Следственные разбирательства по поводу финансовой деятельности режиссера Кирилла Серебренникова вызывают бурную реакцию в обществе

Как мы помним, все началось с того, что 23 мая, в столичном театре «Гоголь-центр», а также дома у его художественного руководителя Кирилла Серебренникова прошли обыски в рамках уголовного дела о хищении госсредств. Тогда, по данным СК РФ, лица из числа руководства некоммерческой организации «Седьмая студия», основателем которой был Серебренников, в период с 2011 по 2014 годы похитили около 200 миллионов рублей, которые были выделены государством на развитие и популяризацию искусства.

До поры до времени Серебренников фигурировал в качестве свидетеля. А вот экс-гендиректора «Седьмой студии» Юрия Итина и бывшего главного бухгалтера компании Нину Масляеву задержали . Обыск также прошел в квартире директора РАМТа Софьи Апфельбаум, которая с 2012 по 2014 годы возглавляла департамент господдержки искусства и народного творчества Минкультуры РФ.

22 августа появилась новость о том, что задержан и сам Серебренников. Информация Следственного комитета на этот счет была крайне скупа: «Главным управлением по расследованию особо важных дел СК России по подозрению в организации хищения не менее 68 млн руб., выделенных в 2011-2014 годах на реализацию проекта «Платформа», задержан художественный руководитель московского театра «Гоголь-центр» Кирилл Серебренников».

Как выяснилось, главный бухгалтер «Седьмой студии» Нина Масляева заявила, что режиссер Кирилл Серебренников давал ей указания вносить ложные данные в финансовые отчетности. По ее показаниям, именно Кирилл Серебренников и экс-продюсер АНО Алексей Малобродский якобы разработали план хищения 68 млн и заставляли Масляеву фальсифицировать бухотчетность . Режиссеру предъявлено обвинение по ч. 4 ст. 159 УК РФ УК РФ, максимальное наказание составляет 10 лет заключения и штраф до 1 млн рублей.

Источники сообщают, что показания против Серебренникова отнюдь не были ключевыми. Тем не менее, он еще в мае тоже дал показания против своих сотрудников, сообщает «Интерфакс ». Именно после этого признавшая вину главбух Нина Масляева, а также сотрудница бухгалтерии Татьяна Жирикова и другие лица, данные о которых не раскрываются, дали показания на режиссера.

Задержание Серебренникова вызвало множество вопросов. В обществе сразу поползли слухи о показательном характере этого процесса. Иначе зачем нужно было задерживать человека, который не пытался, например, выехать за границу - да еще и ночью, в ходе командировки в Санкт-Петербург.

Сразу же заговорили о неугодных власти экспериментальных постановках Серебренникова, а также о его прошлогоднем фильме «Ученик», где в гипертрофированной форме критикуются религиозные догматики, манипулирующие окружающими посредством зазубренных цитат из Библии.

К тому же Кирилл Серебренников известен как последовательный оппозиционер. Либеральная фронда ему отнюдь не чужда. После грузино-абхазского конфликта в августе 2008-го он изъявил желание пройтись по Москве с табличкой «Я - грузин!». Поддерживал группу Pussy Riot. В интервью 2014 года режиссер назвал Россию «страной неотменённого рабства» , и заявил, что наша страна «сейчас ведёт себя как, нищий гопник, который от горя сошёл с ума».

Нельзя не заметить, что кампания против Серебренникова проходит на фоне задержаний нескольких губернатора и попадания под следствие одного из министров. Так уж устроено наше несовершенное законодательство, что арестовать в нашей стране можно практически каждого, а уж в особенности тех, кто по долгу службы вынужден заниматься коммерческой деятельностью. Чтобы в наше нестабильное время удержать на плаву свое дело, многим волей-неволей приходится прибегать к «серым» зарплатным схемам или нанимать гастарбайтеров. При случае все это тебе обязательно припомнят, дабы припереть к стене. В особенности - если тебя угораздило хоть раз взять деньги у государства.

Вне зависимости от факта и степени виновности Серебренникова сейчас многие опасаются, что развернутая против него кампания может послужить прологом к целой волне репрессивных мер и против других деятелей культуры России.

«Беда в том, что российское законодательство не проработано в деталях, - сказал в интервью «Свободной Прессе » юрист Игорь Трунов. - Поэтому при желании практически на любого, кто работает с государственными деньгами в сфере культуры, можно найти компромат . Законы многие моменты специально оставляют на усмотрение правоохранительных органов и судебного сообщества. Это и создает ситуацию, при которой можно выборочно сажать неугодных, и закрывать глаза на действия тех, кто лоялен власти. С этой точки зрения, «дело Серебренникова» действительно может оказаться спусковым крючком для кампании по «чистке рядов» деятелей культуры».

