Леонид Андреев (1871-1919гг.) родился в Орле 9 августа. Этого отечественного автора принято считать не только ярким представителем Серебряного века литературы, но основоположником экспрессионизма в России. За свою недолгую жизнь писатель создал множество своеобразных произведений, в которых смешивалось несколько течений.

Детские и юношеские годы

Молодость Леонида Николаевича прошла в простой семье землемера и дочки польского помещика. С ранних лет он любил читать, особенно интересуюсь Гартманом и Шопенгауэром. После окончанию гимназии молодой человек поступил в университет Санкт-Петербурга, на юридический факультет. В этот же период Андреев начал первую пробу пера, но рассказы его в редакциях не принимали. После ухода из жизни отца Леониду очень не хватало денег, и он вынужден был перевестись на аналогичный факультет уже в Москве, где ему помогали друзья.

В 1894 году сердечная драма привела будущего писателя к попытке суицида. Неудачное самоубийство привело не только к развитию порока сердца, но и к новым финансовым проблемам. Андреев рисовал, преподавал, а с 1897 года стала работать в адвокатуре. К этому периоду относится и журналистская практика Леонида Николаевича в московских газетах, в одной из которых уже в 1898 году напечатали рассказ Андреева «Баргамот и Гараська» - первую попытку критического анализа современного общества. Талант автора был замечен Максимом Горьким, и он позвал в его товарищество писателей «Знание».

Литературный успех

В 1901 году в журнале «Жизнь» появился рассказ Андреева «Жили-Были». В это же время вышел рассказ «Стена», в котором уже начал оформляться профессиональный стиль автора и основные его тематики - борьба человека с политическим и социальным гнетом, отсутствие веры в разум личности и скептическое отношение к обществу. Уже через год писателю предложили быть редактором издания «Курьер» и помогли выпустить сборник сочинений, он женился.

В 1905 году грянула Первая революция, за участие в которой Леонида посадили в тюрьму. Затем Андреев переезжает в Германию в 1906 году, но меньше чем через год умирает его супруга. Некоторое время писатель жил в Италии у Максима Горького, но постепенно Леонид Николаевич разочаровывается в идеях революции и отходит от подобного писательского круга. В это время возникает его увлечение спиритизмом и религией, в связи с чем в 1907 рождается повесть «Иуда Искариот».

В период с 1905 по 1908 гг. Андреев много пишет про симпатичные ему идеи революции. Но постепенно герои рассказов Леонида Николаевича всё чаще начинают быть недовольными порядками современности, превращаясь в страдающих жертв или анархистов («Рассказ о семи повешенных»).

В 1908 году Андреев женился во второй раз, приобрел виллу на деньги от издателей и стал создавать уже серьезные драматические произведения. Через год писатель начал сотрудничество с модернистскими журналами.

Первая мировая война была встречена Андреевым положительно. В этот период он пишет драму о событиях в Бельгии, но больше к теме войны не возвращается, повествуя в произведениях лишь о трагедиях «маленького человека».

Октябрьская революция не была принята писателем, к тому же он жил в Финляндии на тот момент и стал эмигрантом. Последние литературные творения Андреева касаются негативного отношения к большевикам и имеют депрессивный настрой. Неоконченный роман «Дневник Сатаны» посвящен невероятной хитрости и злости современного общества, которое способно обмануть даже дьявола.

В сентябре 1919 года Леонид Андреев ушел из жизни из-за болезни сердца на даче у своего товарища. Книги этого автора начались активно издавать в Советском Союзе только с 50-х гг.

Леонид Николаевич Андреев родился в Орле в 1871 г. Его семья принадлежала к мелкой провинциальной интеллигенции. Отец рано умер, и Андреевы жили в бедности, но Леонид получил обычное среднеинтеллигентское образование в орловской гимназии и затем (в 1891 г.) поступил в Петербургский университет. В конце первого семестра он пытался покончить с собой из-за любовного разочарования, вернулся домой и провел несколько лет в праздности.

Портрет Леонида Андреева. Художник И. Репин, 1904

У Андреева, как практически у всех русских интеллигентных молодых людей, не поглощенных революционными идеями, не было никаких жизненных интересов. Вся его жизнь была попыткой заполнить чем-нибудь душевную пустоту. Обычно для заполнения пустоты начинали пить, ибо человеку необходимо было опьянение, чтобы выдержать. Он вовсе не был мрачным и одиноким: у него было множество друзей, он был общителен и весел. Но его веселость была искусственной, натужной, под ней таилось смутное, неоформленное смятение. Характерно, что в молодости у Андреева был такой эпизод: он лег на шпалы между рельсами, и поезд прошел над ним, не задев его. Андрееву нравилось играть ужасами, позже его любимым чтением были рассказы Эдгара По .

