Я родился в Москве в 1925 году.

1925 — Гелий Михайлович Коржев родился 7 июля в Москве (ул. Пятницкая, дом 43)
в семье архитектора Михаила Петровича Коржева и Серафимы Михайловны Коржевой.

Мой отец парковый архитектор, много сил положивший на озеленение Москвы.

Михаил Петрович Коржев (1897-1986) родился в Калуге — архитектор советского авангарда, один из основоположников советской ландшафтной архитектуры. Практически все бульвары, парки и прочие крупные памятники ландшафтной архитектуры в Москве (Центральный парк культуры и отдыха, Главный ботанический сад, Измайловский парк, Лефортовский парк, Водный партер в Химках, парковый ансамбль МГУ на Ленинских горах и др.) были созданы при участии Михаила Петровича Коржева, где он выступал либо как соавтор, либо как руководитель проектов. Михаил Петрович был одним из первых «зелёных архитекторов» Советского Союза, получив в профессиональных кругах звание «Дон Кихот ландшафтный».

Мама — учительница одной из московских школ, где проработала более сорока лет.

Серафима Михайловна Коржева, в девичестве Чувелёва (-1896-1986), родилась в Москве, преподавала русский язык и литературу в гимназии. Воспитывала троих детей: Гелия,
Ветту и Эльдину.

Ветта Михайловна Коржева (1931-2002) окончила экономический факультет МГУ
с красным дипломом, работала экономистом в строительных трестах.

Эльдина Михайловна Коржева (1932-2011) окончила философский факультет МГУ
с красным дипломом, работала в Институте социологии РАН.

1929 — семья Коржевых переехала в один их первых кооперативных домов в 1-м Зачатьевском переулке, дом 13.

1933 — поступил в начальную школу и посещал детскую студию в Государственном музее изобразительного искусства на ул. Волхонке.

С десяти лет учился в детских художественных студиях Москвы.

1936 — учился в изостудии при Доме художественного воспитания Фрунзенского района на Большой Пироговской улице под руководством ученицы В.А. Серова и К.Ф. Юона Антонины Петровны Сергеевой.

В 1939 году был принят в Московскую среднюю художественную школу, в третий класс. В художественной школе началось профессиональное обучение у педагогов-художников. Здесь же зарождалась и творческая дружба среди учеников, дружба, продолжающаяся и до сегодняшнего дня.

1939 — по совету А.С. Сергеевой сдал вступительные экзамены в только что открывшуюся Московскую среднюю художественную школу (МСХШ).

МСХШ была создана по инициативе художников И.Э. Грабаря, К.Ф. Юона, С.В. Герасимова в целях повышения уровня образования подрастающего поколения в профессии. Перед войной школа располагалась на Каляевской, а затем на Переяславской улицах.

По результатам экзаменов Гелий Коржев был принят в третий класс. Среди первого набора в МСХШ были В.Ф. Стожаров, Л.А. Шитов, А.П. Ткачёв, В.И. Иванов, В.З. Пурыгин, А.С. Папикян, К.В. Бахтеева, П.П. Оссовский и др.

Специальные предметы в школе вели художники В.В. Почиталов, М.В. Добросердов, А.П. Шорчев, С.М. Михайловский. Директором был назначен Н.А. Каренберг.

Во второй половине дня 22 июня мы собрались с моим приятелем Димой Краснопевцевым пойти в Третьяковку. С утра я сидел в кабинете отца и рисовал «Испанку». Это был этюд с тети Нюры, которую я решил превратить в страстную испанку. Вот за этим занятием застал меня звонок Димы: «Война!»…

1941 — записался на курсы по подготовке снайперов и выехал на полевые занятия под Смоленск. С приближением боев воспитанники курсов вернулись в Москву.

Во время войны школа выехала в Башкирию и размещалась в большом селе Воскресенское. Два года, проведенных учениками школы в деревне, среди природы, надолго определили творческое лицо школы. Мы, городские ребята, оставшись на два года без музеев и выставок, увидели, что красота находится в природе, в простых людях, что окружали нас.

1941 — по настоянию учителей 25 сентября вместе с последней группой педагогов и воспитанников МСХШ эвакуировался в Башкирию, село Воскресенское. В Воскресенском педагоги постепенно наладили быт и занятия школы.

В 1944 году окончил школу и в этом же году поступил в Художественный институт им. Сурикова на отделение живописи. Много прекрасных художников-педагогов тогда работали в институте. Педагогами у меня были С.В. Герасимов, Н.X. Максимов и В.В. Почиталов. И хотя бытовые условия жизни были трудными, учеба шла очень интенсивно. В группу бывших воспитанников художественной школы, ставших студентами, начали вливаться вернувшиеся с войны фронтовики. Они, люди прошедшие войну и серьезные испытания, принесли с собой горячую жажду знаний.

1944 — школа вернулась в Москву, где была проведена отчетная выставка в залах «Всекохудожника», по результатам которой все воспитанники школы были приняты в Московский художественный институт (МХИ), ныне Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова. С 3-го курса института обучался в мастерской С.В. Герасимова.

1945 — во время учебы в институте вместе с однокурсниками работал в Пушкинском музее, разбирая спасенные Советской армией шедевры Дрезденской галереи.

Кира Владимировна Бахтеева (1923-2007) училась в МСХШ с 1939 по 1944 гг. Студентка МХИ с 1944 по 1946 гг. С 1947 года училась на актерском отделении ГИТИСа и окончила его в 1953 году. Состояла в Союзе художников с 1964 года.

В 1950 году я закончил институт, получив звание художника-живописца. Первые самостоятельные шаги всегда трудны. Нужно было найти свою тему, свой язык и просто самого себя. Нужно было на-учиться зарабатывать деньги на жизнь так, чтобы не мешать развитию творчества. Я понимал, что знаний и умения еще очень немного и чтобы развиваться, необходимо участвовать в выставках. Впервые я участвовал в ученической выставке в 1941 году. Там, рядом со старшими художниками и своими товарищами лучше понимаешь свои недостатки и свои возможности. Вскоре в Москве стали организовываться молодежные выставки, которые стали второй школой. На этих выставках мы набирались опыта и уверенности.

1950 — окончил МГХИ им. Сурикова. Дипломная работа «Молодые архитекторы» с оценкой «хорошо». Присвоена квалификация «художник-живописец».

Я довольно рано начал работать педагогом. Мой учитель С.В. Герасимов в 1951 году пригласил меня в Строгановское училище на младшие курсы преподавать живопись. И эта работа была полезной для меня. Уча других, я учился сам. Закончил свою педагогическую карьеру заведующим кафедрой отделения монументальной живописи в 1984 году.

1951 — получил приглашение С.В. Герасимова работать в Московском высшем ху-дожественно-промышленном училище (МВХПУ), бывшее Строгановское, на должности старшего преподавателя, где преподавал до 1958 года. Работал в бригаде П.П. Соколова-Скали над художественным панно для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.

1952 — совместно с П.П. Оссовским иллюстрировал книгу А.П. Гайдара «Горячий камень», в том числе «Сказку о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове», для издательства «Детгиз». Выполнял иллюстрации для ряда других издательств.

1954 — на Выставке произведений молодых московских художников с 24 марта по 25 апреля в Выставочном зале Союза художников СССР была представлена первая законченная картина художника «В дни войны».

Был принят в члены Московского союза художников, минуя обязательный кандидатский стаж. Рекомендации в Союз дали его учитель С.В. Герасимов и П.П. Соколов-Скаля. С.В. Герасимов писал в рекомендациях: «Молодой и очень талантливый художник Г. Коржев обладает сильным рисунком и живописью. Очень профессионально владеет своим мастерством. Ведет живопись в Строгановском училище. На Выставке молодых московских художников находится его картина “В дни войны” вполне на очень высоком уровне».

