Евгений Онегин

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН - герой романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (1823-1831). Блестящий столичный аристократ, последний отпрыск знатного дворянского рода и потому «наследник всех своих родных» (один из них - престарелый дядюшка, в чью деревню отправляется Е.О. в самом начале романа), он ведет жизнь праздную, беспечную, независимую, полную изысканных наслаждений и разнообразных «очарований». «Забав и роскоши дитя», он довольствуется домашним образованием и не обременяет себя службой (в реальной жизни это было практически невозможно). Но Е.О. не просто «молодой повеса», он - петербургский денди, что создает вокруг него ореол исключительности и загадочности. Как культурно-психологический феномен, дендизм «отличается прежде всего эстетизмом жизненного стиля, культом утонченности, красоты, изысканного вкуса во всем - от одежды, от «красы ногтей» до блеска ума». Он предполагает также культ собственной индивидуальности - «соединение неповторимой оригинальности, бесстрастного равнодушия, тщеславия, возведенного в принцип,- и не менее принципиальной независимости во всем» (А.Тархов).

Несомненная внутренняя оппозиционность такого типа поведения («не добиваться ничего, беречь свою независимость, не искать места - все это называется при деспотическом режиме быть в оппозиции»,- разъяснял как раз в»Шв.О. А.И.Герцен) нередко принимала политическую окраску, приводила к вольномыслию, увлечению освободительными идеями. Примером может служить общество золотой молодежи «Зеленая лампа» (ее членом был Пушкин), находившееся в сфере внимания декабристского «Союза Благоденствия». Не случайно описание времяпрепровождения петербургского щеголя в стихотворном сборнике «ламписта» Я.Толстого «Мое праздное время» (1821) стало одним из импульсов изображения дня Е.О. в первой главе.»Швнодушие к чинам и служебной карьере, культ праздности, изящного наслаждения и личной независимости, наконец, политическое вольнодумство образуют внутренне единый комплекс, характерный для поколения 1820-х гг. и запечатленный в образе Е.О.

Разумеется, о вольномыслии героя, о его причастности к околодекабристскому кругу говорить можно было лишь намеками. Но эти намеки многозначительны и красноречивы. Критическое отношение Е.О. к высшему свету и соседям-помещикам, добровольное деревенское отшельничество (своего рода внутренняя эмиграция), облегчение участи крепостных (вполне «декабристский» по духу жест), чтение Адама Смита, бывшего в ходу у декабристов, изображения Байрона и Наполеона - «властителей дум» поколения - в деревенском кабинете Е.О., долгие беседы и споры с Ленским на самые острые и животрепещущие темы современности, наконец, прямое сопоставление Е.О. с вольнодумцем, философом-денди Чаадаевым, упоминание о знакомстве героя с лихим гусаром, декабристом Кавериным, рассказ о его дружбе с героем-автором, опальным поэтом, и готовность Е.О. сопутствовать ему в побеге за границу - все это свидетельствует об истинном масштабе личности Е.О., о его принадлежности к героям времени, остро ощущавшим свою историческую предназначенность и общественную невостребованностъ, мучительно решавшим проблему выбора жизненного пути.

Беглость такого рода намеков - одна из главных особенностей повествования в «Евгении Онегине». Ее художественный эффект - в том, что повседневно-бытовой облик и поведение героя раскрываются здесь пространно и подробно, а о его внутреннем мире, его чувствах, переживаниях, взглядах говорится как бы мимоходом и вскользь. Эффект этот возможен потому, что живая, непринужденная беседа автора с читателем, имитирующая дружескую болтовню, предполагает, что и автор, и герой, и читатель - это «свои» люди, понимающие друг друга с полуслова.

Той же цели служат явные и скрытые сопоставления Е.О. с героями европейской и русской литературы: Фаустом, Чайяьд-Гарольдам, Адольфом Б.Констана, Мельмотом Скитальцем Ч.-Р.Метьюрина, грибоедовским Чацким, наконец, с пушкинскими Алеко и Пленником. Эти многочисленные аналогии помогают уяснить духовно-нравственный облик героя, понять мотивы его поступков, смысл переживаний и взглядов, они как бы договаривают то, что недоговорено автором. Такой способ изображения позволяет Пушкину отказаться от занимательности действия, внешней интриги и сделать главной пружиной развития сюжета драматические противоречия в характере Е.О.

Уже в первой главе, относительно самостоятельной и служащей предысторией героя, Е.О., вчера еще беспечный повеса и франт, гений в искусстве любви, переживает мучительный и острый духовный кризис, причины и последствия которого сложны и многообразны. Это и пресыщенность «вседневными наслаждениями», «блистательными победами»; это охлаждение чувств, мучительные воспоминания и угрызения совести; это и усиление оппозиционности, предчувствие конфликта с властью и отчуждения от общества (ожидание грядущей «злобы слепой Фортуны и людей», готовность к эмиграции). Наконец, мрачность и озлобленность Е.О., овладевшая им хандра, его равнодушие к жизни и презрение к людям, сходство с байроновским Чайльд-Гароль дом - все указывает на то, что душа Е.О. во власти демонизма - беспощадно-трезвого отношения к жизни, приправленного ядом сомнения в безусловности высших духовно-нравственных ценностей и общественных идеалов. Тем самым гражданские потенции героя поставлены под вопрос.

