Первое крупное произведение Михаила Булгакова – роман «Белая ». Действие романа происходит в Киеве в 1918 году. Хотя Булгаков описывает события гражданской войны, но она является лишь фоном о доме, так похожем на родной дом самого писателя, и о семейных ценностях. Главные герои романа – лучшие представители русской интеллигенции, обреченные на гибель в вихре гражданской войны. Очень красив и поэтичен язык романа, особенно его возвышенно-торжественное начало: «Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй…» К сожалению, роман «Белая гвардия» так и остался незавершенным. В дальнейшем на его основе Булгаков создал пьесу «Дни Турбиных».

Злая сатира и добрый юмор в произведениях Булгакова

Огромной популярностью у читателя пользуется сатирическая повесть Булгакова «Собачье сердце». Написанная в 1925 году, она впервые была опубликована в СССР лишь в 1987-м. Советская цензура 20-х годов попросту не допускала ее к публикации, слишком жесткой оказалась сатира на «нового человека», рожденного революцией. Сегодняшней популярности повести во многом способствовала экранизация, снятая в 1988 году известным режиссером Владимиром Бортко.

«Театральный роман» пользуется наибольшей популярностью среди представителей творческой интеллигенции, прежде всего – тех, кто имеет непосредственное отношение к театру. Но и для широкого круга читателей роман не менее интересен. Пожалуй, несмотря на свое второе название, «Записки покойника» - это самое смешное произведение писателя. В нем Булгаков рассказал о жизни театрального закулисья и о злоключениях начинающего драматурга, рискнувшего поставить свою первую пьесу. Разумеется, за всем этим легко угадывается история взаимоотношений самого Булгакова и руководства Московского Художественного театра в период работы над спектаклем «Дни Турбиных».

«Мастер и Маргарита» - главная книга писателя

И, наконец, главное произведение писателя – замечательный роман «Мастер и Маргарита». Булгаков работал над ним 11 лет, создав целый мир, раскрывающийся на страницах одной книги. Кажется, что роман объединил в себе все существующие жанры. Здесь есть и сатирические картины московской жизни и быта, и добрый юмор, и библейская мифология, и фантастика, и история любви…

Одним из главных героев романа является сам дьявол, носящий имя Воланд, со своей веселой и опасной свитой. Однако дьявольские силы не несут зла, они, скорее, восстанавливают справедливость, наказывая за грехи и вознаграждая за страдания и добродетели.

В образах Мастера и Маргариты Булгаков, по сути, показал себя – талантливого писателя, не нашедшего понимания у официальной критики, - и свою третью жену Елену Сергеевну – верную, преданную, готовую разделить с любимым человеком любые тяготы жизни и поддерживающую его в творчестве.

Особняком стоят в романе так называемые «библейские главы» - главы из романа, созданного Мастером, где Булгаков представил собственную трактовку событий, произошедших в последние дни земной жизни Иисуса Христа.

Роман «Мастер и Маргарита» так и не был опубликован при жизни автора. Впервые его сокращенный вариант был напечатан в 1966 году. Официальная публикация романа состоялась в 1973 году. С тех пор и по сей день «Мастер и Маргарита» является одним из самых читаемых в России произведений. Он много раз ставился на театральной сцене, а также был экранизирован режиссерами Юрием Карой (1994 год) и Владимиром Бортко (2005 год).

Судьба произведений Михаила Булгакова была нелегкой, многим из них не сразу удалось найти свой путь к читателю, зато сейчас они входят в число самых популярных, любимых и читаемых книг.

Булга́ков Михаи́л Афана́сьевич (3 (15) мая 1891, Киев - 10 марта 1940, Москва) - русский советский писатель, драматург и театральный режиссёр. Автор романов, повестей, рассказов, фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев и оперных либретто.

Биография и творчество

Выдающийся русский советский писатель и драматург, известный также произведениями других жанров; один из самых значительных авторов советской литературыры, занимавший в ней особую, независимую позицию и оказавший на нее влияние (в осн. посмертное), к-рое трудно переоценить.

Михаил Афанасьевич Булгаков родился на Воздвиженской улице в Киеве 3(15 мая) 1891 г. в многодетной семье (четыре дочери и трое сыновей) профессора церковной истории Киевской духовной академии. А умер в Москве, на ул. Фурманова, 10 марта 1940 г., продолжая «сколько хватает сил» править роман «Мастер и Маргарита» (1928- 1940), впитавший многие - неотделимые от судьбы - мотивы творчества, растущие из глубин мировой литературы и Библейского контекста.

Домом для М.А.Булгакова был Киев, здесь он учился в Первой киевской гимназии (1901-1909), огорчая мать приступами отроческой самостоятельности, а затем на медицинском факультете Киевского университета (1909-1916). Здесь он получил звание «лекаря с отличием» («Автобиография», 1924), а ранее, в 1913 г., повенчался с юной Т.Н. Лаппа. В родительском доме были написаны первые рассказы. Частой гостьей Булгаковых была бабушка со стороны матери - А.И. Турбина. Смерть матери, весна, май и вишневые деревья окажутся для Турбиных («Белая гвардия») символами Дома, в который нет возврата в революционную распутицу, превратившую жизнь самого Булгакова в затянувшуюся Страстную неделю, четыре дня из которой (с Великой Среды по Великую Субботу, включая Пасхальный рассвет) описаны в «Мастере и Маргарите». Те же символы - смерть героев, май, зацветающие вишни, надежда обрести дом и покой - повторятся в развязке его последнего романа. Воланд манит миражом утраченного дома, но способен лишь лишить героев Светлого Воскресения.

Послереволюционный Киев - особый хронотоп в творчестве Булгакова, в котором его герои переживают вечные коллизии любви, чести, долга пред Царем и Отечеством. Семья и дом - духовная опора, которой нет вне Киева. За его пределами Булгаков становится не столько провидцем, сколько изобретателем полных реминисценций (из Пушкина , Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Достоевского , Чехова , Мольера, «Фауста» Гете и Гуно, Гофмана, Андерсена и др.) сюжетов для героев-одиночек, словно принявших 15 капель гомеопатического раствора Ивана Васильевича («Театральный роман»), позволяющих не чувствовать, что в шутовском обличье является рок. Ад приучает жить в атмосфере апокалипсического фарса. Сверхъестественное зло парализует волю, повергая в безволие смеха, морфия или сна.

