Джейн Остин (англ. Jane Austen, возможно написание Остен, 1775-1817) — английская писательница, провозвестница реализма в британской литературе, основоположница семейного, «дамского романа». Её книги являются признанными шедеврами и покоряют безыскусной искренностью и простотой сюжета на фоне глубокого психологического проникновения в души героев и ироничного, мягкого, истинно «английского» юмора.

Джейн Остин до сих пор по праву считают «Первой леди» английской литературы. Её произведения обязательны для изучения во всех колледжах и университетах Великобритании.

Джейн Остин родилась 16 декабря 1775 года в городке Стивентон, графство Хэмпшир. Её отец, Джордж Остин, был приходским священником.

Происходил он из старинной кентской семьи, был просвещенным и широкообразованным человеком. Его жена, Кассандра Ли, также принадлежала к старинному, но обедневшему роду. Помимо Джейн в семье было шестеро мальчиков и одна девочка (Кассандра). Джейн Остин была предпоследним ребенком.

При высокой детской смертности в те годы, все они выжили. Старший брат, Джеймс, имел склонность к литературным занятиям: писал стихи, прозу, но пошёл по стопам отца.

О втором брате, Джордже, предпочитали в семье не говорить: он был психически неполноценным, говорить так и не научился. Ради него Джейн изучила азбуку немых. Третьего брата, Эдварда, усыновили богатые бездетные родственники Остинов Найты, что открыло перед ним широкие возможности — из класса джентри он перешел в класс нобилити.

Самая яркая и романтическая судьба была у четвёртого, любимого брата Джейн Остин, Генри Томаса. Человек увлекающийся и не очень практичный, он перепробовал на своём веку немало профессий: служил в армии, был банкиром, поначалу преуспевал, но потом разорился, принял сан. Женат он был на Элизе де Фейд, вдове французского дворянина, окончившего свои дни на гильотине.

Элиза оказала немало влияния на Джейн. Именно Элизе она обязана неплохим знанием французского языка и французских авторов: Ларошфуко, Монтеня, Лабрюйера, а также любовью к театру.

Два других брата, Фрэнсис и Чарльз, были моряками, дослужились до адмиральского чина.

Но особенная дружба связывала Джейн с Кассандрой. С ней она делилась всеми своими замыслами. Кассандра, конечно же, знала имя человека, которому хранила верность Джейн Остин, на руках Кассандры Джейн умерла. Кассандра, как и сестра, замуж не вышла.

Её избранник, молодой священник Томас Фаул, умер от жёлтой лихорадки в Вест-Индии, куда отправился в надежде заработать денег на предстоящую свадьбу. Когда его не стало, Кассандре было только двадцать четыре года.

Гораздо меньше определённых сведений имеется о самой писательнице. Мнения современников даже о её внешности и то противоречивы. Джейн «совсем нехорошенькая, она чопорна для своих двенадцати лет, капризна и неестественна», так говорила её кузина Филадельфия.

«Она привлекательна, хороша собой, тонка и изящна, только щёки несколько кругловаты», — говорил брат её близкой приятельницы. С этим описанием схож и портрет Джейн, сделанный Кассандрой. Джейн Остин любила наряды, балы, веселье.

Её письма полны описаний фасонов шляпок, рассказов о новых платьях и кавалерах. Веселье сочеталось в ней с природным умом и очень неплохим, особенно для девушки её круга и положения, даже не окончившей школу, образованием.

В период с 1783 года по 1786 вместе с Кассандрой училась в Оксфорде, Саутгемптоне и Рединге. Со школами Джейн не везло; в первой она и Кассандра страдали от деспотичного нрава директрисы, чуть было не умерли, заразившись сыпным тифом. Другой школой в Рединге, напротив, руководила очень добродушная особа, но знания учениц были последней заботой её жизни.

Вернув дочерей домой, Джордж Остин решил заняться их образованием сам и весьма в этом преуспел. Умело руководя их чтением, он привил девочкам хороший литературный вкус, научил их любить классических авторов, которых отменно знал по роду собственных занятий. Были прочтены Шекспир, Голдсмит, Юм.

Формирование личности Джейн Остин проходило в интеллигентной обстановке — среди книг, постоянных разговоров о них, обсуждений прочитанного и происходящего.

Хотя всю недолгую жизнь писательница провела в провинции, Стивентоне, Бате, Чотэне, Уинчестере, лишь изредка выезжая в Лондон, большой мир с его событиями и катаклизмами: войнами, восстаниями, революциями — постоянно врывался во внешне спокойное и размеренное существование дочери английского священника.

