интересные методы и приемы работы на уроках, которые помогут сделать уроки более интересными, увлекательными и помогут повысить качество знаний обучающихся.

«Мотивация учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках истории, обществознания»

Все школьники по своей природе любопытны и маленькие, и взрослые, это стоит использовать.

А) Вход в класс под музыку. Музыка обязательно подбирается к теме урока. Например, тема «Индустриализация в СССР» - «Марш индустриализации», тема «Начало Великой Отечественной войны» - «Песня защитников Москвы», тема «Культ личности Сталина» - песня «Да здравствует Сталин!» и др.
Слыша еще на перемене песню, дети начинают спрашивать: «А что это? А зачем это? А что мы будем делать? А какая тема?»

Интрига создана, обучающиеся в нетерпении.
К некоторым песням можно распечатать текст, один, два куплета, раздать каждому на парту до начала урока. На перемене они прочитают текст и уже могут сформулировать если не тему урока, то некоторые моменты, которые будут рассматриваться на данном занятии.
А если еще к тексту песен поставить проблемные вопросы, придумать интересные задания - успех начала урока обеспечен, и время сэкономили на формулировке цели занятия.
Пример: отрывок из «Песни защитников Москвы»
(для детей лучше не указывать название данной песни)
В атаку стальными рядами
Мы поступью твердой идем.
Родная столица за нами,
Рубеж наш назначен Вождем.
На марше равняются взводы
Гудит под ногами земля,
За нами родные заводы
И красные звезды Кремля.
Вопросы:
О каком историческом событии идет речь?
Какое значение имело данное событие в истории нашей Родины?
Что бы ты хотел узнать о данном событии?

Б) «Черный ящик».
Таким же интригующим моментом в начале урока может выступать тематический предмет. На парту ставится любая коробка, желательно размера побольше, в ней спрятан предмет, относящийся к теме урока.

Например, по обществознанию, тема «Семья» - вырезанные из бумаги три фигурки человека разного размера; можно положить тематическое фото в теме «Глобальные проблемы» - фото ядерного взрыва, террористического акта, мусорной свалки; по праву, начиная изучение отдельной отрасли права - кодексы семейный, уголовный, трудовой и т.д., по истории это может быть фигура египетской пирамиды, монеты и банкноты разных периодов, небольшие бюсты Сталина, Ленина, портреты политических лидеров, предметы быта и другие вещественные исторические источники.

Для того, чтобы открыть коробку, нужно угадать по наводящим вопросам, что в ней спрятано.
А когда предмет стал известен, учитель задает серию вопросов: Как вы считаете, почему был спрятан именно этот предмет? Какую информацию он нам может дать? И т.д.

В) Игра в метеорологов. Данную игру я использую на своих уроках регулярно. Причем у меня ученики выступают не метеорологами, а экономистами, банкирами, политологами, историками. На уроках экономики, изучаю темы «Биржы», «Деньги», «Банковская система» школьники предсказывают курс доллара, евро, драгоценных металлов. В начале урока каждый на листке бумаги пишет сегодняшний курс денежной единицы и прогнозирует его изменение за неделю (так как урок экономики у нас раз в неделю). Учащиеся с нетерпение ждут следующего урока, чтобы узнать сбылся ли прогноз.
Такие же прогнозы мы строим во время предвыборных кампаний. Какие партии на парламентских выборах попадут в Государственную думу, какого будет соотношение полученных голосов. Кто победит на выборах в президенты США. Темы могут быть различные. Данная игра не только способствует повышению мотивации обучающихся, так еще и стимулирует их познавательную активность вне уроков.
Г) «Здравствуйте, садитесь!» Банальная фраза, с которой у большинства учителей начинается урок. Предлагаю попробовать сесть за парту разными способами.

Присядет те, кто считает, что архитектор Тон К.А. был автором Храма Христа Спасителя;

Присядут те, кто считает, что Храм Христа Спасителя расположен в Новногоде;

Это могут быть даты, термины, события, люди, высказыкания (лучше вопросы выводить на экран и сопровождать изображениями.

И таких вариантов «Здравствуйте, садитесь!» может быть множество, разные картины, карты, схемы, даты, вопросы. Можно использовать видео ряд, загадывать устные загадки. Такая игра дает несколько эффектов: актуализация знаний, выяснение западающих вопросов, активизация интереса, тренировка.

Современный урок должен меняться и внешне, и внутренне.
Простая перестановка парт меняет отношение ребенка к уроку. У меня в кабинете парты стоят не рядами, когда буквой «П», когда по две парты вместе, когда одним большим столом. Школьники очень радуются этой мелочи, они все мотивированы на урок и готовы к работе, ожидая чего-то интересного (в данных условиях должны быть правила работы, с которыми знакомы все, чтобы избежать возможных рисков).

Что же касается форм работы на уроке, то исходя из новых требований к результатам образования, преобладает групповая форма работы. При организации работы в парах и группах каждый ученик имеет возможность высказать своё мнение, спорить, доказывать свою точку зрения. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения. Школьники учатся обсуждать задачи, искать пути решения, распределять обязанности в соответствии со способностями, представлять совместный результат.

В группе любая работа, даже самая скучная, становится интересной, особенно если добавить состязательный момент.
Не стану углублять в технологию групповой работы, а приведу примеры.

Обществознание. Тема урока «Типология обществ».

