Как подготовиться к первой исповеди? Этот вопрос волнует многих начинающих православных христиан. Ответ на этот вопрос Вы узнаете, если прочитаете статью!

С помощью следующих ниже простых советов вы сможете сделать первые шаги.

Как исповедоваться и причащаться в первый раз?

Исповедь в церкви

Единственным исключением может быть самая краткая «памятка» основных грехов, которые часто не осознаются таковыми.

Пример такой памятки:

а. Грехи против Господа Бога:

– неверие в Бога, признание какой-либо значимости за иными «духовными силами», религиозными доктринами, помимо христианской веры; участие в иных религиозных практиках или обрядах, даже «за компанию», в шутку и пр.;

– вера номинальная, никак не выражаемая в жизни, то есть практический атеизм (можно признавать умом существование Бога, но жить так, словно неверуюший);

– творение «кумиров», то есть вынесение на первое место среди жизненных ценностей чего-либо, помимо Бога. Кумиром может стать что угодно, чему реально «служит» человек: деньги, власть, карьера, здоровье, знания, увлечения, – всё это может быть и хорошим, когда занимает соответствующее место в личной «иерархии ценностей», но, становясь на первое место, превращается в кумира;

– обращение к разного рода гадалкам, ворожеям, колдунам, экстрасенсам и пр. - попытка «подчинить» духовные силы магическим путем, без покаяния и личного усилия по изменению жизни в соответствии с заповедями.

б. Грехи против ближнего:

– пренебрежение людьми, проистекающее из гордыни и себялюбия, невнимание к нуждам ближнего (ближний – не обязательно родственник или знакомый, это каждый человек, который оказался рядом с нами в данный момент);

– осуждение и обсуждение недостатков ближних («От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься», - говорит Господь);

– блудные грехи разного рода, особенно прелюбодеяние (нарушение супружеской верности) и противоестественные половые связи, что несовместимо с пребыванием в Церкви. К блудному сожительству относится и распространенный сегодня т.н. «гражданский брак», то есть сожительство без регистрации брака. Следует, однако, помнить, что зарегистрированный, но невенчанный брак не может расцениваться как блуд и не является препятствием для пребывания в Церкви;

– аборт - лишение жизни человеческого существа, по сути, убийство. Следует каяться даже в том случае, если аборт был сделан по медицинским показаниям. Серьезным грехом является и склонение женщины к аборту (со стороны мужа, например). Покаяние в этом грехе подразумевает то, что кающийся больше никогда осознанно не повторит его.

– присвоение чужой собственности, отказ от оплаты труда других людей (безбилетный проезд), удержание заработной платы подчиненных или наемных рабочих;

– ложь разного рода, особенно – клевета на ближнего, распространение слухов (как правило, мы не можем быть уверены в правдивости слухов), недержание слова.

Это примерный перечень наиболее распространенных грехов, но еще раз подчеркнем, что подобными «списками» не стоит увлекаться. Лучше всего при дальнейшей подготовке к исповеди использовать десять заповедей Божиих и прислушиваться к собственной совести.

  • Говорить только о грехах, причем собственных.

Говорить на исповеди надо о своих грехах, не пытаясь их приуменьшить или показать извинительными. Казалось бы, это очевидно, но как часто священники, принимая исповедь, слышат вместо исповедания грехов житейские истории обо всех родственниках, соседях и знакомых. Когда на исповеди человек рассказывает о причиненных ему обидах, он оценивает и осуждает ближних, по сути, оправдывая себя. Часто в подобных рассказах личные прегрешения представляются в таком свете, что избежать их, казалось бы, и вовсе невозможно. Но грех - это всегда плод личного выбора. Крайне редко мы попадаем в такие коллизии, когда вынуждены выбирать между двумя родами греха.

  • Не выдумывать особого языка.

Говоря о своих грехах, не стоит заботиться о том, как бы их «правильно» или «по церковному» назвать. Надо называть вещи своими именами, обычным языком. Вы исповедуетесь Богу, Который знает о ваших грехах даже больше, чем вы сами, и называя грех так, как он есть, Бога вы точно не удивите.

Не удивите вы и священника. Порой кающимся стыдно назвать священнику тот или иной грех, либо есть опасение, что священник, услышав грех, осудит вас. На самом деле священнику за годы служения приходится выслушивать очень много исповедей, и удивить его непросто. А кроме того, грехи все не оригинальны: они практически не изменились на протяжении тысячелетий. Будучи свидетелем искреннего покаяния в серьезных грехах, священник никогда не осудит, а обрадуется обращению человека от греха на путь праведности.

  • Говорить о серьезном, а не мелочах.

Не надо начинать исповедь с таких грехов как нарушение поста, непосещение храма, работа в праздники, смотрение телевизора, ношение/неношение определенного рода одежды и т.п. Во-первых, это точно не самые серьезные ваши грехи. Во-вторых, это может и вовсе не быть грехом: если человек на протяжении долгих лет не приходил к Богу, то что ж каяться в несоблюдении постов, если сам «вектор» жизни был направлен не в ту сторону? В-третьих, кому нужно бесконечное копание в повседневных мелочах? Господь ожидает от нас любви и отдачи сердца, а мы ему: «рыбку в постный день съела» и «вышивала в праздник».

Главное внимание должно быть уделено отношению к Богу и ближним. Причем под ближними, согласно Евангелию, понимаются не только люди, которые нам приятны, но все, встретившиеся нам на жизненном пути. И прежде всего - члены нашей семьи. Христианская жизнь для семейных людей начинается в семье и ею же проверяется. Здесь лучшее поле для воспитания в себе христианских качеств: любви, терпения, прощения, принятия.

  • Начать менять жизнь еще до исповеди.

Покаяние на греческом языке звучит как «метанойя», буквально - «перемена ума». Недостаточно признать, что в жизни совершал такие-то и такие-то проступки. Бог - не прокурор, а исповедь - не явка с повинной. Покаяние должно быть переменой жизни: кающийся намерен не возвращаться к грехам и всеми силами старается удержать себя от них. Такое покаяние начинается за какое-то время до исповеди, и приход в храм к священнику уже «запечатлевает» происходящую в жизни перемену. Это крайне важно. Если человек намерен продолжать грешить и после исповеди, то может, с исповедью стоит повременить?

Нужно оговорить, что когда мы говорим об изменении жизни и отказе от греха, то имеются в виду прежде всего грехи так называемые «смертные», по слову апостола Иоанна, то есть несовместимые с пребыванием в Церкви. Такими грехами христианская Церковь издревле считала отречение от веры, убийство и прелюбодеяние. К грехам такого рода можно отнести и крайнюю степень других человеческих страстей: злобу на ближнего, воровство, жестокость и прочее, что может быть прекращено однажды и навсегда усилием воли, сочетающимся с помощью Божией. Что же касается грехов мелких, так называемых «повседневных», то они во многом будут повторяться и после исповеди. К этому надо быть готовым и принимать это смиренно как прививку против духовного превозношения: совершенных среди людей нет, безгрешен только один Бог.

  • Быть в мире со всеми.

«Прощайте, и прощены будете», - говорит Господь. - «Каким судом судите, таким будете судимы». И еще более сильно: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». Если мы просим у Бога прощения, то сами должны прежде простить обидчиков. Конечно, бывают ситуации, когда попросить прощения непосредственно у человека невозможно физически, либо это приведет к обострению и без того сложных отношений. Тогда важно, по крайней мере, простить со своей стороны и не иметь в сердце ничего против ближнего.

