Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.

В России народ очень любит мифы. Пересказывать старые и сочинять новые. Мифы бывают разные – предания, легенды, бытовые сказки, повествования об исторических событиях, которые со временем приобретали новые подробности… не без украшательства со стороны очередного рассказчика. Нередко случалось так, что воспоминания людей о реальных событиях со временем обрастали поистине фантастическими, интригующими подробностями, напоминающими самый настоящий детектив. То же случилось и с такой известной русской игрушкой, как матрёшка. Один из главных образов, возникающих при упоминании России, это матрешка – расписная точеная деревянная кукла, считающаяся чуть ли не идеальным воплощением русской культуры и “загадочной русской души”. Однако, насколько русской является матрешка?

Оказывается, русская матрешка довольно молода, она родилась где-то на границе XIX и XX веков. Но с остальными подробностями не все четко и ясно.

Когда и где впервые появилась матрёшка, кто её придумал? Почему деревянная раскладная кукла-игрушка называется “матрёшка”? Что символизирует такое уникальное произведение народного творчества?

Несмотря на довольно юный возраст, происхождение матрешки окутано тайной и окружено легендами. Согласно одной из легенд, прообразом матрешки стала японская кукла Дарума (рис. 1), традиционная кукла-неваляшка, олицетворяющая Бодхидхарму – божка, приносящего счастье.

Дарума – японский вариант имени Бодхидхарма, так звали индийского мудреца, пришедшего в Китай и основавшего монастырь Шаолинь. “Изобретению” чань-буддизма (или по-японски дзэна) предшествовала длительнейшая медитация. Дарума просидел девять лет, смотря в стену. По легенде из-за долгого сидения у Бодхидхармы отнялись ноги. Именно поэтому чаще всего дарума изображается безногим. Медитируя у своей стены, Дарума многократно подвергался различным искушениям и однажды вдруг понял, что вместо медитации погрузился в грезы сна. Тогда он срезал ножом веки со своих глаз и бросил их наземь. Теперь с постоянно открытыми глазами Бодхидхарма мог бодрствовать, а из его выброшенных век появилось чудесное растение, прогоняющее сон – так вырос чай. А не по-азиатски круглые глаза без век стали вторым отличительным признаком изображений Дарумы. По традиции Даруму окрашивают в красный цвет – под одеяния священника, но иногда раскрашивают и в жёлтый или зелёный цвета. Интересной особенностью является то, что у Дарумы нет зрачков, но остальные черты лица сохранены (рис. 2).

В настоящее время Дарума помогает в исполнении желаний – ежегодно сотни и тысячи японцев участвуют в новогоднем ритуале загадывания желаний: для этого Даруме закрашивают один глаз, а на подбородке часто пишется имя владельца. После этого она ставится на видное место в доме, рядом с домашним алтарём. Если к следующему новому году желание сбывается, то Даруме дорисовывают второй глаз. Если же нет, то куклу относят в храм, где сжигают и приобретают новую. Считается, что ками, материализовавшийся в даруме в благодарность за кров на земле постарается исполнить желание своего владельца. Сжигание дарумы в случае неисполнения желания является обрядом очищения, сообщающим богам, что загадавший желание не отказался от своей цели, а пытается её достичь другими путями. Смещённый центр тяжести и невозможность удержать Даруму в склонённом положении указывают на настойчивость загадавшего желание и его решимость дойти до конца во что бы то ни стало.

