Предмет: окружающий мир.

Тема: «Великий круговорот жизни»

Цель: ознакомить с круговоротом жизни на Земле.

Задачи:

1. Познакомить с основными звеньями круговорота жизни, его звеньями, составом, их функциями.

2. Развивать умение анализировать текст, делать обобщения, формулировать выводы.

3.Формирование умения работать в группе.

Оборудование:

  1. Карточки для работы с текстом.
  2. Схема круговорота жизни на Земле.
  3. Презентация «Великий круговорот жизни».

Ход урока.

  1. Введение в тему урока.

Наверное, ты знаешь знаменитый мультфильм «Король Лев» или такую книгу. Помнишь, что сказал мудрый Лев Муфаса своему сыну Симбе, когда они осматривали саванну?

«Он сказал:

Надо уважать все живые существа – от ползающих муравьёв до несущихся антилоп!

Но ведь мы едим антилоп! – воскликнул Симба.

Верно. Но дай мне объяснить, - сказал Муфаса. – Когда мы умираем, наши тела превращаются траву. А антилопы затем едят её. Таким образом, все мы являемся частицей большого круговорота жизни!»

Значит, какая тема нашего урока? (Великий круговорот жизни).

Слайд №1.

  1. Активизация знаний

– Чтобы понять, как это происходит, познакомимся с текстом учебника с. 118-119. По ходу чтения выделите ключевые слова.

(самостоятельное чтение текста).

Какие ключевые слова вы выделили?

(название звена, состав звена, функция)

Слайд №2.

Заполните таблицу. Работа выполняется индивидуально в таблицах.

Название звена

Состав звена

Функция

Текст учебника.

Основные звенья этого круговорота составляют три группы организмов: производители, потребители и разрушители.

Организмами-производителями учёные-экологи называют растения. Ведь только они способны, используя энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал) из углекислого газа и воды.

Животные потребляют вещества, производимые растениями, поэтому их называют организмами-потребителями.

Бактерии и грибы разрушают мёртвые остатки растении и животных. Благодаря им, эти остатки перегнивают, а затем перегной разлагается с образованием необходимых растениям солей. Вот почему учёные называют бактерии и грибы организмами-разрушителями.

Какие группы организмов составляют основные звенья круговорота жизни?

(зачитываются слова 1 столбика)

Слайд №3.

Что входит в состав каждого звена и почему они получили такое название?

(заполняется 2 столбик таблицы)

Слайд № 4

Какова роль каждого звена в этом круговороте?

(заполняется 3 столбик)

Слайд № 5.

Прочитайте текст на с.120.

Какую роль играет почва в круговороте и почему её не включили в таблицу?

Огромную роль в круговороте веществ играет почва. В ней накапливается запас питательных веществ, которые используют растения.

Работа в тетради на печатной основе.

Слайд № 6.

Выступление представителей групп. Обсуждение составленных схем.

Коллективное обобщение. Слайд № 7

Составление схемы-опоры.

С чего начинается любая цепь питания? (растения)

При каких условиях растения образуют органические вещества?

Органические

Вещества

Кто потребляет органические вещества?

Углекислый газ Солнечный свет Вода

Органические

Вещества

Вспомните признаки живой природы. (рождаются, питаются. дышат, размножаются, умирают )

Почему же мы не видим организмы погибших растений и животных? (работают организмы-разрушители: бактерии и грибы)

Углекислый газ Солнечный свет Вода

Неорганические

вещества

Органические

вещества

Органические

вещества

Слайд № 6.

Задание №1 выполняется индивидуально с последующей коллективной проверкой.

Какую роль играет почва в этом круговороте? Вспомните. Что является главной составляющей почвы?(перегной).

Из него под воздействием бактерий образуются соли. Их используют растения для роста и развития. Растениями питаются животные

Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действие организмов-разрушителей превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют другие растения, а растениями питаются животные.

Вот так вещества и «путешествуют» в природе. И круг этот разорвётся, если исчезнет почва.

4. Закрепление.

Проводится в тетради на печатной основе «Проверь себя».

5.Самооценка.

Оцените свою работу. (Цветная оценка. Внизу страницы ученики рисуют два круга. Оценив свою работу, дети закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке учитель. Значение цвета обговариваются заранее. Зелёный цвет - всё получилось; жёлтый цвет – есть недочёты, но старался; красный цвет – получилось плохо, не доволен работой; синий цвет – не могу оценить).

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Великий круговорот жизни.

Название звена Состав звена Функция

Название звена Состав звена Функция Организмы-производители Организмы-потребители Организмы-разрушители

Название звена Состав звена Функция Организмы-производители Растения Организмы-потребители Животные Организмы-разрушители Грибы и бактерии

Название звена Состав звена Функция Организмы-производители Растения Производят питательные вещества (сахар, крахмал) Организмы-потребители Животные Потребляют вещества Организмы-разрушители Грибы и бактерии Разрушают остатки животных и растений

Организмы-производители (растения) Углекислый газ Солнечный свет Вода Органические Вещества Организмы-потребители (животные) Органические Вещества Организмы-разрушители (грибы, бактерии) Неорганические Вещества


Ход урока:

Организационный момент.

Здравствуйте! Я рада вас видеть на сегодняшнем занятии.

Поприветствуйте гостей.

Садитесь.

Повторение изученного.

Вспомните, какая бывает природа? (живая, неживая)

Что относится к неживой природе? (вода, воздух, солнце…)

А что относится к живой природе? (животные, растения, грибы, микробы…)

Назовите признаки жизни. (питание, движение, дыхание, рост, развитие, смерть)

К какой природе: живой или неживой, мы отнесем почву?

Скажите, что изображено на этой схеме? (круговорот воды в природе)

Объясните, пользуясь схемой, как вода путешествует в природе?

Постановка цели урока.

Прежде чем мы отправимся по неизведанным страницам учебника, я хочу, чтобы вы посмотрели отрывок из мультфильма «Король Лев».

(просмотр мультфильма)

О чем говорил лев Муфаса своему сыну Симбе, когда они осматривали саванну? (о круговороте жизни)

Король Лев был совершенно прав, Круговорот жизни действительно существует и каждый живой организм является его частичкой. И на сегодняшнем уроке мы будем говорить об этом великом круговороте жизни.

Ребята, основу круговорота составляют три группы организмов:

  • Организмы – производители,
  • Организмы – потребители,
  • Организмы – разрушители.

Отгадав загадки, мы с вами узнаем, какие организмы экологи называют производителями, потребителями, разрушителями.

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью умирает,
Весной оживает. (лес).