Несколько практических рекомендаций. Прежде чем вы придете исповедоваться, неплохо было бы узнать, когда в храме обычно проводят исповедь. Во многих храмах служат не только в воскресенья и праздники, но и в субботы, а в больших храмах и монастырях - и в будние дни. Наибольший наплыв исповедующихся бывает во время Великого поста. Конечно, великопостный период - по преимуществу время покаяния, но для тех, кто приходит впервые или после очень долгого перерыва, лучше подобрать время, когда священник не сильно загружен. Может оказаться, что в храме исповедуют в пятницу вечером или утром в субботу - в эти дни людей будет наверняка меньше, чем во время воскресной службы. Хорошо, если у вас есть возможность лично обратиться к священнику и попросить, чтобы назначил вам удобное время для исповеди.

Существуют специальные молитвы, выражающие покаянное «настроение». Их хорошо прочитать накануне перед исповедью. Покаянный канон Господу Иисусу Христу печатается практически в любом молитвослове, кроме самых кратких. Если вам непривычно молиться по-церковнославянски, можно воспользоваться переводом на русский язык.

Во время исповеди священник может назначить вам епитимию: воздержание на какое-то время от причащения, чтение особых молитв, земные поклоны или дела милосердия. Это не наказание, а средство к тому, чтобы изжить грех и получить полное прощение. Епитимия может быть назначена, когда священник не встречает со стороны кающегося должного отношения к серьезным грехам, либо, наоборот, когда видит, что у человека есть потребность в том, чтобы что-то сделать практически для «изжития» греха. Епитимия не может быть бессрочной: она назначается на какое-то определенное время, и потом должна быть прекращена.

Как правило, после исповеди верующие причащаются. Хотя исповедь и причастие - два разных таинства, лучше подготовку к исповеди соединить с подготовкой ко причащению. Что это за подготовка, расскажем в отдельной статье.

Если эти небольшие советы помогли вам в подготовке к исповеди - слава Богу. Не забывайте, что это таинство должно быть регулярным. Не откладывайте следующую исповедь на долгие годы. Исповедь не реже раза в месяц помогает всегда быть «в тонусе», внимательно и ответственно относиться к своей повседневной жизни, в которой, собственно, и должна быть выражена наша христианская вера.

Вы прочитали статью ?

Православная вера учит христиан, как правильно исповедоваться. Этот обряд связан с древнейшими событиями, когда Апостол Петр покинул архиерейский дом и уединился после того, как осознал свой грех перед Христом. Он отрекся от Господа и покаялся за это.

Так и каждому из нас необходимо осознать свои прегрешения перед Господом и уметь их преподнести священнику, чтобы искренне покаяться и получить прощение.

Чтобы научиться правильно исповедоваться в церкви, необходимо провести подготовку души и тела , и далее мы расскажем вам, как это сделать.

Прежде чем отправиться в церковь, постарайтесь уяснить для себя несколько важных моментов . Особенно, если вы решили исповедоваться первый раз. Итак, какие же вопросы чаще всего возникают у человека накануне исповеди?

Когда можно исповедоваться?

Исповедь означает искренний разговор с Богом через посредничество священника. По церковным канонам, к исповеди привлекают с детства, начиная с семилетнего возраста . Верующие исповедуются после основной службы, возле аналоя. Люди, решившие окреститься или обвенчаться также приступают к исповеди перед Богом.

Как часто нужно исповедоваться?

Это зависит от истинного желания человека и его личной готовности открыто говорить о своих грехах. Когда христианин пришел исповедоваться первый раз, это не значит, что после этого он стал безгрешным. Все мы грешим каждый день. Поэтому и осознание своих действий лежит на нас самих. Кто-то исповедуется каждый месяц, кто-то – перед большими праздниками, а кто-то во время православных постов и перед своим Днем рождения. Здесь главное понимание – зачем это нужно именно мне , какой положительной урок это может преподнести мне в будущем.

Как исповедоваться, что говорить?

Здесь важно обращаться к священнику искренне, без ложного стыда. Что значит это утверждение? Человек решивший искренне покаяться, должен не просто перечислять, какие грехи он сотворил за последние время и тем более, тут же искать им оправдание.

Запомните, вы пришли в церковь не для того, чтобы скрыть свои недобрые поступки, а для того, чтобы получить благословление святого отца и начать свою новую, духовную жизнь .

Если вы уже давно хотите исповедоваться, что говорить священнику вы можете заранее спокойно продумать дома. А лучше – записать на бумаге. Положите перед собой «10 Заповедей», вспомните 7 смертных грехов.

Не забывайте, что гнев, прелюбодеяние, гордыня, зависть, чревоугодие также присутствуют в этом списке. Также сюда относится посещение гадалок и ясновидящих, просмотр по телевидению передач неподобающего содержания.

Как надо одеваться на исповедь?

Одеяние должно быть простым, отвечающим всем законам христианства. Для женщин – закрытая блуза, юбка или платье не выше колена, на голове обязательно платок. Для мужчин – брюки, рубашка. Головной убор обязательно снять.

Можно ли исповедоваться дома?

Безусловно, Бог слышит наши молитвы повсеместно и, как правило, прощает нам в случае истинного раскаяния. Однако в церкви мы можем получить ту самую благодатную силу , которая поможет нам бороться с искушениями в последующих ситуациях. Мы становимся на путь нашего духовного возрождения. И происходит это именно во время Таинства под названием — исповедь.

Как исповедоваться первый раз?

Первая исповедь, как и все последующие разы, когда вы решите исповедоваться в церкви, требует определенной подготовки .

Во-первых, вам необходимо настроиться морально . Будет правильно, если вы какое-то время проведете наедине с собой, обратитесь к Господу с молитвой. Также рекомендуется держать пост накануне исповеди. Исповедь – это как лекарство, которое лечит и тело, и душу. Человек духовно возрождается, приходит к Господу через прощение. Можно приступать к исповеди и без причастия, однако ваша вера в Господа должна быть непоколебимой.

Во-вторых, о проведении Таинства исповеди лучше всего договорится заранее . В назначенный день придите в храм на Богослужение, а по его окончанию отправьтесь к аналою, там где обычно и проходит исповедь.

  1. Предупредите священника, что вы будете исповедоваться в первый раз.
  2. Священник прочитает вступительные молитвы, которые служат некоторой подготовкой к личному покаянию каждого из присутствующих (их может быть несколько).
  3. Далее каждый подходит к аналою, где расположена икона или распятие и совершает земной поклон.
  4. После этого происходит личная беседа священника с исповедником.
  5. Когда подойдет ваша очередь, расскажите о своих грехах с искренним покаянием, не вдаваясь в лишние подробности и детали.
  6. Можете записать на листе бумаге то, что вы бы хотели сказать.
  7. Не бойтесь и не смущайтесь — Исповедь дана для того, чтобы обрести Божию благодать, покаяться за содеянное и больше никогда его не повторять.
  8. По окончании беседы исповедник становится на колени, а священник покрывает его голову епитрахилью – специальной тканью и читает разрешительную молитву.
  9. После этого необходимо поцеловать Святой Крест и Евангелие в знак любви к Господу.

Как причаститься в церкви?

Современному человеку также очень важно знать, как причаститься в церкви, поскольку Таинство Причащения к Святой Чаше соединяет христианина с Богом и укрепляет истинную веру в Него. Причащение было установлено самим Божьим Сыном . В Библии сказано, что Иисус Христос благословил и разделил хлеб между Своими учениками. Апостолы приняли хлеб, как тело Господне. Затем Иисус разделил между апостолами вино, и они выпили его, как кровь Господнюю, пролитую за грехи человечества.

Отправляясь в церковь накануне большого праздника или перед своими именинами, необходимо знать, как правильно исповедаться и причаститься. Это духовное таинство играет в жизни человека такую же важную роль, как обряд венчания или крещения. Причащаться без исповеди не полагается , поскольку их взаимосвязь очень сильна. Покаяние или исповедь очищает совесть, делает нашу душу светлой перед глазами Господа. Поэтому причащение следует за исповедью .

