Даниель Фо родился около 1660 года недалеко от Лондона в семье зажиточного торговца. Аристократическую приставку «Де» он добавил к своей фамилии гораздо позже. Родители хотели видеть Даниеля пастором, поэтому живой и любознательный мальчик окончил школу, а затем семинарию. Но Дефо внезапно занялся предпринимательством.

Он был владельцем чулочной фабрики, завода по производству черепицы, ввязывался во множество других коммерческих авантюр. По собственным словам Даниеля, он 12 раз богател и разорялся. По делам Дефо объездил почти всю Европу, выучил несколько иностранных языков. Он удачно женился на девушке с богатым приданым, которая родила ему 8 детей.

С 1701 года начали выходить и быстро завоевывать популярность острые политические памфлеты Дефо. С 1704 по 1713 год он редактировал популярную газету «Ревю». Дефо внес много нового в журналистику, в частности, использовал жанр интервью и криминальной хроники. А его экономические и политические статьи были написаны на высоком профессиональном уровне.

В 1705 году после масштабной коммерческой авантюры Дефо окончательно разорился и попал в тюрьму, откуда его вызволил министр Роберт Харли. На высокого чина произвел впечатление проект Даниеля об организации разведывательной спецслужбы. Дефо было предложено возглавить эту службу. Даниель затем не только руководил агентурной сетью, но и часто сам принимал участие в операциях.

В 58 лет Дефо ушел с политической арены и полностью посвятил себя литературной деятельности. Его первый роман «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» имел феноменальный успех. Дефо написал два продолжения «Робинзона Крузо», а также несколько других романов. Но не один из них не стал настолько популярным.

Прообразом Робинзона был матрос Александр Селькирк, проживший на необитаемом острове четыре года. В этом произведении достоверно изображено взаимодействие человека с природой, формирование характера под воздействием внешних обстоятельств. На примере своих героев Дефо показывает, что человек способен упорным трудом преодолеть любые природные силы, подчинить их себе, обогащая и приумножая, а не разрушая.

Робинзона отличают мужество, сила воли и огромное трудолюбие. Лучшие человеческие качества в романе представляет абориген Пятница. Он оказывает большое влияние на Робинзона, меняя его мировоззрение и заставляя с большей добротой и пониманием относиться к людям.

Французский просветитель Жан-Жак Руссо обратил особое внимание на воспитательное значение «Робинзона Крузо» и порекомендовал его для обязательного чтения подросткам. К концу XVIII века этот роман был переведен на основные европейские языки и выдержал бесчисленное количество изданий. «Робинзон Крузо» породил множество переделок и подражаний, создав особый цикл робинзонад.

Особенность художественных произведений Дефо – вера в огромные возможности человека. Его романы написаны простым и четким языком, практически без пейзажных сцен, а повествование всегда ведется от лица главного героя. Благодаря этому приему, романы Дефо воспринимаются читателями как подлинные приключения реальных людей.

В романе «Радости и горести Молль Флендерс» Дефо прослеживает все взлеты и падения женщины под влиянием общественной обстановки. Молль вынуждена встать на преступный путь. Автор достоверно изображает, как меняется характер главной героини, показывает ее превращение в известную воровку, отслеживает все обстоятельства, которые приводят к падению женщины. А героиню другого романа «Счастливая куртизанка, или Роксана» на путь порока толкает не нищета, а страсть к роскоши.

Реалистичные зарисовки героев преступного общества изображены также в романах «История полковника Джека» и «Жизнь, приключения и пиратские подвиги прославленного капитана Синглтона». Дефо поднимает проблему справедливого и разумного общественного устройства, при котором такие волевые, незаурядные личности не становятся пиратами и разбойниками, а приносят пользу государству.

Известно, что писатель родился в 1660 году в Лондоне в семье мясоторговца. Отец хотел видеть его пастором (семья была присвиторианская), и будущий писатель даже обучался в духовной семинарии, но, по непонятным причинам, от духовной карьеры пришлось отказаться и Даниэль, как и его отец, занялся торговлей.

С 1681 года он начинает писать стихи на религиозные темы. В 1685 году принял участие в восстании Монмута против Якова II Стюарта, потом поступил в Ньюингтонскую академию, где изучал греческий и латынь, а после ее окончания опять занялся торговлей и много путешествовал по Европе, изучая языки, впитывая быт и нравы людей.

Торговец, писатель, шпион

В 1697 он написал свое первое крупное литературное произведение и научный трактат, потом опубликовал несколько сатирических произведений, в которых высмеивал ксенофобию. За одно из них даже был приговорен к позорном столбу и тюремному заключению. Через некоторое время он был выпущен на свободу и продолжил заниматься предпринимательством.

Известно, что Дефо не просто занимался торговлей, но и шпионил для английского короля; некоторые даже считают, что какое-то время он был главой «разведслжбы» Британии (не состоял официально на государственно службе, но имел огромное влияние на короля и правительство, к его мнению прислушивались; вероятнее всего, его выпустили из тюрьмы только потому, что взяли с него обещания начать активно шпионить в пользу государства).

В 1719 году Дефо написал и издал свой лучший роман «Робинзон Крузо». За основу он взял реальные события, произошедшие в 1704 году. Этот роман не только о простом выживание человека в дикой природе, этот роман – гимн цивилизации и своеобразная ретроспектива пути, проделанного человечеством: от варварства (собирательства и охоты) к прогресс (земледелию, скотоводству, ремеслу).

