы научиться наконец писать в лоб о себе, связно рассказывать о самых обыкновенных вещах... Зачеркивать, переписывать и обрабатывать по условиям, что я поставил сам себе, не разрешается». Последнюю запись Шварц сделал 4 января 1958 года - за 11 дней до смерти. Всего им за 16 лет было заполнено 37 конторских книг большого формата, общим объемом в 160 авторских листов. Существует несколько изданий дневниковой прозы Шварца разной степени полноты.

Прямая речь

Меня Господь благословил идти,

Брести велел, не думая о цели.

Он петь меня благословил в пути,

Чтоб спутники мои повеселели.

Иду, бреду, но не гляжу вокруг,

Чтоб не нарушить Божье повеленье,

Чтоб не завыть по-волчьи вместо пенья,

Чтоб сердца стук не замер в страхе вдруг.

Я человек. А даже соловей

Зажмурившись поёт в глуши своей.

«Конечно, никому не возбраняется втайне, в глубине души надеяться, что он недурен собой и что кто-нибудь, может быть, считает его красивым. Но утверждать публично: я — красивый — непристойно. Так и пишущий может в глубине души надеяться, что он писатель. Но говорить вслух: я — писатель нельзя. Вслух можно сказать: я — член Союза писателей, потому что это есть факт, удостоверяемый членским билетом, подписью и печатью. А писатель — слишком высокое слово...» Евгений Шварц

«В двадцатых годах в этом доме [«Дом искусств» ] были размещены писатели всех поколений, приобщившиеся к молодой советской литературе. В нашем коридоре жили М. М. Лозинский, М. М. Зощенко, В. А. Рождественский, М. Л. Слонимский и многие другие. И вот сюда к нам часто заходил желанный гость — молодой Евгений Шварц. Я помню его юношески худым, с глазами светлыми, полными ума и юмора. В первом этаже в большом, холодном и почти пустом зале мы читали и обсуждали наши произведения. Здесь мы экспромтом разыгрывали без всяких репетиций сценки-пародии Шварца на свою же писательскую семью, ее новую, трудную, еще такую неустроенную, но веселую и необыкновенную жизнь. Шварц изумлял нас талантом импровизации, он был неистощимый выдумщик. Живое и тонкое остроумие, насмешливый ум сочетались в нем с добротой, мягкостью, человечностью и завоевывали всеобщую симпатию». Ольга Форш

5 фактов о Евгении Шварце

  • В детстве родители заметили, что маленький Женя не переносит историй с плохим концом. В результате, когда мальчик отказывался есть котлеты, его мама тут же начинала рассказывать сказку, в которой герои попадали в безвыходное положение. «Доедай, а то все утонут», - говорила она. И сын послушно доедал.
  • В 1915 году студент-юрист Евгений Шварц неоднократно пытался сдать экзамен по римскому праву. О результатах он сообщал родителям в Майкоп телеграммами: «Римское право умирает, но не сдается!».
  • Ольга Форш написала книгу «Сумасшедший корабль» о жизни Дома искусств в Ленинграде в 1920-е годы. Среди ее героев есть Геня Чёрн - прототипом его послужил Евгений Шварц.
  • В 1978 году в Австрии был снят телефильм Die verzauberten Brüder («Заколдованные братья») по пьесе Шварца «Два клена».
  • Актриса Марина Неелова в экранизации пьесы «Тень» 1971 года исполнила роль Аннунциаты, а в фильме 1991 года - роль Юлии Джули.

Материалы о Евгении Шварце

Биография и эпизоды жизни Евгения Шварца . Когда родился и умер Евгений Шварц, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты писателя и драматурга, фото и видео .

Годы жизни Евгения Шварца:

родился 9 октября 1896, умер 15 января 1958

Эпитафия

«Он ведь из мира древнейшего,
из недр человеческих грез
свое волшебство вернейшее,
слово свое нежнейшее
к нашим сердцам пронес.

