Психология-педагогика

Быкова Светлана Станиславовна
317 кабинет 1 корпус 37-29-92

Литература:

Сластенин В А, Каширин В П. «Психология и педагогика» М 2001

Гамезо М В, Домашенков И А «Атлас по психологии» М 2001

Гиппенрейтер Ю Б «Введение в общую психологию» М 2002

Коджаспирова Г М «Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах» М

14.02.2012

Ведение в психологию

Предмет и основные принципы психологии

Можно выделить 4 этапа в развитии психологии как науки.

1 этап – до XVII века психология мыслилась как наука о душе. Вопрос о природе души решался философами в зависимости от принадлежности их к материалистической или идеалистической школе.

Аристотель в своем трактате «О душе» отрицал взгляд на душу как на вещество, но в то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи, как это делали философы-идеалисты. Для определения природы души он использовал сложную философскую категорию – «энтелехия», которая означает существование чего-то. Душа по Аристотелю есть сущность живого тела, «осуществление» его бытия, так же как зрение – сущность и «осуществление»» глаза как органа зрения.

Платон, в свою очередь, считает душу самостоятельной субстанцией. Она может существовать наряду с телом и независимо от него. Душа по Платону начало вечного, божественного, в то время как тело – начало материальное, человеческое. Платон говорит о трех частях души – разуме, мужестве и вожделении. В зависимости от того, какая часть души доминирует, то положение человек и занимает в обществе – соответственно мыслитель, воин и простой человек.

2 этап – XVII-2 половина XIX века психология изучала сознание человека. Под сознанием в данный период подразумевалась способность мыслить, чувствовать и желать (cogito ergo sum).

В 1879 году Вильгельм Вундт открыл первую экспериментальную лабораторию по изучению сознания. Он, как и Декарт, делил сознание на мелкие составляющие. Вундт пришел к выводу, что сознание человека это замкнутая среда, поэтому один человек никогда не сможет понять другого.



3 этап – 2 половине XIX-XX веках психология рассматривалась как наука о поведении. Основоположником этого направления – бихевиаризма стал Джон Уотсон, который считал что основная задача бихевиаризма заключается в накоплении наблюдений за поведением с таким расчетом, чтобы можно было предсказать какая будет реакция человека на соответствующий стимул.

4 этап – XX век – отечественная психология – наука изучающая психику. Произошел союз психологии и обществознании. Появились работы Сеченова, Павлова и его учеников, Чарльза Дарвина.

Психика – это особое свойство высокоорганизованной материи, являющееся формой отражения субъектов объективной реальности.

Основные принципы психологии:

1) Принцип детерминизма или причинной обусловленности. Психика определяется условиями жизни и меняется с изменением образа жизни.

2) Принцип единства сознания и деятельности. Сознание человека формирует динамические модели действительности, позволяющие ему ориентироваться в окружающей среде и в соответствии с этим осуществлять деятельность.

3) Принцип развития психики. Психику можно адекватно интерпретировать, если она рассматривается как продукт развития и как результат деятельности.

Методы исследования в психологии

В психологии принято выделять 4 группы методов изучения психики:

1) Организационные методы

a. Сравнительный метод – сопоставление групп испытуемых с целью поиска сходств и различий.

b. Лонгитюдный метод – многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного отрезка времени.

c. Комплексный метод – реализация исследовательских программ, в которых принимают участие представители разных наук.

2) Эмпирические методы.

a. Наблюдение.

b. Эксперимент.

c. Психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросы, беседы, интервью).

d. Метод анализа процессов и продуктов деятельности.

3) Методы обработки данных.

a. Количественный метод – сбор материала.

b. Качественный метод – анализ и дифференциация материала.

4) Интерпретационные методы.

a. Генетический метод – интерпретация обработанного материала исследования в характеристиках развития с выделением фаз, стадий и критических моментов психических новообразований.

b. Структурный метод – устанавливает «горизонтальные» структурные связи между всеми изученными характеристиками личности (психологический портрет)

Структура современной психологии

Общая психология изучает закономерности, теоретические принципы и основные научные понятия психологии. В нее входят

Психология личности

Индивидуально-психологические особенности личности

Познавательные процессы

Сферы личности, эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная

Понятие личности.
Факторы развития, формирования и социализация личности

Личность, структура личности

Человек, более узкое – индивид, ещё уже – личность.

Личность – это человек, взятый в такой системе психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являющихся устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенные значения для него самого и окружающих.

К.К. Платонов. Личность – это конкретный человек как носитель сознания и самосознания.

Самосознание – это осознание своего я, которое формируется под влиянием оценок других людей.

Самооценка – как компонент самосознания.

Уровень притязаний – для определения самооценки и самосознания.

Теория Эрика Бёрна. Везде каждый человек играет разные роли (студент, родитель, взрослый, пешеход…). И каждый человек выбирает себе роль на всю жизнь. Теория ролей.

Роль – социальн норм? Личн. Нормативноодобряем образец поведения ожидаем от каждого занимающего определённое положение. Ожидание зависит от общества, общественного сознания.

Личность – социальное существо, включенное в общественные отношения, участвующее в общественном развитии и выполняющее определённую общественную роль.


Личность неповторима в индивидуальности. Индивидуальность – сам узкое понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидуальные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.

Структура личности. К.К. Платонов. Выделил 4 подструктуры личности:

1. Направленность личности – система побуждений, обуславливающая избирательность отношений и активность человека (направленность личности имеет определенные формы и может проявляться как влечение (неосознаваемое стремление), желание (осознанное), идеал (форма направленности, на конкретн… - конкретный «герой»), мировоззрение, убеждение (высшая форма направленности личности)).

Связь с потребностно-мотивационной сферой. Источником активности личности являются её потребности. Именно потребность побуждает человека действовать определённым образом и в определенном направлении. Потребность – это состояние человека, выражающая его зависимость от конкретных условий существования.

Пирамида Масслоу. (снизу-вверх). Физиологические потребности – в безопасности – в общении – в самоутверждении – интеллектуальные – эстетические – потребность в самоактуализации, самореализации.

С потребностью тесно связ понятие матива. Это конкретное побуждение к деятельности. (более подробно знакомимся сами с данной темой)

3. Индивидуальные особенности психич процессов (познавательных, эмоциональных, волевых)

4. Биологические свойства человека.

Факторы формирования и развития личности.

Окружение – соц среда, соц позиция, социализация. Учёба (место учёбы). Случайно увиденное-услышанное. Личные успехи. Интересы, увлечения. Условия жизни. Воспитание. Состояние здоровья. Деятельность. задатки. Менталитет. Экология. …

Основными факторами развития личности являются:

1. Биогенетическое развитие личности. Развитие личности определяется преимущественно наследственным фактором, носит самопроизвольный спонтанный характер. Человек от природы имеет предрасположенность к некоторым особенностям протекания эмоциональных реакций, особенностям темпа деятельности, к опред комплексу мативов. В чел-ке от природы запрограммированы и определены этапы человеческого развития. Жан Пиоже «личность чел-ка рассматривается как продукт действия фатальных биологических факторов».

2. Социогенетическая концепция развития личности. Личн складывается как результат прямых воздействий социума. При этом игнорируется собственная активность чел-ка, ему отводится пассивная роль приспосабливающегося к среде.

Таким образом каждый чел-к неповторим. Он является результатом непрерывного взаимодействия многих разных факторов, генетического наследства, культурной среды, жизненных обстоятельств. Он непрерывно развивается как единое целое, по этому, ни одно из сторон его жизни невозможно понять в отрыве от других. Личность чел-ка состоит из комплекса устойчивых признаков к коим относятся темперамент, мотивация, способности, чувства и т.д., которые определяют свойственные этому человеку мысли и поведения.