Во время исповеди необходимо искренне покаяться и принять решения начать смиренную, благочестивую жизнь по всем христианским законам и правилам. Причащение в свою очередь посылает на человека Божью Благодать, оживляет его душу, укрепляет веру и исцеляет тело.

Как подготовиться к таинству причастия?

  1. Перед причащением необходимо усердно молиться, читать духовную литературу и держать трехдневный пост .
  2. Накануне вечером рекомендуется посетить вечернее богослужение, здесь также можно исповедаться.
  3. В день причащения необходимо прийти на утреннюю Литургию.
  4. После пения молитвы «Отче наш» к алтарю выносят Святую Чашу.
  5. Вначале причащаются дети, затем взрослые.
  6. Подходить к Чаше необходимо очень осторожно, скрестив руки на груди (правая поверх левой).
  7. Затем верующий произносит свое православное имя и благоговейно принимает Святые Дары – выпивает из Чаши воду или вино.
  8. После чего низ Чаши следует поцеловать.

Живя в современном обществе исповедоваться и причащаться время от времени, должен каждый православный человек, желающий очистить свою душу и приблизится к Господу.

Количество записей: 238

Исповедь - это таинство, но почему оно проводится среди народа? Нужно поститься перед исповедью без причастия? Можно на ней изложить все грехи?

Максим

Здравствуйте, Максим! Таинство исповеди предполагает, что кающийся исповедует все свои грехи, которые осознает, помнит и в которых раскаивается перед Богом. И не важно, будете ли Вы после исповеди причащаться. Исповедь называется таинством не потому, что должна проходить в тайне, а потому что в нем невидимо участвует Сам Господь Иисус Христос. Это Он принимает наше покаяния и таинственным образом прощает нам грехи. Священник является только свидетелем нашего покаяния. Подготовка к исповеди состоит в испытании своей совести (например, по десяти заповедям Божиим или по заповедям блаженства). Для того, чтобы настроить душу на соответствующий лад, перед исповедью можно читать Покаянный канон Господу. Поститься не обязательно, если Вы не собираетесь причащаться.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Я несколько раз просила мысленно помощи у умерших родственников. Это грех? Нужно покаяться в этом на исповеди?

Татьяна

Татьяна, это не грех, но и делать этого не следует: мы должны прибегать с просьбой о помощи к тем людям, кто своей жизнью угодил Богу, кто имеет дерзновение пред ним просить Его о других людях, помогать людям - т.е. святым. А наши родственники зачастую сами очень и очень нуждаются в духовной помощи.

игумен Никон (Головко)

Добрый день, батюшка! Пожалуйста, подскажите, обязательно ли соблюдать порядок перечисления грехов на бумаге (первая исповедь), например, по отцу Иоанну Крестьянкину, или можно написать эти грехи произвольно, в своей последовательности? Покаянный канон и последование к причащению читаются в одно и то же время? Заранее благодарна.

Ольга

Ольга, грехи Вы можете исповедовать в том порядке, как Вам удобнее, и бумага с их перечнем для Вас – просто шпаргалка, чтобы что-то не забыть и не упустить. Старайтесь, если позволяет возможность, исповедоваться по памяти, лишь подглядывая в бумагу, а не читая по ней. Что касается правила к Причащению, то если не получается прочесть его накануне, Вы можете совершать его в течение нескольких дней, например, за два или три дня до причастия. В таком случае Покаянный канон также можно прочесть заранее, в иной день.

игумен Никон (Головко)

Что есть исповедь утром и вечером в субботу? Можно исповедовать там все грехи? Перед соборованием каков пост? Можно слушать музыку или аудиокниги?

Максим

Здравствуйте, Максим! Исповедь в любой день одинакова. Исповедь (Таинство покаяния) – это таинство Православной Церкви, во время которого исповедующий свои грехи с искренним раскаянием, получает разрешение и оставление грехов от Бога. Исповедовать нужно все грехи, ничего не умалчивая. Перед соборованием как таковым пост не требуется, так как предполагается, что соборуются чаще всего тяжко болящие. Но очень часто бывает, что священник после соборования благословляет причащаться. В этом случае нужно подготовиться, как полагается к причастию. Музыку и аудиокниги можно слушать христианского характера, если это помогает Вам собраться и подготовиться к таинству, а не развлекает Ваш ум.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день! Исповедовалась в субботу, батюшка поставил запрет на причастие, допустил до причастия через неделю (дал определенные наставления). За это время осознала и вспомнила грехи, которые до этого казались не столь отягчающими, их на предыдущий исповеди не упоминала. Могу ли я исповедаться еще раз, и после этого причащаться? Или причастится, и потом уже исповедоваться опять?

Ирина

Ирина, если Вы вспомнили какие-то еще грехи, то обязательно надо сначала исповедоваться в них, а уж потом с чистой совестью причащаться. Храни Вас Бог!

игумен Никон (Головко)

Мне 15 лет. Это началось у меня давно. Сначала просто плохие мысли, с которыми я не могла справиться. Иногда мне казалось, что я схожу с ума. Потом вроде проходило. Но теперь это каждый день. Причем, просто на разные темы, бывает, проклинаю любимых мне людей (молюсь Богу, прошу спасти их, переживаю очень сильно). У меня это как навязчивая идея - может длиться несколько дней, может еще больше. Я иногда думаю, что шизофреничка. Что мне делать? К психологу боюсь идти, к батюшке тоже. Так невозможно уже. Помогите!

Татьяна.

Татьяна, в переходном возрасте у некоторых людей так бывает, не пугайтесь. Хотя и успокаиваться, естественно, не надо, потому что это – очень плохо. В чем причина этого явления? Параллельно с процессом созревания и взросления тела, ум человека, некогда еще свободный от страстей, начинает все больше и больше заниматься вопросами, так сказать, физическими, и терять свою чистоту. А дьявол, видя, что ум загрязняется, очень быстро стремится воспользоваться этой ситуацией и еще больше засорить его своими навязчивыми мыслями. Выход один – в храм, к батюшке, на исповедь. А потом - причаститься. Если сделаете это очень искренне и достойно, почувствуете огромное облегчение и свободу от всей этой грязи. Правда, через какое-то время враг вновь начнет наседать, и тогда снова и снова надо исповедоваться в плохих мыслях и освящать свою душу Причастием. Бог Вам в помощь!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, хотел Вас спросить: если я покаюсь на исповеди второй раз в одном и том же грехе, то так можно делать или нет?

Владимир

Владимир, если Вы повторили этот грех, то, конечно, раскаяться в нем еще раз надо. Но если грех не повторяли, а он просто будоражит память, то нет нужды каяться снова: память о грехе, которая может и на всю жизнь остаться, вещь хорошая – она удерживает нас от его повторения.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! В детстве я с соседом несколько дней жгла пауков. После этого три ночи меня мучили кошмары. Мне казалось, что по мне и вокруг ползали пауки. Может это мне надо рассказать на исповеди? Почему-то я это не могу забыть.

Светлана

Светлана, когда мы случайно наступаем на насекомых, или убиваем их, так как они приносят нам неудобства в жизни - скажем, комары, мы в этом не каемся, т.к. это не грех. Но в данном случае Вы намеренно уничтожали Божии создания, которые Вам ничего плохого не сделали, и притом массово. А это уже жестокость, и Вам, конечно, в этом нужно исповедоваться. Насекомое тоже испытывает боль, тем более, когда его сжигают.

иеромонах Викторин (Асеев)

Живя венчанными в браке, с женой приняли решение делать аборт по социальным факторам и собственной слабости духа на воспитание третьего ребенка. После этого несовершеннолетняя дочь забеременела от случайной связи. Ребёночка Бог помог оставить, и теперь помогаем растить. Чувствую, что как на главе семейства, на мне больший грех за неправедную жизнь семьи. Душа стала мучиться, ночи не сплю, и днем всё думаю о своей греховной жизни. На исповедь идти и привести жену тяжело, а ещё тяжелее с этим грехом жить. Как мне дальше жить? Может, какие молитвы дома почитать, чтобы Бог дал сил духовных преодолеть себя? Утром всегда читаю "Отче наш" и псалом 90. Помогите, пожалуйста, советом, наставьте. Спасибо!

