Анна Лазаревна Павлова является легендой русского балета. Ей поклонялись, ею восхищались и боготворили.

Ее танец умирающего белого лебедя смогла повторить только Майя Плесецкая. Вся ее жизнь была подчинена балету.

Она отказалась от семьи ради искусства. Анна считала, что балерина, как монахиня должна служить сцене и не иметь отвлечений.

Детские годы и учеба

Информация, касающаяся даты рождения великой балерины существует разная. По одним источникам она родилась 31 января, а согласно другим – 12 февраля 1881 г.

По документам, Анна родилась в семье прачки Любовь Федоровны Павловой и крестьянина, служившего простым солдатом – Матвея Павловича.

Однако большее распространение получила другая версия.

Девочка стала незаконнорожденным плодом любви богатого помещика и ее матери, которая работала у них одно время горничной.

Анна в детстве

Банкир Лазарь Поляков не мог признать малышку своей дочерью, это нанесло бы непоправимый урон его репутации.

Однако разрешил дать ей свое отчество. Так Анну в документах записали как Лазаревну, но с фамилией матери — Павлова.

Девочка родилась недоношенной. Из-за слабого здоровья росла худенькой, имела бледную кожу и часто болела.

Первые годы жизни они с матерью жили в небольшой деревне на чистом воздухе под Санкт- Петербургом.

Жизнь их была бедной, но мама старалась иногда баловать девочку.

Самым удивительным событием, которое перевернуло всю жизнь малышки, стало посещение Мариинского театра.

Мама купила билеты на спектакль «Спящая красавица». Девочка была очарована действиями на сцене. И с тех пор все ее мысли были сосредоточены на балете.

В 8 лет Анну привели на вступительные испытания в балетную школу, но педагоги порекомендовали прийти через 2 года.

В 1891 г. девочку приняли в балетное училище. Дисциплина там была очень строгая.

Занятия только балетному искусству длились по 8 часов ежедневно.

Однако уже тогда у Анны Павловой проявился боевой дух.

Она старалась быть лучше всех, хотя из-за слабого здоровья переносить такие колоссальные нагрузки ей было тяжело.

Во время учебы к ним в училище приехала с визитом царская семья. Анна вместе с другими воспитанницами тогда впервые вышла на сцену перед такой важной публикой.

В 1898г. 16-летняя Анна окончила училище с «красным» дипломом и присвоением звания «первой танцовщицы».

Выпускной партией была роль дочери дворецкого в спектакле «Мнимые дриады».

Становление балерины

Молодая выпускница сразу попала в состав Мариинского театра. Первый раз на большой сцене она выступила в танце втроем в балете «Тщетная предосторожность».

Через 2 года ей доверили танцевать центральную партию в постановке «Дочь Фараона» на музыку Цезаря Пуни.

Чуть позже Анне Павловой поступило предложение станцевать роль Никии от Мариуса Петипа, который ставил «Баядерку».

В 1903 танцует партию Жизель в одноименном балете.

Начало XX в. было ознаменовано новаторскими идеями и реформами в балетном искусстве. Активным сторонником перемен был хореограф Михаил Фокин.

Анна Павлова стала первой, кто стал участвовать в постановках М. Фокина. Он стал ее новым учителем.

Она танцевала партии в таких его постановках, как «Эвника», «Шопениана», «Египетские ночи».

Однако самым выдающимся плодом их сотрудничества стал балет «Умирающий лебедь», в котором звучала музыка К. Сен-Санса.

Анна выполнила эту партию практически на полной импровизации. И этот танец стал символом и шедевром всего балетного искусства.

Сам композитор, присутствовавший на исполнении этого балета, был потрясен современной трактовкой его музыки и тем, как балерина смогла передать эту гамму чувств через танец.

Так к Анне Павловой пришла известность и про нее стали говорить: «В ее танце живет сам Бог».

Мировая известность и зарубежные гастроли

В 1907 г. Мариинский театр поехал с гастролями за границу в Стокгольм. Там выступления прошли с большим успехом.

Однако Анна хотела свободы в действиях и самостоятельности в принятии решений.

В 1909 г. она сама ставит спектакль «Ночь Рубинштейна». Этот танцевальный монолог о безумной страстной любви публика встретила овациями.

Тогда балерина, оглушенная успехом, принимает решение уйти из театра. Театр не хотел отпускать свою приму, и Анна идет на компромисс.

Она заключает контракт лишь на участие в некоторых, наиболее любимых спектаклях.

Но идея создать свою мобильную труппу, и заявить о русском балете на весь мир не оставляет великую балерину.

В 1910 она выплачивает театру большую неустойку за преждевременное расторжение контракта и уходит в «свободное плавание».

Самостоятельные гастроли со своей уже труппой она начала с оглушительного успеха во Франции и Англии.

В Москве вышла на сцену Зеркального театра, установленную в саду Эрмитаж. Затем организовывается длительный тур по Европе.

После своим балетом Анна поразила публику в США, Чили, Бразилии и Аргентине.

В каждой стране балерина любила изучать местные танцевальные традиции. Потом она включала их в свои балетные постановки.

Балетная труппа Анны Павловой была единственной, у которой в репертуаре можно было увидеть восточные мотивы, африканские и индийские движения.

В Австралии были так покорены грацией и легкостью балетных па танцовщицы, что в ее честь придумали воздушный десерт и назвали его «Павлова».

Во многих английских городах воздвигли памятники, изображающие русскую приму балета.

Личная жизнь

Молодую, восходящую «звезду» балета увидел на спектакле богатый, влиятельный предприниматель Виктор Дандре.

Он был потомком известного дворянского рода, поэтому имел хорошее образование, знал несколько языков.

Ему льстили ухаживания за девушкой, перед талантом которой преклонялись даже царские особы. Однако о браке он даже и не думал.

Виктор стал покровителем балерины. Снял для нее уютную квартиру с личным танцевальным классом, водил в шикарные рестораны и дарил дорогие подарки.

С Виктором Дандре

Вскоре Анна поняла, что у этих отношений нет будущего. Они были не равны по социальному положению, и балерина разорвала их роман.

Она окунулась с головой в работу, гастроли. А у Виктора пошла «черная» полоса.

Он стал банкротом, задолжал большую сумму денег и не смог погасить долг. На него завели судебное дело.

Предпринимателя посадили в тюрьму и назначили сумму для залога, которую его родственники собрать не могли.

Анна Павлова узнала о том, что ее возлюбленный в тюрьме, находясь на гастролях в Париже.

Она выслала необходимую сумму для залога и вызвала Виктора к себе.

Предпринимателю пришлось тайно покидать Россию, так как он был под подпиской о невыезде, и у него не было паспорта.

В Париже в 1911 молодые люди тайно обвенчались в церкви. Анна взяла у Виктора обещание, что он никому не расскажет об их браке.

В Лондоне они поселились в собственном особняке, вблизи которого был пруд с лебедями.

Впоследствии Виктор Дандре стал организатором ее гастрольной жизни. Он вел бухгалтерию, хозяйство, проводил деловые встречи, и отвечал за бытовые вопросы.

