Рубинштейн А. Г.

Антон Григорьевич (16 (28) XI 1829, дер. Выхватинцы, ныне Рыбницкого р-на Молд. ССР - 8 (20) XI 1894, Петергоф, близ Петербурга) - рус. пианист, композитор, дирижёр, муз.-обществ. деятель. Род. в небогатой евр. семье. Фп. игре обучался сначала у матери, затем у А. И. Виллуана. Мальчиком совершил триумфальное конц. турне по городам Европы (1840-1843). В 1844-48 находился за границей (гл. обр. в Берлине, Вене). Занимался у З. Дена (муз.-теоретич. предметы), общался с Ф. Мендельсоном, оказавшим влияние на формирование творчества молодого Р. По возвращении в Петербург выступал как пианист и дирижёр (в основном с собств. соч.). В 1850 написал первую оперу - "Куликовская битва" ("Дмитрий Донской"), не имевшую успеха при пост., в 1851 - 2-ю симфонию ("Океан"). В 1854-58 концертировал за границей, завоевав славу одного из величайших пианистов современности. С этого времени началась его широкая конц. деятельность. Значит. роль в развитии Р. сыграло общение его с Ф. Листом. За рубежом были окончены и исполнены оратория "Потерянный рай" (1856), вок. цикл "Персидские песни" (1854). Вернувшись в Петербург (1858), Р. обратился к широкой муз.-обществ. деятельности. По инициативе и под рук. Р. были организованы Певч. академия (1858), Русское музыкальное общество (РМО, 1859, дирижировал его симф. концертами) и первая в России консерватория - Петербургская (1862, до 1867 - её профессор и директор). Эта работа осложнялась столкновениями с придв. кругами, а также острой борьбой с А. Н. Серовым, В. В. Стасовым и членами "Могучей кучки" по вопросу о роли нац. начала и значения проф. муз. образования в развитии рус. муз. иск-ва ("кучкисты", опасаясь академизма консерватории, недооценивали, однако, важности подготовки в широких масштабах рус. музыкантов-профессионалов). В эти годы значительно сократились выступления Р.-пианиста, но интенсивной оставалась композиторская деятельность: написал оперу "Фераморс" (1862), 4-й концерт для фп. с оркестром (1864).
В 1867 из-за конфликта с сановными кругами Р. ушёл из консерватории и Рус. муз. об-ва. В кон. 60-х гг. он на нек-рое время сблизился с композиторами "Новой русской музыкальной школы". Возобновилась его интенсивная пианистич. деятельность. Среди произв. этих лет - лучшая опера Р. "Демон" (1871, была запрещена театр. цензурой, затем пост. с большим успехом - 1875, Петербург; 1879, Москва).
В 70-х - нач. 80-х гг. Р. вёл жизнь странствующего виртуоза. Был худ. рук. и гл. дирижёром Об-ва друзей музыки в Вене (1871-72), совершил с большим успехом конц. поездку по городам США (1872-73). Наряду с концертами он много сочинял (опера "Маккавеи", 1874), выступил с проектом создания "т-ра духовной оперы" для пост. опер на библейские и евангельские тексты. Кульминацией его пианистич. деятельности были грандиозные по масштабам Историч. концерты (1885-86, в крупнейших городах Европы), в к-рых он дал картину эволюции фп. музыки (от её истоков до произв. совр. рус. композиторов).
В 1887 возобновилась активная муз.-обществ. деятельность Р. Он вновь возглавил Петерб. консерваторию, вёл класс фп., прочёл (дважды) курс лекций-концертов по истории фп. музыки, вызвавший огромный интерес у рус. музыкантов, дирижировал концертами РМО, выступил с проектом организации в стране всеобщего муз. воспитания, настаивал на открытии гос. консерваторий, добился нового помещения для Петерб. консерватории (в нём поныне находится Ленингр. консерватория). Вторичный уход из консерватории (1891) был вызван травлей, к-рой подверглась деятельность Р. со стороны реакц. прессы, и гл. обр. осознанием невозможности осуществления широких муз.-просветит. планов в условиях царской России. Последние годы жизни Р. провёл преимущественно в Дрездене; изредка выезжал в др. города на благотворительные концерты, занимался лит. и композиторской работой, фп. педагогикой (здесь у него учился И. Гофман).
Р. - величайший пианист 2-й пол. 19 в. (подобно Листу, занимавшему такое же положение в 1-й пол. 19 в.). Черты сложной, противоречивой, но правдивой и искренней личности Р. с наибольшей силой проявились в его дерзновенном, нередко ломавшем традиц. каноны пианистич. иск-ве. Характерный для Р. мужественный героико-лирич. исполнительский стиль в поздние годы приобрёл ещё большую драм. напряжённость. В обширнейшем репертуаре Р. осн. место занимали соч. Л. Бетховена, Ф. Шопена, Р. Шумана. Оставаясь верным идее интерпретируемых произв., глубоко проникая в авторский замысел, он в то же время смело и свободно создавал свои исполнительские образы, утверждая право артиста на творч. независимость. Одна из характерных черт его игры - вдохновенная импровизационность: осн. концепция обычно сохранялась, но при каждом исполнении она обогащалась неожиданными находками. Ради цельности муз. картины Р. порой жертвовал деталями. Многообразная техника пианиста была настолько подчинена его мысли и эмоции, что оставались неприметными ни её полнейшее совершенство (в молодые годы), ни отд. погрешности (в последний период жизни). Одной из примечательных сторон его иск-ва было мастерство владения колоритом и динамикой. Огромной силой воздействия обладало мелодич. интонирование Р. Оно сложилось под влиянием пения Дж. Б. Рубини (слышал его в детстве) и иск-ва О. А. Петрова (аккомпанировал певцу в 50-е гг.). Игра Р. отличалась образной силой, крупным штрихом; агогическими, артикуля- ционными и динамическими вариантами при исп. повторяющихся муз. построений. Под влиянием пианистич. иск-ва Р. сформировалось неск. поколений рус. и заруб. исполнителей.
Пианизму Р. был родствен его дирижёрский стиль. И как дирижёр он проявлял особое внимание к мелосу; предпочитал "широкие мазки" в интерпретации произв., больше заботясь о раскрытии гл. идеи, чем об отделке деталей.
Плодовитый композитор, Р. обращался к разл. муз. жанрам - к опере, оратории, симфонии, концерту, романсу, сольной и ансамблевой инстр. пьесе. Он широко опирался на интонации рус. гор. фольклора, вместе с тем использовал устоявшиеся формы заруб. музыки. Муз. наследие Р. противоречиво: талантливое соседствует с тривиальным, индивидуальное и своеобразное - с эклектическим. Б. В. Асафьев отмечал несоответствие "бурного темперамента, требовавшего широких форм для своего высказывания, с отсутствием способности к обдуманному развитию материала". И вместе с тем историч. значение даже тех произв., к-рые не выдержали испытания временем, велико: композитор нередко прокладывал пути, по к-рым шли музыканты, поднявшиеся в своём творчестве значительно выше Р.