сергей

Очень хорошо, что Вам ничего не надо объяснять и так понимаете. Все, что написали, скажите священнику на исповеди. Если тяжело, то дайте ему прочитать. Если жена к этому не готова, то сначала сходите один. Это примирит Вас с Богом и собственной совестью. Уныние отступит!

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте! На исповеди батюшка всегда торопится и перечисляет сам возможные грехи. После спрашивает: "Каешься?". Отвечаешь: "Каюсь". Хотя некоторых не совершала, а некоторые остались неназванными и мучают душу. Не чувствую свою душу очищенной, и в таком состоянии приходится приступать к Чаше. Как быть? Спаси, Господи!

Надежда

Надежда, конечно, я согласен с Вами, так исповедоваться, как Вы описываете, не годится, поэтому если нет возможности исповедоваться подробно на словах, то попробуйте хотя бы написать свои грехи в записку, а затем подать ее священнику, чтобы он во время исповеди ее прочел. Если уж и это не получится, а храм свой Вы оставить не можете, то можно периодически ездить исповедоваться в другой храм, где меньше народу и есть возможность поговорить со священником.

игумен Никон (Головко)

Добрый день. После паломнической поездки рассказала о ней своему батюшке (не буду писать, как это было), в конце разговора он спросил: "Хоть за нас там помолились?" Я машинально качнула головой. Но, к своему великому стыду, я в монастыре о нем даже не вспомнила! Помолилась о себе, о семье, о родных. Как теперь исповедать этот грех этому же батюшке? Можно просто покаяться в грехе обмана? Не смогу я ему сказать подробности, да и обижу правдой. Это и так стало для меня уроком на всю жизнь!

Вера

Вера, я понимаю Вашу слабость, поэтому, если не можете сказать прямо, покайтесь хотя бы в грехе обмана. Но если наберетесь сил сказать всю, как было, то уверяю Вас, священника Вы не обидите, а наоборот приобретете в нем большего друга благодаря Вашему покаянию, да и для себя получите несравненно большую пользу.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, я когда-то делала приворот, грех этот на исповеди говорила, но где-то еще читала, что нужно заказывать вроде бы записки за здравие человека, на которого был совершен приворот. Если это так, то какие именно записки, молебен или что-то другое?

ирина

Ирина, конечно, если Вы причинили духовный вред человеку, то надо помочь ему – очень хорошо писать имя того человека в записках. Лучше всего подавать заказные записки на Божественную литургию, а если нет возможности бывать в храме каждый день, то можно подать записку на полгода или год.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, уважаемые батюшки! Как нужно правильно называть грехи на исповеди? Я раньше говорила так: гневалась на ближних, мужа, детей или, например, осуждала ближних. Потом прочла, что надо каждый эпизод подробно исповедовать: например, осуждала мужа за пьянку. Теперь у меня уже путаница в голове. Не получится ли на исповеди упоминание чужих грехов? И ведь за один день я пробовала записать все, это и уже половина листка: кого осудила и за что, или гневалась на кого и за что. Может быть, все же главное - сердце сокрушенное, что НЕВОЗМОЖНО мне самой победить эти грехи, душа ведь заражена грехом. Я не хочу, но оно исподволь происходит. Батюшка, скажите, пожалуйста, как нужно делать правильно?

Светлана

Здравствуйте, Светлана! Исповедуйтесь так, как Вы делали это раньше. Конкретно описывайте ситуацию тогда, когда без этого невозможно понять, в чем состоит грех. А подробно записывать и исповедовать каждый грех – это больше монастырская практика. Там свои особые правила, связанные с монашеским подвигом.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, отец Никон! Хотела бы вот что спросить. В храме, в который я хожу, служат 4 батюшки. Я у одного из них исповедовалась. И мне он понравился. Он уже не молодой. Я хотела бы у него постоянно исповедоваться. Но не знаю, как это сделать. Дело в том, что батюшки исповедают по очереди. И я не знаю, когда он еще будет исповедовать! Может, в храме узнать? Но не факт, что там знают. Заранее спасибо за ответ!

Альбина

Альбина, в храме есть расписание служб и треб, которые должны совершать священники, и каждый священник знает свое расписание. Поэтому спросите самого батюшку или кого-то из служителей храма, чтобы подсказали Вам дату следующей исповеди согласно этому расписанию.

игумен Никон (Головко)

Добрый день, батюшка! Разъясните, пожалуйста, какая разница между тем, что совершил грех и исповедал его, раскаялся, грех не повторялся, и между тем, что это грех не совершался? Например, грех блуда, если девушка не имела блудной связи до брака, и между тем, что связь была, но она исповедовалась и раскаялась. Я, конечно, понимаю, что лучше не грешить, но всё же тонкостей понять не могу. Спасибо.

Людмила

Я на этот счет слышал такое сравнение: после греха человек подобен разбитой чашке; исповедь склеивает чашку (душу), так что трещина почти не заметна. Чашкой можно пользоваться, из нее ничего не проливается, но трещина – это уже навсегда. Хотя я не совсем с этим согласен, мне кажется, что искреннее раскаяние исправляет все, человек не ограничен в духовном росте своим прошлым. Яркий пример этого – преподобная Мария Египетская, которая превзошла святостью многих преподобных.

диакон Илья Кокин

Здравствуйте! Каким образом я могу помочь моей бабушке? Она ни разу в жизни не исповедовалась. А когда мы её просим пойти на исповедь, она на нас обижается, плачет, говорит, что мы её к смерти готовим! О чём с ней говорить и что делать? Спасибо!

Александр

Здравствуйте, Александр! Начните с усердной молитвы о своей бабушке. Периодически предлагайте ей исповедаться и причаститься, приведите ей в пример себя: ведь после причастия вы не умираете, а радуетесь соединению со Христом. Скажите, что таинства церкви, а больше всего благодатные Христовы Тайны укрепляют душу и тело. Я знаю множество примеров тому, как древние старушки, после так нелюбимого многими соборования вставали со смертного одра и жили много лет. Но насильно заставлять идти к Причастию не следует.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка! Мне к сорока годам. К вере пришел недавно. Решил исповедоваться. Раньше никогда этого не делал. Долго готовился к этому шагу. Много прочитал об исповеди, о вере, о жизни по заповедям Христовым, в том числе и на вашем сайте. Решился. Подошел к батюшке, попросил о подробной частной исповеди, он назначил встречу. Пришел в храм, ужасно волновался. В голове старался держать все, что лежало на душе, на листке, чтобы не забыть и не сбиться, написал перечень грехов против Бога, ближних, себя, в каких хотел покаяться. Все прошло как -то не так, как я себе представлял, или как описывают частную исповедь (подробная беседа с батюшкой на час полтора). Повторюсь, сильно волновался. Батюшка в храме попросил меня присесть, подождать, пока он подготовится. Так, просидев, даже не заметил, как батюшка начал читать молитву, хорошо, что женщина, служащая при храме, сделала замечание, чтобы я встал. Батюшка накрыл меня епитрахилью, и я начал исповедь. Не то, чтобы я прочитал все по списку. Каждый грех, что я записал, я кратко изложил касательно моей ситуации, особенно те, что тяжким грузом лежали на сердце, блуд и его последствия, прелюбодеяние, отношения с отцом. Но у меня сложилось впечатление, что подробной исповеди как-то не получилось. Все длилось минут десять, не больше, каялся я искренне, повторюсь, долго к этому готовился. Батюшка прочитал разрешительную молитву, велел порвать и выкинуть листок, и стараться больше не грешить, но дальше разговора как-то не получилось. Скажите, нужно ли повторить подробную исповедь? Осталось какое то странное ощущение, что я что-то не то сделал и не высказал все подробнее. Хотя везде пишут, что детали и "статистика" не нужны священнику вовсе, а тем более Богу, Он и так все знает, главное - искреннее покаяние. Подскажите, пожалуйста. Заранее спасибо!

