Многие из величайших археологических открытий были сделаны в древних могильниках, но иногда сами гробницы являются наиболее интересной частью раскопок. Во многих случаях о них забывали на тысячелетия, после чего лишь случайные обстоятельства приводили к повторному их открытию.

1. Пресвитерианцы под Нью–Йорком


В 2015 году рабочие в Нью-Йорке разрыли площадь Вашингтона, чтобы заменить водопровод. Каково же было их удивление, когда они обнаружили под землей большое пустое пространство, заполненное человеческими останками. В 1800-х годах две трети парка на Вашингтон-сквер были поселением гончаров, а остальная территория была кладбищем при небольшой пресвитерианской церкви.

После того, как было обнаружено другое захоронение, к раскопкам прибыли археологи. Хотя сейчас это место находится в центре Манхэттена, в то время многие из погребений находились на окраине города, и вскоре о них напрочь забыли.

2. Древнеегипетский роман


В 2013 году в Саккаре была обнаружена 4000-летняя гробница, на стенах внутри которой археологи нашли красивую романтическую историю древнеегипетских времен между жрицей Меретитис и певцом Кахаи. Гробница является одной из немногих принадлежащих к эпохе пирамид, в которой изображена сцена романтической привязанности (например на одной из сцен пара смотрит в глаза друг другу), а не стандартные изображения состоящих в браке пар (что встречается чаще всего). Внутри гробницы были найдены не только останки влюбленных, но и их детей, а также, возможно, внуков.

3. Затопленная гробница


В 2011 году археологи вели раскопки могилы жрицы инков в Перу. Хотя эта находка была впечатляющей, еще большая интрига крылась под могилой. В 2013 году археологи в этом же месте раскопали затопленную камеру, которая (как предполагают, она была частью древнего культа воды). Затопленная гробница была построена малоизвестной культурой Ламбаеке, которая существовала около 800 лет назад.

Внутри нее находились четыре скелета, одежды одного из которых были украшены бисером из жемчуга и бирюзы. Трое другие были одеты более скромно. Это была обычная практика для богатых людей, которых хоронили с их окружением, которое сопровождало своего господина в загробный мир.

4. Гробница заполненная ртутью


Цинь Ши Хуан Ди был первым императором Китая. Сегодня его преимущественно знают благодаря его гробнице и армии терракотовых воинов. Мало кто знает, что на самом деле большая часть гробницы Цинь не была раскопана из-за большого количества токсичной ртути. Большая часть современных знаний о том, что находится внутри гробницы Цинь, происходит из текстов, написанных придворным историком Сиам Цянь во времена династии Хань.

Для воссоздания рек и озер Китая, строители залили в гробницу огромное количество жидкой ртути. До сих пор не существует технологии, чтобы заглянуть внутрь гробницы, но благодаря технологии дистанционного управления удалось рассмотреть некоторые аспекты структуры, а также терракотовых танцоров и музыкантов, которые резко контрастируют со знаменитыми терракотовыми фигурами армии снаружи гробницы, которые были откопаны раньше.

5. Могила шамана


Двенадцать тысяч лет назад явно уважаемая при жизни женщина была погребена в глубине пещеры. Останки женщины, которой было около 45 лет на момент смерти, были найдены в пещере под названием Хилазон Тахтит на севере Израиля в 2005 году. Также были найдены и двадцать восемь других скелетов, но эта женщина сильно выделялась. Полагают, что она была шаманом и была похоронена с большой помпой. Ее похороны проходили в шесть этапов и начались с подготовки ее могилы в пещере и забоя ритуальных животных.

6. Могила Каста


В 2012 году археологи обнаружили таинственную гробницу в северной Греции, которая восходит к временам Александра Македонского. Гробница, известная как Могила Каста или Гробница Амфиполь, очень богато украшена, а на стенах были найдены мозаичные изображения сцен из греческой мифологии, а также колонны, вырезанные в форме молодых женщин. Гробница была построена во время бурного периода после смерти Александра Великого и была местом последнего упокоения кого-то, очень близкому ему.

Выдвигались разные теории относительно личности того, в чью честь был построен Амфиполь, от членов семьи Александра Великого, до его любимого военачальника, друга детства и любовника Гефестиона. Внутри гробницы были найдены пять тел, но раскопки практически прекратились из-за финансового кризиса в Греции.

7. Европейцы в Китае


В 1999 году в Китае была обнаружена могила, содержащая останки 1400-летней давности некоего Юй Хуна. Что примечательно, Юй Хун был не азиатом, в европейцем и принадлежал к древней генетической линии, которая произошла из западной Евразии. Могила была абсолютно характерной для большинства могил в Центральной Азии того периода, но Хун и его семьи имели европейские черты, такие как прямые носы и голубые глаза.

8. Польский некрополь


В 2015 году польские археологи сделали невероятное открытие: огромный 2000-летний некрополь, который служил в качестве места захоронения в течение многих столетий. 120 гробниц в нем использовались с 1 по 3 века - во время, известное как период римского влияния. В некрополе были захоронены люди культуры Пшеворск. Что интересно, их гробы довольно сильно изменялись с течением времени.

Самые ранние захоронения были сделаны в кельтской манере. Со временем, однако, похоронные обряды были скопированы у римлян. Одним из необычных аспектов некрополя является наличие гробницы, в которой были похоронены два человека вместе (двадцатилетний человек и подросток). Эта гробница очень необычна, потому что по всему миру было найдено всего пять таких двойных захоронений.

9. Гробница майя


В свое время, империя майя простиралась до Гондураса, а одним из самых важных городов в Центральной Америке был Копан. Копан был центром торговли и политики с пятого до девятого века, но сегодня об этом городе неизвестно почти ничего. В 2005 году все это изменилось с открытием гробницы, в которой были останки элитного члена общества майя.

Гробница была весьма необычна тем, что человек, который умер около 650 г. н.э., был похоронен в кресле - в сидячем положении со скрещенными ногами (что особо интересно, ведь известно, что майя не сидели таким образом). Также этот человек был похоронен с множеством ювелирных изделий из нефрита.

10. Денисова пещера


Денисова пещера находится в отдаленном районе Сибири и обычному человеку она может показаться совершенно безобидной. На самом деле, Денисова пещера является одним из самых важных исторических мест в мире. Все началось в 2010 году, в пещере был найден мизинец молодой девушки. После тестирования было установлено, что девочка жила около 50 тысяч лет назад, а ее народность, которая была названа «человек Денисова», была ранее неизвестна ученым.

Люди Денисова жили и умирали в пещере, их останков больше не было найдено нигде. Позже в пещере были найдены другие кусочки зубов и мелких ископаемых фрагментов «человека Денисова», многие из которых датируются возрастом 110 000 лет, а другие – и вовсе 170 000 лет.

И в продолжение темы специально для любителей истории и непознанного .

Раскопки могильников и поселений - это наиболее ответственная часть процедуры полевых исследований в археологии. Разведки дают сведения разного уровня, которые потом можно неоднократно проверять и дополнять. Процедура лабораторных исследований также повторима и зависит от совершенствования используемых методик. Раскопки же неповторимы.

