Для осмотра более трех миллионов экспонатов Эрмитажа потребуется минимум восемь лет. Мы предлагаем прицельную экскурсию-знакомство с главными тайнами музея.

Что с «Павлином»?

В 1777 году князь Григорий Потемкин решил в очередной раз удивить императрицу Екатерину. Его выбор пал на работу английского механика Джеймса Кокса. Почему именно на него, неизвестно. Возможно, русский граф увидел удивительные вещи в рекламных каталогах, которые издавал мастер. Впрочем, до конца неясно самолично ли Кокс выполнял заказ для русского князя или ему помогал Фридрих Юри. Подарок пришлось разобрать – иначе его было просто не доставить в Россию. Разобрать-то разобрали, а вот собрать не смогли – часть деталей оказалось то ли сломана, то ли утрачена. Так и пылился бы эффектный подарок, если бы в 1791 году Потемкин не поручил «оживить птичек» Ивану Кулибину. И мастер высочайшего класса сделал невозможное: часы пошли, а затейливый механизм пришел в движение. Как только часы начинают звонить, «оживает» сова в клетке. Под звон колокольчиков клетка начинается вращаться. Затем «просыпается» павлин: его хвост поднимается, начинает распускаться, птица кланяется, втягивает и запрокидывает голову, открывает клюв. В тот момент, когда хвост полностью раскрывается, павлин поворачивается на 180 градусов так, что зрители видят его… зад. Затем перья опускаются, и павлин занимает исходное положение. Узнать об истинной причине такого нелицеприятного поведения павлина сегодня невозможно. По одной из версий Кулибину не удалось добиться того, чтобы птица делала полный оборот. Другая легенда утверждает, что мастер намеренно заставил птицу совершать подобное «фуэте», тем самым демонстрируя свое отношение к царскому двору, для которого «птичка» и предназначалась.

Гробница Гомера

В зале Юпитера можно найти и еще одну неразгаданную загадку Эрмитажа – «гробницу Гомера». Она была вывезена то ли с острова Андрос, то ли с острова Хиос в ходе Первой Архипелагской экспедиции графа Орлова-Чесменского. Первым владельцем гробницы стал «заводитель дел необыкновенных» граф Александр Строганов, который писал: «В первую турецкую войну 1770 г. русский офицер Домашнев, командовавший нашим десантом на одном из островов Архипелага, привез этот саркофаг в Россию и подарил его мне. При виде этого памятника, я не мог не воскликнуть: «Не памятник ли это Гомера?» Фраза стала переходить из уст в уста, только, похоже, без вопросительной интонации. Вскоре, авторитет Строганова как коллекционера неимоверно вырос. Еще бы, ведь он обладал предметом, за которым не одно столетие гонялись авантюристы со всего света. Впрочем, «гробница Гомера» - очередная красивая легенда, вроде Атлантиды или золота Трои. Изучив барельефы, ученые с уверенностью заявили, что античная гробница была создана во II веке нашей эры, а это значит, что человек, которому принадлежал саркофаг, разминулся с Гомером лет на девятьсот. Но пока остается неразгаданной другая тайна гробницы: совершенно различная стилистика задней и лицевой стенок саркофага. Каким образом, где и когда эти стенки соединились – непонятно.

Кровожадная богиня

В египетском зале можно найти один из древнейших египетских памятников на территории России - статую богини войны и воздаяния, гневную Мут-Сохмет. Согласно мифу, кровожадная богиня решила уничтожить род человеческий. Боги решили спасти людей: они разлили перед богиней подкрашенное в красный цвет пиво, которое Мут-Сохмет приняла за человеческую кровь. Выпила – и успокоилась. Однако, легенда Эрмитажа уверяет, что опасность для людей все еще сохраняется. Якобы, ежегодно в полнолуние на коленях богини появляется красноватая лужица. По другой версии – ноги богини покрываются странным красноватым влажным налетом всякий раз, когда Россию ожидают очередные неприятности, беды, катастрофы. Последний раз налет, якобы, был обнаружен в 1991 году. Есть ли в легенде хоть доля истины? И как можно объяснить странный «кровавый» налет? На эти вопросы ответы пока не найдены.

Тайна золотой маски

В собраниях Эрмитажа хранятся всего три посмертные античные маски из золота. Одна из них – маска из гробницы Рескупорида. В 1837 году археологи обнаружили в окрестностях Керчи курган, внутри нашли каменный саркофаг с женским скелетом, который предположительно принадлежал не иначе как царице: все тело усыпано бляшками из золота, на голове – золотой венок, лицо скрыто золотой маской. Вокруг саркофага было найдено большое количество ценных вещей, в том числе серебряное блюдо с выбитым именем царя Рескупорида, правителя Боспорского царства. Ученые предположили, что в саркофаге была погребена его жена, но позже засомневались. До сих пор гипотеза о том, что золотая маска скрывала лицо боспорской царицы, не подтверждена и не опровергнута.

Кланяющийся Петр

Ореолом таинственности окружена так называемая «восковая персона» Петра, над которой потрудились отечественные и европейские мастера после кончины императора. Многие посетители утверждали, что собственными глазами видели, как восковой Петр вставал, кланялся, а затем указывал на дверь, видимо, намекая на то, что гостям «пора и честь знать». В XX столетии в ходе реставрации внутри фигуры были обнаружены шарниры, которые позволяли сажать в кресло и ставить фигуру Петра. Однако, никакого механизма, который бы позволял царю самостоятельно двигаться, обнаружено не было. Кому-то доказательства показались неубедительными, кому-то – не захотелось терять очередную красивую легенду. Как бы то ни было, но и сегодня находится немало тех, кто утверждает, будто со «знакомым смотрителем» оказывался в зале именно в тот момент, когда фигура «оживала».

Неповторимые серьги

В сибирской коллекции Петра I можно найти феодосийские серьги, выполненные в древнегреческой технике зерни. Их главным украшением является микроскопическая многофигурная композиция, иллюстрирующая афинские состязания. Мельчайшую зернь, которой усыпана одна из частей украшения, можно разглядеть разве что с помощью лупы. При сильном увеличении обнаруживаются крошечные зерна, которые соединены по четыре и выстроены в ряды – именно эта отделка и подарила феодосийским серьгам всемирную славу. Лучшие мировые ювелиры пытались создать копии феодосийских украшений, но задача оказалась невыполнимой. Ни способ пайки, ни состав припоя, которым пользовались мастера древности, выяснить не удалось.