Другие варианты биографии

  • В 1724 году писатель под псевдонимом Чарльз Джонсон опубликовал произведение под названием «Всеобщая история пиратства» (впервые опубликована в России в 1999 году). Это невероятно интересное произведение, основанное на документах, которые хранились в Министерстве колонии Британии. В этой книге содержится максимально достоверное описание жизни и приключений таких пиратов, как Бартоломью Робертса, Черной Бороды, Стида Боннета, Джона Рэкхема.
  • Мало кому известно, что Даниэль Дефо написал продолжение приключений капитана Крузо. Причем действия романа-продолжения происходят в так называемой Великой Татарии (современная Россия, Монголия и Татарстан). Автор не только описывает природу Великой Татарии, но и пытается раскрыть в своем произведении историю, быт, нравы народов, ее населяющих (русских, сибирских казаков, татар, монголов, китайцев).
  • Краткую биографию Даниэля Дефо изучают обычно в 5 классе, когда на уроках литературы знакомятся с таким произведением, как «Робинзон Крузо».
  • Дефо, известный большинству читателей как автор романа «Робинзон Крузо», написал большое количество самых разнообразных произведений (некоторые специалисты насчитывают более 500): памфлеты и научные эссе, романы до сатирические рассказы, поэмы и эссе от первого лица. Писатель считается основателем такого направления как экономическая журналистика.
  • Известно, что в своих публицистических работах Дефо пропагандировал веротерпимость, свободу слова и буржуазное здравомыслие, что было крайне необычно для того времени.

Биография

Родился в семье мясоторговца пресвитерианца , готовился в пасторы, но от церковной карьеры вынужден был отказаться. Окончив Ньюингтонскую академию, где изучал греческий и латинский языки и классическую литературу , стал приказчиком у оптового чулочного торговца. По торговым делам часто бывал в Испании и Франции , где ознакомился с жизнью Европы и усовершенствовался в языках.

Впоследствии сам был одно время владельцем чулочного производства и затем сначала управляющим, а потом и владельцем большого кирпично-черепичного завода, но разорился. В общем Дефо был предприниматель-делец с авантюристической жилкой - тип, распространённый в ту эпоху. Он был также одним из самых активных политиков своего времени. Талантливый публицист , памфлетист и издатель , он, не занимая официально никакой государственной должности, одно время оказывал большое влияние на короля и правительство .

Публицистика

Литературную деятельность Дефо начал политическими памфлетами (анонимными) и газетными статьями. Проявил себя как талантливый сатирик -публицист . Писал на разные политические темы. В одном из своих произведений - «Опыт проектов» - он предлагает усовершенствовать пути сообщения, открыть банки, сберегательные кассы для бедных и страховые общества. Значение его проектов было огромно, если принять во внимание, что в то время почти ничего из предлагаемого им не существовало. Функции банков выполняли ростовщики и ювелиры -менялы. «Английский банк », один из центров мирового финансового капитала в настоящее время, лишь открылся в то время.

Особенно широкую популярность Дефо приобрёл со времени появления его памфлета «Истинный англичанин». Восемьдесят тысяч экземпляров было продано полулегально на улицах Лондона в течение нескольких дней. Появление этого памфлета было обусловлено нападками аристократии на защищавшего интересы буржуазии короля Вильгельма III . Аристократы нападали в частности на короля за то, что он был не англичанин, а чужеземец, плохо даже говоривший по-английски. Дефо выступил в его защиту и, не столько защищая короля, сколько нападая на аристократию , доказывал, что древние аристократические роды ведут своё начало от норманнских пиратов , а новые - от французских лакеев , парикмахеров и гувернёров, хлынувших в Англию во время реставрации Стюартов . После издания этого памфлета Даниель Дефо близко сошелся с королем и оказал громадные услуги английской буржуазии в деле получения ею торговых привилегий и закрепления их парламентскими актами. Истинный сын своего бурного века, Дефо не раз испытывал превратности судьбы: пускался в рискованные авантюры, разорялся, богател, снова разорялся и снова наживал капитал . Он испробовал профессии торговца, моряка , журналиста , шпиона , политического деятеля, а в возрасте 59 лет стал писателем.

Буржуазия вела борьбу с аристократией на всех фронтах, в частности и в области религии . И Дефо выступил с ехидным памфлетом под названием «Кратчайший способ расправы с диссидентами ». Аристократы и фанатики из духовенства эту сатиру приняли всерьёз, и совет расправиться с диссидентами виселицей сочли откровением, равным Библии . Но когда выяснилось, что Дефо довёл доводы сторонников господствующей церкви до абсурда и тем окончательно их дискредитировал, церковь и аристократия сочли себя скандализованным, добились ареста Дефо и суда над ним, которым он и был приговорён к семи годам тюремного заключения, штрафу и троекратному выставлению к позорному столбу .

Этот средневековый способ наказания был особенно мучителен, так как давал право уличным зевакам и добровольным лакеям духовенства и аристократии издеваться над осуждённым. Но буржуазия оказалась настолько сильной, что сумела превратить эту кару в триумф своего идеолога: Дефо был осыпан цветами. Ко дню стояния у позорного столба находившемуся в тюрьме Дефо удалось напечатать «Гимн позорному столбу». В нём он громит аристократию и объясняет, за что его выставили на позор. Этот памфлет толпа распевала на улицах и на площади, в то время как приговор над Дефо приводился в исполнение.