Как бы тщательно и квалифицированно ни проводились раскопки памятника, он, тем не менее, разрушается. После раскопок он перестает существовать полностью или частично как памятник археологии, становится суммой добытых научных материалов и сведений. Поэтому раскапывать памятники должны только специалисты, имеющие соответствующую подготовку и разрешение на раскопки (открытый лист).

Организация, проводящая раскопки, и руководитель раскопок должны позаботиться об участии в экспедиции необходимых специалистов. Проведением раскопок руководит специалист-археолог. В составе отряда должны быть помощники-лаборанты, квалифицированный фотограф, чертежник, реставратор, антрополог и другие специалисты, в зависимости от задач экспедиционного исследования.

Основные задачи изучения могильников

Исследование древних могил в мировой и отечественной науке имеет большую историю. Их раскопки дали науке колоссальный археологический, антропологический и иной материал. Однако особенность этого вида памятников заключается в том, что с погребенными клали только те предметы, которые требовались по обряду погребения. Поэтому при выделении археологической культуры нельзя основываться лишь на данных, полученных из могил, как это делалось раньше. Впрочем, неверно и строить обобщающие выводы об археологической культуре только на материалах одних поселений. Материалы этих памятников необходимо подвергать общему анализу. Только это позволяет добиться необходимой полноты данных для реконструкции археологической культуры.

Древнюю могилу следует рассматривать в комплексе, не ограничиваясь вещественным материалом. Важно все: ее устройство, проведенный обряд погребения, расположение вещей и их набор.

Исследование погребальных комплексов должно включать изучение устройства могильного сооружения, места захоронения, получение сведений о процессе захоронения, обряде и действиях с погребенным, о сопровождающем инвентаре, его размещении.

Приступая к раскопкам, надо учитывать, какой вид погребального сооружения будет исследоваться. В зависимости от этого следует выбирать соответствующие методики исследования.

Оборудование места погребения . Наиболее распространенным сооружением являются вырытые в грунте (в материке) могильные ямы, разные по форме: четырехугольные, овальные, без дополнительных сооружений или со срубом, сложенными из бревен или камня стенками, с подбоем, перекрытые деревом или камнем. В особую группу можно выделить сложные по устройству погребальные камеры, известные, например, у скифов, саков, в Горном Алтае. Они устраивались в виде обширного деревянного сруба с дополнительными помещениями для инвентаря, погребения коней. Такие камеры имели специально оборудованный коридорный вход.

Вместе с тем известны и другие погребальные устройства: погребальные урны, оссуарии - специальные сосуды из керамики или камня, в которые складывались остатки умершего. Урны хранились в склепах из глины или кирпича.

Археологам часто приходится сталкиваться с устройством места погребения на поверхности погребенной под насыпью кургана почвы или в насыпи кургана. Место погребения в таком случае может быть оборудовано деревянной рамой, обложено каменными плитами или дерном. Сооружения из дерна бывает особенно сложно обнаружить.

Рис. 87.

1 - скорченное погребение эпохи бронзы в могильной яме с деревянным покрытием; 2 - погребение в специально сделанной катакомбе

К более позднему времени, как правило, к периоду сложения ранних государств, относятся погребения в саркофагах из дерева, камня, терракоты, в гробах. Простые и сложные, украшенные, они имели еще и социальную функцию, как, впрочем, и вся конструкция наземного погребального сооружения. Исследуя их, надо иметь в виду, что эти архитектурно-археологические памятники, имеющие свое традиционное устройство, отражали мировоззрение создавших их людей, связанное с представлениями о жизни, смерти, структуре мироздания. Таковы, например, царские курганы у скифов, курган Иссык у саков, курганы в долинах Пазырык и Укок в Горном Алтае, курган Аржан в Туве и др.

В археологии известно несколько способов захоронения , которые без труда устанавливаются в ходе раскопок. Сложнее бывает установить, какие действия совершались с умершим: трепанация черепа, извлечение внутренностей, расчленение и т.д. Археолог в ходе археологических раскопок должен но возможности проследить, какие действия производились перед погребением.

Простое захоронение - помещение тела умершего в землю или гроб, колоду. В археологии фиксируется много разновидностей трупоположения: вытянутое; скорченное на боку, при котором колени умершего подогнуты; на спине с различным положением рук и ног. В ходе раскопок погребений обнаруживается скелет погребенного или его остатки. При этом надо учитывать, что кости рук, ног, череп могли изменить свое первоначальное положение при разложении мышечной ткани, при уплотнении заполняющей могильную яму земли. Например, если погребенный был положен на спину, а ноги его подогнуты коленями вверх, то такое положение со временем сохраниться не может; при раскопках археолог обнаружит кости ног погребенного согнутыми и лежащими коленями вправо или влево, а может быть, и в стороны, в позе "танца". Те же изменения происходят и с расположением черепа. Когда археолог пишет в дневнике, что погребенный был положен на спину, а голова повернута вправо или влево, почти всегда можно сказать, что его утверждение ошибочно, поскольку череп разворачивается под действием тяжести земли, заполнившей могильную яму.

Рис. 88.

1 - одиночное в грунтовой яме; 2 - в подбое; 3 - в каменном ящике; 4 - в срубе; 5, 6 - в погребальной камере

Место, где погребено большое количество людей одновременно или последовательно в течение длительного периода, называется групповым захоронением. Такой тип захоронений, например, известен в Сибири в тагарской культуре эпохи раннего железного века.

Вторичное захоронение - это перезахоронение костей после того, как мышечные ткани сгнили. Зачастую эти кости выкладывались в могильную яму, склеп или урну после того, как они находились какое-то время в другом месте, были захоронены или лежали на поверхности земли.

Основная цель бальзамирования умершего - сохранить тело умершего, для чего череп трепанировался, внутренние органы извлекались и заменялись бальзамирующими веществами. После этого умершего хоронили. В России такие бальзамированные трупы погребенных найдены в Горном Алтае и относятся к пазырыкской культуре.

Обряд кремации (сжигания трупа) в древности был довольно широко известен. Встречается довольно много его разновидностей. В качестве основных можно выделить три из них: сожжение трупа на специальных погребальных площадках внутри могильной ямы или погребального склепа, сожжение умерших вместе с погребальной камерой и погребение в могиле кучек пепла или обожженных костей в урнах и специальных мешочках. Само же сожжение в таком случае совершалось где-то на стороне, за пределами места захоронения. С обрядом сожжения в ряде археологических культур совмещался обряд сохранения облика умершего путем изготовления глиняных и терракотовых масок, скульптурных голов погребенных (тесинская и таштыкская культуры гунно-сарматской эпохи раннего железного века).

Рис. 89. "Групповое" погребение тагарской культуры раннего железного века

В смерти есть что-то мистическое. И там, где люди находят последнее пристанище, всегда особая, немного жуткая атмосфера. Она будоражит воображение, пугает и в то же время притягивает. Так появляются суеверия, легенды, ползут нелепые слухи. Здесь собраны самые интересные и необычные из них.

Могилы ведьм и колдунов

Если при жизни о человеке шла дурная молва, его хоронили особым образом. Тело могли сжечь, прибить к земле гвоздями, связать ремнями, разрубить, подрезать сухожилия, «запечатать» серебром. Многие народы считали, что ведьму надо закапывать без гроба, лицом вниз. Могилы часто размещали за оградами кладбищ, в лесах, на перекрестках дорог. Сверху набрасывали камней, сажали колючие кустарники.