Шли Наполеоновские войны, Война за независимость в Северной Америке, Англия была охвачена промышленным переворотом, по ней уже прокатились первые выступления луддитов, Ирландия была охвачена восстаниями. Джейн Остин состояла в оживленной переписке с братьями, их женами, детьми, дальними родственниками, а некоторые из них были непосредственными участниками исторических событий.

Французская революция коренным образом изменила судьбу Элизы де Фейд, братья Чарльз и Фрэнсис отправились на войну с Францией. В Вест-Индии умер жених Кассандры; в течение нескольких лет в семье Остинов воспитывался сын бывшего губернатора Индии Уоррена Гастингса.

Письма соединяли английскую провинцию с революционной Францией, незнакомой и далекой Америкой, экзотической Индией и давали Джейн Остин бесценный материал для её романов.

Но ни в одном из них не найти рассказа о войнах или революциях, да и действия никогда не выносятся за пределы Англии. Но то что она ориентировалась в происходящем особенно ощутимо в последнем её романе «Доводы рассудка», где немало моряков, только что вернувшихся на сушу после военных действий, отличившихся в сражениях, плававших в Вест-Индию.

Однако Остин не считала себя компетентной подробно писать о военных действиях и начавшейся колониальной экспансии Англии. Сдержанность — черта не только творческого облика этой писательницы, сдержанность — основа всей её жизненной позиции. И в этом отношении важно, что Джейн Остин происходила из семьи очень английской по царившей в ней атмосфере.

Здесь умели глубоко чувствовать, но в тоже время были сдержанными в изъявлении чувств. Преподобный Джордж Остин воспитывал своих дочерей не только воскресными проповедями, но и каждодневным примером — дух человека должен быть выше тягот жизни, болезней, голода, нищеты, смерти.

Жизнь не слишком баловала Остин. В тридцать лет Джейн надела чепчик, объявив тем самым миру, что отныне она старая дева, простившаяся с надеждами на личное счастье, хотя один раз ей и было сделано предложение. Остины никогда не были богатыми, а после смерти отца, их обстоятельства стали ещё более стеснёнными. Джейн обшивала семью, помогала матери по хозяйству.

Писательница скончалась 18 июля 1817 года в Винчестере, куда поехала лечиться от болезни Аддисона. Перед смертью она пыталась закончить свой последний роман «Сендитон».

— Юношеские произведения
* Три сестры (рассказ) (англ. The Three Sisters)
* Любовь и дружба (англ. Love and Freindship), со знаменитой опечаткой в слове «friendship» в названии.
* История Англии (англ. The History of England)
* Прекрасная Кассандра (англ. The Beautifull Cassandra)

— Романы
* Разум и чувства (англ. Sense and Sensibility), в русском переводе «Чувство и чувствительность» (1811)
* Гордость и предубеждение (англ. Pride and Prejudice) (1813)
* Мэнсфилд парк (англ. Mansfield Park) (1814)
* Эмма (англ. Emma) (1816)
* Доводы рассудка (англ. Persuasion) (1817), опубликован посмертно
* Нортенгерское аббатство (англ. Northanger Abbey) (1818), опубликован посмертно

— Незавершённые произведения
* Леди Сьюзан (англ. Lady Susan), эпистолярный роман, не завершён
* Уотсоны (англ. The Watsons), не завершён
* Сэндитон (англ. Sanditon), не завершён

В творчестве Остин было два периода: в 1795—1798 гг. были созданы ранние романы; 1811—1816 гг. — период написания прославившихся романов, таких как «Гордость и предубеждение» и «Разум и чувства».