В «деревенских» главах (II-VI) демонизм Е.О. проявляется все более отчетливо и в конце концов приводит его к катастрофе. Герой проходит здесь ряд испытаний (отношения с обществом, дружба, любовь), ни одного из которых он не выдерживает. Глубоко презирая соседей-помещиков, невежд и крепостников, Е.О. тем не менее страшится их суда и принимает вызов Ленского на поединок. «Всем сердцем юношу любя», он - хотя и невольно - убивает на дуэли своего единственного друга. Сразу оценив душевную чистоту, абсолютную естественность, искренность Татьяны, столь несхожей со светскими красавицами, разгадав незаурядность ее натуры и ощутив свое внутреннее сродство с нею, Е.О., считая себя «инвалидом» в любви и «врагом Гимена», своей холодной проповедью причиняет ей невыносимые страдания, едва не погубившие героиню. («Увы, Татьяна увядает, бледнеет, гаснет и молчит!») Недаром в символически-вещем сне Татьяны Е.О. представляется ей не просто прямым убийцей, но и предводителем шайки «адских привидений», т.е. демоническим героем.

С другой стороны, новые для Е.О. деревенские впечатления, прикосновение к миру русской народности и старины, встреча с «русской душою» Татьяной - натурой цельной, решительной и страстной, дружба со своим антиподом - поэтом-романтиком, мечтателем-энтузиастом Ленским, готовым без раздумья пожертвовать жизнью во имя собственных убеждений и возвышенных идеалов,- подго-таачивают духовное обновление героя.

Потрясение, вызванное невольным убийством Ленского, открывает Е.О. опасность и гибельность демонического индивидуализма, приводит его к новому кризису, необходимости вновь изменить жизнь. Покинув места, «где окровавленная тень ему являлась каждый день», Е.О. отправляется в странствие по России. И не только для того, чтобы забыться в дороге: жизнь «без цели, без трудов» становится для него невыносимой.

Маршрут Е.О. не случаен. Его влекут места, связанные с героическими страницами русской истории: Нижний Новгород - «отчизна Минина», волжские просторы, овеянные легендами о Разине и Пугачеве, «жилище вольности» Кавказ, наконец, «брега Тавриды» - место ссылки Мицкевича и Пушкина. Ему необходимо своими глазами увидеть, каково современное состояние России, есть ли в ней источники и возможности осмысленной, исторически значимой деятельности. Итоги долгих странствий Е.О. безрадостны («тоска, тоска!..»). Героический период русской истории, кажется ему, остался в прошлом. В современности повсюду торжествует «меркантильный дух», мелкие, ничтожные интересы. Теперь лишь сфера частной жизни может оказаться для него спасительной. В таком душевном состоянии возвращается Е.О. в Петербург, где и происходит его новая встреча с Татьяной, уже чудесно преобразившейся, ставшей княгиней и придворной дамой - «законодательницей зал».

Противоречив и финал романа. С одной стороны, вспыхнувшая в душе героя страсть знаменует собой возможность и даже начало его духовно-нравственного обновления. С другой - безнадежная любовь к Татьяне приводит его на край гибели. И без того «на мертвеца похожий», Е.О. выслушивает суровую и убийственную для него отповедь Татьяны-княгини, а затем следует внезапное явление мужа-генерала, столь напоминающее явление статуи Командора в «Каменном госте».

Однако Пушкину важна именно принципиальная возможность нравственного возрождения Е.О., ибо подлинным героем романа является не он, а некий «сверхгерой» - современный человек вообще. С этой точки зрения Ленский, Е,О. и герой-автор, уже изживший демонический комплекс и как бы синтезирующий черты Е.О. и Ленского, представляют собой разные грани этого единого сверхгероя, закономерные этапы его эволюции.

Художественное исследование противоречивого сознания современного человека, его напряженно-конфликтных отношений с обществом и процесса его духовных исканий, впервые предпринятое Пушкиным в «Евгении Онегине», во многом определило магистральную линию развития русской литературы XIX»Шв. и породило целую галерею персонажей, генетически восходящих к Е.О., - от лермонтовского Печорина до героев Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого.

Лит.: Белинский ВТ. Сочинения Александра Пушкина. Статья восьмая // Белинский В.Г. Поли, собр. соч. М., 1955. T.VTI; Писарев Д.И. Пушкин и Белинский // Писарев Д.И. Соч. М„ 1956, Т.З. С.306-338; Ключевский В.О. Евгений Онегин и его предки // Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1990; Семенко И.М. Эволюция Онегина (К спорам о пушкинском романе) // Русская литература. 1960, №2; Непомнящий В. Начало большого стихотворения // Непомнящий В. Поэзия и судьба. Над страницами духовной биографии Пушкина. М., 1987; Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Л., 1983; Бочаров С.Г. Французский эпиграф к «Евгению Онегину» (Онегин и Ставрогин) // Московский пушкинист. М., 1995.

Первое появление Е.О. на театральной сцене произошло 24 апреля 1846 г., когда в Александрийском театре было показано «драматическое представление», сочиненное Г.В. Кугушевым для В.А.Каратыгина, игравшего главную роль. В инсценировке пушкинские строки были «дополнены» претенциозными стихами и сюжетными изобретениями. Получив письмо Татьяны, Е.О. читал и недвусмысленно комментировал его Ленскому. Ольга была переименована в Надежду; Зарец-кий оказывался давним другом семьи Лариных. Возник новый персонаж - князь Дольский, будущий муж Татьяны,- их брак был обусловлен «разочарованием в своих юных мечтах» (из рапорта цензора). Драма начиналась сценой письма Татьяны, за которым следовали свидание с Е.О., затем - дуэль, петербургский бал, встреча Е.О. с Татьяной и ее отповедь.