Организмами производителями ученые-экологи называют растения, так как только растения, используя энергию СОЛНЦА, способны создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал) из углекислого газа, воды и неорганических соединений (солей).

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь).

По полю скачет –
Ушки прячет,
Встает столбом
Ушки торчком. (зайчик).

Скажите, как одним словом можно назвать медведя и зайца? (животные)

Организмами-потребителями являются животные, так как они потребляют вещества, производимые растениями.

А все ли животные питаются растениями? (нет)

На какие группы мы можем разделить животных? (травоядные и плотоядные)

Глубоко был спрятан он
Раз-два-три и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду! (боровик)

Стоит на полянке
В красном платье Татьянка:
Вся в белых крапинках. (мухомор).

О чем сейчас мы отгадывали загадки? (о грибах)

Грибы и бактерии – это организмы – разрушители. Они разрушают останки мертвых животных и растений. Благодаря им эти остатки перегнивают, а затем перегной разлагается, и образуются необходимые растениям соли.

Физминутка.

Круговорот жизни – продолжение лекции.

Как видите, представители разных царств живой природы играют разную роль в круговороте жизни. И каждое из этих звеньев необходимо!

Огромную роль в круговороте жизни играет почва.

Вы помните, что главная часть почвы – это перегной. Из него под действием бактерий образуются соли. Их используют растения для роста и развития. Растениями питаются животные.

Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием организмов-разрушителей превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют другие растения, а растениями питаются другие животные.

Вот так вещества и «путешествуют» в природе по кругу. И круг этот разорвется, если исчезнет почва.

Работа в тетради. Ст. 56 № 1,2.

Итог урока.

Какие группы организмов составляют основные звенья круговорота жизни?

Почему растения называют организмами-производителями?

Какие организмы называют потребителями?

Какие организмы названы экологами разрушителями? Почему?

Представьте, что на земле исчезло какое-нибудь из звеньев круговорота жизни. Опишите, что будет происходить, если исчезнут:

  • Растения;
  • Животные;
  • Грибы, бактерии;
  • Почва.

Учебник ст. 126 прочитайте вывод.

Домашнее задание.

Учебник ст. 126 задание №2,

«Проверь себя» ст. 126.


Урок 24. Великий круговорот жизни

Цели деятельности учителя:

Образовательная: создать условия для ознакомления учащихся с круговоротом жизни на Земле и с основными звеньями этого круговорота.

Развивающая: способствовать развитию мышления и речи; формированию умений выделять логические части изучаемого материала, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и обобщать.

Воспитательная: содействовать воспитанию бережного отношения к природе; способствовать формированию экологического сознания учеников на примере экологических проблем.

Оборудование: схема «Круговорот жизни»; карточки «о рганизмы-производители», «о рганизмы-потребители», «о рганизмы-разрушители», «р астения», «ж ивотные», «б актерии, грибы».

Сценарий урока

I. Проверка выполнения домашнего задания.

Коллективная беседа:

Можно ли грибы отнести к миру растений? Почему?

Можно ли грибы отнести к миру животных? Почему?

Все ли грибы можно употреблять в пищу?

Как часто называют сбор грибов?

Какие правила нужно соблюдать при сборе грибов?

Викторина «Проверь себя».

II. Актуализация опорных знаний.

Какая бывает природа? (Природа бывает живая и неживая.)

Что относится к неживой природе? (Вода, воздух, Солнце, тучи, горы относятся к неживой природе.)

Что относится к живой природе? (Животные, растения, бактерии, грибы, микробы.)

Назовите признаки жизни. (Питание, дыхание, движение, рост, развитие, смерть.)

Какое значение имеют воздух и вода для растений и животных? (Воздух необходим для дыхания, вода – для питания и роста.)

Могут ли животные жить без растений, а растения без животных? Почему? (Растения служат пищей для животных, а животные являются участниками размножения растений.)

Как образуется почва? (Твёрдые породы под воздействием воды, ветра и растений постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой из мелких камешков, песка, глины. В нём почти нет питательных веществ, но все же некоторые неприхотливые растения селятся здесь. Из их остатков под действием бактерий образуется перегной. Теперь здесь могут поселиться и другие растения, которые дают ещё больше перегноя. Так постепенно камни, песок и глина под действием живых существ превращаются в почву.)

Назовите главное свойство почвы. (Плодородие.)

III. Сообщение темы и задач урока.

Ответьте на вопросы и прочтите тему урока.

1. Под действием этих живых существ перегной превращается в соли.

2. Что изучает ботаника?

3. Что происходит с перегноем под действием бактерий и грибов, когда перегной превращается в соли?

4. Что придаёт почве тёмный цвет?

5. Что необходимо растениям для роста?

6. Живые существа, которых изучают зоологи.

7. Что впитывают корни растений вместе с водой из почвы?

8. Организм, имеющий шляпку и ножку.

9. Верхний слой земли.

10. Главное условие для питания растений.

Вам знакомо слово «круговорот»? (Мы изучали тему «Круговорот воды в природе».)

IV. Изучение нового материала.

1. Основные звенья круговорота жизни.

Рассказ учителя.

Итак, тема урока – круговорот в жизни.В природе множество живых существ, к которым нужно относиться бережно. Как вы думаете, почему нужно беречь все то живое, что находится вокруг нас?

Каждый живой организм – часть живой природы. Не будь в природе живых существ, планете была бы уготована участь ядовитой парилки, как на Венере, или остывшего пустынного тела, как на Марсе. Новые и новые поколения организмов сменяли друг друга. Они пользовались тем, что создавали предшественники, и в свою очередь преобразовали Землю для потомков. Круговорот жизни действительно существует, и каждый живой организм является его частичкой. Основные звенья этого круговорота составляют три группы организмов:

1. Организмы-производители.

2. Организмы-потребители.

3. Организмы-разрушители.

Организмы-производители. Ими ученые-экологи называют растения. Только растения способны использовать энергию Солнца, производить органические вещества из вещества неорганического – питательные вещества (сахар и крахмал) из углекислого газа и воды, солей. Растение берет из воздуха углекислый газ, а выделяет кислород. Получается круговорот между растениям и воздухом. Растение берет из почвы минеральные соли и воду. Когда растение умирает, из его остатков образуется плодородный слой почвы – перегной. Образуется круговорот. (Напомнить, что листья растений – это «повара», которые из воды и углекислого газа «готовят» пищу-сахар и крахмал. Работает эта чудесная «кухня» только на свету).

Организмы-потребители. Это животные, так как потребляют вещества, производимые растениями. Животное дышит воздухом, пьет воду, питается растениями. После того как оно умирает, его останками питаются другие животные и удобряется почва. Получается следующий круговорот.

