История Курильских островов

История вопроса

Кратко история «принадлежности» Курильcких островов и острова Сахалин выглядит следующим образом.

1.В период 1639-1649 г . русские казачьи отряды под предводительством Московитинова, Колобова, Попова обследовали и начали осваивать Сахалин и Курильские острова. В это же время русские первопроходцы неоднократно заплывают и на остров Хоккайдо, где их миролюбиво встречают местные аборигены народности айны. Японцы же появились на этом острове столетием позже, после чего истребили и частично ассимилировали айнов .

2.В 1701 г. казачий урядник Владимир Атласов доложил Петру I о «подчинении» Российской короне Сахалина и Курильских островов, ведущих в «чудное Нипонское царство».

3.В 1786 г . по приказу Екатерины II произведен реестр российских владений на Тихом океане с доведением реестра до сведения всех европейских государств как декларации прав России на эти владения, в том числе и на Сахалин, и на Курилы.

4.В 1792 г . Указом Екатерины II вся гряда Курильских островов (и Северных, и Южных), а также остров Сахалин официально включены в состав Российской Империи.

5.В результате поражения России в Крымской войне 1854-1855 гг. под давлением Англии и Франции Россия вынуждена была заключить с Японией 7 февраля 1855 г. Симодский Договор , по которому Японии передавались четыре южных острова Курильской гряды: Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп. Сахалин остался неразделенным между Россией и Японией. При этом, правда, признавалось право захода российских кораблей в японские порты, а также провозглашался «постоянный мир и искренняя дружба между Японией и Россией».

6.7 мая 1875 г. по Петербургскому договору царское правительство в качестве весьма странного акта «доброй воли» идет на непонятные дальнейшие территориальные уступки Японии и передает ей еще 18 малых островов архипелага. Взамен Япония признала, наконец, право России на весь Сахалин. Именно на этот договор ссылаются больше всего японцы сегодня, лукаво умалчивая , что первая статья этого договора гласит: «...и впредь будет установлен вечный мир и дружба между Россией и Японией» (сами японцы нарушали этот договор в XX столетии неоднократно ). Многие российские государственные деятели тех лет резко осудили этот «обменный» договор, как недальновидный и вредный для будущего России, сравнивая его с такой же недальновидностью, как продажа Соединенным Штатам Америки в 1867 г. Аляски за бесценок (7 млрд. 200 млн. долл.), - говоря, что «теперь мы кусаем собственные локти».

7.После русско-японской войны 1904-1905 гг. последовал очередной этап унижения России . По Портсмутскому мирному договору, заключенному 5 сентября 1905 г., Япония получила южную часть Сахалина, все Курильские острова, а также отобрала у России право аренды на военно-морские базы Порт-Артур и Дальний . Когда же российские дипломаты напомнили японцам, что все эти положения противоречат договору 1875 г., - те высокомерно и нагло ответили : «Война перечеркивает все договора. Вы потерпели поражение и давайте исходить из сложившейся на сегодняшний день обстановки ». Читатель, запомним эту хвастливую декларацию захватчика !

8.Далее наступает время наказания агрессора за его извечную алчность и территориальную экспансию. Подписанным Сталиным и Рузвельтом на Ялтинской конференции 10 февраля 1945 г. «Соглашением по Дальнему Востоку » предусматривалось: «...через 2-3 месяца после капитуляции Германии Советский Союз вступит в войну против Японии при условии возвращения Советскому Союзу южной части Сахалина, всех Курильских островов, а также восстановления аренды Порт-Артура и Дальнего (эти построенные и оборудованныеруками русских рабочих , солдат и матросов еще в конце XIX-начале XX вв. очень удобные по своему географическому положению военно-морские базы были безвозмездно переданы «братскому» Китаю . А ведь эти базы были так нужны нашему флоту в 60-80-е годы разгула «холодной войны» и напряженной боевой службы флота в отдаленных районах Тихого и Индийского океанов. Пришлось на голом месте оборудовать для флота базу передового базирования Камрань во Вьетнаме).

9.В июле 1945 г. в соответствии с Потсдамской декларацией глав стран-победительниц был принят следующий вердикт относительно будущего Японии: «Суверенитет Японии будет ограничен четырьмя островами: Хоккайдо, Кюсю, Сикоку, Хонсю и теми, которые МЫ УКАЖЕМ ». 14 августа 1945 г. японское правительство широковещательно подтвердило принятие условий Потсдам-ской декларации , а 2 сентября Япония безоговорочно капитулировала . Статья 6 Акта о капитуляции гласит: «...японское правительство и его преемники будут честно выполнять условия Потсдамской декларации , отдавать те распоряжения и предпринимать те действия, которые в целях осуществления этой декларации потребует Главнокомандующий союзных держав...». 29 января 1946 г. Главнокомандующий генерал Макартур своей директивой № 677 ПОТРЕБОВАЛ: «Курильские острова, включая Хабомаи и Шикотан, исключаются из юрисдикции Японии». И только после этого юридического действия был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1946 г., гласивший: «Все земли, недра и воды Сахалина и Кульских островов являются собственностью Союза Советских Социалистических Республик ». Таким образом, Курильские острова (и Северные, и Южные), а также о. Сахалин, на законных основаниях и в соответствии с нормами международного права были возвращены России . На этом можно было бы поставить точку на «проблеме» Южных Курил и прекратить все дальнейшие словопрения. Но история с Курилами продолжается.

10.После окончания второй мировой войны США оккупировали Японию и превратили ее в свой военный плацдарм на Дальнем Востоке. В сентяре 1951 г. США, Великобритания и ряд других государств (всего 49) подписали Сан-Францисский мирный договор с Японией , подготовленный в нарушение Потсдамских соглашений без участия Советского Союза . Поэтому наше правительство к договору не присоединилось. Тем не менее в ст. 2, главы II этого договора черным по белому зафиксировано: «Япония отказывается от всех правооснований и претензий... на Курильские острова и ту часть Сахалина и прилегающих к нему островов , суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 г.». Однако и после этого история с Курилами не завершается.

11.19 октября 1956 г. правительство Советского Союза, следуя принципам дружбы с государствами-соседями, подписало с японским правительством совместную декларацию , по которой состояние войны между СССР и Японией прекращалось и между ними восстанавливались мир, добрососедство и дружеские отношения. При подписании Декларации в качестве жеста доброй воли и не более было обещано передать Японии два самых южных острова Шикотан и Хабомаи , но только после заключения мирного договора между странами .

