Культура с погребальными сооружениями в форме дольменов была распространена на значительной территории Причерноморья - от Таманского полуострова до г. Очамчири и бассейна реки Кубань, занимая в основном горно-лесные районы. Древнейшие дольмены на Западном Кавказе появились еще в эпоху ранней бронзы, между 2400-2100 гг. до нашей эры. Они представляют собой монументальные (мегалитические) постройки, сложенные из каменных плит и блоков или высеченные в скальном массиве. Дольмены служили усыпальницами. У адыгейцев и абхазов они известны под названием "испун", "спыун" ("дома карликов", "пещеры"), а также "кеунеж", "адамра" ("древние могильные дома"). Сейчас на территории Западного Кавказа известно более 2200 дольменов. Наиболее распространены сооружения плиточного типа, реже - монолиты, высеченные в скалах. Они снабжены отверстиями круглой или аркообразной формы, через которые покойника помещали в камеры. Наиболее древние дольмены отверстий не имели. Древнейшие дольмены содержали от одного до трех покойников, положенных скорченно и густо засыпанных красной охрой (таница Новослободская, бассейн р. Кизинки). Это были захоронения родо-племенных вождей. В эпоху расцвета дольменной культуры (первая половина II тысячелетия до н.э. появляются массовые захоронения в позе сидя. К этому времени относятся огромные скопления дольменов ("поляны") с сотнями построек.

Археологические находки из дольменов и отдельных поселений позволяют говорить о высокой культуре их строителей. Это были племена, занимавшиеся земледелием и скотоводством, а в приморской полосе - морским промыслом; они прекрасно владели мастерством не только обработки камня, но и металла; умели лепить прочную глиняную посуду, скупо украшенную орнаментом.

Исследователи полагают, что форма западнокавказких дольменов или появление их на Кавказе объясняется далекими морскими связями кавказских народов. Как бы то ни было, кавказские строители не просто заимствовали чужую практику возведения подобных построек, а вложили в нее собственную изобретательность. Эпоха существования дольменов на Северо-западном Кавказе была временем, когда возникало имущественное неравенство, а род еще представлял собой сильную общетсвенную организацию, хотя уже и разделившую между отдельными семьями свое некогда коллективное хозяйство, когда высокого уровня развития достигла строительная техника и получил распространение заупокойный культ.

Культуру дольменов обычно связывают с древнейшим абхазо-адыгейским этносом.

Дольмены в окрестностях Сочи представлены плиточными составными, монолитными, корытообразными и колодцеобразными гробницами. Рассмотрим каждую из этих групп в отдельности.

Первый, наиболее распространенный тип, зафиксированный во многих пунктах (Лазаревское, Красноалександровское, Цуквадже, Солохаул, Медовеевка, Красная Поляна), представляют собой дольмены, которые сооружали с помощью четырех монолитных четырехугольных плит, образующих стены, в то время как пятая плита служила крышкой. В таких гробницах часто присутствует и каменный пол, образованный одной или несколькими плитами, которые подстилают переднюю или заднюю стены. Фасадную стену делали обычно выше и шире задней, благодаря чему такой дольмен имел трапециевидный план, а его кровля - легкий уклон назад. Боковые плиты и крыша, как правило, выступают за фасадную плиту, образуя П-образный портал, который иногда наращивали дополнительными плитами, врытыми впритык к торцам боковых стенок. Последние обычно выступают и сзади. Снаружи их часто подпирали дополнительными, наклонными подставленными плитами-пилонами. Отверстие округлой формы в большинстве случаев находится в передней стенке дольмена, его затыкали массивной каменной пробкой. Один из дольменов на реке Цуквадже имеет отверстие и в задней, меньшей по величине плите. Размеры рассматриваемых дольменов различны. Высота фасадной плиты 2-2,5 м, длина боковых стенок 3-4 м, толщина плит колеблется между 0,11 и 0,75 м.

Перед дольменом оставалась площадка, служившая, по-видимому, для определенных ритуальных отправлений, связанных с очередным захоронением, либо поминанием умерших. Эту площадку иногда окружали оградой из поставленных на ребро плит (Лазаревское). Некоторые дольмены скрыты под курганообразными насыпями или окружены двойной кромлеховидной оградой (Медовеевка).

Составные дольмены отличаются тем, что их стены полностью или частично складывали в 2-3 яруса из тщательно подогнанных плит. Один из таких подковообразных в плане дольменов (Лазаревское) имел монолитными лишь фасадную и покровную плиты. Боковые же и задняя стены его были возведены из блоков, сложенных в два яруса. Площадка перед фасадом этого дольмена была окружена аналогичными плитами, поставленными на ребро в один ярус.

Замечательным образцом дольмена-монолита является гробница на реке Годлик юго-восточнее Лазаревского (Чемитоквадже). В огромном обломке песчаниковой скалы на высоте 4 м была вырублена ровная площадка. Над ней нависает оформленная нишей фасадная стена с отверстием, через которое выдолблена основная подковообразная в плане камера со сферическим потолком. На крыше этого дольмена имеется круглое углубление диаметром и глубиной до 60 см. К нему с площадки перед фасадом по торцу стены есть единственный удобный ступенчатый подход.

Корытообразные дольмены выявлены в Красноалександровском, Солохауле, в верховьях реки Лауры. Камера таких сооружений высечена в глыбе камня и сверху перекрыта отдельной плитой. Фасад их по оформлению обычно соответствует плиточным гробницам: портальные выступы, имитирующие торцы боковых стенок, площадка перед фасадом, отверстие, затыкавшееся массивной пробкой. Иногда камеру дольменов подвергали обработке и со стороны днища, в этом случае гробница приобретала подлинно корытовидный облик. У ряда таких дольменов отмечен ложный фасад: помимо портальных выступов здесь было и ложное отверстие, будто бы заткнутое пробкой, в то время как настоящее отверстие делали в задней или боковой стенках (Салоники, Солохаул).

Около десятка дольменообразных колодцевидных гробниц зарегистрировано в районе Красной Поляны. Все они сложены глубоко в земле из необработанного плитняка в несколько ярусов. Вокруг, снаружи и на полу отмечена галечная присыпка.

Помимо самих гробниц, к дольменной культуре относятся встречающиеся вблизи дольменов обломки скал с высеченными на них ямками, кругами и другими изображениями, имевшими культовое значение (Солохаул).

Особое место занимает кудепстенский "жертвенный" камень, известный у местного населения как "черкесский" камень. Это глыба песчаника, в плане имеющая форму треугольника, каждая из сторон которого длиной около 5 метров. В северо-восточном его крае высечены два углубления в форме сидений. Позади сидений на верхней плоскости камня сделано два параллельных корытообразных углубления длиной до 2 м и шириной до 1 м. Здесь же выбиты четыре ямки, чашеобразное углубление диаметром до 0,2 м. Рядом с первой глыбой лежит другая таких же размеров. На ее поверхности также видны чашевидные углубления. Перед глыбами были найдены остатки каменного фундамента от здания, которое, судя по характеру обломков керамических изделий, относится к раннему средневековью. Взаимоположение глыб и фундамента говорит о том, что в это время глыбы уже не играли никакой роли в жизни местного населения. Характер обработки камня, отдельные детали оформления и факт независимости комплекса глыб от фундамента позволяют отнести этот памятник не к XVI-XVII вв., как это считалось до определенного времени, а к дольменному времени, когда эти камни играли несомненно роль святилища.

В дольменах, раскопанных в окрестностях Сочи, найдены сердоликовые и пастовые бусы цилиндрической формы и имитирующие подвески из зубов молодого оленя, разнообразная керамика, каменные топоры, бронзовый наконечник копья. К дольменной культуре нужно отнести и серию бронзовых изделий, главным образом топориков и тесел, хранящихся в Сочинском музее краеведения, а также, возможно, человеческую голову из песчаника, найденную в окрестностях Адлера.

Поселение этого времени зафиксированно лишь в верхних культурных слоях Большой Воронцовской пещеры. Здесь обнаружены также каменные, кремневые, керамические и металлические изделия. Кремневые орудия представлены скребками, резцами, вкладышами для серпов и мотыжками типа "пик". Из каменных орудий следует отметить клиновидные топоры с просверленными отверстиями-проухами, бруски и другие изделия. Керамические находки включают плоскодонные сосуды, украшенные богатым нарезным орнаментом, пряслица. Здесь же найдено бронзовое шило четырехгранного сечения.

В эпоху средней бронзы, как и прежде, основу землехозяйства местного населения составляли мотыжное земледелие, придомное скотоводство, охота, различные ремесла, рассчитанные на удовлетворение внутриобщинных нужд. Земледелие иллюстрируют находки кремневых мотыг и вкладышей для серпов в соответствующих слоях Большой Воронцовской пещеры. Перед входом в один из дольменов Солохаула найдена челюсть лошади. Из ремесел следует отметить изготовление керамики, прядение и ткачество, обработку кожи и кости, металлургическое производство. Особенно высокого уровня достигла в связи со строительством дольменов техника обработки камня. На этой деятельности древних поселенцев необходимо остановиться подробнее.

