Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Задачи:

1. Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.

2. Выяснить географию и особенности национального сувенира (учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции).

3. Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные).

4. Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.

5. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.

6. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве.

7. Обогащать словарь детей.

8. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:

Мини-музей русского быта.

Куклы матрешки.

Изображение Загорской, Полхов-майданской и Семеновской матрешки.

Русские народные сарафаны и косынки.

Трафареты (силуэты) матрешек.

Таблицы с элементами народных росписей.

Магнитофонные записи русских народных песен.

Тексты русских народных потешек, пословиц, загадок, песен, частушек.

Гипотеза: наши исследования помогут узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку – матрешку, так как она несет в себе любовь и дружбу.

Актуальность:

Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования ее.

Тип проекта: исследовательский, информационно-познавательный, практико-ориентированный.

Срок реализации проекта: проект является краткосрочным, так как рассчитан на две недели.

Результат проекта:

1. Оформление альбома «История матрешки».

2. Оформление подборки стихов, частушек, загадок о матрешке.

3. Выставка «Семейная матрешка».

4. Досуг с детьми «Русский сувенир».

5. Презентация для детей «История матрешки».

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный

1. Планирование работы.

2. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет).

3. Учиться самостоятельно, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою работу.

Методы и приёмы:

2. Беседа: «Матрешка -национальное культурное наследие России».

3. Составление схемы «Модель трёх вопросов».

2 этап. Основной

1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.

2. Познакомить детей с историей матрешки в русской культуре.

3. Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.

4. Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр «Матрешки –путешественницы», «От большой до маленькой», «Маша и медведь», которые помогут сравнивать предметы, решать задачки и составлять рассказы.

Организация совместной деятельности с детьми.

Познавательно-исследовательская деятельность

1. Беседа: «Матрешка-национальное культурное наследие России».

2. НОД: «Откуда появилась матрешка?».

3. НОД «Такая разная Матрешка» (о появлении первой матрешки в разных районах России»).

4. НОД «Матрёшка – как символ семьи».

5. НОД «Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки)».

6. Изучение свойств дерева. Экспериментирование.

7. Сравнение: Матрешка и Ванька-встанька.

Коммуникативная деятельность

1. Рассматривание изображений разных матрешек

2. Чтение стихов и загадок о кукле.

3. Составление творческих рассказов, сказок о матрешке.

4. Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки».

5. Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса – всему лесу краса», «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу», «Много леса-не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Лес с огнём не дружит!», «Враг природы тот, кто леса не бережёт».

6. Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой «Матрёшки». Учим водить хоровод (костюмированный).

Продуктивная деятельность

Рисование.

Тема: «Красавицы- подружки» (Семеновская, Полховская, Вятская… матрешки)

Лепка.

Тема: «Хоровод матрешек» (пластилиновое творчество).

Аппликация.

Тема: «Изготовление открыток - вкладышей в виде матрёшки (в качестве Приглашения на фольклорный праздник).»

Музыкально-художественная деятельность

1. Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…».

2. Неваляшки (муз. З. Левиной, сл. З. Петровой).

Игровая деятельность

1. Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских игр: «Куколки-сестрички».

2. Дидактические игры:

  • «Собери матрешку».
  • «Построй ряд с закрытыми глазами».
  • «Эти удивительные узоры».

3. Пальчиковые игры.

3 этап. Заключительный

Цель: обобщить полученные детьми знания о матрешки, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбе.

Итог проекта:

1. Оформление методических пособий для педагогов.

2. Конспект досуга «Посиделки за самоваром».

3. Выставка: «Семейная матрешка».

4. Презентация проекта.

Вывод:

Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно, сто лет назад. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка – Фурукуму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек, сделали мини-музей.

Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.

В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.

Интегрированный творческий проект

Научный руководитель: Шатанова Ирина Николаевна,

учитель начальных классов

Обоснование возникшей проблемы и потребности.

Познакомившись в своём первом проекте с русской традиционной куклой, я вспомнила ещё об одной популярной русской игрушке – матрёшке. А как она появилась и когда, сколько лет русской деревянной красавице? В чём успех её популярности? Поспрашивав своих сверстников, взрослых, я выяснила, что мало кому известно, откуда взялась матрёшки, тогда я решила взяться за работу и найти ответы на все интересующие меня вопросы.

Я решила поближе познакомиться с русской матрёшкой. Сначала я посетила библиотеку и отыскала там книги и журнальные публикации на заданную тему. Затем я зашла на интернет-сайты, посвящённые истории появления деревянной куклы. Просмотрев фотографии ярких весёлых матрёшек, я, призвав на помощь маму, решила собрать информацию о матрёшках и создать свои матрёшки из различных материалов.

