Монумент "Родина-мать" в Волгограде так известен и узнаваем во всем мире, что вполне достоин представлять Россию и быть ее визитной карточкой. Весь мемориальный ансамбль носит название "Героям Сталинградской битвы". В 2008 году он вошел в национальный список, где представлены семь чудес света государства.

Что значит для Волгограда Мамаев курган.

"Родина-мать" и другие объекты знаменитого мемориала расположены на высоте, именуемой сегодня Мамаевым курганом. Впервые такое название местности было использовано одним из авторов комплекса Евгением Вучетичем. До войны этот холм в народе называли попросту "бугор".

Однако ученые рассказывают о важных для истории событиях, которые неоднократно происходили именно здесь. Легендарная возвышенность не один раз за историю своего существования имела стратегическое, а порой и культовое значение.
Но ее роль во времена Великой Отечественной войны трудно переоценить. Во всех официальных военных документах того времени холм стал иметь название "Высота 102". Как утверждают историки, ожесточенные бои за город велись в разных его частях, но из двухсот дней, что продолжалась Сталинградская битва, 135 суток именно здесь сражение не затихало. Склоны кургана были перепаханы от разрывов снарядов. Даже зимой снег здесь таял от накала сражений. Впоследствии на каждом квадратном метре земли было обнаружено от 500 до 1250 осколков снарядов и пуль, не считая искореженной техники.
После войны вплоть до 1959 года это место особо выделялось в панораме города. Здесь не зеленела трава, черная обугленная земля была безжизненна. Все это живо напоминало о горе, которое, принесла война.
Позднее было принято решение именно здесь соорудить грандиозный памятник в честь защитников Сталинграда.

Описание комплекса

"Родина-мать" в Волгограде воздвигнута на самой вершине холма. Подняться к ее подножию можно по ступеням, которые начинаются прямо от Площади Скорби. Их насчитывается двести. Столько дней продолжалась легендарная оборона Сталинграда. По обе стороны от этой необычной дороги находятся могилы воинов, защищавших город. Их перезахоронение происходило во время сооружения монумента, а также в последующие годы. Сегодня здесь покоятся останки 34505 человек. Установлены надгробные плиты в память о 35 Героях Советского Союза, участвовавших в бою за город на Волге.

Зал Воинской Славы - еще одно легендарное сооружение комплекса. Внутреннему убранству помещения придана особая торжественность. У вечного огня стоит почетный караул, который сменяется каждый час. Действие военных так завораживает присутствующих, что забыть о нем впоследствии просто невозможно.

Статуя "Родина-мать зовет"

Разработка и проектирование статуи "Родина-мать" в Волгограде имеет свою историю. Можно сказать, что эта часть мемориала несет основную смысловую нагрузку всего комплекса. Варианты ее эскизов обсуждались на правительственном уровне. В результате дискуссий был принят проект скульптора Вучетича и инженера Никитина.
Основной материал, из которого изготовлена статуя, это бетон и железные конструкции. Принято считать, что бетона использовано 5500 тонн, а железа 1400 тонн. При этом высота всего памятника с учетом постамента и меча составляет 86 метров. Родина-мать, высота которой была увеличена до 53 метров, в проекте имела другие размеры. Интересным является факт того, что толщина стенок статуи не превышает 30 сантиметров. Несмотря на это конструкция является необычайно прочной.

В правой руке "Родина-мать" в Волгограде держит тридцати трехметровый меч. На его изготовление ушло 14 тонн бетона. О грандиозности сооружения говорит тот факт, что в распростертой левой руке скульптуры на ладони можно расположить легковой автомобиль.
Конструкция представляет собой довольно сложное инженерное сооружение. В его внутренней части работают службы, которые обеспечивают сохранность статуи, ее безопасность.

Люди и история создания памятника

Считается, что прототипом фигуры Родины-матери является простая женщина. В некоторых из официальных источников называется и ее фамилия. Это Валентина Ивановна Изотова. Долгие годы она не придавала гласности свое участие в работе по созданию памятника. Это говорит о скромности простой русской женщины, ее патриотизме. Вместе с тем она горда, что вложила частицу своего труда в создание мемориала.

По другим данным моделью для создания образа Родины-матери была выпускница Барнаульского педагогического института Анастасия Антоновна Пешкова. Надо сказать, что объявление о решении создания грандиозного памятника, люди приняли с большим воодушевлением. Свои идеи, эскизы,предложения присылали не только профессионалы, но и множество простых людей, кому был дорог мир и победа в войне.

