Тендер (торги)

Тендер (tender - предложение) - конкурентная форма отбора предложений на поставку товаров, предоставление услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Контракт заключается с победителем тендера - участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.

Термин «тендер», используемый в повседневной речи, может являться как аналогом русских терминов конкурс или аукцион, так и других конкурентных процедур, например запрос котировок, запрос предложений. Торги в Российской Федерации подразделяются на открытые и закрытые, могут проводиться в один или два этапа, в форме конкурса или аукциона. Торги осуществляемые для государственных нужд в рамках государственного заказа проводятся только в один этап.

Законодательство о размещении государственных и муниципальных заказов (Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд») предусматривает и другие способы закупок, которые не являются торгами - это запрос ценовых котировок - которые могут применяться при небольших объемах закупок (менее 500 000 рублей), а также закупки у единственного источника применяющиеся в случаях особо оговоренных в российском законодательстве.

Российское законодательство

21 июля 2005 года вышел федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который вступил в действие с 1 января 2006 года. Этот закон регламентирует все государственные и муниципальные закупки в Российской Федерации, а также вводит ряд обязательных требований по публикации информации о проводимых закупках в сети Интернет.

В законе 94-ФЗ отсутствует термин «тендер», поскольку является заимствованным из английского языка путем калькирования (заимствования структуры элемента чужого языка) без его перевода и отражения истинного смысла слова. Вместо него используется более правильный термин, присутствующий в законодательстве РФ - открытый конкурс. Также закон определяет такие типы закупок как запрос котировок, открытый аукцион, открытый аукцион в электронной форме, предварительный отбор, биржевые торги.

24 июля 2007 года был принят федеральный закон № 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Данным законом внесены значительные изменения в процедуры размещения государственных заказов, расширен перечень оснований для закупки по способу «у единственного поставщика», изменен порядок исчисления сроков (с календарных дней на рабочие), и др. В дальнейшем были приняты Федеральные законы № 257-ФЗ от 08.11.2007, № 160-ФЗ от 23.07.2008, № 225-ФЗ от 01.12.2008, № 308-ФЗ от 30.12.2008, № 323-ФЗ от 30.12.2008, № 68-ФЗ от 28.04.2009, № 93-ФЗ от 08.05.2009 и № 144-ФЗ от 01.07.2009, № 147-ФЗ от 17.07.2009, № 155-ФЗ от 17.07.2009 и № 164-ФЗ от 17.07.2009 вносящие многочисленные уточнения и поправки к закону. Актуальная редакция содержит поправки, вступившие в силу 17 июля 2009 г. с выходом закона № 164-ФЗ (Ст. 7). По материалам ru.wikipedia.org

Типы госзакупок

  • С проведением торгов
    • Конкурсы
      • Открытый конкурс
      • Закрытый конкурс

Открытый конкурс

Самым распространенным способом конкурентных закупок является открытый конкурс, в котором может принять участие любой поставщик. Извещение об открытом конкурсе публикуется в специализированных изданиях, на сайте заказчика, в СМИ. Процедура открытого конкурса длится не менее месяца и требует больших ресурсов (подготовка конкурсной документации, оценка заявок и т. д.).

Конкурс проводит заказчик или его уполномоченный. Все требования к предмету закупки и поставщикам, а также критерии выбора победителя и процедура конкурса излагаются в конкурсной документации. Участники конкурса подают заявки, оформленные согласно требованиям. Если на конкурс подана только одна заявка, он считается несостоявшимся.

На публичной процедуре вскрытия предложений оглашаются участники конкурса и их ценовые предложения. Конкурсная комиссия оценивает все заявки и определяет победителя – участника, подавшего самое выгодное предложение. С ним проводятся переговоры о заключении контракта.

Если переговоры заходят в тупик, организатор конкурса проводит их с поставщиком, сделавшим следующее по выгодности предложение.

Закрытый конкурс

Правила закрытого конкурса такие же, как и в открытом конкурсе. Отличие состоит в выборе участников. Если в открытом конкурсе может принять участие любой правомочный поставщик, то приглашение к участию в закрытом конкурсе не публикуется. В нем могут участвовать только те поставщики, которых пригласил заказчик. Информация о результатах закрытого конкурса тоже не публикуется.

