Жан Батист Расин (фр. Jean-Baptiste Racine). Родился 21 декабря 1639 года - умер 21 апреля 1699 года. Французский драматург, один из трёх выдающихся драматургов Франции XVII века, наряду с Корнелем и Мольером, автор трагедий «Андромаха», «Британик», «Ифигения», «Федра».

Жан Батист Расин родился 21 декабря 1639 года (крещён 22 декабря 1639) в городе Ла-Ферте-Милон, графство Валуа (ныне департамент Эн), в семье чиновника налоговой службы Жана Расина (1615-1643).

В 1641 году при родах второго ребёнка (сестры будущего поэта, Мари) умирает мать. Отец вторично женится, но через два года умирает в возрасте двадцати восьми лет. Воспитывала детей бабушка.

В 1649 году Жан-Батист поступает в школу в Бове при монастыре Пор-Рояль. В 1655 году его принимают учеником в само аббатство. Три года, проведённые там, оказали сильное влияние на литературное развитие Расина. Он учился у четырёх выдающихся филологов-классиков того времени (Пьер Николь, Клод Лансло, Антуан Ле Мэстр, Жан Гамон), благодаря кому он стал превосходным эллинистом. Источником вдохновения для Жана стал конфликт между любовью к классической литературе и янсенизмом.

После обучения в парижском коллеже Аркур в 1660 году знакомится с Лафонтеном, Мольером, Буало; пишет придворную оду «Нимфа Сены» (за которую получает пенсию от ), а также две не дошедшие до нас пьесы.

В 1661 году переезжает к дяде, бывшему священником в Юзесе, для переговоров о получении от церкви бенефиция, что дало бы ему возможность полностью отдаться литературному творчеству. Однако церковь отказала Расину, и в 1662 (по другой версии - в 1663) году он возвращается в Париж.

Считается, что первые его пьесы, дошедшие до нас, «Фиваида, или Братья-враги» (фр. La thebaïde, ou les frères ennemis), и «Александр Великий» (фр. Alexandre le grand), были написаны по совету Мольера, поставившего их соответственно в 1664 и 1665 гг.

В последующие два года Расин приобрел связи при королевском дворе, в частности обрёл покровительство королевской любовницы мадам де Монтеспан, что открыло ему путь к личной дружбе с королём Людовиком XIV.

Драматург скончался 21 апреля 1699 года. Похоронен на парижском кладбище возле церкви Сент-Этьен-дю-Монт.

Будучи наследником классической традиции, Расин брал темы в истории и античной мифологии. Сюжеты его драм рассказывают о слепой, страстной любви. Его драмы обычно относят к неоклассической трагедии; в них соблюдён традиционный канон жанра: пять действий, единство места и времени (т.е. протяжённость изображаемых событий укладывается в один день, и они привязаны к одному месту).

Сюжеты пьес лаконичны, всё происходит только между персонажами, внешние события остаются «за кадром» и отражаются лишь в сознании героев, в их рассказах и воспоминаниях, они важны не сами по себе, а как психологическая предпосылка их чувств и поведения. Основные черты поэтики Расина - это простота действия и драматизм, строящийся целиком на внутреннем напряжении.

Количество слов, использованных Расином в пьесах невелико - около 4 000 (для сравнения, Шекспир использовал порядка 30 000 слов).

Произведения Жана Расина:

1660 - (фр. Amasie)
1660 - (фр. Les amours d’Ovide)
1660 - «Ода на выздоровление короля» (фр. Ode sur la convalescence du roi)
1660 - «Нимфа Сены» (фр. La Nymphe de la Seine)
1685 - «Идиллия мира» (фр. Idylle sur la paix)
1693 - «Краткая история Порт-Рояля» (фр. Abrégé de l’histoire de Port-Royal)
1694 - «Духовные песни» (фр. Cantiques spirituels).

Пьесы Жана Расина:

1663 - «Слава музам» (фр. La Renommée aux Muses)
1664 - «Фиваида, или Братья-враги» (фр. La thebaïde, ou les frères ennemis)
1665 - «Александр Великий» (фр. Alexandre le grand)
1667 - "Андромаха"
1668 - "Сутяги" («Челобитчики»)
1669 - "Британик"
1670 - "Береника"
1672 - "Баязет"
1673 - "Митридат"
1674 - "Ифигения"
1677 - "Федра"
1689 - "Эсфирь"
1691 - "Гофолия" («Афалия»).


Рано остался сиротой.

С 1649 года Жан Расин поступает школу при монастыре Пор-Рояль.

Жан Расин часто брал темы в античной мифологии.

«Теперь - раз уж принято проникать во внутренний мир избранных гениев, которых потомки окружают почитанием,- заглянем в его домашнюю жизнь. Мы увидим, что Мольер был человек простой, приветливый, всегда готовый помочь в беде и проложить дорогу таланту. Известно, что юный Расин принёс автору «Мизантропа» первую свою трагедию. Пьеса была непригодна к постановке; однако Мольер почувствовал силу нарождающегося гения; он уговорил молодого писателя принять от него значительную сумму и посоветовал ему сюжет «Фиваиды», в которой сам, как говорят, распределил действие по актам и сценам. Как знать, быть может, этому ласковому приему, этой благородной поддержке Мольера Франция - обязана Расином».

Оноре Бальзак , Мольер / Собрание сочинений в 24-х томах, Том 24, М., «Правда», 1960 г., с. 8.

«Жизнь и деятельность этого человека представляют большой интерес не только для истории литературы, но и для характеристики отношений между поэтами и женщинами. Каждая литература пережила период, известный под именем ложного классицизма. Странный это период: взрослые люди как бы превращаются в детей и начинают показывать, что они - взрослые.
Чего тут только не проделывается! Из старых фамильных сундуков вытаскивается старинное платье, оставшееся ещё со времён Очакова и покорения Крыма; со стен снимается устарелое оружие, уже сотни лет висящее на них; выуживаются из далёких времен забытые слова, застывшие на страницах истории формулы. И когда всё это сделано, взрослые люди, неожиданно превратившиеся в детей, начинают напяливать на себя старомодные костюмы, бряцать вышедшим из употребления оружием и говорить языком, для понимания которого нужен опытный филолог. Всё ходульно, всё вычурно, ни единое слово не говорится в простоте, а всё с ужимкой.
Об истинных чувствах, о настоящем языке страстей и речи быть не может.
Слова готовы заранее, формулы выработаны давно, и, чтобы выразить то или другое чувство, достаточно выбрать только любую фразу из богатой коллекции готовых оборотов, хранящихся под стеклом витрин в обширном музее национального лжеклассицизма.