«Робинзон Крузо»

Первое издание

К художественному творчеству Дефо обратился поздно. На пятьдесят восьмом году жизни он написал своего «Робинзона Крузо». Несмотря на это, литературное наследие, оставленное им, огромно. Вместе с публицистикой насчитывается свыше 250 произведений Дефо. В настоящее время его многочисленные произведения известны только узкому кругу специалистов, но «Робинзон Крузо», читаемый как в крупных европейских центрах, так и в самых захолустных уголках земного шара, продолжает переиздаваться в огромном количестве экземпляров. Изредка в Англии переиздается ещё «Капитан Сингльтон».

«Робинзон Крузо» - ярчайший образец так называемого авантюрного морского жанра , первые проявления которого можно обнаружить в английской литературе XVI века . Развитие этого жанра, достигающего своей зрелости в XVIII веке , обусловлено развитием английского торгового капитализма.

Некоторые «Путешествия» писались в форме дневника , другие - в форме отчёта или докладной записки, третьи имели повествовательную форму, но выдержанностью изложения не отличались. «Дневник» прерывался повествованием, в повествования включался дневник, в зависимости от требований точности передачи. Если требовалась особенная точность передачи разговора с каким-нибудь лицом, разговор записывался в форме драматического диалога; если требовалась точная передача последовательности ряда событий, они записывались в форме дневника с подразделением на часы и минуты; если требовалось описать что-либо менее детально, прибегали к повествованию.

Но всегда в такого рода произведениях господствовала максимальная точность. Однако документальный жанр путешествий ещё до появления «Робинзона Крузо» обнаруживал тенденцию перейти в жанр художественный. В «Робинзоне Крузо» и завершился этот процесс изменения жанра путём накопления элементов вымысла. Но Дефо использует стиль «Путешествий». Его особенности, имевшие определённое практическое значение, в «Робинзоне Крузо» становятся литературным приёмом: язык Дефо также прост, точен, протоколен. Ему совершенно чужды специфические приёмы художественного письма, так называемые поэтические фигуры и тропы .

В «Путешествиях» нельзя встретить, например, «бесконечное море», а лишь точное указание долготы и широты в градусах и минутах; солнце не восходит в каком-нибудь «абрикосовом тумане», а в 6 ч. 37 м; ветер не «ласкает» паруса, не «легкокрылый», а дует с северо-востока; они не сравниваются например по белизне и упругости с грудями молодых женщин, а описываются, как в учебниках мореходных школ. Возникающее у читателя впечатление полной реальности приключений Робинзона обусловлено этой манерой письма. Дефо тоже прерывает повествовательную форму драматическим диалогом (разговор Крузо с Пятницей и матросом Аткинсом), Дефо вводит в ткань романа дневник и запись конторской книги, где в дебет записывается благо, в кредит - зло, а в остатке получается все же солидный актив .

В своих описаниях Дефо всегда до мелочи точен. Мы узнаем, что доску для полки Крузо делает 42 дня, лодку - 154 дня, читатель вместе с ним продвигается шаг за шагом в работе и как бы вместе с ним преодолевает трудности и терпит неудачи. Крузо терпит много неудач.

Буржуа не закрывал глаза на то, что в мире борьбы не все идёт гладко. В борьбе с природой и людьми он препятствия преодолевал, на неудачи не жаловался, не роптал. Мир хорош, но мир неорганизован, везде бесхозяйственность. На какой бы точке земного шара Крузо ни очутился, везде он смотрит на окружающее глазами хозяина, организатора. В этой своей работе он с одинаковым спокойствием и упорством смолит корабль и обливает горячим варом дикарей, разводит ячмень и рис, топит лишних котят и уничтожает людоедов, угрожающих его делу. Все это делается в порядке обычной повседневной работы. Крузо не жесток, он гуманен и справедлив в мире чисто буржуазной справедливости.

Первая часть «Робинзона Крузо» разошлась сразу в нескольких изданиях. Дефо подкупал читателей простотой описаний реальных путешествий и богатством вымысла. Но «Робинзон Крузо» никогда не пользовался широкой популярностью в среде аристократии. Дети аристократии не воспитывались на этой книге. Зато «Крузо», с его идеей перерождения человека в труде, всегда был любимой книгой буржуазии, и на этом «Erziehungsroman’е» построены целые системы воспитания. Ещё Жан Жак Руссо в своём «Эмиле» рекомендует «Робинзона Крузо» как единственное произведение, на котором должно воспитываться юношество.

Буржуазные писатели охотно подражали «Робинзону Крузо». Из громадной литературы «Робинзонад» можно отметить «Нового Робинзона» Кампе (), в котором развит элемент индивидуализма : Робинзон очутился на острове без всяких запасов и инструментов и должен был все начинать голыми руками. «Швейцарский Робинзон» Висса заострён в сторону коллективизма : Робинзон очутился на острове с четырьмя сыновьями, разными по характеру и индивидуальным наклонностям. В первом «Робинзоне» ставится проблема развития производительных сил, во втором - развития общественных форм, разумеется с точки зрения буржуазии.

Во всей остальной массе переделок центром служит жизнь Робинзона на острове, рассматриваемая с разных точек зрения. Другой характер «Робинзонада» приняла у так называемых продолжателей Дефо. Наиболее видные - Т. Смоллетт и Ф. Марриет . У них резко проявился уклон в сторону морской романтики и проповеди великодержавного британского империализма , обусловленной последующим этапом развития английской буржуазии, её укреплением в колониях, достижением мирового могущества.

