В России одной из самых престижных считается профессия летчика. Фото пилотов в форме вызывают томные вздохи у женщин и неподдельную зависть у мужчин. Именно поэтому многие молодые люди так страстно мечтают покорить данную профессию. Однако сделать это довольно сложно, особенно если не знаешь, с чего начать.

Профессия летчика: описание

Пилот - это специалист, способный управлять определенным летательным аппаратом: самолетом, вертолетом, авиалайнером и так далее. Примечательно, что раньше пилотами называли только авиаторов гражданской авиации, а летчиками - военной. Сегодня эта грань смыта, однако само деление на гражданских и военных по-прежнему в силе.

К тому же существует определенная иерархия и на самом самолете. Капитаном судна выступает первый пилот, его заместителем - второй пилот, а на больших авиалайнерах их компанию дополняет штурман. Таким образом, молодой специалист не сразу попадает в кресло командира, а лишь по истечении испытательного срока, который зависит от типа судна и скорости обучения человека.

Главный вопрос

Но как осваивается сама профессия летчика? Ведь для управления самолетом необходимы навыки и знания, которые сами по себе не появятся. Что же, ответить на этот вопрос можно довольно просто - первым делом следует поступить в летное училище. Однако подбирать его следует исходя из того, каким именно летчиком вы хотите стать: гражданским, военным или испытателем.

Гражданская авиация

Гражданской авиации по праву считается одной из самых высокооплачиваемых в стране. Ежемесячный оклад у названных специалистов начинается с отметки 70 тыс. рублей и заканчивается порогом в 350-450 тыс. Согласитесь, весьма привлекательная зарплата, особенно для тех, кто любит небо. Однако прежде, чем устроиться в авиакомпанию, человеку придется пройти нелегкий путь обучения.

Начать его стоит с летного училища или авиаклуба. При этом второй вариант подходит лишь тем, кто планирует управлять небольшим самолетом. Остальным необходимо выбрать один из следующих вузов:

  • Санкт-Петербургский университет гражданской авиации;
  • Высшее авиационное училище гражданской авиации в Ульяновске.

Любое из этих заведений позволяет обучиться летному мастерству. Для поступления нужно сдать несколько экзаменов (математику, физику, русский язык), а также обладать отменной физической формой. После окончания учебного заведения человеку будет доступна названная профессия. теперь сможет получить лицензию коммерческого пилота и устроиться в авиакомпанию.

На службе Военно-воздушных сил РФ

Военная авиация - это место, куда идут лишь крепкие телом и духом люди. Однако в конечном счете лишь немногие из них становятся настоящими летчиками. Это связано с большой сложностью обучения: пилоту необходимо не только освоить управление самолетом, но и понять, как необходимо действовать в боевых условиях.

К тому же следует быть готовым, что это довольно многогранная профессия. Летчик может быть капитаном истребителя, бомбардировщика, военно-транспортного самолета, боевого вертолета или даже разведывательного судна. Следовательно, нужно заранее выбрать определенное направление, дабы в совершенстве постичь его.

Что касается самого обучения, то оно проходит двумя способами:

  • Во-первых, призывник может изъявить желание служить в ВВС при прохождении комиссии военкомата. Если физические и умственные данные призывника в порядке, то его могут отправить в соответствующую часть. Правда, это не самый надежный способ, так как он не гарантирует 100%-го попадания в нужные войска.
  • Во-вторых, каждый гражданин России может поступить в военное летное училище. В нашей стране таких заведений несколько. Однако самой престижной считается Военно-воздушная академия им. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина.

И все же следует помнить о том, что военный пилот - чрезвычайно трудная профессия. Летчик должен быть готов к тому, что в случае необходимости ему придется открывать огонь по другим самолетам, в которых будут находиться живые люди. Не говоря уже о том, что в любой момент его жизнь может оказаться на волоске от гибели. И именно осознание этого факта чаще всего приводит к тому, что люди бросают карьеру военного пилота на полпути.

Опасная профессия летчика-испытателя

Пилот-испытатель - довольно редкая профессия. В число избранных попадают лишь те, кто проявил себя как настоящий специалист своего дела, как превосходный ас в небе. Чаще всего летчиками-испытателями становятся бывшие военные пилоты, отслужившие более пяти лет на благо родины. Но бывают и исключения.

Главная задача этих мастеров - испытание новых типов самолетов, вертолетов, систем управления, наведения и так далее. При этом пилот должен не только определять, насколько хорошо работает новая машина, но и уметь замечать недоработки и возможные недочеты конструкторов.

