Знакомый с детства заманчивый сюжет про падчерицу, которую вся женская половина семьи заставляет работать с утра до ночи, а некогда любящий отец тихо отмалчивается, боясь гнева супруги, продолжает кочевать по просторам литературы, театра и кино. За терпение и усердие Золушку и ее современных клонов непременно ждет награда: однажды появится Прекрасный принц, и ее жизнь изменится навсегда, в чем поможет добрая Фея. И далее, как и положено, они будут жить долго и счастливо.

Но это не так, считает Люция Сулейманова, автор книги «Как попасть во дворец, если ты не Золушка». Сказка столетиями вводила всех девушек мира в заблуждение, что роль Золушки - самая выгодная. И миллионы из них пытались повторить ее судьбу. Все это время Мачеха и ее дочери были незаслуженно отнесены в черный список злых героинь. А Фее была отведена роль исполнительницы чужих желаний и не более того. Да и Принц вовсе не тот избранник, за которым стоит бежать, роняя хрустальные туфли.

Сюжет сказки и роли каждой из ее героинь не так прямолинейны и однозначны. И принц не так прекрасен, как кажется на первый взгляд. «Я, как и многие советские девочки, тоже когда-то верила, что быть Золушкой хорошо. Это убеждение поддерживалось культурой. Только так, набравшись терпения, можно получить приз: любовь, руку и сердце Принца», - говорит психолог. Но почему тогда многие из нас ведут себя как Золушки, но приза и королевского дворца все нет и нет. Обманчив и финал, согласно которому с последней страницы начинается счастливая, долгая и безоблачная жизнь молодоженов.

Почему психолог выбрала эту сказку, ведь есть множество других историй, которые любимы во всем мире и на героинь которых равняются миллионы девочек, девушек и женщин?

«Я много работаю на Западе, эту книгу мне вообще заказали итальянцы, пишу ее на русском, а переводим на французский и английский, - рассказывает автор. - Мы остановились на «Золушке», потому что в ней, как ни в какой другой популярной сказке, собраны все архетипы, которые мы встречаем в жизни и в которых узнаем себя и других. В ней разыграна та стадия, когда люди начинают отношения, и нам интересно, как они могут развиваться дальше».

Сказку пора перечитывать взрослыми глазами опытных людей, отменив стереотипы и привычные трактовки, считает она.

Заблуждение 1: эта сказка об удаче и вечной любви

На самом деле сказка об отношениях на определенном этапе и о браке со всеми его реалиями.

«Со временем я осознала, что мы неверно понимаем сказку о Золушке, а точнее, неэффективно используем ее подсказки, - объясняет Люция Сулейманова. - Что мы думали об этой истории в детстве и продолжаем думать во взрослой жизни? Что там реализуется мечта простой девочки стать принцессой. Ах, вздыхали мы, Золушка такая удачливая! Если быть такой же, тебя все будут любить, а потом стоит только потерпеть и подождать, и в конце непременно будет приз в виде свадьбы с Принцем».

В какой-то степени сказка рассказывает об успехе, ведь каждый герой реализует свою стратегию получения желаемого результата. Но в большей степени в ней показаны женско-мужские отношения на определенной стадии. У семьи Мачехи и Лесничего есть желание выдать кого-то из дочек замуж. И романтические отношения - а именно они показаны в сказке - лишь часть брака, причем малая.

Принц - выросший без матери мальчик со всеми вытекающими

«Жизнь поменялась, и отношение к Золушке как хорошему безропотному исполнителю, который в конце получает большую конфету, перестает быть актуальным. Нам только кажется, что сюжет этой сказки вечен именно в своей неизменности. Нет, времена изменились. Архаичному, в старинном духе описанному типажу Золушки, играющему на базовых потребностях мужчины, в современном мире не выжить. Спасать свою женщину и принимать на себя полную ответственность за ее судьбу современные мужчины уже не хотят. И они не готовы, как в прежние времена, поймав свою «добычу» - красавицу в хрустальной туфельке, - остаться с ней навсегда. Теперь мужчина предпочтет, чтобы женщина, ведущая себя как Золушка, все же могла за себя постоять».

Заблуждение 2: принц - это будущий амбициозный Король, только еще не выросший

На самом деле Принц имеет амбиции, но боится проявлять их во дворце и во власти.

Наш Принц - выросший без матери мальчик со всеми вытекающими: не получивший материнского тепла и ресурса и не сепарировавшийся от нее. Его интересуют прогулки по полям и лесам - это безопасная сфера, где его амбиции могут проявляться, не боясь конкуренции с сильным отцом. От него ждут амбиций, но при всем его наращенном эго он не амбициозен в привычном понимании (корона, жажда власти, многочисленные подданные) - ему не нужно расширять и укреплять государство, подыскивая выгодную партию среди именитых принцесс. Он заложник своего статуса. К тому же он так устал от постоянной охоты на него разных потенциальных невест, что, завидев красивую девушку, не преследующую его, обратил на нее внимание.

Он хотел быть свободным при минимуме ответственности. От него все, начиная с отца и заканчивая подданными, чего-то ждут и требуют. Золушка же ничего не требовала, принимала его таким, каков он есть. И он нисколько не обманывал ее, рассказывая о радужных перспективах их будущего. Просто он как истинный романтик верил в собственную сказку.

Заблуждение 3: Золушка - удачливая яркая девушка

На самом деле Золушка - безынициативная скучная исполнительница, которой через два года Принц изменит. «Истинная Золушка часто формируется в семье, где она - старшая сестра, нянька для младших детей или девочка, рано потерявшая мать и принявшая на себя функции хозяйки, или нелюбимая падчерица, или ребенок эмоционально холодных родителей, изо всех сил старающийся заслужить их одобрение».