Последний танец и смерть

Биография и эпизоды жизни Анны Павловой. Когда родилась и умерла Анна Павлова, памятные места и даты важных событий ее жизни. Цитаты балерины, фото и видео.

Годы жизни Анны Павловой:

родилась 31 января 1881, умерла 23 января 1931

Эпитафия

«Минуточку постой,
Бегущий неустанно,
Чтоб поклониться той,
Что называлась Анной».
Из стихотворения Эрика Виллиса памяти Анны Павловой (в переводе Т. Юфит)

Биография

Она посвятила свою жизнь балету и прославилась на весь мир. Удивительно, но первые ее педагоги были уверены, что девочка не создана для тяжелой балетной школы, но Анна сумела доказать всем - если усердно трудиться и жить тем, что ты любишь, успех неизбежен. Биография Анны Павловой - история жизни великой женщины, имя которой известно любому поклоннику балета.

В детстве жизнь Павловой была непростой - она даже не знала, кто ее отец, а мать еле сводила концы с концами. Но несмотря на тяжелое положение, однажды, чтобы порадовать дочь, мать Павловой повела ее на «Спящую красавицу» в Мариинский театр. Позже в своей автобиографии Павлова вспоминала, что замерла с первых же нот - балет очаровал ее. В тот вечер она поняла, чем хочет заниматься всю жизнь. Первым, кто увидел в Павловой талант, стал великий балетмейстер Мариус Петипа: «Пушинка на ветру - она будет летать на сцене». Сразу же после окончания училища Павлова была принята в Мариинский театр, который когда-то решил ее судьбу, и вскоре стала его ведущей танцовщицей. Когда на благотворительном вечере она впервые исполнила миниатюру «Лебедь» («Умирающий лебедь»), то не могла даже догадываться, что эти 130 секунд танца станут позже символом русского балета. Сам композитор Камиль Сен-Санс, автор сюиты «Карнавал животных», на пьесу из которой был поставлен «Лебедь», пожелал встречи с Павловой, чтобы сделать признание: «Мадам, благодаря вам я понял, что написал прекрасную музыку!». Мировая известность в жизнь Павловой пришла вместе с ее участием в «Русских сезонах», которые устроил в Париже Сергей Дягилев, русский театральный деятель. Вскоре Анна отправилась гастролировать по всему миру с собственной труппой. Когда же в России произошла революция, а затем началась гражданская война, Павлова решила больше не возвращаться на родину.

К тому времени, когда Павлова окончательно перебралась за границу, у нее уже был любимый человек, Виктор Дандре. Павлова давно любила его, но богач и аристократ не отвечал ей взаимностью. Когда Дандре ввязался в неприятности и потерял все свои деньги, Павлова, по слухам, и решила подписать контракт с нью-йоркским театром. Она вызволила своего любимого из тюрьмы, а он, наконец, увидел в ней любящую женщину и также искренне полюбил ее. Павлова и Дандре купили дом в пригороде Лондона, в пруду которого плавали белые лебеди, один из которых, по имени Джек, всегда ждал свою хозяйку из ее длительных гастролей.

Гастролировала же русская балерина неустанно. За свою жизнь Анна Павлова объездила почти весь мир, побывав в Америке, Китае, Японии, Индии, на Филиппинах и даже в Австралии. Костюмы к ее спектаклям создавали самые известные художники, женщины подражали ее манере одеваться, а гонорары ей назначались баснословные. А она продолжала тосковать по России. И хотя не могла туда вернуться, постоянно отсылала деньги труппам российских театров и продукты голодающим соотечественникам.

Смерть Павловой наступила во время ее очередных гастролей - в Гааге. Причиной смерти Павловой стала пневмония. Похороны Анны Павловой состоялись в Лондоне - сначала прошло отпевание тела Павловой в русской церкви, затем оно было сожжено в лондонском крематории. Могила Павловой в соответствии с ее завещанием должна была находиться в России. Но муж воспрепятствовал исполнению воли балерины, заявив, однако, что не против захоронения Павловой на родине, если ему пообещают создать для этого должные условия. Так или иначе, но урна с прахом Павловой до сих пор хранится в колумбарии английского крематория.

Миниатюра «Умирающий лебедь» в исполнении Павловой стала классикой мирового балета

Линия жизни

31 января 1881 г. Дата рождения Анны Павловны (Матвеевны) Павловой.
1889 г. Окончание императорского театрального училища, поступление в труппу Мариинского театра.
1906 г. Ведущая танцовщица труппы.
1907 г. Первое исполнение Павловой миниатюры «Лебедь», ставшей позже одним из символов русского балета.
1909 г. Участие Павловой в «Русских сезонах» в Париже.
1910 г. Гастроли Павловой за рубежом с собственной труппой.
1913 г. Последнее выступление Павловой в Мариинском театре.
1914 г. Последнее выступление Павловой в России.
1921-1925 гг. Гастроли по США, выступление в Индии.
23 января 1931 г. Дата смерти Павловой.
29 января 1931 г. Похороны Павловой.

Памятные места

1. Лигово, где родилась Павлова.
2. Дом Павловой в Санкт-Петербурге, где она жила в 1910 году и где сегодня установлена мемориальная доска Павловой. Итальянская улица, д. 5.
3. Дом Павловой в Лондоне (Ive House), в котором она жила в 1912-1931 гг.
4. Академия русского балета имени А. Я. Вагановой (бывшее императорское театральное училище), где училась Павлова.
5. Мариинский театр, в труппе которого танцевала Павлова.
6. Театр Метрополитен-опера в Нью-Йорке, с которым Павлова работала по контракту.
7. Театр Шатле в Париже, где Павлова выступала во время участия в «Русских сезонах».
8. Крематорий Голдерс-Грин в Лондоне, где похоронена Павлова (урна с прахом хранится в колумбарии крематория).

Эпизоды жизни

Анна Павлова дружила с Чарли Чаплином. Поговаривали, что великий комик и режиссер был влюблен в балерину и мечтал сделать ей предложение, но так и не решился. Когда они встречались, то Чаплин бронировал для Павловой целый ресторан. Он также выступал в роли консультанта балерины, когда ей было необходимо записать свои номера на кинопленку.

Умирая, Павлова попросила всех уйти из комнаты, с ней осталась только служанка. Балерина кивнула девушке на платье, которое купила недавно у модного парижского кутюрье, и сказала: «Лучше бы я потратила эти деньги на моих детей». Детей у Павловой никогда не было, она говорила о русских девочках-сиротах, которых давно взяла на содержание. Женский приют она организовала в Сен-Клу, поселив детей в особняке. С тех пор большая часть ее заработков шла на то, чтобы дать девочкам не просто кров и еду, но и образование. Она также заботилась, чтобы каждая из ее воспитанниц могла после выхода из приюта получить достойную работу.