Принимал активное участие в жизни МСХ, в организации и проведении выставок
молодых художников (1954, 1956, 1957, 1958, 1959 гг.). Молодежные выставки дали
путевки в жизнь многим художникам: В.Ф. Стожарову, В.Н. Гаврилову, братьям Ткачёвым, Т.Т. Салахову, И.А. Попову, П.П. Оссовскому, В.И. Иванову, Е.И. Зверькову, братьям Тутуновым, И.В. Голицину, В.М. Сидорову, братьям Никоновым, братьям Смолиным, Д.Д. Жилинскому и др.

1955 — 20 января открылась Всесоюзная художественная выставка в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ), где экспонировалась картина «В дни войны».

Послевоенные годы стали временем возмужания художников моего поколения. Война внесла в понятие «социалистический реализм» свои поправки. В искусстве тех лет стало гораздо больше правды. Волна восхвалений стала спадать, а изображение жизни простых людей начало доминировать на выставках.

1956 — с 15 февраля по 15 марта в рамках Второй выставки произведений молодых художников Москвы и Московской области экспонировались картины «Уехали», «-Приехал со стройки», «Осень».

Начал работу над картинами «Утро» и «Машинистка».

С группой художников совершил первую зарубежную поездку в Италию.

1957 — с 21 апреля по 20 мая экспонировались картины «Утро» и «Машинистка» на Третьей выставке произведений молодых художников Москвы и Московской области.

С 20 июля по 20 августа принял участие в Выставке произведений молодых художников Советского Союза к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве.

С 30 июля по 20 августа экспонировалась картина «Утро» на Международной выставке изобразительного и прикладного искусства в Центральном парке культуры и отдыха (ЦПКиО) им. A.M. Горького.

С 5 ноября по 16 марта 1958 г. принял участие во Всесоюзной художественной выставке, посвященной 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции.

Совершил творческую поездку в Сирию и Ливан.

1958 — с 19 июня по 28 июля экспонировались картины «Интернационал» (правая часть будущего триптиха «Коммунисты») и «Дожди» на Четвертой выставке произведений молодых художников Москвы.

Избран членом Правления Московского отделения Союза художников (МОСХ) РСФСР, где состоял до 1976 г.

Принял участие во Всесоюзной художественной выставке «40 лет ВЛКСМ».

1959 — на Пятой выставке произведений молодых художников Москвы в рамках Недели искусств РСФСР в ЦПКиО им. A.M. Горького экспонировалась картина «Влюбленные».

Б.В. Иогансон в статье «Новая картина Коржева» писал о том, что Г. Коржев — художник мысли, художник глубокого настроения. «В новом произведении — “Влюбленные” — Гелий Коржев верен глубокому серьезному взгляду на жизнь и человеческие судьбы. Картина убеждает. Сама форма живописи высока, чтобы понять, что хочет сказать художник».

Осуществил творческую поездку во Францию.

1960 — закончил работу над триптихом «Коммунисты».

На Первой республиканской художественной выставке «Советская Россия» впервые экспонировался триптих «Коммунисты», а также картина «Влюбленные».

21 июня открылся Первый учредительный съезд Союза художников РСФСР. Г. Коржев был избран секретарем Правления Союза художников РСФСР (до 1968 г.).

Принял участие во Всесоюзной художественной выставке, посвященной XXII съезду КПСС.

Совершил творческую поездку в Великобританию.

1961 — награжден Золотой медалью Академии художеств (АХ) СССР за триптих «Коммунисты». Триптих «Коммунисты» был выдвинут на соискание Ленинской премии.

Закончил работу над картиной «Художник».

Экспонировались триптих «Коммунисты» и картина «Художник» на Всесоюзной художественной выставке.

Участвовал в совместной выставке с А.П. Бубновым в Польше (Краков, Варшава).

1962 — экспонировалась картина «Художник» на 31-й Венецианской биеннале.

Участвовал в выставке «30 лет МОСХ» в ЦВЗ с картиной «В дороге». Выставку посетили члены Политбюро ЦК КПСС во главе с Н.С. Хрущёвым.

Начал работу над полиптихом «Опаленные огнем войны».

Приобрел избу в деревне Рюмниково Ярославской области.

1963 — принял участие во встрече Н.С. Хрущёва с творческой интеллигенцией.

Был избран депутатом Верховного Совета РСФСР VI созыва (1963-1967 гг.).

Присвоено звание «заслуженный деятель искусств РСФСР».

1964 — был избран членом-корреспондентом АХ на XXI сессии АХ СССР.

Был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР.

Работал над картиной «Мать» из серии «Опаленные огнем войны».

Был приглашен преподавать на кафедру монументального искусства МВХПУ.

На зональной выставке произведений московских художников «Москва — столица нашей Родины», открывшейся в ЦВЗ «Манеж», экспонировался триптих «Опаленные огнем войны»: «Уличный певец», «Мать», «Следы войны».

Множество выставок — республиканских, всесоюзных, зарубежных, больших и маленьких — стали местами становления и развития моего творчества. Неудачи сменялись удачами и вновь чередовались. И нужно сказать, что неудачное выступление на выставке помогало развитию творчества значительно больше, чем успех.

1965 — участвовал во Второй республиканской художественной выставке «Советская Россия» в ЦВЗ с триптихом «Опаленные огнем войны»: «Уличный певец», «Мать», «Следы войны».

Экспонировался триптих «Опаленные огнем войны»: «Уличный певец», «Мать»,
«Следы войны» — на Седьмой выставке произведений членов АХ СССР.

Участвовал во Всесоюзной выставке «На страже мира».

Возглавил кафедру монументальной живописи МВХПУ.

1966 — 11 октября стал лауреатом Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина за триптих «Коммунисты».

Экспонировались картины «В дни войны», «Влюбленные», «Художник», «Следы войны» и триптих «Коммунисты» на Восьмой выставке произведений членов АХ СССР.

Было присвоено ученое звание профессора.

1967 — На Третьей республиканской художественной выставке «Советская Россия» представил полиптих «Опаленные огнем войны»: «Следы войны», «Мать», «Старые раны», «Заслон», «Проводы».

Закончил работу над картиной «Старые раны».

Экспонировался полиптих «Опаленные огнем войны»: «Следы войны», «Мать»,
«Старые раны», «Заслон», «Проводы» — на Всесоюзной юбилейной художественной
выставке «50 лет советской власти».

Вошел в состав Комитета по Государственным премиям РСФСР в области литературы и искусства.

1968 — на II съезде СХ РСФСР был избран председателем Правления.

Решением Президиума АХ СССР был назначен руководителем Творческой мастерской живописи АХ СССР (в мастерской работали Н.Е. Зайцев, О.П. Филатчев, Т.Г. Назаренко, И.И. Сидельников, Е.А. Корнеев и др.).

Совершил творческую поездку в Нидерланды.

1969 — экспонировались работы «Заслон», «Старые раны», «Проводы» на Девятой выставке произведений членов АХ СССР.

Был командирован Союзом худоников СССР в Польшу.

1970 — был избран действительным членом АХ СССР.

Принял участие во Всесоюзной художественной выставке «25 лет Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне».

Принял участие во Всесоюзной выставке, посвященной 100-летию со дня рождения В.И. Ленина.

Совершил творческие поездки в Италию и Испанию.

1971 — был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Начал работу над картиной «Обреченная».

1972 — принял участие в выставке «Пять советских художников» вместе с Д.Д. Жилинским, Е.И. Зверьковым, В.И. Ивановым и П.П. Оссовским, проходившей в Риме, Милане, Турине, Болонье и Палермо.

В мае выступил с речью на похоронах А.А. Пластова в деревне Прислониха Ульяновской области.

Принял участие во Всесоюзной выставке «СССР — наша Родина», посвященной 50-летию образования СССР (Москва, Кишинёв, Киев, Одесса, Баку).

Было присвоено почетное звание «народный художник РСФСР».

1973 — участвовал в IV съезде художников СССР.

Участвовал в выставке «Пять советских художников» в Болгарии (София, Пазарджик), Чехословацкой ССР (Прага, Братислава), ГДР (Карл-Маркс-Штадт) до 1975 года включительно.

Принял участие в выставке произведений членов АХ СССР.

Родился внук Иван Коржев.