Закрытый конкурс проводится в следующих случаях:

  • продукция есть только у ограниченного числа поставщиков или ограниченное число поставщиков имеет квалификацию, устраивающую заказчика;
  • продукция закупается для нужд безопасности или закупка носит конфиденциальный характер;
  • ремя и расходы, которые потребуются для рассмотрения и оценки большого количества конкурсных заявок, несоизмеримы со стоимостью закупаемой продукции.

Открытый аукцион

Открытый аукцион позволяет реализовать госзаказ посредством подачи заявки через Интернет. Контракт на госзаказ, предусматривающий предоставление товаров, работ или услуг, называется лотом. Основным критерием определения победителя любого аукциона является цена. Поэтому победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта.

Извещение о проведении открытого аукциона публикуется в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте не менее чем за двадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе. В определенных законом случаях извещение о проведении открытого аукциона может быть сокращено до семи рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок.

Ставки на аукционе могут быть дискретными (с определенным шагом)и непрерывными. Аукцион может состоять из нескольких раундов, на каждом из которых участники имеют возможность делать новую ставку. Если по завершению раунда новые ставки не сделаны, аукцион завершается.

Для подтверждения серьезности намерений участников аукциона, обычно с них берется невозвратный денежный взнос, залог или иное обеспечение заявок.

Закрытый аукцион

Как и конкурсы, аукционы бывают открытые и закрытые. Однако если в закрытых конкурсах правила точно такие же, как и в открытых, но к участию допускается ограниченный круг поставщиков, то в закрытых аукционах таких ограничений нет. Отличие закрытых аукционов состоит лишь в том, что аукционеры не знают заявок других участников, так как они подаются в запечатанных конвертах, тогда как в открытых аукционах каждая заявка становится известной всем участникам.

Извещение о проведении закрытого аукциона, документация об аукционе, изменения, внесенные в нее, а также разъяснения документации об аукционе не подлежат опубликованию в средствах массовой информации и размещению в Интернете. Заказчик, уполномоченный орган не позднее чем за двадцать дней до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе направляют в письменной форме приглашения принять участие в закрытом аукционе лицам, которые удовлетворяют требованиям закона, имеют доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, и способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом аукциона.

Закрытые аукционы чаще всего используются для снижения рисков заказчика, в первую очередь связанных с возможным сговором участников. Однако платой за это является снижение эффективности.

Электронный аукцион

Открытый аукцион в электронной форме (ОАЭФ) - это аукцион в электронной форме на сайте электронных торговых площадках, аккредитованных Министерством экономического развития РФ. Его порядок регулируется главой 3.1. Федерального закона № 94-ФЗ и постановлениями правительства.

Извещение о проведении аукциона, а также иная информация о ходе проведения и результатах аукциона размещается непосредственно на электронных площадках.

С 1 июля 2010 года федеральные государственные заказчики, а с 1 января 2011 года - заказчики субъектов Российской Федерации и муниципальные заказчики обязаны проводить открытые аукционы в электронной форме. В таких условиях до завершения аукциона неизвестно, кто участвует в торгах, что обеспечивает конкуренцию и уменьшает возможность коррупции.

Аккредитованные электронные торговые площадки (ЭТП) для госзаказов

Согласно решению Минэкономразвития России, к 1 января 2010 года были выбраны пять электронных торговых площадок:

  • ЗАО «Сбербанк-АСТ»;
  • ОАО «Единая электронная торговая площадка»;
  • ГУП «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»;
  • ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа»;
  • ООО «РТС-тендер».
Отличия электронных аукционов от других видов торгов

Характеристики

Электронный аукцион

Запрос котировок

Подача предложений

Многократная/в электронной форме

Однократная/на бумажных носителях

Обязательства заказчика и победителя торгов

Юридически закреплены (на основе электронной цифровой подписи)

Отсутствуют

Юридически закреплены

Относительный объем документооборота

Минимальный, подается единоразово

Небольшой

Преимущества электронных аукционов

Помимо экономии бюджетных средств и снижения риска коррупции, ОАЭФ обеспечивают широкий доступ к государственному заказу для мелких и средних предприятий, расширяя рынки сбыта для производимых ими товаров и оказываемых услуг. В числе преимуществ электронных аукционов, по сравнению с обычными аукционами и конкурсами, можно назвать следующие:

  • Короткие сроки проведения;
  • Экономия бюджетных средств на организации и проведении торгов;
  • Прозрачность и открытость процесса закупок;
  • Честная конкуренция, исключающая неценовые методы ведения борьбы;
  • Равные права всех поставщиков товаров, работ и услуг;
  • Участие в торгах возможно из любой точки мира, не выходя из своего офиса;
  • Высокий уровень безопасности и защиты, применение средств электронной цифровой подписи;
  • Доступность для представителей среднего и малого бизнеса, которые раньше не могли войти область государственных закупок.
Регламент проведения открытых аукционов в электронной форме:
  • Для участия в аукционе нужно зарегистрироваться на электронной торговой площадке и в день проведения аукциона зайти на сайт аукциона используя средства идентификации или ЭЦП.
  • Аукцион проходит на понижение цены. Если цена опускается до нуля - то на повышение.
  • В момент начала аукциона участник может сделать ценовое предложение в рамках текущего шага аукциона, не превышающее начальную (максимальную) цену контракта, воспользовавшись специальной формой на сайте.
  • Участник может неоднократно подавать ценовые предложения.
  • Торги считаются завершенными, если через 10 минут с момента начала торгов или последнего ценового предложения от участника не поступило предложения, предусматривающего более низкую цену.
  • Победителем признается участник, предложивший самую низкую цену контракта.
  • Выявляется также участник, сделавший следующее после победителя лучшее предложение по цене.
  • Система в течение нескольких минут автоматически формирует протокол с итогами торгов.
  • Без проведения торгов
    • Запрос котировок цен
      • ограничение по сумме: до 500 тыс. руб. в квартал по одноименным товарам/работам/услугам
      • ограничение по товарам: должен быть существующий рынок товаров/работ/услуг, требования заказчика должны быть достаточно общими
      • ограничение по сумме: до 100 тыс. руб. в квартал по одноименным товарам/работам/услугам

Запрос котировок

Запрос котировок - это способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок. Порядок проведения запроса котировок регламентируется главой 4 федерального закона № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года.

Этот способ обычно используется в тех случаях, когда речь идет о серийной, стандартной продукции, например, о компьютерах, канцелярских товарах, горюче-смазочные материалах, некоторых видах строительных работ, аренде помещений и т. д. Победителем признается участник, предложивший самую низкую цену контракта.

Граница размещения заказа путем запроса котировок по максимальной цене контракта не должна превышать 500 000 рублей.

Способ запроса котировок - самый простой и быстрый из конкурентных процедур. В этом случае не нужно разрабатывать конкурсную документацию и критерии оценки заявок, а поскольку чаще всего закупается серийная продукция, оценка котировочных заявок, с учетом всех согласований, происходит примерно за 1-7 дней.

Недостатком способа запроса котировок является возможность заинтересованных лиц влиять на исход закупки, т.к. все предложенные цены известны организаторам до окончания срока приема заявок.

Размещение заказа у единственного поставщика

При закупке из единственного источника заказчик направляет предложение о заключении контракта и ведет переговоры только с одним поставщиком.

Закупка у одного поставщика используется в следующих случаях:

  • когда продукция предоставляется только одним поставщиком или оборудование запатентовано и может быть приобретено только из единственного источника, а равноценной замены нет;
  • при продлении заключенного контракта, если он предусматривал такую возможность;
  • если подрядчик нуждается в закупке ключевых позиций у конкретного поставщика в качестве гарантии выполнения контракта;
  • при чрезвычайных обстоятельствах (ликвидация последствий стихийных бедствий);
  • если при проведении закупки конкурентным методом подходящих предложений не было.
У одного поставщика целесообразно закупать продукцию при незначительных суммах закупок, когда расходы заказчика на поиск и отбор поставщиков гораздо больше, чем цена приобретаемой продукции.

Согласно статье 447 ГК РФ, торги могут проводиться в форме аукциона или конкурса.
При этом победителем конкурса признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. В то же время победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее высокую цену. Иных принципиальных различий между аукционом и конкурсом в российском законодательстве нет.

Поскольку наиболее высокая цена является важнейшей частью лучших условий, можно сделать вывод о том, "что аукцион является частным случаем конкурса. А поскольку при проведении закупок как государственных, так и коммерческих структур этот частный случай используется очень плотно, его выделили отдельно.
Вначале уместно привести следующие определения терминов.
Слово «аукцион» переводе с латинского означает «повышаю».
Как указывалось выше, статья 447 ГК РФ определяет аукцион как форму торгов, при которой выигравшим
признается лицо, которое предложило наиболее высокую цену.