Б.Г. Ананьев «Онтогенез и жизненный путь чел-ка»

Социализация личности

Социализация личности – это процесс овладения чел-ком социальными и соц-психологическими нормами, правилами, ценностями и общественным опытом в целом. Это непрерывный процесс… через освоение чел-ком материальной и духовной культуры, социальных и личностных отношений, характерных для конкретных условий его жизни и деятельности.

Процесс социализац 2 стороны:

Интериоризация – присвоение опыта других людей.

Экстериоризация – проявляется индивидуальность чел-ка.

Таким образом, процесс социализации личности является ведущим и определяющим в появлении, формировании и развитии личности.

Социализация личн специалиста:

1. Общая социализация, как становлен личн гражданина, усвоение личности системы общественных норм, прав, ценностей.

2. Профессионально-ролевая социализация, как овладение профессиональными ролевыми функциями.

3. Профессионализация, как степень овладения человеком профессиональной деятельностью, профессиональным мастерством.




Формирование личности – процесс, который не заканчивается на определенном этапе человеческой жизни, а длится всегда. Не существует двух одинаковых трактовок термина «личность», потому что это довольно многогранное понятие. Существует два кардинально разных профессиональных взгляда на явление человеческой личности. Согласно одному из них, на развитие личности влияют природные данные человека, которые есть врожденными. Второй же взгляд оценивает личность как социальное явление, то есть признает исключительно влияние на личность социальной среды, в которой она развивается.

Факторы формирования личности

Из множества теорий личности, представленных разными психологами, можно четко выделить главную мысль: личность формируется на основе биологических данных человека и процесса обучения, получения жизненного опыта и осознания себя. Формироваться личность человека начинает уже в раннем детстве, а продолжается всю жизнь. Влияет на него ряд факторов, как внутреннего, так и внешнего характера. Рассмотрим их более подробно. Внутренние факторы – это, в первую очередь, темперамент человека, который он получает генетически. Ко внешним факторам можно отнести и воспитание, и окружающую среду, и социальный уровень человека, и даже время, век, в котором он живет. Рассмотрим более подробно две стороны формирования личности – биологическую и социальную.


Личность как биологический объект. Самое первое, что влияет на формирование личности – это генетический материал, который человек получает от родителей. Гены содержат информацию о той программе, которая была заложена в предках двух родов – материнском и родительском. То есть, новорожденный человек – это продолжатель сразу двух родов. Но здесь следует внести ясность: человек не получает от предков черты характера, одаренность. Он получает основу для развития, которую уже и должен использовать. Так, например, от роду личность может получить задатки певца и холерический темперамент. Но то, сможет ли человек быть хорошим вокалистом и контролировать вспыльчивость своего темперамента зависит от его непосредственно от воспитания, мировоззрения.

Следует также отметить, что на личность влияет культура, социальный опыт предыдущих поколений, которые никак не могут передаться с генами. Значительность биологического фактора формирования личности нельзя не учитывать. Именно благодаря ему люди, которые растут в одинаковых условиях, становятся разными и уникальными. Важнейшее значение для ребенка играет мать, потому что он тесно связан с ней, и этот контакт можно отнести к биологическим факторам влияния на формирование и развитие личности. В материнской утробе ребенок полностью находится в зависимости от матери.


Ее настроение, эмоции, чувства, не говоря уже об образе жизни, в значительной мере влияют на малыша. Ошибочно думать, что женщина и ее плод связаны только пуповиной. Они взаимосвязаны, эта связь влияет на жизнь обоих. Простейший пример: у женщины, которая много нервничала и испытывала негативные эмоции во время беременности, будет ребенок, поддающийся страхам и стрессам, нервозным состояниям, тревогам и даже патологиям в развитии, что не может не сказаться на формировании и развитие личности ребенка.


Каждый новорожденный человек начинает свой пути формирования личности, на котором он проходит три основных этапа: поглощение информации об окружающем мире, повторение чьих-то действий и модели поведения, накопление личного опыта. В пренатальном периоде развития ребенок не получает возможности подражать кому-то, не может иметь личный опыт, но он может поглощать информацию, то есть получать ее с генами и как часть материнского организма. Именно по этому такое большое значение для развития личности имеет наследственность и отношение будущей матери к плоду, образ жизни женщины.


Социальная сторона формирования личности. Итак, биологические факторы закладывают основу для развития личности, но социализация человека тоже отыгрывают не менее важную роль. Личность формируется последовательно и поэтапно, при чем эти этапы имеют некую схожесть у всех нас. Воспитание, которое человека получает в детстве, влияет на восприятие им мира. Нельзя не дооценивать и влияние на личность общества, частью которой она является. Существует термин, который указывает на присоединения человека к системе общества – социализация.

Социализация – это вхождение в общество, по этому она имеет рамки по длительности. Начинается социализация личности в первые года жизни, когда человек осваивает нормы и порядки, начинает различать роли окружающих его людей: родителей, бабушек и дедушек, воспитателей, посторонних. Важным шагом начала социализации является принятие личностью своей роли в обществе. Это первые слова: «Я девочка», «Я дочка», «Я первоклассник», «Я ребенок». В дальнейшем человек должен определиться со своим отношением к миру, с призванием, образом жизни. Для личности подростков важным шагом социализации является выбор будущей профессии, а для юных и зрелых людей – создание собственной семьи.


Социализация приостанавливается, когда личность заканчивает формирование своего отношения к миру и осознает собственную роль в нем. Фактически, социализация личности продолжается всю жизнь, но главные ее этапы должны быть пройдены в срок. Если родители, воспитатели и педагоги упускают некоторые моменты в воспитании ребенка или подростка, то у молодой личности могут появиться трудности в социализации. Так, например, люди, с которыми в дошкольном возрасте не проводилось половое воспитание даже на элементарном уровне, имеют трудности в определении своей половой ориентации, в определении своего психологического пола.


Подытоживая, можем сказать, что стартовой базой для развития и формирования личности выступает семья, в которой ребенок постигает первые правила поведения, нормы общения с обществом. Дальше эстафета переходит к детским садам, школам, вузам. Большое значение имеют секции и кружки, группы по интересам, занятия с репетировали. Вырастая, принимая себя как взрослого человека, личность учится новым ролям, в том числе и роли супруга/супруги, родителей, специалистов. В этом значении на личность влияют не только воспитание и среда общения, а и средства массовой информации, Интернет, общественное мнение, культура, политическая ситуация в стране и многие другие социальные факторы.

Процесс формирования личности

Социализация, как процесс формирования личности. Огромное влияние на раз­витие и формирование личности оказывает процесс социализации. Формирование личности, как объекта общественных отношений рассматривается в социологии в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации. Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.

В процессе социализации принимает участие все окружающее индивида: семья, соседи, сверстники в детских заведениях, школе, средства массовой информации и т. д. Для успешной социализации (становления личности), по Д.Смелзеру, необходимо действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремление соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1) подражания и копирования детьми поведения взрослых, 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли, 3) стадии групповых игр, на которых дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.


Многие социологи утверждают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами: социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация детей формирует ценностные ориентации. Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.д. и их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные. Идентификация означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс социального научения.


