В 1971-1981 года учился в средней школе имени Героя Советского Союза В. Е. Ершова города Чёрмоз . После окончания средней школы поступил в Одесскую духовную семинарию . По его словам: «Это был советский период, и мои документы отказались принять в духовные школы Москвы и Ленинграда. Тогда были строгие законы, и юноши моложе 17 лет не допускались до экзаменов, а в Одессе мои документы как-то приняли и вскоре вызвали на экзамены» .

В 1982-1984 годы проходил действительную срочную службу в рядах Советской армии в военно-строительных войсках в звании рядового .

Отслужив в армии в 1984 году, поступил на второй год обучения в Московскую духовную семинарию . Параллельно проходил обучение в регентском классе при Московских духовных школах .

Служение в 1987-1991 годы

В марте 1987 года принят в число братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры, где исполнял общие монастырские послушания. 3 июля того же года наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандритом Алексием (Кутеповым) был пострижен в монашество с наречением имени в честь преподобного Феофилакта исповедника, епископа Никомидийского .

16 июля 1987 года в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры митрополитом Кишинёвским и Молдавским Серапионом (Фадеевым) рукоположен в сан иеродиакона . В том же году, по окончании курса в Московской духовной семинарии, продолжил обучение в Московской духовной академии .

30 мая 1988 года в Успенском соборе лавры архиепископом Зарайским Иовом (Тывонюком) рукоположен в сан иеромонаха после чего, отслужив в Лавре одну литургию, был направлен вместе с иеромонахом Мелхиседеком (Артюхиным) , иеродиаконом Панхарием и иеродиаконом Иннокентием возрождать Оптину пустынь . В связи с этим перевёлся на сектор заочного обучения МДА .

Служение в Москве (1991-2008)

Когда перед монастырём встал вопрос об открытии подворья в городе Москве, по решению духовного собора был направлен в столицу. В марте 1991 года при храме Живоначальной Троицы в Останкине было организовано подворье Оптиной пустыни, настоятелем которого стал иеромонах Феофилакт. В декабре 1999 года Останкинский храм утратил статус подворья Оптиной пустыни, став патриаршим подворьем .

В марте 2003 года одновременно назначен настоятелем храма Иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» и благочинным Всехсвятского округа города Москвы .

В 2004 года назначен духовным попечителем негосударственного образовательного учреждения «Православная классическая гимназия во имя иконы Божией Матери „Знамение“ в Ховрине» .

15 декабря 2004 года был избран членом Епархиального совета Московской городской епархии .

Продолжал работать руководить восстановительными работами в Троицком храме «мы получили в пользование здание храма и территорию вокруг него площадью более одного гектара, а также смогли восстановить три флигеля, которые исторически существовали на этой территории. В прошлом году к празднику Святой Пасхи удалось завершить восстановление наружной части стен храма. Отреставрирован его интерьер. Осталось провести реставрацию иконостаса и закончить отделку на некоторых других участках <…> Во флигелях разместились учебные аудитории воскресной школы и библиотека духовной литературы для прихожан и всех желающих» .

12 декабря 2008 года указами временно управляющего Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) , в связи с назначением на должность наместника Ново-Иерусалимского монастыря, освобождён от должности настоятеля храма «Отрада и Утешение» на Ходынском поле и приписных к нему храмов и часовен , должности благочинного храмов Всехсвятского округа Москвы и должности председателя Богослужебной комиссий при Епархиальном совете Москвы . В 2009 году освобождён от настоятельства в Троицком храме в Останкене .