Никто не забыт

"Родина-мать" - памятник в Волгограде, который своим величием, торжественностью способен напомнить потомкам о днях тяжелых сражений за свободу и независимость страны в годы Великой Отечественной войны. Особое действие мемориал оказывает на молодое поколение, на тех, кто никогда не видел войны.

На Мамаевом кургане души людей переполняет скорбь и гордость за отцов, дедов, прадедов. Укреплению патриотических чувств способствует не только скульптура, именуемая "Родина-мать". Высота идеи, ее непреходящее значение также играют огромную роль.

Как попасть на Мамаев курган

"Родина-мать" - памятник в Волгограде, который желает осмотреть каждый гость. Власти города, туристические компании и другие предприятия позаботились о том, чтобы посещение мемориала было доступно каждому желающему. С этой целью организованы экскурсии из разных частей города. Движение транспорта к комплексу отрегулировано очень хорошо, поэтому не составит труда доехать сюда самостоятельно.
До мемориала можно добраться на любом виде наземного общественного транспорта - автобусе, маршрутном такси, троллейбусе. В последние годы у туристов пользуется популярностью такой вид транспорта, как подземный скоростной трамвай - метротрам. Одна из остановок этого необычного трамвая носит название "Мамаев курган".
Приехать сюда можно в любое время суток, вход на территорию комплекса бесплатный для всех категорий граждан.
Скульптура "Родина-мать" адрес имеет очень простой и запоминающийся - город Волгоград, страна Россия.

Скульптура «Родина-мать зовёт» в Волгограде является композиционным центром памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы», расположенного . Эта статуя – одна из самых высоких в мире, занимающая 11-е место в книге рекордов Гиннесса. Ночью монумент освещается прожекторами.

Памятник «Родина-мать зовет!» выполнен по проекту скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина. Скульптура представляет собой фигуру женщины с поднятым вверх мечом. Этот монумент – аллегорический образ Родины, призывающей всех людей объединиться, чтобы разбить врага. Проводя аналогию, можно сравнить статую «Родина-мать зовет!» с античной богиней победы Никой Самофракийской, которая также призывает своих детей дать отпор захватчикам. Силуэт скульптуры «Родина-мать зовет!» изображен на флаге и гербе Волгоградской области.

Вершина для строительства памятника была сформирована искусственно. До этого самой высокой точкой Мамаева кургана в Волгограде являлась территория, находящаяся в 200 метрах от нынешней вершины. Сейчас там расположен храм Всех Святых.

История строительства монумента «Родина-мать зовет»

Строительство монумента «Родина-мать зовет» продолжалось в течение восьми лет (с мая 1959 по октябрь 1967 гг.) На момент своего создания эта скульптура являлась самым высоким в мире монументом. В 1972 и 1986 годах на главном памятнике Мамаева кургана проводились реставрационные работы, а в 2010 году начались работы по обеспечению его безопасности.

В качестве прообраза статуи «Родина-мать зовет!» в Волгограде назвались Анастасия Пешкова, Екатерина Гребнева и Валентина Изотова. Однако официально эти сведения до сих пор не подтверждены.

На создание памятника без постамента ушло 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций. Общая высота скульптуры - 85 м (по некоторым сведениям 87 м). Прежде чем приступить к возведению мемориала, в Мамаевом кургане был вырыт фундамент глубиной 16 м, а на нем установлена 2-метровая плита. Высота самой 8-тонной статуи женщины-матери составляет 52 метра.

Для обеспечения жесткости каркаса использовано 99 металлических тросов, находящихся в постоянном натяжении. Толщина железобетонных стен памятника не превышает 30 см, внутренняя поверхность скульптуры выполнена из отдельных камер, наподобие конструкции жилого здания.

Изначально 33-метровый меч весом 14 тонн был изготовлен из нержавеющей стали в титановой оболочке. Однако колоссальные размеры статуи вызывали сильное раскачивание меча, особенно в ветреную погоду. В результате конструкция деформировалась, листы титановой обшивки меча сместились, при покачивании возникал неприятный металлический скрежет. Для устранения этих явлений в 1972 году была проведена реконструкция, в результате которой лезвие меча заменили на другое, выполненное из фторированной стали, с отверстиями в верхней части для уменьшения парусности. Через шесть лет скульптура «Родина-мать зовет!» по рекомендации экспертной группы НИИЖБ была укреплена. Расчеты устойчивости проводил тот же автор, который рассчитывал устойчивость Останкинской телевизионной башни в Москве – доктор технических наук Н. В. Никитин.

Монумент «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане в Волгограде является второй частью триптиха.

