Для того чтобы выразить свое отношение к написанному, донести до читателей информацию определенного характера, писатели используют различные типы речи. Т. е. на вопрос можно ответить, что это способ изложения информации в зависимости от поставленной перед ней задачи. Рассмотрим подробнее, какие бывают типы речи по содержанию высказывания.
Какие есть типы речи в русском языке
Каждый из существующих типов речи имеет свои особенности и несет определенную смысловую нагрузку.
Описание
Описание - это детальное литературное отображение каких-либо статичных предметов, людей или явлений, перечисление их характеристик. Например, при описании конкретного человека указываются его возраст, рост, особенности поведения, походки и т. д. Описывая помещение, следует указать его размер, интерьер, обстановку. В описании пейзажа идет речь о таких деталях, как наличие водоема, количество деревьев, сезонные особенности погоды. Таким образом, цель описания - дать читателю четкое представление о предмете разговора.
Описание может использоваться в тексте, написанном в любом стиле. . Например, в научном или официально-деловом стилях описание будет выглядеть более сухим и лаконичным, а в художественном и разговорном - содержать красочные детали.
Повествование
Тип речи, с помощью которого автор раскрывает ход событий в определенной временной последовательности. Повествовательный рассказ, как правило, имеет структуру: завязка события, его развитие, развязка. Оно может вестись от имени автора или третьего лица.
Выразительность повествования достигается с помощью глаголов:
- глаголы прошедшего времени несовершенного вида позволяют сделать акцент на каком-либо действии, подчеркнуть его длительность;
- глаголы настоящего времени создают впечатление реальности описываемых событий;
- глаголы будущего времени передают стремительность действий.
Главная задача повествования - наглядно и правдоподобно передать читателю ход событий.
Рассуждение
В рассуждении автор стремится изложить свои мысли относительно какого-то тезиса или события, дать оценку происходящему, объяснить его причины и последствия. Рассказ-рассуждение состоит из логически и грамматически связанных между собой частей: тезиса, его обоснования или доказательства и заключения. Большую роль в построении предложений играют вводные слова, подчинительные союзы.
Границы между типами речи достаточно размыты. В одном тексте могут одновременно присутствовать несколько вариантов.
Виды речи:
1) монологическая речь:
Информационная - стремление донести до слушателей новую информацию;
Воодушевляющая - желание воздействовать на разум, чувства и желания людей;
Призывающая к действию - обращение к благородным чувствам людей, попытка склонить к своему мнению;
Убеждающая - стремление убедить слушателей принять точку зрения, воздействовать на взгляды людей;
Развлекательная - желание доставить слушателям радость, поднять настроение, воспитывать при помощи юмора;
Поздравительная - воодушевить, выразить доброе отношение, обратиться к чувствам, желаниям и мечтам человека;
Траурная - желание поддержать человека, утешить в горе;
2) диалогическая речь:
Диспут - стремление выяснить, на каком этапе находится решение проблемного вопроса, выявляя сильные ислабые стороны различных точек зрения; дискуссия - обсуждение какой-нибудь проблемы, обмен мнениями;
Прения, дебаты - публичное обсуждение, обмен мнениями;
Светская беседа - разговор, общение между двумя и более людьми, при котором они обмениваются мыслями и чувствами при помощи слов;
Деловая беседа - решение профессиональных задач и обсуждение деловых вопросов.
Существует три типа текста, каждый из который выполняет свою задачу. Это повествование, описание, рассуждение.
Повествованием называется рассказ о событиях, изображенных в произведениях, о действиях и поступках персонажей. Каждая фраза текста рассказывает о том, что происходит с героями, что они делают. Содержание в повествовании развертывается последовательно. Здесь говорится о событиях, действиях, которые следуют друг за другом, сменяют друг друга.
Композиционная схема повествования:
1)начало события;
2)развитие события (с точкой высшего напряжения события - кульминацией);
3)конец события.
В зависимости от предмета речи существуют разные стратегии повествования.
Начало речи может быть разным:
Обращение к адресату;
Общая мысль о повествовании;
Общепринятая истина в виде афоризма;
Указывается место, время, действующее лицо. Развитие события:
Может излагаться последовательно;
Может начинаться с середины, с конца, с необычного момента и возвращаться к началу.
Но в любом случае рассказчик должен нагнетать события, подводить к кульминации, которая будет в серединной части повествования.
Конец события - это развязка и вывод.