Все члены моей семьи — художники, а все вместе мы составляем маленький союз, где есть почти все специальности: живописцы, скульпторы, монументалисты, прикладники, дизайнеры. Нет графиков, но растет маленький внук и есть надежда, что он заполнит этот пробел. Это, конечно, шутка, но радостно, что искусство будет жить в нашей семье, когда старших представителей уже не будет.

1974 — экспонировались картины «В дни войны», «Влюбленные», «Художник», «-Следы войны» и триптих «Коммунисты» на Юбилейной выставке произведений членов Академии художеств СССР к 25-летию преобразования Всероссийской академии художеств в Академию художеств СССР.

1975 — начал работу над картиной «Беседа».

Разработал серию эскизов картин, среди которых был эскиз к картине «Беседа» для здания правительства по предложению заместителя Председателя Совета Министров РСФСР В.И. Кочемасова. Правительство РСФСР отказалось принять авторскую трактовку сюжетов и образов в эскизах Г. Коржева. По рекомендации Г. Коржева на выполнение государственного заказа был приглашен А.А. Мыльников, вместе с учениками создавший парадные шпалеры.

Отметил 50-летний юбилей в деревне Рюмниково. Поздравить юбиляра приехали А.М. Грицай, Т.Т. Салахов, Э.Г. Браговский, А.С. Папикян, Н.П. Гришин и др.

Был избран депутатом Верховного Совета РСФСР IX созыва и членом Президиума Верховного Совета РСФСР.

Принял участие в Международной выставке художников социалистических стран, посвященной 30-летию великой Победы, проходившей в Москве в ЦВЗ «Манеж».

На Пятой республиканской художественной выставке «Советская Россия» экспонировалась картина «Обреченная». Награжден дипломом.

Принял участие в выставке произведений московских художников, посвященной XXV съезду КПСС, с полотном «Обреченная».

1976 — начал работу над картиной «Егорка — летун».

В издательстве «Советский художник» вышел альбом «Г.М. Коржев: Художник и время».

Закончил работу над картиной «Опрокинутый» и продемонстрировал ее на выставке членов АХ СССР.

Открыл и провел IV съезд художников РСФСР.

Отказался от переизбрания на должность председателя Правления СХ РСФСР и рекомендовал С.П. Ткачёва на эту должность.

Принял участие в IV съезде СХ СССР.

Принял участие в организации выставки А.А. Пластова в Манеже (Москва).

Экспонировались картины «Обреченная» и «Опрокинутый» на Всесоюзной художественной выставке «Слава труду!».

Начинает разработку цикла «Тюрлики».

Много времени я отдал и общественной работе в выставкомах, комиссиях и пр., а с 1968 по 1976 год был председателем Союза художников РСФСР. Работа трудная и плохо сочеталась с творчеством. Но за эти восемь лет удалось собрать коллектив совсем новых молодых художников, что явилось фактом прихода новых идей и методов в развитии нашего искусства. Много новых имен и произведений появилось на наших выставках.

1977 — принял активное участие в проведении выставки А.А. Пластова в Ленинграде.

Начал работу над картиной «Дон Кихот и Санчо Панса».

Работал на Творческой даче АХ СССР (вилла Абамелек-Лазаревых в Риме).

Был награжден дипломом Всесоюзной художественной выставки «По Ленинскому пути», посвященной 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции.

Экспонировались картины «Гомер (Рабочая студия)» и «Опрокинутый» на Республиканской художественной выставке «60 лет Великого Октября».

1979 — присвоено почетное звание «народный художник СССР».

1980 — завершил работу над картинами «Егорка-летун» и «Наезд».

Приступил к созданию картины «Облака 1945 года».

Экспонировалась картина «Егорка-летун» на Шестой республиканской художественной выставке «Советская Россия» в ЦВЗ.

Представил триптих «Коммунисты» и картину «Проводы» на Всесоюзной художественной выставке, посвященной 110-й годовщине со дня рождения В.И. Ленина.

1981 — вошел в состав комитета по подготовке юбилея А.А. Иванова.

Выступил с программным докладом о творчестве А.А. Иванова на торжественном
заседании в Большом театре.

1983 — совершил творческую поездку в Индию и Непал.

1985 — за большой вклад в развитие изобразительного искусства награжден
орденом Ленина.

На Седьмой республиканской художественной выставке «Советская Россия» экспонировался натюрморт «Супница и горшки».

1986 — завершил педагогическую деятельность в МВХПУ.

Был награжден Золотой медалью имени М.Б. Грекова за серию работ «Опаленные
огнем войны» и «Облака 1945 года».

В мае умерла мать художника.

На Всесоюзной художественной выставке «Мы строим коммунизм» экспонировались полотна «Беседа», «Дон Кихот», «Супница и горшки».

В декабре умер отец художника.

Начал работу над «Библейской» серией картин.

1987 — участвовал в выставке творческого объединения «Москворечье».

На XV выставке членов АХ СССР экспонировались полотна «Дон Кихот», «Беседа», «Облака 1945 года», «Кости, принесенные из леса», «Супница и горшки».

Был удостоен звания лауреата Государственной премии СССР за картины «Беседа», «Облака 1945 года», «Дон Кихот».

Картина «Следы войны» экспонировалась на совместной российско-германской выставке «Страх и надежда. Мир и война глазами художников» (Гамбург — Мюнхен —
Москва — Ленинград) по 1988 год включительно.

Совершил творческую поездку на Кипр.

1988 — в издательстве «Художник РСФСР» вышла в свет книга А.Я. Басырова «История создания одного произведения. Г.М. Коржев. Триптих “Коммунисты”».

1991 — отказался от избрания президентом Академии художеств СССР.

1992 — закончил работу над картинами «Мутанты» и «Дополнительный урок».

1993 — принял участие в Восьмой республиканской художественной выставке
«Советская Россия» с картинами «Мутанты» и «Памяти Данаи».

Родился внук Арсений Тишин.

Приступил к работе над картиной «Триумфаторы».

В частной галерее «Риджина» в Москве прошла персональная выставка художника
«Гелий Коржев. Мутанты», где экспонировались произведения из серии «Тюрлики» и картина «Дон Кихот» (1985-1990).

1994 — принял участие в выставке «Искусство России за 100 лет»
в Тайбэе (Тайвань).

1995 — награжден орденом Дружбы. Орден получать отказался.

1996 — началось сотрудничество с коллекционером Реем Джонсоном (США).

1997 — продолжил цикл «О Дон Кихоте» работой над картинами «Дульсинея
и рыцарь» и «Дон Кихот и монах».

Приступил к созданию картины «Осень прародителей».

Продолжил «Бытовую» серию работой над картинами «Встань, Иван!», «Квартирантка», «Блудный сын».

Родился внук Пётр Тишин.

1998 — состоялись похороны народного художника СССР А.М. Грицая —
близкого друга и старшего наставника Г.М. Коржева.

Завершил работу над картинами «Лишенные рая» и «На троих».

1999 — на IX Всероссийской художественной выставке «Россия» в Манеже экспонировались полотна «Дон Кихот и Санчо» (1995-1998), «Дульсинея и рыцарь» (1997-1998), «Дон Кихот и монах» (1997-1998).

Закончил работу над полотнами «В тени креста» и «Адам Андреевич и Ева Петровна».

2000 — Е.В. Зайцев в издательстве «Пассим» к 75-летию со дня рождения художника выпустил альбом «Гелий Михайлович Коржев».

С 28 апреля по 1 октября на выставке «Ради жизни на земле» в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 годов экспонировались полотна из серии «Опаленные огнем войны».

Экспонировались картины «Благовещение» и «Иуда» на Всероссийской художественной выставке «…Имени Твоему…», посвященной 2000-летию Рождества Христова.

2001 — последний раз принял участие в сессии Российской академии художеств.

Создал полотно «Победа живых и мертвых (Памяти павших)».

Прошло много лет, как я взял в руки карандаш и кисть. Много работ было создано. Много работ ушло из мастерской. След некоторых потерян. Осталась надежда, что где-то они живы и служат людям. Много было радостей и огорчений. И как всегда, мечта впереди, и как всегда, недоступна.