Наместник Ново-Иерусалимского монастыря

6 мая 2008 года указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II назначен наместником

Сегодняшнее Евангелие говорит о том, что у одного человека уродился очень большой, богатый урожай, так, что человек, глядя на этот урожай, пребывал в некотором недоумении: «Что мне делать?» – так и говорит Господь в притче Евангельской – Некуда мне собрать плодов моих?» (Лк. 12,17). И дальше он рассуждает, говоря: «Пожалуй, я знаю, что сделаю, – я сломаю те житницы, которые есть у меня сейчас и построю другие, значительно большие, и соберу туда весь урожай мой.» И не только урожай, но и все свое богатство, которое может выражаться и не только в продуктах питания, которые получал земледелец со своих полей. А дальше я скажу своей душе: «Душа! Много добра у тебя на многие годы – покойся, ешь, пей, веселись» (Лк. 12,19). .

В самом деле, уродился большой урожай, настолько большой, что его хватит на несколько лет. А это очень серьезная гарантия даже по сегодняшним дням. Мы не можем сверстать порой бюджет на один год вперед – он у нас «трещит по швам». А здесь надежно богатство дал Господь на много лет вперед. Но мы видим реакцию этого человека – он говорит, что все эти годы он будет есть, пить, одеваться и веселиться, покоиться, лежать, и ничего не делать. Господь говорит: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12,20).

Здесь мы видим, что богатство, которое точно всем людям дается всегда от Бога, очень часто дается накануне смерти. Так бывает и в нашей жизни. И мы, слушая это Евангельское повествование, должны быть готовы к тому, что на каждого из нас может обрушиться дикое богатство и нам тоже придется поставить перед собой вопрос: «Что нам делать?» Прежде всего, мы должны подумать, что это – накануне смерти, и уже, памятуя о своей смерти, принять соответствующее решение, как мы распорядимся всем этим, если нам сегодня ночью умирать? Тогда мы будем рассуждать правильно, трезво, разумно.

Именно к этому призывает нас Господь в сегодняшнем Евангелии, видя и зная нашу немощь человеческую, и зная, что очень часто дьявол свивает себе гнездо рядом с любым богатством. И, к сожалению, для большинства людей получение богатства лишь служит поводом к такой же праздной, безобразной жизни, о которой говорит нам сегодняшнее Евангелие.

Не так поступают, братья и сестры, люди богомудрые. В Житиях святых про преподобного Феодора и его брата сказано, что, когда они пошли в пустыню, то дьявол, чтобы воспрепятствовать их монашескому подвижническому житию, насыпал на дороге огромную кучу золота. Преподобный Феодор, сказано, перепрыгнул через эту кучу легко, красиво и пошел дальше в пустыню подвизаться. А его брат искусился, соблазнился и стал рассуждать: «Пожалуй, возьму-ка я это богатство и послужу им людям больным, престарелым, нуждающимся…» И он не пошел в пустыню, и свое намерение доброго монашеского подвига он отложил. И дальше сказано в Житиях святых, что он погиб. Один прыжок преподобного Феодора превзошел все благие намерения, которые задумал тот, другой его погибший брат.

Известен древний русский рассказ, причем рассказ правдивый. Один священник и четверо братьев из его прихода нашли неподалеку от своего села богатые залежи белого металла, руды, которые, как оказалось, были залежами серебра. Священник приходской стал рассуждать, что на ту часть, которую он может получить, он построит храм – новый, большой, красивый храм, которого не было в селе, – построит богадельню для бедных, школу для детей, то есть – окажет помощь сиротам, всем прочим нуждающимся…

Но прошло три дня и священник стал получать грустные известия. Один из четырех братьев, которые вместе с ним нашли рудник серебра, узнав, какое богатство им привалило, запил, перестал работать. Проезжая на своей лошади рядом с оврагом, пьяный, свалился с телеги, телега его придавила в этом овраге и он погиб. Второй брат поспешил продать свою часть рудника, а затем, узнав, что продал ее слишком дешево, в отчаянии повесился.

Священник решил после этого не брать себе никакой части, поскольку на всем этом руднике, на этом богатстве лежала печать проклятия и крови. Но решил пойти к двум оставшимся братьям и посоветоваться с ними, как им дальше поступить в этом тяжелом случае. Но когда он к ним шел, то один из братьев встретился ему уже в кандалах, будучи под охраной за то, что он со своим родным братом стали препираться, ссориться из-за богатства, не смогли его мирным образом поделить и один из братьев убил другого брата.