Вместе в Корнелем Расин явился наиболее ярким, наиболее талантливым выразителем этого течения.
Герои его - как бы мраморные изваяния, но не те, с которыми сравнивали фигуры «Войны и мира» Толстого , а другие - безжизненные, неподвижные, мёртвые. Они, конечно, напоминали жизнь, но не больше, как искусственный бассейн, заключённый в гранитной рамке, напоминает море в его берегах.
Всё перепутывалось - природа с вымыслом, прошлое с настоящим. Когда выводился в пьесе француз, трудно было сказать, чего в нем больше, французского или древнеримского; когда выводился римлянин, в нём опять проглядывал тот же француз.
Ахилл галантно называет Ифигению «мадам» и читает ей написанный строгим александрийским стихом монолог о сердечных ранах, которые она причинила ему своими глазами.
Разве это не напудренный маркиз времён Людовика XIV ? Напрасно даже носят герои Расина имена: каждого из них можно назвать как угодно, и дело от этого не изменится. Душевные волнения изображались шаблонными приёмами. Вместо настоящего чувства были слова о чувствах. И люди не лгали, нет - время было такое. Чопорность обстановки, внешний лоск, наружное величие эпохи - всё воспитывало человека на внешних проявлениях. И уста с жаром шептали: «Люблю тебя!», в то время как сердце было пустынно и безмолвно.
Но жизнь предъявляла право.
Мужчины и женщины сходись, читая друг другу восторженные монологи, как это мы видели на характерном примере Шарлотты Штейн и Гёте ; но когда снимались напудренные парики и со щёк смывались румяна, люди оказывались лицом к лицу с голой действительностью. Не до монологов уже было, когда мужу приходилось выдавать жене на наряды больше, чем это было ему по средствам, или когда ребёнок пачкал пелёнки. Поэзия исчезала вместе с мишурой, из которой она была соткана, и начиналась сухая проза со всеми её неприглядными сторонами. Оттого так прекрасны бывали в то время отношения между мужчинами и женщинами вне семьи и так жалки и печальны в семейной обстановке, где более всего рельефно выступало неравенство между супругами, раньше сглаживавшееся одинаковостью париков и внешних приёмов.
Не избёг этой участи и Расин. Кто бы мог думать, что величавый, напыщенный, весь в кудрях и буклях Расин , всё существо которого, по-видимому, было строго проникнуто тремя единствами, как и его произведения, провёл жизнь с женщиной, во многих отношениях напоминавшей Матильду или Христину Гёте ?
Как и жена великого германского лирика-остроумца, жена Расина никогда не читала произведений своего мужа и даже не видела на сцене ни одной из его пьес.
Женитьба на такой особе могла быть следствием только каких-нибудь особых обстоятельств, какого-либо особого душевного настроения или запутанности понятий. И действительно, в судьбе Расина играли роль и то и другое. Он переживал душевный перелом в то время, когда встретился с женщиной, сделавшейся впоследствии его женой. Достигшему вершины славы, ему вдруг пришло в голову больше не писать драматических произведений, так как они будто бы приносят вред публике. Вместе с этим он решил вступить в суровый орден картезианцев.
Духовник, однако, посоветовал ему лучше жениться на серьёзной, благочестивой женщине, так как обязанности семейной жизни отвлекут его от нежелательной страсти к стихам лучше всяких религиозных орденов.
Расин послушался доброго совета и женился на Катерине де Романе, девушке из хорошей семьи, но, как сказано, не имевшей ни малейшего понятия о его произведениях, да и вообще не интересовавшейся литературой. Названия трагедий, прославивших имя её мужа во всей Европе, она узнавала только из бесед со знакомыми. Однажды Расин вернулся домой с тысячью луидоров, которые подарил ему Людовик XIV , и, встретив жену, хотел показать деньги, но она была не в духе, так как её ребёнок уже два дня подряд не готовил уроков.
Оттолкнув пристававшего мужа, она стала осыпать его упрёками.
Расин воскликнул:
- Послушай, об этом мы как-нибудь поговорим в другой раз, теперь же всё долой и будем счастливы!
Но жена не отставала, требуя, чтобы он тотчас же наказал ленивца. Выведенный из терпения, Расин воскликнул:
- Чёрт возьми! Но как даже не посмотреть на кошелёк, в котором тысяча луидоров?!
Однако это стоическое равнодушие к деньгам не объяснялось нравственными качествами жены Расина. Она просто была неумна. Молитвенник и дети были единственными предметами, представлявшими для неё интерес на белом свете. Всё это не раз заставляло Расина сожалеть, что он не пошёл в монастырь. Особенно негодовал он, когда заболевал какой-либо ребёнок - обстоятельство, не мешавшее ему, впрочем, быть превосходным отцом семейства, с удовольствием принимавшим участие в играх детей.
Если проследить отношения Расина к жене в связи с отношениями его героев к женщинам, то бросится в глаза удивительное сходство. Но иначе и не могло быть. XVII век во Франции ознаменовался, как мы увидим впоследствии, расцветом половых отношений, но в них и намёка не было на истинную любовь.
Женщина была только предметом удовольствия, и счастье её зависело от того, насколько она умела нравиться. С другой стороны, играла большую роль знатность происхождения женщины. Знатная женщина всегда могла рассчитывать на большой круг воздыхателей. И литература - это верное зеркало общественной жизни - оставила нам немало памятников, свидетельствующих об этой оригинальной полосе в истории женского вопроса.
Сам Расин не стеснялся навязывать своим героям пылкие чувства, в основе которых лежит только культ знатности. Об облагораживающем влиянии любви, о смягчении нравов не могло быть и речи. Наоборот, это скорее озлобляло сердца. Стоит, например, вспомнить хотя бы его Федру, которая посылает на смерть преданную служанку именно тогда, когда находится под обаянием любовного чувства. Мудрено ли, что сам Расин мало думал об искреннем чувстве, когда отдавал руку и сердце пустой, но знатной Катерине де Романе? Мудрено ли также, что впоследствии он не нашёл в ней не только истинной подруги жизни, но даже и читательницы своих произведений?».

Дубинский Н., Женщина в жизни великих и знаменитых людей, М., «Республика», 1994 г., с. 132-134.

Жан-Батист Расин - знаменитый поэт-драматург Франции XVII века. Его новый необычный стиль покорил сердца миллионов зрителей и вынес на их суждение чувства и страсти действующих персонажей.

Эта статья посвящена интересным биографическим фактам из жизни и творчества знаменитого драматурга. Также в ней приводится множество иллюстраций: портрет поэта, сочинения литератора, уклад жизни и обиход того времени. Нет только фото Жана-Батиста Расина с женой, так как о личной жизни драматурга нам известно немногое.

Трагедии детских лет

Франция, небольшое графство Валуа. Зимой 1639 года в семье чиновника-налоговика рождается ребенок мужского пола. Это - будущий драматург Жан Расин. Он довольно рано узнал прозу жизни, за несколько лет потеряв обоих родителей.

