Япония и сегодня во многих отношениях остается загадкой для европейских обывателей. Там, наряду с высокими технологиями соседствуют многовековые традиционные уклады, а страной управляет самая древняя в мире монархическая династия. В этом обзоре представлено 6 фактов о японских императорах, которые могут показаться европейцам весьма странными.

1. Японская монархия - самая древняя в мире



Японская монархия считается старейшей непрерывной правящей династией. Ее основателем является император Дзимму, вошедший на трон в 660 году до н. э. Для сравнения: в Британии монархия воцарилась в 1066 году, а в Дании – с 935-го года. Нынешний правитель страны Акихито – 125-й по счету. Такая стабильность объясняется тем, что реальная политическая власть находилась не у императора, а сосредотачивалась в руках политиков, которые управляли страной от лица монарха.

2. Японский император - прямой потомок богов



Синтоизм является доминирующей религией в Японии. Согласно верованиям, все японские императоры - прямые потомки синтоистских божеств. Первого императора Дзимму называли правнуком богини Солнца Аматерасу. По мнению японцев, если бы эту правящую династию заменила другая, то боги тут же отвернулись бы от страны, обрекая ее жителей на голод и страдания. Император, являясь верховным жрецом синтоизма, выполняет некоторые обряды для получения хорошего урожая. Современные японцы до сих пор придают этому большое значение.

3. Три имени монарха



Древние японские монархи имели три имени. Первое имя император получал при рождении, вторым его нарекали после провозглашения наследником, а третье давали посмертно. Последнее имя содержало в себе девиз, которому следовал правитель при жизни. Для исторических летописей важны были только третьи имена.

К примеру, нынешний император Японии Акихито правит под девизом «Хэйсэй», что означает «Мир и спокойствие». Когда он уйдет в мир иной, то потомки будут называть его «император Хэйсэй», тем самым отдавая дань уважения эпохе его правления.

4. На императора нельзя было смотреть



На сегодняшний день королевская чета принимает активное участие в общественных мероприятиях. Однако много веков назад жители страны Восходящего солнца испытывали фанатичное благоговение перед своим правителем. Считалось, что можно ослепнуть от той благодати, которую излучает император, поэтому смотреть на него категорически запрещалось. Нельзя было даже писать его портреты. Зачастую, даже со своими чиновниками монарх общался через ширму. Частично отошел от традиций император Мэйдзи, правивший в XIX веке. При жизни он повелел написать два своих официальных портрета. Более того, он разрешил себя фотографировать.

5. Японский правитель не должен ездить на коне



Раньше жизнь в императорском дворце проходила очень размеренно. Любование природой, поэзия, каллиграфия подразумевали неспешное времяпрепровождение. Императоры перемещались исключительно в паланкине. Они не были обучены верховой езде. Когда в XIX веке будущий правитель Мэйдзи захотел отправиться во дворец своего отца не в паланкине, а на лошади, вся придворная свита пришла в замешательство. И если Мэйдзи можно простить своеволие, т. к. он сломал немало устоявшихся стереотипов, то, летопись Х века повествует об императоре Кадзан, которого назвали душевнобольным только за то, что он решил сесть на коня.

6. После смерти императора хоронили не сразу



После смерти императора его не торопились предавать земле. Процесс перехода в мир иной мог затягиваться на недели, а то и месяцы. Пока синтоистские жрецы совершали ритуалы, выбирали благоприятный день для похорон, а чиновники определялись с наследником, покойнику продолжали приносить еду, мыть его, переодевать.

Несмотря на то, что правящая династия старается следовать древним традициям, современная жизнь вносит свои коррективы.

Первый письменный памятник в истории Японии — «Кодзики», «Записи о деяниях древности», — появился лишь в 712 году, спустя почти 14 веков после того, как внук мифического Ниниги-но Микото, легендарный император Дзимму построил в Касихаре (на территории нынешней префектуры Нара) дворец, где вступил на престол. Это произошло 11 февраля 660 года до н. э.

Требовать от летописцев точности в освещении событий седой старины, и особенно в датах, было бы затруднительно. При записи легенд легко ошибиться на пару-другую столетий. Тем не менее историографы определили, как была высчитана эта условная дата восшествия Дзимму на трон. По китайской теории циклов, от одного события, потрясающего мир, до другого проходит 1260 лет. Одно из наиболее древних официально признанных японскими историками потрясений имело место на рубеже V и VI веков — время важных государственных реформ в Японии, модернизации управления страной на китайский лад и распространения на островах буддизма. Отсчитав от этой точки в истории 1260 лет в прошлое, исследователи и пришли к дате 660 год до н. э.

Можно было бы проверить мифы наукой, в данном случае — археологией. Ведь в окрестностях бывшего дворца Дзимму, на равнине Нара обнаружено немало древних погребальных курганов, где нашли упокоение былые правители страны, в том числе и первый монарх. Но Управление императорским двором разрешения на раскопки не дало, чтобы не тревожить останки великих предков. А это значит, что можно верить в появление на земле праправнука богини Солнца, а можно и сомневаться. И то и другое ныне не возбраняется.

ПОДЪЕМ КЛАНА ФУДЗИВАРА

Официальная историография выстроила детализированное генеалогическое древо японских императоров, начиная с Дзимму. Оно, конечно же, не безупречно. Существование первых 28 правителей вообще не подкреплено никакими данными, кроме мифологии. К тому же среди первых императоров было немало долгожителей, что для тех времен явно фантастично. Например, утверждается, что сам Дзимму прожил 126 лет.

Далеко не всегда власть передавалась от отца к сыну. Хризантемовый трон (гербом императорского дома был и остается 16-лепестковый цветок хризантемы) переходил и к дядьям, и к племянникам, и к троюродным братьям, и к детям, рожденным не супругой императора, а наложницей. В истории можно обнаружить период, когда в стране одновременно было два императора и, соответственно, два враждующих между собой двора.