Группы по 3-4 человека наглядно представляли разные типы обществ, а затем на основе представленных результатов проводили сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов.
Работа в группах помогла быстро освоить большой объем материала, легко выделить сходства и различия между данными подходами и всем учащимся получить оценки.
В качестве закрепления по теме «Менеджмент» (экономика), учащиеся отвечали на вопрос «Кто такой современный менеджер?»

При этом, перед началом работы школьники самостоятельно выработали критерии оценки данной работы:
1. Степень раскрытие задания (информативность)
2. Логичность, точность, корректность выступления.
3. Творческий подход (креативность).
Баллы
«0» - критерий не раскрыт,
«1» - есть замечания,
«2» - критерий раскрыт полностью.
И каждая группа оценивала по данным критериям работу одноклассников, на основании набранных баллов выставлялись оценки.

Домашнее задание.

Возможно, для многих учителей нет проблем с выполнением домашнего задания, но в нашей школе такая проблема возникла уже давно. Большая часть учащихся не выполняют домашние задания и родители не могут, а часто и не хотят, заниматься этим вопросом, считая это не важным.
Один методист сказал: «Домашнее задание должно быть таким, чтобы ребенок сделал его за одну перемену на школьном подоконнике» (конечно, речь не идет о всех предметах, всех темах). Наверно, от части, он был прав. Если ученик успел за перемену сделать домашнее задание, значит на уроке вся тема была пройдена, ученик все усвоил, у него не возникло сложностей. Я бы добавила к этим словам: «Домашнее задание должно быть таким, чтобы ребенок захотел его сделать». Конечно, не все домашние задания могут быть интересными, но по возможности, я использую форму выполнения домашнего задания, как мотив к изучению темы.

Приэтом, если в видеосюжете допущена ошибка, то ролик становиться для учителя еще и заданием классу. (Укажите на неточности, допущенные автором; найдите ошибочное суждение или противоречие).

Но самым мощным стимулом для школьников, является успешность. Именно поэтому необходимо как на уроке, так и в домашнем задании давать возможность посильного выбора. Ребенок должен иметь возможность выбрать для себя форму работы, ее объем и сложность.