Чувствуя это, за Кирилла Серебренникова вступились многие представители творческой интеллигенции. Еще в конце мая Евгений Миронов направил Путину письмо с просьбой разобраться в этой ситуации тщательно и беспристрастно. Среди прочих воззвание подписали Игорь Костолевский, Владимир Познер и Константин Райкин.

Перед премьерой фильма «Гоголь. Начало» члены съемочной группы признались, что ездили в Бассманный суд на заседание, дабы засвидетельствовать свою солидарность с обвиняемым. Исполнитель роли Гоголя Александр Петров признался, что недавно посетил в Питере съемки фильма «Лето» о Викторе Цоя и поразился профессионализму и высокому уровню работы команды. А продюсер Александр Цекало съязвил, что поскольку у нас в стране западные инвестиции льются рекой, экономика на подъеме, народ благоденствует, и генералы не воруют миллиардами, то самое время взяться за культуру .

Справедливости ради, заметим, что на Западе подобные процессы против звезд кино тоже имеют место, но никто их не называет «показательными». В «лохматом» 1977 году режиссера Романа Полански обвинили в США в изнасиловании несовершеннолетней. По информации прокуроров, он дал 13-летней американке шампанское и наркотики, после чего склонил к сексу. Режиссер был вынужден признать вину и в рамках сотрудничества с судом согласился на психиатрическое обследование, однако потом бежал в Европу, где и скрывается от американского правосудия до сих пор. Недавно суд Лос-Анджелеса отклонил просьбу пострадавшей, решившей простить Полански.

Итальянскую актрису Орнеллу Мути суд приговорил к восьми месяцам тюрьмы за то, что та без предупреждения не явилась на спектакль театра Порденоне, где должна была играть главную роль, а затем, чтобы не платить неустойку, предъявила поддельную медицинскую справку. В итоге за это она, несмотря на свой звездный статус, была вынуждена была отвечать по закону.

На данный момент известно, что Басманный суд Москвы отправил под домашний арест до 19 октября художественного руководителя «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова. Подсудимому запретили переписку, телефонные переговоры, встречи и выход на улицу без разрешения следователя. Адвокаты Серебренникова просили разрешить ему ходить на работу. Мы будем следить за развитием данной ситуации и держать вас в курсе.

Утром во вторник, 23 мая, дома у художественного руководителя театра «Гоголь-центр» Кирилла Серебренникова начались обыски. Позже стало известно, что следственные мероприятия также проходят и в самом театре. В Следственном комитете заявили, что обыски проводятся по делу о хищении 200 миллионов рублей из бюджетных средств.

Следствие считает, что деньги были похищены «неустановленными лицами из числа руководства автономной некоммерческой организации „Седьмая студия“» в период с 2011 по 2014 год. «Седьмая студия» - театральная труппа, созданная Серебренниковым еще до его назначения в Театр имени Гоголя. В 2012 году организация действительно получила бюджетную субсидию в 210 миллионов рублей на три года на развитие другого проекта Серебренникова - «Платформа», базировавшегося с 2011 по 2013 год на «Винзаводе».

Деньги выделили на «развитие и популяризацию современного искусства в рамках проекта „Платформа“». Юрлицо «Седьмой студии» зарегистрировано на Серебренникова в 2011 году. Руководителем организации, согласно уставным документам, является Анна Шалашова - личная помощница режиссера. На «проекты в области театрального искусства» ежегодно выделялось 42,16 миллиона рублей, «проекты в области музыкального искусства» - 5,53 миллиона рублей, «проекты в области хореографического искусства» - 10 миллионов рублей, «проекты в области визуального искусства» - 9,38 миллиона рублей, «лабораторные проекты» - 2,93 миллиона рублей.

Также обыски начались у бывшего руководителя департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Минкультуры Софьи Апфельбаум, которая возглавляла ведомство как раз в то время, когда проекту Серебренникова выделили средства. Сейчас Апфельбаум руководит РАМТ.

С 2012 года театром и самим Серебренниковым не раз начинали интересоваться правоохранительные органы и различные ведомства. The Village решил вспомнить истории конфликтов вокруг «Гоголь-центра».

2012 год: Смена руководства театра

Серебренникова назначили в «давным-давно погрузившийся в состояние анабиоза» Театр имени Гоголя в августе 2012 года. Это стало очередным театральным назначением возглавляемого тогда Сергеем Капковым департамента культуры Москвы. Аналогичным образом до этого сменилось руководство Театра имени Маяковского, Театра кукол, Центра драматургии и режиссуры, а также Театра имени Ермоловой и театра «Камерный балет „Москва“».

Театральный критик Роман Должанский назвал назначение Серебренникова «программным». По его словам, в данном случае речь шла «о смене самой модели существования подведомственных учреждений культуры».