А. Г. Рубинштейн. 4-й концерт для фортепьяно с оркестром. Страница партитуры. Автограф.
Одно из высоких художеств. достижений Р. - лирич. опера "Демон". Она отмечена тонкой обрисовкой действующих лиц, явившихся предшественниками героев опер П. И. Чайковского. Своеобразен ориентальный стиль этой оперы с характерным сопоставлением мужеств., динамичных и проникновенно-лирич. эпизодов. Выделяется также большая героич. опера "Маккавеи", с её резкими драматургич. контрастами.
Ранние симфонии Р. сыграли значит. историч. роль: они помогли освоению в России формы классич. симф. цикла и продемонстрировали приёмы разработки тематич. материала, основанного на интонациях рус. бытового романса. В 70-е гг. Чайковский, как отметил Асафьев, "...быстро обгоняет учителя, сразу постигая не только формальную сторону симфонической культуры, а охват ею динамики жизнеощущений - симфонизм". Лучший из пяти концертов для фп. с оркестром Р. - 4-й, отличающийся цельностью, напряжённостью развития. Его идейно-эмоцион. строй, характер фп. изложения и виртуозный стиль оказали влияние на дальнейшее развитие конц. жанра в России. В обширном фп. наследии Р. - пьесы песенного характера и небольшие танцы (от них нити преемственности ведут к фп. миниатюрам Чайковского), виртуозные этюды и вариации (отсюда - путь к С. В. Рахманинову), жанровые сценки в рус. духе, полифонич. сочинения.
В муз. наследии Р. существенное место занимает вок. лирика. Его песни и романсы (особенно на тексты отечеств. поэтов) тесно связаны с творчеством М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского и авторов рус. бытового романса. Продолжением традиций рус. муз. культуры было и муз. воплощение поэтич. образов Востока в "Персидских песнях", вершине вок. творчества Р.
Среди лит. работ Р. (написаны в последний период жизни) - кн. "Музыка и её представители" (1891), содержащая антигансликианские муз.-эстетич. положения. В ней, несмотря на расплывчатость многих формулировок, Р. подымается до понимания роли конкретной историч. обстановки в творчестве композитора и исполнителя. Р. откровенно изложил своё мировоззрение в книге-дневнике "Короб мыслей" (не предназначалась к изданию при жизни Р.; опубл. с грубыми искажениями и купюрами под назв. "Мысли и афоризмы", 1904, и "Политика и религия", 1906). В рассуждениях Р., нередко противоречивых и изменчивых, обращают на себя внимание острая ненависть к самодержавию, критика буржуазного обществ. строя и мысли о грядущей революции в России. По инициативе Р. был осн. Междунар. конкурс пианистов и композиторов (1890, в Петербурге; проводился каждые 5 лет, до 1910 - в Берлине, Париже, Петербурге).
Основные даты жизни и деятельности
1829.- 16 XI. В дер. Выхватинцы в семье мелкого земельного арендатора Григория Романовича Р. род. сын Антон.
1831 (или 1832).- Переезд семьи в Москву.
1835.- Начало обучения фп. игре под рук. матери.
1837.- Занятия музыкой с А. И. Виллуаном.
1839.- 11 VII. Первый публичный концерт (Москва).
1840-43.- Конц. турне по крупнейшим городам Зап. Европы.
1843.- Возвращение в Россию.- Концерты в Петербурге и Москве.- Публикация первых детских муз. соч.
1844-46.- Поездка с матерью и братом Николаем Р. за границу.- Занятия по муз. теоретич. предметам у З. Дена (Берлин).
1846.- Переезд в Вену.
1847.- Смерть отца Р.- Концерты в Австрии.- Переезд в Берлин.
1848.- Осень. Возвращение в Россию.
1848-54.- Жизнь в Петербурге.- Знакомство с В. Ф. Одоевским, Матв. Ю. Виельгорским, М. И. Глинкой, А. С. Даргомыжским, виолончелистом К. Б. Шубертом.- Встречи с рус. революционером М. В. Буташевич-Петрашевским.
1850.- 8 I. Первое выступление как дирижёра (в Университетских концертах).- IV-VI. Концерты в Москве, Харькове, Одессе.
1852.- Приглашение на должность аккомпаниатора при дворе великой княгини Елены Павловны.- Разработка проекта Муз. академии в Петербурге (не принят).- Работа над оперой "Стенька Разин" (не окончена, не опубл.).
1854.- 30 IV. Отъезд за границу.- Жизнь в Веймаре. Встречи с Ф. Листом.- 9 XI. Постановка в оперном т-ре в Веймаре под упр. Листа оперы Р. "Сибирские охотники".- 14 XII. Выступление Р. в зале Гевандхауз (Лейпциг), положившее начало триумфальному конц. турне по городам Зап. Европы.
1855.- I-III. Концерты в Берлине, Вене, Мюнхене.-V. Публикация в венском журн. "Blatter fьr Musik, Theater und Kunst" статьи Р. "Русские композиторы" ("Die Componisten Russland"s"), вызвавшей резкие возражения со стороны рус. музыкантов, в т. ч. Глинки.- IX-XII. Концерты в Лейпциге и Гамбурге.
1856.- I-V. Конц. турне по городам Германии.
1857.- III-XII. Концерты в Ницце, Париже, Лондоне, Лейпциге, Вене.
1858.- I-VI. Концерты в Пеште, Праге, Париже и Лондоне.- 2 III. Первое исп. в Веймаре оратории "Потерянный рай" (под упр. Листа).- Лето. Возвращение в Россию.- IX. Субботние муз. вечера на квартире Р. (затем в зале Бернардаки), положившие начало его широкой муз.-просветит. деятельности.- XI. Создание под рук. Р. Певч. академии.
1859.- 27 I. Создание по инициативе Р. Русского музыкального общества (РМО; Р.- в числе его первых директоров).- V-VI. Концерты в Лондоне (в дни "Генделевского фестиваля").- VII-VIII. Концерты в Баден-Бадене.- 23 XI. Первый симф. концерт РМО под упр R.
1860.- III. Открытие по инициативе Р. муз. классов при РМО.- III-V. Выступления в Москве, Риге, Кенигсберге.- Концерт в Вене (в связи с 50-летием со дня рождения Р. Шумана).- Письмо Р. министру нар. просвещения с проектом организации Муз. школы (консерватории).
1861.- I. Статья Р. "О музыке в России" (журн. "Век", M I), призывавшая к открытию в России проф. муз. уч. заведений.- IX. Концерты в Берлине.
1862.- 8 IX. Торжеств. открытие Петерб. консерватории.
1862-67.- Интенсивная деятельность Р. в качестве директора и профессора консерватории. Рук. хором, оркестром, классами фп., ансамбля, инструментовки (среди его учеников - П. И. Чайковский).- Дирижирование всеми симф. собраниями РМО в Петербурге.- Выступления в качестве пианиста, гл. обр. в Петербурге и Москве.- Ежегодные летние поездки за границу.- Дружеское общение с деятелями иск-ва - И. С. Тургеневым, П. Виардо, Г. Берлиозом, К. Шуман, Н. Гаде, Г. Доре и др.
1864.- 29 X. Первое исп. в Петербурге 4-го концерта для фп. с оркестром (солист - автор).
1865.- 12 VII. Женитьба в Баден-Бадене на В. А. Чекуановой.
1867.- VI-VII. Концерты в Лондоне.- IX. Уход из Петерб. консерватории и РМО.
1867-70.- Интенсивная пианистич. деятельность.- Восторженный приём публикой Р.-пианиста в России и за рубежом (в отличие от предыдущих лет, в программах концертов наряду с собственными многочисл. произв. др. авторов).
1869.- 2 X. Первое исп. муз.-характеристич. картины "Иван Грозный" под упр. М. А. Балакирева в концерте Бесплатной муз. школы.
1870.- Осень. Концерты в Одессе, Харькове, Риге, Ревеле (ныне Таллин) и др. городах России.
1871.- I-III. Концерты в Петербурге и Москве.- 15 IX. Показ "кучкистам" в доме Д. В. Стасова оперы "Демон".- Осень. Запрещение "Демона" театр. цензурным комитетом.- 16 IX. Отъезд Р. в Вену.
1871. Х - 1872. IV.- Деятельность в качестве "артистического директора" (гл. дирижёра и худ. рук.) Об-ва друзей музыки в Вене.- Выступления в камерных ансамблях, сольные концерты.
1872.- V. Участие в "Нижнерейнском муз. празднестве" в Дюссельдорфе (дирижировал концертами).- IX- 1873.V.- Конц. турне с Г. Венявским по городам США (в т. ч. 7 Историч. концертов в Нью-Йорке).
1873. XI - 1874. I.- Концерты в Италии.
1874-81.- Выступления в России, Германии, Франции и др. европ. странах в качестве пианиста, а также дирижёра своих симф. произв. и опер.
1875.- 11 I. Первое исп. в симф. собрании РМО 4-й симфонии под упр. автора.- 13 I. Премьера оперы "Демон" в Мариинском т-ре (Петербург).
1877.- 22 I. Первый спектакль оперы "Маккавеи" в Мариинском т-ре (под упр. автора).
1880.- 22 и 25 II. Первые спектакли оперы "Купец Калашников" в Мариинском т-ре (под упр. автора).- II (конец). Запрещение этой оперы министерством двора.- 2 X. Первое исп. в симф. собрании РМО 5-й симфонии (под упр. автора).
