Плисецкая как никто умела привлекать к себе талантливых людей. Мировой звездой со всеми положенными статусами она пришла на парижскую выставку мало кому известного скульптора Виктора Митрошина. А осмотревшись, вызвалась сказать приветственную речь - ее поразило, что талантливый "уральский мужик", не обученный ни языкам, ни светским манерам, своим ходом на машине привез в Париж скульптуры, и Париж ахнул. Такие истории Майе были очень по душе, так что дружба завязалась сама собой. Очарованный скульптор подарил балерине статуэтку - ее образ, и она так понравилась прототипу, что спустя какое-то время Плисецкая упрекнула поклонника: "Давно ты, Витюша, для меня ничего не лепил". И вскоре рассматривала эскиз статуэтки своей любимой роли Кармен. Скульптор готовил ее как подарок к 90-летию Плисецкой, к 20 ноября 2015 года. За полгода до этой даты Майи Михайловны не стало .

Но такой искренний сердечный дар не остался кабинетным. По инициативе знаменитого композитора, мужа и главной опоры балерины Родиона Константиновича Щедрина, статуэтка стала основой памятника. Только что, через полтора года после ухода Плисецкой и в день ее рождения 20 ноября его открыли в самом центре Москвы, в сквере на Большой Дмитровке между 12 и 16 домом. До родного дома Майи Плисецкой, Большого театра, отсюда рукой подать.

Конечно, между статуэткой и девятиметровым памятником громадная разница. Весь процесс Родион Щедрин контролировал лично. Его порыв поддержать память о балерине поддержало Министерство культуры РФ, и затем проект один за другим одобрили комиссия по монументальному искусству при Мосгордуме, представители Мосгорнаследия и Москомархитектуры. Технология такова, что комиссии принимают глиняную модель 30 - 50 см, утвержденную на художественном совете. В процессе "роста" ее подправляли и дорабатывали в рамках эскиза, на все ушло около трех месяцев. Только затем ее отлили в литейном цехе в подмосковных Химках, под надзором автора собрали и привезли в сквер. Сначала масштаб, а потом и точное место для установки искал архитектор проекта Алексей Тихонов. Чтобы не ошибиться, еще до запуска процесса он сделал силуэтный макет памятника в натуральную величину и "примерял" его к скверу, так что можно надеяться, что в монументальном облике столицы московская любимица, символ всего самого сильного и свободного, что есть в балете, точно нашла свое место.

Я прочитываю свой характер. Острые углы его. Порывистость, которой я накликала столько забот на свою голову

На открытии памятника присутствовали вице-премьер Ольга Голодец, министр культуры Владимир Мединский, главный дирижер, руководитель Мариинского театра, народный артист РФ Валерий Гергиев, супруг Плисецкой Родион Щедрин и многие другие.

Затраченные на памятник деньги, более 20 миллионов рублей, нашлись вне бюджета. Главную лепту внес фонд "Искусство, наука и спорт", а скульптор Виктор Митрошин в память о Майе отдал на производственный процесс свой гонорар. Балерина успела отозваться в своей книге о прежней его работе: "Скульптурный портрет Виктора Митрошина "Майя" кажется мне одной из самых удачных работ современных художников. Я прочитываю свой характер. Острые углы его. Порывистость, которой я накликала столько забот на свою голову. Даже судьбу свою вижу. И балетное призвание… Словом, схожесть очевидна. Но очевиден и острый глаз скульптора. Его темперамент. Воля. Божий дар". Все-таки любовь может материализоваться.

Прогуливаясь по центру Москвы, забрела в сквер на Большой Дмитровке – тот самый, где недавно открыли памятник Майе Плисецкой в образе Кармен.
Здесь же, кстати, располагается и громадное, во всю стену, граффити балерины, созданное бразильским художником Эдуардо Коброй.

Кто это? – заинтересованно расспрашивала своего деда девочка лет четырех, глядя на скульптуру.
- Самая известная русская балерина, Майя Плисецкая! – терпеливо объяснил ребенку пожилой мужчина.


– Очень талантливая. Танцевала «умирающего лебедя», это балет такой… Очень долго никто не мог ее в этом превзойти… Представляешь, выступала на сцене до 65 лет. Прожила долгую жизнь, и всегда оставалась стройной и изящной…
- Красивая! – с уважением ответила девочка.
– Она уже умерла? Жаль… А где она научилась так танцевать? А у меня так получится?..

Помню, сколько шума наделал памятник Майе Плисецкой в интернете в ноябре, когда только состоялось его открытие. Высказаться по поводу уместности нового монумента и его художественных качеств поспешили почти все, и очень немногие в позитивном ключе, как это у нас обычно бывает. Критиковать скульптуры в центре Москвы стало хорошим тоном.

Впрочем, про данный конкретный памятник все же высказывались довольно осторожно. Плисецкую у нас любят, и заслуженно. Кумир миллионов, нескольких поколений, настоящая звезда, своим трудом и талантом прославившая русский балет.

А я на днях убедилась, что памятник «работает» - привлекает внимание, заставляет остановиться и подумать. Дети смотрят и задают вопросы, взрослые рассказывают им о замечательной балерине, нашей гордости и частичке нашей истории. Да и сами вспоминают, заходят в интернет, читают, смотрят, восторгаются…

Кстати, идея создания памятника принадлежала не кому-нибудь, а... самой Плисецкой. Заняться созданием скульптуры она лично еще при жизни попросила своего давнего хорошего знакомого, скульптора Виктора Митрошина.

