Музей Тиссена-Борнемиса это до 1993 крупнейшая в мире частная коллекция. Ныне государственная картинная галерея Мадрида, которая входит в «Золотой треугольник искусств» испанской столицы вместе с Прадо и Центром искусств королевы Софии.
Начал собирать эту коллекцию в конце 19 века в Германии основатель финансовой и сталелитейной империи Тиссенов — Август Тиссен (1846-1926). Основная часть коллекции была собрана в 20-30 годах прошлого века его младшим сыном бароном Генрихом Тиссеном-Борнемисом (1875-1947), который унаследовал бизнес семьи и стал страстным собирателем картин. Титул барона он получил, женившись на венгерской баронессе Маргит Борнемисса де Касон. Потом семья переехала в Швейцарию в Лугано, где семейное собрание живописи было выставлено в частной галереи для показа широкой публике и получило всемирную известность.
В 1920-е гг. барон Генрих Тиссен-Борнемиса выкупал шедевры из американских собраний, чьи владельцы испытывали финансовые затруднения и возвращал их в Европу. Он выкупал произведения искусства и у немецких промышленников и у собственных родственников. В целом же он предпочитал живопись XIX и XX веков.
Портреты Генрих Тиссен-Борнемиса и его жены
После смерти Генриха и раздела коллекции между наследниками, его сын барон Ганс Генрих Тиссен-Борнемиса (1921-2002), возглавивший бизнес семьи, сумел не только сохранить и восстановить основную часть коллекции, но и постоянно дополнять ее. 15 лет спустя после смерти отца он купил свою первую картину для коллекции: акварельный набросок Эмиля Нольде, датированный между 1931 и 1935 годами. Он пополнял коллекцию Тиссенов картинами XX века- Пабло Пикассо, Эдгара Дега, Пита Мондриана, Фернана Леже. Предпочтения Ганс Генрих отдавал немецким экспрессионистам. В общей сложности он приобрел более 1500 полотен за всю свою жизнь.
В 1985 году Ганс Генрих женился на известной испанской красавице и победительнице конкурсов красоты Кармен Сервера Соледад (1943 г.р.). Они долго искали подходящее здание для коллекции во всех странах. И благодаря ее посредничеству, основная часть коллекции была передана в Мадрид. Сначала это было на условиях аренды по соглашению 1988 года, а затем в 1993 году коллекция была полностью выкуплена правительством Испании.
Портреты Ганс Генрих Тиссен-Борнемиса и Кармен Тиссен-Борнемиса
Домом для этой выдающейся коллекции стал Дворец Вильяэрмоса, перестроенный для этих целей, и расположенный в центре Мадрида на бульваре Пасео дель Прадо.
Бульвар Пасео дель Прадо
Музей Тиссен-Борнемиса
В настоящее время коллекция музея охватывает восемь столетий европейской живописи. В коллекции представлены известные художники эпохи ренессанса и барокко, включая Пьеро делла Франческа, Рафаэля, Тициана, Рубенса. Большой раздел экспозиции музея составляют полотна импрессионистов и пост-импрессионистов - Клода Моне, Огюста Ренуара, Винсента ван Гога, а также шедевры живописи XX века - кубистская работа Пикассо.
Иоганн Цоффани Zoffany Johann — Ann Brown in the Role of Miranda
Франсуа Буше Туалет
Анри Лебаск Закат на Понт-Авен
Рубенс Туалет Венеры Peter Paul Rubens — Venus at her Toilet
Лайонел Фейнингер Белый человек
Лионель Фейнингер Женщина в розовом Lady in mauve
Дед-Август Тиссен (1842-1926) был известен своим знакомством с Огюстом Роденом. Может быть поэтому здесь представлена пара работ.
Это один из самых популярных музеев изобразительного искусства столицы Испании, который входит в «Золотой треугольник искусств» Мадрида, наряду с Музеем Прадо и Центром искусств королевы Софии. Его коллекция охватывает период более чем в 800 лет.
История этого всемирно известного музея связана с именем основателя сталелитейной империи, крупнейшего немецкого промышленника Августа Тиссена, который посвятил немало своего свободного времени и средств на увлечение изобразительным искусством.
В конце XIX– начале ХХ века он начал коллекционировать полотна знаменитых живописцев. Свое хобби он передал потомкам: его сын Генрих фон Тиссен-Борнемиса почти за 30 лет приобрел более 50 полотен.