Главная > Урок

Приёмы, формы и методы мотивации деятельности учащихся на уроке

Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает удовольствие от самой деятельности. Однажды мне ученик сказал на уроке: “Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что “интерес” (по И. Герберту) – это синоним учебной мотивации. Если рассматривать все обучение в виде цепочки: “хочу – могу – выполняю с интересом – личностно – значимо каждому” (Якиманская И.С.), то мы опять видим, что интерес стоит в центре этого построения. Так как же сформировать его у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока. Сейчас мне хотелось бы остановиться на тех приемах и методах создания мотивации Прием первый: апелляция к жизненному опыту детей. Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только чтобы ситуация была действительно жизненной и интересной, а не надуманной. Так, при изучении тем по Базам данных в качестве яркого примера можно привести следующую ситуацию - приобретение какого-либо товара. Вначале, вместе с детьми необходимо определиться с видом приобретаемого товара. Например, это будет монитор. Затем решается вопрос о его технических характеристиках (заметим еще одно преимущество такой беседы - дети незаметно для себя одновременно повторяют ранее изученный материал из темы “Аппаратное обеспечение ПК”). Далее необходимо рассмотреть все возможности приобретения монитора с характеристиками, названными детьми. Предлагаемые детьми варианты весьма разнообразны, но непременно прозвучит такой способ как поиск фирмы, специализирующейся на продажах оргтехники посредством сети Интернет. Таким образом, есть возможность поиска конкретной информации через Интернет в базах данных, что, кстати, и является основной темой урока. Прием второй: создание проблемной ситуации или разрешение парадоксов Бесспорно, что для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед учащимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе. Мы думаем, что не всегда создание проблемной ситуации гарантирует интерес к проблеме. И здесь можно использовать какие-то парадоксальные моменты в описываемой ситуации. Пример1: Краткий рассказ учителя: Каждый из вас не раз попадал под теплый веселый летний дождь. Или под осенний моросящий. Давайте прикинем, какую скорость имеет около поверхности Земли капля, сорвавшаяся с высоты 8 км. На уроках физики вы узнали формулу для скорости тела при его движении в поле силы тяжести, если начальная скорость была нулевая: V=корень(2gh), то есть: скорость = корень(2 * ускорение *высоту)Ученики подсчитывают и получают скорость = 400 м/сНо капля, летящая с такой скоростью подобна пуле, ее удар пробивал бы насквозь оконное стекло. А этого не происходит. В чем дело?Парадокс налицо. Как его разрешить обычно интересно всем. В качестве парадоксальной ситуации мы также используем софизмы. Вы, конечно, знаете, что софизмы - это преднамеренные ошибки в рассуждениях, с целью запутать собеседника. Пример2:2 х 2 = 5. Доказательство: Имеем числовое тождество 4:4=5:5 Вынесем за скобки общий множитель 4(1:1)=5(1:1) Числа в скобках равны, их можно сократить, Получим: 4=5 (!?) Парадокс… Третий прием: ролевой подход и деловая игра. В деловой игре у каждого ученика вполне определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны самих учащихся, что в свою очередь гарантирует успех такого урока у учащихся. Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь даже взрослые, с удовольствием играя, как правило, не замечают процесса обучения. Четвертый прием: решение нестандартных задач на смекалку и логику. Задачи такого характера воспринимаются учениками гораздо лучше, чем стандартные, и предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда, и для дополнительного решения дома. Кроме того, такие задачи позволяют выявить одаренных детей. Вот некоторые из таких задач: Пример. «Загадочная автобиография» В бумагах одного чудака математика найдена его автобиография. Она начиналась следующими удивительными словами: «Я окончил курс университета 44 лет от роду. Спустя год, 100-летним молодым человеком, я женился на 34-летней девушке. Незначительная разница в возрасте – всего 11 лет – способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня уже была и маленькая семья из 10 детей. Жалованье я получал в месяц всего 200 рублей, из которых 1/10 приходилось отдавать сестре, так что мы с детьми жили на 130 руб в месяц» и т.д. Чем объяснить странные противоречия в числах этого отрывка? (Ответ: все числа в этом отрывке приведены в пятиричной системе счисления. «Я окончил курс университета 24 лет от роду. Спустя год, 25-летним молодым человеком, я женился на 19-летней девушке. Незначительная разница в возрасте – всего 6 лет – способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня уже была и маленькая семья из 5 детей. Жалованье я получал в месяц всего 50 рублей, из которых 1/5 приходилось отдавать сестре, так что мы с детьми жили на 40 руб в месяц») Пятый прием: игры и конкурсы Всем нам известно как трудно удержать внимание ребенка в течение урока. Для разрешения этой проблемы можно предложить игровые и конкурсные ситуации различного характера. Вызывают большой интерес у учащихся конкурсы творческих работ, на которых они могут показать все свои практические навыки работы с компьютером. Пример1: Игра “Веришь, не веришь”Верите ли вы, что… Основатель и глава фирмы Microsoft Билл Гейтс не получил высшего образования (да) Были первые версии персональных компьютеров, у которых отсутствовал жесткий магнитный диск (да) Если содержание двух файлов объединить в одном файле, то размер нового файла может быть меньше суммы размеров двух исходных файлов (да) В Англии есть города Винчестер, Адаптер и Дигитайзер (нет) Кроме дискеты диаметром 3,5’ и 5,25’ ранее использовались дискеты диаметром 8’ Пример 2. Тест «Крылатые слова» 1. «На ошибках учатся». 1) Написание программы. 2) Резервное копирование программы на дискету. 3) Отладка программы. 2. «Доверяй, но проверяй». 1) Проверка наличия в программе вспомогательных процедур и функций. 2) Тестирование результатов выполнения программы. 3) Проверка дискеты программой Scandisk. 3. «Подальше положишь - поближе возьмешь». 1) Резервное копирование программы на дискету. 2) Размещение файла в папке, которая вложена в другую папку, а эта папка, в свою очередь, вложена в третью папку. 3) Использование операторов программы во вложенных циклах. 4. «Были когда-то и вы рысаками…» 1) Компьютер с процессором типа 286. 2) Программа, выполняющая расчеты быстрее другой про-граммы. 3) 128-скоростной CD-ROM. 5. «Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду». 1) Использование элементов компьютера с различным быст-родействием. 2) Использование компьютера с процессором Intel Pentium II с винчестером вместимостью 40 мегабайт. 3) Несколько программистов разрабатывают одну большую программу, не согласовывают программы между собой. 6. «Возмутитель спокойствия». 1) Звуковой сигнал на компьютере. 2) Антивирусная программа. 3) Компьютерный вирус. 9. «На деревню дедушке». 1) Использование в программе оператора перехода. 2) Неправильный адрес оперативной памяти. 3) Неправильное имя файла. 10. «Как белка в колесе». 1) Зацикливание программы. 2) Использование в программе рекурсии. 3) «Зависание» компьютера. В качестве поощрения за наилучшие результаты работы учащихся на уроке можно предложить сюрпризы - игры, встроенные в офисные программы. Процесс запуска таких игр также помогает ученикам глубже освоить навыки работы с какой-либо офисной программой. Шестой прием: кроссворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения и т.п. Для контроля учебных достижений широко используются привычные для детей (и учителей!) такие способы контроля знаний, как контрольные, самостоятельные работы, диктанты и т.д., Но, проверить знания учеников можно, предложив им работу как по отгадыванию кроссвордов, так и по самостоятельной разработке таковых. Например, изучив какой-нибудь раздел, в качестве итоговой работы ученикам необходимо создать кроссворд по одной из тем данного раздела, используя таблицу Word или Excel. В качестве поощрения можно добавлять баллы за оригинальность созданного кроссворда. Отдельно хочется остановиться на использовании исторического материала в целях мотивации учебного процесса. Ведь, прежде всего, целью математического образования является культурное развитие учащихся. Надо научить детей ценить духовное и материальное богатство, накопленное человечеством, ну а с точки зрения мотивации вопрос можно поставить иначе “человек, не получивший достойного математического образования, не может считаться культурным”. Величайшая личность истории Петр I считал математику одной из важнейших дисциплин. 14 января 1701 года Петр I издал Указ об учреждении первого русского государственного светского учебного заведения, которым стала знаменитая Московская математико-навигацкая школа. Отдельно хочется остановиться на некоторых методах обучения, способствующих мотивации. Это, конечно же, метод сравнения , весьма эффективный инструмент не только познания, но и мотивации. Ученики на деле убеждаются, как один материал увязывается с другим. Ребята понимают, как важно учиться не от случая к случаю, а систематически. За долгие годы работы в школе обратила внимание, что есть такие понятия в математике, при изучении которых дети очень часто путаются или просто забывают. Если понятие “противоположных чисел” усваивается легко, то понятие “обратное число” улетучивается, не оставив следа. И вот тогда на помощь пришел метод сравнения.