На посту худрука Серебренников сменил Сергея Яшина, руководившего театром с 1987 года. Коллектив негативно встретил назначение нового руководителя, написав открытое обращение к властям города. По мнению труппы, смена руководства могла привести «к ликвидации общедоступного государственного репертуарного театра» и потере «великих традиций русской театральной школы». Авторы обращения также сетовали на то, что назначение Серебренникова противоречит приказу Минздравсоцразвития, согласно которому «возглавлять театр не может человек без высшего театрального специального образования».

Серебренников утверждал , что его не пугают эти претензии, а Капков счел их нерациональными. К сентябрю ситуация обернулась тем, что коллектив театра начал проводить митинги, требуя отставки нового руководства. Сам режиссер все это время находился в Берлине, занимаясь постановкой оперы.

В октябре он вернулся в Москву, провел пресс-конференцию, а также встретился с актерами, пообещав сохранить им работу, социальные гарантии и репертуарный театр. При этом от планов переименования театра в «Гоголь-центр» и проведения других радикальных реформ он отказываться не стал. На этом театральная общественность сочла конфликт исчерпанным. Открытие центра назначили на 2 февраля 2013 года.

2013 год: Угрозы и претензии к «Отморозкам»

Вечером 17 января неизвестный в маске плеснул едкую жидкость в лицо Сергею Филину, художественному руководителю балета Большого театра, когда он подходил к подъезду собственного дома. После нападения Филина госпитализировали с ожогами лица третьей степени. На следующий день Серебренников заявил , что ему начали поступать угрозы. «В контексте происшедшего с Сергеем Филиным. Мне давно шлют угрозы. Давно и много. И мне шлют, и Алексею Малобродскому, директору „Гоголь-центра“. Сегодня стало известно, что материалы переданы в правоохранительные органы и расследование начато», - рассказывал он.

«Гоголь-центр» открылся 2 февраля спектаклем «00:00». Театр начали позиционировать как центр, в котором сосуществуют четыре резидента: «Седьмая студия» Серебренникова, студия Soundrama, танц-компания «Диалог-данс» и актеры Театра имени Гоголя.

Уже через месяц работой театра впервые заинтересовалась полиция. Главное управление МВД по Москве 1 марта начало проверку содержания спектакля «Отморозки», поставленного Серебренниковым по книге Захара Прилепина «Санькя», в связи с обращением Московского общественного совета по нравственности и социально-значимой информации.

«В течение двух месяцев меня вызывали в прокуратуру в связи с попытками вменить нарушения трудового законодательства, что, конечно, делалось по доносам и „письмам трудящихся“. А накануне открытия меня снова вызвали в прокуратуру и дали ознакомиться с жалобами на порочное содержание и тлетворное влияние наших спектаклей. Притом что „Гоголь-центр“ еще не был открыт и ни одного спектакля еще показано не было. Но пишущим уже заранее было понятно, что мы собираемся сеять разврат и пропагандировать гомосексуализм и педофилию», - утверждал директор театра.

Он рассказал, что полицейские попытались получить у него запись спектакля, на что Малобродский ответил, что не располагает записью спектакля. Реакции на это со стороны МВД не последовало.

Уже во время обысков в 2017 году Малобродский заявит , что жалобы в правоохранительные органы не прекращались с момента переименования Театра имени Гоголя в «Гоголь-центр».

«Мы вынуждены были отвечать на самые разные жалобы, в том числе анонимки. Одни видели экстремизм в спектакле „Отморозки“, поставленном по книге „Санькя“ Захара Прилепина, другие негодовали по поводу голых тел на сцене в ряде спектаклей, третьи жаловались следователям на то, что мы предаем традиции русского психологического театра», - отметил Малобродский.

В июле 2013 года работами Серебренникова заинтересовался Следственный комитет. Спектакль «Человек-подушка», впервые вышедший в МХТ имени Чехова в 2007 году, неожиданно решили проверить на предмет педофилии. Режиссер дал письменные объяснения следователю на наличие в постановке «сцен педофилии» и сцен «насилия с участием детей». Координатор коалиции «За нравственность» Иван Дьяченко утверждал, что проверка спектакля началась по его инициативе. Он рассказал, что члены движения не хотели, «чтобы дети участвовали в тех спектаклях, где применяется насилие, нецензурная брань производится, где различные сцены, половые акты и так далее». В результате им удалось сорвать постановку.

Под конец года произошел еще один скандал. Капков потребовал отменить показ в «Гоголь-центре» фильма о Pussy Riot под названием «Показательный процесс: История „Пусси Райот“». В своем письме Серебренникову глава департамента ссылался на то, что «данное мероприятие не является частью официально утвержденной афиши», а «государственное учреждение культуры не должно ассоциироваться с именами персон, которые вызывают столь неоднозначную реакцию и чья деятельность основана на провокации общества».

