ЕГАИС - это государственная система контроля за производством и оборотом алкоголя, действующая на всей территории России. До 2016 года система контролировала только производителей и импортёров крепкого алкоголя, теперь же к ней обязаны подключиться оптовые и розничные продавцы любой алкогольной продукцией, а также производители пива и пивных напитков. На производство и оборот спирта в фармацевтической промышленности действие ЕГАИС не распространяется.

Главная цель внедрения ЕГАИС - недопущение продаж контрафактного алкоголя, доля которого, по разным оценкам, составляет 30-35% всего алкогольного рынка. Такое количество подделок не только представляет огромную опасность здоровью и жизни потребителей, но и наносит существенный урон бюджету.

Законодательная основа ЕГАИС зафиксирована в следующих нормативно-правовых актах:

  • закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ;
  • закон от 29.06.2015 № 182-ФЗ;
  • постановление Правительства РФ от 25.05.2006 № 522;
  • приказ Росалкогольрегулирования от 01.08.2013 № 193.

Все нормативные источники находятся в свободном доступе, а в этой статье мы дадим только практическую информацию о том, кто и когда должен подключиться к ЕГАИС и как это сделать.

Как работает ЕГАИС

Система ЕГАИС должна обеспечивать контроль на всех этапах производства и реализации алкоголя. По сути, прозрачным должен быть весь путь спиртного от конвейера до попадания в корзину покупателя. Для этого на каждую бутылку крепкого алкоголя или вина наклеивается специальная марка с закодированной в 2D-штрихкоде PDF417 информацией. Код содержит сведения о производителе, составе продукции, дате выпуска или ввоза в РФ, месте и времени розлива, объёме тары и другие характеристики.

При продаже алкоголя кассир считывает информацию со штрихкода с помощью 2D-сканера. Если продукция легальная, то позиция добавляется в кассовый чек, а программное обеспечение кассы формирует xml-файл и передаёт его в универсальный транспортный модуль (УТМ). Через него в ЕГАИС поступает информация о продаже, и реализованные бутылки списываются с остатков магазина. В чеке, выданном покупателю, кроме обычных сведений, будет содержаться QR-код, с помощью которого можно самостоятельно удостовериться в легальности купленного алкоголя.

Так происходит фиксация в ЕГАИС факта розничной продажи, которая в 2016 году обязательна только для продавцов крепким алкоголем в городах. Со второго полугодия 2017 года фиксировать таким образом реализацию спиртного будут обязаны и розничные продавцы в сельских поселениях. Продажа крепкого алкоголя в общепите и в системе не фиксируется.

Гораздо больше участников алкогольного рынка обязаны подключиться к ЕГАИС по другой причине - подтверждения факта закупок у легальных производителей и поставщиков. Работа с ЕГАИС в этом случае происходит так:

  1. При заказе алкогольной продукции производитель или поставщик оформляет на покупателя расходные накладные, отражая их в ЕГАИС. Накладные становятся доступны покупателю через универсальный транспортный модуль.
  2. При фактической поставке покупатель сверяет ассортимент и количество единиц товара в партии с тем, что указано в накладных. Если всё в порядке, то получение товара подтверждается путём направления в ЕГАИС соответствующего уведомления. При несоответствии сведений из накладных реальному количеству/ассортименту покупатель вправе направить акт расхождений отправителю. Факт любой недостачи или избытка продукции тоже фиксируется в системе.
  3. После принятия партии поставщик списывает поставленную продукцию со своих остатков в ЕГАИС, и она фиксируется в остатках покупателя.

Таким образом, в единой системе по контролю за оборотом и реализацией алкоголя ЕГАИС фиксируются:

  • объёмы производства алкоголя, пива и пивной продукции;
  • объёмы алкоголя, поступившие на склады и отпущенные с них;
  • подтверждение факта оптовых закупок алкоголя и пива;
  • фиксация розничных продаж крепкого алкоголя.