Крупные (плиточные, составные, монолитные, корытообразные, подковообразные) дольмены сооружали заранее: люди при жизни готовили себе и своим потомкам прочные усыпальницы. Для этой цели недалеко от поселения выбирали подходящее место. В ряде случаев отмечено размещение дольменов вблизи родников, а дольмен на реке Годлик находится рядом с минеральным источником. Непременным условием выбора места для гробницы были, конечно, выходы песчаника и известняка. Эти породы залегают обычно слоями, что в определенной степени облегчало работу в каменоломнях. Выломку плит производили, вероятно, с помощью деревянных колышков, забивавшихся в ямки, выдолбленные по заранее нанесенному на поверхность скалы контуру. Колышки поливали водой: разбухая, они отламывали плиты необходимого размера. Плиты подвергали грубой обработке и перебрасывали с помощью катков, рычагов и веревок, большого числа людей, а также, возможно, тягловых животных на место установки. Затем обе стороны фасадной плиты и внутреннюю поверхность остальных плит, а также все закраины и соответствующие им пазы в боковых и покровной плитах подвергали тщательной обработке. Пазы обычно округлые или прямоугольные в сечении. Обработку эту производили с помощью тесловидных бронзовых орудий с довольно узких лезвием, мелкими сколами, оставлявшими ямки.

Рядом с дольменами найдены и сланцевые плитки со следами сглаживания, которые, как пролагают, служили для подшлифовки деталей сооружений.

Высокого искусства требовало изготовление пробки, которую украшали бороздками, выпуклинами и другими элементами. Расчет величины и формы плит, отверстий, пробок производили предварительно, что указывает на определенные математические знания: понятие о прямых углах, различных измерениях квадрата, окружности и т.д.

Установка самого дольмена происходила, вероятно, следующим образом. В пазы пола или в специально вырытые для этого в почве канавки устанавливали сначала, по-видимому, переднюю и заднюю, а затем боковые плиты. В вертикальное положение их приводили с помощью клиньев, рычагов и веревок и подпирали снаружи одной или двумя плитами с каждой стороны. Зафиксированные в таком положении стены, должно быть, засыпали снаружи до самого верха грунтом и камнем. Затем скорее всего по заднему склону насыпи втягивали покровную плиту, которая ложилась пазами внутренней стороны на специально подтесанные для этого верхние торцы стен. В тех случаях, когда дольмен имел составные стены, сложенные из плохо пригнанных плит или плит, не связанных системой пазов, что не позволяло стоять ему без сплошной опоры извне, насыпь оставляли. Эта схема сооружения больших плиточных и составных дольменов с помощью земляных насыпей может быть спорна, так как насыпь могла быть заменена накатом бревен или нагромождением камней. Не исключено, что здесь использовали какую-то специфическую, трудно реконструируемую пока систему рычагов и блоков.

Техника обработки дольменов-монолитов требовала знания несколько иных приемов, связанных с вырубанием помещений в твердой породе. Причем эта работа усложнялась малым размером фасадного отверстия, через которое вынимали камень и выносили обломочный материал. Сооружение корытообразных гробниц представляло более легкую задачу, сводившуюся к открытому выдалбливанию погребальной камеры и изготовлению лишь одной покровной плиты. При строительстве подковообразных дольменов были необходимы определенные знания геометрических свойств круга, точность измерительных работ. Приходилось изготовлять серию дуговидных блоков, а затем на месте совмещать их в двух-трех ярусах. Колодцеобразные гробницы вообще не представляли трудной технической задачи. Здесь уже отпала как необходимость перемещения значительных тяжестей, кроме крышки, так и работа с теслом.

Сооружение больших дольменов, даже если предполагалось возможность использования теми, кто их сооружал, всех перечисленных выше орудий и приемов, требовало усилий такого большого коллектива, каким могла быть только родовая община. В то же время следует думать, что захоронения в дольменах удостаивались не все подряд члены рода, а лишь отдельные, избранные по каким-то признакам лица. Таким образом, можно сделать вывод, что дольменная группа - это, по-видимому, особое родовое кладбище, служившее в определенной степени, судя по жертвенным площадкам и другим атрибутам (чаши, углубления, солярные знаки и т.д.) одновременно для периодических молений и игравшее роль своего рода храмового комплекса. Существование такой сложной системы религиозных представлений позволяет предполагать выделение достаточно влиятельной жреческой касты. Вместе с тем широкая освоенность горной зоны свидетельствует о зарождении отгонного яйлажного скотоводства, что не могло не привести к увеличению роли последнего в жизни строителей дольменов. В этот период складываются основы патриархальных отношений, формируется родоплеменная верхушка: вожди, старейшины, жрецы, чем-то выделявшиеся на фоне рядовых общинников.

Каких-либо закономерностей, отражающих ритуальный характер, в ориентировке дольменов не прослеживается. Как правило, она направлены фасадом вниз по склону. Это объясняется тем, что строители дольменов учитывали накопление у стен почвы, сносимой со склона осадками, и стремились как можно дольше сохранять открытым подход к отверстию. Однако в отдельных случаях (корытообразные дольмены с ложным порталом) отмечено отверстие в задней или боковой стенках, обращенных вверх по склону. Объяснить это можно какими-то причинами религиозного порядка, заставлявшими скрывать настоящие лазы.

Об обряде погребений в дольменах до сих пор ведутся дискуссии. Однако в основных своих чертах этот обряд на рассматриваемой территории уже проявляется. Прежде всего необходимо обратить внимание на то, что в большинстве дольменов района г. Сочи, где сохранился непотревоженный слой, отмечено присутствие лишь отдельных, главным образом крупных костей человека. Это явление прослежено в двух плиточных дольменах (Красная Поляна), в корытообразном дольмене (Салоники). Показательны и результаты исследования одной из колодцеобразных гробниц в Красной Поляне. Здесь отмечены также лишь крупные кости, принадлежавшие по меньшей мере 6-7 особям. В то же время здесь находилось лишь три фрагмента черепов, а в одном из сосудов оказались остатки черепа, несущие на себе следы огня. Присутствие черт кремации в аналогичных гробницах Красной Поляны отмечалось и ранее. В той же гробнице найдено 16 как очень мелких, так и вполне нормального размера сосудов, что также свидетельствует о большом количестве захоронений, производимых скорее всего не одновременно, а с некоторыми перерывами. В то же время в мелких колодцеобразных гробницах Красной Поляны в двух случаях отмечены одиночные захоронения, по-видимому, женщин, лежавших в скорченном положении на боку головой к востоку и имевших по одному сосуду-кружке.

Характерной чертой заупокойного культа строителей западнокавказских дольменов является стремление как можно крепче изолировать внутреннее помещение дольмена от внешнего мира. Удивительная тщательность во взаимной подгонке плит не допускала ни малейшей щели. Миниатюрность находимой в дольменах керамики была вызвана, как полагают, тем, что эта посуда предназначалась не столько для умершего, сколь для души его, имевшей, по представлениям того времени, небольшую величину. Вероятно, в значительной мере тревога, страх заставили живых пойти на изобретение такого прочного, рассчитанного на тысячелетия жилища для душ своих родственников, заставили создавать условия полной герметичности для их вечного успокоения. Страх перед смертью, облеченный в форму страха перед духом, тенью умершего, характеризует определенный этап в развитии человеческого сознания.

Реконструкция погребального обряда в дольменах района города Сочи может дать следующую картину. Умершего оставляли в священной роще вблизи дольмена, где по истечению определенного времени в результате естественных превращений на площадке оставались лишь крупные кости. Тогда приступали к основному обряду, в котором, как можно полагать, главная роль принадлежала жрецу и его помощнику. Кости собирали, к ним присоединяли вещи покойного или пожертвования родственников, оружие, украшения, керамику с заупокойной пищей или питьем. На площадке перед дольменом жрец совершал жертвоприношение, разжигал костер, осуществлял и другие действия, что в сумме должно было предотвратить возможность выхода душ, уже заключенных в гробницу, наружу, когда жрец вынимал пробку. Затем помощник жреца проникал внутрь дольмена, ему подавали кости и вещи, которые он укладывал на свободное место у стены. На необходимость проникновения человека в дольмен при очередном захоронении указывает относительный порядок в расположении скопления костей и вещей в глубине дольмена, на расстоянии 1,5-2 м от отверстия. В ранних дольменах, где предполагается захоронения в сидячем положении вдоль стен, такое проникновение тем более необходимо.

На позднем этапе, когда получают распространение колодцеобразные гробницы типа краснополянских, этот обряд постепенно себя изживает, в него вторгаются элементы кремации, распространяются одиночные захоронения с предельно упрощенным ритуалом.