Когда 23 января стало известно о смерти Анны Павловой, в лондонском театре «Аполлон» во время представления решили почтить ее честь. В зале выключили свет, и луч прожектора в темноте под музыку Сен-Санса прочертил тот путь, что балерина проделывала в своей миниатюре «Умирающий лебедь». Весь зал молча встал - весь мир уже знал о смерти великой балерины.

Завет

«Если вы преследуете одну и ту же цель, вы обязательно откроете тайну успеха».


Документальный фильм памяти Анны Павловой из цикла «Жизнь и легенды»

Соболезнования

«Если мы посмотрим ее знаменитую запись „Умирающего лебедя“, то можем, конечно, заметить, что сейчас балерины более техничны, быть может, даже более красивы, выглядят по-другому… Но вот того трепета, который был присущ Анне Павловой, я думаю, сегодня нет ни у одной балерины. Даже из числа самых великих и знаменитых. Ей удалось передать и эпоху, и какое-то одухотворенное внутреннее состояние в своем танце. И я уверена, что любая балерина, посмотрев сегодня ее записи и сравнив со своим танцем, поймет, что все же чего-то не хватает. А это „что-то“ — нечто неуловимое, какая-то внутренняя сила, которая была присуща только этой балерине. Так что, несмотря на весь прогресс, есть что-то необъяснимое в танце людей прошлого, чего нам, к сожалению, возможно, уже не обрести…»
Евгения Образцова, балерина

«Искусство Анны Павловой рождалось и умирало вместе с ней — чтобы танцевать, как Павлова, нужно было быть Павловой».
Андрей Левинсон, балетный критик

«Павлова сумела поднять живой танец на высоту, куда обычно воспаряет только дух».
Марина Цветаева, поэтесса

Будущая балерина родилась 12 февраля 1881 года в деревне Лигово под Петербургом в семье швеи(которой приходилось подрабатывать прачкой) Любови Павловой. Родилась недоношенной и выжила чудом. Официального отца — отставного солдата Преображенского полка Матвея Павлова — Аня не помнила.

Богатое детство бедной девочки

Молва считала ее настоящим отцом Лазаря Полякова, банкира и младшего брата российского« железнодорожного короля» Самуила Полякова. Возможно, это просто легенда. Но она, во всяком случае, объясняет некоторые неувязки между бедным детством солдатской дочки и снятой для Аниной бабушки двухэтажной дачей в Лигове — аристократическом предместье Северной столицы, куда на лето съезжались театральная богема и тогдашние нувориши. Да и частое посещение Мариинки и обучение в столичной Императорской балетной школе тоже стоили денег. И немалых.

В балет со второго раза

Впрочем, в балетную школу болезненную девочку приняли только со второго захода. То, что она станет танцовщицей, Аня знала с восьми лет, едва побывав с матерью на балете в Мариинке. Тогда она заявила: «Я буду танцевать Спящую Красавицу в этом театре!» Однако первая попытка поступления в школу закончилась провалом. Вторая попытка тоже чуть было не сорвалась. Судьбу Ани решил председатель приемной комиссии — знаменитый балетмейстер Мариус Петипа. Посмотрев танцевальный номер Ани Павловой, седоусый мэтр вынес вердикт: «Пушинка на ветру — она будет летать на сцене».

Популярное

Нескладная Павлова по прозвищу Швабра

В училище поддерживалась дисциплина, которой позавидовала бы и казарма! Подъем в восемь, обливания холодной водой, молитва, завтрак, а затем восемь часов изнурительных занятий у балетного станка, прерываемых лишь вторым завтраком(кофе с сухариками), обедом, не утолявшим голода, да ежедневной часовой прогулкой на свежем воздухе. В половине десятого вечера ученицы были обязаны находиться в своих постелях. Плюс конкуренция, ревность, интриги.

Анне с ее странной осанкой и слабым здоровьем изрядно доставалось от ее гибких, фигуристых подруг — одно прозвище Швабра чего стоило!

В технике танца Анна уступала многим балеринам, в том числе прежним выпускницам той же школы — звездам русского балета Матильде Кшесинской, Тамаре Карсавиной и Ольге Преображенской. Она не могла« прокрутить» все 32 фуэте, как это делала Кшесинская. Но зато хрупкой и воздушной Павловой не было конкуренции по части артистизма и балетной импровизации. Она не работала, а танцевала — самозабвенно и вдохновенно.

Это произвело впечатление на строгих экзаменаторов во время выпускного спектакля. Он состоялся весной 1899 года и стал для Павловой одновременно и дебютом в качестве« корифейки» — так тогда называли танцовщиц, зачисленных в труппу императорского театра.

Триумф корифейки

Карьера Анны развивалась стремительно. Она быстро перешла из кордебалета на роли второй солистки, а начиная с тревожного и смутного 1905-го стала именоваться балериной. Сбылось пророчество опытного Петипа — теперь уже все столичные газеты не жалели превосходных эпитетов в адрес восходящей звезды, отмечая, что с появлением Павловой на сцене русский балет обрел новое дыхание.

Единственная любовь Анны Павловой

К счастью для Анны, ее первый покровитель оказался первой же и единственной любовью на всю жизнь. Сын обрусевшего французского эмигранта Виктор Дандре был красив, богат, отличался изысканными манерами. Сначала он протежировал начинающей балерине из спортивного азарта. Он снял для Анны роскошную квартиру и устроил в ней зал для танцкласса, которым в то время не могла похвастать ни одна начинающая актриса. Никаких серьезных намерений в отношении Павловой он не выказывал, но настаивал на том, что она должна стать звездой первой величины. А потом ни к чему не обязывающая связь обернулась для Дандре самой настоящей любовью. И одновременно главным делом жизни! Потому что если и существовал тогда, на самой заре« шоу-бизнеса», сверхуспешный международный арт-проект под названием Anna Pavlova, то раскрутил его не кто иной, как постоянный импресарио балерины Виктор Дандре.

Сергей Дягилев и его сезоны

В 1909 году покровитель балерины познакомил свою протеже и возлюбленную со знаменитым театральным антрепренером Сергеем Дягилевым, организатором триумфальных Русских сезонов в Париже. Дягилев сразу же предложил Анне танцевать в его постановках, а Дандре обязался купить для будущей примы теперь уже парижской сцены сногсшибательные туалеты. Он от своего слова не отступил, но в результате этих и прочих трат влез в долги, которые привели незадачливого спонсора в долговую тюрьму. Ходили слухи, что кроме трат за Виктором числились и растраты казенных средств…

«Подходящий муж для жены — то же, что музыка для танца»

Как бы то ни было, у вчерашнего преуспевающего чиновника, денди и мецената не оказалось под рукой денег, чтобы внести залог. И пока длился изнурительный процесс, занявший целый год, Анна уехала в Париж одна…

Анна Павлова спасает любимого

Злые языки, конечно, не преминули прокомментировать ее отъезд: все ясно, любовь к покровителю улетучилась вместе с его деньгами! Анна не стала оправдываться. Но сразу же после триумфа в Париже подписала очень выгодный, кабальный договор с известным лондонским театральным агентством, а полученный за будущие гастроли аванс тотчас отослала Виктору. В Париже Анна и Виктор тайно обвенчались.

