План сочинения
1. Вступление. Стилевая манера Гончарова
2. Основная часть. Портретная живопись в романе «Обломов»
— Портрет-очерк Обломов а в романе
— Интерьер как составная часть портрета героя
— Мотив неподвижности в описании внешности Обломова. Философский подтекст темы
— Портрет Штольца в романе
— Мотив статуи и его значение в портрете Ольги Ильинской
— Впечатление автора.
— Описание внешности героини в динамике.
— Прием психологического параллелизма в портрете Ольги.
— Мотив покоя в описании внешности Ольги Ильинской.
— Портрет Агафьи Пшеницыной в романе.
— Портрет Тарантьева в романе.
— Значение подробного описания внешности героя.
— Фрагментарные портреты в романе.
3. Заключение. Функции портретов в романе Гончарова.

И.А. предстает перед нами мастером портретной живописи. Его портреты пластичны, подробны, детализированны. В портрет входит и описание внешности героя, и описание одежды, окружающей его обстановки, и попутные авторские замечания, и характеристика, и пейзажи, и восприятие других персонажей. Словом, у Гончарова мы имеем подробный портрет-очерк. И в этом творческая манера писателя близка творческой манере Н.В. Гоголя.
Попробуем рассмотреть портреты в романе Гончарова . Первое описание внешности мы находим уже в начале произведения. Это подробный портрет Обломова. В этом описании Гончаров фиксирует первое впечатление и тут же дает намек, что не все так просто тут, как кажется на первый взгляд, что портрет этот имеет свой подтекст. В самом описании внешности героя есть какая-то неопределенность, расплывчатость. Вместе с тем критики отмечали, что приглушенные тона здесь гармонируют с красками пейзажа среднерусской полосы («Сон Обломова»): «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем теле теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока». И далее читаем: «Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам…». Этот портрет раскрывает нам внутренние качества героя, его привычки: лень, пассивное отношение к жизни, отсутствие у него каких-либо серьезных интересов. Ничто не занимает Обломова, у него нет привычки ни к умственному, ни к физическому труду. Лейтмотив всего описания – мягкость. В лице Ильи Ильича – «мягкость, которая была господствующим и основным выражением», причем мягкость эта была выражением не только лица, «а всей души». Та же «мягкость» в движениях героя, «мягок» его восточный халат, на ногах его – «мягкие и широкие» туфли.
В описании тела Обломова Гончаров подчеркивает малоподвижный образ жизни героя, сибаритство, барскую изнеженность: «Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины». Здесь же писатель обозначает привычки героя – «лежанье», любовь к свободной одежде. Домашний костюм Обломова (восточный халат) становится символом его малоподвижной, размеренно текущей жизни. Характерно, что Обломов забрасывает халат в то время, когда он влюбляется в Ольгу. Достает же его и возвращает хозяину уже Агафья Пшеницына.
Интерьер у Гончарова является как бы продолжением портрета: комната только с первого взгляда кажется «прекрасно убранною». Но «опытный глаз» отмечает неграциозные стулья, шаткость этажерок, осевший задок дивана. По стенам рассеяна паутина, зеркала покрыты пылью, ковры – «в пятнах», на столе неизменно стоит тарелка, оставшаяся от ужина, на диване валяется забытое полотенце. Мотив сна, мертвенности, окаменелости возникает уже в этом интерьере. Описывая комнату, Гончаров замечает: «можно было бы подумать, что тут никто не живет, – так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия».
Мотив окаменелости, неподвижности звучит и непосредственно в описании внешности героя. Гончаров замечает, что «ни усталость, ни скука» не могли согнать с лица Обломова определенное выражение, мысль «пряталась в складках лба, потом совсем пропадала», тревога также не могла завладеть всем существом его – «вся тревога разрешалась вздохом и замирала в апатии или в дремоте». И в этом уже некоторые исследователи находят глубинный философский подтекст. Как отмечают Вайль и Генис, «эти застывшие, окаменелые «складки» подсказывают аналогию с античной статуей. Сравнение принципиально важное, которое Гончаров последовательно проводит по всему роману. В фигуре Обломова соблюдено то золотое сечение, которое придает ощущение легкости, гармоничности и завершенности античной скульптуре. Неподвижность Обломова грациозна в своей монументальности, она наделена определенным смыслом» . Смешным, неуклюжим, неловким становится герой именно в движении, в сравнении со Штольцем, Ольгой. В доме же Агафьи Пшеницыной, на Выборгской стороне, в этой «малой Обломовке», он вновь превращается в статую: «Сядет он, положит ногу на ногу, подопрет голову рукой – все это делает так вольно, покойно и красиво… весь он так хорош, так чист, что может ничего не делать, и не делает» . Каков же смысл этой монументальности героя? С точки зрения Штольца и Ольги, которые не мыслят свою жизнь без движения, Обломов живет без цели. Он мертв при жизни. По мнению же самого Обломова, между жизнью и смертью граница условна, это скорее некое промежуточное состояние – сон, мечта, Обломовка. Он в конце концов оказывается единственным подлинным человеком в романе. Ольгу и Штольца исследователи сравнивают с машинами, у каждой из которых есть своя шестеренка, чтобы сцепляться с другими. Обломов же – законченная, совершенная статуя. Но именно в этом заключен трагический парадокс. Другие герои – «лишь осколки цельной обломовской личности – живы в силу своего несовершенства, своей незавершенности». Обломов же – мертв, он не может существовать в гармонии с окружающим миром в силу своего совершенства, гармоничности, самодостаточности . Так портрет героя включается у Гончарова в философскую проблематику романа.
Портрет Штольца в романе дан по контрасту с портретом Обломова. И контраст этот в определенности, четкости линий и красок. «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные». Лейтмотив этого портрета – движение. Штольц прагматичен, деловит: он служит, занимается делами, участвует «в какой-то компании». «Он беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента – посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу – выбирают его. Между тем он ездит и в свет и читает: когда он успевает – бог весть». В образе Штольца писатель подчеркивает рационализм, умственное начало: «кажется, и печалями и радостями он управлял как движением рук», «он распускал зонтик, пока шел дождь», «страдал, пока длилась скорбь», «радостью наслаждался, как сорванным по дороге цветком». Больше всего же Штольц боялся «воображения», «всякой мечты». Таким образом, Штольц представлен в романе не только как внешний антипод Обломова, но и антипод его по своим внутренним качествам.
Мотив статуи звучит у Гончарова и в описании Ольги Ильинской. Характерно, что такой она предстает именно в воображении Обломова, который не может забыть ее образа после знакомства. «Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миниатюрных рук, как у пятилетнего ребенка, с пальцами в виде винограда.
Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы – овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи – с станом…». Однако эта неподвижность здесь символизирует не совершенство и законченность (как в портрете Обломова), а скорее «спящую», не пробудившуюся еще душу героини.
Далее мы видим портрет ее, данный уже в восприятии автора. И здесь подчеркнуто то, чего не замечает Обломов – преобладание рационального начала . Гончаров здесь дает нам как будто взгляд со стороны: «Кто ни встречал ее, даже рассеянный, и тот на мгновение останавливался перед этим так строго и обдуманно, артистически созданным существом.
Нос образовал чуть заметно выпуклую, грациозную линию; губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли. То же присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде темных, серо-голубых глаз. Брови придавали особенную красоту глазам: они не были дугообразны, не округляли глаз двумя тоненькими, нащипанными пальцем ниточками – нет, это были две русые, пушистые, почти прямые полоски, которые редко лежали симметрично: одна на линию была выше другой, от этого над бровью лежала маленькая складка, в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль. Ходила Ольга с наклоненной немного вперед головой, так стройно, благородно покоившейся на тонкой, гордой шее; двигалась всем телом ровно, шагая легко, почти неуловимо…»
Портрет героини писатель дает в динамике, изображая ее в те или иные моменты жизни. Вот какой предстает Ольга в минуты пения: «Щеки и уши рдели у нее от волнения; иногда на свежем лице ее вдруг сверкала игра сердечных молний, вспыхивал луч такой зрелой страсти, как будто она сердцем переживала далекую будущую пору жизни, и вдруг опять потухал этот мгновенный луч, опять голос звучал свежо и серебристо». Сопоставление с природными явлениями использует автор, описывая и «пробуждение души героини», когда она понимает чувства Обломова: «… лицо ее наполнялось постепенно сознанием; в каждую черту пробирался луч мысли, догадки, и вдруг все лицо озарилось сознанием… Солнце так же иногда, выходя из-за облака, понемногу освещает один куст, другой, кровлю и вдруг обольет светом целый пейзаж…» В восприятии Обломова дается нам Ольга в тот момент, когда чувство ее только зарождается и Илья боится спугнуть его. «Молодая, наивная, почти детская усмешка ни разу не показалась на губах, ни разу не взглянула она так широко, открыто, глазами, когда в них выражался или вопрос, или недоумение, или простодушное любопытство, как будто ей уж не о чем спрашивать, нечего знать, нечему удивляться!
Взгляд ее не следил за ним, как прежде. Она смотрела на него, как будто давно знала, изучила его, наконец, как будто он ей ничего, все равно как барон…
Не было суровости, вчерашней досады, она шутила и даже смеялась, отвечала на вопросы обстоятельно, на которые бы прежде не отвечала ничего. Видно было, что она решилась принудить себя делать, что делают другие, чего прежде не делала, Свободы, непринужденности, позволяющей все высказать, что на уме, уже не было. Куда все вдруг делось?». Здесь Илья Ильич анализирует настроение и чувства Ольги.
Но вот Ольга осознает свою власть над ним, она принимает на себя роль «путеводной звезды». И вновь описание внешности ее здесь дано в восприятии Ильи. Гончаров здесь не дает нам новый портрет героини, но использует прием психологического параллелизма, напоминая читателю об уже известных чертах ее: «У ней лицо было другое, не прежнее, когда они гуляли тут, а то, с которым он оставил ее в последний раз и которое задало ему такую тревогу. И ласка была какая-то сдержанная, все выражение лица такое сосредоточенное, такое определенное; он видел, что в догадки, намеки и наивные вопросы играть с ней нельзя, что этот ребяческий, веселый миг пережит».
Автор обозначает и внутренние качества Ольги, вставляя тонкие замечания, передавая впечатления Штольца, восприятие ее светским обществом. В этих описаниях Гончаров подчеркивает простоту и естественность героини. «Как бы то ни было, но в редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка. У ней никогда не прочтешь в глазах: «теперь я подожму немного губу и задумаюсь – я так недурна. Взгляну туда и испугаюсь, слегка вскрикну, сейчас подбегут ко мне. Сяду у фортепьяно и выставлю чуть-чуть кончик ноги…»
Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла! За это все ее и ценил почти один Штольц, за это все не одну мазурку просидела она одна…
Одни считали ее простой, недальней, потому что не сыпались с языка ее ни мудрые сентенции о жизни, о любви, ни быстрые, неожиданные и смелые реплики, ни вычитанные или подслушанные суждения о музыке и литературе: говорила она мало, и то свое, неважное – и ее обходили умные и бойкие «кавалеры»; небойкие, напротив, считали ее слишком мудреной и немного боялись».
В последней части романа, как отмечает М.Г. Уртминцева, в портрете Ольги дважды звучит мотив покоя. Она обретает счастье с рациональным, сдержанным Штольцем. «Она устремила глаза на озеро, на даль и задумалась так тихо, так глубоко, как будто заснула. Она хотела уловить, о чем она думает, что чувствует, и не могла. Мысли неслись так ровно, как волны, кровь струилась так плавно в жилах. Она испытывала счастье и не могла определить, где границы, что оно такое. Она думала, отчего ей так тихо, мирно, ненарушимо-хорошо, отчего ей покойно…» И в финале главы мы читаем: «Она все сидела, точно спала – так тих был сон ее счастья: она не шевелилась, почти не дышала». Мотив покоя здесь обозначает определенную ограниченность героини, единственно возможный для нее вариант жизни.
По контрасту с поэтическим портретом Ольги дан в романе «прозаически бытовой» портрет Агафьи Пшеницыной. Здесь Гончаров лишь обозначает черты внешности, описывает одежду, но ничего не говорит о привычках, манерах, чертах характера этой героини. «Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил.
Платье сидело на ней в обтяжку: видно, что она не прибегала ни к какому искусству, даже к лишней юбке, чтобы увеличить объем бедр и уменьшить талию. От этого даже и закрытый бюст ее, когда она была без платка, мог бы послужить живописцу или скульптору моделью крепкой, здоровой груди, не нарушая ее скромности. Платье ее, в отношении к нарядной шали и парадному чепцу, казалось старо и поношено». Руки этой героини выдают ее каждодневную привычку к труду, и действительно в дальнейшем она предстает прекрасной хозяйкой. Обломову она кажется скромной и застенчивой, мы видим, что она способна на многое ради любви. Однако все эти качества Гончаров не отражает в описании ее внешности.
В романе также дан подробный портрет Тарантьева, земляка Обломова. Это «человек лет сорока, принадлежащий к крупной породе, высокий, объемистый в плечах и во всем туловище, с крупными чертами лица, с большой головой, с крепкой, коротенькой шеей, с большими навыкате глазами, толстогубый. Беглый взгляд на этого человека рождал идею о чем-то грубом и неопрятном. Видно было, что он не гонялся за изяществом костюма. Не всегда его удавалось видеть чисто обритым. Но ему, по-видимому, это было все равно; он не смущался от своего костюма и носил его с каким-то циническим достоинством». Портрет этот также представляет собой портрет-очерк. Гончаров дает нам жизненную историю героя, обрисовывает его манеры, привычки, обозначает черты характера. «Тарантьев мастер был только говорить; на словах он решал все ясно и легко, особенно, что касалось других; но как только нужно было двинуть пальцем, тронуться с места – словом, применить им же созданную теорию к делу и дать ему практический ход, оказать распорядительность, быстроту, – он был совсем другой человек: тут его не хватало…»
Почему же описание Тарантьева столь подробно в романе Гончарова? Дело в том, что этот персонаж не только играет важную роль в сюжете, но и связан с проблематикой романа. Гончаров сближает этого героя с Обломовым. И дело тут не только в их общей родине – Обломовке. Тараньев так же, как и главный герой, развивает в романе мотив несбывшихся надежд. Волею судьбы Тарантьев, получивший кое-какое образование, на всю жизнь должен был остаться писцом, «а между тем он носил в себе и сознавал дремлющую силу, запертую в нем враждебными обстоятельствами навсегда, без надежды на проявление, как бывали запираемы, по сказкам, в тесных, заколдованных стенах духи зла, лишенные силы вредить». Та же «дремлющая сила» присутствует и в Обломове. Тарантьев – это как бы «сниженный двойник» Обломова, своеобразная пародия на главного героя.
Другие описания внешности в романе более кратки, фрагментарны. Таковы портреты гостей Обломова в начале романа – Волкова, Судьбинского, Пенкина, Алексеева. Исследователи отмечали здесь перекличку в описаниях этих персонажей со стилевой манерой Н.В. Гоголя в поэме