— Экранизации
* «Разум и чувства»:
* «Sense and Sensibility», 1971, телефильм, Великобритания. Реж. — Дэвид Гайлз. В ролях: Майкл Элдридж, Шейла Баллантин, Эсме Черч и др.
* «Sense and Sensibility», 1981, мини-сериал, Великобритания. Реж. — Родни Беннетт. В ролях: Ирен Ричард, Трэйси Чайлдз, Боско Хоган и др.
* «Разум и чувства», 1995, Великобритания, США. Реж. — Энг Ли. В ролях — Эмма Томпсон, Кейт Уинслет, Алан Рикман, Хью Грант. (Премия «Оскар» — лучший адаптированный сценарий).
* «Найти себя» (инд. Kandukondain), 2000, фильм, Индия. Реж. — Раджив Меннон. В ролях: Мамути, Аджит, Табу и др.
* «Sense and Sensibility», 2008, мини-сериал, Великобритания. Реж. — Джон Александр. В ролях — Хэтти Морахэн, Чарити Уэйкфилд, Дэвид Морисси, Дэн Стивенс, Джанет МакТир и др. (Премьера (мир) — 1 января 2008 г.).
* «Гордость и предубеждение»:
* «Pride and Prejudice», 1938, телефильм, Великобритания, ч/б. В роли Элизабет Беннет — Curigwen Lewis.
* «Pride and Prejudice», 1940, США. В роли мистера Дарси — Лоуренс Оливье, в роли Элизабет Беннет — Грир Гарсон. (Премия «Оскар» — Лучшая работа художника-постановщика).
* «Pride and Prejudice», 1952, сериал, Великобритания, ч/б. В роли мистера Дарси — Питер Кашинг, в роли Элизабет Беннет — Энн Баскетт.
* «Pride and Prejudice», 1958, сериал, Великобритания, ч/б. В роли Элизабет Беннет — Jane Downs.
* «Pride and Prejudice», 1967, сериал, Великобритания. В роли Элизабет Беннет — Celia Bannerman.
* «Pride and Prejudice», 1980, сериал, Великобритания. В роли Элизабет Беннет — Elizabeth Garvie.
* «Гордость и предубеждение», 1995, сериал, Великобритания. В роли Элизабет Беннет — Дженнифер Или, мистера Дарси — Колин Фёрт.
* «Pride and Prejudice», 2003, США. (Адаптация с переносом места действия в современность). В роли Элизабет Беннет — Кэм Хескин.
* Невеста и предрассудки, 2004, Великобритания, США. (Адаптация с переносом места действия в Индию). В главной роли — Айшвария Рай.
* «Гордость и предубеждение», 2005, Франция, Великобритания. В роли Элизабет Беннет — Кира Найтли.
* «Lost in Austen», 2008, сериал, Великобритания. (Адаптация).
* «Мэнсфилд парк»:
* «Mansfield Park», 1983, сериал, Великобритания. Реж. — Дэвид Гайлз. В ролях: Сильвестра Ле Тузель, Nicholas Farrell, Samantha Bond, Liz Crowther, Angela Pleasence, Анна Масси, Бернард Хептон.
* «Mansfield Park», 1999, Великобритания. В роли Фанни — Frances O’Connor.
* «Mansfield Park», 2007, телефильм, Великобритания, BBC. В роли Фанни — Билли Пайпер, Эдмунд — Blake Ritson.
* «Эмма»:
* «Emma», 1948, телефильм, Великобритания, ч/б. В роли Эммы — Judy Campbell.
* «Emma», 1960, телефильм, Великобритания, ч/б. В роли Эммы — Diana Fairfax.
* «Emma», 1972, сериал, Великобритания. В роли Эммы — Doran Godwin.
* «Бестолковые», 1995, США. (Адаптация с переносом места действия в современность).
* «Эмма», 1996, Великобритания, США. В роли Эммы — Гвинет Пэлтроу. (Премия «Оскар» за лучшую музыку).
* «Emma», 1996, телефильм, Великобритания. В роли Эммы — Кейт Бекинсейл.
* «Emma», 2009, сериал, Великобритания. Реж. — Джим О’Хенлон, Джордж Ормонд. В ролях: Ромола Гараи, Джонни Ли Миллер, Кристина Коул.
* «Нортенгерское аббатство»:
* «Northanger Abbey», 1986, сериал, Великобритания.
* «Northanger Abbey», 2007, телефильм, Великобритания.
* «Доводы рассудка»:
* «Persuasion», 1960, сериал, Великобритания, ч/б. В роли Энн Эллиот — Daphne Slater.
* «Persuasion», 1971, сериал, Великобритания. В роли Энн Эллиот — Anne Firbank.
* «Persuasion», 1995, телефильм, Великобритания. В роли Энн Эллиот — Amanda Root, капитан Уэнтворт — Ciaran Hinds.
* «Persuasion», 2007, телефильм, Великобритания. В роли Энн Эллиот — Sally Hawkins, капитан Уэнтворт — Rupert Penry-Jones.

— Фильмография
Фильмы о Джейн Остин:
* «Мисс Остин сожалеет», 2007, Великобритания. Режиссёр Джереми Лавринг, в роли Джейн — Оливия Уильямс.
* «Джейн Остин», 2007, Великобритания. Режиссёр Джулиан Джаррольд, в роли Джейн — Энн Хэтэуэй.

