Согласно части 1 статьи 22 ФЗ № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций, то единственным субъектом, который может утверждать устав образовательной организации, является учредитель.

Согласно пункта 1 части 2 статьи 25 «Устав образовательной организации» ФЗ № 273-ФЗ в уставе указывается тип образовательной организации. Полное наименование образовательной организации должно содержать указание на организационно-правовую форму и тип, согласно части 5 статьи 23 «Тип образовательной организации» ФЗ № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" . Согласно пункту 2 части 2 статьи 23 «Тип образовательной организации» ФЗ № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" , тип ГБОУ Школа № 1797 - «Общеобразовательная организация», с основной целью деятельности - общеобразовательная деятельность по образовательным программа начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, с правом осуществлять образовательную деятельность, которая не является основной целью (пункт 2 части 4 ст. 23 ФЗ № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" ).

Частью 6 статьи 23 «Тип образовательной организации» ФЗ № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрена возможность использовать наименование, указывающее на особенность осуществления образовательной деятельности, или дополнительные осуществляемые функции.

Так какое наименование должно быть?

В быту принято считать, что школа - образовательная организация, в которой реализуется образовательная программа, соответствующая основной цели деятельности, на сегодня соответствующая ФГОС, нагрузки отвечают требованиям, установленным для определенного возраста, свободное время обучающегося распределено так, что его достаточно для освоения стандартных программ. В то время как гимназия считается элитным учебным заведением, за счет предпрофильной подготовки, углубленного изучения предметов предоставляет «универсальное и многостороннее» образование. Лицей и вовсе ориентирован на конкретные вузы и готовит обучающихся к поступлению в них, привлекая к реализации образовательной программы профессорско-преподавательский состав этих вузов с акцентом на профессиональные дисциплины.

Учитывая вышеизложенное и нормативно-правовую базу следует отметить, что образовательные организации вне зависимости от наименования (будь то школа, гимназия или лицей), указывающего на особенности осуществления образовательной деятельности, по сути реализуют единые образовательные программы, отвечающие единым требованиям ФГОС, готовя ребенка к успешной государственной итоговой аттестации - конечной цели любых усилий педагогических коллективов, родителей и детей. При этом, школы предлагают весь набор «приемов» гимназий и лицеев, а именно: и предпрофильную подготовку, и углубленное изучение отдельных предметов, и индивидуальный план обучения, и подготовку к обучению в конкретных вузах, и обучение детей с индивидуальными образовательными потребностями, и многое другое. В коллективах этих школ работают высококвалифицированные профессионалы. Школы оснащены современным оборудование, позволяющим использовать информационное образовательное пространство и ресурсы города Москвы.

Иными словами, современная московская школа, интересная родителям и детям, давно переросла уровень вчерашних гимназий и лицеев. Ее двери открыты для всех детей, чья успешность в жизни, а равно показатель профессионализма коллектива, как особенности осуществления образовательной деятельности, определяется высокими результатами государственной итоговой аттестации. И на это никак не влияет название образовательной организации. То, что раньше считалось универсальным, многосторонним, повышенного уровня образование, стало стандартом для «дворовой школы шаговой доступности».

Так что же могут, даже должны сегодня предложить гимназии и лицеи, чтобы именоваться по праву? Какое образование, отличающееся от того, что предлагает школа? И вернемся к вопросу: «Какое наименование должно быть у современной образовательной организации?» Школа!

Историческая справка...

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Гимназия № 1797 «Богородская» создано в результате реорганизации в форме слияния Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы гимназии № 1452 «Богородская», расположенного по адресу: г. Москва, ул. 1-я Гражданская, д. 94, г. Москва, ул. 1-я Гражданская, д. 96; Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы средней общеобразовательной школы № 363, расположенного по адресу: г. Москва, Алымов пер., д. 15, г. Москва, ул. 3-я Гражданская, д. 64; Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы средней общеобразовательной школы с углубленным изучением немецкого языка № 1294, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Глебовская, д. 8, г. Москва, ул. Глебовская, д. 10; Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы детского сада комбинированного вида № 381, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 3-я Гражданская, д. 64А, г. Москва, ул. Бойцовая, д. 6, корп. 5; Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы детского сада № 413, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 1-я Гражданская, д. 105 на основании приказа Департамента образования города Москвы от 05 июня 2014 года № 433 «О реорганизации государственных образовательных организаций, подведомственных Восточному окружному управлению образования Департамента образования города Москвы».