В дальнейшем театральная жизнь пушкинского героя была связана главным образом с оперой П.И.Чайковского «Евгений Онегин» (1879), ставшей самым популярным произведением русской музыкальной драматургии. Концепция оперы побудила П.И.Чайковского смягчить, а местами - снять в характере Е.О. пушкинские иронические краски и, по выражению критиков, «подновить» героя на тургеневский лад, упразднив в речах и манере признаки породившей его эпохи. Музыка обнаруживает внутренний мир Е.О.: резонерствуя, он искренне доброжелателен, сетуя на равнодушие, правдив. Онегинские «мелодии-позы» исполнены сдержанного, приветливого достоинства. Когда же в душе его «разрешается зима», именно музыка возвещает о переломе в развитии образа - рождении любви: Чайковский вводит в музыкальную характеристику Е.О. ранее принадлежавшую Татьяне тему любовных надежд.

Главный герой романа — молодой помещик Евгений Онегин , это человек со сложным, противоречивым характером. Воспитание, которое получил Онегин, было губительным. Он вырос без матери. Отец, легкомысленный петербургский барин, не обращал на сына внимания, поручив его «убогим» гувернерам. Вследствие этого Онегин вырос эгоистом, человеком, который заботится только о себе, о своих желаниях и который не умеет обращать внимание на чувства, интересы, страдания других людей. Он способен обидеть, обидеть человека даже не замечая этого. Все красивое, что было в душе юноши, так и осталось неразвитым. — скука и леность, однообразные удовлетворения при условии отсутствия реального, живого дела.

Образ Онегина не выдуман. В нем поэт обобщил черты, типичные образы для молодых людей того времени. Это люди, обеспеченные за счет работы и крепостных крестьян, которые получили беспорядочное воспитание. Но в отличие от большинства представителей правящего класса, эти юноши умнее, чувствительнее, добросовестнее, благороднее. Они недовольны собой, своим окружением, общественным устройством.

Онегин по взглядам и по требованиям к жизни стоит выше не только своих сельских соседей-помещиков, а и представителей петербургского высшего света. Встретившись с Ленским, который получил высшее образование в наилучшем университете в Германии, Онегин мог спорить с ним на любую тему, как с равным. с Ленским открывает в душе Онегина скрытые за маской холодного эгоизма и равнодушия возможности верных, дружественных отношений между людьми.

Увидев впервые Татьяну, еще даже не пообщавшись с ней, не услышав ее голоса, он сразу ощутил поэтичность души этой девушки. В отношении к Татьяне, как и к Ленскому, раскрылась такая его черта как доброжелательность. Под влиянием событий, изображенных в романе, в душе Евгения происходит эволюция, и в последней главе романа Онегин уже совсем не тот, которым мы видели его раньше. Он влюбился в Татьяну. Но его любовь не приносит , ни ему, ни ей.

В романе «Евгений Онегин» Пушкин изобразил легкомысленного юношу, который даже в любви не может дать себе совета. Убегая от мира, Онегин не смог убежать от себя. Когда он понял это, было уже поздно. Татьяна теперь не верит ему. И это открывает Онегину глаза на самого себя, но ничего не изменить.

Краткая характеристика Евгения Онегина | Декабрь 2014

Образ и характеристика Евгения Онегина в одноименном романе Пушкина

Онегин . Герой романа предстает перед читателем человеком и обыкновенным (похожим на многих других), и необыкновенным, простым и сложным. Эта сложность и даже противоречивость были отражением той сложной, противоречивой эпохи, которая и порождала подобные характеры. В начале романа перед нами молодой человек, живущий по законам и обычаям светского общества. Он уезжает из Петербурга не в порыве свободолюбия на экзотический Кавказ, а в обыкновенную деревню за прозаическим наследством дядюшки. Ничего исключительного, загадочного, как у героев романтических поэм, в нем нет. Знаменательно, что романтики не поняли замысла Пушкина и не смогли оценить новых, реалистических принципов изображения действительности. А. А. Бестужев, прочитав первую главу романа, с недоумением писал поэту в марте 1825 г.: «Вижу человека, которых тысячи встречаю наяву». Он считал, что именно поэтому Онегин не достоин стать героем художественного произведения.

Однако Онегин при всей его типичности обладает такими индивидуальными, неповторимыми чертами, которые делают его «лишним» для общества Буяновых, Петушковых, Скотининых. Широко распространенный термин «лишний человек» (Онегин оказался первым в этом типологическом ряду) должен восприниматься как отрицательная характеристика а первую очередь не героя, а среды, для которой незаурядные люди оказываются неудобными, ненужными, лишними. В этом обществе не может быть полноты человеческого существования. Разочарование Онегина в светской жизни, в окружающих его людях, в себе самом, наконец, как раз и свидетельствует о таких его незаурядных внутренних, душевных качествах, которые, к сожалению, он так и не смог нигде проявить. О незаурядности Онегина свидетельствует и круг его друзей, в число которых входят Кавелин, Чаадаев (об этом Пушкин упоминает в 1-й главе) и, что особенно важно, сам автор, называвший Онегина своим добрым приятелем. И то обстоятельство, что в кабинете Онегина находится портрет Байрона, бюст Наполеона, также наполнено определенным смыслом, являлось своего рода «сигналом» для читателя, помогая ему лучше понять мироощущение героя романа.

Белински так передавал свое впечатление от Онегина:

«…Бездеятельность и пошлость жизни душат его; он даже не знает, чего ему надо, чего ему хочется; но он знает, и очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность».