Леонид Андреев. Баловень судьбы

В 1893 г. Андреев вернулся в университет – на этот раз Московский, – получил диплом юриста и был принят в коллегию адвокатов (1897). Но уже прежде он начал свое литературное поприще. Сначала он печатал отчеты из зала суда и мелкие рассказы в орловских газетах. Юридической практикой он занимался недолго, так как скоро его стали печатать в литературных журналах, – а с 1898 г. его рассказы уже привлекали внимание критиков и собратьев по перу. Одним из первых, кто одобрил Андреева, был Горький . У них завязалась дружба, длившаяся до конца 1905 г.

К 1900 г. в прозе Леонида Андреева начинает звучать его собственная андреевская нота, и в 1901 г. появляется один из его лучших рассказовЖили-были . Его сразу приветствуют как надежду нового реализма и достойного младшего брата Горького. Первая книга его рассказов имела огромный успех. Это были счастливейшие годы в жизни Андреева. Он только что счастливо женился, он был окружен преданными друзьями, в основном молодыми прозаиками, смотревшими на него как на мэтра; слава его росла, он зарабатывал много денег. И именно на вершине счастья он наконец нашел ноту безнадежного отчаяния, ставшую главной чертой его литературного творчества.

В 1902 г. были напечатаны два рассказа Бездна и В тумане , в которых тема пола разрабатывалась с необычным реализмом и смелостью. Несмотря на очевидную серьезность, даже морализм обоих рассказов, консервативная и старомодная радикальная пресса встретила их с возмущением, а графиня С. А. Толстая написала гневное письмо в газету, протестуя против такой грязи в литературе. Она не могла не заметить в рассказе В тумане влияния своего мужа . С тех пор об Андрееве заспорила вся Россия; газеты, упоминая о нем, теряли последние остатки сдержанности. Но успех Андреева у читателей от этого только рос, и с 1902 до 1908 г. каждый его новый рассказ становился литературным событием и приносил ему новую славу и новые деньги. Он разбогател.

В 1906 г. умерла первая жена Андреева, он женился во второй раз, но никогда больше не обрел прежнего счастья; мрак и пустота воцарились теперь в его жизни, как и в творчестве. Андреев жил в Куоккале в Финляндии, где построил претенциозный дом в стиле «модерн». Одевался он не менее претенциозно. Ему нужно было постоянное возбуждение. Он не переставал пить, но потребность в стимулянтах выразилась главным образом в быстро сменяющихся увлечениях, которым он предавался: то он был моряком, то художником, – и все, что он делал, он делал «на выход»: он любил грандиозное и в жизни, и в литературе. Работал он так же, как и жил: приступами, диктуя всю ночь напролет, необычайно быстро заканчивая рассказы и пьесы, а потом месяцами ничего не делая. Когда он диктовал, то слова его извергались монотонным потоком ритмической прозы с такой скоростью, что машинистки еле за ним поспевали.

После 1908 г. популярность Леонида Андреева пошла на убыль. Теперь против него было не только старшее поколение, но и более опасный враг – молодые литературные школы, чье влияние быстро росло: эти просто считали его (и не без оснований) мыльным пузырем в литературе. Талант его тоже пошел на спад. После Рассказа о семи повешенных (1908) он не написал ничего значительного. К 1914 г. он превратился в собственную литературную тень. Но Мировая война пробудила его к новой жизни. Это был новый стимулянт. Он ударился в патриотизм и антигерманизм, начал писать откровенно пропагандистские книги, в 1916 г. стал редактором новой большой газеты антигерманского направления.

В 1917 г. он занял твердую антибольшевицкую позицию и во время Гражданской войны – звуки которой доносились до его куоккальской дачи, – внес большой вклад в пропаганду против большевиков . Его последнее произведениеS.O.S. – было страстным призывом к союзникам спасти Россию от коммунистической тирании. Он умер в сентябре 1919 г. под звуки пушек красных, отражающих последнее наступление белых на Петроград .

Личность Леонида Андреева стала темой многочисленных мемуаров. Самые интересные – Горького и Чуковского .

Произведения Леонида Николаевича Андреева завораживают. Они поражают глубиной знания писателем самых темных, самых неожиданных закоулков человеческой души, убедительностью самых фантастических ситуаций, необычностью взгляда писателя на многие, давно известные вещи. На мой взгляд, Леонид Андреев самый мрачный писатель русской литературы после Достоевского. Он не просто раскрывает во многих своих произведениях тщету человеческого стремления к счастью и свету, но иногда и призывает (как например, в рассказе «Тьма»): «Погасим же огни и все полезем во тьму! Стыдно быть хорошим!». Но этот призыв не значит, что писатель был сторонником «мирового зла», просто само время, в котором жил и творил писатель, не оставляло места для светлых переживаний.

Полагаясь на свое и в самом деле богатое воображение, Андреев во многих произведениях стремился создавать образы с помощью только своей интуиции и нервной впечатлительности, мысленно ставя себя в положение героя. Этот же прием Андреев применил и при создании «Рассказа о семи повешенных». Это произведение, по моему мнению, является самым искренним из всех, прочитанных мною, наиболее полно отражающим все грани творчества писателя.