Организмы-разрушители. Это бактерии и грибы. Бактерии и грибы разрушают остатки мертвых растений и животных. Благодаря им эти остатки перегнивают, а затем перегной разлагается и образуются необходимые растениям соли.

2. Роль разных царств живой природы в круговороте жизни.

Рассказы учащихся.

В этом круговороте участвуют разные царства живой природы, каждое из них играет разную роль. И каждое из звеньев необходимо.

Растения – организмы-производители.

1. Существование мира животных, включая человека, было бы невозможно без растений, чем и определяется их особая роль в жизни нашей планеты.

2. Из всех организмов только растения способны использовать энергию Солнца, они создают при этом питательные вещества (сахар, крахмал) из углекислого газа, воды и минеральных солей. р астения извлекают из атмосферы углекислый газ и выделяют кислород. Именно деятельностью растений была создана атмосфера, пригодная для дыхания.

3. Растительность служит пищей для травоядных животных.

4. Растения – основное звено в сложной цепи всех организмов, включая человека.

5. При непосредственном участии растений возникла и образуется почва.

ж ивотные – организмы-потребители.

1. Животные в природе имеют большое значение, играют большую роль, как и растения. Большинство растений опыляются исключительно животными, они играют большую роль в распространении семян растений.

2. Следует добавить и то, что животные, как и растения, участвуют в образовании почвы. Многие насекомые, в их ряду муравьи, черви, и многие другие мелкие насекомые дают почве множество полезных веществ, при этом измельчая её, и тем самым способствуют образованию перегноя. Норы, которые роют животные, помогают растениям и деревьям обогащать их воздухом и вентилируют почву.

3. Всем известно, что животные играют важную роль, в человеческой жизни. С животных человек имеет не только продукты питания, но и шелк, шерсть, воск, кожу и другое сырье.

Бактерии и грибы – организмы-разрушители.

1. Бактерии и грибы разрушают остатки мертвых растений и животных. Благодаря им эти остатки перегнивают, а затем из перегноя растения получают необходимые минеральные соли.

Бактерии разрушают растительные остатки для того, чтобы добыть необходимые для жизни питательные вещества, а потом вернуть их в почву для усвоения их другими растениями.

2. Грибы и бактерии в результате разрушения растительных и животных остатков постоянно обогащают почву питательными веществами. Разрушая различные остатки, грибы и бактерии служат санитарами, очищающими леса от ежегодного опадания листьев.

3. Значение грибов не ограничивается только использованием их в пищу. В пищевой промышленности грибы используют в процессе брожения.

4. Некоторые виды грибов используют для производства антибиотиков.

3. Роль почвы в круговороте жизни.

Рассказ учителя с элементами беседы.

Огромную роль в круговороте жизни играет почва.

Почва – это земля, которая снабжает растения питанием и водой. Она обладает плодородием. Это её главный признак. Она представляет собой сложную, постепенно меняющуюся среду, где непрерывно совершаются синтез и разрушение органического вещества. После отмирания органическое вещество поступает в почву, где под воздействием микроорганизмов подвергается глубокому преобразованию. Как в далеком прошлом, так и в настоящее время, несмотря на все достижения науки и техники, человек получает из почвы почти все, необходимое для поддержания своего существования, за исключением ресурсов моря. В природе почва занимает промежуточное положение между миром живых организмов и неорганической природой, для нее характерен процесс обмена веществ.

Вспомните, что составляет главную часть почвы. (п ерегной.)

Что образуется под действием перегноя? (о бразуются соли.)

Кто их использует? (и х используют для роста и развития.)

Кто питается растениями? (р астениями питаются животные.)

Что происходит с растениями и животными когда они умирают? (и х остатки попадают в почву и под действием организмов-разрушителей превращаются в перегной, а потом из перегноя снова образуются соли, их используют другие растения, а растениями питаются другие животные.)

Работа с учебником.

Как видите, представители разных царств живой природы играют разную роль (имеют свою «профессию») в круговороте жизни. И каждое из этих звеньев необходимо.

Найдите в учебнике (с. 118–119), прочитайте об организмах-потребителях, производителях, разрушителях.

Мы подтвердили свои предположения. Рассмотрите схему (с. 119). Найдите ту часть схемы, без которой не будет круговорота жизни, растений, животных, бактерий и грибов.

Рассмотрите схему на доске. Какие процессы происходят в почве? (В почве происходит разрушение остатков мёртвых растений и животных. Остатки перегнивают, а затем перегной разлагается и образует необходимые растениям соли.)

Совершенно верно. Соли используют растения для роста и развития. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием организмов-разрушителей превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют другие растения, а растениями питаются другие животные. Вот так вещества и «путешествуют» в природе по кругу. И круг этот разорвётся, если исчезнет почва.

Рассказывая, учитель показывает указкой на схему, расположенную на доске:

и так, все живые организмы и почва – участники единого круговорота жизни на Земле.

ф изкультминутка для глаз

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг,

Глазкам видеть всё дано,

Где окно и где крыльцо,

Обведу я снова круг,

Посмотрю на мир вокруг.

V. Закрепление изученного материала.

1. Работа в тетради (с. 56).

2. Обсуждение проблемных ситуаций.

1-я ситуация. Представьте, что на Земле исчезли: а) растения; б) животные; в) грибы и бактерии; г) почва.

Если исчезнут растения, то животным нечего будет есть. Они все умрут и превратятся в перегной. Жизнь остановится.

Если исчезнут животные, то некому будет есть растения. Некоторые растения вовсе исчезнут, потому что животные помогают им в размножении. Растений будет очень много, но постепенно их количество будет уменьшаться. Им будет не хватать солей, содержащихся в почве.

Если исчезнут грибы и бактерии, то растения погибнут из-за недостатка солей. И умрут животные, потому что не будет пищи.

Если исчезнет почва, то растениям негде будет расти. А бактериям и грибам – негде жить. Животным негде жить и не по чему передвигаться.

Какой можно сделать вывод ? (Все живые организмы и почва являются участниками великого круговорота жизни.)

2-я ситуация. п редставьте, что на Земле исчезло какое-нибудь из звеньев круговорота жизни. Опишите, что будет.

Животные выделяют углекислый газ, который необходим растениям так же, как и вода, солнце и соли из почвы. Углекислый газ – это «одеяло» Земли. Если вдруг оно исчезнет из атмосферы, то это в первую очередь скажется на климате. На Земле станет холоднее, дожди будут выпадать редко. В конце концов это приведет к глобальной катастрофе и все живое на Земле погибнет! Животные участвуют в опылении многих растений, в распространении семян, почвообразовании, в очистке водоемов. Большое значение имеют животные для человека. Одних человек употребляет в пищу, от других получает сырье. Нельзя нарушать круговорот жизни в природе.

