Просмотр фильма «Любовь, это дьявол» о драматических взаимоотношениях английского художника Фрэнсиса Бэкона и его любовника, Джоржа Дайера, натолкнул меня на некоторые мысли. О том, насколько в современном обществе осталось актуальным распределение гендерных ролей, и это явление приобретает одну новую характеристику в третьем тысячелетии – вуайеризма.

Желание видеть и наслаждаться повседневно «правильным образом человека», людям присуще на протяжении всей истории существования цивилизации. Вуайеристская эстетика полов, всегда служила механизмом получения комфорта в обществе себе подобных, давая возможность быть «красивым», так сказать быть равным среди равных. Не правда ли, удобная и очень сильная мотивация?

Но цена реализации на практике подобной эстетики, человеку обходится слишком дорого. Побочные эффекты всем известны. Фрустрации, комплексы, вызванные каждодневной визуальной экспансией «правильного» гендерного поведения, помноженное на принудительный вуайеризм, эталонов красоты твоего пола, приводят к пандемии современности – депрессии. Человек попадает в замкнутый круг зависимости сексизма, желания нравиться и быть привлекательным для многих.

Сексизм, давно перешел воображаемую границу принадлежности гетеросексуального полового поведения, и укоренился как доминирующая прерогатива в мужском гомосексуализме. Пожалуй, что в этом соревновании сексизма в нашу эпоху, гомосексуализм смог получить «лавровый венок» в состязании с гетеросексуализмом.

История Фрэнсиса Бэкона и Джорджа Дайера иллюстрируют как новые гендерные шаблоны поведения полов, приводят в тупик. Бекон, не отличавшийся ни красотой, ни атлетическим сложением, будучи полной противоположностью сексистскому культу мускулинности, и в поведении в том числе, иронично именовал себя «старым крашеным педиком».

Но …. Бэкон научился жить с фактом не соответствия эстетики сексуальности, принятой в сообществе людей сделавших свой выбор сексуальной идентичности.

Можно сказать, что для многих гомосексуалов — современников манерность Бэкона, была чем-то вроде насмешки над самой природой мужского гомосексуализма. Но, здесь появляется второе «но», Бэкон был сформированной личностью, не просто умевшим принимать свою сексуальность, вернее её комичность, а первую очередь работать над своей личностью художника, оставляя сексуальность как явление бытового порядка и приобретающий заветную асексуальность, только на время, время когда творческий акт искусства давал возможность познавать себя как личность, не привязанная к половым признакам.

Трагедия Дайера, заключается лишь в том, что он не смог стать личностью. Джордж Дайер, предпочел быть обычным гомосексуалом, гендерно правильным. Мускулинным и спортивным, с подчеркнутым социальным поведением мужчины не дающего повода усомнится в его «не мужской сексуальной ориентации». Дайер просто проживал сою сексуальность как повседневную привычку, основанную на гендерной роли.

Вот только, находясь с сильной личностью как Бэкон, пусть даже и такой вуайеристско не правильной для гей сообщества, без «4-рех кубиков», бицепсов и трицепсов, красящим ресницы он не смог сам стать личностью. Суицидальные попытки Дайера, и усталость от них Бэкона вызвана не безразличием, а невозможностью Дайера принять античное понимание гомосексуальности согласно Платону .

Дайер, безусловно, был музой гения Бэкона, но музой «по вызову». И только пожалуй в эти моменты, когда Бэкон писал очередной образ возлюбленного, Дайер ощущал, что он становится личностью.… Но, увы, диссонанс этого ощущения привел Дайера к пропасти, заключавшийся в том, что в реальной жизни он только сексуальный партнер.

PS: Выставка Бэкона в Нью-Йорке, Фрэнсис заказывает билет Джорджу, комментируя его присутствие на публике как «пусть думают, что это мой телохранитель» …. И в правду, наличие крепких мышц и мускулинно — брутальное поведение рядом с гением по другому и не может быть воспринято.

Специально для «Русского монитора»

Вацлав Юташ -Зюзин.