Согласно второй версии, на японском острове Хонсю обосновался беглый русский монах, который и соединил восточную философию с детской игрушкой. За основу он взял фигурку одного из семи японских богов – Фукуруму (или Фукурокуджу, или Фукурокудзю – в разной транскрипции) (рис. 3). Фукурокудзю – бог богатства, счастья, изобилия, мудрости и долголетия. Чтобы расшифровать имя божества Фукурокудзю следует обратиться к древности. Дело в том что, имя бога составлено с помощью трех иероглифов. Первый из которых – фуку – с китайского переводится как “богатство”, “кладезь”. Второй иероглиф (року) означает “счастье”. Ну и, наконец, последний – дзю символизирует долголетие. Фукурокудзю является настоящим богом, повелителем южной Полярной звезды. Он живет в собственном дворце, окруженном благоухающим садом. В этом саду кроме всего прочего растет и трава бессмертия. Внешний вид Фукурокудзю отличается от обычного отшельника лишь тем, что голова его еще более удлинена. Кроме обычного посоха, иногда Фукурокудзю изображается с веером в руках. При этом подразумевается созвучие слов веер и добро в китайском языке. Данный веер может быть использован богом для изгнания злых сил и для воскрешения мертвых. Фукурокудзю иногда изображается в виде перевертыша – огромной небесной черепахи – символа мудрости и Вселенной. Грушевидная форма фигурки старца действительно напоминает очертаниями форму классической русской матрешки. Фукурокудзю входит в число так называемых “семи богов счастья”, ситифукудзин. Состав ситифукудзин был непостоянным, но общее число и единство персонажей неизменно по крайней мере с XVI в. Семь богов действительно были популярны в Японии, например, в эпоху Токугава существовал обычай обходить храмы, посвященные богам ситифукудзин. Часть приверженцев теории “отцовства” над матрешкой старца Фукурокудзю считают, что семь богов счастья могли вкладываться друг в друга, по принципу современной матрешки, а Фукурокудзю был главной, самой большой разъемной фигуркой (рис. 4).

Версия третья – японскую фигурку будто бы привезли с острова Хонсю в 1890 году в подмосковную усадьбу Мамонтовых в Абрамцево. “Японская игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. В одну из сред, когда в усадьбу наезжала художественная элита, хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъёмная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и на ее основе он создал эскиз крестьянской девицы в платочке и с черным петухом подмышкой. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна – с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца – и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое (рис. 5).

Изготовить свою небывалинку он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских В. Звездочкину. Первую матрёшку хранит ныне Музей игрушки в Сергиевом Посаде. Раскрашенная гуашью, выглядит она не очень-то празднично. Вот мы все матрёшка да матрёшка… Но ведь у этой куклы и названия-то не было. А когда токарь её сделал, а художник раскрасил, то и название пришло само собой – Матрёна. Ещё говорят, на абрамцевских вечерах чай подавала прислуга с таким именем. Переберите хоть тысячу имён – и ни одно лучше к этой деревянной кукле не подойдет”.

У этой версии есть вариация. Первая матрешка была изготовлена в конце девятнадцатого века художником Малютиным и токарем Звездочкиным в мастерской Анатолия Мамонтова “Детское воспитание”. В автобиографии Звездочкин пишет, что в Сергиевом Посаде он начал работать в 1905 году, а, значит, там матрешка никак не могла родиться. Также Звездочкин пишет, что изобрел матрешку в 1900 году, но, вероятно, это произошло немного раньше – в этом году матрешка была представлена на Всемирной парижской выставке, где Мамонтовы получили бронзовую медаль за игрушки. Интересно еще и то, что в воспоминаниях Звездочкина нет упоминания о художнике Малютине, который в то время сотрудничал с Мамонтовым, занимаясь иллюстрацией книг. Возможно, токарь просто запамятовал и выпустил этот факт, все-таки биография была написана через пятьдесят лет после создания матрешки. А может, художник и правда ни при чем – никаких эскизов матрешки в его наследии нет. В вопросе о том, сколько было матрешек в самом первом комплекте, тоже нет единого мнения. Если верить Звездочкину, то сначала он изготовил две матрешки – трех– и шестиместную, но в музее в Сергиевом Посаде храниться восьмиместная кукла, та самая матрешка в переднике и с черным петухом в руке, и именно она считается первой матрешкой.