Дольменная культура, к которой принадлежат рассмотренные памятники, охватывала значительную часть Западного Кавказа по обе стороны хребта. Как показывают соответствующие материалы, дольмены в своих наиболее ранних формах появились в Прикубанье, в окрестностях современного города Майкопа (памятники новослободненского этапа майкопской культуры) в конце III тысячелетия до н.э. Наиболее древними формами дольменов являются плиточные гробницы, первоначально покрывавшиеся насыпями из-за несовершенства конструкции. Их хронология обычно определяется XXIII-XX ввю до н.э.

Эпоха расцвета дольменной культуры связана с широким распространением плиточных гробниц по всему Западному Кавказу, на востоке от ущелий реки Лабы и Кодора, на западе до Таманского полуострова. Появляются составные и корытообразные дольмены. Хронологически этот этап может быть определен XX-XVII вв. до н.э.

На третьем этапе развития дольменной культуры продолжают использовать плиточные дольмены, высекают дольмены-монолиты и корытообразные гробницы, среди которых получают распространение сооружения с ложными порталами. В конце периода появляются колодцеобразные гробницы. Хронология этапа может быть определена XVI-XIV вв. до н.э. В отдельных случаях дольмены использовали для захоронений и значительно позже.

На первом этапе материальная культура строителей дольменов характеризуется памятниками Новослободненского этапа майкопской культуры. В эпоху расцвета сначала в местной материальной культуре преобладают те же северо-западнокавказские формы, проникающие до Центральной Абхазии (Эшера), а затем происходит нивелировка культуры. На заключительном этапе в дольменах Черноморского побережья распространяются изделия западнокавказского облика, на основе чего делается вывод, что к этому времени носители дольменной культуры слились с племенами, имевшими другой, закавказский культурный облик. Результатом такого смешения явилось население, которое можно связывать с абхазо-адыгейским культурным массивом.Сейчас смотрят: {module Сейчас смотрят:}

Культура с погребальными сооружениями в форме дольменов была распространена на значительной территории Причерноморья - от Таманского полуострова до города Очамчири и бассейна реки Кубань, занимая в основном горно-лесные районы. Древнейшие дольмены на Западном Кавказе появились еще в эпоху ранней бронзы, между 2400-2100 гг. до нашей эры. Они представляют собой монументальные (мегалитические) постройки, сложенные из каменных плит и блоков или высеченные в скальном массиве. Дольмены служили усыпальницами. У адыгейцев и абхазов они известны под названием “испун”, “спыун” (“дома карликов”, “пещеры”), а также “кеунеж”, “адамра” (“древние могильные дома”). Сейчас на территории Западного Кавказа известно более 2200 дольменов. (См. схему расположения дольменов)

Наиболее распространены сооружения плиточного типа, реже - монолиты, высеченные в скалах. Они снабжены отверстиями круглой или аркообразной формы, через которые покойника помещали в камеры. Наиболее древние дольмены отверстий не имели. Древнейшие дольмены содержали от одного до трех покойников, положенных скорченно и густо засыпанных красной охрой (таница Новослободская, бассейн р. Кизинки). Это были захоронения родо-племенных вождей. В эпоху расцвета дольменной культуры первая половина II тысячелетия до н.э. появляются массовые захоронения в позе сидя. К этому времени относятся огромные скопления дольменов (“поляны”) с сотнями построек.

Археологические находки из дольменов и отдельных поселений позволяют говорить о высокой культуре их строителей. Это были племена, занимавшиеся земледелием и скотоводством, а в приморской полосе - морским промыслом; они прекрасно владели мастерством не только обработки камня, но и металла; умели лепить прочную глиняную посуду, скупо украшенную орнаментом.

Исследователи полагают, что форма западнокавказких дольменов или появление их на Кавказе объясняется далекими морскими связями кавказских народов. Как бы то ни было,кавказские строители не просто заимствовали чужую практику возведения подобных построек, а вложили в нее собственную изобретательность. Эпоха существования дольменов на Северо-западном Кавказе была временем, когда возникало имущественное неравенство, а род еще представлял собой сильную общетсвенную организацию, хотя уже и разделившую между отдельными семьями свое некогда коллективное хозяйство, когда высокого уровня развития достигла строительная техника и получил распространение заупокойный культ.

Культуру дольменов обычно связывают с древнейшим абхазо-адыгейским этносом. Академик Петр Симон Паллас, сотрудник Российской Академии наук, в 1803 году издал записки о своем путешествии по окраинам Русского государства и не преминул упомянуть о необычной археологической находке. Летом 1837 года французский путешественник Фредерик Дюбуа де Монперэ, несмотря на все трудности поездок непроторенными путями по Кавказу, попытался найти гробницы, увиденные Палласом. Однажды вечером он подъехал “гладкому, как ковер, плато”, что находилось к северо-западу от покинутого селения Чокраккой, и увидел руины гробниц. Путешественник с трудом разглядел, что они образуют параллелограммы и между ними видны каменные столбы высотой не более одного туаза (около двух метров). Местные сооружения де Монпернэ назвал поднятыми камнями (pierres leveis), так как они образовывали подобие карточного домика. Опустившаяся ночная тьма не позволила как следует рассмотреть древние постройки и, может быть, поэтому он тут же решил, что находится среди остатков киммерийского города.

Несколько позже, к середине XIX века, известный исследователь Таманского полуострова Карл Карлович Герц попытался основательнее описать местонахождение в Чокрак-кой, но местные гробницы были уже уничтожены, не оказалось здесь и руин древнего города. В своей книге “Археологическая топография Таманского полуострова” он повторил описания оставленные предшественниками, добавив, что они, очевидно, оставлены “варварскими народами”.

Дольмены Причерноморья привлекли к себе внимание, их стали изучать. Французский исследователь де Мариньи в 1818 году в бассейне реки Пшады обнаружил одну из групп пшадских дольменов. Второй иностранец, который по воле случая увидел те же самые пшадские дольмены, был Джеймс Белл.

Единичные находки дольменов - на Таманском полуострове и на реке Пшада - не только привлекли внимание, но и породили самые неожиданные домыслы и теории. Собственно трудно сказать, кто же впервые назвал дольменами кавказские постройки. Ведь, как правило, западно-европейские дольмены, которые можно видеть во Франции, Англии, немецких землях и в других странах, сложены из необработанных каменных глыб, а кавказские сооружения, наоборот, собраны из тщательно подшлифованных камней. Само название “дольмен” происходит от кельтских слов tol - стол, men - камень: каменный стол. Там, в северо-европейских странах, имея огромные перекрытия, они напоминают массивные столы.

Уже к середине XIX века в ученых трудах слово “дольмен” закрепилось за древними постройками Западного Кавказа, в то время как местное население до сих пор продолжает называть их по-разному. У адыгейцев и абхазов это “испун” и “сыпун” (дома карликов, пещеры), “кеунеж” и “адамра” (древние могильные дома), у мегрелов - “мдишкуде”, “одзвале” (дома великанов, вместилище костей), русское (казацкое) население называет их “богатырскими хатами”.

По инициативе Алексея Сергеевича Уварова, основателя Исторического музея и Археологического общества в Москве, в местных губернских газетах стали появляться обращения ко всей читающей публике с просьбой выявлять памятники старины. Первым откликом на такой призыв, пожалуй, можно считать заметку инженера Гилева, который в 1865 году обнаружил дольмены близ укрепления Лазаревского. Увы, она пролежала без движения очень долго и была издана только в 1915 году. К этому же времени наметился отход от взгляда на дольмены как на сооружения, созданные гением древних греков. Уже известный специалист по дольменам мира Густав де Бонштеттен считал, что Кавказ (Черкесия) явился той частью мира, через посредство которой дольмены из Индии распростанились двумя ветвями - по Средиземноморью и по Северной Европе, а затем, в период затухания дольменной культуры, на север Африки, где носители культуры окончательно осели, перейдя от пастушества и охоты к землевладельческому труду.

Самые важные выводы были сделаны крупнейшим архелогом-кавказоведом Алесандром Александровичем Иессеном. Досконально изучив все известные материалы, он наметил три три этапа в развитии эпохи бронзы Кавказа, отнеся дольменные памятники ко второму этапу,датируя их возникновение II тысячелетием до нашей эры. Дольмены в окрестностях Сочи представлены плиточными составными, монолитными, корытообразными и колодцеобразными гробницами. Рассмотрим каждую из этих групп в отдельности.