"Бэкон обладает глубоким реалистическим чувством жизни. Он - человек без иллюзий. И, я думаю, на его искусство надо смотреть как на продукт человека, отбросившего всяческие иллюзии".
/Дэвид Сильвестр/

Номер 9. Фрэнсис Бэкон

Фрэнсис Бэкон (Bacon; 1909 - 1992) - английский художник-экспрессионист
Бэкон не просто полный тезка великого философа (1561-1626) – он его прямой потомок. В семье Бэконов было принято одного из сыновей называть Фрэнсисом.
Свое образование Фрэнсис в основном получил дома у частных учителей, так как страдал астмой и не мог ходить в школу. Его отец - потомственный военный, коннозаводчик, игрок и деспот, прознав о склонности сына к гомосексуализму, заставлял конюхов пороть его плетьми на конюшне, а потом фактически выгнал его из дома (до 1964 года гомосексуализм рассматривался в Англии как тяжелое уголовное преступление)
С Богом Бэкон разделался довольно рано. "Мне было тогда 17 лет. Я случайно начал читать Ницше и еще что-то в этом роде, и, помню, как-то увидел на тротуаре кучку собачьего дерьма. Ага, подумал я, это и есть то самое, это точно как наша жизнь, пока вы не сделаете из нее что-то более приличное"
Посещение выставки Пикассо в 1927 г. оказало на него решающее влияние - он начинает заниматься живописью и по возвращении в Лондон устраивает в одном из гаражей, в районе южного Кенсингтона мастерскую; там он работает до 1932 г.



К 1933 г. относится «Распятие». Картина экспонировалась в лондонской галерее и вошла в каталог «Art New». Коллекционер покупает работу и заказывает две других; но после неудачи на другой выставке Бэкон оставляет живопись и уничтожает большую часть своих работ. Его первый учитель (и любовник) Ройде Мейстр говорил, что, когда в начале 30 годов он встретился с Бэконом, тот понятия не имел о живописи и задавал вопросы, на которые мог бы ответить любой школьник.

После войны (Бэкон служил в Гражданской обороне) он возвращается к живописи и считает этот период, как отправную точку отсчёта. В жизни Бэкона кровь, грязь, жестокость, насилие шли рука об руку с его мировой славой. "Думаю, жизнь не имеет смысла, - говорил он, - ...мы рождаемся и мы умираем, и между этими точками мы придаем смысл бытию только тем, что мы делаем". Художник всегда утверждал, что он просто реалист: "Ничто не может быть ужаснее, чем сама жизнь".

Под влиянием Веласкеса Бэкон пишет серию картин на тему «Портрет папы Иннокентия Х». В 1954 году Бэкон представляет Англию на XXVII Венецианском Бьеннале; он посещает Рим, но не хочет видеть оригинала «Портрета папы Иннокентия Х» Веласкеса. Его "Этюд к портрету папы Иннокентия Х" будет продан в 2007 году за $52,6 млн

Этюды Изабель Рауторн
Бэкон рисует множество портретов. Очень редко - женские

В 1960-х годах Бэкон осыпан почестями и премиями, от которых обычно отказывается: например, премию Рубенса он отдал для реставрации флорентийской живописи эпохи Возрождения.
Он считал фотографию третьим глазом, который схватывает невидимые и непредусмотренные моменты бытия: фотография схватывает утечку, она - объективна. Но художник вкладывает в неё собственную эмоцию - ту, что Бэкон считал «тайной живописи».

Бэкон говорил, что "сюжет не должен кричать громче, чем краски"
Он описывал технику своего письма таким образом: "Вы не можете себе представить, как безнадежность в работе может заставить просто взять краску и делать все, что угодно, чтобы выбраться из рамок сотворения иллюстративного образа любого типа."

Бэкон безжалостно уничтожал работы, которые считал неудачными, как только что выходившие из его кисти, так и ранние, разлетевшиеся по всему миру.
"Однажды в витрине одной галереи на лондонский Бонд-стрит Бэкон увидел свою раннюю картину. "Сколько это стоит?" - спросил он у продавца. "50 тысяч фунтов", - ответил тот. Ни слова не говоря, Бэкон выписал чек, вынес холст на улицу и тут же на тротуаре изорвал его на клочки".
Это был не единичный эпизод, и сам Бэкон говорил, что уничтожил примерно 9/10 своих работ, когда они стоили уже миллионы.

