Разработки уроков (конспекты уроков)

Линия УМК А. В. Перышкина. Физика (7-9)

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Если тело в воду бросить, или просто опустить,
будет сила Архимеда снизу на него давить!

Тип урока: открытия нового знания

Цель урока:

Задачи:

Изучив материал данной темы, учащиеся смогут:

  • Объяснять условия плавания тел в жидкости.
  • Проводить эксперимент и на его основе делать выводы.
  • Определять с помощью таблиц плотностей поведение тел, помещенных в жидкость.
  • Объяснять из соотношения между выталкивающей силой и силой тяжести поведение тела в жидкости.
  • Решать качественные задачи, используя условия плавания тел.

Оборудование: мультимедиапроектор, экран, индивидуальные карточки задания, таблица плотностей, исследуемые материалы(бруски из дерева, парафина, куски пенопласта, различные предметы), металлическая фольга, сосуд с водой.

I этап. Этап мотивации (2 минуты)

Планируемые УУД

Личностные УУД: сформировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Слайд 1. Здравствуйте, ребята! На уроке мы с вами погрузимся в волшебный мир физики, проведем эксперименты, сделаем открытие!

Предлагаю посмотреть видеоролик. Слайд 2.

Попробуйте сформулировать тему урока

Плавание тел Слайд 3.

II этап. Формирование новых знаний. (15 минут)

Планируемые УУД

Познавательные УУД: применение методов информационного поиска (работа с таблицей); способность и умение производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД: формируют умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; учитывать позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество со мной и одноклассниками.

У вас на партах опорные конспекты. С ними мы будем работать. Запишите тему урока. Дату. Посмотрите опыт (3 минуты).

Постановка проблемного вопроса.

Оборудование: металлическая фольга, сосуд с водой.

Опускаю в стакан с водой кусок фольги. Он тонет

Из куска фольги делаю кораблик (коробочку). Он плавает.

Объясните почему (Кораблик имеет больший объем и поэтому плавает. Fа = ρж g V. Архимедова сила стала больше и вытолкнула кораблик. В кораблике есть воздух.) Наличие воздуха в трюме корабля одно из условий плавания.

Значит, есть условия, при которых тело тонет, при которых плавает.

Поставьте цель урока. Учащиеся формулируют цель урока.

Цель: выяснить условия плавания тел Слайд 3.

Вам предлагается выполнить эксперименты и выяснить условия плавания тел. (10 минут) Распределитесь в группах, кто будет выполнять эксперимент, кто вести записи, кто помогать, кто представлять результаты работы. При выполнении не забывайте о ТБ (аккуратнее со стеклом, с водой). Результаты вашей работы оформите на листе ватмана в виде таблицы (группы 1), рисунков (группы 2 и 3), вывода о проделанной работе. Слайд 4.

Задание группе 1: Наблюдение поведения тел в жидкости.

Оборудование: сосуд с водой и набор тел: железный шуруп, пробка, сосновый брусок, чайная ложка.

Сделайте вывод.

Название тела

Плотность жидкости

Плотность вещества

Тонет или нет

Железный шуруп

сосновый брусок

Чайная ложка

Решение: если плотность тела больше плотности воды, то тело тонет; если плотность тела меньше плотности воды, то тело не тонет, всплывает

Название тела

Плотность жидкости

Плотность вещества

Тонет или нет

Железный шуруп

сосновый брусок

Чайная ложка

Задание группе 2: Наблюдение действия сил в жидкости.

Оборудование:

Сделайте вывод. Результат опыта представить на рисунке.

Решение: На тело находящееся в жидкости действуют две силы Сила тяжести и сила Архимеда, которая зависит от плотности жидкости. Мы меняем плотность жидкости. Плотность соленой воды больше плотности пресной, поэтому Архимедова сила возрастает, картошка всплывает.

Задание группе 3: Наблюдение глубины погружения тел в жидкости.

Оборудование: сосуд с водой (плотность воды 1000 кг/м3) , парафиновый (900 кг/м3) и пенопластовый (200 кг/м3) кубики.

Сравните глубину погружения в воде деревянного и пенопластового кубиков одинаковых размеров.

Выясните, отличается ли глубина погружения деревянного кубиков. Результат опыта представить на рисунке.

Сделайте вывод.

