Франчайзинг – это передача правообладателем другой стороне (пользователю или франчайзи) в пользование за вознаграждение всего комплекса исключительных прав на основе договора коммерческой концессии.

Франшиза – это право осуществлять определённую экономическую деятельность с использованием принципа франчайзинга, закреплённая договором или соглашением.

Существует 2 разновидности франчайзинговых систем или франшиз:

    Франчайзинговые системы, в которых объединяются производитель с производителем. В этом случае франчайзи являются независимыми и могут использовать своё оборудование и свои технологии для получения конечного продукта.

    Франчайзинговые системы, в которых объединяются продавец и покупатель, при этом покупатель имеет право на продажу товара или услуги продавца.

Паушальный платёж – это разовая премия за использование бренда или технологий ведения бизнеса франчайзера (продавца).

Роялти – это отчисление с прибыли или чистого дохода, когда франшиза выступает в форме лицензии.

Стоимость франшизы – это затраты на приобретение права получения выгод от использования исключительных прав правообладателя.

Существуют основные факторы, влияющие на стоимость франшизы:

    Степень успешности товара или услуги, которые предлагает франчайзер

    Спрос на товар или услугу на рынке (изучение потенциального спроса на данный товар или услугу)

    Рентабельность бизнеса франчайзера (прогнозируется рентабельность на ближайшие 5-10 лет)

    Финансовое состояние франчайзера.

Показатели, которые рассматриваются:

    Прибыльность . Оценивается через финансовую рентабельность, которая рассчитывается как отношение чистой прибыли к используемому капиталу (в процентах рассчитывается), валовая маржа рассчитывается как отношение валовой прибыли к сумме продаж (рассчитывается в %), операционная маржа рассчитывается как отношение операционной прибыли к продаже (в %), чистая маржа рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме продаж (в %)

    Платёжеспособность . Оценивается в процентах, при этом анализируется отношение заёмного капитала к используемому капиталу, а также отношение операционной прибыли к величине процентов к уплате

    Контроль запасов . Характеризуется периодом оборачиваемости запасов.

    Ликвидность . Определяется 3 показателями:

    Абсолютная ликвидность . Данный показатель рассчитывается как отношение денежных средств предприятия к сумме текущих долгов

    Промежуточная ликвидность . Определяется как отношение текущих активов, уменьшенных на величину запасов, к текущим долгам.

    Общая ликвидность . Определяется как отношение текущих активов к стоимости текущих долгов.

    Контроль дебиторской и кредиторской задолженности .Контроль дебиторской задолженности характеризуется периодом получения дебиторской задолженности, которая рассчитывается как отношение произведения торговых обязательств на количество дней в периоде к величине продаж.Контроль кредиторской задолженности определяется средним периодом кредитования, который в свою очередь определяется как отношение произведения величины краткосрочных долгов на количество дней в периоде к величине продаж.

Оценка стоимости франшизы производится по 3 схемам:

    Оценка справедливой цены в случае разовой уплаты паушального платежа . В случае уплаты паушального платежа основным подходом является доходный подход. Затратный подход не учитывает инфляцию и полезность франшизы. Для использования сравнительного подхода отсутствует база аналогичных сделок. Доходный подход позволяет определить влияние приобретённой франшизы на ценность брэндированного бизнеса,что полностью согласуется с общепринятыми инвестиционными критериями эффективности любых капитальных и финансовых вложений. Общепризнанные методы избыточных прибылей и экономия в себестоимости являются частными методиками по сравнению с методом дисконтированного денежного потока, определяемого как разница между прогнозом потоков с учётом использования франшизы и без неё. Реально франчайзи должен иметь бизнес-план развития аналогичного бизнеса либо иметь базис, на основе которого будет создан такой бизнес.Усреднённый уровень надбавки к цене без НДС можно определить через отношение валовой прибыли и чистого дохода (валовая рентабельность). Умножив надбавку рентабельности в процентах на чистый доход франчайзера, продающего франшизу, можно получить добавочный денежный поток от бренда – этот прирост обеспечивается как за счёт роста рентабельности, так и за счёт роста объёма продаж.если такой поток продисконтировать и сопоставить с рыночной стоимостью франчайзера, можно получить удельный вес бренда в ценности компании. Удельные веса публикуются по отраслям деятельности (промышленности). Если потенциальные франчайзи знает удельный вес бренда в стоимости компании франчайзера, то может определить стоимость бренда по формула: P BR = V F * d BR /(100- d BR ), где