Творчество было для него главным, а все остальное - деньги, любовь, игра, алкоголь - имело значение лишь постольку, поскольку стимулировало этот процесс. Он регулярно работал по утрам, часто просыпаясь после тяжелого похмелья (он никогда не пил за работой), а вечера и ночи, как правило, проводил в пабах и игорных клубах, где проигрывал огромные суммы в рулетку. Причем считал, что игра, и особенно проигрыш, - прекрасный стимул для творчества: они заставляют смотреть в глаза судьбе и полагаться на случай.

"Даже в красивейшем пейзаже, среди деревьев, под листьями насекомые пожирают друг друга.
Жестокость - это часть жизни"

В представлении Бэкона идеальный портрет - это не реалистическая картина, а изображение, на котором искажены черты лица, но точно отражена личность и внутренняя сущность человека. Он презирал "льстивые" портреты

За свою жизнь Бэкон создал тридцать три больших триптиха (три из них он позже уничтожил). Его любовник Джон Эдвардс рассказывал, что однажды Бэкон уничтожил одновременно двадцать законченных картин
Этот триптих был оценен на Кристи в $10,2 млн - двумя днями раньше на этом же аукционе за такую сумму можно было купить четыре картины - два полотна Моне "Персики" и Оливковые деревья и пальмы, долина Сассо", картину Писсарро "Долина Сены в Дампе, сад Октава Мирбо" и большую картину Сезанна "Дома среди деревьев"

Бэкона не очень интересовали деньги. Он заключил фантастически невыгодный контракт с галереей Мальборо - 165 фунтов за картину 61 х 51 см и 420 фунтов за размер 198 х 168 см. На десять лет. Хотя один лишь его "Этюд человеческого тела" был продан за $250 тыс.
Представитель галереи Валери Бестон организовывала частную жизнь художника, сдавала в прачечную его белье, оплачивала счета из универмага, выкупала художника у тех, кому он проиграл деньги (а один из таких кредиторов угрожал отрезать ему руки), и даже утешала брошенных им любовников

Хотя его работы покупались за миллионы, Бэкон продолжал жить и работать в жалких и неуютных апартаментах в южном Кенсингтоне. Он очень не любил порядок, с малейшими проявлениями которого он яростно боролся в своей лондонской мастерской. Устроив должный бардак, он не успокоился до тех пор, пока не превратил стены своей студии в одну большую палитру, после чего со спокойной душой в течение 30 лет реализовывал свои странные фантазии.

Своим привычкам и образу жизни Бэкон не изменил до конца дней. В 80 лет его можно было видеть все в той же компании, в тех же пабах лондонского Сохо, где он пил и щедро угощал друзей. Он перенес тяжелую операцию на почках, а когда друзья начали выражать соболезнования, он махнул рукой и сказал: "Да, но если вы пьете с пятнадцати лет, вы должны только радоваться, что у вас сохранилась хотя бы одна почка".

"My painting is a representation of life, my own life above all, which has been very difficult. So perhaps my painting is very violent, but this is natural to me." Francis Bacon

Здесь привожу, конечно, не все картины, - множество интересного о художнике, его моделях и творчестве смотрите на сайте галереи Тэйт (по ссылке внизу). Выставка в Метрополитен Музее в НЙ по размещению и составу очень сходна с последней выставкой Ф.Бэкона прошедшей в галерее Тэйт в Лондоне в 2008г. Это, возможно, одна и таже выставка, которая путешествует. Тем, кто заинтересуется, очень рекомендую найти время и "заглянуть"-это http://www.tate.org.uk/britain/exhibitions/francisbacon/interactive/ прекрасный сайт о выставке Фрэнсиса Бэкона в галерее Тэйт, который проведет вас по всей выставке с помощью навигатора, вы увидите фотографии знаменитых фотографов, которые он использовал для работы, услышете голос его самого, рассказывающего о своих картинах, здесь же много другой интересной информации. (Картины организованы в виртуальные "комнаты", в соответствии с темой и временем создания, -правая кнопка мышки показывает меню, из которого можно легко управлять страничкой этого вебсайта).

http://www.francis-bacon.com/paintings/triptych-1991/?c=85-92 -это непосредственно, сайт о художнике, где наиболее полно можно посмотреть его картины в хронологии.

