Лекции по общей психологии Лурия Александр Романович

Изменчивость чувствительности (адаптация и сенсибилизация)

Изменчивость чувствительности (адаптация и сенсибилизация)

Было бы неправильно думать, что как абсолютная, так и относительная чувствительность наших органов чувств остается неизменной и ее пороги выражаются в постоянных числах.

Как показали исследования, чувствительность наших органов чувств может меняться, и в очень больших пределах. Эта изменчивость чувствительности зависит как от условий внешней среды, так и от ряда внутренних (физиологических и психологических) условий, химических воздействий, установок субъекта и т. п.

Различают две основные формы изменения чувствительности, из которых одна зависит от условий среды и называется адаптацией, а другая - от условий состояния организма и называется сенсибилизацией.

Остановимся отдельно на каждой форме изменения чувствительности.

1. Адаптация. Известно, что в темноте наше зрение обостряется, а при сильном освещении его чувствительность снижается. Это можно наблюдать, когда из темной комнаты переходишь на свет или из ярко освещенного помещения в темное. В первом случае глаза человека начинают испытывать резь, человек временно «слепнет», требуется некоторое время, чтобы глаза приспособились к яркому освещению. Во втором случае имеет место обратное явление. Человек, который перешел из ярко освещенного помещения или открытого места с солнечным светом в темную комнату, сначала ничего не видит и необходимо 20–30 минут, чтобы он стал достаточно хорошо ориентироваться в темноте.

Это говорит о том, что в зависимости от окружающей обстановки (освещенности) зрительная чувствительность человека резко меняется. Как показали исследования, это изменение очень велико, и чувствительность глаза при переходе из яркой освещенности в темноту обостряется в 200 тыс. раз!

Физиология хорошо знает механизмы, лежащие в основе такого огромного изменения чувствительности. В работе глаза к ним относится ряд специальных механизмов. Одни из них сводятся к тому, что различная освещенность меняет просвет зрачка (зрачок расширяется в темноте и сужается на свету и может менять свой просвет в 17 раз), регулируя, таким образом, общий приток света. Другой механизм состоит в том, что в сетчатке глаза происходит передвижение пигмента, составляющего как бы заслон, обороняющий от излишнего проникновения световых лучей в чувствительный слой. Столь же важное значение для повышения чувствительности сетчатки глаза в темноте имеет процесс восстановления зрительного пурпура - важнейшего светочувствительного вещества, входящего в состав светочувствительных клеток сетчатки. Как показали специальные исследования (77. Г. Снякин), сетчатка глаза имеет и специальный механизм «мобилизовать» максимальное число действующих светочувствительных элементов в темноте и «демобилизовать», или выключить, значительное число активных светочувствительных элементов на свету, поэтому чувствительность сетчатки в разное время дня и ночи и даже в разное время года меняется. Наконец, в сетчатке глаза происходят существенные функциональные перестройки, сводящиеся к тому, что в условиях освещенности (днем) в действие включаются менее чувствительные светочувствительные аппараты - «колбочки», которые, однако, способны различать цвета, в то время как в сумерках они выключаются. Активными остаются другие аппараты сетчатки - палочки, которые обладают большей чувствительностью, но зато не могут различать цветовые оттенки; тот факт, что в сумерках человек перестает различать цвета, хотя зрение его обостряется, объясняется именно этим фактом.

Наряду с описанными периферическими механизмами изменения чувствительности существуют и центральные механизмы, позволяющие регулировать остроту чувствительности в зависимости от окружающих условий. К ним относятся механизмы, изменяющие тонус коры под влиянием импульсов, идущих в нее через волокна ретикулярной формации.

Описанные изменения чувствительности, зависящие от условий среды и носящие название адаптации органов чувств к окружающим условиям, существуют и в слуховой сфере (изменение слуховой чувствительности в условиях тишины и шума), в сфере обоняния, осязания и вкуса.

Изменение чувствительности, происходящее по типу адаптации, не происходит сразу, оно требует известного времени и имеет свои временные характеристики.

Существенно, что эти временные характеристики различны для разных органов чувств. Так, мы хорошо знаем, что для того чтобы зрение в темной комнате приобрело нужную чувствительность, должно пройти около 30 мин, и лишь после этого человек приобретает способность хорошо ориентироваться в темноте. Процесс адаптации слуховых органов идет гораздо быстрее. Слух человека адаптируется к окружающему фону уже через 15 с. Так же быстро происходит изменение чувствительности в осязании (слабое прикосновение к коже перестает восприниматься уже через несколько секунд).

Хорошо известны явления тепловой адаптации (привыкание к изменению температуры), однако эти явления выражены отчетливо лишь в среднем диапазоне, и привыкание к сильному холоду или сильной жаре, так же как и к болевым раздражениям, почти не имеет места. Известны и явления адаптации к запахам. Изменение чувствительности в этих случаях происходит медленнее, например, запах камфары перестает ощущаться через 1–2 минуты; характерно, что адаптация к резким запахам, вызывающим болевые раздражения (включающим тригеминальный компонент) не происходит вовсе.

Адаптация является одним из важнейших видов изменения чувствительности, указывающим на большую пластичность организма в его приспособлении к условиям среды.

2. Сенсибилизация. Процесс сенсибилизации отличается от процесса адаптации в двух отношениях. С одной стороны, если в процессе адаптации чувствительность меняется в обе стороны, повышая и понижая свою остроту, то в процессе сенсибилизации меняется только в сторону повышения остроты. С другой стороны, если изменения чувствительности при адаптации зависят от условий окружающей среды, то при сенсибилизации они зависят преимущественно от изменений самого организма - физиологических или психологических.

Различают две основные стороны повышения чувствительности по типу сенсибилизации:

а) одна из них носит длительный, постоянный характер и зависит преимущественно от устойчивых изменений, происходящих в организме;

б) вторая из них носит временный характер и зависит от экстренных воздействий на состояние субъекта - физиологических или психологических.