Позже Серебренников рассказал , что опубликовал письмо, «чтобы объяснить публике, по какой причине мы отменили мероприятие». Он заявил, что «мог не подчиниться и на следующий день подать заявление об уходе», но решил, «что хлопать дверью из-за не моего фильма, который я, честно говоря, не видел, и дискуссии, хоть и важной, но организованной нами экстренно, вне программы, - было бы глупо».

2015 год: Смена директора и «Золотая маска»

В начале года происходят два значимых для театра события. 2 марта после двух лет совместной работы с Серебренниковым пост директора «Гоголь-центра» покидает Малобродский. Почему - неизвестно. По официальной версии, он заявление об увольнении самостоятельно, однако источник «Интерфакса» тогда утверждал , что «Малобродский уволен по итогам проверки, которая прошла в театре в конце прошлого года (2014 года. - Прим. ред.) ». Основные претензии к Малобродскому якобы были связаны с «хозяйственной деятельностью» «Гоголь-центра».

На его место назначили телеведущую Анастасию Голуб. Объявивший об этом Капков через восемь дней сам покинул свою должность, а в Москве, по мнению комментаторов, началась эпоха реакции.

Назначенный на должность главы Депкульта Александр Кибовский, ранее руководивший департаментом культурного наследия Москвы, уже в апреле заявил о претензиях к театру. По его словам, к началу 2015 года долги «Гоголь-центра» составляли 80 миллионов рублей.

«Известия» объясняли задолженность конфликтом между Серебреннниковым и Малобродским, сам бывший директор эти обвинения отрицал . Он также говорил, что долгов у театра не было. «У „Гоголь-центра“ никогда, с момента основания и до 1 марта сего года, не было долга в 80 миллионов рублей. Никогда», - говорил бывший директор.

Параллельно с этим Научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Лихачева проводил проверку нескольких спектаклей режиссеров Константина Богомолова, еще в 2013-м подвергавшегося критике за постановку «Идеальный муж. Комедия», и Серебренникова. Внимание НИИ привлекли «Мертвые души» в «Гоголь-центре», «Карамазовы» в МХТ и «Борис Годунов» в «Ленкоме» Богомолова. Проверка должна была установить, соответствуют ли режиссерские интерпретации постановок замыслу авторов. Ее результаты так и не были опубликованы.

Через месяц после этого стало известно , что районные отделения прокуратуры Москвы начали требовать от столичных театров, в том числе «Гоголь-центра», предоставить информацию об их репертуарах. Ранее в Генпрокуратуру обратился независимый фонд развития культуры «Искусство без границ», попросив проверить театры на предмет использования в постановках «нецензурной брани, пропаганды аморального поведения, порнографии».

В июле Голуб покинула театр по собственному желанию, проработав на должности гендиректора всего пять месяцев. Исполняющим обязанности директора хотели назначить Серебренникова, однако он отказался, заявив: «Чтобы быть директором, надо разбираться в экономике и многих других вопросах». Тем не менее в октябре худрук соглашается с предложением совета директоров театра возглавить «Гоголь-центр».

Тогда же Серебренников сообщил об отказе театра принимать участие в конкурсе «Золотая маска». «Я из соображений гигиены не хочу, чтоб мои спектакли смотрели, оценивали люди, которые написали на меня и театр, в котором я служу, множество подлых доносов и пасквилей. Им, ныне объявленным экспертам, смотреть мои спектакли и спектакли театра, который им глубоко ненавистен, тоже невозможно. Это они неоднократно заявляли», -

Задержанных по делу пока нет. Расследование связано с хищением средств, подтвердил собеседник агентства.

Источник «Интерфакса» сообщил, что обыски проходят в рамках дела, возбужденного еще в 2015 году, по факту хищений финансовых средств неустановленными чиновниками департамента культуры Москвы.

По данным источника РБК, расследование уголовного дела ведет управление Следственного комитета по Москве, в ходе обысков его сотрудников сопровождают сотрудники Федеральной службы безопасности.

Корреспондент телеканала РБК Роман Супер сообщил, что обыски в квартире Серебренникова проходят с 9 часов утра и на их месте находится адвокат режиссера Золотухин. По данным источника, СКР планирует допросить режиссера.

Позднее портал Life написал о начале обысков в Центре современного искусства «Винзавод» и других местах.

Президент Фонда поддержки современного искусства «Винзавод» Софья Троценко заявила РБК, что не знает об обысках в помещениях «Винзавода».

«Ничего об этом не знаю. Сейчас нахожусь не на «Винзаводе», и нам никакой информации по этому поводу не поступало», — сказала она.