Аукционер - потенциальный покупатель на аукционе.
Аукционист - лицо, проводящее аукцион.
Аукционные правила - правила, в соответствии с которыми производятся поставка товаров на аукцион, продажа товаров с аукциона, оформление контрактов и получение приобретенных товаров. Аукционные правила излагаются в специальных информационных материалах, передаваемых участникам аукционного торга.
Аукционная цена - наивысшая цена, предложенная за товар на аукционном торге. Считается, что аукционная цена в значительной степени зависит от мастерства аукциониста.
Шаг аукциона - интервал, в пределах которого изменяется объявляемая аукционистом цена продаваемого товара. Шаг аукциона оглашается перед началом торгов.
Аукционный торг - публичный торг, который проводится по аукционным правилам. В процессе торга объявляются номера лотов и стрингов, выставленных на продажу; дальнейший торг направляется аукционистом в зависимости от способа проведения этого аукциона (открытый или закрытый).

Аукционы чаще всего применяются для организации продаж товаров и ценностей, а также ограниченных в числе ресурсов (квот, лицензий). Однако право на заключение договора или поставку товара (выполнение работ, услуг) вполне может быть предметом аукциона; исключение составляет обратный аукцион (редукцион).

Как и конкурсы, аукционы бывают открытыми и закрытыми. Определения открытых и закрытых конкурсов и аукционов формально похожи по форме, но по существу они принципиально различаются.
Процедуры проведения закрытых и открытых конкурсов практически одинаковые. Главное отличие состоит в том, что об открытых конкурсах объявляется в средствах массовой информации (СМИ) и принять участие в них может любой желающий, а к участию в закрытом конкурсе допускается ограниченный круг поставщиков, заранее определенный Заказчиком.

В закрытых и открытых аукционах таких ограничений для участников нет. Отличие состоит в том, что в закрытых аукционах аукционеры подают заявки в запечатанных конвертах и не знают заявок, в том числе и ценовых, других участников, в то время как в открытых аукционах каждая заявка оглашается и становится известной всем участникам.
Закрытые аукционы чаще всего используются для снижения рисков Заказчика, в первую очередь связанных с возможным сговором участников. Расплачиваться за такого рода подстраховку приходится снижением эффективности для Заказчика.
По времени проведения аукционы условно делятся на одновременные и последовательные. Несколько ло¬тов, особенно одинаковых, могут выставляться на аукцион как одновременно, так и последовательно - один за другим. Как показывает практика, во втором случае цена каждого последовательно реализованного лота, как правило, оказывается ниже предыдущего.
Ставки на аукционе могут быть дискретными, т. е. с определенным шагом, или непрерывными. Иногда вводятся ограничения на шаг, как минимальные, так и максимальные.

Аукцион может состоять из нескольких раундов, на каждом из которых участники имеют возможность делать новую ставку. Если по завершении раунда новые ставки не сделаны, аукцион завершается. Частота раундов варьируется, но обычно не выходит за рамки 10- 20 минут между одним раундом, а также одним раундом в день.
Для подтверждения серьезности намерений участников аукциона обычно с них берется невозвратный денежный взнос, залог или иное обеспечение заявок.
Главные отличия аукциона от конкурса:
ориентация аукциона на продажу;
использование в аукционе цены в качестве критерия определения победителя;
динамичность: каждый участник аукциона имеет право изменять свою ценовую котировку, если конкурент сделал более выгодное предложение.


Раздел: Семинары

Конкурсы и аукционы являются самыми распространенными видами конкурентных процедур закупок, которые заказчики, финансируемые из бюджетов государственного, регионального или муниципального уровней проводят по Закону о контрактной системе (ФЗ-44). Они не имеют ограничения по цене, в отличие от закупок у единственного поставщика или при проведении запроса котировок, позволяют принять участие в процедуре большому количеству претендентов на исполнение контракта. Отличия конкурсов от аукционов Согласно ФЗ-44 конкурс - способ определения исполнителя контракта (поставщика или подрядчика), при проведении которого побеждает участник, давший лучшее для заказчика предложение по условиям исполнения контракта, а аукцион - способ, при котором побеждает тот, кто предложил самую меньшую цену контракта.

Чем отличается аукцион от конкурса в сфере госзаказа?

Федеральный закон 44-ФЗ «О контрактной системе» (ст. 72) определяет рамки для применения запроса котировок c целью отбора поставщика:

  • НМЦ контракта не должна превышать 500 000 рублей,
  • годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10 % совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 100 млн. рублей.