Решение: чем больше разница в плотности жидкости и погруженного в неё тела, тем меньше оно погрузится.

III этап. Первичное закрепление знаний. (9 минут). Оценивание.

Планируемые УУД

Личностные УУД:

  • самоанализ и самоконтроль результата;

Коммуникативные УУД: формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, аргументировать;

Регулятивные УУД:

  • коррекция;

Отчеты групп. З аполните таблицу в опорных конспектах и на доске. Проверяем таблицу на доске (магниты, карточки).

Результаты экспериментов. Слайд 5.

(Методические указания: Группы формируются по четыре человека. Групп №1, №2, №3 может быть несколько, но главное, чтобы все группы смогли продемонстрировать свои результаты. Столбик «сравнение плотности» заполняет группа №1, столбик «сравнение сил» группа №2)

Ребята что поставим? (оцениваются учащиеся заполняющие таблицу и представляющие результаты экспериментов)

Ваша работа должна быть видимой для всего класса. Закрепите выводы своих экспериментов на доске. Сформулируйте по таблице условия плавания тел.

Если плотность тела больше плотности жидкости, то оно тонет. Если плотность тела приблизительно равна плотности жидкости, то оно плавает. Если плотность тела меньше плотности жидкости, то оно всплывает.

Если сила тяжести больше силы Архимеда, то тело тонет. Если сила тяжести приблизительно равна силе Архимеда, то оно плавает. Если сила тяжести меньше силы Архимеда, то оно всплывает.

Вопрос: Где в жизни мы сталкиваемся с плаванием тел?

Ответы учащихся: Когда купаемся (слайд 6) в соленой воде, мы не тонем (слайд 7) Есть такие места, где утонуть нельзя. (Мертвое море, озеро в Соль-Илецке). Вдоль русла реки устанавливают буйки, чтобы предупредить купающихся или суда о мелководье. Пена для ванной поднимается на поверхность. Айсберги в океанах, их подводная часть больше чем над водой, поэтому можно повредить дно судна.

Динамическая пауза (2 мин) (учащиеся танцуют под музыку)

IV этап. Закрепление. Предлагаю для закрепления решить задачи. Работаем парами. (7 мин)

Регулятивные УУД:

  • контроль в форме сличения результата с заданным эталоном;
  • коррекция;
  • оценка.

(магниты, карточки) Слайд 8.

Решение: жидкость имеющая большую плотность опуститься на дно.

бензин 710 кг/м 3

керосин 800 кг/м 3

мёд 1350 кг/м 3

Ребята что поставим?

2. В сосуд с машинным маслом (900 кг/м 3) бросили три шарика: фарфоровый, парафиновый, пробковый(магниты, карточки) Слайд 9 .


Пробковый (240 кг/м 3) на поверхности

Парафиновый (900 кг/м 3) в средней части сосуда

Фарфоровый (2300 кг/м 3) утонет

3. Задачи №610, 611, 613 (сборник задач В.И. Лукашика)

Ребята что поставим?

V этап. Итог урока (2 мин)

Регулятивные УУД: оценка.

Что нового мы узнали на уроке?

Сегодня на уроке мы узнали, почему тела могут плавать или тонуть, это зависит от соотношения сил тяжести и Архимеда, плотности тел и жидкости.

Так почему же кораблик из железа не тонет?

В трюмах кораблей много пустот с воздухом, поэтому средняя плотность судна меньше плотности воды. Чтобы заставить плавать обычно тонущие тела, можно изменить плотность жидкости или объем погруженной части тела. При этом изменяется и архимедова сила, действующая на тело. Более подробно о плавание судов вы узнаете на следующих уроках.

VI этап. Задание на дом § 50, стр. 120. (2 мин.) Слайд 10.

Планируемые УУД

Личностные УУД: аккуратность в записях, которые делаются во время эксперимента, в навыке работы с приборами, соблюдении чистоты и порядка на рабочем месте, в организованности, настойчивости в получении результата.

Познавательные УУД: способность и умение производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Я хочу предложить вамна дом экспериментальное задание «Исследование условий плавания тел». Посмотрите, пожалуйста, оно у вас на другой стороне листа с опорным конспектом. Выполнив его, вы обсудите результат с учителем, друг с другом и получите отметки.