Руководитель пресс-службы фонда поддержки современного искусства «Винзавод» Екатерина Козырева сообщила РБК, что в самом фонде никаких «следственных мероприятий не происходит».

«На территории «Винзавода» находится много разных организаций, юридических лиц. К фонду поддержки современного искусства они отношения не имеют, что происходит у них, я не знаю», — сказала она.

Заместитель директора Российского академического молодежного театра Карп Мясников опроверг РБК проведение обысков в РАМТ. «Ничего об обысках мне не известно», — отметил он.

Видео: Телеканал РБК

Кирилл Серебренников — режиссер театра и кино, в 2012 году был назначен художественным руководителем Московского драматического театра имени Гоголя, впоследствии преобразованного в «Гоголь-центр». Среди его работ в кино и на телевидении — сериал «Дневник убийцы», комедия «Изображая жертву», фильмы «Юрьев день», «Измена», «Ученик» и другие.

За свои работы в кино, театре и на телевидении Серебренников удостоен премий ТЭФИ, «Хрустальная Турандот», «Золотая маска», а также призов «Кинотавра» и Каннского фестиваля.

По словам писателя Григория Чхартишвили, Серебренников — один из немногих российских режиссеров, кого хорошо знают во Франции, и проведенный у него обыск даст богатую пищу для статей во французских СМИ накануне намеченного на 29 мая визита в Париж президента России Владимира Путина.

Финансовые проблемы «Гоголь-центра»

В апреле 2015 года Анастасия Голуб, возглавившая «Гоголь-центр» незадолго до этого, заявила о тяжелой экономической ситуации в театре. По ее словам, за два года существования «Гоголь-центра» была создана уникальная художественная модель, «но не удалось создать адекватной экономической модели». В опубликованном пресс-релизе также отмечалось, что руководство намерено передать отчет о финансовой ситуации в московский департамент культуры и предложить ряд антикризисных мер. Агентство «Интерфакс » со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией, тогда сообщило , что сумма финансовых убытков «Гоголь-центра» составляет около 80 млн руб., а сам он находится на грани закрытия.

Бывший директор «Гоголь-центра» Алексей Малобродский объяснил причины финансовых убытков отказом столичного департамента культуры помочь театру в трудной ситуации. По его словам, ведомство отказало «даже в помощи на оплату аренды площадок для проведения выездных спектаклей и связанных с ними транспортных расходов». Малобродский также отметил, что из-за капитального ремонта в течение четырех месяцев театр был вынужден играть на чужих площадках, не получая для этого помощи со стороны департамента, хотя, по его словам, «обычная практика заключается в предоставлении театру на период ремонта иной площадки, оплаченной учредителем». Экс-директор опроверг и ранее названную сумму убытков в 80 млн: по его словам, в действительности речь шла о сумме немногим менее 12 млн.

По информации газеты «Известия» , финансовые проблемы у «Гоголь-центра» возникли из-за конфликта между художественным руководителем театра Кириллом Серебренниковым и экс-директором Малобродским : якобы худрук требовал от директора безоговорочно выполнять дорогостоящий постановочный план при недостатке финансирования. Театр выпускал до 12 премьер в год, что превышало госзадание в три раза, а деньги на создание внеплановых спектаклей не были компенсированы.

Летом 2015 года Анастасия Голуб покинула пост директора «Гоголь-центра», проработав всего несколько месяцев. Глава столичного департамента культуры в августе того же года заявил , что театр является убыточным, а ответственность за все решения, связанные с финансами, лежит на художественном руководителе Кирилле Серебренникове . Он также отметил, что городские власти не намерены вмешиваться в дела театра.

7 ноября на едва начавшемся процессе по делу «Седьмой студии» неожиданно состоялся допрос основного фигуранта Кирилла Серебренникова. Он рассказал суду, что не мог организовывать хищение бюджетных средств, выделенных на проект «Платформа», поскольку не занимался финансовыми вопросами, создать «Седьмую студию» ему посоветовали в Министерстве культуры, а бухгалтер Нина Масляева, на показаниях которой во многом строится обвинение, сама в их организации не прошла внутреннего аудита.


Изначально предполагалось, что в первый день слушаний по существу уголовного дела «Седьмой студии» в Мещанском суде Москвы будет зачитано обвинительное заключение, после чего допросят одного из свидетелей обвинения. Однако заседание прошло по другому сценарию. Впрочем, началось заседание со стандартных процедур - установления личностей подсудимых режиссера Кирилла Серебренникова, бывшего худрука АНО «Седьмая студия», ныне «Гоголь-центра», директора ярославского Театра им. Федора Волкова Юрия Итина (в АНО он работал гендиректором), экс-генпродюсера студии Алексея Малобродского и экс-руководителя департамента Минкульта, ныне руководителя РАМТ Софьи Апфельбаум. Кроме того, суд проверил, все ли адвокаты на месте. Напомним, предыдущее заседание было перенесено из-за болезни адвоката Ксении Карпинской.