Растения вырабатывают кислород, который нужен для дыхания как животным, так и людям и самим растениям тоже. Если бы на Земле не росли растения, в воздухе совсем не было бы кислорода. А если нет кислорода, то животные и люди не смогут жить на Земле!

Приведем самый простой пример «Бабочка и цветок». Бабочка питается нектаром цветка и тем самым поддерживает свою жизнь. Цветок с помощью бабочки опыляется, и вид, к которому принадлежит этот цветок, продолжает существовать! Охраняя растения, мы заботимся обо всем живом.

Грибы и бактерии разлагают остатки погибших растений и животных, очищая поверхность планеты от гниющих остатков. Без их разрушительной деятельности все остатки растений и животных превратились бы в мертвую массу, изменился бы газовый состав атмосферы, после чего жизнь и вовсе прекратилась бы.

Но важно и то, что значительная опасность в исчезновении одного из звеньев великого круговорота жизни состоит в деятельности человека.

По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных. В последние годы на Земле ежедневно исчезает от одного до 10 видов животных и еженедельно – по одному виду растений. Новых появляется намного меньше.

VI. Контроль и самопроверка знаний.

Учащиеся самостоятельно выполняют тестовую работу.

Тест

Выбери правильный ответ.

1. Какие три группы организмов составляют основные звенья круговорота жизни? Найди «лишнюю» группу:

а) разрушители;

б) строители;

в) производители;

г) потребители.

2. Какие организмы учёные-экологи называют производителями?

а) р астения; б) животные; в) грибы; г) бактерии.

3. Какие организмы учёные-экологи называют потребителями?

4. Какие организмы учёные-экологи называют разрушителями?

а) р астения; б) животные; в) грибы и бактерии.

5. Какую роль в круговороте жизни играет почва?

a) с неё испаряется вода;

б) по ней передвигаются животные;

в) в ней накапливается запас питательных веществ.

VII. и тог урока. Рефлексия.

С какой темой мы познакомились сегодня на уроке?

Пригодятся ли нам в жизни знания, полученные сегодня на уроке?

Вывод : все живые организмы и почва – участники единого круговорота жизни на нашей планете.

в ыскажите свое мнение, опираясь на фразы:

1. «Сегодня на уроке я узнал, что…».

2. «Я не знал раньше, что…».

3. «Оказывается, …» .

4. «Для меня стало новостью, что…».

д омашнее задание (по выбору учащихся): 1) написать мини-сочинение «Если с Земли исчезнут растения (животные)»;2) изготовить модель, демонстрирующую круговорот жизни;3) по схеме рассказать о круговороте жизни на Земле.

У р о к 24. ВЕЛИКИЙ КРУГОВОРОТ ЖИЗНИ Ц е л и д е я т е л ь н о с т и у ч и т е л я: Образовательная: создать условия для ознакомления учащихся с круговоротом жизни на Земле и с основными звеньями этого круговорота. Развивающая: способствовать развитию мышления и речи; формированию умений выделять логические части изучаемого материала, устанавливать причинно­следственные связи, сравнивать и обобщать. Воспитательная: содействовать воспитанию бережного отношения к природе; способствовать формированию экологического сознания учеников на примере экологических проблем. О б о р у д о в а н и е: схема «Круговорот жизни»; карточки «Организмы­ «Организмы­разрушители», «Организмы­потребители», производители», «Растения», «Животные», «Бактерии, грибы». С ц е н а р и й у р о к а I. Проверка выполнения домашнего задания. Коллективная беседа: – Можно ли грибы отнести к миру растений? Почему? – Можно ли грибы отнести к миру животных? Почему? – Все ли грибы можно употреблять в пищу? – Как часто называют сбор грибов? – Какие правила нужно соблюдать при сборе грибов? Викторина «Проверь себя». II. Актуализация опорных знаний. – Какая бывает природа? (Природа бывает живая и неживая.) – Что относится к неживой природе? (Вода, воздух, Солнце, тучи, горы относятся к неживой природе.) – Что относится к живой природе? (Животные, растения, бактерии, грибы, микробы.) – Назовите признаки жизни. (Питание, дыхание, движение, рост, развитие, смерть.) – Какое значение имеют воздух и вода для растений и животных? (Воздух необходим для дыхания, вода – для питания и роста.) – Могут ли животные жить без растений, а растения без животных? Почему? (Растения служат пищей для животных, а животные являются участниками размножения растений.)

– Как образуется почва? (Твёрдые породы под воздействием воды, ветра и растений постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой из мелких камешков, песка, глины. В нём почти нет питательных веществ, но все же некоторые неприхотливые растения селятся здесь. Из их остатков под действием бактерий образуется перегной. Теперь здесь могут поселиться и другие растения, которые дают ещё больше перегноя. Так постепенно камни, песок и глина под действием живых существ превращаются в почву.) – Назовите главное свойство почвы. (Плодородие.) III. Сообщение темы и задач урока. – Ответьте на в о п р о с ы и прочтите тему урока. 1. Под действием этих живых существ перегной превращается в соли. 2. Что изучает ботаника? 3. Что происходит с перегноем под действием бактерий и грибов, когда перегной превращается в соли? 4. Что придаёт почве тёмный цвет? 5. Что необходимо растениям для роста? 6. Живые существа, которых изучают зоологи. 7. Что впитывают корни растений вместе с водой из почвы? 8. Организм, имеющий шляпку и ножку. 9. Верхний слой земли. 10. Главное условие для питания растений. – Вам знакомо слово «круговорот»? (Мы изучали тему «Круговорот воды в природе».) IV. Изучение нового материала. 1. Основные звенья круговорота жизни. Рассказ учителя. – Итак, тема урока – круговорот в жизни. В природе множество живых существ, к которым нужно относиться бережно. Как вы думаете, почему нужно беречь все то живое, что находится вокруг нас? Каждый живой организм – часть живой природы. Не будь в природе живых существ, планете была бы уготована участь ядовитой парилки, как на Венере, или остывшего пустынного тела, как на Марсе. Новые и новые поколения организмов сменяли друг друга. Они пользовались тем, что создавали предшественники, и в свою очередь преобразовали Землю для потомков. Круговорот жизни действительно существует, и каждый живой организм является его частичкой. Основные звенья этого круговорота составляют три г р у п п ы организмов:

1. Организмы­производители. 2. Организмы­потребители. 3. Организмы­разрушители. Организмы­производители. Ими ученые­экологи называют растения. Только растения способны использовать энергию Солнца, производить органические вещества из вещества неорганического – питательные вещества (сахар и крахмал) из углекислого газа и воды, солей. Растение берет из воздуха углекислый газ, а выделяет кислород. Получается круговорот между растениям и воздухом. Растение берет из почвы минеральные соли и воду. Когда растение умирает, из его остатков образуется плодородный слой почвы – перегной. Образуется круговорот. (Напомнить, что листья растений – это «повара», которые из воды и углекислого газа «готовят» пищу­сахар и крахмал. Работает эта чудесная «кухня» только на свету). Организмы­потребители. Это животные, так как потребляют вещества, производимые растениями. Животное дышит воздухом, пьет воду, питается растениями. После того как оно умирает, его останками питаются другие животные и удобряется почва. Получается следующий круговорот. Организмы­разрушители. Это бактерии и грибы. Бактерии и грибы разрушают остатки мертвых растений и животных. Благодаря им эти остатки перегнивают, а затем перегной разлагается и образуются необходимые растениям соли. 2. Роль разных царств живой природы в круговороте жизни. Рассказы учащихся. – В этом круговороте участвуют разные царства живой природы, каждое из них играет разную роль. И каждое из звеньев необходимо. Растения – организмы­производители. 1. Существование мира животных, включая человека, было бы невозможно без растений, чем и определяется их особая роль в жизни нашей планеты. 2. Из всех организмов только растения способны использовать энергию Солнца, они создают при этом питательные вещества (сахар, крахмал) из углекислого газа, воды и минеральных солей. Растения извлекают из атмосферы углекислый газ и выделяют кислород. Именно деятельностью растений была создана атмосфера, пригодная для дыхания. 3. Растительность служит пищей для травоядных животных. 4. Растения – основное звено в сложной цепи всех организмов, включая человека. 5. При непосредственном участии растений возникла и образуется почва.

Животные – организмы­потребители. 1. Животные в природе имеют большое значение, играют большую роль, как и растения. Большинство растений опыляются исключительно животными, они играют большую роль в распространении семян растений. 2. Следует добавить и то, что животные, как и растения, участвуют в образовании почвы. Многие насекомые, в их ряду муравьи, черви, и многие другие мелкие насекомые дают почве множество полезных веществ, при этом измельчая её, и тем самым способствуют образованию перегноя. Норы, которые роют животные, помогают растениям и деревьям обогащать их воздухом и вентилируют почву. 3. Всем известно, что животные играют важную роль, в человеческой жизни. С животных человек имеет не только продукты питания, но и шелк, шерсть, воск, кожу и другое сырье. Бактерии и грибы – организмы­разрушители. 1. Бактерии и грибы разрушают остатки мертвых растений и животных. Благодаря им эти остатки перегнивают, а затем из перегноя растения получают необходимые минеральные соли. Бактерии разрушают растительные остатки для того, чтобы добыть необходимые для жизни питательные вещества, а потом вернуть их в почву для усвоения их другими растениями. 2. Грибы и бактерии в результате разрушения растительных и животных остатков постоянно обогащают почву питательными веществами. Разрушая различные остатки, грибы и бактерии служат санитарами, очищающими леса от ежегодного опадания листьев. 3. Значение грибов не ограничивается только использованием их в пищу. В пищевой промышленности грибы используют в процессе брожения. 4. Некоторые виды грибов используют для производства антибиотиков. 3. Роль почвы в круговороте жизни. Рассказ учителя с элементами беседы. – Огромную роль в круговороте жизни играет почва. Почва – это земля, которая снабжает растения питанием и водой. Она обладает плодородием. Это её главный признак. Она представляет собой сложную, постепенно меняющуюся среду, где непрерывно совершаются синтез и разрушение органического вещества. После отмирания органическое вещество поступает в почву, где под воздействием микроорганизмов подвергается глубокому преобразованию. Как в далеком прошлом, так и в настоящее время, несмотря на все достижения науки и техники, человек получает из почвы почти

все, необходимое для поддержания своего существования, за исключением ресурсов моря. В природе почва занимает промежуточное положение между миром живых организмов и неорганической природой, для нее характерен процесс обмена веществ. – Вспомните, что составляет главную часть почвы. (Перегной.) – Что образуется под действием перегноя? (Образуются соли.) – Кто их использует? (Их используют для роста и развития.) – Кто питается растениями? (Растениями питаются животные.) – Что происходит с растениями и животными когда они умирают? (Их остатки попадают в почву и под действием организмов­разрушителей превращаются в перегной, а потом из перегноя снова образуются соли, их используют другие растения, а растениями питаются другие животные.) Работа с учебником. – Как видите, представители разных царств живой природы играют разную роль (имеют свою «профессию») в круговороте жизни. И каждое из этих звеньев необходимо. Найдите в учебнике (с. 118–119), прочитайте об организмах­потребителях, производителях, разрушителях. – Мы подтвердили свои предположения. Рассмотрите схему (с. 119). Найдите ту часть схемы, без которой не будет круговорота жизни, растений, животных, бактерий и грибов. – Рассмотрите схему на доске. Какие процессы происходят в почве? (В почве происходит разрушение остатков мёртвых растений и животных. Остатки перегнивают, а затем перегной разлагается и образует необходимые растениям соли.) – Совершенно верно. Соли используют растения для роста и развития. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием организмов­разрушителей превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют другие растения, а растениями питаются другие животные. Вот так вещества и «путешествуют» в природе по кругу. И круг этот разорвётся, если исчезнет почва. Рассказывая, учитель показывает указкой на схему, расположенную на доске: – Итак, все живые организмы и почва – участники единого круговорота жизни на Земле.

