С творчеством Паустовского мы сталкиваемся, еще обучаясь в школе. Хочется и сейчас окунуться хоть немного в биографию этого удивительного и талантливого человека. Частями она описана им в автобиографической трилогии «Повесть жизни». Вообще все произведения Паустовского основаны на его личном жизненном наблюдении и опыте, и поэтому, читая их, знакомишься со множеством интереснейших фактов. Судьба у него была нелегкая, как и у каждого гражданина той сложной и противоречивой эпохи. Больше всего почитают как автора многочисленных детских рассказов и художественной прозы.

Биография

Биография Паустовского началась 31 мая 1892 года, когда будущий писатель появился на свет. Родился он в Москве, в семье статиста железной дороги Георгия Максимовича Паустовского. Маму звали Марией Григорьевной Паустовской. По отцу его родословная ведет к старинному роду казацкого гетмана П. К. Сагайдачного. Его дед был казацким чумаком, который и привил внуку любовь к своему национальному фольклору и природе. Дед воевал в русско-турецкую, был в плену, откуда вернулся с женой, турчанкой Фатимой, которая покрестилась в России под именем Гонораты. Поэтому в жилах писателя течет и украинско-казацкая, и турецкая кровь.

Жизнь и творчество

Практически все свое детство он провел на Украине, а в 1898 году переехала туда и вся его семья. Паустовский всегда благодарил судьбу за то, что вырос на Украине, она-то и стала ему той светлой лирой, с которой писатель никогда не расставался.

В семье Паустовских было четверо детей. Когда отец бросил семью, Константин был вынужден оставить учебу в школе, потому что ему нужно было помогать матери.

Дальнейшая биография Паустовского показывает, что образование он все-таки получил, проучившись в классической гимназии Киева. После в этом же городе он поступил в университет на историко-филологический факультет. Через некоторое время он перевелся в Московский университет и учился там на юридическом факультете, чтобы тем самым дополнить свое образование. Но тут началась Первая мировая.

Паустовский: рассказы

Свое творчество писатель начинает с рассказа «На воде», позже его напечатают в киевском журнале «Огни». Во время войны Паустовский имел право не принимать участия в ней, так как два старших брата уже воевали. Поэтому он остался работать в тылу и стал вожатым на трамвае, потом санитаром в военном поезде, на котором проездил в 1915 году по Белоруссии и Польше.

После революции 1917 года он начинает карьеру В этот же период начинается уже гражданская война, и писатель оказывается сначала в рядах петлюровцев, но затем переходит на сторону Красной Армии.

После войны Константин Паустовский путешествует по югу России. Некоторое время живет в Одессе, работая в газете «Моряк». Там он знакомится с такими известными писателями, как И. Бабель, С. Славин, И. Ильф. Работает на заводах в Таганроге, Екатеринославле, Юзовске. И в это же время он пишет свою первую объемную повесть «Романтики», которая, правда, выйдет в печать только в 1930 году.

А потом он переезжает на Кавказ и живет в Сухуми, Батуми, Баку, Тбилиси и Ереване. В 1923 году он уже в Москве, где устраивается редактором «РОСТА». Здесь начинают широко печататься произведения Паустовского.

В 1928 году вышел сборник его произведений «Встречные корабли». В 30-х Паустовский активно печатается в газете «Правда» и в других журналах.

Паустовский: повести

Но свои путешествия он продолжит и поедет по стране, чтобы отразить ее жизнь в своих произведениях, которые принесут ему известность как писателю.

В 1931 году выходит знаменитая повесть «Кара-Бугаз», которую написал Паустовский. Рассказы один за другим начинают выходить из-под его пера. Это и «Судьба Шарля Лонсевиля», и «Колхида», и «Черное море», и «Северная повесть», и т. д. Он также напишет много других произведений о Мещерском крае и повести «Созвездие гончих псов», «Орест Кипренский», «Тарас Шевченко», «Исаак Левитан» и др.

В годы Второй мировой он работает военкором. После ее окончания разъезжает между Москвой и Тарусом (Калужская область). Его награждают орденом Трудового Красного Знамени и орденом Ленина. В 50-х годах он отправляется в тур по Европе.

Паустовский скончался в Москве в 1968 году, 14 июля. Однако он был похоронен на кладбище в Тарусе.

Личная жизнь писателя

Со своей первой женой Константин Паустовский познакомился в Крыму, и ее звали Екатерина Степановна Городцова. Они повенчались в 1916 году. У них родился сын Вадим, но через двадцать лет пара распалась.

Его вторая жена, Валишевская-Навашина Валерия Владимировна, была сестрой известного польского художника. Они сыграли свадьбу в конце 30-х годов, но через довольно долгое время опять был развод.

Биография Паустовского свидетельствует, что у него была и третья жена - очень молодая и красивая актриса Татьяна Алексеевна Евтеева-Арбузова, которая подарила ему сына Алексея.

Высказывания писателя

Любое высказывание о языке писателя Паустовского говорит о том, что он был великим мастером русского слова, с помощью которого мог «зарисовывать» великолепные пейзажи. Таким образом, он прививал детям и учил их видеть то прекрасное, что их окружает. Константин Паустовский также сильно повлиял на развитие советской прозы.

За рассказ «Телеграмма» сама кинозвезда публично встала перед ним на колени и поцеловала ему руку. Его даже номинировали на Нобелевскую премию, которую в итоге получил Шолохов.

Очень любопытны где он, например, говорил, что по отношению человека к родному языку можно точно судить не только о его культурном уровне, но и четко представить его гражданскую позицию. Невозможно не согласиться с его изречением, в котором он говорил, что нет ничего такого в нашей жизни, что невозможно было бы передать русским словом. И тут он прав: в действительности русский - богатейший язык мира.