Вот здесь http://rockkent.narod.ru/Becon/becon.htm несколько неплохих статей и линков (окно меню справа внизу) на русском язык
е

Crusifiction / Распятие, 1933 Three Studies for Figures at the Base of a Crucifixion/ Три этюда фигур в ногах Распятия, 1944 Бэкон не был верующим, но тема распятия интересовала его на протяжение жизни, так как была тесно связана с идеей самопожертвования. В этой картине и многих других, написанных позднее, присутствуют зловещие, навевающие ужас, биоморфные существа. Бэкон написал их впервые, под влиянием картин Пабло Пикассо. Они передают его ощущение времени -только что закончилась Вторая мировая война. Они также были для него символами Эриний (Эвменид) - богинь мстительниц из древней мифологии, которые в трагедии Эсхила "Эвмениды", преследовали Ореста, за убийство матери, Клетемнестры. Гораздо позже он создал отдельный цикл и назвал его "Триптих по мотивам "Орестеи" Эсхила".Тема возмездия, преследования не покидает его и тесно связана также с обстоятельствами его жизни. Это второй вариант картины

Head I , 1947-1948 Крик, как предельное выражение эмоций, и кричащий рот - аттрибут многих картин Бэкона. Многие детали он заимствовал из медицинской книги с картинками о болезнях полости рта, на которую он набрел на раскладке.

Head III, 1949 Эта картина написана под впечатлением от фильма Сергея Эйзенштейна "Броненосец Потемкин", которым Бэкон восхищался. Пробитые пулей очки няни в одном из эпизодов были его излюбленным мотивом из картины в картину.

Study for the Nurse in the film "The Battleship Potemkim / Этюд к портрету няни из фильма "Броненосец Потемкин", 1957

Фотографии почти везде, к сожалению, не передают цвет и связанные с ним эмоции: зловещие, яростные и
исступленные..

Painting / Живопись, 1946 - смотреть на это, все равно, что заглянуть в бездну ада, но мастерски написанную

Study for Crouching Nude Без аудиогида и сопроводительных текстов мне было бы сложнее понять, что происходит, хотя картины нравились и без объяснений-я затрудняюсь объяснить понятие "нравится", но написано все превосходно и передает эмоции так, что становишься причастным к происходящему.

Study after Velazquez / Этюд по мотивам Веласкеса , 1950 Бэкон был в Риме, но в галерею Дориа-Памфили, где находится оригинал картины Веласкеса "Портрет Папы Иннокентия Х", не зашел. По его словам, в этом не было смысла, так как лучше написать было невозможно. Он писал свои серии картин по репродукциям, которые отличались в передаче цвета.

Two Figures, 1953

Study of a Baboon, 1953 По этой фотографии трудно уловить удивительный серебристый блеск шкурки бабуина, напружившего в изгибе тело, и еще что-то, неуловимо мистическое в этой картине...

Study for a Portrait of Van Gogh V, 1957

Study for a Portrait of Van Gogh VI, 1957 -этюды к портрету Ван-Гога. У Бэкона почти нет пейзажей, это - один из немногих

Head III, 1961

Study after Vélázquez"s Portrait of Pope Innocent X / Этюд по мотивам "Портрета папы Иннокентия Х" Веласкеса, 1953 Пятна крови на рясе кардинала, в зале притягивали взгляд. Бэкон рисовал картины сериями, спонтанно, повинуясь цели, которая, по его словам диктовала ему развитие событий, неведомое ему самому. Иногда он даже страдал оттого, что на его долю ничего не оставалось-картины "заполняли" себя сами, без его участия. Серию нельзя было прервать, пока реальность не выстраивалась в соответствии со своими законами, по формулам, которые он открывал, как ученый, изучающий строение мира. Восемь картин серии с папой Иннокентием Х Бэкон написал в 1953г. за две недели. Вот эта серия "Три этюда к Распятию" считается знаменательной для середины его творчества

Triptih- "Three Studies for a Crucifiction",1962 Внизу отдельные части триптиха в большом масштабе

Эти две фигуры имеют отношение к факту встречи Черчилля с Гитлером, запечатленной на одной из военных фотографий, которые были в коллекции Бэкона. Но смысл ее выходит далеко за рамки этого события. Фигуре слева также приписывают сходство с отцом художника, который был военным в отставке и был очень жесток в отношениях с сыном. Бэкон, по его словам, воспринимал людей, как куски плоти, "мясо" и "каркасы", на которых это мясо развешено.