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Гимназия № 1797 «Богородская» в 2014 году стала правопреемником по всем обязательствам Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы гимназии № 1452 «Богородская», Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы средней общеобразовательной школы № 363, Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы средней общеобразовательной школы с углубленным изучением немецкого языка № 1294, Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы детского сада комбинированного вида № 381, Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы детского сада № 413 в отношении всех их кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами, в соответствии с передаточными актами.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Гимназия № 1797 «Богородская» переименовано в Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1797 «Богородская», на основании распоряжения Департамента образования города Москвы от 5 июля 2017 года № 345р.

ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

Какими потерями это обернется

Начало нового, 2017/2018 учебного года ознаменовалось сюрпризом, показавшимся родителям московских школьников крайне неприятным. Как оказалось, с 1 сентября из обихода столичного среднего образования напрочь исчезают такие понятия, как «гимназия», «лицей», «школа с углубленным изучением» того или иного предмета и даже «коррекционная школа», а все образовательные организации этого уровня, независимо от качества обучения и степени погружения в предмет, становятся «просто» школами. «За что боролись!? - возопили, узнав о новости, мамы и папы, с трудом пристроившие своих отпрысков в престижные гимназии и лицеи. - И что теперь будет с учебными программами наших детей?» Эти вопросы «МК» переадресовал директору лицея... пардон, «простой» школы №1561 Валерию Пазынину.

— Валерий Вячеславович, чем можно объяснить отказ столичной системы образования от таких статусов общеобразовательных организаций, как гимназия, лицей и школа с углубленным изучением тех или иных предметов?

— Стремлением предоставить всем школам Москвы те же возможности, что были у лицеев и гимназий! При этом подчеркну: решение уравнять их возможности принято не сейчас, а несколько лет назад, когда норматив всех московских школ был поднят до уровня лицеев и гимназий. До сих пор как дань традиции сохранялись лишь названия. А сейчас и они приведены в соответствие с принципом права каждого ребенка на качественное образование, независимо от места проживания и школы, к которой он прикреплен.

— А лицеям с гимназиями лишение этого статуса не показалось обидным?

— Вовсе нет! К примеру, в нашей организации — лицее №1561, который ныне стал школой №1561, — мы считаем, что никакой разницы в названиях нет. В плане истории также подавляющее большинство гимназий и лицеев изначально именовались школами. Так что ничего обидного в возвращении этого статуса нет. Да и московское образование само по себе стало сейчас брендом.

— Ну, допустим. Но родители детей из гимназий и лицеев, «разжалованных» в «простые» школы, очень волнуются!

— Да, у части родителей распространено ощущение, что лицей — это школа повышенного уровня. Однако на практике все мы видели, что некоторые лицеи не давали качественного образования, да и по рейтингам занимали последние места, фактически вводя родителей в заблуждение своим официальным статусом. Зато ряд «простых» школ вошел в топ-20. И вполне заслуженно. Так что качественное образование не зависит от названия.

— А как отнеслись к смене названия родители вашей школы?

— Поначалу, летом, до того как мы все разъяснили, у родителей действительно были вопросы, а некоторые из них интерпретировали решение об изменении названия как понижение статуса нашей образовательной организации или как отказ от обучения по углубленным программам. Но наши разъяснения их вполне удовлетворили. Тем более что в образовательную организацию идут не на название, а на учителей и на образовательные программы, а все они остались без изменения. В итоге сейчас тревоги родителей в нашей школе мы больше не видим.

— Но что конкретно дает городской системе образования переименование бывших гимназий и лицеев?

— Этот шаг формирует в сознании москвичей, что каждая наша школа дает максимальные возможности для развития каждого ребенка. При этом унификация образовательных организаций не противоречит ставке на индивидуальные образовательные маршруты каждого столичного школьника. Просто если раньше в Москве можно было найти школу, которая тебе нужна, то сейчас нужное тебе можно найти в каждой школе, и для этого не надо ездить на другой конец города. Все возможности равным образом осуществляются в любой образовательной точке города. Именно так мы понимаем унификацию образования в Москве.

Никакого разнообразия. Все школьники Москвы будут ходить в школы. Понятия «гимназия», «лицей», «школа с углубленным изучением того или иного предмета» и «коррекционная школа» исчезнут

С 1 сентября в столице исчезнут понятия «гимназия», «лицей», «школа с углубленным изучением того или иного предмета» и «коррекционная школа». Все образовательные организации этого уровня теперь будут называться просто школами. Родители в недоумении. Для многих переименование стало неприятным сюрпризом, говорит москвичка Мария:

Мария москвичка «У нас гимназия, мы случайно зашли на сайт перед новым учебным годом и узнали, что мы теперь обычная школа. Собрания не было, и, по-моему, пока не предполагается. Конечно, хотелось бы, чтобы не пострадало качество обучения. Я думаю, что для нас мало что изменится, потому что наша школа не оправдывала уровень гимназии. И я боюсь, что будет тенденция к ухудшению качества, меня это не может не беспокоить».