Процесс социализации достигает определённой степени завершённости при достижении индивидуумом социальной зрелости, которая характеризуется обретением личности интегрального социального статуса. В 20 веке в социологии запада утвердилось понимание социологии как той части процесса становления личности, в ходе которого формируются наиболее общие распространенные черты личности, проявляющиеся в социологически - организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества. Основным органом первичной социализации Толкотт Парсонс считает семью, где закладываются фундаментальные мотивационные установки личности.


Социализация – сложный, многосторонний процесс общественного формирования и развития личности, происходящий под воздействием социальной среды и целенаправленной воспитательной деятельностью общества. Процесс социализации личности - это процесс превращения индивида с его природными задатками и потенциальными возможностями социального развития в полноправного члена общества. В процессе социализации человек формируется как творец материальных благ, активный субъект социального отношения. Сущность социализации можно понять при условии, что личность рассматривается одновременно как объект и субъект социального воздействия.


Воспитание, как процесс формирования личности. На формирование личности человека огромное влияние имеет воспитательное воздействие окружающей социальной среды. Воспитание - это процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны других людей, взращивание личности. Возникает вопрос. Что же играет определяющую роль в формировании личности, её социальной активности и сознания – внешне высшие сверхестественные, природные силы или же социальная среда? В концепциях наибольшее значение придается нравственному воспитанию на основе принесения «вечных» идей человеческой морали осуществляемого в форме духовного общения.

Проблема воспитания – одна из вечных социальных проблем, окончательное решение которой в принципе невозможно. Воспитание остается не только одной из самых массовых форм человеческой деятельности, но и продолжает нести основную нагрузку по формированию человеческой социальности, поскольку основная задача воспитания – изменения человека в направлении, определенном общественными потребностями. Воспитание – деятельность по передаче новым поколениям общественно – исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие, обеспечивающее формирование личности, её подготовку к общественной жизни и производительному труду.


Рассматривая воспитание как функцию общества, которая состоит в сознательном воздействии на индивида с целью подготовки выполнения им той или иной общественной роли путём передачи ему накопленного человечеством социального опыта, выработки определенных черт и качеств, можно определить специфичность предмета социологии воспитания. Социология воспитания – формирование личности как конкретного носителя социальности с определенными мировоззренческими, нравственными, эстетическими установками и жизненными устремлениями в результате воспитания как целенаправленной деятельности общества.


С одной стороны, воспитание личности направленно на приобщение человека к ценностям культуры, с другой стороны – воспитание состоит в индивидуализации, в обретении личностью собственного «Я». При всей важности целенаправленной воспитательной деятельности решающее значение для формирования личности с сознательными чертами, принципами поведения, имеет все же само по себе влияние конкретных условий жизни.

Условия формирования личности

Нравственное формирование личности является важной составной частью процесса социализации индивида, вхождения его в социальную среду, усвоения им определенных социальных ролей и духовных ценностей – идеологии, морали, культуры, социальных норм поведения – и их реализации в различных видах социальной деятельности. Социализация индивида, его нравственное формирование обусловлены действием трех групп факторов (объективных и субъективных): – общечеловеческим опытом в сфере труда, общения и поведения; – материальными и духовными чертами данного социального строя и той социальной группы, к которой индивид принадлежит (экономические отношения, политические институты, идеология, модель, право); – конкретным содержанием производственных, семейных, бытовых и других социальных связей и отношений, составляющих личный жизненный опыт индивида.


Из этого следует, что нравственное формирование личности происходит под влиянием условий общественного существования. Но общественное существование – понятие сложное. Оно определяется не только тем, что характеризует общество в целом: господствующим типом производственных отношений, организацией политической власти, уровнем демократии, официальной идеологией, моралью и т.д., но и тем, что характеризует большие и малые социальные группы. Таковы, с одной стороны, крупные социальные общности людей, профессиональные, национальные, возрастные и иные демографические макрогруппы, а с другой – семья, школа, учебный и производственный коллективы, бытовое окружение, друзья, знакомые и прочие микрогруппы.


Индивид формируется под воздействием всех указанных пластов общества. Но сами эти пласты, их влияние на людей как по содержанию, так и по интенсивности неравнозначны. Общесоциальные условия наиболее мобильны: они в большей мере изменяются в результате социальных преобразований, в них быстрее утверждается новое, прогрессивное и изживается старое, реакционное. Макрогруппы медленнее и труднее поддаются социальным изменениям и потому отстают в своей социальной зрелости от общесоциальных условий. Наиболее консервативны малые социальные группы: в них сильнее и устойчивее старые, противоречащие коллективистской идеологии и морали взгляды, нравы и традиции.

Формирование личности в семье

Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связана общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Этот древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития: от родоплеменных форм общежития, до современный форм семейных отношений. Брак как устойчивый союз между мужчиной и женщиной возник в родовом обществе. Основа брачных отношений порождает права и обязанности.


Зарубежные социологи рассматривают семью как социальный институт лишь в том случае, если она характеризуется тремя основными видами семейных отношений: супружеством, родительством и родством, при отсутствии одного из показателей используется понятие "семейная группа". Слово "брак" происходит от русского слова "брать". Семейный союз может быть зарегистрированным или незарегистрированным (фактическим). Брачные отношения, регистрируемые государственными учреждениями (в ЗАГСах, Дворцах бракосочетания), называются гражданскими; освещенные религией - церковными. Брак - явление историческое, он прошел определенные стадии своего развития - от полигамии к единобрачию.


Урбанизация изменила уклад и ритм жизни, что повлекло за собой изменение и семейных отношений. Городская семья, не обремененная ведением большого хозяйства, ориентированная на самостоятельность и независимость, перешла в следующую фазу своего развития. На смену патриархальной семье пришла супружеская. Такую семью принято называть нуклеарной (от лат. ядро); в ее состав входят супруги и их дети). Слабая социальная защищенность, материальные трудности, испытываемые семьей в настоящее время, привели к сокращению рождаемости в России и формированию нового типа семьи - бездетной.


По типу проживания семья подразделяется на патрилокальную, матрилокальную, неолокальную и унилокальную. Рассмотрим каждую из этих форм. Матрилокальный тип характеризуется проживанием семьи в доме жены, где зятя называли "примаком". Длительный период на Руси был распространен патрилокальный тип, при котором жена после замужества поселялась в доме мужа и нарекалась "невесткой".Нуклеарный тип брачных отношений находит отражение в стремлении молодоженов жить самостоятельно, отдельно от родителей и других родственников.


Такой тип семьи называют неолокальным. Для современной городской семьи характерным типом семейных отношений можно считать унилокальный тип, при котором супруги проживают там, где есть возможность совместного проживания, в том числе снимая жилье в наем. Проведенный среди молодежи социологический опрос, показал, что молодые люди, вступающие в брачный союз, не осуждают браки по расчету. Лишь 33,3% респондентов осуждают такие браки, с пониманием к нему относятся -50,2%, а 16,5% даже "хотели бы иметь такую возможность". Современные браки "постарели". Средний возраст вступающих в брак за последние 10 лет увеличился среди женщин на 2 года, среди мужчин - на 5 лет. Тенденция, характерная для западных стран, создавать семью, решив профессиональные, материальные, жилищные и др. проблемы, наблюдается и в России.


Браки в настоящее время, как правило, разновозрастные. Обычно при этом один из членов брачного союза, чаще старший, берет на себя ответственность за решение экономических, хозяйственно-бытовых и других проблем. И хотя семейные психологи, например, Бендлер, считают оптимальной разницу в возрасте супругов 5-7 лет, для современных браков характерна разница в 15-20 лет (причем не всегда женщина является моложе мужчины). Изменение общественных отношений коснулось и проблем современной семьи.