Четвертая версия – есть в Японии и деревянная расписная кукла-девочка – кокэси(кокейси или кокеши). Традиционная деревянная игрушка, состоящая из цилиндрического туловища и отдельно прикрепленной к нему головки, вытачиваемых на токарном станке (рис.6). Реже игрушку изготавливают из цельного куска дерева. Характерной особенностью кокэси является отсутствие у куклы рук и ног.

В качестве материала используется древесина различных сортов деревьев – вишни, кизила, клёна или берёзы. В раскраске кокэси преобладают цветочные, растительные и другие традиционные мотивы. Кокэси обычно раскрашивают с использованием красного, чёрного, жёлтого и багряного цветов. Выделяют две основные школы дизайна кокэси – традиционную (“dento”) и авторскую (“shingata”). Форма традиционных кокэси более простая, особенностями являются узкое туловище и круглая головка. У традиционных кокэси выделяют 11 типов форм. У популярной “наруко кокэси” головка может поворачиваться, при этом кукла издаёт звук, напоминающий плач, поэтому такой тип кокэси также называют “плачущей куклой”. Традиционные кокэси всегда изображают только девочек. Каждая кукла раскрашивается вручную и на нижней части имеет подпись мастера. Дизайн авторских кокэси более разнообразен, формы, размеры, пропорции и цвета могут быть практически любыми (рис. 7).

Kокэси ведет свое начало с северо-востока Японии, из районов лесов и сельского хозяйства – Тохоку, окраины острова Хонсю. Хотя официальная дата "рождения" куклы – середина периода Эдо (1603–1867), специалисты считают, что кукле уже более тысячи лет. Несмотря на лаконичность, кокэси весьма разнообразны по формам, пропорциям, росписи, и знатоки могут по этим признакам срезу определить, в какой префектуре сделана игрушка. В Японии издавна сложились устойчивые центры народных художественных промыслов такие, как Киото, Нара, Кагосима, которые сохранили традиции и в наше время.

Oднозначного объяснения, каким образом сложился этот тип игрушки, нет. По одной версии, ее прототипом были шаманские фигурки, применявшиеся в обряде вызывания духов – покровителей шелковичного ремесла. По другой – кокэси являлись своего рода поминальными куклами. Их ставили в крестьянских домах, когда приходилось избавляться от лишних новорожденных, так как родители не смогли бы их прокормить. С этим связываются такие факты, как трактовка слова "кокэси" – "вычеркнутое, забытое дитя", и то, что традиционные кокэси всегда девочки, которые в крестьянских семьях были гораздо менее желанны, чем сыновья.

Более жизнерадостной версией является история о том, что в XVII веке в эти края, славящиеся горячими источниками, приехала супруга сегуна – военного правителя страны, страдавшая бесплодием. Вскоре после этого у нее родилась дочь, что дало повод местным мастерам запечатлеть это событие в кукле.

B сегодняшней Японии популярность кокэси столь велика, что они стали одним из символов жизнестойкости и привлекательности национальной культуры, предметов эстетического созерцания, как культурная ценность далекого прошлого. В наши дни кокэси является популярной сувенирной продукцией.

Еще по одной версии прародительницей матрешки могла стать Тэримен – тканевая скульптура в миниатюре (рис. 8).

– старинное японское рукоделие, зародившееся в эпоху позднего японского феодализма. Суть этого декоративно-прикладного искусства – создание игрушечных фигурок из ткани. Это чисто женский вид рукоделия, японцам мужчинам им заниматься не полагается. В 17 веке одним из направлений “тэримен” стало изготовление небольших декоративных мешочков, в которые вкладывали ароматные вещества, травы, кусочки дерева их носили при себе (как духи) или использовали для ароматизации свежего белья (своего рода Саше). В настоящее время фигурки тэримен используются как декоративные элементы в интерьере дома. Для создания фигурок тэримен не нужна специальная подготовка, достаточно иметь ткань, ножницы и много терпения.