2002 — издательство «Новый Эрмитаж — один» выпустило альбом-монографию В.С. Манина «Гелий Михайлович Коржев».

2003 — полотна «Женский портрет» (1948) и «Обнаженная модель» (1948) экспонируются на выставке «Пути русского импрессионизма» в ГТГ на Крымском Валу.

Стал лауреатом Премии имени М.А. Шолохова «за большой вклад в развитие отечественной и мировой культуры».

На выставке «Берлин — Москва», проходившей в международном выставочном комплексе Мартин-Гропиус-Бау в Берлине, были представлены полотна «Поднимающий знамя», «Следы войны», «Мать», «Старые раны», натюрморт «Серп и молот».

2004 — участвовал в X Всероссийской художественной выставке «Россия».

На выставке «Москва — Берлин», прошедшей в ГТГ, экспонировались картины «Поднимающий знамя», «Следы войны», «Мать», «Старые раны», натюрморт «Серп и молот».

Картина «Художник» экспонировалась на выставке «Варшава — Москва. 1900-2000» в Национальной галерее искусств «Захента» (Варшава, Польша).

2005 — триптих «Коммунисты» экспонировался на выставке «Россия!» в музее Саломона Гуггенхайма (Нью-Йорк, США).

Экспонировалась картина «Заложники войны» на Международной художественной выставке Союза художников России «ПОБЕДА», посвященной 60-летию Победы
в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Картина «Художник» представлена на выставке «Москва — Варшава. 1900-2000» в ГТГ.

2006 — в журнале «Художник» была опубликована статья В.П. Сысоева «Общественная драма в творчестве Гелия Коржева».

Закончил работу над картиной «Лишенная родительских прав».

На выставке в Государственном Русском музее (ГРМ) «Время перемен. Искусство 1960-1985 гг. в Советском Союзе» экспонировались полотна «Следы войны», «Беседа», «Поднимающий знамя» и «Интернационал».

2007 — в июне умерла жена Кира.

Закончил работу над картинами «Свалка» и «Проситель».

Открылась персональная выставка «Raising the Banner:
The Art of Geli Korzhev» в Музее русского искусства в Миннеаполисе (США)
с посвящением недавно умершей Кире Коржевой.

2008 — на Всероссийской художественной выставке «Отечество»
в Центральном доме художника (ЦДХ) экспонировались полотна «Натюрморт.
В кладовке», «Возле печки», «В чулане» из собрания Союза художников
России.

Прошла совместная со скульптором В.В. Тишиным выставка в Московском доме скульптора.

2009 — участвовал в выставке объединения «Союз русских художников» с картинами «Чулан», «Спас яблочный», «Деревенская лавка».

На XI Всероссийской художественной выставке «Россия» в ЦДХ экспонировались
картины «Скорбный дуэт» и «Свалка».

2010 — принял участие в выставке объединения «Союз русских художников»
с картиной «Переселенцы, 1942».

Началось сотрудничество с коллекционером А.Н. Ананьевым.

2011 — состоялась персональная выставка «Искусство Гелия Коржева» в галерее «Файн Арт» (Москва).

Принял участие в открытии частного музея «Институт русского реалистического
искусства» (ИРРИ) в Москве.

Создал полотно «Пророк».

2012 — закончил работу над картинами «Последние часы на земле»
и «Победитель».

В ГРМ открылась выставка «Без барьеров. Российское искусство 1985-2000»,
на которой экспонировалась картина «Встань, Иван!».

Открылась посмертная персональная выставка «Библия глазами соцреалиста» в ИРРИ (Москва).

Искусство — это приказ часового уходящего часовому заступающему. У нас ушло много прекрасных часовых родной культуры. И сегодня мы на часах, и это многое значит, и скоро нужно будет сдавать пост, и нужно сдать его с честью и достоинством.

2013 — на могиле художника был установлен надгробный памятник, авторами которого являются дочь — Ирина Гелиевна и внук — Иван Владимирович Коржевы.

2014 — на XII Всероссийской художественной выставке «Россия» в ЦДХ экспонировались картины «Указ короля» и «Дон Кихот».

По инициативе и при непосредственном участии семьи художника в Москве создается Фонд культурного и исторического наследия Гелия Коржева.

2015 — в ГРМ на выставке «Новые рассказчики в русском искусстве XX-XXI веков» экспонировались полотна «Влюбленные» и «Встань, Иван!».

2016 — персональная выставка в ГТГ.

Искусство родилось в борьбе со смертью. Человек хочет жить вечно, и даже скорее духовно, чем физически. И эта борьба за бессмертие породила искусство. Оставить свои мысли и чувства своим потомкам, рассказать о времени и о себе, породить что-то более долговременное и живое, чем ты сам, и тем самым продолжать жить рядом со своими внуками.

Раздел составлен при участии ученика Г.М. Коржева Н.В. Колупаева


В здании ГТГ на Крымском валу проходит большая выставка Гелия Коржева.
Гелий Михайлович Коржев родился 7 июля 1925 года в Москве. Учился в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1944-1950). Преподавал в МВХПУ имени С. Г. Строганова. Профессор (1966). Председатель правления СХ РСФСР(1968-1975).Скончался в 2012 году.

Все, что я о нем помнила до выставки – это две картины из старой ГТГ.

Проводы (1967)

Поднимающий знамя

Уже в этих картинах виден весь художник, особенности его стиля и мышления. Сюжет, событие дается крупным куском, крупным кадром. Минимум посторонних деталей. При этом заметен мрачный настрой художника.
Вот картина с солдатом и женщиной: почему это «Проводы», а не «Встреча»? Или мужчина, поднимающий знамя из рук упавшего товарища – ясно же, что и его вот-вот убьют.
Гелия Коржева любят называть соцреалистом. Мне всегда трудно было понять, что этим хотят сказать, но раньше быть представителем социалистического реализма было обязательно, а теперь считается позорным.
Реализм в художественном искусстве я бы определила от противного: это не абстракционизм, не кубизм, не сюрреализм и пр. Более того, это картина или скульптура, а не, например, инсталляция из мусора, которая теперь есть в каждом большом музее мира, и в ГТГ есть, на первом этаже здания на Крымском Валу в отделе новых поступлений. Впрочем, и это уже старье. Да и кусать людей за ноги тоже старье. Даже не знаю, какое теперь самое новое течение в художественном искусстве.
Таким образом, все, что писали до 20 века – это реализм. Конечно, можно сказать, что реалист должен отражать исключительно окружающую действительность, т.е. выбирать бытовые сюжеты. Но ведь художник или реалист, или нет. А если он сегодня написал портрет соседа, завтра – натюрморт из продуктов, а послезавтра картину на библейский сюжет, то он что же: здесь реалист, а там уже нет? Ерунда какая-то получается. Да и разве, например, импрессионисты не писали бытовых сцен, обычных предметов, пейзажей? Да только этим и занимались. Вопрос в том, как они это делали.
Ну, а социалистический реализм, как нас учили в школе, это реализм, обращенный в будущее. Для коммунистической доктрины будущее это было непременно светлым, коммунистическим. Вот с этим, по-моему, у Коржева были проблемы: светлого будущего у него не просматривается.
Если висевшие в постоянной экспозиции Третьяковки картины Коржева написаны на героическую тему: один идет на фронт, другой сражается на баррикадах, то на выставке можно увидеть картины с совершенно другим настроем.
Вот картина про Победу. Да, победили, но слишком дорогой ценой.

Облака. 1945 (1985 год)

Даже картина про любовь выглядит грустной.

"Влюбленные".


Для художника естественно писать красивое: влюбленные должны быть молодыми, страстными, а здесь двое немолодых людей уехали подальше от людских глаз: наверное, им негде встречаться, кроме как на природе. Может, у них семьи? Или стесняются детей?

"Старые раны".
Кстати, вам не кажется, что это те же герои, что и во "Влюбленных"?

И обратите внимание, никакой лакировки действительности, в чем часто упрекали социалистический реализм. Мы видим бедных, усталых людей, которым живется трудно.

