Цивилизации доколумбовой Америки отличались значительным своеобразием, они развивались в иной естественно-географической среде. Ограниченность культурного пространства, отсутствие внутриконтинентальных морей не создали стимула к развитию сухопутных и морских средств коммуникации.

Первой известной историкам культурой Америки является ольмекская. Ольмеки населяли область Табаско на территории нынешней Мексики. Уже во II тыс. до н.э. они знали развитое земледелие, строили поселения.

Первой значительной цивилизацией в Центральной Америке стала майяская. Майя принадлежали к майяской языковой семье, они занимали большую часть территории нынешней Мексики. Уже к VIII в. майя создали сильное централизованное государство.

Майя строили сложные акведуки, нередко подземные, водосборные цистерны и другие гидротехнические сооружения, позволявшие регулировать разливы рек, конденсировать дождевую воду и т.п Майя пользовались двадцатиричной системой счета, заимствованной у ольмеков; они знали число "ноль". Майя разработали совершенный календарь, в котором учитывались циклы Солнца, Луны и Венеры. В X в. цивилизация майя столкнулась с внешними вторжениями. В 917 г. Чичен-Ица была занята племенами науа. В 987 г. этот культовый центр оказался под властью тольтеков; майя низведены до положения несвободных..

Другой значительной цивилизацией Южной Америки стала инкская. Инки принадлежали к языковой группе кечуа и занимали территорию Перу, отчасти Чили, Боливии, Аргентины, Колумбии и Эквадора. Созданное ими государство достигло наивысшего расцвета в XIV-XV в. Официальным названием инкского государства было "Тауантинсуйу", "четыре соединенных стороны света". Столицей был легендарный город Куско.

Инкская экономика носила такой же характер, как и майяская: отсутствовала частная собственность, не было денег. Однако была развита меновая торговля. Инки делали тростниковые лодки и уампу, плоты с крытыми постройками, мачтами и квадратными парусами. Они совершали плавания в океан.

У инков было два типа письма: кипу, предназначенное для передачи административно-экономической информации, и килька - для передачи традиций и ритуала; первый тип письма был "узелковым", использовались шнуры разной длины и разного цвета, на которых завязывались десятки видов узлов; второй тип письма - "рисунчатый". Большое внимание уделялось образованию и наукам. В Куско в середине XV в. была открыта высшая школа - ячауаси, первый университет Древней Америки.

Инкская цивилизация просуществовала до 20-х г. XVI в., до завоевания испанским конкистодором Франсиско Писарро. Он захватил и разграбил Куско, пленил последнего сапа инку Атауальпу.

Последней крупной цивилизацией Америки была тольтекско-ацтекская. В X в. в Мезоамерике появились тольтеки, принадлежавшие к языковой семье науа. В XI в. от тольтеков отделился вождь Меши, образовался род мешиков, который двинулся в сторону озера Тескоко. В 1247 г. вождем этого рода был избран Теноч, с этого времени тольтекский род стал называться теночками. Они вели полукочевой образ жизни, отличались воинственностью, знали обработку металлов. В 1325 г. мешики-теночки поселились на островах озеро Тескоко. Так возник город Мешико-Теночтитлан, ставший в дальнейшем столицей огромной ацтекской империи. Во главе государства стоял тлатоани. Его власть была абсолютной и передавалась по наследству.

Ацтекам была известна пиктографическая письменность. Они умели изготавливать кодексы, рисунчатые книги (тлакуилос). Они использовали два календаря - ритуальный, известный только жрецам, и общий, включавший 365 дней. В 1519 г. в империю ацтеков вторглись испанские конкистадоры во главе с Эрнаном Кортесом. В 1520 г. был взят Мешико-Теночтитлан, последний тлатоани Моктесума II Шокойоцин был убит. Так завершилась история тольтекско-ацтекской цивилизации.

Таким образом, цивилизации доколумбовой Америки отличались значительным многообразием. Первой известной историкам культурой Америки является ольмекская.

Первой действительно значительной цивилизацией в Центральной Америке стала майяская. Майя строили сложные акведуки, нередко подземные, водосборные цистерны и другие гидротехнические сооружения, позволявшие регулировать разливы рек, конденсировать дождевую воду и т.п. В X в. цивилизация майя столкнулась с внешними вторжениями и погибла.

Другой значительной цивилизацией Южной Америки стала инкская. Инки принадлежали к языковой группе кечуа и занимали территорию Перу, отчасти Чили, Боливии, Аргентины, Колумбии и Эквадора. Созданное ими государство достигло наивысшего расцвета в XIV-XV в. Инкская цивилизация просуществовала до 20-х г. XVI в., до завоевания испанским конкистодором Франсиско Писарро. Он захватил и разграбил Куско, пленил последнего сапа инку Атауальпу.

Последней крупной цивилизацией Америки была тольтекско-ацтекская. Ее столицей стал город Мешико-Теночтитлан, ставший в дальнейшем столицей огромной ацтекской империи.

В 1519 г. в империю ацтеков вторглись испанские конкистадоры во главе с Эрнаном Кортесом. В 1520 г. был взят Мешико-Теночтитлан, последний правитель атцеков Моктесума II был убит.

Цивилизация доколумбовой Америки инков

Введение

Ученые углубленно занимаются изучением трех, наиболее ярких, цивилизаций, история которых насчитывает сотни лет - это древние цивилизации ацтеков, инков и майя.

Каждая из этих цивилизаций оставила для нас множество свидетельств своего существования, по которым мы можем судить об эпохе их расцвета и о внезапном упадке или частичном исчезновении вообще.

Каждая культура несет в себе изученный и еще изучаемый огромный культурный пласт, выраженный в творениях архитектуры, письменности, в останках ремесленного искусства, а также в дошедшем до нас языке.

Но и судьба этих культур - лишь предисловие к огромной книге, все листы которой, казалось бы, давно вырваны и утеряны. Что было до великих древнеамериканских государств, безжалостно покоренных испанцами? Что за народы населяли Америку до тех же инков или ацтеков?

Сталкиваясь каждый раз с древней культурой Латинской Америки и не редко с современной, мы находим много интересного в ней и еще больше неразгаданного и окруженного ореолом мистики. Чего стоит один миф о сказочной стране "El dorado". Многие фрагменты далекой эпохи существования цивилизаций инков, ацтеков и майя, к сожалению, навсегда утрачены, но остается многое, с чем мы непосредственно соприкасаемся, но оно также дает нам пути к разгадке многого, порой необъяснимого, нам, современным людям, относительно искусства в целом тех далеких миров.

Проблема изучения этих древних культур до недавних пор заключалась в "закрытости для глаз и умов ученых всего мира" самой Лат. Америки. С большими препятствиями и интервалами в перерывах велись и ведутся работы, связанные с раскопками и поисками архитектурных сокровищ. Только в последнее время, за исключением литературных сведений, расширен доступ к территориям и местам, связанных с обитанием на них древних племен и народов.

Среди древних цивилизаций Америки можно выделить ацтеков, майя и инков. Корни этих великих цивилизаций теряются в глубине веков. Многое остается неизвестным о них, но известно, что они достигли высокого уровня развития. Майя, ацтеки и инки имели огромные достижения в астрономии, медицине, математике, архитектуре и строении дорог.

История цивилизации инков

Инки (правильнее инка) - создатели одной из древнейших цивилизаций в Южной Америке. Первоначально индейское племя языковой семьи кечуа, обитавшее в XI-XIII веках на территории современного Перу, позже господствующий слой, а также верховный правитель в образованном ими государстве Тауантинсуйу (XV век). Они достигли высокоразвитого социального строя, не овладев даже колесом. Поддерживать целостность географически протяжённого государства помогала высокоразвитая система дорог. Инки проводили сложные хирургические операции, владели искусством мумификации. Строили каменные строения, не используя цемента, при этом их здания выдерживали такие землетрясения, при которых более поздние испанские строения разрушались до фундамента. И, тем не менее, имея мощное централизованное государство, были завоёваны небольшой горсткой испанцев.