Память потомков

Биография Паустовского такова, что по отношению к власти он имел достаточно принципиальную позицию, но ему не пришлось отсиживать сроки в лагерях и тюрьмах, наоборот, власть вручала ему государственные награды.

В честь памяти писателя его именем была названа библиотека №2 в Одессе, и в этом же городе в 2010 году ему был открыт первый памятник. В 2012 году, 24 августа, открыт еще один памятник в Тарусе, на берегу реки Оки, где он изображен вместе со своей любимой собакой по кличке Грозный. Именем писателя названы улицы таких городов, как Москва, Одесса, Киев, Тарус, Таганрог, Ростов-на-Дону, Днепропетровск.

В 1958 году вышел его шеститомник полного собрания сочинений тиражом в 225 тысяч экземпляров.

Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968 гг) родился и умер в Москве, но провел детство и юность в Киеве. Семья писателя интернациональна - украинско-польско-турецкая. Дед по отцу, украинский казак, женился на турчанке. Бабка со стороны матери - из рода польских шляхтичей. В семье кроме Константина было еще трое детей: два старших сына и дочь. Старшие братья писателя погибли в один день на Первой мировой войне, в разных местах фронта.

Очерк жизни и творчества

В детстве Паустовского увлекали мечты о дальних странах. Он подолгу рассматривал географические карты, выискивая на них места, где бы ему хотелось побывать. Дядя по матери был путешественником и немного авантюристом. Участвуя в разных войнах и стычках (например, в Африке воевал на стороне буров против колонистов), он привозил разные байки, которые на мальчика производили большое впечатление. Неудивительно, что повзрослев, Паустовский сам стал неутомимым «странником земли».

Будущий писатель получил среднее образование в знаменитой Первой киевской гимназии, из которой вышли многие ученые, конструкторы, литераторы и философы.

Первым литературным опытом школьника стали стихи, во многом подражательные. Позже Паустовский пропросил Бунина оценить свое поэтическое творчество, на что получил рекомендацию оставить поэзию и заняться прозой. Первым опубликованным в журнале рассказом стал «На воде» (1912), его написал уже студент.

Становлению писателя, как это нередко и бывает, способствовали грандиозные события, которые происходили в стране и в воронку которых он оказывается втянут. Первую мировую войну юноша встретил патриотическим порывом и, несмотря на плохое зрение, пошел служить в полевой госпиталь. Паустовский переезжает в Москву к матери и сестре в 1914 году и возвращается сюда же с фронта. Работает репортером в газетах. После начала гражданской войны вся семья возвращается на Украину. Здесь молодого человека сначала мобилизуют в украинскую белогвардейскую армию, затем в Красную армию.

После окончания гражданской войны много путешествовал по югу России, Кавказу, бывал в Персии. Паустовский жадно впитывал жизненные впечатления, ловил и запоминал картины природы, собирал образы - их читатель встретит в позних произведениях автора. Писал немного, в основном очерки и небольшие рассказы, некоторые были изданы в 1925 году и составили сборник «Морские наброски». Был начат роман «Романтики». Произведения этого времени отличает некоторая расплывчатость образов, идей и мыслей. Писатель слишком восторжен, чтобы увидеть суть происходящего. Однако красивый литературный слог уже показывает будущего мастера слова.

(Константин Паустовский с Владимиром Луговским )

В Москуву возвращается в 1923 году и начинает печататься - собранные впечатления требуют перенесения на бумагу. Первым професиональным литературным трудом считается повесть «Кара-Бугаз» (1933). Это - о преобразователях природы, осушающих малярийные болота, возводящих в пустынях города. Паустовский не кривил душой, восхищаясь великими «романтиками», меняющими мир - он горд, что является свидетелем преобразований великой страны. Повесть была замечена читателями и критиками, высоко оценена М. Горьким и Р. Ролланом.

Паустовский, как талантливый мастер художественного слова, окончательно находит свое признание в описании и трогательном восхищении красотой природы. Во второй половине 30-х годов был написан сборник рассказов «Мещерская сторона». Писатель стал «персональным художником» этого уголка России. Он по многу месяцев жил в Мещере и писал о ней до конца своих дней.

В годы Великой Отечественной войны Паустовский начал свой самый грандиозный проект - цикл автобиографических произведений, в которых запечатлена история страны первой половины-середины ХХ столетия. Произведения последних двадцати лет жизни писателя так или иначе имеют автобиографическую принадлежность. В том числе одно из самых глубоких по мысли, красивых произвендений «Золотая роза» (1956). Цикл художественной автобиографии составляют «Повесть о жизни» (1945 и 1955 гг), «Начало неведомого века» (1957), «Время больших ожиданий» (1959), «Бросок на юг» (1960) и «Книга скитаний» (1963). Писатель хотел завершить рассказ 50-ми годами века, но не успел. Умер К. Г. Паустовский 14 июля 1968, похоронен в Тарусе.

ПАУСТОВСКИЙ Константин Георгиевич , русский писатель, мастер лирико-романтической прозы, автор произведений о природе, исторических повестей, художественных мемуаров.

Жизненные университеты

Паустовский родился в семье чиновника Управления Юго-Западной железной дороги, окончил гимназию. В 1911-13 учился в Киевском университете на естественно-историческом факультете, затем на юридическом факультете Московского университета. Юность писателя не была благополучной: уход отца из семьи, нищета матери, слепота сестры, затем гибель двух братьев во время Первой мировой войны.