Таким образом, я выбрала для себя тему творческого проекта. В процессе работы мне предстоит:

  • Выяснить, когда и при каких обстоятельствах появилась первая матрёшка.
  • Узнать, почему эта кукла получила имя «Матрёшка».
  • Познакомится с видами матрёшки.
  • Познакомиться с техникой изготовления матрёшки.
  • Изготовить матрёшек из разных материалов.
  • Провести праздник русской матрёшки в своём классе.

Исследование истории, традиций.

Матрёшка… Эта русская красавица покорила сердца любителей народной игрушки во всём мире. Но матрёшка – это не просто сувенир для туристов, она является символом, хранительницей исконной русской культуры.

С матрёшкой с удовольствием играют дети и любуются взрослые. Но откуда взялась эта русская красавица? Какова её биография? Все ли матрёшки на одно лицо?

Рождение матрёшки.

Появилась матрёшка в конце 19 века. Именно в это время Россия переживала бурное экономическое и культурное развитие. В обществе стал проявляться интерес к русской культуре и искусству. В связи с этим возникло целое художественное направление – «русский стиль», которое объединило многих известных русских художников (В. Васнецова, М. Врубеля, С. Малютина и др.). Они искали стиль, где бы возродилась русская национальная самобытность. Одним из центров по возрождению русской культуры стал мамонтовский кружок. Именно там и родилась наша матрёшка.

Чтобы расширить кругозор мастеров-игрушечников в мастерской выписывали образцы игрушек из разных стран мира. Особенно модным было искусство стран Востока, в частности Японии. А потому в конце 90-х годов 19 века толи из Парижа, толи с острова Хонсю в усадьбу Мамонтовых была привезена фигурка буддийского мудреца Фукуруму. Внутри неё были вложены одна в другую ещё шесть более мелких фигурок. Фукуруму – это божество счастья и долголетия, а пять фигурок внутри – боги рангом поменьше. Правда, история происхождения нашей матрёшки от японского бога Фукурумы лишь одна из версий. По другой версии, матрёшка - изменённое пасхальное яйцо-писанка. Такие разъёмные писанки были издавна популярны на Руси.

Первая русская матрёшка представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой сорочке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха. «Настоящая Матрёна!» - воскликнул кто-то, увидев куклу. Так куклу и прозвали Матрёна, а ласково Матрёша, Матрёшка с петухом. Имя Матрёна было очень популярно у русского народа. Говорят, так звали прислугу, подававшую чай на абрамцевских вечерах и похожую на круглолицую матрёшку.

И в первой Матрёне тоже поселилась целая семья. Одна барышня с петухом, другая с серпом, следующая с караваем хлеба, а дальше братец в расписной рубахе. Целое семейство – дружное и трудолюбивое.

Первая матрёшка была восьмиместной. Раскрашенная гуашью, она не была такой яркой и нарядной, как современные матрёшки, но сразу завоевала популярность. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже матрёшка получила бронзовую медаль и мировое признание.

Центром изготовления матрёшек стал город Сергиев-Посад Московской области.

Виды матрёшки.

Матрёшки Сергиева Посада.

Сергиево-Посадские (загорские матрёшки) отличались первоначально сдержанностью. Расписывались матрёшки без предварительной подготовки гуашью. Черты лица матрёшки были строгими, ведь создавались они монастырскими мастерами, которые рисовали иконы.

Семёновская матрёшка.

В 1922 году токарь А. Ф. Майоров привёз матрёшку с Нижегородской ярмарки в свою деревню Мериново (Нижегородская область). Дома он попробовал выточить такую же, а его дочери стали матрёшку расписывать.

Потом инициативу семьи Майоровых подхватили и другие жители деревни, а за ними – соседи из окрестных деревень Семёновского района Нижегородской области. Добралась румяная матрёшка и до самого города Семёнова. Скоро деревянная расписная кукла стала самой популярной продукцией мастеров всей Нижегородской (тогда Горьковской) области.

Только семёновская матрёшка была уже не похожа на Сергиево-Посадскую. Семеновские мастера сделали куклу повеселее, понаряднее. В соответствии с собственными традициями мастера оставляли на матрёшке больше незакрашенного дерева. Расписывали матрёшку уже не гуашью, а анилиновыми красками.

В основном, художники используют только три цвета – красный, синий и жёлтый.

Матрёшки Крутца.

Крутецкие матрёшки все разные. Одна длинненькая, другая кругленькая. У одной коса до пояса, у другой – модная стрижка. И личики у всех матрёшек разные. Изменили крутецкие мастерицы не только внешность традиционной матрёшки, но и саму технику росписи. Они стали наряду с анилиновыми красками использовать масленые. Могут рядом с анилиновой розой нарисовать масляную ромашку.

Создана и особая техника – чисто масляная. Поверхность дерева покрывается слоем белил с добавленным в них цветным пигментом, и по этому масляному фону ложится масляная же роспись.

Вятская матрёшка .

Самой северной из матрёшек является вятская. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо матрёшки мило и приветливо. Жители Вятки и окрестных деревень издавна занимались производством игрушек. Вятская матрёшка появилась в 30-е годы, но особое своеобразие вятская деревянная кукла получила в 60-е годы. Именно тогда матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красками, но и инкрустировать соломкой.