Число Противоположное Обратное
3 -3 1/3
2/5 -2/5 5/2=2 1/2
-7/10 7/10 -10/7=-1 3/7
1 3/7 -1 3/7 7/10
-1,5 1,5 10/15=2/3
1/8 -1/8 8
0 0 Нет
А 1/а, при а =0
Подобная тренировка и сопутствующая беседа при составлении такой таблицы помогает ребятам прочно усвоить тему “обратное число” (6 класс), а заодно повторить “противоположное число”, а также учит умениям учебной деятельности – сравнивать. При изучении темы “Десятичные дроби” (5 класс) на первый урок изучения действий с десятичными дробями я приглашаю старшеклассников, и, после того, как будет рассказано о десятичных дробях и истории их возникновения, слово предоставляется гостям: я их прошу показать, как выполняются действия с десятичными дробями.
Действия Десятичные дроби Натуральные числа
Сложение 72,13+5,16
Вычитание 102,34-71,56
Умножение 5,16*2,7
Деление 25,5: 15
Примеры задаются несложные, пятиклассники быстро замечают, что это они уже имеют делать с натуральными числами, завязывается диалог, желающие поочередно подходят к доске, записывают и решают свои пример. Я подвожу итог дискуссии, предупреждаю о сложностях: а) 148,127+2,3; б) 144-0,144 и т.д. Далее зачитывается стихотворение о незадачливом Косте Жигалине (“Три десятых” Вл. Лифшица). Успокаивает, что упорство и труд помогут справиться с любыми трудностями, надо только с уважением относиться к запятой. Эту тему ученики 5-го класса будут отрабатывать по индивидуальной, уровневой системе обучения. Отдельно хочется поговорить о нетрадиционных уроках : игровых и интегрированных, которые бесспорно относятся к эмоциональным методам мотивации. Это, как правило, живые, интересные уроки, полные выдумок, фантазий, показывающие роль математики во всех областях науки. Особенно мне нравятся уроки “Следствие ведут знатоки”. Здесь имеется широкое поле для фантазии учителя при его подготовке. А интегрированный урок – это находка для учителя осуществить межпредметную связь. Уникальнейшие уроки, вызвавшие удивление, когда мне удалось математику соединить с биологией в теме “Симметрия”, биологию и физику в теме «Электричество». Математика и немецкий язык нашли точки соприкосновения вкладом английских и немецких ученых в математику и т.д.. Интегрированный урок – это не только один из впечатляющих мотивационных приемов, у этих уроков есть возможность помочь уйти от перегрузок. Если продумать систему уроков всей школы, с помощью этих уроков можно учебное пространство сделать более однородным, взаимосвязанным. И сколько еще таких примеров можно привести и рассказать ученикам на уроке! Мое личное убеждение заключается в том, что “математика ум в порядок приводит”. Я верю медикам, что математика продлевает жизнь, давая возможность на долгие годы сохранять голову светлой, а человека работоспособным, энергичным, и моя задача – убедить в этом учеников. Также очень эффективен, особенно, в младшем и среднем звене такой вид работы как написание сказки, фантастической истории или рассказа , главными героями которых могут являться изученные на уроках устройства компьютера, программы и т.д Проверка знаний учащихся – один из важнейших этапов урока, который влияет на отношение обучающихся к изучаемому предмету. На этом шаге легко можно понизить с трудом сформированный уровень мотивации учения. Чтобы этого не произошло, чтобы поддержать интерес к предмету я развиваю в обучающихся творческий подход к любому предложенному заданию. Создание презентаций процесс несложный, но он побуждает к исследовательской и поисковой деятельности. В подобной работе с интересом участвуют все учащиеся. Так, для подготовки проекта ученик сначала проводит огромную научно-исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превращает каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красочным и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). К тому же, вовлекая учащегося в творческую работу, у него развивается умение самостоятельно собирать информационно- иллюстративный материал, творческую смекалку, способности дизайнерского оформления, а самое главное – радость от результатов своего труда и чувство самодостаточности, что является для старшеклассника первостепенным мотивом. Очень важен такой фактор формирования положительной мотивации, о котором нельзя не сказать, это доброжелательный настрой урока . Для этого нужно уделять внимание каждому ученику, нужно хвалить детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Учитель должен вести себя корректно и всегда приходить на помощь к ребенку. Именно так я и стараюсь проводить свои уроки.

Мастер-класс «Мотивация учащихся на уроках гуманитарного цикла на примере преподавания истории и обществознания»

Изучая педагогический опыт предыдущих поколений становиться ясно, что главная задача современного педагога в условиях новых государственных образовательных стандартов – это научить ребёнка ориентироваться в реалиях информационного общества, самостоятельно добывать, анализировать и систематизировать информацию, а не дать максимально большое количество знаний. Что, правда, не отменяет необходимости со стороны ученика прикладывать определённые усилия к заучиванию требуемого объёма знаний по предмету.