Революция, которую он принял радостно, быстро рассеяла первоначальный романтический восторг. Жажда свободы и справедливости, вера в то, что вслед за ней откроются невиданные возможности для духовного роста личности, для преобразования и развития общества, - все эти прекраснодушные мечты столкнулись с суровой реальностью насилия и деградации прежней культуры, разрухи и энтропии человеческих отношений, которые Паустовский, по свидетельству мемуаристов, сам мягкий, отзывчивый, старомодно интеллигентный, мечтал видеть совсем иными.

В 1914-1929 Паустовский пробует разные профессии: кондуктор и вожатый трамвая, санитар на фронте Первой мировой войны, репортер, учитель, корректор и т.д. Он много ездит по России.

В 1941-1942 отправляется на фронт военным корреспондентом ТАСС, публикуется во фронтовой газете Во славу Родины, в газетах Защитник Родины, Красная звезда и др.

Романтика

Начинал Паустовский именно как романтик. Большое влияние на его творчество оказал А. Грин.

Первый рассказ Паустовского На воде был опубликован в киевском журнале "Огни" в 1912. В 1925 он выпустил первую книгу Морские наброски. В 1929 становится профессиональным писателем. В том же году вышел его роман "Блистающие облака".

Постранствовав по стране, повидав смерти и страдания, сменив ряд профессий, Паустовский тем не менее остался верен романтике - как и прежде, он мечтал о жизни возвышенной и яркой, а поэзию считал жизнью, доведенной до полного выражения.

Писателя тянуло к фигурам героическим или неординарным, преданным либо идее искусства, как художники Исаак Левитан или Нико Пиросманашвили, либо идее свободы, как безвестный французский инженер Шарль Лонсевиль, оказавшийся в русском плену во время войны 1812 года. И характеризуются эти персонажи обычно через их отношение к книгам, картинам, к искусству.

Именно творческое начало в личности больше всего притягивало писателя.

Поэтому многие наиболее близкие автору герои - именно творцы: художники, поэты, писатели, композиторы... Счастливо одаренные, они, как правило, несчастливы в жизни, даже если в конце концов добиваются успеха. Драма творческой личности, как показывает Паустовский, связана с особой чувствительностью художника к любому нестроению жизни, к ее равнодушию, она - оборотная сторона обостренного восприятия ее красоты и глубины, тоски по гармонии и совершенству.

Странничество (многие его герои - странники) для Паустовского по-своему тоже творчество: человек в соприкосновении с незнакомыми местами и новой, дотоле неведомой красотой открывает и в себе неведомые ранее пласты чувств и мыслей.

Рождение легенды

Мечтательство - неотъемлемая черта многих героев раннего Паустовского. Они создают свой самостоятельный мир, отделенный от скучной действительности, сталкиваясь же с ней лицом к лицу часто терпят поражение. Многие ранние сочинения писателя (Минетоза, 1927; Романтики, писались в 1916-23, опубл. 1935) отмечены экзотикой, туманной дымкой таинственности, имена его героев необычны (Чоп, Метт, Гарт и др.). Во многих произведениях Паустовского как бы рождается легенда: реальность украшается выдумкой, фантазией.

Со временем Паустовский отходит от отвлеченной романтики, от завышенных притязаний героев на исключительность. Следующий период его литературной деятельности может быть охарактеризован как романтика преобразовательства. В 1920-30-е Паустовский много ездит по стране, занимается журналистикой, публикует очерки и репортажи в центральной прессе. И в итоге пишет повести Кара-Бугаз (1932) и Колхида (1934), где все та же романтика получает социальный акцент, хотя и здесь мотив надвременного, общечеловеческого стремления к счастью является главным.

Кара-Бугаз и другие произведения

Вместе с повестью Кара-Бугаз к писателю приходит известность. В повести - о разработке залежей глауберовой соли в заливе Каспийского моря - романтика претворяется в борьбу с пустыней: человек, покоряя землю, стремится перерасти себя. Писатель сочетает в повести художественно-изобразительное начало с остросюжетностью, научно-популяризаторские цели с художественным осмыслением разных людских судеб, столкнувшихся в борьбе за оживление бесплодной, иссушенной земли, историю и современность, вымысел и документ, впервые достигая многоплановости повествования.

Для Паустовского пустыня - олицетворение разрушительных начал бытия, символ энтропии. Впервые писатель касается с такой определенностью и экологической проблематики, одной из главных в его творчестве. Все больше писателя привлекает будничность в ее самых простых проявлениях.

Именно в этот период, когда советская критика приветствовала индустриальный пафос его новых произведений, Паустовский пишет также рассказы, простые по сюжету, с полнозвучным и естественным звучанием авторского голоса: Барсучий нос, Кот-ворюга, Последний черт" и другие, вошедшие в цикл Летние дни (1937), а также повести о художниках ("Орест Кипренский" и "Исаак Левитан", обе 1937) и повесть "Мещорская сторона" (1939), где его дар изображения природы достигает наивысшего расцвета.

Эти произведения сильно отличаются от его парадных новелл вроде Доблести и Поводыря, где писатель старался показать идеал как нечто уже существующее, патетика перехлестывала через край, идеализация оборачивалась пресловутой лакировкой действительности".

Поэзия прозы

В творчестве Паустовского именно поэзия становится доминантой прозы: лиризм, недоговоренность, нюансы настроения, музыкальность фразы, мелодика повествования - в них обаяние подчеркнуто традиционного стиля писателя.