Для инкрустации используется ржаная соломка, которая выращивается на специальных участках и аккуратно срезается серпом вручную.

Тверская матрёшка.

Имеют свои секреты изготовления матрёшек и мастера Твери. Они чувствуют в этом сувенире душу России и с трепетом относятся к его созданию, желая передать людям тепло своей души и мастерство своих рук. Матрёшки вытачиваются из дерева и расписываются художниками вручную. Каждая кукла – это авторская работа. Для этих матрёшек характерна роспись золотым и серебряным орнаментом.

В настоящее время больший интерес стала представлять матрешка, изготовленная не в том или ином стиле, а авторская, выполненная художником-индивидуалом. Современные художники-матрёшечники прежде всего обратились к традициям первых русских расписных матрёшек. Появились различные варианты русской девушки-крестьянки, одетой в народную одежду. Фантазии современных художников нет границ. Традиционный тип Сергиево-Посадской матрёшки, держащей в руке какой-нибудь предмет, в настоящее время пополнился многочисленными вариантами матрёшек – девушек, женщин с корзинами фруктов, самоварами, лукошками.Отдельные мастера при создании матрёшек используют приёмы хохломской росписи. Всё чаще можно встретить матрешки, расписанные под «гжель», «жостово», «палех». В 1990-е годы были популярны матрёшки, изображающие известных политических деятелей. Существуют матрёшки – известные музыканты.

Выявление современных тенденций.

Матрёшка – счастливая игрушка. Интерес к ней сохранялся всегда, не смотря на политические режимы и смену экономических моделей. Появившись чуть более ста лет назад, матрёшка стала настоящим символом России. Её знают и любят не только в нашей стране, но и за рубежом.

В русской матрёшке, в её форме и декоре отразились народные представления о мире, добре, красоте. Одновременно в ней с особой силой проявилась творческая энергия русского народа, его способы простыми средствами создавать выразительные образы. Именно поэтому матрёшка рассматривается как символ русского искусства.Матрёшка настолько полюбилась людям, что живёт почти в каждом доме, а её облик можно увидеть на самых различных повседневных вещах.

Разделочные доски, фартуки, брелоки и магниты, сумки, коробки конфет и авторучки с изображениями матрёшки говорят о её большой популярности.

До сих пор умельцы-матрёшечники соревнуются между собой – кто создаст матрёшку больше и красивее. Заграничные мастера тоже пытаются создать своих матрёшек.Но всё же матрёшка остаётся русским символом, обладающим чем-то необъяснимым, притягивающим к себе больше чем яркие анилиновые краски.

Анализ идей и вариантов.

Выбор оптимального варианта.

Главным помощником в создании проекта, посвящённого матрёшке, стала моя мама. Первоначально, посовещавшись, мы решили расписать только деревянные матрёшки. При реализации задуманного, мы столкнулись с такой проблемой, как приобретение нерасписанной матрёшки. Руководительница моей изостудии подарила мне заготовки разъёмных пасхальных яиц. Было решено, что два яйца у нас станут матрёшками, а самое маленькое – мудрецом Фукуруму. Затем нам удалось приобрести уже настоящие заготовки для будущих матрёшек, которые у мастеров называются «матрёшки в белье». И мы занялись их росписью.

Материалы.

Матрёшка в «белье», бутылочка от « Растишки», деревянное разъёмное яйцо, пластиковая бутылка, береста, пакля, синтепон.Береста, пакля, синтепон и белая ткань потребовались на изготовление матрёшки из бересты. Лоскутки ткани, синтепон, пакля, бусинки, кружева и тесьма были необходимы при создании матрёшки из ткани.

Инструменты и оборудование.

Нитки, иглы, булавки, ножницы, утюг, гладильная доска, шило, кисточки, гуашь, акварель, маркеры, цв. карандаши

Мои матрёшки

Прочитав о разных авторских матрёшках, я тоже решила попробовать создать свои собственные. С помощью мамы я расписала деревянные пасхальные яйца. Самое маленькое стало дедушкой Фукурумой, а остальные два – румяными матрёшечками – одна с платочком, а другая – с лукошком в руках.

Матрёшки получились разные, каждая со своим характером, но мне хотелось попробовать сделать одинаковых матрёшек, похожих друг на друга сестричек и у меня получилось!

Я расписала деревянных красавиц. Получились они весёлые да румяные.

А потом родилась наша Матрёна Ивановна – из тряпочек и лоскутков. Вышла она красивая, весёлая, с чувством собственного достоинства!

Сделала я и разных матрёшек из бумаги.

На уроке технологии мы всем классом делали аппликацию из ткани и ниток на картоне.

Хорошим материалом оказались пластиковые бутылки. На бутылочки из-под творожка «Растишка» краска ложится идеально ровно.

Экологическое обоснование.

