Кладбище Святого Марка - Sankt Marxer Friedhof. Одно из старейших кладбищ Вены , но с 1874 года новые захоронения там не осуществляются. Известно из-за того, что именно там в действительности похоронен Моцарт . Также там был изначально похоронен композитор и дирижер Йозеф Штраус. Очень уютное, тихое, уединенное. Почти безлюдное. Но парочка фанатов Моцарта всегда там околачивается...

В 1784 году указом Иосифа II было запрещено хоронить бедняков в пределах городских стен. Для бедных горожан было открыто кладбище, где предполагалось устраивать братские могилы и хоронить умерших по пять человек без гробов. Кладбище Святого Марка изначально и было таким местом погребения бедных горожан и название получило от близлежащей богадельни. Кладбище было загородным. Но в XIX веке Вена разрослась и кладбище вошло в черту города. Здесь уже хоронили не только бедных, но даже и дворян. Здесь есть немало русских могил. Самое известное захоронение принадлежит Александру Ипсиланти (1792-1828) – греку, генералу-лейтенанту российской армии, организатору антиосманского восстания в Молдавии, герою пушкинского стихотворения.

На кладбище есть символическая могила Вольфганга Амадея Моцарта (кенотаф). Никто не знает точно, где покоится его прах. Но известно, что Моцарт, умерший в 1791 году, был похоронен в общей могиле, вместе с бедняками, именно на этом кладбище. Вдова композитора - Констанция - не знала точное место его упокоения. Не удивительно - она даже не присутствовала ни на панихиде, ни на похоронах. У неё вообще к тому времени уже долго был любовник - Зюссмайер, один из учеников её мужа и приятель Сальери. Есть версия, что это компания и отравила Моцарта ртутью - однако, симптоматика болезни, которая унесла его в могилу, мало напоминает отравления такого рода...

Говорят, однажды к Моцарту пришёл человек в маске (вроде как это был Антон Лайтгеб, управляющий графа Вальсегг Штуппаха, страшного меломана) и заказал ему "Реквием". Во время написания "Реквиема" состояние здоровья Моцарта ухудшилось, а 5 декабря 1791 года около часу ночи он скончался. Погребение было назначено на следующий же день, так как тело было в плохом состоянии. Денег на похороны не оказалось, поэтому расходы взял на себя некто барон ван Свитен - покровитель музыкантов. Тело усопшего положили в дешевый гроб, сколоченный из некрашеных сосновых досок. За гробом шло всего несколько человек до собора святого Стефана , в котором Моцарта отпели, а затем тихо отвезли на кладбище святого Марка. Гроб на ночь оставили в часовне кладбища, а утром двое могильщиков опустили его в общую могилу. Через десять лет эту могилу перекопали, но один из могильщиков взял на память его череп, который хранится в Моцартеуме города Зальцбурга .

Однако, где была могила, никто не знает. Её не смогла обнаружить ни вдова Моцарта спустя 17 лет после захоронения, ни более поздние исследователи. В 1855 году мэром Вены было начато официальное расследование на эту тему, в ходе которого были обнаружены какие-то планы кладбища и место более или менее определилось. Там было решено поставить памятник, который сделал скульптор Ганс Гассер (Hanns Gasser) и который был установлен 6 декабря 1859 года. Однако, в 1891 году памятник (но не останки Моцарта!) был перенесен на Центральное Кладбище .

Смотритель кладбища Александр Куглер (Alexander Kugler) по собственной инициативе натаскал на "осиротевшую" могилу остатки развалившихся надгробий: плачущего ангела, кусок колонны и могильную плиту без надписи, на которой выгравировал слово "Моцарт". В 1945 году кладбище (а оно находится в районе крупного транспортного узла) пострадало от бомбежек, пострадал и "мемориал" Моцарта; фундаментально обновил его, а треснувшую плиту вообще заменил на новую скульптор Флориан Жосеф-Дрюо (Florian Josephu-Drouot) в 1950 году. Старая плита по сей день хранится в районном краеведческом музее.

Кроме Моцарта на кладбище похоронен австрийский композитор Йозеф Штраус (Josef Strauss, 20 августа 1827, Вена - 22 июля 1870, Вена). Он один из трёх сыновей известного композитора Иоганна Штрауса (старшего), не такой известный как его брат Иоганн Штраус, но всё-таки написавший несколько неплохих вальсов и довольно успешно гастролировавший в качестве дирижера даже в России. Могилу его, однако, в 1909 году также перенесли на Центральное Кладбище . Обветшавшее надгробие, оставленное на кладбище Святого Марка, еще кто-то ухитрялся отыскать даже в 2010 году. На центральном кладбище Йозефу Штраусу соорудили новое.

После открытия Центрального кладбища, кладбище Святого Марка было закрыто. Захоронения запрещены с 1874 года. Но с 1937 года сюда допускают туристов. Сегодня кладбище входит в основные достопримечательности Вены и является местом паломничества поклонников Моцарта.

Кладбище работает с апреля по сентябрь с 6.30 до 20 часов, а в остальные месяцы - с 6.30 до 18.30. Как ехать: трамвай 71-го маршрута до остановки Грасбергергассе, или метро линия U3, станция Schlaughthausgasse, и там пешком вдоль полутуннеля, по которому ходят поезда, минут 10 - 15, в сторону транспортной развязки. Кладбище находится в спальном районе, довольно немноголюдном и пустынном. Могила Моцарта - прямо от входа до центра кладбища и чуть левее. На неё установлены указатели. Если что, у входа на кладбище, с правой стороны от центральной аллеи, есть план . И еще - туалет. Не надо ходить в кустики...

Leberstrasse, 6/8
Пока нет...
Пока нет...