    V F – стоимость фирмы франчайзи,

    d BR – удельный вес ценности бренда в стоимости компании франчайзера.

    от 10 до 40% добавленной стоимости, причём, если сила бренда колеблется 0-20%, то уступаемая доля 10-20%,

    если сила бренда 21-40%, то франчайзер получит 21-30% от добавленной стоимости,

    при силе бренда 41-60% уступают не более 40%

Таким образом, на 1 % силы бренда приходится 0,5% надбавки к базовым 10% части уступаемой франчайзеру добавленной ценности бизнеса франчайзи.

    Оценка смешанной оплаты в виде паушального платежа и роялти . Самым простым действием при этой схеме является конверсия роялти в паушальный платёж. Для этого достаточно определить сумму дисконтированных отчислений, она и будет являться паушальным платежом. Реально (практически) роялти может представлять уровень отчислений в процентах, при этом ставку роялти необходимо умножать на объект начисления (прибыль или чистый доход). Платежи могут быть как рентой, так и специально разработанной шкалой отчислений. Если возникает необходимость в обратной конверсии из паушального платежа в роялти, то возможны 2 варианта:

R R – роялти в виде рентного платежа за 1 отчётный период,

C PP – паушальный платёж,

p – периодичность выплат роялти в течение года,

i – дисконтная ставка,

n – продолжительность срочной ренты в годах.

В приведённой формуле используется принцип рефинансирования по сложным процентам. Учитывая методику определения ценности бренда и расчёта дисконтированных платежей по роялти, определение рентного платежа по простым процентам не корректно.

    Оценка уровня ставки роялти к чистому доходу или прибыли .

Если оценка стоимости франшизы определяется по чистому доходу или прибыли, необходимо паушальный платёж разделить на сумму приведённых чистых доходов периода эксплуатации франшизы.

Если необходимо произвести расчёт конкретного графика платежей (в раках роялти), то производят приблизительное распределение платежей по периодам, затем определяют сумму дисконтированных платежей по известной дисконтной ставке, меняют платежи в определённых месяцах, добиваясь приблизительного равенства приведённой суммы платежей и паушальных платежей.

Определить ставку дисконтирования возможно по методике, предложенной компанией Interbrand. Суть методики состоит в том, что необходимо оценить силу брэнда в баллах, причём максимальная сила составляет 100 баллов. Для анализа используются следующие характеристики:

    Лидерство (максимальная оценка 25 баллов)

    Мировое распространение (также 25 баллов)

    Стабильность (максимум – 15 баллов)

    Рынок (максимум – 10 баллов)

    Тенденции как рынка, так и брэнда (также 10 баллов)

    Поддержка брэнда (также 10 баллов)

    Правовая охрана (максимум – 5 баллов)

20

50 100 Сила бренда

По горизонтальной оси откладывается сила бренда, по вертикальной оси откладывается значение мультипликатора (максимальное значение 20 соответствует 100%-ой силе бренда). Ставку дисконтирования можно определить как единицу, делённую на значение мультипликатора, определённого по диаграмме. В РФ эта методика не используется.

При оценке стоимости франшизы возникают дополнительно проблемы, которые требуют более глубокого анализа и оценки:

    У франчайзера могут быть другие НМА, существенно влияющие на ценность бренда. При покупке франшизы в этом случае покупатель должен учесть не только успешное продвижение бренда, но и стоимость лицензии на патентованную продукцию или услуги

    Оценка роли личности в ценности бренда. Если рассматривать приобретение франшизы по брендированному бизнесу, то необходимо учесть добавленную стоимость, приносимую ведущими специалистами фирмы.