В настоящее время любая затея человека, любое предприятие планируется с таким размахом, что может нанести непоправимый вред природе. Небрежное отношение к окружающей среде может обернуться экологической катастрофой.

Поэтому моя задача – не навредить своими действиями не только флоре и фауне, но и не использовать в процессе создания матрёшек экологически вредные материалы.

При изготовлении матрёшек использовались такие экологически чистые материалы, как древесина, хлопчатобумажные ткани, технический лён, бумага, береста.

Для росписи использовались акриловые краски, акварель и гуашь, которые допущены в продажу Комитетом по контролю за качеством промышленных товаров и предназначены специально для детского творчества.

Вывод: при изготовлении и росписи матрёшек не был нанесён ущерб окружающей среде. Здоровье автора проекта и окружающих людей не пострадало.

Список литературы.

  • Алексахин Н. Матрёшка. М., 1998.
  • Бусева-Давыдова И. Игрушки Крутца. М., 1991.
  • Голдовский Б. Куклы: энциклопедия. М., 2004.
  • Клиентов А. Народные промыслы. Белый город. М., 2008.
  • Лаврова С. Русские игрушки, игры и забавы. Белый город. М., 2009.
  • Маслова А. Необыкновенные истории обыкновенных вещей. Матрёшка. Весёлые уроки №2, 2010.
  • Матрёшка село кормит. Сельская новь. №9, 2004.
  • Политова М. Матрёшка – образ русской матери. DEKO №3, 2009.
  • Расписная игрушка. Школа семи гномов. М., 2010.
  • Русские художественные промыслы. Аванта. М.,2009.
  • Соловьёва Л. Игрушки. М., 2002.
  • Соловьёва Л. Матрёшка. М., 1997.
  • Цветочные узоры Полхов-Майдана. М., 2007
  • Юрина Н. Игрушки. Детская энциклопедия «Я познаю мир». М., 1998.
  • Юрина Н. Куклы. Серия «Что есть что». М., 2002.

Интернет-сайты.

  • Всё о матрёшке. www . m amatus. Lv
  • Вятская матрёшка. www.narod . ru
  • Где и как делают матрёшки. www . narod 2. ru .
  • Гончаров К. Русская матрёшка. Доклад на Первом медународном конгрессе «Докирилловская славянская письменность и дохристианская славянская культура» г. Санкт-Петербург. 2008. www . organizmica . ru
  • Зиборова Е. Матрёшка: история любимой куклы. www . dollplanet . ru
  • Матрёшка. www.r abiki. org

Сценарий праздника «В гости к нам пришли матрёшки!»

Цель: познакомить учащихся с историей русской матрёшки, воспитывать любовь к Родине, к народному искусству, гордость за русских мастеров и художников, привить интерес к русской культуре и истории.

Оборудование: коллекция матрёшек (семёновские, полхов-майданские, Сергиево-Посадские, вятские и созданные своими руками); презентация «Русская матрёшка»; для оформления доски портреты С. Малютина, В.Звёздочкина, различные фото матрёшек; цветастые платки, юбки, помада для конкурсной программы.

Ход праздника .

Ведущий учитель : Ребята, героиней сегодняшнего праздника не случайно стала матрешка. Матрешка - уникальная народная русская игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром она стала символом нашей страны, России. Она - добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия. Есть ли в вашем доме матрешки? Что вы знаете о матрешках?

Конкурсная программа.

Учитель: Наши матрёшки пришли к нам тоже не с пустыми руками. Они приготовили нам загадки про матрёшек и разные игрушки. И не думайте, что они лёгкими окажутся.

Конкурс 1. Загадки.

Вот упрямый человек!
Не заставишь лечь вовек!
Вам такой встречается?
Он совсем не хочет спать,
Положу – встает опять
И стоит – качается.
Как он называется? Ответ: Ванька-встанька

Его держу за поводок,
Хотя он вовсе не щенок.
А он сорвался с поводка
И улетел под облака. Ответ: Воздушный шар

В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей – темница. Ответ: Матрешка

За хвост привязанный,
За нами летает он под облаками. Ответ: Воздушный змей

Вверх – вниз,
Вверх – вниз,
Кататься хочешь –
На нас садись. Ответ: Качели

Эти чудо-кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Все сначала начинаю. Ответ: Кубики

Глазки голубые,

Кудри золотые,

Губки розовые. Ответ: Кукла

Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. Ответ: Матрешка

Будто в цирке, круг за кругом
Мчатся кони друг за другом.
А на них детишки мчатся,
Очень трудно удержаться!
Только страх свой дети прячут
И смеются, а не плачут. Ответ: Карусель

Умею прыгать и катиться,
А если бросят - полечу.
Кругом смеющиеся лица:
Все рады круглому... Ответ: Мячу

Зверь забавный сшит из плюша,
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного.
И устрой ему берлогу. Ответ: Плюшевый медведь

Когда апрель берет свое,
И ручейки бегут звеня,
Я прыгаю через нее,
А она – через меня. Ответ: Скакалка

Кручусь, верчусь,
И мне не лень
Вертеться даже целый день. Ответ: Юла

А Коля наш до самой ночи
Играет и играет -
Из разных маленьких кусочков
Картинки собирает. Ответ: Пазлы.