Взрослой Золушке по уровню энергетики 6-7 лет. Она хорошая девочка, которая выполняет чужие желания, чтобы угождать и нравиться, в первую очередь отцу. «Иногда они становятся хорошими секретаршами, нередко пожизненно. Часто это молодые жены из категории «принеси-подай», которые красиво сопровождают статусного мужа. Некоторые пребывают в этой роли всю жизнь, удивляясь, почему им каждый раз попадаются не те принцы».

По сути, Золушка так и осталась не выросшим инфантильным ребенком, привычно исполняющим чужие указания и совершенно лишенным собственного опыта. Но какое-то внутреннее чутье подсказало ей единственную верную стратегию: спасаясь бегством, чтобы успеть сохранить временную, не свою маску до последнего удара часов, она пробуждает в Принце инстинкт охотника.

Принц стал бы все чаще посматривать на фрейлин

«Это самая разумная стратегия для нее, и она срабатывает, - считает автор книги. - После свадьбы поначалу они наслаждались друг другом. Она смотрела на него с восхищением. Но время шло, и Принц с некоторой неловкостью стал ощущать скуку все сильнее и сильнее. Милые привычки, словечки и оплошности простушки Золушки уже не забавляли, а раздражали. Ее робость и жалкая улыбка смущали. Она ведет себя как щенок, готовый руки лизать и вилять хвостом! Она такая пассивная, совсем ничего не может без указаний и руководства. А секс… Какой же скучный был с ней секс - поначалу привлекающий своей робостью, но позднее предсказуемый и правильно-безынициативный. И Принц стал все чаще посматривать на фрейлин, которые образованнее и ярче его жены».

Заблуждение 4: роль Золушки принимается раз и навсегда

На самом деле мы в течение жизни примеряем все женские роли из сказки. Реальные отношения в жизни бывают ориентированы на связь (ее называют по-разному: любовь, нежность, близость) и статус. «Если женщине важен статус, то она закроет глаза на отсутствие нежности и теплоты от партнера. И мы видим, что часть героев ориентированы на связь, а часть - на статус. Там, где статус, - всегда амбиции, например, у Мачехи и ее дочек.

Но если рассмотреть сюжет и поведение героев в разрезе отношений, то выясняется: каждый образ - это не отдельный автономный персонаж. Это мы сами, но в конкретных ситуациях и на конкретных этапах жизни и отношений. В разные моменты нужны разные амплуа. Иногда они используются неуместно, и тогда можно услышать: «Ты ведешь себя как ребенок». Это значит, в этот момент в вас не вовремя проснулась Золушка.

Заблуждение 5: хочу быть только Золушкой

Нужно понять, кто вы на сегодняшний момент и насколько ваша текущая роль эффективна - может, пора ее поменять?

«Если застрять в определенной роли, то отношения, а мы помним, что эта сказка именно о них, не будут развиваться и с высокой вероятностью завершатся, оставив после себя разочарование и горечь. Стоит проверить, какую роль на данном этапе вы играете. Что она вам дает, какие ограничения накладывает? Не задержались ли вы в ней? Это не значит, что от роли Золушки нужно однажды и навсегда избавиться, как от ненужного, отслужившего свое балласта. Нет, очень важно сохранить в себе Золушку как магическую составляющую внутреннего ребенка, историю магического мышления, действенную веру в чудо, силу желания и системность».

Золушка - это девочка 6-7 лет, всеми силами оправдывающая ожидания семьи, поэтому она исполнительна. Мачехина дочка - пубертат, когда море по колено и сам Господь Бог не конкурент. Там много самоуверенности и гормонов, иногда отключающих мозг. Порой, желая достичь какой-то цели: карьеры, штампа в паспорте с желанным принцем, мы разучиваем именно эту роль.

Меган Маркл если и была Золушкой, то только до того момента, как вошла во дворец

Мачеха - это «антикризисный менеджер», который для стратегической задачи семейной системы принимает непопулярные решения. Часто, когда в семье нет денег, муж залежался на диване или дети перестали понимать, чего хотят, в женщине «включается» Мачеха.

Фея - женщина, исполняющая чужие желания, потому что не может иначе. Она прирожденный спасатель или Бэтмен в юбке. «Часто женщины совершают ошибку, становясь феями сразу после свадьбы. Ко мне нередко приходят дамы зрелого возраста после развода, которые долгие годы давали ресурс мужу, отцу их детей, поднимали его, полагая, что детям нужен стабильный и успешный отец». Сейчас, когда дети выросли, разлетелись, их мужчина решает начать все с чистого листа с другой женщиной - Золушкой или Мачехиной дочкой. Многие думают, что известные женщины - Наталья Водянова, леди Диана, молодая жена принца Гарри Меган Маркл - и есть современные Золушки. Но они если и были таковыми, то ровно до того момента, как вошли во Дворец. А дальше они сбросили хрустальные башмачки и сменили роль на ту, которая помогла им закрепиться на новой высоте. Чего, увы, сказочная героиня не сделала».

Об эксперте

Клинический психолог, управляющий партнер Центра образовательной кинесиологии, эксперт федеральных телеканалов по вопросам отношений в семье и бизнесе, автор книги «Как попасть во дворец, если ты не Золушка». Ее сайт .

« Где же там жертвоприношения, а тем более каннибализм?» — удивитесь вы. Сказка-то о доброй и кроткой девочке, которая ковырялась в золе, пока не пробил ее час. Все дело в том, что сказки братьев Гримм и Шарля Перро — сказки, записанные уже в XVIII—XIX вв. еках, то есть близко к нашему времени.

Первоначальный же, мифологический контекст в более поздних обработках бывает сильно искажен. Мифологические элементы, присутствующие в ранних версиях сказки, забываются, ведь миф далеко не всегда логичен и понятен. Миф куда более архаичный и пугающий, а сказка — попытка его рационализации.