История инков начинается с легенды, которая из уст в уста передавалось среди инков – однажды первый инка – Манко Капак и его сестра-жена Мама Окльо, выполняя священную волю своего великого отца Солнца-Инки, вышли из вод заповедного озера Титикака, чтобы создать огромную страну, где будут поклоняться их божественному отцу, который подарил им волшебный жезл, который и должен был отыскать лучшее место для строительства города, который и должен будет стать столицей новой великой империи. Империи Солнца.

Именно так, с легендарного первого инки, сына Солнца и началась династия правителей инков, каждый из которых все расширял пределы империи. Насчитывается двенадцать преемников легендарного первого инки. Их царствие продолжалось почти двести лет, пока на горизонте истории не возник инка Пачакути, по биографии смело можно было писать романы и ставить художественные кинофильмы. Он был младшим сыном наместника - инки города Куско. Именно с ним связано создание новой истории инков – по легенде, Пакачули велел уничтожить все предыдущие «документы», как недостойные великой империи инков. Многие даже его имя – Пакачули – переводят как инкское название «Конец старой и начало новой эпохи», а все, что совершали прежние инки до этого, практически бесследно кануло в Лету, нам остались лишь имена даты и предания, дошедшие через третьи руки. Но, как компенсацию исчезнувшей истории, Пакачули повелел подробно записывать все свои деяния. Так в дальнейшем поступали и все его наследники.

В пересказе его потомков, чья кровь уже смешалась с благородной испанской, давая постепенно начало новой нации, в 1438 году, первом году его правления, империя инков обрела новую столицу и новую историю. У империи даже появилась новая должность официального историка – им обычно становился кто-нибудь из родственников правителя, тщательно, с усердием описывающий его новые походы и победоносные битвы. Именно тогда армия инков стала захватывать берега озера Титикака. Инки завладели многотысячными стадами лам и альпак. Это было не только мясо, а также транспорт и одежда. Неслучайно Пакачули объявил эти стада собственностью правителя. Это было начало злотого века инков.

После его смерти его сменил на престоле его сын – инка Тупак Юпанки, ставший великим полководцем и удачливым императором-завоевателем. Ему на смену пришел племянник – Уайна Капак. Именно эти трое инкских владык и создали великую империю инков, на землях которой жило более десяти миллионов человек. В период своего недолгого расцвета она превосходила воинской мощью прославленную Римскую империю.

Инки были умными правителями, планирующим свои действия на десятилетия вперед. Так захват территорий соседей был по возможности бескровный, без резни и пожарищ. Инки бережливо относились даже к своим будущим потенциальным владениям, предпочитая, в отличие от испанцев, живых сельчан разоренным пустынным землям.

У инков не было денег и поэтому всю заботу о складах с продовольствием и одеждой брало на себя государство, возложив на свои плечи необходимость, вовремя снабдить подданных всем необходимым для жизни во всех укромных уголках этой огромной империи. И это у инков действительно получалось, даже простые жители империи никогда не оставались при неурожаях без еды и одежды. В инкской империи существовали специальные запасы – на случай войны, неурожая, стихийных бедствий и даже для помощи неимущим, престарелым и калекам. В специальных хранилищах лежали запасы маиса, одежды, оружия и многого другого на десятилетия вперед. Запасы, которыми инки так и не успели воспользоваться и которые большей частью достались неблагодарным испанцам. У инков существовало даже подобие будущей науки статистики – все население было поделено на возрастные группы, и была подсчитана нагрузка на каждого, соответствующая его возможностям.

Империя инков сочетала в себе такие, казалось бы, несовместимые вещи как обожествление Великого инки и некоторые правила социализма, в государстве царила железная дисциплина – труд был обязателен, работать должны были все. Даже все посевы и сбор урожая начинался с личного примера великого инки в Куско. Для выполнения тяжелых работ (в шахтах, посадки коки и общественное строительство) и службы в инкской армии назначалась специальная принудительная повинность, называемая мита. Ее несли здоровые мужчины в расцвете сил, и она длилась три месяца в году.

Когда умирал верховный инка, потомок «божественного солнца», то по традиции его тело бальзамировали и мумию оставляли в его дворце. Новый владыка вынужден был строить себе новый дворец, а законной женой верховного инки могла быть только его сестра, а все остальные сотни его женщин были лишь наложницами, из которых самыми прекрасными считались юные красавицы-девственицы – «невесты Солнца». Для их выбора специальный государственный чиновник объезжал даже самые отдаленные места империи, выбирая среди десятилетних самых красивых и наиболее совершенных девушек, которых потом четыре года обучали искусству приготовления пищи, и потом из девушек снова выбирали лучших, которые и становились «невестами солнца». Они должны были хранить свою девственность, которую «имел право нарушить» только сам великий инка.

Беда, уничтожившая империю, пришла изнутри - когда правитель Уайн Капак внезапно умер, то на престол вступил его старший законный сын Уаскар. Но в другом городе жаждал власти его сводный брат Атауальпа, и в борьбе за трон инков погибло более 150 тысяч человек, была уничтожена большая часть родни обоих правителей и убиты лучшие полководцы. А потом последний правитель великой империи инков Атауальпа был захвачен в плен отрядом Франсиско Писсаро. Император великой империи попал в плен к безжалостному человеку, который еще недавно был всеми презираемым неграмотным простым испанским свинопасом. И этот человек сумел обхитрить владыку почти целого континента, заставив его заплатить чудовищный по размерам выкуп, но взяв золото, Писсаро все-таки нарушил свое слово и «осудил» уже ставшего ненужным правителя инков на смерть.

Великолепные, не имеющие подобных по мастерству и дизайну золотые украшения из доставшегося выкупа были пущены в переплавку. Индейцы вновь и вновь поднимались на борьбу с чужаками – но теперь все было бесполезно. Когда одни из них боролись с испанцами, другие племена и города испанцам помогали, рассчитывая с помощью чужого невиданного оружия и наводящих ужас лошадей захватить престол великого инки и уничтожить конкурентов, отомстить за убитых родственников. Сведение счетов между инками зашло слишком далеко – никто не верил никому. Многие вожди инков в борьбе с испанцами оказались способными учениками - стали перенимать их тактику. Так, отбив у испанцев лошадей, индейцы заводили свою кавалерию и даже артиллерию, заставив пленных испанцев стрелять из своих же пушек сородичей. Но это уже не могло помочь – слишком много жадных чужаков оказалась на земле инков. Так за несколько десятилетий великая империя инков стала лишь историей.

Еще до того, когда инки достигли своего могущества, в андском обширном регионе процветало несколько других культур. Первые охотники и рыболовы появились здесь, по крайней мере, 12000 лет назад, а к 3000 г. до н. э. рыбацкие деревушки усыпали все это безводное побережье. В плодородных долинах у подножия Анд и зеленых оазисах в пустыне возникали небольшие сельские общины.

Тысячелетия спустя вглубь территории проникли более крупные социальные группы людей. Преодолев высокие горные пики, они начали селиться на восточных склонах хребта, применяя те же ирригационные методы, которые они разработали на побережье для орошения своих полей и сбора урожая. Вокруг храмовых комплексов возникали населенные пункты, а ремесленники производили все более сложные гончарные изделия и ткани.

Археологи классифицируют изделия андских ремесленников по временному и географическому периоду их распределения. Для этого пользуются термином «горизонты», чтобы идентифицировать основные этапы стилистического единообразия, нарушаемого некоторыми особенностями, с точки зрения эстетики и технологии.

Ранний горизонт: 1400-400 гг. до н.э.

Ранний промежуточный период: 400 г. до н.э. - 550 г. н.э.

Средний горизонт: 550-900 гг. н.э.

Поздний промежуточный период: 900-1476 гг. н.э.

Ранний колониальный период: 1532 - 1572 гг. н.э.

Падение империи Инков

Франциско Писсаро в 1502 году прибыл в Америку в поисках счастья. Семь лет он прослужил в районе Карибского моря, участвуя в военных компаниях против индейцев.

В 1524 году Писсаро вместе с Диего де Альмагро и священником Эрнандо де Люке организовывает экспедицию по неоткрытым территориям Южной Америки. Но её участникам так и не удается найти ничего интересного.