    Эксклюзивность бренда, а также эксклюзивность самой франшизы. Если франшиза может быть размыта (предоставлена нескольким организациям), то её стоимость должна снизиться.

Объект изобретения – это устройство, способ, вещество, культура клеток, если объект является новым, имеет промышленно-изобретательский уровень. Доходный подход и затратный подход используется. Сравнительный подход не возможен, так как аналогов нет, поскольку изобретение.

В соответствии с патентным законом использование изобретения возможно только на основе лицензионного договора. В рамках доходного подхода стоимость изобретения оценивают по стоимости лицензии. В этом случае предполагаемая прибыль покупателя рассчитывается по формуле:

П = V *Ц(Т д – Т ос )*Н ,

Н – норма прибыли, зависящая от отрасли (колеблется 0,1 – 0,2).

Стоимость лицензии определяется как доля от прибыли, полученная покупателем, соответственно: С л = П*Д . Д – доля, которая определяется не больше, чем 50%.

ПРИМЕР. Необходимо определить стоимость изобретения по цене лицензии и известной норме прибыли. Объект оценки – способ выращивания профилированных кристаллов тугоплавких соединений. Исходные данные: V = 15 000 единиц(определён по паспортным данным установки для выращиванию кристаллов), Ц = 200р., Т д = 8 лет, Т ос = 1 года, Н = 0,15 (для металлургической промышленности).

П = V*Ц*(Т д – Т ос)*Н = 15 000 * 200(8 – 1) * 0,15 = 3 150 000р.

Изобретение защищено патентом, продукция, выпускаемая по лицензии, обладает высокими потребительскими свойствами, в связи с чем Д (доля изобретения в прибыли) составляет 35%.

С л = П*Д = 3 150 000 * 0,35 = 1 102 500р.

Определение стоимости изобретения возможно также по цене лицензии, рассчитанной на базе роялти: С л = V *Ц*(Т д – Т ос )* R , г

где V – среднегодовой объём ожидаемого выпуска продукции (может определён по паспортным данным оборудования),

Ц – цена единицы продукции, изготовленной по лицензии (предпочтительно рыночная цена),

Т д – это срок действия лицензионного соглашения (обычно 5-10 лет),

Т ос – период освоения предмета лицензии (чаще всего 1 год, но иногда растягивается до 3 лет, но не более),

R – размер роялти (колеблется 1-12%).

Размер роялти может понижаться до 60%, это происходит в случаях :

    Если передаваемый объект не защищен патентами, то размер роялти снижается на 20-40%

    Если передаваемый объект известен, защищен патентами, но для освоения необходимы значительные капиталовложения, то размер роялти понижается на 20-40%

    Если объект известен на рынке, но все же представляет интерес для покупателя, то размер роялти понижается от 40 до 60%.

Пример: необходимо определить стоимость изобретения как объекта промышленной собственности по цене лицензии, рассчитанной на базе роялти. Объект оценки - способ электрошлакового переплава.

Исходные данные:

Годовой выпуск продукции (V) по паспортным данным оборудования = 3000 тонн

Усредненная цена тонна слитков (Ц) = 3200 рублей

Срок действия соглашения (Т д) = 6 лет

Срок освоения предмета (Т ос) = 1 год

Размер роялти (R) = 5% (для металлургической промышленности)

Однако, мы получили лицензию беспатентную. В этом случае понижение роялти идет от 20 до 40%. Мы возьмем снижение на 40%.

С л = V *Ц*(Т д ос )* R = 3000*3200*(6-1)*0,6 = 1 440 000 (стоимость изобретения по цене лицензии на базе роялти с учетом понижения).