Случалось, хотя и очень редко — всего 10 раз за время существования династии, — что императорские регалии попадали в женские руки. Две женщины — Когиоку и Кокэн — восходили на престол дважды. В конце XIX века императорский указ окончательно вывел всех представительниц правящей династии за рамки списка кандидатов на престолонаследие.

Первых императоров именовали длинным и пышным титулом «Великий король, который правит всем в поднебесной» — «Амэ-но сита окими». Имя «Великого короля» при этом не упоминали, поскольку у японцев не принято было называть других людей, особенно высокого ранга, по имени. В VII веке, когда у Японии установились прочные контакты с Китаем, вместе с различными сведениями из сфер религии, науки и культуры японцы позаимствовали у западных соседей и более легко произносимый титул для своего правителя. Его стали именовать «тэнно» (небесный правитель), а иногда — «тэнси» (сын небес), тем самым подчеркивая его родство с божественными силами.


Изначально на тэнно была возложена сакральная роль главного жреца, верховного отправителя культа богини Аматэрасу. При восшествии на трон новый император обязан был совершить некую религиозную церемонию. Уединившись в одной из закрытых для прочих людей комнат храма Исэ, посвященного богине Солнца, он общался с духами предков, включая, естественно, и богиню-прародительницу. В результате, как считалось, император приобретал ряд чудодейственных способностей. Соответственно, заниматься повседневной рутиной, связанной с управлением страной, ему было неуместно. Вся полнота «низких» дел возлагалась на помощников. Тэнно лишь нисходил до закрепления подготовленных законов и указов наложением своей печати.

Среди толпящихся вокруг трона придворных всегда находились желающие подставить свое плечо под тяжкий груз решения государственных проблем. Вначале эту работу успешно освоил род Мононобэ, потом — семья Сога. В VII веке в ходе ожесточенной борьбы, в результате интриг, заговоров и убийств, своих предшественников от трона оттеснил род Фудзивара.

Именно этот род вскоре монополизировал право поставлять императору супруг и наложниц. Глава клана становился не только советником императора, но и его тестем. Однажды по настоянию советников император был вынужден взять в жены собственную тетю все из того же клана.

В дальнейшем главы дома Фудзивара закрепили за собой два придворных титула — регента при малолетнем императоре и канцлера при правителе, достигшем совершеннолетия. Управлять желаниями ребенка было проще, поэтому придворные Фудзивара зачастую заставляли взрослеющего императора покидать трон, уступая место очередному малолетнему отпрыску рода. Поэтому нет ничего удивительного, что влияние этого феодального клана на жизнь в стране усилилось до невообразимой степени.

Недаром историки часто именуют VIII-XI века «периодом Фудзивара». Даже столица, заложенная в 682 году для императора Тэмму, получила название Фудзивара-кё. Правда, сам Тэмму не дожил до переезда в новую резиденцию, и осваивать Фудзивара-кё пришлось его вдове, императрице Дзито.


СТОЛИЦА ПО НАУКЕ

Пожалуй, первой из японских столиц, о которых сохранилась память, была Нанива-кё. Она располагалась на месте одного из пригородов нынешней Осаки. В дальнейшем резиденцию монарха перенесли на болотистую равнину Асука, в Киёмихару, потом — в маленькое поселение Оцу на берегу озера Бива. И уже оттуда двор перебрался в Фудзивара-кё.

Охота к перемене мест у императоров и их приближенных объясняется просто. Синтоизм, основная религия, которую в то время исповедовали японцы, напрямую связывает смерть с духовным загрязнением. Место, где умер человек, особенно занимавший высокую ступень в государственной иерархии, считалось оскверненным. Продолжать жить во дворце после смерти императора, пользоваться его вещами было неприемлемо. Вот поэтому каждый новый правитель, вступив на трон, стремился сменить место жительства. А вслед за ним приходилось перебираться в новый город и придворной челяди, стражникам, торговцам.

Предыдущие столицы ждала бесславная гибель. Оставшись без должного надзора, они выгорали от случайного пожара или сгнивали на корню из-за сырого климата. И уже через несколько лет крестьяне распахивали былые улицы и площади под новые рисовые поля.


Фудзивара-кё принципиально отличалась от прежних дворцовых комплексов и их окружения. Строить город решено было «по-китайски». Это означало прямоугольную планировку, ориентированную по сторонам света. Одной из главных особенностей китайского градостроительства было соблюдение принципов геомантии — псевдонауки, увязывающей социальное, финансовое и даже телесное благосостояние горожан и их правителей с окружающими географическими объектами.

За образец градостроители взяли китайский город Лоян. Фудзивара-кё разделялась на две части дорогой, ведущей от дворца на юг. Тогда впервые в жизни главного японского города появились термины «сакё» и «укё» («левая столица» и «правая столица»). По тому, где обитала та или иная семья, можно было судить о ее общественном положении: чем ближе к дворцу, тем выше статус.

Раскопки позволяют составить представление о размерах Фудзивара-кё. С севера на юг город простирался примерно на 3 километра, с запада на восток — на 2 километра. По оценкам, население города императрицы Дзито достигало 30 тысяч человек.

Облик этой столицы воспроизвести ныне довольно сложно. От былой пышности остались лишь кучки пепла, обугленные деревянные таблички с записями некоторых правительственных и хозяйственных распоряжений да куски черепицы, которой покрывали дома состоятельных жителей. Однако не надо недооценивать роли Фудзивара-кё в японской истории. Именно с этого города (а не с Нары) начинается список постоянных столиц Японии, именно он стал первой попыткой планомерного градостроительства, зримым результатом развития которого были позднее Нара и Киото, в чьем облике еще можно разглядеть старые черты.

История отвела процветанию Фудзивара-кё довольно короткий срок. Уже через полтора десятилетия это место забросили. И дело было не только в смерти обитательницы дворца. Государственной религией стал буддизм. Императорский двор становился все пышнее, придворный ритуал усложнялся, требуя все новых покоев и дворцов. Двор уже не хотел (да и не мог) переезжать с места на место в случае смерти очередного императора, очищая тем самым себя от скверны. К тому же буддизм, в отличие от синтоизма, этого не требовал.