Первая его часть расположена в Магнитогорске и называется «Тыл – фронту!».

Третья часть, под названием «Воин-освободитель» находится в Трептов-парке (Берлин, Германия). При создании триптиха подразумевалось, что меч, который выковали уральские кузнецы, подняла Родина-мать в Сталинграде, а опустили его советские воины в Берлине, одержав победу в Великой Отечественной войне.

Потомки выполнили волю маршала Советского Союза, героя ВОВ, участника Сталинградской битвы Василия Ивановича Чуйкова и согласно завещанию военачальника похоронили его у подножия монумента «Родина-мать зовет!». Именем этого полководца также названа улица в Центральном районе Волгограда, на которой расположен Мамаев курган.

Мало кто знает, что одна из самых известных и высоких советских скульптур - «Родина-мать зовет!», которая установлена в Волгограде на Мамаевом кургане, является лишь второй частью композиции, которая состоит сразу из трех элементов. Этот триптих (произведение искусства, состоящее из трех частей и объединенное общей идеей) включает в себя также монументы: «Тыл - фронту», который установлен в Магнитогорске и «Воин-освободитель», расположенный в Трептов-парке в Берлине. Все три скульптуры объединяет один общий элемент - Меч Победы.

Два из трех монументов триптиха - «Воин-освободитель» и «Родина-мать зовет!» - принадлежат руке одного мастера, скульптора-монументалиста Евгения Викторовича Вучетича, который трижды в своем творчестве обращался к теме меча. Третий монумент Вучетича, который не относится к данной серии, был установлен в Нью-Йорке перед штаб-квартирой ООН. Композиция под названием «Перекуем мечи на орала» демонстрирует нам рабочего, который перековывает меч в плуг. Сама скульптура должна была символизировать стремление всех людей мира бороться за разоружение и наступления торжества мира на Земле.


Первая часть трилогии «Тыл - фронту», расположенная в Магнитогорске, символизирует советский тыл, который обеспечил стране победу в той страшной войне. На скульптуре рабочий передает меч советскому воину. Подразумевается, что это Меч Победы, который выкован и поднят на Урале, в дальнейшем он был поднят «Родиной-матерью» в Сталинграде. Городе, в котором наступил коренной перелом в войне, а гитлеровская Германия потерпела одно из своих самых существенных поражений. Третий монумент серии «Воин-освободитель» опускает Меч Победы в самом логове врага - в Берлине.

Причины, по которым именно Магнитогорску выпала такая честь - стать первым российским городом, в котором был установлен памятник труженикам тыла, ни у кого не должна вызывать удивления. Согласно статистическим данным - каждый второй танк и каждый третий снаряд в годы войны был выпущен из магнитогорской стали. Отсюда и такой символизм этого монумента - работник оборонного завода, стоящий на Востоке, передает выкованный меч солдату-фронтовику, который отправляется на Запад. Туда, откуда пришла беда.

Позднее этот выкованный в тылу меч вознесет вверх в Сталинграде на Мамаевом Кургане «Родина-Мать». В том месте, где произошел перелом в войне. И уже в завершение композиции «Воин-освободитель» опустит меч на свастику в самом центре Германии, в Берлине, довершив разгром фашистского режима. Красивая, лаконичная и очень логичная композиция, объединяющая три самых известных советских памятника, посвященных Великой Отечественной войне.

Несмотря на то, что Меч Победы начал свой путь на Урале, а закончил его в Берлине, монументы триптиха были построены в обратном порядке. Так памятник «Воин-освободитель» был установлен в Берлине уже весной 1949 года, строительство монумента «Родина-мать зовет!» закончилось осенью 1967 года. А первый монумент серии «Тыл - фронту» был готов только летом 1979 года.

«Тыл - фронту»

Монумент «Тыл - фронту»

Авторами данного монумента стали скульптор Лев Головницкий и архитектор Яков Белопольский. Для создания монумента использовались два основных материала - гранит и бронза. Высота памятника составляет 15 метров, при этом внешне он выглядит гораздо внушительнее. Этот эффект создает то, что монумент располагается на высоком холме. Центральная часть памятника - это композиция, которая состоит из двух фигур: рабочего и солдата. Рабочий ориентирован на восток (в ту сторону, где находился Магнитогорский металлургический комбинат), а воин смотрит на запад. Туда, где происходили основные боевые действия во время Великой Отечественной войны. Остальная часть монумента в Магнитогорске - это вечный огонь, который был изготовлен в виде звезды-цветка, выполненного из гранита.