В борьбу с болезнями и «тьмой египетской» в душах людей Булгаков вступил летом 1916 г., когда, ускоренным выпуском окончил университет Св. Владимира, работал в прифронтовых госпиталях Красного Креста на Юго-Западном фронте. В 1916-1917 гг., освобожденного по болезни от призыва, Булгакова назначают доктором в земскую больницу села Никольского Смоленской губернии, затем переводят в Вязьму. Здесь, в глухой провинции, он начинает работать над «Записками юного врача», само название которых указывает на влияние не обычайно популярных «Записок врача» В.В.Вересаева (1901).

Революция застала Булгакова в Вязьме, но уже в начале 1918 г., он едет через Москву, где надеется освободиться от военной службы и пристрастия к морфию, в Киев. В родной город Булгаков прибудет в марте 1918 г. и попытается заняться частной врачебной практикой и творчеством, станет свидетелем десяти из четырнадцати переворотов («Киев-город», 1923) - причем каждая новая власть постарается призвать его на службу, - узнает о расстреле царской семьи, а в августе 1919 г., после взятия Киева генералом Деникиным, будет мобилизован в Белую гвардию и отправится на Северный Кавказ военврачом, сочиняя в поезде рассказ, опубликованный в ненайденном номере газеты.

Первой публикацией Булгакова считается газетная статья «Грядущие перспективы» (г. Грозный. 1919. - № 47. - Ноябрь.), в которой звучат нотки неприятия революции с монархических позиций.

Но в 1919 г. в душе Булгакова произошел переворот: во Владикавказе деникинцы бросили слегшего с тифом молодого писателя, и он решился сотрудничать с новой властью.

В 1920-1921 гг. Булгаков работает во владикавказском подотделе искусств, читает лекции о Пушкине и Чехове , пишет пять пьес для местного театра. Три из них будут поставлены. Но затем Булгаков, еще недавно стремившийся к постановкам в Москве , уничтожит рукописи. Уцелеют лишь написанные в соавторстве с Ю.Л.Слезкиным «Сыновья муллы». Несовершенное должно гореть. Едва ли Булгакова мог порадовать в те дни афоризм Воланда «рукописи не горят» - не горят лишь договоры с ним, которые уничтожаются не огнем, а покаянием. В отличие от своего Мастера Булгаков не писал в соавторстве с Воландом, хотя это искушение преследовало его. Творчество - всегда договор с Богом или дьяволом. Оно либо окрыляет, либо тяготит творца. Булгакова порой тяготили созданные им образы, например покончивший собой Хлудов в ранней редакции (1933 и 1934) «Бега». Максудов, автобиографический герой «Театрального романа» (1936-1939), при свете адского огня в электрической печке и отсветах болезненно-прозорливого воображения, уже явно заключает договор со своим Воландом - с управляющим материальным фондом театра Гавриилом Степановичем, призывавшим о душе подумать.

На Кавказе Булгаков продолжал мечтать об эмиграции. В дальнейшем великий Исход интеллигенции из России утратит для писателя библейское звучание и масштаб и - отчасти под влиянием эмигрантских воспоминаний Л.E. Белозерской-Булгаковой, второй жены писателя, - превратится в тараканьи бега. («Бег», 1926-1937).

В последние дни своего пребывания на Кавказе Булгаков встречается с О.Э. Мандельштамом , который, видимо, повлиял на его решение уехать в Москву.

Итак, в конце 1921 г. Булгаков оказался в столице. Устроился при помощи Н.К. Крупской секретарем в Литературный отдел Главполит-просвета при Наркомпросе. Но это Лито недолго просуществовало в нэповской Москве. В поисках заработка, в хлопотах о получении жилья Булгаков не оставлял мысли завершить начатый во Владикавказе большой роман. В трудный момент, с письмом на имя Ленина, Булгаков является на прием в Наркомпрос. И вновь, уже после смерти Ленина, молодому писателю помогает Н.К. Крупская: Булгаков (с первой женой) получает право на жилье в коммунальной квартире № 50 в доме на Садовой, распахнувшей перед ним свои двери и нравы, многократно описанные в рассказах, фельетонах, «Мастере и Маргарите».

Сменив множество профессий (конферансье, инженер...), Булгаков уже весной 1922 г. начинает печататься в «Рабочем», «Рупоре», «Железнодорожнике», «Красном журнале для вех», «Красной ниве». Становится постоянным фельетонистом газеты «Гудок», работая над «четвертой полосой» с В. Катаевым, И. Ильфом и Е. Петровым, И. Бабелем и Ю. Олешей. Пишет для берлинской газеты «Накануне» (редакторы коей Ю.В. Ключников и Ю.Н. Потехин были в числе авторов сборника «Смена вех», обосновывавшего сближение эмиграции с Советской Россией). В воскресном литературном приложении к газете, выходившем под редакцией А.Н.Толстого, в 1922 г. напечатаны «Записки на манжетах», «Похождения Чичикова», «Красная корона» и «Чаша жизни» Булгакова.

Удивительно чуткий к искажениям человеческой природы, Булгаков в 1923-1925 гг. создает «Дьяволиаду» (1924) и «Роковые яйца» (1925), опубликованные Н.С. Ангарским в альманахе «Недра», «Собачье сердце»(1925). (Последняя рукопись наряду с дневником была изъята при обыске квартиры Булгакова 7 мая 1926 г. и возвращена после хлопот Горького и Е.П. Пешковой, а также после попытки Булгакова демонстративно выйти из Всероссийского союза писателей.). О первых повестях Е.Замятин отозвался как о «фантастике, корнями врастающей в быт».

Метафорой преображения человеческого материала в Советской России стал эксперимент профессора Преображенского, пересадившего Шарику гипофиз человека. Не подобного ли «гомункулуса» предстоит создавать Мастеру. У Булгакова чудовищ порождает сон Сердца, а не Разума.