Спустя два года после рождения первенца от родовой горячки умирает мать, оставив супругу двоих детей - маленького сына Жана и новорожденную дочку Мари.

Отец женится второй раз, но семейное счастье длится недолго. Мужчина умирает в возрасте двадцати восьми лет.

Потерять обоих родителей в столь юном возрасте очень горько и тяжело. И хотя четырехлетний ребенок до конца не осознает, что происходит вокруг, все же такие трагедии оставляют неизгладимый след в его тонкой душе и отрицательно влияют на неустановившуюся детскую психику.

Пережитое в раннем детстве поможет Расину в его творческой деятельности. Испытав глубокие чувства страдания и горя, будущий поэт сможет в своих произведениях талантливо, ярко и реалистично передавать глубину чужих волнений и страстей.

Знакомство с религиозной жизнью

Маленьких сирот взяла себе на воспитание бабушка, которая заботилась об их пропитании и образовании.

В возрасте десяти лет Жан был отправлен на обучение в Бове - город на Севере Франции. Пансион находился при аббатстве Пор-Рояль, которое служило оплотом для приверженцев янсенизма. Мальчик, познакомившись ближе с этим религиозным течением в католицизме, принял его всем сердцем и душой. До конца своих дней он так и остался возвышенно-религиозным человеком, впадающим в меланхолию и увлекающимся мистицизмом.

В Пор-Рояль обосновалась целая община янсенистов. Она включала в себя многих одаренных известных людей, которые выступали против общепринятого иезуитства и причиняли ему много беспокойства. Многие из них были адвокатами и учеными, поэтами и священниками. К янсенистам относил себя знаменитый отечественный математик и физик Паскаль, а также столичный моралист и богослов Николь.

Идея янсенистов, которую искренне поддерживал юный Жан-Батист Расин, сосредотачивалась на божественном предопределении всех событий в жизни человека, так называемой судьбе, которую невозможно изменить или исправить. Личный выбор и собственные убеждения уходили на второй план, уступая место промыслу Божию, а также первородному греху, оказывающему огромное влияние на человеческие мысли и поступки.

В возрасте шестнадцати лет молодой Расин получил доступ в само аббатство. Его обучали четыре образованных филолога того времени, они привили ему любовь к греческой культуре и литературе.

Эллинистическую поэзию Жан Расин знал наизусть, отдаваясь всей душой чувственным порывам и нежным страстям, о которых читал в классических произведениях. Многие любовные книги, которые читал юноша в тот период, были осуждаемы его попечителями. За это юного студента несколько раз подвергали обыску, а найденные романы уничтожали на его глазах.

Образование в Пол-Рояле оказало огромное влияние на жизнь и творчество Жана Расина. Источником его дальнейшего вдохновения становятся искренняя страсть к чувственной литературе и сердечная приверженность идеям янсенизма, которые он хотел соединить воедино в своих произведениях.

Начало творческого пути

В возрасте девятнадцати лет Жан Расин, биография которого терпит дальнейшие преобразования, переезжает в Париж и поступает в коллеж Аркур, где изучает право и философские науки. Там он заводит полезные знакомства в литературной среде и начинает свои писательские труды.

Жан Расин, творчество которого еще никому не было знакомо, пишет несколько пьес и музыкальную оду для придворного исполнения.

Молодой Людовик XIV, который только что сочетался браком с юной Марией-Терезией, обратил внимание на талантливые творения Расина. Король, любивший всевозможные развлечения и увеселения, покровительствовал одаренным людям, писавшим яркие, колоритные произведения для двора. Поэтому он назначил начинающему литератору ежемесячную пенсию, в надежде на его дальнейшие творческие труды.

Пустые надежды

Жан Расин любил писать, это доставляло ему удовольствие и несказанную радость. Но, не имея постоянных средств к существованию, молодой человек понимал, что не может с головой окунуться в литературную деятельность. Нужно было на что-то жить.

Поэтому через год после своего поэтического дебюта начинающий драматург отправляется в Лангедок, где жил его дядя по матери, влиятельный священник, чтобы через него просить церковь о доходной должности. Так он, почти не утруждаясь духовными делами, мог посвятить себя искусству. Но Рим отказал молодому человеку, и тот был вынужден снова вернуться в Париж, чтобы зарабатывать своим пером.

Сотрудничество с Мольером

В столице обаятельный и остроумный Жан Расин приобрёл успех в литературной среде. Перед ним даже открылись двери некоторых аристократических салонов.

Приблизительно в это время начинающий литератор знакомится с знаменитым Мольером - создателем классической комедии и директором уважаемого театра.

Следуя некоторым советам и подсказкам Мольера, молодой Расин пишет трагедии “Фиваида” и “Александр Великий”. Они были поставлены труппой Мольера и имели большой успех.

Отношения с Корнелем

Однако пьесы Расина были жестко раскритикованы Корнелем, который на тот момент являлся самым популярным и уважаемым мастером трагического жанра.

Корнелю не нравился стиль произведений молодого драматурга. Он отмечал в нем глубокий редкий талант, но советовал избрать другой жанр для написания.

Дело в том, что трагедия Жана Расина была полной противоположностью трагедии Корнеля. Если умудренный опытом и годами Корнель писал преимущественно о сильных и волевых героях, то молодой Расин превозносил в своих главных персонажах их чувствительность и неумение совладать с собственными порывами.

Однако, как показало время, Корнель писал уже для прошедшего поколения. Расин же, являясь представителем новой эпохи и впитавший в себя новые условия, творил для современного общества.

Примечательно, что, обладая ярким индивидуальным талантом и осознавая закатившуюся звезду Корнеля-драматурга, молодой Жан-Батист не испытывал ни тени злорадства или недоброжелательства по отношению к своему почтенному оппоненту. Он уважал его неподражаемый талант и его исключительный вклад в театральную культуру государства.

Когда Расин Жан, стихи которого стремительно приобрели всенародное признание и любовь, стал членом Французской академии, он проявлял к Корнелю должное почтение и уважение, не стремясь затмить своим красноречием пожилого человека. Только после смерти Корнеля Жан-Батист произнес в Академии свою первую яркую и незабываемую речь, в честь заслуг и достоинств почившего драматурга.

Жан Расин “Андромаха”. Краткое содержание

Сотрудничество с Мольером было недолгим в творческой жизни Расина. В возрасте двадцати шести лет он переходит в другой театр - Пти-Бурбон, где вскоре ставит свою гениальную и неподражаемую пьесу “Андромаха” - серьезную и суровую трагедию, написанную Александрийским стихом.

После блестящего “Александра Великого” многих ценителей театрального искусства интересовало, какой сюжет для своего следующего произведения выберет Жан Расин? “Андромаха” была основана на мифологическом произведении Еврипида, но несколько изменена и перестроена для современного зрителя.