Священник, увидев всю плачевную картину, понял, что ему лучше умолчать и скрыть местонахождение этого рудника, потому что знание об этом руднике может привести к тому, что весь приход его погибнет, и из его паствы скоро никого не останется из-за этого рудника. И так священник и сделал, а это место – рудник серебряный, – народ стал называть «гиблым местом» или «логовом сатаны».

Здесь, братья и сестры, говорится о том, что богатство не есть зло. Богатство есть от Бога и не всем людям богатство принесло вред. Оно может принести пользу тем, кто не пристращается к богатству, кто помнит о Боге, о смерти, о будущей загробной жизни. В таком вот духовном трезвении человек способен, имея богатство, им разумно распорядиться и принести добрые плоды.

Но человеческий опыт, братья и сестры, показывает, что таких людей очень немного. К сожалению, для большинства людей внезапное богатство подобно вину, которое опьяняет человека, дурманит, он теряет всякое рассуждение и контроль, и в этом опьянении, как правило, совершает страшные, тяжелые преступления.

Разбирался в суде случай с интендантами, казалось бы, людьми обеспеченными, которые во время войны должны были обеспечивать фронт, солдат, госпитали. Что же оказалось? – Эти люди, имея доступ к богатству, свое право слова, право голоса, свою совесть и действия направили на воровство, расхищение этого богатства, так что солдаты на фронте в окопах были голодными, раненые солдаты лишались возможности попасть в лазарет, иметь нужные лекарства или получать необходимую медицинскую помощь. Вот как богатство застилает глаза, что даже о своих собратьях, находящихся в окопах, люди перестают думать и воровство захватывает все их существо.

В «Прологе» – книгах, где собраны весьма назидательные и полезные рассказы, описывается такой случай. Один старец сказал двум путникам, проходящим мимо, чтобы они не шли дорогой, идущей в гору, потому что там находится страшная змея, которая убивает всех людей, а шли бы другой дорогой. Но эти путники не послушались, пошли в эту гору и нашли там кучу золота. Остановившись перед ним, они стали ссориться, браниться, потому что не смогли ни поделить это золото, ни праведно себя управить и, в конце концов, убили друг друга. Змея поглотила этих двух людей, как она поглощала многих путников, проходящих там за день.

Итак, мы видим, братья и сестры, что наши благочестивые предки, пожалуй, больше всего боялись внезапного богатства, которое приходит без труда и без бережливости. Поэтому Господь и говорит, что «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Мк. 10,25). Были такие врата в стене града Иерусалима, наподобие нашей таможни, куда верблюд с трудом проползал, если он не был ничем навьючен. Если же на нем что-то было, то верблюд не мог протиснуться в это узкое отверстие в стене города Иерусалима. Вот такая была таможня в Ветхом Завете. Как можно было проверить, есть что-то на верблюде или нет? – Этого верблюда заставляли пройти сквозь маленькое отверстие, под названием «Игольи уши».

Так вот, богатство является таким же обременением, которое может и нам заградить попадание, проход в Царствие Божие. Господь нам прямо говорит: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6,33)

И сегодняшняя притча свидетельствует, братья и сестры, к сожалению, о том, что мы о прочем заботимся усердно, а вот о Царствии Божием и правде Его заботимся мало.

ИКОНА СВЯТОЙ ЗЕМЛИ


Пятнадцать лет назад в Воскресенском Ново-Иерусалимском ставропигиальном мужском монастыре под Москвой после 75-летнего перерыва началось возрождение богослужебной и монашеской жизни. Еще одной важной точкой отсчета в его новейшей истории стал прошлый год, когда Священноначалие Русской Православной Церкви и высшее руководство Российского государства приняли решение о проведении масштабных работ по восстановлению Ново-Иерусалимской обители. Сделаны первые шаги к возвращению Ново-Иерусалимскому монастырю прежнего духовного значения, к воссозданию былой красоты и благолепия этого уникального памятника русского церковного зодчества. Год назад сменилось руководство обители. Наместником монастыря был назначен известный московский священник игумен Феофилакт (Безукладников). Недавно в Ново-Иерусалимской обители с ним встретились и побеседовали сотрудники журнала «Русский инок». Предлагаем вниманию читателей запись беседы с игуменом Феофилактом.