Вот эта картина выглядит повеселее. Но я не нашла, что это такое. Остается поверить блогеру, который ее выложил как картину Коржева.

Но картины с реалистическими сюжетами занимают не главное место на выставке. Вот характерная картина

Егорка-летун (1976 год)

Говорят, что такой случай произошел в действительности. «В 1695 году, апреля 30 дня, закричал на Ивановской площади мужик караул и сказал за собою государево слово, и приведён в Стрелецкий приказ и распрашиван, а в распросе сказал, что он, сделав крылья, станет летать как журавль. По царскому указу предложение было принято.
Сделал себе крылья из слюды, истратив на это 18 рублей. Начальник Стрелецкого приказа боярин Троекуров с товарищами и с другими любопытными лицами вышел из приказа и стал смотреть, как полетит мужик. Устроив крылья, мужик по обычаю перекрестился и стал мехи надувать, хотел лететь, да не поднялся, сказал, что крылья сделал тяжелы. Боярин на него раскручинился. Мужик бил челом, чтоб ему сделать крылья иршеные (род замши), на которые издержано ещё 5 рублей. И на тех не полетел. За то ему было наказанье - бить батогами, снем рубашку, а деньги на нём доправить, продав все его имущество» (И.Е.Забелин. История Москвы)
Но то был взрослый мужик, а здесь – подросток, и тот не полетел, а этот погиб. И ведь картина эта не просто парафраз истории «Икара» - это о нас, о советских людях, которые летели к коммунизму, да разбились.

Большое впечатление производит серия «Дон Кихот». Эти картины похожи на книжные иллюстрации. Здесь опять сплошные крупные кадры.
Увы, Дон Кихот абсолютно безумен и очень стар. Борьба со злом обречена.


Коржев писал картины и на библейские темы. Почему-то это особенно напрягает критиков: соцреалист рисует Христа! А что, соцреалист – не человек, и не может высказаться на вечную тему?
Коржев видит библейские истории, как произошедшие в действительности.
Адам и Ева у него – супружеская пара, у которой никого нет, кроме друг друга, и которым больше не на кого надеяться, кроме как, друг на друга.

Изгнанные из рая (Адам и Ева)

Осень прародителей (Адам и Ева)

«Благовещение».
Мария испугалась ангела и своей судьбы. Впрочем, Коржев был не первым, кто так изобразил это событие.

«Изыди, сатана».
А от сатаны попали в кадр только нога и рукав.

Несение креста

Распятие



Снятие с креста

Оплакивание Христа

«Отец и сын».
Как понимать эту картину? Кто отец Христа? Бог Саваоф или св.Иосиф – муж девы Марии? Кто на картине?

«Иуда».
Как видите, Коржев стремится отразить самое главное. Чтобы изобразить повешенного, достаточно показать ноги, не дотягивающиеся до земли. Голова – это уже лишнее.

Как мы видим, Коржев очень подробно описал Новый Завет. Но у него нет Воскрешения – главного в христианстве.

Несмотря на любовь к библейской, литературной тематике, Коржев пишет и остро социальные картины.

Позиция его понятна.
Коммунизм мертв

Рядом со скелетом сам художник.

Заложники (Живой заслон)(2001-2004)
Картину почему-то трактуют, как картину о прошлом. А мне кажется, что она была написана про сегодняшний день. Да, там враги в фашистской форме, но ведь фашизм никуда не делся.

«Встань, Иван»
А защитник русского народа беспросветно пьян.

И уже не понимает, что его собутыльники мертвы

Как видим, тут и обобщение, и карикатура. А вот совершенно реалистичное изображение пьянства и деградации.

Что же будет дальше? А дальше люди мутируют и превратятся в тюрликов.
Тюрлики отвратительны, страшны и смешны одновременно. С одной стороны, у них все, как у людей: мужчины пьют горькую, женщины кокетничают. Есть даже свои философы. Но все это – карикатура на нормальных людей.

"Триумфатор"

"Пир".
Кого едят тюрлики? Впрочем, и мы ведь един коровьих и овечьих младенцев.


"Философы"


"Борьба"

«Череп предка»
Видите? Тюрлики произошли от людей.

Вот другой вариант этой картины


У Коржева некоторые картины написаны в нескольких вариантах, и трудно сказать, какой лучше.

"Мутанты"


"Раздумье"


"Русский мужик спорит с нелюдью"


«Голубой огонек» (1976)
Вам не кажется, что это – Пугачева? Он знал!


"Старая кокетка"

"Тюрлик за деревом". Почему-то этого мне жалко: он такой одинокий.

Наконец, натюрморты

Но даже в натюрморте художник может отобразить свою гражданскую позицию.
"Свалка"

Коммунизм выбросили на свалку, а взамен предлагают архаику: двуглавого орла да лапти.

В целом я довольна, что интерес к советским художникам возрождается. Одно время их списали на свалку, а от советского периода оставили Дейнеку, да Кабакова с Брускиным. Были еще выставки Тышлера и Штернберга, но они, все же, стоят на рубеже эпох.

А сейчас одна за одной пошли выставки. Был Эрик Булатов, Салахов, Пивоваров, теперь вот Коржев. Да, и Герасимов в Историческом музее выставлен. Процесс пошел.

Сегодня умер художник Гелий Коржев (7 июля 1925 - 27 августа 2012)
Биография Гелия Коржева

Гелий Михайлович Коржев (Чувелев) родился 7 июля 1925 в Москве, в семье служащего. Мальчик рос в семье талантливого архитектора и трудолюбивой учительницы, в окружении сестер и бабушки.

В период с 1944 по 1950 год учился в Московском художественном институте имени В.И.Сурикова у С.В.Герасимова. С 1968 по 1975 год был председателем правления Союза художников РСФСР.

Художник завоевал широкую известность в конце 1950–1960-х годов, прежде всего триптихом «Коммунисты» (1957–1960) и серией «Опаленные огнем войны» (1962–1967).

С 1951 по 1958 го Коржев преподает в Московском высшем художественно-промышленном училище.
С 1967 года заведующий кафедрой монументально-декоративной живописи в Московском высшем художественно-промышленном училище.

С 1968 года является председателем правления Союза художников РСФСР.

С 1968 по 1976 года руководил творческой мастерской живописи Академии Художеств СССР в Москве.

В 1987 году художник получил Государственную премию СССР за картины: «Беседа», «Облака 1945 года», «Дон Кихот».


"Беседа" 1980-85


"Заложники. Живой заслон" ("Заложники войны") 2001-2004


"Облака. 1945 год" 1985


"Осень прародителей"

Коржев также создал серии живописных циклов: «Адам и Ева», «Дон Кихот и Санчо Панса», «Тюрлики».

Художник Коржев принадлежит к представителям «сурового стиля», которое возникло на рубеже 1950-1960 годов. Герои его картин - сильные и мужественные люди, с чувством собственного достоинства.

На протяжении долгих лет художник ведет напряженную работу, его искусство соединило в себе драматизм и философские обобщения, строгость и эмоциональность.

В его полотнах воплотились судьбы страны и людей. Его картины стали классикой современного искусства. Коржев поистине чуткий мастер, он чувствует человеческую душу, сострадает вместе с героями своих картин. Значительным творческим достижением стали картины «Художник», «Уличный певец», «Обреченная», «Влюбленные».

Полотна - «Проводы», «Мать», «Заслон», «Старые раны», посвящены достоинству и духовной стойкости народа, терпению простых людей.


"Проводы" 1967


"Мать"


"Старые раны" 1967

Его творчество имеет не только национальное значение, оно предупреждает все человечество об опасности. Цикл «Мутанты» потрясает зрителей. В нем отражен протест втора против человеческой глупости, преступлений и насилия.

Не менее важное место в искусстве живописца занимают натюрморты. Его предметы натюрморта величественны, благодаря четким композиционным построениям, приглушенному благородному колориту, увеличенному масштабу.