И именно потому, что светское общество убило в нем «страсть сердца и теплоту души», он и не смог понять Татьяну, ее доверчивую любовь. В современное литературоведении не прекращается спор о возможности нравственного возрождения Онегина. Высказывается мнение, что вспыхнувшая у Онегина любовь к Татьяне имеет источником всего лишь «мелкое чувство светского самолюбия и тщеславия». Исследователи, придерживающиеся этой точки зрения, исходят из концепции, согласно которой в лице Онегина «типизирована историческая обреченность дворянского сословия», в силу чего ни о каком возрождении пушкинского героя не может быть и речи. Смысл соотношения образов Онегина и Татьяны в таком случае определяется понятиями: с одной стороны - «опустошенность» и с другой - «внутренняя цельность». Существует и иная концепция, в соответствии с которой эволюция характера Онегина представляется несомненной, особенно если учитывать воздействие на героя романа путешествия, предпринятого им после убийства Ленского. По мнению Г. П. Макогоненко, после разгрома декабристов совершенно неясен был путь борьбы с самодержавно-крепостническим строем. Поэтому Пушкин показал нравственное возрождение личности Онегина через любовь.

Пушкинское открытие обогатило литературу: нравственная ценность человека, его общественная позиция стали обнаруживаться в сфере частной, интимной жизни, «проверяться любовью», как пишет исследователь. Наиболее объективно к решению этого действительно очень сложного вопроса подошел в свое время Белинский, учитывавший специфику пушкинских оценок, его диалектический подход в изображении человеческих характеров и перспектив их развития: «Что сталось с Онегиным потом? - спрашивал критик.- Воскресила ли его страсть для нового, более сообразного с человеческим достоинством страдания? Или убила она все силы души его, и безотрадная тоска его обратилась в мертвую, холодную апатию? - Не знаем, да и на что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца?».

Характеристика Евгения Онегина | Ноябрь 2015

Характеристика и образ Евгения Онегина

Герой пушкинского романа в стихах Евгений Онегин предстает перед нами в разные периоды своей жизни. Вся первая глава посвящена описанию его юности.
Юность Онегина

«Молодой повеса» — этими словами коротко можно охарактеризовать Евгения в это время. Он нигде не служит, ведет светскую жизнь, бывает на балах и обедах, уделяет много внимания своей внешности. Он умеет казаться умным и тонким, на самом же деле знания его поверхностны, и он пользуется ими только чтобы произвести впечатление.

Он любит женщин, но его увлечения поверхностны. Пользуясь своим обаянием, он покоряет женщин, а затем быстро остывает.

Евгений Онегин в деревне

В конце концов Евгений охладевает к такому образу жизни. Пресытившись и балами, и женским вниманием, он собирается путешествовать, но тут умирает его дядя, и Евгений остается наследником поместья.

Здесь мы узнаем Онегина с другой стороны. Не побоявшись вызвать неудовольствие здешних помещиков, он заменяет для крепостных барщину легким оброком. Сбежав от столичных развлечений, он и в деревне не посещает соседей, зато близко сходится с наивным, но искренним Ленским .

Убийство друга и отвергнутая любовь

Эта дружба заканчивается трагически. Пылкий юноша отправляет Евгению вызов. Онегин сознает, что лучше извиниться перед другом, но самовлюбленность заставляет его надеть привычную маску равнодушия и принять вызов. Ленский гибнет от руки Онегина.

Получив письмо Татьяны, Евгений был тронут. Он симпатизирует Татьяне, но еще не любит ее. Не испытав ни разу настоящей любви к женщине, пользуясь ею, как разменной монетой, он вообще не способен всерьез воспринимать это чувство. Поэтому Евгений, как обычно, входит в роль опытного, холодного сердцем человека, при этом проявляющего благородство. Евгений не воспользовался чувствами Татьяны, но не ушел от искушения прочитать нотацию влюбленной девушке.

Умейте властвовать собою:
не всякий вас, как я, поймет,
к беде неопытность ведет.

Прозрение Онегина

Прошло несколько лет и ему довелось жестоко пожалеть о своей холодности. В зрелом возрасте его уже не интересуют эффектные позы, он меньше сосредоточен на себе. Встретив Татьяну, замужнюю даму, в совершенстве изучившую искусство «властвовать собой», Евгений беззаветно влюбляется в нее. Время не лечит его, проходят месяцы, а он по-прежнему думает только о ней, доводя себя почти до безумия.

Происходит объяснение; он узнает, что Татьяна по-прежнему любит его, но не собирается нарушать верность мужу.

Пушкинский герой способен на настоящие чувства, но ранняя приверженность свету портит его, заставляя жертвовать любовью и дружбой в пользу позерства. Когда же Онегин, наконец, начинает «быть», а не «казаться», многих ошибок уже не исправить.

Характеристика Евгения Онегина — | Декабрь 2014

Впервые характеристика Онегина дается в I главе романа, где Пушкин не только знакомит нас со своим героем, но и раскрывает важный этап его эволюции. И каким же он явился?

Мы отмечаем честность и прямоту Онегина: он не пытается внушить себе родственные чувства или жалость к богатому старику-дяде. С присущим ему язвительным остроумием Онегин издевается над лицемерием родственников, проявляющих показную заботу о больном: "Какое низкое коварство…"

Но Евгений иронизирует и над самим собой: ведь это он едет к умирающему,

Приготовляясь, денег ради,
На вздохи, скуку и обман...

Прямота Онегина - характеристика, которая вряд ли извиняет его цинизм, развязность, с которыми «молодой повеса » говорит об умирающем старике.