Знаком творческой зрелости Булгакова явился роман «Белая гвардия» (1925, 1929). В Турбиных Булгаков возрождает редкую сердечную проницательность и интуицию добра и зла - ту зрелость душевную, которая не позволяет Гражданской войне расторгнуть семейные узы. В 1926 г. в содружестве с МХАТом Булгаков пишет на основе романа пьесу «Дни Турбиных», премьера которой состоялась 5 октября 1926 i Пьесу ждал зрительский успех и разгром критики, особенно рапповской, испугавшейся «антисоветских» настроений автора. В результате в 1929 г. пьесу сняли с репертуара. Мхатовская постановка была возобновлена лишь в 1932 г. «Контрреволюционный» спектакль выдержал почти тысячу (987) представлений. Его многократно посещал Сталин .

На рубеже 20-30-х гг. в печати развернулась травля писателя, пьесы его не ставились, произведения не печатались. Средств к существованию не было. В «Письме правительству» (1930 г.) Булгаков просит предоставить ему работу или отпустить за границу. 18 апреля 1930 г. Сталин ответил телефонным звонком: Булгаков получил должность режиссера МХАТа, где проработал до 1936 г. История взаимоотношений с театром положена в основу незавершенного «Театрального романа» (1936-1939). 2 октября 1937 г. Булгаков пишет Борису Асафьеву: «За семь последних лет я сделал шестнадцать вещей разного жанра, и все они погибли. Такое положение невозможно...»

Кроме «Дней Турбиных», пьесы Булгакова либо быстро сходили со сцены («Зойкина квартира», театр Вахтангова, 1926; «Багровый остров», Московский Камерный театр, 1928; «Кабала святош (Мольер)», МХАТ, 1936; инсценировка «Мертвых душ», МХАТ, 1932), либо репетировались, но не были доведены до премьеры («Бег», 1926-1937; «Адам и Ева», 1931; «Блаженство», 1934; пьеса о молодом Сталине «Ба-тум», 1939), либо были поставлены лишь после смерти автора («Александр Пушкин», инсценировки «Полоумный Журден», «Война и мир», «Дон Кихот»). Ни одна из пьес или инсценировок Булгакова не была опубликована при его жизни. Не напечатана и написанная по заказу для задуманной Горьким серии «Жизнь замечательных людей» «Жизнь господина де Мольера» (1932-1933), символически разделенная на 33 главы и впервые называющая гения мастером.

В 1936-1940 гг. Булгаков работал либреттистом-консультантом в Большом театре, создавая либретто опер на музыку В.П. Соловьева-Седова, И.О. Дунаевского и др.

Взаимоотношения гения и власти стали одной из центральных тем в творчестве зрелого Булгакова. Будучи не от мира сего, творец остро чувствует враждебность мирового закона и ищет спасения у царственной Прихоти - тени Неисповедимости Божьей. Союз гения с властью превращает его в Фауста, борьба с Князем мира сего - делает его подражателем Христу. Гений Булгакова всегда на распутье, всегда между Фаустом и Христом, а последнее обращение к авторитету власти закончилось для Булгакова трагически. Во МХАТе решили поставить к 60-летию Сталина пьесу «Батум», которая была запрещена. Пресса обвинила Булгакова в желании любой ценой наладить отношения с властью. Нападки и клевета в прессе привели к обострению его болезни и смерти.

В роду М. Булгакова были священники, от которых он получил странное наследство - долг вести духовную брань. «Мастер и Маргарита» - энциклопедия искушений. Пройдя сквозь круги цензурного ада, Булгаков создает маргинальный сюжет, в котором цензурируемым текстом оказывается само Евангелие, цензором - черный богослов, «вдохновивший» Л. Толстого и Ренана.

В романе нет евангельского Христа. Создавая Га-Ноцри, Булгаков снимает антитезу Фауста и Христа: герой не борется с Князем мира сего (в мистическом и социальном смысле) и не получает от него помощи. Иешуа - преображенный автобиографический герой Мастера, воображение которого парализовано Воландом, внушающим мысль о мессианском достоинстве гения. Мастер - гений, впавший в прелесть и не столько себя уподобляющий Христу, сколько мечту о Христе - себе. Искушение видеть в себе Христа (вспомним Блока, Пастернака и Высоцкого) велико, ибо писатель одинок в нарочито уродливом социалистическом мире, бытие которого достойно осуждения даже на основании «заповедей» «отцензурированного» Евангелия, ибо в булга-ковской Москве, в отличие от Иешуа, никто не называет своего ближнего «добрым человеком». Эти слова «евангелия» тоже уловка Волан-да, создающего все новые поводы для осуждения человечества. Искушение гениев состоит в том, что они воспринимают не смерть за мир, а жизнь в падшем мире как свою Голгофу. За несколько дней до смерти Булгаков несколько раз перекрестил себя и жену и произнес, имея в виду роман: «Чтобы знали...». А сегодня, может быть, и нам предстоит узнать на страницах романа сокровенные истины, помогавшие Булгакову сохранить христианское сердце в атмосфере черной мессы 30-х гг.

«Мастер и Маргарита»

Главное произведение Булгакова и одно из художественных достижений русской и мировой лит-ры 20 века - многоплановый филосовско - фантастический роман «Мастер и Маргарита» - создавался в 1929-1940 гг. и до публикации был известен лишь узкому кругу близких автору людей; неразмноженная рукопись была чудом сохранена (как бы доказывая справедливость булгаковского: «Рукописи не горят!"), а первая публикация романа и оперативные переводы на многие языки придали творчествуву Булгакова «мировой резонанс» (М. Чудакова).

Жанр романа, его уникальная многослойная структура, делающая книгу доступной для читателей с различным уровнем культурного багажа (в т.ч. разной степенью знаний в области философии и религии) - эту открытость, принципиальную «неэлитарность» произведений Булгакова хорошо подметил и обосновал в своих работах критик А. Зеркалов; разбросанные по тексту многочисленные аллюзии, литературные, исторические и культурные ассоциации, - вызвали широкий веер интерпретаций (от «иконоборческого» до «христианско - апологетического» и «мистического») и неутихающую по сей день полемику.