На берегу реки для установки монумента был возведен искусственный холм, высота которого составила 18 метров (основание холма специально было укреплено железобетонными сваями, для того чтобы оно смогло выдержать вес установленного монумента и не обвалилось со временем). Памятник был изготовлен в Ленинграде, а в 1979 году его установили на месте. Монумент также был дополнен двумя трапециями высотой в рост человека, на которых были перечислены имена жителей Магнитогорска, получивших в годы войны звание Героя Советского Союза. В 2005 году была открыта еще одна часть памятника. На этот раз композиция была дополнена двумя треугольниками, на которых можно прочесть имена всех жителей Магнитогорска, которые погибли во время боевых действий в 1941-1945 годах (всего перечислено чуть больше 14 тысяч фамилий).

«Тыл - фронту»

Монумент «Родина-мать зовет!»

Монумент «Родина-мать зовет!» расположен в городе Волгограде и является композиционным центром памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы», который расположен на Мамаевом кургане. Данная статуя считается одной из самых высоких на планете. Сегодня она занимает 11-е место в книге рекордов Гиннеса. В ночное время монумент эффективно освещается прожекторами. Данная скульптура была создана по проекту скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина. Скульптура на Мамаевом кургане представляет собой фигуру женщины, которая стоит с поднятым вверх мечом. Данный монумент - это собирательный аллегорический образ Родины, которая призывает всех объединиться, для того чтобы разбить врага.

Проводя некоторую аналогию можно сравнить статую «Родина-мать зовет!» с античной богиней победы Никой Самофракийской, которая также призывала своих детей дать отпор силам захватчиков. В последствии силуэт скульптуры «Родина-мать зовет!» был помещен на герб и флаг Волгоградской области. Стоит отметить, что вершина для строительства монумента была создана искусственным образом. До этого наивысшей точкой Мамаева кургана в Волгограде была территория, которая располагалась в 200 метрах от нынешней вершины. В настоящее время там находится храм Всех Святых.

«Родина-мать зовет!»

На создание монумента в Волгограде без учета постамента ушло 2400 тонн металлоконструкций и 5500 тонн бетона. При этом общая высота скульптурной композиции составила 85 метров (по другим данным 87 метров). Перед тем, как приступить к строительству монумента, на Мамаевом кургане был вырыт фундамент под статую глубиной 16 метров, а на этом фундаменте была установлена двухметровая плита. Высота самой 8000-тонной статуи составила 52 метра. Для того чтобы обеспечить необходимую жесткость каркаса статуи было применено 99 металлических тросов, которые находятся в постоянном натяжении. Толщина стен памятника, выполненных из железобетона, не превышает 30 см, внутренняя поверхность памятника представляет собой отдельные камеры, которые напоминают конструкции жилого здания.

Первоначально 33-метровый меч, который весил 14 тонн, был выполнен из нержавеющей стали в титановой оболочке. Но огромные размеры статуи приводили к сильному раскачиванию меча, особенно это было заметно в ветреную погоду. В результате таких воздействий конструкция постепенно деформировалась, листы титановой обшивки начали смещаться, а при покачивании конструкции появлялся неприятный металлический скрежет. Чтобы устранить данное явление, в 1972 году была организована реконструкция монумента. В ходе работ лезвие меча было заменено на другое, которое было изготовлено из фторированной стали, с проделанными отверстиями в верхней части, которые должны были снизить эффект парусности конструкции.

«Родина-мать зовет!»

Однажды главный скульптор монумента Евгений Вучетич рассказывал Андрею Сахарову о своей самой известной скульптуре «Родина-мать зовет!» «Часто меня спрашивало начальство, зачем у женщины открыт рот, это же некрасиво», - рассказывал Вучетич. На этот вопрос известный скульптор отвечал: «А она кричит - за Родину… вашу мать!»

Монумент «Воин-освободитель»

8 мая 1949 года в канун четвертой годовщины победы над фашистской Германией в Берлине состоялось торжественное открытием памятника советским воинам, которые погибли во время штурма немецкой столицы. Монумент «Воин-освободитель» был установлен в берлинском Трептов-парке. Его скульптором выступил Е. В. Вучетич, а архитектором Я. Б. Белопольский. Памятник был открыт 8 мая 1949 года, высота самой скульптуры воина составила 12 метров, его вес 70 тонн. Данный монумент стал символом победы советского народа в Великой Отечественной войне, также он олицетворяет освобождение всех европейских народов от фашизма.