Если этого не сделать, мертвец сможет выбраться. Есть поверье, что на могилах ведьм и колдунов со временем появляются дыры и трещины, через которые они выходят на поверхность. Большое количество муравьев, кровоточащая трава и странные звуки из-под земли также указывают на место, где погребена ведьма. Не зная этих примет, найти его будет сложно. Но есть и общеизвестные факты:

Это кладбище находится в городке Салем, в штате Массачусетс. Ну, думаю, о знаменитом судебном процессе 1692 года над салемскими ведьмами слышали многие. Тогда по обвинению в колдовстве арестовали что-то около 200 человек. Одних казнили сразу (повесили или раздавили камнями), другие умерли в тюрьме.

Правда, в 1702 году власти официально признали процесс незаконным, в 1957 были отменены все приговоры, а в 1992 кладбище стало мемориалом пострадавшим. Кстати, на самом деле осужденных за колдовство хоронили не там. В Салеме нет ни одной могилы ведьмы. Зато легенда привлекает туда туристов.

А в лесах Мичигана покоится ведьма, которая, по приданию, погубила целый город. Если в 1874 году в Пере Чейни было около 1500 жителей, то к началу 20 века их осталось 25. Две эпидемии дифтерии выкосили большую часть населения, остальные уехали. А болезни, конечно, наслала местная колдунья.

Говорят, она родила внебрачного ребенка и была изгнана. Младенец умер, и тогда женщина прокляла город. В конце концов, ведьму поймали, повесили, а тело закопали. В том лесу до сих пор появляются темные фигуры и призрачные огни, слышится смех детей. Но получить реальные фото привидений пока не удалось.

Могилы вампиров и вурдалаков

Легенды о мертвецах, которые пьют живую кровь, есть почти у всех народов. Обычно такая участь ждала самоубийц, колдунов, отлученных от церкви… да много, кого еще. И, конечно, тех, кого укусил вампир. Естественно, люди боялись этих тварей и предпринимали меры, чтобы покойник после смерти не выходил из своей могилы. А для этого важно правильно похоронить того, кто может стать вампиром.

Тело следует сжечь или хотя бы проткнуть осиновым колом и уложить так, чтобы оно было ориентировано с востока на запад. Голову желательно отделить и поместить между ступнями. Чтобы труп не смог съесть свой саван, надо подсунуть что-нибудь под подбородок (камень, железо). Еще можно насыпать в гроб опилок или зерен, чтобы вампир начал их считать и не успел выбраться до рассвета. Вот самые известные захоронения:

В северной части Лондона есть старое Хайгейтское кладбище. Оно давно привлекает к себе внимание. Часто появляются сообщения о вампирах, а подозрительные могилы помечены буквой V. Посетители находят вырытые и обезглавленные трупы, пустые гробы. Несколько тел были эксгумированы, и смотрелись они странно.

Пухлые, упитанные… не совсем мертвые… Существуют настоящие фото вампиров , они выглядят именно так. Но все объясняется проще. Труп всегда распухает, это один из этапов разложения. На губах выступает кровь. Если проткнуть тело колом, оно может издать стон, так как скопившиеся газы будут проходить мимо голосовых связок.

Кладбище Пер-Лашез во Франции тоже считается убежищем вампиров. Все началось в 1848 году, когда какой-то сумасшедший разрыл несколько могил, вытащил тела и сильно повредил их. Он считал, что должен так поступить. С тех пор поползли слухи. Впрочем, внешний вид некоторых надгробий наводит на размышления.

Символика захоронений выглядит зловеще. Черепа и летучие мыши, которые считаются визуальным воплощением вампиров, фаталистические надписи… Впрочем, в 19 веке в Западной Европе это было принято. По другой версии изображение летучей мыши с распростертыми крыльями служило защитой от зла.

Блуждающие могилы и неспокойные склепы

Есть поверье, что земля не принимает прах человека, если он не был захоронен надлежащим образом. Жуткие истории о перемещении могил наводнили Интернет. Вообще, этот феномен известен давно, но вот с доказательствами плохо. Все переписывают одни и те же тексты, где упоминаются несуществующие города и люди. Никаких реальных фото и документов нет.

Нормальных объяснений тоже. Возможно, здесь действуют силы и энергии, о которых мы пока ничего не знаем. Например, когда взорвался , тоже происходили странные вещи… отрицательное давление и много чего еще… Но в случае с могилами было что-то другое. Если они вообще куда-нибудь перемещались. Вот парочка более-менее правдоподобных историй:

Это событие произошло еще до революции в глухой российской деревне. Ночью в одной избе появился холмик земли с полусгнившим крестом. Могилу попытались убрать, но оказалось, что под полом тоже полно земли. Когда ее выносили, там обнаружили человеческие останки.

Крест походил на те, что устанавливали на заброшенном кладбище недалеко от деревни. Как все это оказалось в избе, никто не понял. Могилу вынесли, кости перезахоронили. Но дом пришлось забросить. С тех пор люди обходили стороной страшное место.

Фамильный склеп Чейзов находится на Барбадосе. Он выдолблен в скале и закрыт мраморной плитой. Каждый раз, когда его вскрывали, находившиеся там гробы оказывались перевернутыми на бок, стоящими вертикально, разбросанными… Они словно расползались по помещению. Это повторялось с 1812 по 1820 год.

Выдвигались разные версии, от магии Вуду и масонских обрядов до наводнений и сдвигов земной коры. Исследователь Эрик Расселл в середине 20 века выделил в этих явлениях ряд закономерностей. Он считал, что металлические гробы перемещаются вод воздействием гравитации и магнитного поля.

Так что это? Правда или просто сплетни? Не знаю.. Но здесь материалы собраны по всему Интернету, мне даже не удалось определить первоисточники. А мертвые не могут подтвердить или опровергнуть слухи, которые про них ходят. В ожидании лучших времен они будут хранить свои древние тайны.

Вас это может заинтересовать:

На раскопках часто творятся странные вещи. Например, сны археологов там часто бывают пророческими. Так, существует предание о том, что знаменитому немецкому предпринимателю и археологу-любителю Генриху Шлиману, нашедшему античную Трою, в ночь на 31 мая (накануне того, как был найден золотой клад) явился бородатый царь (видимо, правитель Трои - Приам), который объяснил, где именно спрятана царская сокровищница.
Гастон Масперо, раскопавший в XIX веке немало гробниц в Долине Царей, признавался, что многие свои находки сделал под руководством снов. Найденное неолитическое поселение VIII тысячелетия до н.э. в Чатал-Гуюке (Турция) навевало археологам сны о людях с раскрашенными охрой лицами, а еще о быках, которым эти люди поклонялись.
Один старый археолог рассказывал автору этих строк, что ему практически всегда на раскопках древних могил снились люди, которые были там погребены. Нередко они показывали ему предметы своего труда и быта, которые через какое-то время обнаруживались в могилах.
Сны не только подсказывают, но и предостерегают. Памятный случай произошел в Египте с тем же Масперо, которому явившийся во сне жрец велел прекратить работы. Ученый не внял предостережению, и в последующие дни ядовитые змеи укусили нескольких его сотрудников. В итоге четверо скончались.
Подобный же предостерегающий сон видели в одну и ту же ночь два археолога во время раскопок на Урале в конце 1970-х годов. А наутро произошла трагедия: обвалилась насыпь, под которой велись работы, похоронив сразу целую бригаду.
Пророческие сны - не единственная странность, случающаяся в процессе археологических изысканий. Бывает, археологи видят, особенно в сумерках, некие призрачные фигуры и огни. Рассказывают и о необычных звуках, чаще всего звуках шагов - без присутствия того, кто эти шаги производит. Например, в 1950 годах в Монголии археологи до позднего вечера работали в вырытой яме и не раз слышали, как наверху ходит кто-то огромный. Грунт хрустел так, словно вокруг ямы прогуливалось существо весом со слона. Однако когда люди вылезали наверх, звуки смолкали. И никого вокруг не наблюдалось. Спрятаться странному ходоку было негде - кругом простиралась совершенно открытая местность, просматривавшаяся на много километров. Но шаги-то слышали все члены экспедиции! Некоторые нарочно оставались в яме до темноты, чтобы в очередной раз подтвердить наличие феномена, объяснение которому так и не нашлось.
Помимо шагов, на раскопках древних кладбищ часто слышатся «бормочущие голоса». Явление это известно еще с древности. Чаще всего оно возникает в глубоких ущельях, глухих чащобах, пещерах. Места, где звучали голоса, в эпоху античности слыли святынями, а если в невнятном бормотании можно было разобрать слова, то они воспринимались как пророчества. Так в Греции появился когда-то знаменитый Дельфийский Оракул. У древних славян бормочущие голоса предвещали чью-то скорую смерть и указывали на присутствие нечистой силы.
Известен случай (произошедший на Украине), когда подобный голос зазвучал после вскрытия одного из захоронений он не затихал, пока могилу снова не зарыли. Во время раскопок в Поволжье странные голоса, раздававшиеся на рассвете, произносили отдельные слова на непонятном языке. Позже выяснилось, что эти слова - из языка древних булгар, которые когда-то здесь жили.
Среди археологов ходят рассказы и о загадочных «невидимках». Одно такое происшествие, подтвержденное несколькими десятками свидетелей, случилось на раскопках языческого капища в Новгородской области. В ясную безветренную погоду между людьми стал носиться какой-то странный ветер локальный, как смерч, и перемещающийся в разных направлениях. Однако никакого гула при этом не слышалось
- был только шорох, по которому определялся вектор движения воздуха. Как будто какое-то большое невидимое существо носилось взад-вперед среди членов экспедиции.
При раскопках древнего храма на Алтае подобные воздушные порывы были столь сильны, что походили на беззвучную ударную волну. Они опрокидывали людей и тяжеловесные предметы, извлеченные археологами из могил.

Страх и амнезия
Во время раскопок часто страдает психика людей. В 1970-х годах группу археологов, раскапывавших древние аланские могильники на Северном Кавказе, внезапно и совершенно беспричинно охватил такой ужас, что они, бросив все. полезли на деревья и просидели там до утра. С рассветом чувство тревоги уменьшилось, но работы все равно вскоре пришлось свернуть из-за ухудшившегося психического состояния членов экспедиции.
Нечто подобное произошло в Архангельской области, когда археологи-любители стали расчищать древний лабиринт. На них напал страх, умноженный на манию преследования. Люди, знавшие друг друга много лет, начали вдруг подозревать товарищей в злых умыслах. К вечеру страх усилился до того, что участники экспедиции пошли прочь от зловещего места, словно их кто-то погнал оттуда.
К аномальным происшествиям на раскопках можно отнести и моменты кратковременной потери памяти, или, как это называется в медицине, ретроградной амнезии. Человек во время разговора вдруг умолкал и начинал недоуменно оглядываться по сторонам. При расспросах выяснялось, что он не помнил ничего из случившегося с ним в последние пять-тридцать минут (иногда - несколько часов). Обычно что-то подобное бывает при сотрясении мозга. Но здесь у человека травмы отсутствовали, он не падал и не ударялся. По некоторым сведениям, внезапные беспричинные амнезии нередко случались у рабочих, которые вели раскопки в египетской Долине Царей.

Избушка или могилка?
Подобных историй любой археолог расскажет вам не один десяток, особенно вечером у костра, после полевых работ. Некоторые байки могут быть совершенно фантастичными. Например, два копателя нашли в лесу старое кладбище и, в надежде поживиться чем-нибудь ценным, начали вскрывать могилы. К вечеру друзья собрались уходить, как вдруг воздух вокруг них заклубился и небо посветлело. Оглядевшись, они изумились. Опушка леса, на которой они очутились, была им совершенно незнакома. К тому же стоял день, а не вечер. Из избы, которая оказалась поблизости, вышла старомодно одетая молодая женщина с бусами на груди и, улыбаясь, позвала копателей в дом. Те приняли приглашение. Хозяйка поставила на стол еду, разговорилась с гостями. Расспрашивая ее о ближайших населенных пунктах, друзья скоро убедились, что она даже названий таких не знает. Один из гостей, предчувствуя недоброе, решил пойти поискать дорогу. Но как только он вышел из дома, снова что-то произошло с воздухом, и копатель очутился на том же старом кладбище. Его приятеля, который остался в избе, нигде не было видно, как не было видно жилища и его хозяйки. Зато рядом раздавались глухие стоны, словно доносившиеся из-под земли. Копатель пригляделся. Земля на одной из еще не раскопанных могил шевелилась. Из нее, похоже, кто-то пытался выбраться. Узнав голос, незадачливый «археолог» начал лихорадочно копать и вскоре обнаружил своего друга. Тот неизвестно как очутился в могиле и едва не задохнулся в ней. В той же могиле лежал древний рассохшийся труп. При скудном вечернем свете приятели рассмотрели на останках бусы - точно такие же, какие были на хозяйке избы!

6.3. Уничтожение старых русских кладбищ (раскопки 1999–2000 годов в Лужецком монастыре Можайска)

В подмосковном городе Можайске находится один из древних русских монастырей - Богородице-Рождественский Луж?цкий мужской монастырь. Считается, что он «был основан святым Ферапонтом в 1408 году по просьбе Андрея Дмитриевича Можайского - сына великого князя Дмитрия Донского» , с. 100. Монастырь существует до сих пор, хотя и в перестроенном виде, рис. 6.43.

Рис. 6.43. Лужецкий Богородице Рождественский монастырь в Можайске. Вид с северной стороны. Фотография 2000 года.

В 1999–2000 годах, в ходе археологических и реставрационных работ, на всём пространстве Лужецкого монастыря строители убрали двухметровые напластования земли. На рис. 6.44 мы приводим фотографию 2000 года, сделанную в Лужецком монастыре после снятия верхних слоёв земли. Толщина снятых пластов чётко отмечена тёмной закрашенной полосой, идущей по низу монастырского собора. Дело в том, что когда нижняя часть собора, находившаяся под землёй, оказалась на виду, её закрасили тёмной краской. После этих раскопок на поверхности монастырского двора обнажился слой второй половины XVII века. При этом обнаружилась поразительная картина, о которой мы расскажем в этом разделе. Мы глубоко благодарны Ю.П. Стрельцову, обратившему наше внимание на факты, о которых здесь пойдёт речь.