Максим

Здравствуйте, Максим! На самом деле достаточно Вашего искреннего покаяния. Ведь покаяние – это не только «называние» грехов на исповеди. Оно начинается с подготовки к исповеди, самоукорения, желания больше не грешить, и продолжается изменением своей жизни после исповеди. Это Ваша первая исповедь, надеюсь, она не будет последней. В следующий раз в Вашей памяти всплывут другие грехи, которые Вы еще не вспомнили. По мере очищения души Вы будете видеть на ней и менее заметные греховные «пятна». Примите с благоговением вразумление священника и старайтесь выполнять его благословение. Повторять грехи, названные на исповеди не нужно.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, мы с мужем женаты 10 лет, сейчас ждем ребенка. Хотим повенчаться, можем ли мы это сделать сейчас? Если да - то как правильно подготовиться к этому таинству? К своему стыду, прихожанами не являемся (крещеные), ходим изредка на службы. В храме спросили, сказали - записаться за три дня до даты, накануне поститься три дня, исповедаться и причаститься. Я думала, для этого нужно сначала прийти на беседу с батюшкой? И такие вопросы еще: какая допустима одежда, какие можно приобрести кольца для венчания, как выбрать день по календарю, в который венчание совершается (спрашивали в регистратуре, нам что-то конкретно не ответили), хотели 13 октября, но там 14 Покров, спросили, нам не ответили, будут ли венчания в этот день. Вот и пишу сюда, извините, пожалуйста, за беспокойство. Если можете, проясните немного ситуацию для нас. Спасибо! И еще вопрос-могут ли гости на венчании быть -неурещеные? Спасибо всего Вам доброго!!!

Светлана

Здравствуйте, Светлана! Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей. Венчанием Церковь соединяет людей для их взаимного вспоможения и возрастания в любви к Богу и друг к другу. Для того чтобы они вместе учились исполнять заповеди Евангелия и научили этому своих детей. Если супруги подходят к венчанию с такой целью, то Бог помогает им пережить вместе все жизненные невзгоды и сохранить взаимную любовь. Желающие венчаться должны быть верующими, крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех. Венчания не совершаются: во вторник, четверг, субботу, накануне великих двунадесятых и храмовых праздников, накануне и в продолжение многодневных постов, во время Святок, Сырной и Светлой Седмицы, в праздники Воздвижения Креста и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Для венчания вы должны приготовить две иконы: Спасителя и Богородицы, которыми вас благословит Церковь после Таинства, две венчальные свечи и длинное новое полотенце. Кольца можно взять ваши обручальные, но, если желаете, купите золотые или серебряные, можно купить в храме со словами «Спаси и Сохрани». Одежда должна соответствовать торжественности события, быть строгой и не слишком откровенной. Для женщины обязателен головной убор. Макияж должен быть скромным, без помады на губах, так как Вы будете прикасаться к священным предметам. Женщинам нельзя участвовать в Таинстве во время критических дней. Перед Венчанием подготовьтесь к исповеди и причастию. Можно причаститься накануне или в день совершения таинства, как вам будет удобнее. Но поговорить со священником все же желательно, чтобы выяснить нюансы. Если это невозможно сделать в дежурный день, то можно подойти к батюшке на исповеди.

Как готовиться к Исповеди.

Что требуется для того, чтобы приступить к Исповеди?

Для этого достаточно знать свои грехи, и иметь желание в них покаяться.

Можно приступить к Исповеди независимо от того – постились вы или нет, кушали сегодня или не кушали.

Вы сейчас стоите в храме? В данный момент совершается в храме Исповедь? Вам припомнились ваши грехи, появилось желание сбросить с себя греховный камень – исповедоваться? Идите на Исповедь прямо сейчас, не нужна вам для этого никакая инструкция, вы имеете всё что нужно: грехи и покаяние.

Когда человек решает приступить к Исповеди в первый раз, то обычно свои наибо льшие грехи он хорошо помнит и осознает, они лежат «на поверхности» души. С ними и идите сейчас на Исповедь, выскажите все грехи, которые помните сейчас, а то что вспомните после – принесёте на следующую Исповедь. Не откладывайте своё покаяние «на завтра», когда вы забудете грехи, потеряете решимость исповедоваться, зачерствеете душой, и потеряете способность покаяться.

Если у вас сейчас в храме созрела решимость исповедоваться, но в данный момент Исповедь в храме не совершается, и нет священника в храме, чтобы спросить – есть ли у него возможность поисповедовать вас сейчас, тогда вознамерьтесь исповедоваться на любом ближайшем богослужении. Исповедь совершается на каждом вечернем богослужении (в период Великого Поста – не на каждом вечернем богослужении), которое традиционно во всех храмах начинается в 17:00. В некоторых храмах Исповедь совершается и на утреннем богослужении, которое начинается традиционно во всех храмах в 08:30. Для точности посмотрите расписание богослужений на церковной ограде храма, или спросите у церковных работников. В настоящее время все храмы постепенно переносят совершение Исповеди только на вечернее богослужение.

Если есть время перед Исповедью: один или несколько дней.

Если вы планируете исповедоваться на ближайшем богослужении, то время ожидания дня и часа своей Исповеди, рекомендуется использовать на подготовку – покаянным РАЗМЫШЛЕНИЕМ (испытанием своей совести, припоминанием своих грехов). Если вы будете исповедоваться в первый раз, то нужно постараться припомнить свои грехи за всю жизнь (начиная с семи лет - всё, что есть в вашей памяти).

Воспоминаемые вами грехи, для своего удобства, вы можете записать на листочек, сделав для себя шпаргалку (чтобы не забыть). Придя на Исповедь можно исповедоваться на память, пользуясь при необходимости составленным списком грехов, или же просто всё прочитать по листочку. Желательно читать самому.

При воспоминании своих грехов, можно воспользоваться как подсказкой – просмотром общего перечня наиболее распространённых грехов, который можно найти в церковной лавке или в интернете. Брошюрка с перечнем грехов, обычно называется «В помощь кающемуся».

Перед тем, как идти на Исповедь, можно дома прочитать покаянный канон, или утренние молитвы, или 50-й Псалом, или молитву «Отче наш», и просто произнести молитвенное воздыхание: «Господи, прими моё покаяние, даруй мне прощение моих согрешений».

Но здесь нет обязательного требования, это на ваше усмотрение. Для Исповеди достаточно иметь осознание своих грехов и покаяние.

Перед исповедью нужно примириться с обидчиками и простить обиды.

Основные понятия об Исповеди.

Прощаются все грехи, в которых человек кается . НО! необходимым условием для получения прощения грехов, является - личное прощение обид своим обидчикам.

Исповеданные грехи в следующий раз на Исповеди называть не нужно, если они не повторялись снова.

В последующие Исповеди нужно называть грехи, которые еще припомнились человеку, и те, которые повторились снова.

5. Сколько раз нужно исповедоваться? Как часто?

В день Крещения душа человека одевается в белые одежды, в одежды «света», в одежды «радости».

После же Крещения, человек эти одежды пачкает. И каждый из нас эти одежды запачкал своими грехами.

Но православный человек отличается от не церковного (и от формально православного) тем, что эти «одежды» регулярно очищает таинством Исповеди. Появились грязные пятнышки, и православному человеку неприятно быть грязным, ходить в такой грязной одежде, и он скорее спешит на Исповедь, и в своих грехах кается. И получает снова светлые одежды, и имеет духовную радость. Какой бы не была грязной душа человека, какими бы великими грехами не осквернила себя, если человек кается, то Господь очищает любую грязь, и облачает душу человека в светлые одежды радости и чистоты.