Описанием называется последовательное перечисление отдельных свойств, признаков, качеств, присущих людям, предметам или явлениям природы. С помощью описаний рисуются портреты персонажей, дается общее представление об их характерах, обстановке, в которой они живут, и т.д. В тексте-описании признаки, свойства предмета, явления можно увидеть одновременно, все сразу, или последовательно.
Композиционная схема описания:
1) общее впечатление от предмета речи;
2) признаки предмета речи;
3) оценка предмета речи.
Начало описания строится следующим образом.
Приводится эмоциональное обращение к предмету описания. Далее описывается время и место, где был встречен предмет. Причем сначала дается общая картина, фон, затем приводится описание самого предмета. При этом большое внимание уделяется направлению взгляда. Описание движется от внешнего к внутреннему.
Правила середины описания:
Главная информация должна быть в конце;
Все части предмета должны быть четко, ясно отделены, друг от друга и описаны порознь, последовательно;
Отсутствие излишней детализации, показ главного;
Отсутствие повторов;
В заключение описания следует:
Вновь обратиться к предмету речи;
Выразить свои чувства и желания;
Сказать, ради чего описывался предмет.
Рассуждение - это размышление повествователя по поводу тех событий и характеров, о которых идет речь в произведении. В тексте-рассуждении в определенном порядке излагается какая-либо мысль с доказательствами, раскрываются причины, дается объяснение чего-либо.
Композиционная схема текста-рассуждения:
1)тезис (основная мысль);
2)доказательства;
дения языком и уровня культуры речи и пр. (Сократ: «Заговори, чтобы я тебя увидел»). Обратная связь осуществляется в виде ответа – нового высказывания либо в виде дей-
ствий, поведения, определяемого первым высказыванием.
Типы речи (текста)
В зависимости от целей высказывания и от его содержания в античной риторике разграничивали повествование, описание и рассуждение; в наши дни введено также понятие смешанного (контаминированного) текста.
В п о в е с тв о в а н и и излагается последовательность событий, текст имеет сюжет и, как правило, действующих персонажей, в этом смысле оно близко к рассказу как литературному жанру. Последовательность событий в повествовании обычно определяется их естественным ходом. Но нередко автор в композиционных целях изменяет этот порядок. В повествовании имеют место диалоги, бывают описательные вставки, зарисовки пейзажа, рассуждения. Повествование – самый подвижный, динамичный тип речи, считается, что он наиболее доступен детям.
В о п и с а н и и нет событий, сюжета, изображаются картины природы, ландшафта, отдельные явления, предметы, портреты; представляет интерес также сравнительное описание, описание картины и пр. Примеры тем описаний: «Гроза», «Лес в сентябре», «Колокольчики», «Рожь» – картина Шишкина». Описание может быть художественным, образным и строгим, научным, «деловым».
Р а с с у жд е н и е м называется такой тип речи (и текст), в котором для доказательства или опровержения какого-то утверждения, тезиса используются различные доводы, аргументы, примеры, чьи-то мнения, доказательства; в итоге автор делает вывод. Модель рассуждения:
Рассуждение – наиболее строгий, сложный тип речи. В начальных классах проводится целенаправленная работа над сравнением, сопоставлением, противопоставлением в основном по живым наблюдениям; объяснение причинно-следственных связей явлений: доказательство с помощью примеров, собственных наблюдений и пр.; построения умозаключений; работа над обобщениями и выводами. Примеры тем для рассуждений: «Лучшая профессия», «Почему надо беречь птиц?», «Как стать сильным и умелым?», «Кем быть или каким быть?».
Поскольку чистые типы повествования, описания и рассуждения встречаются не так часто, то целесообразно пользоваться такими оценочными понятиями: «текст с преобладанием того или иного типа»; «рассказ-повествование с двумя пейзажными зарисовками»; «рассуждение, в котором использованы две сюжетные повествовательные вставки в качестве аргументов».
Начальная школа делает первые шаги и в сторону стилистической дифференциации текстов: дети уже в I классе начинают понимать, что домашняя манера говорить, детская лексика, диалектная и просторечная в школе звучать не должны. Они различают также раз-
говорно-бытовую и литературно-разговорную речь. В письменных изложениях и сочинениях они учатся дифференцировать две стилевые разновидности: эмоционально-образный стиль и научный, «деловой». Так, в школе проводится сочинение «Береза» в научном ключе (ствол, ветви, листья, семена, березовый лес, древесина и пр.) и художественное сочинение о березе в зимнем наряде, в осеннем золоте, в весеннем кипении. Так у детей формируются умения коммуникативного выбора синонимических средств языка.