Суть трагедии Жан-Батист видел не в конфликте между долгом и чувством, а в противоречии различных эмоций и ощущений, которые гнездятся в сердце человека.

Например, двойственный образ Андромахи побуждает зрителей задуматься над истинными причинами ее изменчивого поведения. Почему она, тоскующая по погибшему мужу и ценой шантажа согласившаяся на брак с нелюбимым Пирром, после его смерти воспылала к нему страстью и собирается мстить его убийцам? Сомнения и колебания Андромахи, спрятанные в потаенных глубинах ее сердца, интересуют автора больше, чем ее действия и поступки.

Противоречивы и неподвластны логике чувства и другой героини - Гермионы. Терпя унижение от Пирра, она безумно любит его и отвергает ухаживания верного ей Ореста. Потом, обуреваемая ревностью и обидой, она просит отвергнутого друга убить Пирра, а когда тот умирает, несчастная девушка проклинает Ореста и убивает себя прямо над телом покойного жениха.

Интересная, завораживающая пьеса нашла благоприятный отклик как у разборчивых зрителей, так и у требовательных критиков. Это был великий колоссальный триумф французского драматурга.

Однако многое на сцене зависит не только от автора произведения, но и от игры актеров.

Кого же на главную роль в своей гениальной трагедии рекомендовал Жан Расин? “Андромаха” стала блестящим сценическим успехом его любовницы - актрисы Терезы дю Парк, талантливо отобразившей в образе центральной героини всю глубину и серьезность ведущего конфликта пьесы.

Расцвет творчества

После головокружительного успеха “Андромахи” Жан Расин укрепляет свои позиции как талантливого драматурга и тонкого знатока человеческой души. Он создает яркие, сильные по стилю и тематике трагедии “Британик”, “Береника”, “Баязет” и “Ифигения”.

В это время знаменитый драматург пробует экспериментировать с сюжетами и жанрами. Например, он пишет искрометную комедию “Челобитчики” (или “Сутяги”), где высмеивает французскую судейскую систему. В другом своем произведении - “Британик”, поэт впервые обращается к истории Рима, где рассказывает зрителям о кровожадном предателе Нероне и его жестокой любви к невесте сводного брата.

В этот период Жан Расин приобретает огромное расположение королевского двора. Его пьесы показывают в Версале, они веселят и развлекают не только придворных, но и самого государя. В возрасте тридцати трех лет Жан-Батист удостаивается дворянского титула. Он пользуется покровительством у мадам де Монтеспан - постоянной любовницы Людовика XIV, тем самым имеет возможность часто общаться с самим королем и иметь с ним близкие взаимоотношения.

Жан Расин “Федра”. Краткое содержание

В возрасте тридцати восьми лет Расин сочиняет талантливую и неоднозначную трагедию “Федра”, основанную на полюбившемся драматургу сюжету из греческой мифологии. В древние времена Еврипидом уже была написана одноименная пьеса с похожим содержанием.

Что же нового хотел показать своей трагедией Жан Расин? “Федра” драматурга обращала внимание не столько на саму закрученную интригу, сколько на чувства и ощущения несчастной героини, вынужденной вести мучительную борьбу с собственными страстями.

Действия сюжета разворачиваются в древнегреческом городе Трезен. Афинский царь Тесей отправился на войну и уже как полгода не подает вестей. В это время его жена - молодая и красивая Федра, начинает осознавать, что испытывает запретные грешные чувства к сыну Тесея от первого брака. Ипполит же (так зовут юношу) не подозревает о влюбленности мачехи. Он весь погружен в свои личные переживания - его избранница Арикия является пленницей отца.

Федра, раздираемая гнетущими постыдными желаниями, хочет покончить жизнь самоубийством, но тут приходит весть о смерти Тесея. Обстоятельства меняются. Женщине советуют признаться Ипполиту в любви, так как теперь эти чувства не являются запретными и позорными.

Федра, набравшись мужества, в порыве исступления и горячих эмоций признается пасынку, что уже давно испытывает к нему страсть. Ипполит - чистый и безупречный юноша, в ответ на признание мачехи ощущает только удивление и ужас, смешенный со смущением.

И тут происходит неожиданное - появляется живой и здоровый Тесей! Он удивлен странным отношением, проявленным к нему сыном и супругой при встрече. Вскоре на Ипполита клевещут, будто он хотел изнасиловать свою мачеху, и царь верит этим жестоким наговорам. Он проклинает сына и отказывается слушать его оправдания.

Когда отцовский приговор настигает юношу и тот погибает, Федра решается признаться супругу в постыдных чувствах и оправдать своего любимого человека в глазах отца.

Она кончает жизнь самоубийством, а Тесей, наконец узнавший правду, сокрушается о гибели сына и в память о нем хочет принять его избранницу Арикию как родную дочь.

Отношение к трагедии автора

Как признается сам драматург в предисловии к своей трагедии, перед ее написанием он провел множество исследований и изучил многие мифологические документы, чтобы определить истинные характеры и поступки главных персонажей. Также он рассказывает, что намеренно старался обелить главных героев, чтобы вызвать у зрителей не осуждение, а понимание и сочувствие.

В своем произведении великий драматург отобразил конфликт не только в душе главной героини. Одной из главных его задач было передать противоречие между языческой и христианской трактовкой событий.

Трагедия французского драматурга Жана Расина раскрывала языческий мир влиятельных греческих богов, которые могли казнить и наказывать людей (в случае с Ипполитом). С другой стороны, сквозь все произведение красной нитью проходят идеи янсенистов (понятие божественного предопределения и искупления грехов ценой собственной жизни).

Отношение к трагедии зрителей

Как же восприняла публика бессмертное произведение, которое написал Жан Расин? “Федра” вызвала бурю дискуссий и разногласий по поводу своей необычной интерпретации.

К тому же на первом показе пьеса потерпела полное фиаско из-за завистливых козней недругов Расина. Обратим же на это особое внимание.

Группа влиятельных аристократов во главе с родственниками кардинала Мазарини сорвала премьеру трагедии, выкупив заранее все билеты на ее представление. Параллельно с этим шли показы спектакля с аналогичным сюжетом поэта-пасквилянта Прадона, который был подкуплен недругами Расина. Завистливые противники подстроили все так, что пьеса Прадона собирала множество зрителей, а на показ бессмертной трагедии Расина никто не приходил.

Жан Расин, книги и пьесы которого пользовались широким спросом и невиданной популярностью, оскорбился такой подлой выходкой неприятелей и покинул театральное творчество.

Жизнь после “Федры”

Драматург женился на скромной девушке, которая со временем родила ему семерых детей, и занял почетную должность придворного историографа. В его обязанности входило написание официальной истории Французского государства. Находясь при короле, талантливый Жан-Батист пользовался его полным расположением и испытывал на себе особые милости монарха.