Повесть о жизни

Главными в последний период творчества Паустовского стали автобиографическая "Повесть о жизни" (1945-63) - история поиска автором-героем самого себя, смысла жизни, наиболее полнокровных связей с миром, обществом, природой (охватывает период от 1890-х гг. до 1920-х годов) и "Золотая роза" (1956) - книга о труде писателя, о психологии художественного творчества.

Именно здесь писатель находит оптимальный для себя синтез наиболее близких ему жанров и художественных средств - новелла, эссе, лирическое отступление и т. д. История здесь проникнута глубоко личным, выстраданным чувством, сконцентрирована обычно вокруг творчества и нравственных исканий личности. Легенда вполне органично встраивается в ткань повествования как закономерный элемент художественной структуры.

Дед писателя Максим Григорьевич Паустовский был солдатом, а бабушка Гонората до принятия христианства носила имя Фатьма, и была турчанкой. По воспоминаниям Константина Паустовского его дед был кротким синеглазым стариком, любившим петь надтреснутым тенором старинные думки и казацкие песни, и рассказывавшим много невероятных, а подчас и трогательных историй «из самой что ни на есть происшедшей жизни».

Отец писателя Георгий Паустовский был железнодорожным статистиком, за которым среди родственников установилась слава легкомысленного человека, с репутацией фантазера, который, по словам бабушки Константина, «не имел права жениться и заводить детей». Он происходил из запорожских казаков, переселившихся после разгрома Сечи на берега реки Рось около Белой Церкви. Георгий Паустовский долго не уживался на одном месте, после службы в Москве жил и работал в Пскове, в Вильно и позже осел в Киеве, на Юго-Западной железной дороге. Мама писателя Мария Паустовская была дочерью служащего на сахарном заводе, и обладала властным характером. Она очень серьезно относилась к воспитанию детей, и была убеждена, что только при строгом и суровом обращении с детьми можно вырастить из них «что-нибудь путное».

У Константина Паустовского были два брата и сестра. Позже он о них рассказывал: «Осенью 1915 года я перешел с поезда в полевой санитарный отряд и прошел с ним длинный путь отступления от Люблина в Польше до городка Несвижа в Белоруссии. В отряде из попавшегося мне засаленного обрывка газеты я узнал, что в один и тот же день были убиты на разных фронтах два мои брата. Я остался у матери совершенно один, кроме полуслепой и больной моей сестры». Сестра писателя Галина умерла в Киеве в 1936 году.

В Киеве Константин Паустовский учился в 1-й Киевской классической гимназии. Когда он был в шестом классе, отец оставил семью, и Константин был вынужден самостоятельно зарабатывать себе на жизнь и учебу репетиторством. В автобиографическом очерке «Несколько отрывочных мыслей» в 1967 году Паустовский писал: «Желание необыкновенного преследовало меня с детства. Мое состояние можно было определить двумя словами: восхищение перед воображаемым миром и - тоска из-за невозможности увидеть его. Эти два чувства преобладали в моих юношеских стихах и первой незрелой прозе».

Огромное влияние на Паустовского, особенно в годы юности, оказало творчество Александра Грина. О своей юности позже Паустовский рассказывал: «Учился я в Киеве, в классической гимназии. Нашему выпуску повезло: у нас были хорошие учителя так называемых «гуманитарных наук» - русской словесности, истории и психологии. Литературу мы знали и любили и, конечно, больше времени тратили на чтение книг, нежели на приготовление уроков. Лучшим временем - порой безудержных мечтаний, увлечений и бессонных ночей - была киевская весна, ослепительная и нежная весна Украины. Она тонула в росистой сирени, в чуть липкой первой зелени киевских садов, в запахе тополе и розовых свечах старых каштанов. В такие весны нельзя было не влюбляться в гимназисток с тяжелыми косами и не писать стихов. И я писал их без всякого удержу, по два- три стихотворения в день. В нашей семье, по тогдашнему времени считавшейся передовой и либеральной, много говорили о народе, но подразумевали под ним преимущественно крестьян. О рабочих, о пролетариате говорили редко. В то время при слове «пролетариат» я представлял себе огромные и дымные заводы - Путиловский, Обуховский и Ижорский, - как будто весь русский рабочий класс был собран только в Петербурге и именно на этих заводах».

Первый небольшой рассказ Константина Паустовского «На воде», написанный в последний год учебы в гимназии, был напечатан в киевском альманахе «Огни» в 1912 году. После окончания гимназии Паустовский учился в Киевском университете, затем перевелся в Московский университет, летом по-прежнему подрабатывая репетиторством. Первая мировая война заставила его прервать учебу, и Паустовский стал вожатым на московском трамвае, а также работал на санитарном поезде. В 1915 году с полевым санитарным отрядом он отступал вместе с русской армией по Польше и Белоруссии. Он рассказывал: «Осенью 1915 года я перешел с поезда в полевой санитарный отряд и прошел с ним длинный путь отступления от Люблина в Польше до городка Несвижа в Белоруссии».

После гибели на фронте двух старших братьев Паустовский вернулся к матери в Москву, но вскоре снова начал скитальческую жизнь. В течение года работал на металлургических заводах в Екатеринославе и Юзовке и на котельном заводе в Таганроге. В 1916 году он стал рыбаком в артели на Азовском море. Живя в Таганроге, Паустовский начал писать свой первый роман «Романтики», который был опубликован в 1935 году. Этот роман, содержание и настроение которого соответствовали его названию, был отмечен авторским поиском лирико-прозаической формы. Паустовский стремился создать целостное сюжетное повествование о том, что ему довелось увидеть и почувствовать в юности. Один из героев романа, старый Оскар, всю жизнь противился тому, что его пытались превратить из художника в добытчика. Основным мотивом «Романтиков» была судьба художника, который стремился преодолеть одиночество.