В романе переплетаются две основные сюжетные линии: посещение дьяволом со свитой Москвы 1930-х гг. и трагическая, воспринимаемая как автобиографическая, история писателя, автора романа об Иисусе Христе; при этом евангельская (точнее, квази-евангельская) линия разработана более тщательно и художественно близка к совершенству, в то время как «московские» страницы иногда грешат фельетонностью (хотя в целом все равно остаются вершиной отечественной сатирической прозы). Роман пронизывает особая авторская концепция гуманизма, Булгаков размышляет о пределах нравственной стойкости, о вечной загадке любви, о противостоянии художника (в более широком плане - мессии) и обывательства. При всей сложности роман Булгакова за прошедшие четверть века стал одной из самых поп. и читаемых книг на родине писателя (неоднократные экранизации в ряде стран оказались неудачными).

Булгаковым также предприняты попытки использования фантастических тем и сюжетов в драматургии, однако его фантастастические пьесы не увидели свет при жизни. Тревожные мысли о грядущем самоуничтожении человечества в мировой войне составляют фон «Адама и Евы»; «пародию на Ж. Верна « (а по сути - на весь «социалистический эксперимент») представляет пьеса «Багровый остров».

В двух пьесах Б. - «Блаженство» и «Иван Васильевич» - применен прием путешествий во времени: в первой (малоудачной) современники перебрасываются в будущее; во второй - в прошлое; вторая повесть экранизирована («Иван Васильевич меняет профессию»).

В 1980-е гг. Б. стал одним из самых издаваемых авторов у себя на родине; все его произв. вошли в Собр. соч. в 5 тт. (1989-1990).

Произведения Михаила Булгакова

  • Грядущие перспективы (1919)
  • Киев-город (1923)
  • Белая гвардия (1922-1924)
  • Записки на манжетах (1923)
  • Роковые яйца (1924)
  • Вьюга (входит в сборник рассказов «Записки юного врача») (1925)
  • Звёздная сыпь (входит в сборник рассказов «Записки юного врача») (1925)
  • Зойкина квартира (1925), в СССР опубликована в 1982 году.
  • Крещение поворотом (входит в сборник рассказов «Записки юного врача») (1925)
  • Полотенце с петухом (входит в сборник рассказов «Записки юного врача») (1925)
  • Пропавший глаз (входит в сборник рассказов «Записки юного врача») (1925)
  • Тьма египетская (входит в сборник рассказов «Записки юного врача») (1925)
  • Собачье сердце (1925), в СССР опубликована в 1987 году.
  • Стальное горло (входит в сборник рассказов «Записки юного врача») (1925)
  • Дни Турбиных (пьеса, написанная на основе романа «Белая гвардия») (1925), в СССР поставлена в 1925, вышла массовым тиражом в 1955 году.
  • Зойкина квартира (пьеса), поставлена в 1926.
  • Морфий (1926)
  • Трактат о жилище. Сборник рассказов (1926)
  • Бег (1926-1928)
  • Багровый остров (1927)
  • Мастер и Маргарита (1929-1940), в СССР опубликован в 1966 году.
  • Кабала святош (1929)
  • Блаженство (сон инженера Рейна) (1934)
  • Последние дни (Пушкин) (пьеса в четырех действиях) (1935)
  • Иван Васильевич (1936)
  • Мольер (Кабала святош) (постановка) (1936)
  • Записки покойника (Театральный роман) (1936-1937), в СССР опубликован в 1965 году.
  • Батум (пьеса о юности И. В. Сталина, первоначальное название «Пастырь») (1939)

Экранизации произведений

  • Пилат и другие (Мастер и Маргарита) (ФРГ, ТВ-фильм, 1972, 90 мин.) - реж. Анджей Вайда
  • Мастер и Маргарита (Югославия - Италия, художественный фильм, 1972, 95 мин.) - реж. Алекса́ндр Пе́трович
  • Мастер и Маргарита (Польша, телесериал, 1989, 4 серии 370 мин.) - реж. Мачек Войтышко
  • Incident in Judea (Мастер и Маргарита) (Великобритания, ТВ-фильм, 1991) - реж. Пол Брайерс
  • Мастер и Маргарита (Россия, художественный фильм, 1994, 240 мин./125 мин.) - реж. Юрий Кара
  • Мастер и Маргарита (Россия, ТВ-спектакль, 1996, 142 мин.) - реж. Сергей Десницкий
  • Мастер и Маргарита (Венгрия, короткометражный фильм, 2005, 26 мин.) - реж. Ибойя Фекете
  • Мастер и Маргарита (Россия, телесериал, 2005, 10 серий, 500 мин.) - реж. Владимир Бортко
  • Мастер и Маргарита, часть первая, глава 1 (Израиль, анимационный фильм, 2010, 33 мин.) - реж. Терентий Ослябя
  • Собачье сердце (Россия, художественный фильм, 1988, 131 мин.) - реж. Владимира Бортко
  • Cuore di cane (Собачье сердце) (Италия, художественный фильм, 1975) - реж. Альберто Латтуада
  • Бег (по мотивам произведений: Бег, Белая гвардия, Чёрное море) (СССР, художественный фильм, 1970, 196 мин.) - реж. Александр Алов, Владимир Наумов
  • Дни Турбиных (СССР, художественный фильм, 1976, 223 мин.) - реж. Владимир Басов
  • Иван Васильевич меняет профессию (Иван Васильевич) (СССР, художественный фильм, 1973, 87 мин.) - реж. Леонид Гайдай
  • Роковые яйца (Россия, художественный фильм, 1995, 117 мин.) - реж. Сергей Ломкин
  • Морфий (по мотивам произведений: Записки юного врача, Морфий) (Россия, художественный фильм, 2008, 112 мин.) - реж. Алексей Балабанов
  • Записки юного врача (по мотивам произведений: Записки юного врача) (Россия, художественный фильм, 1991, 65 мин.) - реж. Михаил Якжен
  • История болезни (по мотивам произведений: “Красная корона”) (Россия, художественный фильм, 1990, 40 мин.) - реж. Алексей Праздников

Биография

Михаил Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова (1859-1907) и его жены Варвары Михайловны (в девичестве - Покровской) (1869-1922). В семье было семеро детей: Михаил (1891-1940), Вера (1892-1972), Надежда (1893-1971), Варвара (1895-1954), Николай (1898-1966), Иван (1900-1969) и Елена (1902-1954).