Разочарованный и обиженный Расин двенадцать лет не брался за перо, чтобы писать трагедии. Но однажды он позволил себя уговорить и снова взялся за написание пьес.

По просьбе некоронованной супруги Людовика XIV, госпожи де Ментенон, великий драматург создал две пьесы - “Эсфирь” и “Гофолия” (или “Афалия”). Произведения были написаны специально для постановки в девичьей школе Сен-Сире, поэтому почти не имели любовного конфликта и состояли из поучительной сущности.

Основанные на библейских сюжетах, пьесы (особенно “Гофолия”) имели политическую подоплеку. Они изобличали абсолютную монархию и описывали восстание простых людей против деспота-самодержца.

С тех пор Жан-Батист Расин больше не писал для сценических подмостков. Он вновь почувствовал сильную веру в Бога, привитую ему еще в Пор-Рояле, и проникнулся духом янсенистских учений. Под воздействием благочестивых дум Расин создает религиозные творения: “Духовные песни” и чуть позднее “Краткую историю Пор-Рояля”.

Перед смертью талантливый Жан-Батист полностью обратился на религиозную стезю и считал свою поэтическую деятельность недостойной “скандальной жизнью”, за которую необходимо вымаливать у Бога прощение.

Скончался великий драматург в Париже в возрасте шестидесяти лет.

Творческое наследие

Жан-Батист Расин писал преимущественно в стиле традиционного классицизма: его произведения, основанные на исторической или античной мифологии, состояли из пяти действий, причем события происходили в один день и в одном месте.

Своим творчеством талантливый драматург не хотел коренным образом изменить существующую систему драматургии. Он не писал философских пространных трактатов, а свои мысли и идеи излагал в короткой и простой форме в виде предисловий к изданным трагедиям.

Свое мировоззрение он передавал на практике, отказываясь от идеализации главных персонажей, и обращал внимание не на обязанности и долг своих героев, а на их внутренние конфликты, сердечные переживания, снедающие душу страсти, слабости и искушения.

Все это было близко и понимаемо современниками Расина. Оттого его поэтические творения пользовались огромной любовью и популярностью в XVII веке. Вследствие этого его творческое наследие живо и своевременно и в наши дни.

О.Смолицкая.
Жан Расин

Жан Расин родился в 1639 году. Он происходил из незнатной семьи: его предки получили дворянство, причем не потомственное, а личное, лишь в XVI веке. Жан Расин рано остался сиротой и перешел на попечение бабушки. Благодаря бабушке, в его жизнь вошло учение янсенистов - последователей Корнелия Янсения.

Янсенисты представляли собой особую ветвь внутри католической церкви; их иногда называли сектой, что не совсем верно. Центром учения янсенистов был женский монастырь Пор-Рояль, расположенный неподалеку от Парижа. В 1638 году по приказу кардинала Ришелье был арестован по обвинению в мятеже аббат Сен-Сиран, глава пор-рояльских янсенистов. Начались гонения на янсенистов, хотя формально их учение не было запрещено. Янсенисты пытались сблизить католицизм и кальвинизм, их учение было проникнуто суровым представлением о слабости и греховности человека, призванного всю жизнь бороться с самим собой. Также янсенисты отстаивали идею о том, что судьба человека предопределена до его рождения.

В 1649 году Жан Расин поступает в коллеж в городке Бове, которым руководили янсенисты, а в 1655 году приезжает в Пор-Рояль и поступает в так называемую “малую школу” при монастыре.

Биографы Расина спорят о том, какую роль сыграл янсенизм в его творчестве. Некоторые из них склонны видеть в произведениях Расина последовательное изложение концепций янсенистов, иные говорят о противоречивости расиновского представления о человеке и его судьбе. Как бы то ни было, влияние учения янсенистов на Расина трудно переоценить - оно проявляется и там, где юный Расин бунтует против усвоенных с отрочества правил янсенистов и пишет задиристые трактаты и памфлеты против своих наставников, не желая, в частности принимать их суровое осуждение театра как развратного занятия, отвлекающего человека от размышлений о Боге; и там, где он творит образы героев, сражающихся со своими страстями; и там, где, состарившийся и умудренный жизнью, он пишет наставления своему сыну о том, как следует ему вести себя, а главное - держаться подальше от театра.

Этот краткий перечень уже свидетельствует о том, насколько противоречивой и непростой была жизнь и сама личность Жана Расина. Биографы неоднократно говорили о том, что в нем как бы уживались два человека: великолепный знаток театра и ненавистник “бездумных” развлечений; смелый мыслитель и художник и преданный монарху царедворец; человек, в чьей жизни пылали страсти - и суровый моралист. Жан Расин окунулся в парижскую жизнь в 1658 году, когда он поступил в парижский коллеж Аркур.

Жизнь, которую он стал вести, весьма отличалась от жизни в Пор-Рояле. Он наслаждается всеми возможными радостями жизни в столице. Его наставники и родственники-янсенисты пишут ему гневные письма, но Расин не обращает на них внимания. Начинается и его карьера при дворе: ода “Нимфа Сены”, написанная по случаю бракосочетания Людовика XIV, вознаграждена сотней луидоров из королевской казны. Вопрос денег и средств к существованию - не последний для Расина. В 1661 году он уезжает на юг Франции в Лангедок, где появляется возможность получить бенефиций, то есть стать настоятелем и получать часть дохода небольшого монастыря (таким настоятелем мог быть человек. не принявший монашеского обета). Пока Расин ждет, получит ли он бенефиций, он изучает богословие, пытается смирить свою темпераментную натуру и внушить себе, что в жизни на лоне природы вдали от столицы тоже есть своя прелесть. Но бенефиций срывается и Расин в 1663 году возвращается в Париж.

Он с головой окунается в литературную и театральную жизнь. Его друзьями становятся Мольер и Буало - в будущем автор знаменитого трактата “Поэтическое искусство”(1674) В 1664 году Расин пишет свою первую трагедию “Фиваида или Братья - враги”. Он отдает эту трагедию для постановки в труппу Мольера. Трагедия провалилась. В дружбе двух драматургов наступило охлаждение. Окончательный разрыв произошел в 1665 году, когда Расин написал трагедию “Александр Великий”. Он было отдал ее опять в труппу Мольера, но передумал и отдал ее же соперникам Мольера - театру Бургундского Отеля...