В 1526 году состоялась вторая экспедиция, в ходе которой Писсаро наменял золота у местных жителей. В ходе этой экспедиции испанцами было захвачено трое инков, с целью сделать из них переводчиков. Данная экспедиция оказалась очень тяжелой, на их долю выпали и болезни, и голод.

В 1527 году Писсаро попадает в город инков Тумбес. От местных жителей он узнает о большом количестве золота и серебра украшающие сады и храмы в глубинах их земель. Понимая, что необходимы военные силы для получения этих богатств, Писсаро едет в Испанию и обращается к Карлу V за помощью. Он рассказывает о несметных сокровищах инков, которые можно довольно просто заполучить. Карл V дает Писсаро титул губернатора и капитан губернатора на всех землях, которые он сумеет завоевать и контролировать.

Еще до начала завоевания испанцами инки пострадали от появления европейцев на их континенте. Чёрная оспа косила целые семьи у не имевших к ней иммунитета туземцев.

Примерно в это же время умирает Уайна Капака (Сапа Инка). Высшая государственная должность должна перейти к кому-то из сыновей от главной жены. Выбирался тот из сыновей, кто, по мнению монарха, мог бы лучше справиться с обязанностями. В Куско, столице инков, знать провозглашает новым Сапа Инка - Уаскара, что в переводе означает "сладкий колибри".

Проблема была в том, что последние годы своей жизни предыдущий Сапа Инка провёл в Кито. Вследствие чего большая часть двора проживала в Кито. Город превратился во вторую столицу, разделив вождей племени на две соперничающие группировки. Расквартированная в Кито армия отдавала предпочтение другому сыну Уайны Капака - Атауальпе, что в переводе означает "дикий индюк". Он большую часть жизни провел рядом с отцом на полях сражения. Это был человек острого ума. Позднее испанцы удивлялись скорости, с которой он освоил игру в шахматы. В то же время он был беспощаден, доказательством тому мог служить страх придворных навлечь на себя его гнев.

Атауальпа выказывал лояльность по отношению к новому Сапе Инка. Но отказывался прибыть ко двору брата, возможно опасаясь того, что Уаскар видит в нём опасного соперника. В конце концов, Сапа Инка потребовал присутствия брата рядом с ним при дворе. Отказавшись от приглашения, Атауальпа послал вместо себя послов с дорогими подарками. Уаскар, возможно под действием враждебно настроенных к его брату придворных, подверг пыткам людей брата. Убив их, он направил свою армию в Кито, приказав силой доставить Атауальпу в Куско. Атауальпа призвал верных ему воинов к оружию.

Армии Куско вначале даже сумела взять в плен непокорного брата. Но он сумел сбежать и присоединиться к своим. В битве Атауальпа победил тех, кто пленил его. Уаскар собирает в срочно порядке вторую армию и отправляет на брата. Новобранцы с плохой выучкой не могли сравниться с ветеранами Атауальпы, и были разбиты в двух дневном бою.

В итоге Атауальпа захватывает в плен Уаскара и с триумфом вступает в Куско, после чего была свершена жестокая расправа над жёнами, друзьями и советниками неудачливого брата.

В 1532 году Писсаро с Альмагро вернулись в Тумбес вместе с 160-тью хорошо вооруженными авантюристами. На месте когда-то цветущего города они застали лишь руины. Он сильно пострадал от эпидемии, а потом и от гражданской войны. В течение пяти месяцев Писсаро двигался вдоль побережья, по пути грабя имперские склады.

В итоге Писсаро отправляется ко двору Атауальпы. Девять из его людей, напуганные перспективой оказаться в гористой местности, во владениях инков повернули назад.

Испанцев удивляли дороги инков, мощенные каменными плитами, с высаженными по краям деревьями, создающими тень, а так же каналы, выложенные камнем.

Узнав о передвижении белых людей внутри его страны, Атауальпа приглашает их к себе в гости. Со слов посла он понял, что испанцы выглядят и настроены дружелюбно. Во время встречи с послом Писсаро сделал подарки монарху и много говорил о мире.

Писсаро разместил своих людей на открытом пространстве, на главной площади города Кахамарк. Он отправил Эрнандо де Сото засвидетельствовать своё почтение Атауальпе, с тем, чтобы тот попытался соблазнить его своим предложением, встретиться лично.

Атауальпа упрекнул испанцев за разграбление его складов и за пренебрежительное отношение к некоторым индейцам на побережье. На что испанцы начали восхвалять своё воинское искусство и предложили воспользоваться их услугами. Атауальпа соглашается нанести визит Писсаро в Кахамарке.

Во время этой встречи Эрнандо де Сото, хотел напугать Атауальпу и почти наехал на него на своём коне, остановившись от него в непосредственной близости, так что капли слюны скакуна попали на одежду инка. Но Атауальпа не дрогнул. Позже он приказал казнить тех придворных, кто выказал страх.

Писсаро же следуя примеру Кортеса, который завоевал могущественную империю ацтеков с помощью похищения императора, начал готовить свою засаду.

Ночью Атауальпа послал 5000 воинов, чтобы перекрыть дорогу к северу от Кахамарка. По разработанному им плану, как он позже признался испанцам, он хотел захватить в плен живыми Писсаро и всех его воинов, чтобы принести в жертву богу Солнца - Инти, а лошадей их оставить на развод.

На рассвете Писсаро разместил своих людей в строениях вокруг площади. Ожидание было томительно для испанцев, так как десятикратное численное превосходство инков пугало и подавляло. Позже, как признался один из очевидцев "многие испанцы безотчётно из-за сковавшего их ужаса мочились в штаны".

На закате к площади приблизился императорская процессия. Атауальпу несли 80 слуг на деревянных носилках, инкрустированных золотом и со всех сторон украшенных перьями попугаев. Монарх в одеждах с золотыми нитями и весь в украшения, восседал, держа в руках золотой щит с геральдическим изображением Солнца. Тут же были танцоры и аккомпанирующие им музыканты. Его свита насчитывала более 5000 человек воинов (основные силы, порядка 80000 воинов, были за городом). Все они пришли без оружия.

На площади они увидели лишь одного доминиканского монаха в сутане с крестом в одной и Библией в другой руке. Королевский совет в Испании постановил, что язычникам нужно предоставить возможность принять христианство добровольно, без кровопролития, и конкистадоры решили не нарушать букву закона. Монах объяснил смысл христианской веры правителю инков, а переводчик объяснил ему, что его просят принять религию чужеземцев. "Вы говорите, что ваш Бог принял смерть, - ответил на это Атауальпа, - а мой всё ещё живёт", - подчеркнул он, показав на уползающее за горизонт Солнце.

Атауальпа взял в руки протянутый ему молитвенник. Насколько он понимал, испанцы ценили эту вещь так, как индейцы "уака", талисман в котором обретался дух богов. Но этот предмет казался ему игрушкой по сравнению с их громадным каменным "уака", которому поклонялись инки, поэтому он швырнул его на землю. Как утверждают очевидцы, после этого монах повернулся к Писсаро и сказал ему и его людям: "Можете напасть на них после такого. Я заранее отпускаю вам все ваши грехи".

Писсаро подал сигнал к атаке. Две пушки дали залп по толпе индейцев. Испанские всадники, выехали из зданий в полном вооружении и атаковали безоружных воинов-инков. За ними под звук труб последовали пехотинцы с боевым кличем - "Сантьяго!" (имя святого помогающего, по убеждению испанцев, одержать верх над противником).

Это была жестокая резня безоружных индейцев. Писсаро с трудом вытащил из неё Атауальпу. В течение нескольких часов 6000 воинов инков погибло в Кахамарке и вокруг него, но не один испанец не был убит. В число немногих раненных попал и сам Писсаро, получивший ранение от своего же солдата, когда пытался прорваться к царственному противнику, чтобы захватить того живым.

Многие исследователи пытались понять, почему Атауальпа совершил такую роковую ошибку, выйдя к испанцам с безоружными воинами. Возможно, вождь даже не рассматривал такой вариант хода событий, когда столь малочисленных отряд попытается напасть на его громадную армию. Или же поверил в речи испанцев о мире.