Тайное замужество и семейные гастроли

В 1912 году Анна и Дандре организовали собственную труппу, которая два десятилетия колесила по странам и континентам, увеличивая армию поклонников балерины. Тайные супруги арендовали в Лондоне усадьбу Айви-Хаус с небольшим парком, когда-то принадлежавшую знаменитому художнику, английскому предтече импрессионизма Уильяму Тернеру. Сердце Анны всецело принадлежало балету и Дандре. Она всю жизнь любила его одного и неоднократно повторяла: «Подходящий муж для жены — то же, что музыка для танца».

Балет в сарае, под дождем и на цирковой арене

Природного таланта Павловой было не занимать, а ее работоспособность, доходившая до самоистязания, поражала всех. Выполняя тот самый кабальный контракт, балерина за неполные десять лет объехала более двадцати стран, выступая порой в самых неподходящих для балета местах — на открытой сцене под проливным дождем, на цирковой арене, в сарае на спешно сколоченных досках, в варьете после чечеточников и дрессированных обезьян. Русская звезда с одинаковой самоотдачей выступала на лучших театральных сценах и перед школьниками из американского захолустья, перед мексиканскими пастухами и австралийскими рабочими-старателями.

Тюльпаны и десерт в честь великой балерины

Мексиканские мачо бросали к ее ногам сомбреро, индусы осыпали цветами лотоса, а нордически сдержанные шведы во время первых зарубежных гастролей в 1907 году молча, чтобы не потревожить покоя актрисы, провожали ее карету до самой гостиницы. Испанский король на протяжении многих лет посылал букеты к каждому ее выступлению — вне зависимости от того, где она в тот момент выступала. В Голландии в ее честь вывели особый сорт тюльпанов — Anna Pavlova. А в Австралии придумали изысканное лакомство — воздушный десерт из безе, взбитых сливок и диких ягод, названный Pavlova(с ударением на букву« о»).

«Если у меня нет времени жить, то уж умирать я должна на ногах»

Ей не привыкать было выходить на сцену с температурой, растянутыми связками, а однажды во время гастролей в США балерина исполнила свою партию даже со сломанной ногой! В газетах писали, что Павлова изнашивает в год по две тысячи пар балетных туфель.


Умирающий лебедь, который не жалел себя

Венцом карьеры Анны Павловой остался тот самый« Умирающий лебедь», созданный в Петербурге хореографом Михаилом Фокиным на музыку Сен-Санса. Название танцевального номера, увы, оказалось пророческим. Анну много раз убеждали взять отпуск, отдохнуть. Балерина лишь вяло отбивалась. «Если у меня нет времени жить, то уж умирать я должна на ходу, на ногах», — как-то обронила она.

Это было сказано осенью 1930 года. В январе ее ждали гастроли в Гааге, но по дороге в Голландию балерину просквозило в поезде, она слегла. Врачи поставили диагноз: грипп. В те времена, когда еще не было доступных и эффективных антибиотиков, такой приговор должен был подготовить к любому исходу… К тому же Павлова отказалась принимать и те лекарства, что прописал врач. В результате началось воспаление легких, перешедшее в плеврит. Спустя 3 дня балерина умерла, не дожив 8 дней до 50-летия.

Легенда о смерти Анны Павловой

Из книги в книгу кочует легенда о том, что за несколько часов до кончины Анна Павлова пришла в себя, приподнялась в постели, перекрестилась и попросила: «Приготовьте мой костюм Лебедя!» Такие красивые легенды сопровождали ее всю жизнь — не оставили они Павлову и в последние минуты.
Но точно известно, что гостиничный номер в Гааге, где скончалась русская актриса, дирекция никогда больше никому не сдавала. А в городском театре еще много лет в годовщину смерти Павловой шел странный спектакль: поднимался занавес, звучала музыка Сен-Санса, а по пустой сцене двигался, следуя за движениями невидимой танцовщицы, лишь одинокий луч прожектора. Публика в эти дни наблюдала за танцем-фантомом стоя и в полном молчании.

Сорин Савелий Абрамович (1887-1953) Анна Павлова.

Имя Павловой ещё при жизни балерины стало легендарным. Её гонорары были самыми высокими в балете тех лет. Ей подражали, ею восторгались, в честь потрясающей балерины короли уст­раивали приемы, а конди­теры называли торты ее именем. О ней писали, её рисовали, ей посвящали стихи, а лучший балетный критик Андрей Левинсон говорил об Анне: «Её искусство рождалось и умирало вместе с ней – чтобы танцевать, как Павлова, нужно было быть Павловой!».

Гениальный английский комик Чарли Чаплин, всю жизнь мечтал сделать ей предложение. Впервые они встретились на банкете, устроенном в честь Анны Павловой. Чаплин, обращаясь к танцовщице, сказал, что английский язык не может передать те чувства, которые он к ней испытывает, и выразить то величие, которое являет собой Павлова. Поэтому он намерен говорить по-китайски. С этими словами Чаплин, имитируя китайскую речь, войдя в раж, поцеловал руку Павловой. Так и завязалась их дружба. Позже Чарли Чаплин выступал в роли консультанта Анны Павловой при записи ее номеров на кинопленку.

Встречаясь, они снимали ресторан на двоих, и Чаплин, шутя, учил балерину танцевать, а она его – носить тросточку.

«Мы похожи с вами, Анна! – сказал Чаплин в первую их встречу в Америке. – Я – бродяга, вы – сильфида. Кому мы нужны? Вот нас и гонят…»


Чарли Чаплин и Анна Павлова, 1922 год.

Рассказывать об Анне Павловой очень трудно. События ее личной жизни, то, что происходило вне сцены, ее собственная человеческая судьба, особенности характера – они все исчезают в том, что происходило на сцене. Если очень точно рассказывать ее биографию, то надо будет очень точно перечислять роли и названия городов, где она гастролировала. За 22 года гастролей Павлова дала около 9000 спектаклей, проехала на поезде более 500 000 километров, и был период, когда итальянский обувной мастер Ромео Нинолини изготовил для нее 2 000 балетных туфель в год. Её рекордное турне по городам, где о балете никогда не слышали и по всему миру до сих пор никем не побиты.

Она родилась, чтобы танцевать, а когда исчезла физическая возможность танцевать, она просто исчезла, умерла. И абсолютно искренне можно сказать, что все, кроме сцены, все, кроме ее творчества, кроме танца, для Павловой было второстепенным. В отличие от большинства успешных балерин 19 века, которые проживали свою жизнь напоказ и предавали гласности все, что происходило с ними, Анна Павлова тщательно скрывала свою жизнь. У нее очень любили брать интервью, но все ее высказывания касались балета, и были крайне неэмоциональны, когда задавали вопросы о ее привязанностях, о ее вкусах помимо музыки или танца. Какая она была – представить себе почти невозможно, настолько скрытная это женщина, и даже из книги, написанной ее мужем ничего нельзя понять о ней. Сегодня кажется, что даже ее происхождение и рождение окутаны тайной, неизвестны.