Физкультминутка для глаз Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг, Глазкам видеть всё дано, Где окно и где крыльцо, Обведу я снова круг, Посмотрю на мир вокруг. V. Закрепление изученного материала. 1. Работа в тетради (с. 56). 2. Обсуждение проблемных ситуаций. 1­я ситуация. Представьте, что на Земле исчезли: а) растения; б) животные; в) грибы и бактерии; г) почва. Если исчезнут растения, то животным нечего будет есть. Они все умрут и превратятся в перегной. Жизнь остановится. Если исчезнут животные, то некому будет есть растения. Некоторые растения вовсе исчезнут, потому что животные помогают им в размножении. Растений будет очень много, но постепенно их количество будет уменьшаться. Им будет не хватать солей, содержащихся в почве. Если исчезнут грибы и бактерии, то растения погибнут из­за недостатка солей. И умрут животные, потому что не будет пищи. Если исчезнет почва, то растениям негде будет расти. А бактериям и грибам – негде жить. Животным негде жить и не по чему передвигаться. – Какой можно сделать в ы в о д? (Все живые организмы и почва являются участниками великого круговорота жизни.) 2­я ситуация. Представьте, что на Земле исчезло какое­нибудь из звеньев круговорота жизни. Опишите, что будет. Животные выделяют углекислый газ, который необходим растениям так же, как и вода, солнце и соли из почвы. Углекислый газ – это «одеяло» Земли. Если вдруг оно исчезнет из атмосферы, то это в первую очередь скажется на климате. На Земле станет холоднее, дожди будут выпадать редко. В конце концов это приведет к глобальной катастрофе и все живое на Земле погибнет! Животные участвуют в опылении многих растений, в распространении семян, почвообразовании, в очистке водоемов. Большое значение имеют животные для человека. Одних человек употребляет в пищу, от других получает сырье. Нельзя нарушать круговорот жизни в природе. Растения вырабатывают кислород, который нужен для дыхания как животным, так и людям и самим растениям тоже. Если бы на Земле не росли

растения, в воздухе совсем не было бы кислорода. А если нет кислорода, то животные и люди не смогут жить на Земле! Приведем самый простой пример «Бабочка и цветок». Бабочка питается нектаром цветка и тем самым поддерживает свою жизнь. Цветок с помощью бабочки опыляется, и вид, к которому принадлежит этот цветок, продолжает существовать! Охраняя растения, мы заботимся обо всем живом. Грибы и бактерии разлагают остатки погибших растений и животных, очищая поверхность планеты от гниющих остатков. Без их разрушительной деятельности все остатки растений и животных превратились бы в мертвую массу, изменился бы газовый состав атмосферы, после чего жизнь и вовсе прекратилась бы. Но важно и то, что значительная опасность в исчезновении одного из звеньев великого круговорота жизни состоит в деятельности человека. – По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных. В последние годы на Земле ежедневно исчезает от одного до 10 видов животных и еженедельно – по одному виду растений. Новых появляется намного меньше. VI. Контроль и самопроверка знаний. Учащиеся с а м о с т о я т е л ь н о выполняют тестовую работу. Тест – Выбери правильный ответ. 1. Какие три группы организмов составляют основные звенья круговорота жизни? Найди «лишнюю» группу: а) разрушители; б) строители; в) производители; г) потребители. 2. Какие организмы учёные­экологи называют производителями? а) Растения; б) животные; в) грибы; г) бактерии. 3. Какие организмы учёные­экологи называют потребителями? а) Растения; б) животные; в) грибы и бактерии. 4. Какие организмы учёные­экологи называют разрушителями? а) Растения; б) животные; в) грибы и бактерии. 5. Какую роль в круговороте жизни играет почва? a) С неё испаряется вода; б) по ней передвигаются животные; в) в ней накапливается запас питательных веществ.

О т в е т ы: 1­авг. 2­а. 3­б. 4­в. 5­в. VII. Итог урока. Рефлексия. – С какой темой мы познакомились сегодня на уроке? – Пригодятся ли нам в жизни знания, полученные сегодня на уроке? В ы в о д: все живые организмы и почва – участники единого круговорота жизни на нашей планете. – Выскажите свое мнение, опираясь на фразы: 1. «Сегодня на уроке я узнал, что…». 2. «Я не знал раньше, что…». 3. «Оказывается, …» . 4. «Для меня стало новостью, что…». Домашнее задание (по выбору учащихся): 1) написать мини­сочинение «Если с Земли исчезнут растения (животные)»; 2) изготовить модель, демонстрирующую круговорот жизни; 3) по схеме рассказать о круговороте жизни на Земле.

Жизнь, это постоянное движение и она, как и всеобщее движение во Вселенной, представляет собой движение по кругу. Все небесные и космические тела движутся в своём круговом цикле, включая и всю Солнечную систему в космосе. Обращением Земли вокруг Солнца обусловлена постоянная смена на Земле дней и ночей, сезонов года, эпох и других периодов времени. Вся жизнь находится в зависимости от этих циклических изменений, к ним приспосабливается весь органический мир, вся жизнь которого также находится в своём круговороте постоянных превращений. Живые организмы рождаются, достигают половой зрелости, воспроизводят себе подобные организмы и умирают, а их последующие поколения повторяют эти циклы жизни вновь и вновь. После смерти живого организма преобразования и движение (жизнь на Земле) продолжаются в трупе. Труп начинает разлагаться на составляющие, поедаться червями или животными поддерживая их жизнь, а в конечном итоге и они умирают и распадаются на составляющие химические элементы и растворяются в материи.

Живой организм отличается от неживой материи чувствами, поэтому мы считаем все неорганические материальные объекты неживыми, однако имеют они или не имеют чувства, движение (условно можно назвать его жизнью) и преобразования происходит и в них. Без этих преобразований невозможны проявления жизни. Движение всей материи и процессы преобразования в ней происходят в течение как длительных, так и коротких промежутков времени и представляют собой часть жизненных явлений. Только такие явления природы материального мира человек называет не жизнью и смертью, а преобразованием вещества и изменением облика Земли и окружающего мира. Создаются ли новые вещества природой или человеком, их существование не бывает вечным. Нет ничего неизменного и в космосе, не говоря о Земле и человеке, маленькой песчинке или частице мироздания, всё вращается в круге своём. В круговороте превращений наводятся все вещества материального мира , взаимодействуя с окружающей средой, они постепенно разрушаются и возвращаются к своей основе, вновь образуются и вновь разрушаются, повторяя преобразования цикл за циклом. Рассмотрим цикл – рождение, жизнь, существование или бытие, смерть в материальном мире на примере круговорота веществ на Земле.

Круговорот веществ .

Круговорот веществ на Земле, это постоянно повторяющиеся процессы превращения и перемещения вещества в природе, имеющие более или менее циклический характер. Общий круговорот веществ складывается из отдельных процессов (круговорота воды, газов, химических элементов). Эти процессы не бывают полностью обратимыми, т. к. происходит рассеивание вещества, изменение его состава и т. д. С появлением жизни на Земле огромную роль в круговороте веществ начали играть живые организмы, участвуя в круговороте кислорода, углерода, водорода, кальция и других биогенных элементов. Глобальное, сравнимое с геологическими процессами влияние на круговорот веществ оказывает и деятельность человека, в результате которой возникают новые и изменяются пути миграции веществ, появляются новые вещества и т. д.