Сроки подключения к ЕГАИС

Участников алкогольного рынка разделяют на несколько категорий, к каждой из которых предъявляются свои требования относительно сроков подключения к ЕГАИС.

Кто обязан подключиться к ЕГАИС

Причина и дата подключения

Организации, занимающиеся закупкой, хранением и поставкой алкогольной и спиртосодержащей продукции (оптовики)

Передача в ЕГАИС информации об обороте поступившей и отпущенной со складов алкогольной продукции с 01.01.2016. Для Крыма и Севастополя - с 01.07.2017.

Производители пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи с производственной мощностью менее 300 тысяч декалитров в год

Передача в ЕГАИС информации об оборотах отпущенной со склада продукции с 01.01.2016

Производители пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи с производственной мощностью более 300 тысяч декалитров в год

Передача в ЕГАИС информации об объемах произведенной продукции с 01.10.2015
Передача в ЕГАИС информации об оборотах отпущенной со склада продукции с 01.01.2016

Продавцы алкогольной продукции в городах

Подтверждение закупок с 01.01.2016. Для Крыма и Севастополя - с 01.07.2017.

Фиксация факта продаж с 01.07.2016

Продавцы алкогольной продукции в сельских поселениях

Подтверждение закупок 01.01.2016. Для Крыма и Севастополя - с 01.07.2018

Фиксация факта продаж с 01.07.2017

Продавцы алкогольной продукции в общепите

Подтверждение закупок 01.01.2016

Организации и ИП, закупающие пиво, пивные напитки, сидр, пуаре, медовуху для розничной продажи

Подтверждение закупок с 01.01.2016

Обратите внимание: ЕГАИС в общепите и для продажи пива не требует фиксации факта продаж путём сканирования каждой бутылки, поэтому подключение к системе для таких продавцов будет стоить дешевле.

Не обязаны получать подтверждение ЕГАИС о легальном происхождении алкоголя сельскохозяйственные производители вин и шампанского, производящие их из собственного винограда. Кроме того, не подключаться к ЕГАИС вправе торговые точки, расположенные в сельской местности, с населением менее 3 тысяч человек и там, где отсутствует сеть Интернет. Перечень таких населённых пунктов утверждает Правительство РФ, узнать о включении сельского поселения в этот список можно в местной администрации.

Ответственность за нарушение порядка учёта алкоголя

ЕГАИС разработана так, чтобы поставка алкоголя и пива, минуя государственный контроль, была невозможна в принципе. Легальный поставщик или производитель просто не сможет отгрузить продукцию, если покупатель не будет идентифицирован в системе под уникальным номером (ID).

Но если речь идет о поставке контрафактной продукции и её дальнейшей реализации вне рамок ЕГАИС, то предусмотрена следующая ответственность:

  1. Штраф по статье 14.19 КоАП РФ: от 10 до 15 тысяч рублей для ИП и руководителей организаций и от 150 до 200 тысяч рублей для юридических лиц.
  2. Аннулирование на производство и оборот алкоголя, если она была выдана (статья 20 закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ).
  3. Изъятие продукции, находящейся в незаконном обороте (статья 25 закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ).

Что необходимо для подключения к ЕГАИС и сколько это стоит

ЕГАИС - это единая федеральная информационная база, для подключения и работы с ней придется понести определённые затраты. Для удобства мы собрали информацию в таблицу, указав примерные цены.

Обязательные приобретения для ЕГАИС

Стоимость

Компьютер (оперативка от 2 Гб, диск не менее 50 Гб)

от 25 000 рублей

Доступ в интернет со скоростью от 256 кбит/с и выше

от 300 рублей в месяц

Фискальный регистратор с функцией печати QR-кодов

от 18 000 рублей

Крипто-ключ для записи КЭП

от 2000 рублей

Сертификат квалифицированной электронной подписи

от 2000 рублей

2D-сканер для считывания штрих-кода

от 8000 рублей

Универсальный транспортный модуль ЕГАИС

Бесплатно (*)

Программа для учёта, совместимая с ЕГАИС

(например, 1С-Предприятие)

от 4000 рублей

(*) Транспортный модуль ЕГАИС скачать можно на сайте Росалкогольрегулирования

На рынке кассовой техники предлагают готовые комплекты оборудования для ЕГАИС, что обойдется дешевле - от 30 000 рублей. Для торговли пивом, а также алкоголем в общепите не требуется подтверждения факта продажи, поэтому стоимость подключения к системе будет ещё ниже.