В плену Атауальпе позволили сохранять все королевские привилегии. Все его жёны и слуги находились возле него. К нему являлись вельможи и исполняли его приказания. Менее чем за месяц он научился говорить по-испански и даже немного писать.

Поняв, что белых людей манит золото, он решил откупиться, предложив за свою свободу наполнить комнаты, в которых он находился, золотом, а так же дважды "набить серебром индейскую хижину". Вместо освобождения Атауальпа таким предложением подписал свой смертный приговор. Приказав, сорвать всё золото в Куско, и доставив его испанцам, он лишь разжёг их страсть к драгоценному металлу. В то же время, боясь, что его брат сможет предложить за свою свободу ещё больше золота, он приказал казнить его. Инки не воспринимали золото и серебро как что-то ценное. Для них это был просто красивый металл. Золото они называли "потом Солнца", а серебро "слезами Луны". Для них ценными были ткани, так как на их изготовление уходило много времени.

Испанцы начали подозревать, что Атауальпа готовит заговор против них. Это порождало панически страх в их рядах. Писсаро долгое время противился настрою своих соотечественников. Но в итоге паника сломила и его решительный настрой.

Атауальпа начинал осознавать неминуемость своей гибели. Его религия гарантировала ему вечную жизнь при правильном исполнении обряда.

На заседании совета, возглавляемого самим Писсаро, было решено сжечь Атауальпу. Когда испанцы сообщили вождю о своём решении, он расплакался. Уничтожение тела означало лишение бессмертия.

Монах перед смертью ещё раз попытался обратить язычника в христианскую веру. Понимая, что если он примет христианство, то его не сожгут, а удушат с помощью гарроты (обруч с винтом, для медленного удушения жертвы), он согласился пройти обряд посвящения, предполагая, что тело будет передано народу для мумификации. Но испанцы и здесь обманули его. После того как вождь был задушен, они сожгли его одежды и часть тела на костре. Остальную часть они предали земле.

Писсаро понимал, какие выгоды ему сулит местный правитель под испанским контролем. Он остановил выбор на сыне Уайны Капака - Манко Инке. Когда испанца прибыли в Куско их встречали как доброжелателей, восстановивших законную правящую ветвь инков, хотя все мумии до их появления были надёжно спрятаны.

Конкистадоры не отличались великодушием и всячески унижали Манко, проявляя наплевательское отношение к обычаям инков. Самое худшее произошло, когда Писсаро отправился на океанское побережье, с целью основания новой столицы Лиму. Главными он оставил своих братьев Гонсало и Хуана. Гонсало относился к Манко с нескрываемым презрением. Похитив его любимую жену, он надругался над ней.

Бесчинства, творимые испанцами, привели к тому, что Манко наотрез отказался от сотрудничества и предпринял попытку покинуть Куско. Испанцы вернули его в столицу закованным в цепями. В заключение подвергали разного рода унижениям.

В итоге Манко уговаривает одного из братьев Франциско, Эрнандо, который совсем недавно приехал в Куско из Испании, выпустить его временно из тюрьмы, чтобы он мог помолиться в святилище, за что обещал подарить золотую статую, изображающую его отца. Как только Манко выбрался за пределы Куско, он призвал свой народ к мятежу. Дело кончилось осадой Куско, которая продолжалась почти целый год. Во время этой осады среди индейцев находились предатели как в Куско, так и за его пределами, которые тайно таскали пищу захватчикам. Среди них были даже родственники самого Манко, которые боялись расправы за их прежнюю поддержку европейцев, со стороны нового правителя. Безнадёжность осады стала ясна, когда из Испании прибыло подкрепление. Некоторые сторонники Манко даже откололись от него, поняв, что удачный момент упущен.

После провала осады Куско Манко увёл с собой в густые джунгли 20000 своих соотечественников. Там они за короткий срок возвели новый город Вилькабамбу. Он занимал площадь около двух квадратных миль и насчитывал около трёхсот домов и шестидесяти монументальных сооружений. Здесь были удобные дороги и каналы.

Из этого города инки порой совершали набеги на завоевателей, нападая на сторожевые посты. В 1572 году испанцы решили покончить с этим последним оплотом, как свидетельством прежнего могущества туземцев. Добравшись до Вилькабамбы, они на месте города нашли лишь пустынные развалины. Защитники, перед тем как покинуть город сожгли его. Испанцы продолжили погоню, проникая всё дальше и дальше в джунгли. В итоге ими был захвачен последний вождь инков Тупак Амару. Его привезли в Куско и отрубили голову на городской площади. Так пресеклась династия правителей инков.

Итогом пятидесятилетнего пребывания испанцев стало сокращение коренного населения - на три четвери. Многие умерли от болезней, завезённых из Старого Света, а многие от каторжного труда.

В Испанию было вывезено огромное количества золота и серебра. Предметы искусства, как правило, переплавлялись перед вывозом. Самые прекрасные изделия доставлялись ко двору Карла V, затем они были выставлены для всеобщего обозрения в Севилье. Когда Карл начал испытывать нехватку в средствах для проведения военных кампаний, было велено переплавить эти выдающиеся произведения инкского искусства.

Заключение

Изучая инков, их культуру, становится понятным и видимым богатство их традиций и монолитность накопленного ими опыта за период своего существования.

И все-таки стоит глубоко задуматься над тем, кто такие инки? Опираясь на то, что ученые мира не могут дать ясный ответ на многие явления этой древней цивилизации, а главное, не могут дать объяснение уровню ее развития в те времена. На самом деле удивительно то, что в эпоху, когда Европа только мечтала о многих открытиях в области разных наук, там, на Американском континенте, уже существовали такие цивилизации, которые давно уже перешагнули через барьер многих научных достижений и развивались гораздо более быстрыми темпами, чем это делала Европа. Примечателен и тот факт, что в мире древних цивилизаций Америки первобытность нравов граничила с необычайной осведомленностью во множестве наук, появление многих из которых в обществе такого типа вообще не укладывалось в сознании умов тогдашних европейцев, да впрочем, и сейчас нам еще сложнее понять этот парадокс древних цивилизаций.

Человека всегда движет чувство недостаточности знаний, и он никогда не остановится в исследовании различных явлений, если осталось хоть одна капля непонятного. Видимо такова природа человеческого разума.

Недостаточность реальных свидетельств и объяснений тех или иных явлений древней культуры сама собой порождает все новые и новые исследовательские поиски в сторону предмета изучения, ведь иначе и быть не может.

Древние цивилизации Америки остаются кладовой знаний для всех областей научного мира. Этнографы находят для себя массу мало изученных или не изученных вообще племен и народов, проживающих в труднодоступных районах бассейна реки Амазонка. Историки и археологи посредством археологических находок и других свидетельств открывают для себя и для мира неизвестные эпизоды истории древнего мира Америки. Свидетельством этого может служить факт внимания ученых и паломничества туристов в города Мачу-Пикчу и Куско, древнюю столицу империи инков.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта /archive/history.alltheuniverse/

    Введение - - - - - - - 1

    История цивилизации инков - - - - - - - 2

    1. Ранний горизонт: 1400 - 400 гг. до н.э. - - - - - - - 5

      Ранний промежуточный период: 400 г. до н.э. - 550 г. н.э. - - - - - - - 6

      Средний горизонт: 550 - 900 гг. н.э . - - - - - - - 7

      Поздний промежуточный период (прибрежный): 900 - 1476 гг. н.э. - - - - - - 8

      Поздний промежуточный период (горные районы): 900 - 1476 гг. н.э. - - - - - 9

      Поздний горизонт: 1476 - 1532 гг. н.э. - - - - - - - 10

      Ранний колониальный период: 1532 - 1572 гг. н.э. - - - - - - - 11

    Армия Инков - - - - - - - 12

    Религия - - - - - - - 13

    1. Иерархия духовенства у инков - - - - - - - 13

      Теология, корнями уходящая в естественную историю мира - - - - - - - 15

      Почтение к "живому" камню - - - - - - - 16

      Искусство работы с металлом - - - - - - - 17

    Падение империи Инков - - - - - - - 18

    Заключение - - - - - - - 23

    Список литературы - - - - - - - 24

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

реферат

по предмету «История мировых цивилизаций»

Империя Инков

Подготовила студентка 4 курса

социально – гуманитарного факультета,

специальность «журналистика»

Любовь Безукладникова

инковЛитература

В 1532 г. испанские конкистадоры вторглись в пределы империи инков, протянувшейся вдоль Тихоокеанского побережья Южной Америки от непроходимых лесов Колумбии до пустыни Атакама в Чили. Сокровища, награбленные ими, превзошли самые смелые ожидания, но неутолённая жажда золота продолжала гнать завоевателей всё дальше и дальше, в амазонские джунгли.