В практике семейных отношений имеют место фиктивные браки. В такой зарегистрированной форме брак характерен для столицы и крупных промышленных и культурных центров России, основой их становится получение определенных выгод. Семья - сложная многофункциональная система, она выполняет ряд взаимосвязанных функций. Функция семьи - это способ проявления активности, жизнедеятельности ее членов. К функциям следует отнести: экономическую, хозяйственно-бытовую, рекреативную, или психологическую, репродуктивную, воспитательную.


Социолог А.Г.Харчев считает репродуктивную функцию семьи главной общественной функцией, в основе которой лежит инстинктивное стремление человека к продолжению своего рода. Но роль семьи не сводится к роли "биологической" фабрики. Выполняя эту функцию, семья является ответственной за физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка, она выступает своеобразным регулятором рождаемости. В настоящее время демографы отмечают снижение рождаемости в России. Так, в 1995 году новорожденные составили 9,3 на одну тысячу населения, в 1996 - 9,0; в 1997-8 новорожденных.


Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и становление ее требует целенаправленного, систематичного воздействия. Именно семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана (формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка. Поэтому выделение воспитательной функции семьи как основной имеет общественный смысл.


Для каждого человека семья выполняет эмоциональную и рекреативную функции, защищающие человека от стрессовых и экстремальных ситуаций. Уют и тепло домашнего очага, реализация потребности человека в доверительном и эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание, поддержка - все это позволяет человеку быть более стойким к условиям современной неспокойной жизни. Сущность и содержание экономической функции состоит в ведении не только общего хозяйства, но и в экономической поддержке детей и других членов семьи в период их нетрудоспособности.


На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Фактор (от лат. factor – делающий, производящий) – движущая сила, причина какого-либо процесса, явления (С.И. Ожегов).

К внутренним факторам относится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании, а также в деятельности и общении.

К внешним факторам относятся макро-, мезо- и микросреда природная и социальная, воспитание в широком и узком, социальном и педагогическом смысле.

Среда и воспитание – это социсиьные факторы, тогда как наследственность – биологический фактор.

Издавна ведутся дискуссии среди философов, социологов, психологов и педагогов о соотношении биологических и социальных факторов, о приоритетном значении тех или иных в развитии личности человека.

Одни из них утверждают, что человек, его сознание, способности, интересы и потребности определяются наследственностью (Э. Торндайк, Д. Дьюи, А. Кобс и др.). Представители этого направления возводят наследственные факторы (биологические) в абсолют и отрицают роль среды и воспитания (социальные факторы) в развитии личности. Они ошибочно переносят достижения биологической науки о наследственности растений и животных на человеческий организм. Речь идет о приоритете врожденных способностей.

Другие ученые считают, что развитие целиком зависит от влияния социальных факторов (Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, К. А. Гельвеций и др.) Они отрицают генетическую предрасположенность человека и утверждают, что ребенок от рождения – "чистая доска, на которой можно все написать", т.е. развитие зависит от воспитания и среды.

Некоторые ученые (Д. Дидро) полагают, что развитие определяется равным сочетанием влияния биологических и социальных факторов.

К. Д. Ушинский утверждал, что личностью человек становится не только под влиянием наследственности, среды и воспитания, но и в результате собственной деятельности, обеспечивающей формирование и совершенствование личностных качеств. Человек – не только продукт наследственности и обстоятельств, в которых проходит его жизнь, но и активный участник изменения, улучшения внешних факторов. Изменяя их, человек изменяет и самого себя.

Рассмотрим более подробно сущностную сторону влияния ведущих факторов на развитие и формирование личности.

Некоторые авторы, как отмечено выше, определяющую роль отводят биологическому фактору – наследственности. Наследственность – свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности. Наследственность обусловлена генами (в переводе с греческого "ген" означает "рождающий"), Наукой доказано, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека. Установлено, что именно наследственностью обусловлено то общее, что делает человека человеком, и то отличное, что делает людей столь непохожими друг на друга.

Что же человек наследует?

По наследству от родителей к детям передаются:

  • анатомо-физиологическая структура, отражающая видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (Homo sapiens): задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности;
  • физические данные: внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи;
  • физиологические особенности: обмен веществ, артериальное давление и группа крови, резус-фактор, стадии созревания организма;
  • особенности нервной системы: строение коры головного мозга и его периферических аппаратов (зрительного, слухового, обонятельного и др.), своеобразие нервных процессов, обусловливающее характер и определенный тип высшей нервной деятельности;
  • аномалии в развитии организма: дальтонизм (частичная цветовая слепота), "заячья губа", "волчья пасть";
  • предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера: гемофилии (болезни крови), сахарному диабету, шизофрении, эндокринным расстройствам (карликовости и др.).

Необходимо отличать врожденные особенности человека, связанные с изменением генотипа, от приобретенных, которые явились следствием неблагоприятных жизненных условий. Например, осложнений после болезни, физических травм или недосмотра при развитии ребенка, нарушения режима питания, труда, закаливания организма и т.д. Отклонение или изменение психики может наступать в результате субъективных факторов: испуга, сильных нервных потрясений, пьянства и аморальных поступков родителей, других отрицательных явлений. Приобретенные изменения не наследуются. Если не изменен генотип, то не наследуются также некоторые врожденные индивидуальные особенности человека, связанные с его внутриутробным развитием. К ним относятся многие аномалии, вызываемые такими причинами, как интоксикация, облучение, влияние алкоголя, родовые травмы и пр.

Чрезвычайно важен вопрос, наследуются ли интеллектуальные, специальные и моральные качества? А также, что передается детям: готовые способности к определенному виду деятельности или только задатки?

Установлено, что наследуются только задатки. Задатки – это анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей. Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной деятельности.

Различают задатки двух видов:

  • а) общечеловеческие (строение мозга, центральной нервной системы, рецепторов);
  • б) индивидуальные (типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования временных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, умственная работоспособность; особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга, органов и др.).

Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Они проявляются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий уровень развития способностей – талант, гениальность.

Некоторые ученые придерживаются концепции врожденных способностей (С. Берт, X. Айзенк и др.). Большинство отечественных специалистов – физиологов, психологов, педагогов – рассматривают способности как прижизненные образования, формирующиеся в процессе жизнедеятельности и в результате воспитания. Передаются не способности, а только задатки.

Унаследованные человеком задатки могут быть или реализованными, или нет. Будучи индивидуально-природной основой способностей, задатки являются важным, но недостаточным условием их развития. При отсутствии соответствующих внешних факторов и адекватной деятельности способности могут не развиться даже при наличии соответствующих задатков. И наоборот, ранние достижения могут свидетельствовать не об особых способностях, а, скорее, об адекватной имеющимся задаткам организации деятельности и воспитания.

Особенно острые дискуссии вызывает вопрос о наследовании способностей к интеллектуальной (познавательной, учебной) деятельности.

Одни ученые считают, что все люди получают от природы высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил и способны практически к неограниченному духовному развитию. Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Эти ученые не согласны с мнением, что уровень интеллекта передается от родителей к детям. Вместе с тем они признают, что наследственность может неблагоприятно влиять на развитие интеллектуальных способностей. Отрицательную предрасположенность создают клетки головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, некоторые психические заболевания.

Другая группа ученых считает доказанным фактом наличие интеллектуального неравенства людей. Его причиной признают биологическую наследственность. Отсюда вывод: интеллектуальные способности остаются неизменными и постоянными.

Понимание процесса передачи интеллектуальных задатков является очень важным, так как предопределяет практиче-ские цуги воспитания и обучения людей. Современная педагогика акцентирует внимание не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании условий для развития имеющихся у каждого человека задатков.