«Икона безбожного времени»

Один из самых скандальных шедевров – «Черный квадрат» Малевича 1932 года – также можно найти в Эрмитаже. Сам автор трактовал идею как беспредельность, обобщенную в единый знак, называя «Черный квадрат» иконой нового, безбожного времени. Споры об идейном содержании полотна ведутся давно, но с того момента, как картина была выставлена в Эрмитаже, снова и снова обращается внимание на ее «разрушительную» энергетику: одни посетители рядом с ней теряли сознание, другие, напротив, приходили в неистовое возбуждение. Действительно ли мировой шедевр наделен мистической силой, или это очередная попытка «подлить масла в огонь»? На эти вопросы ответить легко, стоит только посетить Эрмитаж.

Редакция

Спецпроект. Наши площадки

Входит в число самых посещаемых художественных музеев мира. По итогам 2016 года, в нём побывали более 4 миллионов человек. Это один из самых значительных, с культурной и исторической точек зрения, музей России. Когда-то сюда попадали лишь избранные, даже Пушкина не сразу пустили, а потом в подвалах музея обустраивали бомбоубежища и за копейки распродавали и раздаривали коллекции “друзьям" советской власти.

Эрмитажи для уединённых экскурсий

История Эрмитажа началась в 1764 году, когда Екатерина II купила коллекцию из 225 картин у берлинского купца Гоцковского. Сначала их разместили в Зимнем дворце. Но императрица вошла во вкус - продолжила покупать картины, скульптуры, монеты.

Висячий сад, Малый Эрмитаж. Фото: hermitagemuseum.org

Всё это богатство нужно было где-то размещать. И по велению императрицы возле Зимнего дворца возвели пристройку - место для уединённого отдыха с парадной, гостиными и оранжереей.Так появился Малый Эрмитаж, в продольных галереях которого разместили работы из той самой приобретённой коллекции. В переводе с французского, эрмитаж - это место уединения, приют отшельника. Собственно, во Франции эрмитажами называли маленькие павильоны при дворцах. И екатерининский Эрмитаж был задуман как место, где императрица и её приближённые смогут в уединении насладиться искусством.

Но задумка переросла себя. Императорская коллекция пополнялась год от года. Например, только в 1769 году были куплены 600 картин саксонского министра Брюля. Одного Малого Эрмитажа для всего этого великолепия было уже недостаточно. И по заказу Екатерины II рядом с Малым Эрмитажем возвели Большой Эрмитаж - трёхэтажное строение, созданное архитектором Фельетоном в стиле классицизма.

Во время правления Екатерины II коллекция Эрмитажа пополнилась творениями Рафаэля, Тициана, Рембрандта, Рубенса, Микеланджело и других мастеров. За границей даже работали специальные агенты, которые скупали произведения искусства для Эрмитажа.

Большой Эрмитаж, зал испанской живописи, конец XIX века.
Фото: pastvu.com

Эрмитажный кот. Фото: жизнь-спб.рф

Говоря об истории Эрмитажа в период Екатерины II, непростительно промолчать о знаменитых эрмитажных котах. Считается, что на территорию Зимнего дворца кошек привезли для того, чтобы они предотвращали размножение крыс. Потом появился Эрмитаж, и хотя его создательница Екатерина не очень любила кошек, она решила их оставить в качестве охранников картинных галерей. Кошки жили в Эрмитаже после революций, при советской власти, особенно пригодились после войны, когда пришлось усиленно бороться с расплодившимися грызунами. Коты обитают в Эрмитаже и по сей день. Правда, в музейные залы им нельзя входить. А в 2016 годы издание “Telegraph” внесло эрмитажных котов в список необычных достопримечательностей, которые нужно увидеть.

Как Эрмитаж стал публичным

Во время правления Александра I собрание Эрмитажа пополнили работы итальянской, фламандской и голландской школ. В эпоху Николая I, который заботился о своём имидже, как бы сейчас выразились, и который увлекался военным делом, в 1826 году была создана Военная галерея 1812 года. Состояла она из портретов генералов, фельдмаршалов, князей, императоров - всех, кто отличился в период войны.

Кстати, именно Николай I превратил Эрмитаж в публичный музей. До этого у простого человека не было никакого шанса попасть туда. Даже Александра Сергеевича Пушкина пустили в Эрмитаж только по рекомендации Жуковского, который был наставником императорского сына.

Военная галерея 1812 года. Фото: pastvu.com

Новый Эрмитаж, 1970-е годы. Фото: pastvu.com

Так вот, в 1852 году состоялось открытие Императорского музея Нового Эрмитажа. Здание Нового Эрмитажа было открыто для посетителей. Но опять же открытость получилась относительной: надо было получить билет в дворцовой конторе, что не каждому оказалось доступным. К тому же для посетителей ввели дресс-код: мундир или фрак.

Новый Эрмитаж, отличавшийся большой роскошью, был первым зданием в России, специально созданным для художественного музея. На первом этаже разместилась коллекция древностей, на втором - картинная галерея. Через тридцать лет посещаемость Эрмитажа достигла 50 тысяч человек в год.

Вторая половина XIX века запомнилась созданием Павильонного зала (один из самых эффектных интерьеров Эрмитажа), парадных интерьеров Большого Эрмитажа, приобретением картин Рафаэля и Леонардо да Винчи, передачей Царскосельского Арсенала (коллекция доспехов и оружия) в Эрмитаж и пополнением музея произведениями русских живописцев.

XX век: распродажа, эвакуация и долгое восстановление

Удивительным образом Эрмитаж не сильно пострадал во время революционных событий. Сотрудники Эрмитажа не стали сопротивляться и заявили о принятии новой власти и о продолжении работы музея. Но от посетителей временно отказались.