Влияние романа Дефо на европейскую литературу не исчерпывается порождённой им «Робинзонадой». Оно и шире и глубже. Дефо своим произведением ввёл чрезвычайно популярный впоследствии мотив опрощения, одиночества человека на лоне природы, благотворности общения с ней для его нравственного совершенствования. Этот мотив был развит Руссо и многократно варьировался его последователями (Бернарден де Сен Пьер и др.).

Многим обязана «Робинзону» и техника западно-европейского романа. Искусство изображения характеров у Дефо, его изобретательность, выразившаяся в использовании новых ситуаций, - все это было большим достижением. Своими философскими и т. п. отступлениями, искусно переплетавшимися с основным изложением, Дефо поднял значение романа среди читателей, превратил его из книги для занятного времяпрепровождения в источник важных идей, в двигатель духовного развития. Этот приём был широко использован в XVIII веке .

Характерно, что современник Дефо - Свифт - стал известен в России с середины XVIII века , а произведения Байрона и В. Скотта читались почти одновременно в Англии и России. Но зато со времени появления в России не только читателя-аристократа «Робинзон» не перестает переводиться и издаваться в разном объёме.

См. также

Библиография

  • The True Relation of the Apparition of one Mrs. Veal, ;
  • Robinson Crusoe, ;
  • Captain Singleton, ;
  • Moll Flanders, ;
  • Colonel Jack, ;
  • Journal of the Plague Year, ;
  • A Tour through Great Britain, - ;
  • A New Voyage round the World, ;
  • The Complete English Tradesman (апология наживы), - ;
  • The Political History of the Devil, ;
  • System of Magic, ;
  • Essay on the Reality of Apparitions, . Изд. Д.: Scott, ; Hazlitt, 1840; Bohn, - - ; Aitken, 16 vv, ;
  • G. H. Moynadier, 16 vv. ;
  • Boston, Constable’s sumptuous reprints, - ;
  • «Abbey Classics» series. Переводы и издания в России: Робинзон Крузо, в двух частях, перев. с франц., СПб., ;
  • Робинзон Крузо, в двух тт. 200 рисунков Гранвилля, гравированных на камне и отпечатанных в два тона, новый перев. с франц., М., ;
  • Робинзон Крузо, перев. П. Кончаловского, М., ;
  • перев. М. Шишмаревой и З. Журавской, СПб., ;
  • перев. Л. Мурахиной, изд. Сытина, М., , изд. 4-е, и мн. др.
  • Радости и горе знаменитой Молл Флэндерс, перев. П. Кончаловского, «Русское богатство», ЇЇ 1-4, отд. изд., М., , со ст. В. Лесевича, Г. Геттнера, Тэна, П. С. Когана, В. М. Фриче;
  • Всеобщ. история литературы, под ред. Корша и Кирпичникова;
  • Каменский А. Даниель Дефо, его жизнь и деятельность, СПб., (в биографич. серии Павленкова);
  • Залшупин А., Англ. публицист XVII в., «Наблюдатель», , Ї 6;
  • Лесевич В., Даниель Дефо как человек, писатель и общественный деятель, «Русск. богатство», , ЇЇ 5, 7, 8;
  • Его же, По поводу «Молл Флэндерс» Д. Дефо, «Русск. богатство», , Ї 1;
  • Алферов А. и др., «Десять чтений по литературе», М., , изд. 2-е, М., . Биографии Д. (англ.): Chambers, ; Lee, ; Morley H., ; Wright, ; Whitten, 1900.
  • Lamb, Hazlitt, Forster, Leslie Stephen, Minto, Masefield, W. P. Trent (Cambridge History of English Literature). На франц. яз.: Dottin, 3 vv., . На немец. яз.: Horten F., Studien über die Sprache Defoe’s, Bonn, ;
  • Schmidt R., Der Volkswille als realer Faktor des Verfassungslebens und D. Defoe, ;
  • Dibelius, Der englische Roman. На англ. яз.: Secord A. W., Studies in the narrative method of Defoe, . Разыскания в области текста - Lannert G. L., . Об источниках «Робинзона Крузо»: Nicholson W., ; Lucius L. Hubbard, ;
  • Lloyd’s Catalogue of edition of Robinson Crusoe and other books by and ref. to Defoe, L., .

О нём

Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929-1939 .

Wikimedia Foundation . 2010 .