После этого произошло небольшое недоразумение, вызвавшее оживление в зале. Представитель Минульта Никита Слепченков, утвердительно отвечая на вопрос судьи, поддерживает ли он иск министерства к обвиняемым в размере 133,2 млн руб., упорно называл последних потерпевшими. Что вызвало недоумение у председательствующей Ирины Аккуратовой. Подсудимые иск не признали, а Кирилл Серебренников добавил, что он «не крал и не воровал» и ничего, кроме театральной труппы, не организовывал (напомним, Следственный комитет России (СКР) считает его организатором хищений).

После этого прокурор Олег Лавров зачитал обвинительное заключение. Согласно версии следствия, в 2011 году была создана «устойчивая сплоченная преступная группа», в которую помимо подсудимых вошли также бухгалтер Нина Масляева (заключила досудебное соглашение о сотрудничестве, ее дело выделено в отдельное производство) и продюсер Екатерина Воронова (в розыске). Фигуранты, говорится в деле, похищали бюджетные средства под видом реализации инновационной культурной программы «Платформа», а инструментом для совершения преступлений стала созданная в том же году господином Серебренниковым АНО «Седьмая студия». Все началось с того, считают в СКР, что в Минкульте был подготовлен конкурс на реализацию программы с условиями, соответствующими возможностям «Седьмой студии». АНО стала его единственным участником, и тендер был объявлен недействительным, после чего «Седьмая студия» получила контракт. Первый транш на проект составил 10 млн руб., которые затем, по данным СКР, были перечислены подконтрольному ИП Синельникову. Затем средства перечислялись, по версии следствия, ООО «Маркет групп», ООО «Премиум», ИП Артемовой, ООО «Актив», ООО «Нескучный сад» и др. Хищения по такой схеме, считает СКР, совершались до июля 2014 года. При этом, говорится в деле, Кирилл Серебренников осуществлял общее руководство преступной группой, взял на себя контакты с Минкультом, которое выделяло средства на проект, Юрий Итин занимался хозяйственными вопросами, Алексей Малобродский и Нина Масляева выводили деньги на подконтрольные фирмы, обналичивали и распределяли их, а Софья Апфельбаум заверяла сметы «Седьмой студии» без их надлежащей проверки. В общей сложности, по подсчетам СКР, было похищено свыше 133 млн руб.

После выступления прокурора, занявшего более двух часов, судья спросила подсудимых, понятно ли им обвинение и признают ли они вину. Один Юрий Итин сказал, что ему понятно, в чем его обвиняют, но вины, правда, не признал. Остальные фигуранты заявили, что суть обвинения им так и осталась неясна. Господин Серебренников, например, сказал: «Слова понятны, язык русский, но смысл понять не могу». «И даже бедный Олег,- добавил режиссер, указав на прокурора,- тоже, по-моему, не понимает». Господин Серебренников также попросил Минкульт «не тушеваться и разъяснить, в чем мы обманули государство».

Судья предоставила 10 минут для консультаций подсудимых с адвокатами по поводу предъявленных обвинений, но позиции фигурантов это не изменило. Госпожа Апфельбаум лишь напомнила, что Счетная палата не раз проверяла реализацию проекта «Платформа» и замечаний не высказывала.

После этого при обсуждении процедурных вопросов господа Серебренников, Малобродский и госпожа Апфельбаум неожиданно заявили, что желают дать показания немедленно, чем заметно удивили судью: как правило, до допросов обвиняемых дело доходит лишь после того, как выступят свидетели обвинения и защиты. Однако судья согласилась.

Допросить за оставшиеся два часа заседания удалось лишь Кирилла Серебренникова, да и то не полностью. Отвечая на вопросы своего адвоката и время от времени делая вольные отступления, режиссер рассказал, что проект «Платформа» был разработан им в 2010–2011 годах. «Было горько за родину, не было развито такое направление - мультижанровость, искусство на стыке искусств. Я хотел соединить театр, танец, музыку и медиа»,- пояснил обвиняемый. «Когда меня в 2011 году позвали на встречу с президентом (Дмитрием Медведевым.- “Ъ” ), я передал ему листики с предложением,- сообщил господин Серебренников.- После чего фельдъегерской почтой мне был доставлен ответ, что проект одобрен. Был предложен срок в три года как минимальный. И небольшой бюджет - не самого лучшего и богатого театра».