Загадка смерти Моцарта

Много загадок таит судьба Моцарта. Загадочна сама его смерть, которую до сих пор многие считают насильственной. Подозрительная болезнь, зловещие предзнаменования, скоропостижная кончина и жалкое погребение в общей могиле для бездомных нищих — все внушало подозрения, рождало массу вопросов, не имевших вразумительных ответов. Почему на похоронах божественного Моцарта отсутствовали его друзья и верная жена Констанца? Эта загадка вот уже два столетия не дает многим покоя. Некоторые исследователи биографии В. А. Моцарта утверждают, что вся его жизнь — от рождения до могилы — это «сманипулированная судьба». Жизнь музыкального гения с самого начала была запрограммирована и находилась во власти рокового числа: его рождение в 8 часов вечера накануне среды, высота Солнца в день его рождения составляла 8 градусов в созвездии Водолея... И, наконец, сумма цифр его полных лет жизни - 35 - опять-таки чистая восьмерка... И все это случай? С трудом верится. Моцарт, без сомнений, был человеком незаурядным, а всякий незаурядный человек выполняет миссию, назначенную ему свыше. Когда он ее выполнил, то в этом обличье на Земле ему уже делать не-чего. И провидение выбирает для него другую телесную оболочку, иную участь, новую миссию. Так было с Наполеоном и многими другими. Все они в совершенстве выполнили свою миссию, а значит, им пора уйти...

Моцарт был уникумом, чудом; он творил шутя, и все давалось ему необыкновенно легко. Безусловно, Моцарт был музыкальным гением, обладал феноменальными способностями. Но за его шедеврами стоит титанический труд, он напряженно и много работал. Непосильно много с самого раннего детства. Гениальность Моцарта проявилась лет с трех.

Его отец, известный педагог и музыкант, служивший при дворе Зальцбургского князя, сразу занялся обучением сына. Маленький Моцарт легко повторял за своей сестрой небольшие пьесы и легко запоминал их. Уже в четыре года он сочинил свой первый концерт для клавесина, а в шесть - виртуозно играл на клавесине, скрипке и органе. Моцарту не исполнилось и шести лет, когда началось его долгое концертное турне: вместе с сестрой Анной, тоже талантливой исполнительницей, и наставником отцом юный Вольфганг объездил пол-Европы. За несколько лет они дали концерты в Мюнхене, Париже, Вене, Лондоне, побывали в Голландии и Швейцарии. Публика восхищалась мальчиком, который мог играть с завязанными глазами, виртуозно импровизировал, исполнял сложнейшие пассажи наравне со взрослыми музыкантами... Гению было всего семь лет, когда сочиненные им сонаты для фортепиано и скрипки издали в Париже. Конечно, детей изматывали эти поездки. В пути Вольфганг и Наннерль часто болели, не раз находились на краю гибели. Оба они перенесли и воспаление легких, и оспу. Есть мнение, что причина ранней смерти Моцарта - в болезнях, которые он заработал в годы своего тяжелого детства.


Моцарт с сестрой и отцом под портретом матери.

Итак, загадки Моцарта...

Загадка 1. Моцарт жил в нищете

Современники не ценили его таланта. Моцарт считается классическим примером того, как выдающиеся артисты эксплуатируются правящим классом, получая мизерное вознаграждение. На самом деле, Моцарт получал очень приличные гонорары. За один час преподавания на фортепьяно он выставлял счет в 2 гульдена (для сравнения - его служанка получала 12 гульденов в год). В 1782-м опера Моцарта "Похищение из сераля" имела огромный успех. За несколько лет он дал множество фортепианных концертов. И хотя, случалось, он не получал платы за свой труд, очень часто ему платили огромные гонорары (для сравнения: годовое жалованье отца Моцарта в Зальцбурге составляло 350 флоринов, а за один концерт его сын мог получить в три раза больше). По личной переписке видно, что степень бедности семьи в мифах заметно преувеличена. Однако экстравагантный образ жизни быстро съедал все деньги. Как-то, заработав за выступление баснословную сумму, Моцарт потратил ее за две недели. Приятель, к которому гений пришел занять денег, спросил: "У тебя нет ни замка, ни конюшни, ни дорогостоящей любовницы, ни кучи детей... Куда же ты деваешь деньги?" И Моцарт ответил: "Но у меня есть жена Констанца! Она - мой замок, мой табун породистых лошадей, моя любовница и моя куча детей..." Детей в семье родилось шестеро, но четверо из них умерли во младенчестве. Род Моцартов прервался на сыновьях Карле Томасе и Франце Ксавере, которые так и не обзавелись потомством.

Дети Моцарта: Карл Томас (справа) и Франц Хавьер (слева). 1798. Худ. Х.Хансен. Музей Моцарта. Зальцбург.

Брак Моцарта, в который он вступил без разрешения отца, оказался счастливым. Вольфганг и Констанца были похожи, оба отличались легким и радостным отношением к жизни. Есть легенда, что однажды зимой к ним пришел гость и застал их танцующими: Моцарты пытались согреться, не имея денег на дрова... Однако даже тогда, когда в Вене капризная публика перестала слушать оперы Моцарта и его творчество "вышло из моды", композитор продолжал получать неплохие гонорары из других стран Европы, а также придворную зарплату.

Констанция Моцарт, урожденная Вебер.

Констанция Моцарт, в девичестве Вебер. 1789-90. Хантерианский художественный музей. Глазго.

А еще он первым пустился в настоящий «гастрольный чес». Из своих 35 лет десять (!) он провел в карете. Зарабатывал на наши деньги чуть ли не 200 тысяч долларов в год. Но все тратил! Чуть не разорился набатистовых рубашках. В дешевых льняных ему неловко было давать уроки знатным ученицам. А тончайший батист рвался после двух-трех стирок. Ну не хватало человеку на представительские расходы! Он брал в долг, часто не отдавал (даже убегал в другой город!), чем сильно подпортил свою «кредитную историю». Потому и умер в бедности - никто уже не занимал ему денег.

Моцарт - Рыцарь Золотой шпоры. 1777. Неизвестный художник.

Загадка 2. Кому понадобилась смерть Моцарта?