На девятой Всероссийской художественной выставке «Россия», которая состоялась в апреле 1999 года, теперь уже один из старейших русских художников Гелий Коржев показал две новые работы: «Наезд» или «Катастрофа» (1980-1999) и «Адам Андреевич и Ева Петровна» (1995-1999).

Картины мастера собраны в крупнейших музеях России, таких как Государственная Третьяковская галерея и Государственный Русский музей. Его полотна экспонировались на многих выставках как на родине, так и зарубежьем.
Его произведения, показанные на грандиозных международных выставках последних лет, таких как «Москва – Берлин» и «Москва – Варшава», имели грандиозный успех.

Гелий Коржев один из тех художников, который взвалил на свои плечи груз творческой, гражданской и человеческой ответственности.
Обладая мощным зарядом творческой энергии, Коржев сумел перенести его на свои полотна. Его картины передают эту особую энергию зрителям.

Художник, при помощи своих картин, рассказывает о том, что он чувствует, переживает. Его живопись не легка для восприятия. Она рассказывает своему зрителю об обществе, в котором мы живем, о человеке, о его поступках. В его картинах нет безнадежности, в каждой есть некая надежда на что-то лучшее...


"Старик с мальчиком" 1949


"Портрет жены" 1948


"Следы войны"


«Лишённая родительских прав»


"ГОМЕР" (Рабочая студия. Триптих Коммунисты) 1958-1960


"В ДНИ ВОЙНЫ" 1952-1954


"НАТЮРМОРТ"


"Забытый Шут" 1987


"Сенека" 1989


"Гипс и книги"


"Крынки и таз для варенья"


"Натюрморт с глобусом"


"Память павших" 1993-95


«Влюбленные» (1959)


"Слепой певец" (Этюд) 1965


"Дезертир" 1990


"Дезертир" (триптих) фрагмент1985-1994


"Крымский мальчик" 1946 Из серии "Дети войны"


"Художник" 1960


"ПОРТРЕТ Д.КРАСНОПЕВЦЕВА" 1949


"МОСКОВСКИЙ ДВОРИК" 1954


"Хранительница"


"Хохлома и лапти"


"Художник" 1960-1961



"В приемной"



"Лишенные рая" 1998


"АДАМ АЛЕКСЕЕВИЧ И ЕВА ПЕТРОВНА" 1997-1998


«Встань, Иван!»


«Свалка»


"Ночной звонок"


«Квартирантка»


"К своим" 1988-1990


"Егорка летун" 1976-1980


"Натурщица" 1978

"Из военного быта"


"Реквием Моцарта" 1995


"НАЕЗД" 1980-1990


"Автопортрет"


"Указ короля"

Путь художника - сложная и непрямая дорога. Порой необходимы годы мучительного поиска, большой работы по совершенствованию мастерства, выбора своего стиля, своих образов, своих сюжетов. Сложным был творческий путь Гелия Коржева. Стремясь к лаконизму и выразительности, он исключает всё, как он считает, лишнее, а его персонажи занимают все пространство картины. Что хотел выразить своими работами художник, о чем они? Об этом поговорим в статье.

Биография Гелия Коржева

7 июля 1925 года в Москве семье паркового архитектора и учительницы родился мальчик. Имя ему дали Гелий, что означает «солнечный». В семье Коржевых позже родились еще две девочки. С раннего возраста мальчик рос в атмосфере искусства. Талант к рисованию появился у Гелия в детстве. В изостудию Коржев пришел едва ему исполнилось одиннадцать лет. Это был класс А. П. Сергеевой, ученицы В. А. Серова. В только что открывшуюся профессиональную среднюю школу Коржева приняли в третий класс в 1939 году.

Узнав о начале войны, Гелий Коржев вместе с товарищами едет на полевые учения под Смоленск, записавшись на курсы снайперов. Однако на войну не попал, так как было принято решение эвакуировать школу с преподавателями в Башкирию. Школа была размещена в селе Воскресенское. Пробыв в эвакуации до 1944 года и вернувшись вместе со школой в Москву, Гелий в своих дневниках писал, что нахождение в деревне и непосредственное общение с природой включило осознание будущего художника, что красота - в людях и окружавшей ребят природе. Это определило дальнейший путь развития самой школы и многим учащимся дало направление в их творчестве.

Учеба в институте

В 1944 году учеба в школе закончилась. Выпускными экзаменами воспитанников школы была выставка их работ, выполненных в эвакуации. В результате приемная комиссия Московского государственного художественного института приняла на первый курс всех выпускников школы без вступительных экзаменов. У Коржева были прекрасные педагоги, такие как и В. В. Почиталов. Учебу в институте Коржев совмещал с работой в Пушкинском музее, где помогал разбирать спасенные картины

В 1946 году Гелий Михайлович создал семью с Кирой Владимировной Бахтеевой, студенткой актерского отделения ГИТИСа. В семье родились две дочери.

Работа преподавателем

После получения высшего образования и звания художника Гелий Коржев был приглашен в 1951 году своим учителем, С. В. Герасимовым, в Строгановское училище, чтобы заниматься преподавательской деятельностью на младших курсах. Как писал Коржев в своих дневниках, когда учишь других, учишься и сам. Ведя преподавательскую деятельность, он выступает организатором выставок в Москве и сам принимает участие в них. Картины Гелия Коржева публика приняла благосклонно. В 1952 году художник пробует себя как иллюстратор. Это его иллюстрации сопровождают сказку "О Мальчише-Кибальчише".

Картина "В дни войны"

В 1954 году увидела свет первая законченная картина Гелия Михайловича "В дни войны". Она была в экспозиции Выставочного зала Союза художников СССР. Картина получила высокую оценку как художников, так и посетителей выставки. С. В. Герасимов отметил, что художник состоялся и владеет мастерством сильного рисунка.

По его рекомендации Коржева принимают в Московский союз художников (МСХ) без необходимого прохождения кандидатского стажа. Картина "В дни войны" в 1955 году выставляется в Третьяковской галерее. Будучи членом союза художников, Гелий Коржев активно участвует в организации ежегодных выставок в МСХ. Такие выставки были необходимы молодым начинающим художникам, так как именно с них художники получили путевки в жизнь.

Темы работ послевоенных лет

Поколение художников послевоенных лет возмужало. Война не могла не внести свои поправки в такое понятие, как "социалистический реализм". Больше правды появилось в произведениях художников. Постепенно волна восхвалений уходит из живописи тех лет, а центральным местом в творчестве художников поколения Коржева становятся люди, их жизнь, их быт. Гелий Михайлович участвует в выставках со своими картинами "Уехали" и "Приехал со стройки". В это же время не прекращает работу над начатыми картинами "Утро" и "Машинистка", которые увидели свет в 1957 году на очередных выставках Москвы. Эти картины были на протяжения года выставлены еще на нескольких выставках столицы.

Первый триптих

Кроме выставок в Советском Союзе, Коржев принимает активное участие в творческих командировках от Союза художников в Италии, а затем в Сирии и Ливане. В это же время его избирают членом Правления МСХ. В 1958 году экспонируется на очередной Московской выставке первая из картин задуманного художником триптиха "Коммунисты". Это "Интернационал". К 1960 году работа над триптихом заканчивается. Это полотно получает большую известность и приносит его автору награду - Золотую медаль Академии художеств СССР.

Работа над задуманными еще двумя картинами подходит к завершению. Это "Влюбленные" и "Художник". Высокой оценки удостоена его картина "Влюбленные". В прессе отмечалось, что Коржев в своей картине показал глубокое настроение, и, как всегда, остался верен своему взгляду на человеческие судьбы.

Творчество 60-х и 90-х

В 60-е Коржев работает в Москве в качестве руководителя творческой студии Академии художеств и в составе творческих командировок посещает Францию и Великобританию. В 70-х побывал в Италии и Испании с выставками, проходившими в городах этих стран. В 1972 году Коржев Гелий Михайлович был удостоен почетного звания "Народный художник РСФСР". Будучи с 1968 по 1976 годы председателем Союза художников РСФСР, Коржев собрал коллектив молодых художников с новыми идеями и методами развития искусства. На выставках появляются новые имена. 1979 год принес Коржеву новое звание - "Народный художник СССР". "Сложно сочетать общественную работу, организацию выставок и педагогическую деятельность с творческой работой", - писал в своих дневниках Коржев.