В его распоряжении была обширная коллекция фотографий с криминальными сценами, к которым у него было особое пристрасти

Вот эта, распластанная, кровавая масса, искаженная страданием, в триптихе изображает тело Христа, сползающее с креста вниз. Многие его картины ничто иное, как сцены из бойни, но и мир тоже, в конечном счете, бойня...

Three Figures in a Room / Три фигуры в комнате , 1964 Этот триптих посвящен Джорджу Дайеру - Бэкон провел с ним семь лет жизни, вплоть до его трагического самоубийства.

Henrietta Moraes/Генриетта Моралес/ Этюд к портрету Генриетты Моралес, 19 66 Бэкон также не мог работать, когда его модели находились в студии, по его выражению, он был слишком "нервным"- они мешали ему искажать реальность, в соответствии с тем, что он видел и должен был передать. Он начинал с набросков, а заканчивал писать по фотографиям, предварительно выполненным с моделей.

"Portret of Isabella Rawshorne Standing in a Street in Soho", 1967 Художница Исабель Роусхорн была в 1950-х любимой моделью скульптора Джакометти, работы которго я впервые увидела в МоМА и сразу поддалась их магии. Любил ее рисовать и Френсис Бэкон. Хороша, не правда ли?

Two Studies for a Portrait of George Dyer, 1968 Наличие монохромных плоскостей воссоздает замкнутое, изолированное "пространство", внутри которого происходит "действие".

Study of George Dyer in Mirror ,1968

Self Portrait, 1973 Знаменитый "Автопортрет", написан через год после смерти Джорджа Дайера.

Oedipus and the Sphinx (after Ingres)/ Эдип и Сфинкс (по мотивам Энгра) На этой картине видны "метки", выделив их, художник убирал с картины "все лишнее" - в этом заключался его метод.

Черная стена неотвратимо поглощает фигуру

Portrait of Michel Leiris, 197 6

Искажая пропорции лица, Бэкон "лишал" человека возможности видеть, дышать, осязать, делал его "беспомощным" перед стихией Three Studies for a Self Portrait, 1979-1980/ Три этюда к Автопортрету Triptych Inspired by Oresteia of Aeschylus, 1981 -триптих по мотивам трилогии Эсхила "Орестея"

Portrait of John Edwards, 1988 Джон Эдвардс - фотограф и последняя "муза" художника

Jet of water Triptych, 1991 Одна из последних работ-страсти все также остры и вызывающи - Бэкон остается собой до конца.

«В одном из своих писем Ван Гог говорит о необходимости подвергать реальность изменениям, которые становятся ложью более правдивой, чем буквальная истина. Это единственный возможный для художника способ вернуть глубину той реальности, которую он пытается отразить. Я считаю, что реальность в искусстве есть нечто в корне надуманное и что ее необходимо воссоздавать». Фрэнсис Бэкон, который художник

Существовало в Англии такое «Общество Бэкона», изучало философское наследие основоположника эмпиризма Фрэнсиса Бэкона (Bacon, англ.). А им все время приходили письма о плохом качестве бекона (bacon, англ.). Достали, короче. Измучили донельзя своими глупыми кляузами не по адресу. Люди вечным занимаются, а им тут все время про тленное напоминают. В общем, разместили они в прессе объявление, что «Общество Бэкона» переименовывается в «Ассоциацию памяти лорда Бэкона». Тут им приходит письмо: «Вместо того чтобы менять названия, вы бы лучше следили за качеством бекона».

Эту историю я прочитал лет сорок назад. С тех пор, когда речь заходит о каком-нибудь Бэконе – а их целая прорва, одних философов две штуки - или беконе, я ее рассказываю, и она пользуется неизменным и заслуженным успехом. Ну не мог же я ее тут не рассказать. Кроме того, этот Френсис Бэкон (1561-1626) – какой-то там прямой предок нашему Френсису Бэкону (1909-1992). Бекон тут тоже к месту оказался, поймете потом, почему.

А может, я просто оттягиваю время. Ибо у меня для вас плохие новости – Фрэнсис Бэкон* был очень глубоко отвратительным человеком. Он был атеист, игрок, пьяница, наркоман, гомосексуалист и еще любил переодеваться в бабское. В наше время, когда у нас кругом распустились и цветут хорошие традиционные ценности, душа такого плохого и опустившегося художника, конечно, никак не принимает.