Обратите внимание: для организаций, имеющих , на каждую точку продаж надо приобрести свой отдельный комплект технических средств. Подключение к ЕГАИС для ИП, независимо от количества торговых точек, потребует только один комплект.

Подключение к ЕГАИС на официальном сайте Росалкогольрегулирования происходит через личный кабинет пользователя. Для разных участников алкогольного рынка (розничных и оптовых продавцов, производителей, общепита) предусмотрены отдельные инструкции, поэтому выбирайте свою категорию.

Но перед тем, как зарегистрироваться в личном кабинете на сайте Росалкогольрегулирования и подключиться к ЕГАИС, надо получить аппаратный крипто-ключ и записать на него сертификат квалифицированной электронной подписи. Выдает их государственная организация ФГУП «ЦентрИнформ», имеющая сеть отделений по всем регионам РФ.

На сайте хорошо расписан порядок получения электронной подписи, поэтому выбирайте свой регион и ближайший к вам офис. Получать сертификат надо будет лично, предварительно оплатив счёт и подготовив необходимые документы:

  • заявление в удостоверяющий Центр и согласие на обработку персональных данных (автоматически формируются в личном кабинете);
  • свидетельство о постановке на учёт в ИФНС;
  • свидетельство о госрегистрации ИП или ООО;
  • паспорт и СНИЛС владельца электронной подписи (руководителя или ИП;
  • документ, подтверждающий полномочия руководителя (протокол, решение, приказ о назначении).

Кроме того, потребуются специальные носители для записи ключа электронной подписи (JaCarta SE или Рутокен ЭЦП 2.0). Носители можно приобрести в самом офисе, заказав заранее через личный кабинет и оплатив их стоимость.

Как настроить ЕГАИС? После того, как вы получили сертификат квалифицированной электронной подписи, переходите на страницу видео-инструкций для настройки ЕГАИС на сайте Росалкогольрегулирования. Инструкции разные для Рутокен и JaCarta, просто следуйте им, и вы сможете самостоятельно подключится к системе.

04.04.2016

ПП «Документы ЕГАИС» предустановлено на УТМ АТОЛ HUB-19 и входит в решение «Автономная касса ЕГАИС» позволяет осуществлять приёмку алкогольной продукции и работу с другими документами в системе ЕГАИС, обеспечивая тем самым полное соблюдение законодательства в части оборота алкогольной продукции!

Проведение документов ЕГАИС

Отгрузка

Перед тем, как Товарно-транспортная накладная поступит на розничную торговую точку (к Получателю), производится отгрузка у Отправителя. Далее представлена общая информация:

Запуск страницы Документы ЕГАИС

Считается, что рабочее место оборудовано программно-транспортным комплексом на базе УТМ АТОЛ HUB-19 (подробнее смотрите «УТМ АТОЛ HUB-19. Руководство по эксплуатации»). На рабочем месте есть персональный компьютер или планшет для работы на странице «Документы ЕГАИС». В УТМ АТОЛ HUB-19 настроены параметры для обмена данными с ЕГАИС (подробнее смотрите «УТМ АТОЛ HUB-19. Руководство администратора»).

Приемка товара производится на странице «Документы ЕГАИС». В зависимости от того, какое оборудование используется (ПК или планшет) и по какому интерфейсу осуществляется выход в интернет (WiFi или Ethernet) для перехода к странице «Документы ЕГАИС» нужно выполнить следующее:

Приемка товара


Выбрать из списка товарно-транспортных накладных ту, приемку которой нужно провести. При этом откроется страница с перечнем позиций, входящих в данную ТТН.