Сюжет «Рассказа о семи повешенных» предельно прост и поэтому так трагичен: охранка, по доносу провокатора, арестовала членов «боевой летучей группы», готовившей покушение на министра. Пятеро революционеров, двое из которых - женщины, брошены в тюрьму. Создавая образы семи осужденных, Андреев показывал себя тонким мастером характеристики и психоанализа. Образы, нарисованные писателем, навсегда врезаются в память. Профессиональный революционер Вернер, жизнерадостный Сергей Головин, сосредоточенная Муся, заботливая Таня Ковальчук, несчастный Василий Каширин, лихой Цыганок, тупой Янсон - все они, как живые, предстают перед читателем. Всех их объединяет одно - близость смерти. Различно только отношение к ней. Кто-то из них «умер» еще до казни, а для кого-то смерти вообще не стало, как, например, для Вернера и Муси. У Андреева явно не хватает слов, чтобы передать ощущение бессмертия. Особое место занимает в рассказе глава «Поцелуй - и молчи», В ней с огромной силой показаны переживания Сергея Головина и его родителей на последнем свидании. Не хватает слов, захватывает дух от ощущения того неизбывного горя, той непередаваемой душевной муки, которую испытывают мать и сын на последнем свидании. Сюжет «Рассказа о семи повешенных», не очень сложен, его можно свести к трем этапам: суд, тюрьма, казнь.

И весь рассказ представляет собой картину непрерывно сменяющих друг друга психологических переживаний, основная тема которых - взаимоотношения человека и смерти. По стилю «Рассказ о семи повешенных» полностью характерен для творчества Леонида Андреева. Внутреннее напряжение при ровном темпе рассказа, драматизм повествования, сгущенность квасок, сплетение реального и иррационального - все это присутствует в этом рассказе. По-моему, он не только принадлежит к лучшим созданиям писателя, но и навсегда вошел в историю русской литературы.

К сожалению, творчество Л. Андреева было предано забвению. Да и сейчас редкий читатель открывает страницы его книг. А жаль, потому что своими творениями Л. Андреев формировал в человеке чуткость и внимание ко всем вопросам бытия. Я думаю, творческое наследие Л. Андреева еще будет оценено по достоинству. И мои современники, и будущие поколения будут открывать для себя смелые мысли Андреева о жизни, о вечном разуме Вселенной, о судьбе человека, об окружающем мире. Произведения Л. Андреева сложны для поверхностного восприятия, но тем они и прекрасны, потому что дают возможность остановиться и подумать над вечными проблемами.

Серебряный век подарил русской литературе множество ярких имен. Один из основателей русского экспрессионизма Леонид Андреев с его своеобразным стилем по праву занимает место в плеяде талантов рубежа XIX-ХХ веков.

Детство и юность

9 августа 1871 года в семье землемера-таксатора Николая Ивановича и дочери польского помещика Анастасии Николаевны, урожденной Пацковской, родился мальчик. Назвали малыша Леонид, и именно ему суждено было написать в будущем произведения, до сих пор трогающие сердца, задевающие потаенные струны человеческой души.

Жили Андреевы в городе Орле на 2-й Пушкарной улице - той, на которую писатель поселил потом персонажей одного из первых своих рассказов «Баргамот и Гараська». К моменту рождения ребенка семья землемера, наконец, обрела хоть какую-то финансовую стабильность.

Отец Леонида пользовался уважением соседей за твердый характер и любовь к справедливости. К сожалению, Николай Иванович любил выпить, а выпив – подраться. Леонид Андреев позже говорил, что тягу к алкоголю и характер он унаследовал от отца. А от матери, пусть плохо образованной, но с богатой фантазией, – творческий дар.


В Орловской классической гимназии будущий прозаик учился спустя рукава и даже оставался на второй год. Что ему хорошо удавалось, так это сочинения, которые он нередко писал за своих одноклассников. Тогда у Леонида проявился талант подражательства – с легкостью он мог «подделать» стиль, например, или .


В школьные годы Леонид увлекался рисованием. Увы, в родном городе не было возможностей для получения фундаментальных знаний по живописи, о чем писатель потом неоднократно сожалел. И время от времени все-таки брался за кисть – к части собственных произведений Леонид Андреев сам создал иллюстрации.

Писательство выросло из увлечения чтением. Леонид очень много читал: Толстого, Гартмана, . Последний оказал большое влияние на творчество писателя, особенно книга «Мир как воля и представление», одна из любимейших книг Андреева. Под влиянием любимых авторов в 15-16 лет юноша начал мучиться «проклятыми вопросами».


Тогда же Андреев дал себе обещание разрушить собственными произведениями любовь, мораль, религию и «закончить свою жизнь всеразрушением». Эта фраза стала известна потомкам благодаря русскому писателю, современнику Андреева Василию Брусянину.

Андреев не умел жить спокойно, в его биографии много острых углов – попытки суицида, длительные запои, бесконечные любовные увлечения. Вообще словом «увлечение» невозможно в полной мере охарактеризовать болезненные и тонкие чувства писателя. Любовь для него была движущей силой, естественной необходимостью.