Вот папа у него был хороший. Полноценный WASP, офицер, потом бывший офицер, конезаводчик – поставлял коней в королевскую армию. Строгий, конечно. Когда он увидел, как его шестнадцатилетний сынок переодевается в бабское, и еще узнал, что тот затевал безобразные половые акты с грумами из его конюшни, он приказал конюхам на тех же конюшнях выпороть сынка розгами, а потом выгнал его из дома, к дядьке, в Берлин – не исправили сынка розги чёта. Т.е. с насилием – я ж говорю, папа был семейный деспот – Бэкон был знаком с детства. Он еще родился и некоторое время жил в Дублине, где тогда насилие было практически нормой – там за независимость от Великобритании боролись.

Плюс астмой он болел, Бэкон-то. Из-за нее да еще из-за частых переездов образования он толком не получил. А в 1927 году, уже после Берлина, он оказался в Париже. Там ему по мозгам стукнули две вещи: выставка Пикассо и «Андалузский пес» Бунюэля и Дали. И решил Бэкон стать художником.

Учителем его стал взрослый дядька – он еще служил Бэкону любовником – австралийский художник Рой де Мейстр. Вот его работа.

Рой де Мейстр. Мастерская Бэкона

Нам она интересна тем, что на ней можно увидеть ранние работы Бэкона, которых осталось очень мало – в середине 30-х гг. он их в массовом порядке уничтожил по причине недовольства ими**. Какой-то декоративный экспрессивный сюрреализм , если такой существовал.

Вот еще его работы 30-х гг.

Портрет

Фигуры в саду

Тут тоже, конечно, сильно поночевал сюрреализм. А что будешь делать – он тогда одним из главных трендов в авангардизме был.

Потом, как теперь стало известно, началась война, и Лондон усердно бомбили. Бэкон служил в гражданской обороне и насмотрелся всякого, в том числе и искореженных человеческих тел. В 1944 году он делает свою первую знаменитую работу.

Три этюда фигур у подножия Распятия

Это, конечно, никакая не божественная история. Вообще, несмотря на свой атеизм, Бэкон сделал несколько работ на тему Распятия, но всегда это были работы про человеческое, про жестокость и страдание. Собственно, в таком подходе к теме ничего оригинального не было, так ее трактовали многие еще со времен Ренессанса. Повернул он ее нестандартно. Христа тут нет, этим он полностью убрал тему божественного. Есть только какие-то существа, видимо, соотносящиеся с родственниками и последователями Христа, присутствовавшими на казни – это следует только из названия. В принципе, эти монстры - просто некая живая плоть, у которой из всех ее многочисленных функций осталось две – дико страдать и жутко об этом страдании кричать. Все остальное – несущественно, поэтому и органов чувств, отвечающих за другие плотские проявления, почти нет. Ну, ухо еще торчит, на вход работает, т.е. опять же на страдание.

Безусловно, эта работа заставляет вспомнить «Гернику» Пикассо – своей экспрессией, животностью страдания – помните, там орущая, не ржущая, именно орущая лошадь, - и степенью символического обобщения. Дали тоже заставляет вспомнить, прежде всего, конечно, «Предчувствие гражданской войны» - опять же экспрессией и жуткими манипуляциями с телом.

Если сильно обобщить, то можно сказать, что главной темой Бэкона было существование плоти в мире, ее страдания, беззащитность, одиночество, конечность, изменчивость, наслаждение, ее экстремальный опыт, ее красота в любом, даже в расчлененном и уродском состоянии, потому что она все равно – живая***.

Парализованный ребенок, ходящий на четвереньках

Бэкон как алкан, наркоман и гей гораздо острее переживал приключения своего тела, нежели приличные граждане. Увлечения-то у него были все больше непристойные и осуждаемые, даже преступные****. Он хорошо знал, что дух живет в туловище, а не сам по себе, и от его, туловища, состояния во многом зависят его, духа, взлеты и падения. Собственно, мы тоже немного об этом знаем. Ну, бухали-то все. И на следующий день все жили. И сентенций о том, какими философами становятся люди, когда у них болит зуб, тоже много. Опять же, война была для Бэкона богатым источником знаний о жизни и смерти плоти.