Другие:
* 1980 — «Джейн Остин на Манхэттене». Великобритания-США, фильм. Режиссёр — Джеймс Айвори. В ролях: Энн Бэкстер, Роберт Пауэлл, Майкл Вагер и др.
* 2002 — The Real Jane Austen. Великобритания, телефильм. Режиссёр — Nicky Pattison. В ролях: Anna Chancellor, Gillian Kearney и др.
* 2007 — «Книжный клуб Джейн Остин». Режиссёр — Робин Суикорд. В ролях: Мария Белло, Эмили Блант, Кэти Бейкер и др.
* 2008 — «Ожившая книга Джейн Остин». Великобритания, мини-сериал. Режиссёр — Дэн Зефф. В ролях: Джемима Рупер, Эллиот Кауэн, Хью Бонневилль, Кристина Коул и др.

— Библиография
* Кеттл А., Введение в историю английского романа, М., 1966;
* Бельский А. А., Английский роман 1800-1810-х годов, Пермь, 1968, с. 47-107;
* Jane Austen. The critical heritage. Ed. by B. C. Southam, L.-N. Y., (1969);
* Mansell D., The novels of Jane Austen, L., 1973;
* Chapman R. W., Jane Austen. A critical bibliography, 2 ed., L., 1969;
* Hardwick M., The Osprey guide to Jane Austen, Reading, (1973).



Джейн Остин краткая биография английской писательницы, основоположницы «женского» романа изложена в этой статье.

Джейн Остин краткая биография

Родилась 16 декабря 1775 года в Стивентоне в семье священника. В их семье было 8 детей. Особенно дружна была Джейн с сестрой Касандрой, они были похожи и никогда не побывали замужем.

Джейн с детства читала много книг английских романистов (Филдинга, Ричардсона, Шекспира). С 1783 по 1786 гг. вместе с сестрой Кассандрой училась в Оксфорде, Саутгемптоне и Рединге. Со школами Джейн не везло; в первой она и Кассандра страдали от деспотичного нрава директрисы и чуть было не умерли, заразившись сыпным тифом. Другой школой в Рединге, напротив, руководила очень добродушная особа, но знания учениц были последней заботой её жизни. Вернув дочерей домой, отец сам занимался их образованием.

Литературная карьера Остин началась с 1789 года. Когда ей было всего 14 лет, она написала свое первое малоизвестное произведение «Любовь и дружба».

С 1811 по 1817 написала романы «Чувства чувствительность» (1811), «Гордость и предубеждение» (1811), «Нортенгерское аббатство» (1818). Последний был опубликован посмертно. Роман «Сэндитон» так и остался незавершенным.

Джейн Остин любила наряды, балы, веселье. Но была сдержанной и скромной.
Джейн Остин так и не вышла замуж. Когда Джейн было 20 лет, у неё был роман с соседом, Томасом Лефроем, будущим Лордом Верховным Судьёй Ирландии, а в те годы студентом-юристом. Однако брак молодых людей был бы непрактичным, поскольку обе семьи были сравнительно бедны и надеялись воспользоваться браками своих отпрысков для улучшения материального и общественного положения, поэтому Джейн и Тому пришлось расстаться. В 30 лет Джейн надела чепчик и уже его не снимала в знак отречения от надежд на личное счастье.

Я не читала книг Джейн Остин. Ни одной. Я не люблю романы. Но посмотрев кино об этой талантливой и необыкновенной женщине, дала себе обещание ознакомиться с ее произведениями. Чтобы поближе узнать ее саму.

Фильм невероятно трогательный. Сюжет, казалось бы, совсем обычный. Как сама жизнь. Но, несмотря на то, что мы не раз встречали истории о любви и невозможности быть с тем, кто всего дороже, создатели фильма «Джейн Остин» смогли преподнести настоящий подарок. Богатство и бедность, честь и запятнанная репутация, ответственность и безрассудство, интриги и совесть… Все это так мастерски завязано в истории, что два часа за просмотром пролетают незаметно.

Ее судьба, как и ее творчество, полна романтики, страсти, разочарований, и озарена нескончаемой верой в светлое будущее. «Их обеих ждет замечательный счастливый конец!» — говорит она о героинях своей книги, сама находясь почти на краю пропасти. Она настоящий друг, женщина, которая, оставаясь самой собой, вопреки своей эпохе, не боится показать окружающим наличие интеллекта, бросает вызов рамкам поведения и не желает продавать свою любовь за выгодное замужество. Ее презирают и любят одновременно. И все это Джейн Остин.