Введение

Портрет в литературном произведении - описание внешности персонажа, играющее большую роль в его характеристике, а также одно из средств создания образа Тураев С.В., Тимофеев Л.И., Вишневский К.Д. и др. Литература: Справочный материал: Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1988. - 335 с. .


Те стороны натуры героя, которые представляются автору особенно важными, отражаются в портрете. Психологический смысл портрет приобретает с развитием литературы. Если в античности портрет отражал качества, которые ценили древние, то в эпоху Возрождения он стремится подчеркнуть уже духовную жизнь человека. Писатели-сентименталисты стремились подчеркнуть при помощи портрета живость чувств героя. У романтиков портрет как будто говорит о контрасте между окружением героя и им самим.

Широкое распространение психологический портрет получает в эпоху реализма XIX века. Главные отличия от романтиков заключаются в том, что реалисты включают в портрет и описание костюма, и манеры поведения. Благодаря этому формируется представление не только о «натуре» героя, но и принадлежности его к той или иной социальной среде, сословной принадлежности. Также в реализме порой портрет может контрастировать с характером персонажа: например, яркий человек внешне скромен и обычен.

Таким образом, одну из его художественных особенностей в литературном произведении составляет портрет.


Если подробно рассмотреть роман И.А.Гончарова «Обломов», то в понимании читателем самого героя портрет здесь играет очень важную роль. Автор дает очень подробный, детализированный портрет, который входит и в описание внешности героя, и одежды, и даже окружающей его обстановки. У И.А.Гончарова имеет место подробный портрет-очерк. Такая творческая манера писателя сближает его с творческой манерой Н.В.Гоголя.

Сам автор романа в одной из своих статей так пишет относительно создания всех образов «Обломова»: «Рисую, я редко знаю в ту минуту, что значит мой образ, портрет, характер: я только вижу его живым перед собою - и смотрю, верно ли я рисую, вижу его с другими - следовательно, вижу сцены и тут этих других, иногда далеко впереди, по плану романа…» Отрадин, М.В. Сборник статей: Роман И.А.Гончарова «Обломов» в русской критике. - Л.: Ленинградский университет, 1991. - 304 с. . Несмотря на такое «быстрое рисование» портретов героев, их образы получились очень яркие и запоминающиеся. Как заметили многие критики, в произведении отразилась не только русская жизнь, но и предстала перед читателями цепочка героев, отражающих живой, современный русский тип людей. Это и Илья Ильич Обломов, и Андрей Штольц и Ольга Ильинская и другие герои произведения. Причем И.А.Гончаров представляет читателю не только портреты главных героев, но и второстепенных. Например, даже слугу Захара писатель не обошел стороной.