Наиболее распространенная версия смерти композитора — отравление. Хорошо известно, что и сам Моцарт был убежден в близкой кончине, и впервые сказал об этом жене Констанце за несколько месяцев до своей смерти. Моцарт решил, что «Реквием», заказанный ему таинственным незнакомцем в черном плаще и маске, ночью постучавшимся в дверь, - это смертный приговор, и предназначен он для его собственных похорон, однако все же сел за клавир.

Однако, если судить по моцартовской переписке последних месяцев жизни, он был в прекрасном расположении духа. И его смерть стала шоком для семьи и друзей.

Но кому понабилась смерть Моцарта? Вдова не придавала особого значения слухам об отравлении и никого не подозревала.

Главным подозреваемым в смерти Моцарта был Антонио Сальери. Эти слухи получили еще большее pac п po странение после попытки самоубийства, предпринятой им в в 1823 году, и распространения сведений о его признании на исповеди. Хотя еще осенью 1791 года, когда Моцарт слег, Антонио Сальери уже открыто обвиняли в том, что это он отравил Моцарта, тем более, что они, несмотря на взаимные уверения в дружбе, были тайными соперниками.

И все же будем помнить, что итальянец Сальери в 1774 году получил место композитора при дворе императора Иосифа II . Кто должен был испытывать зависть: он — богатый, обожаемый венской публикой лейб-капельмейстер, или вечно нуждающийся в деньгах новичок Моцарт, появившийся в имперской столице на семь лет позже? Сальери сделал головокружительную карьеру. Дирижер итальянской оперной труппы в Вене, которая стала ему второй родиной, один из основателей Венской консерватории, он в течение нескольких десятилетий оставался в центре музыкальной жизни Европы. Именно с ним связана слава венской оперы. Произведения Сальери обошли почти все оперные театры мира, ставились и в Петербурге. К тому же в числе его учеников были такие титаны, как Бетховен, Шуберт. Лист. Они просто боготворили его, называли не иначе, как отцом композиторов». Антонио Сальери незачем было бояться своего соперника. Слава Моцарта пришла к композитору, главным образом, после его кончины. А до этого момента он был известен как гениальный музыкант-исполнитель и сочинитель. Поэтому Сальери мог спокойно почивать на лаврах. И не было у Сальери никаких оснований покушаться на жизнь Моцарта.

Как же случилось, что именно этот человек был обьявлен после своей смерти интриганом, злым завистником и убийцей? Мог ли он завидовать Моцарту, ведь у преуспевающего Сальери была такая слава, о которой Моцарт и не мечтал? Его обожали и публика, и императорский двор. Его признала вся Европа. Опера Сальери «Тартар» шла при переполненных залах, а поставленный следом моцартовский «Дон Жуан» - провалился. И таких примеров можно привести достаточно. Так неужели этот самовлюбленный музыкант, да к тому же итальянец (музыка тогда считалась профессией итальянцев), мог позавидовать какому-то неудачнику, да к тому же немцу Моцарту. Оказывается, что основания для зависти все же имелись: Сальери и Моцарт были художниками разного ранга: талант и гений. Просто таланту в жизни повезло намного больше, чем гению, что, кстати, бывает очень часто. Сальери мог завидовать только виртуозности Моцарта, а Моцарт, по слухам, с презрением отзывался о придворном композиторе, поэтому зависть проявлялась здесь с обеих сторон. Правда, обычно зависть находит выход не в бокале с ядом, а в клевете. Жертвой ее и стал Сальери. И, надо признать, она отравила ему существование.

После смерти мужа Констанца послала младшего сына брать уроки у Сальери. Когда его спросили о слухах относительно того, что придворный композитор отравил его отца, мальчик сказал, что Сальери не убивал Моцарта «но поистине отравил ему жизнь интригами».

В 1823 году ученик Бетховена Игнац Москелес навестил уже старого и больного Сальери в одной из загородных клиник. Говорить он мог только отрывочными предложениями. Музыкант отвергал свою причастность к смерти коллеги. Ценой мучительных усилий он произнес:

В этом абсурдном слухе нет ни слова правды, клянусь честью... Передайте миру... старый Сальери, который скоро умрет, сказал вам это.

К тому же в письме к жене Констанце от 14 октября 1791 года, то есть за полтора месяца до смерти, Моцарт пишет, что по его приглашению Сальери побывал на спектакле «Волшебная флейта», очень внимательно прослушал оперу и заявил, что никогда не видел «более прекрасной постановки». Это говорит о том, что отношения между соперниками явно смягчились.

В майские дни 1997 года в Милане, главном зале Дворца юстиции проходил необычный судебный процесс: рассматривалось преступление двухвековой давности. Слушалось дело Сальери об отравлении им великого Моцарта. В свидетели с обеих сторон пригласили знаменитых врачей. Итак, через двести с лишним лет Антонио Сальери был оправдан «за отсутствием состава преступления».

Одним из самых оригинальных доводов защиты был такой: будь Антонио Сальери патологическим завистником, мир бы прежде времени лишился и других великих композиторов: Бетховена, Листа, Шуберта, чей гений не меньшего масштаба, чем у Моцарта. Почему же он не заставил замолчать и их? Напротив, Сальери усердно передавал им секреты музыкального мастерства, более того, прославлял их творчество.

Нет никаких исторических свидетельств о вражде двух композиторов. Напротив, хорошо задокументировано обратное: восхищенные высказывания Сальери о Моцарте; рассказ Моцарта о том, как Сальери был на представлении его оперы. Никаких оснований для зависти к Моцарту у Сальери не было: так, последний почти не сочинял инструментальной музыки, а в оперном жанре репутация Сальери среди современников была гораздо выше. Известно, что Моцарт выбрал Сальери в качестве учителя для своего сына Франца. Кстати, среди многочисленных учеников Сальери, который сыграл огромную роль в музыкальной жизни Европы, были Бетховен, Черни, Мейербер, Шуберт, Лист...