Однако, скорее всего, идея деревянной игрушки, которая состоит из нескольких фигурок, вставляющихся одна в другую, была навеяна мастеру, создавшему матрёшку, русскими сказками. Многие, например, знают и помнят сказку о Кощее, с которым борется Иван-царевич. Например, сюжет о поисках царевичем “кощеевой смерти” звучит у Афанасьева: “Чтобы совершить такой подвиг, нужны необычайные усилия и труды, потому что смерть Кощея сокрыта далеко: на море на океане, на острове на Буяне есть зелёный дуб, под тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо; стоит только раздавить яйцо – и Кощей мгновенно умирает”.

Сюжет мрачен сам по себе, т.к. связан со смертью. Но здесь речь идёт о символическом значении – где спрятана истина? Дело в том, что этот, практически идентичный мифологический сюжет встречается не только в русских сказках, да ещё в разных вариантах, но и у других народов. “Очевидно, что в этих эпических выражениях таится мифическое предание, отголосок доисторической эпохи; иначе как бы могли возникнуть у разных народов столь тождественные сказания? Кощей (змей, великан, старый чародей), следуя обычному приему народного эпоса, сообщает тайну своей смерти в форме загадки; чтобы разрешить её, нужно подставить метафорические выражения общепонятными”. Это наша философская культура. И поэтому высока вероятность того, что мастер, выточивший матрёшку, помнил и хорошо знал русские сказки – на Руси часто проецировался миф на реальную жизнь.

Другими словами, одно в другом спрятано, заключено – и чтобы найти истину, необходимо дойти до сути, открыв, одну за другой, все “шапочки-нахлобучки”. Может быть, именно в этом и заключается истинный смысл такой замечательной русской игрушки, как матрёшка – напоминание потомкам об исторической памяти нашего народа? И не случайно замечательный русский писатель Михаил Пришвин написал когда-то следующее: “Я думал, что у каждого из нас жизнь, как наружная оболочка складного пасхального яйца; кажется, так велико это красное яйцо, а это оболочка только, – раскроешь, а там синее, поменьше, и опять оболочка, а дальше зелёное, и под самый конец выскочит почему-то всегда жёлтенькое яичко, но это уже не раскрывается, и это самое, самое наше”. Вот и выходит, что не так проста русская матрёшка – эта составная часть нашей жизни.

Но, как бы то ни было, матрешка быстро завоевала любовь не только у себя на родине, но и в других странах. Доходило даже до того, что за границей матрешку начали подделывать. Учитывая большой спрос на матрешки, предприниматели зарубежных стран начали выпускать также деревянные куклы-игрушки под стиль “рюсс”. В 1890 году российский консул доносил из Германии в Санкт-Петербург, что Нюрнбергская фирма “Альберт Гер” и токарь Иоганн Вильде подделывает русские матрешки. Пробовали выпускать матрешки во Франции и других странах, но эти игрушки не привились там.

В Сергиевом Посаде, где матрешек начали изготовлять после закрытия мастерской “Детское воспитание”, постепенно расширяли ассортимент кукол. Вместе с девушками в сарафанах с цветами, серпами, корзинками и снопами, начали выпускать пастушков, старичков, женихов с невестами, в которых прятались родственники, и многих других. Серии матрешек специально изготавливались к какому-либо памятному событию: к столетию со дня рождения Гоголя выпустили матрешек с персонажами произведений писателя; к столетию Отечественной войны 1812 года выпустили серию матрешек, изображавших Кутузова и Наполеона, внутри которых помещались члены их штабов. Любили делать матрешек и на темы сказок: “Конек горбунок”, “Репка”, “Жар-птица” и другие.

Из Сергиева Посада матрешка отправилась в путешествие по России – ее начали изготавливать и в других городах. Были попытки изменить форму куклы, но матрешки в форме конуса или древнерусского шлема не нашли спроса, и их производство прекратили. Но, сохранив свою форму, матрешка постепенно утратила свое истинное содержание – она перестала быть игрушкой. Если матрешками-персонажами сказки “Репка” можно было играть в эту самую репку, то современные матрешки вообще не предназначены для игр – это сувениры.