Рис. 6.44. Лужецкий монастырь в Можайске. Монастырский двор, где в 1999 году был снят пласт земли толщиной около двух метров. Прежний уровень земли хорошо виден по тёмной полосе, идущей по низу монастырского собора. Видно также, что окна собора были подняты, кроме одного, которое до раскопок начиналось от самой земли. На переднем плане - надгробия XVII–XIX веков, выкопанные из-под земли во время раскопок и аккуратно поставленные в ряды. Теперь на поверхности монастырского двора обнажился уровень земли XVII века. Фотография 2000 года.

Выяснилось, что во второй половине XVII века в Лужецком монастыре происходило бурное строительство. При этом в фундаменты возводимых в XVII веке построек замуровывались старые надгробные плиты с русских кладбищ. Надгробий, пущенных на строительный камень, оказалось настолько много, что возникает впечатление, что окрестные кладбища были в некий момент практически полностью очищены от надгробных плит. При этом, спрятанные сегодня от глаз в фундаментах, эти старые надгробия, как правило, совсем не похожи на те, которые нам выдают сегодня за якобы «старинный русский образец». Почти все старинные надгробия, раскопанные в Лужецком монастыре, покрыты такой же резьбой, что и надгробные плиты Старо-Симонова монастыря: на них изображён трёхконечный вилообразный крест, рис. 6.45.

Рис. 6.45. Одна из старинных русских надгробных плит, извлечённых из фундаментов XVII века при раскопках 1999–2000 годов в Лужецком монастыре. Была использована как строительный камень в эпоху первых Романовых. Фотография 2000 года.

После снятия верхнего слоя земли, у северной стены главного монастырского Собора Рождества Богородицы открылся фундамент небольшой церкви, построенной в XVII веке, рис. 6.46, 6.47. Можно даже точнее указать время её постройки - после 1669 года. Дело в том, что строители заложили в фундамент не только старые надгробные плиты XVI - начала XVII веков, но - в отдельных случаях - и совсем недавние, «свежие». Таких плит в фундаменте мало, но они есть. Летом 2000 года мы видели две такие плиты. Одна датирована 7159 годом, - то есть в пересчёте на современное летосчисление 1651 годом н. э., - а вторая датирована 7177-м годом, то есть 1669 годом н. э., рис. 6.48 и рис. 6.49. Следовательно, фундамент клали после 1669 года, поскольку плита 1669 года уже оказалась замурованной в нём.

Рис. 6.46. Лужецкий монастырь в Можайске. Раскрытое в 1999 году основание разрушенной церкви XVII века, в котором старые русские надгробные плиты использованы как строительный камень. Согласно надписям на замурованных здесь надгробиях, это - остатки строительства 1669 года или позже. Фотография 2000 года.

Рис. 6.47. Лужецкий монастырь в Можайске. Раскрытое в 1999 году основание церкви XVII века, построенное в значительной степени из старых надгробных плит. Фотография 2001 года.

Рис. 6.48. Надгробная плита XVII века, замурованная в фундаменте разрушенной церкви Лужецкого монастыря, Фундамент открыт при раскопках 1999 года. Надпись на плите: «Лета 7159 генваря в 5 день преставися раба Божия Татияна Даниловна во иноцех схимница Таисея». Дата 7159 год означает 1651 год н. э. Фотография 2000 года.

Рис. 6.49. Надгробная плита XVII века, замурованная в фундаменте разрушенной церкви Лужецкого монастыря. Фундамент открыт при раскопках 1999 года. Надпись на плите: «Лета 7177 декабря в 7 день преставися раб Божий инок схимникъ Саватей [Ф]едоров сын Позняковъ». Дата 7177 год означает 1669 год н. э. Фотография 2000 года.

Общая картина, открывшаяся перед глазами после раскопок 1999 года в Лужецком монастыре, такова. Оказывается, в XVII веке в массовом порядке старые надгробия с кладбищ были убраны и пущены на строительный камень. В частности, в упомянутом фундаменте небольшой церкви XVII века в качестве блоков для стройки использовано НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТКОВ СТАРЫХ НАДГРОБНЫХ ПЛИТ. Многие из них были при этом расколоты или отбиты с краю, чтобы подогнать их под соседние камни, рис. 6.50-6.56. Многочисленные обломки старых надгробий вывалились из кладки во время раскопок. Сегодня некоторые из них очищены от земли и аккуратно сложены на монастырском дворе, рис. 6.57, 6.58.

Рис. 6.50. Старая русская надгробная плита, использованная как строительный камень в фундаменте церкви XVII века в Лужецком монастыре Можайска. Фундамент обнажился после раскопок 1999 года. Фотография 2000 года.

Рис. 6.51. Надгробные белокаменные плиты с трёхконечным крестом. Заложены в фундамент церкви XVII века. Лужецкий монастырь в Можайске. Фотография 2000 года.

Рис. 6.52. Надгробные белокаменные плиты с трёхконечным крестом. Использованы как строительный камень в фундаменте церкви XVII века. Лужецкий монастырь в Можайске. Фотография 2000 года.

Рис. 6.53. Надгробная белокаменная плита с трёхконечным крестом. Замурована в фундамент церкви XVII века. Лужецкий монастырь в Можайске. Фотография 2000 года.

Рис. 6.54. Надгробная белокаменная плита с трёхконечным крестом - как строительный камень в фундаменте церкви XVII века. Лужецкий монастырь в Можайске. Фотография 2000 года.

Рис. 6.55. Надгробные белокаменные плиты с трёхконечным крестом, вмурованные в фундамент церкви XVII века. На торце одной из них видна надпись: «Лета 7191 февраля в 7». Дата 7191 в пересчёте на наше летосчисление даёт 1683 год. Лужецкий монастырь в Можайске. Фотография 2000 года.

Рис. 6.56. Обломок надгробной каменной плиты с трёхконечным крестом необычно большого размера. Видна сохранившаяся центральная часть креста. Кроме того, на торце плиты видны остатки характерного узора, часто присутствующего и на других старых русских надгробных плитах. Из кладки церкви XVII века в Лужецком монастыре Можайска. Фотография 2000 года.

Рис. 6.57. Старинные русские надгробные плиты, извлечённые из кладки XVII века, выставлены сегодня в Лужецком монастыре Можайска. Фотография 2000 года.

Рис. 6.58. Обломки старинных русских надгробных плит, извлечённых из кладки XVII века и выставленных в Лужецком монастыре Можайска. Фотография 2000 года.

На подавляющем большинстве этих старых надгробий изображён трёхконечный вилообразный крест. Но есть и исключения. Так, например, на одном из кусков, найденных в Лужецком монастыре, вырезан четырёхконечный крест. Но не такой, к которому мы привыкли сегодня, а вилообразный, напоминающий птичий след, рис. 6.59.