Февральскую и октябрьскую революции 1917 года Паустовский встретил в Москве. После победы советской власти он начал работать журналистом и «жил напряженной жизнью газетных редакций». Но вскоре писатель уехал в Киев, куда перебралась его мать, и пережил там несколько переворотов во время Гражданской войны. Вскоре Паустовский оказался в Одессе, где попал в среду таких же, как и он, молодых писателей. Прожив два года в Одессе, Паустовский уехал в Сухум, затем перебрался в Батум, потом - в Тифлис. Странствия по Кавказу привели Паустовского в Армению и северную Персию. О том времени, и своих странствиях писатель писал: «В Одессе я впервые попал в среду молодых писателей. Среди сотрудников «Моряка» были Катаев, Ильф, Багрицкий, Шенгели, Лев Славин, Бабель, Андрей Соболь, Семен Кирсанов и даже престарелый писатель Юшкевич. В Одессе я жил у самого моря, и много писал, но еще не печатался, считая, что еще не добился умения овладевать любым материалом и жанром. Вскоре мною снова овладела «муза дальних странствий». Я уехал из Одессы, жил в Сухуме, в Батуми, в Тбилиси, был в Эривани, Баку и Джульфе, пока, наконец, не вернулся в Москву».

Константин Паустовский. 1930-е годы.

Вернувшись в 1923 году в Москву, Паустовский начал работать редактором РОСТА. В это время печатались не только его очерки, но и рассказы. В 1928 году вышел первый сборник рассказов Паустовского «Встречные корабли». В том же году был написан роман «Блистающие облака». В этом произведении детективно-авантюрная интрига сочеталась с автобиографическими эпизодами, связанными с поездками Паустовского по Черноморью и Кавказу. В год написания романа писатель работал в газете водников «На вахте», с которой в то время сотрудничали Алексей Новиков-Прибой, одноклассник Паустовского по 1-й Киевской гимназии Михаил Булгаков и Валентин Катаев. В 1930-е годы Паустовский активно работал как журналист газеты «Правда» и журналов «30 дней», «Наши достижения» и других изданий, побывал в Соликамске, Астрахани, Калмыкии и многих других местах - по сути, объездил всю страну. Многие впечатления этих поездок «по горячим следам», описанные им в газетных очерках, воплотились позже в художественных произведениях. Так, герой очерка 1930-х годов «Подводные ветры» стал прототипом главного героя повести «Кара-Бугаз», написанной в 1932 году. История создания «Кара-Бугаза» подробно описана в книге очерков и рассказов Паустовского «Золотая роза» в 1955 году - одном из самых известных произведений русской литературы, посвященных осмыслению природы творчества. В «Кара-Бугазе» Паустовскому рассказаk о разработке залежей глауберовой соли в заливе Каспия также поэтично, как о странствиях юноши-романтика в своих первых произведениях. Преображению исторической действительности, созданию рукотворных субтропиков посвящена повесть «Колхида» в 1934 году. Прототипом одного из героев Колхиды стал великий грузинский художник-примитивист Нико Пиросмани. После выхода в свет «Кара-Бугаза» Паустовский оставил службу и стал профессиональным писателем. Он по-прежнему много ездил, жил на Кольском полуострове и на Украине, побывал на Волге, Каме, Дону, Днепре и других великих реках, в Средней Азии, в Крыму, на Алтае, в Пскове, Новгороде, в Белоруссии и других местах.

Отправившись санитаром на первую мировую войну, будущий писатель встретился с сестрой милосердия Екатериной Загорской, о которой рассказывал: «Её люблю больше мамы, больше себя... Хатидже - это порыв, грань божественного, радость, тоска, болезнь, небывалые достижения и мучения…». Почему Хатидже? Екатерина Степановна проводила лето 1914 года в деревушке на крымском берегу, и местные татарки звали её Хатидже, что по-русски означало «Екатерина». Летом 1916 года Константин Паустовский и Екатерина Загорская обвенчались в родной для Екатерины Подлесной Слободе в Рязани близ Луховиц, а в августе 1925 года в Рязани у Паустовских родился сын Вадим. Он позже в течение всей жизни бережно хранил архив родителей, кропотливо собирал материалы, касавшихся родословной Паустовских - документы, фотографии и воспоминания. Он любил путешествовать по тем местам, где бывал его отец и которые были описаны в его произведениях. Вадим Константинович был интересным, самозабвенным рассказчиком. Не менее интересными и содержательными были и его публикации о Константине Паустовском - статьи, очерки, комментарии и послесловия к произведениям отца, от которого он унаследовал литературный дар. Вадим Константинович много времени как консультант посвящал литературному музею-центру Константина Паустовского, был членом общественного совета журнала «Мир Паустовского», одним из организаторов и непременным участником конференций, встреч, музейных вечеров, посвященных творчеству его отца.