Плиточный дольмен, бассейн реки Пшады

Первый, наиболее распространенный тип, зафиксированный во многих пунктах (Лазаревское, Красноалександровское, Цуквадже, Солохаул, Медовеевка, Красная Поляна), представляют собой дольмены, которые сооружали с помощью четырех монолитных четырехугольных плит, образующих стены, в то время как пятая плита служила крышкой. В таких гробницах часто присутствует и каменный пол, образованный одной или несколькими плитами, которые подстилают переднюю или заднюю стены. Фасадную стену делали обычно выше и шире задней, благодаря чему такой дольмен имел трапециевидный план, а его кровля - легкий уклон назад. Боковые плиты и крыша, как правило, выступают за фасадную плиту, образуя П-образный портал, который иногда наращивали дополнительными плитами, врытыми впритык к торцам боковых стенок. Последние обычно выступают и сзади. Снаружи их часто подпирали дополнительными, наклонными подставленными плитами-пилонами. Отверстие округлой формы в большинстве случаев находится в передней стенке дольмена, его затыкали массивной каменной пробкой. Один из дольменов на реке Цуквадже имеет отверстие и в задней, меньшей по величине плите. Размеры рассматриваемых дольменов различны. Высота фасадной плиты 2-2,5 м, длина боковых стенок 3-4 м, толщина плит колеблется между 0,11 и 0,75 м.

Перед дольменом оставалась площадка, служившая, по-видимому, для определенных ритуальных отправлений, связанных с очередным захоронением, либо поминанием умерших. Эту площадку иногда окружали оградой из поставленных на ребро плит (Лазаревское). Некоторые дольмены скрыты под курганообразными насыпями или окружены двойной кромлеховидной оградой (Медовеевка).

Составной дольмен, стоящий у реки Жане близ Геленждика

Составные дольмены отличаются тем, что их стены полностью или частично складывали в 2-3 яруса из тщательно подогнанных плит. Один из таких подковообразных в плане дольменов (Лазаревское) имел монолитными лишь фасадную и покровную плиты. Боковые же и задняя стены его были возведены из блоков, сложенных в два яруса. Площадка перед фасадом этого дольмена была окружена аналогичными плитами, поставленными на ребро в один ярус.

Замечательным образцом дольмена-монолита является гробница на реке Годлик юго-восточнее Лазаревского (Чемитоквадже). В огромном обломке песчаниковой скалы на высоте 4 м была вырублена ровная площадка. Над ней нависает оформленная нишей фасадная стена с отверстием, через которое выдолблена основная подковообразная в плане камера со сферическим потолком. На крыше этого дольмена имеется круглое углубление диаметром и глубиной до 60 см. К нему с площадки перед фасадом по торцу стены есть единственный удобный ступенчатый подход.

Корытообразные дольмены выявлены в Красноалександровском, Солохауле, в верховьях реки Лауры. Камера таких сооружений высечена в глыбе камня и сверху перекрыта отдельной плитой. Фасад их по оформлению обычно соответствует плиточным гробницам: портальные выступы, имитирующие торцы боковых стенок, площадка перед фасадом, отверстие, затыкавшееся массивной пробкой. Иногда камеру дольменов подвергали обработке и со стороны днища, в этом случае гробница приобретала подлинно корытовидный облик. У ряда таких дольменов отмечен ложный фасад: помимо портальных выступов здесь было и ложное отверстие, будто бы заткнутое пробкой, в то время как настоящее отверстие делали в задней или боковой стенках (Салоники, Солохаул).

Около десятка дольменообразных колодцевидных гробниц зарегистрировано в районе Красной Поляны. Все они сложены глубоко в земле из необработанного плитняка в несколько ярусов. Вокруг, снаружи и на полу отмечена галечная присыпка.

Помимо самих гробниц, к дольменной культуре относятся встречающиеся вблизи дольменов обломки скал с высеченными на них ямками, кругами и другими изображениями, имевшими культовое значение (Солохаул).

Особое место занимает кудепстенский “жертвенный” камень, известный у местного населения как “черкесский” камень. Это глыба песчаника, в плане имеющая форму треугольника, каждая из сторон которого длиной около 5 метров. В северо-восточном его крае высечены два углубления в форме сидений. Позади сидений на верхней плоскости камня сделано два параллельных корытообразных углубления длиной до 2 м и шириной до 1 м. Здесь же выбиты четыре ямки, чашеобразное углубление диаметром до 0,2 м. Рядом с первой глыбой лежит другая таких же размеров.



Дольмен с дополнительными портальными плитами в районе Туапсе



Лазаревский район (“Глинище”) август 1998 года.

Фото Б. Кондратьева


На ее поверхности также видны чашевидные углубления. Перед глыбами были найдены остатки каменного фундамента от здания, которое, судя по характеру обломков керамических изделий, относится к раннему средневековью. Взаимоположение глыб и фундамента говорит о том, что в это время глыбы уже не играли никакой роли в жизни местного населения. Характер обработки камня, отдельные детали оформления и факт независимости комплекса глыб от фундамента позволяют отнести этот памятник не к XVI-XVII вв., как это считалось до определенного времени, а к дольменному времени, когда эти камни играли несомненно роль святилища.

В дольменах, раскопанных в окрестностях Сочи, найдены сердоликовые и пастовые бусы цилиндрической формы и имитирующие подвески из зубов молодого оленя, разнообразная керамика, каменные топоры, бронзовый наконечник копья. К дольменной культуре нужно отнести и серию бронзовых изделий, главным образом топориков и тесел, хранящихся в Сочинском музее краеведения, а также, возможно, человеческую голову из песчаника, найденную в окрестностях Адлера.

Поселение этого времени зафиксированно лишь в верхних культурных слоях Большой Воронцовской пещеры. Здесь обнаружены также каменные, кремневые, керамические и металлические изделия. Кремневые орудия представлены скребками, резцами, вкладышами для серпов и мотыжками типа “пик”. Из каменных орудийследует отметить клиновидные топоры с просверленными отверстиями-проухами, бруски и другие изделия. Керамические находки включают плоскодонные сосуды, украшенные богатым нарезным орнаментом, пряслица. Здесь же найдено бронзовое шило четырехгранного сечения..

В эпоху средней бронзы, как и прежде, основу землехозяйства местного населения составляли мотыжное земледелие, придомное скотоводство, охота, различные ремесла, рассчитанные на удовлетворение внутриобщинных нужд. Земледелие иллюстрируют находки кремневых мотыг и вкладышей для серпов в соответствующих слоях Большой Воронцовской пещеры. Перед входом в один из дольменов Солохаула найдена челюсть лошади. Из ремесел следует отметить изготовление керамики, прядение и ткачество, обработку кожи и кости, металлургическое производство. Особенно высокого уровня достигла в связи со строительством дольменов техника обработки камня. На этой деятельности древних поселенцев необходимо остановиться подробнее.

Крупные (плиточные, составные, монолитные, корытообразные, подковообразные) дольмены сооружали заранее: люди при жизни готовили себе и своим потомкам прочные усыпальницы. Для этой цели недалеко от поселения выбирали подходящее место. В ряде случаев отмечено размещение дольменов вблизи родников, а дольмен на реке Годлик находится рядом с минеральным источником. Непременным условием выбора места для гробницы были, конечно, выходы песчаника и известняка. Эти породы залегают обычно слоями, что в определенной степени облегчало работу в каменоломнях. Выломку плит производили, вероятно, с помощью деревянных колышков, забивавшихся в ямки, выдолбленные по заранее нанесенному на поверхность скалы контуру. Колышки поливали водой: разбухая, они отламывали плиты необходимого размера. Плиты подвергали грубой обработке и перебрасывали с помощью катков, рычагов и веревок, большого числа людей, а также, возможно, тягловых животных на место установки. Затем обе стороны фасадной плиты и внутреннюю поверхность остальных плит, а также все закраины и соответствующие им пазы в боковых и покровной плитах подвергали тщательной обработке. Пазы обычно округлые или прямоугольные в сечении. Обработку эту производили с помощью тесловидных бронзовых орудий с довольно узких лезвием, мелкими сколами, оставлявшими ямки.

Рядом с дольменами найдены и сланцевые плитки со следами сглаживания, которые, как пролагают, служили для подшлифовки деталей сооружений.

Высокого искусства требовало изготовление пробки, которую украшали бороздками, выпуклинами и другими элементами. Расчет величины и формы плит, отверстий, пробок производили предварительно, что указывает на определенные математические знания: понятие о прямых углах, различных измерениях квадрата,окружности и т.д.

Установка самого дольмена происходила, вероятно, следующим образом. В пазы пола или в специально вырытые для этого в почве канавки устанавливали сначала, по-видимому, переднюю и заднюю, а затем боковые плиты. В вертикальное положение их приводили с помощью клиньев, рычагов и веревок и подпирали снаружи одной или двумя плитами с каждой стороны. Зафиксированные в таком положении стены, должно быть, засыпали снаружи до самого верха грунтом и камнем. Затем скорее всего по заднему склону насыпи втягивали покровную плиту, которая ложилась пазами внутренней стороны на специально подтесанные для этого верхние торцы стен. В тех случаях, когда дольмен имел составные стены, сложенные из плохо пригнанных плит или плит, не связанных системой пазов, что не позволяло стоять ему без сплошной опоры извне, насыпь оставляли. Эта схема сооружения больших плиточных и составных дольменов с помощью земляных насыпей может быть спорна, так как насыпь могла быть заменена накатом бревен или нагромождением камней. Не исключено, что здесь использовали какую-то специфическую, трудно реконструируемую пока систему рычагов и блоков.