Рис. 6.59. Четырёхконечный крест на старинном русском надгробии похож на птичий след и напоминает трёхконечный вилообразный крест с дополнительной веткой сверху. Он сильно отличается от привычной сегодня формы четырёхконечного креста на христианских надгробиях. Лужецкий монастырь Можайска. Фотография 2000 года.

Ещё один редкий пример креста на русских надгробиях - ПЯТИКОНЕЧНЫЙ ВИЛООБРАЗНЫЙ КРЕСТ. Плиту с таким крестом нашли Ю.П. Стрельцов и один из авторов - Г.В. Носовский, летом 2000 года, в кладке основания каменных ступеней, которые когда-то вели к двери собора Рождества Богородицы с западной стороны. Сегодня ступени разрушены и вместо них стоит современная железная лестница. Однако часть основания под ступенями сохранилась. Там, под железной лестницей, и была найдена эта редкая старая надгробная плита, рис. 6.60.

Рис. 6.60. Старинная русская надгробная плита с пятиконечным вилообразным крестом, извлечённая из кладки XVII века. Лужецкий монастырь Можайска. Фотография 2000 года.

В МОНАСТЫРСКОМ СОБОРЕ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ ОКАЗАЛИСЬ СБИТЫМИ ВСЕ ФРЕСКИ. Эта картина уже знакома нам по соборам Московского Кремля, см. выше. Там тоже сбили до-романовские фрески, которые, кстати, были ещё совсем не старыми к тому времени, когда их уничтожали. Им было меньше ста лет. Видимо, нечто подобное произошло и в Лужецком монастыре Можайска. Горы мелких кусочков сбитой штукатурки, покрытых яркими красками старинных фресок, были свалены прямо на монастырском дворе. Они обнажились после раскопок 1999 года. Мы видели их там летом 2000 года, рис. 6.61. Видимо, старинные фрески русских соборов были совсем не такими, какими они должны были быть, по мнению романовских историков. Мешали внедряемой Романовыми версии русской истории. Поэтому были разрушены. Сначала в Московском Кремле, а потом и по всей России.

Рис. 6.61. Это - всё, что осталось от старинных фресок Собора Рождества Богородицы Лужецкого монастыря. Фрески были сбиты вместе со штукатуркой в эпоху XVIII–XIX веков и свалены кучей у южной стены монастыря, недалеко от ворот. Груды кусочков штукатурки были найдены здесь после раскопок 1999 года. Фотография 2000 года.

Уничтожение фресок на стенах старинных русских церквей и соборов - типичная картина. Иногда историкам удаётся списать это на счёт «плохих польско-литовских интервентов» времён Великой Смуты. Которые, судя по учебникам истории, были охвачены ничем не объяснимой страстью разрушать монастыри с библиотеками, старинными росписями и всем тем, что могло бы донести до нас сведения о старой русской жизни. Иногда нам говорят, что, мол, «этот старинный собор так никогда и не был расписан». Якобы денег построить огромное здание хватило - а расписать нет. Пришлось просто побелить стены. Но в некоторых случаях, как, например в Лужецком монастыре Можайска, всё же признают, что старинные фрески уничтожали сами романовские власти. Зачем? Вразумительных объяснений не даётся. С точки зрения нашей реконструкции всё понятно.

Вернёмся к русским надгробным плитам старого образца, найденным в Лужецком монастыре. Конечно, особый интерес представляют надписи на них. Особенно, если бы нашлась надпись, относящаяся к до-романовскому времени. К сожалению, выяснилось, что на плитах или вообще нет надписей, - как видно, например, на рис. 6.45, - либо надписи якобы XVI века есть, но они, скорее всего, поддельные. Либо же надписи подлинные, но относятся уже к эпохе Романовых. Подробнее об этом мы скажем ниже. Пока лишь повторим, что ни одной подлинной надписи до-романовской эпохи на этих камнях нам обнаружить не удалось. По-видимому, все старые надгробия с надписями были просто уничтожены или же надписи были полностью зачищены. Но даже оставшиеся после такой зачистки немые камни, видимо, всё же мешали романовским историкам своим «неправильным» видом. Их не оставили мирно лежать на кладбищах, а заложили в фундаменты, подальше от глаз. После реформы религиозных обычаев на русских кладбищах стали устанавливать надгробия нового романовского образца, совсем не похожие на прежние . Потом сделали вид, будто «так было всегда».

Но к такому радикальному решению Романовы, как мы увидим ниже, пришли не сразу. Вначале, вероятно, попытались переделать надписи, по крайней мере, на некоторых старых плитах. Начались работы. Плиты с до-романовскими надписями либо уничтожались, либо с них счищались надписи. Затем на их место, или па плиты без надписей, наносились новые тексты, датированные ДО-РОМАНОВСКОЙ эпохой. Как мы увидим на примере Лужецкого монастыря, сделано это было настолько небрежно, что сразу бросается в глаза. По-видимому, чиновники XVII века, проверявшие качество «работ по исправлению истории» на русских кладбищах, остались недовольными, увидев получающийся результат. И тогда, вероятно, решили все старые плиты с кладбищ просто убрать. И в дальнейшем делать надгробные плиты нового образца. Может быть, в частности, и с той целью, чтобы легче было находить и уничтожать остатки до-романовских надгробных плит с «неправильными» надписями или символами.

Итак, обратимся к надгробным надписям. Все надписи, которые мы видели на старых надгробиях в Лужецком монастыре, начинаются со слов «В лето такое-то… погребён». Таким образом, в начале всегда стоит дата. На обнаруженных нами в Лужецком монастыре старинных плитах самые ранние даты, казалось бы, указывают на XVI век, то есть на до-романовскую эпоху. Мы нашли и другие плиты ТОЧНО ТАКОГО ЖЕ ОБРАЗЦА с датами XVII века, уже времён Романовых. Конечно, ничего удивительного в этом нет. Как мы уже говорили, обычаи захоронения - в том числе и тип надгробных плит - Романовы изменили лишь во второй половине XVII века. Поэтому несколько десятков лет в начале романовской эпохи на Руси использовался ещё старый образец надгробий. Отметим, что техника и качество исполнения каменного узора - вилообразного креста и окаймляющей полосы - на «романовских» и «до-романовских» плитах СОВЕРШЕННО ОДИНАКОВЫЕ. Резчики XVII века по уровню своего мастерства не отличались от резчиков XVI века. Хорошо видно, что ни приёмы, ни стиль их работы не претерпели в ту эпоху никаких качественных изменений.

Но вот что удивительно. НА ПЛИТАХ, ГДЕ УКАЗАНЫ ДАТЫ ЭПОХИ РОМАНОВЫХ, ВСЕ НАДПИСИ ВЫПОЛНЕНЫ ТАК ЖЕ КАЧЕСТВЕННО, КАК И УЗОР. Буквы и узор вырезаны в камне глубоко и красиво, профессиональным резчиком, рис. 6.62-6.64. Мастер следил за игрой тени на буквах, добивался сочетания линий различной толщины, что делало их красивыми, как бы выписанными «с нажимом». Такие же приёмы применялись и в деталях окаймляющего узора и вилообразного креста.