Будучи студентом юридического факультета Петербургского университета, Леонид вынужденно бросил учебу из-за неудавшегося суицида на почве невзаимных чувств. Еще одной причиной ухода из университета стала смерть отца. Резко пошатнулось финансовое положение семьи, и, как следствие, пропала возможность оплачивать учебу. Тогда Андреев начал пить – и писать. Первый рассказ о голодном студенте появился именно тогда, но в редакции его не приняли.

Продолжил учебу писатель на юридическом факультете Московского университета. Леонид зарабатывал на жизнь себе и своей осиротевшей семье с помощью преподавания. Также он писал портреты на заказ. В студенчестве юноша не увлекался политикой, в отличие от молодежи тех лет, но проникся философией .


Особенно близки ему были идеи бессмысленности жизни и ценности личности самой по себе. Находясь дома на каникулах в 1894 году, Леонид вновь влюбился, и снова неудачно. Последовала еще одна попытка суицида. После этого Андреев получил хроническое заболевание (порок сердца), которое в итоге его и сгубило.

Успешно окончив университет в 1897 году, писатель занимался адвокатской деятельностью до 1902 года. Одновременно Андреев подрабатывал журналистом в московских изданиях – «Курьер» и «Московский вестник».

Литература

В 1898 году в «Курьере» впервые напечатали рассказ Андреева «Баргамот и Гараська». А слава пришла к писателю в 1901 году, после публикации в журнале «Жизнь» рассказа «Жили-были». Вскоре Леонид Андреев оставил адвокатуру и вплотную занялся литературой.


Посещал литературные вечера, свел знакомство с , и другими писателями, впитывал как губка критику и советы. Творчество писателя отметил и помог тому выпустить первый сборник рассказов, причем большим тиражом. Его четыре раза переиздавали ввиду популярности.

«Жили-были», «Ангелочек», «Валя», «Кусака» – незамысловатые и в то же время яркие зарисовки окружающей действительности, побуждающие к состраданию, написанные живым языком. Герои рассказов живут рядом – да вот на той же 2-й Пушкарной в Орле.


Рассказы, изданные в 1902 году, вызывали горячие споры. Автор говорил о том, о чем принято молчать, - о темной стороне человеческой души, о страхе, об инстинктах, которые в стрессовой ситуации легко возобладают над человеческим разумом, как, например, в рассказе «Бездна».

Знаменитый «Красный смех» Андреева, живописующий события Русско-японской войны 1904 года, особенно страшен. Писатель сам не воевал, но было достаточно газетных сводок и рассказов очевидцев, чтобы богатое воображение писателя и художника породило страшные картины безумия войны.


На следующем этапе творческой жизни Андреев создавал объемные произведения – пьесы, романы, повести: «Дневник Сатаны», «Тот, кто получает пощечины», «Иуда Искариот» и т.д. «Иуда Искариот» вызвала много споров и недовольства верующих, ведь в этой повести апостолы – обычные люди, не чуждые пороков, а – несчастный человек. Повесть издавали на немецком, английском и французском языках, пережила несколько экранизаций.

Особенность творчества Леонида Андреева с точки зрения литературоведов - невозможность отнести труды писателя к определенному направлению в литературе. Слишком уж разнятся используемые писателем художественные методы, слишком необычен стиль.

Личная жизнь

В 1902 году Андреев сочетался браком с Александрой Велигорской, внучатой племянницей , и в том же году у пары родился первенец Вадим. В 1906 году появился на свет сын , а Александра скончалась от послеродовой горячки.


В 1908 году Леонид Андреев женился во второй раз – на Анне Ильиничне Денисевич (Карницкой). От второго брака родились сыновья Савва (1909) и Валентин (1912) и дочь Вера (1910). Все пятеро детей были, как и отец, людьми творческими.


Не многие знают интересный факт из жизни писателя: Леонид Андреев не на шутку увлекался цветной фотографией. Его до сих пор считают одним из лучших мастеров в мире, работавших в технике «автохром». Эту технику изобрели , и до 1935 года это был единственный доступный способ получить цветные фото.

Смерть

Октябрьскую революцию 1917 года писатель не принял, большевики вызывали у него резко негативное отношение. В год получения Финляндией независимости Леонид Андреев жил в этой стране и таким образом оказался в вынужденной эмиграции. Там, в местечке Мустамяки, 12 сентября 1919 года Леонид Андреев умер. Причиной скоропостижной смерти стал порок сердца. Похоронили писателя неподалеку, в Мариоках.


В 1956 году прах Андреева перезахоронили в Ленинграде на Волковом кладбище. Незаслуженно забытого на родине писателя вспомнили, и с 1956 года его избранные произведения часто переиздавались. Наследие, которое оставил писатель, включает в себя 89 рассказов, 20 пьес, 8 повестей и романов. Мысли, вложенные автором в уста героев или написанные от первого лица, разошлись на цитаты. С 1991 года в Орле работает Дом-музей Леонида Андреева.