Портреты вышеперечисленных персонажей я и рассмотрю в данном реферате.

1. Портреты главных героев

1.1 Образ И. И. Обломова

Илья Ильич Обломов является главной фигурой, образов, во всем романе И.А.Гончарова. Именно с портретной зарисовки этого героя и начинается все произведение:

«Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем теле теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока». Гончаров, И.А. Обломов. Роман в 4-х частях. - М.: Художественная литература, 1984. - 493 с. - С. 21

Такая беспечность в лице и во всем теле будет, разгульная мысль будет сопутствовать героя на протяжении почти всего романа, и только кратковременная заинтересованность в Ольге Ильинской, хоть как-то изменит такое положение Обломова.

Далее автор замечает, что «мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души…» Там же. - С. 21 главного героя, при первой же встрече расположила бы к себе, и человек отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой.

«Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам…» Там же. - С. 21 .

Эта небольшая часть портрета раскрывает внутреннюю сущность Илья Ильича, некоторые его качества: леность, пассивность, отсутствие какого-либо вообще интереса к жизни, его ничто не занимает. Даже какие-либо тревоги всегда разрешались просто вздохами, все просто замирало или в апатии, или тревоге.

Н.А.Добролюбов писал, что именно лень и апатия Обломова - единственная пружина во всей его истории.

Рисуя портрет И.А.Гончаров, не забывает упомянуть и о том, во что и как одевается персонаж. У Ильи Ильича домашний костюмом является настоящий восточный халат, который олицетворяет и дополняет образ барина. Хотя этот предмет гардероба и потерял свою былую свежесть и яркость восточных красок, для Обломова он имел «тьму неоцененных достоинств». Данный халат в произведении играет еще и символическую роль: халат - это спокойная, бездейственная жизнь. Вначале герой предстает именно в нем перед читателем, но не на всем протяжении романа Обломов находится в нем. Познакомившись с Ильинской, он готов к действиям, к изменениям в привычном его укладе жизни. Ему уже не нужен халат, теперь для него важен его внешний вид, ведь герой выходит в свет. И только в конце произведения, халат возвращается к Илье Обломову, так как жизнь с Пшеницыной возвратила все на круги своя: та же леность и бренность.

Портрет дополняет и интерьер того места, где живет тот или иной герой. Наиболее детально описана комната Обломова. «Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей …» Гончаров, И.А. Обломов. Роман в 4-х частях. - М.: Художественная литература, 1984. - 493 с. - С. 22 . Если же посмотреть опытным глазом, то можно заметить и неграциозные стулья, и шаткость этажерок, осевший задок дивана. «По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки» Гончаров, И.А. Обломов. Роман в 4-х частях. - М.: Художественная литература, 1984. - 493 с. - С. 23 . Все эти детали интерьера отражают не только запущенность и небрежность кабинета, но и показывают мертвость и окаменелость, которая обуяла героя романа.

Мотив окаменелости отразился и во внешности Обломова. И как отмечают П.Вайль и А.Генис, застывшие «складки» на лице Ильи Ильича проводят аналогию с античной статуей. «В фигуре Обломова соблюдено то золотое сечение, которое придает ощущение легкости, гармоничности и завершенности античной скульптуре. Неподвижность Обломова грациозна в своей монументальности, она наделена определенным смыслом. Во всяком случае, до тех пор, пока он ничего не делает, а лишь представляет самого себя» Вайль П., Генис А. Обломов и «Другие» [Электронный ресурс]: Режим доступа URL: www.oblomov.omsk.edu (дата обращения: 21.12.2014) . Рассматривая главного героя в движении, можно видеть его достаточно неуклюжим, смешным и неловким, но так он выглядит только находясь в компании Штольца или в сравнении с Ольгой. Находясь же в доме у Агафьи Матвеевной Пшеницыной, И.И.Обломов опять становится статуей: «Сядет он, положит ногу на ногу, подопрет голову рукой -- все это делает так вольно, покойно и красиво… весь он так хорош, так чист, может ничего не делать и не делает» Гончаров, И.А. Обломов. Роман в 4-х частях. - М.: Художественная литература, 1984. - 493 с. - С. 394 . Некая монументальность и окаменелость героя, на взгляд Ольги и Штольца, которые находятся постоянно в движении, это показатель человека без цели. Он мертв при жизни. Ряд исследователей сравнивают Штольца и Ольгу с машинами, у которых есть свои шайбочки и шестеренки, чтобы найти подход к другим. Обломов же - статуя. Герой является в роман законченным, совершенным. «Он уже состоялся, выполнив свое предназначение только тем, что явился на свет» Вайль П., Генис А. Обломов и «Другие» [Электронный ресурс]: Режим доступа URL: www.oblomov.omsk.edu (дата обращения: 21.12.2014) . Жизнь его не только сложилась, но и создана, далее предназначена была так просто, немудрено, чтоб выразить возможность идеально покойной стороны человеческого бытия, -- к такому выводу приходит Обломов к концу своих дней.

Вот таким предстает Илья Ильич Обломов на страницах романа И.А.Гончарова «Обломов». Портрет этого героя органично включается в философскую проблематику романа.

1.2 Портрет Андрея Штольца

Портрет Андрея Штольца контрастирует в романе с портретом И.И.Обломова. Штольц является полным антиподом главного героя, хотя и является его ровесником. Он и отслужил уже, вышел в отставку, занялся делами и нажил и деньги, и дом. И.А.Гончаров так построил свое произведение, и создал такие образы героев, что читатель невольно начинает сравнивать Штольца и Обломовым.

Такое сравнение начинается с внешности. Если Обломов был мягкотелым, Штольц наоборот «...весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные» Гончаров, И.А. Обломов. Роман в 4-х частях. - М.: Художественная литература, 1984. - 493 с.- С. 172 . Никаких лишних движений он не делал, сдержанность в его манерах была неописуема. Если он просто сидел, то сидел спокойно, если же действовал, то «употреблял столько мимики, сколько было нужно».

Андрей Иванович энергичен, умен, деятелен. Вся его жизнь - движение. И это подчеркивается во всем портрете героя. «Он беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента - посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу - выбирают его. Между тем он ездит и в свет и читает: когда он успевает - бог весть» Там же. - С.172 .

Все у него было под контролем: и время, и труд, и силы души, и даже сердца. Андрей Штольц - рационалист: «кажется, и печалями и радостями он управлял как движением рук», и «радостью наслаждался, как сорванным по дороге цветком». Складывается впечатление, что такой человек ничего не боится, все трудности воспринимает как рубеж, который надо преодолеть и который только приблизит его к цели. Ведь выше всего он ставил настойчивость в достижении целей.

На самом же деле Андрей Иванович Штольц боялся всякой мечты. Всему загадочному и таинственному просто не было места в душе персонажа. А если он и погружался в такое состояние, то всегда знал, когда он из него выйдет.

Автор не дает описания интерьер того место, где живет Андрей Иванович, поэтому читателю остается только догадываться. Возможно, его дом находится в запустении, ведь его хозяин настолько деятелен, что ему не хватает времени на хозяйственные хлопоты. Можно и предположить, что в силу характера, дом наоборот, убран и ухожен. Но это остается загадкой…

Образ Штольца весьма привлекательный, но от него веет каким - то эгоизмом и чрезмерной расчетливостью, но между тем читателя захватывает трудолюбие, целеустремленность героя. Порой именно этих качеств и недостает в людях, чтобы осуществить задуманной.

Но как такой человек мог так близко находится рядом с Обломовым? Кажется, каждая черта их характера, портрета противоположны друг другу. Но как говорят, противоположности притягиваются. Именно приезд Андрея Штольца изменил привычную спокойную жизнь Ильи Ильича.

1.3 Образ Ольги Ильинской

Одним из женских портретов в романе является образ Ольга Сергеевна Ильинская, знакомой Штольца и возлюбленной Обломова. Эту женщину долго не может забыть Илья Ильич, ее портрет он рисовал в своей памяти. «Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миниатюрных рук, как у пятилетнего ребенка, с пальцами в виде винограда...»Гончаров, И.А. Обломов. Роман в 4-х частях. - М.: Художественная литература, 1984. - 493 с. - С. 202 . Такая женщина не могла оставить равнодушным главного герой, который уже давно не выходил в свет.