Подбор актеров замечательный, их игра потрясает своим естеством. Я им поверила! Это кино, где не просто играют, а дарят жизнь своим персонажам. Герои преображаются, развиваются на глазах у зрителя. Роль Джейн просто создана для Энн Хэтэуэй. На мой взгляд, именно здесь актриса наконец-то раскрыла свой природный талант. Она прочувствовала героиню от и до и, вне всяких сомнений, сопереживала ей больше, чем той девочке, мечтающей о работе в модном журнале.

Очередной раз порадовал Джеймс Мак Эвой. От него я ожидала блестящей игры, но, тем не менее, он снова поразил меня своим мастерством и, на мой взгляд, поднялся на новый уровень, снимаю шляпу!

Та драма, которую Хэтэуэй и Мак Эвой вместе разыграли на экране, способна достучаться до сердца даже самого строгого критика, такую искренность чувств я не видела со времен «Жестоких игр». Они не переигрывают, все показано точно в меру. Их романтику не придется запивать крепким чаем, в ней отсутствует слащавость, которую часто можно встретить в драматическом кино. Здесь все чисто. В эпизодах, совершенно лишенных фраз, их взгляды говорят намного больше, чем смогли бы выразить слова. Сцена танца на приеме у Леди Грешем сыграна так искренне, что я была не в состоянии оторвать своих глаз от экрана.

Хочется особо отметить игру Джулии Уолтерс. Ее персонаж вырвался из шаблонного чопорного образа заботливой матери, за счет чего Миссис Остин раскрылась еще и как личность. Справедливости ради, отмечу, что все остальные актеры также блестяще справились с ролями.

Работа режиссера и оператора заслуживает отдельной похвалы. На протяжении всего фильма можно наблюдать сдержанную и гармоничную картинку. Приятная игра света, многообразие естественных оттенков, каждый кадр радует глаз. Живописная природа, богатая вариация интерьеров… Все это грамотно дополняет сюжет, но не отвлекает от его действующих лиц. Музыкальное сопровождение доставит удовольствие даже самому избалованному слуху. Творческий подход отразился во всем.

Плюсом является также легкая ирония, то и дело пронизывающая сюжет. Именно тонкая, невесомая, очень жизненная.

В заключение хочется добавить, что это кино для всех. В нем романтик найдет, в какой момент тихонько утереть слезу, а признанный скептик обязательно насладится воссозданной атмосферой и мастерством всех, кто работал над фильмом.

Это фильм, который не будет иметь возраста. Именно такие фильмы хочется посмотреть еще раз. Потому что чувствуется, что они создаются в первую очередь не ради гонорара, а как возможность для творческих людей выразить себя, создав нечто прекрасное. А ведь именно в этом и заключается настоящее искусство!

За то, что увиденное превзошло все ожидания.

Писательница, классик английской и мировой литературы, основоположник семейного, "дамского романа" Ее книги "Чувства и чувствительность" (1811),"Гордость и предубеждение" (1813) , "Менсфильд - парк"(1814) "Эмма" (1815) считаются признанными шедеврами и покоряют безыискусной искренностью и простотой сюжета, на фоне глубокого психологического проникновения в души героев и ироничного, мягкого, истинно "английского" юмора. Джейн Остин до сих пор считают по праву "Первой леди" английской литературы. Ее произведения обязательны для изучения во всех колледжах и университетах Великобритании. Творчество Остен отличается постоянным стремлением к совершенству. Впервые она использовала в жанре романа "взгляд со стороны"," голос автора". Скончалась в возрасте 42 - х лет. Последний ее роман "Сендитон" (1817), даже в качестве незавершенного отрывка вызывает неподдельный интерес у читателя.


Ее называли: "несравненная Джейн", на ее романах - воспитывались и проверяли, оттачивали литературный вкус английские барышни семейств знатных и незнатных, она до сих привлекает и чарует кинематографистов, по всему миру создаются мемориальные центры и музеи, литературные клубы ее имени. Существует даже сайт в Интернете, который ежедневно - еженедельно пополняется критическими статьями и эссе, посвященными творчеству "мисс английский роман"!

Но, боюсь, что жизнь ее для нас до сих пор представляет такую же загадку как и прежде, как и двести с лишним лет назад!

Известно о ней не очень много, хотя семья Джейн, преданная ее памяти, благоговейно сохранила ее сочинения: все, включая и незаконченные отрывки!