Рис. 6.62. Надгробная плита переходного образца с узором старого типа, однако, уже без вилообразного креста. Изготовлена в эпоху первых Романовых. Содержит две надгробные надписи с датами: «лета 7149-го августа в 6 [де]н[ь] преставис[я] ра[бъ] Божий м[ладе]н[е]цъ Андре[й] Павлов с[ы]нъ Федоровича Клементьева» в левом столбце и «лета 7151 феврал[я] в 5 [де]н[ь] преставис[я] ра[бъ] Божий м[ладе]н[е]цъ Пётр Павлов с[ы]нъ Федоровича Клементьева» в правом столбце. В переводе на современное летосчисление это - 1641 и 1643 годы. Буквы надписи выполнены профессиональным резчиком, так же как и окаймляющий плиту узор. Надпись на этой плите - подлинная. Лужецкий монастырь Можайска. Фотография 2000 года.

Рис. 6.63. Надгробная плита старого образца с вилообразным крестом, изготовленная в эпоху первых Романовых. Надпись: «лета 7142 м[еся]ца июля в 10 [день] преставися раба Б[о]жия У… авлова… ровича Кле… … …». Точками мы отметили утраченные или неразборчивые буквы. В переводе на современное летосчисление это - 1634 год. Буквы надписи выполнены столь же качественно, как и окаймляющий узор. Надпись - подлинная. Лужецкий монастырь Можайска. Фотография 2000 года.

Рис. 6.64. Надгробная плита старого образца с вилообразным крестом, изготовленная в эпоху первых Романовых, в 1631 году. Найдена в расколотом виде при раскопках 1999–2000 годов под колокольней Лужецкого монастыря. Собрана из кусков и помещена во вновь оборудованной под колокольней часовне. Надпись на ней гласит: «лета 7139 (= 1631 год н. э.) июня в 15 д[е]н[ь] на память с[вя]таго …ий Максимович Ванейка а во иноцех Аркадий сх[и]мник постриженик сея обители». Надпись, скорее всего, подлинная. Фотография 2000 года.

Кроме того, НАДПИСИ РОМАНОВСКОЙ ЭПОХИ ВСЕГДА ЗАНИМАЮТ ВСЁ ОТВЕДЁННОЕ ИМ МЕСТО МЕЖДУ КАЙМОЙ И КРЕСТОМ. Поясним, что надгробная надпись делалась на свободном поле между окаймляющей полосой узора и двумя верхними ветвями вилообразного креста. На разных надгробиях размер поля делался различным. Это достигалось как за счёт изгиба ветвей креста, так и за счёт размещения центра креста на надгробии. Совершенно очевидно, что мастер, изготавливавший надгробие, в каждом случае знал заранее - какой длины надпись он собирается тут поместить. Поэтому оставлял для неё соответствующее место.

А вот на плитах, снабжённых якобы до-романовскими датами, надписи выглядят совершенно по-другому. КАЧЕСТВО ИХ ИСПОЛНЕНИЯ НА ПОРЯДОК ХУЖЕ КАЧЕСТВА УЗОРА, НАНЕСЁННОГО НА ТУ ЖЕ ПЛИТУ. В лучшем случае такая надпись более или менее ровно процарапана на камне каким-то заострённым предметом, рис. 6.65, 6.66. Некоторые из подобных надписей снабжены линейками, между которыми вписаны буквы, рис. 6.67. Что придаёт надписи неуклюжий, ученический вид. Однако окаймляющий узор выполнен по-прежнему чётко и профессионально! Некоторые надписи якобы XVI века, кроме всего прочего, явно не соответствуют оставленному для них полю. Они слишком коротки для него. См., например, рис. 6.68, где надпись чётко датирована 7076 годом, то есть 1568 годом н. э. См. также рис. 6.69, 6.70. Нам встретился и совсем уж откровенный случай переделки надписи: УЗОР НА ПЛИТЕ ВЫПОЛНЕН ПРЕКРАСНО, А НАДПИСЬ ПРОЦАРАПАНА ВКРИВЬ И ВКОСЬ, как будто простым гвоздём, рис. 6.71, 6.72. Эта, вероятно, фальшивая надпись снабжена датой: «Зпи», то есть 7088 год от Адама или 1580 год н. э. Похоже, что в XVII веке взяли старую надгробную плиту и нанесли на неё поддельную надпись с датировкой XVI века, якобы до-романовского времени.

Рис. 6.65. По-видимому, поддельная надпись на старой надгробной плите. Сама плита и узор на ней выполнены профессиональным резчиком по камню. Надпись же просто процарапана каким-то острым предметом. Чтобы изготовить такую надпись, не надо быть мастером-резчиком. Её может сделать любой желающий, с помощью обычного гвоздя. Лужецкий монастырь Можайска. Фотография 2000 года.

Рис. 6.66. По-видимому, поддельная надпись на старой надгробной плите. Узор тщательно выполнен мастером резчиком, а надпись грубо процарапана чуть ли не простым гвоздём. Фотография 2000 года.

Рис. 6.67. Надпись на надгробной плите с вилообразным крестом. Надпись, скорее всего, поддельная. Справа вверху процарапана дата якобы XVI века: «Зн…» или «Зп…», то есть 7050-е или 7080-е годы. Напомним, что для приведения старорусских дат к современному летосчислению надо вычитать 5508, что в данном случае даёт середину или конец XVI века. Хорошо видны грубо нацарапанные линейки, между которыми вписывались буквы. Несмотря на линейки, буквы получились всё равно корявыми. Узор на плите выглядит старше надписи, почти стёрт от времени. Но он, в отличие от надписи, выполнен профессионально. Фотография 2000 года.

Рис. 6.68. Надпись якобы XVI века на старой надгробной плите с вилообразным крестом. Надпись выполнена непрофессионально и явно не соответствует по длине отведённому ей месту. Дата читается однозначно: «7076 октя[б]ра 1 д[е]н[ь] преставися Орина Григориева». Таким образом, надпись датирована якобы 1568 годом (7076–5508 = 1568). Скорее всего, это подделка. Фотография 2000 года.

Рис. 6.69. Надпись якобы до-романовского времени на старой надгробной плите с вилообразным крестом. Надпись выполнена крайне грубо, непрофессионально и совершенно не соответствует размерам отведённого ей места. Дата почти стёрта, однако её вторая половина всё же читается: «..16». Таким образом, было написано либо 7016, либо 7116, что даёт либо 1508-й, либо 1608 год, то есть до-романовскую эпоху. Вся надпись состоит из 4–5 слов и занимает лишь малую часть свободного поля. В то же время, окаймляющий узор и вилообразный крест вырезаны красиво и тщательно. Скорее всего, надпись поддельная. Фотография 2000 года.

Рис. 6.70. Фрагмент предыдущего рисунка с надписью. Фотография 2000 года.

Рис. 6.71. Надпись якобы XVI века на старой плите. Лужецкий монастырь Можайска. Фотография 2000 года.

Рис. 6.72. Увеличенное изображение надписи якобы XVI века на старой надгробной плите. На фоне прекрасно выполненного узора мы видим процарапанную вкривь и вкось, как будто ребёнком, надгробную надпись: «7088 … м[еся]ца … 12 д[е]нь напомет (т. е. на память) св[я]ще[нно]м[учени]ка… преставися раба Б[о]жия …мия». Дата 7088 означает 1580 год н. э. Скорее всего, это - образец откровенной небрежности, допущенной при изготовлении фальшивых надгробных надписей якобы XVI века. Лужецкий монастырь Можайска. Фотография 2000 года.