В 1936 году Екатерина Загорская и Константин Паустовский расстались, после чего Екатерина призналась родственникам, что развод мужу дала сама, так как не могла вынести, что тот «связался с полькой», имея в виду вторую жену Паустовского. Константин Георгиевич продолжал заботиться о сыне Вадиме и после развода. Вадим Паустовский о разрыве своих родителей так написал в комментариях к первому тому произведений отца: «В «Повести о жизни» и других книгах отца отражено много событий из жизни моих родителей в ранние годы, но, конечно, далеко не все. Двадцатые годы оказались для отца очень важными. Сколь мало он печатался, столь много писал. Можно смело сказать, что тогда то и был заложен фундамент его профессионализма. Первые его книги прошли почти незамеченными, потом сразу последовал литературный успех начала 1930-х годов. И вот в 1936 году, после двадцати лет совместной жизни, мои родители расходятся. Был ли удачным брак Екатерины Загорской с Константином Паустовским? И да, и нет. В молодости была большая любовь, которая служила опорой в трудностях и вселяла веселую уверенность в своих силах. Отец всегда был скорее склонен к рефлексии, к созерцательному восприятию жизни. Мама, напротив, была человеком большой энергии и настойчивости, пока ее не сломила болезнь. В ее независимом характере непонятным образом сходились самостоятельность и беззащитность, доброжелательность и капризность, спокойствие и нервозность. Мне рассказывали, что Эдуард Багрицкий очень ценил в ней свойство, которое называл «душевная самоотверженность», и при этом любил повторять: «Екатерина Степановна - фантастическая женщина». Пожалуй, к ней можно отнести слова В.И.Немировича Данченко о том, что «русская интеллигентная женщина ничем в мужчине не могла увлечься так беззаветно, как талантом». Поэтому брак был прочен, пока все было подчинено основной цели - литературному творчеству отца. Когда это наконец стало реальностью, сказалось напряжение трудных лет, оба устали, тем более что мама тоже была человеком со своими творческими планами и стремлениями. К тому же, откровенно говоря, отец не был таким уж хорошим семьянином, несмотря на внешнюю покладистость. Многое накопилось, и многое обоим приходилось подавлять. Словом, если супруги, ценящие друг друга, все же расстаются, - для этого всегда есть веские причины. Эти причины обострились с началом серьезного нервного истощения у мамы, которое развивалось исподволь и начало проявляться именно в середине 30-х. У отца следы трудных лет тоже сохранились до конца жизни в виде тяжелейших приступов астмы. В «Далеких годах», первой книге «Повести о жизни», немало сказано о разрыве родителей самого отца. Очевидно, есть семьи, отмеченные такой печатью из поколения в поколение».

К.Г.Паустовский и В.В.Навашина-Паустовская на узкоколейке в Солотче. В окне вагона: сын писателя Вадим и приемный сын Сергей Навашин. Конец 1930-х годов.

С Валерией Валишевской-Навашиной Константин Паустовский познакомился в первой половине 1920-х годов. Он был женат, она была замужем, но они оба оставили свои семьи, и Валерия Владимировна вышла замуж за Константина Паустовского, став вдохновительницей многих его произведений - например, при создании произведений «Мещерская сторона» и «Бросок на юг» Валишевская явилась прообразом Марии. Валерия Валишевская была сестрой известного в 1920-е годы польского художника Сигизмунда Валишевского, чьи работы находилось в собрании Валерии Владимировны. В 1963 году она передала более 110 живописных и графических работ Сигизмунда Валишевского в дар Национальной галерее в Варшаве, оставив у себя самые любимые.

К.Г.Паустовский и В.В.Навашина-Паустовская. Конец 1930-х годов.

Особое место в творчестве Константина Паустовского занимал Мещерский край, где он подолгу жил один или с друзьями-писателями – Аркадием Гайдаром и Рувимом Фраерманом. О любимой им Мещере Паустовский писал: «Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашел в лесном Мещерском краю. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряженного труда. Средней России - и только ей - я обязан большинством написанных мною вещей. Я упомяну только главные: «Мещерская сторона», «Исаак Левитан», «Повесть о лесах», цикл рассказов «Летние дни», «Старый челн», «Ночь в октябре», «Телеграмма», «Дождливый рассвет», «Кордон 273», «Во глубине России», «Наедине с осенью», «Ильинский омут». Среднерусская глубинка стала для Паустовского местом своеобразной «эмиграции», творческим - а возможно, и физическим - спасением в период сталинских репрессий.

В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом и писал рассказы, среди них был «Снег», написанный в 1943 году, и «Дождливый рассвет», написанный в 1945 году, которые критики назвали нежнейшими лирическими акварелями.

В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в Тарусе на Оке. Стал одним из составителей важнейших коллективных сборников демократического направления «Литературная Москва» в 1956 году и «Тарусские страницы» в 1961 году. В годы «оттепели» Паустовский активно выступал за литературную и политическую реабилитацию гонимых при Сталине писателей Исаака Бабеля, Юрия Олеши, Михаила Булгакова, Александра Грина и Николая Заболоцкого.

В 1939 году Константин Паустовский познакомился с актрисой театра имени Мейерхольда Татьяной Евтеевой - Арбузовой, которая стала в 1950 году его третьей женой.

Паустовский с сыном Алешей и приемной дочерью Галиной Арбузовой.

До знакомства с Паустовским Татьяна Евтеева была женой драматурга Алексея Арбузова. «Нежность, единственный мой человек, клянусь жизнью, что такой любви (без хвастовства) не было еще на свете. Не было и не будет, вся остальная любовь - чепуха и бред. Пусть спокойно и счастливо бьется твое сердце, мое сердце! Мы все будем счастливы, все! Я знаю и верю...» - писал Константин Паустовский Татьяне Евтеевой. У Татьяны Алексеевны была дочь от первого брака – Галина Арбузова, а Паустовскому она родила сына Алексея в 1950 году. Алексей рос и формировался в творческой атмосфере писательского дома в сфере интеллектуальных поисков молодых писателей и художников, но не был похож на «домашнего» и избалованного родительским вниманием ребенка. С компанией художников он бродил по окрестностям Тарусы, исчезая порой из дома на два, на три дня. Он писал удивительные и не всем понятные картины, и умер в возрасте 26 лет от передозировки наркотиков.