Человек, как существо, идущее по пути наименьшего сопротивления, естественно легче усваивает уже готовые знания, но это тупиковый путь, готовящий исполнителя, а не исследователя, серую массу, но не активную личность. Путь поиска, исследования, саморазвития для ученика нелёгок. Многих он отталкивает именно своей трудностью, огромными усилиями, которые нужно потратить, чтобы получить крупицу знаний. Достаточно редко встречаются дети, в которых «инстинкт познания» настолько хорошо развит, что подталкивать его не надо и можно быть уверенным, что он сам пробьёт себе дорогу. Таких детей мы называем гениями, одарёнными детьми. Но есть масса других детей, в которых исследователь либо «спит», либо задавлен вечными «нельзя», «не трогай», «не твоего ума дело»…

Нина Ивановна Подопригора,

учитель истории,

МБОУ СОШ №76, п. Гигант,

Ростовская область.

Мотивация учения как условие активной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания.

Успех в освоении основ наук зависит, прежде всего, от желания самого ребенка приобретать эти основы. Компьютеризация общества вместе с новыми возможностями породила новые проблемы, одной из которых является падение интереса к обучению. Намного проще и легче детям найти готовые ответы в интернете, чем продумать и проанализировать источник, не имеет смысла внимательное поведение школьника на уроке, так как содержание материала можно найти на сайте. Ребята перестали мыслить, потерялся интерес к предмету, что привело к снижению качества знаний. Удивляют ответы школьников в социальных сетях по историческим событиям, личностям, хронологии. Вяземский в оценке результатов знаний приводил примеры ответов студентов на детские вопросы по истории, которые демонстрировали полную безграмотность, отсутствие фактических знаний. Любой гражданин Отечества должен знать основные вехи развития своего государства и общества, исторических личностей – государственных деятелей, полководцев, деятелей культуры. К сожалению, сегодня интерес к истории угас, общество все больше воспринимает сенсационные события, причем не всегда истинные. Для ликвидации этого пробела в процессе становления личности необходимо усилить внимание к побуждению, интересу изучения истории. Большинство обучаю­щихся не склонно посвящать себя непрерывному процес­су обучения, ориентируясь только на свое желание поз­нать практически непознава­емый мир. Важно выявить истоки инициативы обучающихся, обратившихся к дополни­тельному обучению.

Основным фактором я считаю, определяющим качество обучения, является моти­вация. Это звено, которое соеди­няет элементы, определяющие дееспособность и мощность личностного интеллектуаль­ного запаса формирования знаний, умений, навыков.

Мотив в переводе с латинского обозначает проводить движение, толкать.

Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. Мотив - аван­гардная, несущая основную нагрузку функции «деятель­ности».

Мотивация – это побуждение, вызывающее активность организма и определяющее его направленность.

Мотивация - совокупность побуждений к деятельности.

Мотивация описывает характеристики элементов, располагающихся в самом начале последо­вательности элементов учеб­ного процесса, т.е. мотива­цией задается образ, схема стимулированного целепо­лагания процесса обучения, его структура. Под мотивацией следует по­нимать стрем­ление человека к самореали­зации в соответствии с его врожденными способностя­ми к определенным видам де­ятельности и настойчивость в овладении ими на творчес­ком уровне. Мотивация оп­ределяет направленность и степень целесообразности и продуктивности учебной де­ятельности. Её влияние всегда при­сутствует и отслеживается практически на всех этапах обучения. Мотивация в обучении рассматривается как условие активности и как предмет, на который эта активность направлена. Сильный, эмоционально яркий мотив существенно влияет на цель деятельности, при этом происходит явление сдвига мотива на цель. Отсюда следует, что нужна глубокая мотивация учения, устойчивые познавательные интересы, долг и ответственность обучающихся за успехи в учении.

Для того чтобы ребёнок успешно развивался, он должен совершать не любые действия, а вполне определённые. Что побуждает его совершать эти действия, что направляет и регулирует его деятельность в процессе обучения? Иными словами, что мотивирует, т.е. побуждает и направляет деятельность ученика? Педагог должен научиться управлять деятельностью учеников в процессе обучения, а для этого он должен уметь формировать у них нужную мотивацию. И если мы не сможем этого, то «все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у обучающегося не появится желание учиться» (В.А. Сухомлинский). Учитель должен уметь вызвать у ребёнка это желание, а это значит, что он должен формировать у него соответствующую мотивацию.

Именно этот фактор необходимо учитывать педагогу при подготовке к уроку. Первые минуты общения учителя и ученика должны вызвать неподдельный интерес у последнего к изучаемому материалу и процессу обучения в целом. Системная работа в таком направлении приведет к ожидаемому результату. Стимулировать желание школьника нужно на основе сочетания жизненной ситуации, его опыта, задач урока, учитывая психологические особенности ученика.

Важно почувствовать увлечения и кругозор детей и через них перейти к мотивации. Доступность решения поставленной проблемы порождает радость и желание лидировать в ходе всего урока. К примеру, при изучении темы «Олимпийские игры» в 5 классе я вошла в класс с мячом, диском, скакалкой и задала вопрос: « Что у меня в руках? Как вы думаете, почему сегодня я принесла спортивный инвентарь? Какое главное спортивное событие ожидает наша страна и весь мир? Где и когда пройдут Зимние олимпийские игры? Хотите узнать, откуда берут свое начало олимпийские игры?» Такое начало урока побудило детей к дальнейшей активной деятельности в ходе урока.