родился в Лондоне в семье Джемса Фо, торговца мясом и свечного фабриканта. Свою фамилию писатель впоследствии изменил на Дефо.
Интересы семьи, в которой вырос Даниэль, составляли торговля и религия. Отец Даниэля по своим религиозным взглядам был пуританином, диссидентом. Верность кальвинизму, непримиримое отношение к господствующей англиканской церкви были для английских купцов и ремесленников своеобразной формой защиты их буржуазных прав в годы политической реакции и реставрации Стюартов (1660-1688).
Отец Даниэля, заметив исключительные способности сына, отдал его в диссидентскую школу, носившую название академии и готовившую священников для гонимой пуританской церкви.
Дефо отказался от будущности священника и занялся торговлей. В течение всей своей жизни Дефо оставался коммерсантом. Он был чулочным фабрикантом и торговым посредником по вывозу из Англии тканей и ввозу вин. Впоследствии он стал владельцем черепичного завода. В качестве торгового посредника он много путешествовал по Европе, особенно долго пробыл в Испании и Португалии. Самые разнообразные коммерческие планы возникали в голове Дефо, он затевал все новые и новые предприятия, обогащался и разорялся вновь. В то же время он принимал активное участие в политических событиях своей эпохи.
В так называемой «славной революции» 1688 года Дефо принял посильное участие. Он вступил в армию Вильгельма, когда тот высадился на английском берегу, а затем в составе почетного караула, выставленного богатейшими купцами, присутствовал при триумфальном шествии короля.
В последующие годы Дефо вместе с буржуазной партией вигов активно поддерживал все мероприятия Вильгельма III Оранского. Он выступил с рядом памфлетов в защиту его внешней политики и обширных военных ассигнований, предназначенных для войны с Францией. Но особенно большое значение имел его стихотворный памфлет «Чистокровный англичанин» (1701), направленный против дворянско-аристократической партии. В памфлете Дефо защищает Вильгельма III от его врагов, кричавших, что голландец не должен управлять «чистокровными англичанами». Памфлет имел резкую антифеодальную окраску. Дефо отрицает самое понятие «чистокровный англичанин», так как английская нация образовалась в результате смешения различных национальностей, в результате завоевания британских островов римлянами, саксами, датчанами и норманнами. Но с наибольшей резкостью он обрушивается на английских аристократов, гордящихся «древностью рода». Недавние выходцы из буржуазии, они приобрели гербы и титулы за деньги и, забыв о своем буржуазном происхождении, кричат о дворянской чести, о дворянском достоинстве.
Писатель призывает английских аристократов признать уже совершившийся классовый компромисс, забыть о мнимой дворянской чести и окончательно пойти за буржуазией. Достоинство человека отныне должно измеряться его личными заслугами, а не блестящим титулом. Сатирические выпады против дворянства обеспечили памфлету успех в самых широких читательских кругах. Вильгельм III, довольный поддержкой талантливого памфлетиста, стал оказывать Дефо постоянное покровительство.
Смерть Вильгельма III в 1702 г. положила конец тем надеждам, которые Дефо возлагал на этого короля. Он с негодованием обрушился в своем памфлете «Притворные плакальщики» на дворян-ториев, радовавшихся смерти Вильгельма.
Царствование королевы Анны (дочери Иакова II) было ознаменовано временной политической и религиозной реакцией. Анна ненавидела пуритан и втайне мечтала о полной реставрации Стюартов. При ее содействии в 1710 г. произошел торийский переворот в парламенте. Еще раньше под ее покровительством началось жестокое преследование пуритан-диссидентов. Епископы и пасторы, фанатики англиканской церкви, открыто призывали в своих проповедях к расправе с диссидентами.
Дефо чувствовал себя несколько одиноким в своей собственной пуританской партии, так как его возмущали проявления всякого рода религиозного фанатизма. Но в эти трудные для пуритан годы он с неожиданным пылом выступил в их защиту. Писатель избрал для этого путь пародии и литературной мистификации и выпустил в 1702 г. анонимную брошюру «Кратчайший способ расправы с диссидентами». Брошюра была написана от лица Представителя англиканской церкви, призывающего к полному истреблению диссидентов. В этом памфлете-пародии анонимный автор советовал уничтожать английских пуритан, как некогда во Франции уничтожали гугенотов, предлагал заменять виселицами пени и штрафы, а в заключение рекомендовал «распять этих разбойников, распинавших доселе святую англиканскую церковь».
Эта мистификация была настолько тонкой, настолько воспроизводила разнузданный тон погромных проповедей, звучавших в церквах, что обе религиозные партии сначала не поняли ее подлинного смысла. Некоторые сторонники англиканской церкви заявили о своей полной солидарности с автором брошюры. Ее приписывали кому-нибудь из епископов. Смятение и ужас диссидентов, ожидавших поголовного истребления, были так велики, что Дефо был вынужден выпустить «Объяснение к «Кратчайшему способу», где он открыл свой замысел – осмеять кровожадных церковников. Это объяснение, как и сам памфлет, было анонимным, но друзья и враги теперь догадались об авторстве Дефо. Правда, диссиденты еще не вполне успокоились, не вполне поверили своему защитнику, выступившему под маской врага.
Но зато правительство и англиканское духовенство вполне поняли смысл памфлета и оценили опасность, которую представлял для них неукротимый памфлетист. В январе 1703 года был отдан приказ об аресте Дефо, «виновного в преступлении чрезвычайной важности».
Дефо бежал и скрылся от полиции. В «Лондонской газете» появилось объявление о правительственной награде в 50 фунтов стерлингов тому, кто выдаст Дефо, «худощавого человека среднего роста, около 40 лет, смуглого, с темно-каштановыми волосами, серыми глазами, крючковатым носом, и большой родинкой около рта». Дефо был выдан и заключен в Ньюгетскую тюрьму. Памфлет был сожжен на площади палачом.
Приговор, вынесенный писателю, отличался исключительной суровостью. Он был приговорен к уплате большого штрафа, троекратному стоянию у позорного столба и тюремному заключению на неопределенный срок до специального приказа королевы. Дефо мужественно принял наказание. Еще во время предварительного заключения он написал «Гимн позорному столбу» (1703), в котором заявил, что гордится своей участью. Этот гимн был распространен его друзьями, продавался на улицах мальчишками и скоро был у всех на устах. Появление у позорного столба превратилось для Дефо в настоящий триумф. Огромная толпа восторженно приветствовала его, женщины забрасывали его цветами, позорный столб был украшен гирляндами. Однако на этом закончился героический период в жизни Дефо. Он был выпущен на свободу в том же году, тайно приняв условия, предложенные ему торийскими кругами и, прежде всего, Робертом Гарли, впоследствии премьер-министром торийского правительства.
В дальнейшем Дефо уже не подвергался политическим гонениям.
К концу жизни он оказался в одиночестве. В загородном захолустье Дефо доживал свои дни. Собственные дети давно разлетелись из гнезда. Сыновья торгуют в Сити, дочери замужем. И только дети его воображения герои его книг - не бросили старика Дефо, когда судьба нанесла ему роковой удар. Больного и немощного, она снова заставила его покинуть уютный дом, бежать, скрываться. И как когда-то, в минувшие дни, Дефо неожиданно для всех укрылся в так хорошо ему знакомых трущобах Лондона.
Он умер в конце апреля 1731 года. Сердобольная мисс Брокс - хозяйка дома, где Дефо прятался, похоронила его на свои собственные деньги. Газеты посвятили ему короткие некрологи, большей частью издевательского свойства, в самом лестном из которых его удостоили назвать “одним из величайших граждан республики Граб-стрит”, то есть лондонской улицы, где ютились тогдашние борзописцы и рифмоплеты. На могилу Дефо положили белую надгробную плиту. С годами она заросла, и казалось, что и память о Даниеле Дефо - вольном гражданине города Лондона - покрылась травой забвения. Прошло более ста лет. И время, суда которого так опасался писатель, отступило перед великими его творениями. Когда журнал “Крисчен уорлд” в 1870 году обратился к “мальчикам и девочкам Англии” с просьбой прислать деньги на сооружение гранитного памятника на могиле Дефо (старую плиту расколола молния), тысячи почитателей, в том числе и взрослых, откликнулись на этот призыв. В присутствии потомков великого писателя состоялось открытие гранитного монумента, на котором было высечено: “В память автора “Робинзона Крузо”. И это справедливо: из трехсот произведений, написанных Даниелем Дефо, подлинную славу ему принесло именно это сочинение. Его книга - зеркало эпохи, а образ Робинзона, в котором писатель воспел мужество человека, его энергию и трудолюбие, - герой великой эпопеи труда.