Стоимость изобретения может быть определена методов преимущества в прибыли. Дополнительная прибыль определяется как разница между прибылью, полученной при использовании изобретения и прибылью без его использования: ДП =

Ц н i – цена единицы новой продукции, выпускаемая с использованием изобретения в i-ом году

Ц ср i – цена единицы сравниваемой продукции в i-ом году

V н i – объемы реализации продукции с использованием изобретения в i-ом году

V ср i – объемы реализации сравниваемой продукции без использования изобретения в i-ом году

Ожидаемая дополнительная прибыль должна быть приведена к моменту оценки:

ДП=

d- коэффициент дисконтирования

Данный метод может использоваться только в том случае, если дополнительная прибыль будут получать и после даты оценки.

Пример: оцениваемый объект: охраняемая патентом конструкция автомата дуговой сварки, снабженная расходуемым качающимся электродом. Период производства и продаж = 5 лет. Заменяемый товар – автомат для дуговой сварки с нерасходуемым электродом. Цена автомата с нерасходуемым электродом = 9700. Объем продаж: 1 год – 200 шт, 2 год – 1000, 3 год – 1000, 4 год – 1000, 5 год – 800 шт. продажная цена нового сварочного аппарата – 12000 рублей (разница в цене 2300). Коэффициент дисконтирования = 8%.

ДП===

2300+2300+2300+2300=7166294 рубля

В рамках затратного подхода при оценке изобретения используют метод стоимости создания, либо метод выигрыша в себестоимости.

Метод стоимости создания применяется в тех случаях, когда другие методы не применимы. Метод стоимости создания используется в следующей последовательности:

Тд – срок действия охранного действия по состоянию на расчетный год

Т – номинальный срок охранного документа

    Определяется остаточная стоимость актива с учетом технико-экономической значимости и коэффициента морального старения

С ос = З* k 1 * k 2

k 2 – коэффициент технико-экономической значимости

З – сумма всех затрат, которые определили на первом этапе

Сумма всех затрат (З) может быть рассчитана по формуле: З=С р ох

С р – стоимость разработки объекта

С ох – затраты на правовую охрану объекта.

Стоимость разработки изобретения (С р) можно определить по формуле:

С р = (З нир р )*

З нир – затраты на проведение научно-исследовательских работ, связанных с созданием объекта

З р – затраты на разработку конструкторско-технологической, проектной документации

Р – рентабельность

Затраты на проведение НИР определяются по формуле: З нир 1 2 +З3+З 4 5 6 др

З 1 – затраты на предварительную проработку проблемы. Они составляют 10-15% от общей суммы затрат на НИР

З 2 – затраты на теоретические исследования, они составляют 20-25% от общей сумма затрат на НИР

З 3 – затраты на проведение экспериментов (40-60%). Самая дорогостоящая составляющая

З 4 – затраты на услуги сторонних организаций (10-15%)

З 5 – затраты на составление и утверждение отчета (5-10%)

З 6 – затраты на проведение испытаний (10-15%)

З др – другие затраты.

Затраты на разработку конструкторско-технологической документации определяются по формуле: З р = З 1 2 3 4 5 6 7 8 др

З 1 – затраты на выполнение эскизного проекта (10-25% от суммарных затрат на составление конструкторско-технологической документации)

З 2 – затраты на выполнение технического проекта (15-30%)

З 3 – затраты на выполнение рабочего проекта (25-40%)

З 4 – затраты на выполнение расчетов (5-10%)

З 5 – затраты на проведение испытаний (5-10%)

З 6 – затраты на услуги сторонних организаций (10-15%)

З 8 – затраты на дизайн (25-50%)

З др – другие затраты.

Метод выигрыша в себестоимости : данный метод применяется только в тех случаях, когда речь идет о двух близких по своим технико-экономическим показателям видов продукции или о двух схожих способах производства одной и той же продукции. Полученные величины прибыли приводятся к расчетному году. При этом расчет стоимости оцениваемого объекта выглядит так: ΔПр=Пр 2 – Пр 1 , где Пр 2 – прибыль, получаемая с использованием изобретения

Пр 1 – прибыль, получаемая без использования изобретения.

Пр =

Ц i – цена единицы продукции в i-ом году

С i – себестоимость продукции

V i – объем производства продукции

d- коэффициент дисконтирования.