К первой группе условий, меняющих чувствительность, относятся возраст, типологические условия, эндокринные сдвиги и общее состояние субъекта, связанное с утомлением.

Возраст субъекта отчетливо связан с изменением чувствительности. Исследования показали, что острота чувствительности органов чувств нарастает с возрастом, достигая своего максимума к 20–30 годам, с тем чтобы в дальнейшем постепенно снижаться. Этот процесс отражает общую динамику работы нервной системы организма.

Существенные особенности работы органов чувств зависят от типа нервной системы субъекта. Известно, что люди, обладающие сильной нервной системой, обнаруживают большую выносливость и устойчивость, в то время как люди, обладающие слабой нервной системой, при меньшей выносливости обладают большей чувствительностью (Б. М. Теплое).

Очень большое значение для чувствительности имеет эндокринный баланс организма. Известно, что при беременности обонятельная чувствительность может резко обостряться, в то время как острота зрительной и слуховой чувствительности падает.

Следует, конечно, упомянуть те существенные явления обострения чувствительности, которые имеют место при некоторых эндокринных расстройствах, например при гиперфункции щитовидной железы.

Заметные изменения чувствительности могут, наконец, наступать в состояниях утомления. Утомление, вызывающее тормозные (фазовые) состояния коры, может сначала вызвать обострение чувствительности, с тем чтобы при его дальнейшем развитии перейти к снижению чувствительности.

Надо указать и на то, что длительные и стационарные изменения чувствительности могут наступать при астеническом состоянии нервной системы, известном как «раздражительная слабость», с одной стороны, и при классических явлениях истерии, с другой.

От этих стационарных изменений чувствительности отличается вторая группа - те формы изменения (обострения) чувствительности, которые вызываются экстренными факторами и носят, как правило, относительно кратковременный характер.

К числу факторов, вызывающих экстренную сенсибилизацию, относятся прежде всего фармакологические воздействия. Известно, что существуют вещества, вызывающие отчетливое обострение чувствительности. К таким факторам относится, например, адреналин, применение которого вызывает возбуждение вегетативной нервной системы и через посредство ретикулярной формации может вызвать отчетливое обострение чувствительности. Аналогичное действие, обостряющее чувствительность рецепторов, могут иметь фенамин (бенгидрин) и ряд других веществ. Наоборот, существуют вещества, применение которых приводит к отчетливому снижению чувствительности, к таким веществам относится, например, пилокарпин.

За последние десятилетия применение фармакологических средств как путей для регуляции работы нервной системы и, в частности, изменения чувствительности накопило очень большой опыт, и можно назвать ряд новых препаратов, оказывающих существенное влияние на регуляцию работы органов чувств.

Фармакологическое воздействие не является единственным способом вызвать экстренную сенсибилизацию ощущений. Другим способом является взаимодействие ощущений.

Мы уже упоминали о том, что воздействие на один из воспринимающих органов может вызвать повышение чувствительности другого органа. Так, академик П. П. Лазарев показал, что если в аудитории звучит длительный тон, то включение света приводит к тому, что звучание тона начинает казаться интенсивнее. Наоборот, при воздействие сильного шума световая чувствительность может снижаться. Сенсибилизирующей способностью изменять чувствительность могут обладать и достаточно слабые раздражители того же анализатора. Так, если засвет периферии сетчатки слабым светом может повышать чувствительность других отделов сетчатки, то засвет одного глаза повышает чувствительность другого глаза. Наконец, в ряде опытов было показано, что звуковое раздражение, а иногда и раздражение кожи могут вызвать повышение зрительной чувствительности.

Все эти опыты не только показывают тесное взаимодействие отдельных форм ощущений, но и открывают путь для более сложного условнорефлекторного повышения чувствительности.

Ряд опытов, показывающих такую возможность, был проведен известным советским физиологом А. О. Долиным.

Оказалось, что если сначала давать испытуемому звук метронома, он не оказывает существенного влияния на изменение световой чувствительности, однако если несколько раз подряд сочетать этот звук с засветом глаза, то через некоторое время одно только применение этого звука вызовет снижение чувствительности.

Характерно, что подобные же изменения чувствительности могут быть вызваны, если в качестве условного раздражителя применять какое - либо слово. Особенно ясно выступает такой эффект, если перед пробой чувствительности глаза произносить слово, которое в прошлом опыте испытуемого приняло значение света. В опытах А. О. Долина было показано, что подобное же изменение чувствительности наступало в том случае, когда перед измерением чувствительности исследуемый произносил слово «пламя», однако такой эффект не наступал, если исследующий произносил близкое по звучанию слово, но имеющее иное значение, например слово «племя».

Все эти опыты показывают, насколько велики те возможности, при помощи которых можно вызывать изменения чувствительности, применяя физиологические (в том числе условнорефлекторные) приемы.

Значительные изменения чувствительности могут вызываться, однако, и последним - психологическим путем, с помощью изменения интересов или «установок субъекта».

Мы уже знаем, что животное особенно чувствительно к биологически значимым существенным воздействиям. То же явление можно проследить и у человека, если, не меняя физических особенностей действующих на него раздражений, с помощью речевой инструкции менять их значимость.

Можно привести лишь несколько примеров того, как изменение значимости раздражителя может существенно повысить чувствительность (или понизить абсолютные пороги восприятия раздражения).

Показательным примером могут служить опыты, проведенные в лаборатории известного советского психофизиолога Г. В. Гершуни. В этих опытах испытуемому предлагалось два освещенных квадрата, между которыми была расположена слабая (не воспринимаемая) световая точка. В обычных условиях испытуемый не воспринимал эту точку. Когда же эта световая точка подкреплялась болевым раздражителем, в то время как другое сочетание двух освещенных квадратов, между которыми не было слабой световой точки, не подкреплялось никаким раздражителем и, следовательно, подпороговые по интенсивности световые раздражения становились единственным признаком, по которому можно было различить сочетание, сопровождающееся болью, от индифферентного сочетания, та слабая световая точка начинала восприниматься испытуемым. Легко видеть, что этот опыт наглядно показывает возможность обострить чувствительность путем придания слабому нодиороговому раздражению сигнального значения.