« Золушка» — один из популярнейших« бродячих сюжетов», который имеет свыше тысячи воплощений в фольклоре разных народов мира.

Где мать Золушки? Ее съели!

Одним из важнейших образов в сказке« Золушка» является образ погибшей матери. У читателя не возникает вопроса, отчего могла умереть несчастная женщина. Появление доброй феи-крестной в версии Шарля Перро также не вызывает удивления. И мало кому приходит в голову, как тесно связаны между собой эти два образа.
Итак, в самом начале сказки у Золушки умирает родная мать, а отец, погоревав, находит себе другую жену. Отчего же наступает смерть? В большинстве сказок это не освещается, а приводится как данность, но до сих пор остались сказки, сохранившие в себе самые древние мотивы, которые дают ответ на этот вопрос.
В греческой версии« Девка-на-насесте»(Edmund Martin Geldart, Folk-Lore of Modern Greece: The Tales of the People, Little Saddleslut) мать принимает смерть от рук собственных дочерей:

Однажды три сестры сидели и пряли лен. И сказали они: «Чье веретено упадет на землю, ту мы убьем и съедим». Первым упало веретено их матери, но они не тронули ее, а сели прясть дальше. И вновь упало матушкино веретено, и опять, опять… «Ну что ж! — сказали они. — Теперь-то мы ее съедим». Но Золушка вступается за мать, хотя и безрезультатно: « Нет! — сказала самая младшая из сестер. — Не ешьте ее. Раз уж вам так хочется мяса, съешьте лучше меня». Но сестры отказались; двое из них убили, а затем приготовили мать.

Вот так жестоко расправились дочери над собственной матерью. Золушка же отказывается от трапезы и впоследствии будет за это вознаграждена.
Из текста можно предположить, что мать нарочно роняет веретено, чтобы спасти своих детей. Впоследствии в сказке Little Saddleslut(«Девка-на-насесте») именно мать становится волшебной дарительницей для младшей дочери, над которой насмехались сестры:

Затем самая младшая, которую называли Девка-на-насесте [после смерти матери девушка все время сидела на курином насесте, за что сестры дали ей эту кличку], собрала все материны кости и похоронила их под изгородью. Сорок дней девушка окуривала их ладаном, а затем хотела отнести в другое место. Только она подняла камень, как лучи света ослепили ее. Она нашла там прекрасное одеяние, будто сотканное из неба и звезд, из весны и морских волн. Кроме платья, там лежало множество монет.

Но это не единичный случай. Примеров с упоминанием поедания матери членами ее семьи встречается довольно много. Нередко мотив так называемого эндоканнибализма(поедание родственника) совершается в более мягкой форме, то есть отсутствует прямое упоминание вкушения человеческой плоти. Мать в этих версиях превращается в животное — часто корову — и только после этого съедается.

Нарушение волшебного запрета

В некоторых сказках трансформация матери в животное является следствием нарушения волшебного запрета. Вот что рассказывает нам сербская сказка« Пепелюга»(Woislav M. Petrovitch, Hero Tales and Legends of the Serbians, Pepelyuga):

На высокогорных пастбищах, поблизости от глубоких пропастей, несколько девушек пряли пряжу и присматривали за скотом. Вдруг они заметили странного мужчину с длинной белой бородой до пояса. Он остановился и сказал: «Прекрасные девы, остерегайтесь пропасти. Ведь если кто-нибудь из вас уронит в нее свое веретено, мать той девушки превратится в корову в тот же момент!» Сказав это, старик исчез. Девушки же, озадаченные его словами и обсуждая странное происшествие, подошли к самому краю обрыва… Они с любопытством заглядывали в расщелину, будто надеялись увидеть там что-то необычное. Внезапно веретено выскользнуло из рук самой красивой из них и, ударяясь о камни, улетело в бездну. Когда вечером девушка вернулась домой, худшие ее страхи воплотились в жизнь. Вместо матери она увидела перед дверью корову.

Корова помогает Марре(сербской Золушке), когда ее отец женится на злой и строптивой женщине. Но мачеха не глупа — она велит своей дочери отправиться вслед за Маррой и проследить, как той удается всегда быть сытой. Обман открывается, и сводная сестра доносит матери, что корова подкармливает девушку и помогает выполнять задания мачехи. Злая мачеха приказывает убить корову, но та, предчувствуя смерть, велит Марре не пробовать ее мяса, а кости собрать и похоронить в определенном месте.
Довольно часто мать, обращенная в животное, предвидит свою смерть и не страшится ее.
Еще одним примером наказания за нарушенный запрет может служить сказка« Злая мачеха»(J.Hinton Knowles, Folk-Tales of Kashmir, The Wicked Stepmother) государства Кашмир. В этой сказке в качестве матери Золушки выступает жена брахмана. Уходя из дому, брахман настоятельно просит супругу не есть ничего до его возвращения. В противном случае она превратится в козу. Если же он сам отведает пищи вне дома, то обернется тигром.
Ослушавшись завета мужа, жена пробует пищу в его отсутствие и оборачивается козой. Ее бывший муж женится заново. В этой версии сказки у Золушки есть еще братья и сестры, которых и выручает волшебная коза до того момента, как злая мачеха не вычисляет их помощника. После этого новая жена, прикинувшись больной, велит лекарю сказать, что спасти ее может только козье мясо. Лекарь безропотно выполняет ее повеление. У брахмана в это время не было денег на другую козу, поэтому печальная участь постигает его бывшую жену.

При чем тут жертвоприношение?