Почему восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря придается сейчас такое большое значение?

— Ново-Иерусалимский монастырь заслуживает особого отношения к себе. Но не потому, что он лучше других монастырей. А потому, что в основе его создания лежит особый замысел. Святейший Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович обнаружили, что местность, где впоследствии расположилась Ново-Иерусалимская обитель, очень напоминает Святую Землю. Их заслугой было то, что они увидели здесь Русскую Палестину. Святейший Патриарх Никон очень часто проезжал мимо этих мест, когда направлялся на Валдай, в Иверский монастырь, строительством которого он руководил в тот период. В пути Святейший Патриарх Никон довольно часто останавливался в селе Воскресенском — теперь это город Истра.

Село Воскресенское с одноименной церковью стояло на пересечении Московской, Звенигородской и Волоколамской дорог, а в его окрестностях находились села с древними деревянными храмами в честь Рождества Христова, Преображения Господня и Вознесения Господня. Патриарх обратил внимание на то, что Промыслом Божиим эти села располагались по отношению к селу Воскресенскому в соответствии с топографией Святой Земли, то есть так, как располагаются по отношению к Святому граду Иерусалиму Вифлеем, Галилея и Елеон. А протекающая здесь с севера на юг узкая и быстрая река Истра очень походит на Иордан. Все эти промыслительные совпадения знаменовали богозданность, предуготованность Русской Палестины. Поэтому именно здесь Патриарх Никон учредил святую обитель, в которой были воссозданы основные святыни христианской Палестины и храма Гроба Господня.

Новый Иерусалим создавался как пространственная икона Святой Земли. Не буквальное ее повторение, а икона, образ тех святых мест, где Христос Спаситель совершил Свой Крестный подвиг.

Патриарха Никона побудили к этому и другие серьезные причины. Триста лет назад очень немногие православные русские люди могли побывать на Святой Земле — и за дальностью расстояния, и потому, что там часто шли войны. Но они жаждали поклониться святыням, связанным с земной жизнью Спасителя. Святейший Патриарх Никон дал им возможность сделать это в Русской Палестине.

Мы знаем, что обретен Животворящий Крест Господень, освященный самой Кровью Христовой. Но, помимо него, есть великое множество крестов, которые освящены молитвой, святой водой, каждением. И каждый из этих крестов спасает, сохраняет и ограждает нас от козней диавольских. Наряду с огромным количеством чудотворных икон существует и великое множество списков с них. Но и списки с икон, прославленных чудотворениями, после того, как их освятят молитвой, святой водой, каждением, становятся источниками благодати.

То же самое можно сказать и о святынях Ново-Иерусалимского монастыря. Верующим людям, которые испытывают глубокое религиозное чувство благоговения, почтения, преклонения перед ними, Господь дарует благодать Божию. В Ново-Иерусалимском монастыре и в окрестностях его совершалось и совершается множество чудес, например, в Силоамской купели, на источнике, который бьет в середине Сионского холма, поблизости от обители. До революции издавались целые тома с записью чудес, зафиксированных в этом месте.

Еще одно чудесное событие. Предание гласит, что на месте обретения Честного Животворящего Креста Господня в древнем Иерусалиме забил источник. Такое же чудо произошло и в Новом Иерусалиме. Когда Святейший Патриарх Никон построил здесь подземную церковь, он захотел на месте, соответствующем тому, где в Иерусалиме был закопан Крест Христов, создать придел в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Когда началось сооружение придела, на этом месте тоже забил источник. Пока Святейший Патриарх Никон жил в Ново-Иерусалимском монастыре, он пил воду только из этого источника. Вода в нем не иссякает и до сих пор.