В целом, вскрывается следующая странная картина.

а) На надгробных плитах с датами романовской эпохи надписи выполнены столь же качественно, как кресты и окружающие узоры.

б) А на надгробиях, снабжённых якобы до-романовскими датами, узор и крест выполнены исключительно тщательно, а вот надписи - весьма грубо. Удивительный контраст между прекрасным узором и примитивной надписью сразу бросается в глаза.

В резьбе «до-романовских» букв нет ни плоских граней - следов резца, ни линий разной толщины. Другими словами, при изготовлении этих надписей не применялись никакие профессиональные приёмы каменной резьбы. Подобную надпись может сделать каждый, обычным гвоздём. Некоторые из таких надписей не закончены, брошены па середине, рис. 6.68-6.70. Но по своему содержанию они не отличаются от надписей романовского времени. Текст следует тому же образцу.

Могут сказать - в XVI веке мастера ещё не научились красиво резать текст на камне. Нет, с таким «объяснением» нельзя согласиться. Ведь сложный узор и крест на надгробиях вырезали безупречно!

Могут упорно возразить, что в XVI веке якобы было в обычае использовать старые надгробия «по второму разу». Брали, дескать, со старой могилы красивую плиту, сбивали с неё прежнюю надпись, наносили новую и водружали её на свежую могилу. А в XVII веке такой обычай почему-то исчез. Однако такое «объяснение» также неубедительно. Вдумайтесь в обнаруженный нами факт. ВСЕ плиты в Лужецком монастыре, датируемые якобы XVI веком, имеют ГРУБУЮ НАДПИСЬ И КРАСИВЫЙ УЗОР. А ВСЕ плиты XVII века имеют КРАСИВУЮ НАДПИСЬ И КРАСИВЫЙ УЗОР. Получается, что до нас не дошло ни одной настоящей плиты XVI века с красивым узором и красивой надписью. Якобы уцелели лишь плиты, «использованные по второму разу». Что было бы весьма странно. Ясно, что, по крайней мере, часть плит XVI века всё-таки должна была сохраниться в своём первозданном виде. Нот ни такой плиты XVI века с неуничтоженной надписью мы в Лужецком монастыре не нашли. И в других местах - тоже.

Скорее всего, причина отмеченного несоответствия между красивым узором и примитивными надписями якобы XVI века на старых русских надгробных плитах - в другом. По-видимому, во второй половине XVII века все надписи на до-романовских надгробных плитах были просто уничтожены. Но чтобы это не слишком явно бросалось в глаза, изготовили некое количество новоделов. Некоторые старые плиты были небрежно покрыты новыми надписями с подложными датами якобы до-романовской эпохи. Новые надписи делались уже по образцу, который был принят в эпоху Романовых. Целью фальсификации было «доказать», что никакой смены погребальных обычаев на Руси не произошло, что надгробные надписи на русских кладбищах до Романовых были в общем такими же, как и при Романовых. Примерно то же содержание, буквы, которыми пользовались, язык и т. д. На самом деле, по-видимому, многое было не так.

Поддельные надписи якобы XVI века фальсификаторы XVII века делали крайне небрежно. И это понятно. Если надпись изготавливается на настоящем надгробии, то родственники покойного, оплачивающие работу резчика, тщательно следят за качеством. А вот если надпись делалась не для определённого покойника, а по приказу из далёкой Москвы или Петербурга, то главное было - изобразить «правильный» текст. Высокого качества никто не требовал. Плиту для простоты брали старую, до-романовскую. На ней уже был тщательно выполнен красивый узор и вилообразный крест. Исполнители приказа уничтожали старую надпись и наспех вписывали требуемый текст. Вряд ли они были хорошими мастерами каменной резьбы. По-видимому, отдав приказ изготовить фальшивые надписи, власти поскупились выделить деньги на наём профессиональных резчиков.

Потом поступил новый приказ - вообще все надгробия с кладбищ убрать. Впредь делать надгробия только по новому образцу, причём делать вид, что «так всегда и было». А существующие надгробия - как с подлинными надписями романовской эпохи, так и с фальшивыми «до-романовскими», - пустить на строительный камень. Так будет надёжнее. Теперь уж точно ни один старый подлинник не избежит уничтожения.

Сегодня, после раскопок в Лужецком монастыре, эта поразительная картина искажения старой русской истории и надругательства над могилами предков выступает наружу.

Возникает ряд исключительно интересных вопросов. Что же было написано на подлинных русских надгробиях до-романовской эпохи? На каком языке были надписи - на церковно-славянском, арабском, тюркском? Или, может быть, ещё на каких-то других, возможно уже забытых языках? Здесь уместно напомнить, что на русском оружии, например, в XVI и даже в XVII веке писали преимущественно по-арабски, см. . , , . Может быть и на русских могилах - тоже? Не исключено, что до Романовых арабский язык, наряду с церковно-славянским и греческим, был одним из священных языков Русской церкви.

Все эти вопросы требуют самого тщательного исследования. Без их решения трудно понять, какой была подлинная картина русской жизни до-романовского времени. Здесь открывается широкое поле деятельности для отечественных археологов.

В мае 2001 года мы ещё раз съездили в Лужецкий монастырь. С момента первого нашего посещения прошло около года. И что же мы увидели? Оказывается, раскопанный фундамент старинной церкви, о котором рассказано выше, изменил свой вид. Части некоторых старинных плит XVI–XVII веков, выступавшие из фундамента, сейчас обколоты. Другие - залиты цементом. В результате остатки старинных узоров и надписей частично утрачены. Нам кажется, было бы лучше законсервировать их как ценный исторический памятник. Водить сюда школьников и туристов. Ведь это - подлинные следы древней русской истории. Они достаточно неожиданны, плохо вписываются в заученную версию истории. Обломки некоторых плит, выставленные в Лужецком монастыре в стороне от упомянутого фундамента, пока что уцелели. Хотя и не все. Мы не увидели некоторых обломков, лежавших тут в 2000 году.

В заключение отметим яркое, поразительное на наш взгляд, обстоятельство. Однажды в разговоре с профессиональным археологом мы задали ему вопрос о старых русских надгробиях с вилообразным крестом. Что думают археологи по поводу таких надгробий? - спросили мы. Ответ был буквально следующим. Да - сказал наш собеседник, - подобные надгробия археологам хорошо известны. Их выкапывают из земли довольно часто. Особого интереса для археологической науки их изучение не представляет. МЕЖДУ СОБОЙ МЫ НАЗЫВАЕМ ИХ «МОГИЛАМИ ГРЕШНИКОВ».

Поразительно, как уже на уровне первоначальных слов и понятий прививается археологам глубокая неприязнь и даже пренебрежение к подлинной старой русской истории. ОБЪЯВИТЬ ГРЕШНИКАМИ МНОГИЕ ПОКОЛЕНИЯ НАШИХ ПРЕДКОВ живших до XVII века, - кощунство.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png