В 1909 году Михаил Булгаков закончил киевскую Первую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. 31 октября 1916 года - получил диплом об утверждении «в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными».

Был направлен на работу в село Никольское Смоленской губернии, затем работал врачом в Вязьме. В 1913 году Булгаков вступает в свой первый брак - с Татьяной Лаппа (1892-1982).

После начала Первой мировой войны Булгаков работает врачом сначала в прифронтовой зоне, потом в резерве. С 1917 года он стал регулярно употреблять морфий, с целью облегчить боли после заражения дифтерией. В декабре 1917 года он впервые приехал в Москву, остановившись у своего дяди, известного московского врача Н. М. Покровского, ставшего прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце». Весной 1918 года Булгаков возвращается в Киев, где начинает частную практику как венеролог. В это время М. Булгаков перестает употреблять морфий.

Во время Гражданской войны, в феврале 1919 года, Булгаков мобилизуется как военный врач в армию Украинской Народной Республики, но почти сразу дезертирует[источник не указан 316 дней]. В конце августа 1919 года, по одной из версий, Булгаков был мобилизован в Красную Армию в качестве военного врача; 14-16 октября вместе с частями Красной Армии вернулся в Киев и в ходе уличных боев перешел на сторону Вооруженных сил Юга России (по другой версии - попал к ним в плен) и стал военным врачом 3-го Терского казачьего полка.

В том же году успевает побывать врачом Красного креста, а затем - в белогвардейских Вооружённых Силах Юга России. Некоторое время он с казачьими войсками проводит в Чечне, затем во Владикавказе.

В конце сентября 1921 года Булгаков переехал в Москву и начал сотрудничать как фельетонист со столичными газетами («Гудок», «Рабочий») и журналами («Медицинский работник», «Россия», «Возрождение»). В это же время он публикует отдельные произведения в газете «Накануне», выпускавшейся в Берлине. С 1922 по 1926 год в «Гудке» напечатано более 120 репортажей, очерков и фельетонов Булгакова.

В 1923 году Булгаков вступает во Всероссийский Союз писателей. В 1924 году он знакомится с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской (1898-1987), которая вскоре становится его новой женой.

С 1926 года во МХАТе с большим успехом идёт пьеса «Дни Турбиных». Её постановка разрешена на год, но позже несколько раз продлевалась, поскольку пьеса понравилась Сталину. Отметим, что в своих выступлениях Сталин соглашался: «Дни Турбиных» - «антисоветская штука, и Булгаков не наш». Одновременно в советской прессе проходит интенсивная и крайне резкая критика творчества Булгакова; по его собственным подсчётам, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и 3 благожелательных. Среди критиков были такие влиятельные чиновники и литераторы, как Маяковский, Безыменский, Леопольд Авербах, Виктор Шкловский, Керженцев и многие другие.

В 1928 году Булгаков едет с Любовью Евгеньевной на Кавказ, посещает Тифлис, Батум, Зелёный Мыс, Владикавказ, Гудермес. В Москве в этом году проходит премьера пьесы «Багровый остров». У Булгакова возникает замысел романа, позднее названного «Мастер и Маргарита» (ряд исследователей творчества Булгакова отмечают влияние на него при замысле и написании этого романа австрийского писателя Густава Майринка, в частности можно говорить о таких романах последнего, как «Голем», который Булгаков читал в переводе Д.Выгодского, и «Зелёный лик»). Писатель также начинает работу над пьесой о Мольере («Кабала святош»).

В 1929 году Булгаков знакомится с Еленой Сергеевной Шиловской, будущей третьей женой.

В 1930 году произведения Булгакова перестают печататься, пьесы изымаются из репертуара театров. Запрещены к постановке пьесы «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», спектакль «Дни Турбиных» снят с репертуара. В 1930 году Булгаков пишет брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжёлом материальном положении. Тогда же он пишет письмо Правительству СССР с просьбой определить его судьбу - либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе. Булгакову звонит Сталин, который рекомендует драматургу обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ.

В 1930 году Булгаков работал в Центральном театре рабочей молодёжи (ТРАМ). С 1930 по 1936 год - во МХАТе в качестве режиссёра-ассистента. В 1932 году Булгаков инсценировал на сцене МХАТ «Мёртвые души» Николая Гоголя. Он пытался поставить «Кабалу святош» (1930), но спектакль был почти сразу запрещён. «Кабала святош» увидела свет только в 1936 году, прошла 7 раз с огромным успехом, после чего была запрещена окончательно, а в «Правде» была помещена разгромная статья об этой «фальшивой, реакционной и негодной» пьесе. В январе 1932 года Сталин (формально - Енукидзе) вновь разрешил постановку «Дней Турбиных», и до войны она больше не запрещалась. Правда, ни на один театр, кроме МХАТ, это разрешение не распространялось.

В 1936 году, после статьи в «Правде», Булгаков ушёл из МХАТ и стал работать в Большом театре как либреттист и переводчик. В 1937 году Булгаков работал над либретто «Минин и Пожарский» и «Пётр I».

В 1939 году Булгаков работает над либретто «Рашель», а также над пьесой о Сталине («Батум»). Пьеса была одобрена Сталиным, но вопреки ожиданиям писателя она была запрещена к печатанию и постановке. Состояние здоровья Булгакова резко ухудшается. Врачи диагностируют у него гипертонический нефросклероз. Писатель начинает диктовать Елене Сергеевне последние варианты романа «Мастер и Маргарита».

С февраля 1940 года друзья и родные постоянно дежурят у постели Булгакова, который страдает уремией. 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. 11 марта состоялась гражданская панихида в здании Союза Советских писателей. Перед панихидой московский скульптор С. Д. Меркуров снимает с лица Булгакова посмертную маску.