Современные художники, занимающиеся росписью матрешек, свою фантазию не ограничивают ничем. Кроме традиционных русских красавиц в ярких платках и сарафанах, можно встретить матрешек-политиков, как российских, так и зарубежных. Можно найти матрешку-Шумахера, Дель Пьеро, Зидана, матрешку-Мадонну или Элвиса Пресли, и много кого еще. Кроме реальных лиц, на матрешках иногда появляются персонажи сказок, но сказок современных, “Гарри Поттера” или “Властелина колец”. В некоторых мастерских за определенную плату на матрешке нарисуют вас и членов вашей семьи. А особые ценители куклы могут купить авторскую матрешку или матрешку от Армани или Дольче и Габбана (рис. 9, 10).


Матрёшка - один из известных и любимых всеми российских сувениров.
Первая русская матрёшка появилась в конце 19 века и снискала небывалое признание как один из всеобъемлющих образов России, символ русского народного искусства.
Предшественницей и прообразом русской матрёшки стала фигурка добродушного лысого старика, буддийского мудреца Фукурумы, в которой находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую, завезенная с острова Хонсю. Японцы, кстати, утверждают, что первым на острове Хонсю такую игрушку выточил безвестный русский монах.
Русскую деревянную разъемную куклу назвали матрёшкой. В дореволюционной провинции имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространенных русских имён, в основе которого лежит латинское слово «mateг», означающее мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъемное красочно расписанное деревянное изделие. Но и сейчас матрёшка остается символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.
Первая русская матрёшка, выточенная Василием Звездочкиным и расписанная Сергеем Малютиным, была восьмиместной: за девочкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга, последняя, восьмая, изображала спеленатого младенца.
Как правило, матрёшки изготавливают из древесины лиственных пород деревьев. Самым благодатным материалом является липа. Деревья, предназначенные для выделки матрёшек, спиливают ранней весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Спиленные деревья очищают, оставляя обязательно в нескольких местах кольца коры. Иначе при сушке древесина потрескается. Подготовленные таким образом бревна с замазанными торцами, укладывают штабелями, чтобы между ними остался зазор для воздуха. Заготовленную древесину выдерживают на открытом воздухе не менее двух лет. Бревна, готовые к обработке, распиливают на заготовки для будущей матрёшки. В руках токаря заготовка проходит до 15 операций, прежде чем стать готовой матрёшкой. Обычно первой вытачивают самую маленькую неоткрывающуюся фигурку, потом уже все остальные фигурки. Готовые куклы грунтуют крахмальным клеем, сушат, теперь матрёшка готова к росписи.
До конца 90-х годов прошлого века матрёшки вытачивали и расписывали в московской мастерской «Детское воспитание», а после ее закрытия в подмосковном Сергиевом Посаде, старинном центре по изготовлению игрушек. По преданию, первую «троицкую» игрушку вырезал настоятель Троицко-Сергиева монастыря, основанного в 1340 году, Сергий Радонежский. Он лично одаривал игрушками детей. Даже среди игрушек царских детей были деревянные троицкие. Их покупали в Сергиевом Посаде, куда на богомолье в Троице-Сергиев монастырь приезжали русские цари со своими чадами и домочадцами.
В 1900 году русская матрёшка экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль и мировое признание. С конца 18 - начала 19 века до нас дошли резные деревянные игрушки, изображающие крестьянскую девушку в кокошнике, пляшущего мужика, нарядных барынь и гусар. Первые матрёшки своими формами и росписью тоже фиксируют пеструю разнообразную жизнь: девушек в русских сарафанах с корзинами, серпами, букетиками цветов либо в зимних полушубках с шалью на голове; жениха и невесту, держащих свечи в руках; пастушка со свирелью; старика с окладистой бородой. Иногда матрёшка представляла собой целую семью.
Матрёшка - это произведение и скульптурное, и живописное, это образ и душа России.