1881.- I-III. Конц. турне по городам Испании и Португалии.- 11 III. Смерть Н. Г. Рубинштейна в Париже.- X-XI. Симф. концерты РМО (памяти Н. Г. Рубинштейна) под упр. Р.
1882. XI - 1883. IV.- Р. дирижирует всеми симф. концертами РМО в Петербурге (в программах соч. классиков, романтиков и рус. композиторов разных направлений).
1883-85.- Выступления в России, Германии, Австрии, Франции, Дании, Швеции, Нидерландах и др. как пианиста и дирижёра своих симф. произв. и опер.
1883.- 23 II. Премьера оперы "Суламифь" в Гамбурге (под упр. автора).
1884.- 29 I. Первый спектакль оперы "Нерон" в Петербурге (силами артистов итал. оперы, под упр. Р.).- Лето. Пребывание в Мариенбаде и Венеции.- 1 X. 100-й (юбилейный) спектакль "Демона" в Мариинском т-ре (под упр. Р.).
1885. Х - 1886. V.- Проведение цикла Историч. фп. концертов: из 7 программ - в Берлине, Вене, Петербурге, Москве, Лейпциге, Париже, Лондоне; из 3 программ - в Праге, Дрездене, Брюсселе.
1886. XI - 1887. 1.- Проведение цикла Историч. симф. концертов (из 10 программ) в Петербурге.
1887.- 12 I. Возвращение Р. на пост директора Петерб. консерватории.
1887-91.- Большая организаторская и педагогич. работа в Петерб. консерватории. Рук. классом фп. (среди учеников - О. К. Познанская, Л. А. Кашперова).- Проекты, внесённые Р.: об организации в России гос. ("правительственных") консерваторий; об осуществлении широкого общего муз. воспитания в школах; об организации в Петербурге общедоступных симф. концертов и общедоступной оперы.
1887. 23 IX - 1888. 2 IV.- Проведение Р. 58 лекций-концертов по курсу истории фп. лит-ры.
1888.16 IX - 1889.28 IV.- Повторение лекций-концертов по истории фп. лит-ры.
1889.- Осень. Р. диктует стенографу "Автобиографические воспоминания" (опубл. М. Семевским в журн. "Русская старина" в тенденциозно искажённой редакции).- XI. Торжества по случаю 50-летия артистич. деятельности Р.- Травля Р. со стороны рус. шовинистич. газет.- Письмо Р. "Ещё раз о консерваториях" в редакцию газ. "Новое время".
1889-90.- Проведение 16 общедоступных концертов по проекту Р. (1-й концерт - под его упр.).
1890.- VIII. Первый Междунар. конкурс пианистов и композиторов на премию им. Р. (по проекту и на средства Р.).
1891.- I. Заявление Р. о его предстоящем уходе из Петерб. консерватории.- Лето. Пребывание в Коджори (близ Тбилиси).- 12 VIII. Концерт в Тбилиси в пользу фонда на сооружение муз. уч-ща.- Переезд в Дрезден.
1891-94.- Жизнь Р. в Дрездене.- Создание последних произв.- Занятия с И. Гофманом.- Периодич. выезды в разл. города Европы на благотворит. концерты в качестве пианиста и дирижёра с исп. гл. обр. своих сочинений.
1893.- XII. Концерты в Берлине (в программах собств. фп. соч.).
1894.- 2 I. Последний концерт Р. в Петербурге.- Последнее публич. выступление Р. (Штутгарт).- 29 V. Возвращение в Россию.- Лето - осень. Пребывание в Петергофе.- 8 XI. Смерть Р. в Петергофе.
Сочинения : оперы - Куликовская битва (Дмитрий Донской, по трагедии В. А. Озерова, 1850, пост. 1852, Большой т-р, Петербург), Месть (Хаджи-Абрек, по М. Ю. Лермонтову, 1852, не пост.), Сибирские охотники (Die Sibirischen Jдger, 1852, пост. 1854, Веймар), Фомка-дурачок (1853, Александрийский т-р, Петербург), Дети степей (Die Kinder der Heide, 1860, пост. 1861, "Кёрнтнертортеатр", Вена), Фераморс (Лалла Рук, лирич. опера, по Т. Муру, 1862, пост. 1863, Дрезден), Демон (по Лермонтову, 1871, пост. 1875, Мариинский т-р, Петербург), Маккавеи (Die Makkabдer, 1874, пост. 1875, Берлин), Нерон (1876, пост. 1879, Гамбург), Купец Калашников (по Лермонтову, 1879, пост. 1880, Мариинский т-р, Петербург), Среди разбойников (Unter Rдubern, комич. опера, 1883, Гамбург), Суламифь (библейское сценич. представление, по "Песне песней" Соломона, 1883, Гамбург), Попугай (Der Papagei, комич. опера, 1884, Гамбург), Горюша (по повести "Хмелевая ночь" Аверкиева, 1888, пост. 1889, Мариинский т-р, Петербург); духовные оперы и оратории - Потерянный рай (текст по Дж. Мильтону, ор. 54, 1856), Вавилонское столпотворение (текст Ю. Роденберга, ор. 80, 1869), Моисей (Moses, текст С. Г. Мозенталя, ор. 112, 1892), Христос (Christus, по поэме Г. Бультгаупта, ор. 117, 1893, Берлин); балет - Виноградная лоза (1882, пост. 1893, Берлин); кантата - Утро (для муж. хора с орк., сл. Я. П. Полонского, ор. 74, 1866); для орк. - 6 симфоний (F-dur, op. 40, 1850; Океан, C-dur, op. 42, 4-частная ред. 1851, 6-частная - 1863, 7-частная - 1880; A-dur, op. 56, 1855; Драматическая, d-moll, op. 95, 1874; Русская, g-moll, op. 107, 1880; a-moll, op. 111, 1886), муз.-характеристич. картины Фауст (op. 68. 1864), Иван IV Грозный (ор. 79, 1869), Дон Кихот (op. 87, 1870), 4 увертюры, сюита и др.; для фп. с орк. - 5 концертов (e-moll, op. 25, 1850; F-dur, op. 35, 1851; G-dur, op. 45, не позже 1854; d-moll, op. 70, 1864; Es-dur, op. 97, 1874), концертштюк (As-dur, op. 113, 1889), Фантазия (C-dur, op. 84, 1869), Русское каприччио (c-moll, op. 102, 1878); для скр. с орк. - концерт (G-dur, op. 46, 1857), Романс и каприс (ор. 86, 1870); для влч. с орк. - 2 концерта (a-moll, op. 15, 1864; d-moll, op. 96, 1874); камерно-инстр. ансамбли - 3 сонаты для скр. и фп. (G-dur, op. 13, 1851; a-moll, op. 19, не позже 1853; h-moll, op. 98, 1876), соната для альта и фп. (f-moll, op. 49, 1855), 2 сонаты для влч. и фп. (D-dur, op. 18, 1852; G-dur, op. 39, не позже 1857), 5 фп. трио (F-dur, g-moll, оба op. 15, ок. 1851; B-dur, op. 52, 1857; a-moll - A-dur, op. 85, 1870; c-moll. op. 108, 1883), 10 струн. квартетов (G-dur, c-moll, F-dur, op. 17, 1852-53; E-dur, B-dur, D-dur, op. 47, 1856; g-moll, e-moll, op. 90, 1871; As-dur, f-moll, op. 106, 1880), фп. квартет (C-dur, op. 66, не позже 1864), струн. квинтет (F-dur, op. 59, 1859), фп. квинтет (g-moll, op. 99, 1876), квинтет (для фп., флейты, кларнета, валторны и фагота, F-dur, op. 55, 1855?), секстет (для 2 скр., 2 альтов и 2 влч., D-dur, op. 97, 1876), октет (d-moll, op. 9, не позже 1856; переработан из неопубл. концерта для фп. с орк., соч. не позже 1849); для фп. в 2 руки - св. 200 пьес, в т. ч. 4 сонаты (E-dur, ор. 12; c-moll, op. 20, обе не позже 1854; F-dur, op. 41, 1855; a-moll, op. 100, 1877), Тема с вариациями (G-dur, op. 88, 1871), Каменный остров (24 пьесы, op. 10, не позже 1855), Бал (фантазия из 10 номеров, ор. 14, 1854), 6 фуг в свободном стиле с прелюдиями (ор. 53, не позже 1856), Петербургские вечера (6 пьес, ор. 44, не позже 1860), альбом Петергоф (12 пьес, ор. 75, 1866), фантазия (e-moll, op. 77, 1866), Смесь (Miscellanйes, 9 тетрадей, op. 93, 1872-73), Музыкальные вечера (9 пьес, ор. 109, 1884), Воспоминания о Дрездене (6 пьес, ор. 118, 1894), 5 каденций к фп. концертам (Бетховена - C-dur, B-dur, c-moll, G-dur, В.А.Моцарта - d-moll, не позже 1861); для фп. в 4 руки - Характеристические картинки (ор. 50, не позже 1858), Соната (D-dur, op. 89, 1870), Костюмированный бал (20 характеристич. пьес, ор. 103, 1877-79); для 2 фп. - фантазия (f-moll, op. 73, 1864); хоры a cappella, в т. ч. 3 песни для муж. хора (ор. 61, не позже 1861), 6 песен для смешанного хора (ор. 62, не позже 1861); Стихи и Реквием по Миньоне из "Вильгельма Мейстера" Гёте (для баритона, тенора, сопрано, муж. квартета и хора с фп., ор. 91, 1872); песни и романсы (ок. 170) - 6 басен И. А. Крылова (без op., 1849-50; в изд. 1863 - 5 басен, ор. 64), 6 песен (ор. 8, 1850, в т.ч. Цветок - на сл. В.А.Жуковского, Желание - на сл. Лермонтова), 12 песен (Персидские песни) на сл. Мирза Шафи в пер. на нем. яз. Ф. Боденштедта (ор. 34, 1854; первонач. Вариант - для голоса с орк.), 6 песен на сл. Г.