Похоронен Булгаков на Новодевичьем кладбище. На его могиле, по ходатайству его жены Е. С. Булгаковой, был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле Н. В. Гоголя.

Михаи́л Афана́сьевич Булга́ков - русский писатель и драматург. Автор романов, повестей, сборников рассказов, фельетонов и около двух десятков пьес.

Михаил Булгаков родился в Киеве в семье доцента Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова (1859-1907) и его жены Варвары Михайловны (в девичестве - Покровской). В 1909 г. окончил киевскую Первую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. В 1916 г. получил диплом врача и был направлен на работу в селе Никольское Смоленской губернии, затем работал врачом в г. Вязьме. В 1915 г. Булгаков вступает в свой первый брак - с Татьяной Лаппа. Во время гражданской войны в феврале 1919 г. Булгаков мобилизуется как военный врач в армию Украинской Народной Республики, но почти сразу дезертирует. В том же году успевает побывать врачом Красного креста, а затем - в белогвардейских Вооружённых силах Юга России. Некоторое время он с казачьими войсками проводит в Чечне, затем во Владикавказе. В конце сентября 1921 г. Булгаков переехал в Москву и начал сотрудничать как фельетонист со столичными газетами ("Гудок", "Рабочий") и журналами ("Медицинский работник", "Россия", "Возрождение"). В это же время он публикует отдельные произведения в газете "Накануне", выпускавшейся в Берлине. С 1922 по 1926 г. в "Гудке" напечатано более 120 репортажей, очерков и фельетонов Булгакова. В 1923 г. Булгаков вступает во Всероссийский союз писателей. В 1924 г. он знакомится с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской, которая вскоре становится его новой женой. В 1928 г. Булгаков едет с Любовью Евгеньевной на Кавказ, посещает Тифлис, Батум, Зелёный Мыс, Владикавказ, Гудермес. В Москве в этом году проходит премьера пьесы "Багровый остров". У Булгакова возникает замысел романа, позднее названного "Мастер и Маргарита" (ряд исследователей творчества Булгакова отмечают влияние на него при замысле и написании этого романа австрийского писателя Густава Майринка, в частности можно говорить об инспирацией такими романами последнего как "Голем", который Булгаков читал в переводе Д.Выгодского, и "Зелёный лик"). Писатель также начинает работу над пьесой о Мольере ("Кабала святош"). В 1929 г. Булгаков знакомится с Еленой Сергеевной Шиловской, будущей третьей женой. В 1930 г. произведения Булгакова перестают печататься, пьесы изымаются из репертуара театров. Запрещены к постановке пьесы "Бег", "Зойкина квартира", "Багровый остров", спектакль "Дни Турбиных" снят с репертуара. В 1930 г. Булгаков пишет брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжёлом материальном положении. Тогда же он пишет письмо Правительству СССР с просьбой определить его судьбу - либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе. Булгакову звонит Иосиф Сталин, который рекомендует драматургу обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ. В 1930 г. Булгаков работал в Центральном театре рабочей молодёжи (ТРАМ). С 1930 по 1936 г. - во МХАТе в качестве режиссёра-ассистента, на сцене которого в 1932 г. инсценировал "Мёртвые души" Николая Гоголя. С 1936 г. работал в Большом театре как либреттист и переводчик. В 1936 г. состоялась премьера булгаковского "Мольера" в МХАТе. В 1937 г. Булгаков работает над либретто "Минин и Пожарский" и "Пётр I". В 1939 г. Булгаков работает над либретто "Рашель", а также над пьесой о Сталине ("Батум"). Вопреки ожиданиям писателя пьеса была запрещена к печатанию и постановке. Состояние здоровья Булгакова резко ухудшается. Врачи диагностируют у него гипертонический нефросклероз. Писатель начинает диктовать Елене Сергеевне последние варианты романа "Мастер и Маргарита". С февраля 1940 г. друзья и родные постоянно дежурят у постели Булгакова, который страдает болезнью почек. 10 марта 1940 г. Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. 11 марта состоялась гражданская панихида в здании Союза советских писателей. Перед панихидой московский скульптор С.Д.Меркуров снимает с лица Булгакова посмертную маску.

Творчество Свой первый рассказ Булгаков, по его собственным словам, написал в 1919 г. 1922-1923 г. - публикация "Записок на манжетах", в 1925 выходит сборник сатирических рассказов "Дьяволиада". В 1925 г. также публикуются повесть "Роковые яйца", рассказ "Стальное горло" (первый из цикла "Записки юного врача"). Писатель работает над повестью "Собачье сердце", пьесами "Белая гвардия" и "Зойкина квартира". В 1926 г. во МХАТе поставлена пьеса "Дни Турбиных". В 1927 г. Михаил Афанасьевич завершает драму "Бег". С 1926 по 1929 г. в Театре-студии Евгения Вахтангова шла пьеса Булгакова "Зойкина квартира", в 1928-1929 г. в Московском Камерном театре был поставлен "Багровый остров" (1928). В 1932 г. возобновлена постановка "Дней Турбиных" во МХАТе. В 1934 г. завершён первый полный вариант романа "Мастер и Маргарита", включающий 37 глав.