Господин Серебренников подчеркнул, что создание «Седьмой студии» было предложено в Минкульте для удобства финансирования проекта, правда, кем конкретно был дан этот совет, вспомнить не мог:

«Дяденькой в сером костюме из экономического отдела». По словам режиссера, он привлек к созданию АНО Юрия Итина, а тот - Алексея Малобродского. При этом использовались типовые документы. Сам же худрук, по его словам, подписывал с Минкультом лишь рамочные соглашения, не особо вникая в их суть и не касаясь финансовых проводок: «Я ни черта в них не понимаю». Господин Серебренников отметил, что все руководители в АНО получали зарплату в 100 тыс. руб. Что касается покупки им квартиры в Берлине (следствие считает, что она была приобретена на украденные средства), то, по словам господина Серебренникова, этим жильем он обзавелся до запуска «Платформы», на деньги, лежавшие на его банковском счету.

Отдельно Кирилл Серебренников остановился на личности Нины Масляевой. Он сообщил, что не знал при приеме бухгалтера на работу, что у нее имелась судимость, однако господин Итин рекомендовал ее как опытного специалиста-бухгалтера. Впрочем, отметил режиссер, когда в АНО провели внутренний аудит, госпожа Масляева скрылась и ее еле нашли. «Когда ей сообщили результаты аудита, она была недовольна,- сказал господин Серебренников.- И лишь во время следствия я выяснил, что Масляева получала больше меня».

Наконец, господин Серебренников вспомнил, что на первый спектакль в рамках проекта он выделил из личных средств полтора миллиона рублей, и такую же сумму дал Юрий Итин. «Деньги мне потом вернули наличными»,- сказал обвиняемый.

Допрос господина Серебренникова продолжится в четверг.

Владислав Трифонов

По его словам, у режиссера было намерение в ближайшее время выехать с территории РФ. Это было возможно благодаря виду на жительство в Латвийской Республике и квартире в Берлине, считает представитель СКР. Свидетелями по делу являются бывшие подчиненные режиссера. По мнению следствия, он может оказать на них воздействие, «в том числе угрожать им». Так, дочери бухгалтера Масляевой уже подвергались слежке и давлению со стороны подчиненных Серебренникова, утверждает следователь.

«Сумма хищений в деле будет увеличиваться. В настоящее время мы еще не завершили все экспертизы», — отметил член следственной группы.

Адвокат Дмитрий Харитонов в начале заседания попросил суд приобщить к материалам дела личные поручительства за Серебренникова, подписанные директором Фонда Александра Солженицына Натальей Солженицыной, директором Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой, гендиректором Большого театра Владимиром Уриным, главой фонда «Вера» Нютой Федермессер, певцом Филиппом Киркоровым и многими другими общественными и культурными деятелями.

Реплика следствия, что Серебренников отказался от показаний, не вполне верна, заявил адвокат. «Его задержали рано утром в Петербурге и восемь часов везли в Москву. Когда в 14:00 я прибыл в Следственный комитет и начался допрос, Серебренников сказал лишь, что у него нет ни моральных, ни физических сил, чтобы прочитать и осознать многостраничное обвинение», — рассказал Харитонов и добавил, что, по словам Серебренникова, обвинение было ему «непонятно». Из нового обвинения, которое предъявил фигурантам дела центральный аппарат СКР в конце июля, пропало упоминание о спектакле «Сон в летнюю ночь», заявил адвокат. Ранее версия следствия заключалась в том, что «Седьмая студия» расхитила деньги на спектакль и он не был поставлен. Теперь же механизм хищений никак не конкретизирован: «От такого обвинения невозможно защищаться».

«Я бы хотел, конечно, чтобы меня отпустили, потому что я не виноват. Предъявленные мне обвинения кажутся невероятными, абсурдными, невозможными, — заявил суду Серебренников. — Никакого намерения убежать у меня нет: я являлся по любому звонку и рассказывал всю правду — что проект «Платформа» был, бюджетные деньги были потрачены только на него и я им очень горжусь. Все причастные к нему люди работали добросовестно». По словам режиссера, он «никогда ни в чем не подозревал и не обвинял» сотрудников «Седьмой студии», отвечавших за экономику.

Обвиняемый подтвердил, что просил следствие вернуть изъятый загранпаспорт, поскольку ему нужно было ехать в Германию на постановку оперы в Штутгарте. «Это касалось только моих контрактных обязательств. Никакой цели скрыться у меня не было», — добавил он.

Защита Серебренникова готова внести за него залог, соответствующий сумме ущерба по делу, — 68 млн руб., заявил адвокат Харитонов. «Понятно, что у нас лично таких денег нет. Но я думаю, что, если мы выйдем сейчас на улицу, мы быстро их соберем», — уточнил защитник. По его ходатайству на суде были допрошены режиссеры Андрей Смирнов и Алексей Мизгирев, а также издатель Ирина Прохорова, которые выступили с характеристикой личности Серебренникова.