Проблема в том, что иногда новые самолеты могут давать сбои во время полета. Это приводит к возникновению опасных ситуаций. И если летчик не сумеет быстро найти выход из них, то он рискует поплатиться за это жизнью.

Плюсы и минусы работы в небе

Из достоинств следует отметить престиж работы, который подкреплен хорошей заработной платой. К тому же многие пилоты получают неописуемое удовольствие от управления самолетом. Не менее притягательным является и то, что человек имеет уникальную возможность увидеть весь мир, работая на крупные авиакомпании.

Но есть и минусы. Летчики всегда рискуют своей жизнью, отправляясь в полет. Кто-то больше, кто-то меньше, но шанс упасть есть у всех. К тому же не стоит забывать о больших нагрузках на здоровье, которые возникают из-за всевозможных стрессов.

Профессия пилота авиации подразумевает управление различными категориями летательных аппаратов. Под общим названием специальность объединяет в себе несколько позиций. К летчикам относят командира, второго пилота, бортинженера и штурмана. Пилоты авиации управляют как гражданскими, так и военными судами. К специфическим обязанностям, кроме пилотирования и посадки самолета, относят наблюдение за показаниями приборов. Командиром экипажа подписываются сопроводительные документы. Также профессия предполагает своевременное принятие решений пилотами во внештатных ситуациях. Не стоит забывать, что в случае работы в сфере перевозок пассажиров, командир ответственен за десятки жизней.

Личные качества

Первым требованием к пилоту является абсолютное здоровье. Многочасовые перелеты и чувствительные перегрузки при взлете и посадке требуют выносливости. Учитывая постоянно меняющиеся метеоусловия и возможность форс-мажора на борту, стрессоустойчивость станет дополнительным преимуществом. Для успешного управления экипажем требуются лидерские качества и уверенность в своих действиях.

Где учиться

Обучение пилота авиации происходит в средних специальных и высших учебных заведениях. Абитуриент может выбрать между образовательными учреждениями гражданской и военной направленности. Поводом для отказа в принятии абитуриента может стать даже незначительное отклонение в медицинских показаниях. Основными учебными дисциплинами являются навигация и маршрутизация. Студенты изучают устройство, возможности управления самолета, знакомятся с ориентированием судна.

Образовательный статус учебного заведения определяет, сколько абитуриент будет учиться на пилота авиации. Обычно срок обучения колеблется от 3 до 5 лет. Однако в течение трудовой деятельности пилот проходит своеобразные курсы повышения квалификации. Кроме того, летные школы предлагают курсы пилотов-любителей. За краткий курс можно научиться управлять сверхлегким судном. Такой вариант подойдет для тех, кто относит пилотирование к хобби.

Необходимые экзамены: русский язык, математика, физика (выборочно), нормативы по физической подготовке.

Подходящие специальности:

  • «Лётная эксплуатация летательных аппаратов»
  • «Испытание летательных аппаратов»
  • «Аэронавигация»
  • «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения»

Примеры учебных заведений, где учат на выбранную профессию:

Гражданская авиация:

Учебные заведения военной авиации отличаются более жесткой дисциплиной и общежитиями казарменного типа. Студенты получают не только высшее военное образование, но и гражданскую специальность.

Военная авиация:

  • Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова
  • Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков
  • Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов

Плюсы и минусы профессии

Плюсы:

Востребованность на рынке труда;

Достойная заработная плата;

Возможность путешествовать;

Социальная защищенность;

Раннее достижение пенсионного возраста.

Минусы:

Эмоциональное напряжение во время полета;

Отсутствие гарантии, что следующая медицинская комиссия будет пройдена;

Частые отлучки из дома;

Невозможность поддерживать тесную связь с близкими постоянно.

Карьера, места трудоустройства

После окончания учебы в специализированных заведениях выпускник имеет необходимое количество часов полета, чтобы устраиваться в компании. Хотя нужно отметить, что чем серьезнее организация, тем больше опыта требуется от соискателей. За престижные позиции в российских авиакомпаниях идет жесткая конкуренция. Летчиками-испытателями в большинстве случаев становятся выпускники военных училищ. Средняя зарплата начинающего специалиста - 70000-90000 руб.

Летчик – это человек, который управляет самолетом или вертолетом. В гражданской авиации таких специалистов называют пилотами. В детстве многих привлекала романтика голубого неба, однако лишь для некоторых мечта воплотилась в реальность.