Метод выигрыша в себестоимости не применим к новым видам продукции.

Покупатель желающий приобрести франшизу, или другими словами франчайзи, в любом случае должен стараться оценить правильность указанной в рекламе цены. Для данной цели можно применять подход, позволяющий проводить сравнение аналогичных платежей в похожем виде бизнеса.

Ведь именно это позволит удостовериться в правильности выставленной цены. Кроме того, цена франшизы напрямую зависит и от ценности бренда фирмы-франчайзера. То есть получается, что без определения оценки бренда компанией не совсем правильно оценивать и стоимость самой франшизы.

Кроме того, не менее важным условием правильного определения стоимости является разделение данной франшизы на две составные части, а именно сумму инвестиций, которая чрезвычайно важна для успешного начала, и сумму, которую франчайзер может получить за продвинутый бренд.

То есть выходит, что оценивать необходимо только паушальный платеж. Именно по этой причине при рекламе франшиз необходимо четко разделять паушальный платеж и объем стартовых инвестиций. Ведь при отсутствии подобного разделения абсолютно нереально произвести экспертизу цен на франшизу и удостовериться в их справедливости.

Считается, что наиболее правильным подходом является тот, при котором франчайзи сначала выплачивает небольшой паушальный платеж, а затем и роялти с брендированного бизнеса.

Оценку стоимости франшизы необходимо начинать с определения ценности франшиз. Так, для оценки форм оплаты за франчайзинг необходимо придерживаться трех основных аспектов. Первый аспект – это оценка справедливости использования смешанной оплаты паушального платежа в роялти, второй – это оценка справедливости смешанной платы в виде роялти и паушального платежа и третий – оценка справедливости уровня ставки роялти к прибыли или чистому доходу.

Хотелось бы рассмотреть самый распространенный способ оплаты франшизы, а именно паушальный платеж. Для начала франчайзи обязательно должен иметь определенный бизнес-план развития похожего небрендированного бизнеса либо, что еще лучше уже такой бизнес в качестве основы, на которой будет реализовываться брендированный бизнес.

Ведь это поможет получить хотя бы малейшее представление об уровне цен на те или иные услуги и товары, при условии неиспользования продвинутого и известного бренда. Для определения среднего уровня надбавки в цене без Налога на добавленную стоимость можно соотнести чистый доход и валовую прибыль.

При подобном подходе учитывается как экономия в себестоимости, так и выигрыш в цене. Для того, чтобы определить аналогичный показатель по франчайзеру можно попросить всю необходимую информацию у самого франчайзера. В этом случае вы сможете подсчитать рентабельность компании на основании отчетов эмитентов, которые выставляют на сайтах Госкомиссии по ценным бумагам.

При этом необходимо будет усреднить уровень рентабельности для фирмы и определить насколько рентабельность в соответствии с бизнес-планом отстает от рентабельности, которая рассчитана по брендированным бизнесам. При этом сравниваться должна именно рентабельность потенциального франчайзи с рентабельностью франчайзера.

Если мы умножим надбавку рентабельности на чистый доход франчайзера, который предлагает франшизу, мы получим определенный надбавочный денежный поток от бренда. То есть в этом случае будет учитываться прирост потока как за счет роста объема продаж, так и за счет роста рентабельности. А если мы продисконтируем подобный поток и соотнесем с отдельно оцененной рыночной ценностью франчайзера, то получим удельный вес бренда в ценности компании.

Потенциальный покупатель франшизы (франчайзи) должен оценить целесообразность уплаты указанной в рекламе суммы. Для этого требуется подход, который позволит сравнить на единой основе аналогичные платежи в той же отрасли и виде бизнеса, чтобы убедиться в справедливости выставленной цены. Чем выше или ниже уровень ценности бренда в ценности фирмы-франчайзера, тем существеннее может отклоняться от нормы цена франшизы. Таким образом, без оценки влияния бренда на ценность франшизы оценивать последнюю некорректно.