Оборудование:

Ход работы:

  1. Налей в миску воду.
  2. Опусти в раствор те предметы, которые утонули в первом.
  3. Опиши наблюдения.
  4. Сделай вывод.

(Решение: Скрепка и монета утонет и в пресной и соленой воде потому, что плотность металла больше плотности пресной и соленой воды. Пробка плавает на поверхности потому, что её плотность меньше плотности воды. Кусочек яблока утонул в пресной и всплывает в соленой воде потому что, его плотность больше плотности пресной воды и меньше плотности соленой воды.)

VII этап. Рефлексия. (5 минут)

Обратите внимание, в кабинете развешены не только ваши работы, но и высказывания ученых философов о знаниях. Сейчас встаньте, задвиньте стульчики, подойдите к тому высказыванию, которое как вы считаете, соответствует вашим знаниям, полученным на сегодняшнем уроке. Почему вы выбрали именно это высказывание? Ответы учащихся.

  • Я знаю немного, но то, что знаю, - знаю в совершенстве. (Абу-ль-Фарадж бен-эль-Гарун - сирийский церковный деятель, писатель, учёный. Его настоящее имя - Григорий Бар-Эбрей)
  • Невозможно все знать. (Гораций, знаменитый древнеримский поэт, видная фигура «золотого века» римской литературы - Квинт Гораций Эфлакк
  • Как приятно знать, что ты что-то узнал! (фраза из произведения Мольера… (настоящее имя - Жан Батист Поклен) - выдающийся французский комедиограф, театральный деятель, актер, реформатор сценического искусства, создатель классической комедии).
  • Я слышу – и забываю, Я вижу – и запоминаю, Я делаю – и понимаю. (Конфуций - древний философ).

Спасибо садитесь.

Выразите свое отношение к уроку. (1 мин. ) Поднимите смайлики. Желтые – я удовлетворен уроком, синие – мне было не интересно.

Мы были экспериментаторами, сделали важные открытия, выяснили условия плавания тел. Слайд 11. Спасибо вам ребята за урок. Мне было приятно с вами работать. До свидания.

Опорные конспекты.

Тема _____________________________дата

Задание группе 1 : Наблюдение поведения тел в жидкости.

При выполнении не забывайте о ТБ (аккуратнее со стеклом).

Оборудование: сосуд с водой и набор тел: железный шуруп, пробка, алюминиевый брусок, сосновый брусок, чайная ложка.

Пронаблюдайте, какие из предложенных тел тонут, и какие плавают в воде.

Найдите в таблице учебника плотности, соответствующих веществ и сравните с плотностью воды.

Результаты оформите в виде таблицы.

Сделайте вывод.

Название тела

Плотность жидкости

Плотность вещества

Тонет или нет

Железный шуруп

сосновый брусок

Чайная ложка

Вывод_____________________________________________________________________________________________________________________________

Результаты экспериментов

Задачи

1. В сосуд аккуратно налили три жидкости: керосин, мёд и бензин.

Укажите порядок расположения жидкостей.

Парафиновый

Пробковый

Фарфоровый

Нарисуйте, в какой части сосуда будут находиться эти шарики.


Тема __________________ дата

Задание группе 2 : Наблюдение действия сил в жидкости.

При выполнении не забывайте о ТБ.

Оборудование: стакан с пресной и соленой водой, картофелина.

Сравните глубину погружения картофелины в воде и в растворе соли.

Сделайте вывод.

Результаты экспериментов

Задачи

1. В сосуд аккуратно налили три жидкости: керосин, мёд и бензин.

Укажите порядок расположения жидкостей.

2. В сосуд с машинным маслом бросили три шарика

Парафиновый

Пробковый

Фарфоровый

Нарисуйте, в какой части сосуда будут находиться эти шарики.


Тема ________________________ дата

Задание группе 3 : Наблюдение глубины погружения тел в жидкость.

При выполнении не забывайте о ТБ

Оборудование: сосуд с водой, парафиновый и пенопластовый кубики.

Сравните глубину погружения в воде парафинового и пенопластового кубиков одинаковых размеров.

Выясните, отличается ли глубина погружения кубиков.

Результат опыта представить на рисунке.

Сделайте вывод.

Вывод__________________________________________

Результаты экспериментов

Задачи

1. В сосуд аккуратно налили три жидкости: керосин, мёд и бензин.