Вот почему, когда мы говорим об отношении к Новому Иерусалиму, нужно иметь в виду, что этот монастырь стоит не в общем ряду российских обителей. Мы преклоняемся перед монастырями, где обитали такие великие подвижники, как преподобные Сергий Радонежский или Савва Сторожевский. Вокруг них собралась братия, поблизости начали селиться миряне. Возникли поселения, а потом и целые города.

В Новом Иерусалиме мотив был иной. Надо сказать и о том, что Святейший Патриарх Никон хотел превратить этот монастырь во всемирный центр Православия. Он думал устроить здесь 365 приделов, по числу дней в году, так чтобы в монастыре каждый день отмечался храмовый или престольный праздник. Причем устроить их так, чтобы эти приделы были освящены в честь святых угодников Божиих разных Поместных Православных Церквей. Цель заключалась в том, чтобы священники или миряне других Церквей могли здесь славить Господа на разных языках мира и чувствовать себя здесь не как в гостях, а как дома.

Наконец, Святейший Патриарх Никон хотел отобразить здесь тот священный момент, когда, согласно Апокалипсису, в конце времен с неба сойдет новый град, Новый Иерусалим, в котором праведники обретут вечную жизнь и спасение. Опираясь на Священное Писание и на творения святых отцов, он постарался воплотить этот замысел в архитектуре.

Все эти моменты объясняют, почему Ново-Иерусалимская обитель заслуживает особого отношения. Родилось оно не сегодня. Это не следствие какого-то импульсивного решения. До революции наш монастырь посещали практически все царственные особы. По традиции здесь было царское богомолье. В монастыре устраивали приделы в честь рождения наследников или восшествия их на престол. Так что к Ново-Иерусалимскому монастырю и раньше было особое отношение.

— И вот теперь снова к Ново-Иерусалимскому монастырю проявляют интерес самые высокие представители светской власти.

— Это очень радует. В прошлом году глава Российского государства Дмитрий Анатольевич Медведев обратился к Святейшему Патриарху Алексию II с вопросом, в восстановлении какой из святынь Русской Православной Церкви Его Святейшество посоветовал бы поучаствовать новоизбранному Президенту. Святейший Патриарх Алексий II выбрал Ново-Иерусалимский монастырь. Глава Российского государства и Предстоятель Русской Православной Церкви сошлись во мнении о важности и необходимости восстановления этой обители, дабы Ново-Иерусалимский монастырь обрел прежнее благолепие и смог выполнять свое великое предназначение. Святейший Патриарх Никон создавал этот монастырь как проповедь христианства в камне. Здесь все имеет глубокое символическое значение. Здесь все исполнено тайны, которая открывается не всем и не сразу.

В Вашей прежней жизни были какие-то точки соприкосновения с Ново-Иерусалимским монастырем?

— До назначения на должность наместника я приезжал в этот монастырь дважды. Первый раз — с участниками паломнической поездки, организованной приходом московского храма Живоначальной Троицы в Останкине, где я был и продолжаю быть настоятелем. Мы привезли в монастырь воскресную школу — более 40 детишек. Экскурсию для нас провели верующие люди из числа сотрудников музея. Такие были в прошлом и сейчас есть. Мы посетили скит, где я отслужил водосвятный молебен. Все — и взрослые, и дети — искупались в Иордане. Домой приехали в приподнятом, праздничном настроении. Это было, хорошо помню, на второй неделе Великого поста, незадолго до возвращения обители Русской Православной Церкви. В нынешнем году исполняется 15 лет со дня возобновления монастыря.