  • Провести приемку товара по каждой позиции товара: сравнить количество учетных единиц по товарной накладной и фактическое количество единиц товара. При приемке товара возможны следующие варианты действий:



  • После ввода сообщения в окне Акта нажать кнопку . При этом ТТН перейдет в статус «В исходящих». ТТН будет перенесена в список «Актуальные».
  • Далее в зависимости от того, принята ТТН, отклонена ТТН, либо ТТН принята, но оформлен «Акт расхождения» - информация о данной ТТН передается в ЕГАИС, и будет зафиксирована в системе.
  • В случае удачного завершения процесса ЕГАИС подтверждает ТТН и её статус переходит из статуса «В исходящих» в статус «На подтверждении».

  • После подтверждения ТТН отправителем (поставщиком) ТТН получает статус «ТТН проведена», считается что документ прошел все этапы обработки.
  • После того как ТТН проведена, пройдя все этапы обработки, товар можно реализовать на розничной торговой точке (подробнее о работе с программно-аппаратным комплексом на базе УТМ АТОЛ HUB-19 смотрите в документе «Быстрый запуск» для данного экземпляра АПК).

    Остатки товара

    Чтобы увидеть список всех позиций товара, который на текущий момент есть на данной розничной торговой точке, нужно на главной странице Документы ЕГАИС нажать кнопку. При этом отобразится список всех позиций товара, по который поступил по ТТН и был зафиксирован в системе ЕГАИС, как остатки на данной розничной торговой точке.


      В списке алкогольной продукции можно увидеть информацию о товаре:
    • Алко-код, присваивается при производстве алкогольной продукции;
    • наименование алкогольной продукции;
    • номер справки A и номер справки B (по номеру справки B можно узнать по какой ТТН поступила продукция на розничную торговую точку);
    • количество учетных единиц данной позиции алкогольной продукции.

    При продаже или при списании и/или возврате какой-либо позиции алкогольной продукции позиция будет исключена из списка «Остатки алкогольной продукции».

    Списание товара

    Чтобы списать товар, который не востребован и «залежался» на складе розничной торговой точки, нужно на главной странице Документы ЕГАИС нажать кнопку . При этом откроется окно «Список актов списаний».

    Для чего?

    Приемку продукции необходимо проводить для того, чтобы алкогольная продукция начала числиться на балансе организации и ее можно было реализовать. Товарно-транспортные накладные из ЕГАИС будут появляться в товароучетной системе автоматически, если произведены и для работы с ЕГАИС .

    Как работает?

    Проведение приемки алкогольной продукции доступно:

      В модуле Поставка родительской системы Управление магазином - основной модуль товароучетной системы для работы с документами прихода и возврата поставщику, позволяет работать с помарочной приемкой;

      В подсистеме Планшетный интерфейс - подсистема удобна при работе с планшетов и мобильных устройств, не позволяет работать с помарочной приемкой.

      В товароучетной системе откройте главное меню и перейдите в Управление магазином .

      Перейдите в модуль Поставка .

      Убедитесь, что в товароучетной системе выбран нужный магазин для работы.

      Выберите нужного поставщика или всех поставщиков для отображения накладных. Обращаем внимание, что при работе с алкогольной продукцией контрагенты будут созданы автоматически при поступлении товарно-транспортной накладной, если это необходимо.

      Выберите временной период для поиска товарно-транспортной накладной. Обратите внимание, что для подтверждения документа действует срок 3 дня для торговых точек внутри города и 7 дней для точек, находящихся в области.

      При необходимости выберите тип документа Приход и статус документа. Необработанные товарно-транспортные накладные будут иметь статус Сформирован .

      В отобразившемся списке выберите нужный документ для принятия. Кликните на строку с информацией о документе для перехода к списку товаров в документе.