Урок обществознания в 6 классе по теме «Правила и нормы поведения в обществе», который проводился в декабре, начался хоровода под новогоднюю песню. Затем я поставила перед ребятами проблему: « Какой праздник мы будем вскоре встречать? Как вы готовитесь к нему? Существуют ли отличия в поведении на школьном утреннике и в повседневной жизни? Хотите составить правила поведения в общественных местах?»

Чувственное восприятие всегда вызывает эмоциональный интерес у обучающихся, а вслед за ним порождаются логичные рассуждения, которые перерастают в определение целей урока, его задач самими учениками. Такая системная работа позволяет формировать навыки проектной деятельности. Очень важно учителю определить главное, существенное, так сказать, ключевую компетенцию урока, ассоциировать ее с определенным предметом, вещью, и тогда познавательный интерес будет направлен в нужное русло, приведет к ожидаемому результату.

На уроке истории в 8 классе при изучении реформы отмены крепостного права я использовала маленький упаковочный мешочек золотистого цвета и с первой минуты урока спросила ребят: «Как вы думаете, что я положила в этот мешочек и принесла сегодня на урок?» Ответы были разные, прозвучал и правильный - земля. «Почему я поместила ее в золотой мешочек?» - вопрос сразу же был обоснован учениками. Ключевое слово названо, ценность ее определена и можно приступать к решению проблемы: на каких условиях крестьяне получали землю.

Такое нестандартное начало урока проводится не только на средней ступени обучения, но и в старшей школе. В 10 классе на уроке обществознания по теме « В чем смысл жизни» впервые минуты урока ребята из пластилина лепили цветы. «Легко ли было изменить форму пластилина? Легко ли изменить взгляды человека, его мировоззрение?» Поставленная проблема вызвала интерес к дискуссии, которая постепенно переросла в активную проектную деятельность.

Применяя различные технологии и операции при изучении нового материала необходимо поддерживать познавательный интерес. На этом этапе урока активизация осуществляется через индивидуальные, коллективные и групповые формы работы. Этому моменту учитель всегда уделяет много внимания, специфика его зависит от сложности темы, от поставленных целей и задач, от уровня подготовки класса и опыта учителя. Стимулирование познавательной активности учащихся осуществляю через дидактические игры (сюжетные, ролевые) наглядность (И К Т), творческие работы, познавательные задачи, ребусы, индивидуализацию(учет не только способностей, но и интересов), дифференциацию (разноуровневые задания), использование игровых, личностно – ориентированных, развивающих, проблемных педагогических технологий.

Завершающий этап урока предполагает самооценочный характер работы ученика на уроке. В психологии это называется рефлексией – размышлением человека, направленным на анализ самого себя. Рефлексия (от позднелат. reflexio - обращение назад, отражение), форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. Для осуществления компетентного подхода в обучении очень важно подводить ученика к самоанализу его деятельности на уроке. В зависимости от возраста и изучаемой темы рефлексия проводится разными способами. Можно предложить школьникам традиционно дать ответы на вопросы: что узнал нового на уроке, какие термины усвоил, что вызвало сложность усвоения, почему. Я предлагаю более сложный вариант рефлексии: составить график по оценочной шкале своих знаний. В 5 классе для самооценки даю незаконченные предложения следующего характера: на уроке я узнал, что…, я хотел бы узнать…, для этого мне нужно…, эти знания мне пригодятся …., мне не понятно….. Для оценки себя на уроке широко использую смайлики, ребята их рисуют в зависимости от своих ощущений. Применяю психологический метод отображать свою деятельность цветовой гаммой. Учителю предоставляется возможность увидеть уровень знаний и уровень интереса детей на уроке. Мониторинг результата позволяет учителю перспективно определять задачи обучения, выявлять пробелы в знаниях и возможности устранения их.

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности.

Из вышеизложенного можно сделать следующий вывод:

1.Мотивация является особо важным и специфическим компонентом учебной деятельности.

2. Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучающихся.

3. Через мотивацию формируется определенное отношение учащихся к учебному предмету и осознается его ценностная значимость для личностного развития.

4. Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов, а это приоритетная задача, которая сегодня должна реализоваться в педагогической деятельности.

Библиографический список:

1.Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования: учеб. пособие/ Ростов н/Д: Феникс, 2007.

2.Р.С.Немов. Психология образования.// М. Владос 2001г.

3.Н.Г.Лусканова. Диагностика школьной дезадаптации.// ВНИК 1993г.

4.Н.В.Немова. Мотивация учебных достижений.// М.2001г.

Квитка Алла Владимировна

учитель истории

МБОУ «Лянторская СОШ №5»

Сургутский район

ХМАО – ЮГРА

E-mail:

Аннотация

Человек, как существо, идущее по пути наименьшего сопротивления, естественно легче усваивает уже готовые знания, но это тупиковый путь, готовящий исполнителя, но не исследователя. Путь поиска, исследования труден, многих он отталкивает именно своей трудностью, огромными усилиями, которые нужно потратить, чтобы получить крупицу знаний. Как разбудить врожденную потребность в познании? Как сформировать устойчивые позитивные мотивы познавательной деятельности? В данной статье рассматриваются наиболее часто применяемые на практике методы формирования и развития мотивации на уроках истории.