Павильонный зал, 1959 год. Фото: pastvu.com

Эвакуация коллекции Эрмитажа, 1917 год. Фото: pastvu.com

Однако в сентябре 1917 года Временное правительство объявило о национализации дворцов и создало комиссию по приёмке ценностей Зимнего дворца, часть коллекции эвакуировали в Москву. А после октябрьской революции Эрмитаж, собственно, как и Зимний дворец, стали государственными музеями. Вернулись ценности, эвакуированные в Москву, вернулись и посетители, вход в течение пяти лет после революции был бесплатным.

Для Эрмитажа 1920-1930 годы выдались противоречивыми. С одной стороны, происходила национализация частных коллекций. Так в музей попали коллекции византийских монет, икон, древних документов, Кушелевская галерея с полотнами Руссо, Декана, Делакруа.

С другой стороны, в это время роль Петербурга, который традиционно считался императорской столицей, хотели уменьшить в пользу новой столицы - Москвы. И этой новой столице тоже нужен был свой большой музей с большой коллекцией произведений искусства. Таким местом стал нынешний Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В итоге в Москву из Эрмитажа передали около 500 картин.

Ударом для Эрмитажа в это время стало буквальное разбазаривание ценностей музея. Огромное количество картин вывезли на европейские аукционы, а советская власть раздаривала коллекции музея иностранным политическим партнёрам или бизнесменам, с которыми им нужно было поддерживать отношения.

Очередное испытание для музея подготовила Великая Отечественная. Как только началась война, из Эрмитажа эвакуировали около миллиона произведений искусства на Урал. Сотрудники музея берегли экспонаты, и ни один из них не пропал за всё время эвакуации.

Опустевшие залы Эрмитажа во время эвакуации, 1941 год.
Фото: pastvu.com

Возвращение произведений искусства из эвакуации в Эрмитаж, 1945 год.
Фото: foto-history.livejournal.com

Но часть коллекций вывезти из Ленинграда не удалось - началась блокада. В Эрмитаже находились подразделения гражданской обороны, а в музейных подвалах - 12 бомбоубежищ. Но музей всё же сильно пострадал от бомбёжек. По окончании войны какие-то залы удалось восстановить в течение нескольких месяцев, а какие-то, пострадавшие от артиллерийских снарядом и бомб, пришлось приводить в порядок несколько лет. Приятным поствоенным подарком стала передача в Эрмитажу более 300 картин Музея нового западноевропейского искусства. Среди этих картин были работы Моне, Гогена, Сезанна, Пикассо, Матисса и других художников.

Эрмитаж бьёт рекорды

В 1988 году Эрмитаж попал в Книгу рекордов Гиннесса в качестве самой большой картинной галереи в мире.

После распада СССР Эрмитаж направил усилия на пополнение своих собраний произведениями XX века. Этому, в какой-то степени, помог международный Клуб Друзей Эрмитажа, основанный в 1996 году для поддержки проектов по реставрации и программ по приобретению новых экспонатов. А в 2006 году запустили проект “Эрмитаж 20/21”, целью которого было привлекать внимание к современному искусству.

Чтобы посмотреть все экспонаты Эрмитажа, надо пройти более 20 км. А если возле каждого экспоната задерживаться хотя бы на минуту, потребуется 11 лет.

Сейчас коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства: живопись, скульптуры, археологические находки, графику и т.д. В Эрмитаже проходят выставки, научные конференции, мастер-классы. В музей выстраиваются огромные очереди (особенно в первый четверг месяца, когда вход бесплатный).

Но одного Петербурга для Эрмитажа оказалось мало, и представительства музея стали открываться в других городах и странах. Например, Центры Государственного Эрмитажа уже есть в Казани, Выборге, Амстердаме, есть филиалы в Лондоне, Венеции.

Очередь в Эрмитаж, 2016 год. Фото: blog.fontanka.ru

Крупнейший и самый значительный художественный и культурно-исторический музей России и мира Государственный Эрмитаж отмечает сегодня 165-летие с того момента, как он был открыт для посещения публики.

История музея началась в 1764 с коллекции произведений искусства, которые приобрела императрица Екатерина II. По разным данным это 317 или 225 ценных картин. Среди них были полотна в основном голландско-фламандской школы первой половины XVII века. Сегодня в Эрмитаже сохранилось, по меньшей мере, 96 из них.

Это собрание размещалось в специальном дворцовом флигеле — Малом Эрмитаже (от фр. ermitage — место уединения, келья, приют отшельника, затворничество). В 1852 году был сформирован и открыт для посещения публики Императорский Эрмитаж.

В 1769 году в Дрездене для Эрмитажа была приобретена богатая коллекция саксонского министра графа Брюля, насчитывавшая около 600 картин, в том числе пейзаж Тициана «Бегство в Египет», виды Дрездена и Пирны кисти Беллотто и пр.

Большие и важные пополнения коллекции были в 1772 и 1779. В этот период стало понятно, что помещения не хватает и архитектор Фельтен строит здание Большого Эрмитажа. В посмертной описи имущества Екатерины 1796 года перечисляются 3996 картин.

В правление Александра I и Николая I закупаются уже не только коллекции, но и отдельные произведения художников, чьи работы отсутствовали в Эрмитаже. Николай I реализовал идею превращения Эрмитажа в публичный музей 17 февраля 1852 года.

До середины XIX века посещать Эрмитаж могли лишь избранные. Так, А. С. Пушкин смог получить пропуск только благодаря рекомендации В. Жуковского, служившего наставником у сына императора. Тогда музей насчитывал богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, русской культуры VIII—XIX веков.

Уже к 1880 году посещаемость музея достигла 50 000 человек в год.

В XIX веке в Эрмитаж начинают систематически поступать произведения русских живописцев. В 1895 году часть произведений русских художников были переданы Русскому музею. В музей передаются материалы археологических раскопок, значительно обогатившие его отдел. К началу XX века в музее хранилось уже тысячи полотен, затем в его коллекции появились и новые произведения искусства. Так Эрмитаж стал центром русского искусствознания и пришла новая эра жизни музея.