Скульптура солдата общим весом примерно 70 тонн был произведена весной 1949 года в Ленинграде на заводе «Монументальная скульптура», она состояла из 6 частей, которые затем были перевезены в Германию. Работы по созданию мемориального комплекса в Берлине были закончены в мае 1949 года. 8 мая 1949 года мемориал торжественно открыл советский комендант Берлина генерал-майор А. Г. Котиков. В сентябре 1949 года все обязанности по уходу и содержанию памятника были переданы советской военной комендатурой магистрату Большого Берлина.

«Воин-освободитель»

Центром берлинской композиции стала бронзовая фигура советского воина, который стоит на обломках фашистской свастики. В одной своей руке он держит опущенный меч, а другой рукой поддерживает спасенную немецкую девочку. Предполагается, что прототипом для данной скульптуры послужил реальный советский солдат Николай Маслов - уроженец села Вознесенка Тисульского района Кемеровской области. Во время штурма немецкой столицы в апреле 1945 года он спас немецкую девочку. Сам Вучетич создавал монумент «Воин - освободитель» с советского десантника Ивана Одаренко из Тамбова. А для девочки на скульптуре позировала 3-летняя Светлана Котикова, которая была дочерью коменданта советского сектора Берлина. Любопытно, что на эскизе памятника солдат держал в свободной своей руке автомат, но по предложению Сталина скульптор Вучетич заменил автомат на меч.

Памятник, как и все три монумента триптиха, расположен на насыпном кургане, к постаменту ведет лестница. Внутри постамента располагается круглый зал. Его стены были украшены мозаичным панно (автор - художник А. В. Горпенко). На панно были изображены представители различных народов, включая народы Средней Азии и Кавказа, которые возлагают венки на могилу советских воинов. Над их головами на русском и немецком языках написано: «Ныне все признают, что советский народ своей самоотверженной борьбой спас цивилизацию Европы от фашистских погромщиков. В этом великая заслуга советского народа перед историей человечества». В центре зала был установлен постамент кубической формы, выполненный из черного полированного камня, на котором установлен золотой ларец с пергаментной книгой в красной сафьяновом переплете. В эту книгу были вписаны имена героев, которые пали в боях за немецкую столицу и были похоронены в братских могилах. Купол зала был украшен люстрой диаметром в 2,5 метра, которая изготовлена из хрусталя и рубинов, люстра воспроизводит орден «Победа».

«Воин-освободитель»

Осенью 2003 года скульптура «Воина-освободителя» была разобрана и отправлена на реставрационные работы. Весной 2004 года отреставрированный монумент вернулся на свое законное место. Сегодня данный комплекс является центром проведения памятных торжеств.

Источники информации:
http://ribalych.ru/2014/08/04/unikalnyj-triptix
http://www.pravda34.info/?page_id=1237
http://defendingrussia.ru/love/pamyatniki_pobedy
http://www.tgt.ru/menu-ver/encyclopedia/tourism/countries/dostoprimechatelnosti/dostoprimechatelnosti_155.html
https://ru.wikipedia.org

Скульптура «Родина-мать зовет!» является композиционным центром архитектурного ансамбля «Героям Сталинградской битвы», представляет собой 52-х метровую фигуру женщины, стремительно идущей вперед и зовущей за собой своих сыновей. В правой руке меч длиной 33 м (вес 14 тонн). Высота скульптуры 85 метров. Монумент стоит на 16-ти метровом фундаменте. Высота Главного монумента говорит о его масштабах и уникальности. Общий вес его составляет 8 тыс. тонн. Главный монумент - современная интерпретация образа античной Ники - богини победы - призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу, продолжить дальнейшее наступление.

Строительству мемориала придавалось огромное значение. Не было никаких ограничений в средствах и строительных материалах. При создании памятника были задействованы лучшие творческие силы. Главным скульптором и руководителем проекта был назначен Евгений Викторович Вучетич, уже создавший за десять лет до этого памятник-ансамбль воинам Советской Армии в Трептов-парке в Берлине и скульптуру «Перекуем мечи на орала», которая до сих пор украшает площадь перед зданием ООН в Нью-Йорке. Вучетичу помогали архитекторы Белопольский и Демин, скульпторы Матросов, Новиков и Тюренков. По окончании строительства все они были удостоены Ленинской премии, а Вучетичу была вручена еще и Золотая Звезда Героя Социалистического Труда. Руководителем инженерной группы, работающей над строительством мемориала, был Н.В. Никитин - будущий создатель останкинской башни. Главным военным консультантом проекта стал маршал В.И. Чуйков - командир армии, отстоявшей Мамаев курган , наградой которому стало право быть захороненным здесь же, рядом с погибшими бойцами: вдоль серпантина, в холме, перезахоронены останки 34 505 воинов - защитников Сталинграда, а также 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников битвы под Сталинградом