Независимо от природных преобразований, создания новых веществ и материалов человеком или природой, общий баланс вещества в природе не меняется, хотя многие из веществ органического мира исчезают. Ничего не добавляется и не уменьшается во Вселенной в целом – вещества и энергии переходят из одних состояний и форм в другие, а общая сумма остаётся неизменной.

Круговорот воды.

Наиболее показателен в отношении круговорота – круговорот воды.

Круговорот воды на Земле (или влагооборот ), это непрерывный обмен влагой между атмосферой и земной поверхностью, состоящий из процесса испарения, переноса водяного пара в атмосферу, конденсации его в атмосфере, выпадения осадков, стока. В этом едином процессе происходит непрерывный переход воды с земной поверхности в атмосферу и обратно. Как подтверждение этого круговорота на Земле сохраняется постоянный баланс воды. Водный баланс Земли , это соотношение, связывающее количество воды, поступающей на поверхность земного шара в виде осадков, и количество воды, испаряющейся с поверхности суши и Мирового океана за определённый период времени. В средний многолетний период годовое количество осадков равно 1020 мм, испарение с поверхности Мирового океана около 880 мм и с суши 140 мм.

Круговорот в живом мире .

Живой целостный организм также участвует в этом процессе круговорота веществ, он претерпевает постоянные превращения, непрерывно происходящие внутри его, расходуя на это энергию, ведёт ту или иную деятельность, постепенно теряет свой энергетический потенциал и прекращает движение, наступает состояние покоя или смерть. Жизненное существование вида продолжается особями потомства. Человеческая жизнь не является исключением из этого правила.

Жизненный путь человека можно назвать дорогой, колеёй на пути, проложенном предками, круговоротом или орбитой обращения. Термин орбита больше употребим для характеристики движения планет, однако его можно использовать и для характеристики жизни. На латинском языке движение в жизни называется орбитой, колеёй, орбита (от лат. orbita – колея, путь), круговая сфера действия, распространения. Распространение жизни органического мира связано со средой обитания – Землёй. На ней всё также находится в круге своём, это относится не только ко всем веществам природы, но и ко всем энергиям, ко всем отношениям животного мира, включая социальные отношения человеческого общества. Эти циклы, круговоротов человеческой жизни были хорошо подчёркнуты в восточных религиях, индуизме, буддизме, даосизме и теперь подтверждены научными исследованиями.

Смерть .

С энергетической точки зрения смерть наступает, когда исчерпывается свободная энергия организма, организм приходит в состояние энергетического равновесия с окружающей средой. Это состояние равновесия возникает при одинаковом уровне энергии в молекулах живого вещества с окружающей средой. Смерть наступает вследствие нарушения необходимой для жизни взаимной согласованности множества отдельных химических реакций (синтеза и распада ), которые образуют в живом организме единый порядок, закономерно направленный к самосохранению и самовоспроизведению организма.

Как и все другие жизненные процессы и формы смерть является частью эволюционного процесса, она заложена в жизни и неотъемлема от жизни.

Смерть физическая есть разложение органического тела , ничего не оставляющего после себя, кроме химических составных частей, образовывавших его состав, либо оно оставляет после себя некий жизненный принцип, нечто более или менее тождественное с душой, принцип, который переживают все живые организмы, а не только человек. Этот жизненный духовный принцип для человека в религиях называется подвижничеством – распространением и практической реализацией в жизнь идеи о праведной жизни . Смерть является одним из необходимых состояний жизни, при которой освобождаемая энергия используется для повышения энергетического потенциала зародышевых клеток до нормального уровня . Благодаря этому начальный энергетический потенциал организмов не падает от поколения к поколению и периодическая смерть (или отмирание частей организма) необходимы для непрерывности жизненного процесса, который иначе бы угас вследствие истощения свободной энергии организмов. На этом построены и все жизненные процессы в организме, и его обновление происходит благодаря процессам распада и синтеза. Поэтому круговорот превращений – рождение – смерть – рождение – смерть бесконечен .

Главным для жизни является энергия необходимая для жизнедеятельности или движения, которую человек поучает в результате обмена веществ и перехода энергии из одного вида в другой.

Обмен веществ и энергии в живом организме .

Обмен веществ и энергии , это процесс превращения веществ и энергии в живом организме обеспечивающий его жизнедеятельность – движение, эволюцию и инволюцию. В организме непрерывно идёт распад его составляющих веществ (диссимиляция, катаболизм) и одновременно их синтез (ассимиляция, анаболизм). Практически, отслужившие свое время сложные составляющие, распадаются на простые элементы и возвращаются в первоначало, а из простых элементов из протоплазмы синтезируются более сложные или преобразуются в подходящие и необходимые для организма элементы. Жизнь обеспечивают два основных превращения (созидания и разрушения), при созидании и движении развития происходит поглощение энергии , при превращениях разрушения (угасания) и смерти происходит возвращение энергии . Так движения жизни и смерти сходятся в одной точке, оставляя всё в неизменном состоянии покоя, поэтому вся жизнь является иллюзией достижений в ней (воспринимаемый чувствами обман или видимость прогрессирующих изменений).

Жизнь и смерть, единый, неразделимый и бесконечный процессе преобразований – создании форменных сочетаний (форм) из элементарных частиц их временном существовании в определённой форме и последующем распаде, и возвращении в элементарные частицы. То же самое происходит и с энергией, меняющейся по закону сохранения энергии , согласно которому энергия, превращаясь из одной формы в другую, не исчезает и не создаётся вновь. Таким образом, все материальные объекты, сама Вселенная и Энергия меняются по формам, а в основе своей (элементарные частицы и энергия движения) остаются неизменными. Элементарные частицы и энергия движения не создаются и не разрушаются, а только преобразуются и формируются в различные образования и вновь распадаются на первоначальные элементы, связывая воедино все процессы создания и разрушения форм материального мира, Жизнь и Смерть.

При образовании или создании форм энергия поглощается, а при распаде этих форм на составляющие элементы она выделяется, а в общем случае она только меняет направление движения, не изменяясь в целом в своей количественной основе. Энергия (греч. energeia – действие, деятельность), общая количественная мера различных форм движения материи, связывающих воедино процессы развития и разрушения, эволюции и инволюции, жизни и смерти. Жизнь характеризует её процесс. Процесс (лат. processus – прохождение, продвижение), закономерное последовательное изменение явления, его переход в другое явление. Совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата (например, производственный процесс). Процесс это одно из определений или названий для жизни – прохождение её или продвижение по жизненному пути–колее или орбите превращений.