Он и лёгонький и тонкий!
Очень многие девчонки
И без рук его вращают,
А на землю не роняют! Ответ: Обруч

Конкурс 2 . Ведущая Настя: Каждая матрёшка большая модница. Я предлагаю вам конкурс «Наряди матрёшку».

Вызываются четыре участника. Два участника выступают в роли матрёшки, которую нужно нарядить. Два других участника получают по юбке, платку и тюбику помады, они должны на скорость надеть на «матрёшку» юбку, платок и нарумянить помадой щёки.

Конкурс 3. «Комплимент матрёшке» . Кто больше назовёт матрёшке комплиментов.

Конкурс 4. «Скажи привет». Один ребенок сидит на стульчике, спиной к детям. Ведущая выбирает "матрёшку", который подходит сзади к сидящему, кладет руки на плечи. Тот говорит: "Матрёшка, скажи привет" "Матрёшка" говорит: "Привет!" Сидящий угадывает, кто это.

Учитель : скажите, ребята, а каких матрёшек вы запомнили?

Ответы детей: Сергиево-Посадская, семёновская, полхов-майдановская. А ещё есть авторская, т. е. та, которую автор расписывает так, как ему нравится.

Ведущая Настя: Мы вам предлагаем создать свою, авторскую матрёшку.

Раздаются листочки с шаблоном матрёшки. Каждый расписывает свою матрёшку. Потом можно устроить выставку.

Учитель: На этом наш вечер окончен. И в гости к нам приходила – хором: русская матрёшка.

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №19

имени Н.З. Поповичевой г.Липецка

Творческийпроект

«Русская матрёшка »

Выполнила: Кукишева Юлия,

ученица 2Бкласса

Руководитель проекта:

Митина ЛюдмилаВалерьевна,

учитель начальных классов

I. Введение ………………………………………………………...стр.1

II. Основная часть…………………………………………………стр.1

1.Прообраз русской матрёшки.

2.Первая матрёшка.

3.Принципы изготовления матрёшки.

4.Виды матрёшек.

5.Музеи русской куклы.

6.Изготовление модели в технике папье- маше.

7. Роспись куклы.

III. Заключение…………………………………………………… стр.5

IV. Библиографический список…………………………………. стр.6

Введение.

Люди всегда любили красоту и умели её творить. Вещи, окружавшие их,

украшали то вышивкой, то резьбой, то росписью. И обычные предметы под

кистью мастеров становились редкой драгоценностью. Никто не думал, что это

искусство: оно создавалось для себя и только в прошлом веке осознали какие

богатства накопила народная культура в течение многих столетий. Возникла идея

–помочь развитию народных промыслов, возродить те, которые исчезли. Вот

тогда и появилась на свет наша матрёшка. Матрёшка –знаменитая русская

красавица, которая покорила сердца людей по всему миру. Сейчас она не просто

народная игрушка, а хранительница исконной русской культуры.

Цель творческого проекта –выполнить модель русской матрёшки.

Задачи: Познакомиться с историей матрёшки,особенностями её росписи.

Основная часть.

Первая русская матрёшка появилась в конце девятнадцатого века.

Прообразом для русской куклы послужила японская игрушка, привезенная с

острова Хонсю художником Сергеем Васильевичем Малютиным. Это была

фигура буддийского мудреца Фукурамы, в которой находилось ещё несколько

фигурок, вложенных одна в другую.

Но кукла эта была японцем –сердитым на вид, узкоглазым стариком.

Малютин переодел куклу в русский костюм и показал народным умельцам –

понравится ли? В России с незапамятных времён привыкли из белой, пахучей,

прочной липы точить деревянную посуду. Почему бы и забавную куклу не

выточить?

Из стен мастерской "Детское воспитание", основанной меценатом Саввой

Мамонтовым, вышла первая изготовленная в России матрёшка. Эскиз для ее

росписи создал художник Сергей Малютин, самолично матрёшку и расписавший.

Изготовить свою новинку он заказал лучшему токарю Сергиево- Посадских

мастерских Василию Звездочкину.

Сергей Малютин свою первую матрёшку сделал круглолицей румяной

крестьянской барышней в цветастом платочке. А чтобы она выглядела

поделовитее, пририсовал ей в руку чёрного петуха. Другая барышня была с

серпом в руке. Еще одна с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца - и он

появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое...

Заморская пришелица прижилась у нас на диво быстро. Яблоками лёг на

щёки румянец, прикрыл голову алый платочек, свесилась из- под него толстая

коса. Так и хотелось назвать куклу русским именем.