Библиография

Пьесы

  • 1906 - К звёздам
  • 1907 - Жизнь человека
  • 1907 - Савва
  • 1908 - Царь Голод
  • 1908 - Чёрные маски
  • 1909 - Анатэма
  • 1909 - Дни нашей жизни
  • 1910 - Анфиса
  • 1910 - Gaudeamus
  • 1911 - Океан
  • 1912 - Екатерина Ивановна
  • 1912 - Профессор Сторицын
  • 1913 - Прекрасные сабинянки
  • 1913 - Не убий
  • 1914 - Мысль
  • 1914 - Самсон в оковах
  • 1915 - Тот, кто получает пощечины
  • 1915 - Реквием
  • 1917 - Милые призраки
  • 1922 - Собачий вальс

Романы и повести

  • 1903 - Жизнь Василия Фивейского
  • 1904 - Красный смех
  • 1907 - Иуда Искариот
  • 1908 - Мои записки
  • 1908 - Рассказ о семи повешенных
  • 1911 - Сашка Жегулёв
  • 1916 - Иго войны
  • 1919 - Дневник Сатаны

Леонид Андреев

русский писатель

Краткая биография

Леони́д Никола́евич Андре́ев (9 августа 1871, Орёл, Российская империя - 12 сентября 1919, Нейвола, Финляндия) - русский писатель. Представитель Серебряного века русской литературы.

Андреев считается родоначальником русского экспрессионизма. Его творческий стиль своеобразен и представляет собой сочетание различных литературных направлений.

Детство

Родился в Орле в семье землемера-таксатора Николая Ивановича Андреева (1847-1889) и Анастасии Николаевны Андреевой (урожд. Пацковской) (ум. 1920) - дочери польского помещика. Уже в детстве проявлял интерес к чтению. Учился в орловской классической гимназии (1882-1891). Увлекался творчеством Шопенгауэра и Гартмана.

Юность

Юношеская впечатлительность и развитое воображение несколько раз побуждали его на безрассудные поступки: в возрасте 17 лет решил испытать силу воли и лёг между рельсов перед приближающимся паровозом, но остался невредим.

Окончив гимназию, Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета; после смерти отца материальное положение его семьи ухудшилось, а сам Андреев начал злоупотреблять алкоголем. Одно время Андрееву приходилось даже голодать. В Петербурге пробовал писать свои первые рассказы, однако из редакции, как Андреев вспоминает в своих мемуарах, их вернули со смехом. Отчисленный за неуплату, он поступил на юридический факультет Московского университета. В Москве, по словам самого Андреева: «материально жилось лучше: помогали товарищи и комитет».

Л. Андреев
работа И. Репина, 1904

В 1894 году, после любовной неудачи, Андреев пытался покончить жизнь самоубийством. Последствием неудачного выстрела было церковное покаяние и порок сердца, который и вызвал впоследствии смерть писателя. После этого случая Леонид Андреев опять был вынужден бедствовать: теперь ему необходимо было кормить мать, своих сестёр и братьев, перебравшихся в Москву. Перебивался случайными заработками, преподаванием и рисованием портретов на заказ. В политической деятельности не участвовал.

В 1897 году успешно сдал выпускные экзамены в университете, что открыло ему дорогу в адвокатуру, которой он занимался вплоть до 1902 года. В том же году начинает свою журналистскую деятельность в газетах «Московский вестник» и «Курьер». Свои фельетоны он подписывал псевдонимом James Lynch . В 1898 году в «Курьере» был напечатан его первый рассказ: «Баргамот и Гараська». По словам Андреева, рассказ был подражанием Диккенсу, однако молодого автора заметил Максим Горький, который и пригласил Андреева в книгоиздательное товарищество «Знание», объединяющее многих молодых писателей.

Первая русская революция и довоенные годы

Настоящая слава пришла к Андрееву после издания в 1901 году его рассказа «Жили-были» в журнале «Жизнь».

В 1902 году Андреев женится на А. М. Велигорской - внучатой племяннице Тараса Шевченко. За несколько дней до свадьбы Андреев подарил невесте первый сборник своих рассказов, написав в нём:

«Пустынею и кабаком была моя жизнь, и был я одинок, и в самом себе не имел я друга. Были дни, светлые и пустые, как чужой праздник, и были ночи, темные, жуткие, и по ночам я думал о жизни и смерти, и боялся жизни и смерти, и не знал, чего больше хотел - жизни или смерти. Безгранично велик был мир, и я был один - больное тоскующее сердце, мутящийся ум и злая, бессильная воля. <…> И я сжимался от ужаса жизни, одинокий среди ночи и людей, и в самом себе не имея друга. Печальна была моя жизнь, и страшно мне было жить. Я всегда любил солнце, но свет его страшен для одиноких, как свет фонаря над бездною. Чем ярче фонарь, тем глубже пропасть, и ужасно было мое одиночество перед ярким солнцем. <…> Уже близка была моя смерть. И я знаю, знаю всем дрожащим от воспоминаний телом, что та рука, которая водит сейчас пером, была бы в могиле - если бы не пришла твоя любовь, которой я так долго ждал, о которой так много, много мечтал и так горько плакал в своем безысходном одиночестве…».