12.Однако США после 1956 г. навязали Японии ряд военных соглашений , замененных в 1960 г. единым «Договором о взаимном сотрудничестве и безопасности», по которому войска США оставались на ее территории, и тем самым японские острова превращались в плацдарм агрессии против Советского союза. В связи с такой обстановкой советское правительство заявило Японии о невозможности передачи ей обещанных двух островов . И в этом же заявлении подчеркивалось, что согласно декларации от 19 октября 1956 г. «мир, добрососедство и дружеские отношения» между странами установлены. Поэтому дополнительный мирный договор возможно и не требуется.
Таким образом, проблемы Южных Курил не существует . Она давно решена. И де-юре, и де-факто острова принадлежат России . В этой связи может быть следовало бы припомнить японцам их высокомерное заявление в 1905 г., а также указать, что Япония потерпела поражение во второй мировой войне и поэтому не имеет никаких прав ни на какие территории , даже и на ее исконные земли, кроме тех, которые ей дарованы победителями.
И нашему МИД так же жестко, или в более мягкой дипломатической форме следовало бы заявить это японцам и на этом поставить точку, НАВСЕГДА прекратив всякие переговоры и даже разговоры по этой несуществующей и унижающей достоинство и авторитет России проблеме .
И вновь «территориальный вопрос»

Однако, начиная с 1991 г., неоднократно проходят встречи Президента Ельцина и членов российского правительства, дипломатов с правительственными кругами Японии, в ходе которых японская сторона каждый раз назойливо поднимает вопрос о «северных японских территориях».
Так, в Токийской декларации 1993 г., подписанной Президентом России и премьер-министром Японии, снова было признано «наличие территориального вопроса», и обе стороны обещали «приложить усилия» к его решению. Возникает вопрос - неужели наши дипломаты не могли не знать, что такие декларации не следует подписывать, ибо признание наличия «территориального вопроса» противоречит национальным интересам России (ст. 275 УК РФ «Государственная измена»)??

Что касается мирного договора с Японией, то он де-факто и де-юре в соответствии с Советско-японской декларацией от 19 октября 1956 г. не очень-то и нужен . Не хотят японцы заключать дополнительный официальный мирный договор, и не надо. Он больше необходим Японии , как стороне, потерпевшей поражение во второй мировой войне, нежели России.

А граждане России должны знать, высосанная из пальца «проблема» Южных Курил , ее муссирование, периодическая шумиха в СМИ вокруг нее и сутяжничество японцев - есть следствие незаконных притязаний Японии в нарушение взятых ею на себя обязательств строго соблюдать признанные и подписанные ею международные обязательства. И такое постоянное стремление Японии пересмотреть принадлежность многих территорий в Азиатско-Тихоокеанском регионе пронизывает японскую политику на протяжении всего ХХ в .

Почему же японцы, можно сказать, вцепились зубами в Южные Курилы и пытаются снова незаконно ими завладеть? А потому, что экономическое и военно-стратегическое значение этого региона чрезвычайно велико и для Японии, и еще более для России. Это район колоссальных богатств морепродуктов (рыба, живность, морские животные, растительность и пр.), залежей полезных, причем редкоземельных ископаемых, энергоисточников, минерального сырья .

Например, 29 января с.г. в программе «Вести» (РТР) проскользнула короткая информация: на острове Итуруп обнаружено крупное месторождение редкоземельного металла Рений (75-й элемент в таблице Менделеева, причем единственное в мире ).
Ученые якобы просчитали, что для разработки этого месторождения достаточно вложить всего 35 тыс. долл., но прибыль от добычи этого металла позволит за 3-4 года вывести всю Россию из кризиса . Видимо японцы знают об этом и потому так настойчиво атакуют российское правительство с требованием отдать им острова.

Надо сказать, что за 50 лет владения островами японцы на них ничего капитального не построили и не создали, кроме легких построек-времянок . Нашим пограничникам пришлось заново строить казармы и другие постройки на заставах. Все экономическое «освоение» островов, о котором сегодня на весь мир кричат японцы, заключалось в хищническом грабеже богатств островов . В ходе японского «освоения» с островов исчезли лежбища котиков, места обитания каланов . Часть поголовья этих животных восстановили уже наши курильчане .

Сегодня экономическое положение всей этой островной зоны, как и всей России, тяжелое. Конечно, меры по поддержке этого региона и заботе о курильчанах необходимы существенные. По расчетам группы депутатов Госдумы на островах можно добывать, как сообщалось в передаче «Парламентский час» (РТР) 31 января с.г., только рыбопродуктов до 2000 т в год, с чистой прибылью около 3 млрд. долл.
В военном отношении гряда Северных и Южных Курил с Сахалином составляет законченную замкнутую инфраструктуру стратегической обороны Дальнего Востока и Тихоокеанского флота. Они ограждают Охотское море и превращают его во внутреннее. Это - район развертывания и боевых позиций наших стратегических подводных лодок .

Без Южных Курил мы получим «пробоину» в этой обороне . Контроль над Курилами обеспечивает свободный выход флота в океан, - ведь до 1945 г. наш Тихоокеанский флот, начиная с 1905 г., был практически заперт в своих базах в Приморье. Средства обнаружения на островах обеспечивают дальнее обнаружение воздушного и надводного противника, организацию противолодочной обороны подступов к проходам между островами.

В заключение следует отметить такую особенность в взаимоотношениях треугольника Россия - Япония - США. Именно США подтверждают «законность» принадлежности островов Японии , вопреки всем ими же подписанным международным договорам .
Раз так, - то наш МИД имеет полное право в ответ на притязания японцев предложить им потребовать возвращения Японии ее «южных территорий» - Каролинских, Маршалловых и Марианских островов .
Эти архипелаги, бывшие колонии Германии, захвачены Японией в 1914 г . Владычество Японии над этими островами санкционировано Версальским 1919 г. договором. После разгрома Японии все эти архипелаги перешли под управление США . Так почему бы Японии не потребовать от Соединенных Штатов возвратить ей острова? Или духу не хватает?
Как видите, налицо явный двойной стандарт внешней политики Японии .

И еще один факт, проясняющий общую картину возврата наших дальневосточных территорий в сентябре 1945 г. и военное значение этого региона. Курильской операцией 2-го Дальневосточного фронта и Тихоокеанского флота (18.08 - 1.09.1945 г.) предусматривалось освобождение всех Курильских островов и захват острова Хоккайдо.

Присоединение этого острова к России имело бы важное оперативно-стратегическое значение, поскольку обеспечивалась бы полная замкнутость «ограждения» Охотского моря нашими островными территориями: Курилы - Хоккайдо - Сахалин. Но Сталин эту часть операции отменил, сказав, что с освобождением Курил и Сахалина мы решили все свои территориальные вопросы на Дальнем Востоке. А чужой земли нам не надо . К тому же, захват Хоккайдо обойдется нам большой кровью, ненужными потерями моряков и десантников в самые последние дни войны.

Сталин здесь показал себя настоящим государственником, заботящимся о стране, ее солдатах, а не захватчиком, позарившимся на весьма доступные в той обстановке для захвата чужие территории.
Источник

Проблема Курильских островов

Сегорских А.

группа 03 История

К так называемым «спорным территориям» относятся острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи (Малая Курильская гряда состоит из 8 островов).

Обычно при обсуждении проблемы спорных территорий рассматривают три группы проблем: исторический паритет в открытии и в освоении островов, роль и значение русско-японских договоров XIX века, установивших границу между двумя странами, а также юридическую силу всех документов, регулирующих послевоенное устройство мира. Особенно интересно в этом вопросе то, что все исторические договоры прошлого, на которые ссылаются японские политики, в сегодняшних спорах утратили силу, даже не в 1945г., а еще в 1904, с началом русско-японской войны, ибо международное право гласит: состояние войны между государств ами прекращает действие всех и всяческих договоров между ними. Уже по одному этому весь “исторический” пласт аргументации японской стороны не имеет отношения к правам сегодняшнего японского государства. Поэтому первые две проблемы мы рассматривать не будем, а остановимся на третьей.