Большая часть из них перешла к миллионеру в годы Великой депрессии в США, когда многие богатеи продавали картины из своих собраний за копейки из-за возникших финансовых трудностей. После переезда в Швейцарию семья выставляла свою богатую коллекцию в частной галерее, постепенно приобретая всемирную известность. Старший сын Тиссена-Борнемисы, Ганс, расширял наследие отца: он увлекался итальянской живописью, коллекционировал керамику, гобелены, изделия из слоновой кости, хрусталь, ювелирные изделия и старинную мебель. Основную часть своего собрания семья разместила в особняке – бывшей резиденции принца Фридриха Леопольда, неподалеку от Луганского озера, но в 1986 году барон Тиссен начал поиски нового здания для постоянно увеличивающейся коллекции.
В то же время Ганс женился на испанской красавице Кармен Сервера Соледад, обладавшей титулом «Мисс Каталония 1961» и, тем самым, неразрывно связал свою жизнь с Испанией.
Сначала картинная галерея переехала в Мадрид. Чуть позже Королевство выкупило у наследников семейную коллекцию за 350 миллионов долларов, и в 1993 году крупнейшая в мире частная коллекция стала государственной, однако семья Тиссен-Борнемисы продолжала пополнять ее экспонатами. Около 200 картин были переданы баронессой Кармен Тиссен-Борнемиса, правда, право собственности на них она оставила за собой.
В настоящее время коллекция занимает дворец герцогов Вильяэрмоса, неподалеку от галереи Прадо. Это приземистое красно-белое 3-этажное здание с рядами одинаковых решетчатых балконов, которое в 2004 году было расширено за счет дополнительного корпуса, создающего единое пространство для проведения тематических выставок и презентаций. Часть произведений разместилась в Национальном музее искусств в Барселоне. По оценкам экспертов, реальная стоимость коллекции составляет более 700 миллионов евро.
Музей Тиссен-Борнемиса, одна из основных расположен в старом дворце Palacio de Villahermosa, по диагонали, напротив , в конце площади Plaza de las Cortes.
Это престижное место играло значительную часть в приобретениях Испании – невероятная, оцененная в $350 миллионов коллекция, найденная в июне 1993, как говорят – это была самая большая частная художественная находка в мире после находки коллекции членов британской королевской семьи: семьсот с лишним картин, накопленных отцом и сыном немецко-венгерских промышленных магнатов. Сын, Барон Ганс Генрих Тиссен, умер в апреле 2002 в возрасте 81 лет.
Другой важной персоной была пятая жена покойного барона, Кармен Сервера (Carmen Cervera), бывшая Мисс Испании, которая перевезла работы в страну вопреки усилиям британского принца Чарльза, швейцарских и немецких правительств, фонда Гетти и других истцов.
Реконструкция музея Тиссен-Борнемеса
Во время строительства музея деньги не экономились, к нему приложил руку вездесущий Рафаэль Моне, ответственный за реконструкцию железнодорожного вокзала Estacion de Atocha и расширение в Прадо (). Стены были оштукатурены, полы были выложены
мрамором. В большом зале музея Тиссен-Борнемиса висит портрет ужасно кичащейся Кармен с декоративной собачкой, рядом с портретом ее мужа, короля Хуана Карлоса и королевы Софии. Пройдя немного дальше, вы попадете к шедеврам высшей лиги: от средних веков до восемнадцатого столетия на втором этаже, нидерландские картины семнадцатого столетия, шедевры, начиная от Рококо и Неоклассицизма до экспрессионизма на первом этаже, и сюрреализма и Поп-арта в подвальном помещении. Важных работ слишком много, они представлены мастерами движения, начиная от Дуччо и Гольбейна до Эль Греко, Караваджо, Шиле и Ротко, от величия которых просто замирает дыхание.
У Кармен есть существенная и собственная коллекция (более чем 600 работ), которая размещена в новом помещении музея Тиссен-Борнемиса, на территории смежного особняка грамотно переделанного в музей оригинального формата. Это эффектные пейзажи Северной Америки девятнадцатого века, импрессионистские и постимпрессионистские работы. На первом этаже находится больше временное выставочное пространство, в котором организовывается множество интересных культурных мероприятий и шоу!
Удобства музея Тиссен-Борнемиса
Также здесь есть удобный кафетерий и ресторан в новом блоке; есть также и магазин, где Вы можете купить разнообразные художественные альбомы, справочники, открытки и другие подарки. В июле и августе Тиссен-Борнемиса открывает ресторан на террасе верхнего этажа «El Mirador».
, представлена история европейской живописи от Средневековья до конца ХХ столетия.