Триптих на тему «Орестеи» Эсхила

Я вот тут по стандартной искусствоведческой привычке пытаюсь ввести творчество Бэкона в контекст искусства ХХ века, к чему-то его привязать, а это непросто. Больно он какой-то совсем отдельный персонаж. Вот пишут, что он к сюрреализму отношение имеет. Так ведь очень отдаленное, на уровне приема. Бэкон просто очень вольно сочленял куски человеческого тела***** и помещал их в странную среду, но он не описывал иные психические реальности и не звал бросить все и в них уйти как в царство свободы.

Фигуры в движении

**** Гомосексуализм в Великобритании перестал быть уголовкой только в середине 60-х гг.

***** Бэкон, как известно, работал не с натуры, а по фотографиям. Так ему было легче. Это, конечно, никакой не фотореализм , он не заменял реальность ее фотовоспроизведением. Просто со сфотографированным объектом легче работать – он не шевелится, с ним не нужно вступать в общение и т.д. Он и себя-то писал с фотографий. Так вот, Бэкон эти фотографии – глянец, репродукции, медицинские, спортивные и репортажные фотки, порнуху и т.д. – складывал так, что часть изображения исчезала в складках. А потом это перерисовывал.

****** Самое дорогое произведение искусства, когда либо проданное на аукционе. 142,4 млн долларов, в прошлом году.

Сегодня 105-й день рождения Фрэнсиса Бэкона. Деформированные, гротескные работы сделали его одним из главных живописцев ХХ века. Мы решили вспомнить знаковые произведения художника

Ф рэнсис Бэкон, пожалуй, один из самых мрачных художников ХХ века. При этом его полотна неизменно хочется рассматривать. Человеческие фигуры кисти Бэкона в лучшем случае напоминают странные, "размазанные" фантомы, в худшем - хаотичные куски мяса (художник действительно не раз попадал под воздействие снимков боен и разделанного мяса). При этом однажды Бэкон умудрился сказать, что считает "мрачноватыми" полотна абстрактных экспрессионистов, безобидные на фоне его собственных работ. Неудивительно, что одним из главных поклонников художника стал Дэмиен Херст, известный своими расчлененными акулами и коровами.

Впрочем, творчество живописца вовсе не о деформации плоти или уродстве. Бэкон изображает трагичность существования, метания души, боль утраты, а порой просто экспериментирует с формой, пытаясь одновременно изобразить различные состояния и восприятия окружающего мира. Один из излюбленных жанров британца - триптих. К 105-летию Фрэнсиса Бэкона мы решили вспомнить его знаковые работы.

"Три этюда к фигурам у основания распятия". 1944

"Три этюда..." - первый и, пожалуй, самый известный триптих Фрэнсиса Бэкона. Художник избирает библейский сюжет и форму, традиционную для церковной живописи, будучи убежденным атеистом. Его герои - гротескные, пугающие фигуры, аморфные сероватые монстры с острыми зубками. Каждый из них выражает плач, вопль, тоску. Отказавшись от изображения людей, Бэкон максимально обобщает тему. На это рассчитан и оранжевый фон, который избавляет полотно от конкретных декораций и контекста. Сам сюжет распятия тоже условен: картина была написана в 1944 году, когда мир был потрясен ужасами войны. Получилась работа о страдании и ответственности человека за него вне времени и пространства. Триптих оказался очень оригинальной формой - в последующие годы Бэкон взял этот формат на заметку.

В 40-е: в начале 40-х молодой Бэкон, освобожденный от военной службы из-за хронической астмы, был призван в отряд гражданской обороны. В эту эпоху художник всерьез увлекается живописью. "Три этюда...", выставленные в 1945 году в галерее Лефевр, производят настоящую сенсацию. С 1946 года Бэкон участвует в крупных групповых выставках, продает свои первые картины. В 1949 году нью-йоркский МоМА приобретает для своей коллекции "Картину 1946". До 1950 года Бэкон живет в Монте-Карло, предаваясь страсти к азартным играм.