Сам факт нападения Японии на Россию в русско-японской войне гг. являлся грубым нарушением Симодского трактата, в котором провозглашался «постоянный мир и искренняя дружба между Россией и Японией». После поражения России, в 1905 году был заключен Портсмутский мирный договор. Японская сторона потребовала от России в порядке контрибуции остров Сахалин . В Портсмутском договоре прекратило действие обменное соглашение 1875г., а также говорилось о том, что все торговые договоры Японии с Россией аннулируются в результате войны. Это аннулировало Симодский трактат 1855г. Таким образом, к моменту заключения 20 января 1925г. конвенции об основных принципах взаимоотношений между Россией и Японией фактически не существовало какого-либо действующего двустороннего соглашения о принадлежности Курильских островов.

Вопрос о восстановлении прав СССР на южную часть Сахалина и Курильские острова обсуждался в ноябре 1943г. на Тегеранской конференции глав союзных держав. На Ялтинской конференции в феврале 1945г. лидеры СССР, США и Великобритании окончательно договорились о том, что после окончания второй мировой войны Южный Сахалин и все Курильские острова перейдут Советскому Союзу, и это явилось условием вступления СССР в войну с Японией - через три месяца после окончания войны в Европе.

2 февраля 1946г. последовал Указ Президиума Верховного Совета СССР, который установил, что вся земля с ее недрами и водами на территории Южного Сахалина и Курильских островов является государственной собственность ю СССР.

8 сентября 1951 года в Сан-Франциско 49 государств подписали мирный договор с Японией. Проект договора был подготовлен в период "холодной войны" без участия СССР и в нарушение принципов Потсдамской декларации. Советская сторона предложила провести демилитаризацию и обеспечить демократизацию страны. СССР, а вместе с ним Польша и Чехословакия, поставить свои подписи под договором отказались. Тем не менее статья 2 этого договора гласит, что Япония отказывается от всех прав и правооснований на остров Сахалин и Курильские острова. Таким образом, Япония сама отказалась от территориальных притязаний к нашей стране, подкрепив это своей подписью.

Но позже США стали утверждать, что в Сан-францисском мирном договоре не указано в чью пользу Япония отказалась от этих территорий. Это заложило основы для предъявления территориальных претензий.

1956 год, советско-японские переговоры о нормализации отношений между двумя странами. Советская сторона согласна уступить два острова Шикотан и Хабомаи Японии и предлагает подписать Совместную декларацию. Декларация предполагала сначала заключение мирного договора и только потом «передачу» двух островов. Передача – это акт доброй воли, готовность распорядиться собственной территорией «идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства». Япония же настаивает на том, чтобы «возвращение» предшествовало мирному договору, ибо само понятие «возвращение» - это признание незаконности их принадлежности к СССР, что и является ревизией не только самих итогов Второй мировой войны, но и принципа незыблемости этих итогов. Американское давление сыграло свою роль, и японцы отказались подписать мирный договор на наших условиях. Заключенный впоследствии договор о безопасности (1960 г.) между США и Японией сделал невозможным передачу Японии Шикотана и Хабомаи. Отдавать острова под американские базы наша страна, понятно, не могла, как и связывать себя какими-то обязательствами перед Японией в вопросе о Курилах.

27 января 1960 года СССР заявил, что, поскольку данное соглашение направлено против СССР и КНР, то советское правительство отказывается рассматривать вопрос о передаче указанных островов Японии, поскольку это приведёт к расширению территории, используемой американскими войсками.

В настоящее время японская сторона утверждает, что острова Итуруп, Шикотан, Кунашир и гряда Хабомаи, всегда являвшиеся японской территорией, в состав Курильских островов, от которых отказалась Япония, не входят. Правительство США по поводу сферы понятия «Курильские острова» в Сан-францисском мирном договоре заявило в официальном документе: «Они не включают, и не имелось никакого намерения включать (в состав Курил) гряды Хабомаи и Шикотан, или Кунашир и Итуруп, которые прежде всегда были частью собственно Японии и, следовательно, должны быть справедливо признаны как находящиеся под японским суверенитетом».

Достойный ответ по поводу территориальных притязаний к нам со стороны Японии дал в свое время: «Границы между СССР и Японией следует рассматривать как итог второй мировой войны».

В 90-е при встрече с Японской делегацией также решительно выступил против пересмотра границ, подчеркнув при этом, что границы между СССР и Японией "законные и юридически обоснованные". Всю вторую половину XX века вопрос о принадлежности южной группы Курильских островов Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи (в японской интерпретации - вопрос о «северных территориях») оставался основным камнем преткновения в японско-советских (позже и японско-российских) отношениях.

В 1993 году была подписана Токийская декларация о российско-японских отношениях, где говорится о том, что Россия - продолжатель СССР и что все соглашения, подписанные между СССР и Японией, будут признаны Россией и Японией.

14 ноября 2004 года глава МИДа в преддверии визита президента России Владимира Путина в Японию заявил, что Россия как государство-продолжатель СССР признаёт Декларацию 1956 года как существующую и готова вести территориальные переговоры с Японией на её базе. Такая постановка вопроса вызвала оживлённую дискуссию среди российских политиков. Владимир Путин поддержал позицию МИДа, оговорившись, что Россия «будет выполнять все взятые на себя обязательства» только «в таких объёмах, в которых эти договоренности готовы выполнять наши партнеры». Премьер-министр Японии Коидзуми в ответ заявил, что Японию не устраивает передача лишь двух островов: «Если не будет определена принадлежность всех островов, мирный договор подписан не будет». При этом японский премьер пообещал проявить гибкость при определении сроков передачи островов.

14 декабря 2004 года министр обороны США Дональд Рамсфельд выразил готовность посодействовать Японии в разрешении спора с Россией по поводу Южных Курил. Некоторые наблюдатели видят в этом отказ США от нейтралитета в японско-российском территориальном споре. Да и способ отвлечь внимание от своих действий конца войны, а также сохранять равенство сил в данном регионе.

В годы холодной войны США поддерживали позицию Японии в споре о Южных Курилах и делали всё, чтобы эта позиция не смягчалась. Именно под давлением США Япония пересмотрела своё отношение к советско-японской декларации 1956 года и стала требовать возвращения всех спорных территорий. Но в начале XXI века, когда Москва и Вашингтон нашли себе общего врага, США перестали делать какие-либо заявления по поводу российско-японского территориального спора.

16 августа 2006 японская рыболовецкая шхуна была задержана российскими пограничниками. Шхуна отказывалась подчиняться командам пограничников, по ней был открыт предупредительный огонь. В ходе инцидента один член экипажа шхуны получил смертельное ранение в голову. Это вызвало резкий протест японской стороны. Обе стороны заявляют, что инцидент произошёл в их собственных территориальных водах. За 50 лет спора вокруг островов это первый зафиксированный смертельный случай.

13 декабря 2006 Глава Министерства иностранных дел Японии Таро Асо на заседании внешнеполитического комитета нижней палаты представителей парламента высказался за то, чтобы разделить с Россией пополам южную часть спорных Курильских островов. Существует точка зрения, что таким образом японская сторона надеется решить давнюю проблему в российско-японских отношениях. Однако сразу после высказывания Таро Асо японский МИД дезавуировал его слова, подчеркнув, что они были неверно истолкованы.