К нашим сердцам, закованным
в лед (тяжелей брони!),
честным путем, рискованным
дошел,
растопил,
приник».
Из стихотворения Ольги Берггольц «В день шестидесятилетия», посвящённого Е. Шварцу

Биография

Замечательный отечественный сказочник Евгений Шварц писал и для детей, но никто бы не назвал его детским писателем. В форме притчи, лёгким языком, с мягким юмором он говорил об очень глубоких вещах. Его «Золушку» полюбили все - за простоту и безыскусность, за ненавязчивое очарование. Но и «Обыкновенное чудо», гораздо более сложное, глубокое, даже философское, ему удалось сделать понятным для всех.

В юности Шварц решил, что должен стать юристом, и отучился два года в университете. А потом понял: это не его. Он любил краски жизни, вкус жизни; считал мир удивительным чудом и рвался участвовать в том, что в нём происходило. Юный Шварц оказался в Добровольческой армии, принимал участие в «Ледяном походе» генерала Корнилова; был тяжело контужен (последствия контузии так никогда и не прошли). После демобилизации он начал писать для газет и журналов и одновременно - для театра.

Шварцу довелось поработать с Корнеем Чуковским и Самуилом Маршаком. Возможно, именно это помогло ему развить в себе талант говорить просто о сложном, передавать атмосферу сказки и тайны, которую можно увидеть в самых обыденных вещах. Это необычайно ценное качество, которым наделены дети, так редко используется во взрослом мире, что Шварц, овладев этим умением, стал первым и единственным. В СССР никто не писал так, как мог написать он.

Писатель был очень критичен по отношению к самому себе и очень болезненно воспринимал критику со стороны. Наверное, поэтому творческое наследие Шварца не столь огромно, как хотелось бы нам. Он стал автором более чем 20 пьес, примерно 15 сценариев, нескольких рассказов. Возможно, это не так много. Но пьесы Евгения Шварца ставят и сегодня в современных театрах. Одна его «Марья-Искусница» или «Снежная королева» стоят того, чтобы показать их современным детям вместо десятка американских мультфильмов. А пьесы «Дракон» и «Тень», несомненно, достойны внимания всех взрослых.

Здоровье сказочника было, увы, не таким уж сказочным. Шварц перенёс несколько инфарктов. Один из его друзей, Л. Пантелеев, вспоминал, как драматург, которому врачи отмерили считанные часы, просил карандаш с бумагой, чтобы записать «о бабочке». Близкие были уверены, что это горячечный бред. Но потом сам Шварц, немного оправившись, объяснил: внезапно он понял в точности, какими словами описать бабочку, и было ужасно думать, что он не успеет этого сделать.

Наверное, ушедший в возрасте 61 года Шварц не успел многого. Но на главное - подарить людям сказку и волшебство - у него хватило времени.

Линия жизни

9 октября 1896 г. Дата рождения Евгения Львовича Шварца.
1914 г. Поступление на юридический факультет Московского народного университета им. А. Л. Шанявского.
1917 г. Призыв в армию. Произведение в прапорщики. Вступление в Добровольческую армию.
1921 г. Первый приезд в Петроград.
1923 г. Первые публикации фельетонов Шварца.
1924 г. Окончательный перезд в Ленинград.
1934 г. Создание сказки «Голый король».
1940 г. Создание сказки «Тень».
1944 г. Создание сказки «Дракон».
1945 г. Написание сценария к фильму «Золушка».
1956 г. Создание сказки «Обыкновенное чудо».
15 января 1958 г. Дата смерти Евгения Шварца.

Памятные места

1. Казань, где родился Евгений Шварц.
2. Майкоп, где прошли детство и юность драматурга.
3. Московский народный университет им. Шанявского, где Е. Шварц проучился 2 года.
4. Екатеринодар, в операции по взятию которого во время «Ледяного похода» участвовал и был контужен Е. Шварц в 1918 г.
5. Ростов-на-Дону, где Е. Шварц после демобилизации в 1918 г. учился и работал в «Театральной мастерской».
6. Дом № 9 по наб. кан. Грибоедова в Санкт-Петербурге, где Е. Шварц жил с 1935 г. по 1955 г.
7. Дом № 8 по Малой Посадской ул. в Санкт-Петербурге, где Шварц жил в 1955-1958 гг.
8. Богословское кладбище в Санкт-Петербурге, где похоронен Евгений Шварц.