Дальше можно проследить уже взгляд самого И.А.Гончарова на образ Ольги: «Кто ни встречал ее, даже рассеянный, и тот на мгновение останавливался перед этим так строго и обдуманно, артистически созданным существом… нос образовал заметно выпуклую, грациозную линию; губы тонкие и большею частью сжатые…брови придавали особенную красоту глазам… это были две русые, пушистые, почти прямые полоски, которые редко лежали симметрично…» Там же. - С. 202 .

Мотив статуи прослеживается и здесь. Сам Обломов сравнивает Ольгу со статуей «грации и гармонии». Она «несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы - овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи - с станом…». Но исследователи замечают, что Ольга -- не статуя. Для нее находится другая аналогия -- машина.

Как статуя Ильинская безусловно прекрасная, но как машина она функциональна. Любовь Обломова как будто завила героя, но вот завод кончается и сам герой замирает. Уже не искрятся глаза героя и не заплывают слезами «от слов, от звуков, от этого чистого, сильного девического голоса», от которого так билось сердце раньше.

И.А.Гончаров дает портрет героини в разные моменты ее жизни. Вот она поет «Щеки и уши рдели у нее от волнения; иногда на свежем лице ее вдруг сверкала игра сердечных молний, вспыхивал луч такой зрелой страсти, как будто она сердцем переживала далекую будущую пору жизни, и вдруг опять потухал этот мгновенный луч, опять голос звучал свежо и серебристо», описывает автор и «пробуждение души героини», когда она понимает чувства Обломова: «… лицо ее наполнялось постепенно сознанием; в каждую черту пробирался луч мысли, догадки, и вдруг все лицо озарилось сознанием… Солнце так же иногда, выходя из-за облака, понемногу освещает один куст, другой, кровлю и вдруг обольет светом целый пейзаж…». Но совсем другая Ольга после прощального разговора с Обломовым «она изменилась в лице: пропали два розовых пятнышка, и глаза потускнели…сильно рванула мимоходом ветку с дерева, оторвала губами…». Это показывает все разочарование, взволнованность и даже досаду героини.

Ольга Ильинская на протяжении знакомства с Ильей Обломовым тоже меняется. Если сначала, до признания Ильи Ильича легка, всегда весела, жива, открыта и доверчива «зависима» Штольца (он ее учитель), то после признания и последующего расставания с главным героем она же задумчива, сдержанна, настойчива, тверда, уверенна, сдержанна. Она уже не просто ветреная девушка, а женщина.

Писатель выделяет в Ольге Ильинской два важных, по его мнению, свойства личности, которые так не достают в современных женщинах, и потому особенно ценны. Это слова и движения. Достаточно убедительно они представлены в романе. В этом и заключается талант И.А. Гончарова.

2. Портреты второстепенных героев

2.1 Портрет Агафьи Пшеницын ой

По контрасту И.А. Гончаров с портретом Ольги Ильинской ставит «бытовой» потрет Агафьи Матвеевной Пшеницыной, жены Ильи Ильича Обломова. В отличии от полного образа Ольги, который включает в себя не только внешность героини, но и черты ее характера, здесь автор показывает некоторые черты внешности Пшеницыной, ее одежду, о характере, манерах и привычках писатель умалчивает.

Вот какой Обломов видит эту женщину: «Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил. Платье сидело на ней в обтяжку: видно, что она не прибегала ни к какому искусству, даже к лишней юбке, чтобы увеличить объем бедр и уменьшить талию. От этого даже и закрытый бюст ее, когда она была без платка, мог бы послужить живописцу или скульптору моделью крепкой, здоровой груди, не нарушая ее скромности. Платье ее, в отношении к нарядной шали и парадному чепцу, казалось старо и поношено». Гончаров, И.А. Обломов. Роман в 4-х частях. - М.: Художественная литература, 1984. - 493 с. - С. 304

На Илью Обломова героиня произвела положительное впечатление, хотя у нее было «простое, но приятное лицо» и герой подумал, что она, наверное, приятная женщина. Любовь к труду и хозяйству, выдавали руки героини. И как отмечает писатель, что хлопоты по хозяйству никак не отягощали Пшеницыну, это было ее призванием.

Агафья Матвеевна полностью погрузилась в главного героя. Она готова на многое ради любви к Обломову, хотя и кажется ему застенчивой и кроткой. Ее чувство влюбленности можно заметить только по излишней рассеянности: то у нее «подгорит жаркое, переварится рыба в ухе, не положит зелени в суп…».

Если сравнить портреты героини в начале приезда И.И. Обломова и портрет после продолжительного времени совместной жизни с ним, то можно заметить существенные различия. В начале она, пышущая здоровьем, полная, румяная, круглощекая. А вот портрет уже несколько времени спустя. «Она ужасно изменилась, не в свою пользу» Гончаров, И.А. Обломов. Роман в 4-х частях. - М.: Художественная литература, 1984. - 493 с.- С.427 - замечает И.А. Гончаров - «Она похудела. Нет круглых, белых, некраснеющих и небледнеющих щек; не лоснятся редкие брови, глазу у нее впали.

Одета она в старое ситцевое платье; руки ее не то загорели, не то загрубели от работы, от огня или от воды, или от того и от другого… в лице у нее лежит глубокое уныние». Там же. - С. 427

Что же произошло с героиней? А все потому, что уже какой год всю ее стряпню не кушает Илья Ильич. Вот как трепетно Агафья Матвеевна относилась к Обломову. И стоило только поправится делам главного героя с выплатой долга, героиня снова вернулось в былое положение: «она пополнела; грудь и плечи сияли тем же довольством и полнотой в глазах светилась кротость и только хозяйственная заботливость». Там же. - С. 473

А лицо Пшеницыной показывало гораздо большее. Оно «высказывало одно и то же счастье, полное, удовлетворенное и без желаний».

В портрете Агафьи Пшеницыной И.А. Гончаров воплотил образ типичной русской женщины, которая готова полностью отдать себя хозяйственным заботам и всячески угождать типичным Обломовым.

2.2 Портреты гостей Обломова

герой обломов штольц

Не обошел стороной И.А. Гончаров и гостей Ильи Ильича. У каждого из них есть свой портрет, хоть и не очень полный. Благодаря этому, у читателя создается образ тех людей, с кем общался главный герой. Познакомимся с некоторыми из них.

Первым приходит Волков: «…молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здоровьем, с смеющимися щеками, губами и глазами. Зависть брала смотреть на него».Гончаров, И.А. Обломов. Роман в 4-х частях. - М.: Художественная литература, 1984. - 493 с. - С. 32 Он ослеплял и свежестью лица, и белья, и фрака. У него была глянцевитая шляпа и лакированные сапоги. И как верно назвал его сам Обломов - «блестящий господин».

Судьбинский предстает в ином образе перед читателем. Это «господин в темно-зеленом фраке с гербовыми пуговицами, гладко выбритый… с утружденным, но покойно-сознательным выражением в глазах, с сильно потертым лицом, с задумчивой улыбкой». Там же. - С. 36 Эти черты не случайны, ведь данный гость является начальником отдела.

Другой гость, Алексеев, был человеком «…неопределенных лет, с неопределенной физиономией…не красив и не дурен, не высок и не низок ростом, не блондин и не брюнет…». Там же. - С. 44 Как замечает писатель, природа не дала этому персонажу никаких заметных черт.

Более полно дан портрет Михей Андреевича Тарантьева. Это «человек лет сорока…высокий, объемистый в плечах и во всем туловище, с крупными чертами лица, с большой головой…коротенькой шеей, с большими на выкате глазами, толстогубый». Там же. - С. 52 За изяществом костюма он не гнался, не всегда был побрит… Но все это, кажется, не смущало самого героя. Тарантьев недоброжелателен ко всему окружающему, бранит все и вся. Уже на протяжение двадцати пяти лет он работает в канцелярии. Порой он как ребенок: что-то недоглядит, что-то упустит.

Именно это описание гостей Обломова особенно подробно, так как И.А.Гончаров сближает данного героя с Обломовым. Дело даже не в том, что у них одна малая родина, но и то, что и Тараньтьев, и Обломов так и остались со своими несбыточными надеждами, хотя где-то внутри они были полны дремлющих сил.

И.А. Гончаров ставит портреты вышеперечисленных героев в самое начало главы, что позволяет читателю сразу представить образ гостя Обломова, а затем следить уже за беседой персонажей.

2.3 Портрет Захара

Захар - слуга Ильи Ильича. Несмотря на то, что это простой человек, низкого сословия, И.А.Гончаров создал и его портрет. Слуге было лет за пятьдесят, с «необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами». Образ дополняется и одеждой: серый сюртук и жилет, которые очень нравились персонажу, но это все в начале романа. В конце же дается печальный портрет: «…у него появились заплаты на локтях; он смотрел так бедно, голодно, как будто плохо ел, мало спит и за троих работает». Гончаров, И.А. Обломов. Роман в 4-х частях. - М.: Художественная литература, 1984. - 493 с.- С.427 Вот как изменился Захар, находясь в доме Пшеницыной.