Аналогичного повышения чувствительности можно, однако, достигнуть и с помощью простой речевой инструкции, при которой слабо различимому признаку придается важное «сигнальное» значение. Показательный опыт был проведен советскими психологами А. В. Запорожцем и Т. В. Епдовицкой. Опыт, проводившийся над детьми дошкольного возраста, был посвящен исследованиям того, как придание значимости известному раздражителю повышало остроту зрительного восприятия. В качестве методов оценки остроты зрительного восприятия были использованы незамкнутые кольца, в которых разрыв находится то вверху, то внизу (так называемые кольца Ландольдта, применяемые в практике врачей - окулистов).

В одном опыте детей просили оценить положение разрыва, нажимая одну кнопку, если разрыв находился внизу, и другую, если он находился вверху. В другом оценка положения этого разрыва включалась в игру: круг Ландольдта был помещен над воротами, из которых при правильном определении положения разрыва выезжал игрушечный автомобиль.

Опыт показал, что если речевая инструкция, придававшая положению разрыва значение сигнала, у маленьких детей еще не влияла на остроту зрительной чувствительности, то у детей 5–6 лет и старше она оказывала существенное влияние. Дети, которые в условиях индифферентного опыта различали положение разрыва кольца Ландольдта только на расстоянии 200–300 см, после придания этому положению значения соответствующего сигнала улавливали положение этого разрыва на расстоянии 310–320 см.

Эти опыты, показывающие, насколько придание сигнального значения раздражителю может обострить чувствительность, имеют большое психологическое значение, являясь примером той исключительной пластичности в работе наших органов чувств, меняющейся в зависимости от значения раздражителя.

Повышение остроты чувствительности под влиянием значения воспринимаемого признака может иметь место не только в абсолютной, но и в относительной чувствительности.

Так, хорошо известно, что различение оттенков цвета, незначительных изменений тона или минимальных вкусовых изменений может резко обостряться в результате профессиональной деятельности. Установлено, что красильщики могут различать до 50–60 оттенков черного цвета; сталевары различают тончайшие оттенки раскаленного потока металла, которые указывают на малейшее изменение посторонних примесей, различение которых остается недоступным для постороннего наблюдателя. Известно, какой тонкости может достигнуть различение вкусовых нюансов у дегустаторов, способных определить сорт вина или табака по малейшим оттенкам дегустации, а иногда даже сказать, на какой стороне ущелья рос виноград, из которого изготовлено данное вино. Известно, наконец, какой тонкости может достигнуть различительная чувствительность к звукам у музыкантов, которые становятся способными улавливать различия в тонах, совершенно не воспринимаемых обычным слушателем.

Все эти факты показывают, что в условиях развития сложных форм сознательной деятельности острота абсолютной и разностной чувствительности может существенно изменяться и что включение того или иного признака в сознательную деятельность человека может в значительных пределах изменить остроту этой чувствительности.

Из книги СК-метод развития человека автора Кандыба Виктор Михайлович

РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ Психоэнергетика – система знаний, изучающая способность психики производить определенную физическую работу. Основным понятием этой системы является сознание – наиболее оформленный и выраженный дериват психической деятельности.

Из книги Психология личности в трудах отечественных психологов автора Куликов Лев

Постоянство и изменчивость личности. И. С. Кон Динамика постоянства и изменчивости личности и ее свойств – одна из старейших философско-психологических проблем. Ее рассмотрение в плоскости современной психологической науки предполагает расчленение и уточнение

Из книги Секреты женской логики автора Медведев Александр Николаевич

ИЗМЕНЧИВОСТЬ ПРАВИЛ Мужчины имеют склонность к тому, чтобы создавать определенные писанные или неписанные правила и этим правилам следовать. В силу особенностей мужской логики им это кажется разумным и удобным, поскольку следование правилам делает поведение людей в

Из книги Серьёзное творческое мышление автора Боно Эдвард де

Методы повышения чувствительности... Мы подошли к двум совершенно новым методам - методам повышения чувствительности. Хотя в строгом смысле слова эти не относятся к провокационным, но в широком смысле их можно назвать провокационными, потому что и здесь, как в

Из книги Лекции по общей психологии автора Лурия Александр Романович

Изменчивость поведения простейших Чувствительность по отношению к «нейтральным» раздражителям, если они начинают сигнализировать о появлении жизненно важных воздействий, вызывает коренные изменения в формах жизни. Главное заключается в том, что живое существо

Из книги Элементы практической психологии автора Грановская Рада Михайловна

Тренировка чувствительности Этот метод иногда называется еще сенситивным или социально-психологическим тренингом. Он формирует у человека умение управлять стилем своего поведения за счет осознания того, как он воспринимается окружающими, какие действия провоцируют

Из книги Музыка простыней. Раскрывая секреты сексуальной близости в браке автора Леман Кевин

ВАЖНОСТЬ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ По той или иной причине в тот момент, когда дело касается романтики, большинство из нас, мужчин, умственно все еще продолжают пребывать где-то на уровне пещерного человека. Под этим я подразумеваю, что нам все еще кажется, что женщинам нравится,

Из книги 10 глупейших ошибок, которые совершают люди автора Фриман Артур

Результаты чрезмерной чувствительности Какие же неприятности может повлечь за собой чрезмерная чувствительность автосканера?Прежде всего она вызывает необоснованное чувство обиды.Если вы видите оскорбление там, где его не было и нет, вы испытываете самую настоящую,

Из книги Стой, кто ведет? [Биология поведения человека и других зверей] автора Жуков. Дмитрий Анатольевич

Из книги Психология господства и подчинения: Хрестоматия автора Чернявская А. Г.