Важным является вопрос о наследовании специальных задатков и моральных качеств. Специальными называются задатки к определенному виду деятельности. К специальным относятся музыкальные, художественные, математические, лингвистические, спортивные и другие наклонности. Установлено, что люди, обладающие специальными задатками, достигают более высоких результатов, продвигаются более быстрыми темпами в соответствующей области деятельности. Это может проявляться уже в раннем возрасте, если созданы необходимые условия.

Специальные задатки наследуются. В истории человечества встречалось немало потомственных дарований. Известно, например, что у И. С. Баха в пяти поколениях его предков насчитывалось 18 известных музыкантов. Много талантливых людей было в роду Ч. Дарвина.

Особенно значимым является вопрос о наследовании нравственных качеств и психики. Долгое время господствовало утверждение, что психические качества не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Социальная сущность личности, ее нравственные основы формируются только прижизненно.

Считалось, что человек рождается ни злым, ни добрым, ни скупым, ни щедрым. Дети не наследуют моральных качеств своих родителей, в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении. Каким станет человек, зависит от среды и воспитания.

В то же время такие видные ученые, как М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, утверждают, что мораль человека биологически обусловлена. От поколения к поколению передаются нравственные качества, поведение, привычки и даже поступки как положительные, так и отрицательные ("яблоко от яблони недалеко падает"). Основанием для таких выводов служат данные, полученные при изучении поведения человека и животных. Согласно учению И. П. Павлова, и животным, и человеку присущи инстинкты и рефлексы, которые наследуются. Поведение высокоорганизованных живых существ в ряде случаев является инстинктивным, рефлекторным, основывающимся не на высшем сознании, а на простейших биологических рефлексах. Значит, моральные качества, поведение может наследоваться.

Вопрос этот очень сложный, ответственный. В последнее время позицию о генной обусловленности нравственности и социального поведения человека занимают отечественные ученые (П. К. Анохин, Η. М. Амосов и др.).

Кроме наследственности определяющим фактором развития личности является среда. Среда – это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияет географическая, национальная, школьная, семейная, социальная среда. К. последней относятся такие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и пр.

Дискуссионным остается вопрос о том, среда или наследственность оказывает большее влияние на развитие человека. Французский философ К. А. Гельвеций считал, что все люди от рождения обладают одинаковым потенциалом для умственного и нравственного развития, а различия в психических особенностях объясняются исключительно влиянием среды и воспитательными воздействиями. Реальная действительность понимается в этом случае метафизически, она фатально предопределяет судьбу человека. Индивидуум рассматривается как пассивный объект влияния обстоятельств.

Таким образом, всеми учеными признается влияние среды на формирование человека. Не совпадают лишь их оценка степени такого влияния на формирование личности. Это связано с тем, что абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретное ближнее и дальнее окружение человека, конкретные условия жизни. Понятно, что более высокий уровень развития достигается в той среде, где созданы благоприятные условия.

Важным фактором, влияющим на развитие человека, является общение. Общение – это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.

Личность формируется только в общении, взаимодействии с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Кроме перечисленных выше важным фактором, оказывающим влияние на формирование личности, является воспитание. В широком социальном смысле его нередко отождествляют с социализацией, хотя логику их отношений можно было бы охарактеризовать как отношение целого к частному. Социализация представляет собой процесс социального развития человека в результате стихийных и организованных воздействий всей совокупности факторов общественного бытия. Большинством исследователей воспитание рассматривается как один из факторов развития человека, представляющий собой систему целенаправленных формирующих влияний, взаимодействий и взаимоотношений, осуществляемых в различных сферах социального бытия. Воспитание – это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание), оно выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.

Воспитание позволяет преодолеть или ослабить последствия отрицательных влияний на социализацию, придать ей гуманистическую ориентацию, привлечь научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики. Социальная среда может воздействовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же целенаправленно руководит развитием в условиях специально организованной воспитательной системы.

Развитие личности возможно только в деятельности. В процессе жизни человек постоянно участвует в самых разнообразных видах деятельности: игровой, учебной, познавательной, трудовой, общественной, политической, художественной, творческой, спортивной и др.

Выступая как форма бытия и способ существования человека, деятельность:

  • обеспечивает создание материальных условий жизни человека;
  • способствует удовлетворению естественных человеческих потребностей;
  • содействует познанию и преобразованию окружающего мира;
  • является фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей;
  • дает возможность человеку реализовать свой личностный потенциал, достичь жизненных целей;
  • создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений.

Следует иметь в виду, что развитие личности при одинаковых внешних условиях во многом зависит от собственных усилий человека, от той энергии и работоспособности, которые он проявляет в различных видах деятельности.

На развитие личностных качеств большое влияние оказывает коллективная деятельность. Ученые признают, что, с одной стороны, при определенных условиях коллектив нивелирует личность, а, с другой стороны, развитие и проявление индивидуальности возможно только в коллективе. Такая деятельность способствует проявлению творческого потенциала личности, незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее гражданской позиции, в эмоциональном развитии.

В формировании личности велика роль самовоспитания. Оно начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своих действий. Субъективная постановка цели поведения порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой цели обеспечивает развитие личности.

Таким образом, процесс и результаты человеческого развития детерминируются как биологическими, так и социальными факторами, которые действуют не изолированно, а в комплексе. При разных обстоятельствах различные факторы могут оказывать большее или меньшее влияние на формирование личности. Как считает большинство авторов, в системе факторов если не решающая, то ведущая роль принадлежит воспитанию.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Важнейшими факторами развития личности являются наследственность, окружающая среда, воспитание, а также активность самой личности.

Первый фактор - наследственность, то есть воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями. Человек наследует анатомическое строение, физиологическое функционирование, тип обмена веществ в организме, тип и пластичность нервной системы, динамизм и скорость нервных реакций, безусловные рефлексы (пищевые, оборонительные, ориентировочные).

Однако есть биологические свойства, которые отличают одного человека от другого. Это природные задатки -индивидуальные, генетически закрепленные свойства, определяющие анатомо-физиологи-ческую предрасположенность к различным видам деятельности.

Природные задатки носят общий характер и не ориентированы на какой-либо конкретный вид деятельности. Например, ребенок может родиться с музыкальными задатками, а то, кем конкретно он станет – оперным или эстрадным певцом, композитором, дирижером или музыкантом-исполнителем – зависит от того, какой музыкальной деятельностью он будет заниматься. Поэтому формирование и развитие личностных качеств человека обусловлено условиями его жизни в обществе, то есть внешними факторами.

В процессе общественной жизни и деятельности у человека на основе природных задатков формируются способности - индивидуально-психологические особенности личности, наличие которых обеспечивает успешное выполнение человеком определенных видов трудовой деятельности.

Выделяют общие и специальные способности. Общие способности определяют успехи человека сразу во многих видах деятельности. Это «умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других». Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности. К ним можно отнести математические, музыкальные, лингвистические, литературные, художественно-творческие, технические, спортивные, организаторские, экономические и др. Общие и специальные способности могут гармонизировать между собой, взаимно дополнять, компенсировать, усиливать и обогащать друг друга.

Одна способность, сколь бы развита она ни была, еще не обеспечивает успешности более или менее сложной деятельности. Для это необходимо оптимальное сочетание ряда качеств личности. Сочетание способностей, которое создает основу для отличного выполнения сложной деятельности, называется одаренностью. Высокую степень одаренности называют талантом, а наивысшую - гениальностью. Одаренность, талант, гениальность – разные уровни проявления способностей личности.