Стабильность была нужна и централизованному государственному аппарату. И вот в VIII веке императрица Гэммэй решила основать новую постоянную столицу. Местом для этого была выбрана долина Нара, где вырос город Хэйдзё-кё — «столица цитадели мира», в дальнейшем сменивший имя на Нара. Он также был выстроен по модным тогда китайским канонам.

Потом были Киото и Эдо (нынешний Токио). Однако этим список главных городов Японии не исчерпывается. Помимо основных (императорских) столиц в стране существовало и несколько альтернативных столиц, порой не уступавших основным ни в красоте, ни во влиянии на жизнь общества.


КОНЕЦ ДВОЕВЛАСТИЯ

Альтернативные столицы появились в ходе борьбы за власть, которая не прекращалась ни при смене монархов, ни при переводе дворца на новое место. Причем подобное «перетягивание каната» происходило не только среди придворных аристократических кланов. Сами императоры, которым до смерти надоело назойливое и корыстное опекунство канцлеров и регентов, пытались отстоять право поступать по собственному разумению.

Иногда эта борьба принимала весьма причудливые формы. Так, в XI веке сформировалась система инсэй — монастырского правления. Стремясь уйти из-под тяжелой руки Фудзивара, император добровольно отрекался от трона в пользу наследника, а сам, приняв монашеский сан, как бы удалялся от мира, прекращал контакты с ненавистными опекунами, посвящая себя сугубо религиозной практике. Однако на деле император-монах имел свой штат придворных, дворцовую стражу и прочие атрибуты власти.

Из монастыря он пытался по-своему управлять государством, ведя борьбу с кланом Фудзивара за ключевые посты в правительстве, за новые земли, поместья и, следовательно, за доходы. Система инсэй позволила постепенно ослабить влияние этого рода.

Вертикаль столичной власти подверглась постепенной коррозии, что не могло не сказаться на жизни в провинции. Крестьяне, задавленные непосильными налогами, покидали деревни, чтобы зарабатывать на хлеб насущный грабежом на дорогах. Владетельные князья отказывались сотрудничать с посланцами императора, то есть со сборщиками налогов от Фудзивара.

Власть аристократии стала уступать место власти военных феодалов, обладавших собственными вооруженными отрядами. Даже монастыри обзавелись своими дружинами, которые не только успешно отбивались от вооруженных грабителей, но и сами совершали рейды против соседей. Междоусобицы разгорались. На политическую арену вышли обладавшие серьезной военной силой династии Тайра, Минамото, Асикага, а позднее и Токугава.


Разгромив в 1185 году своих конкурентов из клана Тайра, вместе с которыми погиб и будущий император — шестилетний принц Антоку, семья Минамото получила от нового тэнно право управлять страной военными методами. Глава клана был удостоен высшего военного титула — сэйи-тайсёгун («великий полководец, покоритель варваров» — раньше подобным титулом увенчивали лишь полководцев, успешно воевавших против аборигенов из племен айну и эмиси).

Сёгун обосновался подальше от дворцов и вилл придворных с их непрекращающимися кознями и интригами — в небольшой рыбацкой деревушке Камакура (чуть южнее современного Токио). Там было создано военное правительство бакуфу, которое и занялось решением всех насущных государственных проблем. При этом сёгун принял серьезные меры не только по обеспечению безопасности Камакуры, но и по превращению ее в истинно столичный город, мало уступавший красотой, числом храмов и, главное, влиянием официальной столице.

В той или иной форме подобное двоевластие продержалось в стране до 1867 года. В январе 1868 года император Мэйдзи стал полноправным самодержцем. Своей столицей он избрал Эдо, где раньше находилась штаб-квартира сёгуна Токугава, переименовав по этому случаю город в Восточную столицу — Токё, или, как мы привыкли писать, Токио.


СИМВОЛ СТРАНЫ

Конституция 1869 года наделила императора высшей законодательной, исполнительной и военной властью. Именно с этого времени во внешней переписке его стали именовать императором, чтобы титул тэнно не уступал титулам монархов Франции, Австрии, России, Германии, Китая.

Но реставрация полноты прав императора была лишь кажущейся. Он по-прежнему оставался как бы над проблемами жизни и правил страной через сложную систему новоявленных институтов власти — кабинета министров, тайного совета, генеральных штабов сухопутных и морских сил, совета старейшин. Их мнение, а главное, практическая деятельность не всегда совпадали с позицией монарха.


Достаточно вспомнить, как в августе 1945 года, когда Япония оказалась на грани поражения во Второй мировой войне, император Хирохито записал на магнитную пленку свой призыв к нации сложить оружие и капитулировать. Эту запись пришлось доставлять на радиостанцию тайно, чтобы генералы, собиравшиеся продолжать военные действия, не перехватили столь важный для всей страны документ.

Именно тогда японцы впервые услышали по радио голос своего монарха. До того все связанное с тэнно и его семьей было укрыто плотной завесой тайны. А 1 января 1946 года Хирохито публично отрекся от божественного происхождения императорской династии.

Новая конституция Японии, вступившая в силу в мае 1947 года, сохранила монархию, но существенно ограничила права и возможности императора, провозгласив его символом государства и единства народа. Императору оставили его извечное право быть первосвященником синтоистской религии, а также целый комплекс представительских задач — открывать заседания вновь избранного парламента, подтверждать списки новых кабинетов министров, принимать высоких иностранных гостей, раздавать награды.