После падения императорской власти Эрмитаж претерпел существенные преобразования. Музей значительно обогатился за счет национализированных частных коллекций и собрания Академии художеств. Из основного собрания Зимнего дворца музей получил множество предметов интерьера, а также преподнесенные Надир-Шахом сокровища Великих Моголов.

В результате закрытия Музея нового западного искусства в 1948 г. и очередного перераспределения культурного наследия между музеями Ленинграда и Москвы в Эрмитаж влились части московских собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова. Теперь хронологические рамки коллекции значительно расширились благодаря работам импрессионистов, Сезанна, Ван Гога, Матисса, Пикассо и других художников новых направлений.

Непоправимый урон собранию нанесли распродажи в 1929-34 годах, в результате которых 48 шедевров навсегда покинули Россию. Эрмитаж лишился единственного произведения Ван Эйка, лучших вещей Рафаэля, Боттичелли, Хальса и ряда других старых мастеров.

Во время Великой Отечественной войны основная часть собрания Эрмитажа (более двух миллионов единиц) была эвакуирована на Урал. Подвалы зданий Эрмитажа превратились в бомбоубежища, и как музей он не работал. Однако сотрудники Эрмитажа продолжали вести научную работу и даже устраивать лекции по искусствоведению. Ни один экспонат не был утерян за время войны, и лишь небольшую их часть потребовалось реставрировать.

В начале 1957 года открылся для посетителей третий этаж Зимнего дворца, где были выставлены произведения из Музея нового западного искусства.

Сразу после падения «железного занавеса» Эрмитаж первым из российских музеев объявил о том, что в его запасниках хранятся «трофейные» произведения импрессионистов и неоимпрессионистов, которые с момента окончания войны считались утраченными.

В постсоветское время Эрмитаж стал предпринимать усилия по заполнению лакун в собрании искусства XX века. Был организован Международный фонд друзей Эрмитажа. В 2002 году экспозиция пополнилась одной из версий «Черного квадрата» Малевича. В 2006 году заработал Проект Эрмитаж 20/21, направленный на показ и приобретение современного искусства.

Интересные факты

В Эрмитаже работают коты. В XVIII веке, когда стены Зимнего дворца начали портить крысы, императрица Елизавета Петровна издала «Указ о высылке ко двору котов», согласно которому ей должны были прислать отборных охотников. А Екатерина II пожаловала котам официальный статус: «охранники картинных галерей».

Музей охраняет около 70 котов: их называют «внештатными сотрудниками», каждому выписан свой паспорт, им разрешается передвигаться по всей территории музея, кроме залов. Американка Мэри Эн Эллин, однажды посетившая Эрмитаж с внучкой, даже выпустила детскую книгу, посвященную эрмитажным котам — часть доходов от продаж книги в США была потрачена на уход за животными.

В Эрмитаже был гараж. Император Николай II очень любил автомобили: первую машину он купил в 1905-м, а уже к 1911 году в императорском парке автомобилей было уже около 50 разных марок. Здесь была мойка для машин, бензоколонка и собственная система парового отопления, чтобы автомобили не повредила коррозия. В 1917-м году при разграблении Эрмитажа весь автомобильный парк Николая II исчез.

На осмотр Эрмитажа потребуется 11 лет.Эрмитаж сегодня — один из самых популярных музеев в мире и самый большой на территории России. В нем — более трех миллионов экспонатов, которые представлены в пяти огромных зданиях. Для того, чтобы хотя бы пройти мимо всех произведений искусства, нужно преодолеть 24 километра. А если проводить у каждого около минуты, на прохождение всех залов потребуется 11 лет: и это при условии, что посетитель будет бывать в музее ежедневно по восемь, а то и десять часов.

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге - один из крупнейших художественных и культурно-исторических музеев мира, экспозиция которого расположена более чем в 350 залах пяти связанных друг с другом зданий на Дворцовой набережной Невы: Зимний дворец (1754-1762, арх. Ф.Б. Растрелли), Малый Эрмитаж (1764-1767, арх.

Ж.-Б. Валлен-Деламот), Большой Эрмитаж (1771-1787, арх. Ю.М. Фельтен), Новый Эрмитаж (1839-1852, арх. Л.фон Кленце), Эрмитажный театр (1783-1787, арх. Дж. Кваренги). В состав Государственного Эрмитажа также входят Меншиковский дворец (1710-1720, арх. Дж.-М.Фонтана, И.-Г.Шедель), восточное крыло здания Главного штаба (арх. К.И. Росси) и Фондохранилище. Коллекция Эрмитажа насчитывает около 3 млн экспонатов: 16,783 произведений живописи, 621 274 графических работ, 12 556 скульптур, 298 775 произведений прикладного искусства, 734 400 археологических памятников, 1 125 323 памятников нумизматики, 144 185 прочих экспонатов.

Датой основания музея является 1764, когда императрица Екатерина II приобрела коллекцию в 225 картин у берлинского купца И.Э. Гоцковского, собранную первоначально для прусского короля Фридриха II. Семилетняя война (1756-1763), принесшая Пруссии поражение, вынудила монарха отказаться от этой дорогой покупки. Поэтому Гоцковский, имевший финансовые обязательства перед русским правительством, предложил Екатерине II приобрести картины в счет его долга. Императрица согласилась, оценив возможность нанести удар по самолюбию прусского короля. Собрание, куда входили полотна фламандских, голландских и итальянских художников XVII и положили основание будущего Императорского Эрмитажа.

В 1765 - 1766 по желанию императрицы Екатерины II, рядом с Зимним дворцом архитектор Фельтен возвел двухэтажный корпус, а в 1767 - 1769 на берегу Невы было построен павильон для уединенного отдыха с парадным залом, несколькими гостиными и оранжереей (арх.Ж.-Б. Валлен-Деламот). Эти два корпуса (Северный и Южный), соединенные расположенным на уровне второго этажа висячим садом, получили название Малый Эрмитаж (от франц. ermitage - место уединения). Для дворца производились закупки за границей крупных частных коллекций: Г. Брюля (1769), А. Кроза (1770), Р. Уолпола (1771), библиотеки Вольтера и Дидро.