В 1986 году он завершает свою преподавательскую деятельность. В этом же году весной из жизни ушла мать художника, а зимой отец. Гелий Михайлович углубился в работу над циклом картин "Библейской" серии. В 1991 году художник отказывается от избрания его президентом Академии художеств СССР. Он считает, что нужно заниматься главным делом его жизни - созданием картин. У молодых достаточно энергии для совмещения в себе нескольких работ, но приходит время, когда нужно оставлять то, что приносит душевное удовлетворение, а это деятельность у холста в своей мастерской.

Последние полотна художника

После краха коммунистического режима Гелий Михайлович работает в своей мастерской, создавая новые полотна, участвуя в выставках. Так продолжается 21 год до самой его смерти. За эти годы были написаны и представлены публике:

  • Цикл "О Дон Кихоте".
  • "Бытовая" серия пополнилась картинами "Встань, Иван!" и "Квартирантка".
  • Закончена работа "Библейской" серии.

Картины художника продолжают участвовать в выставках в стране и за рубежом. Художник делится своими мыслями о том, что много было создано картин, которые ушли в зарубежные коллекции, след некоторых потерян. Но Гелий Михайлович верил, что где-то они живут и продолжают служить людям. Последними картинами художника были "Пророк", "Последние часы на земле" и "Победитель". В 2012 году 27 августа сердце Гелия Михайловича Коржева остановилось.

Гелий Михайлович похоронен на Алексеевском кладбище Москвы. Авторами памятника-надгробия являются дочь Ирина и внук Иван Коржевы.

Г.М. Коржев. Художник. 1961. Холст, масло. 160 × 195. Третьяковская галерея

Завтра в Третьяковской галерее на Крымском валу открывается «Гелий», первая персональная выставка, посвященная одному из крупнейших художников советской эпохи, Гелию Коржеву (1925-2012). Выставка вызвала полемику еще на этапе ее подготовки. Кураторы выставки, Наталия Александрова и Фаина Балаховская, рассказали TANR о своем видении творчества живописца.

Наталия Александрова
Заведующая отделом искусства ХХ века Государственной Третьяковской галереи, сокуратор выставки

Идея делать большую монографическую выставку возникла еще десять лет назад. Но теперь конкретно меня, если можно так выразиться, запустила выставка Виктора Попкова , которую мы делали совместно с РОСИЗО. Подготовка к ней взрыла в моем сознании какую-то целину. Стало понятно, что для Коржева нужна именно Третьяковская галерея и сделать это надо как можно масштабнее. Мы положили много сил, чтобы максимально расширить представление о художнике. Экспозиция и каталог начинаются с 1942 года, а заканчиваются периодом незадолго до ухода художника из жизни в 2011-м. Это позволило задуматься о предоттепельном периоде, времени, когда начинались все шестидесятники. У Коржева этот период выглядит парадоксально: вначале он интенсивно двигался в рамках школы Сергея Герасимова , в русле импрессионистической, жанровой живописи 1950-х годов — и потом его Влюбленные 1959 года выскакивают как бы совершенно неожиданно.

Парадокс заключается в том, что самые знаменитые его картины — триптих Коммунисты, или Старые раны , или Влюбленные — в последние десятилетия почти никто не видел «живьем». Я увидела эти вещи на выставке в Миннеаполисе, которую делал коллекционер Рей Джонсон . Эти произведения будут в нашей экспозиции, и к ним добавлен большой блок постсоветских работ 1990-х — именно они, пожалуй, будут главным из открытий. Цикл Дон-Кихот , библейский цикл, цикл Тюрлики — все они также из США, из собрания Джонсона.

Г.М. Коржев. Облака 1945 года. 1980-1985. Холст, масло. 200 × 190. Третьяковская галерея

Специфика американского собрания Реймонда Джонсона и российского — Алексея Ананьева состоит в том, что их формировал сам Коржев. В 1990-е годы Гелий Михайлович, очевидно безо всякой надежды на какую-то реализацию работ, начал очень тщательно подбирать Джонсону картины для приобретения. Потом такая же история получилась с Алексеем Николаевичем — я вижу руку самого Коржева, который составляет для коллекции Ананьева социальный цикл. Туда входят натюрморты, парафраз библейского Блудного сына , а также знаменитая Встань, Иван! .

В Третьяковской галерее есть небольшое собрание картин Коржева, среди которых три его известных хита: Художник 1961 года, с рисующим мелками на асфальте безработным художником, Егорка-летун — разбившийся мальчик, и картина Облака 1945-го , где безногий инвалид и пожилая женщина ждут чего-то, глядя на облака. Ну и целый цикл натюрмортов, которые мы получили в подарок от Союза художников России.

Гелий Коржев никогда не брал официальных заказов. По договорам, которые он заключал с Союзом художников, он писал картины на свои темы. Это очень редкая для союзовских времен ситуация. Коржев не писал вождей. У него есть картина Беседа , где изображен Ленин рядом со слепым народным сказителем, — это что угодно, но не лениниана. Гелий Михайлович про этот дуэт сказал: это про то, «как власть говорит с народом». Вот сейчас готовы ли мы на этот вопрос полностью ответить? Мы знаем, как происходит этот диалог в России?

Актуальность Коржева выходит за пределы его картин. Так получается с каждой из его работ, даже с самыми известными. Например, про картину Влюбленные , которую многие знают с детства, есть свидетельство Оскара Рабина . «Я был просто потрясен, и мой экзистенциализм начался с Влюбленных Коржева. Уставшие пожилые лица, натруженные руки и никаких сияющих высот коммунизма», — написал он в своей книге. Для него как для нонконформиста это было открытием.

Интенсивное включение Коржева в европейскую традицию 1960-х годов сейчас поражает воображение очень многих. Во всяком случае об этом статья Александра Боровского , открывающая издание к нашей выставке, он увидел в Коржеве европейца, связанного с традицией самого высокого модернизма, и именно он в своей статье поставил его в ряд с такими художниками, как Люсьен Фрейд , и плеядой до сих пор для нас малоизвестных художников.

Я на всю жизнь запомнила лекцию Мюды Яблонской , которая читала нам Введение в советское искусство на первом курсе исторического факультета МГУ. Она сказала: «Я скажу вам два страшных слова, вы их услышьте и забудьте, потому что произнесение их будет связано для вас с большими неприятностями». Я испугалась, как Людоедка Эллочка , не будет ли это слово «гомосексуализм». «Запомните слово „модернизм“ и слово „экзистенциализм“. И то и другое было в советском искусстве, но постарайтесь не употреблять этих слов всуе, это грозит вам большими неприятностями». Для меня это приоткрыло завесу над тем, к чему многие мои коллеги до сих пор с трудом подходят.

Г.М. Коржев. Мать. 1964-1967. Холст, масло. 200 × 223. Третьяковская галерея

Живопись Коржева очень сложная. Он использует многослойную технику, лессировки (мои коллеги теперь дразнят меня этим словом). У нас в каталоге есть фотография Коржева, когда он делает Одноглазого солдата : в руке у него кисточка с тремя волосками, и на палитре три краски. Другое дело, что где-то он идет такой кисточкой, а где-то счищает мастихином, многократно накладывая слои краски. Например, рука на картине Мать: если посмотреть пристально — то там целая плоть наращена, внутри которой идут не только химические, но и «физические» процессы. Это другая ткань, но она так же наполнена неостановимыми процессами, как живая плоть. И в этом смысле он классический художник.