Важным условием в определении платы за франшизу является разделение ее на две составляющие: сумму инвестиций, необходимую для успешного старта, и сумму, получаемую франчайзером от франчайзи за продвинутый бренд.

Таким образом, оценке должен подвергаться только паушальный платеж, поскольку он является прямой платой за бренд. Поэтому в рекламе франшиз абсолютно четко следует разделять объем стартовых инвестиций и паушальный платеж. Если такого разделения нет, то провести экспертизу цен на франшизы относительно предмета их справедливости невозможно.

На наш взгляд, более сбалансированным является подход, по которому франчайзи платит справедливый небольшой паушальный платеж, а в дальнейшем — роялти с брендированного бизнеса.

Проблемы оценки начнем рассматривать с определения ценности и стоимости франшиз. Оценку по формам оплаты за услугу франчайзинга можно рассматривать в трех аспектах:

1. Оценка справедливости цены в случае разовой уплаты паушального платежа.

2. Оценка оправданности смешанной платы в виде паушального платежа и роялти.

3. Оценка справедливости уровня ставки роялти к чистому доходу или прибыли.

Начнем с самого распространенного способа оплаты за франшизу паушального платежа.

Реально франчайзи должен иметь бизнес-план развития аналогичного небрендированного бизнеса либо уже его иметь как базис, на основе которого будет реализован брендированный бизнес. Это необходимо для того, чтобы получить представление о приблизительном уровне цен на товары или услуги, реализуемые без использования продвинутого бренда. Усредненный уровень надбавки в цене без НДС можно определить через соотнесение валовой прибыли и чистого дохода (валовая рентабельность продаж).

При таком подходе одновременно учитывается и экономия в себестоимости, и выигрыш в цене. Для определения аналогичного показателя по франчайзеру можно затребовать соответствующую информацию у последнего. В надежде на достоверность информации можно просчитать рентабельность на основе отчетов эмитентов, выставленных на сайте Госкомиссии по ценным бумагам, для продвинутых франчайзи и франчайзеров в той же отрасли. Усреднив уровень рентабельности для таких фирм можно определить, насколько рентабельность согласно бизнес-плану отстает от рентабельности, рассчитанной по брендированным бизнесам. Причем именно рентабельность потенциального франчайзи должна сравниваться с рентабельностью франчайзера. Среднеотраслевая рентабельность, как правило, «загрязнена» надбавками к ней франчайзеров.

Умножив надбавку рентабельности в процентах на чистый доход франчайзера, предлагающего франшизу, мы получим своеобразный надбавочный денежный поток от бренда. Таким образом, мы учтем прирост потока как за счет роста рентабельности, так и за счет роста объема продаж. Если мы такой поток (за минусом налога на прибыль) продисконтируем и соотнесем с отдельно оцененной рыночной ценностью франчайзера, то получим удельный вес бренда в ценности компании. Такие удельные веса публикуются в книгах по оценке по отдельным франчайзерам и отраслям, поскольку они демонстрируют силу бренда.

Если мы (потенциальный франчайзи) знаем такой уровень по предполагаемому франчайзеру, то без труда сможем определить ценность бренда по пропорции:

где d BR — удельный вес ценности бренда в ценности франчайзера;

V F — ценность фирмы франчайзи.

Теперь вспомним об инвестициях, которые необходимы для преобразования текущего бизнеса потенциального франчайзи в брендированный бизнес. Целесообразность его уплаты производится по тому же принципу, но на основании другого денежного потока. Для этого должен использоваться свободный денежный поток фирмы, поскольку он учитывает капитальные затраты и прирост оборотного капитала по брендированному бизнесу, а также амортизацию закупленных активов и самой франшизы. Таким образом, паушальный платеж вместе с инвестициями рассматривается как обычный инвестиционный проект, к оценке привлекательности которого можно применить все известные критерии доходности.