Но вот беда, дневников она почти не вела, а письма ее или не сохранились, или погребены в архивах. Да и перевод на русский язык документов почти трехсотлетней давности представляется многим делом скучным, если не сказать никчемным. Я постараюсь рассказать Вам то, немногое, что мне удалось узнать, собрать, систематизировать, обобщить. Над чем довелось поразмышлять и удалось сделать выводы. Вам судить - получилось ли:

Джейн Остин родилась 16 декабря 1775 года в Стивентоне, (графство Хемпшир) Англия, в семье сельского пастора. Кроме нее было в семье еще шестеро братьев и сестра. Систематического образования Джейн из - за недостатка средств получить не смогла, но, обладая недюжинным дарованием и сильной волей, открытым и веселым характером, много занималась самообразованием, читала и вместе с братьями и сестрой, разбирала прочитанное, записывая всё в тетради. В семье сельского священника не только читали Библию и духовные книги, но и разыгрывали спектали - шарады, шутки и скетчи, читали романы и спорили о прочитанном, восторженно и внимательно прислушиваясь к мнению Джейн, которая могла в двух - трех словах ухватить суть прочитанной книги и с непередаваемым чувством юмора, в лицах, пересказать по памяти несколько сцен романа.

В четырнадцать лет Джейн написала свою первую пародию - шутку под названием "Любовь и дружба" - на назидательные опусы 18 века с сентиментально скучными героями и героинями, нюхающими розы, рыдающими над ними, и каждые пять минут падающими в обмороки!

Да что - романы! Она сочинила еще и большую пародию - памфлет и на "Историю Англии" О.Голдсмита - фундаментальный труд историка - политолога! Этот запыленный фолиант хранился в шкафу в кабинете отца, и Джейн не поленилась изучить его, дотошно и внимательно. Пришедший в гости к отцу местный доктор, долго и с интересом слушал чтение Джейн, похвалил ее за то, что она читает интересные, серьезные книги, а узнав, что девочка представила его вниманию свой собственный шутливый труд, изумившись, смеялся, удивленно качал седой головой, а потом долго рассказывал соседям - пациентам о том, какая умница маленькая Джейн - дочь пастора, не только букеты может составлять и чай разливать по фарфоровым чашечкам!

Впрочем, хлопоты по хозяйству тоже доставляли Джейн удовольствие. Сохранились свидетельства о том, что живя довольно замкнуто и уединенно, редко выезжая за пределы усадьбы, она, тем не менее, сохраняла ровный и любезный нрав, улыбка почти никогда не сходила с ее лица, и до конца своих дней, омраченных тяжкой болезнью - сколько можно судить по документам у нее были признаки раковой опухоли, с тяжелыми метастазами во всем организме (автор) - она оставалась любимицей племянников, братьев, матери и, в особенности,отца!

Ни ей самой, ни ее сестре замуж выйти не довелось. Сыграло ли тут роль мизерное приданное мисс Джейн, или ее некрасивость - внешняя, - или большая степень независимости и ума, которая была в ней заметна почти сразу - судить трудно.

О том, питала ли сама Джейн к кому - либо искренние чувства - неизвестно. Она предпочитала запирать свою душу и сердце на замок, откровенно, в полной мере, высказываясь лишь в своих книгах, ставших знаменитыми еще при ее жизни. Кстати, публиковала она их абсолютно все под псевдонимом: "некая Леди Д" и, конечно, в полной мере, славой своей насладиться не могла, но, тем не менее, прочтя в английских газетах разбор своего романа "Эмма" самим сэром Вальтером Скоттом, (он рецензировал книгу почти сразу по ее выходе, в 1816 году - автор) она чувствовала себя поистинне счастливой!

Вальтер Скотт, рецензируя этот последний роман писательницы, вышедший при ее жизни, заметил, что главное в работах Остин - "тончайшее прикосновение, благодаря которому, даже пошленькие события и характеры становятся интересными от правдивости описаний и чувств". Остин не ставит себя выше своих персонажей. Она лишь слегка подтрунивает над ними. В "Эмме" нет совершенно дурных людей. Даже разгильдяю Френку Черчиллу находятся приличные извинения и замечательная жена. Столь благодушное отношение к героям исходит, вероятно, из склада характера самого автора - она обладала замечательным чувством юмора и иронии, но всегда ее сдерживал такт и редкостная добросердечность, в результате -ирония редко могла перейти в сарказм.

Отмечается иногда некое пристрастие Джейн к теме "охоты за женихами" которую она развивает и показывает с разных сторон в большинстве своих романов. Даже нетактично, как причина столь навязчивой фабулы произведений, упоминается "стародевичество" самой Джейн Остин!

Но, думается, последний факт не имел здесь никакого значения.

