«Велика ведь бывает польза от учения книжного:
книги наставляют и научают пути покаяния,
ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных.
Это – реки, напояющие вселенную, это источники мудрости,
в книгах ведь неизмеримая глубина;
ими мы в печали утешаемся; они узда воздержания…»
«Повесть временных лет»

«Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание, понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей».
(Лихачев Д.С. Письма о добром)
Литература развивает чувство понимания жизни…

Я сижу у окна, передо мной произведения Дмитрия Сергеевича Лихачева, которые прочитываю вновь и вновь – «Письма о добром и прекрасном» и «Воспоминания». В перерывах между чтением мне интересно мысленно пообщаться с природой, которая является моим лучшим собеседником. Надо только научиться вовремя разговаривать с ней. Мнение Дмитрия Сергеевича о природе значимо для понимания ее сути. Он так пишет: «У природы есть своя культура… Природа по своему социальна. Русский пейзаж в основном создавался усилиями двух великих культур: культуры человека, смягчавшего резкости природы и культуры природы, смягчавшей все нарушения равновесия, которые невольно привносил в нее человек…». Зима в этом году холодная, и моя кормушка для птиц очень кстати висит у окна на яблоне, и к ней каждый день прилетают столоваться воробьи. Прилетают целой стаей, но к кормушке подлетают по три, четыре воробья. И такое умиротворенное блаженство наступает, когда наблюдаешь за их трапезой! Счастливы воробьи, счастлив и я. У нас с ними полное взаимопонимание. Я подсыпаю в кормушку очередную порцию корма, они даже не улетают, один из них наловчился есть с руки, не оглядываясь. Оказывается в обычной жизни для ощущения себя счастливым много и не надо. Я задумался вот над каким вопросом: во все ли времена и эпохи людей радовали такие моменты общения с природой, всегда ли люди были счастливы от таких мелочей, или это обособленное чувство данное немногим? Где научиться понимать жизнь? Может на ошибках, свершая их, чтобы потом их не повторять, может в молодежной, близкой мне среде с определенным сленгом, который прикрывает нашу «неначитанность», наши незнания, устоявшимися позициями свободного общения, малодумания о
последствиях того, что совершаем, а может через информационные источники, которым отдает предпочтение большинство моих сверстников?
Мы мало говорим, мало рассуждаем, мало спорим, как это делали наши сверстники несколько лет назад. Истина постигается в споре – это неопровержимый факт. В книгах написано много разного: как научиться различать, где правильно, а где не то?
«Не делай зла, будь честен, добр, справедлив…»- как просто и как понятно отвечаете Вы, Дмитрий Сергеевич, на мой вопрос.
«Жизнь прожить, не поле перейти», - так часто любила повторять моя прабабушка, которая была Учителем с большой буквы и отдала этому делу более сорока лет. Ее дочери пошли по ее стопам. Вообще семья у меня учительская в нескольких поколениях. Как я согласен с Дмитрием Сергеевичем, что «Учительство надо писать с большой буквы. Подлинное Учительство свято». Моя прабабушка построила в деревне школу, мой дедушка продолжил ее дело. Я никогда не слышал в своей семье, что мои родственники – учителя выбрали не тот жизненный путь. Сейчас в моей школе работает третье поколение из нашей учительской династии. Нравственные заповеди, завещанные Дмитрием Сергеевичем всему человечеству, а не отдельным людям, берутся за основу жизни каждого члена нашей семьи, особое предпочтение отдается следующим правилам:
«Люби людей – и ближних, и дальних.
Твори добро, не видя в том заслуги.
Учись читать с интересом, с удовольствием, не торопясь.
Будь совестлив: вся мораль в совести.
Чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее».