Основным источником энергии для органического мира служит пища, и все живое держится на её потреблении, преобразованиях или превращениях. Растения питаются органическими составляющими из почвы, воды, воздуха приносят плоды для продолжения существования вида и вместе с плодами служат пищей для большинства живых организмов. В какое-то время живые организмы и сами служат пищей для других организмов живого мира, а в конечном итоге переходят в отходы и распадаются на составляющие органические и неорганические элементы. Так кругооборот пищи, или кругооборот органических веществ, являющихся и живыми организмами, и продуктами питания одновременно, идёт своим путём эволюции и инволюции возвращаясь в первоначальные составляющие и повторяя циклы превращений - кругооборота веществ в природе. Цепи питания тесно связаны между собой и их разрыв искусственным вмешательством человека во многих случаях является необратимым. Круговорот органических веществ на Земле происходит по цепочке питания и является составляющей частью общего круговорота веществ в природе и круговорота жизни и смерти на Земле.

Пищевые цепи – круговорот органических веществ .

Пищевые цепи (или цепи питания) в органическом мире представлены рядом организмов (растений, животных, микроорганизмов ), в ряду которых каждое предыдущее звено цепи служит пищей для последующего. Связаны звенья друг с другом отношениями: пища – потребитель. Пищевые цепи обычно включают в себя от 2-х до 5-и звеньев: фото - и хемосинтезирующие организмы (продуценты), создающие первичную продукцию (органическое вещество). За ними следуют растительноядные животные (фитофаги) – первичные консументы (потребители), над ними, или за ними плотоядные животные – хищники, или вторичные консументы. Цепочку питания завершают разрушители мертвого органического вещества – редуценты (грибы, одноклеточные организмы). Пищевые цепи, или цепи питания, это путь круговорота органических веществ в природе.

Наследственность и наследники, «вечность» .

Жить хотят все, да к этому жить долго и хорошо, поэтому кратко рассмотрим «вечность» и продолжительность жизни. Продолжительность жизни в первую очередь зависит от условий, в которых живёт человек и от вида деятельности, которой он занимается, его наследственности. Много и других причин, которые способствуют как относительному удлинению время жизни, так и сокращению жизни, при условии, что жизнь одного организма в нормальных условиях может длиться больше или меньше проживаемого человеком срока. Этот срок или время жизни человека даже в оптимальных условиях можно определить только примерно, т. к. продолжительность жизни обусловлена генетически и зависит от множества факторов. У человека она определяется как биологическими, наследственными особенностями, так и социальными (интенсивность деятельности, быт, труд, питание, отдых). Кроме этих основных факторов существуют сотни случайных воздействий на организм. О некоторых способах продления жизни или поддержания здоровья в норме уже говорилось (например, о профилактике старения, о питании и т. д.).

Излагать множество учений нет смысла, поэтому мы остановимся только на одном из направлений улучшения жизни, на одной из теорий об улучшении наследственного здоровья. Это учение касается наследственности и преемственности о которых говорилось в первой части и называется евгеника. Все учения могут использоваться как для улучшения жизни, так и для оправдания отрицательного поведения людей.

Евгеника (с греческого языка можно перевести – породистый, хорошей породы), дисциплина, изучающая законы наследственности, генетики человека. В буржуазной социологии термин используется для обозначения теории близкой к расизму и мальтузианству, которая извращая учение Дарвина, объясняет наличие социального неравенства психической и физиологической неполноценностью людей. Эта теория получила распространение в фашистской Германии и в США. Однако если без предвзятости применить эту теорию к её проповедникам-идеологам и политикам, возглавляющим эти страны, то она правильно подчёркивает их психическую неполноценность, которая проявляется и в их тупости и бессмыслии даже и в оценках происходящих событий в мире (например, на Украине). К сожалению, эти отклонения сейчас полностью очевидны и у славянских политиков и властей в целом. Кто чем болеет, в том других и обвиняет. Что же касается физической породы, то все млекопитающие хищники по-своему породисты и в отношении животной породы нахлебников у власти Гальтон прав.

Прогрессивные учёные ставили перед евгеникой туманные цели. В современной науке многие проблемы евгеники, особенно борьба с наследственными заболеваниями, решаются в рамках генетики человека, в т. ч. медицинской генетики. Генетика (от греч. genesis – происхождение, или относящийся к происхождению), наука о законах наследственности и изменчивости организмов и методах управления ими. Генетический метод изучения явлений основан на анализе их развития, на том, что наследственность и изменчивость основаны на преемственности и видоизменении сложных внутриклеточных структур. Практически, это изучение причин, порождающих изменения, самого процесса или действия механизмов преобразования, т. е. причин, обуславливающих этот процесс и конечный (плод размножения, деления на новые образования) результат.

А пока посмотрим на вечность жизни, о которой в науке нет упоминания. Учитывая изложенный выше материал о вечности жизни можно говорить, как о вечном круговороте жизни и смерти, или постоянно повторяющихся превращений форм и образов жизни и то только относительно.

Вечность .

Вечность понятие относительное, подразумевающее сравнительно длительный срок существования некоторых видов материи называемый долговечностью, который также является относительно вечным. Даже говоря о продолжительности жизни, имеется какой-либо определённый условно принятый промежуток времени, как образец её длительности. Вследствие этого жизнь человека в более долговечном мире, чем его жизнь, это вечные изменения, а кажущийся ему вечным мир и его небесные тела спустя более продолжительный срок также изменяется, переходя в другие состояния. Стареет всё и всё разрушается, более длительные промежутки времени существует твёрдая материя, камни гранит, но и они разрушаются временем и не являются вечными.

С самого рождения человек начинает стареть, его организм даже будучи в утробе матери и новорожденным, стареет, постоянно меняя свой состав, одни клетки разрушаются (умирают) и сменяются новыми. Так чередуется в организме рождение и смерть (создание и разрушение), в этом отношении жизнь и является постоянным движением. От жизни неотделимы процессы рождения и смерти, как одной из форм движения сменяющей одни поколения на другие. Живой организм человека, это только сложная система живых клеток, собранных и склеенных в определённую форму. Все что рождается, обязательно умрёт , это неизменный закон жизни и существования всего живого мира.

Стареют и все неживые объекты, все вещества материального мира, обратное развитие (старение) начинается с момента появления этих объектов и веществ. Их старение может происходить постепенно от воздействия времени, замедляться или ускоряться в зависимости от среды, в которой они находятся.

Вместе с тем в мире существуют более или менее долговечные формы существующих живых организмов, форм и образов жизни. Это только относительная долговечность, но вечности в живом мире, кроме вечности преобразования и чередования рождения и смерти (создания и разрушения) как таковой нет. Все мечты и предположения о вечной материальной жизни в одной из форм организмов пусты и напрасны, можно говорить только об относительной во времени долговечности.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png