К.Г.Паустовский. Таруса. Апрель 1955 год.

С 1945-го по 1963-й годы Паустовский писал свое главное произведение - автобиографическую «Повесть о жизни», состоящую из шести книг: «Далекие годы», «Беспокойная юность», «Начало неведомого века», «Время больших ожиданий», «Бросок на юг» и «Книга скитаний». В середине 1950-х годов к Паустовскому пришло мировое признание, и писатель начал часто путешествовать по Европе. Он побывал в Болгарии, Чехословакии, Польше, Турции, Греции, Швеции, Италии и других странах. В 1965 году Паустовский жил на острове Капри. Впечатления от этих поездок легли в основу рассказов и путевых очерков 1950-1960-х годов «Итальянские встречи», «Мимолетный Париж», «Огни Ла-Манша» и других произведений. В том же 1965 году чиновникам из Советского Союза удалось изменить решение Нобелевского комитета о присуждении премии Константину Паустовскому и добиться ее вручения Михаилу Шолохову.

Константина Паустовского большинство современных читателей знает как певца российской природы, из-под пера которого вышли замечательные описания юга и средней полосы России, Причерноморья и Окского края. Однако мало кому сейчас известны яркие и захватывающие романы и повести Паустовского, действие которых разворачивается в первой четверти XX века на фоне грозных событий войн и революций, социальных потрясений и надежд на светлое будущее. Всю жизнь Паустовский мечтал написать большую книгу, посвященную замечательным людям, не только знаменитым, но и безвестным и забытым. Он успел опубликовать лишь несколько набросков коротких, но живописных биографий писателей, с которыми был либо хорошо знаком лично - Горький, Олеша, Пришвин, Грин, Багрицкий, либо тех, чье творчество особо его очаровало - Чехов, Блок, Мопассан, Бунин и Гюго. Всех их объединяло «искусство видеть мир», так ценимое Паустовским, жившим не в лучшее для мастера изящной словесности время. Его писательская зрелость пришлась на 1930-е и 1950-е годы, в которые Тынянов нашел спасение в литературоведении, Бахтин - в культурологии, Паустовский же - в изучении природы языка и творчества, в красотах лесов Рязанщины, в тихом провинциальном уюте Тарусы.

К.Г.Паустовский с собакой. Таруса. 1961 год.

Константин Георгиевич Паустовский умер в 1968 году в Москве и, согласно завещанию, был похоронен на городском кладбище Тарусы. Место, где находится его могила, - высокий холм, окруженный деревьями с просветом на реку Таруску, - было выбрано самим писателем.

О Константине Паустовском и Екатерине Загорской была подготовлена телевизионная передача из цикла «Больше, чем любовь».

В 1982 году о Константине Паустовском был снят документальный фильм «Константин Паустовский. Воспоминания и встречи».

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовила Татьяна Халина

Использованные материалы:

К.Г. Паустовский «Коротко о себе» 1966 г.
К.Г. Паустовский «Письма из Тарусы»
К.Г. Паустовский «Чувство истории»
Материалы сайта www.paustovskiy.niv.ru
Материалы сайта www.litra.ru

Имя этого человека известно каждому, но в деталях его биографию знают единицы. На самом деле биография Паустовского представляет собой удивительный узор хитросплетений матушки-судьбы. Что ж, давайте познакомимся с ним поближе.

Происхождение и образование

Биография Паустовского начинается в семье статистика железной дороги Георгия. Мужчина имел польско-турецко-украинские корни. Стоит сказать, что род Паустовских по линии отца связан с известным деятелем украинского казачества Петром Сагайдачным. Сам же Георгий не считал себя особенным по происхождению и подчеркивал, что его предки были обычными рабочими людьми. Дедушка Кости был не только казаком, но и чумаком. Именно он привил мальчику любовь ко всему украинскому, в том числе к фольклору. Бабушка мальчика по линии матери была полькой и ярой католичкой.

В семье воспитывалось четверо детей. Костя рос вместе с тремя братьями и сестрой. Обучение мальчик начал в Первой киевской классической гимназии. Позже Константин говорил, что его любимым предметом была география. В 1906 году семья распалась, из-за чего мальчику пришлось пожить в Брянске, где он продолжал обучение. Уже через год юноша вернулся в Киев, восстановился в гимназии и стал самостоятельно зарабатывать на жизнь репетиторством. Окончив гимназию, поступил в Императорский университет св. Владимира, где проучился 2 года на факультете историко-филологических наук.

Первая мировая война

Биография Паустовского не будет полной без описания трагического фона ужасных событий Первой мировой войны. С её началом Костя переезжает в Москву к своей матери. Чтобы не прерывать обучение, переводится в Московский университет, который вскорости вынужден бросить и устроиться на работу трамвайным кондуктором. Позже работал санитаром на полевых поездах.

В один день погибли два его брата. Константин вернулся в Москву, но вскоре снова оттуда уехал. В этот сложный период жизни Паустовский, биография которого уже тогда содержала несколько темных пятен (распад семьи, гибель братьев, одиночество), работал на металлургических заводах в разных городах Украины. Когда началась Февральская революция, снова перебрался в столицу городов русских, где устроился репортером.

В конце 1918 года Паустовского призывают в армию гетмана Скоропадского, а чуть позже (после быстрой смены власти) - в Красную Армию. Полк скоро расформировали: судьба не желала видеть Константина военным.