Понимать жизнь важнее через общение с людьми, имеющими за плечами большой жизненный опыт, и, конечно, через чтение, которое «не должно быть случайным». В книге «Русская культура», которая стала духовно – нравственным завещанием России, Дмитрий Сергеевич писал: «Средняя школа должна воспитывать человека, способного осваивать новую профессию, быть достаточно способным к различным профессиям и быть прежде всего, нравственным. Ибо нравственная основа – это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую…». Я очень люблю читать книги об истории нашей Родины: от художественной литературы о Петре Первом, А.Невском Г.К. Жукове до очерков, статей по этой тематике. Интерес к книгам такого жанра привил мне мой прадед Виноградов Алексей Семенович, участник Великой Отечественной войны, настоящий патриот своей Родины. На войну ушел мальчишкой, имеет награды, был ранен. Люблю я рисовать сюжеты битв и сражений. По моему мнению, у каждого человека должны быть любимые книги. Я знаю, что настольными книгами у моего прадеда были книги «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого и «Воспоминания» Г.К. Жукова., у прабабушки – «Как закалялась сталь» Н. Островского и «Анна Каренина» Л.Н. Толстого.
С моей бабушкой мы читаем «друг за дружкой», то есть, сначала читает один, потом читает другой, потом перечитываем, если заинтересовало произведение. Так в седьмом классе книгу «Два капитана « я перечитывал дважды. Вот уже третий год мне интересно все то, что написал Дмитрий Сергеевич о памятниках русской культуры, о Новгороде, Ленинграде, о его истории. Я считаю, что к нравственным поступкам нужно готовиться с детства. Взрослых людей часто спрашивают, хотели бы они прожить свою жизнь «заново», чтобы изменить что-то в своей жизни? Большинство дают положительный ответ. Проживать жизнь «заново» нужно научиться «в мыслях» после всех сделанных дел и свершенных поступков в детстве, когда мы начинаем себя осознавать. У меня, например, за мою короткую сознательную жизнь есть поступки, о которых вспоминать стыдно, которые хочется прожить заново, но по-другому. Но мне бесконечно бывает приятно, когда мы всем классом идем помогать людям, нуждающимся в нас и нашей помощи. В деревне и ее окрестностях много старых одиноких людей, особенно женщин. Мы помогаем им справляться с копкой огорода, посадкой картофеля, уборкой в доме, чистим дорожки, убирая снег. А потом они нас приглашают на чашку чая, и мы разговариваем о жизни. Понимание жизни наступает и в эти минуты общения с людьми, рожденными в другое время, прожившими жизнь по- своему. Мне кажется, что жили они трудно, но очень светло и добропорядочно. Какое почитание родителей заметил я в рассказах из прошлой жизни наших прабабушек. Изучая фронтовые письма моих односельчан, я не нашел ни одного, где бы великая дань уважения к старшим была нарушена. «Уважаемый тятенька, Борис Анисимович и почитаемая моя матушка Анна Сергеевна, а также детушки ….!» Вот с какой проникновенной любовью начинались фронтовые письма.… Куда уходит эта дань уважения к родителям из нашей жизни? Почему? Нужна война, чтобы возвратить все утраченное? Я тоже буду старым, но мне приятно будет доживать свой век со своими детьми, как это было заведено у наших предков, где весь род жил в родовом поместье, а не в одиночестве доживать жизнь пусть даже в благоустроенных домах милосердия. Главное в заботливости об окружающих нас людях.
«…Любое государство обречено на упадок, если оно не заботится о сохранении высших духовных достижений многих поколений, если не создает условий для культурного воспитания народа на великих примерах героев и подвижников науки, искусства, религии». Государство обязано помочь понимать жизнь подрастающему поколению не разовыми действиями, а целой идеологией, в основу которой будет взят свод правил жизни, нравственные заповеди, которые разработаны Дмитрием Сергеевичем и понятны нам подросткам. Тогда стержневая основа жизни будет одинакова для всех, и к ней мы будем стремиться.