"Три этюда головы человека". 1953

Бэкон понимает, что триптих - отличный формат не только для абстрактных сюжетов, но и портретных работ. Впрочем, даже изображая конкретных людей (Люсьена Фрейда, Изабель Росторн, Джорджа Дайера и других), художник старается передать переживания человека вообще. Вплотную портретами Бэкон начнет заниматься с 60-х годов. "Три этюда головы человека" - предтеча будущих шедевров Бэкона-портретиста. Работа 1953 года напоминает раскадровку киноленты, скриншоты самых выразительных моментов какого-то фильма или "испорченные" смазанные снимки, которые делают в полицейском участке. Перед нами предстает один и тот же человек в разных ракурсах, позах, состояниях. Бэкон пытается отойти от статичного, фотографического представления о человеке, изобразить впечатление, возникающее при живом общении, когда люди говорят, выражают эмоции мимикой и жестами.

В 50-е: Бэкон возвращается в Лондон, несколько месяцев преподает в Королевском колледже искусств, начинает работать над знаменитой серией полотен по мотивам "Портрета папы Иннокентия Х" кисти Веласкеса. В 1954 художник представляет Великобританию на 27-й Венецианской биеннале. В 1957 году в Париже проходит первая персональная выставка Бэкона. А в 1959 живописец принимает участие в Documenta II и 5-й биеннале в Сан-Паулу.


"Три фигуры в комнате". 1964

На этот раз в центре внимания художника - пластика человеческого тела. Бэкон сталкивает вечные переживания человека и повседневность: его герои праздно лежат на кушетке, сидят на унитазе. Даже в столь прозаичной обстановке художнику удается передать трагичное состояние души: на это работают приглушенный, болезненно-зеленоватый фон, пустое пространство, в котором люди кажутся маленькими и беззащитными, изломы обнаженных тел, выполненных в несколько трупных, синюшных тонах.

В 60-е: Бэкон обзаводится постоянной мастерской, в которой десятилетиями будут рождаться его шедевры. Tate Gallery устраивает в 1962 году первую ретроспективу художника, а в 1963 в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке открылась его первая американская выставка. В том же году Бэкон знакомится со своим возлюбленным и источником вдохновения Джорджем Дайером. В 1968 году художник впервые побывал в Нью-Йорке.


Триптих "Май-июнь 1973". 1973

Этот триптих - одна из немногих сюжетных работ Бэкона, основанных на реальных событиях. Она посвящена смерти Джорджа Дайера, любовника художника. В октябре 1971 года в Гран-Пале в Париже открылась большая ретроспектива, представившая более 100 полотен Бэкона. Дайера нашли мертвым в номере отеля накануне вернисажа. Его смерть стала большой трагедией для Бэкона и не раз возникала в последующих работах художника. Для того чтобы покончить с собой, Дайер выбрал очень "бэконовское" место - уборную. На первой "створке" триптиха умирающий мужчина сидит на фаянцевом стульчаке, подобно первой из "Трех фигур в комнате", на втором полотне в свете тусклой лампочки Дайер отбрасывает жутковатую инфернальную тень, а на правой части работы - нависает над раковиной, на месте которой два "кадра" назад располагался унитаз (очередная фирменная условность художника). Абсурдность подобных декораций лишь подчеркивает трагический финал жизни человека.

В 70-е: Бэкон теряет Джорджа Дайера, но в 1974 году встречает Джона Эдвардса, нового спутника жизни и впоследствии своего наследника. В 1975 художник знакомится с Энди Уорхолом. Работы Бэкона выставляются в Мадриде, Барселоне, Мехико.


"Этюд к автопортрету". 1985 -1986

Героями триптихов Фрэнсиса Бэкона становились абстрактные эмоции, обобщенные человеческие лица, его близкие друзья. Наконец, в триптихе 1985-1986 годов художник изображает самого себя. Он и раньше создавал автопортреты, однако эта работа, одна из поздних, служит своеобразной кульминацией творческого пути Бэкона. Если сравнить триптих 1944 года с "Этюдом к автопортрету", становится видно, как изменился "почерк" художника: на смену жестким, несколько рваным мазкам оранжевого фона первой работы приходит монохромное, гладкое исполнение второй. Как и монстры с "Трех этюдов...", художник устроился на стуле, безуспешно пытаясь занять удобное положение. Тело все же не самый удачный сосуд для мятежной души.

В 80-90-е: В 1988 году работы Бэкона выставляют в Третьяковской галерее. В 1990 художник посещает выставку обожаемого Веласкеса в мадридском Музее Прадо. Фрэнсис Бэкон ушел из жизни в 1992 году.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png