Интересно, что И.А. Гончаров дополняет портрет и некоторыми чертами характера, привычками слуги. Например, читатель узнает, что Захар сплетник, готов обругать барина при всяком удобном случае, любит выпить, иногда и подворовывает у Обломова.

Захар неприятен (бреется редко). Очень неловок, медлителен, неуклюж. Даже когда старается угодить барину, происходит все совершенно наоборот. «Бедам и убыткам не бывает конца» от такого слуги.

Несмотря на все свои недостатки и отталкивающие свойства, Захар страстно предан барину, он умер бы вместо барина, если было бы нужно, так как считал это своим долгом.

Заключение

Таким образом, портрет в романе И.А. Гончарова играет очень важную роль: подчеркивает не только индивидуальные черты внешности персонажа, но и раскрывает его внутренний мир. В этом и заключается особенность психологического портрета, который начинает входить в литературу XIX в.

Портретные характеристики героев яркие и точные, что позволяет проследить изменения характера, образа жизни, отношение к миру того или иного человека.

Портреты, рисуемые в романе «Обломов», позволяют нам не только точно представить изображаемого персонажа, но и глубоко прочувствовать все его переживания, а также точнее уловить замысел автора, понять к какому сословию принадлежит герой, какое место занимает в обществе, среди друзей и знакомых.

Писателю удалось передать весь колорит типичных русских образов, подчеркнуть их самые явные особенности. Это не только леность, излишняя мечтательность, но и деятельность и рассудительность.

Портрет у И.А. Гончарова представлен в динамике. Образ, представленный автором в самом начале, постепенно меняется в зависимости от развития сюжета, событий происходящих с героем, изменений их мировоззрения.

Список литературы

1. Вайль П., Генис А. Обломов и «Другие» [Электронный ресурс]: Режим доступа URL: www.oblomov.omsk.edu (дата обращения: 21.12.2014)

2. Гончаров, И.А. Обломов. Роман в 4-х частях. - М.: Художественная литература, 1984. - 493 с.

3. Десницкий, В.А. Трилогия Гончарова// Десницкий, В.А. Избранные статьи по русской литературе XVIII-XIX вв. М.-Л., 1958.

4. Отрадин, М.В. Сборник статей: Роман И.А.Гончарова «Обломов» в русской критике. - Л.: Ленинградский университет, 1991. - 304 с.

5. Тураев С.В., Тимофеев Л.И., Вишневский К.Д. и др. Литература: Справочный материал: Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1988. - 335 с.

Подобные документы

    Образ Ольги Ильинской в романе. Ольга до и после признания Обломова, её жизненные цели. Образ Агафьи Пшеницыной: принципы, любовь, отношения с окружающими. Сравнение образов Ольги и Агафьи, общее и различия. Взаимоотношения Обломова с главными героинями.

    презентация , добавлен 08.02.2012

    Сочинение на тему - следует ли перевоспитывать Обломова и Штольца – главных героев романа Гончарова "Обломов". Автор приходит к выводу, что образ жизни – его сугубо личное дело и перевоспитывать Обломова и Штольца не только бесполезно, но и негуманно.

    творческая работа , добавлен 21.01.2009

    Русская критика о романе "Обломов" (Д.Н. Овсянико-Куликовский, Н.Ф. Добролюбов, Д. Писарев). Оценка характера Обломова Ю. Лощицем. История любви Обломова и Ольги в современном литературоведении, ее место и значение в сюжетном пространстве романа.

    курсовая работа , добавлен 13.07.2014

    Роман Гончарова "Обломов" как очень важное общественное событие. Крепостнический характер Обломовки, духовный мир обломовцев. Бездейственное лежание, апатия и лень Обломова на диване. Драматизм истории взаимоотношений Обломова с Ольгой Ильинской.

    реферат , добавлен 28.07.2010

    Особенности раскрытия характера главного героя Обломова по Гончарову. Сон Обломова как идейный художественный центр романа. Разгадка характера Ильи Ильича в его детстве. Лень, пассивность, а также апатия как неотъемлемые черты главного героя романа.

    доклад , добавлен 19.09.2013

    Основные вехи биографии русского писателя Ивана Александровича Гончарова. Образование, жизнь после университета. Начало творчества писателя. Выход в свет и громадный успех "Обломова". "Обрыв" - последнее крупное художественное произведение Гончарова.

    презентация , добавлен 30.03.2012

    Восприятие жизни Обломовым и Штольцем: сравнительная характеристика двух героев И.А. Гончарова. Любовь, дружба, отношение к окружающим людям. Образ жизни, страхи, жизненные принципы. Любовь народа, по преимуществу богатого обломовщиной, к Обломову.

    презентация , добавлен 22.03.2011

    Детство, образование и начало творчества Ивана Александровича Гончарова. Откуда взялись герои и городок в романе "Обломов". Влияние Белинского на создание романа "Обломов" и на самого Гончарова. Сюжет и главные герои и герои второго плана в романе.

    презентация , добавлен 25.10.2013

    Обучение Гончарова в Московском коммерческом училище и на словесном отделении Московского университета. Служба в канцелярии симбирского губернатора А.М. Загряжского. Публикация повести "Лихая болесть", "Обыкновенная история", "Сон Обломова", "Обрыв".

    презентация , добавлен 22.12.2011

    Основные подходы к анализу романа "Обыкновенная история" в средней школе. Изучение романа "Обломов" как центрального произведения И.А. Гончарова. Рекомендации по изучению романа И.А. Гончарова "Обрыв" в связи с его сложностью и неоднозначностью.

Вовсе не случайно Иван Александрович Гончаров писал свой знаменитый роман "Обломов", признанный современниками классикой уже после издания, через целых десять лет. Как он сам писал о нем, этот роман - о «его» поколении, о тех барчуках, которые приезжали в Петербург «от добрых мамочек» и пытались сделать там карьеру. Им, чтобы действительно сделать карьеру, следовало изменить свое отношение к труду. Сам Иван Александрович прошел через это. Однако многие поместные дворяне и во взрослой жизни оставались бездельниками. В начале XIX века это не было редкостью. Художественно-целостное отображение представителя вырождающегося в условиях крепостного права дворянина для Гончарова стало главной идеей романа.

Илья Ильич Обломов - типичный персонаж в начале XIX века

Внешность Обломова, сам образ этого поместного дворянина-лодыря вобрал в себя столько характерных черт, что стал нарицательным. Как свидетельствуют воспоминания современников, во времена Гончарова даже неписанным правилом стало не называть сына "Ильей", если такое же было и имя его отца... Причина в том, что таким людям не нужно трудиться, чтобы обеспечить себя Им можно и не служить, ведь капитал и крепостные ему уже обеспечивают определенный вес в обществе. Это - помещик, владеющий 350 душами крепостных, однако абсолютно не интересующийся сельским хозяйством, которое его кормит, не контролирующий вора-приказчика, который его безбожно грабит.

Дорогая мебель красного дерева покрыта пылью. Все его существование проходит на диване. Он заменяет ему всю квартиру: гостиную, кухню, прихожую, кабинет. По квартире бегают мыши, водятся клопы.

Внешность главного героя

Описание внешности Обломова свидетельствует об особой - сатирической роли этого образа в русской литературе. Сущность его в том, что он продолжил классическую традицию лишних людей в своем Отечестве вслед за пушкинским Евгением Онегиным и лермонтовским Печориным. Илья Ильич имеет облик, соответствующий такому образу жизни. Свое нестарое полное, но уже рыхлое тело, он одевает в довольно заношенный халат. Его взгляд - мечтателен, его руки - неподвижны.

Главная деталь внешности Ильи Ильича

Не случайно, многократно описывая внешность Обломова по ходу романа, Иван Александрович Гончаров акцентирует внимание именно на пухлых его руках, с небольшими кистями, совершенно изнеженных. Этот художественный прием - мужские руки не занятые работой, - дополнительно акцентирует пассивность главного героя.

Мечты Обломова никогда не находят своего реального продолжения в делах. Они - его личный способ лелеять свою лень. И занят ими он с самого пробуждения: показанный Гончаровым, например, день из жизни Ильи Ильича, начинается с полуторачасового неподвижного мечтания, естественно, при этом не слезая с дивана…

Положительные черты Обломова

Впрочем, следует признать, что Илья Ильич более добр, открыт. Он дружелюбнее, чем великосветский франт Онегин, или же фаталист Печорин, приносящий окружающим лишь беды. Он не способен из-за пустяка рассориться с человеком, а уж тем более вызвать того на дуэль.