Литература раскрывает перед нами сердца людей…

Сердце Данко, вырванное им из груди ради счастья людей, сердце Сусанина, идущего на верную гибель, сердце матери, получившей письмо с фронта: «Я погибаю, мама, но не сдаюсь, потому что горячо люблю тебя и свою Родину!» У всех этих людей Сердца горят одним пламенем – пламенем любви к другим людям! В одном из своих выступлений патриарх Московский и всея Руси, Кирилл, выразил озабоченность, что современное поколение разучилось сострадать. Не умеем, а зачастую не хотим жить «болью других», понимать беды других, поддерживать друг друга в трудные минуты. Исчезают такие поступки из нашей жизни. Науку сострадания постигать в наше время непросто. Чтобы понять, как больно человеку, когда он обрезал палец, нужно самому пройти через эту боль. Чтобы понять, как болит сердце, надо научиться сострадать и чувствовать боль других, «не обрезая пальца». Наука ненависти в практической жизни легко постигается, о науке сострадания говорим мало.
«Блокадный Ленинград – город ужасов, многострадальный город», - так пишет о нем Дмитрий Сергеевич. Я несколько раз перечитывал материалы дневниковых записей Дмитрия Сергеевича и его жены Зинаиды Александровны о том, как они всей семьей пережили ужасы блокадного Ленинграда. «Зима казалось невероятно длинной. Мы загадывали на каждую будущую неделю: проживем или нет». То описание зимы 1941-42 года в Ленинграде для моих современников кажется страшным неправдоподобием. Я не устаю задавать себе вопрос: «Разве такое может быть?» Но цифры и факты упрямая вещь, воспоминания живых свидетелей того времени, говорят сами за себя. Один миллион двести тысяч погибших людей…900 блокадных дней и ночей… Дорога жизни, которую Дмитрий Сергеевич назвал и дорогой смерти…
О том, что представляли собой ленинградцы блокадного города, Дмитрий Сергеевич пишет: «Были ли ленинградцы героями? Не только ими: они были мучениками…» По моему мнению, нужно, чтобы о блокаде, которую описал Дмитрий Сергеевич, знали все от мала до велика.
Я прочитал много книг о Великой Отечественной войне. Это мои любимые произведения. Я придерживаюсь Вашего совета, Дмитрий Сергеевич,… «постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее...» Я понял, что есть книги, без которых нельзя жить. Телепередача дает созерцание, которое не всегда можно повторить, а книга всегда под рукой. Мне хочется узнавать все больше и больше об истории нашей Родины.
Эхо войны… Память войны.… Если эхо, то долгое, протяжное, жуткое, кричащее до боли в душе взрослых людей и неразборчивое, таинственное,
неизвестное для моего поколения.
Если Память о Великой Отечественной войне, то для нас, современников 21 века, она связана, прежде всего, с праздником – Днем Победы. За свою короткую жизнь я не помню, чтобы 9 Мая был пасмурным днем. В этот день всегда солнце, цветущая сирень, улыбающиеся люди, георгиевские ленточки, музыка. Все идут к обелискам, Памятникам, на площади, но среди нас с каждым годом все меньше и меньше остается свидетелей – героев того грозного и судьбоносного для нашей страны и всего мира времени. И от первого Дня Победы до 65 года Победы были долгие версты войны длиною в миллионы человеческих жизней и невосполнимых потерь для нашей Родины. Сколько я себя помню, я всегда в этот святой для всех нас день хожу к Памятнику в центре деревни. Последние три года прихожу я сюда без моего наставника и просто очень дорогого для меня человека – это прадеда Виноградова Алексея Семеновича, солдата - освободителя той далекой Великой Отечественной войны. Прадед для меня был и остается живым свидетелем истории, он учил меня постигать науку Памяти. Все его рассказы о войне навсегда останутся у меня в Памяти. Когда я не умел еще читать, то он мне читал русские былины, повести, сказания о подвигах и величии русского народа. Запомнились мне слова князя Святослава из «Повести временных лет»: «Да не посрамим земли Русской, но ляжем костьми тут, мертвый бо срама не имам…» Я вот и понял, что это и есть тот стержень Русского духа, который передавался нашими предками из поколения в поколение, «впитывался» с молоком матери, как заклинание, как молитва. Недруги и завистники нашей страны, а у России их немало, и по сей день «сломали» всю голову над тем, откуда у нас такая непобедимость! Справились мы с монголо-татарским игом, не страшны нам были ни турки, ни шведы, ни немцы, ни французы. И за каждой Победой стояли великие люди земли Русской: Невский, Кутузов, Петр1,Суворов, Багратион, Минин, Пожарский, Жуков, Рокоссовский.…
Свой позор оплакивали фашисты после битвы под Москвой, Сталинградом, Курском и глаз им долго бы не надо поднимать перед человечеством за все то, что они сделали во время Второй мировой войны. Сколько настоящих сыновей и дочерей потеряла моя земля! Пострадал ведь и немецкий народ! Но Россия всегда была, есть и будет великой Державой! Другого исхода в Великой Отечественной войне русский народ не мог и представить!
«Но из пожарищ и разрушений снова и снова вставала Москва, каждый раз шире, богаче и прекрасней прежней, ибо любовь к родному городу глубокая вера в свои силы рождали в русском народе уверенность в большом и жизненно крепком будущем»,- так написал о Москве Дмитрий Сергеевич, а наша вязниковская поэтесса Гаврилова Нина Ивановна суть нашего сегодняшнего бытия выразила очень точно в своих стихах:
«Куда ни глянь на тысячи верст РОССИЯ,
Земля отцов и корни наши здесь,
Несет она достойно свое имя,
В котором воля, мужество и честь.
От предков их получив в наследство,
Тот дар бесценный, нам его хранить,
И дорожить наследством этим с детства,
Приумножать и с ним достойно жить.
И передать наследство то по праву
Своим потомкам – внукам и сынам,
Чтобы они великою державой
Гордились бы на зависть всем врагам».
Наступит столетие Великой Победы, придет двухсотая весна, а мы всегда будем помнить этот день – 9 Мая, как святой и всенародный праздник и будем благодарны тем, кто отдал за нас жизнь, не задумываясь ни на одну минуту. Московская Битва была самой главной в этой войне. Ведь мы говорим Москва, подразумеваем - Россия. Низкий Вам поклон, воины – освободители!
Литература дает возможность соприкосновения с великими людьми …