Андреев Вадим. Детство, с. 156-159

В том же году становится редактором «Курьера», вынужден был дать полиции подписку о невыезде из-за своей связи с революционно настроенным студенчеством. Благодаря помощи Максима Горького большим тиражом был выпущен первый том его сочинений. В эти годы обозначилась направленность творчества и его литературная манера.

В 1905 году приветствовал Первую русскую революцию; укрывал у себя дома скрывавшихся членов РСДРП, 10 февраля был посажен в Таганскую тюрьму за то, что накануне на его квартире прошло тайное собрание ЦК (25 февраля выпущен под залог, внесённый Саввой Морозовым). В этом же году он напишет рассказ «Губернатор», ставший откликом на убийство 17 февраля эсером И. Каляевым московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича.

В 1906 году писатель вынужден уехать в Германию, где у него рождается второй сын, Даниил, который впоследствии станет писателем (его перу принадлежит трактат «Роза Мира»). В декабре того же года от послеродовой горячки умирает его жена (похоронена в Москве на кладбище Новодевичьего монастыря).

Андреев уезжает на Капри (Италия), где живёт у Горького (с декабря 1906 - до весны 1907 года). После начала реакции в 1907 году - Андреев разочаровывается в самой революции. Он отходит от революционно настроенного писательского окружения Горького.

В 1908 году Андреев женится на Анне Ильиничне Денисевич (Карницкой) и переезжает в собственный дом в Ваммельсу. На вилле «Аванс» (название было выбрано из-за того, что дом был построен на аванс от издателя) Леонид Андреев пишет свои первые драматические произведения.

С 1909 года активно сотрудничает с модернистскими альманахами издательства «Шиповник».Из заметки в «Московской газете», 1912 год: «Леонид Андреев отправляется на днях в путешествие по Африке. Путешествие продолжится около двух месяцев. Талантливый писатель чувствует себя здоровым и бодрым и занят теперь изучением разных путеводителей и книг об Африке».

Первая мировая война, революция 1917 года и смерть писателя

Начало Первой мировой войны Леонид Андреев встретил с воодушевлением:

«Победить Германию необходимо - это вопрос жизни и смерти не только для России - величайшего славянского государства, все возможности которого впереди, но и для европейских государств. <…> Разгром Германии будет разгромом Всеевропейской реакции и началом нового цикла европейских революций».

Интервью газете «Нью-Йорк Таймс», сентябрь 1914 года

Во время войны Андреев публикует драму о военных событиях в Бельгии («Король, закон и свобода»). В 1914 году драма была экранизирована Акционерным обществом А. Ханжонкова. Впрочем, произведения писателя в то время посвящены, в основном, не войне, а мещанскому быту, теме «маленького человека».

После Февральской революции 1917 года входил в редакционный Совет реакционной газеты «Русская воля».

Октябрьскую революцию не принял. После отделения Финляндии от России оказался в эмиграции. Последние сочинения писателя проникнуты пессимизмом и ненавистью к большевистской власти («Дневник сатаны», «SOS»).

12 сентября 1919 года Леонид Андреев скоропостижно скончался от порока сердца в местечке Мустамяки, на даче у своего друга - врача и литератора Ф. Н. Фальковского. Был похоронен в Мариоках. В 1956 году перезахоронен в Ленинграде на Литераторских мостках на Волковом кладбище.

С 1956 года его избранные произведения часто переиздавались в СССР. В 1991 году в Орле, на родине писателя, открылся Дом-Музей Леонида Андреева. С 2015 года функционирует веб-сайт дома-музея.

Творчество, основные идеи

Первые произведения Леонида Андреева, во многом под воздействием бедственных условий, в которых тогда находился писатель, проникнуты критическим анализом современного мира («Баргамот и Гараська», «Город»). Однако ещё в раннем периоде творчества писателя проявились его основные мотивы: крайний скептицизм, неверие в человеческийразум («Стена», «Жизнь Василия Фивейского»), возникает увлечение спиритуализмом и религией («Иуда Искариот»). Рассказы «Губернатор», «Иван Иванович» и пьеса «К звёздам» отражают симпатию писателя к революции. Однако после начала реакции 1907 г. Леонид Андреев отказался от всяких революционных взглядов, считая, что бунт масс может привести лишь к большим жертвам и большим страданиям. В своём рассказе «Красный смех» Андреев нарисовал картину ужасов современной войны (реакция на Русско-японскую войну). Недовольство его героев окружающим миром и порядками неизменно выливается в пассивность или анархический бунт. Предсмертные сочинения писателя проникнуты депрессией, идеей о торжестве иррациональных сил. В частности, в неоконченном романе «Дневник Сатаны» Андреев проводит идею, что современный человек стал злее и хитрее самого дьявола. Бедный Сатана у Андреева был облапошен людьми, которых он встретил в Риме, и оказался слабым неудачником.

Несмотря на патетический настрой произведений, литературный язык Андреева, напористый и экспрессивный, с подчёркнутым символизмом, встречал широкий отклик в художественной и интеллигентской среде дореволюционной России. Положительные отзывы об Андрееве оставили Максим Горький, Рерих, Репин, Блок, Чехов и многие другие. Произведения Андреева отличает резкость контрастов, неожиданные повороты сюжета, в сочетании со схематической простотой слога. Леонид Андреев признан ярким писателем Серебряного века русской литературы.