Эпизоды жизни

Многие вспоминали о том, с какой добротой Шварц относился к людям. Он помогал Михаилу Зощенко, когда тот попал в опалу в 1946 г., покупал продукты оставшемуся без работы профессору Ленинградского университета Борису Эйхенбауму, да и вообще, старался помочь всем, кто в этом нуждался.

Долгое время Шварц считал, что как писатель он не состоялся. Даже само это слово он не хотел употреблять по отношению к себе, считая, что можно назвать себя членом Союза писателей, но нельзя называть себя писателем, как нельзя самому звать себя гением.

Евгений Шварц читал, что называется, всё подряд, начиная от классической литературы и заканчивая трудами по физике. Притом он буквально «глотал» книги, мог прочесть полновесный роман за одну ночь, если текст его увлекал.


Документальный фильм «О чём молчал сказочник. Евгений Шварц»

Заветы

«Быть настоящим человеком - очень нелегко».

«Нищие, безоружные люди сбрасывают королей с престола из любви к ближнему. Из любви к родине солдаты попирают смерть ногами, и та бежит без оглядки. Мудрецы поднимаются на небо и ныряют в самый ад - из любви к истине. Землю перестраивают из любви к прекрасному».

«Давайте принимать жизнь такой, как она есть. Дождики дождиками, но бывают и чудеса, и удивительные превращения, и утешительные сны».

Соболезнования

«Как жаль, что он унес с собой в могилу тайну чудесного сказочника - певца любви, дружбы и человеческой доброты».
Юрий Слонимский, историк театра, драматург

«Есть мнение, что Евгений Шварц будет первым из немногих советских драматургов, оставшихся в нашей литературе вне зависимости от того, какой на улице политический строй».
Вера Камша, писательница

«В советской литературе проработал он лет тридцать пять, но только к концу этого периода стали понимать, как значительно, важно, своеобразно и неповторимо все, что он делает. Сначала это понимали только несколько человек, да и то не в полную меру. Потом это стали понимать довольно многие. И с каждым годом становится все яснее, что он был одним из замечательнейших писателей России».
Николай Чуковский, писатель и переводчик

«Я вдруг увидел Шварца вплотную, заглянул ему поглубже в глаза и понял, что он не просто милый, обаятельный человек, не просто добрый малый, а что он человек огромного таланта, человек думающий и страдающий… Был ли он добрым? Да, несомненно, он был человек очень добрый. Но добряком (толстым добряком), каким он мог показаться не очень внимательному наблюдателю, Евгений Львович никогда не был. Он умел сердиться (хотя умел и сдерживать себя). Умел невзлюбить и даже возненавидеть подлеца, нехорошего человека и просто человека, обидевшего его (хотя умел, когда нужно, заставить себя и простить обиду)».
Леонид Пантелеев, писатель

российский писатель (1896-1958)

Имя известного писателя всегда окружено легендами. Существуют легенды и о Евгении Шварце. Его считали завсегдатаем богемных вечеринок, мастером красного словца. Сам Шварц однажды заметил по этому поводу: «Легенда проста, жизнь - сложна, и в ней все замечательно и великолепно перепутано».

Родители будущего писателя познакомились во время учебы: отец был студентом медицинского факультета в Казани, мать училась на акушерских курсах. Каждый из них имел свой круг увлечений: отец увлекался политикой, мать слыла неплохой актрисой и выступала в любительском кружке еще когда семья жила в родном городе Рязани. Кружком руководил известный историк театра барон Н. Дигель. Он видел в своей ученице характерную актрису, но она посвятила себя семье.

Получив место земского врача, Лев Шварц перевез в Дмитров свою семью. Но вскоре его арестовали за участие в работе казанского студенческого социал-демократического кружка. После освобождения он не мог проживать в столичных и губернских городах и нашел место врача в больнице города Майкопа. Здесь его сын Евгений закончил реальное училище.