    При проведении приемки возможны следующие ситуации:

    1. Откройте контекстное меню документа и нажмите ЕГАИС

    2. Выберите пункт Отправить в ЕГАИС ;

    3. Если отключена , откроется окно с предложением принять марки либо отказаться. Нажмите кнопку Подтвердить ;

    4. Если настройка включена, в открывшемся окне отсканируйте марки . В случае отсутствия марок в документе прихода, отправка данных в ЕГАИС произойдет без сканирования;

    7. Для того чтобы посмотреть марки, а также проверить уже отсканированные марки, Печать выберите Детализация документа ;

    8. В отчете будет указан номер позиции, наимнование, а также указаны марки. Отсканированные марки будут отмечены знаком “+”;

    9. Чтобы посмотреть общее количество бутылок и марок в документе откройте контекстное меню документа и в пункте ЕГАИС выберите Информация по документу из ЕГАИС

    1. В случае если по товарной позиции отсутствуют марки, следует указать количество бутылок вручную. Редактирование позиций с марками запрещено.

    Внимание! Если отключена редактирование доступно только для товарных позиций без марок. При необходимости редактирования позиций с марками, включите настройку.


    2. Откройте контекстное меню документа и нажмите ЕГАИС ;

    3. Выберите пункт Отправить в ЕГАИС ;

    4. В открывшемся окне отсканируйте марки;


    5. После сканирования марки счетчик неотсканированных марок уменьшится;

    6. При попытке отсканировать одну марку дважды возникнет ошибка;

    7. Для того чтобы посмотреть марки, а также проверить уже отсканированные марки, Печать выберите Детализация документа ;

    8. В отчете будет указан номер позиции, наимнование, а также указаны марки. Отсканированные марки будут отмечены знаком “+”;

    9. Чтобы посмотреть общее количество бутылок и марок в документе откройте контекстное меню документа и в пункте ЕГАИС выберите Информация по документу из ЕГАИС;

    Для отказа в принятии накладной с отсутствием марок в разделе Товары в документе выделите товарные позиции и в контекстном меню выберите пункт Обнулить поля .


    2. Отметьте только пункт Количество по факту и нажмите кнопку Обнулить



    3. После обнуления фактических данных по товарам откройте контекстное меню документа и в пункте ЕГАИС выберите Отправить в ЕГАИС



    4. При наличии марок в документе, в открывшемся окне, не сканируя марки, нажмите кнопку Отправить в ЕГАИС
    5. Если настройка отключена, в открывшемся окне нажмите кнопку Отказаться. Создавшийся Акт отказа будет отправлен в ЕГАИС.

    Все необходимое для торговли алкоголем можно получить в одном месте – в компании «Первый БИТ»:

    Наши специалисты не только подключат оборудование, настроят программы, но и обучат персонал магазина. Предусмотрены различные программы технической поддержки пользователей: договор на месячную/годовую поддержку в режиме 24/7 или персональный менеджер на первый день/неделю, чтобы помочь персоналу после открытия магазина или установки нового оборудования.

    Как начинался ЕГАИС?

    Первые шаги по созданию системы ЕГАИС государство предприняло в 2005 году. Разработка и ввод в эксплуатацию системы был связан с высокими затратами и огромными техническими трудностями для участников алкогольного рынка, но низкой эффективностью для государства.

    Интересен факт, что даже в начале 2016 года на кассе спокойно можно было продать бутылку с поддельной акцизной маркой. И это – спустя 10 лет от начала попыток государства организовать контроль за движением алкоголя.

    С 2016 года наступает «эра современного ЕГАИС».

    В первую очередь к системе ЕГАИС подключились:

    • крупные производители пива;
    • оптовые организации (отражали в ЕГАИС оборот продукции);
    • розничные организации (отражали факт закупки).

    В тоже время розничные предприятия могли продать в магазине «левый» алкоголь, так как в ЕГАИС фиксировались только закупки от поставщиков.