Россию невозможно представить без матрешки – выточенной деревянной куклы с несколькими вкладышами.

Первая матрешка – полненькая круглолицая веселая девочка в русском народном платьице и косыночке – появилась не в древние времена, как считают некоторые. Ее прообразом была фигура буддийского мудреца Фукурумы, которую в конце 19 века привезли с острова Хонсю в Абрамцево. У деревянного мудреца было добродушное лицо и вытянутая голова. Вдохновившись этой замечательной игрушкой, токарь Василий Звездочкин создал русскую матрешку . Затем художник Сергей Малютин стал расписывать матрешек под мальчиков и девочек. На первой матрешке была нарисована девочка в городском костюме: платочке с петухом, сарафане и переднике. В этой игрушке было восемь фигур. Туда входили изображения девочек и мальчиков. Последняя игрушка была в виде младенца.

Примерно в 1900 году матрешки «добрались» и до Парижа. Там они экспонировались на Всемирной выставке и получили там медаль и мировое признание. Спустя время многие матрешки стали «ходить», только для этого их надо было поставить на наклонную плоскость.

Из чего делают матрешек. Техника изготовления

За долгие годы существования матрешки принципы ее изготовления не поменялись. Их делают из березы и липы. Как правило, первой делается самая маленькая матрешка . Она может быть размером с рисовое зернышко. Вытачивание матрешек – это очень тонкое искусство, которому надо учиться годами. Многие умельцы-токари даже учатся вытачивать их вслепую.

Матрешек перед росписью грунтуют, а после росписи – лакируют. Для росписи раньше использовали гуашь. В наше время их уникальные образы создаются при помощи акварели, темперы, анилиновых красок. Однако гуашь все равно остается самой любимой краской художников, которые расписывают матрешек. Как правило, сначала расписывается лицо и передник, а потом – косынка и сарафан. Примерно с середины двадцатого века этих игрушек стали еще и декорировать соломкой, перламутровыми пластинками, а позже – бисером и стразами. Однако у первых матрешек не было таких украшений. Поэтому до сих пор настоящей русской матрешкой принято считать деревянную расписную куклу, без «накладок» и инкрустаций.

Где изготавливают матрешек

В нашей стране есть несколько городов и деревень, где производятся матрешки. Эти куклы везде имеют какие-либо особенности. К примеру, умельцы из села Крутец проводят эксперименты с формой матрешек и с раскраской. Матрешка из села Полховский Майдан является опорой и кормилицей села, так как его жители живут на доходы, которые получают от продажи куколок. Из этого села матрешки знамениты своими рисунками. Главным элементом их орнамента является цветок шиповника. Матрешки, созданные в городе Семенове, узнаются по букету цветов на фартуке и неокрашенным плоскостям. Такая матрешка традиционно состоит из 15 кукол. Самая вместительная куколка в нашей стране, которая изготовлена в Семенове состоит из 72 кукол. Причем самая большая из них составляет метр в высоту. Самой «северной» матрешкой является вятская.

В России есть музеи, которые посвящены матрешкам. Их первый музей открылся в Москве в 2001 году. Он расположен в Леонтьевском переулке в помещении Фонда народных промыслов. Лариса Соловьева, его директор, несколько лет посвятила изучению матрешек. Она написала о них две книги. В 2004 году музей матрешек открылся также в Нижегородской области. Впоследствии он собрал более 300 экспонатов под своей крышей. В этом музее самая большая матрешка – метровая. Она состоит из 40 куколок. Самая маленькая из них – размером с рисовое зернышко.

Музеи матрешек

В образе матрешки соединяется любовь к русской культуре и искусство мастеров. В наше время на улицах Москвы и Петербурга можно купить различные сувениры на любой вкус. К примеру, матрешек, изображающих известных музыкантов, политиков и гротескных персонажей. Однако каждый раз, когда заходит разговор о матрешке, мы сразу вспоминаем веселую русскую девочку в народном костюме.