Дуняша? Матрёша! И стали новые игрушки матрёшками. Сделано это было

не случайно. Раньше имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее

распространённых женских имён, в основе корня которого лежит латинское слово

«mater», означающее - мать.

Принципы изготовления матрёшки не поменялись за те долгие годы, что

существует эта игрушка. Матрёшек делают из хорошо высушенной древесины

липы и березы. Первой всегда делается самая маленькая, неразъёмная матрёшка,

которая может быть совсем крохотной. Вытачивание матрёшек - тонкое

искусство, которому учатся годами.

Перед росписью матрёшек грунтуют, после росписи - лакируют. В

девятнадцатом веке для росписи этих игрушек использовали гуашь - теперь же

матрёшки создаются также с помощью анилиновых красок, темперы, акварели.

Но гуашь всё равно остаётся любимой краской художников, расписывающих

матрёшек. Первым делом разрисовывается лицо игрушки и передник, и уже

потом - сарафан и косынка.

Хорошая матрёшка отличается тем, что: все её фигурки легко входят друг в

друга; две части одной матрёшки плотно прилегают и не болтаются; рисунок

правильный и чёткий; ну, и, конечно же, хорошая матрёшка должна быть

красивой.Любовь к красному цвету, самому яркому, мажорному дошла до наших

дней от тех времён, когда на улицах пламенели красные храмы с белыми

наличниками, стрельцы ходили в алых кафтанах, а стены в домах обивали

красным сукном. Тогда и стала называться «Красной» главная площадь нашего

государства. Красный –значит красивый, и это в точности отвечает облику

матрёшек.

Сейчас существуют следующие виды матрёшек: Сергиевская, Семёновская,

Полхов- Майданская, Вятская.

передником, роспись яркая с использованием 3-4 цветов (красный или

оранжевый, жёлтый, зелёный и синий). Линии лицаи одежды обведены чёрным

контуром.

Полхов- Майданская матрёшка известна тем, что на её фартуке и платке

нарисован цветок шиповника ("роза"), рядом с которым могут быть

полураскрытые бутоны на ветках.

ДляСемёновской матрёшкихарактерны яркие цвета, в основном жёлтый и

красный. Платок обычно раскрашен в горошек. Полхов - Майданские и

Семёновские матрёшки имеют схожие черты.

Вятская матрёшка - наиболее северная из всех российских матрёшек.

Особое своеобразие вятская расписная кукла получила в 60 - егоды, когда

матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красками, но и украшать

соломкой.

Матрёшка стала таким же традиционным сувениром России и символом её

культуры, как дымковская игрушка, жостовские подносы. Есть в России и целые

музеи, посвящённые матрёшкам. Первый в России –и в мире! –музей матрёшки

открылся в 2001 году в Москве. В музее представлены матрёшки, сделанные по

мотивам персонажей русских народных сказок и даже целый красноармейский

Людмила» и разложить по ролям сказку «Репка» с помощью матрёшки –

коробейника. В самой большой матрёшке, представленной на выставке, 50

фигурок, что в 2 раза меньше мирового рекорда. А самая маленькая матрёшка –

размером с рисовое зерно!

В 2012 году открылся музей в старинном городе Сергиев Посад, который

издавна считался центром игрушечных промыслов. В этом музее даже

устраивают мастер- классы по росписи матрёшек!

Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то

оно непременно исполнится, причём чем больше труда вложено в матрёшку (чем

больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки), тембыстрее желание

исполнится.

Выполнить модель русской матрёшки в техникепапье-маше предложила

мой руководитель Людмила Валерьевна. Основа матрёшки –воздушный шарик,

перевязанный ниточкой для придания нужной формы. На шарик я нанесла крем, а

сверху обклеила мокрыми салфетками в два слоя. Крем нужен для того, чтобы

потом можно было легко вынуть шарик из готовой матрёшки.

Потом на высохший слой салфеток я стала наклеивать размоченные в воде

кусочки газет. Газетный слой я покрыла клеем ПВА, разведенным пополам с

водой. Таких слоёв получилось шесть. Каждый слой должен быть хорошо

просушен, чтобы матрёшка сохранила свою форму.

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 2 «Искорка». г. Протвино, Московская область. Проект «История матрёшки» Подготовили проект: Зайцева Виктория Викторовна Миронова Нина Фёдоровна «Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики». Е.Флерина. Актуальность: Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушка – это не просто забава. "Игрушка – "Матрёшка« небалушка" - так говорит народная мудрость о значении игрушек «Матрёшек» для маленького ребенка. Дарить игрушки "Матрёшки" было распространенным обычаем – подарок приносил ребенку здоровье и благополучие. Возникает проблема ориентировать родителей на выбор игрушки и взаимодействие с ребенком в процессе игры. В деятельности ребенка младшего возраста становится значимой та сфера, которая поддержана матерью, самая влияющая на дальнейшую деятельность и сознание ребенка. Игрушки способны вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать музыкальному развитию детей. Таким образом, проблема использования игрушек для решения задач развития детей младшего возраста в настоящее время является актуальной. Анализ этой проблемы в ДОУ показал необходимость включение игрушек в педагогический процесс. Это делает сегодня актуальной проблему планирования системы работы с игрушкой в воспитании детей младшего возраста. Цели:

  • воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки; систематизировать знания детей о русской народной игрушке матрёшке.
  • создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал младших дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих самопониманию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края.
Задачи:
  • Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.
  • Выяснить особенности национального сувенира (учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции).
  • Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи.
  • Обогатить кругозор детей об игрушке.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.
  • Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве.
  • Обогащать словарь детей.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Предмет проекта: Матрёшка. Вид проекта: творческий, групповой, информационно - познавательный, практико - ориентированный. Участники: дети второй младшей группы, возраст 3-4 года, родители. Срок реализации: проект является краткосрочным, так как рассчитан на 4 недели. Гипотеза: наши исследования помогут узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку – матрёшку, так как она несет в себе любовь и дружбу. Результат проекта:
  • Оформление альбома "История матрёшки".
  • Оформление подборки стихов, частушек, загадок о матрёшке.
  • Выставка "Семейная матрёшка".
  • Досуг с детьми "Русский сувенир".
  • Презентация для родителей "История матрёшки".
  • Консультация для родителей "В какие игры играть с матрёшкой!"
Этапы реализации проекта. 1 этап. Подготовительный. Планирование работы.
  • Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрёшек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет).
  • Учиться самостоятельно, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою работу.
  • Методы и приёмы:
  • Опрос.
  • Беседа: "Матрёшка -национальное культурное наследие России".
  • Составление схемы "Модель трёх вопросов".
2 этап. Основной. Цели:
  • Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
  • Познакомить детей с матрёшкой в русской культуре.
  • Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.
  • Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр "Матрёшки –путешественницы", «От большой до маленькой», «Маша и медведь», которые помогут сравнивать предметы, составлять рассказы.
  • Организация совместной деятельности с детьми.
Познавательно-исследовательская деятельность.
  • НОД: "Нарядные матрёшки" (знакомство с матрёшкой).
  • НОД: Рисование "Русская матрёшка".
  • НОД: Лепка "Подружки для матрешки".
  • НОД по изодеятельности "Веселые матрёшки".
  • НОД: "День рождения у матрёшки".
  • Изучение свойств дерева. Эксперементирование.
  • Сравнение: Матрёшка и Ванька-встанька.
Развитие речи.
  • Рассматривание изображений разных матрёшек.
  • Чтение стихов и загадок о кукле.
  • Составление творческих рассказов, сказок о матрёшке совместно с родителями.
  • Разучивание стихотворения Л.Некрасовой "Весёлые матрёшки".
  • Заучивание пословиц, объяснение их смысла: "Лесополоса – всему лесу краса", "Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу", "Много леса-не губи, мало леса – береги, нет леса – посади", "Лес с огнём не дружит!", "Враг природы тот, кто леса не бережёт".
  • Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой "Матрёшки". Учим водить хоровод (костюмированный).
Продуктивная деятельность. Рисование. Тема: "Красавицы - подружки" (Семеновская, Полховская, Вятская… матрёшки) Лепка. Тема: "Хоровод матрёшек" (пластилиновое творчество). Аппликация. Тема: "Детская авторская матрёшка". Музыкально-художественная деятельность.
  • Разучивание танца "Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…".
  • Неваляшки (муз. З. Левиной, сл. З. Петровой).
  • Игровая деятельность.
  • Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских игр: «Куколки-сестрички».
  • Дидактические игры: "Собери матрёшку", "Построй ряд с закрытыми глазами", "Эти удивительные узоры".
  • Пальчиковые игры.
3 этап. Заключительный. Цели: обобщить полученные детьми знания о матрёшке, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрёшка является символом любви и дружбы. Итог проекта:
  • Разработка конспектов НОД.
  • Выставка: «Книжка - малышка».
  • Презентация проекта.
  • Вывод: Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрёшка появилась давно, сто лет назад. Прототипом матрёшки была фигурка японского старичка – Фурукуму. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрёшек были все разные. Но главное мы поняли, что русская матрёшка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу. В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.
Список литературы: 1. Грибовская А.А. Детям о народном искусстве - М: Просвещение, 2002г. 2. Максимов Ю.В., Чуракова В.Н. Русское народное декоративно - прикладное искусство в детском саду. - М.: Советский художник, 1980. 3. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1995. 4. Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность. Программа «Радуга» - М.: Просвещение, 2002. 5. О. Я. Воробьёва «Декоративно-прикладное творчество. Традиционные народные куклы». Керамика. – Волгоград: Учитель, 2009. 6. Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: Паритет, 2010. Фотографии из личного архива авторов. Для публикации информации о детях получено письменное разрешение родителей. Спасибо за внимание!