Запрос котировок еще называют запросом цен, поскольку цена — единственный критерий отбора поставщика. С помощью этого способа закупок приобретается типовая и недорогая продукция в короткие сроки, условия котировочных контрактов не сложные, котировочная заявка короткая и простая, в ней содержится лишь согласие участника исполнить условия контракта, основная информация о поставщике, и конечно предложение о цене.

В чем различия между электронным конкурсом и аукционом?

В технической части нужно привести описание и общую информацию об объекте торгов, изложить инструкцию для поставщиков, предоставить информационную карту. В коммерческой части должны быть указаны цены, условия, графики платежа, источники финансирования контракта. Конкретное содержание тендерной документации определяет тендерный комитет.
Чем тендер отличается от конкурса? По сути – это слова-синонимы. В отличие от «тендера», понятие «конкурс» определяется в главном документе, регулирующем имущественные отношения в России — Гражданском кодексе РФ. Понятие «тендер» широко используется в российской деловой практике и отсутствует в российском законодательстве.

Выбор способа закупок согласно 223-фз

Побеждает, предложивший наилучшие условия по самой выгодной цене.

  • Подведение итогов и передача заказа победителю.
  • Сходные черты аукциона и конкурса
  1. Участвовать могут все зарегистрированные пользователи, если противное не оговорено специальными условиями конкретной процедуры.
  2. Похожие этапы проведения процедуры.
  3. От инициатора торгов не требуется обоснований цены.

Различия аукциона и конкурса

  1. Аукцион инициируется продавцом, конкурс – покупателем.
  2. Критерий выбора победителя аукциона – максимальная цена, победитель конкурса может обладать другими конкурентными качествами, например, большим положительным опытом выполнения сходных работ.

Если заказчик государство Крупные торги, связанные с нуждами Российской Федерации, регламентируются Законом №44-ФЗ.

Чем отличается электронный аукцион от открытого конкурса

Внимание

Так, в статьях 447-449 Гражданского Кодекса РФ определяются особенности проведения в России публичных торгов. В ст.447 ГК РФ говорится о том, что в качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель имущественного права либо специализированная организация. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.


Аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися. Статья 448 определяет порядок проведения торгов, согласно которому «лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора». Статья 449.

Электронные торги: аукцион, конкурс, запрос котировок

Инфо

Например, Госкорпорация «Росатом» сотрудничает с такими ЭТП, как:

  • Фабрикант.ру
  • ЕЭТП.
  • B2B-Center.

Для нужд Министерства Обороны используется еще один дочерний проект Фабрикант.ру:Торговая Система «Оборонторг». Для работы на ЭТП необходимо наличие аккредитации и электронной подписи (ЭП). Процесс получения и использования ЭП регламентируется Законом № 63-ФЗ.


Процедура госзакупки Для государственного заказчика обязательно планирование и обоснование закупок. Обоснованию подлежат:
  • Начальная цена контракта.
  • Метод определения поставщика и требования к участникам процедуры.

Обоснование цены Цена обосновывается одним из нижеследующих методов:

  1. Метод анализа рынка.

Это наиболее часто используемый метод;

  • Нормативный метод. При этом цену определяют путем расчета и она, как правило, превышает рыночную из-за специфических условий закупки.
  • Тарифный метод применяется, когда ценообразование на необходимый вид товара регулируется государством.
  • Проектно-сметный метод используется при обосновании строительных работ.
  • Затратный метод используется в крайнем случае, при этом цена складывается из средней по отрасли прибыли и планируемых затрат на осуществление заказа.
  • Метод определения поставщика Торги могут быть закрытыми (участники приглашаются в частном порядке) или открытыми (участвуют все аккредитованные на ЭТП пользователи). К открытым способам определения поставщика относятся: открытый конкурс, электронный аукцион.

Отличие конкурса от аукциона по 223 ap

  • открытыми, закрытыми, с ограниченным участием
  • одноэтапные, двухэтапные, многоэтапные
  • без предварительного отбора, с предварительным отбором
  • без переторжки, с моно-переторжкой, с мульти-переторжкой
  • однокритериальные, многокритериальные
  • без альтернативый предложений, с альтернативными предложениями
  • в электронной, не в электронной форме
  • без переговоров, с разъясняющими переговорами, с переговорами по технике и финансам

Конкурентные закупки Конкурентные закупки могут быть организованы двумя следующими способами:

  • путем проведения торгов,
  • без проведения торгов.