Гейне (ор. 32, не позже 1856; No 6 - Азра), 6 песен (ор. 33, не позже 1856), 6 песен (ор. 57, не позже 1864), 6 романсов (ор. 72, не позже 1864), 6 песен (ор. 76, не позже 1867), 12 романсов (ор. 78, не позже 1867; No 1, Еврейская мелодия, на сл. Лермонтова; No 6, Узник, на сл. А. С. Пушкина), 12 романсов на сл. А. К. Толстого (ор. 101, 1877), 10 романсов из сербских мелодий Вука Караджича (ор. 105, 1877), Баллада (Перед воеводой молча он стоит) на сл. И. С. Тургенева (без op., 1891); для голоса с хором - Русалка, на сл. Лермонтова (ор. 63, не позже 1861); дуэты (ок. 20), в т. ч. ор. 48 (не позже 1852), ор. 67 (не позже 1864); 6 вок. квартетов для муж. голосов (ор. 31, 1854). Литературные сочинения : Die Componisten Russland"s, "Blдtter fьr Musik, Theater und Kunst", 1855, No 29, 33, 37; О музыке в России, "Век", 1861, No 1; Die geistliche Oper, в сб.: Vor den Coulissen, hrsg. von J. Lewinsky, Bd 2, В., 1882; (О редактировании классиков), "Signale fьr die musikalische Welt" 1883, No 32 (рус. пер. - под назв. Об издании классиков, "Нувеллист", 1883, No 5, нов. изд. - в кн.: Рубинштейн А. Г., Избранные письма, М., 1954, с. 82-91); Воспоминания (1829-1889), "Русская старина", 1889, ноябрь (опубл. М. Семевским с искажениями), нов. ред., по стенограммам Р., под назв. - Автобиографические рассказы, в кн.: Баренбойм Л., А. Г. Рубинштейн, т. 1-2, Л., 1957-62, прилож.; Еще о консерваториях, "Новое время", 1889, 11 июля; История литературы фортепианной музыки. Курс А. Г. Рубинштейна, 1888-1889. Сост. Ц. Кюи, СПБ, 1889, нов. изд. - Лекции по истории фортепианной литературы, (ред. и коммент. С. Л. Гинзбурга), М., 1974; Музыка и её представители. Разговор о музыке, (М.), 1891; Gedankenkorb (Короб мыслей), полностью не опубл., с искажениями и купюрами - в кн.: Мысли и афоризмы, пер. с нем. H. H. Штрауха, СПБ, 1904, Политика и религия. Мысли А. Г. Рубинштейна, пер. с нем. H. H. Штрауха, СПБ, 1906; Афоризмы А. Г. Рубинштейна, "СМ", 1941, No 2 (вступ. ст., пер. и прим. И. Эйгеса); По поводу 100-го представления оперы "Демон", "РМГ", 1910, No 1. Письма : Briefe hervorragender Zeitgenossen an Fr. Liszt, Hrsg. von La Mara, Bd 1-3, Lpz., 1895-1904; Переписка Pр. Листа с А. Г. Рубинштейном (пер. A. B. Оссовского и Е. П.), "РМГ", 1896, No 8; Неизданная переписка А. Г. Рубинштейна. (Письма к П. Л. Петерсену), там же, 1910, No 32-35; Из неизданной переписки А. Г. Рубинштейна. Сообщила Анна Тилинг, там же, 1914, No 45; Письма к сестре. (1888-1894 гг.), "Музыкальное образование", 1930, No 2-3; Избранные письма, (общая ред., вступ. ст. и коммент. Л. А. Баренбойма), М., 1954. Литература : К. (Казанский С. П.), А. Г. Рубинштейн и его исторические концерты, "Русская мысль", 1886, февраль, март; (Гольдштейн Э.), Программы концертов А. Г. Рубинштейна. С прим. и пояснениями, СПБ, 1886 (часть пояснит. текста продиктована Р.); Буховцев А. Н., Чем пленяет нас А. Г. Рубинштейн, М., 1889; его же, Объяснительный текст к исполнению братьев А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов и характеристика особенностей игры..., М., 1896; Лисовский H. M., Летопись событий в жизни и деятельности А. Г. Рубинштейна. 1829-1889, "Русская старина", 1889, ноябрь; Ларош Г. A., А. Г. Рубинштейн в воспоминаниях..., там же; Неустроев A. A., А. И. Виллуан и первое концертное путешествие по Европе А. Г. Рубинштейна, там же, 1890, янв.; Оссовский А. В., А. Г. Рубинштейн, "РМГ", 1894, No 12; Стасов В. В., Заметка о Рубинштейне и Тургеневе, "Новости и Биржевая газета", 1894, 2 дек.; его же, Рука Рубинштейна, там же, 1895, 28 ноября; Кашкин Н., А. Г. Рубинштейн, "Русское обозрение", 1894, т. 13, дек.; Кавос-Дехтерева С., А. Г. Рубинштейн. Биографический очерк. 1829-1894 г. и Музыкальные лекции (курс фортепианной литературы). 1888-1889, СПБ, 1895; Висковатов П., Моё знакомство с А. Г. Рубинштейном, "Русский вестник", 1896, апрель; Бессель В., Мои воспоминания об А. Г. Рубинштейне, "Русская старина", 1898, май; его же, Три великих пианиста: Ф. Лист, А. Гензельт и А. Рубинштейн, "РМГ", 1902, No 45; Давидова М., Воспоминания об А. Г. Рубинштейне, "Исторический вестник", 1899, т. 76, апрель; Вессель E. H., Некоторые из приемов, указаний и замечаний А. Г. Рубинштейна на уроках в его фортепианном классе..., СПБ, 1901; Каталог музея им. Рубинштейна..., П., 1902; Боборыкин П., "Mйlodie en fa", "Русские ведомости", 1904, 13, 16 и 20 июля; Финдейзен H. P., А. Г. Рубинштейн. Очерк его жизни и музыкальной деятельности, М.- Лейпциг, 1907; его же, Очерк деятельности С.-Петербургского отделения имп. Русского Музыкального общества. (1859-1909), СПБ, 1909; Pузыревский А. И., Саккетти Л. A., Очерк пятидесятилетия деятельности С.-Петербургской консерватории, СПБ, 1912; Геника Р., Фортепианное творчество А. Г. Рубинштейна, "РМГ", 1918, No 1-2, 5, 9-10; Глебов И. (Асафьев Б. В.), А. Г. Рубинштейн в его музыкальной деятельности и отзывах современников, М., 1929; его же, А. Г. Рубинштейн. (К 50-летию со дня смерти), в его кн.: Избранные труды, т. 2, М., 1954; его же, Их было трое... (Из эпохи общественного подъёма русской музыки 50-60-х годов прошлого столетия), там же, т. 3, М., 1954; Кремлев Ю., Ленинградская государственная консерватория. 1862-1937, М., 1938; Mайкапар С. М., Годы учения, М.-Л., 1938; Алексеев A., Антон Рубинштейн, М.-Л., 1945; его же, Русская фортепианная музыка. От истоков до вершины творчества, М., 1963; Коган Г. М., Рубинштейн-пианист. (К 125-летию со дня рождения), "СМ", 1954, No 11; Васина-Гроссман В. A., Русский классический романс XIX века, М., 1956; Баренбойм Л. A., A. G. Рубинштейн. Жизнь, артистический путь, творчество, музыкально-общественная деятельность, т. 1-2, Л., 1957-62; 100 лет Ленинградской консерватории. Исторический очерк, Л., 1962; На уроках Антона Рубинштейна, ред.-сост. и автор вступ. ст. Л. А. Баренбойм, М.-Л., 1964; Кашперова Л. A., Воспоминания, в сб.: Музыкальное наследство, т. 2, ч. 2, М., 1968; Hanslick Ed., Aus dem Concertsaal, W., 1870, W.-Lpz., 1897; его же, Concerte, Componisten und Virtuosen der letzten fьnfzehn Jahre, В., 1886; Vogel В., Anton Rubinstein. Biographischer Abriss nebst Charakteristik seiner Werke, Lpz., 1888; Catalog der im Druck erschienenen Compositionen von A Rubinstein, Lpz., (1889); M"Arthur A., A. Rubinstein, a biographical sketch, Edinb., 1889; Zabel E., A. Rubinstein. Ein Kunstlerleben, Lpz., 1892; Rodenberg J., Meine persцnlichen Erinnerungen an A. Rubinstein. Nebst Briefen, "Deutsche Rundschau", 1895, Bd 82, H. 5 (Februar); Saint-Saлns C., Portraits et souvenirs, P., (1900); Abert H., Ungedruckte Briefe von Fr Liszt, A. Rubinstein und Ch. Buch-Pfeiffer, "SIMG", 1903, Jahrg 4, H. 5; Drоuсker S., Erinnerungen an Anton Rubinstein?..., Lpz., 1904; Hippius A., Was Rubinstein in den Stunden sagte, Dresden, (1906); Hofmann J., How Rubinstein taught me to play, в его KH Pianoplaying. A little book of simple suggestions, L., 1909 (рус. пер. - Гофман И., Как Рубинштейн учил меня играть, в его кн.: Фортепианная игра, M., 1911, то же, в его кн. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре, пер. Г. А. Павлова, ред., вступ. ст. и прим. Г. М. Когана, М., 1961); Hervey A., Rubinstein, L., (1913); Preiss С., A. Rubinsteins pianistische Bedeutung, Lpz., 1914; Kinsky G., Musikhistorisches Museum von W. Heyer in Cцln, Katalog Bd 4, Cцln, 1916; Weissmann A., Der Virtuose, В., 1918; Auer L., My long life in music, N. Y., 1923 (рус. пер. - Ауэр Л., Среди музыкантов, (Л), 1927); Martienssen С. A., Der ekstatische (romantische) schцpferische Klangwille, в его кн.: Die individuelle Klaviertechnik auf der Grundlage des schцpferischen Klangwillens, Lpz., 1930; под назв.- Schцpferischer Klavierunterricht, Lpz., 1954 (рус. пер. - Mapтинсен К. A., Индивидуальная фортепьянная техника на основе звукотворческой воли, M., 1966), Воwеn С. Dr., "Free artist". The story of Anton and Nicholas Rubinstein, N. Y, (1939); Bennigsen O., The brothers Rubinstein and their circle, "MQ", 1939, v. 25, No 4; Stargardt-Wolff E., Wegbereiter grosser Musiker, В.-Wiesbaden, (1954). Л. А. Баренбойм.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Смотреть что такое "Рубинштейн А. Г." в других словарях:

    Сергей Леонидович (1889 1960) психолог и философ, один из основоположников “деятельностного подхода” в психологии, педагогике, философии и культурологии. “Пограничность” теоретических исканий Р. поставила его вне большинства советских… … Энциклопедия культурологии

    Рубинштейн А.Г. Рубинштейн Антон Григорьевич (1829 1894) Афоризмы, цитаты Рубинштейн А.Г. биография Игра на фортепиано движение пальцев; исполнение на фортепиано движение души. Обычно мы слышим только первое. Искусство это Ева, подающая… … Сводная энциклопедия афоризмов

Антон Рубинштейн. Все грани таланта. К Дню рождения музыканта

А. Г. РУБИНШТЕЙН (1829-1894)

Антон Григорьевич Рубинштейн родился 28 ноября 1829 года в деревне Выхватинцы Подольской губернии в небогатой еврейской купеческой семье.
С двух лет и до одиннадцати мальчик жил в
Москве и, конечно, впитал массу впечатлений, имея феноменальную восприимчивость к музыке и прекрасную музыкальную память.

Братья Николай и Антон Рубинштейны

Как известно из мемуаров и книг, в гостеприимном доме Рубинштейнов постоянно собиралось очень много людей. Это были студенты, чиновники, учителя, В семье постоянно звучала музыка. Музыкальная атмосфера Москвы тех лет - это песни и романсы Алябьева, Варламова, бытовые танцы.

Игре на фортепьяно его сначала обучала мать, а затем учителем Рубинштейна стал коренной москвич Александр Иванович Виллуан, имевший на своего воспитанника большое влияние. Пьесы Виллуана и составляли преимущественно репертуар Антона Рубинштейна. Эти произведения, и особенно фортепианный концерт, с точки зрения мелодики целиком находятся в русле московской традиции.

Уже с десяти лет Антон Рубинштейн начал выступать на публике. И как многие вундеркинды середины века, совершил со своим учителем Виллуаном концертное турне по крупным городам Европы в 1841-1843 годах. В эти же годы были изданы первые сочинения Рубинштейна.

С 1844 по 1846 год Антон посещает занятия Зигфрида Дена в Берлине. Там он занимается теорией композиции.У Зигфрида Дена в свое время занимался и Глинка.

Во время зарубежных гастролей в 50-х гг.Антон Рубинштейн общается с одним из величайших пианистов всех времен — Ф. Листом, оказавшим огромное влияние на творческое развитие Рубинштейна.

В 1848 г. Рубинштейн возвращается в Россию.Переезжает в Петербург. Здесь он выступает как пианист и дирижёр (в основном с собственными произведениями). К этому времени относятся серия его фортепьянных пьес и опера «Дмитрий Донской».

Выработавшиеся в детстве и юности трудолюбие, независимость, гордое артистическое самосознание, демократизм музыканта-профессионала, для которого искусство является единственным источником материального существования, - все эти черты осталисьхарактерными для музыканта до конца его дней.

Все особенности его музыкального языка связаны с детскими впечатлениями. Затем пианист с постоянно расширявшимся репертуаром, слушатель концертов и спектаклей в разных странах Европы, преимущественно в городах Германии и Австрии, Рубинштейн впитывал в себя и старую музыку и новую, и высокохудожественную - и, очень часто, второстепенную, эпигонскую, ибо при обилии и разнообразии концертов и концертных программ звучали, конечно, отнюдь не одни шедевры. Близкое и глубокое знакомство с русской музыкой и проникновение в русскую интонационность пришли позже, вхождение в этот звуковой мир было, вероятно, непростым и оказалось возможным благодаря исключительной отзывчивости и восприимчивости натуры музыканта. Но восхождение состоялось икакое.

Любители музыки всего мира называли Антона Рубинштейна «Царем пианистов». И этобыло совершенно справедливо. Его игра покоряла слушателей своим величайшим размахом, героическим подъемом, порывистой страстностью и одновременно необычайной нежностью и грацией. Еще, будучи мальчиком, он поразил своей игрой таких европейских титанов, как Шопена и Листа. Ф. Лист даже назвал Рубинштейна наследником своей игры.


ANTON RUBINSTEIN - OCTET MVMT 1 - CONSORTIUM CLASSICUM


Рубинштейн Демон исполняет Георг Отс 1959 год

О Рубинштейне-композиторе можно было бы сказать не меньше, чем о Рубинштейне-
пианисте. Нет такой области музыкального творчества, в которой он не проявил бы
себя: им написано громадное количество фортепианных произведений, среди которых
пять концертов для фортепиано с оркестром, много камерных произведений (струнные квартеты, несколько трио для фортепиано, скрипки и виолончели, сонаты для фортепиано с альтом и виолончелью), скрипичный концерт, симфонии, различные увертюры и симфонические картины для оркестра, оратории, чуть ли не десяток опер и бесконечное количество романсов для пения. В общей сложности он написал более трехсот сочинений. Во всех произведениях Рубинштейна щедрою рукой рассыпаны отдельные гениальные мысли, искреннее, неподдельное чувство и вдохновение.

С 1854 по 1858 год он концертирует за границей. А вернувшись на родину, становится одним из организаторов, директором и дирижером Русского музыкального общества


Anton Rubinstein - Piano Trio Op. 15 No. 2 I. Moderato (1/5)

В 1862 году Рубинштейн основал в Петербурге музыкальные классы, преобразованные позднее в первую в России консерваторию, директором и профессором которой состоял до 1867г. На проценты с им же пожертвованного капитала в двадцать пять тысяч рублей был
учрежден международный конкурс пианистов и композиторов, который устраивался каждые пять лет в другом государстве. Первый конкурс под председательством самого Рубинштейна состоялся в Петербурге в 1890 году, второй - в 1895 году в Берлине, третий - в 1900 году в Вене, четвертый - в 1905 году в Париже, пятый - в 1910 году в Петербурге, шестой предполагалось провести в 1915 году в Берлине, но этому помешала мировая война.


Anton Rubinstein - Fantaisie (For Piano and Orchestra) Op. 84 (1880)

Конкурсы эти привлекали лучших пианистов и композиторов всего мира. Достаточно
назвать таких участников, как Ф. Бузони, И. Левин, А. Боровский, Л. Крейцер, В. Бакхауз, Л. Сирота, К. Игумнов, А. Гедике, М. Задора, А. Ген, Артур Рубинштейн, чтобы судить об уровне этих конкурсов.

В 1869 году необычайно успешно проходят гастроли Рубинштейна в Европе.
Восхищенный талантом русского музыканта, герцог Карл-Александр, в свои юные годы привлекавший к работе Гёте, предлагает даже остаться Рубинштейну при дворе в Веймаре.

Следующие гастроли музыканта Рубинштейна начнутся в 1872 году. Концертная поездка со скрипачом Г. Венявским по городам Америки снова прошла на редкость удачно - за 8 месяцев состоялось 215 концертов!

В 1884 году Рубинштейну исполнилось шестьдесят пять лет, но его активность не снизилась.
В 1885-1886 годах он организовал грандиозный цикл "Исторических концертов", в который вошло 175 произведений, исполненных дважды в городах России и Западной Европы.

А.А. Трубниковвспоминает:
"Исторические концерты давались Рубинштейном в зале Благородного собрания каждую неделю по вечерам и целиком повторялись на другой
день в час дня в Немецком клубе. Повторные концерты в Немецком клубе давались бесплатно для педагогов, музыкантов и учащихся старших классов консерватории.

Исторические концерты Рубинштейна для каждого музыканта были событием. А таких счастливцев, которым удалось прослушать их дважды, было, конечно, совсем мало. В наше время рядом с Рубинштейном ставили только Ф. Листа. Сами мы, я и мои сверстники, Листа уже не слыхали, а потому и параллели с ним проводить не могли.
Лично для меня Рубинштейн стоит особняком, неприступной и недосягаемой гранитной скалой. Он порабощал вас своею мощью, и он же увлекал вас изяществом,
грациозностью исполнения, своим бурным, огненным темпераментом, своею теплотой и
лаской. Его crescendoне имело границ нарастания силы звучания, его diminuendoдоходило до невероятного pianissimo, звучащего в самых отдаленных уголках громаднейшего зала. Играя, Рубинштейн творил, и творил неподражаемо, гениально.
Исполнявшаяся им два раза одна,и та же программа - в вечернем концерте и затем на другой день на утреннике - часто трактовалась совершенно различно. Но поразительнее всего было то, что в обоих случаях все получалось изумительно.