В 1771 - 1787 по заказу императрицы Екатерины II рядом с Малым Эрмитажем было построено здание Большого Эрмитажа (арх. Ю.М. Фельтен). В 1792 Джакомо Кваренги пристроил к Большому Эрмитажу корпус, в котором разместились Лоджии Рафаэля - близкое к оригиналу повторение знаменитой галереи папского дворца в Ватикане. Переходная галерея соединила новое здание с Северным павильоном Малого Эрмитажа, а арка через Зимнюю канавку - с театром.

В XIX Эрмитаж продолжал приобретать экспонаты и коллекции: из Мальмезонского дворца в Париже, дворца Барбариго в Венеции и др. В 1825 открыта экспозиция русских художников. В 1852 Эрмитаж открыт для посетителей. После Октябрьской революции уже 30 октября 1917 народный комиссар просвещения в Советском правительстве А.В. Луначарский объявил Зимний дворец и Эрмитаж государственными музеями. Коллекция музея в этот период и увеличилась - за счет национализированных частных собраний, и уменьшилась - некоторые шедевры в 1920 - 1930-х были проданы за рубеж. Во время Великой Отечественной войны значительная часть коллекции была вывезена в Свердловск, в 1945 возвращена в Ленинград.

Эрмитаж сегодня

В Эрмитаже работают 8 научных отделов: (Запада, Востока, истории русской культуры, античного искусства и др.), архив, научная библиотека, реставрационные мастерские, научно-техническая экспертиза и др.).

Эрмитаж проводит художественные выставки, организует научные конференции, издает каталоги, альбомы, путеводители, организует археологические экспедиции и т.д. В 1999 был открыт электронный путеводитель по залам музея. В год музей посещают более 2,5 млн человек.

Официальное названия музея

  • Федеральное учреждение культуры «Государственный Эрмитаж», Государственный Эрмитаж (Россия, 190000, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 34)
  • Директор: Михаил Борисович Пиотровский

Памятные даты Эрмитажа

  • 7 декабря (24 ноября по старому стилю), в день Святой Великомученицы Екатерины, Эрмитаж празднует свой день рождения.
  • 8 декабря - Международный день друзей Эрмитажа

Коллекции Екатерины II продолжали пополнять и другие российские императоры. Но в истории Эрмитажа произошло трагическое событие, едва не уничтожившее все его сокровища: 17 декабря 1837 г. в Зимнем дворце вспыхнул пожар. Пламя уже перекидывалось на здания Эрмитажа. Крышу и стены Малого Эрмитажа поливали водой, а переходы, окна и двери, выходящие на Зимний дворец, наспех закладывали кирпичом.

Пожар бушевал три дня, в конце концов от Зимнего дворца остался лишь каменный остов, но остальные дворцовые постройки уцелели. Уже через год с небольшим Зимний дворец был полностью восстановлен и его залы вновь засверкали прежним великолепием. Именно в это время начали строить и Новый Эрмитаж. Фасады его решено было украсить статуями поэтов и ученых разных времен, а могучие атланты из серого гранита, созданные скульптором А.И. Теребеневым, и по сей день держат на своих плечах балкон.

Новый Эрмитаж был задуман как музей, доступный не только для придворной знати, но и для обыкновенных посетителей. Поэтому в нем поместили картины из других зданий Эрмитажа и произведения, специально отобранные в загородных императорских дворцах, а также найденные на юге России во время археологических раскопок скифские и греческие памятники культуры.

Официальное открытие публичного музея, состоявшееся 5 февраля 1852 г., получилось необыкновенно пышным. В Эрмитажном театре дали спектакль, а прямо в музейных залах был устроен роскошный ужин. Разумеется, первые гости музея были далеко не простыми людьми. Да и в дальнейшем пропуска в Эрмитаж выдавала по рекомендации влиятельных людей специальная контора при министерстве императорского двора. Посетителям надлежало приходить в музей во фраках или парадных военных мундирах.

Свободный доступ в Эрмитаж был открыт только в 1863 г., при императоре Александре II.

К 1914 г. музей посещали уже 180 тысяч человек в год. Ну а в наши дни счет идет на миллионы. Сейчас в Эрмитаж любителей прекрасного привлекает не только богатейшее собрание западноевропейского искусства, одно из лучших в мире, но и ни с чем не сравнимые парадные залы Зимнего дворца, отделанные мрамором, позолотой, самоцветами, - Большой, Малахитовый, Фельдмаршальский, Петровский, Георгиевский…

К Георгиевскому залу примыкает знаменитая Военная галерея, сооруженная в 1826 г.

На ее стенах - 300 с лишним портретов генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 г.

По счастью, во время пожара 1837 г. эти картины, как и другие дворцовые ценности, удалось вынести из огня.

Эрмитаж обойти за один день невозможно. Ведь каждый посетитель кроме картин непременно старается увидеть сооруженные при Екатерине II Лоджии Рафаэля - копию знаменитой галереи в Ватикане, расписанной великим итальянским художником Рафаэлем. Особой славой пользуется и Рыцарский зал, где собраны образцы средневекового оружия и доспехов. В Золотой кладовой Эрмитажа хранятся уникальные изделия ювелиров XVI–XIX вв., а также золотые предметы, найденные археологами в скифских курганах и на месте древнегреческих колоний в Причерноморье.

07.03.2018

Государственный Эрмитаж - художественный музей, расположенный в Санкт-Петербурге.

Один из самых крупных и посещаемых в мире. Его коллекция начиналась с картин, собранных Екатериной Великой, а затем увеличилась в тысячи раз. Сейчас музей занимает не только 5 корпусов на Дворцовой набережной Невы, но и еще несколько исторических зданий города. Какие факты из истории создания и современной жизни Эрмитажа можно считать самыми интересными?