Проведение торгов предполагает объявление закупочной процедуры с публикацией параметров и требований к поставщикам и их продукции, сбор заявок участников, их анализ, выбор победителя и заключение контракта.

Отличия конкурса от аукциона по 223 фз

Последствия нарушения правил проведения торгов» характеризует торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, как недействительные по судебному иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. Чем тендер отличается от аукциона? Аукцион — состязание участников торгов осуществляется только по одному критерию – цене.

Важно

В аукционе доступны цены и предложения для всех участников. Отличается от тендера возможностью участников изменять поданное предложение. Каждый участник аукциона может изменять свои предложения, предлагая более выгодные условия, чем его конкуренты.


Аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого аукциона, на «шаг аукциона».
  • Участвовать могут все аккредитованные на ЭТП пользователи, удовлетворяющие требованиям к поставщику по Закону № 44-ФЗ.
  • Аналогичные этапы проведения процедуры.
  • Инициатором торгов является заказчик.
  • Различия конкурса и аукциона с государственным заказчиком:
  1. Критерий выбора победителя аукциона – минимальная цена, победитель конкурса может обладать другими конкурентными преимуществами (собственное производство, высокое качество кадрового состава, наличие патентов и известных торговых марок, срок существования организации и др.), выигрывает тот, кто предложил наилучшие условия выполнения контракта.
  2. При проведении конкурса заказчик предъявляет дополнительные требования к исполнителю с расстановкой их приоритета.
  3. Конкурсная заявка и обеспечивается внесением денежных средств или предоставлением банковской гарантии.

Для наиболее эффективной реализации и приобретения товаров и услуг компании и частные лица принимают участие в различных конкурсах и аукционах. В каждом конкретном случае более выгодна та или иная форма проведения торгов. Чтобы не ошибиться с выбором, следует хорошо понимать различия между аукционами и конкурсами, и их особенности.
Аукцион – это «распродажа» предметов, имеющих какую-либо ценность, по максимально возможной цене.
Изначально аукционы были предназначены для продажи долгового имущества. Сегодня на аукционы чаще всего выставляют антиквариат, предметы искусства, народного творчества; они распространены в качестве инструмента внешней торговли для реализации единичных товаров.
Кроме товаров, на аукционы могут быть выставлены и права на заключения договоров.
Существует множество различных видов аукционов, самыми распространенными из которых являются:
английский (прямой);
аукцион первой цены;
аукцион второй цены;
обратный аукцион (редукционный);
аукцион «платят все» и др.
Набирающий популярность в использовании тендер – также является одним из видов аукциона, называемый «аукционом своей цены».
Конкурсом называют состязание нескольких претендентов, цель которого – выбор более достойного варианта, который обеспечит наилучшие условия исполнения контракта.
Конкурсы бывают:
открытые (любой может принять участие);
селективные (подавать заявку могут все, но непосредственно участвуют в конкурсе только отобранные заказчиком претенденты);
закрытые (участники приглашаются организаторами).

Конфиденциальность

Конкурс предполагает конфиденциальность всех сведений, содержащихся в заявке. Заявка имеет довольно сложную структуру, неверное оформление ее является одной из самых частых причин отказа в участии в конкурсе.
Заявка на участие в аукционе отражает личную информацию об участнике, запрашиваемую организаторами, иногда копии некоторых документов, но цену, которую участник готов заплатить за данный лот, не содержит, а соответственно не нуждается в конфиденциальности.

Условие победы

Чтобы определить победителя конкурса, рассматривают условия исполнения работы всеми участниками, их рейтинг, анализируют предполагаемое качество работы, и, исходя из этого, делают вывод.
Аукцион – это состязание предложений по цене: кто готов оплатить больше либо предложит самую низкую стоимость за выполнение им каких-либо услуг, тот и получит выставленный лот.
Аукцион считается более прозрачной формой торгов. У конкурентов имеется больше шансов получить желаемый лот, чем при участии в конкурсе, где субъективное мнение организаторов решает судьбу участников. К тому же, часто случается так, что конкурс проводится лишь для проформы, в то время как исполнитель изначально определен.