Методы мотивации на уроках истории

В условиях современной российской школы мотивация является одной из наиболее актуальных проблем. Очевидно, что низкая мотивация сегодняшних школьников ставит под сомнение эффективность учебной деятельности в целом. В школьном возрасте развитие социальных и познавательных мотивов взаимосвязано между собой. Наряду с потребностью в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями, существуют и социальные мотивы обучения – это потребность в общении с людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.

Ученые считают, что учебная мотивация держится на 3 китах - это ощущение самостоятельности процесса поиска знаний ( «Мы это поняли, узнали, придумали сами!» ) + ощущение свободы выбора («Мы не пешки, у нас есть выбор!») + ощущение успешности ( «У меня это получается, я понял, я умею!»).

Чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления этой деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

    Метод проблемных задач.

Постоянная постановка перед учеником проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску.

Психологи различают два типа мышления: конвергентное (закрытое, нетворческое) и дивергентное (открытое, творческое). Тип личности с преобладание конвергентного мышления называют «интеллектуальным», дивергентного – «креативным». Интеллектуал готов решать задачи, уже кем-то до него поставленные и имеющие известные технологии решения, - так называемые «закрытые задачи». «Креатив» же способен сам видеть и ставить задачи, стремится выйти за рамки узко поставленного условия. Это настоящий исследователь. Педагоги сталкиваются с детской пассивностью, отсутствием самостоятельности, готовностью к единственно правильным ответам как с данностью. Необходимо, поэтому, приложить все усилия для возрождения активного «почемучки».

Под методом проблемных учебных задач понимается способ обучения школьника самостоятельному решению учебных задач, методика решения которых ему ещё не известна

Проблемные задания по истории можно разделить на 4группы:

    Ситуация несоответствия , когда жизненный опыт слушателей противоречит научным данным, предъявленным в условиях задачи:

Исправьте не менее восьми ошибок в тексте.

«Е.И. Пугачев происходил из казаков станицы Зимовейской на Яике. Он участвовал в Северной войне, где приобрёл опыт в кавалерийском деле. Сбежав из армии, он испытал немало лишний. Пугачёв решил выдать себя за «чудесно спасшегося» императора Ивана Антоновича и привлёк на свою сторону донских казаков. Самозванец собрал большое войско и осадил город Астрахань. Под её стенами он разгромил правительственные войска».

    Ситуация неопределенности возникает в случаях, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения. Расчет делается на сообразительность, смекалку и интуицию учащихся.

«Известно, что отец Владимира Мономаха знал 5 иностранных языков. Какие это могли быть языки?»

« В Иркутске и Чите одна из городских улиц называется Дамской. Чем вы можете объяснить подобное название?»

    Ситуация предположения основана на возможности выдвинуть
    собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических
    событий:

«В первобытное время было много животных, которыми могли питаться люди. Однако, они часто голодали. Почему такое могло случаться в древности?»

    Ситуация выбора , когда школьникам предлагается из нескольких представленных вариантов ответа выбрать и обосновать один, на их взгляд наиболее убедительный:

Урок «Россия 1825г.»

«События 14 декабря 1825 года на Сенатской площади – это восстание или попытка государственного переворота?»

Урок "Февраль глазами современников”.

Мотивацией к уроку служит песня "Рабочая Марсельеза” (слова П.Л.Лаврова, музыка Руже де Лиля). Под звуки музыки учитель кратко рассказывает историю возникновения этой песни.

Обучающимся предлагается обсудить проблемное задание: "Можно ли согласиться с мнением: "В 1917г. царя "смахнули с плеча”, что пушинку, а народу, веками ему поклонявшемуся, не оказалось до этого дела?”

Урок “Холодная война».

Проблемное задание: одни историки (советские) приписывают вину за развязывание “холодной войны” Западу, другие (западные) - СССР, третьи - обеим сторонам. Учащимся предлагается выяснить: кто виноват? Учащиеся разбиваются на три группы, им выдаются карточки с заданиями и указываются материалы для поиска ответов. Результатом работы становятся выступления групп. Учащиеся приходят к выводу, что виновными являются обе стороны. На дом предлагается также проблемное задание: “Холодная война” продолжается сегодня? Подберите факты из СМИ, подтверждающие или опровергающие данное утверждение”.

При использовании проблемного метода существенно меняется роль учителя в учебном процессе. Он осмысленно идёт на творческое сотрудничество со школьниками при выполнении учебных задач, что предполагает совместное обсуждение различных подходов к решению, борьбу мнений, столкновение точек зрения. При этом учитель и учащиеся становятся относительно равноправными участниками совместной учебной деятельности.

    Использование мультимедийных и компьютерных технологий .

Компьютерные технологии с каждым днём всё более прочно обосновываются в образовательном процессе. Это уже не эксклюзивное новшество, а жизненная необходимость. Историческая наука, как одна из немногих наук, где возможности научного эксперимента ограничены самим предметом изучения, всегда нуждалась в красочном воспроизведении событийного материала. Однако, видеоматериалы сами по себе ещё не являются учебными пособиями для учащихся с ними ещё надо поработать, а именно:

    смонтировать имеющийся видеоматериал в определенной последовательности,

в соответствии со структурой урока;

    разбить на смысловые блоки;

    поставить вопросы и сформулировать задания, которые помогли бы учащимся проследить логику исследования темы, вопроса, проблемы .