Блеск творения народов, населявших империю Солнца, так ослепил европейцев, что в течение нескольких веков после испанского завоевания о доинкских цивилизациях не было известно практически ничего. Немалая заслуга в этом принадлежит и официальной историографии инков, согласно которой до прихода в мир «детей Солнца», там царили дикость и варварство. Первые испанские хронисты, оставившие описания многих величественных руин, не сомневались в том, что имеют дело с творениями инков, или же, опять таки следуя инкской традиции, приписывали их создание неким допотопным гигантам.

Между тем страна, хранила в своих недрах огромные богатства. Повсюду путешественникам представали таинственные руины прошлых эпох, развалины безымянных поселений, курганы и погребальные древние святыни - «уака» на языке кечуа. Профессиональные грабители могил - уакерос на свой страх и риск раскапывали древние руины в поисках сокровищ. Долгие годы добытые ими предметы продавались на чёрном рынке и оседали в частных коллекциях, ничего не добавляя в копилку знаний о доколумбовых цивилизациях Южной Америки. Только с началом регулярных археологических раскопок в Перу и Боливии стало ясно, что эти страны можно назвать археологическим эльдорадо.

Исследователи XIX в. - А. фон Гумбольдт, А. Д. Д"Орбиньи, Э. Дж Скуайер и др. - внимательно осматривали и зарисовывали древние памятники, но относили их к периоду инкской империи. Чтобы развенчать «чёрную» легенду о дикости доинкских народов Перу и Боливии, понадобились усилия нескольких поколений учёных. «Отцом перуанской археологии» стал немец Макс Уле. Его раскопки в бассейне озера Титикака и на побережье Перу увенчались и . Целая плеяда археологов: француз А. Банделье, швед Э. Норденшельд, североамериканцы А. Л. Кребер, У. К. Беннет и Дж. X. Роу, немцы Г. Убеллоде-Деринг и М. Райхе, перуанцы X. С. Тельо, Р. Л. Ойле и Л. Валькар-сель, боливиец Д. Э. Ибарра-Грассо - продолжили исследования Уле. Сегодня уже никто не сомневается, что до прихода инков на их землях процветали могущественные царства, а своё государство инки построили на прочном фундаменте предшествовавших культур, возникших на западных склонах и в горных долинах Анд.

Продолжим знакомиться с доколумбовыми цивилизациями Южной Америки. Сегодня познакомимся с такими цивилизациями как чибча, наска и викус.

Племена языковой семьи чибча населяли до вторжения испанцев область от границ нынешних государств Коста-Рика и Никарагуа до северного Эквадора. Наиболее развитыми из племен всей семьи были обитатели долины р. Богота и окружающего нагорья вокруг современного г. Богота, столицы Колумбии; как и у народов Мексики, Юкатана и Перу, у них образовалось классовое общество и раннее государство; их самобытная культура представляет большой интерес.
Кроме названия чибча, связанного с именем бога-покровителя Чиб- чачум, они именовали себя также муиска (буквально люди). Поэтому, в отличие от других племен языковой семьи чибча, создателей древней высокой культуры называют чибча-муиска, или муиска.
Близкие к ним племена чибча - таирона, кимбайя и многие другие - жили на территории нынешней Колумбии, в горной части страны, где Анды веерообразно расходятся к северу (Береговая, Западная, Центральная и Восточная Кордильеры), на склонах гор, а также в перерезавших, горные хребты долинах рек Магдалены с притоком Каукой, Атрато и Сину.
Абсолютной хронологии для археологических культур Колумбии пока не установлено. Сан-Агустин считается древнейшим центром культуры племен этой страны. Здесь найдены в большом количестве (около 120) каменные фигуры огромных размеров (до 4 м сверх пьедестала), грубо отесанные, изображающие людей, фантастические существа и животных. Найдены неолитические каменные орудия из андезита и других твердых пород: полированные топоры, резцы, скребки, большие и малые ножи, тесаки - очевидно все это был инвентарь резчиков по камню. Встречаются также каменные ступки с пестами. Найдены поделки из золота. Имеется разнообразная керамика: круглодонные сосуды и чаши, горшки на ножках. Некоторые раскрашены в два тона - черный и красный; другие орнаментированы нарезкой, заполненной белой пастой. Но большинство- из неокрашенной глины без орнамента. Простая посуда имеет следы употребления, раскрашенная очевидно служила для культовых целей.
Наличие многочисленных скульптур явно культового назначения, со следами жертвоприношений перед ними, позволяет считать Сан-Августин религиозным центром. Возможно, это было святилище предков племенных вождей.
Способы погребения и соответствующие церемонии отличались разнообразием. Где-то извлекали внутренности покойника и наполняли тело драгоценностями. В других местах выставляли усопшего на ветер, чтобы он мумифицировался, или даже с той же целью сушили на слабом огне. Иногда мертвецов бросали в воду.
Большой интерес представляют памятники культуры кимбайя. Здесь в могильниках типа шахт, иногда с подземными камерами и поддерживающими своды колоннами, найдены металлические и керамические поделки. Для кимбайи характерно преобладание золота; чистое серебро встречается редко, медь без примесей отсутствует. Кроме золота, много поделок из сплава золота с медью, так называемого тумбага. Имеются массивные золотые отливки и золотые поделки, отлитые способом расплавления восковой формы, а также обработанные с подкладкой барельефа из камня или дерева. Найдены золотые маски для мумий, разнообразные украшения, сосуды и вазы, идолы. Массивные золотые жезлы украшены отлитыми человеческими, птичьими или звериными головками. Некоторые предметы спаяны из нескольких частей; мелкие детали припаяны к основным фигурам. По обработке золота и тонкости отделки культура кимбайя стоит в ряду наиболее высоких в Америке. В областях Кимбайя и Тайрона испанские завоеватели захватили огромное количество золота. В сохранившемся в Мадриде собрании трофеев из Кимбайи имеются золотые статуэтки около 30 см высоты, весом до 1150 г с содержанием 70-80% чистого золота. Из могильников Сину (нынешний департамент Болйвар) испанские завоеватели вывезли золота больше, чем из какого-либо другого места Латинской Америки.
Керамика в Кимбайе представлена обильно. Однако, несмотря на разнообразие, в художественном отношении керамическое искусство было развито слабо.
Наибольший интерес представляют памятники культуры муиска из раскопок в долине р. Богота и в верховьях р. Согамосо (нынешние департаменты Кундинамарка и Баяка). Археологические данные этой культуры более богаты, чем другие; они пополняют очень скудные, немногочисленные и отрывочные сообщения испанских хронистов XVI в., но в целом источники неудовлетворительны и позволяют составить лишь приблизительное представление о культуре древних чибча-муиска.
Имея в виду многократные сообщения о большей плотности населения в стране муиска, можно полагать, что численность его к моменту вторжения испанцев была не менее численности современного сельского населения в этой же области, а именно - не менее 850 тыс.; есть основания думать, что эта цифра приближалась к миллиону