Чтобы поступить в университет, Евгению Львовичу Шварцу пришлось сдать латынь в Армавирской гимназии. В 1914 году он становится студентом юридического факультета Московского университета. Однако Евгений не смог получить высшее образование: в 1916 г. отца призвали на фронт, материальное положение семьи резко ухудшилось, поэтому Евгению пришлось уехать из Москвы, поселиться в Екатеринодаре (ныне Краснодар) и поступить на работу, чтобы начать поддерживать близких. Он зарабатывал уроками и одновременно играл в любительских спектаклях.

В 1917 году Евгений Шварц переехал в Ростов-на-Дону, чтобы продолжить образование, тогда он еще не расстался с надеждой закончить университет. Но неожиданно для себя увлекся театром и стал одним из организаторов труппы «Театральная мастерская». Когда их любительский театр включили в состав государственных учреждений, Шварц занял в нем место члена художественного совета. Но одновременно Евгений продолжал играть в спектаклях и писать агитационные пьесы «на злобу дня». С 1920 года его зачислили в политотдел Кавказского фронта в качестве артиста и театрального инструктора.

Вместе со своими единомышленниками, Евгений Шварц мечтал о перевороте в театральном искусстве. Конечно, в этом был элемент бравады, свойственной возрасту. Но юные гении были отчасти правы, и статьи об отдельных постановках ростовского театра появлялись в ленинградской печати.

В 1921 г. коллектив решил перебраться в Ленинград, однако молодым руководителям театра оказались не по плечу сложные финансовые проблемы, и через год «Театральная мастерская» распалась. К тому времени Шварц уже играл в театрах «Новой драмы» и «Пролеткульта», но он чувствовал, что не может оставаться только актером. Евгению хотелось самовыражаться и другими способами.

Современники отмечали широту дарования Евгения Шварца. Ольга Форш вывела его под именем Гёни Чорна в повести «Сумасшедший корабль». Она подробно рассказывает о таланте импровизатора, свойственном Шварцу, практически каждый день представлявшему обитателям Дома искусств новый сценарий. Позже она писала, что он был настоящим выдумщиком, хотевшим «поднять на художественную высоту культуру шутки». «Женя Шварц был задумчивый художник, с сердцем поэта, он слышал и видел больше, добрее, чем многие из нас».

Небольшая передышка позволила Шварцу навестить родителей, отец служил врачом на соляном руднике, находившемся неподалеку от Артемовска, в Донбассе. Неожиданно для себя Евгений становится сотрудником местной газеты «Кочегарка»: пишет очерки, работает над рукописями молодых авторов. Изредка появляются его отзывы на книги современных авторов. Параллельно Шварц становится секретарем редакции журнала «Забой», фельетонистом, литературным сотрудником. В то время он еще не решался выступать под своим именем и подписывался псевдонимом Щур.

В начале двадцатых годов многие молодые авторы входили в новую литературу через журналистику. Работа в газетах помогала сформировать собственный стиль, создавала навыки владения краткой фразой. Доступность и афористичность произведений Евгения Шварца хорошо знакомы и современному читателю. Среди коллег он также слыл «устным писателем», блестящим рассказчиком. Но Шварц всегда отличался исключительной требовательностью к себе. Только после того, как его фельетоны, написанные раёшным стихом, получили одобрение коллег и снискали популярность у читателей, он решился на публикацию в центральной прессе.

Вернувшись в Ленинград, Евгений Львович Шварц начал работать редактором в детском отделе Госиздата, в редакции журнала «Ленинград» и в детских журналах «Еж» и «Чиж». Тогда Ленинград стал своеобразной кузницей кадров, воспитавшей плеяду писателей и художников. Одновременно Е. Шварц становится членом студии детских писателей, которой руководили О. И. Капица и Самуил Яковлевич Маршак . Там он впервые познакомился с детским фольклором и попытался писать сказки.