Выделяют две основные причины каннибализма как реального явления: вынужденный каннибализм, связанный с тяжелыми бытовыми условиями(голод, засуха и прочие), и каннибализм ритуальный. В контексте данной истории можно с относительной уверенностью отклонить версию поедания родственника в связи с голодом, так как в сказках неоднократно упоминаются тучные стада овец и другие признаки достатка.
Явление эндоканнибализма уходит корнями в глубокую архаику и довольно часто упоминается в мифах и сказках. Если изначально каннибализм был присущ верховным божествам, то по мере распространения запрета он становится особенностью низших мифологических существ: вампиров, оборотней и так далее. Обычно он сурово наказывается.

Так, в большинстве сказок о Золушке, в которых присутствует мотив косвенного или прямого каннибализма, животные, являющиеся духом погибшей матери, запрещают ей пробовать их мясо.

Мстительная Золушка из Вьетнама


Временами сюжет сворачивает в совершенно немыслимые стороны. В одной из вьетнамских версий сказки« Тэм и Кэм»(Tấm Cám) Золушка карает мачеху жесточайшим образом, заставляя ту отведать плоти собственной дочери.
Когда вьетнамская Золушка Тэм уже вышла замуж за принца, ее сводная сестра Кэм спрашивает у нее, как той удается сохранять свою красоту. Тэм отвечает, что она всего лишь принимает ванну с кипятком. Сделав так, как ей посоветовала сестрица, Кэм погибает, сварившись заживо. Тэм разрезает ее тело на части и готовит из мяса еду, а потом отправляет мачехе. Женщина без раздумий принимается за трапезу, но тут ворон садится на крышу ее дома и каркает: «Вкуснятина! Мать ест плоть собственной дочери! Осталось ли еще? Дай и мне кусочек!» И только доев до конца, мачеха обнаруживает череп своей девочки на дне горшка, после чего умирает от шока.

Животные-помощники: от коровы до рыбы

С течением времени мотив каннибализма прошел длинный путь рационализации. Сказка очень долгое время оставалась устным жанром. Передавая из уст в уста знакомый сюжет, рассказчики привносили в историю о Золушке что-то свое, часто опуская или рационализируя то, что было непонятно повествователю. Таким образом, разрыв между матерью Золушки и добрым помощником, возникающем на ее пути, стал увеличиваться.
Во многих версиях сказки образ матери утрачивает свою значимость, но при этом сохраняется образ животного-помощника, появление которого никак не объясняется. В ирландском, шотландском и сербском аналогах« Золушки» в качестве такого животного выступает овца или корова, что в какой-то степени роднит эту сказку с не менее известной нам историей« Крошечка Хаврошечка».

Чаще всего в качестве животного-помощника выступает самка, но встречаются и мужские вариации, далеко ушедшие от идеи матери-спасительницы. И если в малайской народной сказке« Bawang Putih Bawang Merah» рыба еще признается в том, что она и есть мать девушки, то во вьетнамской« Тэм и Кэм» рыба явно символизирует мужскую фигуру — по некоторым версиям, девушке помогает сам Будда.
Рыба появляется в азиатских сказках не случайно: часто она символизирует бога.
Помогают Золушке и другие животные: бык увозит ее прочь от злой мачехи в норвежской сказке« Кэти Деревянный плащ»; красный теленок в шотландской Rashin-Coatie ведет ее через лес. Встречаются и персонажи« нижнего мира»: мышь, жаба и другие.
На следующем этапе рационализации в качестве помощников Золушки выступают птицы или дерево, выросшее на могиле матери. По версии братьев Гримм, Золушка совершала паломничество на место захоронения матери и там поливала землю слезами до тех пор, пока на том самом месте не выросло дерево. Стоило Золушке потрясти его, как с веток падали орехи, в которых для нее были спрятаны волшебные дары. Точно так же поступает Золушка Джозефа Якобса, сажая орешник. К ней прилетает птичка и советует потрясти дерево, чтобы с него упал орех.
В итальянской сказке« Золушка»(Thomas Frederick Crane, Italian Popular Tales, Cinderella) отец привозит младшей дочке маленькую птичку Верделио, которая и наделяет Золушку красотой. Образ птицы повсеместно в мифах различных стран является образом человеческой души. Так, погибшие родственники приходят к живым в виде птиц и помогают в беде или предупреждают о несчастье. Птица — небесный житель, близкий к богам. Именно птицы предупреждают принца об обмане, когда сводные сестры Золушки, желая выйти замуж за королевскую особу, отрезают себе часть ноги, чтобы туфелька пришлась впору.
Почему именно лещина становится защитницей Золушки, тоже понятно. У многих народов лещина(орешник) считалась тесно связанной с загробным миром. В некоторых местах Европы на Святки хозяева рассыпали орехи по полу и по углам, чтобы накормить души умерших. В немецкой сказке Aschenputtel Золушка просит у отца привезти ей первую ветку, которая собьет его шляпу, чтобы она могла посадить ее на могиле матери. Этой веткой оказывается ветка лещины. Помимо связи с загробным миром, орешник также наделяет своего обладателя великой мудростью, у друидов это дерево считалось священным.