  1. Слово «эрмитаж» - французского происхождения и обозначает «место уединения», «келью». Именно так назывался флигель дворца, где хранила свою небольшую коллекцию Екатерина II.
  2. Также «эрмитажами» называли небольшие увеселительные мероприятия, устраиваемые императрицей именно в этом здании, за что оно и получило название Малого Эрмитажа.
  3. В состав современного музея (главного комплекса на Дворцовой набережной) входят также: Зимний дворец, Большой и Новый Эрмитаж.
  4. Большой Эрмитаж (иногда его называют Старым) специально построили в 1771-1787 годах для размещения дворцовых коллекций, когда те перестали помещаться в залах Малого.
  5. Новый Эрмитаж (1842-1851 гг.) стал самым первым в России зданием, специально построенным для публичного музея.
  6. В 1852 году картины стали доступны для просмотра всем желающим, а раньше галереи могли посещать только избранные, по специальному разрешению.
  7. Гигантские гранитные статуи атлантов на крыльце (портике) у входа в Новый Эрмитаж по проекту не должны были поддерживать свод, эта роль отводилась балкам, которые просто соединялись со статуями. Однако из-за осадки главной части здания и деформаций портика нагрузка приходится и на атлантов тоже.
  8. Первые трещины на телах атлантов заметили в 1909 г., их причиной считают ненадежные грунты в основании здания и, как следствие, подвижки и оседание. В 2010 году было проведено полное обследование статуй самыми современными методами, но проект их спасения от дальнейшего разрушения до сих пор не утвержден.
  9. Коллекционирование картин в XVIII веке и позднее было модным увлечением для императорских домов, а перечень экспонатов часто отражал их личные вкусы и моду. Например, Екатерина II предпочитала работы фламандских, голландских, французских и итальянских мастеров.
  10. Пополнения коллекции происходили не столько за счет единичных приобретений, сколько «крупными партиями», когда приобреталось целое собрание какого-то известного европейского ценителя живописи.
  11. Помимо картин для музея покупались скульптуры, резные камни и даже библиотеки.
  12. После смерти Екатерины самыми активными продолжателями ее дела стали Александр I и Николай I, дополнившие коллекцию множеством ценнейших экспонатов.
  13. В XX веке самые большие поступления в фонды музея происходили в результате национализации собственности после революции.
  14. Во время Великой Отечественной войны в здании располагалось бомбоубежище, а экспонаты эвакуировали за Урал.
  15. Послевоенные трофеи из Берлина выставлялись в Эрмитаже только до 1958 г., после чего были возвращены в ГДР.
  16. Коллекция Эрмитажа не всегда пополнялась, в истории были и потери. В начале 30-х гг. 48 шедевров мирового значения и несколько сотен других ценных экспонатов были заграницу проданы для пополнения государственной казны.
  17. Бриллиантовая комната - коллекция императорских регалий и драгоценностей, собираемая со времен правления Петра I - также была увезена из Эрмитажа, но не в другую страну, а в Алмазный фонд Московского Кремля. Она стала основой для создания этого музея.
  18. Самыми главными произведениями искусства, выставляемыми в Эрмитаже, считаются: «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, «Даная» и «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Кающаяся Мария Магдалина» Тициана, «Дама в голубом» Гейнсборо, «Портрет актрисы Жанны Самари» Ренуара, «Дама в саду» Моне и т.д.
  19. Кроме картин в Эрмитаже можно увидеть знаменитые скульптуры («Вечная весна» Родена), легендарные золотые часы «Павлин», подаренные Екатерине II Потемкиным и до сих пор работающие, египетскую мумию жреца и многое другое.
  20. Всего в коллекции Эрмитажа более 1 млн. экспонатов прикладного и изобразительного искусства, не считая оружия, археологических, нумизматических и других предметов.
  21. У музея есть своя официальная гостиница с роскошными интерьерами и интернет-магазин, где продаются не только сувениры и репродукции, но и оригинальные предметы декора, украшения и т.д.

Современный Эрмитаж - крупный культурный центр, где ведется, в том числе, и научно-исследовательская работа.

У музея есть партнеры по всему миру, проводятся выездные выставки, планируется создание реставрационно-хранительского центра и Музея геральдики в историческом здании Биржи на стрелке Васильевского острова.

17 февраля 1852 года Эрмитаж торжественно открыл свои двери для публики - теперь каждый год его посещает больше трех миллионов человек со всего мира. Расскажем несколько интересных фактов об одном из самых популярных музеев планеты!

В ЭРМИТАЖЕ ОФИЦИАЛЬНО РАБОТАЮТ КОТЫ

Еще в XVIII веке, когда стены Зимнего дворца начали портить крысы, императрица Елизавета Петровна издала «Указ о высылке ко двору котов», согласно которому ей должны были прислать отборных охотников. А Екатерина II пожаловала котам официальный статус: «охранники картинных галерей». Сегодня музей охраняет около 70 котов: их называют «внештатными сотрудниками», каждому выписывают свой паспорт и позволяют передвигаться по всей территории музея, кроме залов. Эти «охранники» - настоящая легенда Эрмитажа: им шлют подарки из разных стран мира, о них пишут статьи и снимают фильмы.

Американка Мэри Эн Эллин, однажды посетившая Эрмитаж с внучкой, даже выпустила детскую книгу, посвященную эрмитажным котам - часть доходов от продаж книги в США была потрачена на уход за животными.

ПОПАСТЬ В ЭРМИТАЖ КОГДА-ТО НЕ МОГ ДАЖЕ ПУШКИН

Эрмитаж возник как частное собрание Екатерины II - после того, как она приобрела коллекцию из 255 работ голландских и фламандских художников. Картины разместили в тихих апартаментах дворца, отсюда и название Эрмитаж (с французского - место уединения, келья, приют отшельника). Коллекция постепенно разрасталась, но вплоть до середины XIX века музей был местом для избранных: посетить его можно было только по специальному пропуску. Даже Александру Пушкину для этого пришлось искать протекцию: помог поэт Жуковский, воспитатель царских детей. Внук Екатерины II, император Николай I, позволил Пушкину посетить Вольтеровскую библиотеку - знаменитое собрание книг философа, читать которые (а уж тем более делать выписки) было строжайше запрещено. Сам Николай I, кстати, тоже любил гулять по музею в одиночестве и даже запретил слугам обращаться к нему в это время по бытовым вопросам. Однако, именно он в 1852 году и сделал музей публичным, и к 1880-му Эрмитаж посещали уже около 50 000 человек в год.

ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ ЭРМИТАЖ БЫЛ БОМБОУБЕЖИЩЕМ

22 июня 1941 года, сразу же после начала Великой Отечественной войны, экспонаты музея начали отправлять в эвакуацию: Леонардо Да Винчи, Рафаэль, Тициан, Рембрандт - работы великих художников упаковывали круглосуточно, сотрудники музея даже спали в залах. Основную часть собрания - около двух миллионов экспонатов - удалось увезти, за остальными присматривали сотрудники уже во время бомбежек. В подвалах Эрмитажа организовали 12 бомбоубежищ: заложили окна кирпичом, навесили железные двери, сколотили топчаны. Здесь жили не только работники музея, но и преподаватели Академии наук, художники (они и зафиксировали атмосферу блокады в своих рисунках), их семьи. Здесь же, под темными сводами, был стационар на 100 коек. А сотрудники музея в перерывах между артобстрелами продолжали вести научную работу: ученый Борис Пиотровский, долгие годы возглавлявший Эрмитаж, написал здесь свою книгу о древнем городе Кармир-Блуре.

В ХРАНИЛИЩАХ ЭРМИТАЖА ЕСТЬ СЕКРЕТНЫЕ ШЕДЕВРЫ

Конечно, рассказы о «бездонных хранилищах» Эрмитажа не имеют отношения к реальности, но периодически публике действительно представляют картины, о существовании которых никто не знал (иногда даже сами сотрудники музея). Так, например, в 60-х картину известного голландского художника Хендрика Голциуса «Вакх, Церера, Венера и Купидон» буквально нашел голландский искусствовед. Он пил чай в подсобке с сотрудниками музея и увидел, что под шкафом валяется какой-то лист. Это оказался холст, приобретенный Екатериной II еще в 1772 году - находку отправили на реставрацию и вернули в экспозицию музея. Говорят, с тех пор каждый сотрудник очень внимательно смотрит по сторонам в надежде найти шедевр. Впрочем, иногда о «секретных» картинах в хранилищах всем известно, но для публики они открываются много лет спустя: в 1995-м году, например, на экспозиции «Неведомые шедевры» представили 74 работы импрессионистов и постимпрессионистов - Ренуара, Мане, Писсарро, Моне, Дега, Ван Гога - все картины были вывезены из Германии еще в 1945 году и с тех пор хранились под замком.

В СТЕНАХ ЭРМИТАЖА ВИДЯТ ОЖИВШИЕ ЭКСПОНАТЫ

Легенды об Эрмитаже - целый пласт в петербургской мифологии: они повествуют о призраках, гуляющих по залам, об оживающих экспонатах и мистических случаях. Одна из самых известных таких историй - о кланяющемся Петре I. По слухам, восковая фигура императора встает, кланяется и указывает посетителям на дверь. Интересно, что внутри куклы действительно есть шарниры, позволяющие ставить ее и сажать в кресло - это и дает большой простор для фантазии. А для тех, кто любит сюжеты пострашнее, есть история про один из экспонатов в зале Древнего Египта - скульптуру львиноголовой богини Сахмет, которая была крайне кровожадной и хотела стереть с земли весь род людской. Один раз в году, якобы в полнолуние, на коленях богини Сахмет появляется красноватая лужа, похожая на лужу крови. Ее замечают только служители, а к моменту появления первого посетителя «кровь» высыхает.

НА ПОЛНЫЙ ОСМОТР ЭРМИТАЖА НУЖНО ПОТРАТИТЬ 11 ЛЕТ

Эрмитаж сегодня - один из самых популярных музеев в мире и самый большой на территории России. В нем - более трех миллионов экспонатов, которые представлены в пяти огромных зданиях. Для того, чтобы хотя бы пройти мимо всех произведений искусства, нужно преодолеть 24 километра. А если проводить у каждого около минуты, на прохождение всех залов потребуется 11 лет: и это при условии, что посетитель будет бывать в музее ежедневно по восемь, а то и десять часов.

Эрмитаж обокрали свои: музейные «оборотни» унесли произведения искусства стоимостью более 130 миллионов рублей


Сергей Андреев
Фото Замира Усманова, Андрея Кульгуна


Модное слово «оборотень» обрело на прошлой неделе еще один смысл. В грандиозной краже 221 экспоната из фондов главного музея страны обвиняют не уголовников с улицы, а самих музейных сотрудников. Ошарашенный происшествием директор Эрмитажа Михаил Пиотровский заявил, что принцип «презумпции невиновности сотрудников музея» больше не действует. Если раньше считалось, что музейщик ни при каких обстоятельствах не может причинить вреда собственному хранилищу, то теперь утверждается обратное. Практически все пропавшие экспонаты - памятники ювелирного и иконописного искусства XV - XIX веков. В руках воров оказались 107 икон, 10 крестов-мощевиков, 8 серебряных чаш-потир, пасхальные яйца мастерской Карла Фаберже, столовое серебро, настольные фигурки животных из драгоценных материалов, портсигары из серебра и золота, часы, усыпанные драгоценными камнями, рамки для фотографий, пудреница, принадлежавшая одной из российских императриц, и ее же зеркальце в серебряной рамке.

Злосчастное хранилище уже неоднократно осматривали высокопоставленные сотрудники ГУВД Петербурга, в том числе представители девятого, так называемого «антикварного» отдела, а также специалисты из Москвы. Никаких результатов ни те ни другие добиться пока не смогли. Начальник службы музейной безопасности Эрмитажа Александр Хожаинов заявил, что основная цель поисковой группы - попытаться хотя бы точно определить дату хищения. Большая часть пропавших экспонатов выставлялась крайне редко. Например, некоторые из пропавших предметов в последний раз экспонировались в 2000 году. При этом среди украденных раритетов есть и такие, которые сотрудники Эрмитажа видели и держали в руках 30 и более лет назад. Ни Хожаинов, ни Михаил Пиотровский не исключают, что вещи могли быть похищены не за один раз. Преступление могло растянуться на десятилетия.