Писательская деятельность Дефо была необычайно разнообразной. Им написано более 250 работ различных жанров – от стихотворных и прозаических памфлетов до обширных романов. Помимо упомянутых выше политических памфлетов и «Опыта о проектах», он выпустил после 1703 года огромное количество очерков и статей самого разнообразного содержания. Здесь были исторические и этнографические труды, в которых исключительное внимание уделялось развитию торговли: «Всеобщая история торговли, в особенности британской коммерции» (1713), «Всеобщая история открытий и усовершенствований, в особенности в великих отраслях коммерции, навигации и земледелия, во всех частях света» (1725), «Путешествие по всему острову Великобритании» (1727), «Беспристрастная история жизни и деяний Петра Алексеевича, нынешнего царя Московии» (1723). Здесь были и поучительные трактаты, всячески пропагандирующие буржуазную предприимчивость («Образцовый английский негоциант», 1727, и т.д.). Одновременно появлялись в печати новые проекты Дефо, новые попытки исследований в форме «Опытов» – «Защита печати, или опыт о полезности литературы» (1718), «Опыт о литературе, или исследование о древности и происхождении письма» – и наряду с ними остроумные злободневные памфлеты, иногда в форме пародий («Инструкции из Рима в пользу претендента, адресованные высокопоставленному дону Сачевереллио», 1710, памфлет, вскрывающий близость англиканской церкви с католичеством).
Некоторым своим памфлетам и очеркам Дефо нарочно придает сенсационный характер и снабжает их эффектными, интригующими заголовками. В одном памфлете 1713 года он ставит перед читателем вопрос: «Что делать, если королева умрет?», другой озаглавливает: «Что, если нападут шведы?» (1717). Известную смелость и свободу в постановке таких вопросов позволяло Дефо его сближение с правящими кругами, а также анонимность памфлетов. Английский обыватель, разумеется, с жадностью набрасывался на эти брошюры и искал в них помощи и совета в годы, когда стране угрожала новая реставрация Стюартов или вторжение шведов.
Погоня за литературным заработком заставляла Дефо создавать наряду с серьезными трудами бульварные «истории» о знаменитых грабителях и привидениях, точные и детальные отчеты о совершенно фантастических событиях. Он подробно описал ужасающий ураган, пронесшийся в 1703 году над Англией, будучи его очевидцем; но через несколько лет он дал такое же точное и реалистическое описание извержения вулкана, которого на самом деле не было. В 1705 году им был написан фантастический отчет о путешествии на луну, представляющий сатиру на последние события в Англии, особенно на действия фанатиков англиканской церкви.
Дефо следует считать основателем журналистики в Англии с 1705 по 1713 год он издает газету «Обозрение французских дел». Под этим маскирующим названием имелось в виду обозрение всей европейской политики и внутренних дел Англии. Дефо издавал свою газету один, был ее единственным сотрудником и проводил в ней, несмотря на свою тайную связь с Гарли, прежние прогрессивные принципы, постоянно задевая церковников и крайних ториев. В газете печатались обширные международные обзоры, комментировались и события внутренней политической жизни Англии. На четвертой странице газеты, озаглавленной «Скандальный Меркурий, или Новости Клуба скандалов», помещался юмористический отдел, носивший сатирико-нравоучительный характер. Здесь осмеивались главным образом частные пороки, выводились сатирические образы сварливых или неверных жен, легковерных и обманутых мужей; но иногда разоблачалась также несправедливость подкупленных судей, продажность журналистов, фанатизм и невежество церковников; читатели узнавали в таком случае под вымышленными именами известных в Лондоне лиц, и это способствовало популярности газеты. Ее резко независимый тон, откровенные выпады против реакционных кругов, обстоятельность политических обозрений завоевали ей широкие читательские симпатии. Газета выходила два раза в неделю и предвосхищала во многих отношениях журналы Стиля и Аддисона («Болтун» и «Зритель»), издававшиеся в 1709–1711 годах. Нужна была вся колоссальная работоспособность и энергия Дефо, чтобы в течение ряда лет вести одному эту газету, перевоплощаясь то в серьезного обозревателя, то в остроумного памфлетиста.
Уже стариком, обогащенным огромным опытом публицистической и историографической работы, Дефо приступил к созданию художественных произведений. Его прославленный роман «Жизнь и странные, удивительные приключения Робинзона Крузо» (1719) был написан им на 58-м году жизни. Вскоре появились вторая и третья части романа, а затем еще ряд романов: «Жизнь и приключения знаменитого капитана Сингльтона» (1720), «Мемуары кавалера» (1720), «Записки чумного года» (1721), «Радости и горести знаменитой Молль Флендерс» (1721), «История и замечательная жизнь достопочтенного полковника Жака» (1722), «Удачливая любовница, или История жизни и разнообразных похождений... особы, известной под именем леди Роксаны» (1724), «Записки Джорджа Карльтона» (1724).
Все романы Дефо написаны в форме автобиографии и мемуаров вымышленных лиц. Все они отличаются простотой и сдержанностью языка, стремлением к точным описаниям, к точной передаче мыслей и чувств героев.
Дефо был убежденным сторонником простоты и ясности стиля. Каждый его роман представляет историю жизни и воспитания героя, начиная с детских или юношеских лет, причем воспитание человека продолжается и в его зрелые годы. Разнообразные приключения, тяжелые испытания формируют человеческую личность, а в романах Дефо это всегда энергичная и расчетливая личность, всеми дозволенными и недозволенными средствами завоевывающая себе жизненные блага. Герои Дефо чаще всего плуты, их накопительство сопровождается рядом неблаговидных поступков (исключение представляет Робинзон, любимейший, а потому и положительный герой Дефо). Капитан Сингльтон – пират, Молль Флендерс и «полковник» Жак промышляют воровством, Роксана – авантюристка и куртизанка. При этом все они преуспевают на своем жизненном пути и пользуются известным сочувствием писателя. Автор, хорошо знавший испанский язык, использует традиции испанского плутовского романа с его пестрой сменой приключений, скитаний ловкого одиночки в равнодушном и жестоком мире. Но восприятие жизни и отношение к собственным героям в романах Дефо гораздо сложнее и глубже, чем в плутовском романе. Некоторые герои Дефо отличаются сердечностью и трудолюбием (Молль Флендерс), они сознают свое падение, но жестокая буржуазная среда уродует их, превращает в безнравственных авантюристов. Дефо прекрасно понимает и показывает своим читателям, что вина за моральное падение его героев ложится на общество. Пружиной личной и общественной жизни оказывается эгоизм, как в «Басне о пчелах» Мандевиля. Подобно Гоббсу, Дефо склонен считать эту эгоистическую борьбу индивидов за материальные блага извечным законом человеческого существования.