Произведения

Рассказы

  • 1892 - В холоде и золоте
  • 1898 - Баргамот и Гараська
  • 1898 - Из жизни штабс-капитана Каблукова
  • 1898 - Защита
  • 1898 - Что видела галка
  • 1898 - Алёша-дурачок
  • 1899 - Ангелочек
  • 1899 - Друг
  • 1899 - Большой шлем
  • 1899 - У окна
  • 1899 - Петька на даче
  • 1899 - В Сабурове
  • 1899 - Молодёжь
  • 1899 - Памятник
  • 1900 - Молчание
  • 1900 - Рассказ о Сергее Петровиче
  • 1900 - В тёмную даль
  • 1900 - Мельком
  • 1900 - Валя
  • 1900 - На реке
  • 1900 - Первый гонорар
  • 1900 - Праздник
  • 1900 - Прекрасна жизнь для воскресших
  • 1901 - Ложь
  • 1901 - Жили-были
  • 1901 - Бездна
  • 1901 - Буяниха
  • 1901 - Кусака
  • 1901 - Случай
  • 1901 - Стена
  • 1901 - Иностранец
  • 1901 - В подвале
  • 1901 - В поезде
  • 1901 - Гостинец
  • 1901 - Книга
  • 1901 - Набат
  • 1901 - Смех
  • 1902 - В тумане
  • 1902 - Город
  • 1902 - Предстояла кража
  • 1902 - Мысль
  • 1902 - Весной
  • 1902 - Оригинальный человек
  • 1903 - Весенние обещания
  • 1903 - На станции
  • 1904 - Вор
  • 1904 - Нет прощения
  • 1904 - Призраки
  • 1905 - Губернатор
  • 1905 - Христиане
  • 1905 - Марсельеза
  • 1905 - Бен-Товит
  • 1905 - Так было
  • 1906 - Елеазар
  • 1907 - Из рассказа, который никогда не будет окончен
  • 1907 - Тьма
  • 1908 - Иван Иванович
  • 1908 - Великан
  • 1908 - Проклятие зверя
  • 1908 - Мои записки
  • 1909 - Сын человеческий
  • 1910 - Рассказ змеи о том, как у неё появились ядовитые зубы
  • 1910 - День гнева
  • 1910 - Неосторожность
  • 1911 - Правила добра
  • 1911 - Ипатов
  • 1911 - Покой
  • 1911 - Смерть Гулливера
  • 1911 - Цветок под ногою
  • 1913 - Земля
  • 1913 - Он (Рассказ неизвестного)
  • 1913 - Полёт
  • 1913 - Возврат
  • 1913 - Негодяй
  • 1913 - Орешек
  • 1913 - Фальшивый рубль и добрый дядя
  • 1913 - Храбрый волк
  • 1914 - Герман и Марта
  • 1914 - Воскресение всех мёртвых
  • 1914 - Конец Джона-Проповедника
  • 1914 - Три ночи (Сон)
  • 1914 - Чёрт на свадьбе
  • 1915 - Ослы
  • 1915 - Мои анекдоты
  • 1915 - Рогоносцы
  • 1916 - Два письма
  • 1916 - Жертва
  • 1916 - Чемоданов
  • 1916 - Таракашка

Пьесы

  • 1906 - К звёздам
  • 1907 - Жизнь человека
  • 1907 - Савва
  • 1908 - Царь Голод
  • 1908 - Чёрные маски
  • 1909 - Анатэма
  • 1909 - Дни нашей жизни
  • 1910 - Анфиса
  • 1910 - Gaudeamus
  • 1911 - Океан
  • 1912 - Екатерина Ивановна
  • 1912 - Профессор Сторицын
  • 1913 - Прекрасные сабинянки
  • 1913 - Не убий
  • 1914 - Мысль
  • 1914 - Самсон в оковах
  • 1915 - Тот, кто получает пощёчины
  • 1915 - Реквием
  • 1917 - Милые призраки
  • 1922 - Собачий вальс

Романы и повести

  • 1903 - Жизнь Василия Фивейского
  • 1904 - Красный смех
  • 1907 - Иуда Искариот
  • 1908 - Мои записки
  • 1908 - Рассказ о семи повешенных
  • 1911 - Сашка Жегулёв
  • 1916 - Иго войны
  • 1919 - Дневник Сатаны

Дети

  • Вадим Леонидович (1902-1976) - поэт, обществ. деятель.
  • Даниил Леонидович (1906-1959) - поэт, прозаик, философ-мистик.
  • Савва Леонидович (1909-1970) - художник, артист балета.
  • Вера Леонидовна (1910-1986) - прозаик, мемуарист.
  • Валентин Леонидович (1912-1988) - художник, хореограф, литератор, переводчик.