Во второй раз я приезжал сюда несколько лет назад. Это было в те дни, когда в Москве находился чудотворный образ Божией Матери «Тихвинская». Священник и члены его семьи, которые хранили эту икону 60 лет, попросили показать им святые места Москвы и Подмосковья. Меня послали их сопровождать. Мы посетили несколько святынь и в том числе Ново-Иерусалимский монастырь. Нас очень тепло встретили тогдашний наместник монастыря архимандрит Никита (Латушко), мой предшественник, насельники обители, сотрудники музея. Все, кто нас принимал, были исполнены благодарности священнику и его семье за то, что они сохранили икону в годы лихолетья. Оба приезда глубоко запечатлелись в моей памяти.

Было ли у Вас какое-то предчувствие, что Ваша жизнь потом окажется связанной с этим монастырем?

— Такого предчувствия у меня не было. Стараюсь всегда предавать себя на волю Божию. Как Господь рассудит, как Он считает нужным, так пусть и ведет меня по жизненному пути.

В каком состоянии находится сейчас монашеская жизнь обители?

— Монашеская жизнь, я бы сказал, соответствует тому положению, в котором сейчас пребывает монастырь. В настоящее время братия обители насчитывает пять человек. Богослужения совершаются ежедневно утром и вечером, а в воскресные дни и по большим праздникам совершаются две Божественные Литургии. Это мы считаем нашим основным послушанием. В монастырь приезжает очень много паломников. Все насельники обители принимают живое, непосредственное участие в приеме паломнических групп и ознакомлении их с монастырем. Обитель имеет подсобное хозяйство, где тоже трудятся братия монастыря. Хозяйство это, правда, пока небольшое.

Насельников монастыря могло бы быть больше. Есть желающие поступить в нашу обитель. Но пока нас сдерживает то, что монастырю передан в пользование только один корпус. Мы не имеем возможности разместить в нем больше пяти человек.

Все остальные помещения монастыря относятся пока к музею, который обосновался здесь с 1919 года. Он занимает одиннадцать с половиной тысяч квадратных метров монастырской площади. Это самый крупный музей в Московской области, он располагает 183 тысячами экспонатов. Здесь трудятся 235 сотрудников. Подготовлен график поэтапного выведения музея с территории монастыря, но это займет несколько лет. Пока музей остается здесь, говорить о масштабных реставрационных работах весьма сложно.

Но какие-то работы все же ведутся?

— Ведутся. Святейший Патриарх Алексий II и Президент выразили желание соединить усилия Церкви и государства в воссоздании Ново-Иерусалимского монастыря. Летом 2008 года Его Святейшество и Президент находились в обители четыре часа: два часа они осматривали монастырь, а потом еще два часа обсуждали, каким образом необходимо провести восстановление святой обители. Было принято решение создать Попечительский совет, в котором они стали сопредседателями. Создан благотворительный фонд по восстановлению монастыря во главе с Первым заместителем Правительства Российской Федерации Виктором Алексеевичем Зубковым. Фонд зарегистрирован и уже функционирует.

В настоящее время в монастыре проводятся первые неотложные работы. В ротонде Воскресенского собора, например, пришла в негодность кровля. В храм и зимой, и летом стекает вода. Некоторые окна, расположенные на высоте 50-60 метров, выпадают. Это прямая угроза для тех, кто может оказаться внизу. В настоящее время устанавливаются леса, будут проводиться противоаварийные работы. И не только противоаварийные. Предполагается осуществить тщательное обследование всех сооружений. Прежде чем непосредственно приступить к восстановительным работам, нужно исследовать все материалы по реставрации монастыря за последние десятилетия. В советское время кое-что в этом направлении делалось, но ни одна наработка не была доведена до конца. Мы должны дать научную оценку сделанного. Только после этого мы сможем идти вперед. Создан экспертный совет, к участию в котором привлечены лучшие специалисты. Им предстоит разработать концепцию восстановления обители. В Ново-Иерусалимском монастыре, как мы видим, соединены несколько стилей, свойственных разным эпохам. Поэтому специалистам придется ответить на целый ряд сложных вопросов.

А на территории, прилегающей к храму, будут проведены восстановительные работы? На монастырском кладбище?