Профессия летчик считается одной из самых тяжелых и ответственных, экипаж судна полностью отвечает за жизнь всех пассажиров. Конечно, сегодня в помощь пилотам разработано высокотехнологическое оборудование, однако специалист должен непрерывно следить за показателями приборов, поддерживать связь с диспетчером, анализировать поступающую информацию.

Состав экипажа зависит от типа авиа судна, в него могут входить несколько человек: первый и второй летчик, штурман, бортинженер и др. Все приказы отдает командир на основе входящей информации, а так же подсказок команды.

Описание профессии летчик

Летчики военной авиации и пилоты гражданской работают в чрезвычайно большой психологической напряженности. От их решений зависит жизнь людей, поэтому работать приходится в постоянной концентрации. К обязательным качествам профессии пилот относят: хорошее зрение и слух, развитый вестибулярный аппарат, внимательность, быстрая реакция. Для работы на международных линиях обязательно знание иностранного языка.

Обязанности пилота заключаются в следующем:

  • профессиональное управление летательным средством;
  • организация работы в воздухе и на земле согласно с требованиями правил безопасности;
  • анализ метеорологической обстановки, принятие соответствующих решений на основе полученных данных;
  • контроль состояния судна перед полетом;
  • эксплуатация воздушного судна в соответствии с AFM.

Плюсы и минусы профессии летчик (пилот)

Преимущества:

  • профессия, которая воплощает мечты;
  • подходит для любителей путешествовать;
  • достойная зарплата.

Недостатки:

  • мало свободного времени для личной жизни;
  • рискованная работа. Хотя авиатранспорт считается самым безопасным, на психологическом уровне многие боятся летать;
  • трудно сменить работу или найти что-нибудь смежное.

Зарплата пилота зависит от квалификации, компании и типа воздушного судна. Динамику изменения можно посмотреть на рисунке:

В зависимости от выбора сферы деятельности – военная или гражданская авиация, карьерный рост покорителей неба отличается. У военных продвижение заключается в приобретении профессионального мастерства, количестве летных часов и получении звания. В гражданской авиации карьера так же построена на получении профессиональных навыков, а так же пилотировании различных типов судов.

26-летняя Индия Алликс (India Allix) из города Уэстерем, графство Кент, работает вторым пилотом в авиакомпании дальних перевозок Thomas Cook. Недавно девушка задокументировала, как проходит ее обычный день. Она, к примеру, успевает провести заполненный пассажирами самолет Airbus A330 мимо грозы на высоте 12 с половиной километров.

Индия подробно рассказывает, с чего начинается ее день, как она готовится к полету, и показывает все ключевые моменты работы, включая взлет, обращение к пассажирам, маневрирование, чтобы не попасть в разбушевавшийся ураган, и мягкую посадку после 11 часов и 30 минут в воздухе.

(Всего 26 фото)

Если у Индии дневной или вечерний рейс, то она любит с утра кататься на лошади. На фото девушка с Фредди, своим конем.

16:30, три часа до рейса. Индия прощается с Тиной. Эту собаку она спасла, когда работала в Польше. Пока Индия на работе, за любимицей присматривают бабушка и дедушка или отец Индии.

Пилоты обязаны прибыть в аэропорт за полтора часа до вылета. В аэропорту (на фото лондонский Гатвик) команда сразу же отправляется в комнату для предполетного инструктажа, и начинается брифинг.

Пилоты распечатывают план полета и вместе изучают его. Проверяют прогноз погоды. На фотографии Индия, второй пилот, слева ее отец - капитан Чарльз Алликс и еще один капитан авиалиний Thomas Cook.

Как и у пилотов, у бортпроводников тоже проходит инструктаж. Команда проговаривает различные этапы полета, главный бортпроводник распределяет задачи. Каждый член экипажа должен ответить на ряд вопросов по безопасности.

Пилоты и другие члены экипажа поднимаются на борт самолета (на фотографии Airbus A330) за 50 минут до вылета и начинают проверку. В нее входит осмотр в целях безопасности, проверка оборудования на предмет отсутствия каких-либо технических причин, которые могут помешать полету. Для пилотов также существует карта контрольных проверок.

Пилоты проверяют самолет и снаружи. Они оценивают общее состояние судна - нет ли вмятин, царапин, не течет ли масло, не заблокированы ли трубы. Во время проверки пилоты выставляют на щитке управления топливной системой необходимое количество топлива для полета. Для рейса до Кейптауна потребуется 80 тонн.