Народный костюм наших предков был удивительно красив. Каждая его деталь являлась свидетельством жизненного уклада, той или иной волости. Одежда и праздничная, и повседневная соответствовала образу жизни, благосостоянию и семейному положению. Цветовая гамма была разнообразна – сочетания красных, синих, жёлтых и зелёных цветов, с ярким растительным миром, вышитом на передниках, платках, на рукавах и подоле рубах. Всё это придавало праздничный вид любой женщине, даже в хмурый зимний день. Как-то гостивший у русского помещика иностранный путешественник, посмотрев в окно, увидел необыкновенное зрелище: «Что это?» - только и мог вымолвить он. Помещик несколько с недоумением воскликнул: «Да это же бабы из моей деревеньки в церковь на воскресную службу идут». Иностранный гость был изумлён красочным зрелищем, празднично разодетых крестьянских женщин. Он доселе не видывал, чтобы простая женщина была так нарядно одета.



Вот и знаменитая русская матрёшка видимо позаимствовала эти наряды у русских красавиц и умельцев – мастеров, которые с удовольствием фантазировали и раскрашивали разными узорами деревянных куколок.



История создания русской матрешки


А где же родина этой всеми любимой деревянной игрушки, которая стала одним из лучших сувениров из России. Именно Московский уезд является родиной знаменитой русской матрёшки. Хотя, если подробнее, – в конце ХIХ века Александра Мамонтова привезла на московскую фабрику «Детское воспитание» фигурку японского старичка-мудреца Фукурумы. Игрушка была интересна тем, что в ней было несколько фигурок, которые вкладывались одна в другую, по размерам всё меньше и меньше, пока самая последняя не оказывалась совсем маленькой. Вот и решили местные мастера повторить эту забаву для своих детей. Василий Звёздочкин выточил игрушку, которая состояла из восьми фигурок, а художник Сергей Малютин расписал фигурки. Но первая игрушка состояла не из одних русских красавиц. В ней чередовались образы русской красавицы, наряженной в сарафан, передник и платок, с образами статных молодцов, а самая маленькая была крошка – младенец.



Назвали куклу «Матрёшкой» - очень популярно тогда было женское имя – Матрёна (Матрона). В 1900 году производство переехало в уездный городок Сергиев Посад.



Сергиевский уезд, названный так ещё при Екатерине II, находился в дремучих лесах, и во всех сёлах издавна процветал промысел деревянных игрушек. Матрёшек вырезали из осины, берёзы, липы, ольхи, раскрашивали яркими красками их наряды: дешёвых кукол – клеевыми красками, а дорогих – эмалями, акварелями. Народ любил этих ярких красавиц и покупал не только для детей, но и для своих коллекций. А в вашей коллекции кукол найдётся семейство матрёшек или хотя бы одна из них?
















Сумка от Дома Шанель в виде русской матрешки




Дизайнерские матрешки, созданные к юбилею журнала VOGUE, предназначенные для продажи с аукциона, с начальной стоимостью от 5000 евро. Каждая матрешка посвящается творчеству одного Дома моды. (аукцион благотворительный)

Описание матрешки, пожалуй, ни у кого сегодня не вызовет затруднений, настолько популярна эта игрушка уже во всем мире. Она имеет увлекательную историю, изделия производятся в огромных количествах и сегодня, а в некоторых городах даже есть музеи, посвященные этой необычной расписной кукле. В данной статье мы дадим описание матрешки, поведаем вам ее интересное происхождение. А еще вы узнаете, какую роль она играет в развитии детей.