Вышеприведенное сравнение производится тогда, когда не определена дисконтная ставка для приведения приростного денежного потока. Если дисконтная ставка известна (например, 17%), то наиболее корректным сравнение полученной IRR будет именно с ней. Если внутренняя норма превысит ставку дисконта (а в нашем примере превышение составляет 18,5%), то и с позиций инвестиционного анализа франшизу стоит приобрести по указанной сумме паушального платежа и осуществить стартовые капитальные вложения.

Далее рассмотрим вышезаявленные ситуации с ценами на франшизы в виде роялти, когда их необходимо трансформировать в паушальный платеж, и наоборот. Самым простым действием является конверсия роялти в паушальный платеж. Для этого достаточно определить сумму дисконтированных отчислений. Рассчитанная величина и будет эквивалентным паушальным платежом.

Реально роялти может представлять собой уровень отчислений в процентах, тогда ставку нужно умножить на объект начисления (прибыль, чистый доход) или непосредственно платежи в рублях. Причем платежи могут быть как рентой, так и специально разработанной шкалой отчислений, построенной по прогрессивному или регрессивному принципу. Суть конверсии при этом не меняется.

В том случае, если возникает потребность в обратной конверсии из паушального платежа в роялти, возможны такие варианты:

1. Если нужна конверсия в бессрочную ренту, то достаточно паушальный платеж умножить на ставку дисконта и поделить на 12.

2. Если разовый платеж нужно превратить в срочную ренту, то рекомендуется использовать следующую формулу:

где R R — роялти в виде рентного платежа за один отчетный период;

C pp — паушальный платеж;

р — периодичность выплат роялти, раз в год;

i — дисконтная ставка;

n — продолжительность срочной ренты, годы.

Причем в приведенной формуле используется финансовый принцип рефинансирования роялти по сложным процентам. Если осуществляется примитивный расчет по простым процентам, то для нахождения разового платежа по роялти (например, раз в месяц) необходимо паушальный платеж поделить на произведение количества месяцев в году и срока ренты. Учитывая то, как нами определялась ценность бренда и как дисконтировались платежи по роялти для сопоставления с паушальным платежом, мы глубоко уверены в недопустимости определения рентного платежа по простым процентам.

3. Если нужна ставка роялти (например, по отношению к чистому доходу), то следует разделить паушальный платеж на сумму приведенных чистых доходов всего периода эксплуатации франшизы. Стоит заметить, что 20-летний прогноз чистого дохода маловероятен. Поэтому такой подход применяется для более коротких периодов использования франшизы.

4. Если необходимо произвести расчет конкретного графика платежей в рамках роялти, то поступают следующим образом:

Производят приблизительное распределение платежей по периодам;

Находят сумму дисконтированных платежей по известной дисконтной ставке;

Меняют платежи в определенных месяцах таким образом, чтобы добиться приблизительного равенства приведенной суммы платежей и паушального платежа.

На наш взгляд, последний подход, хотя и реализуется немного сложнее, но вместе с тем является и самым гибким для согласования схемы отчислений между франчайзером и франчайзи. Кроме того, он используется для определения величины отчислений роялти и паушального платежа одновременно (смешанный платеж).

Здесь следует мысленно вернуться к оценке стоимости франшизы, которой выступала часть уступаемой добавленной ценности бренда по бизнесу франчайзи. Эта величина будет выступать эталоном для сравнения. Далее производятся действия пункта 4, но паушальный платеж рассматривается как недисконтируемый элемент потока роялти. В результате подбора параметров потока можно добиться равенства суммарного потока и стоимости франшизы.

Такой подход позволяет произвести практически любую конверсию платежей по оплате за использование бренда. Однако все они предполагают использование дисконтной ставки, с расчетом которой мы еще не определились.

Существует общепризнанный метод вычисления дисконтной ставки, разработанный продвинутой консалтинговой компанией Interbrand, основанный на экспертной оценке силы бренда. Суть экспертизы состоит в присвоении оценки бренду за степень проявления следующих характеристик:

Лидерство (25);

Мировое распространение (25);

Стабильность (15);

Рынок (10);

Тенденция (10);

Поддержка (10);

Правовая охрана (5).