Гончаров описывает внешность Обломова Ильи Ильича в полном соответствии с его образом жизни. А проживает этот помещик вместе со своим преданным слугой Захаром на выборгской стороне в просторных четырехкомнатных апартаментах. Полный, рыхлый 32-33 -летний лысеющий шатен с каштановыми волосами, достаточно приятным лицом и с мечтательными темно-серыми глазами. Такова внешность Обломова в кратком описании, которую нам представляет Гончаров в начале своего романа. Этот потомственный дворянин из когда-то известного в губернии рода, двенадцать лет назад приехал в Петербург делать чиновничью карьеру. Начинал с чина Затем по нерадивости отправил письмо вместо Астрахани в Архангельск и, испугавшись, уволился.

Его облик, безусловно, располагает собеседника к общению. И неудивительно, что ежедневно к нему заходят гости. Внешность Обломова в романе "Обломов" нельзя назвать непривлекательной, она даже в какой-то степени выражает недюжинный ум Ильи Ильича. Однако в нем нет практической цепкости, целенаправленности. Впрочем, лицо его выразительно, оно отображает поток непрерывный мыслей. Он произносит дельные слова, выстраивает благородные планы. Уже само описание внешности Обломова приводит внимательного читателя к выводу, что его одухотворенность - беззуба, а планам никогда не дано сбыться. Они будут забыты, не дойдя до практического исполнения. Однако на их место придут новые идеи, столь же оторванные от действительности...

Внешность Обломова - зеркало деградации...

Заметим, что даже внешность Обломова в романе "Обломов" могла бы быть совершенно иной, - получи он другое домашнее воспитание... Ведь он был энергичным, любознательным ребенком, не склонным к полноте. Как и положено для своего возраста, он интересовался происходящим вокруг него. Однако маменька приставила к ребенку недремлющих нянь, не дающих ему брать ничего в руки. Со временем Илья Ильич также воспринял любой труд, как удел низшего класса, мужиков.

Внешности противоположных персонажей: Штольца и Обломова

Почему наблюдатель-физиономист придет к такому выводу? Да потому, что, например, внешность Штольца в романе "Обломов" - совершенно другая: жилистая, подвижная, динамичная. Андрей Ивановичу не свойственно мечтать, он вместо этого, скорее, планирует, анализирует, формулирует цель, а затем работает на ее достижение... Ведь Штольц, его друг с юных лет, мыслит рассудочно, имея юридическое образование, а также богатый опыт службы и общения с людьми.. Происхождение его - не столь знатное, как у Ильи Ильича. Его отец - немец, работающий приказчиком на помещиков (в нашем теперешнем понимании - классический наемный менеджер), а мать - русская женщина, получившая хорошее гуманитарное образование. Он с детства знал, что карьеру и положение в обществе следует зарабатывать трудом.

Диаметрально противоположны в романе эти два персонажа. Даже внешность Обломова и Штольца совершенно разные. Ничего похожего, ни одной сходной черты, - два совершенно разных человеческих типажа. Первый - прекрасный собеседник, человек открытой души, однако лентяй в последней ипостаси этого недостатка. Второй - деятельный, готовый помогать друзьям, попавшим в беду. В частности, он знакомит своего друга Илью с девушкой, способной "вылечить" его от лени - Ольгой Ильинской. Кроме того, он наводит порядок в помещичьем сельском хозяйстве Обломовки. А после смерти Обломова усыновляет его сына Андрея.

Отличия в способе изложения Гончаровым внешности Штольца и Обломова

Различным образом мы узнаем черты внешности, которыми обладает Обломов и Штольц. Внешность Ильи Ильича автором показана классическим образом: со слов рассказывающего о нем автора. Черты облика Андрея Штольца мы узнаем постепенно, со слов других персонажей романа. Именно так мы начинаем понимать, что Андрей обладает худощавым, жилистым, мускулистым телосложением. Его кожа - смугла, а зеленоватые на цвет глаза - выразительны.

По разному относятся и к любви Обломов и Штольц. Внешность их избранниц, а также и отношения с ними у двух героев романа различны. Обломову достается жена-мать Агафья Пшеницына - любящая, опекающая, не утруждающая. Штольц женится на образованной Ольге Ильинской - жене-соратнике, жене-помощнике.

Не удивительно, что этот человек, в отличии от Обломова, разбазаривающего свое состояние.

Внешность и уважение людей, связаны ли они?

Внешность Обломова и Штольца по-разному воспринимаются людьми. Размазня-Обломов словно мед притягивает мух, - влечет к себе мошенников Михея Тарантьева и Ивана Мухоярова. Он периодически ощущает приступы апатии, ощущая очевидный дискомфорт от своей пассивной жизненной позиции. Собранный, дальновидный Штольц подобного упадка духа не испытывает. Он любит жизнь. своей проницательностью и серьезным подходом к жизни пугает негодяев. Не зря, после встречи с ним "пускается в бега" Михей Тарантьев. Для

Заключение

Внешность Ильича вполне вписывается в концепцию «лишнего человека, т.е личности, которая не может себя реализовать в обществе. Те способности, которыми он обладал в юности, были впоследствии загублены. Вначале -неправильным воспитанием, а затем - бездельем. Прежде шустрый мальчонка обрюзг к 32 годам, потерял интерес к окружающей жизни, а к 40 годам заболел и умер.

Иван Гончаров описал типаж дворянина-крепостника, имеющего жизненную позицию рантье (деньги ему регулярно достаются трудом других людей, а трудиться самому - такого желания у Обломова не возникает.) Совершенно очевидно, что люди, обладающие подобной жизненной позицией будущего не имеют.

В то же время энергичный и целеустремленный разночинец Андрей Штольц добивается в жизни очевидных успехов и положения в обществе. Его внешность является отражением его деятельной натуры.

В романе «Обломов» с полной силой проявилось мастерство Гончарова-прозаика. Горький, назвавший Гончарова «одним из великанов русской литературы», отметил его особенный, пластичный язык. Поэтический язык Гончарова, его талант образного воспроизведения жизни, искусство создания типических характеров, композиционная завершенность и громадная художественная сила представленной в романе картины обломовщины и образа Ильи Ильича - все это способствовало тому, что роман «Обломов» занял достойное место в ряду шедевров мировой классики.

Огромное значение в произведении играет портретная характеристика героев, с помощью которой читатель знакомится с персонажами и составляет представление о них и о чертах их характеров. Главный герой романа - Илья Ильич Обломов - человек тридцати двух-тридцати трех лет, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, в которых нет никакой идеи, с бледным цветом лица, пухлыми руками и изнеженным телом. Уже по этой портретной характеристике мы можем составить представление об образе жизни и душевных качествах героя: детали его портрета говорят о ленивом, неподвижном образе жизни, о его привычке к бесцельному времяпровождению. Однако Гончаров подчеркивает, что Илья Ильич - приятный человек, мягкий, добрый и душевный. Портретная характеристика как бы подготавливает читателя к тому жизненному краху, который неизбежно ждал Обломова.

В портрете антипода Обломова, Андрея Штольца, автор использовал иные краски. Штольц - ровесник Обломова, ему уже за тридцать. Он в движении, весь составлен из костей и мускулов. Знакомясь с портретной характеристикой этого героя, мы понимаем, что Штольц - сильная, энергичная, целеустремленная личность, которой чужда мечтательность. Но эта почти идеальная личность напоминает механизм, а не живого человека, и этим отталкивает читателя.

В портрете Ольги Ильинской преобладают другие черты. Она «не была красавицей в строгом смысле этого слова: не было в ней ни белизны, ни яркого колорита щек и губ, и глаза ее не горели лучами внутреннего огня, не было жемчуга во рту и кораллов на губах, не было миниатюрных рук с пальчиками в виде винограда». Несколько высокому росту строго соответствовала величина головы и овал и размеры лица, все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи - со станом... Нос образовал чуть заметную грациозную линию. Губы тонкие и сжатые - признак ищущей, устремленной на что-нибудь мысли. Этот портрет свидетельствует о том, что перед нами гордая, умная, немного тщеславная женщина.

В портрете Агафьи Матвеевны Пшеницыной проступают такие черты, как мягкость, доброта и безволие. Ей около тридцати лет. Бровей у нее почти не было, глаза - «серовато-послушные», как и все выражение лица. Руки белые, но жесткие, с выступившими наружу узлами синих жил. Обломов принимает ее такой, какая она есть и дает ей меткую оценку: «Какая она... простая». Именно эта женщина была рядом с Ильей Ильичем до его последней минуты, последнего вздоха, родила ему сына.