Признаки гениальности: широкая эрудиция, напряженность внимания, огромная впечатлительность, интуиция, дар предвидения, могучая фантазия, оригинальность, высокий уровень работоспособности и самоорганизации, стремление к творческой деятельности.

Бесталанны те, кто не обнаруживает и не развивает свои способности.

Психолог Б.М. Теплов доказал, что типологические особенности нервной системы хотя и влияют на формирование психических свойств личности, однако не обусловливают их содержания.

Второй фактор - окружающая среда, то есть комплекс разнообразных внешних явлений, стихийно действующих на человека.

Географическая среда включает разнообразные природно-климатические условия и ресурсы. Она оказывает опосредованное влияние на развитие и формирование личности через образ жизни и характер трудовой деятельности человека.

В научных концепциях западных авторов имеются толкования о первостепенной роли географической среды. Народы, живущие в благоприятных географических условиях в разные исторические периоды «сбавили» темпы своего промышленного и социального развития, потребляя готовые дары природы. Народы северных территорий, наоборот, организовались, закалились в борьбе с суровыми условиями жизни, нарастили мощный интеллектуальный и промышленный потенциал.

Но все-таки в современных условиях, в век научного и технического прогресса географическая среда не может обеспечить решение программы развития личности и адаптацию ее к самостоятельной жизни и деятельности.

В значительной степени развитие человека определяет социальная среда: государственный строй и политика государства, наука, школа, обучение и воспитание, условия труда и быта, семья, культура и традиции государства, культура, литература, искусство, средства массовой информации. Это все дальняя среда. Она неодинакова на разных этапах общественного развития. Поэтому в разные исторические эпохи она формировала разный, присущий той или иной эпохе тип личности.

Ребенок, не впитавший в себя культуру общества, оказывается неприспособленным к социальной жизни, не может реализовать то, что заложено в нем самой природой. Вне общества ребенок не становится человеком. Но даже совокупное действие этих факторов не всегда обеспечивает формирование необходимых качеств личности.

Ближняя среда - это ближайшее окружение человека: семья, родственники, друзья, одноклассники.

Третий фактор - воспитание как целенаправленный, педагоги-чески организованный процесс формирования качеств и свойств личности, развития ее способностей.

Различные условия жизни людей и воспитания, принадлежность к разным социальным группам, взаимодействие и борьба их интересов развивают и формируют и различное сознание.

Воспитание не может изменить унаследованных физических данных, врожденный тип нервной деятельности, изменить состояние географической, социальной, домашней или других сред. Но оно может оказать формирующее влияние на развитие путем специальной тренировки и упражнений (спортивные достижения, укрепление здоровья, совершенствование процессов возбуждения и торможения, т.е. гибкости и подвижности нервных процессов), внести определяющий корректив в устойчивость природных наследственных особенностей.

При организации воспитания педагогам следует помнить, что разных виды деятельности оказывают различное влияние на развитие тех или иных способностей человека в разные его возрастные периоды. Развитие личности находится в зависимости от ведущего вида деятельности.

Практикой доказано, что целенаправленное воспитание обеспечивает развитие особых задатков, инициирует духовные и физические силы. Это подтверждают успехи педагогов-новаторов. Неправильное воспитание способно деструктурировать уже развитое в человеке, а отсутствие подобающих условий – вовсе остановить развитие даже особо одаренных личностей.

Порождаемые деятельностью новые потребности и наличные возможности их удовлетворения создают ряд последующих противоречий. Они выступают движущей силой развития личности. Такие противоречия возникают между возрастными физическими и духовными возможностями и старыми формами взаимоотношений, между сознанием и поведением, между новыми потребностями и прежними возможностями, между имеющимися способностями и потребностями более высокого уровня развития и т.д.

Четвертый фактор - активность самого человека как саморегулирующей, самодвижущей, саморазвивающейся, самовоспитыва-ющейся персоны. Во многом - человек творец самого себя.

Активность личности человека имеет два аспекта: чисто физическая и психическая. Эти два вида активности могут в отдельном человеке проявляться во множестве комбинаций: высокая физическая активность и низкая психическая; высокая психическая и низкая физическая; средняя активность та и другая; низкая активность та и другая и т.п.

Какой же фактор является главным? Для теории воспитания эта проблема имеет методологическое значение прежде всего потому, что в зависимости от ее решения определяется подход к педагогическому процессу.

В педагогике и психологии можно выделить по крайней мере три позиции по проблеме взаимодействия внешнего и внутреннего в процесса развития личности, принципиально не противоречащих друг другу, но существенно различающихся.

Первая позиция, принадлежащая А.С. Макаренко, состоит в том, что внешние воздействия вообще, а педагогически организованные тем более определяют сущность личности, социальные начала в ребенке, опосредуют внутренние условия его развития. Позиция выдающегося педагога во многом определялась особенностями проведенного им социально-педагогического эксперимента. Перед ним стояла задача перевоспитания, коренного преобразования внутреннего мира его воспитанников, того социально отрицательного, что составляло их взгляды, определяло внутренние побуждения, привычки поведения. Исходя из идеи ведущей роли социальных стимулов в воспитании, он стремился к тому, чтобы прямые и косвенные педагогические воздействия решительно изменили внутренний мир ребенка в соответствии с идеалами нового общества.

Позиция А.С. Макаренко, приведшая к успешному перевоспитанию педагогически запущенных детей, конечно, не должна абсолютизировать-ся. Несомненно, что задачи перевоспитания побуждали его делать больший акцент на внешних социальных стимулах и организационных началах. Развитие ребенка в условиях зрелого социалистического общества, как правило, позволяет больше опираться на его внутренний мир: интересы и стремления, сознательность и активность, гражданские чувства и совесть.

Вторая позиция, сформулированная С.Л. Рубинштейном, отстаивает тезис о том, что «внешние причины действуют через внутренние условия»1, которые сами зависят от внешнего воздействия. С.Л. Рубинштейн, так же как и А.С. Макаренко, признает обусловленность внутреннего внешним, но подчеркивает зависимость эффекта внешних воздействий от степени принятия их внутренним миром ребенка. Эффективность воспитательного воздействия зависит от того, насколько оно учитывает желания, стремления, психические состояния детей, направленность их личности. Однако эта позиция, как и позиция А.С. Макаренко, не может быть абсолютизирована без опасения впасть в другую крайность, оказаться в плену иллюзий «свободного воспитания», апологеты которого, как известно, утверждали, что не педагог формирует внутренний мир ребенка, а внутренние условия, существующие как некая изначальная сущность, ведут за собой воспитание.

Наконец, третья позиция, развиваемая А.Н. Леонтьевым, признавая точку зрения С.Л. Рубинштейна безоговорочно верной для случаев «того или иного воздействия» на личность, считает ее недостаточной для понимания «личности как особой целостности». «Мне представляется, – утверждает А.Н. Леонтьев, – что, для того чтобы найти подход к проблеме, следует с самого начала обернуть исходный тезис: внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим себя изменяет».Позиция А.Н. Леонтьева углубляет общий подход к проблеме, объясняя диалектику развития внутренних условий, самоизменяющихся в результате деятельности индивида. Однако необходимо иметь в виду, что внутреннее в личности: ее взгляды, убеждения, мотивы, интересы, способности – не возникает само по себе, безотносительно к внешним условиям и причинам и не изменяется вне взаимодействия с ними. Внутренний духовный мир личности представляет собою единство с внешним миром, изменяющимся в результате деятельности людей.