Джейн Остен - мастер бытописательства, мастер тончайшей обрисовки характеров и лиц через призму иронии, юмора, ненавязчивых рассуждений, показывает нам с помощью "незатейливой летописи жизни двух - трех семейств" историю чувств и душ, борьбу темного и светлого в характере человека, где - то быть может и историю национального типа, историю страны через кусочек жизни отдельной личности, целую историю эпохи в одном, резко очерченном, запоминающемся, характере.

Чего стоят герои романа "Гордость и предубеждение": мисс Элизабет Беннет , ее отец, всегда погруженный в размышления и книги; встрепанная и вечно кудахчущая, как курица, мать, озабоченная лишь светскими пересудами и легким устройством судьбы дочерей! Или карикатурный портрет юной девушки из романа "Нортенгерское аббатство", которая была помешана на готических романах ужасов и всерьез считала, что реальная жизнь тоже полна мистических призраков!

Джейн постоянно совершенствовала свое мастерство. Она испробовала несколько форм романа и все они были закончены, даже если оставались волшебно - несовершенны под ее легким и летучим пером, которое все чаще выпадало из тонких пальцев: от периодических болей она уже не могла держать его долго!

Она перебробовала все формы романной прозы, ею был написан даже небольшой роман - новелла в письмах "Леди Сюзанна" - яркий и интригующий портрет бессердечной светской дамы и роман - эпопея (в малой форме) "Менсфильд - парк", с большим количеством действующих лиц и множеством сюжетных линий. Оба романа пользовались огромной популярностью, в светских гостиных Лондона не уставали гадать, кто же эта таинственная дама, дарящая читателям каждый год по новой книге - одна интереснее другой! Романы одалживали друг у друга, зачитывали до ветхости, барышни и рассуждали и вели себя так, как героини "Леди Д" , а она по прежнему наслаждалась тишиной маленькой усадьбы и тихо угасала, несмотря на все попытки родных помочь ей. Внешне ее жизнь была бедна событиями. Она прожила сотни других жизней в своих книгах, где ее героини смеялись, влюблялись, иронизировали и подшучивали над собой и любимыми, отчаивались и боролись за свою любовь до конца.

Была ли по - своему счастлива "леди английского романа"? Наверное, да. Она не ставила себя выше своих героинь. Не отождествляла себя с ними. Она просто создавала свой собственный мир, в котором жила не только "по праву автора", но и " по праву чувства и сердечного влечения". И продолжает жить до сих пор.

Джейн скончалась 18 июля 1817 года в Уинчестере. Перед смертью она пыталась закончить свой последний роман "Сендитон".

Недописала лишь нескольких страниц, оставя своим читателям вечную загадку по имени:"Джейн Остен". Семья писательницы добросовестно собрала и хранила все написанное ею. Даже черновые клочки. Эти три толстых тома, переплетенных вручную, стали основой для полного собрания сочинений Джейн Остен, выпущенного ровно через сто лет после её смерти!

ОСТИН, ДЖЕЙН (Austen, Jane) (1775–1817), также Остен, английская романистка, прославившаяся остроумным и проницательным изображением провинциального общества. Родилась 16 декабря 1775 в Стивентоне (графство Гэмпшир), в семье священника. В доме священника бытовали совсем не чопорные нравы, там устраивали любительские спектакли; с увлечением читали романы, когда чтение романов еще считалось занятием сомнительным; восторженно слушали юношеские комические сочинения Джейн. Не получив почти никакого формального образования, Джейн много читала и уже в четырнадцать лет могла сочинять забавные и назидательные пародии на различные признанные образцы литературы 18 в. – от сентиментальных романов до Истории Англии О.Голдсмита .

В творчестве Остен ясно просматриваются два периода плодотворной активности, разделенные довольно длительным перерывом: 1795–1798, когда были созданы ранние романы, и 1811–1816, поразительно насыщенный период первых головокружительных успехов и углубляющегося мастерства, когда были пересмотрены и подготовлены к изданию Чувство и чувствительность и Гордость и предубеждение и написаны три последних завершенных романа – Мэнсфилд-Парк , Эмма и Доводы рассудка . Поскольку все романы Джейн Остин публиковались анонимно, от лица некой «леди», громкой литературной славой она, конечно, пользоваться не могла, однако три романа выдержали при ее жизни по два издания; в особенности хвалили Гордость и предубеждение , а об Эмме одобрительно отозвался сам Вальтер Скотт .

Впрочем, на жизнь мисс Остин ее успех и творчество, похоже, не оказывали особого влияния. Насколько можно судить по ее письмам и воспоминаниям родных, она до самого конца оставалась прежде всего жизнерадостной, внимательной, нежной и ласково-ироничной дочерью, сестрой и теткой в своей большой и любящей семье. Умерла Джейн Остин в Уинчестере 18 июля 1817.