В 1925 году Евгений Шварц выпускает первую книжку для детей - «Рассказ старой балалайки», где в простой и доступной форме рассказывает о наводнении в Ленинграде. Впервые он опубликовал сказку в журнале «Воробей», использовав нетрадиционную форму раёшного стиха.

Евгений Львович Шварц блестяще использовал опыт своих предшественников, одинаково легко обращаясь и с фольклорным, и с литературным материалом. В сказке «Война Петрушки и Степки-Растрепки» он делает героями персонажа балаганной культуры и персонажа современного стихотворения С. Маршака. Они превращаются в озорных и неугомонных мальчишек, выясняющих со свойственной возрасту энергией свои взаимоотношения.

Евгений Шварц вырабатывает собственный стиль, в котором соседствуют конкретные бытовые подробности и сказочная условность.

Вторая половина двадцатых годов связана с выпуском книг для детей, причем одни исследователи называют произведения Шварца сказками, другие - научно-художественной литературой. Но, вероятно, следует говорить о рождении нового жанра, где форма сказки становилась поводом для познавательных историй. Подобная форма сложилась в европейской литературе еще в конце XIX - начале XX века (вспомним «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»), в отечественной культуре ярким его представителем можно считать Виталия Бианки .

Иногда произведения Евгения Шварца, написанные в это и последующее десятилетия, называют путешествиями в мир непознанного и неизвестного. Он сумел по-новому раскрыть мир ребенка («Воробей», «Лагерь», «Шарики», «Приключения мухи», «Приключения Шуры и Маруси», «Новые приключения Кота в сапогах», «Приключения В. И. Медведя»).

Литератора отличает поиск новых ощущений, он всегда искал новую форму и иные возможности для самовыражения, поэтому почти все детские журналы и альманахи Ленинграда охотно печатали его стихи и рассказы.

В 1929 г. на сцене Ленинградского ТЮЗа ставится первая пьеса Шварца под названием «Ундервуд». Судьба драматургии Шварца оказывается сложной и драматичной. Первая пьеса была тепло встречена зрителями, но запрещена педологами, стремившимися сформировать коллективное сознание, видевшими даже в традиционном конфликте добра и зла проявления индивидуализма.

Но вскоре ситуация изменилась. Стараниями Маршака, Чуковского и других сказка была возвращена в культуру. Пьесы Евгения Шварца с успехом шли на сценах ведущих ТЮЗов страны, их ставили также в кукольных театрах и на радио.

Евгений Львович Шварц видел в сказке колоссальные возможности, в прологе к «Обыкновенному чуду» он писал, что сказка «рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь». Жанр сказки стал для него средством высказать свои мысли, отразить гражданские чувства. «Уж лучше сказки писать. Правдоподобием не связан, а правды больше», - заметил он в одном из писем начала тридцатых годов.

Основу драматургии Шварца составили пьесы «Голый король» (1934), «Красная Шапочка» (1937), «Снежная королева» (1938), «Тень» (1940), «Сказка о потерянном времени», «Дракон» (1944), «Два клена» (1953), «Обыкновенное чудо» (1956).

Писатель часто обращался к мировым сюжетам или по-своему пересказывал известные произведения, вводя в них в яркой ироничной и аллюзийной форме современные реалии («Запомни, бой наш еще не кончился! Запомни!»; «Мы не пугаемся, а храбро прячемся. Мы молодцы»). Можно также вспомнить, что в пьесе «Тень» писатель дает два варианта конца.

Хотя пьесы Евгения Шварца традиционно называют «сказочной драматургией», писатель большое внимание уделяет психологическому состоянию персонажей. Так, в пьесе «Дракон» автор создает не столько сюжетную, сколько психологическую коллизию. Вернувшись в город после излечения от ран, убивший Дракона рыцарь Ланцелот видит чествование бургомистра, который, оказывается, и есть подлинный победитель чудовища.

Оправдываются зловещие слова Ланцелота, сказанные в начале пьесы: «После победы в открытом бою каждый должен еще убить дракона в самом себе, а это - очень болезненно».