После “Александра” Расина заметили и о нем заговорили. Критик Сент- Эвремон посвятил статью разбору трагедии. В ней он высказал много нелицеприятных суждений, но заметил, в частности, что теперь не страшится, что со смертью великого Корнеля умрет французская трагедия. Так было определено место Расина как преемника, но, вместе с тем и соперника Корнеля. Еще до постановки “Александра” Расин прочитал Корнелю свою трагедию. Корнель - признанный метр французской трагедии - благосклонно отнесся к поэтическому дару молодого литератора, но заметил, что у того нет никаких драматургических данных. Корнель посоветовал Расину обратиться к какому-нибудь иному литературному жанру. Подлинный успех и известность пришли к Расину после трагедии “Андромаха” (1668). О ней спорили, ее критиковали. Молодой драматург высказал здесь свое собственное, особое понимание того, что такое трагедия.

“Андромаха” написана на сюжет из греческой мифологии. Речь идет о событиях, последовавших за падением Трои. Андромаха - вдова троянского героя Гектора- оказывается вместе с маленьким сыном пленницей короля Пирра. Пирра охватывает неудержимая страсть к Андромахе, но она верна памяти своего мужа. У Пирра есть невеста Гермиона, которая замечает, что жених охладел к ней. В отчаянии она обращается к Оресту, влюбленному в нее, и просит ради любви к ней убить Пирра. Орест убивает Пирра, но Гермиона от горя кончает с собой. Орест сходит с ума. Сюжет выстраивается вокруг цепочки людей, которыми завладела подлинная и неистребимая страсть. Она подчиняет каждого из них себе, лишает возможности сопротивляться. При этом здесь нет ни одной благополучной пары. Несчастны все.

Классицистическая трагедия до Расина часто обращалась к изображению несчастной любви. Знаменитый конфликт долга и чувства как правило реализовывался следующим образом: двое любят друг друга, но высшие обстоятельства не дают им соединиться. Так складывалась, например, судьба Химены и Родриго - героев корнелевского “Сида”. Глядя на такие перипетии в жизни героев, зритель восхищается как благородством их чувств, так и самоотверженностью, с которой они приносят чувство в жертву долга перед государством.

Расин заявил в “Андромахе” о возможности иного построения сюжета.. Его герои также борются с чувством. Но борьба эта происходит в душе каждого из героев. Герой борется с самим собой, а не с внешними обстоятельствами. Построив трагедию так, Расин смог показать зрителю чувство изнутри, проанализировать его влияние на поведение героя. И сами образы героев строятся уже по-другому. Лябрюйер, великий моралист ХVIII века, заметил “ Если Корнель показывает людей такими, как они должны быть, то Расин - такими. как они есть”. В “Андромахе”, пожалуй, лишь образ величественной Андромахи, сохранившей свое достоинство в плену и поражении, так же, как сохраняет она верность мужу - лишь этот образ близок героям Корнеля и до- расиновской трагедии. Но Пирр, Гермиона. Орест - страдающие, пытающиеся обуздать свою страсть - и терпящие в этой борьбе поражение- вызывают не восхищение, но сострадание.

Расина упрекали в том, что его Пирр слишком груб. “Что же. он ведь не читал наших романов” ответил Расин. Вопреки образцу, сложившемуся еще в поэзии трубадуров, любовь не облагораживает Пирра, но лишь проявляет, делает более яркими и резкими, те черты его характер, что были в его натуре и прежде. Гермиона - благородная девушка королевского рода, заметив страсть своего жениха к другой, теряет свое благородство. В ее уста вкладывает Расин великолепное по психологической точности наблюдение: она говорит с Пирром и замечает, что его как бы нет здесь. так как он думает о той. кого любит. И тогда из ее груди вырывается болезненный вопль. Она говорит:

Ну что ж молчите вы? Ни слова мне в ответ? Предатель! Ты своей троянкою лишь бредишь, С ней сердцем говоришь и все минуты метишь, Что попусту идут на разговор со мной. Иди! я не держу... / пер. И. Шафаренко и В.Шора/

“Жан Расин первым во Франции осмелился посмотреть в лицо любовной страсти, первым сорвал ту маску. в которой любовь представала на театре до него”, - так пишет о Расине в биографическом эссе французский писатель Франсуа Мориак.

Действительно, начиная с “Андромахи” основной проблемой, волнующей Расина становится следующая: как меняет человека страсть? Какие темные глубины обнажает она в душе? Может ли человек бороться с ней?

Не случайно, что мастерство Расина наиболее полно проявляется в образах женщин - они, как ему кажется, более беззащитны перед лицом страсти. Таковы Береника, героиня одноименной трагедии (1670). Ифигения, героиня трагедии “Ифигения в Авлиде” (1674) Расин пишет и “политическую” трагедию с более традиционным конфликтом “долга и чувства” - “Британик” (1669), но и там изображена сильная. гордая Агрипина, снедаемая одной страстью - расчистить сыну - будущему императору Нерону дорогу к трону.

Слава Расина растет. У него много недоброжелателей, и среди них Корнель и Мольер. В предисловии к “Британику” Расин защищается от нападок “ некоего старого злонамеренного поэта”. и всем читателям ясно. что речь идет именно о Корнеле. Расин не без успеха пытается проявить себя на том поприще, где снискал славу Мольер - пишет комедию “Сутяги”(1668).

Растет слава Расина как непревзойденного мастера стиха. (Красоту его строчек трудно передать на каком-либо ином языке кроме французского, так точно найдено в них место каждого слова. Во всяком случае, пока русского переводчика Расина, способного передать силу его стиха, нет, и тем, кто не может читать Расина в подлиннике, приходится верить на слово тем, кто читает Расина по-французски). В 1673 году Расин становится членом Французской Академии. Успешна и его придворная карьера. В 1674 году он получает должность государственного казначея в Мулене. и вместе с этой должностью - потомственное дворянство. которого до сих пор у его рода не было. В 1677 году Расин пишет трагедию, ставшую пиком его мастерства. После нее он внезапно резко порывает с театром. Это - “Федра”

Исследования тайной силы страсти, янсенистские представления о греховности и слабости человека, равно как и о изначальной предначертанности его судьбы, наложились в сюжете “Федры” на древнегреческие миф, уходящие корнями в архаическую древность. Это сюжет о проклятии, наложенном на род двумя могущественными богинями - Афродитой и Артемидой. Мать Федры Пасифая прогневала Афродиту, и в наказание была обречена на любовь к быку. Но то же проклятие тяготело и над Федрой, полюбившей пасынка - сына своего мужа Тезея Ипполита.

Ипполит родился от союза Тезея и царицы амазонок, которая преступила обет, данный Артемиде, и полюбила мужчину - Тезея. Проклятие Артемиды стало тяготеть и над Тезеем, и над Ипполитом. Федра, полюбив Ипполита. открыла ему свою любовь. Ипполит отказал ей. Тогда Федра сказала Тезею, что пасынок домогался ее, и разгневанный Тезей призвал на голову Ипполита гнев бога Посейдона. Из моря вышло чудовище, вид которого напугал лошадей, запряженных в колесницу Ипполита. Кони понесли, и юноша разбился. Федра сошла с ума, покончила с собой, но перед смертью рассказала правду Тезею.