Укажите порядок расположения жидкостей.

2. В сосуд с машинным маслом бросили три шарика.

Парафиновый

Пробковый

Фарфоровый

Нарисуйте, в какой части сосуда будут находиться эти шарики.


Задание на дом § 50, стр. 120.

«Исследование условий плавания тел»

Цель: обнаружить на опыте выталкивающее действие жидкости.

Оборудование: большая миска, вода, скрепка, кусочек яблока, монета, пробка, соль, стакан

Ход работы:

  1. Налей в миску воду.
  2. Осторожно опусти в воду все перечисленные предметы.
  3. Возьми стакан с водой, раствори в нем соли (раствор должен быть очень соленым).
  4. Опусти в раствор те предметы, которые утонули в первой миске.
  5. Опиши наблюдения.
  6. Сделай вывод.

Самоанализ урока физики

Раздел: Давление твердых тел, жидкостей и газов.

Тема урока: Плавание тел.

Учебник: Физика. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/А.В.Перышкин. –М.: Дрофа, 2011.

Тип урока: открытия нового знания

Цель урока: выяснить условия плавания тел

Задачи:

  • установить теоретически и экспериментально соотношение между плотностью тела и жидкости, необходимое для обеспечения условия плавания тел;
  • установить теоретически и экспериментально соотношения между выталкивающей силой и силой тяжести;
  • продолжить формировать умение учащихся проводить опыты и делать из них выводы;
  • развитие умений наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать;
  • воспитание интереса к предмету;
  • воспитание культуры в организации учебного труда.

Педагогическая технология – физический эксперимент

Формы обучения: индивидуальная (решение задач), работа в группах, взаимообучение.

Структура урока: Актуализация знаний и мотивация, введение в тему урока, формирование новых знаний в процессе выполнения практических работ, первичное закрепление знаний, закрепление, итог, домашнее задание, рефлексия.

Изучив материал данной темы, учащиеся смогут:

  • объяснять условия плавания тел в жидкости.
  • проводить эксперимент и на его основе делать выводы.
  • определять с помощью таблиц плотностей поведение тел, помещенных в жидкость.
  • объяснять из соотношения между выталкивающей силой и силой тяжести поведение тела в жидкости.
  • решать качественные задачи, используя условия плавания тел.

В процессе выстраивания урока я планировала сформировать следующие универсальные учебные действия (УУД)

Личностные УУД:

  • сформировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • самоанализ и самоконтроль результата; (Вы успешно справились с экспериментами.)
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
  • аккуратность в записях, которые делаются во время эксперимента, в навыке работы с приборами, соблюдении чистоты и порядка на рабочем месте, в организованности, настойчивости в получении результата.

Познавательные УУД:

  • применение методов информационного поиска(работа с таблицей);
  • способность и умение производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД: формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество со мной и одноклассниками.

Регулятивные УУД:

  • контроль в форме сличения результата с заданным эталоном;
  • коррекция;
  • оценка. (похвала)

В соответствии с поставленными целями урока были использованы различные формы и методы обучения:

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  • словесные - рассказ-вступление (подготовка учащихся к восприятию учебного материала), фронтальная беседа с помощью тщательно продуманной системой вопросов, постепенно подводящих учеников к теме урока.
  • наглядные – демонстрационный эксперимент, презентация «Плавание тел», видеофрагмент «Плавание», сочетались со словесными методами.
  • практические – проведение самостоятельного эксперимента по наблюдению явления плавания тел: постановка цели, планирование его выполнения имелось на опорных конспектах. Практическая работа проблемно-поискового характера отличается тем, что в ходе неё учащиеся осуществляют самостоятельный поиск знаний. По окончанию опыта было организовано коллективное обсуждение результатов, подтверждение правильности выводов.
  • проблемно-поисковые – поиск объяснения плавания тел, установление причинно-следственных связей. Обучаемые обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, применяя жизненный опыт.

2.Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности; положительный эмоциональный настрой к деятельности: самостоятельная постановка учащимися цели урока, поощрение, создание ситуации взаимопомощи, связь с жизнью. К методу эмоционального стимулирования, можно отнести прием создания на уроке ситуаций занимательности – введения в учебный процесс занимательных примеров, опытов.