Безусловно, позиция Токио в отношении России претерпела некоторые изменения. Она отказалась от принципа “неразделимости политики и экономики”, то есть жесткой увязки территориальной проблемы с сотрудничеством в области экономики. Сейчас правительство Японии пытается проводить гибкую политику, которая означает мягкое продвижение одновременно экономического сотрудничества и решение территориальной проблемы.

Основные факторы, которые необходимо учитывать при решении проблемы Курильских островов

· наличие богатейших запасов морских биологических ресурсов в акваториях , прилегающих к островам;

· неразвитость инфраструктуры на территории Курильских островов, практическое отсутствие собственной энергетической базы при значительных запасах возобновляемых геотермальных ресурсов, отсутствие собственных транспортных средств для обеспечения грузовых и пассажирских перевозок;

· близость и практически неограниченная емкость рынков сбыта морепродуктов в соседних странах Азиатско-Тихоокеанского региона; необходимость сбережения уникального природного комплекса Курильских островов, поддержания локального энергетического равновесия с сохранением чистоты воздушного и водного бассейнов, защиты уникального растительного и животного мира. При разработке механизма передачи островов должно учитываться мнение местного гражданского населения. Тем, кто останется, должны быть гарантированны все права (включая имущественные), а тем, кто уедет, необходима полная компенсация. Нужно учесть готовность местного населения воспринять изменение статуса этих территорий.

Курильские острова имеют важное геополитическое и военно-стратегическое значение для России, влияют на национальную безопасность России. Утрата Курильских островов повредит системе обороны российского Приморья и ослабит обороноспособность нашей страны в целом. С потерей островов Кунашир и Итуруп Охотское море перестает быть нашим внутренним морем. Курильские острова и прилегающая к ним акватория единственная в своем роде экосистема, обладающая богатейшими природными ресурсами, прежде всего биологическими. Прибрежные воды Южных Курильских островов, Малой Курильской гряды являются основными районами обитания ценных промысловых видов рыб и морепродуктов, добыча и переработка которых является основой экономики Курильских островов.

Принцип незыблемости итогов Второй мировой войны должен быть положен в основу нового этапа русско-японских отношений, а термин "возвращение" забыт. Но, может быть, стоит дать Японии создать музей боевой славы на Кунашире, с которого японские летчики разбомбили Пёрл-Харбор. Пусть японцы почаще вспоминают, что американцы сделали им в ответ, и про базу США на Окинаве, но чувствуют дань уважения русских бывшему противнику.

Примечания:

1. Россия и проблема Курильских островов. Тактика отстаивания или стратегия сдачи. Нарочницкая Н. http:///analit/

3. Курилы тоже русская земля. Максименко М. http:///analit/sobytia/

4. Россия и проблема Курильских островов. Тактика отстаивания или стратегия сдачи. Нарочницкая Н. http:///analit/

7. Современные японские историки об освоении Южно-Курильских островов (начало XVII - начало XIX века) http://proceedings. /

8. Курилы тоже русская земля. Максименко М. http:///analit/sobytia/


Введение

Заключение

Введение


Политические конфликты всегда имели важную и, несомненно, неоднозначную роль в мировом дипломатическом сообществе. Особенно привлекающими внимание кажутся споры по принадлежности территорий, тем более, настолько долговременные, как дипломатический конфликт между Российской Федерацией и Японией по вопросу принадлежности Южных Курильских островов. Именно это и определяет актуальность данной работы.

Курсовая работа написана простым и понятным широкой публике языком. Она имеет не только теоретическую, но и практическую ценность: материал можно использовать в качестве опорного конспекта при подготовке к экзамену по истории или основам теории международных отношений по теме проблематики русско-японских отношений.

Итак, нами была поставлена цель :

Проанализировать существующую проблему принадлежности Курильских островов и предложить возможные пути решения данной проблемы.

Цель определила и конкретные задачи работы:

ñСобрать теоретический материал по данной теме, проанализировав и систематизировав информацию;

ñСформировать позиции каждой стороны в дипломатическом конфликте;

ñСделать выводы.

Работа построена на изучении монографий по конфликтологии и дипломатии, исторических источников, новостных и репортажных обзорах и заметок.

С целью облегчения восприятия поступающей информацию мы поделили всю работу на три этапа.

дипломатический конфликт курильский остров

Первый этап состоял в определении ключевых теоретических понятий (таких как конфликт, государственная граница, право на владение территорией). Он составил понятийный фундамент данной работы.

На втором этапе мы рассматривали историю русско-японских отношений в вопросе Курильских островов; сам русско-японский конфликт, его причины, предпосылки, развитие. Отдельное внимание мы посвятили настоящему времени: провели анализ состояния и развития конфликта на сегодняшний этап.

На заключительном этапе были сделаны выводы.

Глава I. Сущность и понятия дипломатического конфликта в системе международных отношений


1.1 Определение конфликта и дипломатического конфликта


Человечество знакомо с конфликтами с момента своего возникновения. Споры и войны вспыхивали на всем протяжении исторического развития общества между племенами, городами, странами, блоками государств. Их порождали религиозные, культурные, идеологические, этнические, территориальные и другие противоречия. Как заметил немецкий военный теоретик и историк К. фон Клаузевиц, история мира - это история войн. И хотя такое определение истории страдает известной абсолютизацией, нет сомнения в том, что роль и место конфликтов в человеческой истории более чем существенны. Окончание "холодной войны" в 1989 г. в очередной раз породило радужные прогнозы о наступлении эры бесконфликтного существования на планете. Казалось, что с исчезновением противостояния двух сверхдержав - СССР и США, - канут в Лету региональные конфликты и угроза третьей мировой войны. Однако надеждам на более спокойный и благоустроенный мир в очередной раз не суждено было сбыться.

Итак, из всего вышесказанного следует, что конфликт - это наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. Конфликты являются предметом изучения науки конфликтологии. Следовательно, в международном конфликте участвуют государства, имеющие противоположные точки зрения на предмет спора.

Когда страны пытаются решить конфликт дипломатически - то есть без применения военных действий - их действия направлены на то, чтобы, прежде всего, найти компромисс за столом переговоров, что бывает весьма сложно. Этому есть объяснение: часто руководители государств просто не хотят идти на уступки друг другу - их устраивает некое подобие вооруженного нейтралитета; также, нельзя ни учитывать причины конфликта, его историю и, собственно, предмет спора. Национальные особенности и потребности играют немаловажную роль в развитии конфликта - в совокупности это может существенно затормозить поиск компромисса между странами-участницами.


1.2 Государственная граница и право её оспаривания другой страной


Дадим определение государственной границы:

Государственная граница - линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) страны, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета.

Из определения косвенно следует следующее утверждение - государство охраняет свой суверенитет, и, следовательно, свои воздушные и земельные ресурсы. Исторически, одной из самых побудительных причин к военным действиям является именно раздел территорий и ресурсов.


1.3 Право на владение территорий


Вопрос о юридической природе государственной территории предполагает ответ о том, что есть государственная территория с правовой точки зрения, точнее, что есть государственная территория с международно-правовой точки зрения.

Государственная территория - это часть поверхности Земли, правомерно принадлежащая определенному государству, в пределах которой оно осуществляет свое верховенство. Другими словами, государственный суверенитет лежит в основе юридической природы государственной территории. Согласно международному праву территория связана с ее населением. Государственная территория и ее население - необходимые атрибуты государства.