Материальные затраты на участие

Для участия в конкурсе необходимо качественно разработать предложение. При этом возникают материальные и временные издержки, порой даже очень значительные. Однако только один конкурсант выигрывает лот, остальным их затраты никак не компенсируются.
Для участия в аукционе, как правило, материальных затрат не требуется. Однако иногда организаторы собирают некоторый невозвратный взнос в качестве подтверждения серьезности намерений. Также существует такой вид аукциона, где каждый заявитель оплачивает названную им сумму, хотя лот достается лишь участнику, оценившему его максимально дорого.
Кроме всего прочего, итоговая цена приобретения лота на аукционе, как правило, процентов на 20-30 меньше, чем при приобретении аналогичного товара посредством конкурса.

Таким образом, отличие аукциона от конкурса можно сформулировать в следующем:

Участник аукциона имеет больше шансов выиграть лот, чем участник конкурса.
Участие в конкурсе требует больших материальных затрат, чем участие в аукционе.
Конкурс – это демонстрация возможностей участников, их условий и качества работы. Обладателем лота аукциона становится участник, предложивший большую цену, не зависимо от его личностных качеств и умений.

Если закупаемые товары (работы, услуги) входят в Перечень, утвержденныйраспоряжением Правительства РФ от 31 октября 2013 г. № 2019-р (далее - Перечень № 2019-р), учреждение должно объявить электронный аукцион. Кроме того, высший исполнительный орган государственной власти в регионе может составить собственный список в дополнение к федеральному. Например, такой перечень утвержден распоряжением Правительства Иркутской области от 19 декабря 2013 г. № 584-рп.

Впрочем, для товаров (работ, услуг) из перечней все же предусмотрены исключения. Их можно закупить по итогам запроса котировок или запроса предложений. Еще один вариант - заключить контракт с единственным поставщиком. Но при этом учреждению нужно учитывать требования Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон № 44-ФЗ). Объявить конкурс на такую закупку нельзя.

Обратите внимание: заказчик вправе по своему желанию проводить электронные аукционы при закупках товаров (работ, услуг), которые не включены в указанные перечни (ч. 3 ст. 59 Закона № 44-ФЗ).

Конкурс или аукцион: в каких случаях проводят конкурс

К открытому конкурсу прибегают при любых закупках товаров, работ или услуг, кроме ситуаций, в которых законодательство прямо требует определить поставщика иным способом (ч. 2 ст. 48 Закона № 44-ФЗ). Например, когда в силу специфики предмета контракта учреждение обязано объявить электронный аукцион либо определить исполнителя закрытым способом.

Кроме того, в Законе № 44-ФЗ перечислены случаи, когда заказчик должен провести конкурс с ограниченным участием. К ним относится, в частности, закупка товаров (работ, услуг) особой сложности, инновационного или специализированного характера.

Как не ошибиться, выбирая конкурс или аукцион

Судебная практика показывает, что заказчики зачастую путаются в способах определения поставщика. И это, по мнению судей и контролеров, ведет к ограничению конкуренции. Причем нередко учреждения пытаются оправдаться тем, что провели конкурс лишь с целью получить качественные услуги. Суды никогда не прислушиваются к таким доводам.

Чтобы избежать нарушений, выполните три действия.

Внимательно изучите Перечень № 2019-р

Определив объект закупки, проверьте, включен ли он в аукционный перечень. Если да, надо провести аукцион.

Казалось бы, все просто. Однако на практике трудности все же возникают, в основном при строительстве и ремонте. Поэтому изучите перечень досконально.

Пример:

Заказчик закупает работы по капитальному ремонту ограждения дороги.

Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) - 3 млн руб.

Контрактный управляющий проверил, включены ли такие работы в Перечень № 2019-р. И увидел, что в документе значится код 45 «Работы строительные» Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) (кроме кода 45.12). В то же время из перечня исключены:

  • работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, входящих в состав автомобильных дорог федерального, регионального, межмуниципального или местного значения;
  • работы, включенные в группировку 45 «Работы строительные» (кроме кода 45.12), в случае если начальная (максимальная) цена контракта при проведении закупок для государственных нужд превышает 150 млн ₽, для муниципальных нужд - 50 млн ₽.

Вывод: учреждение обязано провести электронный аукцион, поскольку НМЦК на выполнение капремонта ограждения дороги меньше установленных предельных значений.

Результатом недостаточно тщательного анализа наверняка станут претензии антимонопольного органа. Так, казенное учреждение провело открытый конкурс на выполнение работ по инвентаризации и паспортизации объектов дорожного хозяйства. Чиновники УФАС посчитали, что заказчик нарушил контрактное законодательство. Ведь для услуг по технической инвентаризации и технической паспортизации нежилого фонда в ОКПД предусмотрен код 70.32.12.130. А объекты закупки с таким кодом включены в Перечень № 2019-р. Поэтому в данном случае следовало объявить электронный аукцион. Судьи поддержали контролеров (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 6 мая 2015 г. № 09АП-13282/2015).