О себе великие люди пишут скромно, без помпезности. Но о Дмитрии Сергеевиче Лихачеве хочется сказать его же словами:
«А люди служившие другим, служившие по- умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова, поступки, их облик, их шутки, а иногда чудачества…».
С такими людьми хочется дружить долго, долго, к ним тянет, с ними хочется советоваться, их книги хочется читать и перечитывать. Труды Дмитрия Сергеевича служат путеводителем для знакомства с другими произведениями. Мой совет для сверстников очень прост: научитесь читать настоящее и найдете ответы на многие вопросы. а мелкие из них вообще исчезнут…И пусть вам повезет, как повезло мне: с детства пусть вас окружают мудрые взрослые люди и настоящие книги.

Каково место отводится литературе в жизни людей? Как влияет на нас чтение? Над подобными вопросами предлагает поразмыслить академик Дмитрий Лихачев. Каждый человек может превратить чтение книг в свой образ жизни, но для этого важно определиться с правильной книгой. Это способ оказаться в иных эпохах, среди других народов и увидеть раскрытые перед собой сердца разных людей. Литературе отведено огромное место в жизни человека, так как ею предоставляется “колоссальный, обширнейший…опыт жизни” для нас.

Она способна сделать людей более мудрыми, обогатив их внутренний мир, и воспитав, при этом образованную личность.

Чтение книги – это осмысленное, вдумчивое занятие. Важно акцентировать свое внимание на каждой мелочи, ведь именно детали скрывают интересные и загадочные факты. Только для своего удовольствия необходимо погружаться в чтение, а не ради кого-то. Наиболее полезно читать классические произведения, что сумели выдержать испытание временем. Хотя современная литература тоже обладает способностью дать ответы на вопросы, которыми озадачивается современный

человек. По-настоящему полюбить книгу и прийти к ее пониманию можно лишь, неоднократно ее перечитав.