По официальным метрикам, Анна Павлова родилась в лазарете лейб-гвардии Преображенского полка в Санкт-Петербурге. Девочка родилась раньше срока, хрупкая, болезненная, и первые годы жизни она провела в деревне, в доме своей бабушки, это маленькая деревня под Петербургом – Лигово.

В метрической книге она записана как дочь рядового солдата из крестьян Тверской губернии Матвея Павловича Павлова и его законной жены, прачки Любови Федоровны Павловой. Кто он такой, Матвей Павлов, отец великой балерины, никто не знает. Был ли он, или этот брак был формальным – во всяком случае, уже через несколько лет мать Анны Павловой имеет второго мужа и отдельный паспорт, что в России было чрезвычайно трудно для женщины ее положения.

Кто был настоящим отцом балерины, доподлинно неизвестно. По утверждениям нескольких современников, в том числе двух её единокровных братьев, отцом Анны Павловой являлся один из крупнейших московских банкиров, землевладелец Лазарь Поляков. Балерина скрывала своё происхождение до самой смерти.

Анна Павлова вспоминает, как мама повела ее в Мариинский театр, и она увидела балет «Спящая красавица», что тоже странно – мама работала прачкой, купить два билета в Мариинский театр – это очень дорого и очень трудно. В общем, получается, что богатый папа был. Тем не менее, вот этот поход – неважно, кто был папа – решил судьбу маленькой девочки, и она мечтала стать балериной.

Балет произвел настолько сильное впечатление на Павлову, что, от природы застенчивая и мягкая, она впервые высказала свою твердую волю избрать карьеру балетной танцовщицы. «Я буду танцевать, как Принцесса Аврора», – твердо заявила маме девочка, возвратившись домой.

Первый раз ее приводят в училище слишком маленькой, ее не принимают, и когда ей исполнилось восемь лет, в 1891 году Анну Павлову приняли в Петербургское театральное училище.

Из воспоминаний Анны Павловой:

«Помню, когда я была еще в младшем классе в училище, приехал Государь Император Александр Третий с Императрицей Марией Федоровной и Великими князьями. Мы, воспитанницы, танцевали балет на нашей маленькой сцене. После балета нас всех пригласили в аудиторию, где была царская семья, и Государь посадил к себе на колени мою маленькую подругу. Я расплакалась. Меня стали спрашивать, о чем я плачу. Я тоже хочу, чтобы Государь посадил меня к себе на колени – отвечала я, обливаясь слезами. Чтобы утешить меня, Великий князь Владимир Александрович взял меня на руки, но я не удовлетворилась этим. Я хочу, чтобы Государь поцеловал меня.»

Все посмеялись. Он ее не поцеловал. Это желание быть первой, быть лучшей, привлечь к себе внимание – необходимое свойство будущей звезды. Если уж целоваться, то с Императором, или вообще не надо.

Она была хрупкая девочка, ей не всегда доставало сил преодолеть трудности обучения, у нее физически организм не выдерживал этой нагрузки. Но ее хрупкость соединялась с упрямой силой воли.


Пуанты Анны Павловой

Училище окончила в 1899 году, сразу же принята на исключительное положение в театре. Пока не проявился драматический талант Анны Павловой, критика постоянно упрекает ее в несовершенстве техники на сцене. Если сначала читать рецензии на первые спектакли Анны Павловой, то там пишется, что она мало заботится о правильности постановки ног, что у нее романтический беспорядок в движении рук. А затем очень быстро интонации меняются, и все технические погрешности танца Анны Павловой называются ее стилем. Пишется, что у Павловой есть нечто свое в танцах, что и выделяет ее из числа прочих солистов.

Она протанцевала на сцене Мариинского театра 10 лет. В балетах академического репертуара, которые шли на сцене этого театра не везде встречалась возможность выразить нечто психологически глубокое и значимое. И у Павловой была масса проходных, необязательных для нее партий. Две ее партии сделали эту балерину великой для российского зрителя – это Никия и Жизель.

Удивительно для балерины, до Павловой никто так не относился к балетным партиям. Она высказалась о «Баядерке» так: «Я хочу показать целый ряд переживаний, переходов от одного чувства к другому.»

В России, кроме классического репертуара, она сотрудничала со своим другом, школьным приятелем, балетмейстером Михаилом Фокиным. Фокин сначала видел в Анне Павловой, а не в Карсавиной идеальную исполнительницу своих балетов.

В 1907 году он поставил для нее концертный номер «Лебедь» на музыку Сен-Санса. Этот номер сопровождал ее всю жизнь, образ лебедя стал ее любимым, и последние слова перед смертью Анна Павлова говорила: «Подайте мой костюм лебедя».

В 1910 году Павлова переходит на положение гастролерши, она подает заявление об увольнении из театра и заключает контракт на отдельные спектакли. Но в то же время решается и ее частная жизнь, она выходит замуж за Виктора Дандре. Виктор Дандре был поклонником ее таланта, посещал все спектакли, был членом Государственной Думы, очень крупным чиновником. Он был в одной компании, курирующей постройку одного из крупнейших мостов в Санкт-Петербурге – Охтинского моста. Был обвинен в растрате казенных денег, на него был заведен уголовный процесс, и Дандре сидел в тюрьме. Выпущен он был под очень большой залог с запрещением выезда из России. Деньги за залог внесла Анна Павлова, и, невзирая на запрет на выезд, Дандре выехал из России и обосновался в Англии, стал импрессарио Анны Павловой. И получается, что поскольку она стала супругой человека, въезд которому в Россию был запрещен, то и ей стало это стало весьма затруднительно, и ее уход из театра очевидно, все-таки продиктован семейными обстоятельствами.

Дирекция всячески пыталась удержать ее в театре, и ей были предложены такие условия, которые не мешали Павловой содержать свою труппу и гастролировать по всему миру, она уже чувствовала себя актрисой мира, и ей мало было этой сцены. Два сезона Анна Павлова выступала в труппе Дягилева. Но ей было тесно в этом сообществе. Она была солисткой, одиночкой, и общее творчество было ей не нужно.

Anna Pavlova, 1913, Цветное фото: klimbim.art

Последний раз в России она выступила в 1913 году, и покинула страну, больше никогда не возвращаясь, когда ей было 33 года. Необходимость постоянной смены репертуара – она переезжала с одной площадки на другую – привела к тому, что Анна Павлова сама стала ставить себе номера, подгоняя музыку под свои возможности. И половина репертуара – это номера, поставленные Новиковым и самой Анной Павловой, и переделанные из старых ролей.

Неся такую фантастическую нагрузку, переезжая с одного места на другое, Анна Павлова, никогда не болела. Сам танец, очевидно, давал ей силы и восстанавливал ее. Она упрямо не замечала, что стареет, что силы уже не те. Очень жестоко описывает в своих воспоминаниях французский балетмейстер и танцор Серж Лифарь: «Я так боготворил Вас, и мне так нравились Ваши танцы, что я готов убить сегодняшнюю Анну Павлову, чтобы она не затмевала тот возвышенный, совершенный образ.» Она все равно продолжала танцевать.