Язык пьес Шварца конкретен и афористичен: «Детей надо баловать, тогда из них вырастают настоящие разбойники», «Человека легче всего съесть, когда он болен или уехал отдыхать», «Всех учили подлости. Но зачем ты был первым учеником?».

Как и его предшественник Ханс Кристиан Андерсен , Евгений Шварц умел видеть в обыденных вещах нечто совершенно необыкновенное. Он косвенно говорит о своей близости к датскому сказочнику, часто перерабатывая те же самые сюжеты. Но Шварц всегда подчеркивал, что его сказки - не аллегории, а персонажи говорят не на эзоповом языке. Правда, его словам не всегда верили. Почти сразу же после премьеры «Дракон» был снят со сцены, поскольку кому-то показалось, что она намекает на недавние события. Только благодаря вмешательству Н. Акимова пьеса увидела свет рампы, но в другие театры попала лишь годы спустя.

С первых дней Великой Отечественной войны, Евгений Львович Шварц работал в Радиокомитете, в декабре 1941 года по решению исполкома горсовета его эвакуировали в Киров (Вятку) в состоянии крайне тяжелой дистрофии. В 1943 году по вызову Ленинградского театра комедии Шварц переехал в Таджикистан, в город Сталинабад, и оттуда в 1944 году - в Москву. В Ленинград писатель вернулся только после победы, в июне 1945 года.

Военные впечатления отразились в пьесах «Одна ночь» и «Далекий край» (1942). Детям блокады посвящен киносценарий «Первоклассница» (фильм поставлен в 1948 году).

К сожалению, Евгений Шварц при жизни почти не был востребован кинематографом, он написал еще два сценария - «Золушка» (вместе с Н. Эрдманом) и «Дон-Кихот». Хотя он уже был тяжело болен, но постоянно переписывался с режиссером Г. Козинцевым, высказывая свои замечания буквально по каждой сцене.

Особое место в творчестве Евгения Львовича Шварца занимают его воспоминания. Многие десятилетия он практически ежедневно записывал в особую тетрадь свои мысли. Писатель знал, что они вряд ли будут напечатаны, и называл свой труд ироничным сокращением «ME» (от Мемуары). Он сохранил свой талант рассказчика до конца дней, но яркая и нелицеприятная оценка явлений современной ему действительности обусловила забвение его мемуарной прозы. 37 объемистых тетрадей еще ждут своего издателя. Пока выходили только отдельные части, в них немало интересных и тонких наблюдений. «Я стою среди темных юбок, как в лесу, и держу маму за руку», - так описывает Шварц свою первую репетицию, на которой ему разрешили присутствовать в четырехлетнем возрасте, во время игры его матери.

Евгений Шварц Евгений Львович Шварц в 1930 е годы Дата рождения: 9 (21) октября 1896 Место рождения: Казань Дата смерти: 15 января 1958 Место смерти: Ленинград Гражданство … Википедия

- (1896 1958), русский драматург. В насыщенных остроактуальными социально политическими аллегориями и аллюзиями пьесах сказках, в основном по мотивам произведений X. К. Андерсена, «Голый король» (1934, опубл. в 1960), «Тень» (1940), «Дракон»… … Энциклопедический словарь

Шварц, Евгений Львович - Евгений Львович Шварц. ШВАРЦ Евгений Львович (1896 1958), русский драматург. Насыщенные остроактуальными социально политическими аллегориями и аллюзиями, едкой иронией пьесы сказки по мотивам произведений Х.К. Андерсена “Голый король” (1934),… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Русский советский писатель. Родился в семье врача. Учился на юридическом факультете Московского университета (1914‒16). В печати Ш. выступил в 1923; сотрудничал в журналах «Ёж» и «Чиж». Тонким… … Большая советская энциклопедия

ШВАРЦ Евгений Львович - (1896—1958), русский советский писатель, драматург. Пьесы «Ундервуд» (пост. 1929), «Клад» (пост. 1933), «Остров 5 К» (пост. 1933), «Приключения Гогенштау феиа», «Голый король» (обе — 1934), «Брат и сестра» (1936), «Красная шапочка»… … Литературный энциклопедический словарь