Героине романа “Евгений Онегин” Пушкина Татьяне Лариной было присуще испытывать сильную любовь к книгам. Она их читала, воображая себя в качестве главных героинь романов. Татьяна настолько умела погрузиться в процесс, что начинала переживания те чувства, которые ими владели.

Роман-эпопея Толстого “Война и мир” тоже вызывает у читателей волнительные ощущения по отношению к его персонажам. Переживания за героев заставляет открывать снова и снова полюбившийся роман.


Другие работы по этой теме:

  1. Прав ли Ян Амос Коменский, великий педагог XVII века, утверждая, что “…немыслим толковый читатель, который не был бы в то же время Отбиратель”? Как вы...
  2. Сложное испытание войной меняет мировоззрение человека. Трагические события навсегда остаются в душе, отражаются на поведении. Человек может коренным образом измениться в лучшую или худшую сторону....
  3. Война – самое страшное, что может произойти с человечеством. Но даже в нашем 21 веке люди не научились решать проблемы мирным путем. И до сих...
  4. Война – это тяжелое испытание для любого человека. Во время войны приходится испытывать изнуряющие физические и психологические нагрузки. Человек не знает, что его ждет впереди...
  5. Любовь, если рассматривать это понятие с точки зрения искренних чувств, подразумевает полное принятие человека со всеми чертами его характера, то есть и недостатками в том...
  6. Может ли литература изменить что-либо в человеке? Известный советский и российский филолог Дмитрий Сергеевич Лихачев раскрывает проблему роли книг в жизни людей. В предложенном для...
  7. Понятие “добро” у меня вызывает ассоциации с нравственностью, с чем-то хорошим и полезным, противоположным злу. Творить добро может абсолютно любой человек, для этого не требуются...
  8. Каждый человек сам создает собственное представление о тех или иных нравственных ценностях. Зачастую представление одного человека может сильно отличатся от понимания сути этого же нравственного...

Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития – чтение.

Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время – величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. Читать следует по программе, разумеется не следуя ей жестко, отходя от нее там, где появляются дополнительные для читающего интересы. Однако при всех отступлениях от первоначальной программы необходимо составить для себя новую, учитывающую появившиеся новые интересы.

Чтение, для того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего. Интерес к чтению вообще или по определенным отраслям культуры необходимо развивать в себе. Интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания.

Составлять для себя программы чтения не так уж просто, и это нужно делать, советуясь со знающими людьми, с существующими справочными пособиями разного типа.

Опасность чтения – это развитие (сознательное или бессознательное) в себе склонности к «диагональному» просмотру текстов или к различного вида скоростным методам чтения.

«Скоростное чтение» создает видимость знаний. Его можно допускать лишь в некоторых видах профессий, остерегаясь создания в себе привычки к скоростному чтению, оно ведет к заболеванию внимания.

Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например на отдыхе или при какой-нибудь не очень сложной и не отвлекающей внимания болезни?

Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми.

Если первый раз прочли произведение невнимательно – читайте еще раз, в третий раз. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку (когда накапливается раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим.

«Бескорыстному» чтению научил меня в школе мой учитель литературы. Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках – то они рыли окопы под Ленинградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то просто болели. Леонид Владимирович (так звали моего учителя литературы) часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринужденно садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать. Мы знали уже, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя и радоваться предстоящему.

Так мы прослушали многие места из «Войны и мира», «Капитанской дочки», несколько рассказов Мопассана, былину о Соловье Будимировиче, другую былину о Добрыне Никитиче, повесть о Горе-Злосчастии, басни Крылова, оды Державина и многое, многое другое. Я до сих пор люблю то, что слушал тогда в детстве. А дома отец и мать любили читать вечерами. Читали для себя, а некоторые понравившиеся места читали и для нас. Читали Лескова, Мамина-Сибиряка, исторические романы – все, что нравилось им и что постепенно начинало нравиться и нам.

«Незаинтересованное», но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.

Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все – она модная. Умейте читать с интересом и не торопясь.

Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть и что смотреть.

Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: смотрите с выбором. Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. Это значит, что в ней что-то существенное есть. А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?