Нецерковный же человек, считает свои грехи за норму жизни, высказывает примерно такие формулировки: «Все «так» живут, поэтому нет в грехах ничего страшного», или говорит о грехе: «Это такая мелочь», или так: «Никакой это и не грех - то, что вы называете «грехом»», и т.д.

Православные христиане, следящие за чистотой одежды своей души, приступают к Исповеди регулярно. Периодичность у каждого своя, и зависит от меры духовного роста. Многие исповедуются еженедельно - каждое воскресенье или среди недели.

Все православные христиане стараются исполнять 4-ю заповедь Закона Божия: «Шесть дней работай, седьмой же посвящай Господу Богу Твоему», и каждый воскресный день приходят в храм: благодарят Бога за неделю прошедшую (за радости и за скорби), просят Божьего благословения на следующую неделю, и испытывают свою душу: какие грехи совершили за неделю? Если припомнились какие-то грехи, тогда подходят на Исповедь, и в своих грехах каются, и исходят из храма в светлых одеждах радости. Это самая оптимальная периодичность.

Может отложить Исповедь «на завтра»?

При каком исповедании – в прощении грехов будет отказано?

Сокрытые грехи.

Есть грехи, которые человек не может исповедовать, потому что не помнит их, это – забытые грехи. С этим ничего не поделаешь, если Господь не откроет памяти человека. При искреннем покаянии в ведомых и в не ведомых грехах, Господь прощает и забытые грехи.

Но если человек свой грех точно знает и помнит, но намеренно не называет его, например, по причине стыда, тогда такой грех называется «сокрытым», он становится сугубым, приобретает большую тяжесть, и осуждение. И человек отходит от Исповеди с тяжелым сердцем, с осознанием того, что у него не хватило смелости, решимости свой грех назвать. Но если и трудно было назвать свой грех, но человек преодолел себя и всё-таки грех свой назвал, тогда он отходит от Исповеди с радостью, и ощущением победы: было тяжело, но человек победил, и получил прощение.

Перед Исповедью священник произносит такое поучение:

« Вот чадо, Христос невидимо стоит, принимая твое исповедание: не устыдись, и не убойся, но без оправдания скажи всё, что соделал, да получишь оставление от Господа нашего Иисуса Христа. Я же только свидетель есть, да свидетельствую перед Ним, все, что скажешь мне, если же что скроешь от меня: сугубый грех будешь иметь. Будь внимателен, чтобы тебе не уйти из врачебницы не уврачеванным».

Грехи, исповеданные на земле, они на Суде Божием будут совершенно изглажены, но сокрытые и неназванные - тогда откроются для всех: совесть человека как судия станет перед каждым, выставляя все наши грехи для всех. Тогда будет день великого стыда и позора для одних, и день великой славы и награды для других.

Формулировка грехов.

На Исповеди у человека есть соблазн: сформулировать свой грех так, чтобы он выглядел незначительным, или извинительным, вынужденным. Человек старается грех свой умалить. Или оправдывается, желает обвинить в своем грехе других. Например, говорит: да я разгневался, но у меня «такие!» соседи плохие. В общем, нужно свой грех называть прямо, как он есть, не умаляя его, и не оправдываясь: черное называть - черным, белое – белым.

Иногда человек на Исповеди желает рассказать не грехи, но то – какой он великий праведник, какие подвиги совершает, как постится, как он молится, или желает рассказать какие-то пространные истории из своей жизни о чудесных случаях с ним, и т.п. Нет, на Исповеди нужно не добродетели свои выставлять и хвастаться, но сказать всё самое грязное о себе, самое скверное, всё, за что стыдно ему: от этой грязи человек и пришел избавиться на Исповедь.

А человека?

Ангелы не смогли бы и слушать наши грехи, но испепелили бы нас, поэтому Господь поставил для Исповеди такого же человека из плоти и крови, который сам имеет опыт грехопадения и покаяния. Если бы апостол Петр не согрешил, каким бы он строгим был пастырем? Но апостол Петр – отрекся от Христа трижды, затем покаялся, горько плакал, и Бог его простил восстановил в апостольском чине. Также и каждый священник имеет множество грехов, борется с ними, кается, исповедуется, и Бог подает прощение. Т.е. священник сам на себе знает, что такое грех, покаяние и прощение. А некоторые священники насобирали множество грехов до священства, и потом покаялись, изменили. Поэтому священник, имея личный опыт прощения своих грехов на Исповеди, радуется за кающегося человека, какие бы тяжелые грехи человек не называл: чем тяжелее грех, тем больше радость о его покаянии и прощении.

Церковь учит, что на Суде Божием будут принимать участие и все святые, которые имели такую же плоть и кровь, имели такие же страсти и соблазны, но победили. Поэтому и святые – будут нашими обличителями, т.к. имели равные с нами возможности или впасть в грех, или победить его.

Таинство Исповеди установлено не человеком, но Богом. Господь дал власть Своим ученикам прощать грехи, сказав: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:23). И эта власть передается в Церкви от апостолов до настоящего священства.

Как готовиться к Исповеди.

Исповедь и Причастие – это два РАЗНЫХ Таинства.

Для Исповеди никакой подготовки не требуется.

Исповедоваться без Причастия можно. Но Причащаться без Исповеди нельзя

(за исключением тех прихожан, кому благословил духовник).

Отличие Исповеди от Причастия. Доступно ли одно без другого?

Если вы сейчас желаете приступить к Исповеди , а ко Причастию не готовились, или еще не знаете – как готовиться ко Причащению, то к Исповеди вы можете приступить сейчас в любом случае, без всякого препятствия. Для этого от вас не потребуется знание какой-то специальной инструкции, т.к. для Исповеди не требуется никаких спец. знаний, и никакой спец. подготовки.

Но если вы готовились ко Причащению (в первый раз), то не можете приступить к нему без Исповеди. Священник на Исповеди, помимо принятия от вас покаяния, должен выяснить – каково ваше представление о таинстве Причащения, и возможно вас поправить, если вы заблуждаетесь. Священник должен выяснить - как вы готовились ко св. Причащению, и возможно вас немного поправить и в этом. Кроме того, священник на Исповеди должен убедиться, что вы православный человек, что вы не держите обид и злопамятства на других людей, что вы не имеете нераскаянных смертных грехов. Всё это нужно прояснить священнику на Исповеди для того, чтобы Вы не приняли таинство Причащения в осуждение себе и во вред.

В данном случае Исповедь является и частью подготовки ко Причащению: душа готовится ко Причащению покаянием, отпущением грехов.

Итак, исповедоваться без Причастия можно, но причащаться без Исповеди (в первый раз) нельзя.

О Таинстве ПОКАЯНИЯ (ИСПОВЕДИ)

14.1. Что такое Исповедь?

– Исповедь – это Таинство, в котором верующий исповедует Богу грехи в присутствии священника и через него получает прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа.

Исповедь – это не насильственное «выковыривание» грехов из совести, не допрос и тем более, не вынесение «обвинительного» приговора согрешившему. Исповедь – это не беседа о своих недостатках, сомнениях, не осведомление духовника о себе и менее всего «благочестивый обычай».

Исповедь – это горячее покаяние сердца, жажда очищения, умирание для греха и оживление для святости. Исповедь – это великое Таинство примирения Бога и человека, явление любви Бога к человеку.

14.2. Зачем надо исповедоваться?

– А зачем надо смывать с себя телесную грязь? Однако о теле, которое живет временно, человек заботится, но еще более он должен заботиться о душе, которая будет жить вечно. Грязь души – это грехи, от которых можно очиститься только на Исповеди.