Техника обработки дольменов-монолитов требовала знания несколько иных приемов, связанных с вырубанием помещений в твердой породе. Причем эта работа усложнялась малым размером фасадного отверстия, через которое вынимали камень и выносили обломочный материал. Сооружение корытообразных гробниц представляло более легкую задачу, сводившуюся к открытому выдалбливанию погребальной камеры и изготовлению лишь одной покровной плиты. При строительстве подковообразных дольменов были необходимы определенные знания геометрических свойств круга, точность измерительных работ. Приходилось изготовлять серию дуговидных блоков, а затем на месте совмещать их в двух-трех ярусах. Колодцеобразные гробницы вообще не представляли трудной технической задачи. Здесь уже отпала как необходимость перемещения значительных тяжестей, кроме крышки, так и работа с теслом.

Сооружение больших дольменов, даже если предполагалось возможность использования теми, кто их сооружал, всех перечисленных выше орудий и приемов, требовало усилий такого большого коллектива, каким могла быть только родовая община. В то же время следует думать, что захоронения в дольменах удостаивались не все подряд члены рода, а лишь отдельные, избранные по каким-то признакам лица. Таким образом, можно сделать вывод, что дольменная группа - это, по-видимому, особое родовое кладбище, служившее в определенной степени, судя по жертвенным площадкам и другим атрибутам (чаши, углубления, солярные знаки и т.д.) одновременно для периодических молений и игравшее роль своего рода храмового комплекса. Существование такой сложной системы религиозных представлений позволяет предполагать выделение достаточно влиятельной жреческой касты. Вместе с тем широкая освоенность горной зоны свидетельствует о зарождении отгонного яйлажного скотоводства, что не могло не привести к увеличению роли последнего в жизни строителей дольменов. В этот период складываются основы патриархальных отношений, формируется родоплеменная верхушка: вожди, старейшины, жрецы, чем-то выделявшиеся на фоне рядовых общинников.

Каких-либо закономерностей, отражающих ритуальный характер, в ориентировке дольменов не прослеживается. Как правило, она направлены фасадом вниз по склону. Это объясняется тем, что строители дольменов учитывали накопление у стен почвы, сносимой со склона осадками, и стремились как можно дольше сохранять открытым подход к отверстию. Однако в отдельных случаях (корытообразные дольмены с ложным порталом) отмечено отверстие в задней или боковой стенках, обращенных вверх по склону. Объяснить это можно какими-то причинами религиозного порядка, заставлявшими скрывать настоящие лазы.

Об обряде погребений в дольменах до сих пор ведутся дискуссии. Однако в основных своих чертах этот обряд на рассматриваемой территории уже проявляется. Прежде всего необходимо обратить внимание на то, что в большинстве дольменов района г. Сочи, где сохранился непотревоженный слой, отмечено присутствие лишь отдельных, главным образом крупных костей человека. Это явление прослежено в двух плиточных дольменах (Красная Поляна), в корытообразном дольмене (Салоники). Показательны и результаты исследования одной из колодцеобразных гробниц в Красной Поляне. Здесь отмечены также лишь крупные кости, принадлежавшие по меньшей мере 6-7 особям. В то же время здесь находилось лишь три фрагмента черепов, а в одном из сосудов оказались остатки черепа, несущие на себе следы огня. Присутствие черт кремации в аналогичных гробницах Красной Поляны отмечалось и ранее. В той же гробнице найдено 16 как очень мелких, так и вполне нормального размера сосудов, что также свидетельствует о большом количестве захоронений, производимых скорее всего не одновременно, а с некоторыми перерывами. В то же время в мелких колодцеобразных гробницах Красной Поляны в двух случаях отмечены одиночные захоронения, по-видимому, женщин, лежавших в скорченном положении на боку головой к востоку и имевших по одному сосуду-кружке.

Характерной чертой заупокойного культа строителей западнокавказских дольменов является стремление как можно крепче изолировать внутреннее помещение дольмена от внешнего мира. Удивительная тщательность во взаимной подгонке плит не допускала ни малейшей щели. Миниатюрность находимой в дольменах керамики была вызвана, как полагают, тем, что эта посуда предназначалась не столько для умершего, сколь для души его, имевшей, по представлениям того времени, небольшую величину. Вероятно, в значительной мере тревога, страх заставили живых пойти на изобретение такого прочного, рассчитанного на тысячелетия жилища для душ своих родственников, заставили создавать условия полной герметичности для их вечного успокоения. Страх перед смертью, облеченный в форму страха перед духом, тенью умершего, характеризует определенный этап в развитии человеческого сознания.

Реконструкция погребального обряда в дольменах района города Сочи может дать следующую картину. Умершего оставляли в священной роще вблизи дольмена, где по истечению определенного времени в результате естественных превращений на площадке оставались лишь крупные кости. Тогда приступали к основному обряду, в котором, как можно полагать, главная роль принадлежала жрецу и его помощнику. Кости собирали, к ним присоединяли вещи покойного или пожертвования родственников, оружие, украшения, керамику с заупокойной пищей или питьем. На площадке перед дольменом жрец совершал жертвоприношение разжигал костер,осуществлял и другие действия, что в сумме должно было предотвратить возможность выхода душ, уже заключенных в гробницу, наружу, когда жрец вынимал пробку.Затем помощник жреца проникал внутрь дольмена, ему подавали кости и вещи, которые он укладывал на свободное место у стены. На необходимость проникновения человека в дольмен при очередном захоронении указывает относительный порядок в расположении скопления костей и вещей в глубине дольмена, на расстоянии 1,5-2 м от отверстия. В ранних дольменах, где предполагается захоронения в сидячем положении вдоль стен, такое проникновение тем более необходимо.

На позднем этапе, когда получают распространение колодцеобразные гробницы типа краснополянских, этот обряд постепенно себя изживает, в него вторгаются элементы кремации, распространяются одиночные захоронения с предельно упрощенным ритуалом.

Дольменная культура, к которой принадлежат рассмотренные памятники, охватывала значительную часть Западного Кавказа по обе стороны хребта. Как показывают соответствующие материалы, дольмены в своих наиболее ранних формах появились в Прикубанье, в окрестностях современного города Майкопа (памятники новослободненского этапа майкопской культуры) в конце III тысячелетия до н.э. Наиболее древними формами дольменов являются плиточные гробницы, первоначально покрывавшиеся насыпями из-за несовершенства конструкции. Их хронология обычно определяется XXIII-XX вв. до н.э.

Эпоха расцвета дольменной культуры связана с широким распространением плиточных гробниц по всему Западному Кавказу, на востоке от ущелий реки Лабы и Кодора, на западе до Таманского полуострова. Появляются составные и корытообразные дольмены. Хронологически этот этап может быть определен XX-XVII вв. до н.э.

На третьем этапе развития дольменной культуры продолжают использовать плиточные дольмены, высекают дольмены-монолиты и корытообразные гробницы, среди которых получают распространение сооружения с ложными порталами. В конце периода появляются колодцеобразные гробницы. Хронология этапа может быть определена XVI-XIV вв. до н.э. В отдельных случаях дольмены использовали для захоронений и значительно позже.

На первом этапе материальная культура строителей дольменов характеризуется памятниками Новослободненского этапа майкопской культуры. В эпоху расцвета сначала в местной материальной культуре преобладают те же северо-западнокавказские формы, проникающие до Центральной Абхазии (Эшера), а затем происходит нивелировка культуры. На заключительном этапе в дольменах Черноморского побережья распространяются изделия западнокавказского облика, на основе чего делается вывод, что к этому времени носители дольменной культуры слились с племенами, имевшими другой, закавказский культурный облик. Результатом такого смешения явилось население, которое можно связывать с абхазо-адыгейским культурным массивом.

Вопросы, связанные со временем, когда жили племена, сторившие дольмены, порождают массу попутных - о быте древних людей, духовной культуре. Дольменные постройки, узкой полосой протянувшиеся вдоль восточного (Кавказского) побережья Черного моря, словно перекрывали подступы к древнему миру средиземноморских цивилизаций, связи с которыми угадывались даже при первом знакомстве с местным археологическим материалом. В силу этого вполне понятен глубокий интерес к ним и все те теории, которые вольно или невольно порождают дольмены, так органически слившиеся с закубанским и черноморским пейзажем. Изучение их не закончено, да и вряд ли научному познанию может когда-либо наступить предел.

Литература:

1. Воронов Ю. Н.

Древности Сочи и его окрестности. Краснодар, 1979.

Войцеховский А., Супруненко Ю.

Таинственные излучатели каменного века

//Чудеса и приключения.-1995.-№-11.-С.62.

3. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII века.

/Под ред. Пиотровского Б. Б.-М.: 1988.-

4. Марковин В. И.

Испун - дома карликов: Заметки о дольменах Западного Кавказа

Краснодар: Кр. изд.-во, 1985.-112 с.

5. Формозов А. А.

Памятники первобытного искусства. 2-е изд.

М.: 1980.

6. Шамотульский А. И.

Дольмены Черноморского побережья Кавказа.-В кн. Туапсе

и туапсинский район.-Краснодар: Кр. изд.-во, 1967.

Дольменная культура.

Контрольная работа по краеведению (г. Сочи), выполнила Крапчатова Алиса (ICQ 6124694), проверил Плетень.

Культура с погребальнымисооружениями в форме дольменов была распространена на значительной территорииПричерноморья - от Таманского полуострова до г. Очамчирии бассейна реки Кубань, занимая в основном горно-лесные районы. Древнейшиедольмены на Западном Кавказе появились еще в эпоху ранней бронзы, между2400-2100 гг. до нашей эры. Они представляют собой монументальные(мегалитические) постройки, сложенные из каменных плит и блоков или высеченныев скальном массиве. Дольмены служили усыпальницами. У адыгейцев и абхазов ониизвестны под названием «испун», «спыун» («дома карликов»,«пещеры»), а также «кеунеж»,«адамра» («древние могильныедома»). Сейчас на территории Западного Кавказа известно более 2200 дольменов. Наиболеераспространены сооружения плиточного типа, реже - монолиты, высеченные вскалах. Они снабжены отверстиями круглой или аркообразнойформы, через которые покойника помещали в камеры. Наиболее древние дольменыотверстий не имели. Древнейшие дольмены содержали от одного до трех покойников,положенных скорченно и густо засыпанных красной охрой(таница Новослободская, бассейн р. Кизинки). Это были захоронения родо-племенныхвождей. В эпоху расцвета дольменной культуры (перваяполовина IIтысячелетия до н.э. появляются массовые захоронения в позе сидя. К этомувремени относятся огромные скопления дольменов («поляны») с сотнямипостроек.

Археологические находки издольменов и отдельных поселений позволяют говорить о высокой культуре ихстроителей. Это были племена, занимавшиеся земледелием и скотоводством, а вприморской полосе - морским промыслом; они прекрасно владели мастерством не толькообработки камня, но и металла; умели лепить прочную глиняную посуду, скупоукрашенную орнаментом.

Исследователи полагают, чтоформа западнокавказких дольменов или появление их наКавказе объясняется далекими морскими связями кавказских народов. Как бы то нибыло, кавказские строители не просто заимствовали чужую практику возведенияподобных построек, а вложили в нее собственную изобретательность. Эпохасуществования дольменов на Северо-западном Кавказе была временем, когдавозникало имущественное неравенство, а род еще представлял собой сильную общетсвенную организацию, хотя уже и разделившую междуотдельными семьями свое некогда коллективное хозяйство, когда высокого уровняразвития достигла строительная техника и получил распространение заупокойныйкульт.

Культуру дольменов обычносвязывают с древнейшим абхазо-адыгейским этносом.

Дольменыв окрестностях Сочи представлены плиточными составными, монолитными,корытообразными и колодцеобразными гробницами.Рассмотрим каждую из этих групп в отдельности.

Первый, наиболеераспространенный тип, зафиксированный во многих пунктах (Лазаревское,Красноалександровское, Цуквадже,Солохаул, Медовеевка,Красная Поляна), представляют собой дольмены, которые сооружали с помощьючетырех монолитных четырехугольных плит, образующих стены, в то время как пятаяплита служила крышкой. В таких гробницах часто присутствует и каменный пол,образованный одной или несколькими плитами, которые подстилают переднюю илизаднюю стены. Фасадную стену делали обычно выше и шире задней, благодаря чемутакой дольмен имел трапециевидный план, а его кровля - легкий уклон назад.Боковые плиты и крыша, как правило, выступают за фасадную плиту, образуя П-образный портал, который иногда наращивалидополнительными плитами, врытыми впритык к торцам боковых стенок. Последниеобычно выступают и сзади. Снаружи их часто подпирали дополнительными,наклонными подставленными плитами-пилонами. Отверстие округлой формы вбольшинстве случаев находится в передней стенке дольмена, его затыкалимассивной каменной пробкой. Один из дольменов на реке Цукваджеимеет отверстие и в задней, меньшей по величине плите. Размеры рассматриваемыхдольменов различны. Высота фасадной плиты 2-2,5 м, длина боковых стенок 3-4 м,толщина плит колеблется между 0,11 и 0,75 м.

Перед дольменом оставаласьплощадка, служившая, по-видимому, для определенных ритуальных отправлений,связанных с очередным захоронением, либо поминанием умерших. Эту площадкуиногда окружали оградой из поставленных на ребро плит (Лазаревское).Некоторые дольмены скрыты под курганообразныминасыпями или окружены двойной кромлеховидной оградой(Медовеевка).

Составные дольмены отличаютсятем, что их стены полностью или частично складывали в 2-3 яруса из тщательноподогнанных плит. Один из таких подковообразных в плане дольменов (Лазаревское) имел монолитными лишь фасадную и покровнуюплиты. Боковые же и задняя стены его были возведены из блоков, сложенных в дваяруса. Площадка перед фасадом этого дольмена была окружена аналогичнымиплитами, поставленными на ребро в один ярус.

Замечательным образцомдольмена-монолита является гробница на реке Годликюго-восточнее Лазаревского (Чемитоквадже).В огромном обломке песчаниковой скалы на высоте 4 м была вырублена ровнаяплощадка. Над ней нависает оформленная нишей фасадная стена с отверстием, черезкоторое выдолблена основная подковообразная в плане камера со сферическимпотолком. На крыше этого дольмена имеется круглое углубление диаметром иглубиной до 60 см. К нему с площадки перед фасадом по торцу стены естьединственный удобный ступенчатый подход.

Корытообразные дольмены выявленыв Красноалександровском, Солохауле,в верховьях реки Лауры. Камера таких сооружений высечена в глыбе камня и сверхуперекрыта отдельной плитой. Фасад их по оформлению обычно соответствуетплиточным гробницам: портальные выступы, имитирующие торцы боковых стенок,площадка перед фасадом, отверстие, затыкавшееся массивной пробкой. Иногдакамеру дольменов подвергали обработке и со стороны днища, в этом случаегробница приобретала подлинно корытовидный облик. Уряда таких дольменов отмечен ложный фасад: помимо портальных выступов здесьбыло и ложное отверстие, будто бы заткнутое пробкой, в то время как настоящееотверстие делали в задней или боковой стенках (Салоники, Солохаул).

Около десятка дольменообразных колодцевидныхгробниц зарегистрировано в районе Красной Поляны. Все они сложены глубоко вземле из необработанного плитняка в несколько ярусов. Вокруг, снаружи и на полуотмечена галечная присыпка.

Помимо самих гробниц, к дольменной культуре относятся встречающиеся вблизидольменов обломки скал с высеченными на них ямками, кругами и другимиизображениями, имевшими культовое значение (Солохаул).

Особое место занимает кудепстенский «жертвенный» камень, известный уместного населения как «черкесский» камень. Это глыба песчаника, вплане имеющая форму треугольника, каждая из сторон которого длиной около 5метров. В северо-восточном его крае высечены два углубления в форме сидений.Позади сидений на верхней плоскости камня сделано два параллельныхкорытообразных углубления длиной до 2 м и шириной до 1 м. Здесь же выбитычетыре ямки, чашеобразное углубление диаметром до 0,2 м. Рядом с первой глыбойлежит другая таких же размеров. На ее поверхности также видны чашевидныеуглубления. Перед глыбами были найдены остатки каменного фундамента от здания,которое, судя по характеру обломков керамических изделий, относится к раннемусредневековью. Взаимоположение глыб и фундамента говорит о том, что в это времяглыбы уже не играли никакой роли в жизни местного населения. Характер обработкикамня, отдельные детали оформления и факт независимости комплекса глыб отфундамента позволяют отнести этот памятник не к XVI-XVII вв., как это считалось доопределенного времени, а к дольменному времени, когдаэти камни играли несомненно роль святилища.

В дольменах, раскопанных вокрестностях Сочи, найдены сердоликовые и пастовыебусы цилиндрической формы и имитирующие подвески из зубов молодого оленя,разнообразная керамика, каменные топоры, бронзовый наконечник копья. К дольменной культуре нужно отнести и серию бронзовыхизделий, главным образом топориков и тесел, хранящихся в Сочинскоммузее краеведения, а также, возможно, человеческую голову из песчаника,найденную в окрестностях Адлера.