Основным источником существования племен древней Колумбии было земледелие. Развитию земледелия у чибча благоприятствовало то, что частые дожди освобождали от забот об орошении. Землю обрабатывали самыми примитивными мотыгами - палками с сучьями. Большое место занимала кукуруза; в верхнем поясе преобладали картофель и киноа (Chenopodium quinoa), в нижнем выращивали кукурузу, маниоку, батат, фасоль, тыкву, томат, а также некоторые фрукты. Культивировали и хлопчатник, но часть хлопка-сырца получали от соседей - панче. Сажали также кустарник коку (Erythroxylon coca) и табак.
Домашних животных не было, за исключением собак.
Широко развито было рыболовство. Большое значение имела охота как единственный источник мясной пищи. Охота на оленей, диких кабанов и другую крупную дичь была привилегией знатных и воинов. Простолюдины могли только с разрешения господ охотиться на кроликов и птиц; они употребляли в пищу также крыс и пресмыкающихся.
Орудия труда у муиска были деревянные или каменные. Найдены каменные полированные топоры, жернова, каменные пряслица, раскрашенные или украшенные нарезкой. Все режущие орудия были из твердых пород камня- андезита и т. п. Из оружия у муиска наиболее распространенным была копье длиною в 1,2-2 м с обожженным наконечником из твердого дерева, насаженным на древко из камыша. Копье посылалось при помощи копье- металки. Употреблялась праща. Рукопашный бой вели деревянными палицами четырехгранной формы. Имелись небольшие деревянные прямоугольные щиты.
Из металлов муиска применяли главным образом золото. Им были известны многие способы его обработки: массивная отливка в сплошной форме и отливка с формообразующим воском, металлопластика, штампование, плющение, сварка, накладка листами. Из золота изготовлялись украшения, мелкие предметы обихода и культовые фигурки.
Характерной особенностью золотых поделок чибча-муиска было плоскостное изображение предметов, например фигуры людей и животных изображались пластинками соответствующих форм. Применялся прием передачи деталей тонкой проволокой - филигранью. В человеческих фигурках черты лица - нос, глаза, рот,- затем руки и ноги передавались в этой условной манере. Пристрастие к применению филиграни составляет отличительную черту ювелирной техники муиска.
Муиска умели сплавлять золото с серебром и с медью в разных пропорциях. Не все предметы, выглядевшие золотыми, отливались из чистого золота. Чибча изобрели оригинальный способ получения золоченой поверхности предметов из сплава тумбага: они обрабатывали предмет растительными кислотами, которые выедали медь и оставляли на поверхности тонкий золотой слой.
Плавка железа вовсе не была известна чибча, хотя на территории их расселения, в центральной Колумбии, имеются значительные запасы железной руды.

Керамические поделки, в том числе и посуда, большей частью не раскрашивались. Часть украшалась насечкой, пунктиром, штампом. Редко применявшийся орнамент - красный на натуральном фоне глины или на белом - имел геометрические формы. Встречаются стилизованные изображения людей или животных.
В некоторых могильниках, помещавшихся в сухих пещерах, сохранились остатки тканей муиска. Муиска пряли хлопковое волокно и ткали полотно, ровное и плотное. Полотно раскрашивали способом набойки, нанося узор керамическими роликовыми или плоскими штампами или Щеткой. Излюбленными тонами были красный и черный.
Одежда состояла из двух широких хлопчатобумажных полотнищ; одно полотнище обвертывали вокруг бедер, а второе набрасывали на плечи как плащ, скрепляя на груди булавкой. Члены каждой общественной группы носили определенный костюм и не имели права надевать другой.
Дома муиска были прямоугольными или круглыми в плане; соответственно крыша воздвигалась двускатной или конической формы. Муиска не применяли для жилищ ни камня, ни кирпича. Как жилища основной массы населения, так и дворцы и храмы сооружались из дерева или из камыша, обмазанного глиной. Они возводились на сваях и окружались палисадами с камышовой оградой между деревянными столбами.

В хозяйстве муиска большую роль играл обмен. В области муиска не было богатых месторождений золота, они не добывали его сами ни в рудниках, ни в реках. Муиска получали золото из провинции Нейва от племени пуана в обмен на ископаемые и продукты сельского хозяйства, а также в качестве дани от покоренных соседей - племени панче.
Область муиска была богата изумрудами, высоко ценившимися благодаря отличающему их красивому цвету. Не меньшую ценность составляла соль. Муиска добывали каменную соль, а также выпаривали ее из воды расположенных здесь многих соляных озер.
уиска выменивали и полотно, хотя большую часть хлопка-сырца они сами получали у соседей - племени панче. Муиска вывозили соль, изумруды и полотно в селения, расположенные на берегу р. Магдалены, в верхнем ее течении, между нынешними городами Нейва и Коэльо, и в среднем течении у г. Велес, а также в местности Сорокота нар. Суарес. Здесь происходил обмен. Очевидно, на эти базары многие племена свозили золото, которое намывали в верховьях рек или добывали в самородках. Особенно интересно сообщение испанских хронистов, что золото выменивалось в определенной мере - в дисках. Где и кем изготовлялись эти диски, хронисты не сообщают. Вероятно, наиболее богатые золотом и более развитые в отношении техники племена, например кимбайя, первыми пустили в ход золото как всеобщий эквивалент.
Меновой единицей служило и полотнище хлопчатобумажной ткани. По сообщению хрониста, жители царства Тунха «за пачку хлопка-сырца, который они покупали в Сагамосо, платили полотнище хорошего качества. Количества хлопка в такой пачке хватало на то, чтобы изготовить хорошее большое полотнище и четыре маленьких, а также нитки, чтобы их сшить. Они платили за пачку листьев коки два хороших полотнища и одно низшего качества, и на рынке в Тунхе они продавали эту пачку за двойное количеств о полотнищ».
Именно широкое развитие обмена привлекло в первую очередь внимание испанцев к индейцам муиска. Когда Хименес де Кесада в 1536 г. поднимался со своим отрядом вверх по р. Магдалене, он встретил у г. Велес лодки, груженные солью и раскрашенным полотном, которые муиска везли на обмен. Кесада услышал также, что эти продукты меняют на золото; это и привело его в страну муиска.
Во всех крупных центрах страны муиска - Сипакира, Турмеже, Тунха - каждые четыре дня были открыты базары. Сюда приносили на обмен и разные съестные припасы. Несмотря на развитие обмена, весы и меры веса отсутствовали, по крайней мере они не дошли до нас и о них не сообщается.

Цивилизация Наска

Наска - доколумбова цивилизация, которая существовала в нескольких долинах на южном побережье Перу, на плато Наска, южнее цивилизации Мочика, с II в. до н. э. по VI в. н. э. Главный город - Кауачи с шестью пирамидами из самана. Произошла предположительно от культуры Паракас.
Южное побережье Перу - самый засушливый район страны. Здесь никогда не бывает дождей. И именно здесь, в этом выжженном солнцем краю, в долинах Наска и Ика, немецкий ученый Макс Уле, основатель перуанской научной археологии, на рубеже XIX–XX вв. обнаружил следы одной из самых интересных и во многом загадочных культур доколумбовой Америки.
Первыми находками Уле стали погребения - множество погребений, в которых он нашел ярко расписанные сосуды, ткани, золото, предметы из дерева. Эти могилы принадлежали двум культурам: поздней (IX–XVI вв.), получившей впоследствии название ика, и ранней - наска (III в. до н. э. - VI в. н. э.).
Культура наска получила свое название по одноименной долине Наска, расположенной в 80 км от побережья Тихого океана и отделенной от него пустыней. Эта культура не оставила после себя памятников монументальной архитектуры - от нее до нас дошли лишь следы небольших сельских поселений. Тем не менее жители Наски - искусные гончары и ткачи - занимали исключительное место среди современных им обитателей Американского континента. Мастерам из Наски были известны вышивка, производство ковров и парчи, а также другие виды ткацкой техники. Чтобы составить представление о великолепии древних тканей Наски, достаточно упомянуть, что при их производстве применялась широчайшая цветовая гамма, включавшая в себя 150 основных цветов и второстепенных оттенков. При этом помимо хлопка и шерсти материалом для их изготовления служили человеческие волосы.