Строительство монумента “Родина-мать” было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания была высочайшим в мире изваянием. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах. Также существует мнение, что статуя была смоделированна наподобие фигуры «марсельезы» на триумфальной арке в Париже и что поза статуи была вдохновлена статуей Ники Самофракийской. Действительно, некоторая схожесть есть. На первом фото Марсельеза, а рядом Ника Самофракийская

А на этом фото Родина-мать

Скульптура сделана из блоков предварительно напряжённого железобетона - 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит). Общая высота монумента “Родина-мать зовёт ” - 85 метров. Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры - 52 метра (масса - более 8 тысяч тонн).

Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно - большая его часть скрыта под землёй. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске. Толщина железобетонных стен скульптуры составляет всего 25-30 сантиметров. Внутри жёсткость каркаса поддерживается девяносто девятью металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении

Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн. Меч был первоначально сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. На сильном ветру меч раскачивался, а листы гремели. Поэтому в 1972 году лезвие заменили на другое - целиком состоящее из фторированной стали. А от проблем с ветром избавились с помощью жалюзи в верхней части меча. В мире существует очень мало подобных скульптур, например - статуя Христа Искупителя в Рио-де-Жанейро, «Родина-мать» в Киеве , памятник Петру I в Москве . Для сравнения, высота Статуи Свободы от пьедестала - 46 метров.


Сложнейшие расчёты устойчивости этой конструкции выполнены доктором технических наук Н. В. Никитиным - автором расчёта устойчивости Останкинской телебашни. Ночью статуя освещается прожекторами. «Горизонтальное смещение верхней части 85-метрового монумента в настоящее время составило 211 миллиметров или 75% от допустимого расчётами. Отклонения идут с 1966 года. Если с 1966 по 1970 годы отклонение составило 102 миллиметра, то с 1970 по 1986 годы – 60 миллиметров, до 1999 года – 33 миллиметра, с 2000-2008 – 16 миллиметров», - сообщил директор ФГУК «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва» Александр Величкин.

Скульптура «Родина-мать зовет» занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая на тот момент скульптура-статуя в мире. Её высота 52 метра, длина руки - 20 и меча - 33 метра. Общая высота скульптуры 85 метров. Вес скульптуры 8 тысяч тонн, а меча - 14 тонн (для сравнения: Статуя Свободы в Нью-Йорке в высоту 46 метров; статуя Христа Искупителя в Рио-де-Жанейро 38 метров). На данный момент статуя занимает 11 место в списке самых высоких статуй мира. Родине-матери грозит обрушение из-за грунтовых вод. Эксперты говорят, что если наклон статуи увеличится еще на 300 мм., она может обрушиться из-за любой, даже самой ничтожной причины

В Волгограде живет 70-летняя пенсионерка Валентина Ивановна Изотова, с которой 40 лет назад ваяли скульптуру "Родина-мать зовет". Валентина Ивановна - человек скромный. Более 40 лет она молчала о том, что в качестве натурщицы позировала скульпторам, ваявшим едва ли не самую известную скульптуру в России - Родину-мать. Молчала, потому что в советские времена рассказывать о профессии натурщицы было, мягко говоря, неприлично, тем более замужней женщине, воспитывающей двух дочерей. Сейчас Валя Изотова уже бабушка и охотно говорит о том далеком эпизоде в юности, который теперь стал едва ли не самым значимым событием всей ее жизни


В те далекие 60-е годы Валентине было 26 лет. Она работала официанткой в престижном, по советским меркам, ресторане "Волгоград". Это заведение посещали все именитые гости города на Волге, и наша героиня своими глазами видела Фиделя Кастро, императора Эфиопии, швейцарских министров. Естественно, что обслуживать во время обеда таких персон могла девушка только с настоящей советской внешностью. Что имеется в виду, вы, наверное, уже догадались. Строгое лицо, целеустремленный взгляд, спортивная фигура. Не случайно однажды к Валентине с разговором подошел частый гость "Волгограда" молодой скульптор Лев Майстренко. Он заговорщицки поведал юной собеседнице о скульптуре, которую они вместе с товарищами должны сделать для скульптора Евгения Вучетича, в те времена уже именитого. Майстренко долго ходил вокруг да около, рассыпаясь перед официанткой в комплиментах, а потом предложил ей позировать. Дело в том, что московская натурщица, прибывшая в провинцию прямо из столицы, не приглянулась местным скульпторам. Уж слишком высокомерная и жеманная была. Да и лицом на "Мать" не походила.