Хочется еще добавить, что в каждой стране, куда приезжала Анна Павлова, она изучала национальные танцы и включала их в свой репертуар. У нее были японские, индийские танцы, африканские танцы.

Она умерла во время гастролей, простудилась, проболела всего пять дней. Просто исчезла.

Личная жизнь Анны Павловой

Личная жизнь балерины складывалась непросто. Впрочем, Анна Павлова считала это естественным:

«Теперь я хочу ответить на вопрос, который мне часто предлагают: почему я не выхожу замуж. Ответ очень простой. Истинная артистка подобно монахине, не вправе вести жизнь, желанную для большинства женщин. Она не может обременять себя заботами о семье и о хозяйстве и не должна требовать от жизни тихого семейного счастья, которое дается большинству. Я вижу, что жизнь моя представляет собой единое целое. Преследовать безостановочно одну и ту же цель - в этом тайна успеха. А что такое успех? Мне кажется, он не в аплодисментах толпы, а скорее в том удовлетворении, которое получаешь от приближения к совершенству. Когда-то я думала, что успех - это счастье. Я ошибалась. Счастье - мотылек, который чарует на миг и улетает».

Павлова связала свою жизнь с Виктором Дандре. Человеком весьма противоречивым. Дандре - горный инженер, в 1910 году был обвинен властями Петербурга в растрате средств, выделенных на строительство Охтинского моста. Анне Павловой пришлось поспешить ему на выручку и заплатить немалую сумму, чтобы его освободить. Несмотря на подписку о невыезде, Дандре после этого бежал из России и многие годы жил без паспорта.

Вместе с тем Дандре был одним из самых способных импресарио своего времени, который впервые понял могущество прессы. Он постоянно устраивал пресс-конференции, приглашал фоторепортеров и газетчиков на выступления Павловой, давал многочисленные интервью, связанные с ее жизнью и творчеством. Например, прекрасно обыгрывал сюжеты, навеянные романтическим образом «Лебедя». Сохранилось множество фотографий, запечатлевших Анну Павлову на берегу озера, по зеркальной глади которого скользят прекрасные белоснежные птицы. Такой водоем был и в ее поместье «Айви-хаус» в Англии. Там действительно жили лебеди, а один из них по кличке Джек был любимцем Анны Павловой. Он не забывал свою хозяйку, когда та была в длительных поездках. Широко известна фотография Анны с лебедем на коленях, его голова доверчиво лежит у нее на плече. Фото выполнено известным фотографом Лафайеттом, которого Дандре специально пригласил на съемки.

Но именно Дандре и старался выжать все возможное из мировой славы балерины, организуя бесконечные и весьма напряженные гастроли, не щадя ее здоровья. В конечном счете непосильная нагрузка и привела, видимо, к ее безвременной кончине…


Анна Павлова и Энрико Чекетти — великий итальянский артист балета, балетмейстер и педагог.
Последние дни жизни Анны Павловой

17 января 1931 года знаменитая балерина прибыла на гастроли в Нидерланды, где ее хорошо знали и любили. В честь «русского Лебедя, голландцы, славящиеся своими цветами, вывели особый сорт белоснежных тюльпанов и назвали их «Анна Павлова». До сих пор на выставках цветов можно полюбоваться их изысканной красотой. С большим букетом этих цветов Анну встречал на вокзале голландский импресарио Эрнст Краусс. Но балерина чувствовала себя плохо и сразу направилась в «Отель дез Энд», где ей был отведен «Японский салон» со спальней, который впоследствии и получил название «Салон Анны Павловой». Судя по всему, артистка сильно простудилась во время поездки поездом по зимней Франции. Более того, как выяснилось, ночной поезд, которым она ехала из Англии в Париж, столкнулся с грузовым составом. Упавший кофр сильно ударил ее по ребрам. Только близким подругам Анна рассказала об этом происшествии, хотя на боль жаловалась многим.

В гостиницу был срочно вызван врач, который обнаружил у балерины острый плеврит. Королева Нидерландов Вильгельмина прислала Павловой личного врача де Йонга. Осмотрев ее, он пришел к следующему заключению:

«Мадам, у вас плеврит. Необходима операция. Я посоветовал бы удалить одно ребро, чтобы было легче отсосать жидкость». В ответ на это Дандре воскликнул: «Как же так! Ведь она же не сможет завтра танцевать!».

Действительно, по всей Гааге были расклеены афиши, извещавшие, что «19 января состоится последнее в Нидерландах выступление величайшей балерины нашего времени Анны Павловой с ее большим балетом». Затем предстояло длительное турне по Северной и Латинской Америке, Дальнему Востоку. Но этому не суждено было сбыться.

Дандре решил пригласить другого врача. Телеграммой был срочно вызван из Парижа врач Залевский, который раньше уже лечил Анну. А балерине становилось все хуже.

Видимо, тогда и родилась легенда об «умирающем лебеде», которую приводит в своих мемуарах Виктор Дандре. Анна Павлова, уверяет мемуарист, любой ценой хотела еще раз выйти на сцену. «Принесите мне мой костюм лебедя», - сказала она. Это якобы были ее последние слова…

Однако действительность была куда более прозаичной и трагичной. Об этом рассказывали служанка Анны Павловой Маргерит Летьенн, врачи, бывшие у ее постели. Они вспоминают, что балерина пригласила к себе некоторых участниц своей труппы и давала им указания, считая, что, несмотря на ее болезнь, спектакли должны состояться, особенно в Бельгии для нужд Красного Креста. Потом ей стало хуже. Все, кроме служанки, удалились из комнаты. Анна, кивнув на дорогое платье, недавно купленное в Париже у известного кутюрье, сказала Маргерит: «Лучше бы я потратила эти деньги на моих детей». Она имела в виду детей-сирот, которые уже давно жили на ее средства в одном из особняков. После этого больная впала в кому.

Прибывший Залевский с помощью дренажной трубки попытался еще откачать жидкость из плевры и легких, но все было напрасно. Анна больше не приходила в сознание. Полагают, что в ночь с 22 на 23 января 1931 года она умерла от острого заражения крови, занесенного недостаточно хорошо продезинфицированной дренажной трубкой…

После смерти Павловой

Русская колония в Париже хотела, чтобы Павлову похоронили на кладбище Пер-Лашез, где ей можно было бы поставить прекрасный памятник. Но Дандре высказался за то, чтобы Анну кремировали. Во время гастролей в Индии она была зачарована индийскими погребальными церемониями, во время которых тело усопшего сжигается на погребальном костре. Она заметила близким, что хотела бы, чтобы ее кремировали. «Так позже будет легче возвратить мой прах в дорогую Россию», - будто бы сказала она. Дандре обсудил этот вопрос с импресарио Крауссом, и они решили посоветоваться с главой русской православной церкви в Гааге священником Розановым, ведь по церковным канонам полагаются только похороны на кладбище. Учитывая ситуацию, священник не возражал против кремации…

Виктор Дандре, несмотря на все его уверения, не был официальным мужем Анны Павловой, хотя об этом говорится в его завещании и урна с его прахом установлена рядом с урной Анны. Сама она никогда и называла его своим мужем, у них не было общего банковского счета. После смерти Анны Дандре заявил было свои претензии на «Аини хаус». Когда же мать балерины, отвергая эти посягательства, подала на него в суд, Дандре не смог предъявить никаких свидетельств о браке, ни свадебных фотографий, ссылаясь на то, что документы не сохранились после революции в России.