Рождение феи


Если образы птиц или деревьев как волшебных помощников уже воплощали дух умершей матери лишь чисто символически, то в дальнейшем этот образ совсем утратил свое первоначальное значение. На данном этапе помощник Золушки — либо существо божественной природы, либо человек, друг.
В известной нам сказке Шарля Перро Золушке помогают не животные и не птицы, а фея-крестная, появившаяся из ниоткуда. В грузинской Золушке, «Маленькой оборванке»(Conkiajgharuna) бедной девушке помогает деви — мистическое существо, одна из ипостасей богини-матери. Она делает это довольно жутким способом:

Однажды, когда Маленькая Оборванка пасла корову, та по случайности забежала на крышу. [Прим. автора: в некоторых местностях Кавказа дома крестьян врыты в землю, так что вполне возможно случайно зайти на крышу]. Девушка последовала за коровой, чтобы вернуть ее обратно на дорогу, но случайно уронила веретено в дом. Заглянув внутрь, она обнаружила там старуху и попросила ее: «Добрая женщина, отдайте мне мое веретено». «Не могу, дитя мое, — отвечала старуха, — зайди-ка и возьми его сама». Эта старая женщина была деви. Когда Оборванка подобрала веретено, хозяйка дома обратилась к ней с просьбой: «Доченька, доченька, подойди ко мне и взгляни на мою голову, я же почти съедена». Девушка подошла ближе и взглянула на голову старухи. Сердце ее ушло в пятки, когда она обнаружила там червей, копошащихся внутри. Но Оборванка собралась с духом и счистила несколько червей, после чего сказала: «На что же тут смотреть? У вас чистая голова!»

Боги помогают не только Оборванке. Богиня Бхагавани пожалела Мугазо, героиню вьетнамской сказки« Золотая туфелька».
Поддерживают Золушку и просто женщины — добрые и не очень. Зезолла, итальянская Золушка из сказки Джамбаттиста Базиле(1575−1632), сговорившись с няней, ломает мачехе шею крышкой сундука. Добрая соседка из грузинской сказки велит своим птицам собрать все просо, что рассыпала мачеха и приказала собрать падчерице.
А в уже упомянутой выше греческой сказке Золушке напрямую помогает Бог. Оказавшись в пустыне, она молится: «Господи, дай мне ямку в земле, чтобы только я могла сунуть туда голову, дабы не слышать, как воют дикие звери». После того, как просьба Золушки была исполнена, она попросила себе нору побольше, такую, в которой поместилась бы по пояс. И лишь в третий раз Золушка взмолилась о хижине, где могла бы жить.

Таким образом, образ матери Золушки, скрытый за слоями многочисленных преобразований и искажений, обретает мистический, сакральный смысл.
Отвергнув поздние, более мягкие версии, где Золушка забывает или прощает злую мачеху и сестер, мы встречаемся с распространенным мотивом, в котором дух погибшей матери жестоко мстит за свои обиды. Мачеха ломает шею, птицы выклевывают ее дочерям глаза, Золушка заставляет мачеху отведать плоти собственного ребенка…
В свете всего вышеизложенного возникает вопрос: кто на самом деле является главным персонажем этой истории? Не является ли Золушка всего-навсего орудием, проводником, при помощи которого дух покойной матери вершит свое, порой кровавое правосудие? Умирая, она не оставляет окончательно мир живых, но незримо присутствует в нем, передавая дочери свою волю и указывая ей путь.

Популярное

Каждая популярная сказка воплощает архетипы человеческого поведения. Сказки, в которых рассматриваются модели женско-мужских отношений, называются волшебными. На примере любимой волшебной сказки можно лучше понять ожидания женщины в отношении мужчины, её цель, средства, которыми она добивается цели, и многое другое.

Клиентка, назовём её О., замужем. Муж хорошо зарабатывает, имеет высокий статус, но его почти не бывает дома. О. отказалась от социальной реализации, все домашние хлопоты взяла на себя. Она чувствует себя одинокой и никому не нужной.

Для анализа модели её поведения я предложила работу со сказкой. Любимой сказкой клиентки оказалась хорошо всем известная "Золушка". Кстати, в моей практике это самая популярная сказка. Но до чего же разные все Золушки. Пожалуй, единственное, что их объединяет — потребность много работать. Ленивых Золушек я ещё не встречала.

Итак, сначала О. читает уже написанную дома сказку вслух. Я внимательно слушаю, обращая внимание на изменение голоса, мимики, жестов. Порой эта информация оказывается важнее самого содержания сказки.

Жил богач, и была у него дочка. После смерти жены мужик женился на другой женщине, которая привела в дом двух своих дочерей. И стала эта женщина мачехой для дочки мужика. Девочку звали Золушка.

Золушка помогала отцу по хозяйству вести домашние дела и быт. А старшие "сёстры" только и наряжались весь день перед зеркалом. И смеялись, как Золушка трудится. Мачеха невзлюбила дочку и давала ей задания на целый день и ночь — убрать, перебрать, постирать, подмести, сшить и т.д. Бедная девочка молча переживала все обиды и не решалась пожаловаться даже отцу, так как он полностью смотрел на всё глазами своей новой жены. Девочка от обиды забиралась за печку, где стояли мешки с золой. Сёстры и прозвали её Золушкой.

И как-то раз король устроил огромный бал. И созвал на него всех с жёнами и дочерьми. Золушка и сёстры тоже получили приглашение. Начались приготовления к балу, Золушка шила красивые платья для сестёр и делала причёски. Мачеха и сестры уехали на бал, а Золушка расплакалась, что не смогла туда попасть.

Её добрая крестная фея решила помочь девочке. Из тыквы сделали карету. Из мышей — кучера. Из ящериц — лакеев. Из старого платья — шикарное, красивое платье. И подарила Фея Золушке хрустальные туфельки. И сказала возвратиться домой до полуночи, иначе всё превратится обратно на свои места.

Золушка приехала на бал, но её никто не узнал. Принц выбежал даже её встречать. "Какая она красивая", — шептали гости. Золушка и Принц протанцевали весь праздник. И тут часы бьют двенадцать раз. Золушка очень быстро убежала, теряя на лестнице туфельку. А Принц даже не успел спросить её имени и только подобрал хрустальную туфельку.