Накопившиеся грехи и прегрешения, не снятые с совести (не только крупные, но и многие мелкие), тяготят ее так, что человек начинает чувствовать внутреннее беспокойство или опустошенность. Он может неожиданно впадать в раздражение, в какие-то нервные срывы, не иметь внутренней твердости. Причину всего происходящего человек часто и сам не понимает, а она заключается в том, что на его совести лежат не исповеданные грехи.

Через Исповедь возвращается та чистота, которая была утрачена из-за грехов. Исповедь – это великая Божия милость к слабому и склонному к падению человечеству. Это доступное всем средство, которое ведет к спасению души, постоянно впадающей в прегрешения. Искренняя Исповедь приносит христианину не только прощение грехов, но и полноту духовного здоровья: восстанавливает спокойствие совести и мир души, ослабляет порочные наклонности и страсти, удерживает от новых грехов.

Этим Таинством восстанавливается состояние, полученное в Крещении.

14.3. Покаяние и Исповедь – это одно и то же?

– Покаяние – это искреннее желание изменить жизнь по заповедям Божиим, это самая строгая и придирчивая самокритика и самооценка всех своих заблуждений, пороков, страстей – не только явных, но и тайных. Покаяние есть глубокое сокрушение сердца о своей греховности и обращение к Богу в поиске чистоты.

Святитель Феофан Затворник определяет покаяние четырьмя вещами: 1) осознанием своего греха пред Богом; 2) укорением себя в этом грехе с полным исповедованием своей вины, без перекладывания ответственности на бесов, других людей или на обстоятельства; 3) решимостью оставить грех, возненавидеть его, не возвращаться к нему, не давать ему места в себе; 4) молитвой к Богу о прощении греха, до умирения духа.

Исповедь есть исповедание своих грехов (устно или иногда письменно) при свидетеле священнике на особом церковном Таинстве, во время которого кающемуся человеку посредством священника прощает грехи Сам Бог.

14.4. Обязательно ли каяться перед священником? Имеет ли значение, перед каким?

– Приходя на Исповедь, каются не перед священником. Будучи сам человеком грешным, священник – только свидетель, посредник в Таинстве, а истинным Тайносовершителем является Господь Бог. Священник – молитвенник, ходатай перед Господом и свидетель того, что богоустановленное Таинство Исповеди происходит законным образом.

В этом и состоит моральный аспект Исповеди. Несложно перечислить свои грехи наедине с самим собой перед Всезнающим и Невидимым Богом. А вот открытие их в присутствии постороннего лица – священника, требует немалого усилия по преодолению стыда, гордыни, признанию своей греховности, и это приводит к несравненно более глубокому и серьезному результату.

Для действительно страдающего от язвы греха человека безразлично, через кого он исповедует этот томящий его грех – лишь бы как можно скорее исповедать его и получить облегчение. И недостойные священники не препятствуют получать в Таинствах благодать Божию. Поэтому самое важное в Исповеди – не принимающий ее священник, а состояние души кающегося, его искреннее покаяние, приводящее к осознанию греха, к сердечному сокрушению и отторжению содеянного проступка.

14.5. Неужели все люди грешники?

«Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл.7:20). Все много грешат перед Богом. Разве осуждение, тщеславие, пустословие, неприязнь, насмешки, неуступчивость, лень, раздражительность, гнев – не постоянные спутники человеческой жизни? На совести многих лежат и более тяжкие преступления: детоубийства (аборты), супружеские измены, обращение к колдунам и экстрасенсам, зависть, воровство, вражда, месть и многое другое, делающее людей грешниками, которые обязаны искупить свои грехи покаянием и добрыми делами.

Апостол Иоанн Богослов пишет: «Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин.1:8, 9).

14.6. Что такое грех, как его уничтожить?

– Грех есть сознательное и добровольное нарушение заповедей Божиих. Он имеет свойство от малого возрастать до великого. Грех ведет к вырождению, сокращению земной жизни, может лишить и вечной жизни. Первоисточником греха является падший мир, человек – проводник греха. Фазы вовлечения в грех следующие: прилог (греховный помысел, желание); сочетание (принятие этого греховного помысла, задержка на нем внимания); пленение (порабощение этим греховным помыслом, согласие с ним); падение в грех (совершение на деле того, что было предложено греховным помыслом).

Борьба с грехом начинается с осознания себя грешником и желания исправления. Надо чистосердечно исповедоваться во всем, что осознается греховным, в чем обличает совесть и начать искупление грехов добрыми делами, выстраивать свою жизнь по Божиим заповедям, в послушании Богу, Церкви, духовному наставнику.

14.7. Что будет, если всю жизнь не исповедоваться?

– Нельзя откладывать покаяние и ждать, когда на духовной одежде не останется светлого пятнышка: это ведет к притуплению совести и к духовной смерти.

При пренебрежении Исповедью грех будет угнетать душу и вместе с тем (после оставления ее Духом Святым) в ней могут открыться двери для проникновения темной силы и развития всевозможных страстей и пристрастий. Может наступить период вражды, ссор и даже ненависти к окружающим, что отравит жизнь и согрешившему, и его близким. Могут появиться дурные навязчивые мысли и чувства: у одних – непреодолимый страх смерти, у других – стремление к самоубийству. Могут возникнуть различные нездоровые физические и душевные проявления – например, припадки эпилептического характера или безобразные душевные проявления, которые характеризуются как одержимость и бесноватость.

14.8. Какой грех самый тяжелый?

– Самый пагубный и тяжелый грех – это неверие. Если человек согрешит из-за своего несовершенства и покается, то Господь простит его скорее, чем когда он грешит неверием, ибо в этом случае человек восстает против Самого Бога.

14.9. Отчего на Исповеди бывает бесчувствие?

– Бесчувствие на Исповеди большей частью имеет своим корнем отсутствие страха Божия и скрытое маловерие.

14.10. Может ли Исповедь быть недействительной?

– Исповедь бывает недействительна и даже оскорбительна для Господа, если на это Таинство идут без всякой подготовки, не испытав своей совести, по стыду или другой причине скрывают свои грехи, исповедуются без сокрушения, формально, холодно, механически, не имея твердого намерения впредь исправиться. Некоторые умудряются иметь несколько духовников – с таким расчетом, чтобы одному говорить одни грехи, а другому – другие. В этом случае, конечно, все подобные Исповеди не принимаются Господом.

14.11. Как подготовиться к первой Исповеди?

– Подготовиться к Исповеди – значит посмотреть на свою жизнь и свою душу покаянным взглядом, проанализировать свои дела и мысли с точки зрения заповедей Божиих, помолиться Господу о прощении грехов и даровании истинного покаяния.

Самоосуждение – вот первое и главное, с чем надо приходить на Исповедь. При необходимости следует записать грехи (все свои нехорошие мысли, чувства и дела) для памяти, чтобы не упустить чего-либо во время совершения Таинства. Исповедь должна быть своя, а не переписанные из книги «подходящие» грехи и прочитанные священнику.

Желающему очистить свою совесть на Исповеди надо:

– иметь твердую веру и надежду на Бога;

– иметь сокрушение о том, что прогневали Бога;

– простить всем своим врагам и оскорбителям все обиды;

– без всякой утайки объявить перед священником все грехи;

– положить твердое намерение впредь жить по заповедям Божиим.

14.12. Что должен знать желающий приступить к Исповеди?

– При наличии законного таиносовершителя – православного священника – к Исповеди можно приступать в любое время и как можно чаще. Общепринятой является Исповедь перед Причастием (в наше время верующие люди, как правило, причащаются 1-2 раза в месяц, начинающим желательно причащаться не реже 4-5 раз в год).

Исповедь – это не беседа. Если надо посоветоваться со священником, то следует попросить его уделить для этого другое время.

На Исповеди надо говорить только о своих грехах (ни в коем случае не стараясь обелить себя и судить окружающих) и просить у Господа прощения за свои прегрешения. К Исповеди можно приступать, только предварительно со всеми примирившись. Исповедоваться, не примирившись – бесполезно, а причащаться так – смертный грех.