3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: устный контроль осуществлялся путем фронтального опроса, индивидуального опроса, выполнение эксперимента. В конце урока проведена рефлексия, самооценка деятельности.

Темп урока: оптимальный. Плотность урока достаточная.

Распределение времени. Время этапов урока было распределено рационально. Каждый этап урока был связан логично с предыдущим, что обеспечило выполнение всей запланированной работы.

Деятельность учащихся на уроке – все учащиеся класса привлекались в различных видах деятельности. (Эксперимент, работа у доски, с таблицей плотностей, в опорных конспектах, решение задач, самооценка), что позволило избежать умственного и физического перенапряжения учащихся, высокую работоспособность класса. Тема урока и цели поставлены учащимися. Активность и самостоятельность проявлялась на каждом этапе урока. Психологическая атмосфера на уроке была доброжелательная. Сознательность усвоения проверена через рефлексию, которая показала, что почти у всех учащихся было хорошее настроение, большинство оценили свою деятельность положительно. На заключительном этапе урока проведена эмоциональная разминка. Учащиеся встали, передвигались по классу, прочитали высказывания философов. Это формирует умение высказывать свои мысли вслух не бояться ошибиться. Знакомство с философами, учеными, это развивает кругозор. Проведена физминутка.. Дом. работа предложена в виде эксперимента. С развитием инклюзивного обучения, как того требует ФГОС, тема проведения домашних экспериментов становиться очень актуальной. На данный момент учащиеся с ограниченными возможностями не посещают обычные школы, поэтому домашний эксперимент для них становится одним из методов обучения физике. Домашнее оборудование доступно и безопасно в использовании.

Взаимоотношения учителя и учащихся: сотрудничество.

Эффективность обучения - насыщенность учебного времени, использование дополнительного материала, оптимальность распределения времени этапов урока, выбора учебных задач, соблюдение техники безопасности при работе, настрой на хорошую работу и также эмоциональное завершение урока обеспечило повышение интереса к изучению физики.

Была обратная связь: контроль знаний. Объективность самооценки. Творческое домашнее задание: провести эксперимент, описать и объяснить.

Воспитательный эффект урока: умение владеть классом, личная культура, педагогический такт, эрудиция, взаимоотношения с учащимися, организация работы в сотрудничестве, преодоление неуверенности учащихся в высказывании своей точки зрения, создание ситуации успеха. Ребята самостоятельно делали выводы, проводили исследование.

Результат урока. Я считаю, что использованные мной методы и приемы помогли мне выполнить поставленные цели и задачи урока.

: выталкивающая (архимедова) сила F А, направленная вертикально вверх, и сила тяжести Fт, направленная вертикально вниз. Если эти силы равны, т. е.
F А = F т (48.1)
то тело будет находиться в равновесии.

Равенство (48.1) выражает условие плавания тел : для того чтобы тело плавало, необходимо, чтобы действующая на него сила тяжести уравновешивалась архимедовой (выталкивающей) силой.

Условию плавания тел можно придать иную форму. Представим архимедову силу в виде
F А = p ж V ж g (48.2)

Аналогичным образом можно выразить и силу тяжести , действующую на тело. Мы знаем, что F т = mg, где m - масса тела; но масса тела равна произведению плотности тела на его объем: m = рV. Поэтому

Подставим выражения (48.2) и (48.3) в равенство (48.1):

Разделив обе части этого равенства на получим условие плавания тел в новой форме :

Из полученного соотношения можно вывести два важных следствия.

1. Для того чтобы тело плавало, будучи полностью погруженным в жидкость, необходимо, чтобы плотность тела была равна плотности жидкости.

Д о к а з а т е л ь с т в о. Если тело полностью погружено в жидкость, то объем вытесняемой телом жидкости будет равен объему всего тела (см. рис. 134, а): V ж = V. А раз так, то эти объемы в формуле (48.4) можно сократить. При этом останется: p = p ж, что и требовалось доказать.

2. Для того чтобы тело плавало, частично выступая над поверхностью жидкости, необходимо, чтобы плотность тела была меньше плотности жидкости .

Д о к а з а т е л ь с т в о. Если тело плавает, частично выступая над поверхностью жидкости, то объем вытесняемой телом жидкости будет меньше объема всего тела (см. рис. 134, б): V ж р, что и требовалось доказать.