1. Импульсивность, изменчивость и раздражительность толпы Изучая основные свойства толпы, мы указали, что она почти исключительно управляется бессознательным. Ее действия гораздо более подчиняются влиянию спинного, нежели головного мозга, и в этом отношении она

Из книги Другие женщины: эволюция женского начала. автора Левецкая Ольга

Из книги Лууле Виилма. Исцеление Светом Любви и Прощения. Большая книга избавления от болезней автора Виилма Лууле

Из книги Ребенок по Монтессори ест все подряд и не кусается автора Монтессори Мария

Воспитание общей чувствительности Воспитание тактильного и термического чувства идут рука об руку, ибо теплые ванны и вообще теплота обостряют чувство осязания. Так как для практики тактильного чувства необходимо касаться предметов, то умывание рук в теплой воде имеет

Из книги Похвалите меня [Как перестать зависеть от чужого мнения и обрести уверенность в себе] автора Рапсон Джеймс

Добавьте воину чувствительности Славные люди в отношениях привыкли быть безропотными: они стараются нравиться (как минимум для того, чтобы их не бросили). Эта славность в конечном итоге подрывает дружеские отношения, которые опираются на взаимную силу. Вот пример

Из книги Животворящая сила. Помоги себе сам автора Сытин Георгий Николаевич

2.37. На восстановление чувствительности в пальцах рук Огромной-колоссальной силы новорожденная жизнь вливается в мою голову, в мои руки. Огромной колоссальной силы новорожденная жизнь вливается в мою голову, в мои руки. От головного-спинного мозга до кончиков пальцев

Из книги Первая психологическая помощь автора Винч Гай

Лекарство D: снижение чувствительности Каждый, кому приходилось заниматься «холодными звонками» (например, звонить потенциальным работодателям или просить людей пожертвовать деньги на благотворительность), знает, как сложно даются первые несколько бесед. Очень

Классификации ощущений. Основные характеристики зрительных, слуховых и других видов ощущений.

Строение и функции анализатора, понятия рефлекторной дуги и рефлекторного кольца.

В изучении ощущений перед исследователями всегда вставало 2 проблема:

Проблема психофизическая. Это проблема соотношения между физическими свойствами окружающего мира и психическими образами ощущений.

Проблема психофизиологическая. Это проблема соотношения между психическими образами ощущений и физиологическими процессами в организме.

Основателем психофизики считается Г.Фехнер. Первые его работы были написаны в 1860 году. Он пытался решить эти проблемы. По мнению Фехнера, существует 4 процесса:

1. раздражение (физический)

2. возбуждение (физиологический)

3. ощущение (психический)

4. суждение (логический)

Таким образом, физический импульс (раздражение) воздействует на орган чувств, далее физиологический процесс возбуждение передаётся по афферентным волокнам в анализаторный центр в коре головного мозга, где формируется психический образ ощущения и логическое суждение.

Анализатор состоит из:

· Периферического отдела. Это рецептор, который является специальным трансформатором внешней энергии в нервный процесс.

· Афферентного (центростремительного) и эфферентного (двигательного) волокон – проводящих пцтей, соединяющих периферический отдел анализатора с центральным.

· Центрального отдела, ядра анализатора. Это корковые и подкорковые отдела головного мозга. Здесь происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

Понятие рефлекса, ставшее фундаментальным для психологии и физиологии, ввел Рене Декарт.

Рефлекторная дуга - путь нервного импульса от рецепторов до рабочего органа.

Компоненты рефлекторной дуги:

1. рецептор - воспринимает раздражение из окружающей среды и превращает энергию раздражения в энергию нервного импульса - первичная обработка информации;

2. афферентный путь - от рецептора к центральной нервной системе;

3. рефлекторный центр - совокупность нейронов, лежащих в центральной нервной системе, в которых происходит переработка информации и формируется ответная реакция;

4. эфферентный путь - от центральной нервной системы на периферию;

5. рабочий орган - мышца, железа.

Кроме того, от рабочего органа в центральную нервную систему опять поступают нервные импульсы - это обратная связь. Рефлекторная дуга замыкается в кольцо сенсорными коррекциями и обратной афферентацией. В связи с этим русскими физиологами Н.А. Бернштейном и П.К. Анохиным было введено понятие «рефлекторное кольцо» .



Ощущения разделяют:

I. по модальности:

1. осязание. Центростремительными каналами для осязательной информации служат спинной мозг, ствол мозга, далее возбуждение поступает в интегрирующие структуры таламуса, а затем в сенсомоторную область коры больших полушарий мозга . Осязание играет важную роль в процессе ориентации человека в пространстве, а также обеспечивает его информацией, необходимой для избегания вредных воздействий, способных вызывать повреждение покровов, болевые ощущения и т.п. Выделяют четыре вида основных осязательных ощущений: тактильные (давление, вибрация, ощущение фактуры и протяжённости), тепловые, холодовые и болевые.

2. обоняние. Рецепторные клетки (обонятельный эпителий), расположены в слизистой оболочке полости носа. Обонятельный нерв заканчивается в обонятельной луковице, где расположены обонятельные нейроны второго порядка. Их аксоны связаны с различными отделами так называемого обонятельного мозга, представляющего часть полушария большого мозга в области его нижней и медиальной поверхностей Это одно из наиболее древних, простых, но жизненно важных ощущений. Вкус пищи определяется в значительной мере обонятельными ощущениями. Из всех ощущений, пожалуй, ни одни не связаны так широко с эмоциональ­ным чувственным тоном, как обонятельные.