Принимая во внимание разнообразие и размеры музейного фонда, включающего более тысячи произведений искусства, рекомендуем начать посещение с наиболее интересной для Вас части коллекции. Итальянские примитивисты, немецкое Возрождение, американская живопись XIX столетия, импрессионизм, немецкий экспрессионизм и русский конструктивизм - школы и направления, лучше всего представленные в собрании музея.
Коллекция
Коллекция музея Тиссена-Борнемисы в некоторых аспектах качественно отличается от остальных испанских музеев. Произведение Дуччо ди Буонинсенья «Христос и самаритянка», представляющее живопись Треченто (XIV столетие в Италии), и гризайль (имитация скульптурного рельефа) «Диптих Благовещения Пресвятой Богородицы» Яна ван Эйка , принадлежавшего к фламандской примитивной школе, - основные произведения коллекции искусства Позднего Средневековья. Кроме того, в собрании музея присутствуют избранные портреты, датируемые XV столетием, среди которых особенного внимания заслуживают портрет Джованны Торнабуони кисти Доменико Гирландайо и «Портрет рыцаря» Витторе Карпаччо . Произведения Дюрера , Караваджо , Рубенса , Франса Халса и Каналетто помогут нам составить представление об эволюции искусства в XVI - XVIII вв.
В залах музея также хорошо представлены пейзаж и жанровая живопись - темы, чаще всего встречавшиеся в голландской школе XVII столетия и американской живописи XIX столетия. Эти же темы представлены в музее произведениями художников Романтизма, например Фридриха , импрессионистов Моне и Дега , постимпрессиониста Гогена и Ван Гога .
В последних залах собрана достаточно полная коллекция различных направлений ХХ столетия: фовизма, экспрессионизма, сюрреализма, абстрактной живописи и поп-арта. Вот некоторые из наиболее известных картин, представленных в этом музее: «Арлекин с зеркалом» Пикассо , «Картина с тремя пятнами № 196» Кандинского , «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» Дали , «Петух» Шагала , «Гостиничный номер» Хоппера и «Женщина в ванной» Лихтенштейна .
Барон Генрих
Коллекция музея, сначала переданная на девять с половиной лет, а затем приобретённая в 1993 году правительством Испании, собиралась ныне покойным бароном Хансом Генрихом Тиссеном-Борнемисой и его отцом бароном Генрихом.
Барон Генрих начал собирать коллекцию в 20-х годах прошлого века. Ему удалось приобрести около 525 картин. В 1947 году, после смерти коллекционера, произведения разошлись по наследникам, и его сын, барон Ханс Генрих Тиссен-Борнемиса, поставил перед собой задачу заново собрать коллекцию отца, выкупая её у своих родственников.
Вилла «Фаворита» в швейцарском городке Лугано, приобретённая бароном-отцом для хранения коллекции, оказалась мала, и Ханс объявил, что ищет новый дом для своего художественного собрания. Благодаря близости музея Прадо и отличным характеристикам здания, предложенного правительством Испании, выбор барона пал на мадридский дворец Вильяэрмоса , построенный в конце XVIII столетия и отреставрированный под руководством Рафаэля Монео.
Коллекция Кармен Тиссен-Борнемиса
После передачи коллекции Испании барон и его жена продолжили приобретать произведения искусства. После смерти мужа Кармен Тиссен-Борнемиса не оставила его дело, и в наши дни в 16 новых залах представлена коллекция Кармен Тиссен-Борнемисы.
Коллекция баронессы отличается присутствием большого количества пейзажей: ведута, живопись XIX столетия, американская школа, а также более значимых произведений импрессионистов и постимпрессионистов. Закрывают историческую панораму первые авангардные течения ХХ столетия, среди которых особенное значение имеют фовизм и немецкий экспрессионизм.
Музей Тиссена-Борнемисы (исп. Museo Thyssen-Bornemisza) — до 1993 крупнейшая в мире частная картинная галерея (наряду с собранием британских монархов). Ныне государственная картинная галерея в Мадриде. Входит в «Золотой треугольник искусств» испанской столицы вместе с Прадо и Центром искусств королевы Софии. Музей Тиссена-Борнемисы является великолепным дополнением к коллекциям своих соседей по треугольнику: в отличие от Прадо в нём представлены работы итальянских примитивистов и живописцев английской, голландской и немецкой школ, в отличие от Центра искусств собрание Тиссена-Борнемисы включает в себя импрессионистов, экспрессионистов, а также европейские и американские полотна второй половины XX века. Коллекция занимает дворец герцогов Вильяэрмоса (исп. Palacio Villahermosa) недалеко от Прадо. Отдельные произведения экспонируются также в Национальном музее искусства Каталонии в Барселоне.