Поселение этого времени зафиксированно лишь в верхних культурных слоях Большой Воронцовской пещеры. Здесь обнаружены также каменные,кремневые, керамические и металлические изделия. Кремневые орудия представленыскребками, резцами, вкладышами для серпов и мотыжкамитипа «пик». Из каменных орудий следует отметить клиновидные топоры спросверленными отверстиями-проухами, бруски и другиеизделия. Керамические находки включают плоскодонные сосуды, украшенные богатымнарезным орнаментом, пряслица. Здесь же найдено бронзовое шило четырехгранногосечения.

В эпоху средней бронзы, как ипрежде, основу землехозяйства местного населениясоставляли мотыжное земледелие, придомноескотоводство, охота, различные ремесла, рассчитанные на удовлетворение внутриобщинных нужд. Земледелие иллюстрируют находкикремневых мотыг и вкладышей для серпов в соответствующих слоях Большой Воронцовской пещеры. Перед входом в один из дольменов Солохаула найдена челюсть лошади. Из ремесел следуетотметить изготовление керамики, прядение и ткачество, обработку кожи и кости,металлургическое производство. Особенно высокого уровня достигла в связи состроительством дольменов техника обработки камня. На этой деятельности древнихпоселенцев необходимо остановиться подробнее.

Крупные (плиточные, составные,монолитные, корытообразные, подковообразные) дольмены сооружали заранее: людипри жизни готовили себе и своим потомкам прочные усыпальницы. Для этой целинедалеко от поселения выбирали подходящее место. В ряде случаев отмеченоразмещение дольменов вблизи родников, а дольмен на реке Годликнаходится рядом с минеральным источником. Непременным условием выбора места длягробницы были, конечно, выходы песчаника и известняка. Эти породы залегаютобычно слоями, что в определенной степени облегчало работу в каменоломнях.Выломку плит производили, вероятно, с помощью деревянных колышков, забивавшихсяв ямки, выдолбленные по заранее нанесенному на поверхность скалы контуру.Колышки поливали водой: разбухая, они отламывали плиты необходимого размера.Плиты подвергали грубой обработке и перебрасывали с помощью катков, рычагов иверевок, большого числа людей, а также, возможно, тягловых животных на местоустановки. Затем обе стороны фасадной плиты и внутреннюю поверхность остальныхплит, а также все закраины и соответствующие им пазы в боковых и покровнойплитах подвергали тщательной обработке. Пазы обычно округлые или прямоугольныев сечении. Обработку эту производили с помощью тесловидныхбронзовых орудий с довольно узких лезвием, мелкими сколами, оставлявшими ямки.

Рядом с дольменами найдены исланцевые плитки со следами сглаживания, которые, как пролагают, служили для подшлифовки деталей сооружений.

Высокого искусства требовалоизготовление пробки, которую украшали бороздками, выпуклинами и другимиэлементами. Расчет величины и формы плит, отверстий, пробок производилипредварительно, что указывает на определенные математические знания: понятие опрямых углах, различных измерениях квадрата, окружности и т.д.

Установка самого дольменапроисходила, вероятно, следующим образом. В пазы пола или в специально вырытыедля этого в почве канавки устанавливали сначала, по-видимому, переднюю изаднюю, а затем боковые плиты. В вертикальное положение их приводили с помощью клиньев,рычагов и веревок и подпирали снаружи одной или двумя плитами с каждой стороны.Зафиксированные в таком положении стены, должно быть, засыпали снаружи досамого верха грунтом и камнем. Затем скорее всего по заднему склону насыпивтягивали покровную плиту, которая ложилась пазами внутренней стороны наспециально подтесанные для этого верхние торцы стен. В тех случаях, когдадольмен имел составные стены, сложенные из плохо пригнанных плит или плит, несвязанных системой пазов, что не позволяло стоять ему без сплошной опоры извне,насыпь оставляли. Эта схема сооружения больших плиточных и составных дольменовс помощью земляных насыпей может быть спорна, так как насыпь могла бытьзаменена накатом бревен или нагромождением камней. Не исключено, что здесьиспользовали какую-то специфическую, трудно реконструируемую пока системурычагов и блоков.

Техника обработкидольменов-монолитов требовала знания несколько иных приемов, связанных свырубанием помещений в твердой породе. Причем эта работа усложнялась малымразмером фасадного отверстия, через которое вынимали камень и выносилиобломочный материал. Сооружение корытообразных гробниц представляло болеелегкую задачу, сводившуюся к открытому выдалбливанию погребальной камеры иизготовлению лишь одной покровной плиты. При строительстве подковообразныхдольменов были необходимы определенные знания геометрических свойств круга,точность измерительных работ. Приходилось изготовлять серию дуговидных блоков,а затем на месте совмещать их в двух-трех ярусах. Колодцеобразныегробницы вообще не представляли трудной технической задачи. Здесь уже отпалакак необходимость перемещения значительных тяжестей, кроме крышки, так и работас теслом.

Сооружение больших дольменов,даже если предполагалось возможность использования теми, кто их сооружал, всехперечисленных выше орудий и приемов, требовало усилий такого большогоколлектива, каким могла быть только родовая община. В то же время следует думать,что захоронения в дольменах удостаивались не все подряд члены рода, а лишь отдельные,избранные по каким-то признакам лица. Таким образом, можно сделать вывод, что дольменная группа - это, по-видимому, особое родовоекладбище, служившее в определенной степени, судя по жертвенным площадкам идругим атрибутам (чаши, углубления, солярные знаки и т.д.) одновременно дляпериодических молений и игравшее роль своего рода храмового комплекса.Существование такой сложной системы религиозных представлений позволяетпредполагать выделение достаточно влиятельной жреческой касты. Вместе с тем широкаяосвоенность горной зоны свидетельствует о зарождении отгонного яйлажного скотоводства, что не могло не привести кувеличению роли последнего в жизни строителей дольменов. В этот периодскладываются основы патриархальных отношений, формируется родоплеменнаяверхушка: вожди, старейшины, жрецы, чем-то выделявшиеся на фоне рядовыхобщинников.

Каких-либо закономерностей,отражающих ритуальный характер, в ориентировке дольменов не прослеживается. Какправило, она направлены фасадом вниз по склону. Это объясняется тем, чтостроители дольменов учитывали накопление у стен почвы, сносимой со склонаосадками, и стремились как можно дольше сохранять открытым подход к отверстию.Однако в отдельных случаях (корытообразные дольмены с ложным порталом) отмеченоотверстие в задней или боковой стенках, обращенных вверх по склону. Объяснитьэто можно какими-то причинами религиозного порядка, заставлявшими скрыватьнастоящие лазы.

Об обряде погребений в дольменахдо сих пор ведутся дискуссии. Однако в основных своих чертах этот обряд нарассматриваемой территории уже проявляется. Прежде всего необходимо обратитьвнимание на то, что в большинстве дольменов района г. Сочи, где сохранилсянепотревоженный слой, отмечено присутствие лишь отдельных, главным образомкрупных костей человека. Это явление прослежено в двух плиточных дольменах(Красная Поляна), в корытообразном дольмене (Салоники). Показательны ирезультаты исследования одной из колодцеобразныхгробниц в Красной Поляне. Здесь отмечены также лишь крупные кости, принадлежавшиепо меньшей мере 6-7 особям. В то же время здесь находилось лишь три фрагментачерепов, а в одном из сосудов оказались остатки черепа, несущие на себе следыогня. Присутствие черт кремации в аналогичных гробницах Красной Поляныотмечалось и ранее. В той же гробнице найдено 16 как очень мелких, так и вполне нормального размерасосудов, что также свидетельствует о большом количестве захоронений,производимых скорее всего не одновременно, а с некоторыми перерывами. В то жевремя в мелких колодцеобразных гробницах КраснойПоляны в двух случаях отмечены одиночные захоронения, по-видимому, женщин,лежавших в скорченном положении на боку головой к востоку и имевших по одномусосуду-кружке.

Характерной чертой заупокойногокульта строителей западнокавказских дольменовявляется стремление как можно крепче изолировать внутреннее помещение дольменаот внешнего мира. Удивительная тщательность во взаимной подгонке плит недопускала ни малейшей щели. Миниатюрность находимой в дольменах керамики былавызвана, как полагают, тем, что эта посуда предназначалась не столько дляумершего, сколь для души его, имевшей, по представлениям того времени,небольшую величину. Вероятно, в значительной мере тревога, страх заставилиживых пойти на изобретение такого прочного, рассчитанного на тысячелетия жилищадля душ своих родственников, заставили создавать условия полной герметичностидля их вечного успокоения. Страх перед смертью, облеченный в форму страха переддухом, тенью умершего, характеризует определенный этап в развитии человеческогосознания.