…Издал Король "указ" — кому подойдёт туфелька, та и будет женой Принца. Очень много дворов объехал принц со свитой, но так и никому туфелька не подошла. Принц огорчился. И тут остался последний двор, где жила Золушка с сёстрами. Сестры наперебой начали примерять маленькую хрупкую туфельку, но не одной она не подошла. Принц увидел маленькую чумазую девочку, которая не привлекла его внимания. Но так как туфельку должны были примерить все, Золушке пришлось её надеть.

Туфелька оказалась впору. Сёстры и поверить не могли. Они злились на Золушку и поняли, что той красавицей на балу была она.

…Принц отвёз её во дворец и через несколько дней сыграли весёлую свадьбу.

Золушка простила свою мачеху и сестёр, так как была очень доброй девочкой.

На этом сказка заканчивается, и мы переходим к её анализу.

— Чего Золушке не хватало в начале сказки?

— Отца.

— Какие события сказки вызвали больше всего эмоций?

— Когда Золушка делала всё за всех, обидно.

— В сказке говорится про мешки с золой, которые стояли за печкой. Для чего они там хранились?

— Не знаю.

— Пофантазируй.

— Золушка могла там уединяться, к грязным мешкам с золой никто не подходил.

— Что случилось с мамой Золушки, почему она умерла?

— Мама умерла от бессилия, очень сильно переживала отношения с мужем, всё время была одна, всё сама, не чувствовала себя нужной. Душевная болезнь, нервный срыв, закрыла глаза и умерла.

— Что она хотела от мужа?

— От мужа хотела любви.

— Каких действий она хотела от мужа? Что для неё является проявлением любви?

— Хотела поддержку во всех трудностях, понимания, что нужна она одна.

— Значит, ей нужны трудности, чтобы муж мог поддержать?

— Да (с грустью). Для неё характерна неуверенность в себе, самокопание.

— У неё были сомнения, что мужу нужна она одна.

— Муж больше времени, чем жене, уделял работе, сделал состояние. Жена ему в этом помогала.

— В чём заключалась её помощь?

— Обустройство быта, сопереживание ему. В ответ она не получала того же.

— Как получилось, что отец выбрал в жены именно эту женщину — мачеху.

— Она сама женила его на себе, привлёк состоянием.

— Дай определение, кто такой "мужик". В сказке ты называешь отца — "мужик богатый".

— Мужик — тот, кто постоянно пашет, труженик.

— А мужчина — это кто такой?

— Это более благородное создание.

— А принц?

— Принц — нежное, беспомощное существо, тонкой натуры человек.

— Что общего между принцем и мужиком?

— Состояние.

— Финансовая успешность мужа была важна и для первой, и для второй жены, и для Золушки это тоже важно, я правильно поняла?

— Да, это так. Беспечная жизнь в материальном плане важна.

— Почему Фея наградила Золушку?

— Золушка была добрая, отзывчивая.

— В чём проявлялась её доброта?

— Усмешки и зло мачехи и её дочерей она принимала как должное.

— Усмешки и зло Золушка принимала как должное, это действительно полезное качество, за которое следует вознаграждать?

— Нет, конечно. Это ужасно, глотать слёзы вперемешку с обидой.

— Что Золушка могла сделать по-другому?

— Могла выразить мачехе и её дочерей своё недовольство, пожаловаться отцу (хотя он вряд ли стал бы слушать её жалобы).

— Она могла жить отдельно, самостоятельно?

— Да, могла. Отец даже помог бы ей материально.

— Мы с тобой выяснили, что жертвенность и терпение — это не те качества, за которые стоить награждать. Тогда всё-таки почему Фея наградила Золушку?

— Наверное, она дала Золушке… шанс взбодриться, подтолкнула её вперёд, но это не помогло.

— Что ей помешало?

— Привычка быть покладистой, жертвой, её мама была такой же.

— Хочу тебе напомнить, что в психологии жертвы могут быть выделены три позиции, впервые изображённые в виде рисунка психиатром и мэтром транзактного анализа Стивеном Карпманом. Он назвал этот рисунок драматическим треугольником.

Всё многообразие ролей может быть сведено к трём основным — Спасателя (С), Преследователя (П) и Жертвы (Ж).

Треугольник, в который объединяются эти роли, символизирует их связь, постоянную смену. Общение в пределах этого треугольника даёт возможность не брать ответственность за свои поступки и решения, а также в награду за это получать сильные эмоции и право не решать свои проблемы (так как в этом всём виноваты другие). Текст сказки заканчивается следующими словами: "Золушка простила свою мачеху и сестёр, так как была очень доброй девочкой". Происходит перемещение ролей героини внутри "драматического треугольника" из жертвы в спасателя. Спасение — это та же зависимость, потому что Спасителям необходимо чувствовать, что их ценят. Им не разрешено заботиться о себе и своих потребностях, поэтому они заботятся о других.

— Неважно, какую роль мы играем в треугольнике в данный момент, в конце концов, мы всегда превращаемся в жертву? Если мы в треугольнике, мы живём как жертвы?

— Да. Каждый раз, когда мы отказываемся принимать на себя ответственность, мы бессознательно выбираем роль жертвы. Что Золушка получила в конце сказки?

— Вышла замуж за принца.

— Помнишь, я тебя спросила: "Чего Золушке не хватало в начале сказки?".

— Да. Я ответила: "Отца".

— Получается, что вместо отца Золушка встретила принца. Что Золушке понравилось в принце?

— Его красота, красивые слова, которые он ей говорил.

— Но ведь он не узнал даже имени Золушки. Получается, что он ей говорил красивые слова, не зная её имени. Может быть, ему было всё равно, кому говорить красивые слова, он просто хорошо умел это делать?

— Да, это так.

— Ранее ты называла принца "беспомощное существо". Зачем Золушке такой принц?

— То, что он беспомощный даёт Золушке ощущение собственной нужности.

— В чём проявляется беспомощность принца?