Таков сюжет Федры. На этот сюжет была написана трагедия “Ипполит” древнегреческого трагика Еврипида и трагедия “Федра” римского трагика и философа Сенеки. Эти произведения были прекрасно известны современникам Расина. Зрители трагедии Расина, тем самым, не столько ждали с замиранием сердца “чем все кончится” - это и без того было известно, сколько следили за развитием чувств, владеющих Федрой, Ипполитом, Тезеем. Именно повороты, взлеты и падения страсти составляют основу этой трагедии.

Действие ее заключено, по правилу, в 24 часа. Но это ограничение не становится для Расина тесными рамками. Наоборот, на сжатом временном отрезке особенно бурными кажутся все новые и новые чувства, овладевающие героями. В начале пьесы Федра - измученная любовью женщина, скрывающая запретную страсть под напускной ненавистью к пасынку. Но тут до нее доходят слухи о гибели Тезея. Она начинает видеть проблеск надежды в своей любви. открывается служанке, разговаривает с Ипполитом, почти открываясь ему. Сцена разговора с Ипполитом до сих пор считается одной из лучших во французском театре. Федра рассказывает Ипполиту о том, как прекрасен был Тезей в юные годы. Она описывает его с такой любовью, с такой нежностью, и вдруг добавляет, что Ипполит во всем похож на него. Однако все же прямое признание в любви Расин, во изменение античных источников, вкладывает не в уста Федры, а в уста Эноны, ее служанки. И в этом есть особый смысл.

С одной стороны, служанка, наперсница, вестник и тому подобные персонажи - непременный атрибут сюжета классицистической трагедии. Они необходимы, чтобы донести до зрителя то, что происходит за сценой или же происходило до начала действия трагедии. Сходным персонажем в “Федре” выступает Терамен - наставник и друг Ипполита. Но в “Федре” Энона оказывается необходимой и для того, чтобы оттенить характер главной героини.Федра не пала душой настолько, чтобы самой признаться в любви пасынку. а потом - оклеветать его перед мужем. Это делает Энона, которой, по законам классицистического произведения, дозволены более низкие поступки, чем ее госпоже. Но у Федры нет сил сопротивляться или возражать тому, что делает Энона.. Она сохраняет достоинство, но она обессилена в борьбе с самой собой. В разговоре Федры с Эноной именно Энона называет имя того, в кого влюблена Федра - “ты имя назвала!”-восклицает Федра. И снова здесь и уклонение главной героини от слишком явной с слабости, но и психологически точная черта: боязнь произнести имя любимого, само звучание которого наполнено для любящего особым смыслом.

Итак, Энона открывает Ипполиту тайну Федры. И тут выясняется нечто, что ввергает чуть ожившую Федру в еще большую бездну отчаяния: оказывается, Ипполит любит другую, пленницу Арикию, дочь побежденного Тезеем царя.

Монолог Федры, узнавшей о любви Ипполита к Арикии - до сих пор непревзойденный шедевр французской драматургии и поэзии. Его до сих пор читают в артистических студиях Франции, на нем демонстрировали и демонстрируют свое мастерство французские актрисы.

Любовь Ипполита и Арикии - привнесенный Расином поворот сюжета. У Еврипида и Сенеки Ипполит был юношей-девственником, принесшим обет целомудрия богине Артемиде, во искупление того оскорбления, что некогда нанесла богине его мать. У Расина Ипполит и Арикия - пара, чьи взаимоотношения развиваются по традиционным трагедийным законам: здесь-то и присутствует конфликт долга и чувства, ибо Ипполит - наследник царя - любит девушку, на которой ему не суждено жениться.

Это благородная и возвышенная любовь. Но и ее Расин не просто называет, а показывает изнутри. Есть некое сходство между тем, как разговаривают Федра с Эноной и Ипполит с Тераменом. Ипполит въяве презирает любовь, хочет бежать из родного города, но втайне - любит Арикию и борется с этой любовью. Весть о смерти Тезея, открывающая Ипполиту путь к трону, а значит и право распорядиться судьбой Арикии, дает и ему некую надежду на благополучный исход его любви. И этой надежде, также как и надежде Федры, суждено рухнуть. На фоне несчастной любви он вынужден выслушать сначала страшное признание Эноны, а затем не менее страшную клевету, вытерпеть гнев отца. При этом, если Федра виновата в своей любви (в той степени, в которой человек властен распоряжаться своими чувствами), то Ипполит - жертва клеветы, жертва родового проклятия, то есть обречен еще до своего рождения. Особое место среди образов трагедии занимает Тезей. Тезей - царь, герой, то есть именно такой персонаж, который должен стоять в центре трагедии. Он не совершает неблагородных поступков, но становится жертвой низких поступков других. Это - внешняя канва. Но подспудно через рисунок образа Тезея проходит иная линия: он - бывший герой. Его замечательные подвиги. сражение с Минотавром. выход их Лабиринта - в прошлом. Сейчас он усталый слабый и,поэтому оказавшийся во власти низкой страсти. Эта страсть - неудержимый гнев.

Но и бешенство Тезея, и последовавшая за ним гибель Ипполита - предопределены все тем же родовым проклятием. Для Расина это проклятие - в самой сути человека, способного чувствовать, но и беззащитного перед силой своих же чувств. В “Федре” Расин раскрыл скрытые возможности классицистической трагедии, где сюжет, основанные. как правило, на борьбе чувства и разума тем ярче. и выразительнее, чем сильнее чувства, с которыми приходится бороться. Но в “Федре” классицистический принцип доходит и до своего закономерного итога: Расин не представляет зрителю образец для подражания, и вместе с тем, заставляет сострадать героям. Здесь трагедия и искусство теряют свою воспитательную, проповедническую миссию, столь важную для классицистического искусства в целом. После “Федры” Расин уходит из драматургии. Но вначале он испытывает тяжелое потрясение: провал “Федры” при первом исполнении. Говорят, что провал подстроен, что недоброжелательница Расина герцогиня Бульонская скупила два первых ряда в театре, на которых по ее приказу уселись “шикающие” зрители - то. что позже будет называться “театральной” клакой.

Расин начинает жизнь примерного семьянина, женится на Катерине де Романо, девушке из благородной семьи и благонравного нрава: она ни разу не посмотрела ни одной пьесы мужа и считала до конца жизни, что театр, и все с ним связанное - гнездилище разврата.

Расин делает блестящую придворную карьеру. С 1677 года он - придворный историограф, а с 1694 - личный секретарь короля. Говорят, что король не может заснуть, пока именно Расин не прочитает ему на ночь несколько стихов. Одновременно с официальной историографией Расин пишет тайно “Краткую историю Пор-Рояля”.