Описание матрешки

Она представляет собой деревянную расписную куклу, внутри которой находятся аналогичные изделия, но только меньшего размера. Количество кукол, вложенных внутрь - от трех и больше. Русская матрешка, как правило, имеет форму яйца и состоит из двух частей - нижней и верхней. Благодаря плоскому донышку игрушку можно размещать в любом подходящем месте. По традиции, на деревянной заготовке рисуют женщину в платке и красном сарафане, хотя сегодня можно найти много различных других вариантов. Существует много тем для росписи: это и девушки, и и семьи. Сегодня очень популярна русская матрешка с изображением портрета на ней или рисунка пародийного характера. Как же появилась эта кукла, которая стала такой популярной? Описание матрешки в общих чертах мы рассмотрели, теперь давайте окунемся в историю, которая даст более конкретное представление об этом изделии.

Версия возникновения

В 90-х годах 19 века Россия переживала период бурного культурного и экономического развития. Совершенствовалось общество все активнее проявляло интерес к своей культуре и к искусству в целом. В результате появилось художественное направление «русский стиль», которое огромное внимание уделяло созданию крестьянской игрушки. В Москве даже открыли мастерскую «Детское воспитание». В ней создавались самые разные куклы с целью продемонстрировать национальные наряды, этнографические особенности. В недрах именно этой мастерской появилась идея создать известную сегодня деревянную куклу. Такая мысль возникла после того, как жена Мамонтова привезла из Японии разъемную игрушку. Сергей Малютин предложил эскизы. Вот так появилась матрешка в России.

Как появилось имя у куклы?

На этот счет есть несколько версий. Одни историки говорят, что название игрушки пошло от имени Маша, другие уверены, что от прозвища Матрена. Последняя вариация кажется более правдоподобной, так как имя Матрена обозначает «матерь». Зная описание матрешки, имеющей внутри аналогичные изделия меньшего размера, мы можем уже самостоятельно сделать вывод, какая версия является верной. Деревянная кукла - это символ плодородия и материнства.

Как изготавливают матрешек?

Сегодня их делают во многих мастерских, так как куклы всегда пользуются спросом. Сначала в качестве материала выбирают мягкую древесину: ольху, липу или березу. Деревья, как правило, рубят для этих целей весной, затем снимают с них кору, однако не полностью, чтобы в процессе сушки не появились трещины. Потом мастера складируют бревна и выдерживают их в хорошо проветриваемых помещениях несколько лет! По истечении определенного времени начинается изготовление кукол. Кстати, первой делают самую маленькую матрешку, неразборную. Когда она готова, приступают к следующей, в которую поместится первая. И так далее. Каждая заготовка проходит через десятки операций. Количество кукол может быть разным, это зависит от фантазии мастера или конкретного заказа.

Почему игрушка нужна детям?

Любой психолог или педагог с уверенностью скажет, что не только малыш играет в игрушки, но и сами изделия важны для полноценного развития ребенка. Оказывается, собирая и разбирая такую уникальную конструкцию, малыш познает цикличность бытия и его бесконечность, постулаты мироздания и образ материнства. Благодаря матрешке он понимает модель появления новой жизни. Кукла способна выявить творческие наклонности, сформировать трудовые навыки, представление о мире. Например, столь любимые и популярные кубики, башенки, пирамидки можно разнообразить присутствием в общем арсенале матрешки. У малыша будет развиваться рук, По мере взросления ребенка детские матрешки помогут создавать интересные сценарии для кукольных спектаклей. Специалисты называют эту игрушку многофункциональной, универсальной. Они признают все достоинства матрешки и рекомендуют ее всем детям в качестве игрушки, особенно тем, кто отстает в развитии.

Заключение

Стоит упомянуть, что в 1900 году куклы «дошли» до самого Парижа, где были представлены на выставке и получили медали и мировое признание. Если говорить о рекордах в этом направлении, то надо сказать, что в 1913 году Николай Булычев изготовил 48-местную матрешку. Надеемся, в результате прочтения этой статьи вы будете больше знать об этой уникальной игрушке и обязательно приобретете ее, если таковой еще нет в вашем доме.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png