Сейчас страной правит Акихито, 125-й по счету (от Дзимму) император Японии. В январе 1989 года в возрасте 56 лет он унаследовал трон после смерти отца. Акихито уже приближается к 80-летнему рубежу, здоровье начинает сдавать, а значит, пришло время задуматься о наследниках. И тут есть о чем подумать. Императорская семья в последнее время испытывает те же самые проблемы, что и вся нация, связанные с демографией. В 2001 году после долгих попыток зачать ребенка наследная принцесса Масако, супруга старшего сына императора, Нарухито, родила дочку. В нынешнем декабре Масако исполнится 49 лет, и надежды на появление мальчика уже не осталось.

Передача же императорских регалий и трона женщине в соответствии с законом об императорской фамилии запрещена. Других наследников мужского пола в правящей династии не было. В парламенте принялись обсуждать возможность пересмотра закона с тем, чтобы разрешить внучке Акихито в свое время унаследовать трон.

Положение спас младший сын императора, принц Акисино, в семье которого в 2006 году родился мальчик — первый младенец мужского пола в императорском доме за долгие десятилетия. Юный принц Хисахито является третьим в очереди на престолонаследие, после кронпринца Нарухито и своего отца. Но что будет, если Хисахито по какой-то причине не дождется своей очереди? Японцы говорят об этом с трепетом, понимая, что тогда страна столкнется с острой проблемой продления жизни самой древней династии на планете. 

ИМПЕРАТОРСКАЯ ДИНАСТИЯ считается самой древней из всех поныне сохранившихся наследственных монархий в мире.

По утверждению исторических хроник страны - « Кодзики » (712 г.) и « Нихонги » (720 г.), первый император вступил на японский трон в 660 г. до нашей эры. И произошло это не без помощи богов. Аматэрасу Омиками, главное божество синтоистского пантеона, вручила своему внуку Ниниги-но Микото бронзовое зеркало, яшмовые подвески и меч с напутствием: «Освещай мир так же ярко, как это зеркало. Правь миром чудодейственным взмахом этих яшмовых подвесок. Покоряй тех, кто не будет послушен тебе, потрясая этим божественным мечом». Ниниги-но Микото, в свою очередь, передал эти сокровища своим потомкам - императорам Японии. Первым императором страны стал, как утверждают древние хроники, Дзимму. Император обладал магической силой, способностью общаться с богами. Наличие у императора реликвий являлось обязательным условием для вступления его на престол и правления.

Конечно, «Кодзики» и «Нихон сёки» вряд ли можно считать достоверными историческими свидетельствами. В этих книгах содержится немало мифов и легенд. Поэтому историки и археологи принимают как более правдоподобное время образования императорской династии III–IV вв. нашей эры, когда власть императорского рода Ямато распространилась на территорию от острова Кюсю на юге до долин Канто на севере.

О величии правителей Японии тех времен свидетельствует обнаруженное археологами в префектуре Осака огромное (753 х 656 м) захоронение императора Нинтоку, 16-го по счету и правившего в V в. н. э.

С середины VII в. японские императоры приняли на себя титул тэнно (небесный правитель) и во всех обращениях от имени императора стала фигурировать фраза, что он «правит миром, будучи воплощением божества». Император Тэмму, истовый поборник божественного происхождения страны и своих предков, впервые ввел для страны название Ниппон, включающее иероглиф «солнце».

В начале VIII в. императорский двор и вся система управления страной были реорганизованы по китайскому образцу, получив ярко выраженный централизованный характер. В тот период император сочетал роль правителя страны с ролью верховного отправителя культа Аматэрасу. Однако полнотой светской и духовной власти императоры наслаждались недолго.

Совершенствование бюрократической системы управления, отсутствие внешней угрозы привели к усилению дворцовой аристократии, особенно рода Фудзивара. В стране был введен институт регентства, превративший некогда всесильного тэнно в символическую фигуру. Оказавшиеся у рычагов политической и военной власти кланы время от времени менялись, вытесняя друг друга в результате кровопролитных битв. Начался кризис императорской власти.

Усиление провинциальных феодалов и буддийских храмов заставило императоров искать новые пути сохранения своей власти. В начале ХI в. император Сиракава, боровшийся против усиления местных помещиков, впервые использовал практику инсэй, т.е. отрекся от престола и принял монашество, но продолжал управлять страной, не занимая никаких официальных должностей.

Монахи-императоры оставались крупнейшими землевладельцами, контролировавшими около половины всех земель в стране, в их распоряжении находились личные дружины, полицейское ведомство.

В XII–ХVI вв. особую роль в судьбе императорской династии играли три родственные ей семьи: Тайра, Минамото и Ходзё .

Клан Тайра, наиболее близкий к императору, сумел занять ключевые должности в правительстве и при дворе. Позже Тайра уступили в кровопролитной войне своим противникам из рода Минамото. Победители основали новую форму государственного правления - военное правительство - сёгунат.

Пожалованный императором главе клана Минамото титул сёгуна поставил под его начало всех военных феодалов страны, их самурайские дружины и их земли.

Император Го-Дайго попытался вернуть себе все полномочия тэнно, начав в 1333 г. войну против рода Ходзё, уже более 100 лет управлявшего страной. Успешно начатая реставрация императорской власти потерпела фиаско. В 1335 г. Асикага Такаудзи повернул оружие против императора и вскоре стал сёгуном. Го-Дайго ушел в горы Ёсино вместе с небольшим количеством своих сторонников. Его правительство было названо Южным двором в противовес находившемуся в Киото под контролем Асикага Северному двору, и противостояние между ними продолжалось с 1337-го по 1392 г., когда ослабевший Южный двор прекратил свое существование.

В последующие несколько столетий императорской династии так и не удалось вернуть себе властные полномочия. В период войн эпохи Сэнгоку дзидай властные и талантливые полководцы Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси не оставили правившим императорам никаких шансов на реставрацию власти. Пришедший им на смену Токугава Иэясу основал мощнейшее в истории Японии военно-феодальное государство, не допускавшее императоров к власти еще 250 лет.