В скобках указано максимальное количество баллов, которое может набрать бренд.

Набранные баллы в общей сумме откладываются по оси Х, и из этой точки строится перпендикуляр к точке на S-образной кривой. Ордината этой точки является мультипликатором, максимальное значение которого составляет 20 при стопроцентной силе бренда. Дисконтная ставка определяется как 1/Мультипликатор.

Метод определения силы бренда и дисконтной ставки, соответственно, признан практически всеми рейтинговыми агентствами, специалистами по маркетингу во всем мире. Рядовому же потенциальному франчайзи от этого не легче. Проставить рейтинг по 100-балльной шкале на основе приведенных выше семи характеристик сможет только опытный эксперт в оценке брендов, обладающий широкой базой данных как по особенностям ведения бизнеса франчайзеров, так и по параметрам конкретных рынков. Это для большинства потенциальных покупателей франшизы недоступная роскошь. Поэтому приведенный метод не приживается у оценщиков, не имеющих достаточного опыта в оценке брендов.

Однако у бренда есть преимущества, оценка которых достаточно несложно формализуется. Поэтому силу бренда можно оценить, не прибегая к дорогостоящей экспертной оценке. Дисконтная ставка отражает сравнительный уровень риска ведения конкретного бизнеса. Потенциальный франчайзи, когда оценивает инвестиции в небрендированный бизнес, должен применять дисконтную ставку, минимальный уровень которой соответствует средневзвешенной стоимости капитала. Причем стоимости собственного и заемного капитала используются как рассчитанные для данного бизнеса. Если же франчайзи оценивает для себя ценность бренда и стоимость франшизы, то он должен использовать средневзвешенную стоимость капитала, где используется стоимость заемного капитала, который финансирует бизнес франчайзи, а стоимость собственного капитала применяется такая же, как у франчайзера. Иногда даже стоимость заемного капитала используется по уровню, свойственному бизнесу франчайзера.

В результате таким способом откорректированная дисконтная ставка, как правило, будет ниже, чем ставка по небрендированному бизнесу. Если франчайзер достаточно продвинутое АО с ликвидными акциями, то стоимость его собственного капитала можно определить на основе следующего уравнения:

k S = k RF + β × (k m − k RF),

где k RF — безрисковая доходность;

β — бэта-коэффициент фирмы-инвестора;

k m — доходность рыночного портфеля.

Если фирма франчайзера не является акционерным обществом и информация по его стоимости заемного капитала доступна, то для определения чистой стоимости собственного капитала применяется формула, разработанная группой Chase Manhattan Bank в конце 1990-х гг.:

B — средняя рыночная ценность долга;

S — средняя рыночная ценность собственного капитала;

i — средневзвешенная цена долга;

NOPAT — чистая операционная прибыль.

Почему необходимо брать стоимость собственного капитала франчайзера, а иногда и стоимость заемного капитала? Асват Дамодаран в своей фундаментальной книге «Инвестиционная оценка» утверждает, что успехи и проблемы франчайзера, отражающиеся на рыночном курсе его акций, автоматически переходят к франчайзи. Проблемы франчайзера приводят к увеличению рисков, которые могут отразиться как на росте бетакоэффициента, так и на увеличении ставки заемного финансирования в связи с ростом издержек банкротства. Все это рынок автоматически переносит на франчайзи. Следовательно, в роли дисконтной ставки должна выступать фактически стоимость капитала франчайзера.

Данная мысль подтверждается у этого же автора в другом месте. Когда оценивается слияние через покупку крупного пакета акций, то дисконтной ставкой должна выступать стоимость капитала целевой компании, поскольку риски финансирования ее деятельности отражаются на фирме-покупателе. Покупка франшизы в какой-то степени является формой слияния, поскольку дает возможность франчайзи работать под одной брендовой крышей с франчайзером. Для рынка происходит формальное уравнивание обоих субъектов по отношению к уровням кредитоспособности и несистематических рисков, что и обусловливает вышеприведенный подход к обоснованию дисконтной ставки.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png