Люди Наска возвели ряд строений и пирамид (более 30 в окрестностях Коауачи), используя довольно сложные конструкционные решения. Они изобрели конические глиняные кирпичи, что защищало от разрушения землетрясениями. Это было теократическое общество, подвергшееся влиянию таких близлежащих цивилизаций, как Паракас. В конечном итоге они были подчинены культуре Вари из южных Анд, которая модифицировала перенятые у Наска узоры на керамике и текстиле.
Уникальны и крытые каналы Наски. Некоторые специалисты сравнивают их с аналогичными сооружениями в Иране и Северной Африке. Они были предназначены для стока горных вод в населенные долины. В Наске, судя по всему, не было архитекторов, возводивших храмы, но зато были опытные строители гидравлических сооружений.
Керамика наска отличается тонкой и яркой многоцветной росписью. Сейчас в распоряжении археологов оказалось очень много сосудов этой культуры. Очевидно, эта посуда предназначалась для погребальных обрядов. Сравнивая найденные сосуды, ученым удалось выяснить, как изменялись во времени их форма и декор. В ряде случаев специалисты способны даже определить, что один из сосудов изготовлен позже или раньше другого с точностью до 25–50 лет. При этом на раннем этапе развития культуры наска сосуды несколько отличались в зависимости от того, где они были сделаны. Позднее на всей территории наска распространяется стиль, характерный для Кауачи - главного культурного центра страны.

Известно, что в техническом отношении оно было более примитивно, чем другие цивилизации Анд. Индейцы наска не знали металла, не пользовались гончарным кругом. Свою великолепную посуду они лепили вручную, обжигая ее в груде горячих углей, а стены своих домов складывали из глиняных комьев. И все же общество наска нельзя назвать примитивным. Об этом, в частности, свидетельствуют руины Кауачи - главного центра этой культуры. Они занимают площадь около одного квадратного километра, а главный храм-пирамида Кауачи вполне сопоставима с постройками Тиауанако. Так что о культуре наска можно уверенно говорить как еще об одной цивилизации доколумбовой Америки. И, конечно, нельзя обойти молчанием самую большую загадку этой цивилизации - знаменитые рисунки в пустыне Наска.
Это наиболее масштабное произведение искусства в мире, одно из самых выдающихся и в то же время необъяснимых творений человека было мало кому известно до 1939 года. В этом году пилоты, пролетавшие над пустынной долиной на маленьком аэроплане, обратили внимание на странный узор из беспорядочно пересекающихся длинных прямых линий, перемежающихся с диковинными извилинами и загогулинами, который был заметен при определенном освещении.
Открытие летчиков вызвало большой интерес. Первоначально археологи предположили, что это остатки древней ирригационной системы. Для их исследования в Перу выехал археолог Пол Косок из университета в Лонг-Айленде (США).

В 1946 году Косок передал свои записи доктору Марии Райхе, немецкому математику, интересующейся древними обсерваториями, с именем которой связана практически вся история исследования загадочных рисунков пустыни Наска. Мария Райхе, ставшая самым крупным в мире специалистом по проблеме Наска, работая практически в одиночку, узнала много нового о способах, какими были сделаны эти картины, спеша зафиксировать точные размеры и координаты всех рисунков и линий, пока их не уничтожили туристы и автомашины.

Как установила Райхе, рисунки были изготовлены достаточно простым способом: на желтоватой земле был линиями выложен тонкий слой темных камней. Но, хотя физически такая работа не представляется тяжелой, проект был крайне сложен.
Райхе считает, что авторами рисунков использовалась фиксированная единица измерения, равная 0,66 см. Фигуры выкладывались по специально построенному плану в масштабе, который был перенесен на поверхность земли с помощью веревок, прикрепленных к камням-маркерам, некоторые из которых можно видеть и сегодня: «Длина и направление каждого отрезка были тщательно промерены и зафиксированы, - пишет Райхе. - Приблизительных промеров было бы недостаточно, чтобы воспроизвести такие совершенные очертания, которые мы видим с помощью аэрофотосъемки: отклонение всего на несколько дюймов исказило бы пропорции рисунка. Фотографии, сделанные таким образом, помогают представить, какого труда это стоило древним умельцам. Древние перуанцы, должно быть, обладали оборудованием, которого нет даже у нас и которое, в совокупности с древними знаниями, тщательно скрывалось от завоевателей, как единственное сокровище, которое нельзя похитить».
Шумную славу рисункам Наска принесли всевозможные искатели следов «космических пришельцев». Пустыню они объявили ничем иным, как древним «космодромом», а рисунки - своеобразными навигационными знаками для кораблей пришельцев. Другая версия гласила, что рисунки в пустыне являются картой звездного неба, а в самой пустыне некогда существовала грандиозная древняя обсерватория.

На территории Эстакерии, как и по всей области распространения культуры Наска, обнаружено много могил. В могильниках найдены фрагменты одежды. Это широкие и длинные накидки, украшенные каймой. В ходу у насканцев были и классические южноамериканские пончо - прямоугольные полотна с прорезью посередине. Цветовая гамма тканей наска насчитывает до 150 оттенков. Народ Наска, как и их предшественники, использовали практику деформации черепов и их прижизненной трепанации, но уже в меньших масштабах. Такие люди пользовались особым отношением окружающих. Когда они умирали, их головы отделяли от туловища, а в погребение клали обезглавленное тело с приставленной к нему небольшой тыквой. Головы же захоранивались отдельно, в специальных тайниках. Часто в погребениях наска находят отрезанные человеческие головы, прикрепленные к шнурам на поясе, - по-видимому, военные трофеи.

До сегодняшнего дня частично уцелела и созданная ими сеть подземных акведуков. Наиболее заметной частью всей системы являются спиралеобразные отверстия. На поверхности земли ширина их конуса составляет в среднем 15 метров. А в нижней части ширина равна один или два метра. Кроме предоставления доступа к воде в подземных туннелях, спирали также служили входами в эти туннели для их очистки и технического обслуживания. Местные жители продолжают делать это до сегодняшнего дня.
Закат культуры Наска и последующее исчезновение, вероятно, вызван постоянными засухами из-за феномена течения Эль Ниньо, которому подвержено побережье Перу, даже в большей степени, вторжениями и конфликтами с соседними этническими группами.

Культура Викус, просуществовавшая на северном побережье приблизительно с V века до н. э по V век н. э., считается малоизученной и все еще загадочной. Она получила свое название по названию отдельно стоящей горы в андских Кордильерах (департамент Пьюра, примерно в 1000 км от столицы Перу).
Памятники культуры расположены на территории речной террасы, порытой негустым лесом у подножия горы. Климат здесь сухой и очень жаркий, отличающийся продолжительными засухами и сильными ливнями. Дожди каждый раз поднимают уровень реки и затапливают окрестности. Археологами подмечено удивительное стилистическое сходство с культурой Толита, расположенной достаточно далеко – в 700 км к северу от Викус, на побережье Эквадора.
До 60-х годов XX века археологических работ в этих местах не проводилось, а обнаруживаемые случайно памятники приписывались инкам. Даже многочисленные золотые предметы великолепного качества, украденные в 1956 году из погребения неподалеку от селения Фриас, а затем изъятые и сданные в музей, мало что изменили в наших знаниях о культуре Викус.
Что же представляли собой центры Викус? Это были комплексы из платформ и пирамид с лестницами. Отчасти они даже напоминали мезоамериканские постройки. Впрочем, этот тип сооружений оказался характерным для всего Нового Света. Для строительства викуссцы использовали сырцовые кирпичи – адобы.
Погребения Викус впервые были обнаружены, как обычно, грабителями – уакерос, которые до этого успели уже добраться до огромных могильников культуры Сикан. Сверху могилы Викус выглядели как обычные песчаные холмы, и потому им удалось какое-то время оставаться вне поля зрения "черных археологов".