Так в одной только строфе, в одном высказывании героя раскрывается сложный, противоречивый характер: Онегин язвителен, умен, не считается с некоторыми общественными условностями и предрассудками, способен к саморазоблачению, зол и циничен. Слова героя язвительны, полны мрачной иронии. Но не такова была речь Онегина при первом вступлении в свет.

Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал...

Юный Онегин говорит изящно, легко, чаще по-французски, чем по-русски, умеет вести непринужденную беседу на любую тему. Без сомнения, содержание высказываний Онегина свидетельствует о некотором его свободомыслии, но вместе с тем ясно, что это свободомыслие неглубоко, легковесно.

В рассказе о воспитании и светских успехах Евгения несколько насмешливых стихов рисуют его с головы до ног и заставляют догадываться о его происхождении, образе жизни, окружении. Например: "Служил отлично-благородно".

Слова «отлично-благородно» - обычный термин, у потребляющийся в послужных списках и других официальных документах, - помогают представить себе блестящего и, возможно, храброго офицера в отставке. Но нельзя не почувствовать иронического оттенка этих слов, особенно когда читаешь следующий стих - «долгами жил». Жить в долг - тонкое искусство, которым великолепно владели многие тогдашние аристократы, но с благородством оно мало вяжется. Отец Онегина - один из множества ему подобных: беспечный, общительный и хлебосольный прожигатель жизни.

В эпиграмматическом стиле изображен и учитель Онегина. Изображение учителя и его педагогической деятельности помогает нам разобраться в характере Онегина, понять, почему он был способен «коснуться до всего слегка», «но труд упорный ему был тошен».

Самого Онегина в период его светских успехов автор также делает мишенью дружеских, но беспощадных насмешек. Сами по себе качества, приобретенные Онегиным к моменту вступления «в свет», не смешны, не ироничны. Смешно то, что этого багажа пока достаточно и самому Евгению, и вполне достаточно свету: «Чего ж вам больше?» - иронически спрашивает автор, вскрывая круг интересов и героя, и среды.

Рассмотрим самый главный жизненный интерес юного Онегина - любовную игру. Почему «наука страсти нежной»? Почему не сказать « любовь»? Разве возможно соединение слов «наука» и «страсть»? Ведь страсть предполагает неудержимое чувство, с которым подчас и разум совладать не может. Дело в том, что здесь нет такого чувства, а есть искусная подделка, сложная « наука », подменяющая истинное страдание и счастье. И дальше: «Как рано мог он лицемерить», «Казаться мрачным, изнывать», «Как он умел казаться новым» и т.д. Каждое слово говорит о ложном, показном характере чувств, о том, что Онегин в совершенстве владел всем арсеналом любовной науки, но сердце его при этом молчало.

Велика ли его вина в том, что он, «забав и роскоши дитя», не нашел в жизни серьезного дела? Весь ход повествования заставляет нас понять, что милый юноша, «философ в осьмнадцать лет» жил так, как это было привычно, как было принято в его кругу.

Пушкин и о своем пребывании в свете вспоминает в том же тоне, как о юности Онегина. Сын своего времени и круга, поэт не мог избежать общения со светом. Отступления помогают нам полнее почувствовать атмосферу веселой, легкомысленной пустоты и пошлости, окружавшую Онегина, увидеть типичную картину нравов светского общества.

Поэт передает стремительный, неудержимый темп однообразной и пестрой жизни Евгения: «Куда поскачет мой проказник?», «Онегин полетел к театру». Евгений еще полон жизни, он еще жадно гонится за ее радостями. Но чем ближе повествование подходит к моменту разочарования героя, тем больше нарастает чувство грусти, горечи, тревоги.

Нередко разочарование Онегина объясняется пресыщением. Но дело, конечно, не только в этом. Ведь большая часть молодежи его круга не испытывала пресыщения и шла по проторенному пути. Появление разочарованных молодых людей было обусловлено определенной исторической обстановкой, вызвавшей к жизни и движение декабристов. Но чтобы разочароваться в жизни, надо было обладать недюжинной натурой, иметь запросы поглубже, чем у тех, кто великолепно чувствовал себя в светском омуте. Такова характеристика Онегина.

Однако угрюмость Евгения - результат его отвращения к светскому обществу - еще не свидетельствует об активном протесте. Одним из средств изображения «молодого повесы» в I главе является описание бытового фона. Например, описывая то, что украшало его кабинет, Пушкин прямо не высказывает своего осуждения, а, напротив, скорее оправдывает Евгения.

Онегина характеризуют не только бытовые детали, непосредственно относящиеся к нему, но и изображение быта, от него далекого, - быта мелкого петербургского люда. Этот бытовой фон, противопоставленный картинам жизни Онегина, косвенно бросает свет на героя романа.

В строфах, рисующих разочарование Онегина, меняется и сам фон. Это все тот же Петербург, но не залы и гостиные, не театр, не бытовые картины, а поэтический невский пейзаж, который гармонирует с настроением героя.

Везде блистают фонари;
Еще, прозябнув, бьются кони…

В последующих строфах I главы, нарастая, все громче звучит тема свободы. В атмосфере тоски по свободе, чувствуя себя узниками, колодниками, жило поколение передовой интеллигенции 20-х годов.

Знакомство с дядей Онегина во II главе романа помогает нам глубже понять тот злой сарказм героя, который звучал в начале романа. Дяде посвящена всего одна строфа, в которой поэт в нескольких строках раскрывает сущность человека, дает возможность вообразить и жизненный путь персонажа и его окружение. Образ жизни, характер, душевный мир, уровень интересов старого помещика - все дано в двух последних строках этого четверостишия.