Проверьте перечень особо опасных и технически сложных объектов

Обратимся к пункту 5 приложения № 2 к постановлению Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. № 99. Из него следует, что конкурс с ограниченным участием проводят, если одновременно соблюдены два условия:

  • объект закупки - выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
  • НМЦК для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн руб., для муниципальных нужд - 50 млн руб.

В качестве примера приведу решение ФАС России от 9 ноября 2015 г. по делу № К-1493/15. В Санкт-Петербурге запланировали реконструкцию моста с предварительной подготовкой рабочей документации. НМЦК составила более 2 млрд руб. Чтобы выбрать подрядчика, казенное учреждение решило провести конкурс с ограниченным участием. Контролеры пришли к выводу, что это не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе. Ведь указанные выше условия были соблюдены одновременно. Во-первых, представитель заказчика на заседании комиссии ФАС России доказал, что объект закупки относится к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства. Во-вторых, НМЦК превышала установленные предельные значения.

Продумайте аргументы о классификации необходимых вам работ, иначе возникнут проблемы. Так, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд указал, что газопроводы низкого и среднего давления не подпадают под понятие особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства (постановление от 15 января 2016 г. № 11АП-17190/2015). Следовательно, заказчик должен был объявить электронный аукцион, ведь объект закупки упомянут в Перечне № 2019-р. Разобраться в способах закупки строительных работ поможет таблица.

Таблица. Способы закупки строительных работ: конкурс или аукцион*

Объект закупки

НМЦК (млн руб.) при закупке для государственных/муниципальных нужд

10-150/50

свыше 150/50

Работы строительные, включенные в код 45 (кроме кода 45.12) ОКПД (за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта особо опасных, технически сложных объектов, искусственных дорожных сооружений)

Электронный аукцион с дополнительными требованиями (приложение № 1к постановлению № 99)

Работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов, искусственных дорожных сооружений

Электронный аукцион без дополнительных требований

Электронный аукцион с дополнительными требованиями (приложение № 1 к постановлению № 99)

Открытый конкурс без дополнительных требований

Конкурс с ограниченным участием с дополнительными требованиями (приложение № 2к постановлению № 99)

* Совместное письмо Минэкономразвития России, ФАС России от 28 августа 2015 г.№ 23275-ЕЕ/Д28и, № АЦ/45739/15.

Выберите верный код ОКПД

Каждому предмету государственного контракта соответствует конкретный код классификатора. Выбирая его, заказчики часто допускают ошибки.

Рассмотрим постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 октября 2015 г. № 09АП-42546/2015. В техническом задании учреждение определило объект закупки как «выполнение работ по устранению последствий физико-механического и климатического воздействия на технические средства организации дорожного движения после осенне-зимнего периода эксплуатации, установленные на автомобильных дорогах города Москвы ». Заказчик применил код 74.20.60.000 «Услуги по управлению проектами, связанными со строительством зданий и сооружений» ОКПД. Выбранная группировка включает в себя определенные виды работ. Однако ни один из них по смыслу не соответствует техзаданию. Причем указанные в нем работы и услуги подрядчик должен был выполнить самостоятельно. А избранный учреждением код ОКПД предполагает исключительно управленческую деятельность. Суд установил, что поименованные в техническом задании работы и услуги относятся к коду 45.23.12.160 «Работы по устройству защитных ограждений, установке дорожных знаков, указателей дорожных маршрутов и аналогичные работы» ОКПД и входят в аукционный перечень. А значит, заказчик не имел права проводить открытый конкурс. Судьи обратили внимание на такой момент. Допустим, объект закупки - услуги, имеющие комплексный (многокомпонентный) характер, и их невозможно классифицировать в строгом соответствии с одним кодом ОКПД. Тогда они должны быть классифицированы по той составной части, которая характеризует наиболее полным образом большую либо наиболее специфическую часть их компонентов.

И еще одна интересная деталь. Учреждение сослалось на то, что код ОКПД был автоматически присвоен в Единой автоматизированной информационной системе торгов г. Москвы. Однако суд данный довод не принял. Он указал, что присвоение такого кода обусловлено описанием объекта закупки, что зависит непосредственно от действий заказчика.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png