3. вкус. Вкусовые ощущения имеют 4 модальности: сладкое, соленое, кислое и горькое. Рецепторы – в чувствительных сосочках поверхности языка. Центральный отдел анализатора – в височной доле коры.

4. зрение. Рецепторы находятся на сетчатке глаза. 2 вида фоторецепторов: колбочковые клетки (колбочки), воспринимающие дневной свет и обеспечивающие цветное зрение; палочковые клетки (палочки) – органы сумеречного зрения, слабой освещённости, лишённые чувствительности к цветам. Центральная часть анализатора – зрительная область коры полушарий большого мозга , расположенную в затылочной доле. Глаз чувствителен к участку электромагнитного спектра от 300 до 700 нм (нанометров). Существует трехкомпонентная теория цветного зрения, согласно которой все многообразие цветовых ощущений возникает у нас в результате работы лишь трех цветовоспринимающих рецепторов - красного, зеленого и синего (колбочки делятся на группы этих трех цветов). В зависимости от степени возбуждения трех вышеуказанных цветорецепторов возникают различные цветовые ощущения. Если все три цветорецептора возбуждены в одинаковой мере, то возникает ощущение белого цвета. К различным участкам спектра наш глаз имеет неодинаковую чувствительность. Чувствительность к синему цвету значительно меньше, чем к зеленому и желтому цветам.

5. слух. Орган слуха – улитка, структура внутреннего уха. Ушная раковина преобразует поступающий извне акустический сигнал, отражая и направляя в наружный слуховой проход звуковые волны. Значительное преобразование звуков происходит в среднем ухе. Система среднего уха обеспечивает переход колебаний барабанной перепонки на жидкие среды внутреннего уха - перилимфу и эндолимфу.Возникающее возбуждение в определенных группах рецепторных клеток распространяется по волокнам слухового нерва в ядра ствола мозга, подкорковые центры, расположенные в среднем мозге, достигая слуховой зоны коры, локализующейся в височных доля (Извилина Гешля и верхняя височная извилина). Раздражителями для слуховых ощущений являются звуковые волны – продольные колебания частиц воздуха, распространяющиеся во все стороны от источника звука. К слуховым ощущениям примыкает вибрационная чувствительность.

II. по расположению в рецепторов в организме:

1. интероцептивные. Объединяют сигналы из внутренней среды организма и обеспечивают регуляцию элементарных влечений. Они передают сигналы о состоянии внутренних органов. Часто они тесно связаны с эмоциями. Они относятся к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений. Эти ощущения могут выступать в виде предчувствий, изменения настроения и эмоциональных реакций, однако это лишь отражение малозаметных в организме. Они являются основными в регуляции баланса внутренних процессов обмена (гомеостаза).

2. экстероцептивные. Дают информацию из окружающего мира. Эту группу ощущений принято делить на:

a. Контактные. Воздействие приложено непосредственно к поверхности тела. Это вкус и осязание.

b. Дистантные. Это слух, зрение, обоняние.

3. проприоцептивные. Дают сигналы о положении в пространстве опорно-двигательного аппарата. Расположены в мышцах и суставных поверхностях (сухожилиях и связках).

III. по порядку возникновения в филогенезе

1. протопатические. Наиболее древние ощущения, практически неотделимы от эмоциональных состояний (например интерорецепторы). Они связаны с потребностями. Также их называют органическими ощущениями.

2. эпикритические. Возникшие позже рецепторы. Отделены от эмоциональных состояний и отражают объективные предметы внешнего мира и стоят ближе всего к сложным интеллектуальным процессам.

Адаптация – изменение чувствительности анализатора под влиянием его приспособления к действующему раздражителю. Может происходит как в сторону увеличения, так и уменьшения остроты ощущения.

Сенсибилизация – адаптация к внутренним раздражителям, то есть изменение порогов чувствительности. Идёт только в сторону увеличения ощущений . Сенсибилизация может быть естественной и сформированной искусственно. Сенсибилизация связана в собственной деятельностью человека, например, она наблюдается у музыкантов и дегустаторов. Сенсибилизация возможна при специфических эмоциональных ситуациях.

Явление адаптации занимает важное место в процессе взаимодействия индивида со средой. В психологию термин «адаптация» пришел из биологии. В настоящее время в психологии под адаптацией понимают совокупность приспособительных реакций живого организма к изменяющимся условиям существования. Сенсорная адаптация - это один из видов таких приспособительных реакций, касающийся работы сенсорных систем. Таким образом, сенсорная адаптация - это приспособление сенсорных систем к характеристикам воздействующего в течение некоторого времени раздражителя, в результате которого происходит изменение чувствительности к этому раздражителю. Изменение чувствительности под воздействием раздражителя может происходить в разном направлении. В зависимости от этого разделяют негативную и позитивную адаптацию. Негативная адаптация имеет место, когда происходит либо полное исчезновение ощущения при продолжительном действии раздражителя, либо притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя. Такая адаптация называется негативной, так как в результате ее снижается чувствительность сенсорной системы. Позитивной адаптацией называют повышение чувствительности иод влиянием действия слабого раздражителя.

Адаптацию не стоит путать с привыканием и сенсорным утомлением. При адаптации происходит реальное изменение в работе сенсорной системы, при привыкании мы не перестаем ощущать раздражитель, мы перестаем обращать на него внимание. Сенсорное утомление - это процесс временного снижения возбудимости в соответствующих корковых представительствах сенсорных систем и ухудшение сенсорных функций. Причиной сенсорного утомления является длительное и (или) интенсивное воздействие стимула, приводящее к истощению, сокращению физиологических резервов и переходу на энергетически менее выгодные виды реакций. Если речь идет об адаптации, подразумевается целенаправленная системная реакция сенсорной системы, ориентированная на приспособление к действующему раздражителю с целью обеспечения возможности дальнейшего функционирования.