Каждая из рассмотренных позиций несет в себе много ценного и интересного, поскольку отражает ту или иную сторону единого и многогранного диалектического процесса формирования личности во взаимодействии с окружающей действительностью. Вместе с тем, думается, важно найти позицию, которая бы наиболее полно выражала всю совокупность взаимодействия внутреннего и внешнего на основе целостного понимания воспитательного процесса. Принципиальным в

этом смысле является признание как исходной посылки первичности внешних причин и воздействий по отношению к внутренним условиям формирующейся личности. Внутренние задатки, первые проблески духовности с самого начала как бы оплодотворяются и обогащаются внешними влияниями, формируются и активизируются под их воздействием и одновременно становятся условием преобразования влияний окружающей действительности. В принципе же существует постоянный процесс диалектического взаимодействия внешнего и внутреннего, в котором преобладает эффективность то внутреннего, то внешнего. Пользуясь пластичностью, изменчивостью внутренних условий, задача воспитателя как организатора внешних воздействий в том и состоит, чтобы сыграть ведущую роль в формировании растущей личности, привести ее к зрелости, активности и устойчивости внутренней позиции, сделать способной оценивать и контролировать все внешние воздействия.

Подлинно педагогическое воздействие выступает в качестве ведущего начала, катализатора по отношению к внутреннему миру ребенка, умело активизирует требуемую деятельность, организует самовоспитание, мастерски преодолевая ситуации неприятия и сопротивления в интересах и личности, и общества.

Рассмотрим типичные ситуации взаимодействия внешнего и внутреннего.

Прежде всего следует рассмотреть нормальную и потому наиболее типичную ситуацию, когда внешнее воздействие соответствует жизненным перспективам, возможностям ребенка, свободно принимается им и превращается в действенный стимул его общественной активности, совершенствования и обогащения внутренних условий. Это формула наиболее эффективного взаимодействия, ведущая к прочному единству внутреннего и внешнего, к стабильности и устойчивости поведения личности.

Например, ученик проявляет большой интерес к математике. Он легко и просто «расправляется» с программными задачками. Учитель предложил ему посещать математический кружок или факультатив. При этом в известной мере меняются их взаимоотношения. Они уже не просто воспитатель и воспитанник, а коллеги, обсуждающие интересные математические проблемы. Воздействие учителя на ученика в этих условиях становится исключительно эффективным.

Другая типичная ситуация взаимодействия возникает тогда, когда внешнее педагогическое воздействие не совпадает с устойчивыми настроениями и стремлениями ребенка. В этом случае требуется воспитательная работа, которая способствовала бы сознательному принятию его ребенком, приводила бы к пониманию необходимости той или иной деятельности.

Покажем это на примере. Подросток-семиклассник увлекся лошадьми. Он постоянно ходил на конный завод, ипподром, был знаком с зоотехником и конюхами, помогал ухаживать за животными. А учебу запустил. На все сетования по поводу своего отставания в ученых делах равнодушно отмалчивался. Узнав об увлечении ученика, педагог изменил тактику. Он договорился с зоотехником об общих требованиях к мальчику. Постепенно подросток вошел в нормальную учебную колею.

О третьей типичной ситуации взаимодействия можно говорить тогда, когда внешнее педагогическое воздействие не только не совпадает с внутренним миром ребенка, а открыто противоречит ему, с самого начала встречает защитную реакцию неприятия, игнорирования, активного сопротивления или лицемерного формального согласия.

Так было, например, с учеником VI класса, родители которого пьянствовали, скандалили, выгоняли его на улицу. В школе все раздражало мальчика. Всякое замечание вызывало бурную реакцию, приводившую нередко к срыву урока. Это было своеобразным протестом, эмоциональной разрядкой там, где, как он понимал, его уже никто не мог, не имел права обидеть.

Другой пример. Пятиклассник уже в первой четверти перестал ходить на уроки математики. На вопрос, почему он так поступает, последовал ответ: «А что мне там делать-то! Николай Иванович сказал, что я неспособный и все равно ничего не пойму. Так уж я лучше погуляю, чем бесполезно сидеть».

Итак, сделаем вывод: воспитание является важнейшим фактором формирования и развития личности. Только под влиянием научно обоснованного воспитания и создании соответствующих условий, учете особенностей нервной системы ребенка, обеспечении развития всех его органов, учете его потенциальных возможностей и включении в соответствующие виды деятельности индивидуальные природные задатки могут перерасти в способности.

Первичным агентом социального взаимодействия и отношений является личность.

Понятие «личность» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.

Личность – социальный облик чел-ка как субъекта общественных отношений и действий, отражающих совокупность соц. ролей, которые он играет в обществе. Чел-к может выступать сразу во многих ролях. В процессе исполнения этих ролей у него формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, представления, убеждения, интересы, склонности, которые в совокупности и образуют личность.

Неотъемлемыми, характерными чертами личности являются самосознание, ценностные социальные отношения, ответственность за свои поступки. Отсюда ясно, что личностью не рождаются, а становятся.

Формирование личности. Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и, начиная с некоторого этапа его развития. Новорожденного понимают как индивида, даже двухлетнего ребёнка, хотя он многое приобрёл из социального окружения.

Личность невозможна вне социальной деятельности и общения. Только включаясь в процесс исторической практики, индивид проявляет социальную сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориентации. Главная сфера становления человека – его трудовая деятельность .

Формирование личности , то есть становление социального “Я” - это процесс взаимодействия с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает “правилам жизни” другую.

Факторы развития личности:

Фактор – движущая сила, причина или обстоятельство в любом процессе или явлении побуждающее к действию.

Факторы, влияющие на развитие личности :

· наследственность;

· деятельность;

· воспитание.

Среда – те условия, которые окружают человека и оказывают влияние на его развитие.

Среда бывает 3 видов:

Биологическая (климат);

Социальная (общество);

Педагогическая (учителя, семья, коллектив).

Наследственность – это те психофизические и анатомофизиологические особенности, которые передаются от родителей к детям (задатки, морфологические признаки, темперамент, характер, способности).

Деятельность – форма бытия и способ существования человека, его активность, направленная на изменение и преобразование окружающего мира и самого себя.

Воспитание – целенаправленный специально-организованный процесс формирования личности.

Американский психолог Э. Эриксон (1902-1994) известен как представитель направления эго - психологии.

Он выделил 8 психосоциальных стадий развития личности .

1. Младенчество :базовоое доверие / базовоое недоверие . Первая стадия - от рождения до конца первого года - соответствует оральной стадии, по Фрейду. В этот период закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия, «уверенности». Главным условием выработки чувства доверия к людям Эриксон считаеткачество материнской заботы - способность матери так организовать жизнь своего маленького ребенка, чтобы у него возникло ощущение последовательности, преемственности, узнаваемости переживаний.

Надежда- это первое положительное качество Эго, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта «доверие - недоверие».

2. Раннее детство : автономия / стыд и сомнение . Этот период продолжается от одного до трех лет и соответствует анальной стадии, по Фрейду. Биологическое созревание создает основу для появления новых возможностей самостоятельного действия ребенка в целом ряде областей (например, стоять, ходить, карабкаться, умываться, одеваться, есть). На этой стадии происходит далеко не только приучение ребенка к горшку, а родители должны постепенно расширять возможности самостоятельного действия и реализации самоконтроля у детей. Идентичность ребенка на этой стадии может быть обозначена формулой: «Я сам» и «Я - то, что я могу».

Разумная дозволенность способствует становлению автономии ребенка. В случае постоянной чрезмерной опеки или же, напротив, когда родители ожидают от ребенка слишком многого, у него возникает переживание стыда, сомнение и неуверенность в себе.