Главная мысль Коржева — проживание жизни. Это экзистенциальный ход — пройти через все, в утратах увидеть способность жизни идти дальше. В этом для него богатство жизни и ее смысл, невзирая на ее конечность и человеческое одиночество. Это ход большого мужества и большой смелости. Может быть, в этом мужестве, способности глядеть на это открыто и есть главный посыл обращения Коржева к современному зрителю. За единственным вычетом: он все-таки обращается к некой общности людей, среди которых надеется найти близких по взглядам. Когда мы делали выставку, я столкнулась с острой индивидуальной реакцией людей на творчество Коржева, даже среди нас, профессионалов, кураторов. И в этом смысле главная интрига выставки — воспримут ли зрители работы Коржева как обращение к народу или откликнутся сугубо индивидуальным восприятием, в том числе резким отторжением? Гелий Михайлович парадоксально, с одной стороны, будоражит интерес, с другой — очень сильно раздражает. Но однозначно: столкнувшись с его полотнами, их забыть невозможно. Невозможно отрицать их присутствие.

Фаина Балаховская
Cокуратор выставки

Г.М. Коржев. Натюрморт с топором и коловоротом. 1979. Холст, масло. 100 × 80. Третьяковская галерея

Гелий Коржев в определенном смысле легенда. Все о нем что-то слышали, многие что-то видели, чаще всего самые знаменитые работы из цикла Опаленные огнем войны и триптих Коммунисты . Но тех, кто представляет себе, что делал художник на протяжении всей своей долгой жизни, совсем немного. Хотя никаких запретных плодов нет и не было: Коржев показывал все свои главные произведения последовательно на больших выставках в советское время, позже два из трех его масштабных циклов были представлены публике: Тюрлики — в галерее «Риджина», библейский цикл — в Институте русского реалистического искусства. Этого было, очевидно, недостаточно, и всегда хотелось увидеть больше его вызывающих такую сильную реакцию работ. Третьяковская галерея предпринимала попытки еще при жизни художника сделать его ретроспективу, но он отказался, и довольно категорично. Можно только строить догадки почему.

Над выставкой мы работали около двух лет, было принципиально важно получить картины из Америки, из коллекции Рея Джонсона . Активно участвовала семья Коржева — дочери и внук: и произведениями, и текстами для каталога, и информацией, которую собирает созданный наследниками фонд художника. Очень помог ИРРИ: работами и опытом общения с художником (они делали его последнюю выставку). Увы, но в наших государственных музеях — и столичных, и провинциальных — Коржева мало, что тоже феноменально для художника такого масштаба, официально признанного, отмеченного всеми возможными наградами.

Масштаб Коржева стал ясен, как только первые его работы появились на выставках, и репутация выдающегося, выпадающего из любого мыслимого ряда художника только упрочилась с годами. Но это не было таким единодушным, единогласным успехом, и даже наоборот — часто оторопь. Чаще всего примерно понимаешь, чего ждать от художника, особенно если видел уже много его работ, но Коржев каждый раз поворачивал в совершенно неожиданном направлении. Например, в 1990-е все, кто знал его по Поднимающему знамя , были потрясены Тюрликами . Поэтому от выставки такого художника естественно ждать сюрпризов и чего-то невероятного.

Но самым невероятным оказалось то, насколько мало менялся Коржев, как последовательно, десятилетиями разрабатывал одни и те же темы, как тщательно формулировал свои высказывания, всегда принципиально важные, и, кажется, не считал нужным делиться другими, менее продуманными и не столь выношенными, мыслями. Мне кажется — вне зависимости от отношения к художнику, — было важно собрать его работы, представить их вместе, попробовать понять и открыть путь для изучения — более сложного, глубокого осмысления не только художника, а такого выдающегося явления в нашей художественной жизни и уже не нашей, а недавнего прошлого, которое сейчас переживается столь болезненно.

В первую очередь это касается социалистического реализма — как инструмента воздействия на художников и публику. Наверное, можно говорить о социалистическом реализме и применительно к Коржеву. Или наоборот, рассуждать о Коржеве как о соцреалисте. Хотя это непросто: и сама доктрина менялась неоднократно, хамелеоном приноравливаясь к времени и пейзажу, и Коржев возник на сломе эпох, в момент очередной смены окраски. Сам он предлагал термин «социальный реализм» и действительно был озабочен скорее социальными, чем политическими проблемами.

Но, несомненно, Коржев был советским художником. Художником своей страны, своего народа, своего времени. Когда идешь по выставке, то видишь эти связи — с литературой, с кинематографом, с идеями, волновавшими общество. Советский период сложен для осмысления. С одной стороны, он слишком близок, а с другой — люди слишком быстро забывают совсем недавние реалии (на открытии молодые люди, не узнавая, удивлялись, спрашивали, что это такое, глядя на вполне обычный самодельный протез). И тут оказывается, что художник — важный свидетель времени, его странностей и постоянного стремления выйти из себя, из бедного быта — к высоким идеалам, к подлинному служению.

На мой взгляд, Коржев — продолжатель классической традиции, которая в ХХ веке выглядит немного тяжеловесной; в ней всегда поэт больше чем поэт, он должен пробуждать добрые чувства, говорить правду и даже изрекать истины — за весь безгласный народ.

Коржев хорошо знал историю искусства, это видно и по его текстам, которые мы публикуем в каталоге. Очевидное влияние оказали на него итальянские неореалисты, и кино даже больше, чем изобразительное искусство. Он рано начал выезжать за границу, много видел. В том же каталоге мы публикуем воспоминания Олега Кулика , который был куратором выставки Коржева в галерее «Риджина». Кулик очень забавно сформулировал, что Коржев рассуждал, как мог бы рассуждать, например, Дмитрий Пригов . Говорили они и о российских современниках, и о западных, и, похоже, сам Кулик был удивлен широтой его взглядов в те годы, когда полемика между официальным и неофициальным искусством нередко переходила на личный, жесткий уровень.

Г.М. Коржев. Егорка-летун. 1976-1980. Холст, масло. 200 × 225. Третьяковская галерея

Живопись у него не хороша и не плохая. Она такая, какая необходима была для выражения замысла, — убедительная. Сравнивая зрелые работы с совсем ранними опытами, видишь, как Коржев сознательно отказывается от красивой, манкой манеры в пользу того, что считал правдой. Для него важно было найти композиционные схемы, и он их использует повторно, преобразует, наполняет другим содержанием. Сейчас это сложно уже оценить, но Коржев довольно дерзко нарушал и разрушал каноны советского искусства, очень узко понимающего реализм. Но и картина, и фигуративный язык его вполне устраивали, и выйти за эти пределы он не стремился, даже в виде экспериментов. Хотя однажды начал писать картину, которую собирался показывать на потолке, к одному из произведений прикрепил табличку с рукописным текстом, в другое вклеил газету натуральную. Но это было не про преодоление преград, а так, по мере необходимости.

Часто говорят, что Коржев — трудный, тяжелый, страшный художник. Последнее, скорее, о силе воздействия. А в остальном, мне кажется, он стремился быть ясным и понятным. И всегда видел свет в конце туннеля. И важны ему были не трудности и преграды, а личность, преодолевающий все человек. Коржев верил в себя и в стойкость и силу человеческой личности. И сам был сильным человеком. Для него была важна гуманистическая традиция, и деятельность свою он понимал как миссию, важность которой не зависит от успеха. Всем известный Поднимающий знамя — это ведь не про историю и вообще не про советское (не только про советское). Это про преодоление земного, про поступок, а «знамя может быть любого цвета», говорил художник. Это про преодоление земного. Так же, как Егорка с его падением (Егорка-летун ). И библейский цикл, cкорее, про ответственность не перед высшими силами, Богом, а перед самим собой.

Дизайнеры Евгений и Кирилл Асс , Надежда Корбут (фактически они стали соавторами выставки) помогли уйти от штампов в восприятии художника. Его масштабные работы принято выставлять в большом пространстве, на открытых стендах — они сделали лабиринт, который ведет от одной истории к другой, прорезали окна, через которые можно видеть совсем другие работы, так что возникает перекличка созданных в разное время произведения — своеобразный сквозной ход. Зрители и картины вступают в довольно тесный контакт, примерно такой, как был бы в небольшой совсем мастерской художника, где невозможно было отойти от работ на приличное расстояние, и это видно на видео, которое тоже включено в экспозицию.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png