Территориальное верховенство означает полную и исключительную власть государства на своей территории. Это означает, что на территории конкретного государства не может действовать публичная власть другой державы.

Тенденции развития современного международного права свидетельствуют о том, что государство свободно в праве пользования своим территориальным верховенством в той мере, в какой не затрагиваются права и законные интересы других государств.

Понятие юрисдикции государства более узкое по объему, чем понятие территориального верховенства. Под юрисдикцией государства понимается право его судебных и административных органов рассматривать и разрешать любые дела в пределах своих границ в отличие от территориального верховенства, означающего всю полноту государственной власти на определенной территории.

Глава II. Русско-японский конфликт в отношении Курильских островов


2.1 История конфликта: причины и этапы развития


Основной проблемой на пути к достижению договоренности является выдвижение Японией территориальных претензий на южные Курильские острова (о. Итуруп, о. Кунашир и Малая Курильская гряда).

Курильские острова - цепь вулканических островов между полуостровом Камчатка и островом Хоккайдо (Япония), отделяют Охотское море от Тихого океана. Состоят из двух параллельных гряд островов - Большой Курильской и Малой Курильской4. Первые сведения о Курильских островах сообщил русский землепроходец Владимир Атласов.



В 1745 г. большая часть Курильских островов была нанесена на "Генеральную карту Российской империи" в Академическом атласе.

В 70-х гг. XVIII века на Курилах существовали постоянные русские поселения под начальством иркутского мещанина Василия Звездочетова. На карте 1809 г. Курилы и Камчатка приписывались к Иркутской губернии. В XVIII веке мирная колонизация россиянами Сахалина, Курил и северо-востока Хоккайдо в основном завершилась.

Параллельно с освоением Курил Россией шло продвижение японцев на Северные Курилы. Отражая японский натиск, Россия в 1795 г. построила укрепленную военную стоянку на острове Уруп.

К 1804 г. на Курилах фактически сложилось двоевластие: на Северных Курилах сильнее ощущалось влияние России, на Южных - Японии. Но формально все Курилы по-прежнему принадлежали России.

февраля 1855 г. был подписан первый русско-японский договор - Трактат о торговле и границах. Он провозгласил отношения мира и дружбы между двумя странами, открыл для российских судов три японских порта и установил границу в районе Южных Курил между островами Уруп и Итуруп.

В 1875 г. Россия подписала русско-японский договор, согласно которому она уступала Японии 18 Курильских островов. Япония в свою очередь признала остров Сахалин полностью принадлежащим России.

С 1875 по 1945 г. Курильские острова находились под управлением Японии.

февраля 1945 г. между руководителями Советского Союза, США и Великобритании - Иосифом Сталиным, Франклином Рузвельтом, Уинстоном Черчиллем было подписано соглашение, согласно которому после окончании войны против Японии Курильские острова должны быть переданы Советскому Союзу.

сентября 1945 г. Япония подписала Акт о безоговорочной капитуляции, приняв условия Потсдамской декларации 1945 г., по которой ее суверенитет был ограничен островами Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо, а также менее крупными островами японского архипелага. Острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи отходили Советскому Союзу.

февраля 1946 г. указом Президиума Верховного Совета СССР Курильские острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи были включены в состав СССР.

сентября 1951 г. на международной конференции в Сан-Франциско был заключен мирный договор между Японией и 48 странами-участницами антифашистской коалиции, по которому Япония отказалась от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и Сахалин. Советская делегация не подписала этот договор, сославшись на то, что рассматривает его как сепаратную договоренность между правительствами США и Японии.

С точки зрения договорного права вопрос о принадлежности Южных Курил остался неопределенным. Курилы перестали быть японскими, но не стали советскими. Использовав это обстоятельство, Япония в 1955 г. предъявила СССР претензии на все Курильские острова и южную часть Сахалина. В результате двухлетних переговоров между СССР и Японией позиции сторон сблизились: Япония ограничила свои претензии островами Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп.

октября 1956 г. в Москве подписана Совместная декларация СССР и Японии о прекращении состояния войны между двумя государствами и восстановлении дипломатических и консульских отношений. В ней, в частности, советское правительство согласилось на передачу Японии после заключения мирного договора островов Хабомаи и Шикотан.

После заключения в 1960 г. японо-американского договора о безопасности СССР аннулировал обязательства, взятые на себя декларацией 1956 г. Во времена "холодной войны" Москва не признавала существования территориальной проблемы между двумя странами. Наличие этой проблемы впервые было зафиксировано в Совместном заявлении 1991 г., подписанном по итогам визита президента СССР в Токио.

В 1993 г. в Токио президентом России и премьер-министром Японии была подписана Токийская декларация о российско-японских отношениях, где было зафиксировано согласие сторон продолжить переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора путем решения вопроса о принадлежности упомянутых выше островов5.


2.2 Развитие конфликта в настоящее время: позиции сторон и поиск решения


В последние годы в целях создания на переговорах атмосферы, способствующей поиску взаимоприемлемых решений, стороны уделяют большое внимание налаживанию практического российско-японского взаимодействия и сотрудничества в районе островов. Одним из результатов такой работы стало начало реализации в сентябре 1999 г. договоренности о максимально облегченной процедуре посещений островов их бывшими жителями из числа японских граждан и членов их семей. Осуществляется сотрудничество в рыбохозяйственной сфере на основе действующего российско-японского Соглашения по рыболовству у южных Курил от 21 февраля 1998 г.

Японская сторона выдвигает претензии на южные Курильские острова, мотивируя их ссылками на российско-японский Трактат о торговле и границах 1855 г., по которому указанные острова были признаны японскими, а также на то, что эти территории не входят в состав Курильских островов, от которых Япония отказалась по Сан-Францискому мирному договору 1951 г. Япония поставила в зависимость от решения территориального спора подписание мирного договора между двумя странами.

Позиция российской стороны по вопросу о пограничном размежевании состоит в том, что южные Курильские острова перешли к нашей стране по итогам Второй мировой войны на законном основании в соответствии с договоренностями союзных держав (Ялтинское соглашение от 11 февраля 1945 г., Потсдамская декларация от 26 июля 1945 г.) и российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно-правовое оформление, сомнению не подлежит.

Подтверждая приверженность ранее достигнутым договоренностям о проведении переговоров по мирному договору, включая вопрос о пограничном размежевании, российская сторона подчеркивает, что решение этой проблемы должно быть взаимоприемлемым, не наносить ущерба суверенитету и национальным интересам России, получить поддержку общественности и парламентов обеих стран.

Несмотря на все принимаемые меры, недавнее посещение Д.А. Медведева 1 ноября 2010 года спорной территории вызвало бурю недовольства в японских СМИ; Так, правительство Японии обратилось к российскому президенту с просьбой отказаться от мероприятия во избежание обострения отношений между странами.

МИД РФ ответил на просьбу отказом. В частности, в сообщении дипломатического ведомства отмечалось, что "президент России самостоятельно определяет маршруты поездок по территории своей страны", а советы на этот счет "извне" являются неуместными и неприемлемыми7.

В то же время сдерживающее воздействие нерешенности территориальной проблемы на развитие российско-японских отношений значительно уменьшилось. Это связано, прежде всего, с укреплением международных позиций России и пониманием в Токио необходимости развития российско-японских отношений, включая торгово-экономическое сотрудничество, на фоне поступательного роста экономики России и повышения инвестиционной привлекательности российского рынка.