Военные правители страны оставили императору его дворец в Киото. Там императорский двор развлекался различными пышными церемониями, представлениями исполнителей древних танцев гагаку, конкурсами поэтов, каллиграфов, спортивными состязаниями (примечательно, что в той или иной степени эти мероприятия сохранились и в программе официальных развлечений нынешнего императорского двора). Из прежних полномочий за императорами оставались, пожалуй, лишь сугубо религиозные функции.

Лишь в 1868 г. в результате вооруженного конфликта с сёгунатом император Мэйдзи вновь обрел полноту государственной власти. В феврале 1889 г. был принят Основной закон Японии, провозгласивший страну конституционной монархией. Император переехал в Эдо, переименовав его в Восточную столицу - Токио. Впрочем, и в это время полномочия монарха были в значительной степени ограничены в пользу правительства, особенно в вопросах внешней и внутренней политики.

В 1926 г. на трон вступил император Сёва, на долю которого выпало пережить немало труднейших событий в истории страны. При нем милитаристы толкнули страну на путь военных авантюр, при нем сгорели в атомном пламени Хиросима и Нагасаки, при нем Япония оказалась под иностранной оккупацией. В канун 1946 г. император вынужден был публично отказаться от «божественности» императорской династии.

Это получило свое логическое завершение в тексте новой Конституции Японии, вступившей в силу в мае 1947 г. Император был провозглашен «символом государства и единства народа». Японскому народу и принадлежит с этих пор суверенная власть. За императором были оставлены исключительно церемониальные и формальные функции - подтверждение инициированных правительством назначений и отставок руководящих деятелей, визирование государственных документов, прием верительных грамот от иностранных послов, жалование наград. Все действия императора, относящиеся к государственным делам, должны осуществляться по совету и с одобрения кабинета министров.

7 января 1989 г. после смерти императора Сёва на престол взошел его старший сын - Акихито, стоящий 125-м в непрерывном ряду императорской династии. Кронпринцем с 1991 г. является старший сын императора - Нарухито.

Современный монархический строй Японии успешно адаптировался к демократическим порядкам. И хотя институт императорской власти уже не является центральным звеном политической системы, он по-прежнему занимает важное место в обществе, что обусловлено позитивным отношением японского народа к императорской династии как особому элементу национальной истории и культуры.

Ни в одной из стран мира нет в обществе такого благоговейного отношения в персоне императора, как в Японии. И это при том, что на дворе стоит XXI век, а Страна восходящего солнца входит в число самых развитых стран в мире. Все дело в ментальности японцев, которые бережно относятся к своей истории и чтят древние традиции. Подтверждением тому является общенациональный праздник — День основания государства, ежегодно отмечаемый 11 февраля. В этот день родился первый император Японии Дзимму, вошедший на престол еще в VII веке до нашей эры.

Место императора в истории японской метрополии

Оценивая императорскую власть в Японии, стоить обратить внимание на религиозную составляющую. В соответствии с древними легендами первый верховный правитель, занявший императорский трон, являлся потомком богов. Считалось, что только персона божественного происхождения может занимать такой высокий пост и только в его силах объединить под единой властью разрозненную страну. Божественная природа императора была очень удобным инструментом манипуляции общества. Любое посягательство на авторитет императора и критика его действий, расценивались как богохульство.

Упрочнению императорской власти в Японии способствовало и обособленное географическое положение страны. Население Японских островов, защищенное морем от внешних врагов, сумело сохранить в неприкосновенности свои давние традиции, культуру, религию и историю. В течение тысячи лет сохранялся пост императора Японии и сама метрополия. По некоторым данным возраст японской правящей династии насчитывает 2600 лет. В связи с этим, Императорский Дом Японии является самой старейшей в мире царствующей династией, а империя может претендовать на титул самого древнего государства.

Для сравнения, ныне сохранившиеся монархические династии Европы имеют возраст чуть более тысячи лет.

Истоки самой древней монархии в мире уходят корнями в VII-VI век до н.э. Первым императором Японии считается Дзимму, которому боги поручили подчинить своей воле население японских островов. Первому императору Японии, как и последующим восьми императорам, находящимся в разные периоды на императорском троне Страны восходящего солнца, приписывается полулегендарное происхождение.

Первой реальной личностью, с которой японцы связывают основание Императорского дома на Японских островах, считается император Судзин. Годы правления императора Судзина — 97-29 гг. до н.э. В официальных документах, дошедших до наших времен, он упоминается как создатель первого японского централизованного государства Ямато, ставшего на последующие 2000 лет центром метрополии. Десятый по списку, а в действительности первый реальный император Японии Судзин как и его предшественники относится к эпохе Яёи. Следует отметить, что в отличие от Европы, где периоды правления той или иной династии связаны с продолжительностью рода, на Японских островах период правления той или иной династии олицетворяли целую эпоху. Название эпохи соответствовало девизу, под которым правили представители одной династической линии.

При восшествии на престол император именовался «Тенно Хэйка» — Его величество Император, его прижизненное имя официально не употреблялось. В последствие титул императора оброс новыми названиями, пришедшими из Китая и имеющими религиозный оттенок. Только после смерти царствующей особы, к титулу император добавлялось посмертное имя. Делалось это для того, чтобы подчеркнуть божественность происхождения монарха.

Несмотря на то, что японскому Императорскому дому приписывают титул самой древней правящей династии, титул Императора обрел официальный статус только в VI – VII веке. В Японию он пришел из Китая. Эта инициатива приписывается монахам, которые разработали правовой механизм верховной власти для центральной Японии. Основной акцент делался на неразрывную связь светской жизни императора с его божественной природой. Персона, вошедшая на престол, одновременно становилась не только лицом, наделенным высшей светской властью, но и являлась первосвященником. Такой механизм позволял добиться полной легитимности императорской власти в стране.

С этого момента берут свое начало и символы-регалии императорской власти:

  • меч (символизирующий мужество);
  • ожерелье из драгоценных камней (яшма — символ богатства и процветания);
  • зеркало (олицетворяющее мудрость и зрелость).