Вторым подозреваемым в предполагаемом убийстве был Франц Хофдемель, брат масонской ложи, в которой состоял композитор. Его очаровательная молодая жена Магдалена была одной из последних учениц Моцарта. Через несколько дней после смерти композитора Хофдемель яростно набросился на свою беременную жену с бритвой, искалечив и изуродовав ее, а затем покончил с собой. Магдалена выжила и через пять месяцев родила ребенка, отцом которого, по слухам, был Моцарт. Однако наблюдения современников и сохранившиеся письма Моцарта указывают на то, что он был глубоко предан Констанце, и не было никаких доказательств его внебрачных связей.

Уже в наше время видный швейцарский медик Карл Бэр, скрупулезно изучив все имеющиеся факты и свидетельства, собранные врачом Моцарта Клоссе, назвал поставленный им диагноз «любительским». Собственно, в современной медицине даже нет такого понятия, как «острая сыпная лихорадка». Вся симптоматика, по мнению Бэра, указывает на суставной ревматизм. С этим согласился и профессор Дэвис, опубликовавший подробный анализ истории болезни композитора. Гений с детства страдал тонзиллитом, перенес тиф, ветрянку, бронхит и гепатит А. Однако ключевым моментом стало стрептококковое поражение верхних дыхательных путей. Последствия перенесенной инфекции проявились после переезда в Вену, когда Моцарт тяжело занемог: симптомы суставного ревматизма сопровождались приступами рвоты.

Непосредственной же причиной смерти композитора стало сочетание стрептококковой интоксикации, подхваченной в разгар эпидемии, и почечной недостаточности. Бронхопневмония и кровоизлияние в мозг стали последним аккордом.

Незадолго до полуночи Моцарт потерял сознание. 5 декабря 1791 года сердце композитора, не дожившего два месяца до своего 36-летия, замерло навсегда. Дэвис полагает, что почечная недостаточность могла вызвать бредовое состояние, что и привело умирающего к мучительным мыслям об отравлении.

Загадка 3. Почему его похоронили в общей могиле и забыли, где именно?

На этом, казалось бы, можно поставить точку в деле о таинственной кончине величайшего композитора XVIII столетия. Но как быть с загадкой странных, постыдных похорон? А хоронили его с необычайной торопливостью, можно сказать, по-воровски, чтобы скрыть даже факт смерти музыкального гения, не проявив элементарного уважения. Тело его даже не внесли в собор, а прощальный обряд наспех совершался у капеллы св. Креста, прилегающей к передней стенке храма. Причем отпевали Моцарта уже на следующий день после смерти.

Прижизненный портрет Моцарта

В Вене, помнящей эпидемии чумы, тогда были такие правила. Только очень богатые и знатные люди могли рассчитывать на индивидуальные похороны. С остальными прощались вцеркви, и все. И за гробом никто не шел. Хоронили по пять человек в одной могиле, памятники ставили не сверху каждому, а всем вместе у входа на кладбище.

Не поставили памятника? Но его и не полагалось на общих могилах, поскольку участки использовались многократно. И нет ничего странного в том, что место захоронения великого композитора неизвестно — могилы нищих перекапывались каждые семь лет.

Немудрено было Моцарта потерять... Остаются вопросы к его вдове Констанции: почему она место не запомнила? А она пришла туда аж через 17 лет - и не нашла ничего. Чего так долго шла? Есть такая версия: она «раскрутила» Моцарта посмертно. Случайно запустила первую в истории «утку»: мол, отобедал муж с Сальери и умер. Резонанс был мощный.

Констанция на этой волне начала продавать рукописи мужа и, говорят, умерла очень не бедной женщиной. И вдовой гения!

Констанция Моцарт

Итак, легенда -

Похоронен в забвении. Моцарт был похоронен в братской могиле бедняков... На кладбище его провожал один-единственный человек... Вдова отказалась прийти на похороны... Богатый друг семьи ван Свитен пожалел денег на погребение... Все это не совсем так. В числе реформ австрийского императора Иосифа были новые погребальные правила. Согласно им, захоронения отныне выводились из черты города (до этого в Европе процветал обычай хоронить мертвых в центре, у главного собора). Сама процедура похорон была предельно упрощена. 85% городских погребений совершались в общих могилах, на которых не позволялось устанавливать никаких памятных знаков (экономили место). Каждые 7-8 лет могилы перекапывали и использовали снова. Вдова не отправилась за гробом на кладбище, и это тоже было в порядке вещей. Церемония памяти Моцарта прошла в его масонской ложе. Катафалк отправлялся на кладбище только после шести вечера. Идти за ним за городские ворота было не принято, никаких обрядов в месте захоронения тогда не устраивали, и присутствовали на нем только могильщики. А "скупой" ван Свитен несколько лет щедро платил за обучение сыновей Моцарта, организовал первое исполнение его реквиема, устраивал концерты в пользу Констанцы и детей в разных городах Европы.

Последний, неконченый портрет Моцарта за фортепиано в его венской квартире. 1789. Худ.Й.Ланге.

Прошлое готово напомнить о себе в любую минуту. Совсем недавно в Америке каким-то чудом отыскались ноты двух ранее неизвестных пьес Моцарта. Дотошным музыковедам посчастливилось обнаружить имя Вольфганга Амадея Моцарта, зашифрованное нотными знаками. Вот уж поистине сенсационная находка!

Так нежданно-негаданно порой возвращается давно минувшее, а смерть облекается ореолом бессмертия...

ОТ ОБЩЕЙ МОГИЛЫ ДО МЕМОРИАЛЬНОГО КЛАДБИЩА

На Центральном кладбище Вены погребены многие знаменитые ж В углу кладбища святого Марка установлен памятник

композиторы. Слева направо - могилы Бетховена, Моцарта и Шуберта. Моцарту - статуя плачущего ангела.

Захоронение в общей могиле

Миновало уже более двух веков со дня смерти Моцарта, но не иссякает поток посетителей, приходящих к его могильным памятникам на кладбище святого Марка и Центральном кладбище Вены. Однако останки Моцарта не покоятся ни под статуей плачущего ангела на кладбище святого Марка, ни под могильным камнем на Центральном кладбище, где похоронены многие известные композиторы, художники и писатели. Место, где на самом деле похоронен Моцарт, до сих пор остается неизвестным.

