Теория Раскольникова сформировалась случайно: он нечаянно услышал разговор в пивной, и в его голове возникло своеобразное обоснование этой идеи, созданной в нем исключительно тяжелыми обстоятельствами его жизни.

Мысль Раскольникова уже и раньше останавливалась над вопросом об относительности в жизни понятий добра и зла. В среде человечества Раскольников отделял небольшую группу людей, стоявших как бы над вопросами о добре и зле, над этическими оценками поступков и деяний, людей, которым в силу их гениальности, их высокой полезности для человечества, ничто не может служить препятствием, которым все позволено. Остальные же, не выходящие из круга посредственности, масса, толпа, должны подчиняться существующим общим нормам и законам и служить средством высоких целей избранных людей. Правила морали для последних не существуют, они их могут преступать, ибо их цели оправдывают их средства.

Так обосновывает Раскольников право исключительной личности на преступления во имя не животных и эгоистических, а общих и высоких целей. Раскольников понимает, что такому образу действий должна соответствовать и особая психическая структура личности человека, готового «преступить» мораль. Он должен быть для этого обладателем сильной воли, железной выдержки и в нем над чувствами страха, отчаяния, робости, должно властвовать одно лишь сознание поставленных интеллектуальных целей. Впавшему в отчаяние и тоску, Раскольникову необходимо себе самому доказать, что он не «тварь дрожащая», что он смеет, может, что ему суждено пройти все свои предначертания. «Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее. Тут только одно: стоит только посметь!»

Таким образом, задуманное убийство влечет Раскольникова не возможностью обогащения, а как победа над самим собой, как подтверждение его сил, как доказательство того, что он не «материал» для постройки, а сам строитель. Задумывая преступление, Раскольников весь уходит в теоретику, в философские размышления, и его гораздо больше интересуют выводы логические, чем результаты поступка. Он остается теоретиком, мыслителем даже тогда, когда выполняет все задуманное. И, несмотря на то, что, как казалось, он все заранее предвидел и предусмотрел, но самого главного он не мог предвидеть именно потому, что он человек мысли, а не действия.

Нужда и связанные с нею унижения и обиды для самолюбивого юноши послужили одним из первых толчков к принятию решения. Закладывая свои вещи у ростовщицы, Раскольников испытывал отвращение и злобу, вызываемые в нем видом и всей обстановкой зловещей старухи. И когда однажды ему удалось нечаянно подслушать в пивной беседу двух студентов об убийстве, то доводы одного из них были как бы отголоском бессознательного убеждения самого Раскольникова.

Хотя защищавший так горячо эту точку зрения студент и сознался, что сам бы не мог подтвердить ее действием и на убийство бы не пошел, но в голову Раскольникова запала эта мысль, и он много о ней думал. Он останавливался и на практических последствиях преступления: деньги старухи дали бы ему возможность окончить университет, помочь матери и сестре, начать полезную для общества деятельность. Но потом его всеце¬ло захватывает собственная теория о гении и толпе, о людях силы и воли, о строителях-сильных одиночках - и толпе как материале для построек.

Раскольникову становится необходимым во что бы то ни стало доказать себе, что у него хватит сил и решимости оправдать на деле свою смелую теорию. Совершенно разбитый лихорадочной и упорной работой мысли, истощенный голодом, он делается жертвой своей навязчивой идеи и, как загипнотизированный, уже не имеет сил оторваться от намеченного пути.

Вначале он боролся сам с собой, в нем что-то протестовало против его решения, мысль об убийстве наполняла тоской и отвращением. Но потом он как-то механически подчинился своей идее, уже не владея собой, а словно исполняя чужую волю. «Как будто, - говорит автор, - его кто-то взял за руку и потянул за собой, неотразимо, слепо, с неестественною силой, без возражений. Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в нее втягивать».

Случайные внешние обстоятельства побуждают его привести в исполнение задуманный план. Предусмотрев некоторые мелочи, Раскольников думал, что обнаружил полную подготовку к новой жизни по своей «новой морали». Но развернувшиеся вслед за свершением убийства обстоятельства показали теоретику, что в непосредственной жизни и ее событиях есть своя особая логика, разбивающая в прах все доводы и рассуждения отвлеченной теории. На собственном страшном опыте Раскольников убедился в сделанных им ошибках.

Теория Раскольникова сформировалась случайно: он нечаянно услышал разговор в пивной, и в его голове возникло своеобразное обоснование этой идеи, созданной в нем исключительно тяжелыми обстоятельствами его жизни.