Индия делает расчеты по скорости взлета. Для этого вводятся данные о погоде (ветер, температура, давление), состояние взлетной полосы, вес пассажиров, багажа и топлива. Большую часть информации предоставляют наземные операторы обслуживающей компании.

Взлет. Индия получает полный контроль. Капитан самолета продолжает следить за всем на тот случай, если потребуется отмена вылета из соображений безопасности.

Обращение к пассажирам. В ночные рейсы его делают примерно через 40 минут после взлета, как только самолет выровнен и находится на нужной высоте. Индия объясняет пассажирам маршрут, по которому они будут лететь в Кейптаун, приблизительное время прибытия, погоду и ожидается ли турбулентность во время полета.

Во время таких долгих перелетов, как до Кейптауна, у всех пилотов есть трехчасовой перерыв на отдых. Они могут расслабиться в специальных креслах.

Индия связывается с авиационно-диспетчерской службой. Пилотов информируют о том, на какую частоту нужно переключиться, об ориентирах маршрута и об изменении направления в случае надвигающейся непогоды.

За полтора часа до прилета в Кейптаун.

Вид из окна кабины на высоте 12 с половиной километров. У пилотов есть радар, чтобы отслеживать зоны непогоды. Во время брифинга перед вылетом они тщательно изучают метеорологическую карту и обычно знают, откуда ждать грозы.

Снижение скорости перед посадкой. Обычно скорость при посадке - 155 миль в час (250 километров в час).

Снижение.

Гора Столовая.

Подлетая к Кейптауну.

Высота 243 метра, автопилот отключают на 300 метрах. Но даже если автопилот работает, пилотам все равно приходится говорить ему, что и когда делать. В большинстве случаев посадку совершают вручную пилоты, но иногда, например в условиях тумана, это может сделать автопилот.

Скорость - 250 километров в час.

«Руление после посадки до полной остановки занимает где-то три минуты, и это быстро. Если на руление требуется больше времени, то мы выключаем один двигатель, чтобы экономить топливо и соответствовать экологическим требованиям», - рассказывает Индия.

Как только посадка завершена, пилоты включают табличку для пассажиров, что ремни можно расстегнуть. Продолжительность полета - 11 часов 30 минут.

Индия рядом с самолетом, у которого два турбовентиляторных двухконтурных двигателя Rolls-Royce Trent 700.

«Я начинала летать на самолетах Airbus A320. Когда пошла работать в Thomas Cook, летала на A321 на короткие расстояния. Потом прошла обучение и стала летать на A330 на дальние рейсы. Сейчас я берусь и за короткие, и за длительные полеты. Это идеально мне подходит, плюс не нужно надолго покидать домашних любимцев».

Индия со своим отцом, капитаном самолета Чарльзом Алликсом. «Рейс на Кейптаун - мой первый дальний рейс с папой. До этого я семь раз летала с другим капитаном. Нам нравится летать вместе. Мы всегда ведем себя профессионально, так, как будто мы и не родственники. Хотя, в отличие от других капитанов, папа любит комментировать, сколько раз я поправляю макияж во время полета».

Индия и другие пилоты должны были оставаться в Кейптауне четыре дня. У них было полно времени, чтобы отдохнуть, и они с удовольствием исследовали горы, побывали в заповеднике для леопардов и в местном винограднике.

Индия проверяет один из двигателей перед вылетом обратно в Лондон.

Пилот самолета - профессия, о которой мечтают многие. Романтики видят в ней возможность облететь весь мир, амбициозные люди - неплохой заработок, а любители острых ощущений - работу мечты. Хотя последних стараются не допускать к управлению пассажирскими лайнерами, так как в этом деле на первом месте стоит «трезвая» голова.

Однако, по правде говоря, остальным также тяжело дается эта профессия. Пилот - это специальность, которая осваивается не один год. И в конечном счете лишь немногие способны пройти тот путь, который ведет к штурвалу самолета.

Кто может стать летчиком?

Естественно, одного желания недостаточно для того, чтобы стать пилотом. По факту, эта профессия требует наличия определенных внутренних качеств, жизненно необходимых для любого летчика. Среди них наиболее важными являются следующие:

  • Отменное здоровье. Без него человека попросту не допустят до управления самолетом. При этом особое внимание при проверке уделяется зрению и сердечно-сосудистой системе.
  • Устойчивая психика. Каждый вылет - это сильный эмоциональный всплеск, который необходимо держать в узде. Не говоря уже о том, что большая высота сама по себе является испытанием, способна сломить волю слабых людей.
  • Незаурядные умственные способности. Это очень сложная профессия: пилот обязан изучить множество дисциплин, прежде чем он сможет корректно управлять самолетом. А это, в свою очередь, требует наличия хорошей памяти и аналитического склада ума.