Кирилл Серебренников (Фото: Кардашов Антон / Агентство Москва)

«Дело это, на мой взгляд, абсолютно дутое. И то, что здесь произнес следователь, характеризует не Серебренникова, а работу нашего Следственного комитета, — восклицал Смирнов. — Никаких поводов сомневаться в профессиональной честности Серебренникова у меня нет. Вообще видеть его за решеткой и то, что привезли его сюда в наручниках, — это возмутительно». По его словам, одного только списка культурных деятелей, поручившихся за режиссера, «достаточно, чтобы понять, где здесь правда и добро».

«Он ведет достаточно скромную жизнь, которая подчинена одному делу — его работе. Я знаю Кирилла как очень честного человека; я сам ставил спектакль в «Гоголь-центре» и знаю, что работа там построена на полном включении — эмоциональном, творческом. Кроме работы, для людей там ничего больше не существует», — сказал Мизгирев.

«С моей точки зрения, Серебренников — выдающийся режиссер, театральный деятель. И он является, это непреложный факт, гордостью нашей страны. Его проект сделал Россию передовой театральной державой. Могу сказать, что это кристально честный человек, цель жизни которого — это творчество. Простите за каламбур, но он абсолютный бессребреник. И я готова внести любой залог, чтобы действительно великий человек не сидел в СИЗО», — подытожила Прохорова.

Заседание проходило под звуки оваций и криков с Каланчевской улицы — поддержать режиссера к зданию суда пришли сотни его сторонников.

Задержание Серебренникова

Режиссер рано утром 22 августа в петербургской гостинице, он находился в городе на съемках своего фильма о Викторе Цое. Серебренникова доставили в Москву, где по итогам допроса в центральном аппарате Следственного комитета ему предъявили обвинение в организации мошенничества.

По данным следствия, в 2011 году Серебренников придумал и разработал проект по развитию и популяризации современного искусства «Платформа», на который в 2011-2014 годах Министерство культуры выделило более 214 млн руб. Для реализации проекта режиссер создал АНО «Седьмая студия». Сотрудники компании предоставляли Минкультуры «планы мероприятий в рамках проекта «Платформа», содержавшие заведомо недостоверные, завышенные сведения об их количестве и стоимости», составляли ложные отчеты, а также фиктивные договоры на работы, которые в действительности не проводились, считают в СКР. Бюджетные компенсации этих работ фигуранты дела выводили на счета фирм-однодневок и обналичивали, а затем Серебренников распределял их между участниками схемы, убеждены следователи.

Дело «Седьмой студии»

Дело о мошенничестве с госсубсидией компании «Седьмая студия» было возбуждено еще в 2015 году, однако о нем стало известно только после , дома у Серебренникова и еще по нескольким адресам. Ранее СКР предъявил обвинения бухгалтеру «Седьмой студии» Нине Масляевой, бывшему директору «Гоголь-центра» Алексею Малобродскому и экс-гендиректору «Седьмой студии» Юрию Итину.

Серебренников до последнего времени оставался в статусе свидетеля наряду с еще несколькими сотрудниками компании, а также с бывшим главой департамента господдержки Минкультуры Софьей Апфельбаум. Руководство страны решило отказаться от его уголовного преследования, со ссылкой на источники, близкие к официальным лицам и самому режиссеру. Однако после обысков и допроса в мае у Серебренникова был изъят загранпаспорт, рассказал он сам в немецкой газете Süddeutsche Zeitung.

В начале августа стало известно, что Масляева . Согласно протоколу ее допроса, Итин, Серебренников и Малобродский создали АНО «Седьмая студия» «для реализации преступного умысла». Бухгалтер же помогала им обналичивать субсидию от государства; наличными фигуранты дела распоряжались по своему усмотрению, заявила Масляева следствию. Ранее она заявляла, что всего с 2014 года со счета «Седьмой студии» было выведено не менее 100 млн руб. в пользу фирм-однодневок. Дочери Масляевой тем временем , как они предполагали, со стороны бывших коллег и соратников Серебренникова.

Изначально отдельным фигурантам дела вменяли мошенничество на меньшие суммы: обвиняли в хищении 2,3 млн руб., выделенных на постановку спектакля «Сон в летнюю ночь», а — в том, что они вместе с неустановленными лицами изготовили фальшивую отчетность о работах на 1,2 млн руб., которые в действительности не проводились.

В конце июня расследование дела было поручено центральному аппарату СКР. 25 июля обвиняемым было предъявлено новое обвинение. В нем суть деяния, которое вменяют фигурантам, не конкретизирована, поясняла журналистам адвокат Малобродского Ксения Карпинская. «Просто сказано, что они работали в «Седьмой студии» и тратили государственные деньги. Как именно — не уточняется», — говорила защитник.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png