Рисунок 134.Зависимость плавания тела от его плотности и плотности жидкости.
При р>р ж плавание тела невозможно, так как в этом случае сила тяжести превышает архимедову силу, и тело тонет.

Что будет происходить с телом, у которого р<р ж, если его полностью погрузить в жидкость? В этом случае архимедова сила будет преобладать над силой тяжести, и потому тело начнет подниматься вверх. Пока тело будет двигаться, будучи полностью погруженным в жидкость, архимедова сила будет оставаться неизменной. Но как только тело достигнет поверхности жидкости и появится над ней, эта сила (по мере уменьшения объема части тела, погруженной в жидкость) будет становиться все меньше и меньше. Всплытие прекратится тогда, когда архимедова (выталкивающая) сила уменьшится и станет равной силе тяжести. При этом, чем меньшей плотностью (по сравнению с плотностью жидкости) обладает тело, тем меньшая его часть останется внутри жидкости (рис. 135).

Рисунок 135. Зависмость погружения тела в жидкость от его плотности.

Вопросы.

1. Сформулируйте условие плавания тел.

2. В каком случае тело плавает полностью погруженным в жидкость?

3. В каком случае тело плавает, частично выступая над поверхностью жидкости?

4. Предположим, что в сосуд налили воду н керосин. Какая из этих жидкостей расположится сверху?

5. В какой из следующих жидкостей будет плавать лед: в керосине, в воде или в спирте?

6. В какой из следующих жидкостей будет плавать гвоздь: в ртути или в машинном масле?

7. Куриное яйцо тонет в пресной воде, но плавает в соленой. Почему?

8. Как зависит глубина погружения плавающего тела от его плотности?

Экспериментальное задание.

Опустите сырую картофелину в стеклянную банку с пресной водой. Почему она тонет? Как будет вести себя картофелина, если в воду насыпать соль? Медленно высыпая соль и размешивая воду, добейтесь того, чтобы картофелина могла плавать в толще воды, будучи полностью в нее погруженной. Какой должна быть плотность соленой воды, чтобы это было возможным?

Отослано читателями из интернет-сайтов

Материалы с физики 7 класс, задание и ответы с физики по классам, онлайн тестирование по физике, планы конспектов уроков по физике 7 класс, разработка уроков физики 7 класс Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Плавание тел. Учитель физики МБОУ «Краснохолмская сош №2 им.С.Забавина»: Даузе М.Г.

На тело, находящееся внутри жидкости, действуют две силы: сила тяжести и архимедова сила. F т F А F т F А F А

Если сила тяжести больше архимедовой силы, то тело будет опускаться на дно, тонуть.

Если сила тяжести равна архимедовой силе, то тело может находиться в равновесии в любом месте жидкости.

Если сила тяжести меньше архимедовой силы, то тело будет подниматься из жидкости, всплывать.

Если F т > F А, то m g > g ρ ж v т ρ т v g > g ρ ж v т ρ т > ρ ж Тело тонет

Если F т = F А mg = g ρ ж v т ρ т v g = g ρж v т ρ т = ρ ж плавает внутри жидкости

Если тело плавает в жидкости, то вес вытесненной им жидкости равен весу этого тела в воздухе. Чем меньше плотность тела по сравнению с плотностью жидкости, тем меньшая часть тела погружена в жидкость.

Когда рыба с помощью мышц опускается на большую глубину и давление воды на неё увеличивается, плавательный пузырь сжимается, объём тела рыбы уменьшается и она не выталкивается вверх, а плавает в глубине.

В воде плавают три тела шарообразной формы равного объема. Плотность какого тела больше? A B C Парафин Медь Сосна Масло машинное

Задача. Плот площадью 50 м 2 находится в пресной воде. Глубина его погружения 0,25 м. Какова сила тяжести, действующая на плот?

Дано: S = 50м 2 Ρ = 1000 кг/м 3 H = 0,25 м F т = ? F т F A Решение. F т = F А F A = ρ g V , V = S H F т = 1000 кг/м 3 * 10 Н/кг * 50 м 2 * 0,25 м = 125000 Н = 125 кН Ответ: 125 кН

Домашнее задание: Параграф 50, упражнение 25 страница 122.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроках физики при изучении темы «Условия плавания тел. Плавание судов»

Материал можно использовать при подготовке уроков в рамках реализации ФГОС. Использованы технологии обучения на основе системно-деятельностного подхода....