1930-е годы

Биография Паустовского в 1930-е годы была наиболее яркой. В это время он работает журналистом и много ездит по всей стране. Именно эти путешествия станут в будущем основой для творчества писателя. Также он активно печатается в разных журналах и имеет успех. Много времени провел в селе Солотча под Рязанью, наблюдал за строительством Березниковского химкомбината и одновременно с этим писал повесть «Кара-Бугаз». Когда книга вышла в свет, решил навсегда оставить службу и стать писателем по призванию.

Константин Георгиевич Паустовский (биография писателя описана в данной статье) проводит 1932 год в Петрозаводске, где пишет повести «Озерный фронт» и «Судьба Шарля Лонсевиля». Также результатом этого плодотворного периода стал масштабный очерк под названием «Онежский завод».

За ним последовали очерки «Подводные ветры» (после путешествия на Волгу и Каспий) и «Михайловский рощи» (после посещения Пскова, Михайловска и Новгорода).

Великая Отечественная война

Краткая биография Паустовского продолжается описанием событий Великой Отечественной войны. Писателю пришлось стать военным корреспондентом. Почти всё время он проводил на линии огня, в центре важных событий. Вскоре вернулся в Москву, где продолжил работать для нужд войны. Через некоторое время был освобожден от службы для написания пьесы для МХАТа.

Всю семью эвакуируют в Алма-Ату. Константин за этот период пишет роман «Дым отечества», пьесу «Пока не остановится сердце» и ещё ряд рассказов. Постановкой пьесы занимался эвакуированный в Барнаул Камерный театр. Руководил процессом А. Таиров. Паустовскому приходилось участвовать в процессе, поэтому некоторое время он провёл в Белокурихе и Барнауле. Премьера пьесы была назначена на апрель. Кстати, её темой была борьба против фашизма.

Признание

Биография Георгиевича Паустовского тесно связана со знаменитым сборником «Литературная Москва», ведь он был одним из его составителей. Период 1950-х годов мужчина проводит в Москве и Тарусе. Около десяти лет своей жизни он посвятил работе в им. Горького, где вел семинары по прозе. Также заведовал кафедрой литературного мастерства.

Примерно в середине 1950-х годов к Паустовскому приходит мировое признание. Как это случилось? Писатель много путешествовал по странам Европы (Болгария, Швеция, Турция, Греция, Польша, Италия и т. д.), некоторое время жил на о. Капри. За это время стал намного популярнее, его творчество находило отклик в душах иностранцев. В 1965 году мог получить Нобелевскую премию по литературе, если бы его не опередил М. Шолохов.

Интересен следующий факт из жизни русского литератора. Константин Паустовский, краткая биография которого рассмотрена в статье, был одним из любимых писателей Марлен Дитрих, которая в своей книге упоминала о том, как была поражена рассказами Константина и мечтала познакомиться с другими его произведениями. Известно, что Марлен приезжала на гастроли в Россию и мечтала увидеться к Паустовским лично. На то время писатель находился в больнице после сердечного приступа.

Перед одним из выступлений Марлен сообщили, что Константин Георгиевич в зале, чему она до последнего не могла поверить. Когда выступление было окончено, Паустовский поднялся на сцену. Марлен, не зная, что сказать, просто опустилась перед ним на колени. Через некоторое время писатель умер, а М. Дитрих писала, что слишком поздно с ним познакомилась.

Семья

Об отце писателя мы говорили выше. Давайте поговорим о его большой семье более подробно. Мама Мария похоронена на Байковом кладбище в Киеве (как и сестра). Почти всю свою жизнь В. Паустовский посвятил тому, что собирал письма родителей, редкие документы и прочую информацию, чтобы передать её в музей.

Первой женой писателя стала Екатерина Загорская. Она была практически сиротой, так как отец-священник погиб ещё до рождения малышки, а мать - спустя пару лет. По линии матери девушки имела родственные связи с известным археологом В. Городцовым. С Екатерининой Константин познакомился во время Первой мировой войны, когда работал санитаром на фронте. Венчание произошло летом 1916 года в Рязани. Паустовский писал как-то, что любил её более, чем мать и самого себя. В 1925 году у пары родился сын Вадим.

В 1936 году семья распалась, так как Константин увлекся Валерий Валишевской. Екатерина не устраивала ему скандала, а спокойно, хоть и скрепя сердце, дала развод. Валерия была полькой по национальности и сестрой талантливого художника Зигмунда Валишевского.

В 1950 году Константин женится на Татьяне Евтеевой, которая работала актрисой в театре им. Мейерхольда. В этом браке родился мальчик Алексей, судьба которого была весьма трагичной: в 26 лет погиб от передозировки наркотиками.

Последние годы

В 1966 году Константин вместе с другими деятелями культуры поставил свою подпись на документе, обращенном к Л. Брежневу против реабилитации И. Сталина. К сожалению, это были последние годы писателя, которым предшествовали затяжная астма и несколько инфарктов.

Смерть наступила летом 1968 года в столице России. В своем завещании Паустовский просил похоронить его на одном из кладбищ Тарусы: воля писателя была исполнена. За год до этого Константину Георгиевичу было присвоено звание «Почетного гражданина города Тарусы».

Немного о творчестве

Каким же даром владел Паустовский? Биография для детей и взрослых одинаково ценна, ведь этот литератор мог покорять не только сердца критиков, звезд и обычных читателей, но и юного поколения. Первые свои произведения писал, будучи ещё учеником гимназии. Большую популярность ему принесли рассказы и пьесы, сзданные в процессе путешествия по Европе. Самым значительным трудом считается автобиографическая «Повесть о жизни».

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png