Игра Рубинштейна поражала своей простотой. Звук его был поразительно сочный и глубокий. Рояль звучал у него, как целый оркестр, не только в смысле силы звука, но и тембрового разнообразия. У него рояль пел, как пела Патти, как пел Рубини.
Популярность его была так велика, что выражения "так играет Антон", "так дирижирует Антон" или просто "так сказал Антон" были совершенно естественными. Все понимали, что речь идет об А.Г. Рубинштейне. Я могу смело сказать, что более популярного в то время человека, чем Рубинштейн, в артистическом мире не было. Нередко его ругали как композитора, как общественного деятеля, как человека, но его гениальности как пианиста никто не отрицал. Мнение всех о Рубинштейне-пианисте было одинаково восторженное. Я сам слышал из уст П.И. Чайковского такую фразу: "Я завидую таланту Рубинштейна".

Играл Рубинштейн всегда с закрытыми глазами. Сам он рассказывал, что играть с закрытыми глазами стал с тех пор, как однажды заметил сидевшую в первом ряду
зевнувшую старушку.

При всей своей гениальности Рубинштейн не всегда играл одинаково удачно. Иногда он бывал не в настроении и тогда играл, насилуя себя. Вот в такие-то моменты он был неузнаваем".


- Feramors (Ballet Music from the opera) (1862)

В 1887 году Антон Григорьевич вновь стал директором и профессором Петербургской
консерватории и занимал пост до 1891 года.

Последние годы жизни (1891-1894 гг.) Рубинштейн жил в Дрездене, выезжая оттуда только на благотворительные концерты, занимаясь литературной и педагогической работой (здесь у него учился И. Гофман) и сочиняя музыку.


Anton Rubinstein : Melody in F major op.3 n.1 for Orchestra - (Paintings by Renoir)

Число его музыкальных сочинений достигло 119, не считая 12 опер и немалого количества фортепьянных пьес и романсов, не помеченных как opus.

Антон и Николай братья...

Рубинштейн Антон Григорьевич

(1829-1894) русский пианист, композитор, дирижер, педагог

Рубинштейн Николай Григорьевич

(1835-1881) русский пианист, дирижер, педагог

С именем братьев Рубинштейнов связано развитие музыкального искусства России XIX века и всего последующего времени. Они основали Петербургскую и Московскую консерватории, воспитали целое поколение талантливых музыкантов, композиторов и исполнителей.

Антон и Николай, два брата - старший и младший, с детства знали, что будут музыкантами, потому что в их доме постоянно звучала музыка. Они начали осваивать музыкальную грамоту едва ли не раньше, чем научились читать и писать.

Сначала музыкой с ними занималась мать, потом братья оттачивали мастерство под руководством пианиста-педагога А. И. Виллуана и теоретика музыки Э. Дэна.

Старший брат Антон в десять лет начал уже давать концерты. Тогда же он совершил свое первое концертное турне по Европе, которое прошло с большим успехом. Он несколько лет провел за границей, где совершенствовал свое мастерство и занимался теорией композиции.

В 1849 году, в возрасте 20 лет, Антон возвращается на родину, но через 5 лет снова уезжает за рубеж и с 1854 по 1858 год выступает там с концертами. Антон Рубинштейн целых полвека занимался концертной деятельностью и за это время завоевал мировую славу гениального пианиста-виртуоза. Он стал основоположником русской фортепьянной школы. Выдающийся пианист особенно любил музыку польского композитора Ф. Шопена. 1ак же великолепно А. Рубинштейн исполнял музыку Ф. Листа, с которым его связывали тесные дружеские отношения.

Антон Рубинштейн и сам писал музыку. Трудно перечислить все, что он создал за свою творческую жизнь. Легче выразить это в цифрах. Он создал 15 опер, среди которых самая известная лирико-драматическая опера «Демон» на сюжет одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова; 5 ораторий, 6 симфоний. Наиболее известными из них считаются Вторая, под названием «Океан», и Четвертая - «Драматическая». Из пяти фортепианных концертов, написанных композитором, сейчас чаще всего исполняется Четвертый. Антон Рубинштейн сочинял и камерную музыку: ему принадлежит около 20 камерно-инструментальных ансамблей, 4 фортепианные сонаты, более 160 романсов и песен, среди которых такие известные, как «Ночь», «Персидские песни» и др.

Несмотря на огромную занятость, Антон Рубинштейн находил время для общественной деятельности. Он видел, сколько в России музыкальных талантов, и стремился помочь им. В 1859 году пианист основал Русское музыкальное общество. Главной его задачей явилось «развитие музыкального образования и вкуса к музыке в России и поощрение отечественных талантов».

Реализация этой программы началась с создания музыкальных классов, на основе которых в 1862 году была открыта первая в России Петербургская консерватория. Антон Рубинштейн потратил много сил на ее организацию и стал первым директором консерватории. При этом он вел там класс композиции, и среди его учеников были будущий великий композитор П. И. Чайковский, музыкальный критик Н. Ларош, пианист И. Гофман. Впоследствии свои жизненные и педагогические впечатления А. Г. Рубинштейн описал в книге «Музыка и музыканты».

Николай Рубинштейн во всем следовал примеру своего старшего брата. Он был блестящим пианистом и дирижером. Но главным делом его жизни стало развитие музыкальной культуры Москвы. По примеру Антона он создает Московские классы Русского музыкального общества, на их основе в 1866 году организует Московскую консерваторию и приглашает работать в ней лучших музыкантов. В течение 14 лет в Московской консерватории преподавал П. И. Чайковский, который по рекомендации А. Г. Рубинштейна приехал в Москву из Петербурга и на первое время даже поселился в доме Н. Г. Рубинштейна.

Благодаря таланту и энергии Николая Григорьевича российские любители музыки могли слушать произведения выдающихся композиторов - Бетховена, Берлиоза, Шумана, Листа, Шопена, Глинки, Чайковского.

До конца жизни Николай Григорьевич Рубинштейн оставался директором и профессором Московской консерватории. И также до конца жизни выступал как солист и дирижер симфонических и камерных концертов Московского отделения Русского музыкального общества, которое сам же и создал в 1869 году.

РУБИНШТЕ́ЙН Антон Григорьевич (1829, деревня Выхватинцы близ местечка Рыбницы, Подольская губерния, ныне город Рыбница, Молдова, - 1894, Петергоф под Санкт-Петербургом), русский пианист, композитор, дирижер, зачинатель профессионального музыкального образования в России.

Сын земельного арендатора. В 1831 г. по воле деда Рубинштейна, купца из Бердичева Романа Рубинштейна, семья приняла православие, с 1834 г. жила в Москве . Игре на фортепиано Рубинштейна с шести лет обучала его мать Клара, урожденная Левенштейн (1807–91), горячая поклонница немецкой культуры, а с 1837 г. - пианист-педагог А. Виллуан. После публичного выступления (1839) Рубинштейн в сопровождении матери и учителя совершил концертное турне по городам Европы (1840–43), во время которого познакомился с Ф. Мендельсоном , повлиявшим на его творческое формирование, и другими видными музыкантами. В 1842 г. Г. Шлезингер (1807–79) издал этюд Рубинштейна «Ундина», одобренный Р. Шуманом.

После нескольких концертов в Москве и Петербурге Рубинштейн и его брат Николай (см. ниже) обучались в 1844–45 гг. теории музыки в Берлине у З. В. Дена (1799–1858; учитель М. Глинки в 1833–34 гг.). В 1846 г. Рубинштейн давал концерты и частные уроки в Вене , в 1847 г. - в Берлине. В 1848 г. вернулся в Россию, сблизился с музыкальной интеллигенцией Петербурга, в 1850 г. дебютировал как дирижер.

В 1852 г., получив должность аккомпаниатора при дворе великой княгини Елены Павловны, смог всецело заняться творчеством. В этом же году разработал проект музыкальной академии в Петербурге (отклонен правительством). Новое турне в 1854–58 гг. (ряд немецких городов, включая Лейпциг , а также Вена, Пешт, Прага , Ницца, Париж , Лондон) принесло Рубинштейну славу одного из величайших пианистов. Ф. Лист назвал Рубинштейна своим «преемником в игре» и дирижировал на премьерах его оперы «Сибирские охотники» (1854) и одной из ораторий (1858). К этому времени у Рубинштейна уже сложился собственный исполнительский стиль, который он довел до совершенства к 1870-м гг. Игра Рубинштейна отличалась драматической напряженностью, чертами импровизации, при которой неизменный в целом контур исполнительского плана обогащался новыми штрихами. Как дирижер Рубинштейн уделял особое внимание мелосу, предпочитая отделке деталей выявление главной идеи произведения.