Теории строения текста
В 50–60-е годы интенсивно развивалась лингвистика текста. В ее основе признание того факта, что текст, как и предложение, тоже имеет регулярно воспроизводимые типы связей и, следовательно, свои единицы текста – «сложное синтаксическое целое» (ССЦ). Эти компоненты текста в графическом оформлении обычно совпадают с абзацем, но деление текста на абзацы произвольно, индивидуально, а ССЦ подчинены системе. Систему создают типы связей, они здесь проиллюстрированы примерами (см. также: Лосева Л. M. Как строится текст. М., 1980):
Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним. Они спросили меня, откуда я, помолча ли, посторонились. Мы немного поговорили. Я прилег под обглоданныйкустик и стал глядеть кругом (И. С. Тургенев. Бежин луг).
Слова я, мальчики изаблудился связывают данное ССЦ с предыдущим текстом: из него читатель узнал, кто я, кто такиемальчики и почему сказанозаблудился. Они во втором предложении – это местоимение, оно связывает второе предложение с первым(мальчики – они). Такую же роль выполняют местоименияменя, я, мы.
Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение; пламя, вспыхивая, изредка забрасывало за черту того круга быстрые отблески.
Огоньки тихонько потрескивали. Мальчики сидели вокруг их; тут же сидели и те две собаки, которым так было захотелось меня съесть. Они еще долго не могли примириться с моим присутствием.
Упоминание собак связывает весь компонент текста с предыдущими его частями. И далее у Тургенева:
Всего мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня. (Из их разговоров я узнал их имена и намерен теперь же познакомить с ними читателя.)
2. Логические связи. Мальчики, узнав, что ночной гость – помещик, помолчали, посторонились. Читатель с самого начала знал, что я – барин, а мальчики узнали только в указанный момент.
3. Лексические связи. Повторяются слова мальчики, круглое красноватое отражение
и за черту круга.
4. Синонимические связи: огни, пламя.
Антонимические отношения: они легко прослеживаются в дальнейших описаниях мальчиков: разговорчивый – молчаливый.
5. Местоименные замены – их в данном тексте много.
6. Наречные замены – около костра итам.
7. Союзы, связывающие предложения.
8. Частицы в роли средств связи: далее, бы, ли, не.
9. Интонационные связи, которые на письме частично передаются пунктуацией: вопросительным знаком, многоточием, восклицательным знаком.
10. Связующим средством в ССЦ может служить и тип связи между предложениями. Цепная связь:
Сверкнул ослепительный зигзаг молнии. И сразу же, почти в то же мгновение, раскололось небо над головой. Дрогнули стены, задребезжали окна...
Последовательное развитие событий:
Цепная связь: возврат к прошлому:
Иван Иванович едет на Дальний Восток. Побывать в Уссурийской тайге – его давняя мечта. Ко
гда то он с упоением зачитывался книгами В. К. Арсеньева...
11. Параллельная связь:
Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки.
Первое предложение задает общую тему, три последующих, параллельные друг другу, раскрывают ее.
В основе компонента текста лежит противопоставление, оно связывает текст в единстве противоположностей (тоже параллельная связь):
Есть люди активные и общительные, искренне почитающие себя альтруистами, благодетеля ми и знатоками других людей. Они дают советы, поучают... Они не подозревают, что не видят людей, с которыми общаются. Они думают, что любят, но не умеют любить.
Есть и другой тип. Представители его чаще всего люди тихие и незаметные, робкие и застен чивые. Они рады бы осчастливить мир, но убеждены, что он, такой большой и сложный, их благо деяний не примет, отвергнет и посмеется. Они пассивны, ибо боятся, что активность их причинит другим людям лишь неприятности.
12. Связующую роль выполняют вводные слова и предложения, обобщающие конструкции, выводы в итоге рассуждения, парадоксальные, неожиданные суждения.
Недаром текст называют «связным»: действительно, средств связи множество, но пишущий и тем более говорящий не всегда осознают и прогнозируют их.
Факторы речевого развития человека
Для понимания процесса речевого развития человека, особенно движущих сил этого развития (факторов), очень много дает исследование первых его шагов, т. е. речи ребенка в самом начале овладения языком.