Изменение чувствительности, осуществляющееся по типу адаптации, происходит не сразу, оно требует времени, имеет свои временные характеристики и зависит от модальности. Разные сенсорные системы по-разному адаптируются к воздействию. Например, весьма подвержены адаптационным эффектам температурные, кожные, зрительные, обонятельные и вкусовые ощущения. Считается, что на температурную адаптацию впервые указал английский философ Джон Локк . Ему приписывается авторство такого опыта: если опустить правую кисть в воду, температура которой равна 40°С, а левую - в воду, температура которой равна 20°С, то очевидно, что правая рука будет чувствовать тепло, а левая - холод. Но уже через несколько минут наступает термическая адаптация, и ни правая, ни левая кисти не испытывают никаких ощущений. Если после наступления адаптации опустить кисти обеих рук в воду, температура которой равна 33°С, то правая рука, адаптировавшаяся к теплой воде (в 40°С), будет воспринимать ее как холодную, а левая рука, адаптировавшаяся к холодной воде (в 20°С), будет воспринимать ее как теплую. Именно с термической адаптацией мы имеем дело, подходя к воде и пробуя ее кончиками пальцев, мы сначала испытываем ощущение очень холодной воды, но постепенно привыкаем и получаем удовольствие от купания. Однако тепловая адаптация - приспособление к изменению температуры - выражена отчетливо лишь в среднем диапазоне температур.

При длительном воздействии вкусовых раздражителей происходит снижение чувствительности, которое зависит от характера этого раздражителя: быстрее негативная адаптация возникает к сладким и соленым веществам, медленнее - к кислым и горьким . Во вкусовой модальности известны случаи, когда адаптация к высокой концентрации одного вещества приводит к тому, что при применении того же вещества, но в малом количестве приводит к появлению противоположного вкуса - «антивкуса». Применение нескольких вкусовых раздражителей одновременно или последовательно дает эффект вкусового контраста , или смешения вкусов. Например, после адаптации к вкусу поваренной соли (т.е. хлористому натрию) применение соли вызывает вкус кислого и (или) горького, адаптация к горькому повышает чувствительность к кислому, адаптация к сладкому повышает чувствительность всех других вкусовых раздражителей .

Быстро наступает адаптация к кожным ощущениям, а именно ощущениям давления и прикосновения. Это проявляется в том, что мы скоро перестаем замечать давление одежды или украшений (часов, браслетов, колец) на кожу. Опыты показали, что уже через 3 с ощущение давления составляет только 1/5 той силы, которую оно имело сейчас же после прикосновения.

Адаптация вибрационной чувствительности осуществляется гораздо медленнее, чем адаптация к прикосновению и давлению. Дж. Ф. Хан измерял эффект адаптации к вибрации и установил, что в зависимости от частоты вибрации адаптация наступает в среднем от 10 до 25 мин .

Чрезвычайно быстро наступает адаптация и в обонятельных ощущениях. Часто, заходя в незнакомый дом, мы поначалу ощущаем его запах, но со временем этот запах перестает нами ощущаться, или, входя с улицы в плохо проветренную комнату, в первое мгновенье мы часто ощущаем неприятный запах, но также уже через несколько минут он перестает ощущаться. Скорость адаптации к запахам зависит от его химического состава, концентрации вещества в воздухе и длительности. Например, к запаху йода полная адаптация наступает через 50-60 с, к запаху камфоры - через 1,5 мин. Для полного восстановления обонятельной чувствительности нужен перерыв от 1 до 3 мин . В обонятельной модальности очень силен эффект перекрестной адаптации, когда длительное воздействие какого- либо запаха вызывает повышение порога его ощущения и одновременно понижение порога ощущения другого пахучего вещества.

Для слуха характерна малая степень адаптации. Наиболее изучена адаптация к силе звукового раздражителя, в результате которой происходит изменение в ощущении громкости этого стимула. По данным фон Бекеши, при воздействии стимулом частотой в 200 Гц в течение 15 мин порог так и не изменился . На величину слуховой адаптации влияют многие переменные, среди которых большое значение имеют частота и интенсивность звукового стимула. Долгое время считалось, что адаптация в слуховой модальности одинакова при всех значениях интенсивности, однако относительно последние эксперименты демонстрируют, что при высоких значениях интенсивности звукового сигнала адаптация крайне невелика . В экспериментах Хелмана, Мискевича и Чарфа было показано, что после воздействия стимула в 5 дБ в течение 6 мин происходит снижение ощущения громкости на 70%, а иногда и 100%, для стимула в 40 дБ - уже на 20%, а при больших значениях ощущение громкости остается практически неизменным. Также этими авторами было показано, что величина адаптации в слуховой модальности возрастает по мере увеличении частоты (а следовательно, и воспринимаемой высоты) звукового сигнала .

В слуховой модальности адаптация может приводить как к повышению, так и к понижению чувствительности к действующему раздражителю. Если слуховая система адаптировалась к действующему раздражителю, то ее чувствительность к различению двух раздражителен повышается по сравнению с неадаптированным состоянием .

Одной из наиболее изученных является адаптация в зрительной модальности. В зрительной модальности адаптация может быть как негативной, так и позитивной. В общем виде зрительная адаптация представляет собой приспособление зрительной сенсорной системы к различным уровням освещенности. Чувствительность к свету при зрительной адаптации резко повышается в темноте (тогда речь идет о темповой адаптации, которая является позитивной), что делает возможным восприятие очень слабых источников света, и понижается при переходе от меньшей освещенности к большей (в этом случае идет речь о световой адаптации, которая является негативной).

При световой адаптации световая чувствительность снижается, но вместе с тем обостряется реакция на пространственную и временную диффе- ренцировку объектов. Световая адаптация происходит достаточно быстро, в среднем 1-2 мин.