Классическое произведение – то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени. Но классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу. Не бросайтесь только на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, – свое время.

ЛЮБИТЕ ЧИТАТЬ!

Каждый человек обязан (я подчёркиваю – обязан) заботиться о своём интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живёт, и перед самим собой.

Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития – чтение.

Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время – величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. Читать следует по программе, разумеется, не следуя ей жёстко, отходя от неё там, где появляются дополнительные для читателя интересы. Однако при всех отступлениях от первоначальной программы необходимо составить для себя новую, учитывающую появившиеся новые интересы.

Чтение, для того, чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего. Интерес к чтению вообще или по определённым отраслям культуры необходимо развивать в себе. Интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания.

Составлять для себя программы чтения не так уж просто, и это нужно делать, советуясь со знающими людьми, с существующими справочными пособиями разного типа.

Опасность чтения – это развитие (сознательное или бессознательное) в себе склонности к «диагональному» просмотру текстов или к различному виду скоростным методам чтения.

«Скоростное чтение» создаёт видимость знаний. Его можно допускать лишь в некоторых видах профессий, остерегаясь созданию в себе привычки к скоростному чтению, - оно ведёт к заболеванию внимания.

Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например, на отдыхе или при какой-нибудь не очень сложной и не отвлекающей внимания болезни?

«Незаинтересованное», но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.

Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть и что смотреть. Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймёте, что есть много книг, без которых жить нельзя, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: смотрите с выбором. Тратьте своё время на то, что достойно этой траты. Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. Это значит, что в ней что-то существенное есть. А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?

Классическое произведение – то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени. Но классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу. Не бросайтесь только на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, - своё время.

Помните, - что писал Пушкин из Кишинёва брату и сестре Ольге 31 июля 1822 года: «Чтение – вот лучшее учение». Загляните в «Словарь языка Пушкина» (Москва, 1957) на слова «книга» и «чтение». Как много пишет Пушкин о чтении, об общении своих любимых героев с книгой.

ПИСЬМО ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЕ

О ЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕКАХ

Могут сказать, что вот книги попадают не тем, кому они нужны. Иногда служат украшением; приобретаются из-за красивых переплётов и т.д. Но и это не так страшно. Книга всегда найдёт того, кому она нужна. Например, покупает книгу человек, который украшает ими свою столовую. Но ведь у него могут быть и сын, и племянники. Мы помним, как начинали люди интересоваться литературой – через библиотеки, которые они находили у своего отца или у своих родственников. Так что книга когда-нибудь найдёт своего читателя. Она может быть продана, и это тоже неплохо, будет какой-тот запас книг, потом она опять найдёт своего читателя.

Что касается личной библиотеки, то, думаю, к этому вопросу надо подходить очень ответственно. Не только потому, что личную библиотеку считают визитной карточкой хозяина, а потому, что она иной раз становится престижным моментом. Если человек покупает книги только для престижа, то напрасно это делает. В первой же беседе он выдаст себя. Станет ясным, что сам он книг не читал, а если и читал, то не понял.

Свою библиотеку не надо делать слишком большой, не надо заполнять её книгами «одноразового чтения». Такие книги надо брать в библиотеке Дома должны быть книги повторного чтения, классики (и притом любимые), а больше всего справочники, словари, библиография. Они могут иногда заменить целую библиотеку. Обязательно ведите библиографию по своей специальности и на карточках этой библиографии отмечайте, что в этой книге кажется вам важным и нужным.

Повторяю. Если книга вам нужна для однократного чтения, её приобретать не следует. И искусство составления личных библиотек состоит в том, чтобы воздержаться от приобретения таких книг.