Столь же важно для характеристики персонажа описание интерьера. В этом Гончаров является талантливым продолжателем традиций Гоголя. Благодаря обилию предметно-бытовых деталей в первой части романа читатель может составить представление об особенностях героя: «Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его... На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат... Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие, когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу...» Подробно описывая предметы, окружающие Обломова в повседневной жизни, Гончаров обращает внимание на безразличие героя к этим вещам. Но равнодушный к быту Обломов на всем протяжении романа остается его пленником.

Глубоко символичен образ халата, неоднократно появляющийся в романе и указывающий на определенное состояние Обломова. В начале повествования удобный халат является неотъемлемой частью личности героя. В период влюбленности Ильи Ильича он исчезает, и возвращается на плечи хозяина в тот вечер, когда произошел разрыв героя с Ольгой.

Символична и ветка сирени, сорванная Ольгой во время ее прогулки с Обломовым. Для Ольги и Обломова эта ветка явилась символом начала их отношений и в то же время предвестила конец. Еще одна немаловажная деталь - это развод мостов на Неве. Мосты развели в то время, когда в душе Обломова, жившего на Выборгской стороне, наметился перелом в сторону вдовы Пшеницыной, когда он полностью осознал, какие последствия несет жизнь с Ольгой, испугался этой жизни и снова начал погружаться в апатию. Нить, связывающая Ольгу и Обломова, порвалась, и ее нельзя заставить срастись, поэтому, когда мосты навели, связь между Ольгой и Обломовым не восстановилась. Символичен и падающий хлопьями снег, который знаменует конец любви героя и одновременно закат его жизни.

Не случайно автор так подробно описывает домик в Крыму, в котором поселились Ольга и Штольц. Убранство дома «носило печать мысли и личного вкуса хозяев», в нем было много гравюр, статуй, книг, что говорит об образованности, высокой культуре Ольги и Андрея.

Неотъемлемой частью созданных Гончаровым художественных образов и идейного содержания произведения в целом являются имена собственные героев. Фамилии героев в романе «Обломов» несут в себе большую смысловую нагрузку. Главный герой романа по исконной русской традиции получил свою фамилию от родового имения Обломовки, название которой восходит к слову «обломок»: обломок старого уклада жизни, патриархальной Руси. Размышляя о русской жизни и ее типичных представителях своего времени, Гончаров одним из первых заметил сбой внутренних национальных черт, чреватый обрывом, или обломом. Иван Александрович предугадал страшное состояние, в которое в XIX веке начинало впадать русское общество и которое к XX веку стало массовым явлением. Леность, отсутствие определенной цели в жизни, горения и желания трудиться стало отличительной национальной чертой. Есть и другое объяснение происхождения фамилии главного героя: в народных сказках часто встречается понятие «сон-обломон», который зачаровывает человека, как бы придавливает его могильным камнем, обрекая на медленное, постепенное угасание.

Анализируя современную ему жизнь, Гончаров искал среди Алексеевых, Петровых, Михайловых и других лиц антипода Обломова. В результате этих поисков возник герой с немецкой фамилией Штольц (в переводе с немецкого - «гордый, исполненный чувства собственного достоинства, сознающий свое превосходство»).

Илья Ильич всю свою сознательную жизнь стремился к существованию, «которое было бы и исполнено содержания, и текло бы тихо, день за днем, капля по капле, в немом созерцании природы и тихих, едва ползущих явлениях семейной мирно-хлопотливой жизни». Такое существование он нашел в домике Пшеницыной. «Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки (как «пшеничная булочка»). Имя этой героини - Агафья - в переводе с греческого языка означает «добрая, хорошая». Агафья Матвеевна - тип скромной и кроткой женщины-хозяйки, образец женской доброты и нежности, жизненные интересы которой ограничивались лишь семейными заботами. Служанка Обломова Анисья (в переводе с греческого - «исполнение, польза, завершение») по духу близка Агафье Матвеевне, и потому они так быстро подружились и стали неразлучны.

Но если Агафья Матвеевна любила Обломова бездумно и беззаветно, то Ольга Ильинская буквально «сражалась» за него. Ради его пробуждения она была готова принести в жертву свою жизнь. Ольга любила Илью ради него самого (отсюда фамилия Ильинская ).

Фамилия «друга» Обломова, Тарантьева , несет в себе намек на слово таран . В отношениях Михея Андреевича с людьми выявляются такие качества, как грубость, наглость, настырность и беспринципность. Исай Фомич Затертый , которому Обломов дал доверенность на управление имением, оказался мошенником, тертым калачом . В сговоре с Тарантьевым и братцем Пшеницыной он мастерски обворовал Обломова и хорошо затер свои следы.

Говоря о художественных особенностях романа, нельзя обойти и пейзажные зарисовки: для Ольги гуляния в саду, ветка сирени, цветущие поля - все это ассоциируется с любовью, чувствами. Обломов также осознает, что связан с природой, хотя не понимает, зачем Ольга постоянно тянет его гулять, наслаждается окружающей природой, весной, счастьем. Пейзаж создает психологический фон всего повествования.

Для раскрытия чувств и мыслей героев автор использует такой прием, как внутренний монолог. Наиболее ярко этот прием раскрыт в описании чувств Обломова к Ольге Ильинской. Автор постоянно показывает мысли, реплики, внутренние рассуждения героев.

На протяжении всего романа Гончаров тонко подшучивает, иронизирует над своими героями. Особенно эта ирония заметна в диалогах Обломова и Захара. Так описана сцена водворения халата на плечи хозяина. «Илья Ильич почти не заметил, как Захар раздел его, стащил сапоги и накинул на него халат.

Что это? - спросил он только, поглядев на халат.

Хозяйка сегодня принесла: вымыли и починили халат, - сказал Захар.

Обломов как сел, так и остался в кресле».

Главным композиционным приемом романа является антитеза. Автор противопоставляет образы (Обломов — Штольц, Ольга Ильинская - Агафья Пшеницына), чувства (любовь Ольги, эгоистичная, самолюбивая, и любовь Агафьи Матвеевны, самоотверженная, всепрощающая), образ жизни, портретные характеристики, черты характера, события и понятия, детали (ветка сирени, символизирующая надежду на светлое будущее, и халат как трясина лени и апатии). Антитеза дает возможность ярче выявить индивидуальные черты характеров героев, увидеть и понять два несопоставимых полюса (например два сталкивающихся состояния Обломова - бурную временную деятельность и лень, апатию), а также помогает проникнуть во внутренний мир героя, показать контрастность, которая присутствует не только во внешнем, но и в духовном мире.

Начало произведения построено на столкновении суетного мира Петербурга и изолированного внутреннего мира Обломова. Все посетители (Волков, Судьбинский, Алексеев, Пенкин, Тарантьев), наносящие визиты Обломову, являются яркими представителями общества, живущего по законам фальши. Главный герой стремится отгородить себя от них, от той грязи, которую приносят его знакомые в виде приглашений и новостей: «Не подходите, не подходите! Вы с холода!»

На приеме антитезы выстроена и вся система образов в романе: Обломов - Штольц, Ольга - Агафья Матвеевна. Портретная характеристика героев также дается в противопоставлении. Так, Обломов - пухлый, полный, «с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица»; Штольц же весь состоит из костей и мускулов, «он беспрестанно в движении». Два совершенно разных типа характера, и трудно поверить что между ними может быть что-то общее. И тем не менее это так. Андрей, несмотря на категоричное неприятие образа жизни Ильи, сумел разглядеть в нем черты, которые трудно сохранить в бурном жизненном потоке: наивность, доверчивость и открытость. Ольга Ильинская полюбила его за доброе сердце, «голубиную нежность и внутреннюю чистоту». Обломов не только бездеятельный, ленивый и апатичный, он открыт миру, но какая-то невидимая пленка мешает ему слиться с ним, идти одной дорогой со Штольцем, жить активной полноценной жизнью.

Два ключевых женских образа романа - Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына - также даны в противопоставлении. Эти две женщины символизируют собой два жизненных пути, которые предоставляются Обломову в качестве выбора. Ольга - сильная, гордая и целеустремленная натура, в то время как Агафья Матвеевна - добрая, простая и хозяйственная. Стоило бы Илье сделать один шаг в сторону Ольги, и он смог погрузиться в ту мечту, которая была изображена во «Сне…». Но общение с Ильинской стало последним испытанием для личности Обломова. Его натура не способна слиться с жестоким внешним миром. Он отказывается от вечного поиска счастья и выбирает второй путь - погружается в апатию и находит покой в уютном доме Агафьи Матвеевны.

В романе «Обломов» Иван Гончаров затрагивает проблему формирования личности, выросшей в обстановке, где всячески пытались ущемить проявление самостоятельности.

Образ и характеристика Обломова поможет читателю разобраться, какими становятся люди, привыкшие с детства получать желаемое с помощью других.