Ярким примером темновой адаптации является ситуация, когда, попадая в затемненную комнату, человек вначале ничего не видит и через 2- 3 мин начинает только различать предметы в этой комнате. Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность к свету за 40 мин примерно в 200 тыс. раз. В среднем же темновая адаптация достигается от 30 до 60 мин. Периодические замеры нарастающей в сохраняющейся темноте светочувствительности (с интервалом 5-10 мин) позволяют построить кривую темновой адаптации. Световые пороги зрительной адаптации у здоровых людей широко варьируют, поэтому при ее оценке пользуются полосой нормы (рис. 1.7). С возрастом светочувствительность изменяется: она максимально высока у 20-летних и после этого возраста начинает снижаться, достигая к старости минимальных значений. Диапазон освещенности, в пределах которого осуществляется зрительная адаптация, огромен; в количественном выражении он измеряется от миллиарда до нескольких единиц. Для удобства сопоставления данных обычно манипулируют не этими цифрами, а их десятичными логарифмами. В логарифмических единицах (лог. ед.) пределы рассматриваемых границ делятся всего на десять уровней (от 0 до 9), и тогда нулевому уровню будет соответствовать lgl, первому - lglO, второму - IglOO и т.д. до девятого уровня.

Проприоцептивные ощущения подвержены адаптации в слабой степени или не подвержены вообще, так как даже если мы двигаем конечностями в течение длительного периода (например, сна) наше ощущение об их взаимном положении все равно остается сохранным на одном и том же уровне. То же самое касается адаптации к болевым стимулам. Боль сигнализирует о разрушении органа, и, следовательно, адаптация к боли может привести к гибели организма. Не наступает адаптации и к висцеральным ощущениям, особенно к жажде и голоду .

Рис. 1.7. Кривая темповой адаптации и ее полоса нормы: зависимость величины порога от времени 1

Повышение чувствительности в результате действия раздражителя возможно не только при адаптации сенсорной системы. Если повышение чувствительности происходит вследствие упражнения, то тогда говорят о сенсибилизации. Например, опытные водители по шуму работающего двигателя могут определить наличие сбоев в его работе, а профессиональные колористы различают до 50 оттенков цвета, которые нетренированные люди будут воспринимать как одинаковые. А. Р. Лурия отмечает принципиальное отличие сенсибилизации от адаптации. В процессе адаптации чувствительность может меняться в обе стороны, в процессе сенсибилизации, как уже отмечалось, происходит исключительно повышение чувствительности (и понижение порога, соответственно). Также изменения чувствительности при адаптации зависят от условий окружающей среды, а при сенсибилизации - преимущественно от изменений самого организма - физиологических или психологических 1 .

Часто (но не всегда) сенсибилизация имеет место либо вследствие профессионального упражнения, либо вследствие компенсации дефекта какой-либо сенсорной системы. Сенсибилизация в результате дефекта сенсорной системы проявляется как повышение других видов чувствительности. Известны случаи, когда люди, лишенные зрения, занимаются скульптурой, и у них в значительной степени развито осязание. Сенсибилизация наступает даже при тяжелых дефектах, например при слепоглухонемоте, которая определяется как врожденная или наступившая в раннем детстве потеря зрения и слуха и связанная с отсутствием слуха немота. Слепоглухонемота не является простой суммой особенностей, имеющихся отдельно при слепоте и глухонемоте. При слепоглухонемоте отсутствует компенсация слуха за счет зрения, как это имеет место у глухонемых, и отсутствует компенсация зрения за счет слуха и речи, как это бывает у слепых. Однако при специальной организации воспитания и обучения такие дети со временем научаются читать и получают полноценное образование, а их тактильная чувствительность развивается в сильной мере . Одним из наиболее иллюстративных примеров является случай слепоглухой Скороходовой Ольги Ивановны , которая могла узнать человека и понять то, о чем он говорит, держа руку на горле говорящего. Эти случаи показывают, что различные виды чувствительности взаимосвязаны .

Для лиц, лишенных возможности слуха, большое значение приобретают вибрационные ощущения. Известны случаи, когда глухие люди были способны воспринимать музыку, отличать одно музыкальное произведение от другого, кладя руку на крышку инструмента (например, рояля) или садясь спиной к сцене, так как спиной они лучше всего воспринимают колебания воздуха. Еще большее значение приобретают вибрационные ощущения у слепоглухих. Слепоглухие с помощью вибрационных ощущений воспринимают стук в дверь, узнают, когда в комнату к ним кто-нибудь входит, могут даже по походке узнавать знакомых людей; на улице они с помощью вибрационных ощущений издали замечают приближение автомобиля . Особое значение вибрационные ощущения имеют при обучении глухих и слепоглухонемых речи. Некоторые вибрации, возникающие при речепроизнесении, улавливаются глухим при прикладывании ладони к шее говорящего, его рту, лицу, а также посредством специальных устройств, включающих микрофон, усилитель и вибратор . С некоторыми из слепоглухих удается разговаривать с другого конца комнаты с помощью азбуки Морзе, стуча ногой но иолу; они ощущают вибрации и понимают все, что им передают. Сенсибилизация может быть результатом взаимодействия ощущений. Проблему взаимосвязи ощущений рассмотрим в следующем параграфе.

  • Шиффмап X. Р. Ощущение и восприятие. С. 675.

Мы даже не задумываемся о том, насколько важны в нашей жизни . Человек воспринимает мир своими сенсорными системами, познает его и изучает, мы мыслим нашими ощущениями, каждая мысль порождается именно ими.

Вопреки тому, что сенситивный мир кажется нам безграничным и неосязаемым, у ощущений все же есть свои закономерности. Ученым удалось обуздать даже мир чувств.

Закономерности

Есть шесть основных закономерностей ощущений:

  • порог чувствительности;
  • адаптация;
  • контраст;
  • взаимодействие;
  • сенсибилизация;
  • синестезия.