Мастер-класс. Формирование УУД на уроке физики при изучении темы " Плавание тел. Условия плавания тел."

В соответствии с ФГОС основного общего образования современному обществу нужны образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать решения. «Человек образованный – тот, кто з...

Плавание тел — состояние равновесия твердого тела, частично или полностью погруженного в жидкость (или газ).

Основная задача теории плавания тел — определение равновесия тела, погруженного в жид-кость, выяснение условий устойчивости равновесия. На простейшие условия плавания тел указы-вает закон Архимеда . Рассмотрим эти условия.

Как известно, на все тела, погруженные в жидкость, действует сила Архимеда F A (выталки-вающая сила), направленная вертикально вверх, однако всплывают далеко не все. Чтобы понять, почему одни тела всплывают, а другие тонут, необходимо учесть еще одну силу, действующую на все тела, — силу тяжести которая направлена вертикально вниз, т. е. противоположно F A . Если тело оставить внутри жидкости в состоянии покоя, то оно начнет двигаться в сторону, в ко-торую направлена большая из сил. При этом возможны следующие случаи:

  1. если архимедова сила меньше силы тяжести (F A < F т ), то тело опустится на дно, т. е. утонет (рис. а );
  2. если архимедова сила больше силы тяжести (F A > F т ), то тело всплывет (рис. б );

Если эта сила окажется больше силы тяжести, действующей на тело, то тело взлетит. На этом основано воздухоплавание.

Летательные аппараты, применяемые в воздухоплавании, называют аэростатами (от греч. aer — воздух, status — стоящий). Неуправляемые аэростаты свободного полета с оболочкой, име-ющей форму шара, называют воздушными шарами . Для исследования верхних слоев атмосферы (стратосферы) еще не так давно применялись огромные воздушные шары — стратостаты . Уп-равляемые аэростаты (имеющие двигатель и воздушные винты) называют дирижаблями .

Воздушный шар не только сам поднимается вверх, но может поднять и некоторый груз: каби-ну, людей, приборы. Для того, чтобы определить, какой груз способен поднять воздушный тар, следует знать его подъемную силу. Подъемная сила воздушного шара равна разности между ар-химедовой силой и действующей на шар силой тяжести:

F = F A - F т.

Чем меньше плотность газа, наполняющего воздушный шар данного объема, тем меньше дейс-твующая на него сила тяжести и тем больше возникающая подъемная сила. Воздушные шары можно наполнять гелием, водородом или нагретым воздухом. Хотя у водорода меньше плотность, чем у гелия, все же чаще в целях безопасности применяют гелий (водород — горючий газ).

Гораздо проще осуществить подъем и спуск шара, наполненного горячим воздухом. Для этого под отверстием, находящимся в нижней части шара, располагают горелку. Она позволяет регули-ровать температуру воздуха, а значит, и его плотность и подъемную силу.

Можно подобрать такую температуру шара , при которой вес шара и кабины будет равен вы-талкивающей силе. Тогда шар повиснет в воздухе, и с него будет легко проводить наблюдения.

§ 52. Плавание тел — Физика 7 класс (Перышкин)

Краткое описание:

Архимедова или выталкивающая сила действует на все тела, которые погружены в жидкость. В этом вы имели возможность убедиться, читая два предыдущих параграфа. Но почему-то некоторые тела под действие этой силы реально выталкиваются на поверхность и там плавают, а другие тонут. Почему так? В этом нет ничего странного. Одна и та же сила может вытолкнуть одно тело и не может другое. Потому что ей противодействует другая сила, сила, действующая на любое тело со стороны Земли – сила тяжести. Архимедовой силу приходится сравнивать с силой тяжести, которая зависит от массы тела. И если масса большая, то архимедова сила может и не справиться с выталкиванием, тогда тело тонет.
Получается всё зависит от соотношения двух сил – архимедовой силы и силы тяжести, потому чо только они две действуют на тело в жидкости. Если больше сила тяжести – тело тонет, если больше выталкивающая (архимедова) сила – тело всплывает. Они могут быть и равны, тогда тело плавает, не тонет, не всплывает. Вот об этом вы прочитаете в параграфе пятьдесят два. Там же вас научат определять по таблице плотностей некоторых веществ, будет ли тело плавать.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png