Эти символы сумели сохраниться на протяжении всей истории правления императорского дома Японии и дошли до наших дней. Вручались они коронованной особе во время церемонии престолонаследия и передавались от одного императора другому.

Эпохи правления японских императоров

Эпоху Яёи и всех императоров, которые занимали царствующий трон в этот период, можно смело назвать легендарными. Реальное и значимое место в истории Японии императорская власть обрела только в V и в VI веке, с наступлением эпохи Ямато (400-539 гг.). В это время происходил процесс формирования первого централизованного государства на японских островах вокруг области Ямато. С этого момента в стране активно распространяется буддизм, налаживаются внешние связи с Кореей и Китаем.

Эпоху Ямато в исторических источниках в основном связывают с периодом правления двух императоров: Юряку (годы правления 456 – 479 гг.) и Кэйтай, правивший не меньше — с 507 по 531 год. Обоим монархам приписывают заслуги по упрочнению императорской власти в стране и росту влияния религиозных учений Востока: даосизм, конфуцианство и буддизм. Все императоры эпохи Ямато приняли буддизм, а в Императорском доме активно стали внедрятся даосистские церемонии.

В эпоху Ямато окончательно сформировался принцип престолонаследия. Императорский титул унаследует старший сын царствующей особы. Право на трон имеют только потомки императора по мужской линии, однако нередко регентами при малолетних правителях становились женщины. В Японии, в отличие от других государств, титул регента практически соотносился с титулом императора, поэтому в истории японского государства известны случаи, когда императорский титул носила женщина. В официальной хронике Императорского дома «Анналы Японии» упомянуты:

Эпоха Асука (539-715 гг.):

  • Императрица Суйко;
  • Императрица Когёку – Саймэй;
  • Императрица Дзито;
  • Императрица Гэммэй.

Эпоха Нара (715-781 гг.):

  • Императрица Гэнсё;
  • Императрица Кокэн — Сётоку.

Эпоха Эдо (1611-1867 гг.):

  • Императрица Мэйсё, годы правления с 1629 по 1643;
  • Императрица Го-Сакурамати (1762 – 1771 гг.).

Первой императрицей стала Суйко, занимавшая божественный трон в течение 35 лет (593-628 гг.), будучи регентшей своего племянника Сётоку. За годы своего правления первая императрица официально сделала буддизм главной религией в стране. В числе ее заслуг принятие первых в истории Японии официальных законов — Законоположение 17 статей.

Вторая женщина, взошедшая на престол — Когёку-Саймэй. Эта женщина сумела дважды носить высший государственный титул в стране. Первый раз она стала императрицей в феврале 642 года, и продержалась на троне до лета 645 года. Второй раз эта женщина носила титул императрицы в 655-661 гг. Присутствие в императорском дворце представительниц слабого пола является для Японии исключительным фактом. Третьей представительницей прекрасно пола, ставшей императрицей является Гэммэй. Годы правления 707-715 годы.

Императрице Гэммэй приписывают инициативу создания первых официальных летописных документов о царствующей династии. Под ее патронажем в 720 году появились японские хроники — «Анналы Японии».

Последней персоной женского пола, носившей высочайший титул, стала императрица Го-Сакурамати, вошедшая на трон в 1762 году и правившая 9 лет. Конец возможности женщин носить высший титул в Японской Империи положил Статут императорской фамилии, принятый в 1889 году. Править два срока подряд не получалось ввиду особенностей регентской системы управления государством, однако надеть дважды императорскую корону сумели две женщины, императрица Кокэн и Когёку-Саймэй.

С эпохой Ямато на японских островах начинается постепенное развитие государства в том виде, в котором мы воспринимаем Японию сегодня. Метрополия, на которую распространяется власть императора, расширилась в своих границах. Практически все области и районы страны в тот или в иной период стали владениями японских императоров. С императором Киммэй (539 -571 гг.) начинается эпоха Асука. В течение VI – VIII веков в императорском дворце на троне побывало 15 императоров, включая трех женщин – императриц.

Отличительной особенностью этой эпохи является введение девизов, под которыми император осуществлял правление государством. Период правления каждого императора считался эрой, что подчеркивало роль и важность персоны на занимаемом посту.

В VIII-IX веках в Японии наступила эпоха Нара, которая характеризуется укреплением государственной власти в стране. Япония стала полноценным государственным образованием со своими законами, органами управления и территориальным делением. В этот период День рождения Императора стал государственным национальным праздником. Следует признать, эта традиция, одна из немногих, сохранилась и в наши дни. Несмотря на короткий период, в эпоху Нара император обрел статус полноправного и единоличного суверена. Власть и полномочия царствующей особы распространились на всей территории метрополии. Местом постоянного нахождения стал императорский дворец, который находился в древней столице государства Ямато, городе Киото.

Эпоха Хэйан (781-1198 гг.) считается в японской истории самым драматичным периодом, отмеченным политической и социальной нестабильностью. По ряду причин императорская власть начала терять свой незыблемый авторитет, становясь удобным инструментом манипуляции в игре крупных кланов и партий. Постепенно страной от имени императора начали управлять регенты и советники, представлявшие самые знатные роды. Император превратился в номинального правителя, который имел только право рекомендательного голоса. В эпоху Хэйан в императорском дворце сменилось 33 императора. Годы правления многих из них характеризуются частыми дворцовыми переворотами и заговорами. Ввиду сложной внутренней политической обстановки судьба многих монарших особ сложилась трагически. Началом упадка Императорского дома стало образование сёгуната – альтернативного правительства, в состав которого вошли знатные вельможи и самураи . Попытки сторонников сильной императорской власти вооруженным путем вернуть утраченные позиции во власти закончились жестоким поражением.

Распоряжения императора и указы имели представительский характер и касались в основном государственных ритуалов и дворцовых церемоний. Императорская казна была практически пуста, а сам императорский двор существовал за счет продажи званий, дворянских титулов и государственных должностей.