В 1689 году Расин ненадолго возвращается к драматургическому поприщу. Он пишет пьесу “Эсфирь” для постановки силами воспитанниц женской школы для благородных девиц в Сен-Сире ыря. Это пьеса на ветхозаветный сюжет и построена совершенно иначе, чем предыдущие трагедии Расина: в ней три, а не пять действий, нарушено единство места, она завершается благополучно. В 1691 году Расин пишет трагедию, где в последний раз мощно и необычно блеснет его гений - “Гофолию.”, также на сюжет из Ветхого завета. В 1694 году Расин пишет цикл “духовные песнопения” - 4 гимна - парафраза библейских текстов.

В письмах обращенных к своему сыну Луи в последние годы своей,жизни, Расин порицает театр за то, что изображениями страстей он толкает людей к разврату. Когда-то то же самое говорили молодому Расину его наставники и родственники. Биографы Расина не раз пытались как-то объяснить взгляды позднего Расина: усталостью от жизни, старостью, чем-либо иным. Однако очевидно и другое: после Расина французская классицистическая трагедия не знала шедевров такой силы. Кроме того, уже формировался новый жанр. которому суждено было определить французскую литературу в следующем столетии и прославить французскую культуру в мире, как в XVII столетии прославила ее французская драматургия. Это - жанр романа, где изображение “жизни сердца”, анализ чувства, станет ведущим принципом и покорит не одно поколение европейских читателей.

Расин умер в 1699 году и был похоронен на кладбище в Пор-Рояле

Библиография

Жан Расин. Сочинения в 2 т. М, 1984.

Н.Жирмунская. пред. к кн: Жан Расин. Трагедии. М.Наука. 1982(?)

Франсуа Мориак. Жизнь Жана Расина. пер. с фр. В.А.Мильчиной. - М., .1988

Жан-Батист Расин – французский драматург XVII века – родился 21 декабря 1639 года и был крещён на следующий день в городе Ла-Ферте-Милон (графство Валуа, ныне департамент Эн), в семье чиновника налоговой службы Жана Расина (1615-1643).

В 1641 при родах второго ребёнка (сестры будущего поэта Мари) умирает мать. Отец вторично женится, но через два года умирает в возрасте двадцати восьми лет. Бабушка воспитывала детей.

Расину было девять лет, когда его отдали в пансион, связанный с аббатством Пор-Рояль, оплотом янсенистов. Это близкое к протестантизму религиозное движение было осуждено Римом еще в 1642, а в 1656 были закрыты королевским указом все школы Пор-Рояля. Стержень учения янсенистов составляла идея предопределения - «благодати», от которой зависит спасение души. В Пор-Рояле Расин получил великолепное эллинистическое образование - одновременно он унаследовал от своих учителей-янсенистов обостренный интерес к «греховным» движениям души и искусство анализа сокрытых психологических состояний.

В 1658 Расин начал изучать право в Париже и завел первые связи в литературной среде. В 1660 он написал поэму «Нимфа Сены», за которую получил пенсию от короля, а также создал две пьесы, никогда не ставившиеся на сцене и не дошедшие до наших дней. Семья матери решила подготовить его к религиозному поприщу, и в 1661 он уехал к дяде-священнику в Лангедок, где провел два года в надежде получить от церкви денежное содержание, которое позволило бы ему целиком посвятить себя литературному труду. Эта затея окончилась неудачей, и около 1663 Расин вернулся в Париж.

Круг его литературных знакомств расширился, перед ним открылись двери придворных салонов. Первые из его сохранившихся пьес - «Фиваида» (1664 ) и «Александр Великий» (1665 ) - были поставлены Мольером. Сценический успех побудил Расина вступить в полемику со своим бывшим учителем - янсенистом Пьером Николем, который провозгласил, что любой писатель и драматург является публичным отравителем душ.

В 1665 Расин разорвал отношения с театром Мольера и перешел в театр Бургундский отель вместе со своей любовницей, прославленной актрисой Терезой Дю Парк, сыгравшей в 1667 заглавную роль в «Андромахе». Это был первый шедевр Расина, имевший колоссальный успех у публики. Широко известный мифологический сюжет уже был разработан Еврипидом, но французский драматург изменил суть трагедийного конфликта с тем, чтобы «образ Андромахи соответствовал тому представлению о ней, которое утвердилось у нас».

С постановки «Андромахи» начался самый плодотворный период в творчестве Расина: вслед за его единственной комедией «Сутяги» (1668 ) появились трагедии «Британник» (1669 ), «Береника» (1670 ), «Баязет» (1672 ), «Митридат» (1673 ), «Ифигения» (1674 ).

Драматург находился на гребне славы и успеха: в 1672 он был избран во Французскую Академию, а благоволивший к нему король даровал ему дворянский титул. Поворотным пунктом этой чрезвычайно успешной карьеры стала постановка «Федры» (1677 ). Враги Расина предприняли все усилия, чтобы провалить пьесу: незначительный драматург Прадон использовал тот же сюжет в своей трагедии, которая была поставлена одновременно с «Федрой», и величайшая трагедия французского театра (которую сам драматург считал своей лучшей пьесой) на первом представлении провалилась.

Интрига вокруг «Федры» вызвала бурную полемику, в которой Расин не стал принимать участия. Внезапно оставив сцену, он женился на набожной, но вполне заурядной девушке, родившей ему семерых детей, и занял должность королевского историографа вместе со своим другом Буало. Единственными его пьесами за этот период стали «Эсфирь» (1689 ) и «Гофолия» (1690 ), написанные для школы девочек в Сен-Сире по просьбе их патронессы маркизы де Ментенон, морганатической супруги Людовика XIV.

Жан-Батист Расин умер 21 апреля 1699 года . Похоронен на парижском кладбище возле церкви Сент-Этьен-дю-Монт.

Произведения :
1660 – Amasie
1660 – Les amours d’Ovide
1660 – «Ода на выздоровление короля» (Ode sur la convalescence du roi)
1660 – «Нимфа Сены» (La Nymphe de la Seine)
1685 – «Идиллия мира» (Idylle sur la paix)
1693 – «Краткая история Порт-Рояля» (Abrégé de l’histoire de Port-Royal)
1694 – «Духовные песни» (Cantiques spirituels)

Пьесы :
1663 – «Слава музам» (La Renommée aux Muses)
1664 – «Фиваида, или Братья-враги» (La thebaïde, ou les frères ennemis)
1665 – «Александр Великий» (Alexandre le grand)
1667 – Андромаха
1668 – Сутяги
1669 – Британик
1670 – Береника
1672 – Баязет
1673 – Митридат
1674 – Ифигения
1677 – Федра
1689 – Эсфирь
1691 – Гофолия

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png