— Захоронения производились и внутри собора, и вне его. В некоторых местах гробницы располагаются в три яруса. Об одних захоронениях сведения есть, о других — нет. Придется привлекать археологов.

Большая нагрузка лежит на Вас. Притом Вы по-прежнему являетесь настоятелем московского храма.

— Нагрузка лежит не только на мне. Для того и создан фонд, чтобы организовать восстановительные работы. Это большое и очень сложное дело. Но оно достойно такого внимания.

Беседовали В.М. Вальков и Н.А. Свердлова

Служение золотому тельцу в разгаре


Веками сложилось в православной церкви убеждение, что монахи должны жить в монастыре. ХХ век внес свои коррективы - монахи теперь служат на приходах в городах, активно занимаются стяжанием денег, постоянно общаются с женщинами. При этом уверяют себя и верующих, что не испытывают никакого соблазна. И вот что самое удивительное - мир их любит! Вспоминается случай из жизни первых монахов-пустынников. Один молодой монах спросил у старца: “Отче, должен ли я теперь полностью отречься от мира?” - “Не беспокойся, - отвечал старец, - если твоя жизнь действительно будет христианской, мир сам немедленно отречется от тебя!”

Формально епископом Москвы считается Святейший Патриарх Алексий II, но по сути рулит духовной и материальной жизнью столицы владыка Арсений, его викарий. Сегодня в столице около 600 храмов. Первопрестольная разделена на благочиния - их 15. Во главе каждого - священник или монах. Благочинные отчитываються перед владыкой Арсением. Недавно он почувствовал себя ущемленным. В беседе с близким священником признался: “Какой-то ставрополец (так называют в церковных кругах епископа Ставропольского и Чеченского Феофана) давно владеет роскошной квартирой на старом Арбате, выстроил дачу на Николиной Горе. А я вынужден ютиться в квартирке на Олимпийском проспекте да коротать дни в патриаршей резиденции в Переделкине”.
Эта жалоба немедленно достигла благочинных. Раз в полгода являются они к владыке с отчетами и пухлыми конвертами. Каждый приносит как минимум полмиллиона российской валюты. Как распоряжается владыка Арсений этими приношениями - никто не знает. Говорит, что все идет на нужды патриархии. Никаких расписок, ни подобия учета денег владыка не ведет. Кроме этого существует жесткая такса. Если провинциальный священник хочет получить в Москве приход, он должен принести сребролюбивому владыке от 25 до 50 тысяч американских рублей. Так что бедным его никак не назовешь. Недавно владыка приобрел квартирку на старом Арбате (Староконюшенный переулок, д. 41), пока на подставное, довольно симпатичное женское лицо. И досталась она всего-навсего за 750 тысяч долларов. Необходимо вложить в ремонт еще тысяч триста. Но это уже мелочи.
Безукладный приход
В конце 80-х годов к патриарху обратился главный нарколог Москвы Эдуард Дроздов с предложением восстановить храм в честь иконы Божией Матери “Отрада и Утешение” на Ходынском поле. Он был выстроен великой княгиней Елизаветой Федоровной после убийства мужа - великого князя Сергея Александровича. Просьба Дроздова была удовлетворена. Зарегистрировали общину. Архитектор Эдуард Наседкин подготовил необходимую документацию и в течение 15 лет руководил восстановлением храма-памятника. Понадобилось 9 лет, чтобы поднять его из руин. В 1999 году он был освящен патриархом. Несколько членов общины удостоились церковных наград. Началось восстановление больничного храма святых бессребреников и целителей Космы и Дамиана при Боткинской больнице. Но тут настоятеля отправили на Север России поднимать разоренную епархию.