Такова та среда, в которую попал Онегин. По-видимому, большинство степных помещиков по духу и образу жизни мало чем отличались от дяди Евгения. Их характеристика Онегина, как и суждения светских судей, во многом напоминает сплетни недругов. Вот что говорят соседи об Онегине: "Сосед наш неуч, сумасбродит" и т.д.

Критика соседей в адрес героя касается и его манеры говорить. Помещиков возмущает независимый, свободный тон Евгения, отсутствие в его речи почтительных интонаций. Понятно, что в такой среде хандра Онегина могла только усугубиться. А иных сторон деревенской жизни он не мог оценить. В дальнейшем развитии образа Онегина важную роль приобретает его сопоставление с другими персонажами романа.

При всей широте тематики «Евгений Онегин» - это прежде всего роман об умственной жизни и исканиях русской дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века, перед декабристским восстанием 1825 года. Основная тема его - передовая личность в её отношений к дворянскому обществу и народу. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Образ и характер Онегина в романе Евгений Онегин. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений. ) Эту тему Пушкин и раскрывает в образах представителей прогрессивной дворянской интеллигенции - Онегина, Ленского и Татьяны.

Назвав свой роман по имени одного из героев, Пушкин тем самым подчеркнул центральное положение среди них (и во всём романе) Евгения Онегина.

Онегин - «светский петербургский молодой человек», столичный аристократ.

Рисуя образ своего героя, Пушкин подробно говорит о его воспитании и образовании, о жизни в петербургском «свете». «Забав и роскоши дитя», Онегин получил типичное для аристократической молодёжи того времени домашнее образование и воспитание под руководством француза-гувернёра. Он был воспитан в духе аристократической культуры, оторванной от национальной и народной почвы.

Растлевающее влияние «света» ещё более удаляло Онегина от народа. Онегин ведёт типичную для «золотой молодёжи» того времени жизнь: балы, рестораны, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. На это ушло у него восемь лет.

Но Онегин по своей натуре выделяется из общей массы аристократической молодёжи. Пушкин отмечает его «мечтам невольную преданность, неподражательную странность и резкий, охлаждённый ум», чувство чести, благородство души. Это не могло не привести Онегина к разочарованию в жизни и интересах светского общества, к недовольству политической и социальной обстановкой, сложившейся в России после Отечественной войны 1812 года, в годы усиления реакции, в годы господства аракчеевщины. Хандра и скука овладели Онегиным. Покинув светское общество, он пробует заняться какой-либо полезной деятельностью. Из попытки писать ничего не вышло: у него не оказалось призвания («зевая, за перо взялся») и привычки к труду, сказалось его барское воспитание («труд упорный ему был тошен»). Попытка борьбы с «душевной пустотой» посредством чтения тоже оказалась безуспешной. Книги, которые он читал, или не удовлетворяли, или оказывались созвучными его мыслям и чувствам и только укрепляли их.

Пытается Онегин заняться устройством жизни крестьян в имении, которое он получил в наследство от дяди:

Ярём он барщины старинной Оброком лёгким заменил. . .

Но вся его деятельность помещика-хозяина этой реформой и ограничилась. Прежние настроения, хотя и несколько смягчённые жизнью на лоне природы, продолжают владеть им.

Незаурядный ум Онегина, его свободолюбивые настроения и критическое отношение к действительности ставили его высоко над дворянской толпой, особенно среди поместного барства, и обрекали, при отсутствии общественной деятельности, на полное одиночество.

Порвав со светским обществом, в котором он не нашёл ни высоких интересов, ни настоящих чувств, а лишь пародию на них, и будучи оторван от жизни народа, Онегин теряет связь с людьми.

Спасти от «душевной пустоты» не смогли Онегина и сильнейшие чувства, объединяющие человека с человеком: любовь и дружба. Он отверг любовь Татьяны, так как выше всего ценил « и покой», не сумел разгадать всю глубину её натуры и её чувства к нему. Он убил своего друга Ленского, так как не смог возвыситься над общественным мнением того поместного дворянства, которое он внутренне презирал. Сословные предрассудки взяли верх в тех колебаниях, которые он испытывал после получения вызова на дуэль. Он испугался «шёпота, хохотни глупцов», сплетен Зарецких.

В подавленном состоянии духа Онегин уехал из деревни. Он «начал странствия», по и это не рассеяло его.

Возвратившись в Петербург, он встретил Татьяну замужней женщиной, женой своего родственника и друга. В нём вспыхнула к ней любовь, по Татьяна разгадала себялюбие, лежавшее в основе его чувства к пей: он опять не понял глубины её запросов.

Сценой свидания Онегина с Татьяной роман заканчивается.

О дальнейшей судьбе Онегина ничего не говорится. Однако Пушкин думал продолжать роман. Осенью 1830 года он писал десятую главу, в которой собирался рассказать о возникновении первых тайных обществ декабристов. Но по цензурным условиям он не смог бы её напечатать; более того, и хранить её у себя было опасно. И Пушкин той же осенью сжёг написанное. В бумагах поэта сохранились лишь немногочисленные разрозненные кусочки начальных строф главы.

Как думал Пушкин развернуть действие в X главе? Привёл ли бы он Онегина в общество декабристов? Есть свидетельство одного из знакомых Пушкина о том, что, по словам поэта, «Онегин должен был или погибнуть на Кавказе, или попасть в число декабристов». Но насколько точно это свидетельство, неизвестно.