Рубинштейн основал Певческую академию (1858), Русское музыкальное общество (1859) и учебные классы при нем (1860), которые в 1862 г. преобразовал в Петербургскую консерваторию (был ее профессором и директором в 1862–67 и 1887–91 гг.). Создание консерватории осложнялось конфликтами Рубинштейна с придворными кругами, а еще больше - противодействием композитора А. Н. Серова (см. В. Серов) и членов «Могучей кучки» во главе с ее идеологом В. Стасовым , опасавшихся, что академизм консерваторского образования будет нивелировать творческую индивидуальность студентов. Занявшись музыкально-общественной деятельностью, Рубинштейн стал меньше выступать как пианист, однако в 1885–86 гг. и 1888–89 гг. провел цикл так называемых исторических концертов, носивших просветительский характер (Петербург, Москва, Вена, Берлин, Лейпциг, Дрезден, Брюссель , Прага, Париж, Лондон, Нью-Йорк). Рубинштейн предварял концерт пояснениями, затем исполнял лучшие образцы фортепьянной музыки. (В общей сложности в цикле прозвучало 877 произведений 57 авторов.) Искусство Рубинштейна-пианиста получило всеобщее признание современников, в том числе Ф. Шопена, Г. Берлиоза, Дж. Верди, Клары Шуман, К. Сен-Санса, Г. Венявского , Полины Виардо, М. Ипполитова-Иванова, М. Балакирева, М. Мусоргского, Ц. Кюи, И. Тургенева, С. Надсона , В. Стасова, А. Бенуа и даже К. Победоносцева . П. Чайковский - ученик и последователь Рубинштейна - назвал его «гениальным виртуозом» и «царем пианистов», а С. Рахманинов писал в 1919 г.: «Ни один современный пианист даже не приближается к великому Рубинштейну».

Рубинштейн гастролировал по всему миру не только как пианист, но и давал уроки фортепьянной игры. Среди его многочисленных учеников особое место занимает пианист И. Гофман (1876–1957). Его влияние на создание и русской, немецкой и американской фортепьянных школ было весьма значительным.

Композиторское наследие Рубинштейна составляет свыше 200 произведений (14 опер, балет, шесть симфоний, четыре увертюры, пять фортепианных, два виолончельных и один скрипичный концерт, хоры, сонаты, оратории, кантаты, романсы и т. д.). Рубинштейн-композитор испытал сильное влияние немецкого романтизма, и критики порой обвиняли его в космополитизме и «насаждении немецкой культуры». Однако приверженность композитора русским музыкальным традициям, сюжетам и образам была также очень сильна: он был пропагандистом творчества русских композиторов (в частности М. Глинки) в Европе и Америке. Рубинштейн открыл для русской классической музыки новые для нее жанры. Первые три его симфонии написаны в начале 1850-х гг., до появления произведений крупнейших русских симфонистов Н. Римского-Корсакова, А. Бородина и П. Чайковского. Фортепьянные концерты Рубинштейна предвосхитили шедевры П. Чайковского и С. Рахманинова; первым в русской музыке образцом жанра был и его концерт для скрипки с оркестром.

Многие сочинения Рубинштейна основаны на народных мелодиях, особенно восточных, главным образом еврейских: оперы «Демон» (по поэме М. Лермонтова, 1874), «Маккавеи» (1874; см. Хасмонеи), «Суламифь» (по Песни Песней , 1883), «Моисей» (1892), оратории «Потерянный рай» (по поэме Дж. Мильтона, 1856), «Вавилонское столпотворение» (1869), вокальный цикл «Персидские песни» (на слова Мирзы Шафи Вазеха в переводе Ф. Боденштедта, 1854), «Еврейская мелодия» (на слова М. Лермонтова, 1868), романсы на слова Г. Гейне , Н. Минского и других. Еврейскую музыку Рубинштейн знал и любил с детства, позже изучал синагогальную музыку. В оперу «Маккавеи» он ввел услышанную от матери мелодию еврейской народной песни. Рубинштейн хорошо известен и как дирижер; признание современников вызывала его самоотверженная педагогическая деятельность. Рубинштейн написал ряд статей и книг: «Русские композиторы» (немецкий язык, 1855), «О музыке в России» (1861), «Духовная опера» (немецкий язык, 1882), «Музыка и ее представители» (1891; вышла одновременно на русском, немецком, английском и французском языках). Продиктованные Рубинштейном «Автобиографические воспоминания» были опубликованы в 1889 г.; в исправленном варианте включены в двухтомник Л. Баренбойма (1906–85) «А. Г. Рубинштейн» (Л., 1957–62).

Несмотря на то, что Рубинштейн в детстве был крещен, он сохранял еврейское национальное самосознание. Вскоре после создания Общества для распространения просвещения между евреями в России он стал его членом. В начале 1890-х гг. Рубинштейн хотел написать оперу, главным героем которой был бы современный еврей, гордый и насмешливый, однако ни одно либретто не удовлетворило его, и он предлагал своим студентам-евреям осуществить этот замысел. По рекомендации Рубинштейна в Петербургской консерватории стал преподавать великий скрипач Л. Ауэр .

При жизни Рубинштейн часто страдал от юдофобских нападок, а через много лет после его смерти, в 1944 г., Петербургской (тогда Ленинградской) консерватории, которую, преодолевая сопротивление, создал Рубинштейн, было присвоено имя Н. Римского-Корсакова, возражавшего против ее открытия.

Одной из первых опер, поставленных в Тель-Авиве на иврите труппой М. Голинкина , была опера «Маккавеи» Рубинштейна (1923).

Николай Григорьевич Рубинштейн (1835, Москва, - 1881, Париж; похоронен в Москве), брат Антона Рубинштейна, русский пианист, дирижер, музыкально-общественный деятель, педагог. Наряду с музыкальным образованием (учился у знаменитого пианиста Т. Кулака) получил юридическое (в 1855 г. окончил юридический факультет Московского университета). С 11-ти лет выступал с сольными концертами в различных городах России и Западной Европы. Его фортепьянная игра отличалась техническим блеском, глубоким проникновением в характер и стиль музыки разных времен и стран, в творческую индивидуальность композиторов. В искусстве Рубинштейна преобладало аналитическое начало. Как пианист, он не обладал силой темперамента, отличавшей игру его брата Антона, однако его исполнение было более ровным.

Рубинштейн был видным дирижером своего времени: под его управлением прошло свыше 250 концертов музыкального общества в Москве, ряд концертов в Петербурге и других городах; он осуществил первую постановку оперы П. Чайковского «Евгений Онегин» (1879), а также дирижировал премьерой 1-го концерта для фортепьяно с оркестром Чайковского, в котором солировал ученик Рубинштейна С. И. Танеев (концерт был первоначально посвящен Рубинштейну, но из-за его несогласия с некоторыми фрагментами в фортепьянной партии, Чайковский снял посвящение. Однако позже Рубинштейн дирижировал концертом, а затем включил его в свой сольный репертуар).

По инициативе Николая Рубинштейна в 1859 г. было открыто Московское отделение Русского музыкального общества, председателем и директором концертов которого он был с 1860 г. до конца жизни, а в 1866 г. была создана Московская консерватория (вторая в стране после Петербургской), где он был бессменным директором и профессором по классу фортепьяно, воспитал многих первоклассных музыкантов, в том числе С. И. Танеева, А. И. Зилоти, Э. фон Зауэра.


Рубинштейн Антон Григорьевич
Родился: 16 (28) ноября 1829 года.
Умер: 8 (20) ноября 1894 года.

Биография

Антон Григорьевич Рубинштейн (16 (28) ноября 1829, Выхватинец, Подольская губерния - 8 (20) ноября 1894, Петергоф) - русский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный педагог. Брат пианиста Николая Рубинштейна.

Как пианист Рубинштейн стоит в ряду величайших представителей фортепианного исполнительства всех времён. Он также является основоположником профессионального музыкального образования в России. Его усилиями была открыта в 1862 году в Петербурге первая русская консерватория. Среди его учеников ― Пётр Ильич Чайковский. Ряд созданных им произведений занял почётное место среди классических образцов русского музыкального искусства.

Неиссякаемая энергия позволяла Рубинштейну успешно совмещать активную исполнительскую, композиторскую, педагогическую и музыкально-просветительскую деятельность.

Антон Рубинштейн родился в приднестровском селе Выхватинец Подольской губернии (теперь Выхватинцы Рыбницкого района Приднестровской Молдавской Республики), третьим сыном в состоятельной еврейской семье. Отец Рубинштейна - Григорий Романович (Рувенович) Рубинштейн (1807-1846) - происходил из Бердичева, с молодости вместе с братьями Эммануилом, Абрамом и сводным братом Константином занимался арендой земли в Бессарабской области и к моменту рождения второго сына Якова (в будущем врач, 1827 - 30 сентября 1863) был купцом второй гильдии. Мать - Калерия Христофоровна Рубинштейн (урождённая Клара Лёвенштейн или Левинштейн, 1807 - 15 сентября 1891, Одесса) - музыкант, происходила из прусской Силезии (Бреслау, впоследствии семья перебралась в Варшаву). Младшая сестра А. Г. Рубинштейна - Любовь Григорьевна Вейнберг (1833-1903), преподаватель фортепиано музыкальных классов К. Ф. фон Лаглера - была замужем за одесским адвокатом, коллежским секретарём Яковом Исаевичем Вейнбергом, родным братом литераторов Петра Вейнберга и Павла Вейнберга. Другая сестра, София Григорьевна Рубинштейн (1841 - январь 1919), стала камерной певицей и музыкальным педагогом.