Категорически против переименования гимназий и лицеев в школы доцент кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ имени Ломоносова и многодетная мама Татьяна Кузнецова:

Татьяна Кузнецова доцент кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ имени Ломоносова «Я считаю, что линейка школ должна быть разнообразная. Как вы лодку назовете, так она и поплывет. То есть то, что они собираются менять название на слово «школа», это подразумевает некое усреднение и обеднение школьных программ. Полагаю, следует сохранять разнообразие для ребенка каждого уровня с любыми запросами. Существует большое количество других проблем, в том числе в образовании, чтобы заниматься переименованиями всякого рода».

В самих учебных заведениях не считают переименование проблемой. На уровне образования смена вывески не отразится, говорит директор гимназии № 1274 имени Маяковского Антон Уколов:

Антон Уколов директор гимназии № 1274 имени Маяковского «Все образовательные организации Москвы являются на самом деле комплексными, которые предоставляют все по максимуму. Возьмите сейчас любую школу Москвы, во всех школах есть профильные классы, есть разные учебные планы. А название просто вводило в заблуждение москвичей, поэтому такой процесс и пошел. Смена вывески не означает смену содержания или смену уровня образования. Это просто чисто техническое действие. Если у нас, как у всех, были достаточно серьезные образовательные ресурсы, так они и остаются. Мои родители отнеслись к этому достаточно спокойно. Их волновало, изменится ли образовательная программа, изменятся ли требования. Когда я объяснил, что ничего не меняется в нашей жизни, то родители абсолютно успокоились».

Традиционно лицеи, в отличие от школ, имеют определенный профиль. Главная их задача — подготовка к поступлению в вуз, с которым у лицея, как правило, подписан договор. Гимназия — это школа с более углубленным изучением основных предметов. В гимназии считается нормой изучение как минимум двух иностранных языков. Коррекционная школа — учебное заведение для детей с особенностями в развитии.

На днях промелькнула информация, что в Москве унифицировали общеобразовательные учреждения.
Если раньше были гимназии, лицеи и школы, то теперь - только школы.

Как отнестись к тому, что сформированное общественное мнение, что надо "биться", стоять в очередях с полуночи, чтобы записать ребенка в гимназию или лицей разрушено в одночасье.

Выяснилось, что многие обычные школы обучали значительно лучше, чем те,к которым было повышенное внимание во всем. Наверняка, и в финансировании они были на других строках.

Станет ли такое развенчивание столичных школьных учреждений примером для регионов?

Но, главное, конечно, не в названии. Это также, как и в высшем образовании: институт, академия, университет. А: требования едины, дипломы об окончании высшего учебного заведения едины, контроль - един. Однако же...

Вернемся в исходную позицию
Дело не в названии.
Главное - концептуальные изменения в содержании работы.

Как видно из последних событий, одним из приоритетов в школьной деятельности становится развитие личности ученика.

Дать почувствовать каждому питомцу, что его ценят за личные достоинства, умения. Что у него есть, безусловно, есть собственное место в обществе и он может приносить пользу.

Что еще важно?

В последнее время часто говорят о проектной деятельности, как возможности работать в группах, принимать общее решение. Может быть, используя опыт других стран, в школах разрешат вводить и групповой экзамен. Почему нет?
Ведь коллективная работа способствует выработке ответственности, уверенности в себе, которая передается и товарищам.
Коллективность, по-моему убеждению, способствует передаче и духовных ценностей, такких как уважительность, честность, толерантность. То есть, тех качеств, дефицит в которых очевиден сегодня.

Коллективный ученический труд, вкупе с учительским вниманием, будет способствовать тому, чтобы учащиеся полюбили процесс обучения. Чтобы им было радостно учиться, другими словами.

И, знаете, что еще?
Профориентационная работа.
Есть ли она в школах или нет, это тайна за семью печатями.
А ведь здесь тоже есть чему учиться у других стран.
Например, в Дании, на уровне коммун, то есть органов местного самоуправления, создаются социальные профориентационные службы, члены которых обсуждают с каждым молодым человеком его планы на будущее. Помогают ему определиться.