Основные произведения * Грядущие перспективы (статья в газете "Грозный")(1919) * Стальное горло (1925) * Белая гвардия (1922-1924) * Записки на манжетах (1923) * Вьюга (1925) * Звёздная сыпь (1925) * Зойкина квартира (1925), в СССР опубликована в 1982 г. * Кабала святош (1929) * Крещение поворотом (1925) * Роковые яйца (1924) * Полотенце с петухом (1925) * Пропавший глаз (1925) * Тьма египетская (1925) * Собачье сердце (1925), в СССР опубликована в 1987 г. * Морфий (1926) * Трактат о жилище. Сборник рассказов. (1926) * Бег (1926-1928) * Багровый остров (1927) * Мастер и Маргарита (1928-1940), опубликован в 1966-67 гг. * Блаженство (Сон инженера Рейна) (1934) * Иван Васильевич (1936) * Мольер (Кабала святош), пост. 1936) * Записки покойника (Театральный роман) (1936-1937), опубликован в 1966 г. * Последние дни ("Пушкин", 1940)

Булгаковская энциклопедия : http://www.bulgakov.ru/ Московский государственный музей Булгакова : http://www.bulgakovmuseum.ru/ Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Перед талантом этого замечательного русского и советского писателя можно низко преклонить голову. Самые известные произведения Булгакова практически все по косточкам разобраны на цитаты. Своим учителем Михаил Афанасьевич считал Гоголя, он подражал ему и тоже стал мистиком. До сих пор у литераторов нет единого мнения в том, был ли Булгаков оккультистом. Но он был великим драматургом и театральным режиссером, автором множества фельетонов, рассказов, пьес, киносценариев, инсценировок и оперных либретто. Произведения Булгакова ставились в театрах и снимались в кино. Когда появились его первые драматургические опыты, он написал своему родственнику, что он запоздал на четыре года с тем, что давно должен был начать - писать.

Михаил Булгаков, книги которого почти всегда на слуху, стал настоящим классиком, которого потомки никогда уже не забудут. Он предрек судьбу своих произведений одной гениальной фразой: «Рукописи не горят!»

Биография

Булгаков родился 3 мая 1891 года в Киеве в семье профессора Духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и Варвары Михайловны, в девичестве Покровской. Будущий писатель, окончив гимназию, поступил в медицинский институт родного города, желая пойти по стопам своего известного дяди Н. М. Покровского. В 1916 году после окончания учебы он практиковался несколько месяцев в прифронтовой зоне. Потом работал врачом-венерологом, а в период гражданской войны умудрился поработать и у белых, и у красных и остаться в живых.

Произведения Булгакова

Насыщенная литературная жизнь его началась после переезда в Москву. Там в известных издательствах он печатает свои фельетоны. Затем пишет книги «Роковые яйца» и «Дьяволиада» (1925 г.). За ними создает пьесу «Дни Турбиных». Произведения Булгакова вызывали резкую критику у многих, но как бы то ни было, с каждым написанным им шедевром почитателей становилось все больше и больше. Как писатель он пользовался огромным успехом. Затем, в 1928 году, у него возникла мысль о написании романа «Мастер и Маргарита».

В 1939 писатель работал над пьесой о Сталине «Батум», а когда она была уже готова к постановке и Булгаков отправился вместе с женой и коллегами в Грузию, вскоре пришла телеграмма, в которой говорилось о том, что Сталин считает неуместным ставить о себе пьесу. Это сильно подорвало здоровье писателя, он стал терять зрение, а потом врачи диагностировали у него болезнь почек. От боли Булгаков опять стал употреблять морфий, который он принимал еще в 1924 году. В это же время писатель додиктовывал жене последние листы рукописи «Мастер и Маргарита». Через четверть века на страницах были обнаружены следы наркотика.

Он умер в 48 лет 10 марта 1940 года. Похоронили его на Новодевичьем кладбище в Москве. Михаил Булгаков, книги которого со временем стали настоящими бестселлерами, если говорить современным языком, и до сих пор ворошат умы человеческие, которые пытаются разгадать его коды и послания, был действительно великим. Это факт. Произведения Булгакова до сих пор актуальны, они не потеряли своего смысла и увлекательности.

Мастер

«Мастер и Маргарита» - роман, ставший настольной книгой миллионов читателей, и не только соотечественников Булгакова, но и всего мира. Прошло уже несколько десятков лет, а сюжет и до сих пор будоражит умы, притягивает мистикой и загадками, которые наталкивают на разные философские и религиозные размышления. «Мастер и Маргарита» - роман, изучаемый в школах, и это даже при том, что не каждый подкованный в литературе человек может понять замысел этого шедевра. Писать роман Булгаков начал в 20-х годах, затем со всеми поправками в сюжете и названии работа окончательно была оформлена в 1937 году. Но в СССР полная книга вышла лишь в 1973 году.

Воланд

На создание романа повлияло увлечение М. А. Булгакова разной мистической литературой, германской мифологией XIX века, Святым Писанием, «Фаустом» Гете, а также многими другими демонологического плана произведениями.

Импонирует многим один из главных персонажей романа - Воланд. Не особо вдумчивым и доверчивым читателям этот Князь Тьмы может показаться ярым борцом за справедливость и добро, выступающим против пороков людей. Есть еще мнения, что в этом образе Булгаков изобразил Сталина. Но Воланд не так прост для понимания, это персонаж очень многогранный и тяжелый, это тот образ, который и определяет настоящего Искусителя. Это настоящий прототип Антихриста, которого люди должны воспринять как нового Мессию.

Повесть

«Роковые яйца» - еще одна фантастическая повесть Булгакова, опубликованная в 1925 году. Своих героев он перемещает в 1928 год. Главный герой - гениальный изобретатель, профессор зоологии Персиков, однажды делает уникальное открытие - он обнаруживает некий феноменальный стимулятор, красный луч жизни, который, воздействуя на живые зародыши (эмбрионы), заставляет их развиваться быстрее, и они становятся крупнее, чем их обычные аналоги. А еще они агрессивны и невероятно быстро размножаются.

Ну и дальше в произведении «Роковые яйца» все развивается точно, как в словах Бисмарка о том, что революцию готовят гении, совершают ее фанатики-романтики, а вот плодами пользуются проходимцы. Так и получилось: Персиков стал тем самым гением, создавшим революционную идею в биологии, Иванов - фанатиком, который воплотил идеи профессора в жизнь, построив камеры. А проходимец - Рокк, который непонятно откуда появился и так же внезапно пропал.

По мнению филологов, прототипом Персикова мог быть русский биолог А. Г. Гурвич, который открыл митогенетическое излучение, и, собственно, вождь пролетариата В. И. Ленин.