Заключение


Проблема остается проблемой. Россия и Япония со времен Второй мировой войны живут без всякого мирного договора - это неприемлемо с дипломатической точки зрения. Тем более, что нормальные торгово-экономические отношения и политическое взаимодействие возможны при условии полного решения вопроса Курильских островов. Окончательную точку, возможно, поможет поставить голосование среди населения спорных Курильских островов, ведь в первую очередь, нужно прислушаться к мнению народа.

Единственный ключ к взаимопониманию двух стран - это создание климата доверия, доверия и еще раз доверия, а также широкого взаимовыгодного сотрудничества в самых разных областях политики, экономики и культуры. Свести накопленное столетием недоверие к нулевой отметке и начать двигаться к доверию с плюсом - залог успеха мирного соседства и спокойствия в приграничных морских районах России и Японии. Сумеют ли реализовать эту возможность нынешние политики? Покажет время.

Список использованных источников


1.Азрилиян А. Юридический словарь. - М.: Институт новой экономики, 2009 г. - 1152 с.

2.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Значение, предмет и задачи конфликтологии. - СПб.: Питер, 2008 г. - 496 с.

.Бирюков П.Н. Международное право. - М.: Юристъ, 2008 г. - 688 с.

.Зуев М.Н. История России. - М.: Юрайт, 2011 г. - 656 с.

.Ключников Ю.В., Сабанин А. Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях. Ч.2. - М.: Репринтное издание, 1925 г. - 415 с.

.Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика. - М.: ГУВШЭ, 2006 г. - 792 с.

7.http://www.bbc. co. Uk


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Отношения России и Японии активизировались настолько, как ещё не было за все 60 лет со времён восстановления дипломатических связей между странами. Лидеры обеих стран постоянно встречаются, что-то обсуждая. Что именно?

Публично заявляется, что предметом обсуждения являются совместные экономические проекты, однако ряд экспертов полагает иначе: истинный повод для встреч – территориальный спор из-за Курильских островов, решением которого и заняты президент России Владимир Путин и премьер-министр Японии Синдзо Абэ. А тут ещё газета Nikkei опубликовала информацию о том, что Москва и Токио вроде бы планируют ввести совместное управление северными территориями. Так что же – Курилы готовят передать Японии?

Потепление в отношениях стало особенно заметно полгода назад, во время майского визита Синдзо Абэ в Сочи. Тогда японский премьер назвал российского президента на «ты», пояснив, что так в Японии обращаются только к другу. Ещё одним знаком дружбы стал отказ Токио от присоединения к экономическим санкциям против России.

Абэ предложил Путину план экономического сотрудничества из восьми пунктов по самым разным направлениям – промышленность, энергетика, газовый сектор, торговое партнёрство. Кроме того, Япония готова инвестировать в российское здравоохранение и транспортную инфраструктуру. В общем, мечта, а не план! А что же взамен? Да, болезненная тема Курильских островов тоже была затронута. Стороны согласились, что решение территориального спора – важный шаг на пути подписания мирного договора между странами. То есть никаких намёков о передаче островов не прозвучало. Тем не менее первый камень в развитие щекотливой темы был заложен.

Опасность разозлить дракона

С тех пор лидеры России и Японии встречались на полях международных саммитов.

В сентябре во время Экономического форума во Владивостоке Абэ снова пообещал экономическое сотрудничество, однако на этот раз прямо обратился к Путину с призывом совместными усилиями решить проблему северных территорий, которая вот уже несколько десятилетий омрачает российско-японские отношения.

Тем временем газета Nikkei сообщила, что Токио рассчитывает установить совместный контроль над островами Кунашир и Итуруп, надеясь при этом в перспективе получить Хабомаи и Шикотан полностью. Издание пишет, что Синдзо Абэ должен обсудить этот вопрос с Владимиром Путиным в ходе их встречи, назначенной на 15 декабря.

О том же написала и «Нихон кэдзай»: японское правительство обсуждает проект совместного с Россией управления в качестве меры, которая поможет сдвинуть территориальную проблему с мёртвой точки. Издание даже сообщает: есть информация о том, что Москва начала процесс постановки задач.

А тут подоспели результаты соц­опроса. Оказывается, уже более половины японцев «готовы проявить гибкость при решении вопроса Курильских островов». То есть они согласны, чтобы Россия передала не четыре спорных острова, а только два – Шикотан и Хабомаи.

Сейчас японская пресса пишет о передаче островов как о вопросе практически решённом. Вряд ли информация по столь важной теме высасывается из пальца. Остаётся главный вопрос: действительно ли Москва готова поступиться территориями в обмен на экономическое сотрудничество с Японией и её помощь в борьбе с санкциями?

Очевидно, что при всей благостности общения Путина с Абэ трудно поверить, что президент РФ, после присоединения Крыма снискавший себе славу «собирателя земель русских», согласится пусть на мягкую и поэтапную, но всё же потерю территорий. Тем более на носу президентские выборы 2018 года. Но что будет после них?

Всероссийский центр изучения общественного мнения в последний раз проводил опрос по вопросу передачи Курильских островов в 2010 году. Тогда подавляющее большинство россиян – 79% – высказались за то, чтобы оставить острова за Россией и перестать обсуждать этот вопрос. Вряд ли за прошедшие шесть лет общественные настроения сильно изменились. Если Путин действительно хочет войти в историю, вряд ли ему будет приятно ассоциироваться с непопулярными политиками, которые уже предпринимали попытки передачи островов.

Впрочем, передавали же земли Китаю, и ничего – общественность промолчала.

С другой стороны, Курилы являются символом, потому они и на слуху. Но при желании объяснения найти можно чему угодно. Тем более что аргументы для массового потребления найдутся. Так, токийский корреспондент ТАСС Василий Головнин пишет: в качестве компенсации за передачу Южных Курил Япония обещает наладить в России работу почты и больниц, за свой счёт оснастив клиники оборудованием для ранней диагностики заболеваний. Кроме того, японцы намерены предложить свои разработки в сфере экологически чистой энергетики, строительства жилья, а также круглогодичного выращивания овощей. Так что оправдать передачу пары островов будет чем.

Дружба Москвы с Токио настораживает Пекин

Впрочем, есть у этого вопроса и другая сторона. Дело в том, что Япония имеет территориальные претензии не только к России, но и к Китаю и Южной Корее. В частности, между Токио и Пекином есть давний спор по поводу статуса необитаемого клочка земли под названием Окинотори. По японской версии, это остров, но Китай считает его скалами, а значит, не признаёт международного права Токио на учреждение вокруг него 200-мильной исключительной экономической зоны. Предмет другого территориального спора – архипелаг Сенкаку в Восточно-Китайском море в 170 километрах к северо-востоку от Тайваня. С Южной Кореей Япония спорит по поводу принадлежности островов Лианкур, расположенных в западной части Японского моря.

Поэтому, если Россия удовлетворит территориальные претензии Японии, возникнет прецедент. И дальше Токио начнёт добиваться аналогичных действий от других своих соседей. Логично предположить, что передачу Курильских островов эти соседи расценят как «подставу». Стоит ли нам ссориться с Китаем, нашим главным стратегическим партнёром в Азии? Особенно сейчас, когда начато строительство второй ветки российского газопровода в КНР, когда китайцы инвестируют в наши газовые компании. Конечно, диверсификация политики в Азии – вещь полезная, но требующая от Кремля большой осторожности.