Адрес в Орле

  • 1871−1891 годы - родовой дом семьи Андреевых - 2-я Пушкарная ул., 41;

Адреса в Санкт-Петербурге - Петрограде

  • 1907−1908 годы - доходный дом К. Х. Гельдаля, Каменноостровский проспект, 13.
  • после 1907 - загородная дача «Белая ночь» (вилла «Аванс») в деревне Ваммелсу, на берегу Ваммельйоки (Чёрной речки). Построена по проекту архитектора Андрея Оля по собственным эскизам писателя, в 1924 году была продана на снос вместе с участком земли.
  • 1914−1917 годы - доходный дом К. И. Розенштейна, Большой проспект Петроградской стороны, 75.
  • 1917 -Дом Адамини, наб. реки Мойки, 1.
  • до 1918 - дом в посёлке Вохнала.

Экранизации и инсценировки произведений

  • 1912 - Анфиса (Андреев был также автором сценария фильма)
  • 1914 - Дни нашей жизни
  • 1915 - Екатерина Ивановна
  • 1916 - Мысль
  • 1916 - Тот, кто получает пощечины (Российская Империя)
  • 1919 - Савва
  • 1920 - Рассказ о семи повешенных (фильм не сохранился)
  • 1921 - Голод
  • 1924 - Тот, кто получает пощёчины (США)
  • 1928 - Белый орёл (по повести «Губернатор»)
  • 1968 - Баллада о семи повешенных
  • 1987 - Христиане
  • 1988 - Любовь к ближнему (по рассказам «Монумент» и «Любовь к ближнему»)
  • 1988 - В одной знакомой улице… (по рассказу «Иван Иванович»)
  • 1989 - Зверь ликующий (короткометражный, по мотивам рассказа «Бездна»)
  • 1990 - Очищение
  • 1991 - Ночь грешников (по рассказу «Тьма») (тж. под названием «Высшая истина бомбиста Алексея»)
  • 1991 - Пустыня (по рассказам «Иуда Искариот» и «Елеазар») (СССР)
  • 1997 - Ах, зачем эта ночь… (Россия, США)
  • 2008 - Ангелочек (Россия)
  • 2009 - Бездна (Россия)
  • 2009 - Бездна (Россия, короткометражный)
  • 2013 - Иуда (Россия, полнометражный, по повести «Иуда Искариот»)
  • 2016 - «Губернатор» (по одноимённому рассказу, Россия, спектакль Андрея Могучего в БДТ)

Память

  • В Орле: имя Леонида Андреева носит улица; 21 августа 1991 года, в день 120-летнего юбилея писателя, в доме № 41 по 2-й Пушкарной улице открылся музей писателя; филиал № 5 централизованной библиотечной системы города Орла носит имя Леонида Андреева; установлен памятник Леониду Андрееву.
  • Имя Леонида Андреева носит улица в Калининграде.
  • В 2014 году в Москве был учреждён Московский Театр им. Леонида Андреева.
  • Мемориальная доска на доме в Петербурге, где жил Леонид Андреев в 1907-1908 годах, установлена в 2003 году (Каменноостровский пр., 13 / Дивенская ул., 2)

Издания

  • Л. Андреев. Рассказы в 2 т. - СПб.: Знание, 1906
  • Леонид Андреев. Полное собрание сочинений., тт. I-VIII. СПб, изд. А. Ф. Маркса, 1913.
  • Андреев Л. Н. Собрание сочинений в 17 т. - СПб., Просвещение, 1911-1917
  • Андреев Л. Н. Повести и рассказы. - М.: ГИХЛ, 1956 (другие издания 1957, 1959 гг.)
  • Леонид Андреев. Повести и рассказы в двух томах. - М., ИХЛ, 1971. (Т.1: 1898-1906 гг. Т.2: 1907-1919 гг)
  • Андреев Л. Н. Драматические произведения в 2 т. - Л.: Искусство, 1989. (Т. 1.: К звездам, Савва, Жизнь человека, Царь Голод, Анатэма, Океан; Т. 2.: Дни нашей жизни, Екатерина Ивановна, Каинова печать, Мысль, Самсон в оковах, Собачий вальс, Тот, кто получает пощечины, Реквием)
  • Андреев Л. Н. Собрание сочинений в 6 т. - М.: Художественная литература, 1990-1996
  • Андреев Л. Н. S. O. S.: Дневник (1914-1919). Письма (1917-1919). Ст. и интервью (1919). Воспоминания современников (1918-1919). М.; СПб.: Феникс, 1994. - 598 с.
  • Андреев Л. Н. Статьи о литературе и искусстве // Собрание сочинений: В 6 т. М.: Художественная литература, 1996. Т. 6. / Сост. и подгот. текста В. А. Александровой и В. Н. Чувакова, коммент. Ю. Н. Чирвы и В. Н. Чувакова. С. 389-714.
  • Андреев Л. Н. Иуда Искариот и другие / Илл. А. Зыкиной. - СПб.: Вита Нова, 2009. - 592 с.
  • Андреев Л. Н. Собрание сочинений: В 6 т. - М.: Книжный клуб Книговек, 2012.
Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png