Даниель Дефо (1660-1731) – разносторонний и плодотворный английский писатель и публицист. Считается, что именно он сделал популярным в Великобритании такой литературный жанр, как роман. В мире самым известным героем его произведений является Робинзон Крузо. Всего Дефо написал более 500 книг, журналов и памфлетов на самую разную тематику, начиная от политики с экономикой и заканчивая религией, психологией и семьёй. Он заложил основы экономической журналистики, считается основателем английской разведки.

Детские и юношеские годы

Родился Даниель Дефо около 1660 года недалеко от Лондона в небольшом местечке Криплгейте. Его отца звали Джей Фо, он был довольно состоятельным торговцем, продавал мясо и вдобавок к этому ещё имел небольшую свечную фабрику. И отец, и мать были ярыми диссидентами-пуританинами, то есть выступали против английской господствующей церкви.

Родители готовили Даниеля к пресвитерианскому пасторству, поэтому в возрасте 14 лет отдали его в духовную семинарию. После неё юноша окончил ещё Академию Мортона в Стоук-Ньюингтоне. Он, как примерный ученик, хорошо изучил греческий язык, латынь и классическую литературу, но всё это не было для молодого человека интересным. Его увлекала коммерция и торговое дело, этим Даниель готов был заниматься всю жизнь. Хотя всё равно он всегда вспоминал ньюингтонскую школу с теплотой за то, что она дала ему много необходимых знаний.