Подобная картина наблюдалась и в эпоху Камакура (1198-1339 гг.). Первая попытка вернуть утраченные позиции в государственном управлении была сделана императором Го-Дайго. Его реформы были направлены на восстановление модели государственного управления эпохи Нара. С разгромом сёгуната в стране начался острый военно-политический кризис, завершившийся разделением Императорского Дома на две династии — Северную и Южную. Последующие триста лет императорская власть в стране пребывала в упадке. Период правления представителей Северной ветви императорского дома сменился на эпоху Муромати, за время которой кризис верховной власти в стране только усиливался. Наступившая затем эпоха Эдо в конечном итоге вывела Императорский дом из небытия. В XIX веке императорская власть становится одним из основополагающих символов государства. Преобразования в системе государственного управления способствуют превращения Японии в Империю.

Японские императоры в новое время

Первой монаршей особой, при которой Япония получила статус Империи, считается император 122-й император Мэйдзи. За годы правления с 1867 по 1912 год Япония под его началом добилась колоссальных успехов. Страна вышла из внешнеполитической и экономической изоляции, начав активно прививать на местах и в обществе западные ценности. Такому подъему способствовала не только личность самого императора Мэйдзи, правившего под девизом просвещенного правления, но и кардинальные реформы государственного управления, банковского сектора и экономики. В 1889 году Япония получила первую в своей истории Конституцию, которая стала одной из самых первых в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В соответствии с текстом Конституции император был главой Верховной власти в империи, обладал неприкосновенностью и приравнивался к божеству. В обязанности Императора входил контроль над всеми органами государственной власти. Распоряжения монаршей особы носили силу законов, которые должны были быть утверждены Парламентом страны. Цели и задачи, которые ставили перед собой японские императоры со временем Мэйдзи, становятся основой внешней политики государства, которые закрепляются на уровне законодательных актов.

Император имел право созывать и распускать парламент, являлся Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Империи и первым лицом исполнительной власти в стране. В ведении императоров отныне находилось право даровать титулы и звания, принимать решения о назначениях на государственные должности. Император мог своим решением объявлять войну, вводить военное положение, заключать от своего имени военные и политические союзы.

Период правления императора Мэйдзи стал важной эпохой в развитии японского государства, получив одноименное название — эпоха Мэйдзи. В XX веке после смерти Императора Мэйдзи место в резиденции занимали 2 персоны, с правлением которых в истории Японии связаны самые яркие и трагические моменты:

  • 123-й император Японии Тайсё, носивший пожизненное имя Ёсихито и занимавший трон в 1912-1926 году (эпоха правления – великая справедливость);
  • 124-й император Японии Сёва, правивший без малого 72 года, с 1926 по 1989 год. Пожизненное имя Хирохито (эпоха и девиз правления — просвещенный мир).

При императоре Хирохито Японская Империя участвовала во Второй мировой войне на стороне фашистской Германии. Участие Японии в мировом конфликте в качестве агрессора, привело страну к разгромному поражению и поставило Японию на грань катастрофы. В результате поражения впервые встал вопрос о добровольном отречении Императора от власти. Это было одним из условий капитуляции Японии в войне, предъявляемых союзниками. Однако в результате длительных переговоров император сумел сохранить за собой верховную власть в стране. Новая, послевоенная Конституция 1947 года сделала его официально номинальным главой государства, лишив божественного статуса.

С этого момента в стране установилась полноправная конституционная монархия, подобная той, которая действует в Соединенном королевстве Великобритания, в королевстве Швеция и в Нидерландах. Отныне император никоим образом не участвует в управлении государственными делами. Все полномочия во внутренней и внешней политике перешли к Кабинету министров, который возглавляет премьер-министр. Монарху определены представительские функции и главенствующая роль в государственных церемониях.

В компетенции императора осталось право подавать японскому парламенту кандидатуру премьер-министра и Главу Верховного Суда. На правах законодательной инициативы монарх может подавать в парламент на рассмотрение поправки к действующему законодательству. Император Японии имеет право:

  • провозглашать выборы депутатов Парламента;
  • утверждать назначение министров и госслужащих;
  • предоставлять амнистию;
  • принимать верительные грамоты послов иностранных государств.

Распоряжение имуществом Императорского дома осуществляется только с согласованием Кабинета министров, а содержание двора утверждается на уровне бюджета страны. По новой Конституции монарх утратил функции Главы Вооруженных Сил страны, которые перешли во введении премьер-министра.

Император Хирохито носил свой титул дольше всех в истории страны. В 1989 после его смерти императорский трон занял его старший сын Акихито, которому на тот момент исполнилось 53 года. Торжественная инаугурация или коронация 125-го императора Японии состоялась 12 ноября 1990 года.

Сегодня императору Акихито уже исполнилось 84 года. Глава Императорского Дома имеет супругу — императрицу Митико и троих детей. Главным наследником является старший сын императора – кронпринц Нарухито. В соответствии с новым законом, принятым японским парламентом в 2018 году ныне правящий император имеет право добровольно отречься от престола в пользу своего старшего сына.

Резиденция императоров Японии

Ныне царствующий император Японии вместе со своей монаршей семьей проживает в дворцовом комплексе Койко, который располагается в самом центре японской столицы. Несмотря на расположение, императорский дворец представляет собой настоящую крепость, так как построен на месте средневекового замка Эдо. Резиденцией Императора Японии дворец Койко стал в 1869 году, с того момента, как император Мэдзи перенес свой двор из Киото в Токио.

Дворец во время Второй Мировой войны подвергся серьезным разрушениям и был восстановлен только в 1968 году. Новый дворцовый комплекс является самой крупной действующей резиденцией главы государства в мире. По давней традиции здесь же находятся приемные покои императора, где глава государства проводит официальные встречи и церемонии. В дни рождения императора и в самые крупные государственные праздники часть дворцового комплекса открыта для посещения туристов.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Доброго времени суток, друзья! Всегда интересно было читать о том, что японские императоры являются прямыми потомками бога. Сегодня хочется рассказать о возникновении этого мифа и о том какую роль играл император Японии на том или ином отрезке развития японского государства. Это тема очень большая и сложная, поэтому не претендуя на академичность изложения материала постараюсь кратко и доступно рассказать о титуле японского императора.