В лице Онегина Пушкин первым из писателей изобразил тот тип просвещённого дворянина, который сложился в России в 20-е годы XIX века и был широко известен в годы, последовавшие за разгромом декабристов. Онегин - типичный представитель этой просвещённой части дворянской интеллигенции, которая критически относилась к укладу жизни дворянского общества и к правительственной политике. Эта дворянская интеллигенция избегала служить царизму, не желая встать в ряды Молчалиных, но она стояла и в стороне от общественно-политической деятельности. А такой путь, хотя и являлся своеобразным протестом против общественно-политического строя, неизбежно обрекал на бездейственность, на отход от народа, на замыкание в узкий круг эгоистических интересов. Это закономерно приводило таких людей к «душевной пустоте», лишало их жизнь высокой цели, положительной программы. Белинский прекрасно сказал об Онегине и тем самым о людях такого типа: «Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, чего ему надо, чего ему хочется, но он... очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность».

Отсутствие положительной программы обрекает Онегина на бездействие. Герцен справедливо сказал о нём:

«...Юноша не встречает никакого живого интереса в этом мире раболепия и мелочного честолюбия. И однако в этом-то обществе он осуждён жить, так как народ ещё более от него отдалён... нет ничего общего между ним и народом...»

Образ Онегина обладает огромной обобщающей силой. «Факт тот, что все мы - более или менее Онегины, раз только мы не предпочитаем быть чиновниками или помещиками»,- говорил Герцен. Типичность Онегина была настолько сильна, что с этого времени, по словам Герцена, «каждый роман, каждая поэма имела своего Онегина, т. е. человека, осуждённого на праздность, бесполезного, сбитого с пути, человека, чужого в своей семье, чужого в своей стране, не желающего делать зло и бессильного делать добро, не делающего в конце концов ничего, хотя и берущегося за всё, исключая, впрочем, двух вещей: во-первых, он никогда не становится на сторону правительства, и, во-вторых, он никогда не умеет стать на сторону народа».

На образе Онегина Пушкин показал тот путь, которым шла часть дворянской интеллигенции его времени,- искания в отрыве от общества и от народа. Пушкин сурово осудил этот путь героя-индивидуалиста, делающий его общественно бесполезным, «лишним» человеком.

Если домашнее задание на тему: » Образ и характер Онегина в романе Евгений Онегин – художественный анализ. Пушкин Александр Сергеевич оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      1. Автор и герой в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин ». 2. Образ читателя в романе А. С. Пушкина «Евгений Пушкин А. С.Сочинение по произведению на тему: "Евгений Онегин - герой своего времени" (3) “Евгений Онегин” - первый русский реалистический роман Евгений Онегин, главный герой одноименного романа в стихах А. С. Пушкина, изображается молодым повесой, соответствующим критериям света, dandy не только
    • Роль частей речи в художественном произведении
    • Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Русская реальность 20-х годов XIX века предстает перед читателем в романе великого поэта действительности Александра Сергеевича Пушкина "Евгений Онегин". Это произведение имеет очень большое значение в мировой литературе. Автор смог в нем соединить воедино романтизм и реализм, юмор и элегию, правду и мечту. Прекрасные стихи соединились с лирическими отступлениями и передали удивительные картины русского национального бытия. Пушкин тонко описывает городскую действительность Москвы и Петербурга, деревенский быт, времена года. Энциклопедией русской жизни назвал великий критик Белинский роман "Евгений Онегин". Анализ произведения продемонстрирует вам его значимость и грандиозность.

Как создавался роман?

Анализ "Евгения Онегина" Пушкина доказывает, что роман создавался на протяжении нескольких периодов творчества поэта. Сам гений говорил, что работа над книгой длилась чуть более 7 лет. Роман публиковался частями по мере написания, а в 1833 году появилось полное издание. Пушкин все время до этого вносил какие-то поправки в текст. В итоге у мастера получился шедевр, состоящий из 8 песен, или частей, и приложения "Отрывки из путешествия Онегина". Пушкиным была написана еще одна глава, но так как она содержала некоторые опасные политические намеки, связанные с декабризмом, автору пришлось ее сжечь. Начинал работу над книгой поэт, находясь в ссылке на юге (в Одессе), закончил работу в деревне Болдино.

Направленность и жанровое своеобразие произведения

"Евгений Онегин" является реалистическим романом с социально-психологическим направлением. Написан он в стихотворной форме. Подобного произведения в русской литературе того времени еще не было. Александр Сергеевич отступил от романтических канонов и придал своему творению больше реалистичности.

Что же хотел показать в своей книге А.С. Пушкин? Читатель видит молодого человека, Евгения Онегина, типичного героя того времени. Рядом с ним поэт рисует еще несколько образов, их характеры, поведение, ситуации, в которые они попадают. Этим самым автор объясняет различные социальные проблемы. Формирование взглядов и характера героя происходило под воздействием различных событий в светском обществе. Детальное и тщательное описание поступков персонажей позволяет назвать роман социально-бытовым.

Любовная история произведения лишена привычной романтичности. Пушкин показывает взаимное чувство, которое героям приходится искоренить под воздействием внешних обстоятельств. Кроме мира героев произведения (Евгения, Татьяны, Ленского) в романе четко прослеживается мир автора - рассказчика, который отражается в лирических отступлениях. Это позволяет отнести произведение к лиро-эпическому роду.