Я долго раздумывала, - вспоминает Изотова, - времена-то тогда были строгие, да и муж запрещал. Но потом супруг смилостивился, и я дала ребятам свое согласие. Кто в молодости не пускался в различные авантюры?

Авантюра обернулась серьезной работой, которая продолжалась два года. Кандидатуру Валентины на роль Родины-матери утверждал сам Вучетич. Он, выслушав доводы своих коллег в пользу простой волгоградской официантки, утвердительно кивнул головой, и началось. Позирование оказалось очень сложным занятием. Стоять по несколько часов в день с раскинутыми руками и выставленной вперед левой ногой было утомительно. По замыслу скульпторов, в правой руке предполагался меч, но Валентине, чтобы не сильно утомлять, вложили в ладошку длинную палку. При этом она должна была придать своему лицу воодушевленное, зовущее на подвиги выражение.

Ребята настаивали: "Валя, ты должна звать за собой людей. Ты же Родина-мать!" И я звала, за что мне платили 3 рубля в час. Представьте себе, каково часами стоять с открытым ртом.

Был во время работы и один пикантный момент. Скульпторы настаивали, чтобы Валентина, как и подобает натурщице, позировала обнаженной, но Изотова сопротивлялась. Вдруг муж зайдет. Сначала сошлись на раздельном купальнике. Правда, потом верхнюю часть купальника пришлось снять. Груди-то должны получиться как натуральные. Кстати, никакой туники на натурщице не было. Это уже потом сам Вучетич накинул на "Родину" развевающееся одеяние. Готовый памятник наша героиня увидела спустя несколько дней, после его официального открытия. Взглянуть на себя со стороны было интересно: лицо, руки, ноги - все родное, только из камня и рост 52 метра. С тех пор прошло более 40 лет. Валентина Изотова жива-здорова и гордится тем, что ей поставили памятник при жизни. На долгую жизнь.

Скульптура «Родина-мать зовет», созданная Е.В.Вучетичем, обладает удивительным свойством психологического воздействия на каждого, кто ее увидит. Как автору удалось этого добиться, можно только догадываться. Острые критические замечания в адрес его творения: она-де и гипертрофированно-монументальная, и откровенно похожая на Марсельезу, украшающую парижскую триумфальную арку, - абсолютно не объясняют ее феномена. Нельзя забывать и том, что для скульптора, пережившего самую ужасную в истории человечества войну, этот монумент, как, впрочем, и весь мемориал, - в первую очередь дань памяти павшим, а потом уже - напоминание живым, которые, по его убеждению, и так никогда не смогут ничего забыть

Скульптура Родина-мать, вместе с Мамаевым курганом, является финалистом конкурса “Семь чудес России”

В Волгограде я воспользовался уникальным предложением пресс-службы губернатора Волгоградской области и поднялся в голову знаменитой статуи «Родина-Мать зовет». Говорят, что наверх поднимается лишь несколько человек в год. Под катом я покажу что у нее внутри…

Монумент «Родина-Мать Зовет» — одна из самых высоких статуй в мире — входит в состав историко-мемориального комплекса «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом Кургане.

К ней ведут 200 ступеней — именно столько дней длилась Сталинградская битва. По замыслу архитектора Евгения Вучетича лестница должна была идти до самой Волги, но, как обычно, не хватило денег. Сейчас идут разговоры о том, чтобы завершить строительство.

3.

Мы начали свой подъем на Мамаев курган с площади «Стоявших насмерть», к которой ведет аллея пирамидальных тополей, а за ней начинаются «Стены-руины». В центре площади установлена фигура солдата-защитника Сталинграда. По словам архитектора Евгения Вучетича, «это аллегорический образ советского народа-воина, стоявшего насмерть, готового нанести неотвратимый удар по врагу. Его фигура вырастает из вздыбившейся земли, как бы превратившейся в скалу – несокрушимый бастион против фашизма. Воин слился с матерью-землей, словно черпая от нее новые силы «.

На скале выцарапаны надписи: «Стоять насмерть », «За Волгой для нас земли нет », «Ни шагу назад! », «Каждый дом – это крепость », «Не посрамим священной памяти »:

4.

Стены-руины производят сильное впечатление и рассматривать их можно часами. Это своеобразные руины сооружений, разрушенных долговременными обстрелами, бесчисленными бомбежками, исщербленных прямым попаданием снарядов и автоматными очередями. Тема левой стены — «Ни шагу назад!», правой стены — «Только вперед!».