Использование новых информационных технологий в преподавании является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся, вызывая у учащихся положительные эмоции и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию. Так широкое распространение получило использование презентаций. Они удобны и для учителя, и для учеников. Презентация кроме текста может включать картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение.

Популярным становится компьютерное тестирование. Этот способ контроля вызывает определенные эмоции учащихся, являя собой нетрадиционный вид контроля знаний.

Эффективным способом повышения интереса учащихся к изучению предмета является использование на уроках электронных учебников. Они, как следствие, повышают наглядность и увлекательность урока, визуализируют урок с помощью мультимедийных элементов, которые, в отличие от плакатов, можно корректировать по мере необходимости.
Интерактивные обучающие программы, основанные на гипертекстовой структуре и использовании мультимедиа курсов, записанных на CD-ROM, дают возможность организовать одновременное обучение школьников, обладающих различными способностями и возможностями, создать адаптивную систему обучения.
Для развития творческих способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности предлагаются творческие задания, выполняя которые они обращаются к программному приложению MS PowerPoint.

    Метод проекта.

С помощью традиционных методик детей учёбой не увлечь. Не только отстающие, но и одарённые ребята тоже, бывает, скучают на уроках. Поэтому необходимо выдвигать перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого.

«Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы».

Проекты, выполненные школьниками, могут быть монопредметными, межпредметными

(в рамках одной образовательной области), интегрированными (выполняются на базе предметов из нескольких областей) и надпредметными (выполняются на основе сведений, не входящий образовательный стандарт и школьную программу).

Урок по теме «Королевская власть и Реформация в Англии в XVI в.».

Учитель может предложить три проекта: «Театр» (может быть посвящён творчеству Шекспира или прочитать повесть Марка Твена «Принц и нищий», выбрать сюжет для инсценировки),проект «Литературный журнал» (подготовка журнала, посвященной английской литературе данного периода), третий проект «Музей» (в результате работы должна возникнуть выставочная экспозиция рисунков, макетов домов, костюмов, отражающих быт и повседневность тюдоровской Англии). Проект носит интегрированный характер. По продолжительности это мини-проект, поскольку рассчитан на несколько недель.

    Научно – исследовательские работы.

Высшей степенью успешности формирования позитивных мотивов познавательной деятельности являются научно – исследовательские работы с учениками. Желание детей вести собственное исследование является главным показателем того, что деятельность педагога в русле развития познавательной активности дала положительные результаты. Поскольку самостоятельное исследование сопряжено с трудностями объективного характера, требует много времени и усидчивости, факт выхода с работой на научные конференции, а тем более, положительная оценка на них, для детей значит очень много.

Можно быть уверенным, что это уже самостоятельные личности, склонные к поиску и анализу информации, личности, которые будут занимать самостоятельную жизненную позицию, что так необходимо современному российскому обществу. Примеры тем научных работ:

    Верования славян как суеверия современного человека.

    Гражданский подвиг княгини М.Н. Волконской.

    Смуты в России: сравнительный анализ.

    Коммунизм в России – это религия?

    Метод игры.

Игра - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие, выхода в других видах учебной деятельности, другие - чтобы получить высокую оценку, третьи - чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т. п. Главное назначение данного метода - стимулировать познавательный процесс. Время и продолжительность игровой паузы должно выбираться в соответствии с темой занятия, объёмом необходимого изложения теоретического материала и должно служить дополнением к уроку, но, ни в коем случае, не замещением или подменой процесса обучения.

Существует огромное разнообразие учебных игр, например:

    игра «Отсроченная отгадка» - позволяет заинтересовать детей на весь урок, активизирует внимание;

    игра «Чистая доска» - более результативно применение этой игры на уроках обобщения и повторения пройденного материала;

    игра «Лови ошибку» - позволяет держать внимание включенным, способствует развитию способности анализировать полученную информацию.

Использование игр возможно для всех школьных возрастов. В старших классах используются уроки-дискуссии, конференции, «круглые столы», уроки-суды, брифинги и т.д. В среднем звене преподавание истории нужно проводить в форме ролевых игр. Эта форма обучения соответствует психологическим особенностям школьников данного возраста, отвечает их познавательным потребностям. Однако словосочетание « театр на уроке» зачастую пугает учителей, так как ассоциируется с массой декораций, костюмов, длительными репетициями, волнениями учеников. Нужно отметить, что речь идет не об историческом спектакле, а об игре, которая не требует длительных репетиций.

Итак, игровая деятельность и игровые моменты урока дают ребенку ощущение свободы при выборе игры и возможность разрядки от нормативного дисциплинарного напряжения во время урока.

Учебный процесс необходимо рассматривать как средство развития индивидуальных качеств учащегося, формирования навыков и умений, способных адаптировать ученика к успешному существованию в обществе. И чтобы облегчить этот процесс, очень важна его мотивация на уроке. Многое в решении этого вопроса зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать.

Литература

    Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 томах, т. 5. - М.: Педагогика, 1990.

    Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999

    Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.

    Розов Н.Х.. Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы. Информатика, 2005, № 6.

    Юдовская А.Я. Школьный урок и защита прав ребёнка.- НМЖ: Преподавание истории и обществознания в школе, 2005, №10.

    http://zvonoknaurok.ru

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png