ШВАРЦ Евгений Львович - (21.10.1896—15.1.1958), советский писатель, драматург, сценарист. В 1914—16 учился в Московском университете. Используя сюжеты классических сказок и придавая им современное звучание, Шварц написал сценарии фильмов, отличающиеся тонким… … Кино: Энциклопедический словарь

- (1896 1958) русский драматург. Насыщенные остроактуальным социальным и политическим содержанием, едкой иронией пьесы сказки по мотивам произведений Х. К. Андерсена Голый король (1934), Тень (1940); сатирические пьесы Дракон (1944), Обыкновенное… … Большой Энциклопедический словарь

- (1896 1958), писатель, драматург. В Петрограде с 1921 (в составе «Театральной мастерской» П. К. Вейсбрема). После закрытия театра (1922) продавец в книжном магазине на Литейном проспекте, секретарь К. И. Чуковского; сблизился с группой… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

- (21.10.1896, Казань 15.01.1958, Ленинград), драматург, писатель, публицист, сценарист. Окончил реальное училище в Майкопе. Давал частные уроки, играл в полулюбительских актерских коллективах Екатеринодара (Краснодар). В 1917 переехал в Ростов на… … Энциклопедия кино

- (1896 1958). Видный рус. сов. прозаик, драматург, киносценарист, более известный произв. др. жанров, один из создателей (вместе с Б.Житковым, С.Я.Маршаком и К.Чуковским) сов. дет. лит ры и ведущий сов. драматург. Род. в Казани, учился на… … Большая биографическая энциклопедия

Евгений Львович Шварц - советский писатель и драматург. Он написал более двадцати пьес для драматического и кукольного театров. Также он написал сценарии к одиннадцати игровым кинофильмам и одному мультфильму.

Родился Евгений Львович Шварц 9 октября 1896 года в Казани. Его отец, Лев Борисович Шварц, был евреем, принявшим православие. Мать, Мария Федоровна (в девичестве Шелкова), из православной русской семьи. Познакомились родители Евгения в Казани. Лев учился на медицинском факультете Казанского университета, а Мария была слушательницей акушерских курсов. Для того, чтобы жениться на христианке, Лев принял православие.

В 1898 году Лев Шварц успешно окончил университет. Семья Шварцев переехала в подмосковный Дмитров. Вскоре после переезда в жизни семьи произошел крутой поворот. По подозрению в антиправительственной пропаганде среди рабочих Лев Шварц был арестован и выслан подальше от крупных городов. Семья перебралась в Армавир, потом в Майкоп.

Евгений, крещеный, как и его родители, с детства ощущал себя русским. «Я православный, следовательно, русский», - так написал он о своем детском мироощущении. Раннее детство Евгении прошло в постоянных переездах: Екатеринодар, Дмитров, Ахтыри, Рязань...

Детство и юность писателя прошли в Майкопе, о котором он позднее вспоминал с любовью.

Евгений поступил в 1914 году на юридический факультет Народного университета имени Шанявского в Москве. Проучился он там всего два года, потом понял, что профессия юриста для него не подходит и решил посвятить свою жизнь театральному искусству и литературе.

Весной 1917 года его призвали в армию. Сначала он был в запасном батальоне в Царицыне. После этого, в августе 1917-го его перевели в Москву. Он был произведен в прапорщики. После Октябрьской революции поступил в Добровольческую армию, участвовал в «Ледяном походе» Корнилова. Получил контузию при штурме Екатеринодара. После контузии его демобилизовали.

Евгений Шварц после демобилизации поступил в университет в Ростове-на-Дону. Тогда же он начал работать в «Театральной мастерской». Кроме работы в театре, Шварц писал фельетоны для провинциальной газеты «Всесоюзная кочегарка». Там он познакомился с Н. Олейниковым, ставшим позднее его близким другом и соавтором. В 1923 году, по инициативе Михаила Слонимского, вместе с Олейниковым они выпустили первый номер журнала «Забой» (издается до сих пор и сейчас называется «Донбасс»).