Мысль Раскольникова уже и раньше останавливалась над вопросом об относительности в жизни понятий добра и зла. В среде человечества Раскольников отделял небольшую группу людей, стоявших как бы над вопросами о добре и зле, над этическими оценками поступков и деяний, людей, которым в силу их гениальности, их высокой полезности для человечества, ничто не может служить препятствием, которым все позволено. Остальные же, не выходящие из круга посредственности, масса, толпа, должны подчиняться существующим общим нормам и законам и служить средством высоких целей избранных людей. Правила морали для последних не существуют, они их могут преступать, ибо их цели оправдывают их средства.

Так обосновывает Раскольников право исключительной личности на преступления во имя не животных и эгоистических, а общих и высоких целей. Раскольников понимает, что такому образу действий должна соответствовать и особая психическая структура личности человека, готового «преступить» мораль. Он должен быть для этого обладателем сильной воли, железной выдержки и в нем над чувствами страха, отчаяния, робости, должно властвовать одно лишь сознание поставленных интеллектуальных целей. Впавшему в отчаяние и тоску, Раскольникову необходимо себе самому доказать, что он не «тварь дрожащая», что он смеет, может, что ему суждено пройти все свои предначертания. «Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее. Тут только одно: стоит только посметь!»

Таким образом, задуманное убийство влечет Раскольникова не возможностью обогащения, а как победа над самим собой, как подтверждение его сил, как доказательство того, что он не «материал» для постройки, а сам строитель. Задумывая преступление, Раскольников весь уходит в теоретику, в философские размышления, и его гораздо больше интересуют выводы логические, чем результаты поступка. Он остается теоретиком, мыслителем даже тогда, когда выполняет все задуманное. И, несмотря на то, что, как казалось, он все заранее предвидел и предусмотрел, но самого главного он не мог предвидеть именно потому, что он человек мысли, а не действия.

Нужда и связанные с нею унижения и обиды для самолюбивого юноши послужили одним из первых толчков к принятию решения. Закладывая свои вещи у ростовщицы, Раскольников испытывал отвращение и злобу, вызываемые в нем видом и всей обстановкой зловещей старухи. И когда однажды ему удалось нечаянно подслушать в пивной беседу двух студентов об убийстве, то доводы одного из них были как бы отголоском бессознательного убеждения самого Раскольникова.

Хотя защищавший так горячо эту точку зрения студент и сознался, что сам бы не мог подтвердить ее действием и на убийство бы не пошел, но в голову Раскольникова запала эта мысль, и он много о ней думал. Он останавливался и на практических последствиях преступления: деньги старухи дали бы ему возможность окончить университет, помочь матери и сестре, начать полезную для общества деятельность. Но потом его всеце¬ло захватывает собственная теория о гении и толпе, о людях силы и воли, о строителях-сильных одиночках - и толпе как материале для построек.

Раскольникову становится необходимым во что бы то ни стало доказать себе, что у него хватит сил и решимости оправдать на деле свою смелую теорию. Совершенно разбитый лихорадочной и упорной работой мысли, истощенный голодом, он делается жертвой своей навязчивой идеи и, как загипнотизированный, уже не имеет сил оторваться от намеченного пути.

Вначале он боролся сам с собой, в нем что-то протестовало против его решения, мысль об убийстве наполняла тоской и отвращением. Но потом он как-то механически подчинился своей идее, уже не владея собой, а словно исполняя чужую волю. «Как будто, - говорит автор, - его кто-то взял за руку и потянул за собой, неотразимо, слепо, с неестественною силой, без возражений. Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в нее втягивать».

Случайные внешние обстоятельства побуждают его привести в исполнение задуманный план. Предусмотрев некоторые мелочи, Раскольников думал, что обнаружил полную подготовку к новой жизни по своей «новой морали». Но развернувшиеся вслед за свершением убийства обстоятельства показали теоретику, что в непосредственной жизни и ее событиях есть своя особая логика, разбивающая в прах все доводы и рассуждения отвлеченной теории. На собственном страшном опыте Раскольников убедился в сделанных им ошибках.

Урок «Мастер-класс» по теме:

«Теория Раскольникова»

(роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Подготовил:

преподаватель русского языка и литературы

«Профессионального училища - № 105»

Пешкова Наталья Владиславовна

Г. Норильск

2014 г.

Тема урока . Теория Раскольникова.

Цель урока . Раскрыть суть теории Раскольникова, разобраться в ведущих мотивах преступления.