Но это далеко не все, что поражает в этой истории. Оказывается, сами музейщики узнали о том, что ценнейшие экспонаты делись неизвестно куда еще… прошлой осенью. Хранитель же, ответственный за пропавшие экспонаты, и вовсе скончался на рабочем месте. И сотрудники пресс-службы Эрмитажа, и глава службы музейной безопасности отказались назвать имя умершей хранительницы, ссылаясь на тайну следствия. Выяснить его, а также узнать, что на данный момент покойная является основным подозреваемым в краже, удалось лишь у сотрудников милиции, пожелавших сохранить инкогнито.

В общей сложности в Эрмитаже 46- летняя Лариса Алексеевна Завадская отработала около 30 лет. Последние 15 лет она являлась старшим научным сотрудником отдела истории русской культуры - хранителем фонда ювелирных изделий. Она же длительное время сотрудничала с органами ФСБ. В середине октября прошлого года Завадская, человек, который последним держал пропавшие экспонаты в руках и лично составлял их каталог, умерла прямо на рабочем месте. В конце дня Лариса Алексеевна стала собираться домой, позвонила мужу, сказала, что выходит через 15 минут. Далее женщина села к компьютеру и через несколько мгновений уткнулась в клавиатуру. По словам врачей «скорой помощи», умерла она мгновенно. Официальная причина смерти - тромб в сердце.

По странному совпадению, именно в эти октябрьские дни решался вопрос о передаче экспонатов русского отдела Эрмитажа другим, более молодым хранителям. Если к Ларисе Завадской руководство музея не имело никаких претензий, то возраст ее напарницы (76 лет) смущал. Тогда же выяснилось, что некоторых предметов в коллекции не хватает. Масштабы пропажи стали известны лишь после смерти Ларисы Завадской, но и тут музейное руководство не спешило бить тревогу. «То, что какого-то экспоната нет на полке, еще не означает его исчезновения, - объяснял Михаил Пиотровский журналистам. - Единица хранения может попасть в другой фонд, ведь у нас более трех миллионов экспонатов, к реставраторам или в фотолабораторию. Лишь по окончании тотальной инвентаризации мы составили соответствующий акт и сообщили куда следует». Доступ в фонды, где хранились пропавшие экспонаты, имели всего три человека, включая покойную Завадскую.

«Это удар в спину Эрмитажу и всему музейному сообществу, - сокрушается Михаил Пиотровский. - И свидетельство глубокого несовершенства системы хранения, построенной на презумпции невиновности музейщиков».

Максимальная зарплата хранителя музея равна 15 тысячам рублей. Обеспечить себе, а заодно и внукам безбедную старость любой из сотрудников, которые с трудом вписываются даже в понятие «среднего класса», мог, прикарманив любую, даже самую небольшую вещицу. Вынести же ее из Эрмитажа не составит никакого труда. Сотрудников музея не только не обыскивают, но даже не заставляют пройти через рамку металлоискателя.

Грандиозное хищение стало шоком для всех, руководство музея задумалось о новых средствах обеспечения безопасности, вплоть до нанесения на экспонаты изотопных меток. Стражи порядка бьются над вопросом о том, куда могли уйти раритеты. Версии разнообразные - от вывоза за границу (список и фото похищенных ценностей переданы в Интерпол) до той, по которой все вещи спрятаны вором в самом Эрмитаже и будут вынесены после того, как уляжется шум.

Проблема хищений из фондов музея сложна и многогранна. Достоянием общественности становятся лишь громкие случаи: в 2001 году в том же Эрмитаже не найденные до сих пор воры средь беда дня вырезали из рамы и унесли картину Жана Леона Жерома «Бассейн в гареме». Воровать же из запасников музея можно практически безнаказанно. Любопытна в этом отношении история с проверкой Эрмитажа Счетной палатой в марте 2000 года. Аудиторы потребовали у музейщиков предъявить 50 экспонатов, по документам хранящихся в фондах. Список составлялся по случайному принципу. Комиссии смогли продемонстрировать всего 3 экспоната, еще 19 отыскали уже по окончании проверки. Куда делись остальные, рассказать никто и не смог. Та же проверка выявила, что на 2000 год 220 тысяч экспонатов не были закреплены за материально ответственными лицами вообще. А 200 единиц хранения числились за уволенными или умершими сотрудниками.

P.S. На прошлой неделе были найдены целых два экспоната из похищенной коллекции. О находке иконы «Собор Всех Святых» ГУВД Санкт-Петербурга сообщило сухо: образ обнаружен в помойном баке около дома 21 по улице Рылеева. Аноним якобы проинформировал об этом по «02». Неофициальная версия такова: как только был озвучен список пропавшего, в «антикварный» отдел ГУВД (по странному совпадению, он рядом с домом 21 по улице Рылеева) явился коллекционер с «Собором Всех Святых» в руках. Петербуржец заявил, что приобрел икону у частного лица аж в 2001 году. Второй экспонат - церковная чаша - отыскался в прошлую пятницу в Москве у известного антиквара, который добровольно сдал его властям.

Досье «Огонька»

Государственный Эрмитаж сегодня - это более чем 3 млн экспонатов, половина из которых попадают под категорию «особо ценные». Из них 300 тысяч - «русская коллекция», 600 тысяч - собрание западноевропейского искусства, 1500 - галерея драгоценностей, свыше миллиона - отдел нумизматики и т д. С учетом отказа от принципа презумпции невиновности сотрудников музея под подозрением практически все лица, имеющие отношение к «русскому» отделу Эрмитажа. Кстати, отдел истории русской культуры самый молодой отдел музея, он основан в апреле 1941 года. На данный момент в нем 34 сотрудника, из которых двое - доктора наук и 13 кандидатов. Экспозиция, разработанная отделом, занимает 50 залов.

Михаил Пиотровский - это первая крупная неудача 61- летнего директора Эрмитажа за 14 лет его руководства музеем. Пиотровский - доктор исторических наук, крупнейший востоковед, один из самых обласканных Путиным деятелей культуры. Пиотровский - председатель Совета культуры при президенте, некоторое время он даже возглавлял совет директоров ОРТ, президент Всемирного клуба петербуржцев.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png