Если по каким-либо причинам священник не имеет возможности выслушать подробно, то не надо смущаться краткостью Исповеди – Таинство совершилось во всей полноте. Но если какой-то грех лежит на совести камнем, то надо попросить священника, чтобы он выслушал подробно. Никогда не надо смущаться тяжестью своих грехов, ибо нет грехов не прощаемых, кроме не исповеданных, нераскаянных.

14.13. Что такое епитимия?

– Епитимия – своего рода духовное лекарство, направленное на искоренение порока. Это могут быть поклоны, чтение канонов или акафистов, усиленный пост, паломничество к святому месту – в зависимости от сил и возможностей кающегося. Епитимию надо выполнять неукоснительно, и отменить ее может только тот священник, который ее наложил.

14.14. Надо ли исповедоваться утром перед Причастием, если исповедовались накануне?

– Если снова согрешили или вспомнили забытый грех, то надо еще раз исповедоваться, прежде чем приступить к Причащению.

14.15. Обязательно ли после Исповеди причащаться? Можно ли исповедоваться и уйти?

– Причащаться после Исповеди необязательно. Можно иногда приходить в храм только для Исповеди. Для тех, кто хочет причаститься, исповедоваться обязательно.

14.16. Можно ли исповедовать не все грехи?

– Кто скрывает свои грехи, тот не хочет с ними расстаться. Исповеданный грех как бы становится вне души, выходит из нее – подобно тому, как вынутая из тела заноза становится вне тела и перестает ему вредить.

Если кто скрывает на Исповеди свои грехи из-за ложного стыда, или из-за гордости, или по маловерию, или просто по непониманию всей важности покаяния, то выходит от Исповеди не только не очищенным от грехов, но еще более обремененным ими, и осуждается.

Не исповеданный священнику грех не прощается. Если хотя бы один грех сознательно утаен, умышленно не высказан, то его тяжесть увеличится, а вся Исповедь будет недействительна. А ведь жизнь земная кратковременна: сегодня человек жив, а завтра может перейти в вечность и покаяться уже не будет возможности.

Если совесть у человека не потеряна, то она не даст ему покоя до тех пор, пока на Исповеди не будет сказано обо всех грехах. Не следует лишь говорить излишние подробности о грехах, которые не объясняют сути дела, а только живописно их рисуют.

14.17. Надо ли несколько раз исповедовать один и тот же грех?

– Если он вновь совершен или после его исповедования продолжает тяготить совесть, то надо повторно в нем исповедоваться. Если этот грех больше не повторялся, то о нем уже не надо говорить.

14.18. Когда бывает Исповедь – до или после службы?

– Обычное время совершения Исповеди – перед Литургией или во время нее, перед Причастием. Иногда исповедуют на вечернем богослужении, иногда (при большом количестве народа) назначают особое время. Узнать о времени Исповеди желательно заранее.

14.19. А что делать больным людям, которые не могут прийти в церковь на Исповедь и Причастие?

– Их родственники могут прийти в храм и договориться со священником об Исповеди и Причастии больного на дому.

14.20. Должен ли быть пост перед Исповедью?

– При подготовке к Исповеди церковный Устав не требует ни особого поста, ни особого молитвенного правила – необходимы только вера и покаяние. Исповедующийся человек должен быть крещеным членом Православной Церкви, сознательно верующим (то есть считающим себя чадом Православной Церкви, признающим все основы православного вероучения) и раскаивающимся в своих грехах.

Пост необходим, если после Исповеди есть намерение причаститься. О мере поста надо заранее посоветоваться со священником.

14.21. C какого возраста надо исповедоваться ребенку?

– Обычно дети исповедуются с 7 лет. Но бывают и исключения: в зависимости от развития ребенка священник вправе немного изменить возраст в ту или другую сторону.

14.22. Что делать, если не знаешь, как исповедоваться, что надо говорить священнику?

– Необходимое условие Исповеди – сокрушение. Исповедь должна быть смиренной и благоговейной. Надо обвинять только себя и не осуждать других, иметь твердое намерение исправить свою жизнь и не возвращаться к прежним грехам.

Но надо говорить не только о собственных грехах, но также о тех грехах, на которые соблазнили ближних своими советами, уговорами или дурным примером; о тех добрых делах, которые могли бы сделать, но не сделали; о тех добрых делах, от которых отвели ближних; о тех добрых делах, которые сделали «с грехом пополам».

14.23. Полезно ли часто исповедоваться?

– Через частое исповедание грех теряет свою силу. Частая Исповедь отвращает от греха, предохраняет от зла, утверждает в добре, поддерживает бдительность, удерживает на пути заповедей Божиих, А не исповеданные согрешения легко повторяются, становятся привычными и перестают тяготить совесть.

Кто часто и сразу исповедует грехи, тот получает от Господа не только прощение, но и силу бороться с грехами, а в дальнейшем и победу над ними.

14.24. Как побороть стыд на Исповеди?

– Чувство стыда на Исповеди естественно, само чувство стыда и дано Богом, чтобы удерживать человека от повторения греха. Этот стыд нужно преодолевать, так как он бывает от гордости. Люди не смущаются, когда грешат, а смущаются при покаянии. Это бывает, когда волнуются и стыдятся поведать священнику слабости, несовместимые с собственным достоинством, положением и т.п.

Священник все грехи знает, так как у него не одна душа исповедуется, а сотни, и его не удивишь никаким грехом, как бы велик и тяжек он не был. Наоборот, всякий какой-либо тяжкий исповеданный грех возбуждает в священнике особенную заботу об этом человеке. Священник всегда радуется вместе со Христом, когда человек кается в своих грехах, и чувствует к искренне кающемуся христианину любовь, расположение и большое уважение, потому что всегда нужны мужество и воля, чтобы в своих грехах покаяться.

Но если все же очень сложно сказать на Исповеди о своих грехах, то лучше написать их и отдать священнику, чем скрывать. Церковь – врачебница, а не судилище: здесь не на муки за грехи обрекают, а освобождают от грехов. Господь прощает искренне исповеданные грехи, Он «не хочет смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез.33:11).

14.25. Что делать, если священник отказался выслушать Исповедь?

– Можно обратиться к другому священнику.

14.26. Может ли священник рассказать кому-либо содержание Исповеди?

– Церковь запрещает священникам открывать то, что им сказано на Исповеди снисходя к немощной совести кающихся грешников. Есть люди, которые стыдятся раскрывать раны своей души перед посторонними свидетелями. А есть и такие люди, которые способны посмеяться над чужими грехопадениями. Ввиду этого, щадя немощных детей своих, Церковь обязывает священников хранить тайну Исповеди. За нарушение этого правила, священнослужитель может быть лишен сана.

14.27. Все ли грехи Бог прощает?

– Чтобы доказать, что никакой грех не может помешать человеку войти в Царствие Божие, Господь первым ввел туда покаявшегося разбойника.

Бог взирает не на множество и тяжесть грехов, а на усердие кающегося. Сколько бы грехов ни было и как бы велики они ни были, у Бога милосердия еще больше, потому что как Сам Он бесконечен, так и милость Его бесконечна. Нет греха непрощаемого, кроме того, в котором не каются.

14.28. Как узнать, прощен ли грех?

– Признак разрешения от грехов заключается в том, что человек возненавидел грех и всегда считает себя должником перед Богом.

14.29. Что необходимо для прощения грехов?

– Для получения прощения грехов от исповедующегося требуется примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и истинное их исповедание, твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на Его милосердие.

14.30. Как быть, если после Исповеди, прямо перед Причащением вспомнился грех, а исповедоваться уже нет возможности? Надо ли отложить Причастие?

– Откладывать Причастие не надо, а об этом грехе надо сказать на Исповеди в ближайшее время.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png