Проект направлен на общекультурное и личностное развитие учащихся начальных классов, обучение их самостоятельному конструированию своих знаний в области декоративно-прикладного искусства, что впоследствии позволит им самостоятельно создать декоративные произведения по мотивам народных промыслов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Творческий проект: «Русская Матрёшка» Р УКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА: УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ГБОУ СОШ № 2088 Г. МОСКВЫ « Грайвороново » К УЗИНА Е ЛЕНА Б ЕНЬЯМИНОВНА

Аннотация проекта Проект направлен на общекультурное и личностное развитие учащихся начальных классов, обучение их самостоятельному конструированию своих знаний в области декоративно-прикладного искусства, что впоследствии позволит им самостоятельно создать декоративные произведения по мотивам народных промыслов.

Цель проекта Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мас­теру, создающему красоту на радость людям. Углубить знания о русской на­родной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана.

Педагогические цели и задачи в рамках учебного проекта Когнитивные – познание объектов окружающей реальности, изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации. Организационные – овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения. Креативные – умение конструировать, моделировать, проектировать. Коммуникативные – развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений.

Проектная деятельность обучающихся Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Учебные исследования учащихся Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание, которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием, сделанным им самим. Карл Роджерс

о жидаемые результаты по проекту 1) Сформированные представления об истории возникновения куклы - матрешки на Руси, о разновидностях матрешки по месту возрождения; 2) Сформированная способность воплощения собственного замысла в рисунках, поделках, рассказе и др.; 3) Заинтересованное участие в образовательном проекте (учить интересоваться новым, задавать вопросы, проявлять самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремиться к проявлению творческой инициативы.); 4) Конструктивные способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми (самостоятельно или с небольшой помощью учителя объединяться для совместных действий, договариваться, согласовывать действия и др.)

Э тапы проекта Подготовительный Учитель: постановка и подведение детей к проблемному вопросу: какие бывают матрешки? Как они появились? Планирование, прогнозирование результатов, продуктов проекта: изучить историю появления матрешки на Руси, беседовать, рисовать, мастерить, играть в разнообразные игры. Дети: сбор литературы о народной игрушке: стихи, загадки; подбор музыкальных произведений: частушки, песни и др. Учитель: задаёт положительно эмоциональный настрой. Дети: попытки найти решение проблемной ситуации: узнать как можно больше о разнообразии матрешек, о матрешечном деле, создать мини музей своих неповторимых матрешек в классе. Поддержка детского интереса. Помощь в организации мини экспозиции «Матрешка -народная игрушка ». Деятельностный (непосредственная деятельность по проекту) – создание своих неповторимых матрешек с использованием различных материалов: деревянных заготовок для росписи красками; ткани, пластилина и бумаги(мозаика)

Подготовительный этап проекта: сбор информации, чтение литературы. П ланирование, прогнозирование результатов, продуктов проекта: дети узнают как можно больше информации о разнообразии матрешек, матрешечном деле. П осещение « М узея м атрешки»

Решение проблемной ситуации: узнаем о происхождении матрешки. Точная история происхождения матрёшки неизвестна. Самое правдоподобное предположение: русский мастер изобразил славянские образы или понятия из сказаний. Существует предположение о том, что матрёшка имеет японские корни.

Решение проблемной ситуации: 1) Кто изобрел первую русскую матрешку? 2) Кто автор первой росписи русской матрешки? Изобретение формы русской матрёшки приписывается токарю В. П. Звёздочкину в 1890-х годах, а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин. Из воспоминаний Звёздочкина следует, что ему не доводилось видеть японских точёных игрушек. Кроме того, ещё до появления матрёшки, русские мастера изготавливали деревянные пасхальные яйца, которые были разъёмными и полыми. Таким образом, вопрос о прямой преемственности между японской и русской матрёшкой остаётся и требует более пристального изучения.

Решение проблемной ситуации: 1) Какие бывают Матрешки? 2) Виды росписи Матрешек.

Деятельностный этап проекта: будем создавать свои неповторимые матрешки

Результаты проекта – создание своих неповторимых матрешек. Работа Макаровой Дарьи. Роспись по дереву, гуашь. Работа Гейкера Андрея. Роспись по дереву, гуашь.

Результаты проекта – создание своих неповторимых матрешек. Работа Куприяновой Александры. Роспись по дереву, гуашь. Работа Булатовой Анастасии. Роспись по дереву, гуашь.

Р абота М акаровой Д арьи: 1) А ппликация, мозаика 2) к оллаж из ткани

Работа Драб Николая: 1) Аппликация, мозаика; 2) к оллаж из ткани.

Коллаж из ткани « Моя неповторимая матрешка» Авторы: Гейкер А., Рахновец Д.

Презентацию выполнила учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 2088 « Грайвороново » Кузина Елена Беньяминовна В презентации использованы фотографии из личного архива автора и сети интернет.


Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png