Адвокат напомнил тогда, что ранее он говорил о заключении брака с Павловой в Америке. Но и здесь Дандре не смог представить документов и даже назвать место свадьбы. Процесс он проиграл, и ему пришлось покинуть «Айви-хаус».

Был ли Дандре мужем Анны Павловой или нет, но в его завещании текст которого приводится в книге, говорится: «Я поручаю моим поверенным купить ниши 5791 и 3797 в крематории «Гоулдерс Грин» в качестве места для урн, содержащих мой прах и прах моей любимой жены Анны, известной как Анна Павлова. Я даю полномочия моим поверенным дать согласие на перенос праха моей жены и, если они сочтут возможным, также и моего праха в Россию, если когда-нибудь русское правительство или правительство любой крупной российской провинции будет добиваться переноса и даст моим поверенным удовлетворительные заверения в том, что прах Анны Павловой получит должные честь и уважение».

Павлова уникальна. Она не имела громких званий, не оставила ни последователей, ни школы. После ее смерти была распущена ее труппа, распродано имущество. Осталась только память о великой русской балерине Анне Павловой, именем которой названы призы и международные премии.

Один из выдающихся британских хореографов – сэр Фредерик Аштон – решил посвятить свою жизнь балету после того, как подростком увидел выступление Павловой в Эквадоре. Позднее он был свидетелем ее триумфальных выступлений на сцене Ковент Гардена. В преклонном возрасте сэр Аштон вспоминал о Павловой:

«На ней всегда бы­ла белая шубка, контрасти­рующая с ее черными волоса­ми. Она выглядела великолеп­но! И ее танец был невероят­ным! Гибкость рук, ве­лико­леп­ные ноги! У нее была пот­рясающая скорость, ко­то­рую нынче редко встретишь в танце. Она была грациозна в жизни и на сцене! Она была самой выдающейся театральной личностью из всех, кого я знал!»

Факты об Анне Павловой

1. Туфли

Анне Павловне было трудно подобрать обычные туфли, поэтому она всегда возила с собой чемоданчик на 36 пар. Та же проблема была и с балетной обувью. Анна Павлова предпочитала заказывать ее у известного итальянского мастера Ромео Николини. Балерина очень внимательно относилась к балетной обуви, ведь от ее качества и удобства зависело, насколько удастся тот или иной пируэт. Часто туфли приходилось переделывать. Однажды Николини даже сказал: «Да, это большая честь, что Анна Павлова моя заказчица. Но если бы у меня было две Павловых, я бы погиб».

2. Павлова и Дягилев

Многие уверены, что именно Дягилев открыл Павлову миру. Но это не так. Анна Павлова уже танцевала в Швеции, Дании и Германии еще за год до возникновения «Русских сезонов». Более того, именно Павлова предложила Дягилеву включить в оперный сезон и балет (первые «Русские сезоны» были исключительно оперными). Дягилев изначально не верил в то, что европейцам, а тем более парижанам, понравится русский балет, и долго не соглашался, но через какое-то время все же решился попробовать включить балет в «Сезоны». Стоит отметить, что тогда условием показа русского балета в Париже был приезд Анны Павловой в составе труппы Дягилева.


Анна Павлова во время австралийского тура, 1926 год.

3. Благотворительность

Во время Первой мировой войны везде, куда приезжала Анна Павлова, устраивались спектакли в пользу Красного Креста. По окончании же войны балерина давала концерты в «Метрополитен-опера» и на всю выручку отсылала посылки с продуктами в Петербургское и Московское училище.

В Париже Анна Павлова решила устроить приют для русских детей, оставшихся сиротами, — так появился женский приют в Сен-Клу. Анна Павлова была озабочена не только тем, чтобы девочки имели кров, но и получили образование, практическую подготовку к жизни, а по выходе из приюта – работу. Поэтому все воспитанницы учились или в русской гимназии, или во французских колледжах, и каждой предоставлялась свобода выбора специальности.

4. Любимый лебедь

Анна Павловна любила животных и птиц. Главным ее любимцем был лебедь Джон (в разных источниках разные имена: Джек, Жак), которого помог приручить Анне Павловне некий господин, которого впоследствии прозвали «лебединым профессором». Джон, не подпускал к се­бе никого, кроме хозяйки, и ходил за Анной по пятам, как собака. Балерина же, совершенствуя свой танец, училась у своего любимца лебединым движениям. Хорошо известна фотография, где Джон обнимает своей шеей шею Анны.

5. Память о балерине в Лондоне

Англичане бережно хранят память о великой русской ба­лерине. В Музее Лондона хранится платье, в котором Анна Павлова танцевала. Стены старинного английского паба «The Gate» в районе Барнет, как и витрины Royal Opera House, украшают фотографии Анны Павловой. Ivy House устраивает выставки, посвя­щен­ные ее жизни и творче­ст­ву. И маленькая зо­лотая бале­рина в районе станции «Вик­то­рия» все танцует и танцует для нас – второе столетие, в любую погоду! Лон­дон стал любимым местом и уютным домом для Анны Пав­ловой. Здесь она нашла свои душевный покой и счастье.

6. Стиль «а ля Павлова»

Как любая женщина, Анна Павлова очень любила мир моды. Она часто и с большой охотой позировала для фотографов известных домов моды Англии, Берлина и Парижа. Так, в 1926 году в Париже она снялась в панбархатном манто, отороченным соболями для обложки модного журнала L’officiel. Анна придумала и свой стиль одежды – многослойные тонкие покрывала, которыми она с легкой небрежностью обматывала своё стройное тело. Этот стиль одежды «а ля Павлова» стал очень популярен, Анне хотели подражать. Именно благодаря ей в моду вошли драпированные в испанской манере манильские шали с кистями и шляпки.


Anna Pavlova, 1913, Цветное фото:

Анна Павловна Павлова (Матвеевна) (1881-1931), русская балерина. С 1899 в Мариинском театре, в 1909 участвовала в Русских сезонах (Париж), с 1910 гастролировала с собственной труппой во многих странах мира (1913-1914 в России). Утверждала за рубежом традиции русской танцевальной школы. Выступала в главных партиях классического репертуара; прославилась в хореографическом этюде «Умирающий лебедь» на музыку К. Сен-Санса.

Анна Павловна Павлова (по другим источникам, Матвеевна) , русская балерина, с которой начался классический балет 20 века; педагог, постановщик, продюсер. Знак зодиака - Водолей.