Как Курилы пытались вернуть Японии

Никита Хрущёв в бытность первым секретарём ЦК КПСС предлагал вернуть Японии два острова, лежащие ближе всего к её границам. Японская сторона ратифицировала договор, но Москва передумала из-за возросшего в Японии военного присутствия США.

Следующую попытку предпринял первый президент России Борис Ельцин. Тогдашний министр иностранных дел Андрей Козырев уже готовил документы к визиту главы государства в Японию, в ходе которого предполагалось оформить передачу островов. Что же помешало планам Ельцина? На этот счёт есть разные версии. Генерал-майор ФСО в запасе Борис Ратников, который с 1991 по 1994 год работал первым заместителем начальника Главного управления охраны РФ, рассказал в одном из интервью, как его ведомство расстроило визит Ельцина в Японию якобы по соображениям безопасности. По другой версии, Ельцина отговорил Анатолий Чубайс, фактически воплотив сцену из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», где вор Милославский кидается в ноги к лжецарю со словами: «Не вели казнить, вели слово молвить».

КУРИЛЬСКИЕ ОСТРОВА

УРУП

ИТУРУП

КУНАШИР

ШИКОТАН


Т

ерритория спорных островов Курильского архипелага.


императора?
].








сама



КУРИЛЬСКИЕ ОСТРОВА - цепь вулканических островов между п-овом Камчатка (СССР) и о. Хоккайдо (Япония); отделяет Охотское море от Тихого океана. Входят в состав Сахалинской области (Российская Федерация). Длина около 1200 км. Площадь около 15,6 тыс. км2. Состоят из двух параллельных гряд островов — Большой Курильской и Малой Курильской (Шикотан, Хабомаи и др.).

Большая Курильская гряда делится на 3 группы: южная (Кунашир, Итуруп, Уруп, и др.), средняя (Симушир, Кетой, Ушишир и др.) и северная (Ловушки, Шиашкотан, Онекотан, Парамушир и др.). Большая часть островов гориста (высота 2339 м). Около 40 действующих вулканов; горячие минеральные источники, высока сейсмичность. На южных островах — леса; северные покрыты тундровой растительностью. Промысел рыбы (кета и др.) и морского зверя (нерпа, сивуч и др.).

УРУП , остров в группе Курильских о-вов, территория Российской Федерации. Ок. 1,4 тыс. км2. Состоит из 25 вулканов, соединенных основаниями. Высота до 1426 м. 2 вулкана действующих (Трезубец и Берга).

ИТУРУП , самый крупный по площади (6725 км2) остров в группе Курильских о-вов (Российская Федерация, Сахалинская обл.). Вулканический массив (высота до 1634 м). Заросли бамбука, елово-пихтовые леса, стланик. На Итурупе — г. Курильск.

КУНАШИР , остров в группе Курильских о-вов. Ок. 1550 км2. Высота до 1819 м. Действующие вулканы (Тятя и др.) и горячие источники. Пос. Южно-Курильск. Заповедник Курильский.

ШИКОТАН , самый большой остров в Малой Курильской гряде. 182 км2. Высота до 412 м. Населенные пункты — Малокурильское и Крабозаводское. Рыболовство. Добыча морских животных.


Территория спорных островов Курильского архипелага.

Границы между Россией и Японией в регионе Курильских островов.
Русские мореплаватели капитан Шпанберг и лейтенант Вальтон в 1739 году первыми из европейцев открыли путь к восточным берегам Японии, побывали на японских островах Хондо (Хонсю) и Матсмае (Хоккайдо), описали Курильскую гряду и нанесли на карту все Курильские острова и восточный берег Сахалина. Экспедиция установила, что под властью японского хана [императора? ] находится только один остров Хоккайдо, остальные острова ему неподвластны. С 60-х годов заметно возрастает интерес к Курилам, все чаще к их берегам пристают русские промысловые суда, и вскоре местное население (айны) на островах Уруп и Итуруп было приведено в русское подданство. Купцу Д.Шебалину канцелярией Охотского порта был дан наказ "обратить в подданство России жителей южных островов и заводить с ними торг". Приведя айнов в русское подданство, русские основали на островах зимовья, стоянки, научили айнов пользоваться огнестрельным оружием, разводить скот и выращивать некоторые овощи. Многие из айнов приняли православие и обучились грамоте. По велению Екатерины II в 1779 году все поборы, не установленные указами из Санкт-Петербурга, отменялись. Таким образом, факт открытия и освоения русскими Курильских островов неоспорим.
Со временем промыслы на Курилах истощались, становясь все менее прибыльными, чем у берегов Америки, а потому к концу XVIII века интерес русских купцов к Курилам ослаб. У Японии к концу того же века интерес к Курилам и Сахалину только-только пробуждается, ведь до этого Курилы были практически неизвестны японцам. Остров Хоккайдо - по свидетельству самих же японских ученых - считался иноземной территорией и только незначительная часть его была заселена и освоена. В конце 70-х годов русские купцы доходили до Хоккайдо и пытались завести торговлю с местными жителями. Россия была заинтересована в приобретении продовольствия в Японии для русских промысловых экспедиций и поселений на Аляске и островах Тихого океана, но завязать торговлю так и не удавалось, так как запрещал закон об изоляции Японии 1639 года, который гласил: "На будущее время, доколе солнце освещает мир, никто не имеет права приставать к берегам Японии, хотя бы он даже и был посланником, и этот закон никогда не может быть никем отменен под страхом смерти". И в 1788 году Екатерина II шлет строгий наказ русским промышленникам на Курилах, чтобы они "не касались островов, под ведением других держав находящихся", а за год до того ею был издан указ о снаряжении кругосветной экспедиции для точного описания и нанесения на карту островов от Масмая до камчатской Лопатки, чтобы их "все причислить формально к владению Российского государства". Блыо предписано не допускать иностранных промышленников к "торговле и прмыслам в принадлежащих России местах и с местными жителями обходиться мирно". Но экспедиция не состоялась из-за начавшейся русско-турецкой войны [ имеется в виду война 1787-1791 годов ].
Воспользовавшись ослаблением русских позиций в южной части Курил, японские рыбопромышленники сначала в 1799 году появляются на Кунашире, на следующий год уже на Итурупе, где уничтожают русские кресты и незаконно ставят столб с обозначением, указывающим на принадлежность островов Японии. Японские рыбаки часто стали прибывать к берегам Южного Сахалина, вели промысел, обирали айнов, что являлось причиной частых стычек между ними. В 1805 году русскими моряками с фрегата "Юнона" и тендера "Авось" на берегу залива Анива был поставлен столб с российским флагом, а японская стоянка на Итурупе была разорена. Русские радушно были встречены айнами.