Реконструкция погребальногообряда в дольменах района города Сочи может дать следующую картину. Умершегооставляли в священной роще вблизи дольмена, где по истечению определенноговремени в результате естественных превращений на площадке оставались лишь крупныекости. Тогда приступали к основному обряду, в котором, как можно полагать,главная роль принадлежала жрецу и его помощнику. Кости собирали, к нимприсоединяли вещи покойного или пожертвования родственников, оружие, украшения,керамику с заупокойной пищей или питьем. На площадке перед дольменом жрецсовершал жертвоприношение, разжигал костер, осуществлял и другие действия, чтов сумме должно было предотвратить возможность выхода душ, уже заключенных вгробницу, наружу, когда жрец вынимал пробку. Затем помощник жреца проникалвнутрь дольмена, ему подавали кости и вещи, которые он укладывал на свободноеместо у стены. На необходимость проникновения человека в дольмен при очередномзахоронении указывает относительный порядок в расположении скопления костей ивещей в глубине дольмена, на расстоянии 1,5-2 м от отверстия. В раннихдольменах, где предполагается захоронения в сидячем положении вдоль стен, такоепроникновение тем более необходимо.

На позднем этапе, когда получаютраспространение колодцеобразные гробницы типа краснополянских, этот обряд постепенно себя изживает, в него вторгаются элементыкремации, распространяются одиночные захоронения с предельно упрощеннымритуалом.

Дольменнаякультура, к которой принадлежат рассмотренные памятники, охватывалазначительную часть Западного Кавказа по обе стороны хребта. Как показываютсоответствующие материалы, дольмены в своих наиболее ранних формах появились в Прикубанье, в окрестностях современного города Майкопа(памятники новослободненского этапа майкопскойкультуры) в конце III тысячелетиядо н.э. Наиболее древними формами дольменов являются плиточные гробницы,первоначально покрывавшиеся насыпями из-за несовершенства конструкции. Иххронология обычно определяется XXIII-XXввю до н.э.

Эпоха расцвета дольменной культуры связана с широким распространениемплиточных гробниц по всему Западному Кавказу, на востоке от ущелий реки Лабы и Кодора, на западе до Таманского полуострова. Появляются составные икорытообразные дольмены. Хронологически этот этап может быть определен XX-XVII вв. до н.э.

На третьем этапе развития дольменной культуры продолжают использовать плиточныедольмены, высекают дольмены-монолиты и корытообразные гробницы, среди которыхполучают распространение сооружения с ложными порталами. В конце периодапоявляются колодцеобразные гробницы. Хронология этапаможет быть определена XVI-XIV вв. дон.э. В отдельных случаях дольмены использовали для захоронений и значительнопозже.

На первом этапе материальнаякультура строителей дольменов характеризуется памятниками Новослободненскогоэтапа майкопской культуры. В эпоху расцвета сначала в местной материальнойкультуре преобладают те же северо-западнокавказскиеформы, проникающие до Центральной Абхазии (Эшера), азатем происходит нивелировка культуры. На заключительном этапе в дольменахЧерноморского побережья распространяются изделия западнокавказскогооблика, на основе чего делается вывод, что к этому времени носители дольменной культуры слились с племенами, имевшими другой,закавказский культурный облик. Результатом такого смешения явилось население,которое можно связывать с абхазо-адыгейскимкультурным массивом.

Литература:

1. Учебник археологии.

2. Ю. Н. Воронов. Древности Сочи и его окрестности.Краснодар, 1979.

3. История народов Северного Кавказа с древнейшихвремен до конца XVIII века.Под ред. Пиотровского Б. Б., Москва, 1988.

Культура с монументальными (мегалитическими) сооружениями - дольменами, была распространена на территории Причерноморья - от Таманского полуострова до бассейна реки Кубань, занимая в основном предгорные и лесные районы.
на террритории древней Кубани появились, предположительно, в эпоху ранней бронзы, между 2400 - 2100 гг. до нашей эры. Это постройки, сложенные из каменных плит и больших блоков или высеченные в массивах скал.
Дольмены, по мнению ученых, служили усыпальницами. У адыгейцев и абхазов они известны под названием "испун", "спыун" ("дома карликов", "пещеры"), а также "кеунеж", "адамра" ("древние могильные дома"). Сейчас на территории Западного Кавказа известно более двух тысяч дольменов. Наиболее распространены сооружения плиточного типа, реже - монолитные, высеченные в массивах скалах. Дольмены снабжены отверстиями круглой или аркообразной формы, наиболее древние дольмены отверстий не имели.

Громадные строения предков

Когда в конце XVIII в. черноморские казаки переселились на Кубань, они обнаружили древнейшие сооружения жившего здесь неизвестного народа. Громадные строения, сложенные из больших каменных глыб, по мнению казаков, могли возвести только очень сильные люди. Некоторые из подобных сооружений достигают в высоту двух и более метров, простираются в длину почти на пять метров. Толщина плит, из которых они строились, достигает 40 сантиметров и более. Общий вес плит, из которых построены эти сооружения, достигал 25 и более тонн.
Объяснить назначение загадочных строений долгое время никто не мог. Казаки называли их «богатырскими хатками». По легенде, однажды казачий отряд занял одну из горных вершин. На соседней вершине располагалось странное сооружение, из которого вышел огромного роста мужчина. Он снял со своей «хаты» крышу - громадную плиту, посадил на неё жену и отправился дальше в горы. Преследовать богатыря казаки не решились.
Адыгские предания дают другое объяснение. В давние времена в горах жили племена карликов и великанов. Физически слабые карлики не могли самостоятельно построить себе дома, чтобы укрыться в них от непогоды. Глядя на их бесприютную жизнь, великаны решили взять работу по обустройству их жилищ на себя. Они обладали такой силой, что любой из них мог выломать каменную плиту в горах и, взвалив её на плечи, отнести к месту постройки. Для строительства такого «дома» требовалось принести пять плит: четыре составляли стены, а пятая - крышу. Шестую плиту клали на землю - она служила полом. Вместо дверей в лицевой плите пробивалось отверстие, которое закрывалось пробкой. Через эти отверстия карлики - испы - якобы въезжали в такой дом верхом на зайцах. Адыги назвали этот дом испун (дом испов).

Дольменная культура зародилась еще в период ранней бронзы, но распространилась на Северном Кавказе и в Причерноморье во II тыс. до н.э. Термин дольмен (от бретонского tol - стол и men - камень) ввел в оборот французский археолог Бодэном (Baudin) в начале 19 века. Древнейшие из этих сооружений не уступают по возрасту Египетским пирамидам. Они представляли собой монументальные подкурганные постройки, сложены из четырех вертикально установленных каменных плит и накрыты пятой плитой, т.е. напоминали каменные ящики; они использовались как погребальные сооружения. Похожие на каменные ящики сооружения высекались и в горах, в скальном грунте. В ранних погребениях находились 1-3 умерших в скорченных положениях на спине, в более поздних - массовые захоронения в сидячей позе.

Чаще всего это четыре вертикально поставленные, тщательно подогнанные плиты, образующие прямоугольную камеру, перекрытые сверху пятой массивной плитой. Такой тип постройки называется плиточным дольменом. Если камера высекалась из одного цельного камня и перекрывалась плитой, то такой тип постройки относят к корытообразным дольменам . Существуют еще два типа дольменов: составные (собранные из отдельных блоков и имеющие сложную конфигурацию) и монолитные (полностью высеченные в камне).

Впервые с дольменной культурой Кавказа научный мир ознакомил французский академик Петр Симон Паллас в 1794 году. Паллас предположил, что строителями дольменов были средневековые черкесы, но эта теория впоследствии подверглась объективной критике и была опровергнута. С тех пор прошло больше двухсот лет, появилось множество научных, околонаучных, фантастических работ, посвященных дольменам. Интерес к их изучению со стороны исследователей не иссякает, по всей видимости это связано с тем, что дольмены не спешат раскрывать свои тайны, при этом задавая все новые загадки.

Большинство исследователей считают, что дольмены служили в качестве сакральных сооружений. На сегодняшний день мы можем только догадываться о конкретном смысле этой сакральности.

Племена дольменной культуры занимались не только земледелием и скотоводством, но и были связаны с морским промыслом. Высокая культура строителей дольменов подтверждается и многочисленными находками изделий из камня и металла, разнообразной керамики (гончарного круга они не знали).

Дольменная и майкопская культуры принадлежат далеким предкам абхазо-адыгских народов. В ряде случаев удается проследить связь некоторых форм материальной и духовной культуры древних «майкопчан» и дольменного населения с аналогичными формами культуры адыгов и абхазов нового времени: культ камня, культ солнца, культ быка, преемственность в инвентаре (например, вилообразные орудия, каменные оселки-подвески, упоминаемые и в Нартском эпосе), погребальных обычаях, сходства краниологических серий древнего и современного населения.

Таким образом, яркая и богатая майкопская культура явилась одним из главных компонентов становления северокавказской культурно-исторической общности (И тыс. до н. э.). Но формирование северокавказской культуры происходило в сложных условиях, вызванных воздействием степных культур севера, сопровождающееся прямым переселением ямных и катакомбных племен на Северный Кавказ.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png