Вывод. Школа, выстраивая четкую систему обучения и воспитания, дает каждому выпускнику равные шансы на счастливое будущее.
А какже быть с "одаренными", спросите вы?

А это - отдельная тема для разговора.
Ведь запись делаю по разным причинам.
В том числе, и из-за "ивантеевского стрелка", когда обвинения сошлись на директоре школы и на том, что школа плохо охранялась.
Но ведь это не вся правда, верно?

Новый закон «Об образовании» отменяет деление школ по видам и категориям. То есть де-юре теперь не будет лицеев, гимназий и школ с химическим уклоном, а будут только общеобразовательные школы, которые, впрочем, могут сохранить классы с углублённым изучением конкретных дисциплин и оставить в названии учреждения информацию о наличии профильных программ. Об этом сообщила статс-секретарь - заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк на прошедшей в РИА «Новости» пресс-конференции, посвящённой обсуждению законопроекта об образовании.

Напомним, законопроект «Об образовании в Российской Федерации», разработанный Министерством образования и науки России, был принят в первом чтении Государственной Думой 17 октября. Необходимость создания нового закона его авторы объясняют тем, что основополагающий документ для системы образования не обновлялся около 20 лет, за это время в него было внесено множество поправок, отсылающих к более новым базовым законам, и к настоящему дню даже юристам стало тяжело с ним работать. Безусловно, появились и новые требования к системе образования, которые необходимо «упаковывать» в законные рамки. Наталья Третьяк подчеркнула, что разрабатывался закон по-инновационному: два года велись дискуссии по поводу его содержания и смысла, а в конце участники этих обсуждений – эксперты, представляющие все стороны, прямо или косвенно участвующие в образовательном процессе, голосовали за ту или иную редакцию.

«В итоге мы имеем законопроект, сохраняющий все виды гарантий и льгот, которые есть в прежнем законе, – отметила Наталья Третьяк. – Платного образования не будет, это миф. Напротив, мы расширяем доступность бесплатного образования, развивая формы дистанционного обучения».

Одна из главных новаций системы высшего образования – норма о целевой контрактной подготовке. Право заказывать вузам обучение конкретных специалистов будут иметь не только органы государственной власти, но и корпорации. Предполагается заключение трёхсторонних договоров между вузом, студентом и его будущим работодателем. В этих контрактах будет указано место работы, которое займёт выпускник, освоивший необходимые дисциплины и навыки. Если же к моменту окончания обучения этот выпускник по каким-то причинам не захочет выполнять взятые на себя обязательства, ему придётся вернуть инвестированные в него средства, а также выплатить серьёзный штраф, равный примерно стоимости обучения. Это, по мнению разработчиков, позволит покрыть дефицит специалистов по нужным отечественной экономике направлениям.

Помимо этого, законопроект вводит и регламентирует систему квалификационных экзаменов для занятия выпускниками вузов определённых должностей.

В школьном образовании отменяется деление учреждений по видам и категориям. Теперь все школы будут учить детей универсальному, стандартному образованию, но могут сформировать классы с углублённым изучением определённых дисциплин и зафиксировать в названии соответствующий профиль. То есть де-юре гимназий и лицеев больше не будет, но фактически эти учреждения могут сохранить свои вывески и реализовывать профильные программы. Наталья Третьяк пояснила, что эта новелла введена для удобства детей и их родителей – чтобы из одного микрорайона не приходилось ездить в другой только потому, что рядом с домом есть лишь образовательное учреждение определённого вида или категории. Контролирующие органы проверять будут не соответствие школы её виду, а качество программ.

Изменения, по словам Натальи Третьяк, коснутся и системы дошкольного образования. Сейчас за него ответственны только муниципалитеты; согласно законопроекту, в своё ведение его частично возьмут более обеспеченные финансами субъекты федераций. В связи с этим ожидается, что в детских садах увеличится количество мест, а также вырастет качество присмотра за детьми и их дошкольная подготовка.

Ещё один спикер пресс-конференции – председатель Комитета Госдумы по образованию Александр Дегтярёв отметил, что из нескольких тысяч ещё не рассмотренных по существу поправок к законопроекту могут быть приняты те, которые более полно описывают положения об академических обменах и которые закрепляют льготы по оплате услуг ЖКХ для сельских учителей. По оценке депутата, одного месяца будет достаточно для внесения последних корректив в этот документ, так что есть большая вероятность, что до конца осенней сессии закон «Об образовании в Российской Федерации» будет принят.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png