Хотя Моцарт был известным музыкантом, его похороны были скромными. Никто не пришел проститься с ним, за исключением, кажется, Сальери и Зюсмайера. После похорон на его могиле не установили даже простой деревянный крест.

Такими убогими похороны Моцарта были вовсе не потому, что он умер в нищете или был забыт своими прежними поклонниками. В те времена именно так обычно хоронили простых горожан, а пышными бывали только похороны аристократов. Моцарт же к их числу не принадлежал.

шено перенести на одно место пять венских кладбищ. Новое кладбище назвали «Центральным». На нем имеются так называемые «почетные могилы», где хоронят знаменитостей - политиков, ученых, художников, писателей и, конечно же, композиторов. Есть среди них и надгробие Моцарта: оно расположено между погребениями Бетховена и Шуберта, неподалеку от могилы Сальери.

Однако в отличие от остальных захоронений могила Моцарта пуста. Зная об этом, многие почитатели композитора отправляются на кладбище святого Марка, где в 1870 году в честь Моцарта был воздвигнут знаменитый памятник - статуя плачущего ангела.

Точное место погребения Моцарта до сих пор не установлено, но память о нем многочисленных поклонников его таланта - самый лучший памятник «солнечному гению» музыки.

Известно, что умерший за четыре года до Моцарта композитор Глюк удостоился торжественных похорон, но тот был придворным композитором Иосифа II в течение долгого времени.

По-настоящему громкая слава настигла Моцарта сразу же после его смерти. На девятый день после смерти Моцарта, 14 декабря 1791 года, на заупокойную мессу в память о композиторе собрались тысячи жителей Праги. В Вене с огромным успехом продолжала идти «Волшебная флейта», а вскоре эту оперу поставили во многих других городах, включая Прагу, Берлин и Гамбург.

На волне успеха «Волшебной флейты» возобновились постановки других опер Моцарта, а издатели наперебой начали печатать ноты его произведений. Спустя три года после смерти Моцарта его имя прогремело по всей Германии, а в XIX веке слава композитора распространилась по всей Европе.

мемориальная могила

Пожалуй, самая разрекламированная мужская личность в Вене — это Моцарт. Конфеты в виде шоколадных шариков, маленькие фигурки из полиэстера, китайского производства,изображающие музыканта в белом кудрявом паричке со скрипкой, салфетки, чашки, магниты, диски, куклы... этот список можно продолжать до бесконечности. Поэтому будучи в Вене про Моцарта вам будет напоминать все и вся;) Его образ будет преследовать повсюду, не удивляйтесь.;)Для истинных же почитателей этого музыкального гения в Вене существует, как минимум два места, куда следует заглянуть. Во-первых, это дом Моцарта (Mozarthaus Vienna) (не путать с Домом Моцарта в Зальцбурге, где он родился) и во-вторых, могила Моцарта на кладбище Санкт Маркс (St. Marxer Freidhof). А теперь подробности...


Дом Моцарта (Mozarthaus Vienna) находиться сразу же позади собора Св. Стефана, в Соборном переулке (или Домгассе (Domgasse)) в доме № 5, известном как «Дом Фигаро». Моцарт жил здесь с 1784 по 1787 г., здесь он написал «Женитьбу Фигаро». Сегодня в этой самой большой венской квартире композитора, единственной из сохранившихся, расположен Музей Моцарта. Кстати, он был вновь открыт после основательной реконструкции в 2006 г.

Как известно, до самой смерти (5 декабря 1791 г.) Моцарт жил в другом уже доме по адресу Rauhensteingasse 8 . Здесь были созданы его последние произведения: фортепианный концерт B- Dur KV 595, концерт для кларнета KV 622, части " Волшебной флейты", части " Реквиема". Здесь в Вене родился его шестой и последний ребенок- Franz Xavier.
Со смертью великого гения связано большое количество легенд. Вопрос о причине смерти Моцарта не разгадан по сегодняшний день. К сожалению, однозначного ответа на него нет. Очевидно одно - господин Сальери тут ни причем!
Но очевидно на сегодня только одно - Моцарт был похоронен на кладбище St. Marxer Freidhof, как у нас это называется, в «братской могиле», что соответствовало указу императора Иосифа II , который распорядился об общих захоронениях бедных жителей за чертой города. Только немногие из привилегированных удостаивались чести быть погребенными в отдельных фамильных захоронениях. Моцарт к ним не принадлежал, и немногие из его современников осознавали все величие его гения. На таких могилах не ставились кресты или надгробные плиты.

Когда через много лет попытались установить могилу, где был захоронен Моцарт, сделать это оказалось не просто. Могильщик уже умер, а такие захоронения использовались много раз. Примерное месторасположение могилы было установлено при помощи человека по имени Karl Hirsch. Будучи внуком известного капельмейстера, он приходил на могилу своего дедушки. Он знал, что рядом с ней находится могила Моцарта. По его словам было установлено примерное захоронение великого музыканта. Кстати, говорят, что к ладбищенские служители сами поставили памятник, собрав его по частям на других могилах. Кусок мраморной колонны и сиротливо присоединившийся к ней ангелок...

Кроме того, здесь погребено только тело великого композитора... голова его, или вернее, череп, храниться в музее, в Зальцбурге.

Моцарт Вольфганг Амадей (1756-1791) — австрийский композитор. Представитель венской классической школы, музыкант универсального дарования, проявившегося с раннего детства. В музыке Моцарта отразились идеи немецкого Просвещения и движения «Буря и натиск», претворен художественный опыт различных национальных школ и традиций.

2006 год был объявлен ЮНЕСКО годом Вольфганга Амадея Моцарта, — ведь прошло ровно 250 лет со дня рождения великого композитора и 215 лет со дня его смерти. «Бог музыки» (как его часто называют) покинул этот мир 5 декабря 1791 года, в возрасте 35 лет, после странной болезни.