Методические приемы . Лекция с элементами беседы,

Оборудование . Портрет писателя, текст произведения, музыкальное сопровождение, фрески «Сикстинской капеллы», живописное изображение главного героя романа, слайды.

Ход урока.

Звучит музыка (токката) И. Баха.

1. Вступительное слово преподавателя.

Почему именно Бах? Многие литературоведы отожествляют музыкальное творчество гения Баха с литературным творчеством Достоевского. Что же объединяет их? Это необыкновенная мощь, масштабность, трагичность. Практически все произведения Достоевского трагедийны, несут идею греха: убийство, самоубийство, грехопадение. Но Достоевский не был бы Достоевским, если бы его произведение – роман «Преступление и наказание», являл бы собой произведение криминального характера с описанием жизни «униженных и оскобленных». Это прекрасно делали и до него и после него. У Достоевского каждый герой является носителем определенной идеи, теории. Каковы же истоки теории главного героя?

Созданию пяти лучших романов Достоевского, один из которых «Преступление и наказание», предшествовала философская повесть «Записки из подполья», где обозначился кризис гуманистических идеалов, направленный против теории «разумного эгоизма». Взгляды главного героя отражали идеи, почерпнутые из разных европейских и русских источников и объединенные в единое и цельное мировоззрение.

2. Лекция с элементами беседы по отрывку романа.

Традиции гуманизма в русской литературе.

1. Эпоха Возрождения 14-17 века – расцвет человеческой личности, раскрепощение от пут средневекового католицизма.

2. Французские просветители, 18 век – отрицали божественную сущность мира (атеистическое миропонимание), человеческому разуму приписывались неограниченные возможности.

3. Марксизм выработал систему материалистичных представлений об окружающей действительности, соединив освободительную борьбу рабочего класса с борьбой против религии и церкви.

4. Макс Штирнер – немецкий философ (1806 – 1856). Проповедует самообожествление.

5. Фридрих Ницше – немецкий философ (1844 – 1900) учение о сверхчеловеке.

Что объединяет все эти учения?

( Отрицание Бога )

Отрицание бога постепенно ведет к оправданию дьявольского начала. Достоевский увидел зияющую бездну за этими и подобными учениями. Господь дал человеку свободу. Это великий дар, но и великий соблазн. И там, где начинается своеволие и произвол, там подстерегают человека духи тьмы. Поэтому есть три выхода из «подполья»: обретение веры, самообожествление (демонизм) и самоубийство.

Работа с опорной картой-схемой.

Рассмотрим мотивы убийства Раскольникова.

Опишите социальное положение и условия жизни Родиона Раскольникова.

Охарактеризуйте положение родных Раскольникова.

Охарактеризуйте условия жизни Мармеладовых.

Вывод. Мотивы (Одиночество, крайняя степень нищеты, страх за судьбу своих родных, гордыня, убежденность в своей исключительности, впечатления от страданий окружающих).

Каким образом главному герою пришла идея избрать жертвой процентщицу Алену Ивановну

Вывод. Идея (В услышанном разговоре студента и молодого офицера Раскольников улавливает идею, поразительно схожую с собственной: убить, глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную, никому не нужную, а напротив всем вредную старушонку, взять ее деньги, «обреченные на монастырь», и загладить это «крохотное преступленьице тысячами добрых дел»).

Определим теорию главного героя.

Зачитывается текст романа (пояснение Раскольниковым своей теории). Теория Раскольникова, (написанная полгода назад) изложенная героем в статье « О преступлении» и опубликованная за два месяца до преступления в газете «Периодическая речь». 3 ч. романа.

К какому выводу пришел герой, размышляя над историей?

( Исторический прогресс осуществлялся на чьих-то страданиях ).

В чем суть теории героя, в которую он верит?

( Суть в том, что одним дано право вершить прогресс, творить историю. История оправдывала жертвы законами прогресса во все эпохи.)

К какому разряду людей принадлежит сам герой?

Поделив людей на 2 категории, Раскольников сам не может определить, «тварь он дрожащая» или «право имеет».)

Вывод. Теория. (Раскольников ищет неопровержимые доказательства справедливости убийства «по совести», что явилось теорией чудовищной по своей сути, но имеющей вид стройный и убедительный. Раскольников приходит к убеждению, что человечество испокон веков делится на два разряда: на обыкновенных людей, составляющих большинство, и способных производить себе подобных; и на необыкновенных, их меньшинство, навязывающих большинству свою волю, не останавливаясь, если надо, перед преступлением).