Пьеса

«Дни Турбиных» - пьеса Булгакова, созданная им в 1925 году (во МХАТЕ захотели поставить спектакль по его роману «Белая гвардия»). Сюжет был основан на воспоминаниях писателя времен гражданской войны о падении режима украинского гетмана Павла Скоропадского, затем о приходе к власти Петлюры и его изгнании из города революционерами-большевиками. На фоне постоянной борьбы и смены власти параллельно проявляется семейная трагедия четы Турбиных, в которой ломаются устои старого мира. Булгаков тогда жил в Киеве (1918-1919 гг.) Через год пьеса была поставлена, затем ее неоднократно редактировали и меняли название.

«Дни Турбиных» - пьеса, которую сегодняшние критики считают вершиной театрального успеха писателя. Однако в самом начале ее сценическая судьба была сложна и непредсказуема. Пьеса пользовалась огромным успехом, но вызвала разгромные критические отзывы. В 1929 году ее убрали из репертуара, Булгакова стали обвинять в мещанстве и пропаганде белого движения. Но по указанию Сталина, который полюбил эту пьесу, спектакль был восстановлен. Для писателя, который перебивался случайными заработками, постановка во МХАТе была практически единственным источником дохода.

О себе и о бюрократии

«Записки на манжетах» - повесть, которая несколько автобиографична. Булгаков написал ее в период с 1922 по 1923 год. При его жизни она не публиковалась, сегодня часть текста утеряна. Главным мотивом произведения «Записки на манжетах» стали проблемные отношения у писателя с властью. Он очень подробно описывал свою жизнь на Кавказе, диспут об А. С. Пушкине, первые месяцы в Москве и желание эмигрировать. Булгаков действительно намеревался бежать за границу в 1921 году, но у него не оказалось денег для того, чтобы заплатить капитану судоходной машины, идущей в Константинополь.

«Дьяволиада» - повесть, которая была создана в 1925 году. Булгаков назвал себя мистиком, но, несмотря на заявленный мистицизм, содержание этого произведения составляли картины обычного каждодневного быта, где вслед за Гоголем он показал неразумность и нелогичность общественного бытия. Вот из этого фундамента и состоит булгаковская сатира.

«Дьяволиада» - повесть, в которой сюжет происходит в мистическом вихре бюрократической круговерти с шелестом бумаг на столах и в бесконечной суете. Главный герой - маленький чиновник Коротков - гоняется по длинным коридорам и этажам за неким мифическим заведующим Кальсонером, который то появится, то исчезнет, то вообще раздвоится. В этой неустанной погоне Коротков теряет и самого себя, и свое имя. И тогда он превращается в жалкого и беззащитного человечка. В итоге Короткову, чтобы вырваться из этого заколдованного круговорота, остается одно - броситься с крыши небоскреба.

Мольер

«Жизнь господина де Мольера» - романизированная биография, которая, как и многие другие произведения, не была издана при жизни автора. Только в 1962 году издательство «Молодая гвардия» опубликовало ее в цикле книг «ЖЗЛ». В 1932 году Булгаков заключает договор с журнально-газетным издательством и для цикла «ЖЗЛ» пишет о Мольере. Через год он работу окончил и сдал. Редактор А. Н. Тихонов написал отзыв, в котором он признавал талант Булгакова, однако в общем рецензия получилась отрицательной. Главным образом ему не понравилась немарксистская позиция и то, что в повествовании есть рассказчик («развязный молодой человек»). Булгакову предлагалось переделать роман в классическом духе исторического повествования, но писатель категорически отказался. Рукопись также прочитал Горький и тоже отрицательно о ней отозвался. Булгаков хотел несколько раз встретиться с ним, но все попытки остались безуспешными. Произведения Булгакова по понятным причинам часто не нравились советскому руководству.

Иллюзия свободы

В своей книге Булгаков поднимает очень важную для него тему на примере Мольера: власть и искусство, насколько свободным может быть художник. Когда терпение Мольера иссякло, он воскликнул, что ненавидит королевскую тиранию. Точно так же Булгаков ненавидел тиранию Сталина. И чтобы хоть как-то уговорить самого себя, он пишет, что, оказывается, зло заключено не в верховной власти, а в окружении вождя, в чиновниках и газетных фарисеях. В 30-е действительно существовала та немалая часть интеллигенции, которая верила в невиновность и непричастность Сталина, вот и Булгаков подпитывал себя подобными иллюзиями. Михаил Афанасьевич пытался осознать одну из особенностей художника - роковое одиночество среди людей.

Сатира на власть

Повесть Булгакова «Собачье сердце» стала очередным шедевром Булгакова, который он написал в 1925 году. Самое распространенное политическое толкование сводится к идее «русской революции» и к «пробуждению» социального сознания пролетариата. Один из главных героев - Шариков, получивший большое количество прав и свобод. И тогда у него быстро обнаруживаются эгоистические интересы, он предает и уничтожает и тех, кто ему подобен, и тех, кто его наделил всеми этими правами. Конец этого произведения показывает, что судьба создателей Шарикова предрешена. В своей повести Булгаков как будто бы предсказывает массовые сталинские репрессии 1930-х годов.

Повесть Булгакова «Собачье сердце» многие литературоведы считают политической сатирой на правительство того времени. И вот их главные роли: Шариков-Чугункин - это не кто иной, как сам Сталин (о чем говорит «железная фамилия»), Преображенский - Ленин (тот, кто преобразил страну), доктор Борменталь (беспрерывно конфликтующий с Шариковым) - Троцкий (Бронштейн), Швондер - Каменев, Зина - Зиновьев, Дарья - Дзержинский и т. д.

Памфлет

На собрании литераторов в Газетном переулке, где читалась рукопись, присутствовал агент ОГПУ, который отметил, что такие вещи, прочитанные в блестящем столичном литературном кружке, могут быть намного опаснее, чем выступления литераторов 101 сорта на собраниях Всероссийского союза поэтов.

Булгаков до последнего надеялся, что произведение опубликуют в альманахе «Недра», но его даже не пропустили в Главлит для прочтения, однако рукопись как-то передали Л. Каменеву, который отметил, что это произведение ни в коем случае нельзя печатать, так как оно представляет собой острый памфлет на современность. Потом в 1926 году был обыск у Булгакова, рукописи книги и дневник были изъяты, автору их вернули только через три года после ходатайства Максима Горького.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png