В 1854 году с целью установления с Японией торговых и дипломатических отношений правительство Николая I направляет вице-адмирала Е.Путятина. В его миссию также входило разграничение русских и японских владений. Россия требовала признания своих прав на остров Сахалин и Курилы, издавна принадлежавшие ей. Зная прекрасно, в каком тяжелом положении оказалась Россия, ведя одновременно войну с тремя державами в Крыму, Япония выдвинула необоснованные претензии на южную часть Сахалина. В начале 1855 года в г.Симода Путятин подписал первый Русско-японский договор о мире и дружбе, в соответстствии с которым Сахалин объявлялся неразделенным между Россией и Японией, граница устанавливалась между островами Итуруп и Уруп, а для русских судов были открыты порты Симода, Хакодате и Нагасаки. Симодский трактат 1855 года в статье 2 определяет:
«Впредь границу между Японским государством и Россией установить междуостровом Итуруп и островом Уруп. Весь остров Итуруп принадлежит Японии,весь остров Уруп и Курильские острова к северу от него принадлежат России.Что касается острова Карафуто (Сахалин), то границей между Японией и Россиейон не разделен по-прежнему».

В наше время японская сторона утверждает, что этот трактат комплексно учитывал деятельность Японии и России в районе Сахалина и Курильских островов вплоть до времени его заключения и был заключен в результате переговоров между Японией и Россией в мирной обстановке. Полномочный представитель российской стороны на переговорах адмирал Путятин при подписании трактата заявил: «В целях предотвращения будущих споров, в результате тщательного изучения, было подтверждено, что остров Итуруп является японской территорией». Документы, недавно опубликованные в России, показывают, что Николай I считал остров Уруп южным пределом российской территории.
Японская сторона считает ошибочным утверждение, что Япония-де навязала этот трактат России, находившейся в трудном положении во время Крымской войны. Оно совершенно противоречит фактам. В то время Россия являлась одной из великих европейских держав, тогда как Япония же была малой и слабой страной, которую США, Англия и Россия принуждали отказаться от 300-летней политики самоизоляции страны.
Япония считает ошибочным также утверждение, что на острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряду Хабомаи, подтвержденные этим трактатом в качестве японского владения, Россия якобы имеет «исторические права» в силу их открытия и экспедиций. Как сказано выше, как Николай I, так и адмирал Е.В.Путятин (1803-1883+) на основе тогдашней объективной обстановки заключили трактат, осознавая, что южный предел России — остров Уруп, а Итуруп и южнее его — территория Японии. Начиная с 1855 года на протяжении более 90 лет ни царская Россия, ни Советский Союз никогда не настаивали на этих так называемых «исторических правах».
Для Японии не было никакой необходимости открывать эти острова, находящиесяна кратчайшем расстоянии от нее и видимые с Хоккайдо невооруженным глазом.На карте эры Сёхо, изданной в Японии в 1644 году, записаны названия острововКунашир и Итуруп. Япония раньше всех управляла этими островами. Собственно, свои претензии на так называемые "Северные территории", Япония обосновывает именно содержанием Симодского трактата 1855 года и тем, что до 1946 года острова Итуруп, Кунашир,Шикотан и гряда Хабомаи всегда были территориями Японии и ни разу не сталитерриториями России.

Правительство Александра II главным направлением своей политики сделало Ближний Восток и Среднюю Азию и, опасаясь оставлять неопределенными свои отношения с Японией на случай нового обострения отношений с Англией, пошло на подписание так называемого Петербургского трактата 1875 года, согласно которому все Курильские острова в обмен на признание Сахалина русской территорией переходили к Японии. Александр II, который до этого в 1867 году продал Аляску за символическую и по тем временам сумму - 11 миллионов рублей, и на этот раз совершил крупную ошибку, недооценив стратегическое значение Курил, которые в дальнейшем были использованы Японией для агрессии против России. Царь наивно полагал, что Япония станет миролюбивым и спокойным соседом России и, когда японцы, обосновывая свои претензии, ссылаются на договор 1875 года, то почему-то забывают (как "забыл" сегодня Г.Кунадзе) о его первой статье: "... и впредь будет установлен вечный мир и дружба между Российской и Японской империей".
Потом был 1904 год, когда Япония вероломно напала на Россию... При заключении мирного договора в Портсмуте в 1905 году японская сторона потребовала от России в порядке контрибуции остров Сахалин. Русская сторона заявила тогда, что это противоречит договору 1875 года. Что же ответили на это японцы?
- Война перечеркивает все договоры, вы потерпели поражение и давайте исходить из сложившейся на сегодняшний день обстановки.
Только благодаря искусным дипломатическим маневрам России удалось сохранить северную часть Сахалина за собой, а Южный Сахалин отошел к Японии.

На Ялтинской конференции глав держав, стран-участниц антигитлеровской коалиции, состоявшейся в феврале 1945 года, было решено после окончания второй мировой войны Южный Сахалин и все Курильские острова передать Советскому Союзу, и это явилось условием вступления СССР в войну с Японией - через три месяца после окончания войны в Европе.
8 сентября 1951 года в Сан-Франциско 49 государств подписали мирный договор с Японией. Проект договора был подготовлен в период "холодной войны" без участия СССР и в нарушение принципов Потсдамской декларации. Советская сторона предложила провести демилитаризацию и обеспечить демократизацию страны. Представители США и Великобритании заявили нашей делегации, что они приехали сюда не для того, чтобы обсуждать, а подписать договор и поэтому ни одной строчки менять не станут. СССР, а вместе с ним Польша и Чехословакия, поставить свои подписи под договором отказались. И что интересно, статья 2 этого договора гласит, что Япония отказывается от всех прав и правооснований на остров Сахалин и Курильские острова. Таким образом Япония сама отказалась от территориальных притязаний к нашей стране, подкрепив это своей подписью.
В настоящее время японская сторона утверждает, что острова Итуруп, Шикотан, Кунашир и гряда Хабомаи, всегда являвшиеся японской территорией, в состав Курильских островов, от которых отказалась Япония, не входят. Правительство США по поводу сферы понятия «Курильские острова» в Сан-Францисском мирном договоре заявило в официальном документе: «(Они) не включают и не имелось никакого намерения включать (в состав Курил) гряды Хабомаи и Шикотан, или Кунашир и Итуруп, которые прежде всегда были частью собственно Японии и, следовательно, должны быть справедливо признаны как находящиеся под японским суверенитетом».
1956 год, советско-японские переговоры о нормализации отношений между двумя странами. Советская сторона согласна уступить два острова Шикотан и Хабомаи Японии и предлагает подписать мирный договор. Японская сторона склоняется к принятию советского предложения, но в сентябре 1956 года Соединенные Штаты направляют Японии ноту, в которой говорится, что, если Япония откажется от своих претензий на Кунашир и Итуруп и удовлетворится только двумя островами, то в этом случае США не отдадут острова Рюкю, где главным островом является Окинава. Американское вмешательство сыграло свою роль и... японцы отказались подписать мирный договор на наших условиях. Заключенный впоследствии договор о безопасности (1960 г.) между США и Японией сделал невозможным передачу Японии Шикотана и Хабомаи. Отдавать острова под американские базы наша страна, понятно, не могла, как и связывать себя какими-то обязательствами перед Японией в вопросе о Курилах.

Достойный ответ по поводу территориальных притязаний к нам со стороны Японии дал в свое время А.Н.Косыгин:
- Границы между СССР и Японией следует рассматривать как итог второй мировой войны.

На этом можно было бы поставить точку, но хотелось бы напомнить, что всего 6 лет назад М.С.Горбачев при встрече делегацией СПЯ также решительно выступил против пересмотра границ, подчеркнув при этом, что границы между СССР и Японией "законные и юридически обоснованные".

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png