    Но с 1 июля 2016 года введен в действие следующий этап – в ЕГАИС стали регистрироваться все продажи алкоголя в магазине.

    Эффект от внедрения такой системы для государства был огромным – выросли поступления от акцизов на алкоголь, в разы увеличился официальный объем производства алкогольной продукции (АП), а значит возросли и поступления в бюджет от прочих налогов (например, на прибыль). Согласно данных, представленных на итоговой Коллегии ФАС РАР по итогам деятельности за 2016 год, рост поступления акцизов по всем видам алкогольной продукции составил 21 процент, что составляет 56 миллиардов рублей. Из них, 36 миллиардов рублей пришлось на акцизы по крепкому алкоголю.

    Но одновременно стали понятны и несовершенства существующего формата ЕГАИС для тотального контроля за движением алкоголя.

    Дело в том, что изначально ЕГАИС разрабатывался под производителей алкоголя и оптовых предприятий. А значит учет в системе велся в разрезе оптовых партий. Когда появилась цель - отслеживать путь каждой бутылки алкоголя от производителя (импортера) до конечного покупателя (при ее реализации на кассе) стали выявляться системные ошибки в программе. Учет в ЕГАИС велся в разрезе диапазонов марок партии алкоголя при ее производстве. И невозможно было определить какие именно марки из данного диапазона поступили в конкретный розничный магазин.

    Именно это несовершенство учета привело к необходимости апгрейда системы. В 2018 году происходит переход на помарочную систему учета каждой бутылки (помарочная система – учет в разрезе каждого штрихового кода на конкретной бутылке).

    ЕГАИС 3.0 – переход на помарочный учет алкоголя

    Федеральная служба Росалкогольрегулирования (ФАС РАР) разработала поэтапный переход на помарочный учет алкоголя.

    В рамках ЕГАИС 3.0 меняется учет у всех участников рынка алкогольной продукции:

    • производители и импортеры ведут учет произведенного (ввезенного) алкоголя в разрезе штриховых кодов акцизных марок. При этом используются марки с уже напечатанными АО «Гознак» штрих-кодами;
    • оптовики и дистрибьютеры отражают в накладных каждую марку алкогольной продукции при ее приемке и отгрузке;
    • розничные магазины, как и раньше, сканируют код акцизной марки при ее продаже. При приеме алкоголя также желательно организовать сканирование марок. Иначе появляются новые риски, связанные с пересортом продукции, когда фактический код марки, сканируемый при продаже бутылки, не соответствует коду, отраженному в накладной при приеме товара;
    • предприятия общественного питания в актах списания алкогольной продукции должны указывать штриховые коды акцизных марок со вскрытых бутылок. Следует проверять каждую марку и при приеме алкоголя.

    Сроки перехода на ЕГАИС 3.0

    Переход на тотальный контроль в разрезе каждой марки алкоголя происходит поэтапно.
    • До февраля 2018 года в ЕГАИС можно было отражать документы как второй версии ЕГАИС, так и третьей версии.
    • С февраля до 15 марта 2018 года применялась смешанная система учета. Это значит, что производители вели помарочный учет продукции. Но при ее отгрузке оптовикам разрешалось указывать неполное количество марок.
    • С 15 марта по 1 октября в ЕГАИС можно отражать товарно-транспортные накладные (ТТН) только третьей версии формата. Разрешено не указывать все марки. По алкогольной продукции, полученной до 15.03.18 по накладным второй версии возможно направлять акты приема / отказа / расхождений также во второй версии формата.
    • Начиная с 1 октября 2018 года начинается промышленная эксплуатация ЕГАИС 3.0.

    Как новые правила отразятся на участниках рынка алкогольной продукции?

    Производство

    Производители алкогольной продукции в отчетах об объемах произведенного алкоголя будут указывать все коды наклеенных акцизных марок. Также будут маркироваться коробки и паллеты. В этом штрих-коде будут закодированы все марки с бутылок из данной коробки (паллеты).