ПИСЬМО ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЁРТОЕ

БУДЕМ СЧАСТЛИВЫМИ

(Ответ на письмо школьника)

Дорогой Серёжа! Ты совершенно прав, любя старые здания, старые вещи – всё то, что сопутствовало человеку в прошлом и сопутствует ему в его теперешней жизни. Всё это не только вошло в сознание человека, но само как бы что-то восприняло от людей. Казалось бы, вещи материальны, а они стали частью нашей духовной культуры, слились с нашим внутренним миром, который условно можно было бы назвать нашей «душой». Ведь мы говорим «от всей души», или «мне это нужно для души», или «сделано с душой». Вот как! Всё, что сделано с душой, идёт от души, нужно нам для души, - это и есть «духовная культура». Чем больше человек окружён этой духовной культурой, погружён в неё, тем он счастливее, тем ему интереснее жить, жизнь приобретает для него содержательность. А в чисто формальном отношении к работе, к учению, к товарищам и знакомым, к музыке, к искусству нет этой «духовной культуры». Это и есть «бездуховность» - жизнь механизма, ничего не чувствующего, неспособного любить, жертвовать собой, иметь нравственные и эстетические идеалы.

Давайте будем людьми счастливыми, то есть имеющими привязанности, любящими глубоко и серьёзно что-то значительное, умеющими жертвовать собой ради любимого дела и любимых людей. Люди, не имеющие всего этого, - несчастные, живущие скучной жизнью, растворяющие себя в пустом приобретательстве или мелких, низменных «скоропортящихся» наслаждениях.

Цитируется по:

Д.С.Лихачев. Письма о добром. СПб.: «Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ», 1999.

Выдающийся советский исследователь Д.С. Лихачев сказал: «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни». Я думаю, что он имел в виду возможность читателя проживать тысячи жизней, примеряя на себя судьбу каждого узнанного героя. Мы можем не испытывать позора Сонечки Мармеладовой или умиротворения Веры Павловны, достаточно просто открыть романы Достоевского или Чернышевского, чтобы почувствовать эти состояния. Благодаря чтению мы можем путешествовать по разным мирам, странам и временам, не выходя из дома. Поэтому начитанный человек, как правило, имеет широкий кругозор и лучше разбирается в людях.

Чтобы обосновать свою точку зрения, приведу примеры из литературы. В повести Тургенева «Фауст» показано сокрушительное влияние литературы, способное переменить жизнь человека, переломить ход его личной истории. Главная героиня Вера Николаевна до 28 лет не прочитала ни одной книги (из художественной литературы). Ее строгая мать полагала, что девушке вредно их читать. В дальнейшем Вера вышла замуж, занималась лингвистикой и естественными науками, но романы и стихи по-прежнему не интересовали ее. После того, как рассказчик прочел ей самое известное произведение Гете «Фауст», на Веру обрушился весь груз того опыта, от которого ее тщетно оберегали. Она познала любовь, страсть и другие сильнейшие чувства, что до этого момента никак не касались ее, она их просто не понимала. Не выдержав напряжения, героиня скончалась. Литература действительно дает нам обширнейший опыт жизни, который нельзя обрушить на неподготовленного человека, как мой опыт на младенца, например. Переживания, мысли и эмоции приходят к нам постепенно, как и серьезные книги, ведь проза и поэзия тоже являются источниками духовной материи, подобно жизни.

Другой пример можно найти в поэме Пушкина «Евгений Онегин». Главная героиня, в отличие от своей сестры, была начитанна и вдумчива. В то время, как Ольга легкомысленно и поверхностно относилась к жизни, Татьяна серьезно и основательно мыслила и чувствовала. Ее любовь к Онегину была глубока и сильна, ее нравственные устои непоколебимы, а проницательность и мудрость в финале покорили Евгения. То есть, начитанность во многом сформировала ее характер. Когда девушка отыскала библиотеку возлюбленного, она поняла его душу и простила ему холодность. Значит, именно книги дали совсем юному человеку знание жизни и необходимую эмоциональную зрелость, которые позволили Татьяне разобраться в создавшейся ситуации и принять ее.

Таким образом, можно сделать вывод, что Лихачев хотел сказать о роли литературы в формировании личности и в ее развитии. Чтение помогает нам приобрести мудрость раньше того момента, когда мы уже не сможем ею воспользоваться. Более того, книги дают нам возможность узнать, увидеть, почувствовать то, чего бы мы никогда не смогли пережить в своей жизни.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png