— Он не в состоянии обслужить себя сам, самостоятельно гладить, убирать, готовить.

— Но, если всё это будет делать Золушка, чем её жизнь будет отличаться от жизни с мачехой?

— (с удивлением) Ничем.

— Золушке не хватало отца, в конце сказки она вышла замуж за принца, то есть нашла символического отца, но оказалось, что в её жизни ничего принципиально не изменилось. Она будет также гладить, убирать, готовить, как это делала, живя с мачехой. Она будет вести себя так, как её мама, не ощущая себя нужной и умерев от бессилия и одиночества. Что же тогда на самом деле является целью жизни Золушки?

— Быть нужной для мужчины, который рядом.

— Сколько лет было Золушке, когда умерла её мама?

— Что происходило в твоей жизни, когда тебе было 17?

— Ничего особенного, заканчивала школу.

В это время я внимательно рассматривала генограмму, добавив к году рождения А. 17 лет. Родилась она в 82 году. Какие же важные события происходили в её семье в 99 году? Практически одновременно мы произнесли: "умер отец". Отец О. трагически погиб под колёсами автомобиля, на тот момент у него давно уже была другая семья. Мама О. рассталась с её отцом, когда О. было 11 лет, не выдержав его постоянных измен. Сейчас стало понятно, почему в начале анализа на мой вопрос: "Чего Золушке не хватало в начале сказки?", она ответила: "Отца" .

— Если бы ты могла сейчас изменить сказку, что бы ты изменила?

— После смерти матери Золушка бы стала жить самостоятельно. Встретила надёжного, верного мужчину.

— Где его можно встретить?

— Среди тех, кто трудится.

— Что дало бы Золушке ощущение того, что она нужна своему мужчине?

— Его слова благодарности за заботу, отзывчивость на просьбы, совместное налаживание быта и вообще совместное времяпровождение.

Изменение отношения к мужу у О. случилось позднее, а в результате анализа сказки произошло осознание следующих моментов:

  1. О. копирует мамину модель поведения,
  2. серьёзной травмой для неё является потеря отца (сначала его уход из семьи, затем смерть),
  3. существует желание заменить отца мужем,
  4. пассивная позиция (выполнение указаний мачехи и сестёр, феи, принца),
  5. отсутствие контакта с собственными желаниями (в сказке не упомянуты желания героини),
  6. нахождение в драматическом треугольнике, установка жертвы — терпение и смирение — это хорошо,
  7. привычка к уединению как способ решения проблем.
Это здорово, ребята. Верьте нам в этом.

В эту пятницу (13 марта) по всей стране зрители влюбятся в «Золушку»... снова. Уже в который раз.

Тем не менее, мы сообщаем вам, что режиссер Кеннет Брана, Лили Джеймс – исполнительница главной роли, очень приятно пересказали, хоть и чрезвычайно знакомую, но абсолютно волшебную историю Золушки так, что любой взрослый (даже бездетный!) при просмотре почувствует себя совершенно счастливым.

И вот почему:

1. Химия между двумя исполнителями главных ролей очаровывает.

Единственный наиболее важный элемент в истории любви – химия между двумя исполнителями главных ролей, так что спасибо тебе, фея-крёстная, за изначальную химию Джеймс и Ричарда Мэддена. Многие сказки превращают исполнительниц главных ролей в этаких девиц, а их принцев в мягкотелых типов без индивидуальности, но «Золушка» позволяет охарактеризовать Джеймс как решительную, а принц Кит в исполнении Мэддена на самом деле достоин звания «Прекрасный».

К тому же мы на самом деле полагаем, что, встретившись до большого бала, вместо обычной «любви с первого взгляда» при помощи потрясающей ситуации с бальным платьем, оба эти персонажа влюбились в особенности личностей друг друга.



2. Кейт Бланшетт заставляет зло выглядеть здорово.

Гламурная, физически впечатляющая Бланшетт отработала каждый цент из, вероятно, астрономического гонорара, полученного за «Золушку». Хорошо украшенная актриса полностью доминирует в каждой сцене, где появляется, что прекрасно подходит к этой теме. Вы с легкостью можете увидеть, почему Синди подчиняется каждой ее команде, и к концу фильма, MTV News одновременно страшились ее появления и стремились к ее разоблачению, – красноречивый символ великой злодейки.



3. Костюмы и сценография – натуральное сказочное волшебство.

Гипнотическое синее бальное платье Сэнди Пауэлл уже стало культовым, и это только после предварительных просмотров. К счастью, остальной дизайн фильма так же очарователен: небольшое, но идиллическое, расположенное на скалистых склонах, королевство принца Кита выступает в качестве идеального места для волшебного романа. Проще говоря, в следующем году мы ожидаем увидеть «Золушку» в списке номинантов по костюмам и воплощению дизайна костюмов.



4. Он разноплановый.

Конечно, большинство исполнителей «Золушки» белы как снег, но они наняли несколько вспомогательных актеров с другим цветом кожи, и не только играть представителей класса слуг. И это, определенно, шаг в правильном направлении.



5. Исполнители ролей второго плана ужасно забавны.

Хелена Бонэм Картер, как причудливая, гламурная добрая фея-крёстная, которая распознает в нелепой стекляшке обувь? Есть. Восхитительная выдающаяся Хейли Этвелл, как невероятно совершенная мать Золушки? Дважды есть. Стеллан Скарсгард, как злодей герцог в комплекте с подкрученными зловещими усами? Есть, есть, есть.

Мэдден и Джеймс великолепны, но они, конечно, не знаменитости – так Брана принял мудрое решение, когда подобрал на роли стада гусей звезд большого экрана (и Этвелл, которая достаточно скоро появится там ), что пополнит кассу долларами.



6. Они действительно рискнули со всеми этими животными штучками.