Психолог Н. И. Жинкин показал, каков механизм усвоения языка ребенка. Впрочем, модель этого механизма годится и взрослым: «При передаче сообщения вводится (в мозг человека. – М. Л .) два вида информации – а) о предметах и явлениях действительности и б) о правилах языка, на котором подается сообщение. Последний вид информации вводится в неявной форме, так как правила языка применяются, но о самих правилах ничего не говорится... Развитие речи есть не что иное, как введение в мозг ребенка языка в неявном виде, то есть через речь» (Жинкин Н. И. Коммуникативная система человека И развитие речи в школе// Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку в 4–8 классах. М., 1969. С. 104). Слушая речь окружающих, ребенок не только запоминает слова, сочетания слов, предложения, он улавливает а н а л о г и и и в языке, связывает аналогии значений с аналогиями форм. Так, уже на ранних ступенях развития ребенок не только пользуется уменьшительно-ласкательными формами, но с помощью встречавшихся суффиксов оценки сам образует их. По аналогии со словамияблоня, вишня он образует «грушня». Услышав названиягрибовподберезовик, подосиновик, онспрашивает: «Акакназываетсягрибподелкой?»
Восприятие чужой речи опережает собственную речь ребенка: он начинает понимать речь взрослых несколько ранее, чем сам делает попытки говорить. Этот разрыв позволяет практически, на уровне «внутренних обобщений» усвоить простейшие правила языка, хотя ребенок не осознает их и не может сформулировать.
Из сказанного вытекает вывод о роли р е ч е в о й (я з ы к о в о й) с р е д ы в овладении речью и языком и, следовательно, в развитии речи. Но это не единственный фактор нормального речевого развития человека; можно назвать и прокомментировать и другие факторы, не менее важные:
– п о т р е б н о с т ь к о н т а к т а с близким человеком, сначала эмоционального
В русском языке существует несколько типов речи, каждый из которых имеет собственные характеристики. Понимание того, чем один тип речи отличается от другого, очень важно для ученика 5 класса, поскольку это необходимо не только для того, чтобы работать с литературными текстами, но и для того, чтобы самому выражать мысли в правильной форме.
Типы речи в русском языке
Проще всего объяснить их можно на принципе фотографирования с помощью таблицы:
Прием фотографирования позволяет представить происходящее с точки зрения человека, который как будто снимает то, что ему рассказывают. Это самый простой и наглядный способ, помогающий определить тип текста.
Особенности и примеры типов текста
Описание – это такой тип речи, в котором тема раскрывается с помощью характеристик – характеризуются предметы, явления природы, лица и так далее. Обычно это оформляется как перечисление признаков того, что описывается. Все описываемое происходит в момент речи, так что характерными чертами этого ее типа считаются статичность и определенность. В основном, к описанию относятся пейзаж, рассказ об обстановке или характеристика внешности человека.
Повествование – совсем другое дело. Тема тут развивается как часть действия, события или состояния, то есть отличается динамичностью. Обычно в повествовательном типе текста много глаголов, а также наречий, которые указывают на последовательность происходящего.
Повествование противопоставляется описанию как динамика и статика, то есть антонимичными являются два их главных признака.
Наконец, рассуждение , – это рассказ, основанный на умозаключении, который имеет логическую структуру, состоящую из тезиса (то есть основного посыла), который потом раскрывается с помощью аргументов и завершается выводом.
Для того, чтобы понять тему лучше, стоит рассмотреть примеры типов речи.
Описание:
Она была высокой брюнеткой с глазами, похожими на изумруды. Бледная кожа выгодно оттенялась голубым шелком платья, и вся она становилась будто прозрачной, прекрасной статуэткой из самого тонкого фарфора работы лучшего из мастеров.
Рассуждение:
Нет, не мог он этого сделать – все говорило против: и глаза, и то, как он смотрел на нее на балу, и искренняя улыбка. Маша знала – Николай был честен.
Повествование:
Дорога бежала между холмов, выходя прямо к реке. Бессильный смотреть на открывшийся простор, граф надвинул на лоб шляпу. Созерцание спокойной природы причиняло ему боль.
Что мы узнали?
В русском языке существует три типа речи – повествование, описание и рассуждения, два из которых – повествования и описание – противопоставляются друг другу. У каждого из них есть свои отличительные признаки и важные характеристики, которые позволяют его определить.