Торговля

В девятнадцатилетнем возрасте Дефо обучение завершил и, как советовал ему отец, начал коммерческую деятельность. В Лондоне имелась контора оптовой чулочной фирмы, работавшей с заграницей. Отец послал в эту контору Даниеля обучаться торговой практике и бухгалтерскому делу, учёбу юноша совмещал с работой приказчиком у чулочного торговца.

Обучение в конторе Дефо окончил в 1685 году и сразу же занялся оптовой чулочной торговлей в Корнхилле. Открытая им фирма просуществовала до 1695 года. Потом он занимался торговлей кирпичом и черепицей, винами и табаком. По долгу службы ему приходилось бывать в Португалии, Франции и Испании, где он знакомился с европейской жизнью, изучал иностранные языки.

Очень часто Даниель вступал в рискованные сделки, неоднократно бывал на грани банкротства, но всегда находил выход из сложившейся ситуации.

Политика

Помимо коммерции Даниеля всегда интересовала религиозная и политическая борьба. Например, в 1685 году он был участником восстания герцога Монмаута, который выступал против политики Якова II Стюарта. 6 июля 1685 года состоялось сражение при Седжмуре, мятежники его проиграли, власти тогда восстание задушили, герцога казнили, а сам Дефо едва сумел спрятаться от преследования.

Ещё в 1681 году он начал увлекаться поэзией, писал стихи на религиозные темы. А в 1687 году он написал свой первый памфлет, в котором рассуждал о свободе совести и обращался к его королевскому высочеству. Поводом послужила недавно подписанная декларация о прекращении действия карательных законов, принадлежавших к вероисповеданию. Это его первое литературное выступление охарактеризовало Дефо как хорошего писателя и зрелого политического деятеля, хотя ему было на то момент всего 26 лет. Однако многие его друзья не приняли такого выступления против королевской декларации. Это сильно разочаровало Дефо и он забросил свои литературные намерения, занялся снова исключительно торговлей.

Но через несколько лет Даниель вернулся к литературе. Он писал сатирические стихи и очерки, памфлеты и трактаты, в которых разоблачал несправедливые законы и призывал к реформам. Его сатира была очень популярна среди народа, и вскоре Дефо стал заметной политической личностью.

Когда к власти пришла королева Анна, за свои памфлеты Дефо попал в тюрьму и три раза был выставлен к позорному столбу.

Чтобы освободиться из тюрьмы, Даниелю пришлось пойти на сотрудничество с властью, он стал тайным агентом и в течение нескольких лет выполнял правительственные поручения.

Литература

Возраст Дефо приближался уже к 60 годам, когда он услышал реальную историю о том, как моряк из Шотландии Александр Селькирк попал на необитаемый остров Хуан Фернандес в Тихом океане. Он прожил там 4 года, пока его не обнаружил и не подобрал корабль, которым командовал Вудс Роджерс. Капитан Роджерс потом описал эти события в книге «Плавание вокруг мира». А вскоре за этим на глаза Дефо попался ещё и очерк Стиля «История Александра Селькирка». Даниель всерьёз заинтересовался этим шотландским моряком, и творческое сознание Дефо превратило уникальную историю в масштабное художественное произведение.

Ну, кто из нас, будучи совсем в юном возрасте, не зачитывался «Приключениями Робинзона Крузо», где главный герой в течение 28 лет проживал на безлюдном острове и сумел не только выжить, но и создать свой личный мир.

Успех этого романа был настолько феноменальным, что Даниель Дефо в скором времени взялся за его продолжение. В 1719 году увидел свет роман "Последующие приключения Робинзона Крузо", а ещё через год писатель сочинил "Серьезные размышления в течение жизни и удивительные приключения Робинзона Крузо с его виденьем ангельского мира". Но, надо сказать, что по популярности с первым романам последующие два не сравнить, такого читательского успеха они не имели.

Теперь уже Дефо посвящал всё своё время, а можно сказать, и жизнь только творчеству. Одно за другим выходят из-под его пера произведения:

  • 1720 год – «Капитан Синглтон», «Мемуары кавалера»;
  • 1722 год – «Полковник Джек» и «Молль Флендерс», «Дневник чумного года»;
  • 1724 год – «Роксана»;
  • 1726 год – «Путешествие Англией и Шотландией».

В его сочинениях в большей степени преобладали жанр авантюрных романов, историческая и приключенческая тематика. Также он много писал романов-мемуаров.

Последние годы жизни и смерть

Дефо был женат на Мэри Таффли, женщина родила писателю восьмерых детей, но получилось так, что умирал он в одиночестве.

Последний год жизни Даниеля Дефо оказался ужасным и мрачным. Его жестоко, хотя и вполне заслуженно, пытался наказать обманутый им издатель, он преследовал его, один раз напал со шпагой, но Дефо, несмотря на преклонный возраст, смог тогда обезоружить противника.

Эти постоянные угрозы и преследования в конце концов разбили болезненного старца, и он обезумел. Обманутый им человек грозился местью, и Даниель убежал от семьи, стал скрываться, назывался чужим именем, постоянно переезжал с места на место по разным городам Англии.

Вдоволь поскитавшись, в 1731 году Дефо вернулся в Англию и поселился в Мурфилде, самом отдалённом районе города. Здесь знаменитый создатель Робинзона Крузо умер в старости и одиночестве 26 апреля 1731 года.

О его смерти не знал никто из родственников, похоронами занималась квартирная хозяйка. Вещи, которые остались от Дефо, она продала на аукционе, чтобы возместить себе похоронные расходы.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png