Владыка Арсений не упустил шанса и назначил нового настоятеля - игумена Феофилакта Безукладникова. Принесло его в Москву откуда-то с дальнего Севера, и попал он поначалу в Оптину пустынь. Когда московская интеллигенция задумала передать храм в музее-усадьбе Шереметевых Русской церкви, то его настоятелем стал 28-летний иеромонах Феофилакт. Поначалу вел себя тихо. Потом вошел в силу и потребовал выделения гектара земли для нужд подворья. И отхапал ее у музея. Первая акция, прославившая ретивого игумена, - разграбление реставрационных мастерских музея в мае 1998 года. Музейщики долго ходили по судам, но поскольку мастерские находились на храмовой земле, то действия Феофилакта были признаны законными.
Тогда-то я начал присматриваться к Феофилакту. Оказывается, Гриша (мирское имя монаха) с детских лет проявлял жгучий интерес к женскому полу. Но родители готовили его к высокой епископской карьере. Широкая натура Гриши (сверстники звали его Распутиным) полностью развернулась, когда он стал настоятелем Останкинского храма. Не пропускал ни одних крестин, выбирал молодых женщин и заставлял их раздеваться догола. Жалобы сыпались на женолюбивого иеромонаха, но он нашел подход к владыке Арсению. Вскоре стал игуменом и был в 2000 году награжден президентом Ельциным медалью ордена “За заслуги перед Отечеством” II степени - “За большой вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовно-нравственных традиций”.
Быть может, президенту стало известно, что Гриша-Феофилакт наконец-то остановил свой выбор на красавице Жанне, которая родила ему очаровательную дочку. Владыка Арсений сделал Феофилакта настоятелем второго храма и благочинным Всехсвятского округа. И раньше-то его не просто было найти. Став благочинным и семейным человеком, он неуловим. Приезжает как-то священник за получением миро, а благочинного нет. Отвечают ему: “Крестит”. Приезжает второй раз. Ему говорят: “Нетути. Отпевает”.
А в новом храме сказал прихожанам: “Я вас всех разгоню!” И действительно, в январе этого года прошла ревизионная проверка. Никаких нарушений не обнаружено, но разогнаны все, кто в течение 15 лет самоотверженно восстанавливал храм. Несмотря на растоптанные судьбы строителей храма и преданные поруганию полученные ими патриаршие награды, действия Феофилакта опять признаны законными. Настоятель приезжает вечерком для того, чтобы опустошить церковную кружку. Забыто восстановление больничного храма. Священники следуют примеру настоятеля и куют деньгу. Благо, что рядом открылся морг. В храме отсутствует дежурный священник - он теперь дежурит в морге. А Феофилакт нацелился на Тульскую кафедру. Собирает деньги для того, чтобы пробиться в епископы.
Больное православие
Это проблемы не только Русской церкви. Первой оказалась поражена Греческая церковь. Греческие священники давно и легально занимаются коммерческой деятельностью. Второй скандал разразился в Иерусалимской церкви. В начале лета был смещен за коррупцию патриарх Ириней. Глава Элладской церкви архиепископ Христодул заявил, что “были приняты все необходимые меры для самоочищения и для защиты священного института Церкви”. Были отправлены на покой два скандальных митрополита и несколько архимандритов.
В России же тишь да гладь. Постоянным членом Священного синода по-прежнему остается митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев). Свои первые миллионы он сделал на табачных аферах в середине 90-х годов. Недавно поведал любимой газете “Радонеж” о невинных увлечениях. Вилла в Швейцарии дает возможность заниматься горными лыжами, а уединенный коттедж в Финляндии - плаванием. Владыке скоро 60 лет - важно сохранить хорошую физическую форму для борьбы за патриарший престол. Состояние Гундяева перевалило за миллиард долларов.
Увлекшись служением золотому тельцу, епископы забыли о мудрых словах апостола Павла: “Те же, кто хочет разбогатеть, впадают в искушения и попадаются в капкан множества глупых и вредных желаний, которые тащат людей в пучину крушения и гибели. Корень всех зол - любовь к деньгам. Есть люди, которые в погоне за ними сбились с истинного пути веры и отдали себя во власть неисчислимых терзаний”.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png