Ни могилы, ни креста

Национальная гордость Австрии, музыкальный гений, императорский и королевский капельмейстер и камер-композитор не удостоился ни отдельной могилы, ни креста. Он нашел упокоение в общей могиле на венском кладбище Святого Марка. Когда жена композитора Констанца спустя 18 лет впервые решила навестить его могилу, единственного свидетеля, который бы мог указать примерное место захоронения, — могильщика — уже не было в живых. План кладбища Святого Марка нашли в 1859 году и установили мраморный монумент на предполагаемом месте погребения Моцарта. Сегодня тем более невозможно точно определить то место, где его опустили в яму с двумя десятками несчастных -бродяг, бесприютных нищих, бедняков без роду и племени.

Официальное объяснение бедным похоронам — отсутствие денег в связи с крайней бедностью композитора. Однако есть сведения, что в семье оставалось в наличии 60 гульденов. Погребение по третьему разряду стоимостью в 8 гульденов организовал и оплатил барон Готфрид ван Свитен, венский меценат, которому Моцарт по дружбе бесплатно отдал немало своих произведений. Именно ван Свитен уговорил жену композитора не принимать участия в похоронах.

Хоронили Моцарта уже 6 декабря, с непонятной торопливостью, без элементарного уважения и официального объявления о смерти (оно было сделано только после похорон). Тело не вносили в собор Святого Стефана, а ведь Моцарт был помощником капельмейстера этого собора! Прощальный обряд при участии немногочисленных сопровождающих провели наспех у капеллы Святого Креста, прилегающей к наружной стене собора. Отсутствовала вдова композитора, его собратья по масонской ложе.

После отпевания лишь несколько человек — в том числе барон Готфрид ван Свитен, композитор Антонио Сальери и ученик Моцарта Франц Ксавер Зюсмайр — пошли проводить композитора в его последний путь. Но никто из них до кладбища Святого Марка не дошел. Как объясняли ван Свитен и Сальери, помешал сильный дождь, перешедший в снег.

Однако их объяснение опровергается свидетельствами людей, хорошо помнивших этот теплый туманный день. А также — официальной справкой Центрального института метеорологии Вены, выданной в 1959 году по запросу американского музыковеда Николая Слонимского. Температура в тот день была 3 градуса тепла по Реомюру (1 гр. шкалы Реомюра = 5/4 гр. шкалы Цельсия. — Н. Л.), осадков не было; в 3 часа дня, когда отпевали Моцарта, отмечался лишь «слабый восточный ветер». В архивной выписке за этот день также значилось: «погода теплая, туман». Впрочем, для Вены туман в это время года — дело вполне обычное.

Между тем еще летом, во время работы над оперой «Волшебная флейта», Моцарт чувствовал недомогание и все более укреплялся в подозрении, что кто-то посягает на его жизнь. За три месяца до смерти он во время прогулки с женой произнес: «Я чувствую, что долго не протяну. Конечно, мне дали яду…»

Несмотря на официальную запись в канцелярии собора Святого Стефана о смерти композитора от «острой просовидной лихорадки», первое осторожное упоминание об отравлении появилось в берлинском «Музыкальном еженедельнике» 12 декабря 1791 года: «Так как после смерти тело его распухло, то утверждают даже, что он был отравлен».

В поисках окончательного диагноза

Анализ различных свидетельств и исследования десятков специалистов позволяют составить примерную картину имевшихся у Моцарта симптомов болезни.

С лета по осень 1791 года у него отмечаются: общая слабость; потеря веса; периодические боли в области поясницы; бледность; головные боли; головокружения; неустойчивость настроения с частыми депрессиями, боязливостью и крайней раздражительностью. Он падает в обмороки с потерей сознания, у него начинают отекать руки, нарастает потеря сил, ко всему этому присоединяется рвота. Позже появляются такие симптомы, как металлический привкус во рту, нарушения почерка (ртутный тремор), озноб, рези в животе, дурной (зловонный) запах от тела, лихорадка, общий отек и сыпь. Умирал Моцарт при мучительной головной боли, но его сознание оставалось ясным вплоть до самой кончины.

Среди работ, посвященных изучению причины смерти композитора, наиболее фундаментальные труды принадлежат врачам Йохан-несу Дальхову, Гюнтеру Дуда, Дитеру Кернеру («В. А. Моцарт. Хроника последних лет жизни и смерть», 1991 г.) и Вольфгангу Риттеру (Чах был ли он убит?», 1991 г.). Количество диагнозов по делу Моцарта внушительно, что само по себе наводит на размышления, но, по мнению ученых, ни один из них не выдерживает серьезной критики.

Под «острой просовидной лихорадкой», обозначенной в качестве официального диагноза, медицина XVII века понимала инфекционное заболевание, протекающее остро, сопровождающееся сыпью, жаром и ознобом. Но недуг Моцарта протекал медленно, изнуряюще, а опухание тела вообще не вписывается в клинику просовидной лихорадки. Врачей могла сбить с толку сильная сыпь и лихорадка в конечной стадии болезни, однако это характерные признаки ряда отравлений. Заметим дополнительно, что в случае инфекционного заболевания следовало ждать заражения хоть кого-то из близкого окружения, чего не произошло, не было и эпидемии в городе.

«Менингит (воспаление мозговых оболочек)», фигурирующий как возможное заболевание, тоже отпадает, поскольку Моцарт почти до самого конца был работоспособен и сохранял полную ясность сознания, отсутствовали мозговые клинические проявления менингита. Тем более нельзя говорить о «туберкулезном менингите» — моцар-товедение с абсолютной уверенностью исключает туберкулез из анамнеза композитора. Более того, его история болезни практически чиста до 1791 года, последнего года жизни, на который притом приходится пик его творческой активности.