Юношеские сочинения Джейн Остин отличаются от первых опытов большинства других авторов тем, что часто забавны сами по себе, независимо от угадываемых в них черт ее позднейшего творчества. Например, Любовь и дружба (Love and Friendship ), произведение, сочиненное в четырнадцатилетнем возрасте, представляет собой уморительную пародию на мелодраматические опусы 18 в. Среди юношеских писаний Джейн, сбереженных в ее семье и изданных в трех томах более чем через сто лет после ее смерти, имеются и другие довольно остроумные сочинения. К ним, не умаляя его литературных достоинств, можно отнести и Нортенгерское аббатство (Northanger Abbey , опубл. 1818), поскольку этот роман писался как пародия на очень популярный тогда «готический роман» и по стилю, материалу и времени написания близок к юношеским сочинениям Джейн Остин. В Нортенгерском аббатстве речь идет о наивной барышне, свихнувшейся на чтении «готических романов» и вообразившей, будто в действительной жизни, если разобраться, тоже царит зловещая мистика.

Чувство и чувствительность (Sense and Sensibility , 1811) начинается как пародия на мелодраматические сочинения минувшего века, которые писательница уже подвергла раньше осмеянию в Любви и дружбе , но затем развивается в совсем неожиданном направлении. Мысль романа, лежащая на поверхности, состоит в том, что чувствительность – восторженность, открытость, отзывчивость – опасна, если ее не умеряют осмотрительность и благоразумие, – предостережение, вполне уместное в устах писательницы, выросшей в доме священника. Поэтому Марианна, воплощение чувствительности, страстно влюбляется в обаятельного господина, который на поверку оказывается негодяем; между тем ее рассудительная сестра Элинор избирает объектом своей привязанности вполне надежного молодого человека, за что получает в финале вознаграждение в виде законного брака.

Гордость и предубеждение (Pride and Prejudice , 1813) – один из самых известных английских романов. Это бесспорный шедевр Джейн Остин. Здесь она впервые полностью контролирует свои пристрастия и возможности; морализаторские соображения не вторгаются в анализ и характеристику персонажей; сюжет дает простор ее чувству комического и авторским симпатиям. Гордость и предубеждение – роман об охоте на женихов, и тема эта освещена автором со всех сторон и исследована во всех исходах – комических, обыденных, эмоциональных, практических, бесперспективных, романтических, здравомысленных и даже (в случае мистера Беннета) трагических.

В промежутке между двумя периодами, когда одно за другим создавались масштабные произведения, в1803–1805, Джейн Остин написала два ни на что не похожих опуса: Леди Сюзанна (Lady Susan ) – небольшой роман в письмах, в духе беспощадного юмора ее юношеских работ, яркий, язвительный портрет бессердечной светской дамы; Ватсоны (The Watsons ) – не слишком интересный фрагмент романа, затрагивающий опять же тему охоты за женихами, но в самом серьезном, строгом тоне, предвосхищающем ее следующий завершенный роман. Мэнсфилд-Парк (Mansfield Park , 1814) – наиболее крупное произведение Джейн Остин, с разнородным составом действующих лиц и широким тематическим охватом.

Эмма (Emma , 1815) считается вершиной творчества Джейн Остин, ярчайшим образцом ее комического письма. Тема романа – самообман. Читателю дается возможность проследить за переменами, которые происходят с очаровательной Эммой, превращающейся из высокомерной самовлюбленной юной командирши в смирную, раскаявшуюся барышню, уже готовую выйти замуж за человека, который способен защитить ее от ее собственных ошибок.

Доводы рассудка (Persuasion , опубл. 1818), последний завершенный роман Джейн Остин, вновь кардинально отличается от предшествующего. Но это не поворот в сторону Мэнсфилд-Парка , а обращение к не исследованным пока областям, лишь мимоходом затронутым в образе Марианны Дэшвуд в Чувстве и чувствительности . Новизна Доводов рассудка состоит в серьезном и сострадательном отношении к чувству. А в Сэндитоне (Sanditon , опубл. 1925), работе, которую Джейн Остин предприняла за несколько месяцев до смерти и которая осталась интригующим фрагментом, говорится о том, как обманчива внешность и как трудно выносить справедливое суждение, и все это с таким техническим бесстрашием и с такой пластичностью, что, кажется, от этой книги можно было бы ожидать даже большего, чем было достигнуто в Гордости и предубеждении и в Эмме .

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png