Внешний образ Ильи Ильича Обломова

«Это был человек лет тридцати двух-трех, среднего роста, с темно-серыми глазами, приятной наружности».

На лице мужчины с трудом угадывались определенные эмоции. Мысли блуждали по нему, но слишком быстро исчезали, напоминая птиц.

Илья Ильич Обломов был полный. Небольшие пухлые руки, узкие плечи, бледный цвет шеи указывали на излишнюю изнеженность. В молодости барин отличался стройностью. Симпатичный блондин нравился девушкам. Сейчас он полысел. Андрей Штольц советует товарищу сбросить лишний вес, аргументируя тем, что от него клонит в сон. Посещая квартиру Обломова, он часто видит, что барин спит на ходу, ищет любой предлог, лишь бы прилечь на диван. Да и отечность дает понять, что со здоровьем плохо. Причиною могли послужить набранные килограммы.

Поднимаясь с кровати, Обломов кряхтит как старик. Он называет себя:

«ветхим, изношенным, дряблым кафтаном».

Недавно Илья Ильич посещал всевозможные светские рауты. Вскоре выход в свет стал угнетать его. Поездки по гостям обязывали к опрятному внешнему виду, а ему надоела ежедневная смена рубах, и требование быть гладковыбритым. Следить за собственным внешним видом казалось ему «глупой затеей».

В одежде всегда неряшлив. Постельное белье меняет редко. Слуга Захар часто делает ему замечания. Штольц уверяет, в таких халатах как он носит, уже давно не ходят. Носки на нем с разных пар. Рубаху мог запросто одеть навыворот, и не заметить.

«Обломов в доме всегда пребывал без галстука и жилета. Любил простор и приволье. Туфли на ногах были широки. Опуская ноги с постели, сразу же попадал в них».

Многие детали внешнего вида говорят о том, что Илья действительно ленив, потакает собственным слабостям.

Жилье и быт

Около восьми лет Илья Обломов живет в просторной съемной квартире, в самом центре Петербурга. Из четырех комнат использует лишь одну. Она служит ему и спальней, и столовой, и приемной.

«Комната, где лежал Илья, казалась отлично убранною. Там находилось бюро красного дерева, два дивана, обитые дорогой материею, шикарные ширмы с вышивками. Присутствовали ковры, занавески, картины, дорогие фарфоровые статуэтки».

Предметы интерьера относились к дорогостоящим вещам. Но это не скрашивало небрежности, исходившей из каждого уголка комнаты.

На стенах и потолке было множество паутины. Мебель укрывал толстый слой пыли. После встреч с возлюбленной Ольгой Ильинской, он приходил домой, садился на диван, и чертил на пыльном столе большими буквами ее имя. На столе помещались разные предметы. Там были и грязные тарелки, и полотенца, прошлогодние газеты, книги, с пожелтевшими страницами. В комнате Обломова находятся два дивана.

Отношение к учебе. Образование

В тринадцать лет Илью отправили учиться в пансион в Верхлево. Обучение грамоте не привлекало паренька.

«Отец и мать посадили Илюшу за книгу. Это стоило громких воплей, слез и капризов».

Когда следовало отбывать на обучение, приходил к матери, просил остаться дома.

«Он печальный приходил к маме. Та знала причину, и тайно вздыхала о разлуке с сыном на целую неделю».

В университете учился без энтузиазма. Абсолютно не интересовался дополнительной информацией, читал то, что задавали преподаватели.

Его устраивали записи в тетрадке.

В жизни студента Обломова присутствовало увлечение поэзией. Товарищ Андрей Штольц приносил ему разнообразные книги из семейной библиотеки. Сначала он с восторгом прочитывал их, а вскоре забросил, что и следовало от него ожидать. Илье удалось окончить университет, но должные знания не отложились в его голове. Когда потребовалось проявить свои познания в юриспруденции и математике, Обломов не справился. Всегда считал, что учеба послана человеку как расплата за грехи.

Служба

После обучения время пролетало быстрее.

Обломов «так и не подвинулся ни на каком поприще, продолжал стоять у порога собственной арены».

Следовало что-то делать, и он принял решение ехать в Петербург, чтобы зарекомендовать себя на службе канцелярским писарем.

В 20 лет он был достаточно наивен, определенные взгляды на жизнь можно было списать на неопытность. Юноша был уверен, что

«чиновники составляли дружную, тесную семью, волнующуюся о взаимном спокойствии и удовольствиях».

Так же он верил, что нет надобности посещать службу ежедневно.

«Слякоть, жара или просто отсутствие желания всегда могут послужить законным предлогом к нехождению на работу. Илья Ильич огорчился, когда увидел, что надобно быть на службе четко придерживаясь расписания. Исстрадался от тоски, несмотря на снисходительного начальника».

Проработав два года, допустил серьезную ошибку. При отправке важного документа, перепутал Астрахань с Архангельском. Дожидаться выговора не стал. Написал рапорт об уходе, а перед этим пребывал дома, прикрываясь пошатнувшимся здоровьем.

После произошедших обстоятельств не предпринимал попыток вернуться на службу. Он радовался тому, что ему не нужно теперь:

«с девяти до трех, или с восьми до девяти писать доклады».

Теперь он точно уверен, что труд не может сделать человека счастливым.

Отношения с окружающими

Илья Ильич кажется тихим, абсолютно неконфликтным.

«Наблюдательный человек, взглянув мельком на Обломова, сказал бы: «Добряк, простота!»

Его общение со слугою Захаром уже с первых глав может кардинально поменять о не мнение. Он часто повышает голос. Лакей действительно заслуживает небольшой встряски. Барин платит ему за поддержание порядка в квартире. Он же часто откладывает уборки. Находит сотни причин, почему сегодня убраться невозможно. В доме уже есть клопы, тараканы, изредка пробегает мышь. Именно за всяческие нарушения его ругает барин.

В квартиру приходят гости: бывший сослуживец Обломова Судьбинский, литератор Пенкин, земляк Тарантьев. Каждый из присутствующих рассказывает лежащему в постели Илье Ильичу о насыщенной событиями жизни, приглашают прогуляться, развеяться. Однако он всем отказывает, ему в тягость выход из дому. Барин боится, чтоб его не просквозило. В каждом предложении он видит проблему, ожидает подвоха.

«Обломов хоть и ласков со многими, но любит искренне одного, верит ему одному, может потому, что вырос, и жил с ним вместе. Это Андрей Иванович Штольц».

Станет понятно, что несмотря на равнодушие ко всякого рода развлечениям, Обломов не вызывает неприязни у людей. Они все равно хотят подбодрить его, предпринимают очередную попытку вытянуть из любимой постели.

Проживая у вдовы Пшеницыной, Илья с превеликим удовольствием возится с ее ребятишками, обучает их грамоте. С тетей своей возлюбленной Ольги Ильинской он с легкостью находит общие темы для разговора. Все это доказывает простоту Обломова, отсутствие заносчивости, которая присуща многим помещикам.

Любовь

С Ольгой Ильинской Обломова познакомит его друг Андрей Штольц. Ее игра на фортепиано произведет на него неизгладимое впечатление. Дома Илья всю ночь не сомкнул глаз. В мыслях он рисовал образ новой знакомой. Каждую черточку лица вспоминал с трепетом. После этого, стал часто бывать в имении Ильинских.

Признавшись Ольге в любви, повергнет ее в смущение. Они долго не виделись. Обломов переезжает жить на съемную дачу, расположенную возле дома его возлюбленной. Никак не мог совладать с собой, чтобы вновь посетить ее. Но судьба сама сведет их, организуя им случайную встречу.

Окрыленный чувствами, Обломов меняется в лучшую сторону.

«Он встает в семь часов. На лице нет ни усталости, ни скуки. Рубашки с галстуками поблескивают, как снег. Сюртук его прекрасно сшит».

Чувства положительно сказываются на его самообразовании. Он читает книги, не лежит без дела на диване. Пишет управляющему имением письма с просьбами, и указаниями поправить положение поместья. До отношений с Ольгой он всегда откладывал это на потом. Мечтает о семье, детях.

Ольга все больше убеждается в его чувствах. Он выполняет все ее поручения. Однако «обломовщина» не отпускает героя. Вскоре ему начинает казаться, что он:

«находится у Ильинской на службе».

В его душе происходит борьба между апатией и любовью. Обломов считает, что невозможно испытывать симпатию к такому как он. «Любить такого смешно, с дряблыми щеками и сонным взором».

На его догадки девушка отвечает плачем и страданиями. Видя искренность в ее чувствах, жалеет о сказанном. Спустя время снова начинает искать причину, чтобы избегать встреч. А когда любимая в сама приезжает к нему, не может насмотреться на ее красоту, и решает сделать ей предложение руки и сердца. Однако сложившийся уклад жизни берет свое.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png