Принципиальный выбор

В нашей стране есть два основных направления в авиации: гражданская и военная. Поэтому изначально человек должен определиться с тем, кем он хочет стать. Конечно же, зачастую людей больше привлекает мирная профессия. Пилот в военно-воздушных силах часто рискует жизнью, что подходит далеко не каждому.

И тем не менее каждое из направлений ежегодно набирает в свои ряды не одну сотню добровольцев. Происходит это посредством летных училищ и академий, попасть в которые можно следующим образом.

Пилоты военно-воздушных сил РФ

Большинство военных летчиков окончило Военно-воздушную академию им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина. Это учебное заведение находится в Воронеже и вот уже несколько десятилетий выпускает лучших небесных асов. Попасть сюда можно по достижении совершеннолетия, сдав ряд вступительных экзаменов и физподготовку.

Однако следует помнить о том, что летчик-истребитель — это немного другая профессия. Пилотов данного класса обучают только в Краснодарском высшем военном авиационном училище летчиков им. А.К. Серова. В отличие от предыдущего варианта, сюда принимают только мужчин, достигших 27 лет. Также в стенах училища осуществляется жесткий отбор по состоянию здоровья, физической подготовке и успеваемости учеников.

Профессия гражданский пилот

В гражданской авиации действуют не менее жесткие правила отбора. Естественно, они уступают тем, что установлены в военных летных училищах, но не настолько, чтобы относиться к ним легкомысленно. Само обучение на проходит в следующих трех учреждениях:

  1. Московский авиационный институт - лучший выбор для тех, кто хочет сделать быструю карьеру.
  2. Санкт-Петербургский университет гражданской авиации - не менее престижное заведение, с прекрасной историей выпускников.
  3. Высшее авиационное училище гражданской авиации в Ульяновске - более бюджетный вариант, рассчитанный на тех, кто не может позволить себе обучение в двух предыдущих заведениях.

Помимо этого, сертификат пилота гражданской авиации можно получить во многих авиационных клубах страны. Обучение там проходит в ускоренном режиме, что можно отнести к небольшому плюсу. Однако есть и большой минус. Из-за сжатых сроков качество и количество знаний заметно падает, что непременно сказывается на будущей работе.

Система классификации пилотов

Каждый пилот самолета должен обладать определенным типом лицензии, указывающей на спектр его умений. В целом существует четыре основных вида летных лицензий:

  • PPL - пилот-любитель. Первая стадия обучения любого летчика, открывающая дверь к пилотированию частных самолетов. При этом специалисту этого класса запрещается использовать свои навыки для зарабатывания денег. Получить ее можно пройдя основной теоретический курс и налетав 40 часов с инструктором.
  • CPL - коммерческий-пилот. Документ этого уровня позволяет осуществлять коммерческие полеты на небольших летательных аппаратах. Данная лицензия дается специалистам, прошедшим углубленный теоретический курс и отлетавшим в качестве пилота более 250 часов.
  • ATPL - пилот-авиалиний. Этот сертификат позволяет управлять самолетами класса «Боинг». Естественно, получение этого документа занимает куда больше времени, ведь человеку необходимо постичь множество специализированных дисциплин, а также провести в небе не менее 1500 часов.
  • CFI - пилот-инструктор. Название говорит само за себя - специалист этого уровня способен обучать других летному мастерству.

Зарплата пилота

Весьма неплохие деньги зарабатывают лётчики любой категории. Однако специалисты, осуществляющие чартерные перевозки, получают гораздо больше остальных. Например, на 2016 год пилоты компании «Аэрофлот» получали порядка 300 тыс. рублей в месяц. Если брать международные авиакомпании, то они готовы платить своим сотрудникам от 50 до 100 тыс. долларов в год.

Если говорить о военно-воздушных силах, то здесь зарплата пилота колеблется в пределах 50-70 тыс. рублей. Правда, офицеры, отслужившие на благо родины более пяти лет, могут рассчитывать на оклад 100 тыс. рублей. К тому же согласно действующему законодательству, государство обеспечивает жильем всех военных пилотов.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png