Mostaert, Jan - Изгнание Агари, ок. 1520-25, 94 cm x 131 cm, Дерево, масло
Mola, Pier Francesco - Святой Иоанн Креститель проповедует в пустыне, ок. 1650-55, 73,5 cm x 99 cm, Холст, масло
Memling, Hans - Портрет молящегося молодого человека (лицевая сторона), ок. 1485, 29,2 cm x 22,5 cm, Дерево, масло
Meidner, Ludwig - Угловой дом (Вилла Кочманн, Дрезден), 1913, 97,2 cm x 78 cm, Холст, масло
Memling, Hans - Цветы в кувшине (обратная сторона), ок. 1485, 29,2 cm x 22,5 cm, Дерево, масло
Messina, Antonello da - Портрет мужчины, ок. 1472-76, 27,5 cm x 21 cm, Дерево, масло
Metcalf, Willard L. - Пикник, 1907, 72,5 cm x 65,3 cm, Холст, масло
Metsu, Gabriel - Повар, ок. 1657-62, 40 cm x 33,7 cm, Холст, масло
Michel, Georges - Пейзаж с мельницей, 40 cm x 52 cm, Холст, масло
Mielich, Hans - Портрет женщины в возрасте пятидесяти семи, 1539, 71 cm x 53,5 cm, Дерево, масло
Mieris I, Frans van - Портрет дамы с собачкой, 1672, 31,7 cm x 25,4 cm, Дерево, масло
Miro, Joan - Живопись на белом фоне, 1927, 55 cm x 46 cm, Холст, масло
Miro, Joan - Живопись, 1936, 78 cm x 108 cm, Оргалит, масло, казеин и смола
Miro, Joan - Каталонский крестьянин с гитарой, 1924, 147 cm x 114 cm, Холст, масло
Miro, Joan - Молниеносная птица, ослеплённая лунным огнём, 1955, 26 cm x 20 cm, Картон, масло
Modigliani, Amedeo - Голова женщины (Кики), 1915, 43 cm x 26 cm, Бумага, масло
Moholy-Nagy, Laszlo - Большая Железнодорожная Живопись, 1920, 100 cm x 77 cm, Холст, масло
Moholy-Nagy, Laszlo - Сегменты круга, 1921, 78 cm x 60 cm, Холст, темпера
Moillon, Louise - Натюрморт с фруктами, 1637, 87,5 cm x 112 cm, Холст, масло
Monaco, Lorenzo - Мадонна с младенцем на троне с шестью ангелами, ок. 1415-20, 147 cm x 82 cm, Дерево, темпера и золото
Mondrian, Piet - Композиция № XIII. Композиция 2, 1913, 79,5 cm x 63,5 cm, Холст, масло
Mondrian, Piet - Композиция в Цвете. Композиция № I с красным и синим, 1931, 50 cm x 50 cm, Холст, масло
Mondrian, Piet - Нью-Йорк, 3 (незавершенная), 1941, 117 cm x 110 cm, Холст, масло, карандаш и мел
Monet, Claude - Дом среди роз, 1925, 92,3 cm x 73,3 cm, Холст, масло
Monet, Claude - Избушка в Трувиле, отлив, 1881, 60 cm x 73,5 cm, Холст, масло
Monet, Claude - Мост Чаринг-Кросс, 1899, 64,8 cm x 80,6 cm, Холст, масло
Monet, Claude - Отлив в Варанжвиле (Varengeville), 1882, 60 cm x 81 cm, Холст, масло
Monet, Claude - Оттепель в Ветхейле (Vetheuil), 1880, 60 cm x 100 cm, Холст, масло
Monnoyer, Jean-Baptiste - Букет из мака, анемонов, Йорк-и-Ланкастерской розы, двойной кампанелле, гиацинта и тюльпана, связанный голубой лентой, 37 cm x 34,4 cm, Холст, масло
Monnoyer, Jean-Baptiste - Букет из ромашки, французской розы, жёлтой розы, цветов апельсина и гвоздики, перевязанный голубой лентой, 37 cm x 34,4 cm, Холст, масло
Monnoyer, Jean-Baptiste - Корзина с цветами, 77 cm x 102 cm, Холст, масло
Montagna, Bartolomeo - Святой Иероним в пустыне, 40 cm x 28,8 cm, Дерево, масло
Moore, Henry - Две матери, держащие детей, 1941, 38 cm x 56,4 cm, Бумага, тушь, восковой карандаш, акварель