Диагнозу «сердечная недостаточность» абсолютно противоречит хотя бы то, что незадолго до смерти Моцарт дирижировал продолжительной кантатой, что требует большой физической нагрузки, а несколько ранее — оперой «Волшебная флейта». И самое главное: нет ни одного свидетельства о наличии основного признака этого заболевания — одышки. Опухали бы ноги, а не руки и тело.
Клиника «эфемерной ревматической лихорадки» также не находит своего подтверждения. Даже если думать о сердечных осложнениях, то отсутствовали признаки сердечной слабости, такие как опять же одышка-больной сердцем Моцарт не мог вместе с друзьями петь перед смертью «Реквием»!

Нет веских оснований предполагать и наличие сифилиса, как потому, что болезнь имеет клиническую картину, так и потому, что были здоровы жена и двое сыновей Моцарта (младший родился за 5 месяцев до его смерти), что исключается при больном муже и отце.

«Нормальный» гений

Трудно согласиться и с тем, что композитор страдал психической патологией в виде всевозможных страхов и мании отравления. Российский психиатр Александр Шувалов, проанализировав (в 2004 году) историю жизни и болезни композитора, пришел к выводу: Моцарт — «редкий случай всеми признанного гения, не страдавшего каким-либо психическим расстройством».

А вот основания для беспокойства композитор имел. Предположение о почечной недостаточности наиболее близко к истинной клинической картине заболевания. Однако почечная недостаточность как «чистая уремия» исключается хотя бы потому, что почечные больные в этой стадии теряют работоспособность и последние дни проводят в бессознательном состоянии.

Невозможно, чтобы такой больной за три последних месяца жизни написал две оперы, две кантаты, концерт для кларнета и свободно передвигался из города в город! Кроме того, сначала развивается острое заболевание — нефрит (воспаление почек), — и только после многолетней хронической стадии происходит переход в конечную — уремию. Но в истории болезни Моцарта нет упоминания о перенесенном им воспалительном поражении почек.

Это была ртуть

По мнению ряда ученых, в том числе токсикологов, смерть Моцарта произошла вследствие хронического отравления ртутью, а именно — от многократного поступления в организм двухлористой ртути — сулемы. Она давалась со значительными интервалами: впервые — летом, в последний раз — незадолго до смерти. Причем конечная фаза заболевания схожа с истинным отказом почек, что и послужило основанием к ошибочному диагнозу почечной недостаточности воспалительного характера.

Это заблуждение объяснимо: хотя в XVIII веке очень многое было известно о ядах и отравлениях, врачи практически не знали клинику интоксикации ртутью (сулемой) — тогда с целью устранения соперников было более принято использовать так называемую aqua Toffana (no имени известной отравительницы, составившей адскую смесь из мышьяка, свинца и сурьмы); об aqua Toffana в первую очередь подумал и занемогший Моцарт.

Все симптомы, наблюдавшиеся у Моцарта в начале заболевания, тождественны признакам хорошр изученного в настоящее время острого ртутного отравления (головная боль, металлический привкус во рту, рвота, потеря веса, неврозы, депрессия и др.). В конце длительного периода отравления наступает токсическое поражение почек с конечными уремическими симптомами — лихорадка, сыпь, озноб и т. д. В пользу медленного отравления сулемой говорит и то, что музыкант сохранял ясное сознание и продолжал писать музыку, то есть был трудоспособен, что характерно для хронического отравления ртутью.

Сравнительный анализ посмертной маски Моцарта и его прижизненных портретов дал, в свою очередь, основание для вывода: деформация черт лица явно вызвана интоксикацией.

Таким образом, многое свидетельствует в пользу того, что композитора отравили. О том, кто и как это мог сделать, тоже есть предположения.

Возможные подозреваемые

Прежде всего ртуть надо было где-то найти. Яд мог поступать через Готфрида ван Свитена, отец которого, лейб-медик Герхард ван Свитен, первым начал лечить сифилис «настойкой ртутной по Свитену» — раствором сулемы в водке. Кроме того, Моцарт часто бывал в доме фон Свитенов. Снабжать убийц ядом имел возможность и владелец ртутных приисков, граф Вальсегцу-Штуппах — таинственный заказчик «Реквиема», человек, склонный к мистификациям и интригам.

Существует три основные версии отравления Моцарта. Однако почти все исследователи сходятся во мнении, что вряд ли это было под силу одному человеку.

Версия первая: Сальери.

Когда защитники итальянского композитора Антонио Сальери (1750-1825) утверждают, что у него «было все, а у Моцарта — ничего» и поэтому он не мог завидовать Моцарту, они лукавят. Да, Сальери имел надежный заработок, а после ухода с придворной службы его ждала хорошая пенсия. У Моцарта действительно ничего не было, ничего, кроме… ГЕНИЯ. Однако уходил он из жизни не только в самый плодотворный в плане творчества год, но и в год, переломный для судьбы его и семьи, — он получил декрет о зачислении на должность, дающую материальную независимость и возможность спокойно творить. Одновременно из Амстердама и Венгрии пришли значительные, рассчитанные на долгое время заказы и договоры на новые сочинения.

Вполне возможной кажется в таком контексте фраза, произносимая Сальери в новелле Густава Николаи (1825): «Да, жалко, что от нас ушел такой гений. Но вообще-то музыкантам повезло. Проживи он еще, никто не пожаловал бы всем нам и куска хлеба за наши сочинения».

Именно чувство зависти могло толкнуть на преступление Сальери. Известно, что чужие творческие удачи вызывали у Сальери глубокое раздражение и стремление противодействия. Достаточно упомянуть письмо Людвига ван Бетховена от января 1809 года, в котором он жалуется издателю на происки врагов, «из которых первым является господин Сальери». Биографы Франца Шуберта описывают интригу Сальери, предпринятую им с целью помешать гениальному «королю песен» получить всего-навсего место скромного учителя музыки в далеком Лайбахе.

Советский музыковед Игорь Бэлза в 1947 году спросил у австрийского композитора Йозефа Маркса, действительно ли Сальери совершил злодейство? Ответ был мгновенным, без колебаний: «А кто же из старых венцев сомневается в этом?» По словам Маркса, его друг, историк музыки Гвидо Адлер (1885-1941), при изучении церковной музыки обнаружил в одном венском архиве запись исповеди Сальери от 1823 г., содержащую признание в совершении этого чудовищного преступления, с приведением подробных и убедительных деталей, где и при каких обстоятельствах давался яд композитору. Церковные власти не могли пойти на нарушение тайны исповеди и не дали согласия на предание этого документа гласности.