В составе ростовской театральной труппы в 1921 году он приехал в Петроград. Остался там работать. Сначала был секретарем у Корнея Чуковского, а с 1923 года начал публиковать свои фельетоны. В 1924 году устроился на работу в Госиздате под руководством С.Я. Маршака. Примерно в те же годы сблизился с представителями литературного объединения ОБЭРИУ. Принимал активное участие в создании детских журналов «ЕЖ» и «ЧиЖ». Так же как и многие обэриуты, писал стихи и рассказы для детей, которые печатались в этих журналах.

Первая отдельная книга Шварца - сборник стихов «Рассказ старой балалайки» - была напечатана в 1925 году. Дебют был успешным, и писатель создал для детей пьесу-сказку «Ундервуд», пьесу «Клад». За этим последовали: «Приключения Шуры и Маруси», «Чужая девочка» (1937), «Первоклассница» (1949).

Режиссер Н. Акимов в 1934 году предложил Шварцу попробовать свои силы в драматургии для взрослых. В результате появилась пьеса «Похождения Гогенштауфена».

Вершиной творчества Шварца, несомненно, стали художественные пересказы сюжетов Андерсена: «Принцесса и свинопас», «Красная шапочка», «Золушка», «Снежная королева». На этих сказках выросло уже несколько поколений детей.

В годы Великой Отечественной войны Шварц был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Киров (Вятку) и Сталинабад (Душанбе). Он стал активным борцом против фашизма. Вел радиохроники, для которых писал стихи, песни, рассказы, фельетоны и статьи. В 1941 году вышла его пьеса «Под липами Берлина» (в соавторстве с Михаилом Зощенко). Работал над пьесой «Дракон» (1943), которая была поставлена уже после войны. Спектакль был снят с репертуара сразу после премьеры в Ленинградском театре комедии. Пьеса оставалась под запретом до 1962 года.

В 1944 году Шварц начал работу над самым личным, можно сказать, исповедальным произведением. Работал над ним он около десяти лет. Несколько раз менял название: «Медведь», «Веселый волшебник», «Послушный волшебник», «Безумный бородач», «Непослушный волшебник». Окончательно было выбрано название лаконичное и простое: «Обыкновенное чудо». Эту пьесу ставили во многих театрах Советского Союза - и всегда с огромным успехом.

После войны положение драматурга в советском обществе было нелегким. Об этом свидетельствует его «Автобиография», которую он написал в 1949 году. Издали ее только в 1982-м в Париже. При жизни Сталина пьесы Шварца не ставились. За возвращение их на сцену выступила Ольга Берггольц в 1954 году, она назвала Шварца на съезде писателей самобытным, своеобразным и гуманным талантом. В 1956 году издали первый сборник его пьес, по ним опять начали ставить спектакли - и в Советском Союзе, и за рубежом.

В 1955-1956 годах Шварц вел дневник, на основании которого позднее написал «Телефонную книжку» - уникальную форму мемуаров, изобретенную им самим. Впервые «Телефонная книжка» была опубликована в 1997 году. Это миниатюрные портреты современников, с которыми сводила Шварца творческая судьба, а также меткие характеристики всевозможных советских учреждений - творческих союзов, издательств, театров, вокзалов и т.п. «Я пишу о живых людях, которых рассматриваю по мере сил подробно и точно, словно явление природы. Мне страшно с недавних пор, что люди сложнейшего времени, под его давлением принимавшие или не принимавшие сложнейшие формы, менявшиеся незаметно для себя или упорно не замечавшие перемен вокруг - исчезнут.... Мне кажется, что любое живое лицо - это историческое лицо... Вот я и пишу, называя имена и фамилии исторических лиц».

Шварц написал около 25 пьес, не все они пока изданы. По его сценариям поставлены фильмы «Первоклассница», «Золушка», «Дон-Кихот», в которых снимались блистательные актеры Э. Гарин, Я. Жеймо, Ф. Раневская, Н. Черкасов, Ю. Толубеев и др.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png