Таким образом, при удачном разрешении конфликта Эго включает в себя волю, самоконтроль, а при негативном исходе - слабоволие.

3. Возраст игры : инициативность / вина . В дошкольном периоде, который Эриксон называл «возрастом игры», от 3 до 6 лет, разворачивается конфликт между инициативой и виной. Дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями, пробовать новое, контактировать со сверстниками. У ребёнка появляется дополнительная ответственность за себя, за более младших детей и домашних животных. На этой стадии ребенок легко идентифицирует себя со значимыми людьми (не только с родителями), с готовностью поддается обучению и воспитанию. На этой стадии в результате принятия социальных запретов формируется Супер-Эго, возникает новая форма самоограничения.

Родители, поощряя самостоятельные начинания ребенка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, развитию творческих способностей. Если же жестко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролируют и наказывают детей, то вызывают у них слишком сильное чувство вины, поэтому дети пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивному труду.

4. Школьный возраст : трудолюбие / неполноценность . Четвертый психосоциальный период соответствует латентному периоду в теории Фрейда. Соперничество с родителем своего пола уже преодолено. В возрасте от 6 до 12 лет происходит выход ребенка за пределы семьи и начинается систематическое обучение, восприимчивость к обучению чему-то, что значимо в рамках данной культуры (умению обращаться с инструментами, оружием, ремесленничеству, грамоте и научным знаниям).

Термин «трудолюбие», «вкус к работе» отражает основную тему данного периода. Эго-идентичность ребенка теперь выражается так: «Я - то, чему я научился».

Опасность этого периода состоит в появлении чувства неполноценности, или некомпетентности, сомнения в своих способностях или в статусе среди сверстников.

5. Юность : эго - идентичность / ролевое смешение. Юность, пятая стадия в схеме жизненного цикла Эриксона, считается самым важным периодом в психосоциальном развитии человека: «Юность - это возраст окончательного установления доминирующей позитивной идентичности Эго». Эриксон уделил очень большое внимание подростковому и юношескому возрасту, считая его центральным в формировании психологического и социального благополучия человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый (от 12-13 лет до примерно 19-20), подросток сталкивается с новыми социальными ролями и связанными с ними требованиями. Подростки оценивают мир и отношение к нему. Они размышляют, могут придумывать идеальную семью, религию, общественное устройство.

Осуществляется стихийный поиск новых ответов на важные вопросы: «Кто я? », «Куда я иду? », «Кем я хочу стать? ».

Возникает конфликт идентичности, которому могут способствовать резкие социальные, политические и технологические изменения, неудовлетворенность общепринятыми социальными ценностями. Подростки испытывают чувство своей бесполезности, душевного разлада, иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности, делинквентного (отклоняющегося) поведения. В случае негативного разрешения кризиса возникает «ролевое смешение», расплывчатость идентичности у индивидуума, которая приводит к неспособности выбрать карьеру или продолжить образование, иногда к сомнениям в собственной половой идентичности.

Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности, - это верность, способность сделать свой выбор, найти свой путь в жизни.

6. Молодость : достижение близости / изоляция . Шестая психосоциальная стадия продолжается от поздней юности до ранней зрелости (от 20 до 25 лет), обозначает формальное начало взрослой жизни. Это период получения профессии, ухаживания, раннего брака, начала самостоятельной семейной жизни.

Главная опасность на этой стадии заключается в излишней поглощенности собой или в избегании межличностных отношений, что ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции.

Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса «интимность/изоляция», - это любовь с романтической, эротической, сексуальной составляющей, но как способность вверять себя другому человеку.

7. Зрелость : продуктивность / инертность . Седьмая стадия приходится на средние годы жизни (от 26 до 64 лет); ее основная проблема - выбор между продуктивностью и инертнотью. Продуктивность выступает как забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену, - о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление.

Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности настолько выражена, что преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии - забота .

Те взрослые люди, кому не удается стать продуктивными, постепенно переходят в состояние поглощенности собой, они не заботятся ни о ком и ни о чем, лишь потворствуют своим желаниям. Это явление - «кризис старшего возраста» - выражается в чувстве безнадежности, бессмысленности

8. Старость : целостность эго/ отчаяние . Последняя психосоциальная стадия (от 65 лет до смерти) завершает жизнь человека. Приходится приспосабливаться к тому, что убывает физическая сила и ухудшается здоровье, привыкать к более скромному материальному положению и уединенному образу жизни, адаптироваться к смерти супруга и близких друзей, а также к установлению отношений с людьми своего возраста. В это время фокус внимания человека сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту, люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. По убеждению Эриксона, для этой последней фазы жизни характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько оценка всех прошлых стадий развития Эго. Чувство интеграции Эго основывается на способности человека оглядеть всю свою прошлую жизнь и смиренно, но твердо сказать себе: «Я доволен». Неотвратимость смерти больше не страшит, поскольку такие люди видят продолжение себя или в потомках, или в творческих достижениях. Эриксон полагает, что только в старости приходит настоящая зрелость и полезное чувство «мудрости прожитых лет». Но в то же время он отмечает: «Мудрость -«это осознание безусловного значения самой жизни перед лицом самой смерти»

На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок. Теперь, на закате жизни, они осознают, что уже слишком поздно начинать все сначала или искать какие-то новые пути, чтобы ощутить целостность своего Я.

Недостаток или отсутствие интеграции проявляется у этих людей в скрытом страхе смерти, ощущении постоянной неудачливости и озабоченности тем, что «может случиться».

Огромное влияние на развитие и формирование личности оказывает процесс социализации.

Процесс социализации есть одно из условий сохранения и развития социальной культуры; а также способ предупреждения и преодоления неизбежных конфликтов между личностным и социальным. То тесть процесс, в котором потребности личности удовлетворяются не во вред обществу, а интересы общества – не за счёт подавления прав и свобод личности.

В тоже время «социализация» – не пассивное усвоение «культурной программы». В процессе социализации происходит преобразование социального опыта в собственные установки, ценностные ориентации, социальные навыки. Её результат зависит от активного, деятельного участия в жизни общества. Такое понимание и побуждает педагогов воспользоваться термином «социализация» вместо «воспитание».

Социализация является и фактором развития личности. Рождение человека не обеспечивает его автоматического включения в деятельность общества. Ребёнок рождается с предрасположенностью к социальности, но существом социальным он становится, включая в себя такие социальные механизмы, как обучение, воспитание, освоение социальных ролей, взросление, адаптацию.

Сопоставление понятий «социализация» и «воспитание» показывает, что они оба включают в себя освоение нравственных норм. Но социализация направлена, прежде всего, на развитие духовного здоровья общества, а воспитание – на развитие духовности в личности. Однако следует учитывать, что первое без второго невозможно. В том случае, когда общество не стремится к поддержанию своего духовного здоровья, социализация в нём подменяется простой адаптацией. Поддержание общества основано на его стремлении к здоровью, устойчивому саморазвитию, гармоничности свободы, прав и обязанностей личности и социальных институтов. Стабильность, духовное здоровье общества невозможны без духовного развития личности. От уровня нравственной культуры общества зависит успех или неудача социальных преобразований. Несмотря на различие процессов воспитания и социализации они неразрывно соединены. И поскольку сферы воспитания и социализации в значительной мере пересекаются, то социализацию следует определять как процесс, имеющий целью и духовное здоровье общества, и духовное здоровье личности. На пересечении областей социализации и воспитания находится процесс индивидуализации личности.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png