25 июля 1831 года 35 членов семьи Рубинштейн, начиная с деда - купца Рувена Рубинштейна из Житомира, приняли православие в Свято-Николаевской церкви в Бердичеве. Толчком к крещению, по поздним воспоминаниям матери композитора, стал Указ императора Николая I о призыве детей на 25-летнюю воинскую службу кантонистами в пропорции 7 на каждые 1000 еврейских детей (1827). На семью перестали распространяться законы черты оседлости, и уже через год (по другим данным в 1834 году) Рубинштейны поселились в Москве, где отец открыл небольшую карандашно-булавочную фабрику. Около 1834 года отец приобрёл дом на Ордынке, в Толмачёвом переулке, где родился его младший сын Николай.

Первые уроки игры на фортепиано Рубинштейн получил от матери, а в возрасте семи лет стал учеником французского пианиста А. И. Виллуана. Уже в 1839 году Рубинштейн впервые выступил на публике, а вскоре в сопровождении Виллуана отправился в большой концертный тур по Европе. Он играл в Париже, где познакомился с Фредериком Шопеном и Ференцем Листом, в Лондоне был тепло принят королевой Викторией. На обратном пути Виллуан и Рубинштейн посетили с концертами Норвегию, Швецию, Германию и Австрию.

Проведя некоторое время в России, в 1844 Рубинштейн вместе с матерью и младшим братом Николаем отправляется в Берлин, где начинает заниматься теорией музыки под руководством Зигфрида Дена, у которого за несколько лет до того брал уроки Михаил Глинка. В Берлине же сформировались творческие контакты Рубинштейна с Феликсом Мендельсоном и Джакомо Мейербером.

В 1846 умирает его отец, и мать вместе с Николаем возвращаются в Россию, а Антон переезжает в Вену, где зарабатывает на жизнь, давая частные уроки. По возвращении в Россию зимой 1849 года, благодаря покровительству Великой княгини Елены Павловны, Рубинштейн смог обосноваться в Санкт-Петербурге и заняться творчеством: дирижированием и композицией. Он также нередко выступает как пианист при дворе, имея большой успех у членов императорской семьи и лично у императора Николая I. В Петербурге Рубинштейн знакомится с композиторами М. И. Глинкой и А. С. Даргомыжским, виолончелистами М. Ю. Виельгорским и К. Б. Шубертом и другими крупнейшими русскими музыкантами того времени. В 1850 Рубинштейн дебютирует в качестве дирижёра, в 1852 ― появляется его первая крупная опера «Дмитрий Донской», затем он пишет три одноактных оперы на сюжеты народностей России: «Месть» («Хаджи-Абрек»), «Сибирские охотники», «Фомка-дурачок». К этому же времени относятся его первые проекты по организации в Петербурге музыкальной академии, которым, однако, не суждено было воплотиться в жизнь.

В 1854 году Рубинштейн вновь отправляется за границу. В Веймаре он знакомится с Ференцем Листом, который одобрительно отзывается о Рубинштейне как о пианисте и композиторе и помогает поставить оперу «Сибирские охотники». 14 декабря 1854 года состоялся сольный концерт Рубинштейна в лейпцигском зале Гевандхаус, прошедший с шумным успехом и положивший начало длительному концертному туру: впоследствии пианист выступил в Берлине, Вене, Мюнхене, Лейпциге, Гамбурге, Ницце, Париже, Лондоне, Будапеште, Праге и многих других европейских городах. В мае 1855 года в одном из венских музыкальных журналов была опубликована статья Рубинштейна «Русские композиторы», неодобрительно принятая русской музыкальной общественностью.

Летом 1858 Рубинштейн возвращается в Россию, где при финансовой поддержке Елены Павловны в 1859 добивается учреждения Русского Музыкального общества, в концертах которого сам выступает как дирижёр (первый симфонический концерт под его управлением прошёл 23 сентября 1859 года). Рубинштейн также продолжает активно выступать за границей и принимает участие в фестивале, посвящённом памяти Г. Ф. Генделя. На следующий год при Обществе были открыты музыкальные классы, в 1862 превращённые в первую российскую консерваторию. Рубинштейн стал первым её директором, дирижёром оркестра и хора, профессором по классам фортепиано и инструментовки (среди его учеников ― П. И. Чайковский).

Неиссякаемая энергия позволяла Рубинштейну успешно совмещать эту работу с активной исполнительской, композиторской и музыкально-просветительской деятельностью. Ежегодно посещая заграницу, он знакомится с Иваном Тургеневым, Полиной Виардо, Гектором Берлиозом, Кларой Шуман, Нильсом Гаде и другими деятелями искусства.

Деятельность Рубинштейна не всегда находила понимание: многие русские музыканты, среди которых были члены «Могучей кучки» во главе с М. А. Балакиревым и А. Н. Серов, опасались излишнего «академизма» консерватории и не считали её роль важной в формировании русской музыкальной школы. Против Рубинштейна были настроены и придворные круги, конфликт с которыми вынудил его в 1867 покинуть пост директора консерватории. Рубинштейн продолжает концертировать (в том числе с собственными сочинениями), пользуясь огромным успехом, а на рубеже 1860-х ― 70-х годов сближается с «кучкистами». 1871 год отмечен появлением крупнейшего сочинения Рубинштейна ― оперы «Демон», которая была запрещена цензурой и впервые поставлена только четыре года спустя.

В сезоне 1871-1872 Рубинштейн руководит концертами Общества друзей музыки в Вене, где дирижирует, среди прочих сочинений, ораторией Листа «Христос» в присутствии автора (примечательно, что партию органа исполнял Антон Брукнер). На следующий год состоялись триумфальные гастроли Рубинштейна в США вместе со скрипачом Генриком Венявским.

Вернувшись в 1874 в Россию, Рубинштейн поселился на своей вилле в Петергофе, занявшись композицией и дирижированием. К этому периоду творчества композитора принадлежат Четвёртая и Пятая симфонии, оперы «Маккавеи» и «Купец Калашников» (последняя через несколько дней после премьеры запрещена цензурой). В сезоне 1882-1883 он вновь встал за пульт симфонических концертов Русского музыкального общества, а в 1887 снова возглавил Консерваторию. В 1885-1886 он дал серию «Исторических концертов» в Петербурге, Москве, Вене, Берлине, Лондоне, Париже, Лейпциге, Дрездене и Брюсселе, исполнив практически весь существовавший сольный репертуар для фортепиано от Куперена до современных ему русских композиторов.

Рубинштейн умер 20 ноября 1894 года в Петергофе и был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, позже перезахоронен в Некрополе мастеров искусств.

Благотворительная деятельность

Как пишет критик А. В. Оссовский, «денежная щедрость Рубинштейна замечательна; по приблизительному расчёту, им было пожертвовано около 300 000 рублей на разные добрые дела, не считая безвозмездного участия в концертах в пользу всяких учащихся, которым А. Г. всегда покровительствовал, и не принимая во внимание тех раздач, которых никто не видел и не считал».

Память

Именем Рубинштейна назван Высший музыкальный колледж в Тирасполе, а также бывшая Троицкая улица в Санкт-Петербурге, на которой композитор жил с 1887 по 1891 годы.
В селе Выхватинцы Рыбницкого района Приднестровской Молдавской Республики есть музей. И в музее есть уголок памяти Рубинштейна.
В Петергофе, городе последних дней композитора, его именем названы улица и музыкальная школа.
На доме по адресу Троицкая улица, дом 38 в Санкт-Петербурге установлена мемориальная доска.

Сочинения

Среди произведений Рубинштейна 5 духовных опер (ораторий):
«Потерянный рай»
«Вавилонская башня»
«Моисей»
«Христос» (до 2011 года считалась безвозвратно утраченной)
одна библейская сцена в 5 картинах - «Суламифь»,
13 опер:
«Дмитрий Донской» (1849; по трагедии В. А. Озерова, поставлена в 1852 - Большой театр, Санкт-Петербург).
«Демон» (1875).
«Купец Калашников» (1880).
«Нерон» (1877).
«Попугай».
«Сибирские охотники, или Сороковой медведь» (на немецком языке).
«Фераморс» (1862).
«Хаджи-Абрек».
«Фомка-дурачок».
«Дети степей».
«Маккавеи» (1875).
«Среди разбойников».
«Горюша» (1889).

Балет "Виноградная лоза"

Шесть симфоний (наиболее известна Вторая с программным названием «Океан»), пять концертов для фортепиано, концерты для виолончели, скрипки с оркестром, более 100 романсов, а также сонаты, трио, квартеты и другая камерная музыка.

Тема с вариациями Среди литературных произведений - дневниковые записи под общим названием «Короб мыслей», которые впервые увидели свет лишь через десять лет после кончины автора.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png