Сальери, мучимый раскаянием, пытался совершить самоубийство: он перерезал себе бритвой горло, но остался жив. По этому поводу остались подтверждающие записи в «разговорных тетрадях» Бетховена за 1823 год. Есть и другие упоминания о содержании исповеди Сальери и неудавшемся суициде.

Намерение покончить жизнь самоубийством созрело у Сальери не позже 1821 года — к тому времени он написал реквием на собственную кончину. В прощальном послании (март 1821) Сальери просил графа Гаугвица отслужить в частной капелле заупокойную службу по нему и исполнить посылаемый реквием ради спасения его души, ибо «к моменту получения письма последнего уже не будет среди живых».

Содержание письма и его стиль свидетельствуют об отсутствии у Сальери психического заболевания. Тем не менее Сальери был объявлен психически больным, а его признание — бредом. Многие исследователи считают, что это было сделано для избежания скандала: ведь и Сальери, и Свитены были тесно связаны с правящим Габсбургским двором, на который в какой-то степени ложилась тень преступления. Умер Сальери в 1825, как явствует из свидетельства о смерти, «от старости», причастившись Святых Даров (чего не удостоился Моцарт).

А сейчас самое время вспомнить о трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери» (1830) и о гневных нападках некоторых европейцев на автора за то, что «не пожелал представить двух своих персонажей такими, какими они были в действительности», за использование якобы легенды, очерняющей имя Сальери.

Во время работы над трагедией Пушкин написал статью «Опровержение на критики», в которой высказался однозначно:
«…обременять вымышленными ужасами исторические характеры и не мудрено, и не великодушно. Клевета и в поэмах всегда казалась мне непохвальною». Известно, что этот труд занял у поэта не один год: Пушкин тщательно собирал различные документальные свидетельства.

Пушкинская трагедия послужила сильнейшим импульсом исследований в этом направлении. Как писал Д.Кернер: «Если бы Пушкин не запечатлел преступление Сальери в своей трагедии, над которой он работал много лет, то загадка смерти величайшего композитора Запада так и не получила бы разрешения».

Версия вторая: Зюсмайр.

Франц Ксавер Зюсмайр, ученик Сальери, затем ученик Моцарта и интимный друг его жены Констанцы, после смерти Моцарта вновь перешедший в обучение к Сальери, отличался большими амбициями и тяжело переживал насмешки Моцарта. Имя Зюсмайра осталось в истории благодаря «Реквиему», к завершению которого он был причастен.

Констанца рассорилась с Зюсмайром. И после старательно вымарывала его имя из документального наследия мужа. Умер Зюсмайр в 1803 при странных и таинственных обстоятельствах; в этом же году не стало и Готфрида ван Свитена. Учитывая близость Зюсмайра к Сальери и его карьерные устремления в сочетании с завышенной оценкой собственных талантов, а также его роман с Констанцей, многие исследователи полагают, что он мог быть причастен к отравлению скорее в роли непосредственного исполнителя, поскольку жил в семье композитора. Возможно, и Констанца узнала о том, что муж получает яд, — это во многом объясняет ее дальнейшее поведение.

Становится понятной, в частности, та неблаговидная роль, которую, по мнению некоторых современников, Констанца сыграла, «открыв правду» в день похорон о якобы любовной связи Моцарта и его ученицы Магдалены ее мужу — юристу Францу Хсфдемелю, другу и собрату Моцарта по масонской ложе. В порыве ревности Хофдемель пытался зарезать бритвой свою беременную красавицу жену — от гибели Магдалену спасли соседи, услышавшие крики ее и их годовалого ребенка. Хофдемель покончил с собой, также применив бритву. Магдалена выжила, но осталась изуродованной. Считают, что таким образом Констанца пыталась переключить подозрения в отравлении мужа на бедного юриста.

Действительно, это дало основания ряду исследователей (например, британскому историку Фрэнсису Карру) трактовать эту трагедию как вспышку ревности Хофдемеля, отравившего Моцарта.

Как бы то ни было, младший сын Констанцы, музыкант Франц Ксавер Вольфганг Моцарт, говорил: «Столь великим, как отец, мне, конечно же, не стать, да посему нечего опасаться и завистников, которые могли бы посягнуть на мою жизнь».

Версия третья: ритуальное убийство «непокорного брата».

Известно, что Моцарт был членом масонской ложи «Благотворительность» и имел очень высокий уровень посвящения. Однако масонское сообщество, обычно оказывающее помощь собратьям, ничем не помогало композитору, находившемуся в очень стесненном материальном положении. Более того, братья-масоны не пришли проводить Моцарта в последний путь, а специальное заседание ложи, посвященное его кончине, состоялось лишь через несколько месяцев. Возможно, определенную роль в этом сыграло то, что Моцарт, будучи разочарован деятельностью ордена, планировал создание собственной тайной организации -ложи «Грот», устав которой им уже был написан.

Мировоззренческие расхождения между композитором и орденом достигли своего накала в 1791 году; именно в этих расхождениях некоторые исследователи видят причину ранней смерти Моцарта. В том же 1791 году композитор пишет оперу «Волшебная флейта», которая имела оглушительный успех в Вене. Принято считать, что в опере была широко использована масонская символика, раскрыты многие ритуалы, которые положено знать лишь посвященным. Что не могло пройти незамеченным. Георг Николаус Ниссен, второй муж Констанцы и в последующем биограф Моцарта, назвал «Волшебную флейту» «пародией на масонский орден».
Как полагает Й. Дальхов, «те, кто ускорял смерть Моцарта, устранили его «подобающим рангу» ядом — ртутью, то есть Меркурием, идолом муз.

…А может быть, все версии — звенья одной цепи?


Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png