    26 символов – цифровой идентификатор короба.

    18 символов – цифровой идентификатор паллеты.

    Оптовики

    В оптовом звене покупка и продажа алкогольной продукции также осуществляется с учетом всех акцизных марок. Это значит, что при оптовой покупке и продаже алкоголя в накладных будет указываться цифровой код каждой бутылки. При этом ФАС РАР не обязывает оптовиков сканировать и сверять марки перемещаемых бутылок. Учет алкогольной продукции будет осуществляться на уровне маркировки групповой тары, где будут собраны коды всех бутылок.

    Розница

    Для розничного звена ЕГАИС 3.0 увеличивает риск, связанный с пересортом марок. Дело в том что и производители и оптовики фактически работают с большими объемами алкоголя, когда учет товаров производится в разрезе вагонов, контейнеров. В этих условиях сверка соответствия кода каждой бутылки и информации в накладных невозможна. И всегда могут возникнуть ситуации, когда по документам в машину загружены одни бутылки, а то факту – совсем другие. Поэтому розничные магазины, как конечные владельцы алкоголя, получают все риски от возможного пересорта.

    Если в товарно-транспортной накладной (ТТН) от оптовой фирмы указаны одни акцизные марки, а на бутылках наклеены другие, то при продаже ЕГАИС зафиксирует попытку продажи нелегального алкоголя, со всеми вытекающими последствиями в виде проверок и штрафов.

    Общепит

    Бары и рестораны в актах списания крепкого алкоголя тоже должны будут указывать коды акцизных марок, а также стоимость алкоголя.

    Особенности переходного периода ЕГАИС 3.0

    С 1 октября 2018 года вся страна перейдет на поштучный учет алкогольной продукции. Но ведь на складах оптовых фирм и в рознице останется достаточное количество бутылок из старых партий, не учтенных помарочно.

    Что делать с ними, если ЕГАИС принимает только документы третьей версии?

    Для решения этого вопроса, в течение определенного времени будет допускаться обращение документов третьей версии без указания кодов марок, если бутылки маркированы марками старого образца.

    В начале 2019 года РАР примет решение о переводе остатков старой партионной продукции в поштучный учет.

    Для организаций будет правильным решением планомерно избавляться от старых запасов алкоголя, учтенного партионно, распродавая, в-первую очередь, именно их, избавляя себя, тем самым, от работы по переводу АП из партионного учета в помарочный.

    Как перейти на работу в третьем формате ЕГАИС?

    • Для организаций уже работающих с ЕГАИС необходимо обновить универсальный -транспортный модуль (УТМ) до версии 2.1.6.
    • Товароучетная программа тоже должна уметь работать с новыми ТТН и вести учет алкоголя по маркам.
      Все разработчики бухгалтерских программ вносят изменения в свои продукты. Так, фирма 1С, реализует работу с третьей версией ЕГАИС в следующих программных продуктах:
      • «1С:Управление торговлей 8»;
      • «1С:ERP управление предприятием 2»;
      • «1С:Комплексная автоматизация 8»;
      • «1С:Розница 8»;
      • «1С:Управление нашей фирмой 8»;
      • «1С:Бухгалтерия предприятия 8»;
      • «1С:Бухгалтерия предприятия КОРП»;
      • «1С:Управление производственным предприятием».
    • Приобрести (при его отсутствии) 2D-сканер, либо терминал сбора данных (ТСД) (рекомендуется при больших оборотах АП). Работа ТСД с ЕГАИС осуществляется с помощью специального ПО.
    • Кроме апгрейда программ розничным магазинам и общепиту необходимо еще раз провести инвентаризацию остатков алкоголя, чтобы фактическое число бутылок четко соответствовало документальным остаткам продукции в ЕГАИС по данной организации.
    • Создание новых внутрипроизводственных правил при приемке продукции.