К их чести, искренностью Золушка приближается к некоторым наиболее манерным, наиболее волшебным элементам сказки. (В отличие от версии Дрю Бэрримор в «Истории вечной любви» 1998 года, которую мы так же любили.) Здесь нельзя найти ничего издевательского, что особенно заметно при таких волшебных моментах, в основном, с друзьями-животными Золушки. Они говорят с ней (просто не на английском) и существенно наделены человеческими качествами, но ничто не выделяется так сильно, как превращение феей-крестной ящерицы в ящерицу-человека, и актер в полном смысле слова исчезает. Ради. Этого. Вы поймете, когда увидите это. Он – мой настоящий герой.



7. Это невинная забава.

Все вышеупомянутое в основном выражается в этом одном простом моменте: «Золушка» – чистая, невинная забава. Вы можете потеряться в его физической красоте, милых, все еще старомодных представлениях о романтике, его магии, и у большинства его персонажей нет и следа пессимизма или постыдности.

Конечно, вы как сформировавшийся взрослый, вероятно, понимаете, что не должны полагаться на прекрасного принца, который унесет вас прочь, но в отсутствие какого-либо низкопоклонничества, анти-феминистских элементов, которыми приправляли истории о Золушках прошлых лет, нет причин не любить «Золушку».

7 причин, почему «Золушка» является волшебно обязательной для просмотра

Многие девочки в детстве мечтали встретить своего Сказочного Принца и жить в сказке. Принц обязательно был бы добрый, красивый, богатый и с Белым Конём. Он бы ворвался в её жизнь и увёз в далекое Королевство, где нет надоедливых родителей, ненавистных учителей и противной домашки.

Но годы идут, девочки вырастают, встречаются с реальным миром и живыми людьми. Вещи, казавшиеся мечтой в 13 лет, становятся странными в 20. И не нужна уже сказка, когда ты сама решаешь, как и с кем проводить своё время. И только Золушка - умница и красавица - остаётся дома один на один с тяжелой работой, ведь её Принц за ней так и не приехал.

Комплекс Золушки - это состояние, когда женщина в зрелом возрасте продолжает жить детскими мечтами о сказочной жизни и отказывается принимать реальность. Этот термин был впервые введён Колетт Даулинг в её книге «Комплекс Золушки» в 1990 году. Даулинг определила комплекс Золушки как «страх независимости».

По её мнению, в основе комплекса Золушки лежит подсознательное желание женщины передать ответственность за свою жизнь и благополучие в чужие руки. Золушки не живут настоящим, для них лучшая жизнь - где-то там, далеко, поджидает их, и совсем от них не зависит.

Однажды Высшие Силы (Бог, Крёстная фея, Вселенная и др.) увидят их старания и устроят им Спасительное Сказочное Чудо. Чудом может быть что угодно, но девочки, растущие в традиционных семьях, чаще всего видят своё избавление в Прекрасном Принце с непременным набором уже известных им качеств.

«Комплекс Золушки - это целая система отношений и страхов, которые удерживают женщин в тени и мешают им реализовать в полной мере свой ум и творческие способности, - пишет Даулинг. - Подобно Золушке современные женщины все еще ждут, что появится мужчина и изменит их жизнь».

Чем опасен комплекс Золушки?

  • Мечта золушки заведомо неосуществима, но Золушка будет ждать её исполнения, даже понимая это.
  • Всё, что не соответствует мечте - даже несбыточной - недостойно Золушки, а потому безжалостно вычеркивается из её жизни. Это касается даже близких людей и партнёров, ведь они никогда не сравнятся с «избранным» из её фантазий.
  • Золушка не видит истинной причины своих неудач и одиночества. В своей сложной жизни золушка винит весь остальной мир.
  • Вера в чудо становится оправданием пассивной жизненной позиции. Золушка будет терпеть всё, что её не устраивает и ждать, когда всё само собой изменится, вместо того, чтобы менять свою жизнь самостоятельно.

Золушка - привыкшая к тяжелой работе и ждущая вознаграждения - остаётся неудовлетворённой жизнью и окружающими её людьми.

Несоответствие мечты и реальной жизни плохо сказывается на психическом благополучии золушки и приводит к неврозам, депрессии и разного рода зависимостям (от еды, алкоголя, даже наркотиков).

Как формируется комплекс Золушки?

Комплекс Золушки формируется у девочек, которым с детства внушают, что всё хорошее в жизни нужно заслужить: упорным трудом, покорностью, лишениями и терпением. Детские психологи настоятельно не рекомендуют родителям прибегать к таким манипуляциям.

Ребенок, который воспитывается в таких условиях, выполняет требования не из личных побуждений, а из страха потерять любовь родителей. Такие дети вырастают с уверенностью в том, что любить их можно только за их дела, что совсем не способствует формированию самодостаточности.

В традиционном патриархальном обществе комплексу Золушки подвержены большинство женщин, ведь в самой основе их воспитания лежит посыл «будь терпеливой и жди своего Принца». Большую роль в формировании у женщины комплекса золушки играет и популярная культура: книги, фильмы и сериалы.

История о тихой скромнице-трудяге, которая вдруг встречает Того Самого Единственного и обретает своё счастье, является, пожалуй, одной из самых популярных и часто эксплуатируется масс-медиа. Вот и ждут девочки принцев, строя воздушные замки, пока реальная жизнь проходит мимо.

Что же делать?

Женщины с комплексом Золушки совсем не умеют отличать свои реальные желания и цели от тех, что они придумали для себя в детстве, поэтому им необходимо сформировать причинно-следственную связь между их действиями и достижением мечты. Золушкам стоит научиться принимать себя, поддерживать свою самооценку, распознавать свои настоящие чувства и желания.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png