На сегодняшний день глава японского государства единственный в мире монарх, который имеет титул императора. Императорский дом Японии старейшая наследственная монархия, истоки которой уходят к божественному императору Дзимму.

Император Дзимму первый правитель Японии (11.02.660 года до н.э. — 09.04.585 года до н.э.), согласно «Записи о деяниях древности» он являлся праправнуком богини Солнца Аматэрасу. Его мавзолей находится в городе Касихара, в префектуре Нара ( — первая столица японского государства). Согласно легенде богиня Аматэрасу, унаследовав Землю, отправила своего внука Нининги-но Микото править Японскими островами, подарив ему в помощь три священных вещи: меч, ожерелье из драгоценных камней и бронзовое зеркало. Принц Ниниго спустился с небес на гору Такатико на острове Кюсю и обосновался там, женившись на Сакуе-Биме, дочери горного бога, у них родились дети, а затем и внуки. По истечению времени Дзимму, получив священные регалии, символизирующие мужество (меч), процветание (драгоценные камни) и мудрость (зеркало), от своего деда Ниниго отправился на завоевание центральной Японии. Так начал свое царствование первый император Японии.

Следующей легендарной фигурой в череде правителей Японии был император Судзин (17.02.97 года до н.э. — 09.01.29 года до н.э.), между правлением Дзимму и Судзина было ещё восемь «вставных» правителей. Историки сходятся на том, что фигура Судзина (Мимаки — посмертное имя) была реальной, именно он был основателем династии Ямато, его так же называли первоправителем новой страны.

В древности (VI-VII вв.) императоры, подчинив себе местных правителей создали централизованное государство, разработав государственно-правовую базу, в это же время появился титул Тенно (天皇), что означает «небесный государь». Легитимность власти тенно основывалась на небесном происхождении монарха.

Начиная с X века власть Императора стала постепенно уменьшаться и с XII века, когда появилось альтернативное правление самурайского сёгуната власть и могущество японских императоров постепенно сошло на нет. Начиная с этого времени и до эпохи Мэйдзи (1868 год) императоры потеряли своё влияние и стали номинальной единицей при дворе. Ещё какое-то время они продолжали быть главными распорядителями государственных церемоний и ритуалов, а в XV-XVI вв были полностью отстранены от управления страной.

К 1867 году в Японии шел уже 265 год правления сёгуната Токугавы, его 15-ый правитель сёгун Кейки (Токугава Ёсинобу) 9 ноября 1867 передал всю полноту государственной власти 122-му Императору Японии Муцухито. Передача власти состоялась в сложных политических условиях. Представители сёгуната надеялись, что после принятия отставки они продолжат играть существенную роль в управлении страной, но Императорский двор дал тайные указания о наказании и уничтожении сёгуната.

С этого же времени Император стал реальным главой государства, эпоха Мэйдзи, эпоха коренных перемен в развитии Японии. Страна из отсталой аграрной страны, закрытой ото всех, стала превращаться в быстро развивающее индустриальное государство.

Статус Императора был закреплен в Конституции Великой Японской империи 1890 года, император стал носителем высшей политической и религиозной власти в стране. С этого же времени закреплено, что титул Императора может передаваться только по мужской линии (до 1890 года в Японии правило 10 женщин — императриц)

Император имел реальную власть и мог контролировать деятельность всех органов власти, он мог утверждать законы, собирать или распускать Парламент, являлся главой исполнительной власти и главнокомандующим Вооруженных сил Японии, являлся гарантом Конституции.

Ситуация коренным образом изменилась после окончания Второй мировой войны, исконная религия японцев синто была отменена. В 1946 года Император Японии Хирохито впервые обратился к своему народу с новогодним выступлением. В своей речи император сказал народу о предстоящих изменениях, о том, что Япония будет развиваться как демократическая страна, но в целом его речь сводилась к тому, что император отказывается от своего божественного происхождения. Эту речь называют как "декларация человечности".

Связь между Нами и Нашим народом всегда основывалась на взаимном доверии и привязанности... Она не происходит из ложной концепции, что император — божество, а японцы превосходят все другие народы и должны править миром.

С этими словами исчезла последняя монархия на Земле, глава которой официально являлся божеством.

В мае 1947 года была принята новая Конституция, согласно которой Император Японии является символом Японского государства и единства японской нации. С этого времени император не имеет права вмешиваться в государственные дела и его роль в управлении страной номинальна. Те незначительные действия, которые может совершать император должны быть согласованы с Кабинетом Министров Японии. Осуществление всех полномочий могут быть произведены императором только «по совету и с одобрения Кабинета министров». Всё имущество императорской семьи принадлежит государству, а их расходы утверждаются парламентом при составлении государственного бюджета.

В заключение несколько моментов из института императорства:

  • В Японии не принято правящего императора называть по имени, императора называют «Тенно Хэйка», что означает «Его величество Император» или просто «Хэйка» — Его величество
  • Престол передается только по мужской линии, старшему сыну
  • Каждый император правит под своим девизом, период такого правления называется эрой или эпохой, подробнее можно почитать
  • Название эпохи становится посмертным именем императора. После ухода из жизни, императора называют только посмертным именем, другие варианты считаются непочтительными
  • Дни рождения царствующего императора являются национальным праздником. Этот день один из редких случаев, когда император в своем дворце выходит поприветствовать японский народ.
  • Дни рождения ушедших императоров так же являются национальными праздниками, но иногда с другими названиями. Так день рождения Императора Мэйдзи 3 ноября — национальный праздник День культуры. День рождения Императора Сёва — 29 апреля, ранее в этот день был национальный праздник — День зелени.

Перечислю несколько имен императоров, правивших в обозримом прошлом.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png