В 60-е годы, с началом раскопок, было обнаружено около 50 погребений в одном только могильнике Иекала. Все они, если судить по радиоуглеродному анализу, относились к периоду с 300 по 600 год.
Под песчаными холмами археологам открывались прямоугольные шахты, вырытые в песке. Внизу, на глубине от 3 до 9 м, шахта вдруг уходила в сторону, расширялась, создавая достаточно высокое погребальное помещение, основание которого было узким и вытянутым, наподобие галереи. Иногда глубина могла быть и большей – в одном случае она превышает 15 м.
Несмотря на столь изощренную и глубокую могилу, климат достаточно быстро разрушал останки. Поэтому от покойников сохранилась лишь зубная эмаль.
Рядом с умершим помещали, как обычно, разные полезные для него предметы. Обычно в каждой могиле их было ровно девять. В основном в инвентарь входили керамические сосуды, металлические изделия, двустворчатые раковины.
Керамика отличалась большой изысканностью – двойные сосуды с общей ручкой или высоким узким горлышком иногда выполнялись в виде фигурок, а также украшались негативным орнаментом. Наиболее характерные образы – кошачьи, обезьяны, птицы, рыбы, антропоморфные существа, гибриды.
Но были и богатые погребения. Одно из них совсем недавно раскопали Карлос Гусман и Хосе Касафранка. Оно представляет собой камеру на глубине 9,5 м, заполненную сотнями (!) предметов, в основном из бронзы. Трудно передать радость археологов, обнаруживших здесь головные уборы, маски, кольца для носа (золотые и серебряные), нагрудники, пояса, скипетры, топоры, наконечники, бирюзовые ожерелья, остатки тканей, а также голову из дерева с инкрустацией перламутром. От самого покойника сохранились лишь фрагменты черепа. Предполагается, что трупы были кремированы, а пепел, заворачивали в ткань и закладывали в гробницы.

Керамические сосуды викус часто выполнялись в виде фигурок. И если судить по этим фигуркам, народ викус был достаточно веселым. На одном сосуде мы видим, как человек с улыбающейся физиономией и зажмуренными глазками играет на "флейте Пана". На другом, двойном, сосуде не менее веселый музыкант сидит в своем домике под двускатной крышей. Фигурки на навершии церемониального ножа изображают двух танцующих человечков с руками за спиной. Рты изображены улыбающимися от уха до уха. Но самые замечательные творения викусцев – это фигурки-сосуды, реалистично изображающие животных: оленей, сов, хищников. Любимым персонажем был, безусловно, кошачий хищник.
Вообще, следует заметить, что слой Викус оказывается перекрытым и сверху, и снизу – это и Мочика, и Сикан, и Чиму-инка. Наверное, поэтому саму культуру бывает очень трудно выделить среди более известных соседей.
Не приходится сомневаться, что в целом культурный уровень викусцев был ниже, чем у создателей цивилизаций мочика или рекуай. Однако в одном отношении викус превосходит едва ли не все перуанские культуры I тыс. н. э.: могилы в долине Пьюры отличаются удивительным изобилием и разнообразием металлических изделий.
Подобного богатства нет больше нигде в доколумбовой Америке. В Викусе земля усеяна кусками меди. Здесь найдены разнообразные украшения, навершия палиц, крючки, булавки и многое другое Больше всего археологов удивила находка массивных проушных топоров из литой меди. Ранее считалось, что такие орудия (или, точнее, оружие, ибо топоры были скорее всего боевыми) употребляли лишь жители Старого Света.
Откуда же у бедных варваров такое изобилие металла и столь высокая техника его обработки? Похоже, что дело здесь опять же в связях с Древней Колумбией, бывшей одним из очагов древне-американской металлургии. Вполне возможно, что где-нибудь в горах на крайнем севере Перу, в Эквадоре или Южной Колумбии будут в дальнейшем найдены и другие неизвестные пока центры добычи и обработки меди.
Однако находки в долине Пьюры стали сенсацией не только из-за открытия неизвестной ранее культуры викус с ее высокоразвитой медной металлургией. Уже в первых партиях местных древностей, с которыми познакомились коллекционеры, наряду с предметами нового стиля, были раннемочикские. В 1969 г., через 8 лет после начала разграбления Викуса, был обнаружен новый могильник. Его нашли поблизости от Викуса, в урочище Лома Негра. Грабители разнесли могильник до основания за несколько месяцев. Он целиком принадлежал людям, культура которых была близка ранней мочике. И снова обилие металла, причем не только меди. Золотые и серебряные вещи из Лома Негра - шедевры искусства индейских ювелиров.
К сожалению, помимо предметов из меди, золота и серебра, в погребениях Лома Негра были найдены лишь немногочисленные неорнаментированные сосуды, которые трудно сравнивать с фигурной керамикой, обнаруженной в других местах. Поэтому чтобы определить, к какому этапу в развитии культуры мочика относятся вещи из этого могильника, приходится искать сходные признаки у глиняных и металлических изделий, а это легко может привести к ошибочным заключениям.
Находка древнего культурного центра в Пьюре, вне области распространения ранее известных перуанских цивилизаций I тыс. до н. э. - I тыс. н. э., заставила по-иному взглянуть на значение контактов этих цивилизаций с другими районами Южной Америки. Высокоразвитая древнеперуанская металлургия явно возникла не без влияния мастеров, работавших в Эквадоре и Колумбии.

Обширные территории Северной и Южной Америки заселяли многочисленные племенные объединения. Большинство из них жило в условиях родоплеменного строя, с преобладанием охоты и собирательства, ограниченного распространения земледелия и ско­товодства. В то же время на территории современной Мексики, в районе Андского нагорья (современное Перу) уже сложились пер­вые государственные образования (ацтеков и инков), находившие­ся на уровне развития, примерно соответствующем Древнему Египту.

Во время испанского завоевания большая часть памятников культуры древних американских цивилизаций подверглась разру­шению. Их письменность, как и знающие ее жрецы, были уничтоже­ны инквизицией. Все это оставляет большой простор для догадок и гипотез, хотя данные археологии позволяют заключить, что в Амери­ке цивилизация имеет давнюю историю.

В джунглях Мексики и Центральной Америки археологи нахо­дят заброшенные города, пирамиды, напоминающие древне­египетские, покинутые задолго до испанского завоевания без всяких видимых причин. Возможно, жители оставляли их из-за изменений климата, эпидемий, набегов враждебных племен.

Одной из первых цивилизаций, о которых имеются достовер­ные сведения, была цивилизация майя, существовавшая в V- XV вв. на полуострове Юкатан. Майя разработали иероглифичес­кое письмо, собственную, двадцатиричную систему счета. Им принадлежит заслуга создания очень точного календаря, включав­шего 365 дней. У майя не было единого государства, их цивилиза­ция состояла из городов, соперничавших друг с другом. Основ­ными занятиями жителей городов были земледелие, ремесло и торговля. Широко использовался труд рабов, обрабатывавших по­ля жрецов и родоплеменной знати. Однако преобладало общинное землепользование, при котором применялся подсечно-огневой ме­тод обработки земли.

Цивилизация майя пала жертвой войн между городами-государ­ствами и нападений враждебных племен. Единственный сохранив­шийся ко времени испанского завоевания город майя Тах-Ица был захвачен конкистадорами в 1697 г.

Наиболее развитой цивилизацией Юкатана к моменту испанско­го вторжения была ацтекская. Ацтекский союз племен к XV веку за­воевал большую часть Центральной Мексики. Ацтеки вели постоян­ные войны с соседними племенами для захвата рабов. Они умели строить каналы и плотины, получали высокие урожаи. Их строи­тельное искусство, ремесла (ткачество, вышивка, резьба по камню, производство керамики) не уступали европейским. При этом золото, слишком непрочный металл для изготовления оружия и инструмен­тов, ценилось ацтеками ниже меди и серебра.

Особую роль в ацтекском обществе играли жрецы. Верховный правитель, тлакатлекутль, был одновременно верховным жрецом и военачальником. Там существовало многобожие, религии спасения в Америке не сложились. Практиковались человеческие жертвопри­ношения, они считались необходимыми, чтобы умилостивить богов. По описаниям испанцев (возможно, предвзятым), особенно цени­лось принесение в жертву детей и молодых девушек.

В Южной Америке наиболее развитым было государство инков, занимавшее площадь более 1 млн. км 2 с населением более 6 млн. че­ловек. Цивилизация инков относится к числу наиболее загадочных. Там были развиты металлургия, ремесла, использовались ткацкие станки, на которых изготовлялись одежда и ковры. Строились кана­лы, дамбы. Выращивались кукуруза и картофель. Эти овощи до от­крытия Америки были неизвестны европейцам. В то же время тор­говля была не развита, не существовало системы мер. Вполне возможно, что не было и письменности, кроме нерасшифрованного узелкового письма. Инки, как и другие американские цивилизации, не знали колеса и не использовали вьючных животных. Однако они построили развитую сеть дорог. Слово «инка» обозначает народ, со­здавший государство, его верховного правителя и чиновников.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png