3. Заключительное слово преподавателя.

Тема ответственности за свои деяния прослеживается у многих авторов русской и советской литературы.

Теория Раскольникова носит антигуманный характер, так как оправдывает «природное неравенство людей, беззаконие, произвол. Это роднит теорию Раскольникова с теорией фашизма, с его проповедью о превосходстве арийской расы.

Согласно концепции А. Гитлера, общество, государство и правящая партия направлялись единой волей вождя (фюрера), которая не ограничивалась никакими формальными рамками. Особую роль в жизни немецкого общества играла идеология, основанная на идеях расизма, антисемитизма и антикоммунизма

Показ слайдов с музыкальным сопровождением и комментированием.

4. Выставление оценок.

5. Домашнее задание. Прочитать 5 и 6 главы романа.

24 февраля 1920 года , «крестный отец» национал-социализма, организовал в пивном зале (Hofbräuhaus) первое из многих больших публичных мероприятий . В ходе своего выступления он провозгласил составленные им, Дрекслером и Федером , которые стали программой нацистской партии. «Двадцать пять пунктов» сочетали пангерманизм, требования отмены Версальского договора, требования преобразований и сильной центральной власти.

«Чистота нордической крови» была для нацистов критерием отнесения человека или целого народа к «высшей» или же «низшей» расе. «Истинными арийцами» признавались лишь те, кого «расологи» Третьего рейха отнесли по своей классификации внешности и обмера черепов к «нордической» или хотя бы «фальской» подрасам европеоидной расы. И Гиммлер упоминал как эталон « нордическую и фальскую германскую кровь ».

Ге́тто (от ghetto nuovo «новая литейная») - районы крупных , где проживают , добровольно либо принудительно, в более или менее жёстких условиях. Термин зародился в в для обозначения района, являющегося местом изолированного проживания евреев.

Во время словом «гетто» стали называть жилые зоны территорий, куда немецкие и/или поддерживающие их режимы местных насильственно перемещали евреев для компактного проживания под надзором.

В лагерях смерти кроме взрослых находились и дети, которых направляли туда вместе с родителями. Прежде всего, это были дети евреев, цыган, а также поляков и русских. Большинство детей-евреев погибало в газовых камерах сразу же после прибытия в лагерь. Немногих из них после тщательного отбора направляли в лагерь, где они подчинялись тем же строгим правилам, что и взрослые. На некоторых из детей, например, на близнецах, проводились преступные эксперименты.

Большинство депортированных в лагеря смерти евреев погибло в газовых камерах и печах сразу же после прибытия, без регистрации и обозначения лагерными номерами. Именно поэтому очень сложно установить точное число убитых – историки сходятся на цифре около шести миллионов человек

Тяжелая работа и голод приводили к полному истощению организма. От голода узники заболевали дистрофией, что очень часто кончалось смертью. После освобождения взрослые узники и узницы весили от 23 до 35 килограммов.

Лагеря смерти были предназначены для тех, кого гитлеровский фашизм обрекал на изоляцию и постепенное уничтожение голодом, тяжелой работой, экспериментами, а также на немедленную смерть в результате массовых и индивидуальных казней

Список литературы

1. Роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.

2. Энциклопедия для детей. Том 7, Искусство. Ч. 1. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения. ЗАО Издательский дом «Аванта+», Москва, 1998.

3. Путеводитель по Граду Ватикану.

4. Золотарева И. В., Михайлова Т. И. Универсальные поурочные разработки по литературе: 10 класс, II полугодие. Москва: ВАКО, 2007.

Родион Романович Раскольников – главный герой романа Достоевского «Преступление и наказание». Он оставил учебу в университете из-за своей бедности. Родион - очень умный и способный молодой человек, мечтающий о великом будущем, но в силу жизненных обстоятельств вынужденный жить в мрачной обстановке, ходить в оборванной одежде, терпеть нужду, унижение. Его маленькая комната сравнивалась автором с гробом, каютой, каморкой, а вид из окна был серым и унылым.

Такой образ жизни вполне мог натолкнуть главного героя на жуткие мысли.

В голове Раскольникова родилась теория. В статье, которую он написал для газеты, говорится о том, что все люди поделены на два типа – обыкновенных и необыкновенных. Первые нужны лишь для воспроизведения себе подобных, а вот последние способны на великие дела, они главенствуют над остальными, влияют на ход истории. Необыкновенные люди, по мнению Раскольникова, могут вершить судьбы простых людей ради благой цели.