Moore, Henry - Три сидящие фигуры, 1941, 48 cm x 37 cm, Бумага на дереве, тушь, уголь, восковой карандаш и акварель
Mor, Antonis - Портрет Джованни Баттиста ди Кастальдо, ок. 1550, 107 cm x 82,2 cm, Дерево, масло
Morandi, Giorgio - Натюрморт, 1948-49, 26 cm x 35 cm, Холст, масло
Morandi, Giorgio - Цветы, 1942, 30,5 cm x 26 cm, Холст, масло
Moreau, Gustave - Галатея, ок. 1896, 37,9 cm x 27 cm, Картон, Чернила, темпера, гуашь и акварель
Morgenstern, Christian E. B. - Дубы у воды, 1832, 71 cm x 100,5 cm, Холст, масло
Morisot, Berthe - Лежащая обнаженная пастушка, 1891, 57,5 cm x 86,4 cm, Холст, масло
Morisot, Berthe - Психея у зеркала, 1876, 65 cm x 54 cm, Холст, масло
Mostaert, Jan - Крылья диптиха с душами праведных и донаторов, ок. 1520, 24 cm x 16 cm, Дерево, масло
Muller, Otto - Два обнаженные женщины в пейзаже, ок. 1922, 100 cm x 138 cm, Мешковина, масло
Munch, Edvard - Вечер, 1888, 75 cm x 100,5 cm, Холст, масло
Munch, Edvard - Встреча в космосе, 1899, 18,5 cm x 25,5 cm, Трехцветная гравюра на дереве на очень тонкой сероватой бумаге
Munch, Edvard - Гуси в саду, ок. 1911, 90 cm x 68 cm, Холст, масло
Munch, Edvard - Побережье, 1881, 37 cm x 51 cm, Картон, масло
Munter, Gabriele - Автопортрет, ок. 1908, 49 cm x 33,6 cm, Картон, масло
Munter, Gabriele - Вид из дома брата в Бонне, 1908, 47,2 cm x 33,6 cm, Картон, масло
Munter, Gabriele - Мурнау (Мурнау в мае), 1924, 51 cm x 38 cm, Холст, масло
Munter, Gabriele - Школа, Мурнау, 1908, 40,6 cm x 32,7 cm, Картон, масло
Murillo, Bartolome Esteban - Мадонна с младенцем и Святой Розой из Витербо, ок. 1670, 190 cm x 147 cm, Холст, масло
Music, Zoran - Пустой пейзаж, 1960, 131 cm x 162,5 cm, Холст, масло
Nattier, Jean-Marc - Портрет мадам Бурэ в образе Дианы, 1745, 138 cm x 105 cm, Холст, масло
Nay, Ernst Wilhelm - Многоцветный, 1959, 126 cm x 90 cm, Холст, масло
Neeffs I, Peeter - Интерьер церкви, 1615-16, 39,3 cm x 58,8 cm, Дерево, масло
Neer, Aert van der - Зимний пейзаж с конькобежцами на льду, ок. 1650-55, 61 cm x 85,1 cm, Холст, масло
Neer, Aert van der - Лесная речка, ок. 1645, 41,6 cm x 60,3 cm, Дерево, масло
Neer, Aert van der - Лунный пейзаж с дорогой рядом с каналом, ок. 1645-50, 35,6 cm x 65,5 cm, Дерево, масло
Nerio, Ugolino di (Ugolino da Siena) - Распятие с Девой, Святым Иоанном и ангелами, ок. 1330-35, 135 cm x 89 cm, Дерево, темпера и золото
Netscher, Caspar - Портрет леди, 1676, 54,2 cm x 44,7 cm, Холст, масло
Netscher, Caspar (приписывается) - Портрет мужчины, ок. 1676, 54 cm x 45,5 cm, Холст, масло
Nolde, Emil - Красные облака, 34,5 cm x 44,7 cm, Бумага, акварель
Nolde, Emil - Красные цветы, 1906, 52,4 cm x 55,8 cm, Холст, масло
Nolde, Emil - Летние облака, 1913, 73,3 cm x 88,5 cm, Холст, масло
Nolde, Emil - Летний полдень, 1903, 72,5 cm x 87,5 cm, Холст, масло
Nolde, Emil - Мост через болото, 1910, 73 cm x 89,5 cm, Холст, масло
Nolde, Emil - Осенний вечер, 1924, 73 cm x 100,5 cm, Холст, масло
Nolde, Emil - Яркие подсолнухи, 1936, 88,5 cm x 67,3 cm, Холст, масло