Истинная артистка должна жертвовать собой своему искусству.
Подобно монахине, она не вправе вести жизнь,
желанную для большинства женщин.

Павлова Анна Павловна

Первые шаги в балете

Анна Павлова родилась в семье солдата и прачки (по другим источникам, внебрачная дочь еврейского банкира). В пятилетнем возрасте Павлова увидела в Мариинском театре балет «Спящая красавица», который и решил ее судьбу. В 1891 поступила на балетное отделение Петербургского театрального училища, где занималась у Е. О. Вазем, П. А. Гердта. В 1899, по окончании училища, была принята в труппу кордебалета Императорского балета Мариинского театра.

Высокая, стройная, с удлиненными по форме руками и ногами с высоким подъемом, в юности Анна Павлова не владела виртуозной техникой, не обладала «стальным носком». Чтобы исполнять партии, созданные М. И. Петипа для итальянских виртуозок, Павлова занималась частным образом с Э. Чекетти в Петербурге и с К. Беретта в Милане. В 1906 стала балериной, хотя и до того исполняла балеринские партии - Никию в «Баядерке» (1902), Жизель (1903), Пахиту и Медору в «Корсаре» (1904), Китри в «Дон Кихоте» (1905). В то же время воздушная, «сильфидная» Павлова благодаря природному темпераменту с огромным успехом танцевала испанские и демихарактерные партии классического репертуара (уличная танцовщица в «Дон Кихоте», панадерос в «Раймонде»).

Красота не терпит дилетантства.

Павлова Анна Павловна

Содружество с Фокиным

Индивидуальность балерины, стиль ее танца, парящий прыжок натолкнули ее партнера, будущего знаменитого хореографа Михаила Михайловича Фокина на создание «Шопенианы» на музыку Фридерика Шопена (1907). Это - стилизации в духе изящной ожившей гравюры эпохи романтизма. В этом балете она танцевала мазурку и Седьмой вальс с Вацлавом Нижинским (Юноша). Летящий арабеск Павловой художник Валентин Александрович Серов увековечил на афише к первым «Русским сезонам » в Париже (1909).

Анна Павлова была не только прекрасной актрисой психологического театра, предложившей новое прочтение классических партий балетов 19 в., но и неоромантической балериной, тонко чувствующей стилистические особенности каждой постановки. Для нее Фокин сочинил знаменитого «Умирающего лебедя» на музыку К. Сен-Санса. Она танцевала в его «Павильоне Армиды» Н. Н. Черепнина, в «Египетских ночах» (оба 1907). Не помышляя о новаторстве и низвержении эстетики прошлого, одним своим обликом, манерой танца она реформировала балет, изменила отношение к нему во всем мире.

Когда ребенком я бродила среди сосен, я думала, что успех - это счастье.Я ошибалась.Счастье - это мотылек, который чарует на миг и улетеет.

Павлова Анна Павловна

Эгоцентричная, очень трудоспособная, несмотря на внешнюю ранимость, предприимчивая - после триумфов в Париже в 1910 Анна Павлова во главе собственной труппы отправилась в кругосветное балетное турне, выступая в самых отдаленных уголках мира с такими великолепными партнерами-москвичами, как М. М. Мордкин (с которым Павлова находилась в интимных отношениях несколько лет) и Л. Л. Новиков. Продюсером и администратором труппы стал ее муж В. Дандре (в течение некоторого времени они скрывали свои матримониальные отношения). В труппе танцевали не только русские исполнители.

В последние годы

В 1912 Анна Павлова, осев в Англии, купила дом «Айви-Хауз» (в Хэмпстеде, в одном из районов Лондона), где проводила короткий отпуск. Она обожала зверей, птиц, цветы, которых всегда было много в ее доме. В своей студии балерина начала обучать английских детей балетному искусству, в дальнейшем они вошли в состав ее труппы (своих детей у нее не было). Тоскуя по большим классическим спектаклям императорской сцены, во время бесконечных гастролей она была вынуждена танцевать миниатюры или небольшие балеты, которые для нее сочинял или возобновлял балетмейстер Н. И. Хлюстин («Коппелия», «Тщетная предосторожность», «Фрески Аджанты», «Фея кукол», «Гавот», русский танец и др.), Павлова поставила для себя ряд импрессионистических бесхитростных номеров, которые производили огромное впечатление только в ее проникновенном и элегантном исполнении («Калифорнийский мак», «Хризантема», «Осенние листья», «Японская бабочка», «Умирающая роза» и др.). Многие миниатюры Анны Павловой были созданы под воздействием танцев народов мира, которыми она интересовалась во время многочисленных путешествий. Эта хрупкая на вид женщина была неутомима. Она снималась в кино, в частности, сыграла Фенеллу в немом фильме «Немая из Портиччи» (1930). Раритетной является кинозапись, запечатлевшая Павлову в «Умирающем лебеде». Это был самый любимый ее номер. «Приготовьте мой костюм Лебедя» - сказала она перед смертью, пытаясь перекреститься, словно перед выходом на сцену. Символично, что она ушла из жизни в 50 лет мировой знаменитостью на исходе карьеры. Жизнь без танца была ей не нужна.

Артист должен знать все о любви и научиться жить без нее.

Павлова Анна Павловна

Анна Павлова уникальна. Она не имела громких званий, не оставила ни последователей, ни школы. После ее смерти была распущена ее труппа, распродано имущество. Осталась только легенда о великой русской балерине Анне Павловой, именем которой названы призы и международные премии. Ей посвящены художественные и документальные фильмы («Анна Павлова», 1983 и 1985). Французский балетмейстер Р. Пети поставил балет «Моя Павлова» на сборную музыку. Номера ее репертуара танцуют ведущие балерины мира. А павловский «Умирающий лебедь» увековечен в исполнении Галины Улановой, Ивет Шовире, Майи Плисецкой. В. А. Майниеце, энциклопедия Кирилл и Мефодий

Анна Павлова - "Русская балерина, выступала в Мариинском театре. Участвовала в "Русских сезонах" в Париже. Гастролировала с собственной труппой во многих странах мира. Выступала в главных партиях классического репертуара; прославилась в хореографическом этюде "Умирающий лебедь" на музыку К. Сен-Санса.

Сказки иногда все-таки становятся былью, что бы там ни говорили скептики. История балерины, дочери прачки и отставного солдата, чудом вознесенной на вершину славы, богатства и успеха - чем ни святочный рассказ, признанный дать нам надежду на милосердие и благодать Провидения. А ведь этот сюжет - подлинная схема жизни гениальной балерины Анны Павловой. Схема - потому что все волшебное и простое бывает только в сказке.

О детстве Анны Павловой мало известно. Любимым воспоминанием балерины был сладенький рассказ о том, как в возрасте восьми лет на Рождество матушка Нюры (так звали дочку домашние) повезла дочку в Мариинский театр на балет "Спящая красавица". Безусловно, это было эпохальное событие не только в жизни бедной Нюры, но и, как выяснилось позже, в истории балета, ибо девочка немедленно решила, что она будет танцевать и непременно лучше всех.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png