К сожалению, окончательного эскиза памятника Майя Михайловна уже не увидела. Тем не менее Митрошину помогали советами близкие люди Майи Михайловны – известная балерина Татьяна Предеина, а также любимый муж, с которым Майя Плисецкая прожила в любви и согласии половину века – Родион Щедрин.
На первый вариант эскиза, по воспоминаниям Митрошина, он отреагировал совсем без восторга:
- «Ну, это не балерина».
На второй: «Балерина, но не Майя».
И только третий одобрил: «Вот это - Майя!»…

Кстати, важная деталь: при создании памятника бюджет не пострадал.
Вся сумма, а это более 20 миллионов рублей, нашлись вне государственного кошелька. Главную лепту внес фонд "Искусство, наука и спорт" А.Б.Усманова, а скульптор Виктор Митрошин в память о Майе отдал на производственный процесс свой гонорар.
Замечательная инициатива, я считаю.
Потому что, например, монумент легендарной Галине Улановой в 2010 году к ее 100-летию Департаменту культуры «пробить» не удалось, равно как и некоторым другим великим артистам Большого…

А вы были у памятника Майе Плисецкой? Как он вам?

Памятник балерине Майе Плисецкой, появившийся в Москве, вызвал множество споров. В обществе опять раскол... Скажу честно, я принадлежу числу тех, кому памятник не понравился.
Но вот мнения моих уважаемых ЖЖ-друзей: москвоведа Алексея Дедушкина и преподавателя истории Сергея Воробьева. За и против...

Оригинал взят у a_dedushkin в Майя Плисецкая Оригинал взят у sergeyurich в Плисецкая или Кармен? Ни то, ни другое!

Вчера, 20 ноября 2016 года, в сквере имени Майи Плисецкой на Большой Дмитровке был открыт памятник великой балерине. Скульптором Виктором Митрошиным была создана 9-метровая статуя, которую одобрил супруг Плисецкой композитор Родион Щедрин:

При создании памятника была проблема. Дело в том, что, как утверждает заместитель министра культуры Александр Журавский: "Плисецкая не хотела ничего в бронзе, напоминающего персонально её. Поэтому мы приложили маскимум усилий, чтобы сделать изящный памятник, передающий грацию балерины. К тому же мы остановились на ее любимом образе - Кармен".

С моей точки зрения, этот памятник крайне неудачный.
И вот почему я так считаю:

Во-первых, балет как таковой, является искусством элитарным, камерным (вне зависости от вместительности зала Большого театра), поэтому и памятник действительно великой балерине никак не должен быть таким огромным. К чему этот гигантизм?
Во-вторых, на памятнике все-таки получилась бронзовая Плисецкая, против чего она возражала. Грациозна ли эта скульптура? Да! Но пусть я повторяюсь, грациозность не очень сочетается с монументальностью.

И, наконец, возникает вопрос, читали ли автор памятника и замминистра культуры первоисточник - новеллу Проспера Мериме "Карман", посвященную описанию нравов цыган? А ведь именно цыганкой была роковая работница табачной фабрики Севильи. Насколько Майя Плисецкая похожа на цыганку? (Впрочем, это риторический вопрос).

И ещё: неужели скульптор Митрошин и чиновник от культуры Журавский никогда не были в Севилье, где установлен памятник героине новеллы Мериме?

Ну как? Похожа ли Кармен в исполнении андалузцев на Майю Плисецкую?

Правда, нужно заметить, что в новелле Проспера Мериме ревнивый дон Хосе зарезал коварную изменщицу Кармен вовсе не в центре Севильи, а в лесу. Но кто же будет устанавливать памятник пусть даже литературному персонажу в лесной чаще, если есть свободное место в центре Севильи, неподалеку от той самой табачной фабрики (впрочем, больше похожей на дворец; сейчас здесь располагается университет Севильи):

В оправдание андалузцам можно сказать, что их памятник посвящен столько не персонажу новеллы Проспера, сколько той танцовщице фламенко, которая выведена в опере Жоржа Бизе.
Кармен - танцовщица фламенко - изначально цыганского танца, ставшего национальным танцем южной Испании и в особенности Андалузии! Фламенко, а не балета!


А вам, мои уважаемые друзья и читатели, нравится новый московский памятник?
Было бы интересно узнать ваше мнение.

Сергей Воробьев.


Сохранено

Сегодня в Москве, на Большой Дмитровке, открыли памятник Майе Плисецкой.

Как ранее рассказал архитектор проекта Алексей Тихонов, основной идеей воплощения скульптуры было создать иллюзию парения балерины в образе Кармен на фоне неба. Митрошин отмечал, что старался создать не просто фигуру балерины, но максимально воплотить образ самой артистки. Автором скульптуры стал заслуженный художник России Виктор Митрошин, который был лично знаком с балериной.

Ну, не знаю. Мне кажется, Майя Михайловна достойна большего. Слишком примитивно и неэлегантно.

А как вам?

Как-то так...

Мне кажется, памятник получился слишком вульгарным и примитивным. Он больше напоминает не балерину, а стриптизершу. Чтобы передать красоту Плисецкой и ее танца нужен невероятный талант. Даже не знаю, кто бы мог хорошо решить такую задачу. В данной работе она и близко не решена. Вызывает у вас этот памятник хоть какие-то эмоции? Замирает сердце? Восторг? Вау? Никаких. Нет в этом памятнике и близко той энергетики, которую дарила зрителям Майя Михайловна. Танец Плесецкий завораживает. Памятник – кусок бездушного металла. Изображать жизнь в такой форме – преступление.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png