Фигура знаменитого снайпера Василия Зайцева, уничтожившего во время войны 225 немецких солдат и офицеров, наверху левой стены кажется очень маленькой, хотя на самом деле она выполнена в человеческий рост:

5.

На стенах очень много надписей, среди которых есть цитата из собрания одной из комсомольских организаций Сталинграда:

Слушали : О поведении комсомольцев в бою.
Постановили : В окопе лучше умереть, но не уйти с позором. И не только самому не уйти, но сделать так, чтобы и сосед не ушел.
Вопрос к докладчику : Существуют ли уважительные причины ухода с огневой позиции?
Ответ : Из всех оправдательных причин только одна будет приниматься во внимание - смерть».

6.

Лестница, минуя Стены-руины, приводит на площадь Героев с бассейном «Озеро Слез» посередине. Слева от бассейна расположена Стена-Знамя, на которой высечены слова: «Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?».

Отсюда можно войти в круглое здание — «Зал воинской славы»:

7.

В центре зала установлен монумент с вечным огнем, а на стенах изображены тридцать четыре символических знамени, с высеченными на них именами 7200 героических защитников Сталинграда. Всего в Сталинградской битве погибло около 3 миллионов человек:

8.

Через огромный проем в крыше зала видна Родина-Мать. Архитектор Вучетич рассказывал Андрею Сахарову: «Меня спрашивает начальство, зачем у нее открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: А она кричит - за Родину… вашу мать! - заткнулись»:

9.

Каждый день с 9 утра до 7 вечера в Зале воинской славы стоит почетный караул:

10.

В нашей стране всего 2 города, где есть почетный караул — это Москва и Волгоград:

11.

12.

13.

Выход из Зала воинской славы приводит на площадь Скорби. Здесь расположена фигура скорбящей матери, на руках которой погибший воин:

14.

С площади Скорби начинается подъём к главному монументу Мамаева кургана:

15.

Статуя весом 8 тысяч тонн никак не прикреплена к фундаменту. Она спокойно стоит на нем, как шахматная фигура на доске:

16.

Высота статуи Родины-Матери - 52 метра. В правой руке она держит меч, длина которого 33 метра, а вес 14 тонн. Монумент стоит на 16-ти метровом фундаменте. Общая высота скульптуры — 85 метров:

17.

Попасть внутрь монумента можно через небольшую дверь в основании. Дверь двойная. За первой спрятана лестница:

18.

Внутри статуя напоминает знаменитую литографию «Относительность» Маурица Эшера:

19.

Мы пытались прикинуть количество ступенек ведущих наверх. Получилось 187:

20.

Внутри статую пронизывают натяжные канаты весом 60 тонн каждый:

21.

22.

За их натяжкой следят с помощью специальных датчиков. Когда натяжение ослабевает — их подтягивают:

23.

24.

25.

Эту комнату можно назвать Сердцем Родины-Матери. Она находится на уровне груди и в ней закреплены тросы от левой и правой руки статуи. Сама комната тоже стянута канатами, чтобы монумент не разорвало, под тяжестью рук:

26.

Крепление левой руки (без меча):

27.

А это вход в правую руку (с мечом):

28.

29.

Слева внизу — вход в плащ, а справа за арматурой — вход в левую руку:

30.

На стенах периодически попадаются надписи. Видимо, некоторые строители решили себя увековечить:

31.

Вход в голову такой же узкий, как и в остальные части тела:

32.

Ребенку было легче всех, а я с рюкзаком за плечами протиснуться не смог — пришлось его снимать:

33.

Помещение в голове. Здесь есть удобная лавочка, на которой можно посидеть и передохнуть. В макушке открывается люк, через который мы высовывались наружу:

34.

Никита Барышев, который организовал для нас экскурсию, вылез первым.

35.

Внизу виднеется Храм Всех Святых:

36.

37.

На руке у статуи много «наколок», оставленных альпинистами:

38.

После постройки статуи в 67 году клепки первого меча стали трескаться, а сам меч вибрировал со страшным звуком, поэтому в 72 году его заменили на более современный с системами гашения вибрации:

39.

В гарде, с каждой стороны есть люк. Мы вылезли через такой же:

40.

41.

42.

А это знаменитый «Танцующий мост». Помните фейковое видео, которое облетело весь интернет, и даже «попало в телевизор», где этот мост жутко вибрировал.

43.

44.

45.

46.

P.S. Видео с Артемия Лебедева о его походе внутрь статуи и Волгограде:

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png