Краткий анализ "Евгения Онегина" Пушкина

Шедевр Александра Сергеевича начинается обращением к читателю, где он характеризует свое произведения, называя его главы полусмешными, полупечальными, простонародными и идеальными. Познакомьтесь с сюжетом и кратким анализом "Евгения Онегина" по главам:


  • Именины . Ленский сделал Ольге предложение и готовится к свадьбе. Ленские приглашают Евгения на именины Татьяны. Перед этим девушка видит вещий сон, в котором Онегин убивает Ленского. Взволнованная Татьяна на вечере не знает, как вести себя перед Евгением. Тот заметил это растерянное поведение девушки и сердится на Ленского, который его туда привез. В знак мести Евгений ухаживает за Ольгой, а она кокетничает с ним. Ревнивый поэт вызывает Онегина сразиться на дуэли.
  • Поединок . Анализ 6 главы "Евгения Онегина" очень важен для общего понимания всего романа. Евгений осознает свой подлый поступок, но все же соглашается на поединок. Онегин стреляет первым и убивает Владимира. Погиб поэт, который мог бы прославиться на весь мир.
  • Москва . Ольга не долго тужила за Ленским и вскоре вышла замуж. Татьяна все еще любила Онегина. Через некоторое время ее увозят в Москву, чтобы выдать замуж. Ее мужем стал один генерал.
  • Странствие. Большой свет . Онегин несколько лет путешествовал по свету. По возвращению на одном из балов в столице он встретил Татьяну, которая превратилась в светскую даму. Он влюбляется в нее и пишет несколько писем с признанием. Изменившаяся Татьяна все еще любит его, но выбирает честь семьи и мужа. Роман заканчивается трогательным прощанием между героями.

Зеркальность композиции романа

Александр Сергеевич для создания своего шедевра использовал прием зеркальной композиции. Такой способ раскрывает духовное становление Онегина и Татьяны. В начале произведения читатель видит влюбленную Татьяну, страдающую от неразделенных чувств. Автор всячески поддерживает, сочувствует и симпатизирует своей героине.

В конце романа всем открывается влюбленный Евгений, но Татьяна уже вышла замуж. Теперь автор сопереживает Онегину. Все повторяется в зеркальной последовательности. Примерами эффекта бумеранга являются два письма: одно от Татьяны, другое от Онегина.

Еще одним примером зеркальной симметрии является сон Татьяны и ее замужество. Медведем, спасшим ее во сне, стал ее будущий муж.

Основные темы и проблемы

В романе "Евгений Онегин" Александр Сергеевич показал типические натуры своей эпохи в их формировании. Читатель видит представителей разных прослоек общества: столичный высший свет, провинциальное дворянство, простых городских жителей и крестьян. Изображая реалистические образы дворянства, Пушкин затрагивает следующие темы:

  • образование;
  • воспитание;
  • семейные отношения;
  • культурные традиции;
  • любовь;
  • дружба;
  • политика;
  • обычаи и нравы;
  • исторические вопросы;
  • мораль.

Роман насыщен лирическими отступлениями, где ярче всего видны размышления автора о жизни. Пушкин рассуждает по поводу литературы, театра, музыки. Автор раскрывает важнейшие общественные и нравственно-философские проблемы:

  • цель и смысл жизни;
  • настоящие и ложные ценности;
  • губительность эгоизма и индивидуализма;
  • верность любви и долгу;
  • быстротечность жизни;
  • ценность мгновений.

Главная мысль и пафос

Роман Пушкина назван именем главного героя, это говорит о значимости этого персонажа в книге. Задачей автора было создать героя того времени. И он это сделал. Пушкин показывает, что счастливая жизнь ждет только мало думающих, мало знающих людей, которые не стремятся ни к чему духовному и высокому. Людей, имеющих чуткую душу, ждут страдания. Одни, подобно Ленскому, гибнут, другие томятся в бездействии, как Онегин. Таким, как Татьяна, предначертано молча страдать.

Пушкин винит во всем не героев, а ту среду, в которой формировались их характеры. Она прекрасных, благородных и умных людей сделала несчастными. Московское и петербургское высшее общество писатель рисует критически. Для его изображения Пушкин использует сатирический пафос.

Герой своего времени - Евгений Онегин

Онегин представляет высший петербургский свет. Он вырос эгоистичным, не приучен к труду, его обучение проходило шутя. Все свое время он тратит на светские развлечения. Это привело к тому, что он не смог понять чувств юной Татьяны, ее душу. Жизнь героя так и не сложилась, как бы он того хотел. Причина такого несчастья в том, что он не понял простую истину - счастье рядом с преданным другом, верной женщиной.

Анализ героя "Евгения Онегина" доказывает, что на его преобразования повлияли многие события, особенно смерть Ленского. Внутренний мир Онегина в конце книги стал намного богаче.

Татьяна Ларина - милый идеал поэта

С образом Татьяны Лариной у Пушкина связаны представления о русском национальном характере. Русская душою она впитала все традиции и обычаи семейства Лариных. Героиня выросла среди русской природы на сказках и преданиях своей няни. У героини очень тонкий внутренний мир и чистая душа.

Татьяна - сильная личность. Даже в конце романа она остается простой и естественной. Свою любовь она приносит в жертву нравственной чистоте, верности долгу, искренности в отношениях.

Владимир Ленский

Еще один представитель дворянства, Ленский, выступает юным романтиком-мечтателем. Автор сочувствует этому герою, восхищается им, иногда грустит и улыбается. Владимир стремится к героизму, живет воображаемым миром. Он очень пылкий, порывистый и далек от действительности.

Святыми понятиями для Ленского являются любовь, благородство и честь. В героическом порыве Владимир погибает во время нелепой дуэли с другом.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png