    Методология поштучного учета ФАС РАР не обязывает участников оборота алкоголя проводить сплошное сканирование бутылок на входе. ФАС РАР разработал методику работы с пересортом продукции (когда фактическая марка, наклеенная на бутылке, не совпадает с информацией, указанной в ТТН). Но абсолютное большинство экспертов по ЕГАИС настоятельно рекомендуют проводить именно сплошную проверку соответствия фактических марок на бутылках и марок, указанных в сопроводительных документах (ТТН).

    Дело в том, что предлагаемая ФАС РАР методика работы с пересортом достаточно трудоемка, а попытка продажи неучтенной бутылки несет риски получения штрафов за реализацию «нелегального» алкоголя. При этом вероятность «человеческого фактора», когда экспедитор развозит одинаковые коробки с алкоголем в одной машине разным магазинам и может их перепутать, очень велика.

    Что делать, если не сканировать бутылки при приемке?

    Если в магазине обнаруживается бутылка с маркой, не числящейся в учете (не принятой на баланс по ТТН), то можно поставить ее на учет документом «привязка цифрового идентификатора к партии». Перед одобрением этого документа ЕГАИС проверит движение данной марки (остатки на балансе в других организациях, ее продажу или списание).

    Если данная марка числится на остатках в другой организации, но автоматическая проверка покажет, что номер регистрационной формы учета № 1 одинаковый, то ЕГАИС позволит поставить данную марку на учет той организации, где она фактически обнаружена и, далее, продать. Но организация, которая провела привязку марки, должна в течение 30 календарных дней найти у себя «лишнюю» бутылку и отвязать ее. Если этого не сделать, то вся партия, с которой произошла путаница, будет заблокирована.

    Также оборот продукции, попавшей в пересорт, увеличивает риск проведения в организации проверки подлинности алкогольной продукции.

    Порядок действий при проведении сканирования алкоголя при приемке

    Сканирование кода каждой бутылки при приемке АП и сверка с данными в ТТН.

    Если данные полностью совпали товарно-транспортная накладная принимается и все полученные бутылки встают на остатки организации-получателя по Регистру № 1, а цифровые идентификаторы будут привязаны к Регистру № 3.

    Если при сканировании обнаружены несовпадения возможны два варианта действий:

    • Полностью отказаться от приема продукции и вернуть ее поставщику. ТТН не подтверждать.
    • Составить акт расхождений. В акте отразить только те цифровые идентификаторы, которые указаны в ТТН, но не принимаются грузополучателем (например, бутылка повреждена или просто отсутствует бутылка с такой маркой).

    ЕГАИС для общепита

    В 2018 году бары, рестораны и прочие заведения общественного питания, где продаются крепкие алкогольные напитки, столкнулись с новыми требованиями по учету АП. Дело в том, что в «акте списания» введено дополнительное поле, где должен указываться код списываемой акцизной марки с бутылки. Заполнить это поле возможно только при считывании штрих-кода сканером.

    Поэтому, несмотря на то, что Федеральный закон № 171-ФЗ «Об алкогольной продукции» требует от организаций общественного питания подтверждать в ЕГАИС только факт закупки алкогольной продукции, общепит фактически должен, наравне с прочими организациями, вести помарочный учет алкоголя.

    Только в отличии, например, от розничного магазина, в ресторане возможно списать вскрытые бутылки единоразово, например, в конце рабочего дня, но «не позднее следующего дня» после вскрытия.

    ЕГАИС 3.0 для пива

    Третья версия ЕГАИС не принесла изменений в работе для продавцов пива. Как и ранее розничный магазин пива должен отражать в ЕГАИС информацию об оптовых закупках пива и пивных напитков.

    Продажа пива отражается в журнале учета объема розничных продаж и ежеквартально сдается декларация по обороту пива.

    Как работать с пивом не нарушая законодательство

    Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

    • Next

      Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

      • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

        • Next

          В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

    • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
      https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png