1. Порог чувствительности – это опровержение того факта, который гласит – чем сильнее раздражитель, тем сильнее ощущения. На самом деле, в какой-то момент мы вообще перестаем воспринимать раздражители, когда они особо сильны. Так, человек не слышит звук выше 20 тыс. Герц.

У каждого рецептора есть нижний порог чувствительности – это характеризует остроту чувствительности рецептора. А вот верхний порог – это сила, при которой достигается максимальное ощущение раздражителя.

Главная закономерность ощущений в психологии заключается в том, что у каждого из нас чувствительность индивидуальна.

2. Адаптация – это процесс, когда ощущение от раздражителя меняется, под воздействием его постоянного влияния на рецептор. Лучший пример – это вхождение в реку. Сначала вода кажется холодной (потому что она холоднее воздуха), а потом уже – теплой.

3. Контраст – изменение интенсивности раздражителя, под предварительным или параллельным действием другого раздражителя. И пример этому виду закономерности ощущений: посмотрите на одну и ту же фигуру на фоне черного цвета, и без фона. На черном, она кажется светлее, а без черного – темнее.

4. Взаимодействие – это изменение чувствительности одной анализаторной системы (отдела коры головного мозга), из-за работы другой системы. К примеру, под воздействием кислого вкуса, у человека повышается .

5. Сенсибилизация – это повышение чувствительности рецепторов, в результате взаимодействия факторов или постоянным упражнениям. Свойства этой закономерности ощущений и является тот факт, что мы можем тренировать свои сенсорные системы. Так, парфюмеры учатся чувствовать запахи, которые раньше просто не замечали. Кроме того, «научить» может и сам организм по необходимости – известно, что слепые начинают лучше слышать, а глухие – лучше видеть.

6. Синестезия – это одна из разновидностей взаимодействия. Под действием одного раздражителя, могут возникнуть ощущения свойственные не ему, а другому сенсорному анализатору. Так, когда мы слушаем музыку, у нас могут возникать зрительные образы, правда, такое явление свойственно не всем людям.

Сенсорная адаптация - изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям. Как правило, адаптация выражается в том, что при действии на органы чувств достаточно сильных раздражителей чувствительность уменьшается, а при действии слабых раздражителей или при их отсутствии чувствительность увеличивается.

Такое изменение чувствительности требует времени. Так, для того чтобы зрение в темной комнате приобрело нужную чувствительность, должно пройти около 30 мин. Слух адаптируется к окружающему фону через 15 с.

Сенсибилизация - повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов. А. Р. Лурия выделяет две стороны сенсибилизации. Первая носит длительный, постоянный характер и зависит от устойчивых изменений, происходящих в организме, поэтому возраст человека отчетливо связан с изменением чувствительности. Исследования показали, что острота чувствительности органов чувств нарастает с возрастом, достигая максимума к 20–30 годам, затем снижается.Вторая сторона носит временный характер и зависит как от физиологических, так и от психологических воздействий на состояние человека

Взаимодействие ощущений также обнаруживается в явлении, называемом синестезией возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. В психологии хорошо известны факты «окрашенного слуха», который встречается у многих людей, и особенно у многих музыкантов. Например: высокие звуки чаще всего расцениваются людьми как «светлые», а низкие – как «темные».

4. Психофизика ощущений и измерение чувствительности. Сенсорные пороги.

Психофизика - это наука об измерении ощущений, изучающая количественные отношения между интенсивностью раздражителя и силой ощущения.

Виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям. К ним относятся: 1) пороги чувствительности, 2) адаптация, 3) сенсибилизация, 4) контраст ощущений, 5) синэстезия.

В 1860 г. Фехнер опубликовал труд под названием «Элементы психофизики». Незнающий психологии человек редко задумывается над тем, что вспышка света и ощущение, ею вызванное, принадлежат физическому и психическому миру. Фехнер над этим задумался. Основными задачами психофизики он считал изучение соотношения физи­ческого и психического мира и количественное описание этого соотношения. Фехнер обратил внимание на элементарные собы­тия, происходящие в физической и психической реальности: это были физический раздражитель и ощущение.

Первый вопрос, который интересовал Фехнера, - это проблема порогов чувстви­тельности. Возможности наших органов чувств ограничены: мы можем разговари­вать на расстоянии 5, 10, 20 метров, но если наш собеседник удалится от нас на рас­стояние пяти километров, разговор без применения специальных средств усиления звука станет невозможным. Значит все стимулы по физической интенсивности можно разделить на те, которые ощущаются, и те, которые не ощущаются.

Выделяют два типа порогов чувствительности: абсолютный и разностный(дифференциальный).

Абсолютный порог чувствительности - это такая величина стимула (физического раздражителя), при которой начинает возникать ощущение . Обратимся к рис. 11-1. Все стимулы, которые больше (сильнее, громче, ярче) определенной интенсивности раздражителя, вызывают ощущения (правая часть диапазона). Стоит же нам несколь­ко уменьшить величину стимула (сдвинуть его в левую часть диапазона), как мы пе­рестаем его ощущать.

Есть еще верхний порог чувтвительности. На нем ощущения становятся болевыми.

Дети похожи на родителей. Иногда мы не можем отличить голос сына от голоса отца, во всяком случае, в первые секунды телефонного разговора. Нам трудно на­строить гитару: подстраивая одну струну к другой, мы не слышим разницы в звучании, но наш товарищ с консерваторским образованием говорит, что нужно еще подтянуть на четверть тона. Следовательно, есть такая величина физического различия между стимулами , при которой мы начинаем их различать. Эта величина носит назва­ние дифференциального порога /

Сенсорная адаптация - изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям. Сенсибилизация-повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов.

Контраст ощущений- (от франц. contraste – резкая противоположность) – это повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных, свойств! действительности. Так, одна и та же фигура одного цвета на светлом фоне кажется темной, а на черном – белой.

Синестезией – возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png