Родион проверяет свою теорию, совершая ужасное преступление. Он лишает жизни старуху-процентщицу. Раскольников предполагает, что этим он облегчит жизнь другим людям, поможет материально, украв у старухи ценности. Родион Романович – умён, горд, неординарен, а потому считает, что относится к тем самым необыкновенным людям, что ему чужды нравственность, сожаление, угрызения совести. Главный герой неслучайно восхищается Наполеоном. По его мнению, Наполеон бы не задумывался о том, убивать старуху или нет – он бы убил ее без сожаления.

Но на деле все оказывается совсем не так. Несмотря на то, что в убийстве обвиняют совсем другого человека, и все, казалось бы, складывается благополучно для Родиона, он всё же страдает от мук совести. Он осознает, что относится к людям обыкновенным, и это не дает ему покоя. Мнительность, подозрительность, раздражительность, внутреннее напряжение Раскольникова – следствия преступления - доводят его до лихорадки. Из всего того, что взял у старухи, он ничего не оставляет себе, боясь обыска. Изначально он думал помочь нуждающимся, но в конечном итоге преступление не приносит счастья никому: ни ему, ни его близким людям. Более того, Родион оказывается отлучённым от дорогих ему людей.

Переживая страшные душевные переживания, Родион решает открыть себя Соне Мармеладовой. Она считает, что Раскольникову нужно признаться в содеянном. Соня видит спасение в христианстве. Через некоторое время Родион сам идет в полицию и признается в совершённом преступлении. Он попадает на каторгу. Соня следует за ним. На каторге происходит нравственное перерождение героя, он осознает сделанные им ошибки.

Теория Родиона Раскольникова изначально была неправильной, негуманной, бесчеловечной. Поэтому она не удалась. Главная мысль романа заключается в том, что никому не дано распоряжаться жизнями других людей, какими бы они ни были.

План

1. Введение

2. Суть теории

3. Причины крушения теории

4. Вывод

Уникальность романа "Преступление и наказание " в том, что Фёдор Михайлович Достоевский представил и испытал на прочность необычную теорию, которую рассказал устами своего героя Раскольникова. В данном сочинении будет рассмотрена сама теория и причины её провала.

По мнению главного героя романа "Преступление и наказание", всё общество делиться на две неравные части: обычных, ничем непримечательных людей и выдающихся личностей. Первые - это огромная живая масса, которой управляют вторые. Обыкновенной части человечества просто необходимо в своих поступках опираться на какие-либо правила, а вторым не только можно, но и должно переступать через закон во имя светлого будущего. И лишь те, кто в силах бросить вызов судьбе, законам и обществу в целом, могут управлять живой массой и называться необыкновенными людьми. Жизнь большинства не заслуживает сожаления, так как их ничтожная жизнь не стоит ни гроша. Они вынуждены умирать ради чего-то великого и важного.

Выдающиеся личности могут переступить через чей-либо труп, если идея действительно требует этого. Кроме того, лидерам можно простить их злодеяния, если они были сделаны во благо. Совесть может не мучать таких людей, так как живая масса для того и создана, чтобы жертвовать ей ради возвышенных идей. Как правило непримечательные люди не оставляли свой след в истории, а деятельность необыкновенной части общества была направлена на разрушение старого, создание нового, изменение жизни человечества. Среди выдающихся личностей Раскольников выделял Соломона, Наполеона, Ликурга, Магомета. "Возможно ли обрести счастье, жертвуя людьми и преступая нравственные законы" - это основной вопрос, на который пытался ответить главный герой.

К концу произведения Раскольников и сам убедился, что его теория не может существовать. Это произошло по нескольким причинам. Во-первых, убийство одних людей, которое было в основе идеи главного героя, не может стать залогом счастья других. Как правильно заметил Родион, вместо желаемой смерти старухи-процентщицы он получил собственную моральную кончину. Во-вторых, деление общества на две неравные части изначально не имело шанса на успех. Нестабильность, которая присуща социуму, опровергает существование каких-либо закреплённых ярлыков за теми или иными людьми.

Теория о "выдающихся" и "обыкновенных" людях, описанная в романе "Преступление и наказание", повлияла на многих, в том числе и на самого Родиона Раскольникова. Благодаря данной идее главного героя произведения раскрывается идея романа: убийство даже ради благой цели не может сделать никого счастливее. Смертный грех лишь ухудшит положение убийцы.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png